Меню

праздник русской печки сценарий

Сценарий праздника «Русская печь – тепло и добро»

Оборудование, оформление, реквизит:

Звучит народная песня, Марфа Петровна принимает гостей.

Рады видеть вас у печки.
Без нее и дом пустой,
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней как весной.
В старину так говорили:
“Печь нам мать родная всем,
На печи все красно лето,
У печи и сплю, и ем”.

Забывать мы стали, что главное в доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно.

Печь – это часть нашей культуры. Старое нужно знать и беречь.

Ведущий: У печного огня древнее происхождение – у слов “пещера” и “печь” один корень. С давних времен печь символизировала, прежде всего, родной очаг. На его прошлом – отблеск живого, доброго, дарящего надежду огня. В пустынных местах и на холодных пепелищах жизнь всегда начиналась с костров и печурок.

Очаг, который был для первобытного человека первой печью, согревавшей его и готовивший для него пищу, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали устраивать крышу, возводить стены, а потом и двери, – словом строить дом. А когда в доме появилась первая утварь, очаг, разведенный на полу, перестал устраивать человека. Он построил для него отдельный домик с оконцами и дверцей. Так получилась печь.

Первые печи сооружали из глины и булыжника. У них не было ни дымохода, ни трубы, дым шел прямо внутрь дома (курная изба). Лишь, к началу нашей эры появились печи и камины с дымовыми трубами.

Плиты и камины – изобретение Европейское, а на Руси искони клали печи большие, в пол-избы (Приложение I).

Марфа Петровна: На Руси говорили: “Изба без русской печи, что человек без души, нежилым пахнет такая изба, наводит тоску. А как сложат печь, да затопят – сразу оживает изба”.

Ведущий: Огонь в русской печи – незабываемое зрелище: вокруг него собирались большими семьями сумерничать. Кто дремлет, кто рассказывает бывальщину, и все смотрят на догорающие угли, как на мерцающее сокровище. А кто-то залез на полати, где было особенно хорошо, пахло теплыми кирпичами и хлебным дымком.

Приготовление в русской печи кушанья отличались особым вкусом и ароматом. Русская печь определила приемы приготовления гусей, уток, кур, поросят, их жарят тушками. А какие пироги дарит нам печь, самые румяные!

Планировка избы была традиционной до начала ХХ века (Приложение I). Печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу, челом повернутая к окну. На печи спало все семейство. Под потолком между печью и стеной устраивали полати – досчатые нары, используемые для сна и хранения вещей.

Марфа Петровна: Место против печи называлось упечь. Оно предназначалось для стряпни и часто отделялось занавеской. У печи хозяйка всегда ставила печную утварь: кочергу, лопату для выгребания угля (“заметалка”), и конечно ухват. Считалось, что ухваты и кочерги на ночь нужно было класть, а не ставить, чтобы они отдыхали и дольше служили заботливой хозяйке. Существовало поверье, что когда во время ливня и града хозяин выбросит из избы лопату и кочергу, а она упадет крест – накрест, то град пройдет стороной.

Ведущий: Чтобы приготовить еду для человека, в первую очередь, следовало накормить печной огонь. Временами это было нелегко сделать, т.к. огонь мог “закапризничать”. Если во время топки верхнее полено скатывалось вниз, и готово было выпасть из печи, или беспричинно вдруг развалился дровяной шалашик, то следовало ожидать прибытия гостей.

Гость обязательно должен появиться именно в тот день, если хозяйка укладывала в печь дрова, и при этом одно полено падало на пол.

Марфа Петровна: Считалось, если на отстроенной и в первые дни натопленной печи полежит собака, или погреется захожий человек, то до конца службы печка будет исправно служить.

Внучка: Мама всегда зажигала огонь с молитвой, чтобы не прогневать едва затеплившееся пламя. Если огонь разгорался плохо, это означало, что домовой за что-то рассердился на хозяев. По цвету и поведению печного огня, мама определяла погоду и разные события: красное пламя, которое потрескивало, дым столбом предсказывали морозную погоду, а дрова, которые дымили и долго не воспламенялись, и дым, который стелился – предшествовали оттепель, снег.

Марфа Петровна: Существует поверье, что в трубе живут Печкины ребята – это таинственные человечки, чумазые, как маленькие цыганята, которые живут в печной трубе. Они вылезают из печной трубы ночью, когда все спят. Если светит луна, они сидят на крыше, а в пасмурную погоду спускаются в избу, бегают по полу, забираются на полки, в шкафы. Они любят прятать мелкие вещи: пуговицы, катушки с нитками, спички, ленты, гребенки. А после приходиться искать, заглядывая во все углы и приговаривать: “Печкины ребята, поиграйте и отдайте”! И, правда, найдешь вещи в самом неожиданном месте: катушку с нитками – на полке среди посуды…

Ведущий: Ребята, а кто из вас знает, как появилось высказывание “танцевать от печки”?

Изначально танцами у огня забавлялись не только люди, но, и, как считалось, обитатели небес. Люди верили, что на ней танцуют Святые Василий и Меланья и старались не спать на печи в новогоднюю ночь.

Внучка: Бабушка, расскажи ребятам о приметах.

Марфа Петровна: О, их много. Если в печи сбегало молоко, то это место посыпали солью, чтобы у коровы не потрескалось вымя.

Искра, выскочившая из печи, или уголек, который упал на пол, означали, что гости уже около порога.

Перед тем, как хозяин собирался на поиски заблудшего скота, он кричал в трубу, надеясь, что его голос достигнет дальних пастбищ.

Рожали женщины, бывало на печке, так как в доме были только лавки и стол. А, чтобы ребенок вырос здоровым, и ни кто не мог его обидеть, после крещения кума вытягивала из печи уголек, шла с ним на перекресток и бросала его через себя. И в дальнейшем печь в жизни младенца играла большую роль, особенно, если у того со здоровьем было не все в порядке.

Ведущий: “Перепеканием ребенка” называли обряд, который совершался над больным рахитом. Грудного ребенка клали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь.

Еще считалось, что нельзя бросать в затопленную печь волос, также считалось грехом бросать в печь скорлупу от пасхальных яиц, потому что родители на том свете будут сильно обижаться.

Марфа Петровна: Мой отец был печником. Он выкладывал русскую печь в нашем доме. Со всех окрестных деревень шли к нему люди, подозрительные и мнительные старались задобрить перед работой, так как работу печников окружали много легенд, слухов, небылиц.

Ремесло это ценилось. Печника не знали где посадить, как угостить, к нему ходили на поклон люди за полтора десятка верст.

Печник: Много у нас секретов, как печь добрую сложить. Часто начинали работу на новолуние. Опытные люди говорили, что в этом случае печь будет долго удерживать тепло во всех своих частях. Новую печь первый раз топили в присутствии мастера житной соломой, вложив в нее несколько прутиков освященной вербы. Очаг оживал и обретал душу.

Ведущий: В годы Великой Отечественной войны русские печи оказались просто не заменимы, т.к. нужно было высушивать сразу много зерна для людей, которые защищали нашу Родину. Жители деревни освобождали лежанки, принимали хлеб на просушку с радостью, хотя знали, что на утро он будет увезен на фронт. Но хлеб, высушенный в русских печах – был знаком любви тем, кто не щадил своих сил на фронте: отцам, мужьям, братьям, сыновьям.

Марфа Петровна: Вот бывало, собирался мух на работу, а я, когда его провожала, открывала заслонку в печке и дверь настежь распахивала. Обычай такой был, чтобы его в пути домашнее тепло согревало, и живой вернулся. А дверь в доме открыта, – значит, дом его ждет.

Когда я была маленькой, любила смотреть, как печь топиться. Дрова в печке потрескивают, и на шесток время от времени летят маленькие золотые угольки. А мама постоянно про Чура печного рассказывала. Якобы есть такой печной дух – Чур – маленький старичок с лохматой бородой из дыма. Так – то он невидимый, но иногда людям показывается. И если ему язык показать, то он уйдет в другой дом и тогда хоть топи, хоть не топи печь, все будет холодная.

Внучка: Бабушка, расскажи ребятам сказку.

Марфа Петровна: “Встретились два домовенка, которые жили в соседних дворах.

