Меню

праздник святых даров у католиков

Праздник святых даров у католиков

Святые Дары — евхарист. Тело и Кровь Иисуса Христа, т.е. освященные в таинстве Евхаристии хлеб и вино. В Католической Церкви понятие «С.Д.» также применяется для обозначения евхарист. Тела Христа в отдельности. Термин «С.Д.», используемый рус. католиками, заимствован из рус. правосл. традиции, где он является калькой греч. τά αγια Δώρα; у греков он употребляется реже, уступая место словосочетанию τά αγια Μυστήρια — «Святые Тайны», которое может обозначать и С.Д., и Евхаристию как совершаемое Церковью таинство, аналогично лат. терминам Sanctissimum Sacramentum, Sanctissima Eucharistia (досл. «Святейшее Таинство», «Святейшая Евхаристия»).

Согласно христ. учению, которое с древности сохраняется неизменным в Католической, Православной и Древних Вост. Церквях (а также принимается в некоторых направлениях протестантизма), в результате освящения даров во время анафоры на полном евхарист. богослужении принесенный на алтарь хлеб становится истинным Телом Христа, а вино — Его истинной Кровью, так что под каждым из этих евхарист. видов незримо пребывает живой Иисус Христос. В Католической Церкви по мере развития схоласт, богословия в эпоху зрелого Средневековья было сформулировано учение о пресуществлении, согласно которому в таинстве Евхаристии происходит изменение субстанций хлеба и вина в субстанции Тела и Крови Христа, при том что акциденции хлеба и вина остаются неизменными. Это учение приняло окончательное догм, закрепление в XVI в. на Тридентском соборе, который подтвердил, что в С.Д. «содержатся воистину, реально и сущностно Тело и Кровь вместе с душой и Божеством Господа нашего Иисуса Христа и, следовательно, всецелый Христос» (DH 1636; ср. DH 1651). Ввиду того что к этому времени в латинском обряде прочно закрепилась практика причащения мирян под одним видом (только Телом Христовым), оспаривавшаяся мн. деятелями Реформации, на соборе возникла необходимость сформулировать учение о том, что даже под одним из двух евхарист. видов верующие принимают всецелого Христа и истинное таинство (DH 1725-29); это учение соответствует вере Церкви, засвидетельствованной еще в первые века, поскольку уже тогда были известны определенные ситуации, когда причащение осуществлялось только под одним видом. На том же Тридентском соборе было определено, что Евхаристия — единственное перманентное таинство, а др. таинства являются переходными, так что их материя имеет сакраментальное действие только в момент их совершения. Тем не менее перманентность реального присутствия Христа в С.Д. ограничена: они перестают быть Телом и Кровью Христа в случае изменения акциденций хлеба и вина (напр., заплесневевший хлеб или прокисшее вино, хотя они и были некогда освящены, уже более не являются С.Д.).

Что касается материи для совершения Евхаристии, то, согласно учению Католической Церкви, это должны быть беспримесный пшеничный хлеб (пресный или квасной, в зависимости от исторически сложившейся традиции конкретного литург. обряда) и чистое виноградное вино, немного разбавленное водой. Несмотря на неоднократно высказывавшиеся мнения отд. богословов и пастырей о необходимости расширить круг продуктов, используемых в качестве евхарист. видов, — как из практических соображений (напр., недоступность пшеничной муки или вина в некоторых регионах), так и в интересах более плодотворной инкультурации (далеко не у всех народов хлеб и вино имеют те же коннотации, что и в ареале первоначального распространения христианства), — рим. Конгрегация вероучения, а также др. ведомства Рим. курии твердо настаивают на неизменности этого учения и соответствующей ему практики, периодически подтверждая это офиц. документами (ср. ККП 924).

До освящения хлеб и вино также принято называть дарами, но не святыми (в визант. традиции их называют предложенными честными дарами).

С древности известно стремление христ. общин хранить некоторый запас С.Д. для причащения больных и др. верующих, не имеющих возможности участвовать в богослужении. Верным разрешалось хранить С.Д. в своих домах для причащения в будни, когда полное евхарист. богослужение не совершалось: такие С.Д. получили название Преждеосвященных Даров (греч. προηγιασμένα [Δώρα], лат. praesanetificata),а появившееся со временем особое богослужение с обрядом причащения ими стало называться Литургией Преждеосвященных Даров. С.Д., хранящиеся в храмах, а также в монаш. общинах и у отд. священников для причащения тех, кто лишен возможности участвовать в евхарист. богослужении, именуются запасными Дарами (лат. Sanctissimum Sacramentum reservatum).С.Д. со временем сгали помещать в дарохранительницу — специально предназначенный Для их хранения ковчег, находящийся на алтаре или в алтарной части храма (на Востоке там хранится Тело Христово, напоенное Кровью Христовой и подсушенное во избежание порчи; на Западе — только Гостии); в эпоху зрелого Средневековья в Католической Церкви лат. обряда дарохранительница стала наделяться особо важным значением как место реального пребывания Христа в храме. В нач. XIII в. в Зап. Европе сложилась практика выставления С.Д. и поклонения С.Д., которое, по меньшей мере с XVI в., всячески поощрялось учительством Католической Церкви, подчеркивавшим значение веры в реальное присутствие всецелого Христа в евхарист. видах.

Для пребывания С.Д. во время евхарист. богослужений, а также для их хранения и поклонения им используются свящ. сосуды, различающиеся в зависимости от функции.

Бережное обращение со С.Д. и подобающее их хранение является важной обязанностью священно- и церковнослужителей (ср. ККП 934-944), пренебрежение которой может обернуться святотатством, грозящим суровыми канон, санкциями (ср. ККП 1367). Если в древности характер действий в различных чрезвычайных ситуациях, которые могли произойти со С.Д., регулировался преимущественно неписанным обычаем, то в позднее Средневековье правила на этот счет были тщательно кодифицированы в специальных разделах вступительных рубрик к богослужебным книгам: в визант. традиции — в Известии учительном, предваряющем Служебник, в латинской — во введении к миссалу (однако в результате литургической реформы после II Ватиканского собора эти разделы были упразднены). Наиболее обычная для Востока и Запада практика обращения с физически испорченными С.Д., использование которых для причащения представляется невозможным или сомнительным, а также с крошками евхарист. хлеба, следами от евхарист. вина и т.п. — тщательное собирание и сожжение их, равно как и тканей, при помощи которых они собирались, с последующим захоронением пепла в особом месте — сакрарии; на Востоке для испорченных С.Д. и омовения сосудов из-под них принято использовать также проточные водоемы; на катол. Западе существует практика размачивания поврежденных частиц (изменение акциденций), после чего они вместе с водою сливаются в сакрарий (так же как и вода от омовения материалов, соприкасавшихся с евхарист. Видами).

В Средние века на Западе ввиду особенностей сложившейся евхарист. практики вошло в обычай периодически освящать огромное число малых Гостий для святого запаса и причащать мирян ими. При совершении мессы большой Гостией причащался только совершавший ее священник; если на мессе были причастники, то им преподавались Гостии из святого запаса. Подобная практика в силу технического удобства прочно закрепилась в лат. обряде и продолжает сохраняться по сей день. Хотя II Ватиканский собор не запретил ее, он рекомендовал, чтобы верующим на мессе преподавались С.Д., освященные непосредственно при ее совершении (см. SC 55). Впоследствии эта рекомендация собора неоднократно повторялась в ряде нормативных документов.

