Меню

праздник пророка ильи на ильинке

Праздник пророка ильи на ильинке

История праздника «Ильин день на Ильинке»

С глубокой древности почитается на Руси Пророк Божий Илия. Еще при князе Игоре († 495 г.) в Киеве был построен первый соборный храм в честь Ильи Пророка. После Крещения Руси в 988 году Ильинские храмы стали воздвигаться во множестве.

Были Ильинские храмы и в Москве. Древнейший их них дал название улице Ильинка. Он был соборным храмом Ильинского монастыря, время основания которого неизвестно, но в связи с новыми находками археологов может быть отнесено к 14 веку и ранее. В начале 16 века в монастыре был выстроен каменный храм, возведение которого приписывают итальянскому зодчему Алевизу Новому. О постройке и освящении храма говорится во Владимирской летописи следующее: «В лето 7027(1519)… месяца мая 11 день заложиша церковь каменну за Торгом в монастыре св. Илии, а ставил от простых людей некто именем Клим, а прозвище Мужило.» И «В лето 7029 месяца сентября 2 день священа церковь каменна святого Илии в Торгу на Дмитриевской улице, да придел Климента святого».

Множество храмов, возводимых в честь Пророка Илии, свидетельствует о благоговейном почитании этого святого. Пророк Илия почитается за свою несокрушимую твердость, безупречную строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией.

Русский народ всегда с молитвой обращался к Илие пророку в случае голода или ненастья. При этом все люди обходили с Крестным ходом и молебным пением свои поля и селения. Крестным ходом и Богослужением обязательно отмечался и день памяти пророка Божия Илии – 2 августа (20 июля по старому стилю). В Москве такие крестные ходы и молебны совершались в самом святом для жителей месте – на Лобном месте Красной площади, а затем духовенство и народ направлялись на улицу Ильинка, в древнейший из Ильинских храмов, где совершалась Божественная Литургия. В Крестном ходу участвовали высшие церковные иерархи и мирские правители. Особо возросло значение таких Крестных ходов после Смутного времени, когда усилилось почитание пророка Божия Илии, как заступника Русской земли.

«…А еже на Ильин день ход со кресты и с честными иконами …и по иным многим градом бывает для людского просвещения и градского соблюдения от нашествий иноплеменных и от междуусобных браней; того ради уставися ход со кресты», – записано в Чиновнике Московского Успенского собора начала VII в. в царствование Михаила Федоровича при патриархе Филарете.

Торжественный Крестный ход на Ильин день охватывал в то время все Ильинские храмы Москвы, которых было четыре, и в Чиновнике подробно расписывалось его последование:

«Июля 20. Огненное восхождение святаго и славного пророка Илии. …по ектеньи исходят (из Успенского собора) западными дверьми со кресты: преж идоут хоругви, потом с рипидами, таж со кресты и с образы, таж несоут Пречистые образ, что Петр чюдотворец писал, а пред нею идоут подьяки со двема свещами и потом идоут с евангелием да крест на блюде, а государь исходит полуденными дверми и идоут косно до Лобного места. И пришед на Лобное место, чтет патриярх 1 статью Троице да архангелом и потом поют: Господи, помилоуй 3-жды, на всяком осенении (патриарх осеняет народ крестом – ред.) и потом благословляет государя крестом и кропит святою водою. И с Лобного места государь поедет к празднику к Илье пророку Обыденному, а патриярх доходит до Ильи пророка, что за Ветошным рядом и тамо слоужит у Ильи пророка, а Крутицкого митрополита со властми благословляет и отпоускает идти около градоу со кресты. И шли от Ильинских ворот на Устретенску подле города и в Стретенской башне Белого города чтут 2 статью Похвале да Петру чюдотворцу, и идоут подле города и в Барашах у Ильи пророка 3 статью чли Преображению да Илье пророку. На Воронцове 4 статью чтут Благовещению да Николе и водоу святят по уставу и литоргию слоужат со властми и со священицы на Воронцовом поле у Благовещения. И после литоргии идоут со кресты в Яуские ворота, а певчие идоучи поют пред образом пречистыя Богородицы согласие даже до Лобного места. И пришед на Лобное место ставятся по … чину и протодиякон глаголет ектенью, и потом осенение на 4 страны, а подяконом поющим на всяком осенении по 3-жды: Господи, помилоуй. И идоут до соборныя церкви (Успенского собора – ред.) и певчие поют Владычице, а недельной поп со дияконом встречают святыя иконы с кадилом и со свещею…»