– У меня хозяйка заботливая, – похвалился один, – всегда вовремя печку побелит, и сажу из трубы вычистит, а шесток заметает чистым березовым веником, ни одного уголька не уронит.
А у меня такая неряха, – жалуется второй, – вся печь забита золой, вынести ей лень. Но это еще полбеды. А вот как скандалить начнет – меня от ее слов так всего и скручивает, словно соломенный жгут. Сегодня ночью сожгу ее дом.
Только смотри решето не сожги, – говорит первый, – твоя хозяйка вчера у моей взяла, муку сеять… Ночью у бабы – неряхи сгорел дом весь дотла, а решето осталось целехонько, даже не закоптилось”.

Внучка: Бабушка, какие свадебные обычаи были раньше?

Марфа Петровна: Когда приходили сваты, девушка пряталась в угол за печью – это считалось признаком скромности и умения держать себя. А посланцы жениха, чтобы сватание удалось, приносили с собой в кармане кусочки печной глины. После свадьбы, когда жена приходила в избу к мужу, из ее бывшего жилища переносился печной огонь.

Существовал и такой обычай: попав к мужу в дом, молодая жена бросала в печь курицу, которую подарила ей мать, чтобы жить со свекровью в согласии. Печь стояла на страже брачной морали. Вдовы и старые девы, которые обрекли себя на безбрачную жизнь, не должны были лежать на печи. Это считалось большим грехом, потому что печь – это “второй муж”.

А еще существовал обычай: осенью до Покрова жители деревни утепляли избу, наваливая вдоль стен хворост и сухие кукурузные стебли. Они говорили: “Покров, Покров, натопи избу без дров”! Накануне Покрова “засушивали избу” – начиная топить печь, выполняли некоторые “дровяные” обряды.

Ведущий: До начала ХХ века в нашем районе клали два вида печей:

– голландская (комнатная), разного вида и устройства. Она была предназначена для тепла и угрева;
русская печь (кирпичная или битая). Помимо тепла, в ней можно было готовить еду, выпекать хлеб, варить пиво, кисель.

Печник: Устройство печи состоит из двух частей: русская печь и подтопок. Русская печь кормит, а подтопок греет (Приложение IV).

Сооружение печи – дело непростое (Приложение II, Приложение V). Прежде надо найти глину, причем необычную, красную, а желтоватую, с песком. Она обладает особой вязкостью. Даже из кирпича не просто сложить печь, а русскую печь надо слепить из совершенно бесформенной глиняной массы, которая от воды не может затвердеть, как цемент, а от сильного жара трескается. Как с ней быть и как сделать свод? Только на под и дымоход дается несколько десятков кирпичей. Поэтому поиски печной глины начинают в старых ямах, откуда обычно, мы берем глину. Пригодность глины определяется, помяв ее в пальцах.

После того, как глину выкапывают и привозят домой, ее нужно сделать вязкой и однородной, как тесто, а для этого заготавливают деревянные колотушки – чекмари: распиливают сучковую березу так, чтобы у каждого опилыша был свой держак. Получаются деревянные огромные молотки с затесанными верхушками, которыми надо бить глину.

Для самого сложного сооружения в печи – кружала, нужно напилить досок, набрать жердинок, подходящих поленьев.

Прежде чем приступить к сооружению основной печи, делается опечек. Потом работа становится все ответственнее, тоньше – мастер начинает выкладывать из досок кружало – то самое место, ту пустоту, которая станет потом сводом печи. Чтобы закрепить кружало, делают деревянную подпорку. Потом кружало обмазывают. На глазах поднимается тяжелая громада уже напоминающая печь, она сулит тепло и добро. Но печь еще не готова, нет ни чела, ни печурков, куда кладут в доме всякую всячину. Прорезать их еще рано.

Печку сделали – радость в доме. Как это много уметь мастерить, хорошо знать свое ремесло.

После того, как сложить кожух и выведет на крышу трубу начинается тонкая работа. В том месте, где торчала из печи вешка, обозначившая кружало, вырезают чело. Выбрав подсохшую глину, вытаскивают то решающее поленце, которое держало всю деревянную клетку, и открывают свод печи. Отличный, на совесть сделанный свод! Теперь можно вырезать и печурок. Он должен получиться красивым и ровным.

Марфа Петровна: Недели через две печь следует протопить и побелить, что бы она стала ласковой, добродушной, настоящей печью, которая и ребятишек согреет, и еду сварит, и картошку да пироги испечет.

Печник: В домах с достатком печи украшали печными изразцами (Приложение VI, Приложение VII), а также украшали заслонки и печные дверца (Приложение V).

Ведущий: Спасибо вам хозяева за интересный рассказ.

Ребята, мы предлагаем вам поиграть и вспомнить, что нового вы сеггдня узнали (Приложение VIII).

Класс делится на 2–3 группы (команды). Каждая команда выполняет задание.

Задание 1. Вам необходимо заполнить кроссворд.

Ведущий: Я буду загадывать загадки, а вы отгадки впишите в кроссворд.

2. Ниже верху, выше печи – греет плечи. (Полати)
3. И мала, и зла, чуть свечу, а иногда так упаду, что много горя принесу. (Искра)
4. На топтале был, на кружале был, на пожаре был, домой пришел – семью кормил. (Глиняный горшок)
9. Что за зверь: зимой ест, а летом спит, тепло теплое, а крови нет, Сесть на него сядешь, а с места не свезет? (Печь)
10. Разновидность печей, используемые на территории Руси. (Русская)

1. Залезла Варвара выше амбара: не ест, не пьет, все на небо глядит. (Труба)
5. Без рук, без ног – на гору ползет. (Огонь)
6. У нас под лавкой медвежья лапка. (Полено)
7. Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват)
8. Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
9. Кто строит дом не для жилья, а для поленьев и угля, Что бы огонь нам в нем потом, еду варил и грел весь дом (кров). (Печник)
11. Чем украшали печи? (Изразцы).

img1

На карточках – горшочках написаны слоги (буквы). Командам необходимо составить слово и объяснить, что оно означает. (Например: изразец, искра, полено, полати, труба, угли, огонь, ухват, утварь, кочерга, горшок, печь, печник, дым и т.д.)

А. Командам предлагается украсить печь печными изразцами (Нарисовать изразец).
Б. Команде предлагается изобразить русский быт (интеръер крестьянской избы). (Приложение III).

Источник

Конспект развлечения на тему «Праздник русской печки»

Занятие-досуг с элементами тренинга

«Праздник Русской печки» для детей старшей и подготовительной группы

Цель: воспитание интереса к традициям прошлого своей Родины.

Задачи: формировать образные представления о предметах старинного быта, культуре питания (дать знания о печи, ее приспособлениях, знакомить детей с русской кухней);

-развивать у детей воображение, эмоциональную саморегуляцию (навыки расслабления, снятие эмоционального напряжения);

-воспитывать нравственные качества (любознательность, патриотизм, культуру здоровья), вызвать желание у детей посетить еще раз кубанскую горницу.

Проходите дорогие гости в мою избу.

Мир Вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час.

Встречу теплую такую

Я готовила для вас.

Хлебосольством да радушием

Знаменит родной наш край.

Здесь для Вас и сказки русские

Так о чем же мы поведем рассказ? (ответы детей)

Воспитатель:
Сегодня у нас в гостях … А впрочем, ребята, отгадайте загадку:

Наша толстая Федора наедается не скоро,

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает, что дают, глотает. (печь)

Стоит изба из кирпича

То холодна, то горяча. (печь)

Летом спит, зимой есть.

Тело теплое, а крови нет. (печь)

Воспитатель: Рада видеть Вас у печки,

Без нее и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней, как весной.

Главное в доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. Прижмутся дети к теплой печку, да слушают волшебные сказки. Ребята, закройте глазки и представьте, как трещит мороз, да воет ветер. (Звучит в аудиозаписи треск дров) Слышите, как потрескивают дрова? От печки идет теплый пар, протяните ручки. Почувствовали? Что Вы ощутили? (Ответы детей) Да, от печки идет тепло, угольки светятся да горницу освещают.

А знаете ли Вы, что печка существует не одно тысячелетие? Причина ее долговечности – в универсальности. Русская печь отапливает помещение – жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, сушится одежда, продукты, спят на ней старики и дети. В ней даже в глубокую старину купались – настоящую баню устраивали.