По окончании Божественной литургии часть С.Д. может быть сохранена в качестве запасных даров, а оставшиеся после причащения С.Д. потребляются (consumentur) к.-л. из участвовавших в ее совершении клириков либо, в лат. обряде, экстраординарных служителей Евхаристии (в лат. обряде, если причащение мирян не совершается под двумя видами, потребление С.Д. может быть осуществлено сразу после причащения клириков). Свящ. сосуды после этого тщательно очищаются предписанным в рубриках способом.

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 612-615.

Титульная страница
Богослужебные тексты
Календарь
Библиотека update yellow
Фонотека
Латинский язык
Подбор ссылок
Обратная связь

Источник

Религиозные праздники 2 апреля

Великий четверг

Великий четверг (его также называют Страстной или Чистый) — четверг Страстной недели, первый день Пасхального триденствия. В этот день вспоминается Тайная Вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии — Святого Причастия.

Евангелие от Матфея повествуется об этом так: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть тело Мое. И, взяв чашу и благодарив. подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:26-27).

Утром Великого четверга в католических кафедральных соборах проходит особая месса освящения мира. Ее служат епископы, и священники на ней обновляют обеты, которые приносили при рукоположении.

А вечером служится месса воспоминания Тайной Вечери. Орган и колокола звучат на ней в последний раз перед Навечерием Пасхи — они смолкают после гимна «Слава в вышних Богу». На этой мессе священники совершают обряд омовения ног прихожанам — в память о том, как в этот день Иисус умывал ноги своим ученикам:

«Потом (Иисус) влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и тирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: «Господи! Тебе ли умывать мне ноги?» Иисус сказал ему в ответ: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13: 5-7).

Во время мессы процессия со Святыми Дарами проходит через храм, во главе ее идет служитель с крестом, а перед Дарами — служители с кадилом и со свечами. Процессия переносит Тело и Кровь Христову в место, подготовленное для них в одной из часовен — здесь они будут храниться до следующего дня (это символически изображает арест и заключение Иисуса Христа под стражу).

Это последнее освящение Святых Даров перед Навечерием Пасхи – именно они используются для причастия в оставшиеся до Пасхи дни.

Мученица Фотина (Светлана) Римская

Святая мученица Фотина была, по преданию, той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева (Ни. 4:5-42). Во времена императора Нерона (54-68) она жила в Карфагене со своим младшим сыном Иосией, а ее старший сын Виктор, в крещении Фотин, сражался в римских кагортах. Все они были христианами и многих привели ко Христу. Даже Севастиан, градоначальник Атталии, где стоял гарнизон Виктора, благодаря ему крестился вместе со всеми своими слугами.

Церковь первых веков не зря называют Церковью мучеников. Вот только само слово «мученик», которым переводится у нас греческое μάρτυς — «свидетель», не передает всего, что вкладывал в это понятие христианин-грек. Для него мученики — не пассивные страдальцы, а борцы, герои, деятели.

Это нас поражают прежде всего те истязания, которым они подвергались. А для современников это было обычным делом — пыткам в Риме подвергался любой преступник, а рабов вообще всегда пытали, даже если они были просто свидетелями. К тому же нервы римлянина, привыкшего к кровавыми зрелищами в амфитеатрах, были так притуплены, что жизнь человеческая ценилась мало.

Мученичество же было продолжением апостольского служения. Почему? Мир язычества до того уже изверился в своих богах, что верил в них меньше, чем христиане, которые с ними боролись. Для христиан они были по крайней мере демонами, тогда как интеллигентный язычник считал их просто выдумкой. И смысл мученичества первых христиан был не в том, чтобы разрушить чьи-то религиозные заблуждения, а в том, чтобы пробудить у язычников уснувшую совесть и религиозное чувство, заставить их серьезно задуматься о своей душе, своим самопожертвованием показать, что вера — дело настолько важное, что в известных случаях лучше пожертвовать жизнью, чем поступиться ей.

Источник

Католические праздники

3Католицизм — самое мощное религиозное направление в христианстве (Фото: Marijus Auruskevicius, Shutterstock)

Особенности католических праздников

Самого большого влияния Церковь добилась в католических странах — Испании, Португалии, Италии, Франции, Польше, странах Латинской Америки. Большую роль сыграли — характерные для католицизма — торжественная литургия, пышная обрядность и яркое музыкальное сопровождение, усиливающие эмоциональное воздействие на прихожан. Дни памяти определенных святых сделались не только днями обязательного посещения богослужения, но и вехами в распределении сельскохозяйственных работ, смены времен года.

Праздники римско-католического литургического года

2117

В 2021 году Пасха отмечается 4 апреля.

Литургический год начинается с Адвента (от лат. adventus — пришествие), периода преддверия Рождества. Во время Адвента верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя. Католическая церковь считает Адвент временем всеобщего покаяния.

Памятные дни отдельных святых, приходящиеся на период Адвента, не связаны с циклом рождественских обычаев. Это День святой Варвары — покровительницы ремесленников (4 декабря), День святого Николая (6 декабря) известен своим «детским» акцентом — дети ждут подарков, по традиции «приносимых» святым Николаем.

2118

Рождество — один из важнейших христианских праздников, католики отмечают его 25 декабря. Содержанием его является факт рождения Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Это второй после Пасхи праздник с четырьмя Литургиями (Мессами): накануне вечером, ночью, на рассвете и днем.

Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего. Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления своеобразных яслей-вертепов. Этот обычай церковного происхождения приписывается святому Франциску из Ассизы. В католических храмах с 13 века устраиваются небольшие ниши, в которых изображаются сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины.

Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель до праздника Сретения. Домашние вертепы — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные — бык, осел. Изображаются сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах.

Рождество — семейный праздник. В канун праздника, в сочельник, традиционная семейная трапеза состоит из постных блюд. Это рыба, овощи и фрукты, сладости. После появления первой звезды, в храмах начинаются торжественные богослужения, присутствие на которых для католиков обязательно. В первый день Рождества подается праздничная пища — мясные блюда: свинина, индейка, гусь, ветчина. Изобилие на праздничном столе считается залогом благополучия в новом году. Повсюду принято дарить друг другу подарки.

Рождество Христово в западной церкви стало праздноваться 25 декабря только в 4 веке. Ранее христиане отмечали его 6 января. Обычаи, приуроченные к Рождеству, распространяются на все «Рождественское двенадцатидневье». В этом цикле выделяются отдельные дни — 28 декабря — Память Невинных Младенцев — день воспоминания уничтожения по приказу царя Ирода всех младенцев, которые по возрасту могли быть Христом; 31 декабря — день святого Сильвестра, 1 января — День Нового года. Этот день посвящен Деве Марии.

В 19 веке в католических странах в канун Нового года жгли большие костры и организовывали факельные шествия. Зимний цикл святочных праздников католики завершают Днем Богоявления (Эпифании), или «трех королей» — 6 января. Содержанием праздника является евангельское сказание о поклонении младенцу Иисусу королей (в иной традиции — волхвов) — Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех царей, в храмах совершаются святые Мессы. По евангельской традиции, приношения волхвов, трактуются как приношения Христу-Царю — золото, Христу-Богу — ладан, Христу-человеку — мирро.

17 января — День святого Антонио — покровителя животных. Во Франции в этот день священники благословляют домашний скот, который хозяева приводят к церкви. 2 февраля праздник Сретения Господнего. В качестве обряда очищения в костелах святили свечи, а целые процессии с горящими свечами обходили улицы и поля. 3 февраля в День святого Блаза — патрона виноградарей и землепашцев опять святили свечи, но меньших размеров. 5 февраля — День святой Агаты отмечался церковным богослужением.

