Меню

праздник святых косьмы и дамиана

Святые Косма и Дамиан 2021: какого числа по церковному календарю

Когда день памяти мучеников бессеребреников Космы и Дамиана в 2021 году?

День памяти мучеников Космы и Дамиана в 2021 году отмечается дважды.

По старому стилю дни памяти Космы и Дамиана отмечались церковным календарем 1 июля и 1 ноября соответственно. Даты не является переходящими, отмечаются православной церковью в один и тот же день каждый год.

В православной церкви имеется не одна пара святых под именами Косма и Дамиана, которые жили в разных местах и в разные времена, но при этом внесли неоценимый вклад в развитие и распространение христианства.

Житие Космы и Диамина

Косма и Диамин родились в Асии, при этом точное время их жизни и смерти не известно. Некоторые источники говорят о том, что они жили не позднее 4 века нашей эры. Воспитанием братьев занималась исключительно мать, так как отец умер. Вскоре дети были отданы во врачебные науки, вследствие чего бытует мнение, что им были даровано искусство исцеления.

К братьям обращались множество больных с самыми разными симптомами и заболеваниями, вылечить которые самостоятельно никак не получалось. Платы они никогда не брали, так как соблюдали все заповеди Христа, а также следовали зову своего сердца помогать без корысти.

По легенде, братья однажды лечили тяжело больную женщину, которая в знак благодарности принесла одному из братьев три яйца и попросила принять их во славу Господа. Верующий не смог отказаться от такого подношения и принял его, однако данная ситуация была неправильно понята его братом, вследствие чего тот просил похоронить их в разных местах. Однако захоронены они были все же в одном месте, ведь того пожелал сам Господь, передав информацию через верблюда, вылеченного от бешенства.

Где находятся мощи мучеников

О чем молятся Косме и Дамиану

Житие Космы и Дамиана можно считать образцом смирения и готовности отстаивать свою веру. Обращаясь к мощам Космы и Дамиана за помощью можно наблюдать настоящие чудеса исцеления, которые нельзя объяснить ни наукой, ни медициной.

Человек, который считается безнадежным, вдруг исцеляется и обретает новый смысл жизни, слепые начинают различать цвета и четкость мира, глухие слышат пение птиц и звуки природы. Множество чудес было замечено на святых местах, ведь братья были признаны святыми еще во времена их жизни.

Источник

Кому не страшно жить

372323.p

Сегодня память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Их мать – преподобная Феодотия – воспитала своих сыновей в вере и благочестии, передав им свою горячую любовь к Богу. За этот подвиг и была она прославлена святой Церковью. Став искусными врачами, братья стяжали благодатный дар исцелять болезни силою молитвы, не беря за лечение никакой платы. Издревле распространено их почитание на Руси. Молятся им не только об избавлении от телесных недугов людей и животных, но и о хранении христианского брака, о помощи детям в учебе.

Став искусными врачами, братья стяжали благодатный дар исцелять болезни, не беря за лечение никакой платы

Есть в житии святых бессребреников эпизод, заслуживающий особого нашего внимания. Одна женщина, исцеленная молитвой святых братьев от тяжелой болезни, пришла тайно к Дамиану, прося его взять хотя бы три яичка – во имя Отца, Сына и Святого Духа. Услышав имя Святой Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Но Косма, узнав, что брат нарушил их строгий завет, так огорчился, что завещал не хоронить его рядом с ним. Вскоре пришло время Косме отходить ко Господу, через некоторое время почил и Дамиан, и не знали, что делать, ведь братья прожили душа в душу всю жизнь. Но тут по воле Божией совершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого братья вылечили когда-то от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды был принят дар женщины, а ради имени Божия.

Какая красивая и в то же время странная история! Прежде всего, не слишком ли строгим был суд святого Космы о своем брате? И, во-вторых, это чудо с верблюдом. Наверное, можно было каким-то более простым способом известить народ о том, что значило кажущееся отступление от обета святого Дамиана. Господь хочет напомнить нам, что самое главное в жизни – всецелое доверие Промыслу, и что корень всех зол во все времена – гнусное, как говорит апостол Петр, корыстолюбие. Вы помните историю с Ананией и Сапфирой в книге Деяний? Оттого, что они лицемерно утаили от Церкви часть цены от проданного имения, Господь предал их немедленной смерти. «Ибо не человекам солгали, – сказал апостол Петр, – а Богу» (Деян. 5, 4). Им дано было знать, что такое благодать Духа Святого, а они – в самом начале пути Церкви – предпочли земные сокровища небесным. Святые Косма и Дамиан тоже исключительным образом вкусили и увидели, как благ Господь, и приняли эту милость Божию как заповедь на всю жизнь: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Вот почему искушение праведного Космы было столь сильным, даже до смерти. Святые Косма и Дамиан именуются Церковью бессребрениками и чудотворцами. Они бессребреники, бессребреники до конца, до полной отдачи, и потому чудотворцы. Там, где они, – жизнь становится чудесной. И даже верблюд, как ветхозаветная ослица, возвещает волю Господню.

В наши дни на Афоне произошла такая история. Одному монаху нужно было поехать в город по неотложным делам, а у него не было денег даже на билет. В день отъезда ему передали чек на тысячу драхм. На конверте стояла подпись того, кто послал ему эти деньги: «Всесвятая», то есть как бы от имени Божией Матери. Когда он получил эти деньги, он заплакал. Он заплакал, потому что не только внешне увидел руку Божию, заботящуюся о нем, но его сердца коснулась благодать милосердия, которое Господь проявляет ко всем людям. Он узнал, что эти деньги были направлены ему еще до того, когда он мог подумать о том, что они ему пригодятся. И он увидел, что слова Священного Писания: «Не заботьтесь о том, что будете есть, что будете пить, во что оденетесь» (Мф. 6, 25) начертаны на всех обстоятельствах нашей жизни. «Не заботьтесь, потому что Отец ваш Небесный знает, что вы во всем этом имеете нужду. И прежде вашего прошения, – говорит слово Божие, – дает вам все необходимое» (Мф. 6, 28–31).

Господь заключил со всеми нами завет любви, который заключается в том, чтобы мы ни о чем не заботились, кроме того, чтобы исполнить Его святую волю

Господь заключил со всеми нами завет любви, который заключается в том, чтобы мы ни о чем не заботились, кроме того, чтобы исполнить Его святую волю. Ни о чем не заботились, кроме заботы об угождении Богу и нашим ближним. Все остальное Бог берет на Себя. Он обещает, что Он позаботится о нашей жизни так, как никто никогда, никакие люди, никакое множество людей, ни все человечество, вместе взятое, не смогут позаботиться. От нас требуется только жить одной заботой – чтобы не согрешить, и помнить, что корень всех грехов – именно сребролюбие. Кто живет, исполняясь доверчивости к Богу, – самые простые люди, каких много было раньше в православной России, – тому не страшно жить. Лица у этих людей были совершенно другие – спокойные, хотя ведь тоже были испытания, потрясения – без этого жизнь человеческая не бывает, – но они знали, что Господь никогда не оставит их. Это была детская доверчивость к Промыслу Божию. Время от времени Господь давал им узнавать не только то чудо, о котором свидетельствует афонский монах, но и благодатное присутствие в их жизни Бога. «Если не будете, как дети, – говорит Господь, – не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Дело не просто в том, чтобы мы освободились от лишних, обременяющих нас забот, но чтобы стали годными для истинной жизни.

К этому призывает нас вся священная история Церкви. Пророк Илия среди всеобщего голода был питаем вороном, который прилетал и кормил его. Потом Бог позаботился о нем через вдову, у которой оставалось всего на донышке муки и масла. Но оттого, что она верила в Бога, знала, что Господь все содержит в Своей руке, отдала все пророку, и не истощалась у нее ни мука, ни масло. Это чудо кажется нам слишком высоким, но на самом деле в мире существует только этот единственный закон. Только это – правда, и на ней стоит вся жизнь. Все скорби, все потрясения, все ужасы, которые переживает мир, происходят оттого, что он отступает от этой тайны жизни, от этой главной правды.

Голод страшен. Говорят, что нет ничего страшнее голода, когда человек может терять свое человеческое достоинство. Те, кто вспоминает страшные события, которые были в нашей стране в 1930-е годы, когда на Украине был голод, или в Ленинградской блокаде, свидетельствуют, что люди порой становятся хуже зверей.

Но в обыденной жизни, в каждодневных наших скорбях Господь преподносит те же самые уроки. Что мы можем сказать о большинстве из нас, не являющихся такими великими праведниками и одновременно старающихся жить по вере? Мы усердно занимаемся нашими земными делами – и одновременно молимся Богу, чтобы Он помог нам. Но вот выясняется, что Господь, Который действительно помогает нам, помогает не так, как нам хотелось бы, а посылает искушения, трудности и скорби для того, чтобы мы снова приблизились к пониманию единственной главной правды, от которой мы все время удаляемся. И нам кажется, что Промысл Божий оставляет нас. Мы не видим присутствия Божия, Его заботы о нас. Иногда только, когда уже скорбь достигает каких-то крайних пределов, и мы в горе нашем начинаем обращаться ко Господу, нам дается увидеть, что Господь рядом. Господь поступает так из любви к нам, чтобы мы поняли, что наша забота о земном очень часто приводит к тому, что мы все большую надежду начинаем возлагать на это наше земное, а не на то, что Господь может совершить с нами. Это глубокая тайна. Отступление от нее происходит неприметно в христианских обществах. По этой причине в конце концов произошло крушение православной монархии. Здесь причина всех главных катастроф в истории человечества, как свидетельствует Писание. Не то что бы люди отказываются от веры, но все большую заботу проявляют о том, что кажется более видимым, ощутимым.