Русская печка – деревенская кормилица. У печи заключались договора, давались клятвы.

Ребята, а кто же мог сложить печь? (Ответы детей) Печник.

Чтобы сложить печь, требуется обладать специальными знаниями. Неправильно сложенная печь дымила и не удерживала тепло, пища пригорала. Печники были самыми уважаемыми людьми – мастерами. От них зависело будет ли в доме тепло и уютно. В народе говорили: «Без печи – хата не хата». Вам понятно, почему так говорят? (Ответы детей)

Печь воспринималась всегда как существо одушевленное. Вот почему отверстие, куда вкладывались дрова, называлось рот, а часть печи, расположенная над ним – чело (лоб). А в подпечье было главное обиталище покровителя дома – домового и его семейства. Хозяйка всегда ставила угощение, приговаривая «Прими гостинчик, да будь к нам поласковей». А еще специально для котов выкладывали уголок в печке – «печурку». Кто больше котов любит тепло и ласку? Погладили кота – он замурлыкал, дали ему молока – снова песенку запел. Даже загадки про домашнего любимца придуманы:

У бабушки Матрены есть зверек мудреный,

Возле печки греется, без водички моется.

Отворилась тихо дверь и вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой. (кот)

Ребята, а кто в доме первым делом начинает растапливать печку? (Ответы детей) Правильно, хозяйка. Рано встает, топит печь, ставит в печку чугуны. Вы знаете, благодаря русской печи появилась посуда особой формы. (Демонстрация горшков, чугунов). Посуда должна была иметь боковую поверхность, потому что посуда в русской печи нагревается больше с боков. Кроме того, посуду такой формы удобно доставать ухватом или рогачем. Приготовленные в русской печке кушанья отличались особым вкусом и ароматом. А какие угощения дарит нам печь? (Ответы детей) Давайте достанем чугунок да посмотрим, что там есть. (Дети при помощи воспитателя достают чугунок и обнаруживают внутри вареный картофель)

Игра «Кто быстрее почистит вареный картофель».

После игры воспитатель хвалит детей.

Звучит Кубанская музыка. Из-за печи появляется Емеля.

Емеля: Шумно, разбудили меня!

Воспитатель: Здравствуй, Емеля, хватит греться на печи, лучше выходи да поиграй с нами.

Емеля: А мне неохота!

Воспитатель: (уговаривает) Попробуй, это так весело!

Емеля: Да мне лень, дрема одолела, на печи лежать, да бока греть – лучше.

Воспитатель: Вот лодырь, кто ленив, тот и сонлив.

Емеля зевает, укладывается спать.

Воспитатель: Емеля, Емеля!

Воспитатель: А хочешь съесть бублики-калачи?

Емеля: Не мешало бы подкрепиться. Давайте сюда. Проголодался я.

Воспитатель: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Емеля: А чего делать?

Воспитатель: Послушай наш рассказ. Иди к нам, присаживайся.

Рядом с печкой находился «бабий угол». Именно здесь хозяйка царствовала. Здесь она и пряжу пряла и готовила. Вот кадка (демонстрация) для теста, а это ларь с мукой. Хозяйка вставала рано утром, растапливала печь, замешивала тесто и пекла для всей семьи угощения – бублики, калачи.

Емеля: Я понял все, но мне неохота ничего делать.

Воспитатель: Нужно потрудиться! Правда, ребята? Недаром есть такие пословицы (которые рассказывают дети):

Почет и труд рядом идут.

Труд и хлеб – всему голова.

Как работаешь – так поешь.

Кто трудиться – у того все сбудется.

Емеля: Сейчас я Вас научу. (шепчет) «По щучьему веленью, по моему хотенью испеки печка пироги румяные, сдобные, вкусные.» Загляните-ка в печь теперь!

Воспитатель: Ничего там нет. А мы, Емеля, можем тебя научить печь калачи. Вот тебе тесто, садись с нами и делай как мы.

Совместный труд. Дети из заранее приготовленного соленого теста лепят калачи и ставят в печь, сопровождая работу пословицей: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи! На печи заседать – хлеба не видать!»

Емеля: (поет) Ой, печи, печи, печи,

Всем на радость калачи,

Тепло по всему дому.

Воспитатель: Вот видишь, Емеля, это только в сказке можно «по щучьему веленью», а в жизни нужно потрудиться, чтобы что-нибудь получилось. Ведь без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Вот наши калачи испеклись, готовы. Угощайся, Емелюшка! Угощайтесь, ребята! А я приглашаю всех на веселье – поплясать. (дети вместе с Емелей пляшут под Кубанские напевы)

Воспитатель: Наша пляска хороша, но прощаться нам пора. Быстро время пролетело возле нашей печки – символа домашнего тепла и уюта. Мы встретимся еще не раз.

Емеля (хвалит детей, прощается): Пришло время расставаться. До следующего свидания. (уходит)

Воспитатель: Мы гордимся стариною!

Стала нам она родною.

Куда бы по белу свету

Дороги тебя не вели,

Ты сыном останешься этой

Родимой Кубанской земли.

Всем спасибо за внимание,

За игру, за звонкий смех!

Говорю Вам: «До свидания!»

Снова в гости жду я всех.

Дети под Кубанские напевы возвращаются в группу.

Источник

Сценарий фольклорного праздника русской печки для детей подготовительной группы

автор: муз. руководитель Воробьева Лариса Александровна

Сценарий фольклорного праздника «Русской печки»

для детей подготовительной группы.

1. Знакомство с бытом, традициями, обрядами русской старины

2. Развивать коммуникабельность, актерские способности.

Звучит русская народная мелодия.

В зал, оформленный под русскую избу, проходят

нарядно одетые дети. Их радушно встречает, нарядно

Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь

поудобней. Сегодня к себе в гости в крестьянскую избу

нас пригласили хозяин Иван,хозяйка Марья и их дети:

Марфа и маленький Алеша.

Так, о чем же мы поведаем нашим гостям?

Хозяин: Как о чем? Ребята догадаются сами!

Сегодня мы собрались в моей уютной, гостеприимной

горнице на праздник!

А какой – вы узнаете,отгадав мою загадку:

— Толстая Федора, наедается не скоро

Но зато, когда сыта, от Федоры теплота.

Что же это за Федора?

Дети: Печка!

Да, ребятки. Вы пришли на праздник

«Русской печки»

Мира вам, гости дорогие, вы явились в добрый час.

Встречу теплую такую, мы готовили для вас.

Хлебосольством и радушьем знаменит родной наш край,

Здесь для вас и сказки русские и медовый каравай!

А знаете ли вы ребята, что русская печь появилась

Когда-то в старой русской избе была всего лишь одна комната.

И почти половину ее занимала, самая главная-русская печка.

Ребята, а ну-ка подумайте, для чего нужна была русская печь

в те давние времена?

• В ней готовилась еда.

• В русской печке пекли хлеб и пироги

• На печке варили квас и пиво.

• На печке сушили одежду и обувь.

• В старину на печке даже мылись.

• На ней тепло и уютно было спать старикам и детям.

У русской печи велись беседы, а сколько сказок

было рассказано на печи долгими, зимними вечерами.

В подпечке было главное место-покровителя дома

-домового и его семейства.

Вот видите, в чем причина ее долголетия?

Не зря в народе говорили: «Без печки изба не изба»

у печи и сплю и ем»

Печь всегда воспринималась как существо одушевленное.

Вот почему отверстие, куда складывались дрова,

называлось – как вы думаете, как?

А часть печи, расположенная над ним называлась?

Звучит загадочная музыка. Печка «оживает»,

движением на месте

Печка (говорит нараспев):

Да видеть вас у печки, без меня и дом пустой

Я и жарю, я и парю и зимой со мной тепло.

Ой, ты печка – сударыня (поглаживая)

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки, обогрей, освети

Полечи и спаси, в дом богатство неси.

А мы тебя будем прославлять! Песни петь да плясать!

Два прихлопа, два притопа, с каблучка и на носок –

Пляски русские танцуют, Выше нос и руки в бок!

Разгадайте-ка загадку: Что за танец, что за стиль?

