Меню

праздник реком в осетии

Праздник реком в осетии

В глубине живописного Цейского ущелья на высоте 1946 метров над уровнем моря среди хвойных лесов на поляне «Рекомыфæз» расположено одно из древнейших святилищ Осетии РЕКОМ.

34b7a046 e1dc 4ee8 a6d7 308bc901439e

Как появилось святилище?

История его возникновения описана в нартском эпосе. Бог по поводу смерти нарта Батраза проронил три слезы, и на месте, где слезы упали на землю, возникли святилища: Мыкалгабыртæ, Таранжелоз и Реком.

Вопрос о времени строительства здания святилища до сих пор не разрешен. В соответствии с исследованиями, проведенными В. Абаевым, он мог возникнуть в период XIII–XIV вв.

Согласно легенде в древние времена Уастырджи решил выстроить для осетинского народа святилище из бревен, которые никогда не подвергались бы гниению. Таким свойством обладали деревья в лесу по ту сторону гор. Уастырджи послал волов перевозить оттуда бревна через гору напротив Рекома, где ныне находится ледник. Арбы нагружались сами собой, и волы шли без проводника по назначенному пути. Сложив лес, волы вернулись, а из бревен сам собой без помощи человеческих рук выстроился деревянный храм.

Тайной остается и само название святилища. Имеется ряд версий, но ни одна из них не имеет доказательной базы.

По версии профессора А. Магометова, слово «Реком» – производное от грузинского «рекъва», что означает звонить в колокол. Абаев же считает, что это слово связано с грузинским «ркони» (дубовая роща), а по «народной» версии, которую поддерживает руководитель реставрационных работ на Рекоме С. Джанаев, оно – производное от осетинского «Хурыком».

На глубокую древность святилища указывают многочисленные предметы, привезенные из Египта, Ирана, Малой и Средней Азии и находившиеся в Рекоме при проведении реставрации и раскопок Е. Пчелиной в 1936 году: шлем с панцирем, колчан и копье знаменитого Ос-Багатара, стрелы и наконечники стрел, пули говорят о покровительстве святилища воинам-путникам (мужчинам).

Земля и камни на территории Рекома хранят древнюю и славную историю Алании. Аланы-воины, благословленные в Рекоме, уходили в походы и возвращались с честью и ратной славой. В древние времена здесь был заведен воинский обычай, когда двое друзей, отправляясь на войну, шли в Реком и давали клятву верности друг другу на поле брани. Из каждого колчана вынимали по стреле, перемешивали их, одну переламывали пополам и оба куска оставляли в стенах Рекома. Это обязывало с самоотверженностью оборонять друг друга в бою, а в случае гибели одного побратима другой должен был вынести тело из сражения и с почестями похоронить его.

Празднование

Праздник отмечается в первой половине июня, в субботу перед праздником «кæрдæгхæссæн» и длится неделю. В 2019 году он отмечается с 8 по 15 июня.

В Реком на праздник собирались со всех концов Осетии. Женщины и дети к нему не допускались. Нельзя было проезжать мимо верхом, следили за тем, чтобы в районе святилища не прошли ослы и другие «нечистые» животные.

Принимающие участие в жертвоприношениях снимали обувь далеко за святилищем и шли босиком. Основным видом жертвоприношения считались животные (бараны, быки белой масти), которых заранее отбирали из стада. Здесь же, на месте, варилось ритуальное пиво. Кроме того, верующие приносили и посвящали Рекому «мысайнæгтæ» – жертвенные предметы: серебряные монеты, серебряные или железные вещи, стрелы, пули и др. Жертвоприношения верующими передавались одному из трех старших, имеющих доступ за каменную ограду, а те в свою очередь передавали их «дзуарлæгæн» для хранения в святилище. Как отмечалось ранее, празднование Рекома занимало неделю, и для этих целей вблизи святилища из природного камня строились специальные убежища, так называемые цардахътæ, где представители отдельных и родственных фамилий справляли обрядовые действия. По настоящее время их можно обнаружить по развалинам каменных оград.

Правила ритуального обряда

Некоторые из верующих включают в ритуальный обряд обход святилища вдоль каменной ограды по часовой стрелке. К святилищу приходят с ритуальными пирогами æртæ дзыхонтæ (три пирога треугольной формы, изготовленные из начинки с сыром), физонагимæ (приготовленным из мяса жертвенного животного), пивом и мысайнагимæ (очищенные металлические монеты достоинством 5 или 10 рублей, завернутые в вату или белую ткань). Для совершения молитвы используется только ритуальное пиво. После прохождения солнцем зенита трое старших произносят молитву и присутствующие приступают к пиршеству.

В отличие от других святилищ в Рекоме во время обрядовых действий обращались не к патрону святилища Уастырджи, а к самому Рекому. Реком как в культовых обрядах, так и в религиозных представлениях выступал как самостоятельный дух.

Правила поведения на территории святилища

На территории святилища запрещается вести себя вызывающе, шуметь, ругаться и сквернословить, курить, зажигать свечи, приносить и распивать пиво (отечественное или иностранное, кроме ритуального), крепкие спиртные напитки, приносить мясо и продукты «нечистых» животных, выносить с территории святилища что-либо кроме мусора и остатков еды. Женщинам запрещается приближаться к мужскому святилищу.

Чтобы ваши молитвы были услышаны, а дорога жизни была благополучной, соблюдайте эти правила. В заключение хотелось бы обратиться к людям, прибывающим в святилище: «Бережно, с трепетом относитесь к бесценному дару Уастырджи осетинскому народу – Рекому.

Рекомы хорзæх уæ уæд!»

(При написании статьи использованы материалы А. Магометова «Реком»).

Источник

Святилище Реком – древний оберег осетин

5 минут для чтения

100 rekom severnaya osetiya

Достопримечательности Северная Осетия

Адрес: Республика Северная Осетия – Алания, Цейское ущелье.
Стоимость посещения: бесплатно.
Сезонность: круглый год.
Активность: 3,2 км, перепад высот 2400-2370 м, 1,5 часа.

