Меню

праздник преполовения пятидесятницы значение

ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Празднуется в среду 4-й седмицы по Пасхе

Наименование праздника Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего о том как Господь Иисус Христос в третий год Своей Евангельской проповеди в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в храм и учил (Ин. 7, 14). В Своём учении Он ясно показал Себя Христом, ходатаем между Богом и людьми, законодателем и равным Богу Отцу. Это учение Иисуса Христа, соответственно половине Пятидесятницы, соединяющей Пасху и праздник сошествия Святого Духа, предвозвещает о приближающемся времени сошествия Святого Духа, ибо «в последний день праздника,» во время которого Господь был в церкви и учил, Он Сам предвозвестил о Святом Духе, «Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7, 39). Таким образом, Преполовение Пятидесятницы есть явление Божественной силы и мудрости Спасителя, ниспославшего Святого Духа.

Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость,» Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, как Он «возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37).

Иконография праздника отсылает к другому случаю пришествия Христа в храм, также на праздник кущей, в отрочестве (Лк. 2, 46). На образе Господь изображен юношей, сидящим посреди внимающих ему старцев.

Молитвы

Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе.

Празднику законному преполовляющуся,/ всех Творче и Владыко,/ к предстоящим глаголал еси, Христе Боже:/ приидите и почерпите воду безсмертия./ Темже Тебе припадаем и верно вопием:/ щедроты Твоя даруй нам,// Ты бо еси Источник жизни нашея.

Использованные материалы

[1] В ряду песнопевцев праздника упомянут и Анатолий Константинопольский в V веке, но ныне минейные стихиры с надписанием «Анатолия» зачастуют приписывают позднейшим писателям. См. подробнее ст. Анатолий Константинопольский.

Источник

Преполовение Пятидесятницы

prepolovenie

Преполовение Пятидесятницы — это подвижный Господский праздник, который всегда выпадает на среду 4-ой недели после Пасхи и имеет 7 дней попразднества. В духовном смысле Преполовение как бы соединяет собою воедино два величайших христианских праздника — Пасху и Троицу, т. к. этот день точно расположен между ними и приходится ровно на середину Святой Пятидесятницы.

Содержание:

Преполовение. История праздника

Преполовение Святой Пятидесятницы — один из древнейших христианских праздников. Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии — бывшего патриаршего православного собора Царьграда, некогда самого большого христианского храма в мире.

На литургии в день Преполовения читается Евангелие о том, как Христос пришел в Иеросалим на праздник Кущей, который был установлен ради воспоминания сорокалетнего странствования израильтян в пустыне, когда они жили в шатрах, или по-славянски в кущах. Во время празднования Кущей евреи строили себе из пальмовых и миртовых ветвей шалаши.

О праздниках, совершаемых иудеями, нужно заметить следующее. Их было три: одинпраздник пасхи, который они совершали в память выхода из Египта, и он у них был первый (главный). Другой праздникпятьдесятница, которую они совершали в память избавления от бедствий в пустыне и вступления в землю обетованную. Тогда они первый раз вкусили хлебных плодов, почему и в праздник сей приносили колосья, как начатки.

Третий праздникпоставление кущей, который они совершали в благодарность за собрание плодов, по римскому счету в сентябре месяце. Тогда они благодарили Господа за то, что собрали все плоды. Почему и устрояли скинии или палатки и веселились, живя как бы в поле. Некоторые говорят, что и некоторые псалмы Давыдовы (80 и 83), имеющие надпись: «о точилех», составлены Давыдом именно на сей праздник. Тогда они наполняли свои виноградные тиски, собирая виноград, и, благодаря за оный, употребляли эти псалмы и другие, служащие выражением благодарности, например, восьмой псалом. Ибо и в нем пророк упоминает о благах, дарованных человеку Богом.

Праздники сии имели и другое значение. Пасха означала наш переход от неверия к вере, пятьдесятницавступление в Церковь, как бы в иную землю обетованную, в которой мы также вкушаем хлеб, причащаясь Божественных Таин. Поставление же кущей означало Воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела), разрушенные смертью, снова восстанут [1].

Преполовение Пятидесятницы. Богослужение

Самые ранние богослужебные тексты, посвящённые Преполовению, относятся к V веку (автор — Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику были написаны прп. Иоанном Дамаскиным (VIII век), а также прп. Феофаном Исповедником (IX век) и прп. Андреем Критским (VII век) — авторами праздничных канонов, входящих в состав Триоди Цветной. Преполовение имеет свой задостойник на литургии и празднуется 8 дней — отдание праздника приходится на среду 5-й недели по Пасхе.

В богослужебных стихерах и канонах на Преполовение чаще всего упоминается о живоносной воде, которой Господь имеет напоить души верных. Это соответствует Евангельскому повествованию, посвященному описанию воспоминаемых событий, где Сам Господь свидетельствует о Себе:

Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 37-38).

Бл. Феофилакт Болгарский так поясняет эти строки:

Чревом в переносном смысле Он называет сердце, как и Давыд: «и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39, 9). Сказал, что потекут «реки» воды живой, а не река. Сим указывает на обилие и щедрость благодати Духа. Ибо Дух таков, что в чью душу войдет и утвердится в ней, Он заставляет ее течь обильнее всякого источника. Как у верующего, по Писанию, потекут реки, сие всякий может узнать, когда обратит внимание на язык Петра, на стремительность Павла и мудрость Стефана. Слов их ничто не останавливало, но они всех увлекали за собою, как реки какие, неудержимым течением своим [2].