Развеселый, как трехрядка, называется…

Дети исполняют танец «Кадриль»

Ребята, а вы знаете, благодаря русской печки появилась

Печка:

Ребята, а давайте я загадаю вам загадки?

• Бабушка седа–бела, зимой всем мила.

А как лето наступает, про бабушку забывают (печь)

• Наш дед Ермолай, съест все, что ни дай (огонь)

• В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь

• Сами не едим, а людей кормим (ложки)

— Молодцы, ребятки, отгадали все загадки.

Звучит спокойная народная музыка.

Выходит Марфа, идет к колыбели, присаживается и напевает

Ребята, какую песню спела Марфа? А кому из вас мама

Тепло у нашей печки. Дрова прогорели, можно

Здравствуй Егорьевна, милая наша соседушка! Проходи,

садись поближе к теплой печке.

Что интересного принесла для нас?

Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу

Поговорю с вами о кашах, кто смышленей, погляжу!

Какие продукты мы используем для приготовления каши?

Если названный продукт нужен-говорите ДА, если он не

Сорока-белобока задумала кашу варить,

Чтоб деток накормить. На рынок пошла

Да, славная каша получилась!

Здравствуйте соседи! Мы с сынишкой Василием

мимо проходили, да увидали свет в избе, дай думаем зайдем,

проведаем. Можно к вам, вечерок скоротать?

Проходите, места всем хватит!

На Руси уж так идет, что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец и на дудочке игрец.

Хозяйка, а ложки у тебя найдутся?

Дети исполняют Оркестр

Хозяйка: Марфа, Василий! А ну-ка сыграйте нам

небылицы в лицах, а мы послушаем!

Василий: Сценка «Уля и Филя»Роли исполняют:

(Уля идёт степенно, Филя – весело подпрыгивая.)

Уля: Что, мама гостинцев прислала?

Филя: Мама прислала оладушек.

Филя: Я их под лавку положил.

Уля: Экий ты, Филя, чудак!

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы их в печку положила, ты бы пришёл и поел.

Уля и Филя под народные наигрыши то расходятся, то вновь сходятся

Филя: Мать прислала сарафан.

Филя: Я его в печку положил.

Уля: Экий ты, Филя, чудак!

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы его повесила в шкаф.

Уля и Филя под народные наигрыши то расходятся, то вновь сходятся

Филя: Мать прислала барана.

Филя: Я его повесил в шкаф!

Уля: Экий ты, Филя, чудак!

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

Уля и Филя под народные наигрыши то расходятся, то вновь сходятся

Филя: Мать прислала Настюшку.

Филя: Я её в хлев завел, водой напоил, сена дал.

Уля: Экий ты, Филя, чудак!

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы её за стол посадила да чаем напоила.

Уля и Филя под народные наигрыши то расходятся, то вновь сходятся

Филя: Мать прислала свинью.

Филя: Я её за стол посадил да чаем напоил.

Уля (укоризненно качает головой). Ах ты, Филя простофиля!

Уля и Филя пляшут под весёлую музыку, а по окончанию пляски кланяются.

Сосед: У кого там хмурый вид?

Собирайся детвора, ждет вас русская игра «Домик»

Сосед: Ай да, дети молодцы!

Хозяйка: Эх! Хороши потешки складом

Ну, а песни наши – ладом!

Хозяйка: Ах, чудеса – то какие!

Наша печка испекла нам пироги румяные!

Да не простые, а с «начинкою! (т. е с заданием)

Давайте дети вспомним сказки, где упоминается печка?

Хозяйка: Много сказок вы знаете!

Ведущая: Такова уж наша жизнь, что нет места русской печки

в наших квартирах. Ее место на кухне заняли газовые плиты.

Но нет в этих помощниках главного-той особой теплоты,

которую чувствуешь, глядя на русскую печку.

Мы гордимся стариною, стала нам она родною

Вечно радуют кого-то, песни наши, хороводы.

Печка: Угощайтесь, гости дорогие!

Вам–баранок пара, ешьте с пылу, с жару!

(Хозяйка достает на подносе баранки)

Все: Спасибо тебе, печка!

Дети исполняют песню «Блины»

У самовара не скучаем, разговор ведем за чаем!

Каждый день денечек!

Вот и кончилось веселье, всем домой спешить пора!

Пришло время расставанья. До свидания друзья!

detsad 388589 1562686199Видео и сценарий фольклорного праздника «Ивана Купала» для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: Воспитательные:.

detsad 363210 1589869444Макет-поделка «Русская печка». Фото-отчёт ко Дню Русской печки День русской печки отмечается 19 мая. Нет ничего удивительного в том, что у русской печки есть свой праздник. Но вряд ли его сейчас широко.

detsad 452387 1589374556Мастер-класс «Изготовление русской-народной печки из коробок» для театрального уголка (изготовление атрибута для уголка театра») В своей работе с детьми мы часто используем материалы и пособия, изготовленные своими руками. Дети.

detsad 509940 1590320262Сценарий праздника русской деревянной ложки для детей подготовительной группы с использованием ИКТ С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Народные.

detsad 846107 1549210572Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки-осени поминки» для детей старшего дошкольного возраста. Людмила Диканова. Сценарий праздника.

Сценарий фольклорного праздника «В гости пришли матрёшки» для детей средней группы Рекомендации: Этот сценарий можно использовать на день Матери. 8 Марта, на Масленицу, заменив или добавив стихи, соответствующие сезону.

Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с русским народным праздником.

detsad 248963 1582305912Сценарий осеннего фольклорного праздника «Здравствуй, батюшка Покров!» для детей старшего дошкольного возраста МДОУ д/с «Сказка» д. Сухоноска Воспитатель: Пескова А. М. Цель: приобщение детей к народным традициям празднования Покрова Дня. Задачи:.

detsad 161630 1547259187Сценарий весеннего фольклорного праздника для детей старшей группы «В гостях у Алисы» Цель: формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ народной тряпичной куклы. Задачи: Образовательные:.

Источник

Конспект развлечения на тему «Праздник русской печки»

Занятие-досуг с элементами тренинга

«Праздник Русской печки» для детей старшей и подготовительной группы

Цель: воспитание интереса к традициям прошлого своей Родины.

Задачи: формировать образные представления о предметах старинного быта, культуре питания (дать знания о печи, ее приспособлениях, знакомить детей с русской кухней);

-развивать у детей воображение, эмоциональную саморегуляцию (навыки расслабления, снятие эмоционального напряжения);

-воспитывать нравственные качества (любознательность, патриотизм, культуру здоровья), вызвать желание у детей посетить еще раз кубанскую горницу.

Проходите дорогие гости в мою избу.

Мир Вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час.

Встречу теплую такую

Я готовила для вас.

Хлебосольством да радушием

Знаменит родной наш край.

Здесь для Вас и сказки русские

Так о чем же мы поведем рассказ? (ответы детей)

Воспитатель:
Сегодня у нас в гостях … А впрочем, ребята, отгадайте загадку:

Наша толстая Федора наедается не скоро,

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает, что дают, глотает. (печь)

Стоит изба из кирпича

То холодна, то горяча. (печь)

Летом спит, зимой есть.

Тело теплое, а крови нет. (печь)

Воспитатель: Рада видеть Вас у печки,

Без нее и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней, как весной.

Главное в доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. Прижмутся дети к теплой печку, да слушают волшебные сказки. Ребята, закройте глазки и представьте, как трещит мороз, да воет ветер. (Звучит в аудиозаписи треск дров) Слышите, как потрескивают дрова? От печки идет теплый пар, протяните ручки. Почувствовали? Что Вы ощутили? (Ответы детей) Да, от печки идет тепло, угольки светятся да горницу освещают.

А знаете ли Вы, что печка существует не одно тысячелетие? Причина ее долговечности – в универсальности. Русская печь отапливает помещение – жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, сушится одежда, продукты, спят на ней старики и дети. В ней даже в глубокую старину купались – настоящую баню устраивали.

Русская печка – деревенская кормилица. У печи заключались договора, давались клятвы.

Ребята, а кто же мог сложить печь? (Ответы детей) Печник.