В мире существует несколько известных «мест силы» – локаций, наполненных положительной энергетикой, откуда искренние молитвы быстрее всего достигают «ушей» Вселенной. Святилище Реком в Цейском ущелье – одно из таких. Всего сакральных сооружений три – мужское и два женских. Все они расположены невдалеке друг от друга, в рамках одного маршрута.

101 rekom severnaya osetiya

СВЯТИЛИЩЕ РЕКОМ: ОСЕТИЯ ВЕКОВЕЧНАЯ

Реком – почитаемое осетинами божество, к которому неизменно обращаются с просьбами о богатом урожае, плодородии или удачной охоте. Также небожителю адресуют мольбы об исцелении болящих, защите от хворей и напастей, а также заступничестве против козней злых духов.
Праздник, посвященный божеству Реком, отмечается в июле. В это время к небольшим срубам люди несут жертвоприношения, как правило, забитый скот. При процедуре присутствуют только мужчины, поскольку таинство не терпит женских глаз.
Реком – святилище в Северной Осетии, согласно легенде, появилось после небесного траура, который наступил из-за смерти главного нарта осетинского эпоса – повелителя грома, Батрадза. С горя верховный Бог уронил три горючие слезы, на месте которых возникли ритуальные постройки. Сказание также интересно описывает процесс их возведения. Якобы дзуар Уастырджи приказал деревьям самостоятельно загружаться в повозки и на месте складываться в срубы. Поэтому для работы потребовалась только мускульная сила волов, доставивших бревна по назначению.

Алтари настолько почитаемы и неприкасаемы, что рассмотреть их изнутри – практически нереально

Изначально домики были возведены из ценной древесины лиственницы – она не гниет, посему практически вечна. Но от пожара бревна не застрахованы – однажды несчастье произошло с одним из срубов, в который попала молния, после чего пришлось возвести новый, согласовываясь со всеми требованиями и проводя соответствующие ритуалы. Важно понимать, что хижина реком возведена без единого гвоздя, с помощью старинной техники. То есть нынешние строения, посещаемые туристами и местными жителями, не столь древние, но все же уникальные.
Святилище Реком – место, четко разграниченное по гендерному признаку. Сначала, по пути от селения Верхний Цей встречается дом мужского «места силы», а далее наступает черед женских.

102 rekom severnaya osetiya

103 rekom severnaya osetiya108 rekom severnaya osetiya105 rekom severnaya osetiya

МУЖСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ РЕКОМ В ЦЕЙСКОМ УЩЕЛЬЕ – НАСЛЕДИЕ МОГУЧЕГО УАСТЫРДЖИ

Когда вдалеке покажется большой сруб с маленькой дверью и резными коньками на крыше – это значит, что вы добрались до мужского святилища Реком. Цейское ущелье – лучшее место для его возведения, ведь здесь сама природа создает мистическое настроение, а путешественник будто впадает в благоговейный транс.
Вокруг святого места выстроена каменная ограда, а внутрь сруба можно попасть два раза в год – на праздники Кэхцгэнэн и Хорыбон (в июле и марте). В доме две комнаты: одна – для жертвоприношений и обломков стрел, а вторая – молельная.
Сломанные стрелы мужчины оставляли здесь испокон веков – ритуал восходит корнями к древним обычаям. Подобный жест принято было делать перед битвами – таким образом воины братались друг с другом.

Женщинам в мужское святилище путь закрыт

Рядом со срубом, на пороге которого всегда разложены обглоданные черепа животных, расположена беседка со столом и тремя креслами. На их спинках вырезаны священные тотемы, а столешница почти всегда наполнена приношениями.

106 rekom severnaya osetiya

104 rekom severnaya osetiya107 rekom severnaya osetiya109 rekom severnaya osetiya

РЕКОМ ЖЕНСКИЙ – МОЛИТВЫ ДОЧЕК-МАТЕРЕЙ

Святилище Реком – деревянный сруб небольшого размера, пройти к которому можно по тропе, ведущей вдоль Цейдона. Локация расположена недалеко от канатки к Сказскому леднику.
Женское святилище Мады Майрам, оберегающее жен и матерей, выглядит скромнее мужского и представляет собой небольшой расписной сруб, возле которого полно разноцветных ленточек, развешанных на деревьях. Если заглянуть в крохотное окошко, то можно заметить множество монеток и различных предметов, среди которых есть даже шишки. Крышу хижины покрывает многолетний мох.

Входить на территорию святилища разрешено обоим полам, но непременно разувшись.

Считается, что человека в обуви настигнет неминуемое проклятье, следовательно, аборигены и туристы опасаются нарушать этот неписаный закон. Существует поверье, что для исполнения желания надо обойти святилище Реком трижды против часовой стрелки. После этого следует загадать заветную мечту и бросить в окошко монетку.
Чуть поодаль находится девичий алтарь – ему поверяют свои желания местные молодки.
Святилища Реком (Цей), расположенные на высоте около 2 км, демонстрируют отголоски древних верований осетин, которые богобоязненный народ не забывает до сих пор. Путешественники, прикоснувшись к седой истории, неизменно чувствуют прилив сил и энергии. Не верите? Тогда добро пожаловать в Осетию!

Северная Осетия. Цей, Святилище Реком на карте.

Координаты: 42.790807, 43.904532 (мужское святилище), 42.790712, 43.906003 (женское святилище).

Источник

Когда я составлял план культурно-познавательных мероприятий поездки в Северную Осетию, посещение святилища Реком в Цейском ущелье не входило в число моих приоритетных задач: уж больно бутафорски выглядели фотографии «храма», да и краткие описания, ограничивающиеся сообщением, что Реком – главная святыня осетин, не способствовали стимулированию интереса. Особенно, учитывая, что в 1995 году Реком сгорел, и то, что сейчас можно увидеть, – «новодел».

jpg

Единственное, что заставило не исключать полностью святилище из круга внимания, – непосредственная близость к альплагерю, где мы базировались.