Начало Великого сорокадневного Поста всегда приходится на Пепельную среду. Название ее произошло от старого обряда посыпания голов пеплом как символа отпущения грехов. Сохранилась древняя традиция, когда во время святой Мессы, после проповеди, священник посыпает горсткой пепла головы подходящим верующим, произнося слова: «Из праха вышел и в прах возвратишься». В период Поста (25 марта) отмечается праздник Благовещения, посвященный Деве Марии.

Последняя неделя Великого Поста — «Страстная» или «Святая» неделя — литургически связана с Пасхой. В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых — земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как «Великий».

2279

Центром Пасхального Торжества является воскресший Христос. Утром в Пасхальное воскресенье после торжественной утренней Мессы дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки — возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки. В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения в церквях, продолжаются уличные представления на религиозные темы.

Первый церковный праздник мая — «Обретение святого Креста» (3 мая), установленный в память нахождения «подлинного креста». Было принято освящать в церкви самодельные крестики и нести их на поля. В Испании разыгрывалось действо поисков креста императрицей Еленой (в сопровождении свиты, ряженой византийцами, ангелами, евреями) и установка его в костеле. 15 мая — День памяти святого Исидора-землепашца — покровителя Мадрида. У часовни с источником, где по преданию жил св. Исидор, собираются паломники, праздник превращается в народное гуляние.

Вознесение Господне — переходящий праздник. Дата его передвигается в пределах мая — начала июня и приходится на сороковой день после Пасхи. Во Франции, в начале 20 века накануне Вознесения совершались трехдневные церковные молебны: в первый день молились о сенокосе, во второй — о жатве, в третий — об уборке винограда.

На границе пасхального цикла и летних праздников стоит большой католический праздник «Божьего тела» (Corpus Domini, Corpus Cristi) в первый четверг после Святой Троицы. Это сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (Евхаристии). Католическая Церковь рассматривает Евхаристию как священный дар, оставленный Христом Своей Церкви.

Этот праздник празднуется всеми католиками, но особо торжественно в Испании. В этот день устраиваются массовые процессии под звон колоколов с хвалебными гимнами, со свечами и хоругвями в руках. Во главе идет священник и несет под балдахином дарохранительницу с Евхаристическим Хлебом — Телом Христовым. Процессии обставляются с особой пышностью, по пути ее поперек улиц протягивают гирлянды цветов, украшаются зеленью, цветами и коврами балконы близлежащих домов, дорога устилается живыми цветами. У четырех алтарей на открытом воздухе читается Евангелие, затем все отправляются в храм на праздничную Литургию.

2280

Почитание святых — одна из важнейших сторон католического вероучения. 15 августа — праздник Успения Богоматери. Он основывается на истине, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз. В 1950 году папа Пий XII особым декретом принял Догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар Марии. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.

Последний крупный праздник римско-католического литургического года — Торжество Всех святых и День поминовения усопших, следующие один за другим 1 и 2 ноября. Праздник Всех святых был введен в начале 7 века папой Бонифацием IV, а позднее, в начале 11 века был установлен День поминовения усопших, со временем они слились в один день — День поминовения святых и усопших.

Католическая Церковь считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но могут, находится в Чистилище, где Бог очищает их, спасенных, от последствий греха. Сократить срок пребывания в Чистилище могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих. Первый день католики проводят в храмах, участвуя в святых Мессах, а во второй день с самого утра отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями общей процессией. Там молятся, приводят в порядок могилы и оставляют горящие свечи. Праздник Христа-Царя завершает литургический год Римско-католической Церкви.

Далее представлен список основных католических праздников.

Всемирный день мира (World Day of Peace) — это праздник романо-католической церкви, отмечаемый ежегодно 1 января в День торжества Божией Матери Марии. 8 декабря 1967 года римский папа Павел VI провозгласил Всемирный день мира. У католиков этот пр.

1 января католическая церковь отмечает праздник, посвященный Деве Марии — Торжество Пресвятой Богородицы (лат. In Sollemnitate Sanctae Dei Genetricis Mariae) или Праздник Марии — Царицы мира. Он завершает собой Октаву Рождества и входит в число празд.

Праздник Богоявления (греч. Θεοφάνια), наравне с Пасхой и Пятидесятницей, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он рождению Иисуса Христа и событиям, сопутствовавшим ему, и празднуется Римско-католической церковью 6 января. Более древ.

17 января итальянцы празднуют День аббата святого Антонио (Festa di Sant’ Antonio Abate). Этот день отмечается во всей Италии, но особенно красочные и широкие празднования проходят в южной и центральной Италии.Святой Антонио (St. Antonio) прослав.

Сретение Господне — христианский праздник, отмечаемый в католицизме, православии и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. Праздник установлен в память о знаменательном для христиан событии — встрече (славянск. сретении) в И.

Святая Агата Сицилийская (St. Agatha of Sicily, 231—251) происходила из одного знаменитого рода, проживавшего на острове Сицилия. После принятия крещения она, из любви к Христу, решила сохранить девственность. Но ее красота привлекла внимание рим.

Кирилл и Мефодий — просветители славян, покровители Европы, создатели славянской азбуки. Католическая церковь чтит их память 14 февраля.Около 861 года оба брата в составе византийского посольства в Хазарский каганат дважды побывали в Херсонесе, з.

Пепельная среда (лат. Dies Cinerum) открывает Великий пост в латинском обряде католической, англиканской и некоторых лютеранских церквей, продолжающийся 45 дней (или 46 дней — в високосный год) и заканчивающийся Пасхой.В этот день, в соответствии.

25 марта католическая церковь отмечает светлый праздник — Благовещение Девы Марии (Annunciation of the Blessed Virgin Mary), связанный с важным евангельским событием — возвещением архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Спа.

Праздник Входа Господня в Иерусалим (также часто называемый «Вербным» или «Пальмовым» воскресеньем) отмечается за неделю до Пасхи, в шестое воскресенье Великого Поста.Еврейский народ, находившийся под владычеством Римской империи, ожидал Мессию к.

Великий четверг, еще его называют Страстной четверг или Чистый четверг, — четверг Страстной недели (последние шесть дней Великого поста, предшествующие Пасхе), первый день Пасхальных торжеств (Пасхального триденствия). В этот день вспоминается Тайная.

Для всего христианского мира самым большим и почитаемым праздником богослужебного года является Пасха. Пасха (лат. Pascha) — христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа, отмечаемый католической церковью в первое воскресенье после полнолун.

Пасхальный понедельник (Easter Monday) празднуется в память о первом дне после воскресения Иисуса Христа. В Библии повествуется о том, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам. Он разделил с ними путь в селение Эммау.

Святой евангелист Марк (St. Mark), ныне прославляемый, один из 70 апостолов, был иудеем. Святой апостол Петр в одном из своих посланий (1 Пет. 5, 3) называет Марка своим сыном, из чего можно заключить, что Марк был учеником Петра. Он посылал Марк.

Вознесение, завершающее спасение Христа после смерти и возрождения, — это переходящий праздник в память вознесения Иисуса Христа на небеса, совершившегося, по преданию, на Масличной горе близ Вифании. Дата его передвигается в пределах мая — начала ию.

Пятидесятница (Pentecost) — важный христианский праздник, отмечаемый на 50-й день после праздника Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов.Этот праздник был одним из трех великих ветхозаветных праздников и отмечал принятие Синайского за.