Из описания ясно, что храм Ильи Пророка «за Ветошным рядом» на улице Ильинке являлся местом главного торжества, поскольку здесь служил патриарх. В остальных Ильинских храмах в этот день также обязательно служили высшие церковные иерархи. Такие крестные ходы совершались ежегодно, а патриаршее богослужение в Ильинском храме отличалось большой торжественностью. После службы в Крестовой палате у патриарха устраивалась праздничная трапеза, о которой мы узнаем из записи в патриаршей кормовой книге 7132 (1624) года: «Во вторник июля в 20 день на праздник огненное восхождение св. пророка Илии … кушанье было за столом у государя патриарха, ели в крестовой – архидьякон да казначей с братьею 10 человек, игумен Новинской, Николы старово игумен же, соборных – протодьякон, ключарь, два дьякона, да от Ильи пророка из за ветошного ряду поп да дьякон, да в палате кормлены от Ильи же пророка дьячок пономарь».

А вот выписки из патриарших расходных книг:

«7138 г. (1629 г. при патриархе Филарете) июля 23 Подьяку Якову Леонтьеву за провоз от ризницы 4 ден. дано. Носил ризницу за св. Патриархом к Ильи Пророку, что за Ветошным рядом, на праздник к Ильи Пророку».

«7142 г. (1633 г. при патриархе Филарете) июля 22 Подьяку Ивану Перифонову от ризницы провозу 4 ден. дано, как св. Патриарх ходил к празднику к Илье Пророку в Ветошной ряд».

По подобным документам удается проследить продолжение традиции и при последующих патриархах:

«7145 г. (1636 г. при патриархе Иоасафе 1.) июля 27 Подъяку Семену Андрееву к празднику к Илье Пророку, что за Ветошным рядом, от ризницы за провоз на Ильин день 7 ден. дано».

Есть подобные упоминания и при патриархе Иосифе – за 1647 и 1649 годы.

Ильин день был всенародным праздником, который широко отмечался всеми русскими людьми и сопровождался делами милосердия. Работать в такой день считалось грехом, но ради Ильи пророка – «питателя голодных» в этот день зажинался первый сноп и делался первый срез пчелиных сот. И конечно непременной считалась раздача милостыни.

При патриарших выходах раздача милостыни нищим также была обязательной, ее размеры записывались в патриаршии расходные книги. Особым нищелюбием отличался патриарх Никон:

«7165 г. июля 20 дня Великий государь св. Патриарх ходил за кресты и был в ходу и служил у праздника в церкви Пророка Илии, что за Ветошным рядом, и от обедни идучи в город на Ильинском кресце тюремным сидельцом указал словесно государь патриарх милостыни им дать на всю братию 3 руб.»

Служение патриарха Никона отличали также торжественность и богатство богослужебных облачений. В Ильинском храме «облачение на патриархе было: сак красный камчатной, амфор средний, митра средняя, панагия яшмовая».

Еще больше записей сохранилось о Крестных ходах и служении в Ильинском храме последующих патриархов. Исключение составляют 1676-1678 годы, когда производилась послепожарная перестройка храма, переданного с церковной землей соседнему Новгородскому подворью.