Библиотека Русской веры
Канон Преполовению Пятидесятницы →

Воскресные службы о Расслабленном и Самаряныне, с которыми тесно связан праздник Преполовения, а также последняя неделя перед отданием Пасхи о Слепом, имеют непосредственное отношение к чудотворениям, которые совершались у водных источников. Расслабленный был исцелен в купели; Самаряныня обрела духовное возрождение у кладезя с водой; слепой прозрел после того, как умылся в священном для иудеев Силоамском источнике: само слово «силоам» означает «посланный», что символически говорит о пришествии Мессии, Которого Отец посылает для спасения мира. Сам Силоам представлял собой небольшой водоем, питавшийся от струи воды, текущей из-под храмовой горы. Во время праздника кущей священники совершали особый обряд: здесь они выходили из Иеросалимского храма к источнику Силоам, набирали оттуда воду в золотой сосуд и приносили ее в храм, где первосвященник выливал ее перед жертвенником. Таким образом, целительное действие у водных источников являло собой прообраз спасительного Крещения, которое освобождает человека от греховной слепоты и расслабленности, когда человек воистину «рождается свыше» и получает дарования Святого Духа. Об этом читаем в «Златоусте», в слове о Расслабленном:

Аще кто слеп есть разумом, или хром неверием, или сух многими беззаконии, и отчаянием, или разслаблен еретическими учениями, всех воды крещения здрава творит. Она купель многи приемлющи, единаго исцеляше, и то не всегда, но единою летом: а крещения купель по вся дни оживляющи, здравы творит. Ко крещению аще и всея земли приидут человецы, не умалится Божия благодать, но всем дает исцеление от греховных недуг. Рцем же о Господней благодати, како прииде ко овчей купели и виде человека разслаблена [3].

Тропарь празднику:

П реполови1вшусz прaзднику, жaждущую дyшю мою2 бlгочeстіz нап0й воды2. ћкw всёмъ сп7се возопи1лъ є3си2, жaждаи да грzдeтъ ко мнЁ и3 піeтъ, и3ст0чниче жи1зни хrтE б9е слaва тебЁ.

Кондак празднику:

П рaзднику зак0нному преполови1вшусz, всsческихъ творeцъ и3 вLка, къ преdстоsщимъ гlаше хrтE б9е. пріиди1те и3 почерпи1те в0ду безсмRтіz. тём8 же ти припaдаемъ и3 вёрно вопіeмъ, щедр0ты твоS дaруй нaмъ, ты2 бо є3си2 и3ст0чникъ животY нaшему.

Преполовение. Народные традиции

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная Церковь установила в этот день традицию малого освящения воды. Помолившись в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», в дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где служащий иерей окроплял нивы освященной водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

Преполовение Пятидесятницы. Иконы

Иконописные композиции на сюжет Преполовения Пятидесятницы известны в раннем христианском искусстве, начиная с катакомб и древнейших иллюстрированных рукописей. При этом основные элементы праздничной иконографии определяются уже в самых ранних изображениях: в центре, на ступенчатом амвоне или перед столом, изображается юный Христос, а по сторонам от Него, на скамьях — учителя с книгами или свитками. Архитектурный фон композиции должен был, по-видимому, воссоздавать интерьер Иеросалимского храма — это могла быть античная колоннада, экседра или сводчатое сооружение простой формы. К XIV веку архитектура приобретает черты, отражавшие реальный образ Иеросалимского храма Гроба Господня: трехъярусной уступчатой ротонды.

В русском искусстве ХV–ХVI веков проповедь двенадцатилетнего Христа в храме, поучающего старцев (Лк. 2, 42-51), окончательно отождествляется с сюжетом «Преполовения» и вытесняет композицию, где Христос изображается в зрелом возрасте, что напрямую соответствовало бы событию, описанному в Евангелии. Христос возвышается на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет приходит на смену Ветхому. Поучение Спасителя изображается на фоне Храмовой многоярусной постройки. Ее покрывает на всю высоту красный плат — символ Воскресения Христова, которое спасает весь человеческий род. Второй цвет иконы, зеленый, является символом обновления жизни.

1493305408.7448prepolovenie 2Икона Преполовение. Владимиро-Суздальский музей. ХVI век 1493305449.2093prepolovenie 3Икона Преполовение. Псковский музей-заповедник. ХVI век

С конца XV века икона «Преполовения» входит в состав праздничного чина иконостаса. Классическим примером сложившейся иконографии «Преполовения» может служить икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 г. (Кирилловский музей-заповедник) и более поздние композиции середины XVI века, созданные в московской мастерской митрополита Макария: икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля и фреска из того же собора.

1493312475.4834prepolovenie beloozerskПреполовение. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г.

Храмы в честь Преполовения

Древняя Церковь Преполовения Пятидесятницы была построена в г. Пскове в конце ХV века. Это одноапсидный, бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом (возможно, первоначальный). В 19-20 вв. храм был сильно перестроен. Барабан ложный, деревянный. Открытое крыльцо на столпах объединено с притвором в 1867 г. Звонница перестроена в колокольню. В настоящее время церковь входит в состав подворья Спасо-Елеазаровского монастыря (РПЦ).

1493306129.9861prepolovenie 6Церковь Преполовения Пятидесятницы в г. Пскове (РПЦ)

Действующих старообрядческих храмов в честь Преполовения Пятидесятницы в настоящее время не имеется.

Душеполезное поучение в праздник Преполовения

Бл. Феофилакт Болгарский, в толковании праздничного Евангелия на Преполовение Пятьдесятницы, пишет, что Господь пришел к народу лишь к середине праздника ради того, чтобы несколько ослабить гнев иудеев и расположить их к более внимательному слушанию спасительных поучений. С такой долготерпеливой кротостью обращался Он со Своими несправедливыми обвинителями, укорявшими Его за дивные чудеса, которые творил Он в субботу. Но Господь прямо обличает их и в лицемерии, ибо сами они постоянно преступали основные правила закона, тщательно соблюдая лишь то, что было им выгодно и удобно:

Смотри, с какой кротостью Он говорит с ними, а они, напротив, с обидною дерзостью говорят: бес в Тебе. Они так дерзки потому, что думали поразить Его и устрашить. Хотя Христос Сам Господь Моисея и виновник закона, но, уступая слабости и бесчувственности иудеев, говорит, что закон дан Моисеем. Ибо они не могли бы спокойно выслушать, что закон им дан не Моисеем, а ИмВладыкою Моисея и Господом [4].