Всё изменилось буквально накануне поездки, когда в поисках информации о святилище в Лисри мне попалась ссылка на книгу «Три слезы Бога». Даже беглое ознакомление заставило в корне изменить отношение к Рекому, да и прояснило многие «непонятки» относительно религиозных верований осетин.

Далее я не стану углубляться в сакральные сферы, а ограничусь зрительными образами.

Главной моей ошибкой, да и не только моей, было отождествление святилища Реком с храмом в виде некоего здания, как это водится практически во всех религиях. Из-за такого представления обычно и принимают за храм Реком деревянное строение на поляне в Цейском ущелье, ограничивая посещение святилища внешним осмотром этого здания.

А молились осетины всегда только под открытым небом, босиком и с непокрытой головой. Да и сама служба (назовём это действо так) отличалась от привычных форм богослужения. Предельно упрощая, традиционная осетинская молитва представляет собой застолье, и спиртное является обязательным атрибутом. Правда, если раньше в качестве ритуального напитка было специально сваренное пиво, то со временем появилась и арака (легкий самогон из кукурузы), а теперь и водка, и коньячок.ъ

Определенную сумятицу в формирование целостного представления о святилище добавляет информация о том, что есть мужской Реком и есть женский Реком. И, как выясняется, еще и девичий Реком. Все эти святилища расположены здесь же, недалеко друг от друга.

Так что же такое Реком?

Информация к размышлению.

Почему только три? Ну а как же! Помните три ипостаси нартов: воины, труженики, жрецы? И стал Реком воинским святилищем, в Мыкалгабырта обращались с просьбой послать богатый урожай хлебов, увеличить стада, Таранджелос покровительствовал хранителям знаний, традиций.

Информация к размышлению.

Со временем, правда, люди стали приходить в эти святилища для решения проблем, выходящих за рамки их специализации. Это, кстати, не противоречит логике, если вспомнить о триединстве ипостасей Батраза: значит, в воинском святилище Реком можно попросить и об урожае. И постепенно так сложилось, что главным святилищем осетинского народа стал Реком. Мыкалгабырт и Таранджелос тоже не забыты, но в основном сейчас они почитаются близлежащими обществами.

Важно заметить, что имена, которыми сейчас называют эти святилища, упрощенные, изменившиеся под воздействием исторических факторов. Так, Реком называли еще Ивард-Реком или, в переводе, запретный Реком. И вот здесь мы возвращаемся к вопросу о храме.

Раньше в Цейском ущелье запрещалось селиться, охотиться и вести какую-либо хозяйственную деятельность. Потому что всё ущелье было Храмом, главным осетинским Храмом. Когда-то здесь располагались десятки святилищ и алтарей, и ритуал начинался сразу, как только паломник попадал в ущелье на паломническую тропу. Это были ритуалы очищения, подготовки тела и духа к общению с Богом. А Главное святилище, священная поляна Рекомы-фаез, находится в 12 километрах от входа в ущелье.

jpg

Только в XVII веке под влиянием понятных исторических процессов, следствием которых стало разбавление исконных традиций привнесенными, в устье Цейского ущелья появляются поселения.

jpg

jpg
Селение Нижний Цей. Галуан Дзалаевых

С тех пор граница Храма Реком обозначена святилищем Рагъы Уастырджи Дзуар над селением Верхний Цей, сократив протяженность паломнической тропы почти вдвое.

jpg

jpg
Святилище Рагъы Уастырджи Дзуар

Да той тропы, собственно, уже и нет: скрыта под селевыми отложениями, камнепадами, ритуальные поляны заросли лесом, застроены турбазами, альплагерями. А почти к самой священной поляне можно подъехать на машине.

jpg

Замечу, что и сейчас оставшиеся пара километров паломнической тропы не пустуют. И это не только немногочисленные туристические группы. Нередко здесь можно увидеть одинокого паломника (ну а как еще можно назвать путника в 12 километрах от ближайшего населенного пункта) или группу молодых людей с осетинскими пирогами (думаю, не только с пирогами).

jpg

Но главным событием, которое влекло сюда паломников со всей Осетии-Алании, был праздник Реком во славу Единого Бога. Празднование проводилось ежегодно в начале июня, длилось неделю. И главным событием праздника был ритуал символического воссоздания системы мироздания. Создавалось это посредством ритуального священного танца-молитвы Симд: это круговой многоярусный танец, в котором всеми движениями (линиями, перекрещениями, разворотами) воспроизводилась последовательность создания Вселенной, Земли и Солнца, единения духа и материи, зарождение жизни и человечества.

Поэтому вторым по символической значимости элементом Дзуара Рекомы-фаез была площадка для исполнения танца-молитвы Симды фаез, которая находилась над храмом-хранилищем.

jpg

Кульминацией танца было выстраивание живой пирамиды, когда самые сильные образовывали круг, на их плечи вставали следующие и так далее. В начале прошлого века еще были живы старожилы (147 лет), которые рассказывали о семиярусных пирамидах. Понятно, что в танце принимали участие только мужчины.

А женщины вообще не допускались в эту часть святилища. Поэтому и говорят о мужском Рекоме. Женское же святилище было немного ниже по паломнической тропе.

jpg

Тем не менее, женщинам разрешалось наблюдать за танцем со специальных площадок-цардаков. На момент моего посещения Рекома я не знал об этом, поэтому и не видел этих цардаков, к тому же края поляны Рекомы фаез сильно заросли деревьями. А мужские цардаки вот они.

jpg

jpg

jpg

Еще ниже по паломнической тропе, перед женским святилищем, находится девичье святилище.

jpg

А между женским и мужским – еще одна танцплощадка.

jpg

Сюда приходили незамужние девушки и неженатые парни. И это было практически единственное место, где они могли познакомиться, приглядеться друг к другу, учитывая строгие нравы горцев. Казалось бы, не логично, что девичье место расположено дальше от танцевальной поляны… С другой – всё правильно: строгий женский догляд за молодежью не помешает, а то мало ли…

Пожалуй, я ограничу свой рассказ тем, что сказал выше. При этом опускаю многие детали, обоснование выводов, приведенных как факты, в частности о символизме ритуалов и архитектурных деталей храма-хранилища Реком.

jpg

jpg

Кому интересно, рекомендую почитать публикацию «Три слезы Бога» Славы Джанаева, автора и исполнителя проекта восстановления святилища Реком (очень интересно о символике архитектурных элементов храма-хранилища) или в сокращенном варианте (только сакральная составляющая) «Реком – преемник первых индоевропейских храмов».