Чтобы сложить печь, требуется обладать специальными знаниями. Неправильно сложенная печь дымила и не удерживала тепло, пища пригорала. Печники были самыми уважаемыми людьми – мастерами. От них зависело будет ли в доме тепло и уютно. В народе говорили: «Без печи – хата не хата». Вам понятно, почему так говорят? (Ответы детей)

Печь воспринималась всегда как существо одушевленное. Вот почему отверстие, куда вкладывались дрова, называлось рот, а часть печи, расположенная над ним – чело (лоб). А в подпечье было главное обиталище покровителя дома – домового и его семейства. Хозяйка всегда ставила угощение, приговаривая «Прими гостинчик, да будь к нам поласковей». А еще специально для котов выкладывали уголок в печке – «печурку». Кто больше котов любит тепло и ласку? Погладили кота – он замурлыкал, дали ему молока – снова песенку запел. Даже загадки про домашнего любимца придуманы:

У бабушки Матрены есть зверек мудреный,

Возле печки греется, без водички моется.

Отворилась тихо дверь и вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой. (кот)

Ребята, а кто в доме первым делом начинает растапливать печку? (Ответы детей) Правильно, хозяйка. Рано встает, топит печь, ставит в печку чугуны. Вы знаете, благодаря русской печи появилась посуда особой формы. (Демонстрация горшков, чугунов). Посуда должна была иметь боковую поверхность, потому что посуда в русской печи нагревается больше с боков. Кроме того, посуду такой формы удобно доставать ухватом или рогачем. Приготовленные в русской печке кушанья отличались особым вкусом и ароматом. А какие угощения дарит нам печь? (Ответы детей) Давайте достанем чугунок да посмотрим, что там есть. (Дети при помощи воспитателя достают чугунок и обнаруживают внутри вареный картофель)

Игра «Кто быстрее почистит вареный картофель».

После игры воспитатель хвалит детей.

Звучит Кубанская музыка. Из-за печи появляется Емеля.

Емеля: Шумно, разбудили меня!

Воспитатель: Здравствуй, Емеля, хватит греться на печи, лучше выходи да поиграй с нами.

Емеля: А мне неохота!

Воспитатель: (уговаривает) Попробуй, это так весело!

Емеля: Да мне лень, дрема одолела, на печи лежать, да бока греть – лучше.

Воспитатель: Вот лодырь, кто ленив, тот и сонлив.

Емеля зевает, укладывается спать.

Воспитатель: Емеля, Емеля!

Воспитатель: А хочешь съесть бублики-калачи?

Емеля: Не мешало бы подкрепиться. Давайте сюда. Проголодался я.

Воспитатель: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Емеля: А чего делать?

Воспитатель: Послушай наш рассказ. Иди к нам, присаживайся.

Рядом с печкой находился «бабий угол». Именно здесь хозяйка царствовала. Здесь она и пряжу пряла и готовила. Вот кадка (демонстрация) для теста, а это ларь с мукой. Хозяйка вставала рано утром, растапливала печь, замешивала тесто и пекла для всей семьи угощения – бублики, калачи.

Емеля: Я понял все, но мне неохота ничего делать.

Воспитатель: Нужно потрудиться! Правда, ребята? Недаром есть такие пословицы (которые рассказывают дети):

Почет и труд рядом идут.

Труд и хлеб – всему голова.

Как работаешь – так поешь.

Кто трудиться – у того все сбудется.

Емеля: Сейчас я Вас научу. (шепчет) «По щучьему веленью, по моему хотенью испеки печка пироги румяные, сдобные, вкусные.» Загляните-ка в печь теперь!

Воспитатель: Ничего там нет. А мы, Емеля, можем тебя научить печь калачи. Вот тебе тесто, садись с нами и делай как мы.

Совместный труд. Дети из заранее приготовленного соленого теста лепят калачи и ставят в печь, сопровождая работу пословицей: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи! На печи заседать – хлеба не видать!»

Емеля: (поет) Ой, печи, печи, печи,

Всем на радость калачи,

Тепло по всему дому.

Воспитатель: Вот видишь, Емеля, это только в сказке можно «по щучьему веленью», а в жизни нужно потрудиться, чтобы что-нибудь получилось. Ведь без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Вот наши калачи испеклись, готовы. Угощайся, Емелюшка! Угощайтесь, ребята! А я приглашаю всех на веселье – поплясать. (дети вместе с Емелей пляшут под Кубанские напевы)

Воспитатель: Наша пляска хороша, но прощаться нам пора. Быстро время пролетело возле нашей печки – символа домашнего тепла и уюта. Мы встретимся еще не раз.

Емеля (хвалит детей, прощается): Пришло время расставаться. До следующего свидания. (уходит)

Воспитатель: Мы гордимся стариною!

Стала нам она родною.

Куда бы по белу свету

Дороги тебя не вели,

Ты сыном останешься этой

Родимой Кубанской земли.

Всем спасибо за внимание,

За игру, за звонкий смех!

Говорю Вам: «До свидания!»

Снова в гости жду я всех.

Дети под Кубанские напевы возвращаются в группу.

Источник

Сценарий познавательно-игровой программы «В гостях у русской печки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПАШИНСКИЙ»

Структурное подразделение «Центр»

«В гостях у русской печки»

возраст детей: 9 лет

«В гостях у русской печки»

Возраст участников: 9 лет

Форма проведения: игровая программа

Место проведения: дискозал

Реквизиты и оборудование: 2 ведёрка, 2 ухвата, чугунок, карточки с загадками, дрова, баранки, ложки, изба, печка.

Цель : познакомить детей с бытом русского народа, с печью – главной частью избы,

Задачи: активизировать в речи слова: русская печь, печник, ухват, горшок, голландка, буржуйка, прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым, развивать двигательную активность,

Участники, герои: МБОУ СОШ №34-3, Хозяйка, Емеля.

Звучит весёлая музыка, детей встречает хозяюшка.

Мир вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час-

Встречу теплую такую

Я готовила для вас.

Хлебосольством и радушьем

Знаменит родной наш край.

Здесь для вас и сказки русские

Приглашаю вас к себе на посиделки с играми, с потехами, с шутками да прибаутками, с хитрыми загадками. А пока присаживайтесь у печки. Замерзли, наверное.

Рада видеть вас у печки.

Без неё и дом пустой.

В ней и парить, в ней и жарить

И зимой с ней как весной.

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

На печи всё красно лето,

На печи и сплю, и ем».

Клал печку печник, и был он самым уважаемым на селе человеком потому что, чтобы сложить печь, надо много знать и уметь. Неправильно сложенная печь дымила и не удерживала тепло, в ней пригорала пища.

Сяду с вами я на лавку,

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёней, погляжу.

А как лето наступает

Про бабушку забывают. (Печка).

Весь день возле дров кланяется, а придет домой — растянется. (Топор).

Все ест, что ни дай. (Огонь).

На досуге – веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот.

И обжечься не даёт. (Ложка).

Черный конь скачет в огонь. (Кочерга).

У нас в печурке золотые чурки. (Дрова)

Хоз.: Правильно, это дрова. В старину печь топили дровами. Лучшими считались ольховые да берёзовые дрова: они хорошо горели и давали много тепла. Готовили дрова заранее, впрок, чтобы хватило на всю зиму. И я заготовила, вот они у меня в подпечье сушатся. ( Берет вязанку и как бы нечаянно рассыпает).

Просто так и для утехи

Кто тихи и кто лихи,

Удаль, силу показать,

Свои косточки размять!

Игра «Собери вязанку дров»

Хоз.: Молодцы, ребята! Показали свою ловкость.

Появляется Емеля, который все это время лежал на печи, потягивается, зевает.

Емеля. Шумно-то как, разбудили меня.

Хоз.: Емеля проснулся ни поздно, ни рано, а как раз вовремя. Иди, Емеля, с нами играть.

Хоз.: А калачи есть, Емеля, хочешь?

Емеля. Калачи? Не мешало бы подкрепиться. Давай сюда калачи, проголодался я!

Хоз.: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Емеля. А что делать-то, подскажи?

Хоз.: Растопи печь, Емеля, замеси тесто, приготовь начинку.

Емеля. О-хо-хо! Да я потом это сделаю, а сейчас лучше с детьми поиграю. Только во что? ( Ходит, чешет затылок ). Придумал!