О злобе жидовстей, о Владыки Христа милосердию, и безчисленному человеколюбию: яко бо грешник оболгаем терпит, безчествуем не мщает. Темже и мы должны есмы братие смирение имети, и не величатися, обиду и укор терпети, зла за зло не воздавати, да с Господем Богом прославимся [6].

Источники:

[1] Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
[2] Там же.
[3] «Поучение блаженнаго Кирила о разслабленнем, иже на овчей купели, како исцели его словом Господь наш Исус Христос («Златоуст», сл. 70-е).
[4] Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
[5] Там же.
[6] «На Преполовение праздника Владычня, поучение святаго Иоанна Златоустаго» («Златоуст», сл. 71-е).

Источник

Преполовение Пятидесятницы

Что это такое и почему мы это празднуем?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Что такое Преполовение Пятидесятницы, когда и почему мы его празднуем?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Efanov smallХристос воскресе!

Преполовение стоит между днем Пасхи и Троицы (Пятидесятницы) и как бы связывает эти великие праздники: мы продолжаем праздновать Пасху и готовимся к приближению Троицы.

На литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Иоанна (7:14-30), в котором говорится о том, как в середине иудейского праздника Кущей Иисус Христос пришел в Иерусалимский храм и учил. Люди удивлялись, потому что знали, что Он не получал специального образования. Спаситель произнес следующие слова: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» (Ин 7:16-18)

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке: икона Преполовения Пятидесятницы, Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, XVI в.

Источник

Праздник преполовения пятидесятницы значение

%D0%A8%D0%B0%D0%BF%D0%BA%D0%B0 14

Преполовение Пятидесятницы: история и значение праздника

prepolovenie pjatidesjatnicy

Преполовение — это красивое слово означает «достижение чем-либо половины», «разделение напополам». В каждом промежутке времени есть своя середина: в году, в жизни человека, в исторической эпохе. Есть своё Преполовение и в православии, причём отмечается дважды. Во-первых, это середина предпасхальных 7 недель Великого поста. Она отмечается особо и называется крестопоклонной неделей. Во-вторых, это середина постпасхальных 7 недель, которая так и называется — Преполовение. По времени она приходится на 25-ый день после Пасхи, который делит промежуток от Пасхи до Троицы на 2 равных отрезка и соединяет эти великие праздники. Отсюда и название такое — Преполовение Пятидесятницы.

История праздника

Это один из самых древних христианских православных праздников. В этот день вспоминается, как Спаситель в Преполовение Кущей (ветхозаветного праздника) вошел в церковь и учил.

Что такое праздник Кущей?

Это один из 3 великих иудейских праздников, стоявший в одном ряду с Пасхой и Пятидесятницей. Длился он 7 дней. Посвящался 40-летнему странствованию евреев по Аравийской пустыне, когда они шли в землю Обетованную. Именно тогда Бог показал Моисею на горе кущу, по образу которой тот поставил скинию.

Во время этого праздника все выходили из своих домов и несколько дней жили в кущах или шалашах, радуясь Господу. В огромных количествах приносились жертвы.

Священники набирали в золотые сосуды воду из Силоамского источника. В храм возвращались под звуки труб и всеобщих радостных восклицаний. Вода смешивалась с вином и возливалась на западную сторону жертвенника. При этом пелись слова пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3). Этот ритуал имел большое значение. Данное возлияние символизировало струю воды в пустыне, когда Моисей жезлом ударил по скале, тем самым открыв источник.

Христос на празднике

Именно этот праздник посетил Христос. На 3-тий год своего общественного служения Он втайне от сводных братьев, которые насмехались над Ним, не веря в Его Божественность, пришел в Иерусалим. Войдя в синагогу, в беседе с книжниками и фарисеями Он впервые открылся: «Моё учение – не Моё, но Пославшего Меня».

Богослужение на Преполовение очень мощное. Оно напоминает всем яркую и обличающую речь Христа в беседе с фарисеями. Он говорил им, что не следует судить лишь по внешнему обличию. Нужно проникать в глубь событий, понимать, что за Его словами и делами — Тот, Кого так долго ждали. Иисус обвинял, что евреи не признали в Нём Царя и Бога, хотя сами дотошно требовали от Него исполнения мелочей (соблюдения субботы и пр.). Слова Иисуса были полны горечи и негодования:

Так взывал к иудеям Христос в праздник Преполовения Пятидесятницы, пытаясь докричаться до их сердец.

Значение Преполовения Пятидесятницы

К сожалению, в наши дни значение этого праздника постепенно стирается из людской памяти. Мало кто в Преполовение ходит в храм и вникает в Богослужение, очень глубокое по своему содержанию и до сих пор, согласно церковному уставу, очень важное.

Силоамский источник, из которого набиралась вода в праздник Кущей, представлял собой маленький аккуратный водоём. Его питала струя, текущая из-под храмовой горы. В книге пророка Исаии можно найти упоминание о силоамских водах, текущих тихо, неприметно и бесшумно. Именно они символизируют царство Давида и грядущее Царство Христа, противопоставленные шумным и бурным земным государствам.

Второй символ, заложенный в них, — Сам Христос: кроткий, смиренный сердцем, пришедший в мир тихо и незаметно. Даже само слово «силоам» переводится как «посланный», то есть Мессия, Которого Отец отправляет на землю для спасения мира. Когда священник выливал воду из источника перед жертвенником, это означало, что обещанный Мессия принесёт Себя в искупительную жертву.