А теперь самое главное: знают ли всё это сами осетины? Скорее нет, чем да.

И тем не менее, если говорить о религиозных верованиях осетин на уровне народа, то кратко и, может быть, с некоторой долей цинизма, сформулировал один из моих собеседников, в разговоре с которым мы коснулись этой темы. Он сказал примерно так: «Половина осетин считает себя мусульманами, половина – христианами. Мы маленький народ, поэтому когда нас завоевывали мусульмане и говорили, что намаз совершать надо, мы отвечали «да пожалуйста», завоевывали христиане и заставляли креститься – да без проблем. А на самом деле все мы остались язычниками».

Информация к размышлению:

А вот что по этому поводу сказал в конце ХIХ века этнограф кавказовед Миллер, пользующийся до сих пор большим уважением в Осетии: «Традиционное для осетин, истоками своими уходящее в толщу веков и очень живучее язычество не только успешно противостоит, но и перекраивает христианство».

В качестве иллюстрации последнего высказывания приведу такой пример. Лет 5 назад мне довелось посетить один из древнейших христианских храмов Северной Осетии Храм Святого Георгия в селении Дзивгис

jpg

Точное время постройки храма не известно. Но известно, что в 1613 и 1683 годах два грузинских царя подарили храму по колоколу. Они видны на фотографии. Известно так же, что издревле здесь находилось традиционное аланско-осетинское свтилище Дзивгисы Уастырджи Дзуар. Благодаря своей доступности (храм находится у самой дороги), церковь стала обязательным экскурсионным объектом многочисленных экскурсий в в Фиагдонское ущелье.

Сейчас храм функционирует, но уже опять как святилище. Вот так выглядит молельный зал церкви.

jpg

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Святилище Реком в Цейском ущелье

0

0

4hca4l0tyby8wkc8ccwgk084w

Святилище Реком в Цейском ущелье LxAndrew

Одно из древнейших и самое почитаемое в Северной Осетии святилище, расположенное близ Цея, на высоте около 3 км над уровнем моря — это святилище Реком. Оно стоит на поляне, на левом берегу Цейдона, прямо напротив мрачноватой горы Монах. Место здесь в смысле силовых линий планеты явно непростое, и это чувствует всякий, кто тут оказался.

Само по себе святилище представляет собой бревенчатую хижину из толстых отполированных сосновых стволов. Строение сложено по старинке, без гвоздей или иных креплений. Методика «обло», по которой это проделано, была известна осетинам, славянам и прочим древним народам тысячелетия тому назад и обеспечивает отсутствие щелей меж брёвнами благодаря совпадающим выемкам в их концах. Конструкцию святилища венчает простая крыша в два ската, на краях которой можно увидеть чисто декоративные деревянные фрагменты, украшенные уникальным орнаментом.

У входа в святилище всю стену постройки занимает что-то вроде двух полок, у самой земли и над окном. На полках выстроились в ряд выбеленные временем черепа животных — напоминание о древних жертвоприношениях. Рядом стоит деревянная ёмкость, куда кладут приношения «современные»: монеты и банкноты.

Реком — древнее осетинское божество, у которого испрашивали богатого урожая и удачной охоты, исцеления от хворей и общей защиты. Божество считалось сугубо «мужским» и хорошо вписывалось в общий культ поклонения Уастырджи, тоже «мужского» покровителя. Реком особенно почитался в Алагирском ущелье, и ежегодно в середине лета здесь справляли недельные торжества в честь бога. В эту неделю ему приносились богатые жертвы (в основном скот).

Так или иначе, а в 1995 г. святилище было уничтожено пожаром, который возник от удара молнии. Его восстановили по памяти, сопроводив процесс строительства всеми необходимыми ритуалами. Единственное отличие нынешнего святилища от старинного — в стройматериале: первоначальный Реком был выстроен из лиственницы, древесина которой не гниёт, но лиственницы в окрестностях просто не растут.

Это место для осетин настолько священно, что осмотреть его изнутри практически невозможно. Попасть в святилище можно лишь по главным праздникам — в мужской день Кэхцгэнэн, в июне, или в марте на Хорыбон. Поэтому о том, что находится внутри, можно составить представление только по древним описаниям. Согласно им, в Рекоме две комнаты, в одной из которых сложены сломанные стрелы, а другая представляет собой молельное помещение.

Сломанные стрелы — свидетельство ещё одного древнего местного обычая, который в немного модифицированном виде держится здесь до сих пор. Перед битвой осетинские воины братались друг с другом, для чего каждый ломал по стреле и оставлял в Рекоме. Сегодня юноши оставляют тут любую личную вещь, уходя в армию.

Практическая информация

К Рекому можно подняться от Цея по горной тропе минут за 15—20. Но в последние годы идёт речь о том, чтобы совсем закрыть его для туристов.

Источник

Святилище Реком в Цейском ущелье

0

0

4hca4l0tyby8wkc8ccwgk084w

Святилище Реком в Цейском ущелье LxAndrew

Одно из древнейших и самое почитаемое в Северной Осетии святилище, расположенное близ Цея, на высоте около 3 км над уровнем моря — это святилище Реком. Оно стоит на поляне, на левом берегу Цейдона, прямо напротив мрачноватой горы Монах. Место здесь в смысле силовых линий планеты явно непростое, и это чувствует всякий, кто тут оказался.