И Господь, желая, чтобы мы не утратили Его, чтобы не лишились самого главного блага, посылает скорби, чтобы мы узнали, что значат Его слова: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). Когда мы приближаемся к постижению этого, тогда мы начинаем видеть руку Божию, которая нас спасает. Тогда мы понимаем смысл всех событий, происходящих с каждым из нас, с народом нашим, со всем человечеством.

Вспоминается рассказ еще одного афонского монаха. В юности, когда он только поступил в монастырь, он был направлен в скит к престарелому монаху, которому трудно уже было заботиться о себе. Братия сказала ему, чтобы он пригласил его в монастырь. Он пришел к нему и сказал: «Отче, тебе уже трудно ухаживать за собою. Пойдем в монастырь, братия будет заботиться о тебе». И тот ответил: «Посмотри вокруг. Разве ты не знаешь, что Господь заботится даже о самых маленьких червяках и питает их? Неужели Он не позаботится и не пропитает меня, старого большого червя?» Такое было у него упование, такое смирение, такое знание, что Господь воистину заботится о всяком червячке, как Он сам говорит, и дает всем необходимое для жизни. Слова Христовы об этом для него не были никогда отвлеченными, в отличие от нас. И поэтому, в отличие от нас, он благодатно знал тайну любви Божией.

К этому афонскому монаху, духоносному старцу, в последние годы его жизни было массовое паломничество. И люди, естественно, приходили к нему с разными подарками. Он принимал эти подарки и передавал их другим паломникам, приходящим к нему. Однажды его спросили: «Отче, скажи, почему ты никогда не возьмешь что-нибудь для себя?» Тот отвечал: «Если бы я что-нибудь брал для себя, то в конце концов моя келлия превратилась бы в супермаркет. Кроме того, я же не хочу быть хуже вас. Вы приносите мне подарки, чтобы Господь вместо тленного дал вам нетленное, благодать. И для меня это дороже всего на свете. Поэтому и я поступаю подобно вам».

В праздник святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана услышим напоминание Церкви о главной тайне человеческой жизни – о той, которая была явлена богоизбранному народу, когда он шел через пустыню. О той, о которой, переходя через огненные скорби наших дней, мы не должны никогда забывать. Господь питал Свой народ там, где ничего не произрастало, манною, падающею с небес. Но предупреждал, что пища у них не оскудеет, если они будут собирать ее только на один день, не заботясь о завтрашнем. Если же они не послушают Его, то все потеряют. И эти люди убеждались, что манна небесная, оставшаяся на следующий день, сгнивала. Не по этой ли причине Господь все земное, и пищу в том числе, подвергает тлению?

Помолимся святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, чтобы они исцелили нас от болезни многозаботливости, умерщвляющей нас. Чтобы мы научились такому упованию на Господа, когда, принимая из Его рук хлеб наш насущный на каждый день, одновременно принимали ту нетленную пищу, то благоухание жизни, для которого Он создал нас любовью Своею.

Источник

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

flag ruflag uaflag mdflag grflag en

sobor

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с трагедией на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Сената Парламента Республики Казахстан М.С. Ашимбаевым

Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Тверской области И.М. Руденей

Святейший Патриарх Кирилл провел очередное заседание Архиерейского совета Московской митрополии

Святейший Патриарх Кирилл принял заместителя председателя ОВЦС архиепископа Ереванского Леонида

Архив

14 ноября ― день памяти святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских

damiankosma

Святые Косма и Дамиан были родом из Асии. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Их отец-язычник умер, когда они были еще совсем малыми детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать, Феодотия. Пример матери и чтение святых книг сохранили их в непорочной жизни по закону Господню. Косма и Дамиан возросли в мужей праведных и добродетельных. Образованные и искусные врачи, они стяжали благодатный дар Духа Святого ― силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей, лечить даже животных.

С горячей любовью к Богу и ближним братья вышли на общественное служение. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Господа нашего Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Слава о святых Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками.

Однажды святых позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за ее безнадежного состояния. По вере Палладии (так звали больную) и по усердной молитве святых братьев Господь исцелил умирающую, и она встала с одра своего совершенно здоровой, славя Бога.

Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия тайно пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы ― Отца, Сына и Святого Духа». Услышав Имя Святой Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма же, узнав о случившемся, очень опечалился. Он подумал, что брат его нарушил их строгий обет.

Вскоре исполнилось время святому Косме отходить ко Господу. Умирая, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через малое время умер и святой Дамиан. Все были в большом недоумении, где будет могила Дамиана. Но тут, по воле Божьей, свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Имени Божьего. Честные мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия).

Женщина, увидев, что ей грозит опасность, с глубокой верой воззвала к Богу. Тогда явились два грозных мужа, и лукавый человек отпустил женщину, бросился бежать, но упал в пропасть. Мужи отвели женщину домой. У дома своего она, кланяясь им до земли, спросила: «Как зовут вас, спасители мои, кого благодарить мне до конца моих дней?» «Мы рабы Христовы Косма и Дамиан» ― отвечали они и стали невидимы. Женщина со страхом и радостью рассказала всем о случившемся с ней, славя Бога, со слезами пошла к иконе святых братьев и сотворила благодарственную молитву о избавлении. С тех пор святые братья Косма и Дамиан почитаются покровителями святости и ненарушимости христианского брака, устроителями супружеской жизни.

В нашем Отечестве святые бессребреники Косма и Дамиан преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвой при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию.

Источник

Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские

Аудио

Память 1 / 14 ноября

Скачатьaudio
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Симеон (Томачинский)

Святые Косма и Дамиан, братья по плоти, родились в провинции Асия, в области Ефес. Их отец, знатный язычник, принял христианскую веру некоторое время спустя после рождения сыновей, но из-за его преждевременной смерти они остались на попечении благочестивой матери Феодотии. Будучи христианкой с самого детства, она старалась воспитать их в благочестии, побуждая подражать ее добродетелям.

Косма и Дамиан изучили разные науки, однако вскоре отвергли их ради врачебного искусства. Подобно апостолам, которых Христос послал на проповедь, они получили власть изгонять нечистых духов и исцелять все виды болезней лишь одним лекарством – молитвой. Новые апостолы, даром приняв благодать Святого Духа, и лечили, никогда не требуя платы, не делая различий между богатыми и бедными, странниками или своими близкими. Их милосердие было таково, что они распространяли благодеяния даже на животных. Хотя Косма и Дамиан были сведущи во врачебном искусстве, они употребляли вместо лекарств, скальпеля и пластыря лишь одно животворящее имя Христово, соединяя вместе с лечением проповедь Евангелия Спасения, как если бы Сам Христос Исцелитель действовал в них и исцелял души и тела. К их жилищу приходили самые разные люди, и каждый получал исцеление и утешение в меру своей веры.

Святой Дамиан, младший из братьев, первым почил в мире, за ним некоторое время спустя последовал и Косма. Впоследствии множество христиан постоянно притекало к церкви, которая была построена на месте их погребения в местечке, называемом Фереман. Больных приводили туда и позволяли пробыть несколько дней в церкви с молитвами и прошениями. Для них драгоценные мощи и икона святых становились изобильным источником исцелений и утешения, дабы с терпением и надеждой они могли перенести болезни, которые Господь попустил для спасения их душ.

Источник

День Космы и Дамиана: что можно и нельзя делать 14 ноября

Продолжение: День памяти мучеников Акиндина и Пигасия: что нельзя делать 15 ноября

Этот церковный праздник в народе прозвали Кузьминками. По поверьям, в этот день хозяйство брала на себя незамужняя девушка, которая готовила еду на всю семью.

ПО ТЕМЕ

Никодимов день: традиции и приметы 13 ноября

theme 628

Сюжеты Православные праздники

Косма и Дамиан были родными братьями, которых воспитала мать преподобная Феодоия. После смерти мужа-язычника она решила посвятить жизнь христианству и в нем воспитывать сыновей. Став взрослыми, братья вышли на служение Богу. Они стали помогать больным, посвятив свою веру врачеванию. Их вера однажды вылечила женщину, от которой отказались все врачи. Братья приняли обет и не брали ни с кого платы, за это и получили прозвище «бессребреники».

Что нельзя делать 14 ноября

Задаваясь вопросом «какой сегодня праздник», стоит обратить внимание на ограничения и запреты, связанные с этим днем. В православный праздник Космы и Дамиана нельзя выбрасывать курицу. По поверьям, нужно есть куриное мясо и потроха для здоровья. В древности курицу даже дарили в этот церковный праздник. 14 ноября запрещается посещать бани и сауны, особенно с детьми. Если вода, в которой мылся малыш, попадет на землю, ребенок будет много болеть. В церковный праздник Космы и Дамиана нельзя смотреть в глаза тому, кому подаете милостыню, нищий может сглазить и навести порчу. Не стоит совершать крупные покупки и одалживать деньги. 14 ноября не стоит вязать или шить, чтобы не навлечь проблемы со зрением. В этот церковный праздник не стоит стирать, чтобы не стать героем сплетен. Нельзя плохо говорить про других за спиной.