Достоверно известно, что с 1679 по 1691 годы патриархи (Иоаким и Адриан) служили в Ильин день только в храме на Ильинке. В Крестном ходе на Ильин день, как видно из архивных документов участвовали не только народ, бояре и духовенство, но и русское воинство – стрельцы. В 1675 году «был ход со кресты к празднику к Илье пророку на Воронцово поле, а в ходу был святейший Иоаким, патриарх Московский и всея Росии, да с ним власти: Филарет митрополит Нижегородский и олеторский, Мисайло митрополит белограцкий и обоянский, Иоаким епископ сербословенский да архимандриты и игумены и протопопы и весь священнический чин, а в ходу ж были за образы по указу великого государя: царевич сибирской Алексей Алексеевич да с ним окольничей князь Костентин Осипович Щербатой да думной дворянин Иван Иванович Баклановской да думной дьяк Лукьян Голосов да гости да весь народ. А около крестов шли стрельцы с батожьем столника и полковника и головы московских стрельцов Юрьева приказу Петрова сына Лутохина, а с ним сотник…Служил у праздника у Ильи пророка, что за Ветошным рядом святейший Иоаким. Да с патриархом оставался царевич сибирской Алексей Алексеевич. »

В 1689 году при следующем патриархе Адриане «июля 20 ради празднества св. и великому Пророку Илии св. Патриарх в ходу был и Божественную Литургию служил в церкви св. Пророка Илии, что в Китае, на Ильинском кресце, на митрополиче Новгородском дворе, и после литургии тоя Ильинския церкви попу на молебен 8 алт. 2 ден., да милостины в 6 Приказов колодником по гривне в Приказ, того 20 алт., да ввечеру и после литургии дорогою нищим милостины поручно рубль».

Русские государи также участвовали в праздновании Ильина дня и бывали в храме на Ильинке, но их присутствие было не столь обязательным, как служение патриарха. Но, когда патриарх Никон оставил патриаршую кафедру и удалился в свой Ново-Иерусалимский монастырь, царь Алексей Михайлович в 1661-1663 годах сам «ходил в ход за кресты на Лобное место и слушал обедни у праздника, святого Ильи Пророка, что за Ветошным рядом», что, несомненно, подчеркивает значимость этого праздника не только для Церкви, но и для государственной власти.

Традиция Московских Крестных ходов пошатнулась с наступлением новой «смуты» – времени Петровских преобразований и упразднения патриаршества. В это время многие Крестные ходы были просто запрещены. И хотя Крестный ход в Ильин день сохранился, но празднование стало чисто церковным. Кроме того, после разрушительного для Китай-города пожара 1737 года главные торжества были перенесены в церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле. У древнего храма на Ильинке Крестный ход останавливался, чтобы отслужить молебен.

Окончательно традиция Крестных ходов была нарушена с приходом «новой власти» в 1917 году. Более 80-ти лет не совершались на улице Ильинка в Москве церковные торжества в Ильин день. Был закрыт и разорен и древний Ильинский храм.

В 1995 году храм был возвращен верующим, а в 2003 году были возрождены Крестные ходы по улице Ильинка. К почитанию пророка Божия Илии вновь присоединилось русское воинство. Его элита – Воздушно-Десантные войска почитают ныне Пророка Илию, как своего Небесного покровителя и отмечают 2 августа как день Воздушно-Десантных войск. Древний храм пророка Божия Илии, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II определен как Центральный храм Воздушно-Десантных войск РФ.

Праздник «Ильин день» объединяет сегодня воинов-десантников, прихожан Ильинского храма и всех, кто трудится на древней Ильинской улице. По словам Святейшего Патриарха, этот праздник приобрел статус «церковно-общественного мероприятия», возрождающего исторические традиции, содействующего патриотическому воспитанию молодежи и укреплению духовно-нравственного достоинства Российского воинства.

Праздник «Ильин день на улице Ильинке» проводится по разрешению Президента РФ и по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Источник

Традиционный праздник «Ильин день на улице Ильинке» пройдет в центре столицы

Российское общество испытывает острую потребность в единении. Подтверждение тому – всеобщая консолидация в моменты, когда происходит что-то значимое для России, будь то внешнеполитические шаги руководства страны или достижения отечественных спортсменов. К сожалению, те события, которые позволяют гражданам чувствовать свою сопричастность обществу, в данный момент носят по большей части несистемный характер, так как не имеют в своем фундаменте устоявшихся традиций. За исключением Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Тем отраднее, что вот уже 15 лет в самом сердце России, на Красной площади и улице Ильинка, существует традиция, объединяющая вокруг себя совершенно разные категории россиян – военнослужащих, духовенство, предпринимателей, государственных служащих, жителей Москвы и гостей столицы. Своими корнями она уходит в XVII век и незримо связывает между собой ушедшие и ныне живущие поколения. Имя ей – Ильин день на Ильинке.