С 14 века праздником Троицы (Trinity Sunday) в Католической Церкви стало называться первое воскресенье после Пятидесятницы, в отличие от православной традиции, где празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и дня Святой Троицы совмещено.

Праздник Тела и Крови Христовых (Corpus Christi) отмечается ежегодно в четверг после Троицы и является торжественным празднованием священной евхаристии (Holy Eucharist) по сравнению с ежедневной святой Мессой. Католическая церковь рассматривает е.

Праздник Святейшего Сердца Иисуса (Feast of the Sacred Heart of Jesus) отмечается в пятницу, на 19-й день после Пятидесятницы и, соответственно, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых. Темой праздника является любовь Бога, явленная на.

Святой апостол Варнава (St. Barnabas) принадлежит к лику святых семидесяти апостолов. Он родился в богатой еврейской семье из рода левитов на Кипре, получил хорошее богословское образование в Иерусалиме, где и познакомился с Савлом, впоследствии став.

День памяти святого Антония Католическая церковь празднует 13 июня. Его мощи покоятся в Падуе (Италия), в величественной базилике, воздвигнутой в его честь и ставшей не только одним из главных францисканских духовных центров, но и известнейшей на вес.

24 июня католическая церковь отмечает торжественный праздник — Рождество Иоанна Предтечи, который установлен в воспоминание событий, связанных с рождением Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80).По учени.

Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру.Праздник святых апостолов Петра и Павла (Feast of SS. Peter and Paul).

Один из «великих пророков» и священников Иезекииль (Рrophet Ezekiel, 622—571 до н.э.) родился в Иудее, он известен как автор одной из книг Ветхого Завета — Книги пророка Иезекииля.Католическая церковь отмечает День памяти ветхозаветного пророка И.

Святая Анна (Saint Anne, также Ann или Anna, от еврейского Hannah) — в христианстве мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (Богопраматерь), жена святого Иоакима (St. Joachim), родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака.К свя.

Finis sanctificat media(Цель оправдывает средства)Лозунг иезуитовВ 1491 году в Испании, в родовитой, но небогатой дворянской семье родился тринадцатый ребенок – Игнасио (Инихо) Лопес де Лойола, впоследствии всемирно известный как основа.

6 августа Католическая церковь празднует Преображение Господне — таинственное преображение, описанное в Евангелиях, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы.В конце пути земной жизни Го.

Святой Доминик (Saint Dominic, испанск. Domingo), основатель Ордена Проповедников или Доминиканского Ордена (Dominicans или Order of Preachers), чья память чтится Католической Церковью 8 августа, родился в 1170 году в состоятельной испанской семье Гу.

Празднование Успения Пресвятой Богородицы (Assumption of Mary) посвящено воспоминанию о кончине Божией Матери Марии и Ее телесного вознесения на небеса. Этот праздник в католической церкви имеет статус торжества (высшая степень в иерархии католически.

День святого Варфоломея (Feast of Saint Bartholomew) широко отмечается католической церковью 24 августа.Святой Варфоломей (1 век) был одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа. История его жизни содержит много неточностей и перемежена многочисл.

Праздник Рождества Божией Матери Девы Марии (Feast of the Nativity (Birth) of the Blessed Virgin Mary), отмечаемый католической церковью ежегодно 8 сентября, посвящен воспоминанию рождения Матери Иисуса Христа — Пресвятой Девы Марии.В Новом Завет.

Праздник святого Михаила (Feast of the Archangel Michael), отмечаемый в католической традиции 29 сентября, в средние века считался обязательным, но, начиная с 18 века, постепенно утратил свое торжественное значение. Почитание Архангела Михаила издрев.

Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших: 1 ноября День всех святых (All Saints’ Day) и 2 ноября День поминовения усопших (All Souls’ Day) следуют один за другим. Христианский праздник День всех святых имеет глубок.

Традиционно 2 ноября, вслед за Днем всех святых, католическая церковь отмечает День поминовения всех усопших верных (лат. In Commemoratione Omnium Fidelium Defunctorum). В отличие от Дня всех святых, это, прежде всего, поминовение умерших родных и бл.

День святого Мартина (St. Martin’s Day), отмечаемый ежегодно 11 ноября, — большой народный праздник ряда католических стран в честь дня памяти об епископе Мартине Турском. В День святого Мартина, после окончания сельских работ, прежде всего зажиг.

Адвент — это период преддверия Рождества.Адвент (от лат. adventus — пришествие) — предрождественское время, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи. Адвент — время ожидания Рождества Христова.Продолжительность Адвента около четыр.

Святой апостол Андрей (St. Andrew, the Apostle), Андрей Первозванный — первый из учеников Иисуса Христа, брат святого апостола Петра. Католическая церковь чтит его память 30 ноября.Согласно русским летописям, святой Андрей проповедовал христианст.

4 декабря в католическом литургическом календаре отмечается День святой Варвары (St. Barbara’s Day), с именем которой связана красивая легенда. Святая великомученица Варвара была дочерью знатного язычника Диоскора, жила она с отцом в городе Илиоп.

Во многих Церквях, отмечающих Рождество Христово 25 декабря, за четыре недели до праздника начинается предрождественский период. В некоторых странах он называется рождественским постом, в некоторых — для этого периода нет определенного названия, но ч.

Рождественские праздники в Европе начинаются со Дня святого Николая (Saint Nicholas Day), который отмечается 6 декабря. В этот день католики почитают память святого Николая, покровителя путешественников и детей. День святого Николая имеет религио.

День непорочного зачатия Девы Марии, культ которой очень популярен в католицизме, — один из главных праздников, посвященных Богородице. Имеет высший статус в иерархии католических праздников — торжества. Во всех европейских костелах в этот день совер.

Адвент (от лат. adventus — пришествие) — предрождественское время, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи. Другими словами, Адвент — время ожидания Рождества Христова.Третьему воскресенью Адвента предшествуют первое и второе воскрес.

«Ежели за время, что пройдет от дня святой Люции до рождественского сочельника, из девяти деревьев — липа, береза, орешник, верба, ольха, бук, ель, терновник, клен — сделать стул, каждый день работая понемногу, да взять его тайком на заутреню, да сес.

Адвент (от лат. adventus — пришествие) — предрождественское время, период, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи. Адвент — время ожидания Рождества Христова.Четвертое воскресенье АдвентаВ этот день зажигают первые три свечи и п.

Сочельник — день накануне Рождества Христова и приготовления к этому великому празднику. Название «сочельник» происходит, как полагают, от слова «сочиво» — это особая зерновая каша, обычно с медом и фруктами. Традиционно вкушать «сочиво» положено.

Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. 25 декабря Рождество Хр.

День святого Стефана празднуется католической церковью во многих европейских странах 26 декабря, на второй день после Рождества. В ряде стран он является государственным праздником и официальным выходным днем.Первый христианский мученик, архидиак.

Каждое последнее воскресенье декабря, следующее за Рождеством Христовым, католики отмечают День Святого Семейства. Когда же празднование Рождества выпадает на воскресный день, набожные католики поминают и чтят Святое Семейство 30 декабря.Святым С.

Апостол Иоанн (St. John the Evangelist, около 6 — 104) — автор одного из Евангелий Иисуса Христа и Откровения. Иоанн был сыном Зеведея и Соломии, дочери святого обручника Иосифа. Он был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретс.