Приметы и традиции

14 ноября 2021 года православные отмечают день Космы и Дамиана. В этот день, как и во многие другие церковные праздники, стоит обратить внимание на народные приметы.

Источник

Святые Косма и Дамиан

Святые братья: Косма и Дамиан

Святые Косма и Дамиан, братья по плоти, были родом из Азии 1 Отец их был язычник, мать же, по имени Феодотия — христианка. Пребывая по смерти своего мужа во вдовстве и проводя время в усерднейшем служении Христу, она всю свою жизнь посвятила на то, чтобы благоугодить Богу. И была она, как та вдовица, которую восхваляет Апостол: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1Тим.5:5).

kid

Живя богоугодно сама, она научила тому же и возлюбленных детей своих, Косму и Дамиана, ибо воспитала их в добром наставлении вере христианской и в изучении Божественных Писаний и наставила их на всякую добродетель. Придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов.

О нестяжательности их и безмездном врачевании есть такое сказание:

Некоторая женщина, по имени Палладия, в течении многих лет лежала на одре болезни и не получала никакой помощи от различных врачей. Услыхав о святых Косме и Дамиане, что они исцеляют всякие болезни, она послала к ним с просьбою, чтобы они посетили ее пред смертию. Святые, вняв сей просьбе, пошли в дом ее, и тотчас эта женщина, по вере своей, получила исцеление чрез пришествие к ней святых врачей и встала здоровою, славя Бога за дарование Своим рабам таковой благодати исцелений.

Из благодарности к своим врачам за сие благодеяние, она хотела сделать им подарок. Но они не брали ничего, никогда и ни от кого, ибо не продавали благодати, которую имели от Бога. Женщина вознамерилась умолить, по крайней мере, одного из них, чтобы принял от нее самый малый дар; взяв три яйца, она пришла тайно к святому Дамиану и заклинала его Богом, чтобы он взял от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан, слыша имя Триединого Бога, взял от женщины этот малый дар, ради той великой клятвы, которою она закляла его. Святый Косма, узнав потом об этом, очень опечалился и пред своею кончиною сделал завещание, чтобы не погребали Дамиана возле него, ибо он нарушил заповедь Господню и принял от женщины награду за исцеление.

kid

Святый Косма почил о Господе, а с течением времени пришел час кончины и Дамиана, и он преставился от временной жизни к вечной.

Люди были в затруднении — где погребать Дамиана, ибо знали о завещании святого Космы и не смели положить возле него брата его.

В то время как они недоумевали, внезапно пришел верблюд, который был прежде бесноватым и получил исцеление от святых. Он проговорил человеческим голосом, чтобы не сомневались положить Дамиана близ Космы, так как он взял от женщины три яйца не ради награды, но ради имени Божия.

Помощь святых Космы и Дамиана

Читайте также — Рассказ Марии

Однажды, во времена жатвы, один из жителей тех мест вышел жать на ниву свою. Изнемогши от солнечного зноя и намереваясь отдохнуть, он пошел под дуб, лег и крепко уснул. Во время сна ему чрез открытый рот вползла змея. Пробудившись, земледелец сразу не почувствовал никакой боли, так что снова принялся за работу на своей ниве. С наступлением же вечера, когда земледелец пришел домой и после ужина лег на постель, то почувствовал страшную боль от того, что змея начала терзать его внутренности. Больной, не вынося страданий, стал кричать, чем пробудил от сна всех домашних. Последние, подойдя к больному и видя его страшные мучения, ничем однако не могли помочь; они даже не могли понять, что это была за болезнь. Тогда больной, не получив никакой помощи от окружавших, прибег к скорым помощникам Косме и Дамиану и воскликнул: «святые врачи, Косма и Дамиан, помогите мне»! Святые тотчас поспешили с своею помощью: больной крепко заснул, и во время сна изо рта выползла змея. Видавшие сие чудо ужаснулись и прославили святых угодников. Когда змея выползла, муж тот тотчас пробудился и, с помощью святых бессребреников, выздоровел совершенно.

Был в том месте другой муж, по имени Малх. Он жил близ храма святых врачей, Космы и Дамиана, в Феремане. Намереваясь отправиться в далекий путь, он повел свою жену к храму и сказал ей:

— Вот я ухожу в далекий путь, тебя же вручаю под защиту Космы и Дамиану: оставайся дома, пока не пришлю тебе условленный знак о себе, который ты признаешь за мой. И если Бог восхощет, то пришлю тебе этот знак и возьму тебя к себе.

Поручив таким образом жену свою святым, Малх отправился в путь. По прошествии нескольких дней, Диавол принял образ некоторого знакомого человека и, придя к жене Малха, показал ей тот знак, на который указывал ей муж, говоря: «пришлю тебе знак и возьму тебя к себе».

Показывая ей сей знак, Диавол велел идти за ним к мужу.

— Меня, — сказал он, — прислал твой муж за тобою, чтобы привести тебя к нему.

— Знак этот я знаю, но идти не хочу, ибо я поручена святым бессребреникам Косме и Дамиану; и если хочешь, чтобы я пошла с тобой к мужу, то пойдем со мною ко храму святых, возьмись за край алтаря и поклянись мне, что не причинишь мне на пути никакого зла.

Диавол дал такое обещание и, подойдя с нею к храму, взялся за край алтаря и клялся, говоря:

— Клянусь силами Космы и Дамиана, — не причиню дорогою тебе зла, но приведу тебя к мужу твоему.

— Боже, по молитвам святых твоих, Космы и Дамиана, помоги мне и поспеши избавить меня из рук сего убийцы!

И тотчас явились скорые помощники, святые бессребреники, Косма и Дамиан. Диавол, увидев их, оставил женщину и бежал; поднявшись на высокий берег, он низринулся в пропасть и исчез, а святые, взяв женщину, привели в дом ее.

Женщина, кланяясь им, говорила:

— Благодарю вас, господа мои, что избавили меня от горькой погибели. Умоляю вас, — скажите мне, кто вы, чтобы мне знать, кому воздавать благодарность до конца жизни моей.

— Мы — рабы Христовы, Косма и Дамиан, которым поручил тебя твой муж пред отправлением в путь, потому мы и поспешили к тебе на помощь и избавили тебя, по благодати Божией, от Диавола.

Слыша это, женщина упала на землю от страха и радости, святые же стали невидимы. И восклицала женщина, восхваляя и благодаря Бога и святых рабов Его, Косму и Дамиана. Придя в храм, она припадала со слезами к иконе святых и рассказала всем о том, что было, — как Господь явил к ней милость по молитвам Своих угодников. Молилась же она такими словами:

Молитва чудотворцам Косме и Дамиану

«К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем мы, недостойнии (имена), преклонше колена, прибегаем и припадающе усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших, и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатая Своя милости: избавьте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

1 Азия, иначе Асия — это наименование употреблялось в древности не в одинаковом смысле. Первоначально оно означало небольшую, обильную возами, болотистую равнину в Лидии, т.е. средину западной части нынешнего малоазийского полуострова, на восточном берегу Эгейского моря. Римляне делили упомянутый полуостров на две приблизительно равные, части: одну, северо-восточную, лежащую при Черном море называли Понтом, другую, юго-западную, называли собственно Асией; каждая часть делилась на несколько (не всегда одинаковое число) провинций; по утверждении христианства, каждая из последних делилась, в свою очередь, в церковном отношении, на несколько епископий (еще в Апокалипсисе упоминается о 7 Асийских церквах — гл.1, ст.4, 11). С течением времени наименование Азии стали прилагать ко всему нынешнему малоазийскому полуострову, наконец — ко всей вообще части света, лежащей на востоке от нашей Европы, на одном с нею материке.

2 Слово туне и означает даром, без платы.

3 Фереман находился в Месопотамии на два дня пути от Амида (по-турецки называемый Диар-Бекира, в верховьях р.Тигра) и был разрушен Турками при первых завоевания их; при этом мощи свв. Космы и Дамиана перенесены были в Амид, где почивают и доныне.

4 Здесь разумеются три еврейских отрока — Анания, Азария и Мисаил. Находясь в Вавилонском плену, они отказывались воздать поклонение сооруженному Навуходоносором золотому истукану, были ввергнуты за это, по приказанию царя, в сильно разожженную печь, но чудесно, по милости Божией, остались в ней невредимыми, даже — со всеми одеждами (Дан.3)

5 Здесь, вероятно разумеется св. равноапостольная Фекла. Память ее празднуется 24 сентября.

Читайте также:

Источник

Святые Косма и Дамиан 2021: какого числа по церковному календарю

Когда день памяти мучеников бессеребреников Космы и Дамиана в 2021 году?

День памяти мучеников Космы и Дамиана в 2021 году отмечается дважды.

По старому стилю дни памяти Космы и Дамиана отмечались церковным календарем 1 июля и 1 ноября соответственно. Даты не является переходящими, отмечаются православной церковью в один и тот же день каждый год.

В православной церкви имеется не одна пара святых под именами Косма и Дамиана, которые жили в разных местах и в разные времена, но при этом внесли неоценимый вклад в развитие и распространение христианства.