Эй, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Кто будет играть в интересную игру,

Становитесь-ка в круг, играть будем!

Игра «Золотые ворота»

Хоз.: Как вы думаете, кто был прапрабабушкой нашей кастрюли? Это был глиняный горшок. В нем варили кашу и суп, тушили мясо, рыбу и овощи. А доставали из печи горшок ухватом. Для этого нужны были хорошее уменье и сноровка. Вот мы с Емелей сейчас и посмотрим, какие вы ловкие.

Игра «Перенеси горшок ухватом»

В центре игровой площадки на столе лежат ложки, на одну меньше, чем количество игроков. Дети, взявшись за руки, ходят вокруг и говорят стишок:

Ты не плачь, Дуняша,

Хоз.: Емеля, ты знаешь, что раньше ни один праздник не обходился без частушек?!

И везде гармонь играла,

Небылицы всем рассказывала!

В одно воскресенье.

Хоз.: Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

Ребята, а вы знаете частушки? (дети поют частушки)

1.Сидит ежик на берёзе,

На головке сапожок,

2.Мои щёчки что цветочки,

Хоть ещё и маленька!

3.Уж ты пятка, носок,

Всю избу вам распашу.

5.Черти вилами поели

Не пора ли нам, ребята,

Ох, закончить чепуху!

6. На дворе по лужку

А я с печки босиком,

7. Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.

Источник

Сценарий фольклорного праздника русской печки для детей подготовительной группы

автор: муз. руководитель Воробьева Лариса Александровна

Сценарий фольклорного праздника «Русской печки»

для детей подготовительной группы.

1. Знакомство с бытом, традициями, обрядами русской старины

2. Развивать коммуникабельность, актерские способности.

Звучит русская народная мелодия.

В зал, оформленный под русскую избу, проходят

нарядно одетые дети. Их радушно встречает, нарядно

Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь

поудобней. Сегодня к себе в гости в крестьянскую избу

нас пригласили хозяин Иван,хозяйка Марья и их дети:

Марфа и маленький Алеша.

Так, о чем же мы поведаем нашим гостям?

Хозяин: Как о чем? Ребята догадаются сами!

Сегодня мы собрались в моей уютной, гостеприимной

горнице на праздник!

А какой – вы узнаете,отгадав мою загадку:

— Толстая Федора, наедается не скоро

Но зато, когда сыта, от Федоры теплота.

Что же это за Федора?

Дети: Печка!

Да, ребятки. Вы пришли на праздник

«Русской печки»

Мира вам, гости дорогие, вы явились в добрый час.

Встречу теплую такую, мы готовили для вас.

Хлебосольством и радушьем знаменит родной наш край,

Здесь для вас и сказки русские и медовый каравай!

А знаете ли вы ребята, что русская печь появилась

Когда-то в старой русской избе была всего лишь одна комната.

И почти половину ее занимала, самая главная-русская печка.

Ребята, а ну-ка подумайте, для чего нужна была русская печь

в те давние времена?

• В ней готовилась еда.

• В русской печке пекли хлеб и пироги

• На печке варили квас и пиво.

• На печке сушили одежду и обувь.

• В старину на печке даже мылись.

• На ней тепло и уютно было спать старикам и детям.

У русской печи велись беседы, а сколько сказок

было рассказано на печи долгими, зимними вечерами.

В подпечке было главное место-покровителя дома

-домового и его семейства.

Вот видите, в чем причина ее долголетия?

Не зря в народе говорили: «Без печки изба не изба»

у печи и сплю и ем»

Печь всегда воспринималась как существо одушевленное.

Вот почему отверстие, куда складывались дрова,

называлось – как вы думаете, как?

А часть печи, расположенная над ним называлась?

Звучит загадочная музыка. Печка «оживает»,

движением на месте

Печка (говорит нараспев):

Да видеть вас у печки, без меня и дом пустой

Я и жарю, я и парю и зимой со мной тепло.

Ой, ты печка – сударыня (поглаживая)

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки, обогрей, освети

Полечи и спаси, в дом богатство неси.

А мы тебя будем прославлять! Песни петь да плясать!

Два прихлопа, два притопа, с каблучка и на носок –

Пляски русские танцуют, Выше нос и руки в бок!

Разгадайте-ка загадку: Что за танец, что за стиль?

Развеселый, как трехрядка, называется…

Дети исполняют танец «Кадриль»

Ребята, а вы знаете, благодаря русской печки появилась

Печка:

Ребята, а давайте я загадаю вам загадки?

• Бабушка седа–бела, зимой всем мила.

А как лето наступает, про бабушку забывают (печь)

• Наш дед Ермолай, съест все, что ни дай (огонь)

• В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь

• Сами не едим, а людей кормим (ложки)

— Молодцы, ребятки, отгадали все загадки.

Звучит спокойная народная музыка.

Выходит Марфа, идет к колыбели, присаживается и напевает

Ребята, какую песню спела Марфа? А кому из вас мама

Тепло у нашей печки. Дрова прогорели, можно

Здравствуй Егорьевна, милая наша соседушка! Проходи,

садись поближе к теплой печке.

Что интересного принесла для нас?

Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу

Поговорю с вами о кашах, кто смышленей, погляжу!

Какие продукты мы используем для приготовления каши?

Если названный продукт нужен-говорите ДА, если он не

Сорока-белобока задумала кашу варить,

Чтоб деток накормить. На рынок пошла

Да, славная каша получилась!

Здравствуйте соседи! Мы с сынишкой Василием

мимо проходили, да увидали свет в избе, дай думаем зайдем,

проведаем. Можно к вам, вечерок скоротать?

Проходите, места всем хватит!

На Руси уж так идет, что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец и на дудочке игрец.

Хозяйка, а ложки у тебя найдутся?

Дети исполняют Оркестр

Хозяйка: Марфа, Василий! А ну-ка сыграйте нам

небылицы в лицах, а мы послушаем!

Василий: Сценка «Уля и Филя»Роли исполняют:

(Уля идёт степенно, Филя – весело подпрыгивая.)

Уля: Что, мама гостинцев прислала?

Филя: Мама прислала оладушек.

Филя: Я их под лавку положил.

Уля: Экий ты, Филя, чудак!

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы их в печку положила, ты бы пришёл и поел.

Уля и Филя под народные наигрыши то расходятся, то вновь сходятся

Филя: Мать прислала сарафан.

Филя: Я его в печку положил.

Уля: Экий ты, Филя, чудак!

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы его повесила в шкаф.

Уля и Филя под народные наигрыши то расходятся, то вновь сходятся

Филя: Мать прислала барана.

Филя: Я его повесил в шкаф!

Уля: Экий ты, Филя, чудак!

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

Уля и Филя под народные наигрыши то расходятся, то вновь сходятся

Филя: Мать прислала Настюшку.

Филя: Я её в хлев завел, водой напоил, сена дал.

Уля: Экий ты, Филя, чудак!

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы её за стол посадила да чаем напоила.

Уля и Филя под народные наигрыши то расходятся, то вновь сходятся

Филя: Мать прислала свинью.

Филя: Я её за стол посадил да чаем напоил.

Уля (укоризненно качает головой). Ах ты, Филя простофиля!

Уля и Филя пляшут под весёлую музыку, а по окончанию пляски кланяются.

Сосед: У кого там хмурый вид?

Собирайся детвора, ждет вас русская игра «Домик»

Сосед: Ай да, дети молодцы!

Хозяйка: Эх! Хороши потешки складом

Ну, а песни наши – ладом!

Хозяйка: Ах, чудеса – то какие!

Наша печка испекла нам пироги румяные!

Да не простые, а с «начинкою! (т. е с заданием)

Давайте дети вспомним сказки, где упоминается печка?

Хозяйка: Много сказок вы знаете!

Ведущая: Такова уж наша жизнь, что нет места русской печки

в наших квартирах. Ее место на кухне заняли газовые плиты.

Но нет в этих помощниках главного-той особой теплоты,

которую чувствуешь, глядя на русскую печку.

Мы гордимся стариною, стала нам она родною

Вечно радуют кого-то, песни наши, хороводы.

Печка: Угощайтесь, гости дорогие!

Вам–баранок пара, ешьте с пылу, с жару!

(Хозяйка достает на подносе баранки)

Все: Спасибо тебе, печка!