Помощь в создании раздела: Вера Поздеева, Валерий Семенович Гордееня, Константин Бордюгов, Михаил Хорошев

У Вас есть дополнительная информация по теме «Католические праздники»? Напишите нам

Источник

Запись на стене

ЭПИКЛЕЗА И ПРЕЛОЖЕНИЕ СВЯТЫХ ДАРОВ

Свт. Геннадий Схоларий:

«Божественный Златоуст в своих огласительных словах говорит: “Ведь не только священник касается головы, но и десница Христова. И это следует из самих слов крещающего, ибо он не говорит: ‘Я крещаю такого-то’, но: ‘Крещается такой-то’, — показывая, что он всего лишь слуга благодати, который предоставляет свою руку, будучи поставлен для этого Духом. А совершает все Отец, Сын и Святой Дух, нераздельная Троица” [1].

Сказанное учителем о Божественном Крещении в еще большей степени относится и к Таинству Евхаристии, поскольку этому Таинству не только присуща куда большая полнота благодати, но и яснее [выражено], что [ее источником] является один только наш Господь. Это очевидно из самих слов служителя Таинства: сперва он с глубочайшим благоговением воспоминает слова, обращенные некогда Всеведущим Богом к ученикам, а затем, чтобы и сейчас совершилось искомое [чудо], прилагает молитву и произносит: “Сотвори хлеб сей Телом Своим и сотвори вино сие Кровью Своей”.

Этим он словно говорит: “Я приготовил на этом святом Престоле благословенные хлеб и вино, ибо Ты и Твоя благость назначили меня на это — и не более. Лишь Ты один можешь вышеествественным образом пресуществить (μετουσιοῦν) их и претворить (μεταποιεῖν) в Свои Всесвятые Тело и Кровь; ради этого Пресуществления я и совершил все эти приготовления, ибо Ты повелел нам делать то, что зависит от нас, и безо всяких сомнений ожидать предивного Дара, обетованного Тобой”» [2].

Отметим, что данный текст св. Геннадия Схолария заставляет нас считать неверным предположение М. М. Бернацкого, высказанное им в статье «Евхаристия» [3] Православной Энциклопедии, что Схоларий вслед за традиционным римо-католическим богословием считает формой Таинства Евхаристии именно установительные слова Христа. Как кажется, более верно оценивает позицию Схолария греко-католический исследователь профессор-священник Кристиаан Каппес, утверждающий, что «Схоларий отстаивал в точности ту же позицию, что и Марк Евгеник» [4], то есть догматизированное впоследствии в Православии учение, что преложение Святых Даров происходит после эпиклезы, и именно она явлется формой Таинства Евхаристии.

[1] Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии / Пер., вступ. ст.: И. Пролыгина. Тверь, 2006. С. 170
[2] Gennadius Scholarius. De sanctis ingressis et contra azymos, 4 // OCGS. Vol. 3. P. 201-202
[3] Евхаристия // ПЭ. Т. 17. С. 615-696
[4] Christiaan W. Kappes. The Theology of the Divine Essence and Energies in George-Gennadios Scholarios. Θεσσαλονίκη, 2018. P. 104.

Источник

Праздник святых даров у католиков

Святые Дары — евхарист. Тело и Кровь Иисуса Христа, т.е. освященные в таинстве Евхаристии хлеб и вино. В Католической Церкви понятие «С.Д.» также применяется для обозначения евхарист. Тела Христа в отдельности. Термин «С.Д.», используемый рус. католиками, заимствован из рус. правосл. традиции, где он является калькой греч. τά αγια Δώρα; у греков он употребляется реже, уступая место словосочетанию τά αγια Μυστήρια — «Святые Тайны», которое может обозначать и С.Д., и Евхаристию как совершаемое Церковью таинство, аналогично лат. терминам Sanctissimum Sacramentum, Sanctissima Eucharistia (досл. «Святейшее Таинство», «Святейшая Евхаристия»).

Согласно христ. учению, которое с древности сохраняется неизменным в Католической, Православной и Древних Вост. Церквях (а также принимается в некоторых направлениях протестантизма), в результате освящения даров во время анафоры на полном евхарист. богослужении принесенный на алтарь хлеб становится истинным Телом Христа, а вино — Его истинной Кровью, так что под каждым из этих евхарист. видов незримо пребывает живой Иисус Христос. В Католической Церкви по мере развития схоласт, богословия в эпоху зрелого Средневековья было сформулировано учение о пресуществлении, согласно которому в таинстве Евхаристии происходит изменение субстанций хлеба и вина в субстанции Тела и Крови Христа, при том что акциденции хлеба и вина остаются неизменными. Это учение приняло окончательное догм, закрепление в XVI в. на Тридентском соборе, который подтвердил, что в С.Д. «содержатся воистину, реально и сущностно Тело и Кровь вместе с душой и Божеством Господа нашего Иисуса Христа и, следовательно, всецелый Христос» (DH 1636; ср. DH 1651). Ввиду того что к этому времени в латинском обряде прочно закрепилась практика причащения мирян под одним видом (только Телом Христовым), оспаривавшаяся мн. деятелями Реформации, на соборе возникла необходимость сформулировать учение о том, что даже под одним из двух евхарист. видов верующие принимают всецелого Христа и истинное таинство (DH 1725-29); это учение соответствует вере Церкви, засвидетельствованной еще в первые века, поскольку уже тогда были известны определенные ситуации, когда причащение осуществлялось только под одним видом. На том же Тридентском соборе было определено, что Евхаристия — единственное перманентное таинство, а др. таинства являются переходными, так что их материя имеет сакраментальное действие только в момент их совершения. Тем не менее перманентность реального присутствия Христа в С.Д. ограничена: они перестают быть Телом и Кровью Христа в случае изменения акциденций хлеба и вина (напр., заплесневевший хлеб или прокисшее вино, хотя они и были некогда освящены, уже более не являются С.Д.).

Что касается материи для совершения Евхаристии, то, согласно учению Католической Церкви, это должны быть беспримесный пшеничный хлеб (пресный или квасной, в зависимости от исторически сложившейся традиции конкретного литург. обряда) и чистое виноградное вино, немного разбавленное водой. Несмотря на неоднократно высказывавшиеся мнения отд. богословов и пастырей о необходимости расширить круг продуктов, используемых в качестве евхарист. видов, — как из практических соображений (напр., недоступность пшеничной муки или вина в некоторых регионах), так и в интересах более плодотворной инкультурации (далеко не у всех народов хлеб и вино имеют те же коннотации, что и в ареале первоначального распространения христианства), — рим. Конгрегация вероучения, а также др. ведомства Рим. курии твердо настаивают на неизменности этого учения и соответствующей ему практики, периодически подтверждая это офиц. документами (ср. ККП 924).

До освящения хлеб и вино также принято называть дарами, но не святыми (в визант. традиции их называют предложенными честными дарами).