Само по себе святилище представляет собой бревенчатую хижину из толстых отполированных сосновых стволов. Строение сложено по старинке, без гвоздей или иных креплений. Методика «обло», по которой это проделано, была известна осетинам, славянам и прочим древним народам тысячелетия тому назад и обеспечивает отсутствие щелей меж брёвнами благодаря совпадающим выемкам в их концах. Конструкцию святилища венчает простая крыша в два ската, на краях которой можно увидеть чисто декоративные деревянные фрагменты, украшенные уникальным орнаментом.

У входа в святилище всю стену постройки занимает что-то вроде двух полок, у самой земли и над окном. На полках выстроились в ряд выбеленные временем черепа животных — напоминание о древних жертвоприношениях. Рядом стоит деревянная ёмкость, куда кладут приношения «современные»: монеты и банкноты.

Реком — древнее осетинское божество, у которого испрашивали богатого урожая и удачной охоты, исцеления от хворей и общей защиты. Божество считалось сугубо «мужским» и хорошо вписывалось в общий культ поклонения Уастырджи, тоже «мужского» покровителя. Реком особенно почитался в Алагирском ущелье, и ежегодно в середине лета здесь справляли недельные торжества в честь бога. В эту неделю ему приносились богатые жертвы (в основном скот).

Так или иначе, а в 1995 г. святилище было уничтожено пожаром, который возник от удара молнии. Его восстановили по памяти, сопроводив процесс строительства всеми необходимыми ритуалами. Единственное отличие нынешнего святилища от старинного — в стройматериале: первоначальный Реком был выстроен из лиственницы, древесина которой не гниёт, но лиственницы в окрестностях просто не растут.

Это место для осетин настолько священно, что осмотреть его изнутри практически невозможно. Попасть в святилище можно лишь по главным праздникам — в мужской день Кэхцгэнэн, в июне, или в марте на Хорыбон. Поэтому о том, что находится внутри, можно составить представление только по древним описаниям. Согласно им, в Рекоме две комнаты, в одной из которых сложены сломанные стрелы, а другая представляет собой молельное помещение.

Сломанные стрелы — свидетельство ещё одного древнего местного обычая, который в немного модифицированном виде держится здесь до сих пор. Перед битвой осетинские воины братались друг с другом, для чего каждый ломал по стреле и оставлял в Рекоме. Сегодня юноши оставляют тут любую личную вещь, уходя в армию.

Практическая информация

К Рекому можно подняться от Цея по горной тропе минут за 15—20. Но в последние годы идёт речь о том, чтобы совсем закрыть его для туристов.

Источник

История одного святилища: празднество Реком в Южной Осетии

Залина Кулумбегова

Сегодня в Южной Осетии сотни людей собрались у святилища Реком. Святое место расположено на окраине селения Кларс Цхинвальского района.

В отличии от стародавних времен празднество сейчас ограничено несколькими ущельями Осетии. Раньше святилище, посвященное этому небожителю было в каждой сельской округе. Но и сегодня, об одном из покровителей Осетии люди помнят и возносят в его честь молитвы.

Главное святилище расположено в Цейском ущелье Северной Осетии. Именно оно широко известно благодаря телевизионным сюжетам и туристическим путеводителям.

«Имя небожителя Реком упоминается в Нартовском эпосе осетин. Бесстрашный герой сказаний нарт Батрадз решил бросить вызов самому Богу и его ангелам. И был наказан за свою гордыню. В память об отважном, но своенравном юноше Бог уронил три слезы. На месте их падения на землю возникли три главных святилища Осетии – Реком, Таранджелоз и Мыкалгабыр», – рассказывает этнограф Роберт Кулумбегов.

В 2016 году представители фамилии Кулумбеговых, выходцы из селения Кларс, выступили с предложением на месте, где издревле отправлялся культ Реком, построить святилище. Вскоре эту инициативу поддержали и другие фамилии. Пожертвования на строительство храма внесли как простые люди, так и первые лица республики.

Источник

Праздник реком в осетии

Хроника военных действий в Южной Осетии и аналитические материалы

Публикации по истории Осетии и осетин

Перечень осетинских фамилий, некоторые сведения о них

Перечень населенных пунктов Осетии, краткая информация о них и фамилиях, в них проживавших

Сборник материалов по традициям и обычаям осетин

Наиболее полное на сегодняшний день собрание рецептов осетинской кухни

В данном разделе размещаются книги на разные темы

Коста Хетагуров «Осетинскя лира», по книге, изданной во Владикавказе (Орджоникидзе) в 1974 году.

w7

Статьи Словари
| Начало | Архив | Комментарии | Поиск | Регистрация | Вход |
Здравствуйте, Гость
Регистрация | Вход
download История Осетии и осетин назад
Автор: Tabol user hp
Реком – преемник первых индоевропейских храмов

osetins.com rekom01

Собранный из дерева, без единого гвоздя (кроме окованных ритуальных дверей и ставень) и имеющий оригинальную архитектурную форму, Реком представляет для науки огромный исследовательский интерес.

Несмотря на почти двухвековое изучение этого древнего памятника, многие стороны исследований до сих пор еще не раскрыты или являются спорными; в частности: датировка сооружения, этимология названия, философское и религиозное содержание храма.

Ввиду всеобщего научного познавательного внимания к храму и из-за недолговечности строительного материала (местная сосна), Реком многократно реставрировался, и по нему был собран большой архитектурный материал.

В марте 1995 года храм-святилище Реком сгорел дотла, оставив после пожара три символических полуобгоревших столба.

Последующая реконструкция храма-святилища и сопутствующая ей изыскательская работа, новые научные исследования, позволили обогатить историческое, философское и религиозное значение храма. И потому, отдав благодарное должное предыдущим научным трудам по Рекому, попытаемся по-новому раскрыть принципиально важные стороны исследования святилища Реком.