Житие Космы и Диамина

Косма и Диамин родились в Асии, при этом точное время их жизни и смерти не известно. Некоторые источники говорят о том, что они жили не позднее 4 века нашей эры. Воспитанием братьев занималась исключительно мать, так как отец умер. Вскоре дети были отданы во врачебные науки, вследствие чего бытует мнение, что им были даровано искусство исцеления.

К братьям обращались множество больных с самыми разными симптомами и заболеваниями, вылечить которые самостоятельно никак не получалось. Платы они никогда не брали, так как соблюдали все заповеди Христа, а также следовали зову своего сердца помогать без корысти.

По легенде, братья однажды лечили тяжело больную женщину, которая в знак благодарности принесла одному из братьев три яйца и попросила принять их во славу Господа. Верующий не смог отказаться от такого подношения и принял его, однако данная ситуация была неправильно понята его братом, вследствие чего тот просил похоронить их в разных местах. Однако захоронены они были все же в одном месте, ведь того пожелал сам Господь, передав информацию через верблюда, вылеченного от бешенства.

Где находятся мощи мучеников

О чем молятся Косме и Дамиану

Житие Космы и Дамиана можно считать образцом смирения и готовности отстаивать свою веру. Обращаясь к мощам Космы и Дамиана за помощью можно наблюдать настоящие чудеса исцеления, которые нельзя объяснить ни наукой, ни медициной.

Человек, который считается безнадежным, вдруг исцеляется и обретает новый смысл жизни, слепые начинают различать цвета и четкость мира, глухие слышат пение птиц и звуки природы. Множество чудес было замечено на святых местах, ведь братья были признаны святыми еще во времена их жизни.

Источник

Кому не страшно жить

372323.p

Сегодня память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Их мать – преподобная Феодотия – воспитала своих сыновей в вере и благочестии, передав им свою горячую любовь к Богу. За этот подвиг и была она прославлена святой Церковью. Став искусными врачами, братья стяжали благодатный дар исцелять болезни силою молитвы, не беря за лечение никакой платы. Издревле распространено их почитание на Руси. Молятся им не только об избавлении от телесных недугов людей и животных, но и о хранении христианского брака, о помощи детям в учебе.

Став искусными врачами, братья стяжали благодатный дар исцелять болезни, не беря за лечение никакой платы

Есть в житии святых бессребреников эпизод, заслуживающий особого нашего внимания. Одна женщина, исцеленная молитвой святых братьев от тяжелой болезни, пришла тайно к Дамиану, прося его взять хотя бы три яичка – во имя Отца, Сына и Святого Духа. Услышав имя Святой Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Но Косма, узнав, что брат нарушил их строгий завет, так огорчился, что завещал не хоронить его рядом с ним. Вскоре пришло время Косме отходить ко Господу, через некоторое время почил и Дамиан, и не знали, что делать, ведь братья прожили душа в душу всю жизнь. Но тут по воле Божией совершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого братья вылечили когда-то от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды был принят дар женщины, а ради имени Божия.

Какая красивая и в то же время странная история! Прежде всего, не слишком ли строгим был суд святого Космы о своем брате? И, во-вторых, это чудо с верблюдом. Наверное, можно было каким-то более простым способом известить народ о том, что значило кажущееся отступление от обета святого Дамиана. Господь хочет напомнить нам, что самое главное в жизни – всецелое доверие Промыслу, и что корень всех зол во все времена – гнусное, как говорит апостол Петр, корыстолюбие. Вы помните историю с Ананией и Сапфирой в книге Деяний? Оттого, что они лицемерно утаили от Церкви часть цены от проданного имения, Господь предал их немедленной смерти. «Ибо не человекам солгали, – сказал апостол Петр, – а Богу» (Деян. 5, 4). Им дано было знать, что такое благодать Духа Святого, а они – в самом начале пути Церкви – предпочли земные сокровища небесным. Святые Косма и Дамиан тоже исключительным образом вкусили и увидели, как благ Господь, и приняли эту милость Божию как заповедь на всю жизнь: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Вот почему искушение праведного Космы было столь сильным, даже до смерти. Святые Косма и Дамиан именуются Церковью бессребрениками и чудотворцами. Они бессребреники, бессребреники до конца, до полной отдачи, и потому чудотворцы. Там, где они, – жизнь становится чудесной. И даже верблюд, как ветхозаветная ослица, возвещает волю Господню.

В наши дни на Афоне произошла такая история. Одному монаху нужно было поехать в город по неотложным делам, а у него не было денег даже на билет. В день отъезда ему передали чек на тысячу драхм. На конверте стояла подпись того, кто послал ему эти деньги: «Всесвятая», то есть как бы от имени Божией Матери. Когда он получил эти деньги, он заплакал. Он заплакал, потому что не только внешне увидел руку Божию, заботящуюся о нем, но его сердца коснулась благодать милосердия, которое Господь проявляет ко всем людям. Он узнал, что эти деньги были направлены ему еще до того, когда он мог подумать о том, что они ему пригодятся. И он увидел, что слова Священного Писания: «Не заботьтесь о том, что будете есть, что будете пить, во что оденетесь» (Мф. 6, 25) начертаны на всех обстоятельствах нашей жизни. «Не заботьтесь, потому что Отец ваш Небесный знает, что вы во всем этом имеете нужду. И прежде вашего прошения, – говорит слово Божие, – дает вам все необходимое» (Мф. 6, 28–31).

Господь заключил со всеми нами завет любви, который заключается в том, чтобы мы ни о чем не заботились, кроме того, чтобы исполнить Его святую волю

Господь заключил со всеми нами завет любви, который заключается в том, чтобы мы ни о чем не заботились, кроме того, чтобы исполнить Его святую волю. Ни о чем не заботились, кроме заботы об угождении Богу и нашим ближним. Все остальное Бог берет на Себя. Он обещает, что Он позаботится о нашей жизни так, как никто никогда, никакие люди, никакое множество людей, ни все человечество, вместе взятое, не смогут позаботиться. От нас требуется только жить одной заботой – чтобы не согрешить, и помнить, что корень всех грехов – именно сребролюбие. Кто живет, исполняясь доверчивости к Богу, – самые простые люди, каких много было раньше в православной России, – тому не страшно жить. Лица у этих людей были совершенно другие – спокойные, хотя ведь тоже были испытания, потрясения – без этого жизнь человеческая не бывает, – но они знали, что Господь никогда не оставит их. Это была детская доверчивость к Промыслу Божию. Время от времени Господь давал им узнавать не только то чудо, о котором свидетельствует афонский монах, но и благодатное присутствие в их жизни Бога. «Если не будете, как дети, – говорит Господь, – не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Дело не просто в том, чтобы мы освободились от лишних, обременяющих нас забот, но чтобы стали годными для истинной жизни.

К этому призывает нас вся священная история Церкви. Пророк Илия среди всеобщего голода был питаем вороном, который прилетал и кормил его. Потом Бог позаботился о нем через вдову, у которой оставалось всего на донышке муки и масла. Но оттого, что она верила в Бога, знала, что Господь все содержит в Своей руке, отдала все пророку, и не истощалась у нее ни мука, ни масло. Это чудо кажется нам слишком высоким, но на самом деле в мире существует только этот единственный закон. Только это – правда, и на ней стоит вся жизнь. Все скорби, все потрясения, все ужасы, которые переживает мир, происходят оттого, что он отступает от этой тайны жизни, от этой главной правды.

Голод страшен. Говорят, что нет ничего страшнее голода, когда человек может терять свое человеческое достоинство. Те, кто вспоминает страшные события, которые были в нашей стране в 1930-е годы, когда на Украине был голод, или в Ленинградской блокаде, свидетельствуют, что люди порой становятся хуже зверей.

Но в обыденной жизни, в каждодневных наших скорбях Господь преподносит те же самые уроки. Что мы можем сказать о большинстве из нас, не являющихся такими великими праведниками и одновременно старающихся жить по вере? Мы усердно занимаемся нашими земными делами – и одновременно молимся Богу, чтобы Он помог нам. Но вот выясняется, что Господь, Который действительно помогает нам, помогает не так, как нам хотелось бы, а посылает искушения, трудности и скорби для того, чтобы мы снова приблизились к пониманию единственной главной правды, от которой мы все время удаляемся. И нам кажется, что Промысл Божий оставляет нас. Мы не видим присутствия Божия, Его заботы о нас. Иногда только, когда уже скорбь достигает каких-то крайних пределов, и мы в горе нашем начинаем обращаться ко Господу, нам дается увидеть, что Господь рядом. Господь поступает так из любви к нам, чтобы мы поняли, что наша забота о земном очень часто приводит к тому, что мы все большую надежду начинаем возлагать на это наше земное, а не на то, что Господь может совершить с нами. Это глубокая тайна. Отступление от нее происходит неприметно в христианских обществах. По этой причине в конце концов произошло крушение православной монархии. Здесь причина всех главных катастроф в истории человечества, как свидетельствует Писание. Не то что бы люди отказываются от веры, но все большую заботу проявляют о том, что кажется более видимым, ощутимым.

И Господь, желая, чтобы мы не утратили Его, чтобы не лишились самого главного блага, посылает скорби, чтобы мы узнали, что значат Его слова: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). Когда мы приближаемся к постижению этого, тогда мы начинаем видеть руку Божию, которая нас спасает. Тогда мы понимаем смысл всех событий, происходящих с каждым из нас, с народом нашим, со всем человечеством.