В праздничных мероприятиях, посвященных Ильину дню, каждый находит что-то свое. Воины-десантники, которых больше всего в этот день на Красной площади – возможность почтить память своего небесного покровителя – Пророка Божия Илии, день памяти которого совпадает с днем Воздушно-десантных войск (ВДВ). Духовенство – возможность помолиться на Лобном месте, сакральном для России, которое в остальное время закрыто для богослужений. Для остальных праздник является возможностью пройти Крестным ходом по древнейшей улице и по главной площади столицы, увидеть показательные выступления воинов-десантников и просто отдохнуть во время концерта, которым по традиции завершаются народные гуляния в этот день.

«Торжества по случаю Ильина дня проходят ярко и привлекают большое внимание общественности и средств массовой информации. Это праздник, который объединяет самых разных людей вокруг наших общих незыблемых ценностей и поднимает престиж Вооруженных Сил России. Приглашаем всех на это знаковое для столицы мероприятие», – отмечает руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков.

В программе праздника:

Праздник проходит с разрешения Президента Российской Федерации и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Командования Воздушно-десантных войск Российской Федерации, Правительства Москвы, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, префектуры Центрального административного округа города Москвы и ряда общественных организаций. Подробности проведения праздника можно узнать на официальном сайте.

Источник

Когда и как празднуется Ильин день в 2021 году

О празднике
Название День пророка Илии
Другие названия Ильин день, Громовержец, Морковник, Бараний рог
Дата празднования 2 августа
Тип Народно-христианский
Кто отмечает Православная церковь, греки, коми, грузины
Традиции Богослужения, гуляния, общая трапеза, окончание купания, сбор трав

Илью-пророка на Руси почитали с давних пор, а потому и праздник в честь этого святого отмечали широко и торжественно. Со временем традиции и обряды прошлого тесно переплелись с обычаями дня сегодняшнего, обрели новые черты, при этом не утратили колорита и своеобразия.

В праздничный день в храмах идут богослужения, заказывают молебны, в быту – примечают погоду, собираются на общую трапезу, молятся о здоровье, благополучии, достатке.

История православного праздника

Илья (Илия) считается одним из самых почитаемых святых у славян. Жизнеописание его изложено в Ветхом Завете, при этом почитают пророка не только христиане, но и мусульмане, иудеи.

Ilin den

Родившийся в городе Фисвы, что находился в Израильском царстве, Илия был поборником настоящей веры, изобличал идолопоклонство, нечестие. Даже имя его Элийяху в переводе с иврита означает «Мой Бог», чем подчеркивается особое положение святителя. Много позже, из-за несхожести языков и трудностей перевода, в старославянском, а затем и в русском имя трансформировалось в Илью (Илию).

Еще при рождении Ильи отцу будущего святого было видение, когда благообразные старцы отдавали приветствия новорожденному, заворачивали его в пеленки огненные и кормили огнем. В предании Ветхого Завета указывается, что вся жизнь Ильи была посвящена служению Богу, которому он поклонялся пламенно и верно.

В сложные времена, когда страной правил нечестивый царь Ахава и его супруга Иезавель, народ обратился в язычество. Илья же проповедовал идеи христианства, пытаясь возвратить израильтян к истинной вере. По приказу Ахавы и Иезавели проповедников преследовали и убивали, насаждая язычество.

И тогда Илия, пользуясь данной ему властью и стремясь вразумить людей, наслал на царство засуху. Три год изнемогал народ от нестерпимой жары и голода, и тогда проповедник решил идти к царю Ахаве.

Было решено устроить спор между жрецами языческого бога Ваала и пророком, исповедующем христианскую веру. На горе Кармель установили два каменных жертвенника – от язычников и от пророка, а Илья объявил о правилах состязания. На какой жертвенник ниспадет пламя и огонь с небес, та вера и будет истинной.