В Осетии известно место первоначального нахождения святилища Реком (кстати, незаслуженно обделенного вниманием ученых) в самом начале незатронутого ледником Цейского ущелья (Ивард-Рекома) ниже селения Хукалы, только поверхностный осмотр которого говорит о грандиозности стоявшего здесь сооружения. Итак, следуя логике, осетинскому пониманию храма и археологическому материалу, главное сооружение святилища Реком, переместившись из одного места в другое, не выходило за рамки Ивард-Рекома, и потому в целом претендует на эпоху средй бронзы, т.е. 2 тысячи лет до нашей эры.

osetins.com rekom02

Далее, рассмотрев другие стороны исследований Рекома, мы укрепим наши предположения о датировке храма-святилища Реком.

Этимология названия «Реком»

На сегодняшний день сколько-нибудь обоснованной этимологии названия «Реком» не существует и превалирует «народная этимология», объясняющая «Реком», «как производную от «Хурыком» (Солнечное ущелье) или «Ирыком» (Осетинское ущелье).

Крест изображался на храмах, башнях и склепах, обозначался во всех святых ритуальных действиях: освящении жертвенного животного, разрезании пирогов, в линиях танца и т.д.

Учитывая вышеизложенное, приходим к твердому убеждению, что название «Реком» понятие свое несет из глубокой древности, подтверждением чему будут строки, написанные Гнедовским Б.В. со слов Пчелиной Е.Г.: «В силу особой системы запретов, утратившей большую часть подлинных первоначальных частей, здание (Реком) сохранило до наших дней уникальный облик построек, отдельные черты которых воспроизводят полностью или частично характер скифо-сарматской поры». И далее пишет: «К древнейшим аналогам Рекома следует отнести и «Боярскую писаницу» в Минусинском крае (эпоха Скифов), и материалов раскопок П.Н. Щульца в Неаполе Скифском и т.д.».

Итак, так как главным «кумиром и Батраза и Арея является меч, то название «Реком» должно быть каким-то образом связано с этим главным военным атрибутом древних ариев, известным как «меч справедливости» или «мудрость и свет, поражающий тьму невежества».

Историческое значение культовых памятников Осетин

В самом центре Северного Кавказа находится Алагирское ущелье. Эта огромная, естественная крепость, защищенная хорошо продуманной системой фортификационных сооружений, замков, сторожевых башен, имела огромное и главное значение в истории существования осетинского народа. Еще В.Б. Пфаф отмечал, что если перенести с карт на кальки места проживания осетин и всех их предков самых разных исторических периодов, а потом эти кальки сложить на одну карту, то можно увидеть, что Алагирское ущелье окажется единственным, никогда не покидаемым местом жизни осетин и их предков, и где всегда во времена исторических катаклизмов народ-воин осетины выживал и возрождался. Именно здесь после страшнейшей катастрофы, вызванной монгольскими и тимуровскими нашествиями, почти полностью уничтоженные, начали вновь возрождаться потомки легендарного Ос-Богатара, от которого происходят почти все осетинские фамильные роды.

Сознавая огромное значение древних духовных ценностей, осетины возводили храмы своим святым в отмеченных Богом высоких горах и труднодоступных ущельях. Именно таким местом было верховье Алагирского ущелья, где в примыкающих ущельях сосредоточился своеобразный «Олимп» осетинский святых в лице трех братьев-святилищ: Реком, Сидан-Мкалгабырта и Таранджелос. Каждое из этих святилищ со своим институтом хранителей-дзуарлагов, представленным из достойнейших людей, отвечапо за определенную функцию деятельности Осетии.

Культовое содержание святилища Реком

«. Будучи «горой» языков и народов, Кавказ являет собой пример религиозного синкритизма, который складывается на т.н. языческой почве с примесью зороастризма, христианства и ислама в различные периоды и в различных дозах. Однако все эти т.н. мировые религии в народный быт проникали лишь за счет определенных уступок как догматического, так и обрядового характера. Это произошло потому, что они застали на территории Кавказа высокоразвитые народные религиозные представления в виде определенных космогонических систем, стоявших на много выше того, что обычно именуется язычеством. » (А.И.Робакидзе, предисловие к книге Л.А.Чибирова «Народный земледельческий календарь осетин»).

Сегодня, слава Богу, военных походов нет, но молодые люди продолжают уходить служить в армию, в которой они часто получают не то, что им надо; бывают случаи уклонения от службы, что всегда было позором для Осетии, а бывает они вообще не возвращаются. Вот тогда бы и понадобился молодому человеку побратим, который бы оберегал его и следил за достойным поведением. С возрождением обычая побратимства выиграли бы все: и молодежь бы возвращалась домой целой, здоровой и духовно неиспорченной, приобретая в армии только полезное и хорошее; и армия сама получала бы достойных воинов-защитников; и святилище Реком приобрело бы свое истинное благородное предназначение.

Культовое и философское содержание конструктивных и художественных особенностей объектов комплекса храма Реком

Согласно Геродоту и Диодору Сицилийскому, первым жителем Скифии был Таргитай, родителями которого были Зевс (по другой версии Геракл) и женщина-змея. Древнеармянский историк Моисей Хоренский указываю на то, что супруга Арташеса, аланка Сатиник, горит любовью к потомкам дракона. А Гай Валерий Флакк и Аммиан Марцеллин указывают на воздушных драконов, символизирующих матерь-гору как неотъемлемую принадлежность аланской конницы. То, что символической прародительницей ариев является дракон, засвидетельствовано и другими античными авторами.

Следующей составляющей основного сооружения храма Реком является замкнутая, круглая ограда, которая в мифологической традиции многих народов древности символизирует бесконечность, Вселенную, небосвод.

Из разбора ряда осетинских храмов узнаем, что основной моделью осетинских святилищ был квадрат в круге, что являлось известной у многих народов древности моделью мироздания, аналогичной мировой горе или мировому дереву.

Кроме основного строения храма-хранилища (реликвиума) к ритуальным сооружениям, объединенным единым названием «дзуар», относились цардаки, танцевальные площадки (симды фаз) и т.д. Некоторые из этих сооружений несли огромное культурное значение, например,танцевальная площадка Симды фаз.