С древности известно стремление христ. общин хранить некоторый запас С.Д. для причащения больных и др. верующих, не имеющих возможности участвовать в богослужении. Верным разрешалось хранить С.Д. в своих домах для причащения в будни, когда полное евхарист. богослужение не совершалось: такие С.Д. получили название Преждеосвященных Даров (греч. προηγιασμένα [Δώρα], лат. praesanetificata),а появившееся со временем особое богослужение с обрядом причащения ими стало называться Литургией Преждеосвященных Даров. С.Д., хранящиеся в храмах, а также в монаш. общинах и у отд. священников для причащения тех, кто лишен возможности участвовать в евхарист. богослужении, именуются запасными Дарами (лат. Sanctissimum Sacramentum reservatum).С.Д. со временем сгали помещать в дарохранительницу — специально предназначенный Для их хранения ковчег, находящийся на алтаре или в алтарной части храма (на Востоке там хранится Тело Христово, напоенное Кровью Христовой и подсушенное во избежание порчи; на Западе — только Гостии); в эпоху зрелого Средневековья в Католической Церкви лат. обряда дарохранительница стала наделяться особо важным значением как место реального пребывания Христа в храме. В нач. XIII в. в Зап. Европе сложилась практика выставления С.Д. и поклонения С.Д., которое, по меньшей мере с XVI в., всячески поощрялось учительством Католической Церкви, подчеркивавшим значение веры в реальное присутствие всецелого Христа в евхарист. видах.

Для пребывания С.Д. во время евхарист. богослужений, а также для их хранения и поклонения им используются свящ. сосуды, различающиеся в зависимости от функции.

Бережное обращение со С.Д. и подобающее их хранение является важной обязанностью священно- и церковнослужителей (ср. ККП 934-944), пренебрежение которой может обернуться святотатством, грозящим суровыми канон, санкциями (ср. ККП 1367). Если в древности характер действий в различных чрезвычайных ситуациях, которые могли произойти со С.Д., регулировался преимущественно неписанным обычаем, то в позднее Средневековье правила на этот счет были тщательно кодифицированы в специальных разделах вступительных рубрик к богослужебным книгам: в визант. традиции — в Известии учительном, предваряющем Служебник, в латинской — во введении к миссалу (однако в результате литургической реформы после II Ватиканского собора эти разделы были упразднены). Наиболее обычная для Востока и Запада практика обращения с физически испорченными С.Д., использование которых для причащения представляется невозможным или сомнительным, а также с крошками евхарист. хлеба, следами от евхарист. вина и т.п. — тщательное собирание и сожжение их, равно как и тканей, при помощи которых они собирались, с последующим захоронением пепла в особом месте — сакрарии; на Востоке для испорченных С.Д. и омовения сосудов из-под них принято использовать также проточные водоемы; на катол. Западе существует практика размачивания поврежденных частиц (изменение акциденций), после чего они вместе с водою сливаются в сакрарий (так же как и вода от омовения материалов, соприкасавшихся с евхарист. Видами).

В Средние века на Западе ввиду особенностей сложившейся евхарист. практики вошло в обычай периодически освящать огромное число малых Гостий для святого запаса и причащать мирян ими. При совершении мессы большой Гостией причащался только совершавший ее священник; если на мессе были причастники, то им преподавались Гостии из святого запаса. Подобная практика в силу технического удобства прочно закрепилась в лат. обряде и продолжает сохраняться по сей день. Хотя II Ватиканский собор не запретил ее, он рекомендовал, чтобы верующим на мессе преподавались С.Д., освященные непосредственно при ее совершении (см. SC 55). Впоследствии эта рекомендация собора неоднократно повторялась в ряде нормативных документов.

По окончании Божественной литургии часть С.Д. может быть сохранена в качестве запасных даров, а оставшиеся после причащения С.Д. потребляются (consumentur) к.-л. из участвовавших в ее совершении клириков либо, в лат. обряде, экстраординарных служителей Евхаристии (в лат. обряде, если причащение мирян не совершается под двумя видами, потребление С.Д. может быть осуществлено сразу после причащения клириков). Свящ. сосуды после этого тщательно очищаются предписанным в рубриках способом.

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 612-615.

Титульная страница
Богослужебные тексты
Календарь
Библиотека update yellow
Фонотека
Латинский язык
Подбор ссылок
Обратная связь

Источник

Католические праздники

3Католицизм — самое мощное религиозное направление в христианстве (Фото: Marijus Auruskevicius, Shutterstock)

Особенности католических праздников

Самого большого влияния Церковь добилась в католических странах — Испании, Португалии, Италии, Франции, Польше, странах Латинской Америки. Большую роль сыграли — характерные для католицизма — торжественная литургия, пышная обрядность и яркое музыкальное сопровождение, усиливающие эмоциональное воздействие на прихожан. Дни памяти определенных святых сделались не только днями обязательного посещения богослужения, но и вехами в распределении сельскохозяйственных работ, смены времен года.

Праздники римско-католического литургического года

2117

В 2021 году Пасха отмечается 4 апреля.

Литургический год начинается с Адвента (от лат. adventus — пришествие), периода преддверия Рождества. Во время Адвента верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя. Католическая церковь считает Адвент временем всеобщего покаяния.

Памятные дни отдельных святых, приходящиеся на период Адвента, не связаны с циклом рождественских обычаев. Это День святой Варвары — покровительницы ремесленников (4 декабря), День святого Николая (6 декабря) известен своим «детским» акцентом — дети ждут подарков, по традиции «приносимых» святым Николаем.

2118

Рождество — один из важнейших христианских праздников, католики отмечают его 25 декабря. Содержанием его является факт рождения Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Это второй после Пасхи праздник с четырьмя Литургиями (Мессами): накануне вечером, ночью, на рассвете и днем.

Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего. Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления своеобразных яслей-вертепов. Этот обычай церковного происхождения приписывается святому Франциску из Ассизы. В католических храмах с 13 века устраиваются небольшие ниши, в которых изображаются сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины.

Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель до праздника Сретения. Домашние вертепы — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные — бык, осел. Изображаются сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах.

Рождество — семейный праздник. В канун праздника, в сочельник, традиционная семейная трапеза состоит из постных блюд. Это рыба, овощи и фрукты, сладости. После появления первой звезды, в храмах начинаются торжественные богослужения, присутствие на которых для католиков обязательно. В первый день Рождества подается праздничная пища — мясные блюда: свинина, индейка, гусь, ветчина. Изобилие на праздничном столе считается залогом благополучия в новом году. Повсюду принято дарить друг другу подарки.

Рождество Христово в западной церкви стало праздноваться 25 декабря только в 4 веке. Ранее христиане отмечали его 6 января. Обычаи, приуроченные к Рождеству, распространяются на все «Рождественское двенадцатидневье». В этом цикле выделяются отдельные дни — 28 декабря — Память Невинных Младенцев — день воспоминания уничтожения по приказу царя Ирода всех младенцев, которые по возрасту могли быть Христом; 31 декабря — день святого Сильвестра, 1 января — День Нового года. Этот день посвящен Деве Марии.

В 19 веке в католических странах в канун Нового года жгли большие костры и организовывали факельные шествия. Зимний цикл святочных праздников католики завершают Днем Богоявления (Эпифании), или «трех королей» — 6 января. Содержанием праздника является евангельское сказание о поклонении младенцу Иисусу королей (в иной традиции — волхвов) — Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех царей, в храмах совершаются святые Мессы. По евангельской традиции, приношения волхвов, трактуются как приношения Христу-Царю — золото, Христу-Богу — ладан, Христу-человеку — мирро.

17 января — День святого Антонио — покровителя животных. Во Франции в этот день священники благословляют домашний скот, который хозяева приводят к церкви. 2 февраля праздник Сретения Господнего. В качестве обряда очищения в костелах святили свечи, а целые процессии с горящими свечами обходили улицы и поля. 3 февраля в День святого Блаза — патрона виноградарей и землепашцев опять святили свечи, но меньших размеров. 5 февраля — День святой Агаты отмечался церковным богослужением.