Безуспешны были старания жрецов Ваала, пытавшихся вызвать огонь с неба. А на жертвенник Ильи вечером пал огонь, возжег дрова и тем самым, показал настоящего Бога. Помолившись Господу, пророк испросил у него обильный дождь, прекративший длительную засуху. Люди ликовали и уверовали в истинного Бога, отрекшись от языческих идолов.

А Илья, спасаясь от гонений, вынужден был уйти в пустыню, найдя в странствиях своего преемника на земле Елисея. Предание гласит, что для спасения пророка он был взят на небеса живым, на огненной, запряженной небесными белыми конями колеснице. Согласно церковным канонам, вознесение состоялось 20 июля (по юлианскому летоисчислению), а по-новому календарю – 2 августа.

После принятия Русью христианства праздник стал широко отмечаться во всех регионах. В этот день чтят память библейского пророка Илии – грозного святого, проезжающего по небу на огненной колеснице. Дата фиксированная, приходится на 2 августа. В 2021 году торжество выпадает на понедельник.

По стечению обстоятельств, в этот же день в Российской Федерации отмечают свой праздник десантники, считающие святого своим покровителем. Обязательная часть торжественных мероприятий – молебен пророку Илье в Ильинском храме Москвы и крестный ход с участием ВДВ.

Традиции и обычаи на Ильин день

Проводимые на торжество мероприятия и обряды тесно связаны с языческим культом славянского божества Перуна. Считается, что Ильин день – это христианский праздник, пришедший на смену Перунову дню, отмечаемому язычниками на Руси. Поэтому в традициях и обычаях переплетаются христианские верования, языческие ритуалы. И хотя официальная церковь порицает и негативно относится к гаданиям, магическим обрядам в памяти народной они сохранились и по сей день.

Православные отправляются на богослужения в храмы, при этом, если церковь освящена в честь пророка, проводится обязательный молебен и крестный ход.

Церковь считает святого одним из самых почитаемых угодников, взводя в один ряд с Николаем Чудотворцем. Он покровительствовал плодородию, урожаю, поэтому ему возносили молитвы земледельцы. Илия – громовержец, повелитель молний, дождя и грома, обращающий нечисть в различных животных.

Раньше в праздничный день принято было проводить «братчину» — общий обед, на который собирались жители близлежащих селений. Готовили праздничные блюда, обязательно закалывали быка или барана, веселились, гуляли. Молодежь вечером водила хороводы, играла, пела песни на берегу реки или по опушкам лесов.

kak prazdnuyut ilin den

В наши дни в день памяти и почитания Ильи пророка отмечают свой праздник те, кт служил и служит в знаменитых войсках «дяди Васи» — ВДВ. С 2005 года возобновлена традиция молебного пения и крестного хода по Ильинке в Москве, непременными участниками которого являются десантники.

Приметы на 2 августа День пророка Ильи

К праздничной дате приурочено множество самых разных поверий, верований, запретов. Одни связаны с погодой, другие – с бытом, хозяйственными делами, но так или иначе, многие правила знакомы даже современным людям, старающимся и в наши дни соблюдать старинные приметы.

На погоду

В народе говорили, что «Илья лето кончает», то есть с этой даты дни становятся прохладнее, ночи темнее и длиннее. На 2 августа ждали грозу с дождем, вёдро (ясная погода) не ассоциировалось с громовержцем-пророком. Считалось, что в праздник Илия проезжает на своей колеснице по небу, отчего и гремит гром.

Если ночами «играют «зарницы – к смене погоды.

На урожай

Праздничный день почитания святителя во многих регионах был рубежным, с него начиналась жатва. В некоторых местностях России уборку зерновых (ржи) начинали даже в сам праздник – с обеда.

Говорили, что если на Илью идут проливные дожди, то урожай зерновых обязательно порадует. В поле «завивали бороду» — оставляли неубранными несколько колосьев, укладывали под них хлеб да приговаривали: «Вот тебе, Илья, борода, а нам дай ржи да овса». Облака с утра – к урожаю и раннему севу озимых, облачно в обед – средний урожай, а если облака затягивали небо к вечеру м- плохой урожай и сев поздний будет.