На Симды фаз исполнялся ритуальный танец, в котором всеми движениями (линиями, перекрещениями, разворотами) воспроизводилась величественно и грандиозно последовательность создания Вселенной, Земли и Солнца, единения духа и материи, зарождение жизни и человечества. Ритуальный танец Симд был своеобразной моделью мироздания, обозначенной в танце. Изучение ряда святилищ показало, что дзуары оформлялись не одной, а двумя и более танцевальными площадками, одна из которых обязательно находилась над храмом-хранилищем.

Сегодня праздник Рекома ограничивается одним застольем и, наверно, настала необходимость в возрождении старых традиций, таких как танцы, песни, всевозможные состязания, которые вновь сделают красивым и величественным праздник святилища Реком (как и любого другого святилища). Поэтому реконструкция только храма Реком становится недостаточной, необходимо восстановление всех культовых сооружений Осетии.

Некоторые изменения и дополнения, выполненные в процессе восстановления святилища Реком

Одним из основных архитектурных элементов Рекома является центральная балка-матица, состоящая из девяти сквозных больших резных арок и девяти вырезанных небольших перевернутых арок с западной стороны. (Вспомним сакральное значение у скифов восемнадцатирогого оленя). В разрезе балка вместе с декоративными крючьями «байрагами» и столбами образует стилизованное обозначение дракона-хранителя.

Весьма выразительными объемы Рекома создаются благодаря консолям, держащими водосточные желоба «байрагта».

Особенностью прошлых реставраций было отсутствие охлупня. Вместо этого один скат крыши напускался на другой, что менее прочно в конструктивном отношении. Внимательный разбор старых дореставрационных фотографий показал, что, во-первых, тес противоположных скатов расположен так, что недостаточен для напуска одного ската на другой, и напрашивается мысль об утрате некогда существовавшего здесь охлупня; во-вторых, на одной из фотографий видно подобие части охлупня, собранного из двух набитых друг на друга досок; в-третьих, охлупни известны на Кавказе, в том числе и в Осетии. Поэтому было принято решение навершение крыши оформить изящным, вырезанным из единого дерева охлупнем.

И, наконец, завершением храма, как бы пиком его, становятся птицы, насаженные на головы фантастических существ «байрагта» или «зариагта».

Во-вторых, птица, завершающая строение храма Реком, есть своеобразное обозначение верхнего Мира, а также является символом связи человека с Богом. В данном случае у осетин эту роль выполняет или ласточка, или сокол (орел), но никак ни голубь.

В-третьих, святилище Реком, как и святилище Сидан-Мкалгабырта и Таранджелос, построены в честь нарта Батраза, потому должны быть своей символикой как-то связаны с ним. А нам известно, что в трудные для нартов времена связью с Батразом была птица сокол (ястреб), которую Сатана посылала к небожителям, где жил Батраз, и откуда прилетал на орле Батраз на помощь к нартам.

В-четвёртых, нам известны некоторые представления храма Ареса из древнегреческих источников (выше мы рассматривали прямую связь храма Ареса и храма Реком), где «защитниками от пришельцев» выступают некие воинственные стальные птицы, называемые Ареевыми птицами.

В-пятых, как мы уже говорили выше, у всех арийцев символом фарна, посылаемого на землю к людям, является конкретная птица-сокол.

Источник

Когда я составлял план культурно-познавательных мероприятий поездки в Северную Осетию, посещение святилища Реком в Цейском ущелье не входило в число моих приоритетных задач: уж больно бутафорски выглядели фотографии «храма», да и краткие описания, ограничивающиеся сообщением, что Реком – главная святыня осетин, не способствовали стимулированию интереса. Особенно, учитывая, что в 1995 году Реком сгорел, и то, что сейчас можно увидеть, – «новодел».

jpg

Единственное, что заставило не исключать полностью святилище из круга внимания, – непосредственная близость к альплагерю, где мы базировались.

Всё изменилось буквально накануне поездки, когда в поисках информации о святилище в Лисри мне попалась ссылка на книгу «Три слезы Бога». Даже беглое ознакомление заставило в корне изменить отношение к Рекому, да и прояснило многие «непонятки» относительно религиозных верований осетин.

Далее я не стану углубляться в сакральные сферы, а ограничусь зрительными образами.

Главной моей ошибкой, да и не только моей, было отождествление святилища Реком с храмом в виде некоего здания, как это водится практически во всех религиях. Из-за такого представления обычно и принимают за храм Реком деревянное строение на поляне в Цейском ущелье, ограничивая посещение святилища внешним осмотром этого здания.

А молились осетины всегда только под открытым небом, босиком и с непокрытой головой. Да и сама служба (назовём это действо так) отличалась от привычных форм богослужения. Предельно упрощая, традиционная осетинская молитва представляет собой застолье, и спиртное является обязательным атрибутом. Правда, если раньше в качестве ритуального напитка было специально сваренное пиво, то со временем появилась и арака (легкий самогон из кукурузы), а теперь и водка, и коньячок.ъ

Определенную сумятицу в формирование целостного представления о святилище добавляет информация о том, что есть мужской Реком и есть женский Реком. И, как выясняется, еще и девичий Реком. Все эти святилища расположены здесь же, недалеко друг от друга.

Так что же такое Реком?

Информация к размышлению.

Почему только три? Ну а как же! Помните три ипостаси нартов: воины, труженики, жрецы? И стал Реком воинским святилищем, в Мыкалгабырта обращались с просьбой послать богатый урожай хлебов, увеличить стада, Таранджелос покровительствовал хранителям знаний, традиций.

Информация к размышлению.

Со временем, правда, люди стали приходить в эти святилища для решения проблем, выходящих за рамки их специализации. Это, кстати, не противоречит логике, если вспомнить о триединстве ипостасей Батраза: значит, в воинском святилище Реком можно попросить и об урожае. И постепенно так сложилось, что главным святилищем осетинского народа стал Реком. Мыкалгабырт и Таранджелос тоже не забыты, но в основном сейчас они почитаются близлежащими обществами.

Важно заметить, что имена, которыми сейчас называют эти святилища, упрощенные, изменившиеся под воздействием исторических факторов. Так, Реком называли еще Ивард-Реком или, в переводе, запретный Реком. И вот здесь мы возвращаемся к вопросу о храме.