Ещё одно значение воды из силоамского источника — она символизировала грядущее таинство Крещения, в котором человек прозревает для Бога и для вечной жизни. Вспоминается евангельский эпизод, когда Иисус послал слепого умыться в Силоамской купели и тот прозрел.

На иконе «Преполовение» изображается 12-летний отрок Иисус, поучающий старцев. Он возвышается над ними на величественном престоле. Это символ того, что Новый Завет приходит на смену Ветхому. На иконе преобладают 2 цвета — красный (символ Воскресения Христова, спасающего весь человеческий род) и зелёный (символ обновления жизни).

Праздник Кущей, который посетил Иисус, — это праздник живой воды, спасшей Его в пустыне от гибели. Это прообраз воды небесной, воды вечной жизни. Это благодатное учение Христа и благодатные дары Святого Духа. Преполовение Пятидесятницы празднуется 8 дней и заканчивается в среду 5-той недели по Пасхе — недели самарянки. Рассказ о её встрече с Христом у колодца Иакова тоже связан с водой. Получается, что 3 седмицы постпасхального периода (4-ая, 5-ая и 6-ая) определены водной стихией, олицетворяющей Духа Святого.

Молитвы

После литургии на Преполовение Пятидесятницы совершает малое водоосвящение с просьбой ко Господу «напоить жаждущие души водами благочестия». В этот день в храмах звучат особые молитвы.

Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / яко всем, Спасе, возопил еси: / жаждай да грядет ко Мне и да пиет. / Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия; темже Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея.

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей», — сказал Христос в последний великий день праздника Кущей. Люди, подобно евреям, странствуют в пустыне мира сего. Чтобы не погибнуть от духовной жажды, они спасаются в источнике даров Божиих через Христа. Вода, которую Он нам даёт, — Благодать Святого Духа. Это единственная истинная вода, способная утолить жажду человеческой души и дать ей совершенное насыщение. В обретении этой Благодати и в соединении с Богом весь смысл христианской жизни. Именно об этом — праздник Преполовения Пятидесятницы.

Источник

«Благочестия напой водами»

Комментарий к тропарю праздника Преполовения Пятидесятницы

Среда 4-й седмицы по Пасхе названа Церковью Преполовением Пятидесятницы. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю этого праздника.

361391.p Преполовение Пятидесятницы Преполовение Пятидесятницы – день, стоящий посреди двух великих праздников – Пасхи и Пятидесятницы. В нем радость о Воскресении Христовом соединяется с ожиданием воспоминания схождения Духа Святого на апостолов.

Помимо этого Церковью в данный день вспоминаются евангельские события, связанные с преполовением ветхозаветного праздника Кущей. Святой евангелист Иоанн повествует, что в третий год Своего служения Христос пришел на праздник в Иерусалим тайно и лишь в середине его начал открыто учить в храме: «Абие же в преполовение праздника взыде Иисус во церковь, и учаше» (Ин. 7: 14). В одной из бесед, произнесенных в эти дни, Христос говорил о грядущем схождении на верующих в Него Духа Святого, что связывает данные события с новозаветной Пятидесятницей.

Богослужебные тексты, исполняемые Церковью в этот день, соединяют в себе все указанные смыслы.

Предлагаем рассмотреть самый употребительный из них – тропарь праздника.

Обратимся к церковнославянскому тексту тропаря:

«Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе» [1] .

Приведем также греческий вариант:

Русский перевод таков:

«Когда было преполовение праздника, жаждущую мою душу напой водами благочестия, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: “Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник нашей жизни, Христос Бог, слава Тебе!”»

Посреди праздника

Важно помнить, что в православной традиции под Пятидесятницей понимается не только день Святой Троицы, но и промежуток в 50 дней от Пасхи до этого праздника.

Таким образом, преполовение в данном случае означает 25-й день по Воскресении Христовом.

Реки воды живой

В тропаре мы просим Господа напоить нашу душу водами благочестия. Этот образ связан с евангельским отрывком, о котором речь шла выше. Христос сказал Своим ученикам:

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7: 37–38).

«Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7: 39).

Так Христос говорит ученикам о грядущей Пятидесятнице.

Чтобы раскрыть другое значение этого словосочетания, обратимся к посланию апостола Павла к Тимофею, где сказано:

Под благочестием понимается деятельность Бога в этом мире, открываемая в Его безмерной благости

«И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3: 16).

Слово «благочестие» в греческом тексте выражено словом «εὐσεβείας» [10] – тем же, что и в тропаре праздника.

Христос как Источник нашей жизни

Воскресший Спаситель является для нас не только Источником земной жизни, но и основанием жизни вечной

Первый смысл слова связывает данное обращение с основной частью песнопения, в которой Христос называется Источником воды живой – Тем, Кто посылает верующим в Него Духа Святого.

Второе напоминает нам о том, что Господь – причина нашего бытия, как об этом пишет протоиерей Валентин Свенцицкий:

Воскресший Спаситель является для нас не только Источником земной жизни, но и основанием жизни вечной, по слову апостола Павла:

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15: 22–23).

Тропарь Преполовения Пятидесятницы, обращенный к Источнику нашей жизни – Воскресшему Спасителю, напоминает о том, что мы, христиане, получаем спасение стяжанием Духа Святого, Которого Господь послал ученикам Своим в день Пятидесятницы и Которого Он непрестанно посылает всем верующим в Него.

Источник

Подворье Патриарха Московского и всея Руси Храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Зябликове

cropped

Икона дня

Православный календарь

Апостола Филиппа (I).

Прп. Филиппа Ирапского (1527). Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548). Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (1357).