Что нельзя делать в этот день по дому

К празднику готовились загодя, завершали основные полевые работы, пекли обрядовую выпечку, прибирались по хозяйству.

Как и в другие церковные праздники, порицались ссоры и ругань, конфликты в семье, между соседями. За праздничным столом угощались в меру, не допускали излишества, в том числе со спиртными напитками.

Рыбаки в праздник устраивали выходной, так как ловить рыбу на Илью – плохая примета. В рыбе могла оказаться нечистая сила, да и находиться в такой день вблизи реки, пруда или озера небезопасно. Не выпускали на улицу домашних животных, так как опасались, что в них может вселиться нечисть и пробраться в дом.

petrov den

Что можно делать на Ильин день

В праздник ходили на службу в храм, молились Илие, обращаясь с просьбами о здоровье, благополучии, хорошем урожае. Привечали путников и нищих, одаривали гостинцами, угощали выпечкой.

Раньше в день почитания святого занимались следующими делами:

Угощения на общее застолье готовили заранее, в сам праздник выпечкой не занимались. Также заранее пекли хлебцы из ржаной муки, смолотой из зерна нового урожая.

Праздник в вопросах и ответах

С Ильиным днем связано множество различных правил и запретов.

Можно ли работать в Ильин день

Красивые картинки с пожеланиями на Ильин день

В «грозовой» праздник принято желать близким и друзьям здоровья и благополучия, достатка и покоя в доме. В пожеланиях обязательно упоминали о хорошем урожае, о здоровье, так как считали, что Илья услышит и поможет с честью преодолеть трудности и испытания.

pozdravlenie s dnem ilii 1 pozdravlenie s dnem ilii 2 pozdravlenie s dnem ilii 3 pozdravlenie s dnem ilii 4 pozdravlenie s dnem ilii 5 pozdravlenie s dnem ilii 6

Любимый в народе праздник, посвященный почитанию пророка Ильи, праздновался широко и торжественно. С именем святого связывали многие погодные явления, молились о хорошем урожае, о здоровье и благополучии близких, соблюдали давние, пришедшие из древности традиции.

Redaktor

Оформитель статей на сайте, но не только. Именно она может подать вам массу идей, как и какие сделать интересные поделки на Новый год, 8 марта или любой праздник. А еще может поделиться вкусными рецептами для составления праздничного меню.

Источник

Ильин день

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Iliya Prorok v pustyne 10699

Иконография: Илия Пророк в пустыне Датировки: XVI в. Около 1552 года.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 75,5 см, ширина 56 см В центре помещена фигура сидящего Ильи Пророка. В левом верхнем углу — темная птица с яйцом в клюве. Редкая особенность иконографии: Илья Пророк смотрит перед собой, а не оглядывается назад. Из известных памятников подобная схема присутствует в иконах XV века из Ильинской часовни деревни Пяльма в Обонежье (Музей изобразительных искусств республики Карелия. Инв. № И-363) и из собрания Брягина работы среднерусского мастера (ГРМ). Илья Пророк изображен сидящим на большом круглом камне между ущельями желтых охристых горок, за ним темная расщелина пещеры. У ног его синий водный поток. Инв. № КМЗ КП 02139. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Громобой, Сухой и М о крый, Илья сердитый, Купальня, даже просто – Ильюшечка – все это народные названия церковного празднования одному из любимых святых Греции, России, славянских земель вообще, а также всего христианского Востока. Ильин день отмечается каждый год в один и тот же день — 2 августа.

Избранник Божий

Пророчество – особое Божие избрание, когда Сам Господь, видя внутреннее устроение человека, его готовность стать возвестителем воли Создателя, определяет святого на служение Себе. Само это призвание – тайна, остающаяся между пророком и Самим Господом. А потому так редки случаи, когда о жизни до Божьего призвания, о начале пророческого пути остаются хоть какие-то свидетельства. Нет и х и об Илие. Лишь место, где он родился – город Фесва области Галаад.