Вспоминается рассказ еще одного афонского монаха. В юности, когда он только поступил в монастырь, он был направлен в скит к престарелому монаху, которому трудно уже было заботиться о себе. Братия сказала ему, чтобы он пригласил его в монастырь. Он пришел к нему и сказал: «Отче, тебе уже трудно ухаживать за собою. Пойдем в монастырь, братия будет заботиться о тебе». И тот ответил: «Посмотри вокруг. Разве ты не знаешь, что Господь заботится даже о самых маленьких червяках и питает их? Неужели Он не позаботится и не пропитает меня, старого большого червя?» Такое было у него упование, такое смирение, такое знание, что Господь воистину заботится о всяком червячке, как Он сам говорит, и дает всем необходимое для жизни. Слова Христовы об этом для него не были никогда отвлеченными, в отличие от нас. И поэтому, в отличие от нас, он благодатно знал тайну любви Божией.

К этому афонскому монаху, духоносному старцу, в последние годы его жизни было массовое паломничество. И люди, естественно, приходили к нему с разными подарками. Он принимал эти подарки и передавал их другим паломникам, приходящим к нему. Однажды его спросили: «Отче, скажи, почему ты никогда не возьмешь что-нибудь для себя?» Тот отвечал: «Если бы я что-нибудь брал для себя, то в конце концов моя келлия превратилась бы в супермаркет. Кроме того, я же не хочу быть хуже вас. Вы приносите мне подарки, чтобы Господь вместо тленного дал вам нетленное, благодать. И для меня это дороже всего на свете. Поэтому и я поступаю подобно вам».

В праздник святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана услышим напоминание Церкви о главной тайне человеческой жизни – о той, которая была явлена богоизбранному народу, когда он шел через пустыню. О той, о которой, переходя через огненные скорби наших дней, мы не должны никогда забывать. Господь питал Свой народ там, где ничего не произрастало, манною, падающею с небес. Но предупреждал, что пища у них не оскудеет, если они будут собирать ее только на один день, не заботясь о завтрашнем. Если же они не послушают Его, то все потеряют. И эти люди убеждались, что манна небесная, оставшаяся на следующий день, сгнивала. Не по этой ли причине Господь все земное, и пищу в том числе, подвергает тлению?

Помолимся святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, чтобы они исцелили нас от болезни многозаботливости, умерщвляющей нас. Чтобы мы научились такому упованию на Господа, когда, принимая из Его рук хлеб наш насущный на каждый день, одновременно принимали ту нетленную пищу, то благоухание жизни, для которого Он создал нас любовью Своею.

Источник

Бессребреник Дамиа ́ н Азийский

Дни памяти

Житие

Жития бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии

Свя­тые бес­среб­ре­ни­ки Кос­ма и Да­ми­ан бы­ли род­ные бра­тья. Оте­че­ство их – Асия. Так в древ­ние вре­ме­на на­зы­ва­лась часть Ма­лой Азии. Ни вре­мя их рож­де­ния, ни вре­мя смер­ти неиз­вест­но. Несо­мнен­но толь­ко то, что они жи­ли не позд­нее IV ве­ка. Так нуж­но ду­мать, во-пер­вых, по­то­му, что в пер­вой по­ло­вине V ве­ка, при им­пе­ра­то­ре Фе­о­до­сии млад­шем, устро­я­ли во имя их свя­тые хра­мы, во-вто­рых, по­то­му, что коп­ты, от­де­лив­ши­е­ся от пра­во­сла­вия со вре­мен Хал­ки­дон­ско­го со­бо­ра (431 г.), при­зна­ют их в ли­ке свя­тых, то­гда как жив­ших по­сле се­го вре­ме­ни свя­тых они не при­ни­ма­ют.

Отец их был грек и языч­ник, мать – хри­сти­ан­ка, по име­ни Фе­о­до­тия. В ран­них ле­тах они ли­ши­лись сво­е­го ро­ди­те­ля, но это по­слу­жи­ло к их сча­стию. Мать мог­ла сво­бод­нее за­нять­ся вос­пи­та­ни­ем де­тей. Ре­шив­шись на всю жизнь остать­ся вдо­вою, она рев­ност­но ис­пол­ня­ла за­кон хри­сти­ан­ский; от­ка­зав­шись от всех ра­до­стей жиз­ни, она о том толь­ко за­бо­ти­лась, чтобы уго­дить Гос­по­ду. Сло­вом, бы­ла ис­тин­ною вдо­ви­цею, ка­ких вос­хва­ля­ет апо­стол Па­вел: ис­тин­ная вдо­ви­ца и уеди­не­на, упо­ва­ет на Бо­га и пре­бы­ва­ет в мо­лит­вах и мо­ле­ни­их день и нощь (1Тим.5:5).

По­это­му Свя­тая Цер­ковь при­чла ее к ли­ку свя­тых, на­име­но­ва­ла пре­по­доб­ною и тво­рит па­мять ее вме­сте с ее ча­да­ми. Мож­но по­нять, ка­кое вос­пи­та­ние по­лу­чи­ли де­ти под ру­ко­вод­ством та­кой ма­те­ри. С са­мо­го мла­ден­че­ства она ста­ра­лась вну­шить им страх Бо­жий и лю­бовь к доб­ро­де­те­ли. А как ско­ро де­ти ста­ли при­хо­дить в воз­раст, она от­да­ла их в на­уче­ние гра­мо­те к неко­е­му бо­го­бо­яз­нен­но­му му­жу. Здесь, ко­неч­но, глав­ной на­у­кой бы­ло Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние, но в то же вре­мя они, дви­жи­мые лю­бо­вью к страж­ду­ще­му че­ло­ве­че­ству, изу­ча­ли вра­чеб­ную на­у­ку, узна­ва­ли це­ли­тель­ные свой­ства трав и рас­те­ний.

Гос­подь бла­го­сло­вил бла­гое их на­ме­ре­ние и да­ро­вал им осо­бен­ную бла­го­дать – дар ис­це­ле­ний и чу­до­тво­ре­ний. Бо­лез­ни пре­кра­ща­лись, как ско­ро на­чи­на­ли ле­чить Кос­ма и Да­ми­ан. Это, ра­зу­ме­ет­ся, при­вле­ка­ло к ним мно­же­ство бо­ля­щих вся­ко­го ро­да.

Сле­пые, хро­мые, рас­слаб­лен­ные, бес­но­ва­тые окру­жа­ли чу­до­твор­цев. Но свя­тые этим не отя­го­ща­лись. Ма­ло то­го, чтобы быть до­ступ­нее для бо­ля­щих, они са­ми ис­ка­ли их и для се­го пе­ре­хо­ди­ли из го­ро­да в го­род, из ве­си в весь, и всем боль­ным, без раз­ли­чия по­ла и воз­рас­та, зва­ния и со­сто­я­ния, по­да­ва­ли ис­це­ле­ние.

И это де­ла­ли они не для то­го, чтобы обо­га­тить­ся или про­сла­вить­ся, но с са­мою чи­стою, вы­со­кою це­лью – слу­жить страж­ду­щим ра­ди Бо­га, лю­бовь к Бо­гу вы­ра­зить в люб­ви к ближ­ним. По­это­му они ни от ко­го ни­ко­гда не при­ни­ма­ли ни­ка­кой на­гра­ды за свои тру­ды, ни­ка­ких да­же зна­ков бла­го­дар­но­сти за соб­ствен­ные бла­го­де­я­ния. Они твер­до зна­ли и вер­но со­хра­ни­ли за­по­ведь Спа­си­те­ля: бо­ля­щия ис­це­ляй­те, про­ка­жен­ныя очи­щай­те, мерт­выя вос­кре­шай­те, бе­сы из­го­няй­те: туне при­я­сте, туне да­ди­те (Мф.10:8).

Да­ром по­лу­чи­ли они бла­го­дать от Бо­га, да­ром и раз­да­ва­ли ее. Об од­ном толь­ко про­си­ли они ис­це­лен­ных ими: чтобы те твер­до ве­ро­ва­ли во Хри­ста, свя­то жи­ли во Хри­сте; ес­ли же вра­чу­е­мые еще не бы­ли про­све­ще­ны све­том Еван­ге­лия, то ста­ра­лись об­ра­тить их к хри­сти­ан­ской ве­ре. Та­ким об­ра­зом, вра­чуя те­лес­ные неду­ги, они в то же вре­мя вра­че­ва­ли и неду­ги ду­шев­ные.

За это бес­ко­рыст­ное слу­же­ние страж­ду­ще­му че­ло­ве­че­ству, за эти чу­дес­ные ис­це­ле­ния бо­лез­ней неис­цель­ных Свя­тая Цер­ковь ве­ли­ча­ет их бес­среб­ре­ни­ка­ми и чу­до­твор­ца­ми.