Сщмчч. Димитрия Беневоленского, Александра Быкова, Виктора Ильинского, Алексия Нечаева, Михаила Белюстина, Михаила Некрасова, Феодора Баккалинского, Петра Титова, Алексия Никологорского, Сергия Знаменского, Николая Дунаева, Василия Лихарева, Александра Покровского, Николая Виноградова, Димитрия Лебедева, Порфирия Колосовского, Василия Никольского, Георгия Извекова, Василия Розанова, Сергия Спасского, Александра Чекалова, Сергия Руфицкого пресвитеров, Николая Богородского диакона, прмч. Аристарха Заглодина-Кокорева, мчч. Гавриила Безфамильного, Димитрия Рудакова, мц. Анны Зерцаловой (1937); сщмч. Феодора Грудакова пресвитера (1940); cщмч. Сергия Константинова пресвитера (1941).

Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.

Архивы

Православный календарь

Май 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр Июн »
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ: ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА

prepolovenie pjatidesjatnicyПреполовение — это красивое слово означает «достижение чем-либо половины», «разделение напополам». В каждом промежутке времени есть своя середина: в году, в жизни человека, в исторической эпохе. Есть своё Преполовение и в православии, причём отмечается дважды. Во-первых, это середина предпасхальных 7 недель Великого поста. Она отмечается особо и называется крестопоклонной неделей. Во-вторых, это середина постпасхальных 7 недель, которая так и называется — Преполовение. По времени она приходится на 25-ый день после Пасхи, который делит промежуток от Пасхи до Троицы на 2 равных отрезка и соединяет эти великие праздники. Отсюда и название такое — Преполовение Пятидесятницы.

История праздника

Это один из самых древних христианских православных праздников. В этот день вспоминается, как Спаситель в Преполовение Кущей (ветхозаветного праздника) вошел в церковь и учил.

Что такое праздник Кущей?

Это один из 3 великих иудейских праздников, стоявший в одном ряду с Пасхой и Пятидесятницей. Длился он 7 дней. Посвящался 40-летнему странствованию евреев по Аравийской пустыне, когда они шли в землю Обетованную. Именно тогда Бог показал Моисею на горе кущу, по образу которой тот поставил скинию.

Во время этого праздника все выходили из своих домов и несколько дней жили в кущах или шалашах, радуясь Господу. В огромных количествах приносились жертвы.

Священники набирали в золотые сосуды воду из Силоамского источника. В храм возвращались под звуки труб и всеобщих радостных восклицаний. Вода смешивалась с вином и возливалась на западную сторону жертвенника. При этом пелись слова пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3). Этот ритуал имел большое значение. Данное возлияние символизировало струю воды в пустыне, когда Моисей жезлом ударил по скале, тем самым открыв источник.

Христос на празднике

Именно этот праздник посетил Христос. На 3-тий год своего общественного служения Он втайне от сводных братьев, которые насмехались над Ним, не веря в Его Божественность, пришел в Иерусалим. Войдя в синагогу, в беседе с книжниками и фарисеями Он впервые открылся: «Моё учение – не Моё, но Пославшего Меня».

Богослужение на Преполовение очень мощное. Оно напоминает всем яркую и обличающую речь Христа в беседе с фарисеями. Он говорил им, что не следует судить лишь по внешнему обличию. Нужно проникать в глубь событий, понимать, что за Его словами и делами — Тот, Кого так долго ждали. Иисус обвинял, что евреи не признали в Нём Царя и Бога, хотя сами дотошно требовали от Него исполнения мелочей (соблюдения субботы и пр.). Слова Иисуса были полны горечи и негодования:

Так взывал к иудеям Христос в праздник Преполовения Пятидесятницы, пытаясь докричаться до их сердец.

Значение Преполовения Пятидесятницы

К сожалению, в наши дни значение этого праздника постепенно стирается из людской памяти. Мало кто в Преполовение ходит в храм и вникает в Богослужение, очень глубокое по своему содержанию и до сих пор, согласно церковному уставу, очень важное.

Силоамский источник, из которого набиралась вода в праздник Кущей, представлял собой маленький аккуратный водоём. Его питала струя, текущая из-под храмовой горы. В книге пророка Исаии можно найти упоминание о силоамских водах, текущих тихо, неприметно и бесшумно. Именно они символизируют царство Давида и грядущее Царство Христа, противопоставленные шумным и бурным земным государствам.

Второй символ, заложенный в них, — Сам Христос: кроткий, смиренный сердцем, пришедший в мир тихо и незаметно. Даже само слово «силоам» переводится как «посланный», то есть Мессия, Которого Отец отправляет на землю для спасения мира. Когда священник выливал воду из источника перед жертвенником, это означало, что обещанный Мессия принесёт Себя в искупительную жертву.

Ещё одно значение воды из силоамского источника — она символизировала грядущее таинство Крещения, в котором человек прозревает для Бога и для вечной жизни. Вспоминается евангельский эпизод, когда Иисус послал слепого умыться в Силоамской купели и тот прозрел.

На иконе «Преполовение» изображается 12-летний отрок Иисус, поучающий старцев. Он возвышается над ними на величественном престоле. Это символ того, что Новый Завет приходит на смену Ветхому. На иконе преобладают 2 цвета — красный (символ Воскресения Христова, спасающего весь человеческий род) и зелёный (символ обновления жизни).

Праздник Кущей, который посетил Иисус, — это праздник живой воды, спасшей Его в пустыне от гибели. Это прообраз воды небесной, воды вечной жизни. Это благодатное учение Христа и благодатные дары Святого Духа. Преполовение Пятидесятницы празднуется 8 дней и заканчивается в среду 5-той недели по Пасхе — недели самарянки. Рассказ о её встрече с Христом у колодца Иакова тоже связан с водой. Получается, что 3 седмицы постпасхального периода (4-ая, 5-ая и 6-ая) определены водной стихией, олицетворяющей Духа Святого.

Молитвы

После литургии на Преполовение Пятидесятницы совершает малое водоосвящение с просьбой ко Господу «напоить жаждущие души водами благочестия». В этот день в храмах звучат особые молитвы.

Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / яко всем, Спасе, возопил еси: / жаждай да грядет ко Мне и да пиет. / Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия; темже Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея.

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей», — сказал Христос в последний великий день праздника Кущей. Люди, подобно евреям, странствуют в пустыне мира сего. Чтобы не погибнуть от духовной жажды, они спасаются в источнике даров Божиих через Христа. Вода, которую Он нам даёт, — Благодать Святого Духа. Это единственная истинная вода, способная утолить жажду человеческой души и дать ей совершенное насыщение. В обретении этой Благодати и в соединении с Богом весь смысл христианской жизни. Именно об этом — праздник Преполовения Пятидесятницы.

Источник

ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Празднуется в среду 4-й седмицы по Пасхе

Наименование праздника Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего о том как Господь Иисус Христос в третий год Своей Евангельской проповеди в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в храм и учил (Ин. 7, 14). В Своём учении Он ясно показал Себя Христом, ходатаем между Богом и людьми, законодателем и равным Богу Отцу. Это учение Иисуса Христа, соответственно половине Пятидесятницы, соединяющей Пасху и праздник сошествия Святого Духа, предвозвещает о приближающемся времени сошествия Святого Духа, ибо «в последний день праздника,» во время которого Господь был в церкви и учил, Он Сам предвозвестил о Святом Духе, «Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7, 39). Таким образом, Преполовение Пятидесятницы есть явление Божественной силы и мудрости Спасителя, ниспославшего Святого Духа.

Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость,» Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, как Он «возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37).

Иконография праздника отсылает к другому случаю пришествия Христа в храм, также на праздник кущей, в отрочестве (Лк. 2, 46). На образе Господь изображен юношей, сидящим посреди внимающих ему старцев.

Молитвы

Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе.

Празднику законному преполовляющуся,/ всех Творче и Владыко,/ к предстоящим глаголал еси, Христе Боже:/ приидите и почерпите воду безсмертия./ Темже Тебе припадаем и верно вопием:/ щедроты Твоя даруй нам,// Ты бо еси Источник жизни нашея.

Использованные материалы

[1] В ряду песнопевцев праздника упомянут и Анатолий Константинопольский в V веке, но ныне минейные стихиры с надписанием «Анатолия» зачастуют приписывают позднейшим писателям. См. подробнее ст. Анатолий Константинопольский.

Источник

«Благочестия напой водами»

Комментарий к тропарю праздника Преполовения Пятидесятницы

Среда 4-й седмицы по Пасхе названа Церковью Преполовением Пятидесятницы. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю этого праздника.

361391.p Преполовение Пятидесятницы Преполовение Пятидесятницы – день, стоящий посреди двух великих праздников – Пасхи и Пятидесятницы. В нем радость о Воскресении Христовом соединяется с ожиданием воспоминания схождения Духа Святого на апостолов.

Помимо этого Церковью в данный день вспоминаются евангельские события, связанные с преполовением ветхозаветного праздника Кущей. Святой евангелист Иоанн повествует, что в третий год Своего служения Христос пришел на праздник в Иерусалим тайно и лишь в середине его начал открыто учить в храме: «Абие же в преполовение праздника взыде Иисус во церковь, и учаше» (Ин. 7: 14). В одной из бесед, произнесенных в эти дни, Христос говорил о грядущем схождении на верующих в Него Духа Святого, что связывает данные события с новозаветной Пятидесятницей.

Богослужебные тексты, исполняемые Церковью в этот день, соединяют в себе все указанные смыслы.

Предлагаем рассмотреть самый употребительный из них – тропарь праздника.

Обратимся к церковнославянскому тексту тропаря:

«Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе» [1] .

Приведем также греческий вариант:

Русский перевод таков:

«Когда было преполовение праздника, жаждущую мою душу напой водами благочестия, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: “Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник нашей жизни, Христос Бог, слава Тебе!”»

Посреди праздника

Важно помнить, что в православной традиции под Пятидесятницей понимается не только день Святой Троицы, но и промежуток в 50 дней от Пасхи до этого праздника.

Таким образом, преполовение в данном случае означает 25-й день по Воскресении Христовом.

Реки воды живой

В тропаре мы просим Господа напоить нашу душу водами благочестия. Этот образ связан с евангельским отрывком, о котором речь шла выше. Христос сказал Своим ученикам:

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7: 37–38).

«Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7: 39).

Так Христос говорит ученикам о грядущей Пятидесятнице.

Чтобы раскрыть другое значение этого словосочетания, обратимся к посланию апостола Павла к Тимофею, где сказано:

Под благочестием понимается деятельность Бога в этом мире, открываемая в Его безмерной благости

«И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3: 16).

Слово «благочестие» в греческом тексте выражено словом «εὐσεβείας» [10] – тем же, что и в тропаре праздника.

Христос как Источник нашей жизни

Воскресший Спаситель является для нас не только Источником земной жизни, но и основанием жизни вечной

Первый смысл слова связывает данное обращение с основной частью песнопения, в которой Христос называется Источником воды живой – Тем, Кто посылает верующим в Него Духа Святого.

Второе напоминает нам о том, что Господь – причина нашего бытия, как об этом пишет протоиерей Валентин Свенцицкий:

Воскресший Спаситель является для нас не только Источником земной жизни, но и основанием жизни вечной, по слову апостола Павла:

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15: 22–23).

Тропарь Преполовения Пятидесятницы, обращенный к Источнику нашей жизни – Воскресшему Спасителю, напоминает о том, что мы, христиане, получаем спасение стяжанием Духа Святого, Которого Господь послал ученикам Своим в день Пятидесятницы и Которого Он непрестанно посылает всем верующим в Него.

Источник

Преполовение Пятидесятницы

Что это такое и почему мы это празднуем?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Что такое Преполовение Пятидесятницы, когда и почему мы его празднуем?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Efanov smallХристос воскресе!