«Жив Господь, пред Которым я стою…»

На страницах Библии (3 Цар. 17) он предстает уже как подвижник, возвещающий израильскому царю Ахаву, поправшему отеческую веру, Божие наказание: засуху как отмщение за нечестие царя и большей части еврейского народа. Настолько грозны, страшны были слова святого, что потрясенный царь не только не повелел выгнать дерзкого из дворца, но, судя по Библейскому тексту, даже не смог ничего ответить. А пророк, исполнив Божие повеление, просто ушел – туда, куда повелевала воля Божия. Такова вся его жизнь – судьба человека, полностью доверившего себя Творцу. На страница Ветхого Завета мы видим Илию:

Наконец, по окончании времени гнева Божия не кто иной как тот же Илия молитвой низводит с неба так долго ожидавшийся евреями дождь – но не раньше их покаяния в отступлении от Создателя.

Возможно, самое потрясающее чудо пророка – удивительное жертвоприношение Богу на горе Кармил. Пророк с дерзновением требует как бы состязания со жрецами языческого Ваала при стечении всего народа, к которому святой обратился так: «Д олго ли вам хромать на оба колена? Е сли Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18:21). Так было сооружено два жертвенника, по слову пророка: « Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, ест ь Бог» (3 Цар.18:24). Библия подробно рассказывает, как до самого полудня читали свои заклинания язычники, не получая ответа, как Илия, наконец, начал насм ехаться не только над ними, но также над их ложным богом. И, наконец, как сам пророк, возгоревшись духом, велел вылить на свой жертвенник как можно больше воды, так, что земным огнем поджечь ее было попросту невозможно. Но после молитвы с вятого огонь небесный попалил не только жертву, но даже самые камни.

Вознесшийся на небо

Жизнь святого после этого чуда, впрочем, не стала легче или спокойней. Жена Ахава, язычница Иезавель, обозленная гибелью жрецов, во всеуслышание грозила Илие смертью, так, что он должен был вновь уйти в пустыню. Слабохарактерный Ахав скоро снова обратился к нечестию, недолго продолжалось и религиозное воодушевление народа.

Какого числа праздник Илии Пророка

Почитание святого исторически сложилось на Востоке, ведь именно здесь находятся святые места, связанные с ним – горы Кармил и Хорив, место при Иордане, откуда праведник был взят на небо.

Сейчас утвердилось празднование памяти подвижн ика 2 августа, хотя ранее различные церковные общины праздновали память св. Илии в разные дни, например, очень распространено было празднование пророку на другой день после Преображения Господня – как память о его явлении на горе Фавор.

История установления

Центром празднования пророку с древности была Палестина, однако с распространение христианства расширяется «география» почитания святого. В Константинопольском храме Святой Софии бережно хранили часть пояса и милоти (плаща) пророка . Особо почитать святого начинают с царствования Василия Македонянина (2 пол. IX в.) : по преданию, прор. Илия явился его матери, предсказав, что ее сын станет императором. Именно царь Василий построил только в столице империи не менее 4 храмов пророка . П очитание его распространяется по другим городам Византии. Возможно, именно с IX в. празднование пророку становится поистине всенародным, а позже распространяется за пределы Византии.

Однако бывшие язычники далеко не всегда понимали высоту образа пророка и суть его деятельности:

Подобным образом – причудливым сочетанием христианства и древнего язычества – выглядел Ильин день у славянских народов. Здесь Илию, как в Греции, тоже считали громовержцем, а потому молились ему о защите дома от молнии, дождя. Однако молнии также считались «стрелами Илии», которые он пускает на нечестивых. Новым по сравнению с Грецией стало почитание святого как покровителя урожая: именно с начала августа появлялись первые плоды. Наконец, святого, при земной жизни аскета, любителя уединения, стали считать покровителем семьи, брака : просто Ильин день в славянских землях был своего рода «поворотом» на осень, когда обычно играли свадьбы.

Почитание Пророка на Руси: обычаи

Известно, что древнейший из известных христианских храмов Киева был посвящен пророку. А по Крещении русичей по крайней мере один храм пророка имелся практически в каждом городе. При этом:

Однако на ряду с церковным существовало народное почитание святого, где пе реплелись библейское предание с народными легендами, христианство с язычество м.