Дети исполняют песню «Блины»

У самовара не скучаем, разговор ведем за чаем!

Каждый день денечек!

Вот и кончилось веселье, всем домой спешить пора!

Пришло время расставанья. До свидания друзья!

detsad 388589 1562686199Видео и сценарий фольклорного праздника «Ивана Купала» для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: Воспитательные:.

detsad 363210 1589869444Макет-поделка «Русская печка». Фото-отчёт ко Дню Русской печки День русской печки отмечается 19 мая. Нет ничего удивительного в том, что у русской печки есть свой праздник. Но вряд ли его сейчас широко.

detsad 452387 1589374556Мастер-класс «Изготовление русской-народной печки из коробок» для театрального уголка (изготовление атрибута для уголка театра») В своей работе с детьми мы часто используем материалы и пособия, изготовленные своими руками. Дети.

detsad 509940 1590320262Сценарий праздника русской деревянной ложки для детей подготовительной группы с использованием ИКТ С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Народные.

detsad 846107 1549210572Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки-осени поминки» для детей старшего дошкольного возраста. Людмила Диканова. Сценарий праздника.

Сценарий фольклорного праздника «В гости пришли матрёшки» для детей средней группы Рекомендации: Этот сценарий можно использовать на день Матери. 8 Марта, на Масленицу, заменив или добавив стихи, соответствующие сезону.

Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с русским народным праздником.

detsad 248963 1582305912Сценарий осеннего фольклорного праздника «Здравствуй, батюшка Покров!» для детей старшего дошкольного возраста МДОУ д/с «Сказка» д. Сухоноска Воспитатель: Пескова А. М. Цель: приобщение детей к народным традициям празднования Покрова Дня. Задачи:.

detsad 161630 1547259187Сценарий весеннего фольклорного праздника для детей старшей группы «В гостях у Алисы» Цель: формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ народной тряпичной куклы. Задачи: Образовательные:.

Источник

Сценарий праздника «Русская печь – тепло и добро»

Оборудование, оформление, реквизит:

Звучит народная песня, Марфа Петровна принимает гостей.

Рады видеть вас у печки.
Без нее и дом пустой,
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней как весной.
В старину так говорили:
“Печь нам мать родная всем,
На печи все красно лето,
У печи и сплю, и ем”.

Забывать мы стали, что главное в доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно.

Печь – это часть нашей культуры. Старое нужно знать и беречь.

Ведущий: У печного огня древнее происхождение – у слов “пещера” и “печь” один корень. С давних времен печь символизировала, прежде всего, родной очаг. На его прошлом – отблеск живого, доброго, дарящего надежду огня. В пустынных местах и на холодных пепелищах жизнь всегда начиналась с костров и печурок.

Очаг, который был для первобытного человека первой печью, согревавшей его и готовивший для него пищу, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали устраивать крышу, возводить стены, а потом и двери, – словом строить дом. А когда в доме появилась первая утварь, очаг, разведенный на полу, перестал устраивать человека. Он построил для него отдельный домик с оконцами и дверцей. Так получилась печь.

Первые печи сооружали из глины и булыжника. У них не было ни дымохода, ни трубы, дым шел прямо внутрь дома (курная изба). Лишь, к началу нашей эры появились печи и камины с дымовыми трубами.

Плиты и камины – изобретение Европейское, а на Руси искони клали печи большие, в пол-избы (Приложение I).

Марфа Петровна: На Руси говорили: “Изба без русской печи, что человек без души, нежилым пахнет такая изба, наводит тоску. А как сложат печь, да затопят – сразу оживает изба”.

Ведущий: Огонь в русской печи – незабываемое зрелище: вокруг него собирались большими семьями сумерничать. Кто дремлет, кто рассказывает бывальщину, и все смотрят на догорающие угли, как на мерцающее сокровище. А кто-то залез на полати, где было особенно хорошо, пахло теплыми кирпичами и хлебным дымком.

Приготовление в русской печи кушанья отличались особым вкусом и ароматом. Русская печь определила приемы приготовления гусей, уток, кур, поросят, их жарят тушками. А какие пироги дарит нам печь, самые румяные!

Планировка избы была традиционной до начала ХХ века (Приложение I). Печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу, челом повернутая к окну. На печи спало все семейство. Под потолком между печью и стеной устраивали полати – досчатые нары, используемые для сна и хранения вещей.

Марфа Петровна: Место против печи называлось упечь. Оно предназначалось для стряпни и часто отделялось занавеской. У печи хозяйка всегда ставила печную утварь: кочергу, лопату для выгребания угля (“заметалка”), и конечно ухват. Считалось, что ухваты и кочерги на ночь нужно было класть, а не ставить, чтобы они отдыхали и дольше служили заботливой хозяйке. Существовало поверье, что когда во время ливня и града хозяин выбросит из избы лопату и кочергу, а она упадет крест – накрест, то град пройдет стороной.

Ведущий: Чтобы приготовить еду для человека, в первую очередь, следовало накормить печной огонь. Временами это было нелегко сделать, т.к. огонь мог “закапризничать”. Если во время топки верхнее полено скатывалось вниз, и готово было выпасть из печи, или беспричинно вдруг развалился дровяной шалашик, то следовало ожидать прибытия гостей.

Гость обязательно должен появиться именно в тот день, если хозяйка укладывала в печь дрова, и при этом одно полено падало на пол.

Марфа Петровна: Считалось, если на отстроенной и в первые дни натопленной печи полежит собака, или погреется захожий человек, то до конца службы печка будет исправно служить.

Внучка: Мама всегда зажигала огонь с молитвой, чтобы не прогневать едва затеплившееся пламя. Если огонь разгорался плохо, это означало, что домовой за что-то рассердился на хозяев. По цвету и поведению печного огня, мама определяла погоду и разные события: красное пламя, которое потрескивало, дым столбом предсказывали морозную погоду, а дрова, которые дымили и долго не воспламенялись, и дым, который стелился – предшествовали оттепель, снег.

Марфа Петровна: Существует поверье, что в трубе живут Печкины ребята – это таинственные человечки, чумазые, как маленькие цыганята, которые живут в печной трубе. Они вылезают из печной трубы ночью, когда все спят. Если светит луна, они сидят на крыше, а в пасмурную погоду спускаются в избу, бегают по полу, забираются на полки, в шкафы. Они любят прятать мелкие вещи: пуговицы, катушки с нитками, спички, ленты, гребенки. А после приходиться искать, заглядывая во все углы и приговаривать: “Печкины ребята, поиграйте и отдайте”! И, правда, найдешь вещи в самом неожиданном месте: катушку с нитками – на полке среди посуды…

Ведущий: Ребята, а кто из вас знает, как появилось высказывание “танцевать от печки”?

Изначально танцами у огня забавлялись не только люди, но, и, как считалось, обитатели небес. Люди верили, что на ней танцуют Святые Василий и Меланья и старались не спать на печи в новогоднюю ночь.

Внучка: Бабушка, расскажи ребятам о приметах.

Марфа Петровна: О, их много. Если в печи сбегало молоко, то это место посыпали солью, чтобы у коровы не потрескалось вымя.

Искра, выскочившая из печи, или уголек, который упал на пол, означали, что гости уже около порога.

Перед тем, как хозяин собирался на поиски заблудшего скота, он кричал в трубу, надеясь, что его голос достигнет дальних пастбищ.

Рожали женщины, бывало на печке, так как в доме были только лавки и стол. А, чтобы ребенок вырос здоровым, и ни кто не мог его обидеть, после крещения кума вытягивала из печи уголек, шла с ним на перекресток и бросала его через себя. И в дальнейшем печь в жизни младенца играла большую роль, особенно, если у того со здоровьем было не все в порядке.

Ведущий: “Перепеканием ребенка” называли обряд, который совершался над больным рахитом. Грудного ребенка клали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь.

Еще считалось, что нельзя бросать в затопленную печь волос, также считалось грехом бросать в печь скорлупу от пасхальных яиц, потому что родители на том свете будут сильно обижаться.

Марфа Петровна: Мой отец был печником. Он выкладывал русскую печь в нашем доме. Со всех окрестных деревень шли к нему люди, подозрительные и мнительные старались задобрить перед работой, так как работу печников окружали много легенд, слухов, небылиц.