Преполовение стоит между днем Пасхи и Троицы (Пятидесятницы) и как бы связывает эти великие праздники: мы продолжаем праздновать Пасху и готовимся к приближению Троицы.

На литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Иоанна (7:14-30), в котором говорится о том, как в середине иудейского праздника Кущей Иисус Христос пришел в Иерусалимский храм и учил. Люди удивлялись, потому что знали, что Он не получал специального образования. Спаситель произнес следующие слова: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» (Ин 7:16-18)

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке: икона Преполовения Пятидесятницы, Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, XVI в.

Источник

Преполовение Пятидесятницы

prepolovenie

Преполовение Пятидесятницы — это подвижный Господский праздник, который всегда выпадает на среду 4-ой недели после Пасхи и имеет 7 дней попразднества. В духовном смысле Преполовение как бы соединяет собою воедино два величайших христианских праздника — Пасху и Троицу, т. к. этот день точно расположен между ними и приходится ровно на середину Святой Пятидесятницы.

Содержание:

Преполовение. История праздника

Преполовение Святой Пятидесятницы — один из древнейших христианских праздников. Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии — бывшего патриаршего православного собора Царьграда, некогда самого большого христианского храма в мире.

На литургии в день Преполовения читается Евангелие о том, как Христос пришел в Иеросалим на праздник Кущей, который был установлен ради воспоминания сорокалетнего странствования израильтян в пустыне, когда они жили в шатрах, или по-славянски в кущах. Во время празднования Кущей евреи строили себе из пальмовых и миртовых ветвей шалаши.

О праздниках, совершаемых иудеями, нужно заметить следующее. Их было три: одинпраздник пасхи, который они совершали в память выхода из Египта, и он у них был первый (главный). Другой праздникпятьдесятница, которую они совершали в память избавления от бедствий в пустыне и вступления в землю обетованную. Тогда они первый раз вкусили хлебных плодов, почему и в праздник сей приносили колосья, как начатки.

Третий праздникпоставление кущей, который они совершали в благодарность за собрание плодов, по римскому счету в сентябре месяце. Тогда они благодарили Господа за то, что собрали все плоды. Почему и устрояли скинии или палатки и веселились, живя как бы в поле. Некоторые говорят, что и некоторые псалмы Давыдовы (80 и 83), имеющие надпись: «о точилех», составлены Давыдом именно на сей праздник. Тогда они наполняли свои виноградные тиски, собирая виноград, и, благодаря за оный, употребляли эти псалмы и другие, служащие выражением благодарности, например, восьмой псалом. Ибо и в нем пророк упоминает о благах, дарованных человеку Богом.

Праздники сии имели и другое значение. Пасха означала наш переход от неверия к вере, пятьдесятницавступление в Церковь, как бы в иную землю обетованную, в которой мы также вкушаем хлеб, причащаясь Божественных Таин. Поставление же кущей означало Воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела), разрушенные смертью, снова восстанут [1].

Преполовение Пятидесятницы. Богослужение

Самые ранние богослужебные тексты, посвящённые Преполовению, относятся к V веку (автор — Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику были написаны прп. Иоанном Дамаскиным (VIII век), а также прп. Феофаном Исповедником (IX век) и прп. Андреем Критским (VII век) — авторами праздничных канонов, входящих в состав Триоди Цветной. Преполовение имеет свой задостойник на литургии и празднуется 8 дней — отдание праздника приходится на среду 5-й недели по Пасхе.

В богослужебных стихерах и канонах на Преполовение чаще всего упоминается о живоносной воде, которой Господь имеет напоить души верных. Это соответствует Евангельскому повествованию, посвященному описанию воспоминаемых событий, где Сам Господь свидетельствует о Себе:

Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 37-38).

Бл. Феофилакт Болгарский так поясняет эти строки:

Чревом в переносном смысле Он называет сердце, как и Давыд: «и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39, 9). Сказал, что потекут «реки» воды живой, а не река. Сим указывает на обилие и щедрость благодати Духа. Ибо Дух таков, что в чью душу войдет и утвердится в ней, Он заставляет ее течь обильнее всякого источника. Как у верующего, по Писанию, потекут реки, сие всякий может узнать, когда обратит внимание на язык Петра, на стремительность Павла и мудрость Стефана. Слов их ничто не останавливало, но они всех увлекали за собою, как реки какие, неудержимым течением своим [2].

Библиотека Русской веры
Канон Преполовению Пятидесятницы →

Воскресные службы о Расслабленном и Самаряныне, с которыми тесно связан праздник Преполовения, а также последняя неделя перед отданием Пасхи о Слепом, имеют непосредственное отношение к чудотворениям, которые совершались у водных источников. Расслабленный был исцелен в купели; Самаряныня обрела духовное возрождение у кладезя с водой; слепой прозрел после того, как умылся в священном для иудеев Силоамском источнике: само слово «силоам» означает «посланный», что символически говорит о пришествии Мессии, Которого Отец посылает для спасения мира. Сам Силоам представлял собой небольшой водоем, питавшийся от струи воды, текущей из-под храмовой горы. Во время праздника кущей священники совершали особый обряд: здесь они выходили из Иеросалимского храма к источнику Силоам, набирали оттуда воду в золотой сосуд и приносили ее в храм, где первосвященник выливал ее перед жертвенником. Таким образом, целительное действие у водных источников являло собой прообраз спасительного Крещения, которое освобождает человека от греховной слепоты и расслабленности, когда человек воистину «рождается свыше» и получает дарования Святого Духа. Об этом читаем в «Златоусте», в слове о Расслабленном:

Аще кто слеп есть разумом, или хром неверием, или сух многими беззаконии, и отчаянием, или разслаблен еретическими учениями, всех воды крещения здрава творит. Она купель многи приемлющи, единаго исцеляше, и то не всегда, но единою летом: а крещения купель по вся дни оживляющи, здравы творит. Ко крещению аще и всея земли приидут человецы, не умалится Божия благодать, но всем дает исцеление от греховных недуг. Рцем же о Господней благодати, како прииде ко овчей купели и виде человека разслаблена [3].