Начало Великого сорокадневного Поста всегда приходится на Пепельную среду. Название ее произошло от старого обряда посыпания голов пеплом как символа отпущения грехов. Сохранилась древняя традиция, когда во время святой Мессы, после проповеди, священник посыпает горсткой пепла головы подходящим верующим, произнося слова: «Из праха вышел и в прах возвратишься». В период Поста (25 марта) отмечается праздник Благовещения, посвященный Деве Марии.

Последняя неделя Великого Поста — «Страстная» или «Святая» неделя — литургически связана с Пасхой. В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых — земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как «Великий».

2279

Центром Пасхального Торжества является воскресший Христос. Утром в Пасхальное воскресенье после торжественной утренней Мессы дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки — возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки. В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения в церквях, продолжаются уличные представления на религиозные темы.

Первый церковный праздник мая — «Обретение святого Креста» (3 мая), установленный в память нахождения «подлинного креста». Было принято освящать в церкви самодельные крестики и нести их на поля. В Испании разыгрывалось действо поисков креста императрицей Еленой (в сопровождении свиты, ряженой византийцами, ангелами, евреями) и установка его в костеле. 15 мая — День памяти святого Исидора-землепашца — покровителя Мадрида. У часовни с источником, где по преданию жил св. Исидор, собираются паломники, праздник превращается в народное гуляние.

Вознесение Господне — переходящий праздник. Дата его передвигается в пределах мая — начала июня и приходится на сороковой день после Пасхи. Во Франции, в начале 20 века накануне Вознесения совершались трехдневные церковные молебны: в первый день молились о сенокосе, во второй — о жатве, в третий — об уборке винограда.

На границе пасхального цикла и летних праздников стоит большой католический праздник «Божьего тела» (Corpus Domini, Corpus Cristi) в первый четверг после Святой Троицы. Это сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (Евхаристии). Католическая Церковь рассматривает Евхаристию как священный дар, оставленный Христом Своей Церкви.

Этот праздник празднуется всеми католиками, но особо торжественно в Испании. В этот день устраиваются массовые процессии под звон колоколов с хвалебными гимнами, со свечами и хоругвями в руках. Во главе идет священник и несет под балдахином дарохранительницу с Евхаристическим Хлебом — Телом Христовым. Процессии обставляются с особой пышностью, по пути ее поперек улиц протягивают гирлянды цветов, украшаются зеленью, цветами и коврами балконы близлежащих домов, дорога устилается живыми цветами. У четырех алтарей на открытом воздухе читается Евангелие, затем все отправляются в храм на праздничную Литургию.

2280

Почитание святых — одна из важнейших сторон католического вероучения. 15 августа — праздник Успения Богоматери. Он основывается на истине, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз. В 1950 году папа Пий XII особым декретом принял Догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар Марии. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.

Последний крупный праздник римско-католического литургического года — Торжество Всех святых и День поминовения усопших, следующие один за другим 1 и 2 ноября. Праздник Всех святых был введен в начале 7 века папой Бонифацием IV, а позднее, в начале 11 века был установлен День поминовения усопших, со временем они слились в один день — День поминовения святых и усопших.

Католическая Церковь считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но могут, находится в Чистилище, где Бог очищает их, спасенных, от последствий греха. Сократить срок пребывания в Чистилище могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих. Первый день католики проводят в храмах, участвуя в святых Мессах, а во второй день с самого утра отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями общей процессией. Там молятся, приводят в порядок могилы и оставляют горящие свечи. Праздник Христа-Царя завершает литургический год Римско-католической Церкви.

Далее представлен список основных католических праздников.

Всемирный день мира (World Day of Peace) — это праздник романо-католической церкви, отмечаемый ежегодно 1 января в День торжества Божией Матери Марии. 8 декабря 1967 года римский папа Павел VI провозгласил Всемирный день мира. У католиков этот пр.

1 января католическая церковь отмечает праздник, посвященный Деве Марии — Торжество Пресвятой Богородицы (лат. In Sollemnitate Sanctae Dei Genetricis Mariae) или Праздник Марии — Царицы мира. Он завершает собой Октаву Рождества и входит в число празд.

Праздник Богоявления (греч. Θεοφάνια), наравне с Пасхой и Пятидесятницей, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он рождению Иисуса Христа и событиям, сопутствовавшим ему, и празднуется Римско-католической церковью 6 января. Более древ.

17 января итальянцы празднуют День аббата святого Антонио (Festa di Sant’ Antonio Abate). Этот день отмечается во всей Италии, но особенно красочные и широкие празднования проходят в южной и центральной Италии.Святой Антонио (St. Antonio) прослав.

Сретение Господне — христианский праздник, отмечаемый в католицизме, православии и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. Праздник установлен в память о знаменательном для христиан событии — встрече (славянск. сретении) в И.

Святая Агата Сицилийская (St. Agatha of Sicily, 231—251) происходила из одного знаменитого рода, проживавшего на острове Сицилия. После принятия крещения она, из любви к Христу, решила сохранить девственность. Но ее красота привлекла внимание рим.

Кирилл и Мефодий — просветители славян, покровители Европы, создатели славянской азбуки. Католическая церковь чтит их память 14 февраля.Около 861 года оба брата в составе византийского посольства в Хазарский каганат дважды побывали в Херсонесе, з.

Пепельная среда (лат. Dies Cinerum) открывает Великий пост в латинском обряде католической, англиканской и некоторых лютеранских церквей, продолжающийся 45 дней (или 46 дней — в високосный год) и заканчивающийся Пасхой.В этот день, в соответствии.

25 марта католическая церковь отмечает светлый праздник — Благовещение Девы Марии (Annunciation of the Blessed Virgin Mary), связанный с важным евангельским событием — возвещением архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Спа.

Праздник Входа Господня в Иерусалим (также часто называемый «Вербным» или «Пальмовым» воскресеньем) отмечается за неделю до Пасхи, в шестое воскресенье Великого Поста.Еврейский народ, находившийся под владычеством Римской империи, ожидал Мессию к.

Великий четверг, еще его называют Страстной четверг или Чистый четверг, — четверг Страстной недели (последние шесть дней Великого поста, предшествующие Пасхе), первый день Пасхальных торжеств (Пасхального триденствия). В этот день вспоминается Тайная.

Для всего христианского мира самым большим и почитаемым праздником богослужебного года является Пасха. Пасха (лат. Pascha) — христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа, отмечаемый католической церковью в первое воскресенье после полнолун.

Пасхальный понедельник (Easter Monday) празднуется в память о первом дне после воскресения Иисуса Христа. В Библии повествуется о том, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам. Он разделил с ними путь в селение Эммау.

Святой евангелист Марк (St. Mark), ныне прославляемый, один из 70 апостолов, был иудеем. Святой апостол Петр в одном из своих посланий (1 Пет. 5, 3) называет Марка своим сыном, из чего можно заключить, что Марк был учеником Петра. Он посылал Марк.

Вознесение, завершающее спасение Христа после смерти и возрождения, — это переходящий праздник в память вознесения Иисуса Христа на небеса, совершившегося, по преданию, на Масличной горе близ Вифании. Дата его передвигается в пределах мая — начала ию.

Пятидесятница (Pentecost) — важный христианский праздник, отмечаемый на 50-й день после праздника Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов.Этот праздник был одним из трех великих ветхозаветных праздников и отмечал принятие Синайского за.

С 14 века праздником Троицы (Trinity Sunday) в Католической Церкви стало называться первое воскресенье после Пятидесятницы, в отличие от православной традиции, где празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и дня Святой Троицы совмещено.