«Житие»?

«Илья сердитый»

Считалось, что св. Илия – «пророк-громобой». День его памяти падал на важное для крестьян время созревания урожая, когда труды всего лета могли действительно погибнуть от стихии – ливня, града, а дом – пострадать от попадания молнии. Считалось, что, дабы защититься от гнева святого, необходимо на Ильин день:

Еще раз о защите дома

Кроме того, ради защиты от нечистой силы запрещалось:

Если начиналась гроза, следовало плотно занавесить окна, зажечь лампады и молиться Господу и св. Илие.

Братчины

Затем одно из животных, на покупку которого собирались деньги сельским обще ством, закалывали, мясо варили, раздавали за небольшую плату всем. А собранные деньги отдавали… на храм. Сельские священники, зная о крайней сомнительности с христианской точки зрения этого обряда, тем не менее, видимо, не находили сил противостоять своей пастве, убежденной в его нужности и даже, видимо, богоугодности.

Запрет на работу

Считалось, что на Ильин день категорически нельзя работать ни на поле, ни даже на собственном огороде: такие труды неугодны святому. Народные предания сохранили множество свидетельств того, как у нарушивших запрет погибал урожай, молния во время грозы сжигала стога сена, а иногда из-за одного своевольного могла погибнуть от пожара целая деревня. Наученные опытом, крестьяне строго следили, чтобы на праздник не работал никто. В Калужской губернии, например, у не подчинившихся запрету всем сельским обществом распрягали лошадей и забирали сбрую.

Почему не принято купаться после Ильина дня

Этот запрет также имеет древнее происхождение. Сохранилась повесть о чуде в Нижнем Новгороде, относящемся к 1418 г. Ильин де нь тогда выдался очень жарким, так что некий горожанин Григорий, «от зелнаго вара солнечного или от иного чего» решил искупаться, в результате был унесен течением, а затем утонул у слияния Оки с Волгой . Там, однако, благочестивый, пусть неразумный , нижегородец был спасен самим св. Илией. Чудо это стало известно далеко за пределами Нижегородчины, так что его иногда изображают на клеймах иконы пророка, посвященных его чудесам.

О чем моляться святому

Все эти, а также многие другие обычаи приметы Ильина дня переплетались с вполне церковной практик ой совершения молебнов святому.

Как относиться к святому правильно, не оскорбляя его память языческими обрядами

Почитание всенародно любимого святого – отражение не только церковной традиции, но также очень непростого пути народа к вере. Здесь остатки язычества, сплавившиеся с христианской традицией, почти детская, непосредственная любовь к святому и суеверные страхи, чистая вера в Бога, но одновременно также в «магическую» силу молебна о дожде у «Ильи Мокрого».

Современные пастыри неоднозначно относятся с дошедшим из глубины веков традициям Ильина дня. Например, не имеет никаких религиозны х оснований запрет на купание, а также распространенное представление, что якобы после 2 августа «Илья пророк портит воду».

Протоиерей Димитрий Сальников в интервью новостному порталу Новосибирска в канун Ильина дня, 31 июля 2020 г, говорит об этом так:

Понятно, что совершенно не обоснованы разного рода страхи христианина перед якобы «разгулом нечистой силы» во время грозы, бесами, входящими в животных. Некоторые же «народные обычаи» связанные с пророком, откровенно кощунственны: например, его имя часто употреблялось деревенскими з нахарями в различных заговорах, магических заклинаниях. Так н е является ли пугающий образ «Ильи сердитого» просто следствием обличений совести наших предков за вопиющие отступления от христианского учения? Читая Библию, не понимали ли они, как именно отнесется св. Илия, ревностный послушник Истинного Бога, к подобным вещам?

Празднование святому – повод хотя бы попытаться понять его дух, проникнуться им. Постараемся сделать это без налета языческих суеверий, с должным почтением к праведнику, посвятившему жизнь проповеди веры.

Источник

Adblock
detector