Тропарь празднику:

П реполови1вшусz прaзднику, жaждущую дyшю мою2 бlгочeстіz нап0й воды2. ћкw всёмъ сп7се возопи1лъ є3си2, жaждаи да грzдeтъ ко мнЁ и3 піeтъ, и3ст0чниче жи1зни хrтE б9е слaва тебЁ.

Кондак празднику:

П рaзднику зак0нному преполови1вшусz, всsческихъ творeцъ и3 вLка, къ преdстоsщимъ гlаше хrтE б9е. пріиди1те и3 почерпи1те в0ду безсмRтіz. тём8 же ти припaдаемъ и3 вёрно вопіeмъ, щедр0ты твоS дaруй нaмъ, ты2 бо є3си2 и3ст0чникъ животY нaшему.

Преполовение. Народные традиции

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная Церковь установила в этот день традицию малого освящения воды. Помолившись в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», в дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где служащий иерей окроплял нивы освященной водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

Преполовение Пятидесятницы. Иконы

Иконописные композиции на сюжет Преполовения Пятидесятницы известны в раннем христианском искусстве, начиная с катакомб и древнейших иллюстрированных рукописей. При этом основные элементы праздничной иконографии определяются уже в самых ранних изображениях: в центре, на ступенчатом амвоне или перед столом, изображается юный Христос, а по сторонам от Него, на скамьях — учителя с книгами или свитками. Архитектурный фон композиции должен был, по-видимому, воссоздавать интерьер Иеросалимского храма — это могла быть античная колоннада, экседра или сводчатое сооружение простой формы. К XIV веку архитектура приобретает черты, отражавшие реальный образ Иеросалимского храма Гроба Господня: трехъярусной уступчатой ротонды.

В русском искусстве ХV–ХVI веков проповедь двенадцатилетнего Христа в храме, поучающего старцев (Лк. 2, 42-51), окончательно отождествляется с сюжетом «Преполовения» и вытесняет композицию, где Христос изображается в зрелом возрасте, что напрямую соответствовало бы событию, описанному в Евангелии. Христос возвышается на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет приходит на смену Ветхому. Поучение Спасителя изображается на фоне Храмовой многоярусной постройки. Ее покрывает на всю высоту красный плат — символ Воскресения Христова, которое спасает весь человеческий род. Второй цвет иконы, зеленый, является символом обновления жизни.

1493305408.7448prepolovenie 2Икона Преполовение. Владимиро-Суздальский музей. ХVI век 1493305449.2093prepolovenie 3Икона Преполовение. Псковский музей-заповедник. ХVI век

С конца XV века икона «Преполовения» входит в состав праздничного чина иконостаса. Классическим примером сложившейся иконографии «Преполовения» может служить икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 г. (Кирилловский музей-заповедник) и более поздние композиции середины XVI века, созданные в московской мастерской митрополита Макария: икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля и фреска из того же собора.

1493312475.4834prepolovenie beloozerskПреполовение. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г.

Храмы в честь Преполовения

Древняя Церковь Преполовения Пятидесятницы была построена в г. Пскове в конце ХV века. Это одноапсидный, бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом (возможно, первоначальный). В 19-20 вв. храм был сильно перестроен. Барабан ложный, деревянный. Открытое крыльцо на столпах объединено с притвором в 1867 г. Звонница перестроена в колокольню. В настоящее время церковь входит в состав подворья Спасо-Елеазаровского монастыря (РПЦ).

1493306129.9861prepolovenie 6Церковь Преполовения Пятидесятницы в г. Пскове (РПЦ)

Действующих старообрядческих храмов в честь Преполовения Пятидесятницы в настоящее время не имеется.

Душеполезное поучение в праздник Преполовения

Бл. Феофилакт Болгарский, в толковании праздничного Евангелия на Преполовение Пятьдесятницы, пишет, что Господь пришел к народу лишь к середине праздника ради того, чтобы несколько ослабить гнев иудеев и расположить их к более внимательному слушанию спасительных поучений. С такой долготерпеливой кротостью обращался Он со Своими несправедливыми обвинителями, укорявшими Его за дивные чудеса, которые творил Он в субботу. Но Господь прямо обличает их и в лицемерии, ибо сами они постоянно преступали основные правила закона, тщательно соблюдая лишь то, что было им выгодно и удобно:

Смотри, с какой кротостью Он говорит с ними, а они, напротив, с обидною дерзостью говорят: бес в Тебе. Они так дерзки потому, что думали поразить Его и устрашить. Хотя Христос Сам Господь Моисея и виновник закона, но, уступая слабости и бесчувственности иудеев, говорит, что закон дан Моисеем. Ибо они не могли бы спокойно выслушать, что закон им дан не Моисеем, а ИмВладыкою Моисея и Господом [4].

О злобе жидовстей, о Владыки Христа милосердию, и безчисленному человеколюбию: яко бо грешник оболгаем терпит, безчествуем не мщает. Темже и мы должны есмы братие смирение имети, и не величатися, обиду и укор терпети, зла за зло не воздавати, да с Господем Богом прославимся [6].

Источники:

[1] Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
[2] Там же.
[3] «Поучение блаженнаго Кирила о разслабленнем, иже на овчей купели, како исцели его словом Господь наш Исус Христос («Златоуст», сл. 70-е).
[4] Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
[5] Там же.
[6] «На Преполовение праздника Владычня, поучение святаго Иоанна Златоустаго» («Златоуст», сл. 71-е).

Источник

Adblock
detector