Праздник Тела и Крови Христовых (Corpus Christi) отмечается ежегодно в четверг после Троицы и является торжественным празднованием священной евхаристии (Holy Eucharist) по сравнению с ежедневной святой Мессой. Католическая церковь рассматривает е.

Праздник Святейшего Сердца Иисуса (Feast of the Sacred Heart of Jesus) отмечается в пятницу, на 19-й день после Пятидесятницы и, соответственно, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых. Темой праздника является любовь Бога, явленная на.

Святой апостол Варнава (St. Barnabas) принадлежит к лику святых семидесяти апостолов. Он родился в богатой еврейской семье из рода левитов на Кипре, получил хорошее богословское образование в Иерусалиме, где и познакомился с Савлом, впоследствии став.

День памяти святого Антония Католическая церковь празднует 13 июня. Его мощи покоятся в Падуе (Италия), в величественной базилике, воздвигнутой в его честь и ставшей не только одним из главных францисканских духовных центров, но и известнейшей на вес.

24 июня католическая церковь отмечает торжественный праздник — Рождество Иоанна Предтечи, который установлен в воспоминание событий, связанных с рождением Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80).По учени.

Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру.Праздник святых апостолов Петра и Павла (Feast of SS. Peter and Paul).

Один из «великих пророков» и священников Иезекииль (Рrophet Ezekiel, 622—571 до н.э.) родился в Иудее, он известен как автор одной из книг Ветхого Завета — Книги пророка Иезекииля.Католическая церковь отмечает День памяти ветхозаветного пророка И.

Святая Анна (Saint Anne, также Ann или Anna, от еврейского Hannah) — в христианстве мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (Богопраматерь), жена святого Иоакима (St. Joachim), родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака.К свя.

Finis sanctificat media(Цель оправдывает средства)Лозунг иезуитовВ 1491 году в Испании, в родовитой, но небогатой дворянской семье родился тринадцатый ребенок – Игнасио (Инихо) Лопес де Лойола, впоследствии всемирно известный как основа.

6 августа Католическая церковь празднует Преображение Господне — таинственное преображение, описанное в Евангелиях, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы.В конце пути земной жизни Го.

Святой Доминик (Saint Dominic, испанск. Domingo), основатель Ордена Проповедников или Доминиканского Ордена (Dominicans или Order of Preachers), чья память чтится Католической Церковью 8 августа, родился в 1170 году в состоятельной испанской семье Гу.

Празднование Успения Пресвятой Богородицы (Assumption of Mary) посвящено воспоминанию о кончине Божией Матери Марии и Ее телесного вознесения на небеса. Этот праздник в католической церкви имеет статус торжества (высшая степень в иерархии католически.

День святого Варфоломея (Feast of Saint Bartholomew) широко отмечается католической церковью 24 августа.Святой Варфоломей (1 век) был одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа. История его жизни содержит много неточностей и перемежена многочисл.

Праздник Рождества Божией Матери Девы Марии (Feast of the Nativity (Birth) of the Blessed Virgin Mary), отмечаемый католической церковью ежегодно 8 сентября, посвящен воспоминанию рождения Матери Иисуса Христа — Пресвятой Девы Марии.В Новом Завет.

Праздник святого Михаила (Feast of the Archangel Michael), отмечаемый в католической традиции 29 сентября, в средние века считался обязательным, но, начиная с 18 века, постепенно утратил свое торжественное значение. Почитание Архангела Михаила издрев.

Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших: 1 ноября День всех святых (All Saints’ Day) и 2 ноября День поминовения усопших (All Souls’ Day) следуют один за другим. Христианский праздник День всех святых имеет глубок.

Традиционно 2 ноября, вслед за Днем всех святых, католическая церковь отмечает День поминовения всех усопших верных (лат. In Commemoratione Omnium Fidelium Defunctorum). В отличие от Дня всех святых, это, прежде всего, поминовение умерших родных и бл.

День святого Мартина (St. Martin’s Day), отмечаемый ежегодно 11 ноября, — большой народный праздник ряда католических стран в честь дня памяти об епископе Мартине Турском. В День святого Мартина, после окончания сельских работ, прежде всего зажиг.

Адвент — это период преддверия Рождества.Адвент (от лат. adventus — пришествие) — предрождественское время, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи. Адвент — время ожидания Рождества Христова.Продолжительность Адвента около четыр.

Святой апостол Андрей (St. Andrew, the Apostle), Андрей Первозванный — первый из учеников Иисуса Христа, брат святого апостола Петра. Католическая церковь чтит его память 30 ноября.Согласно русским летописям, святой Андрей проповедовал христианст.

4 декабря в католическом литургическом календаре отмечается День святой Варвары (St. Barbara’s Day), с именем которой связана красивая легенда. Святая великомученица Варвара была дочерью знатного язычника Диоскора, жила она с отцом в городе Илиоп.

Во многих Церквях, отмечающих Рождество Христово 25 декабря, за четыре недели до праздника начинается предрождественский период. В некоторых странах он называется рождественским постом, в некоторых — для этого периода нет определенного названия, но ч.

Рождественские праздники в Европе начинаются со Дня святого Николая (Saint Nicholas Day), который отмечается 6 декабря. В этот день католики почитают память святого Николая, покровителя путешественников и детей. День святого Николая имеет религио.

День непорочного зачатия Девы Марии, культ которой очень популярен в католицизме, — один из главных праздников, посвященных Богородице. Имеет высший статус в иерархии католических праздников — торжества. Во всех европейских костелах в этот день совер.

Адвент (от лат. adventus — пришествие) — предрождественское время, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи. Другими словами, Адвент — время ожидания Рождества Христова.Третьему воскресенью Адвента предшествуют первое и второе воскрес.

«Ежели за время, что пройдет от дня святой Люции до рождественского сочельника, из девяти деревьев — липа, береза, орешник, верба, ольха, бук, ель, терновник, клен — сделать стул, каждый день работая понемногу, да взять его тайком на заутреню, да сес.

Адвент (от лат. adventus — пришествие) — предрождественское время, период, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи. Адвент — время ожидания Рождества Христова.Четвертое воскресенье АдвентаВ этот день зажигают первые три свечи и п.

Сочельник — день накануне Рождества Христова и приготовления к этому великому празднику. Название «сочельник» происходит, как полагают, от слова «сочиво» — это особая зерновая каша, обычно с медом и фруктами. Традиционно вкушать «сочиво» положено.

Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. 25 декабря Рождество Хр.

День святого Стефана празднуется католической церковью во многих европейских странах 26 декабря, на второй день после Рождества. В ряде стран он является государственным праздником и официальным выходным днем.Первый христианский мученик, архидиак.

Каждое последнее воскресенье декабря, следующее за Рождеством Христовым, католики отмечают День Святого Семейства. Когда же празднование Рождества выпадает на воскресный день, набожные католики поминают и чтят Святое Семейство 30 декабря.Святым С.

Апостол Иоанн (St. John the Evangelist, около 6 — 104) — автор одного из Евангелий Иисуса Христа и Откровения. Иоанн был сыном Зеведея и Соломии, дочери святого обручника Иосифа. Он был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретс.

Помощь в создании раздела: Вера Поздеева, Валерий Семенович Гордееня, Константин Бордюгов, Михаил Хорошев

У Вас есть дополнительная информация по теме «Католические праздники»? Напишите нам

Источник

Adblock
detector