Но не на лю­дей толь­ко про­сти­ра­лась вра­чеб­ная си­ла свя­тых вра­чей. Они не за­бы­ва­ли и бес­сло­вес­ных жи­вот­ных. Пра­вед­ник ми­лу­ет ду­ши ско­тов, го­во­рит сло­во Бо­жие (Притч.12:10). Вер­ные сей за­по­ве­ди, они хо­ди­ли по до­мам, пу­сты­ням и ле­сам, са­ми отыс­ки­ва­ли бо­ля­щих жи­вот­ных и по­да­ва­ли им ис­це­ле­ние. Бла­го­дар­ные жи­вот­ные чув­ство­ва­ли их бла­го­де­я­ния, зна­ли сво­их бла­го­да­те­лей и, как ско­ро сии по­ка­зы­ва­лись в пу­сты­нях, хо­ди­ли вслед за ни­ми це­лы­ми ста­да­ми.

Од­на­жды слу­чи­лось им зай­ти в од­но пу­стын­ное ме­сто. Здесь они на­шли ед­ва жи­во­го вер­блю­да. Сю­да за­гнал и здесь раз­бил его диа­вол; свя­тые сжа­ли­лись над жи­вот­ным, ис­це­ли­ли его и от­пу­сти­ли здо­ро­вым в свое ме­сто. По­сле, как уви­дим, жи­вот­ное не оста­лось небла­го­дар­ным к ним.

В та­ких де­лах ми­ло­сер­дия про­шла вся жизнь свя­тых бес­среб­ре­ни­ков. Бра­тья ни­ко­гда не рас­ста­ва­лись друг с дру­гом, вме­сте мо­ли­лись, вме­сте хо­ди­ли, вме­сте вра­че­ва­ли. И это они де­ла­ли не без це­ли. Дав обет ни­ко­гда ни от ко­го ни­че­го не брать, они опа­са­лись, чтобы кто-ни­будь тай­но друг от дру­га не взял от ис­це­лен­ных ка­ких-ли­бо да­ров. Всю свою жизнь хра­ни­ли они обет свой, и толь­ко под ко­нец ее од­но­му из них Гос­подь по­пустил на­ру­шить его.

В те вре­ме­на бы­ла неко­то­рая же­на, име­нем Пал­ла­дия. Несколь­ко лет стра­дая тяж­кою бо­лез­нию, не по­лу­чая об­лег­че­ния ни от ка­ких вра­чей, чув­ствуя уже при­бли­же­ние смер­ти, она вдруг услы­ха­ла о свя­тых вра­чах, ко­то­рые ис­це­ля­ют вся­кие бо­лез­ни.

С ве­рою в чу­до­дей­ствен­ную их си­лу она по­сла­ла про­сить их к се­бе. Свя­тые ис­пол­ни­ли ее прось­бу, и, как толь­ко во­шли в дом ее, боль­ная по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние и вста­ла со­вер­шен­но здо­ро­вою. В бла­го­дар­ность за ис­це­ле­ние она го­то­ва бы­ла от­дать им все свое име­ние, пред­ла­га­ла бо­га­тые по­дар­ки, но свя­тые ни­че­го не при­ни­ма­ли.

То­гда она при­ду­ма­ла сред­ство хо­тя бы од­но­го из них упро­сить при­нять от нее ни­чтож­ный дар. Взяв три яй­ца, она тай­но при­шла к свя­то­му Да­ми­а­ну и за­кли­на­ла его име­нем Бо­жи­им взять от нее эти три яй­ца во имя Свя­той Тро­и­цы. Да­ми­ан дол­го от­ка­зы­вал­ся, но ра­ди клят­вы же­ны, ра­ди име­ни Бо­жия, усту­пил ее прось­бе.

Кос­ма об этом узнал, весь­ма огор­чил­ся и то­гда же сде­лал за­ве­ща­ние, чтобы по пре­став­ле­нии их не по­ла­га­ли вме­сте с ним те­ло Да­ми­а­на, как на­ру­шив­ше­го обет Гос­по­ду, взяв­ше­го мзду за ис­це­ле­ние. В ту же ночь явил­ся Гос­подь Кос­ме и ска­зал: «Для че­го ты скор­бишь ра­ди взя­тых трех яиц? Они взя­ты не ра­ди мзды, но ра­ди клят­вы же­ны в Мое имя. » Кос­ма уте­шил­ся, но ни­ко­му не ска­зал о сво­ем ви­де­нии. Со­тво­рив по­сле се­го еще мно­го зна­ме­ний и чу­дес, с ми­ром по­чил свя­той Кос­ма.

Чрез несколь­ко вре­ме­ни по­сле его кон­чи­ны по­чил с ми­ром и свя­той Да­ми­ан. Лю­ди, чтив­шие их па­мять, окру­жи­ли те­ло Да­ми­а­на и недо­уме­ва­ли, где по­ло­жить его. За­ве­ща­ние Кос­мы бы­ло у всех в све­жей па­мя­ти, на­ру­шить его стра­ши­лись.

И вот, ко­гда они в недо­уме­нии сто­я­ли при свя­том те­ле, вне­зап­но по­до­шел к ним вер­блюд. Лю­ди мол­ча­ли, за­го­во­рил вер­блюд. «Че­ло­ве­цы Бо­жии, – так на­чал речь бес­сло­вес­ный, – мно­го на­сла­див­ши­е­ся зна­ме­ний и чу­дес от свя­тых Кос­мы и Да­ми­а­на, и не толь­ко вы, но и мы, жи­вот­ные, дан­ные вам на служ­бу Бо­гом. Как слу­га я при­шел к вам по­ве­дать тай­ну Кос­мы, чтобы не раз­лу­чать их друг от дру­га, но вме­сте по­ло­жить их».

Вер­блюд этот был тот са­мый, ко­то­рый неко­гда был ис­це­лен свя­ты­ми. Лю­ди, окру­жив­шие те­ло свя­то­го, воз­бла­го­да­ри­ли Гос­по­да, так чу­дес­но от­крыв­ше­го тай­ну Свою, и, по­ло­жив свя­тые мо­щи бес­среб­ре­ни­ков в од­ну ра­ку, по­греб­ли их на ме­сте, на­зы­ва­е­мом Фе­ре­ман (ныне не су­ще­ству­ет, раз­ру­шен тур­ка­ми). Су­дя по опи­са­ни­ям под­лин­ни­ков, они скон­ча­лись в сред­них ле­тах.

Вско­ре на ме­сте их по­гре­бе­ния устро­е­на бы­ла цер­ковь чуд­ная и пре­слав­ная, как го­во­рит их жиз­не­опи­са­тель. В эту цер­ковь из ближ­них и даль­них стран сте­ка­лись вся­ко­го ро­да бо­ля­щие.

Ви­дя та­кое неоскуд­ное и неи­жди­ва­е­мое бо­гат­ство свя­тых, недуж­ные по­сто­ян­но окру­жа­ли их храм. По­сле се­го мож­но су­дить, как мно­го со­вер­ше­но бы­ло чу­до­тво­ре­ний свя­ты­ми бес­среб­ре­ни­ка­ми. Неда­ром жиз­не­опи­са­тель их го­во­рит, что лег­че из­ме­рить мо­ре и пе­ре­счи­тать звез­ды, неже­ли по­ве­дать все чу­де­са свя­тых. Из мно­же­ства чу­дес он опи­сал две­на­дцать, и до­воль­но по­дроб­но. Ди­мит­рий, митр. Ро­стов­ский, в сво­их Че­тьях–ми­не­ях опи­сал толь­ко два чу­да. Мы из две­на­дца­ти крат­ко рас­ска­жем о ше­сти.

В Фе­ре­мане жил некто Малх. Од­на­жды, от­прав­ля­ясь в да­ле­кий путь, он при­вел же­ну свою к церк­ви свя­тых бес­среб­ре­ни­ков и ска­зал ей: «Вот, я от­хо­жу да­ле­ко, а те­бя остав­ляю под по­кро­ви­тель­ством свя­тых Кос­мы и Да­ми­а­на. Жи­ви до­ма до тех пор, по­ка я не при­шлю к те­бе ка­кой-ни­будь знак, ко­то­рый ты вер­но узна­ешь, что он мой». Ска­зав это, они рас­ста­лись.

Через несколь­ко вре­ме­ни диа­вол, при­няв на се­бя вид зна­ко­мо­го че­ло­ве­ка, при­шел к жене Мал­хо­вой, по­ка­зал ей тот са­мый знак, о ко­то­ром го­во­рил муж ее, и ска­зал: «Муж твой при­слал ме­ня, чтобы я про­во­дил те­бя к нему».

Же­на, уви­дев знак, дан­ный му­жем, по­ве­ри­ла, но ид­ти к нему ре­ши­лась не преж­де, как про­во­жа­тый дал клят­ву в церк­ви свя­тых бес­среб­ре­ни­ков на пу­ти ни­чем не оскорб­лять ее. Но что зна­чи­ла клят­ва для бе­са? Ему нуж­но бы­ло осла­бить в лю­дях ве­ру в по­кро­ви­тель­ство свя­тых бес­среб­ре­ни­ков.

Свя­тые все­гда близ­ки ко всем при­зы­ва­ю­щим их. Вне­зап­но яви­лись два всад­ни­ка. Злой дух узнал, кто бы­ли эти всад­ни­ки, по­бе­жал на вы­со­кую го­ру, бро­сил­ся в про­пасть и ис­чез. А всад­ни­ки, взяв же­ну, бла­го­по­луч­но воз­вра­ти­ли в дом ее. Же­на кла­ня­лась им и бла­го­да­ри­ла, но толь­ко про­си­ла ска­зать, кто они, спа­си­те­ли ее? «Мы, – от­ве­ча­ли свя­тые, – Кос­ма и Да­ми­ан, ко­то­рым вру­чил те­бя муж твой, от­хо­дя в путь». Ска­зав это, они ста­ли неви­ди­мы. Же­на же от стра­ха и ра­до­сти упа­ла на зем­лю.