Ремесло это ценилось. Печника не знали где посадить, как угостить, к нему ходили на поклон люди за полтора десятка верст.

Печник: Много у нас секретов, как печь добрую сложить. Часто начинали работу на новолуние. Опытные люди говорили, что в этом случае печь будет долго удерживать тепло во всех своих частях. Новую печь первый раз топили в присутствии мастера житной соломой, вложив в нее несколько прутиков освященной вербы. Очаг оживал и обретал душу.

Ведущий: В годы Великой Отечественной войны русские печи оказались просто не заменимы, т.к. нужно было высушивать сразу много зерна для людей, которые защищали нашу Родину. Жители деревни освобождали лежанки, принимали хлеб на просушку с радостью, хотя знали, что на утро он будет увезен на фронт. Но хлеб, высушенный в русских печах – был знаком любви тем, кто не щадил своих сил на фронте: отцам, мужьям, братьям, сыновьям.

Марфа Петровна: Вот бывало, собирался мух на работу, а я, когда его провожала, открывала заслонку в печке и дверь настежь распахивала. Обычай такой был, чтобы его в пути домашнее тепло согревало, и живой вернулся. А дверь в доме открыта, – значит, дом его ждет.

Когда я была маленькой, любила смотреть, как печь топиться. Дрова в печке потрескивают, и на шесток время от времени летят маленькие золотые угольки. А мама постоянно про Чура печного рассказывала. Якобы есть такой печной дух – Чур – маленький старичок с лохматой бородой из дыма. Так – то он невидимый, но иногда людям показывается. И если ему язык показать, то он уйдет в другой дом и тогда хоть топи, хоть не топи печь, все будет холодная.

Внучка: Бабушка, расскажи ребятам сказку.

Марфа Петровна: “Встретились два домовенка, которые жили в соседних дворах.

– У меня хозяйка заботливая, – похвалился один, – всегда вовремя печку побелит, и сажу из трубы вычистит, а шесток заметает чистым березовым веником, ни одного уголька не уронит.
А у меня такая неряха, – жалуется второй, – вся печь забита золой, вынести ей лень. Но это еще полбеды. А вот как скандалить начнет – меня от ее слов так всего и скручивает, словно соломенный жгут. Сегодня ночью сожгу ее дом.
Только смотри решето не сожги, – говорит первый, – твоя хозяйка вчера у моей взяла, муку сеять… Ночью у бабы – неряхи сгорел дом весь дотла, а решето осталось целехонько, даже не закоптилось”.

Внучка: Бабушка, какие свадебные обычаи были раньше?

Марфа Петровна: Когда приходили сваты, девушка пряталась в угол за печью – это считалось признаком скромности и умения держать себя. А посланцы жениха, чтобы сватание удалось, приносили с собой в кармане кусочки печной глины. После свадьбы, когда жена приходила в избу к мужу, из ее бывшего жилища переносился печной огонь.

Существовал и такой обычай: попав к мужу в дом, молодая жена бросала в печь курицу, которую подарила ей мать, чтобы жить со свекровью в согласии. Печь стояла на страже брачной морали. Вдовы и старые девы, которые обрекли себя на безбрачную жизнь, не должны были лежать на печи. Это считалось большим грехом, потому что печь – это “второй муж”.

А еще существовал обычай: осенью до Покрова жители деревни утепляли избу, наваливая вдоль стен хворост и сухие кукурузные стебли. Они говорили: “Покров, Покров, натопи избу без дров”! Накануне Покрова “засушивали избу” – начиная топить печь, выполняли некоторые “дровяные” обряды.

Ведущий: До начала ХХ века в нашем районе клали два вида печей:

– голландская (комнатная), разного вида и устройства. Она была предназначена для тепла и угрева;
русская печь (кирпичная или битая). Помимо тепла, в ней можно было готовить еду, выпекать хлеб, варить пиво, кисель.

Печник: Устройство печи состоит из двух частей: русская печь и подтопок. Русская печь кормит, а подтопок греет (Приложение IV).

Сооружение печи – дело непростое (Приложение II, Приложение V). Прежде надо найти глину, причем необычную, красную, а желтоватую, с песком. Она обладает особой вязкостью. Даже из кирпича не просто сложить печь, а русскую печь надо слепить из совершенно бесформенной глиняной массы, которая от воды не может затвердеть, как цемент, а от сильного жара трескается. Как с ней быть и как сделать свод? Только на под и дымоход дается несколько десятков кирпичей. Поэтому поиски печной глины начинают в старых ямах, откуда обычно, мы берем глину. Пригодность глины определяется, помяв ее в пальцах.

После того, как глину выкапывают и привозят домой, ее нужно сделать вязкой и однородной, как тесто, а для этого заготавливают деревянные колотушки – чекмари: распиливают сучковую березу так, чтобы у каждого опилыша был свой держак. Получаются деревянные огромные молотки с затесанными верхушками, которыми надо бить глину.

Для самого сложного сооружения в печи – кружала, нужно напилить досок, набрать жердинок, подходящих поленьев.

Прежде чем приступить к сооружению основной печи, делается опечек. Потом работа становится все ответственнее, тоньше – мастер начинает выкладывать из досок кружало – то самое место, ту пустоту, которая станет потом сводом печи. Чтобы закрепить кружало, делают деревянную подпорку. Потом кружало обмазывают. На глазах поднимается тяжелая громада уже напоминающая печь, она сулит тепло и добро. Но печь еще не готова, нет ни чела, ни печурков, куда кладут в доме всякую всячину. Прорезать их еще рано.

Печку сделали – радость в доме. Как это много уметь мастерить, хорошо знать свое ремесло.

После того, как сложить кожух и выведет на крышу трубу начинается тонкая работа. В том месте, где торчала из печи вешка, обозначившая кружало, вырезают чело. Выбрав подсохшую глину, вытаскивают то решающее поленце, которое держало всю деревянную клетку, и открывают свод печи. Отличный, на совесть сделанный свод! Теперь можно вырезать и печурок. Он должен получиться красивым и ровным.

Марфа Петровна: Недели через две печь следует протопить и побелить, что бы она стала ласковой, добродушной, настоящей печью, которая и ребятишек согреет, и еду сварит, и картошку да пироги испечет.

Печник: В домах с достатком печи украшали печными изразцами (Приложение VI, Приложение VII), а также украшали заслонки и печные дверца (Приложение V).

Ведущий: Спасибо вам хозяева за интересный рассказ.

Ребята, мы предлагаем вам поиграть и вспомнить, что нового вы сеггдня узнали (Приложение VIII).

Класс делится на 2–3 группы (команды). Каждая команда выполняет задание.

Задание 1. Вам необходимо заполнить кроссворд.

Ведущий: Я буду загадывать загадки, а вы отгадки впишите в кроссворд.

2. Ниже верху, выше печи – греет плечи. (Полати)
3. И мала, и зла, чуть свечу, а иногда так упаду, что много горя принесу. (Искра)
4. На топтале был, на кружале был, на пожаре был, домой пришел – семью кормил. (Глиняный горшок)
9. Что за зверь: зимой ест, а летом спит, тепло теплое, а крови нет, Сесть на него сядешь, а с места не свезет? (Печь)
10. Разновидность печей, используемые на территории Руси. (Русская)

1. Залезла Варвара выше амбара: не ест, не пьет, все на небо глядит. (Труба)
5. Без рук, без ног – на гору ползет. (Огонь)
6. У нас под лавкой медвежья лапка. (Полено)
7. Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват)
8. Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
9. Кто строит дом не для жилья, а для поленьев и угля, Что бы огонь нам в нем потом, еду варил и грел весь дом (кров). (Печник)
11. Чем украшали печи? (Изразцы).

img1

На карточках – горшочках написаны слоги (буквы). Командам необходимо составить слово и объяснить, что оно означает. (Например: изразец, искра, полено, полати, труба, угли, огонь, ухват, утварь, кочерга, горшок, печь, печник, дым и т.д.)

А. Командам предлагается украсить печь печными изразцами (Нарисовать изразец).
Б. Команде предлагается изобразить русский быт (интеръер крестьянской избы). (Приложение III).

Источник

Adblock
detector