Раньше в Цейском ущелье запрещалось селиться, охотиться и вести какую-либо хозяйственную деятельность. Потому что всё ущелье было Храмом, главным осетинским Храмом. Когда-то здесь располагались десятки святилищ и алтарей, и ритуал начинался сразу, как только паломник попадал в ущелье на паломническую тропу. Это были ритуалы очищения, подготовки тела и духа к общению с Богом. А Главное святилище, священная поляна Рекомы-фаез, находится в 12 километрах от входа в ущелье.

jpg

Только в XVII веке под влиянием понятных исторических процессов, следствием которых стало разбавление исконных традиций привнесенными, в устье Цейского ущелья появляются поселения.

jpg

jpg
Селение Нижний Цей. Галуан Дзалаевых

С тех пор граница Храма Реком обозначена святилищем Рагъы Уастырджи Дзуар над селением Верхний Цей, сократив протяженность паломнической тропы почти вдвое.

jpg

jpg
Святилище Рагъы Уастырджи Дзуар

Да той тропы, собственно, уже и нет: скрыта под селевыми отложениями, камнепадами, ритуальные поляны заросли лесом, застроены турбазами, альплагерями. А почти к самой священной поляне можно подъехать на машине.

jpg

Замечу, что и сейчас оставшиеся пара километров паломнической тропы не пустуют. И это не только немногочисленные туристические группы. Нередко здесь можно увидеть одинокого паломника (ну а как еще можно назвать путника в 12 километрах от ближайшего населенного пункта) или группу молодых людей с осетинскими пирогами (думаю, не только с пирогами).

jpg

Но главным событием, которое влекло сюда паломников со всей Осетии-Алании, был праздник Реком во славу Единого Бога. Празднование проводилось ежегодно в начале июня, длилось неделю. И главным событием праздника был ритуал символического воссоздания системы мироздания. Создавалось это посредством ритуального священного танца-молитвы Симд: это круговой многоярусный танец, в котором всеми движениями (линиями, перекрещениями, разворотами) воспроизводилась последовательность создания Вселенной, Земли и Солнца, единения духа и материи, зарождение жизни и человечества.

Поэтому вторым по символической значимости элементом Дзуара Рекомы-фаез была площадка для исполнения танца-молитвы Симды фаез, которая находилась над храмом-хранилищем.

jpg

Кульминацией танца было выстраивание живой пирамиды, когда самые сильные образовывали круг, на их плечи вставали следующие и так далее. В начале прошлого века еще были живы старожилы (147 лет), которые рассказывали о семиярусных пирамидах. Понятно, что в танце принимали участие только мужчины.

А женщины вообще не допускались в эту часть святилища. Поэтому и говорят о мужском Рекоме. Женское же святилище было немного ниже по паломнической тропе.

jpg

Тем не менее, женщинам разрешалось наблюдать за танцем со специальных площадок-цардаков. На момент моего посещения Рекома я не знал об этом, поэтому и не видел этих цардаков, к тому же края поляны Рекомы фаез сильно заросли деревьями. А мужские цардаки вот они.

jpg

jpg

jpg

Еще ниже по паломнической тропе, перед женским святилищем, находится девичье святилище.

jpg

А между женским и мужским – еще одна танцплощадка.

jpg

Сюда приходили незамужние девушки и неженатые парни. И это было практически единственное место, где они могли познакомиться, приглядеться друг к другу, учитывая строгие нравы горцев. Казалось бы, не логично, что девичье место расположено дальше от танцевальной поляны… С другой – всё правильно: строгий женский догляд за молодежью не помешает, а то мало ли…

Пожалуй, я ограничу свой рассказ тем, что сказал выше. При этом опускаю многие детали, обоснование выводов, приведенных как факты, в частности о символизме ритуалов и архитектурных деталей храма-хранилища Реком.

jpg

jpg

Кому интересно, рекомендую почитать публикацию «Три слезы Бога» Славы Джанаева, автора и исполнителя проекта восстановления святилища Реком (очень интересно о символике архитектурных элементов храма-хранилища) или в сокращенном варианте (только сакральная составляющая) «Реком – преемник первых индоевропейских храмов».

А теперь самое главное: знают ли всё это сами осетины? Скорее нет, чем да.

И тем не менее, если говорить о религиозных верованиях осетин на уровне народа, то кратко и, может быть, с некоторой долей цинизма, сформулировал один из моих собеседников, в разговоре с которым мы коснулись этой темы. Он сказал примерно так: «Половина осетин считает себя мусульманами, половина – христианами. Мы маленький народ, поэтому когда нас завоевывали мусульмане и говорили, что намаз совершать надо, мы отвечали «да пожалуйста», завоевывали христиане и заставляли креститься – да без проблем. А на самом деле все мы остались язычниками».

Информация к размышлению:

А вот что по этому поводу сказал в конце ХIХ века этнограф кавказовед Миллер, пользующийся до сих пор большим уважением в Осетии: «Традиционное для осетин, истоками своими уходящее в толщу веков и очень живучее язычество не только успешно противостоит, но и перекраивает христианство».

В качестве иллюстрации последнего высказывания приведу такой пример. Лет 5 назад мне довелось посетить один из древнейших христианских храмов Северной Осетии Храм Святого Георгия в селении Дзивгис

jpg

Точное время постройки храма не известно. Но известно, что в 1613 и 1683 годах два грузинских царя подарили храму по колоколу. Они видны на фотографии. Известно так же, что издревле здесь находилось традиционное аланско-осетинское свтилище Дзивгисы Уастырджи Дзуар. Благодаря своей доступности (храм находится у самой дороги), церковь стала обязательным экскурсионным объектом многочисленных экскурсий в в Фиагдонское ущелье.

Сейчас храм функционирует, но уже опять как святилище. Вот так выглядит молельный зал церкви.

jpg

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

VisaComTour © 2022
Все права защищены

Adblock
detector