При­шед в се­бя, она по­спе­ши­ла в храм свя­тых бес­среб­ре­ни­ков и там слез­но бла­го­да­ри­ла их, и всем рас­ска­за­ла о сво­ем спа­се­нии.

Неко­то­рый юно­ша, от ис­пу­га ли­шив­ший­ся ума, при­ве­ден был в храм свя­тых бес­среб­ре­ни­ков с на­деж­дою по­лу­чить ис­це­ле­ние. Несколь­ко дней и но­чей про­вел он при церк­ви свя­тых, не по­лу­чив ис­це­ле­ния.

Чрез несколь­ко вре­ме­ни при­шел к нему отец его, бла­го­че­сти­вый ста­рец. Мо­лит­ва ро­ди­те­ля бы­ла услы­ша­на. Сын, до­се­ле не узна­вав­ший от­ца, стал узна­вать его. На­ко­нец свя­тые, неви­ди­мо воз­ло­жив на него ру­ки, со­вер­шен­но ис­це­ли­ли его и, явив­шись от­цу, по­ве­ле­ли ему ид­ти в свой дом, сла­вя Бо­га.

Неко­то­рый муж, стра­дав­ший бо­лез­нию в лег­ких, со­про­вож­дав­шей­ся кро­во­хар­ка­ни­ем, при­шел к ра­ке мо­щей свя­тых бес­среб­ре­ни­ков про­сить ис­це­ле­ния. Бо­лезнь его бы­ла так опас­на, что все счи­та­ли его уже близ­ким к смер­ти, а же­на его да­же го­то­ви­ла все нуж­ное для по­гре­бе­ния. Нуж­но за­ме­тить, что боль­ной до­се­ле не ве­рил в чу­до­дей­ствен­ную си­лу свя­тых и неред­ко из­ры­гал ху­лу на Бо­га.

Свя­тые ис­це­ли­ли его от то­го и дру­го­го неду­га. В ноч­ном ви­де­нии они воз­ве­сти­ли, чтобы ищу­щий ис­це­ле­ния от­се­ле ни­ко­гда не го­во­рил хуль­ных слов и це­лый год воз­дер­жи­вал­ся от упо­треб­ле­ния мя­са. Боль­ной с ра­до­стью при­нял то пред­ло­же­ние и вер­но ис­пол­нил его. То­гда по­ве­ле­ни­ем свя­тых кровь, шед­шая гор­та­нью, оста­но­ви­лась, лег­кие укре­пи­лись, и боль­ной, воз­бла­го­да­рив чуд­ных вра­чей, с ра­до­стию по­шел в дом свой.

При­шла в цер­ковь свя­тых бес­среб­ре­ни­ков неко­то­рая же­на немая и глу­хая. Стра­дая мно­го лет этою тяж­кою бо­лез­нию, она, кро­ме небес­ной, ни­ка­кой не мог­ла ожи­дать се­бе по­мо­щи. Дол­го, неот­ступ­но, со сле­за­ми мо­ли­ла она свя­тых вра­чей ис­це­лить ее от то­го и дру­го­го неду­га. На­ко­нец, мо­лит­ва ее бы­ла услы­ша­на. Немая и глу­хая ча­сто в уме сво­ем по­вто­ря­ла Три­свя­тое. Чрез Три­свя­тое яви­ли чу­до и свя­тые бес­среб­ре­ни­ки.

Во вре­мя ве­чер­не­го бо­го­слу­же­ния в хра­ме их, ко­гда, по обы­чаю, пе­то бы­ло Три­свя­тое, вне­зап­но глу­хая услы­ша­ла по­ю­щих и, до­се­ле немая, с по­ю­щи­ми на­ча­ла петь Три­свя­тое. По­ра­жен­ная необык­но­вен­ным чу­дом, она гро­мо­глас­но ис­по­ве­да­ла ве­ли­чие Бо­жие, яв­лен­ное чрез свя­тых бес­среб­ре­ни­ков.

Свя­тые бес­среб­ре­ни­ки со­вер­ша­ли чу­де­са и в стра­нах язы­че­ских. Слу­чи­лось од­но­му эл­ли­ну, по­клон­ни­ку Ка­сто­ра и Пол­лук­са (бо­ги язы­че­ские), впасть в тяж­кий, невы­но­си­мый недуг. Дру­зья его со­ве­то­ва­ли ему ид­ти в храм свя­тых бес­среб­ре­ни­ков Кос­мы и Да­ми­а­на. Боль­ной по­слу­шал­ся. Здесь, ви­дя мно­же­ство недуж­ных, мно­же­ство ис­целе­ва­е­мых, он, на­ко­нец, и сам убе­дил­ся в чу­до­дей­ствен­ной си­ле вра­чей и с ве­рою на­чал про­сить их о по­ми­ло­ва­нии.

Свя­тые, явив­шись ему оба вме­сте, ска­за­ли: «Друг! Для че­го ты при­шел к нам? Для че­го ты про­сишь нас! Да и не сам ты при­шел к нам, а дру­ги­ми по­слан. Мы не Ка­стор и Пол­лукс, но ра­бы Хри­ста – бес­смерт­но­го Ца­ря, име­нем Кос­ма и Да­ми­ан. Итак, ес­ли ве­рою по­зна­ешь на­ше­го Вла­ды­ку, то по­лу­чишь от Него ис­це­ле­ние».

Эл­лин, стра­дая нестер­пи­мы­ми му­ка­ми, по­знал Бо­га Ис­тин­но­го, непре­стан­но взы­вал к свя­тым о по­ми­ло­ва­нии и дал обет при­нять хри­сти­ан­скую ве­ру. Свя­тые, про­ви­дя чи­сто­ту его ве­ры, воз­ло­жи­ли на него ру­ки и по­да­ли со­вер­шен­ное из­бав­ле­ние. Ис­целев­ший ис­пол­нил обет свой – при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. Воз­вра­тив­шись в дом свой со­вер­шен­но здо­ро­вым, он с ве­ли­кою ра­до­стью рас­ска­зы­вал всем о чу­де­сах свя­тых бес­среб­ре­ни­ков, о ни­что­же­стве Ка­сто­ра и Пол­лук­са, о пре­вос­ход­стве уче­ния хри­сти­ан­ско­го. Мно­гие из слу­ша­те­лей уми­ля­лись и, пре­зрев свою ве­ру, при­ни­ма­ли хри­сти­ан­ство.

Некто – лю­би­тель на­род­ных зре­лищ – стра­дал бо­лез­нью в гру­ди. Ни в чем не на­хо­дя се­бе об­лег­че­ния, он, на­ко­нец, вы­нуж­ден был ид­ти в храм свя­тых бес­среб­ре­ни­ков. Свя­тые вра­чи, ви­дя его усер­дие, уми­ло­сер­ди­лись над боль­ным.

В сле­ду­ю­щую же ночь они яви­лись ему и по­ве­ле­ли вы­пить од­ну ча­шу смо­лы (пек­ла). Боль­ной не ис­пол­нил их по­ве­ле­ния. Свя­тые яви­лись ему во вто­рой раз и к од­ной ча­ше при­ба­ви­ли дру­гую. Ко­гда же он и это­го не ис­пол­нил, яви­лись ему в тре­тий раз и ве­ле­ли ему вы­пить три ча­ши.

Несмот­ря на бо­лезнь, ко­то­рая уве­ли­чи­ва­лась в нем с каж­дым днем, он ни­как не хо­тел ис­пол­нить по­ве­ле­ния свя­тых. На­ко­нец, они сно­ва яви­лись ему во сне и с ве­се­лы­ми ли­ца­ми ска­за­ли: «Друг, что так во­пи­ешь к нам? Ес­ли те­бе непри­ят­но для сво­е­го здра­вия вы­пить три ча­ши смо­лы, то вы­лей их в один со­суд и, до­ждав­шись глу­бо­ко­го ве­че­ра, иди с ним в го­ру, на ме­сто зре­лищ, и там за­рой его так, чтобы ни­кто те­бя не ви­дел. Ес­ли это сде­ла­ешь, то по­лу­чишь ис­це­ле­ние».

Боль­ной с ра­до­стью ис­пол­нил все, как бы­ло при­ка­за­но. Но все, что он де­лал, ви­дел один за­поз­да­лый на том ме­сте че­ло­век. Объ­яс­няя его стран­ный по­сту­пок ча­ро­дей­ством, он, за­ме­тив ме­сто, по­шел и при­вел с со­бою мно­гих дру­гих лю­дей. Те, удо­сто­ве­рив­шись в ис­тине по­ка­за­ния, взя­ли и пред­ста­ви­ли мни­мо­го волх­ва на суд. Ста­ли до­пра­ши­вать. Он рас­ска­зал всю прав­ду – ему не ве­ри­ли.

На­ко­нец, ре­ши­ли, что ес­ли дей­стви­тель­но та­ко­во бы­ло по­ве­ле­ние свя­тых бес­среб­ре­ни­ков, то в ви­ду всех он дол­жен вы­пить эти три ча­ши и по­лу­чить ис­це­ле­ние. Боль­ной с ра­до­стью при­нял со­суд, ко­то­рый ка­зал­ся ему непри­ят­ным, в ви­ду всех вы­пил его и тот­час же си­лою свя­тых бес­среб­ре­ни­ков по­лу­чил ис­це­ле­ние; с ра­до­стью по­шел он в храм их и, воз­дав бла­го­да­ре­ние, всем рас­ска­зы­вал, как свя­тые бес­среб­ре­ни­ки и от бо­лез­ни его ис­це­ли­ли, и по­слу­ша­нию на­учи­ли, и от на­род­ных зре­лищ от­учи­ли.

Все эти чу­де­са со­вер­ше­ны свя­ты­ми бес­среб­ре­ни­ка­ми во Асии, и боль­шею ча­стью в их хра­ме, при свя­тых мо­щах. Ко­неч­но, там же со­став­ля­лось и опи­са­ние их. На сла­вян­ский язык оно пе­ре­ве­де­но с гре­че­ско­го, что до­ка­зы­ва­ют мно­гие сло­ва, остав­лен­ные в сла­вян­ском тек­сте без пе­ре­во­да. Нет со­мне­ний, что бла­го­дать чу­до­тво­ре­ний свя­тых бес­среб­ре­ни­ков про­яв­ля­лась и в на­шем Оте­че­стве. Неда­ром пред­ки на­ши так мно­го воз­двиг­ли свя­тых хра­мов во имя их.

В на­шем Оте­че­стве свя­тые бес­среб­ре­ни­ки Кос­ма и Да­ми­ан (Асий­ские) пре­иму­ще­ствен­но счи­та­ют­ся по­кро­ви­те­ля­ми де­тей. К ним при­бе­га­ют с мо­лит­вою при на­ча­ле уче­ния гра­мо­те, чтобы они укре­пи­ли еще сла­бые дет­ские си­лы и со­дей­ство­ва­ли их пра­виль­но­му раз­ви­тию.

Ко­неч­но, та­кое убеж­де­ние в на­шем на­ро­де со­ста­ви­лось неда­ром. Ос­но­ва­ни­ем для него мог­ли по­слу­жить от­ча­сти са­мое жи­тие их, от­ча­сти и цер­ков­ная им служ­ба: во-пер­вых, в жи­тии их есть ска­за­ние о том, как они бы­ли от­ве­де­ны сво­ею ма­те­рью в на­уче­ние гра­мо­те. Этот слу­чай из их жиз­ни изо­бра­жа­ет­ся и на ико­нах, во вто­рых, в цер­ков­ной служ­бе они про­слав­ля­ют­ся как муд­рые вра­чи, тай­но­учи­мые жи­во­пис­ным сло­ве­сам, вся­ко­го ра­зу­ма и муд­ро­сти ис­пол­нен­ным, ко­то­рые всем зна­ние по­да­ют.

В че­тьях–ми­не­ях мит­ро­по­ли­та Ма­ка­рия есть по­уче­ние на па­мять свя­тых бес­среб­ре­ни­ков Кос­мы и Да­ми­а­на (1 но­яб­ря), в ко­то­ром из днев­но­го Еван­ге­лия из­бра­на те­ма: «Ка­ко­во­му долж­но быть учи­те­лю». В раз­ви­тии ее есть та­кие вы­ра­же­ния: «Свя­тые учи­те­ли те­ло вра­че­ва­ли чу­де­са­ми, ду­шу по­уче­ни­ем. Они при­хож­да­ху к ним чу­дес ра­ди, они же по­уче­ния ра­ди. Ни­что же ино так по­до­ба­ет учи­те­лю, яко же сми­ре­ние и нес­тя­жа­ние име­ния». Все это так близ­ко под­хо­дит к свя­тым бес­среб­ре­ни­кам. Ко­неч­но, в древ­ние вре­ме­на это по­уче­ние чи­та­лось в хра­ме. На­род его слы­шал и на­чал при­хо­дить к свя­тым бес­среб­ре­ни­кам не толь­ко «чу­дес ра­ди, но и по­уче­ния ра­ди».

Пра­во­слав­ный на­род, ви­дя на ико­нах, чи­тая в их жи­тии ска­за­ние о на­уче­нии гра­мо­те их са­мих, слы­ша в хра­мах, что они всем зна­ние по­да­ют, не мог не прий­ти к то­му за­клю­че­нию, что они осо­бен­но по­кро­ви­тель­ству­ют уча­щим­ся. А бла­го­дать свя­тых бес­среб­ре­ни­ков бес­ко­неч­на есть, как по­ет Свя­тая Цер­ковь. Они не толь­ко муд­рые вра­чи, но и муд­рые на­став­ни­ки; по­мо­гая всем, при­хо­дя­щим к ним с ве­рою, мо­гут ли они от­ка­зать де­тям?

Окан­чи­вая опи­са­ние жиз­ни свя­тых бес­среб­ре­ни­ков, иже от Асии, нель­зя не упо­мя­нуть о по­хваль­ном им сло­ве, ко­то­рое в древ­них спис­ках по­ме­ща­лось вслед за опи­са­ни­ем их жиз­ни, и ко­то­рое, ко­неч­но, в па­мять их чи­та­лось при бо­го­слу­же­нии. Про­ис­хож­де­ние его, как ду­ма­ют уче­ные, рус­ское, по­то­му что в кон­це его упо­ми­на­ет­ся о пра­во­вер­ном кня­зе. В нем по­сле ви­ти­е­ва­то­го вступ­ле­ния со­дер­жит­ся по­хва­ла или ве­ли­ча­ние свя­тым бес­среб­ре­ни­кам, из­ло­жен­ное в фор­ме ака­фи­ста, а в кон­це де­ла­ет­ся мо­лит­вен­ное к ним об­ра­ще­ние.

При­ме­ча­ния

[1] Азия, ина­че Асия – это на­име­но­ва­ние упо­треб­ля­лось в древ­но­сти не в оди­на­ко­вом смыс­ле. Пер­во­на­чаль­но оно озна­ча­ло неболь­шую, обиль­ную во­да­ми, бо­ло­ти­стую рав­ни­ну в Ли­дии, т.е. сре­ди­ну за­пад­ной ча­сти ны­неш­не­го Ма­ло­азий­ско­го по­лу­ост­ро­ва, на во­сточ­ном бе­ре­гу Эгей­ско­го мо­ря. Рим­ляне де­ли­ли упо­мя­ну­тый по­лу­ост­ров на две при­бли­зи­тель­но рав­ные ча­сти: од­ну, се­ве­ро-во­сточ­ную, ле­жа­щую при Чер­ном мо­ре, на­зы­ва­ли Пон­том, дру­гую, юго-за­пад­ную, на­зы­ва­ли соб­ствен­но Аси­ей; каж­дая часть де­ли­лась на несколь­ко (не все­гда оди­на­ко­вое чис­ло) про­вин­ций; по утвер­жде­нии хри­сти­ан­ства каж­дая из по­след­них де­ли­лась, в свою оче­редь, в цер­ков­ном от­но­ше­нии на несколь­ко епи­ско­пий (еще в Апо­ка­лип­си­се упо­ми­на­ет­ся о 7 Асий­ских церк­вах – Откр.1:4, 11). С те­че­ни­ем вре­ме­ни на­име­но­ва­ние Азии ста­ли при­ла­гать ко все­му ны­неш­не­му Ма­ло­азий­ско­му по­лу­ост­ро­ву, на­ко­нец – ко всей во­об­ще ча­сти све­та, ле­жа­щей на во­сто­ке от на­шей Ев­ро­пы, на од­ном с нею ма­те­ри­ке.

[2] Сло­во «туне» и озна­ча­ет да­ром, без пла­ты.

[3] Фе­ре­ман на­хо­дил­ся в Ме­со­по­та­мии на два дня пу­ти от Ами­да (по-ту­рец­ки на­зы­ва­е­мый Диар-Бе­ки­ра, в вер­хо­вьях р. Тиг­ра) и был раз­ру­шен тур­ка­ми при пер­вых за­во­е­ва­ни­ях их; при этом мо­щи свв. Кос­мы и Да­ми­а­на пе­ре­не­се­ны бы­ли в Амид, где по­чи­ва­ют и до­ныне.

[4] Здесь ра­зу­ме­ют­ся три ев­рей­ских от­ро­ка – Ана­ния, Аза­рия и Ми­са­ил. На­хо­дясь в Ва­ви­лон­ском пле­ну, они от­ка­зы­ва­лись воз­дать по­кло­не­ние со­ору­жен­но­му На­ву­хо­до­но­со­ром зо­ло­то­му ис­ту­ка­ну, бы­ли вверг­ну­ты за это, по при­ка­за­нию ца­ря, в силь­но разо­жжен­ную печь, но чу­дес­но, по ми­ло­сти Бо­жи­ей, оста­лись в ней невре­ди­мы­ми, да­же – со все­ми одеж­да­ми (Дан.3)

[5] Здесь, ве­ро­ят­но, ра­зу­ме­ет­ся св. рав­ноап­о­столь­ная Фек­ла. Па­мять ее празд­ну­ет­ся 24 сен­тяб­ря.

Источник

Adblock
detector