Меню

праздник первой борозды в дагестане

Праздник первой борозды в дагестане

Праздник первой борозды отмечают народы Западного и Центрального Дагестана – аварцы, даргинцы и лакцы.

6671D62E 152A 4F70 986B F78483A1E797

459D631B 330E 4897 B89E 5C84B07E7CC8

Церемония назначалась не в определенную дату, а когда почва была готова. Первую борозду должен был проводить уважаемый и удачливый человек, у которого непременно растет борода. В него со всех сторон кидали снегом и комьями грязи. Считалось, если он выстоит с невозмутимым лицом, то и колосья будут сильными.

646C8D83 C093 4BB1 B97C 2F475FF9875B

С поля все устремляются обратно в деревню. Молодежь бежит или едет на тракторе, пожилые женщины в черном хором распевают «Ля иляха илля Ллах».

05C85644 3961 4B21 B7DF 180EC52028F1 7D538926 B0E3 41DC AE71 B7A5746CDEB2

Впереди – соревнования. Сельчане, разбившись по возрасту и полу, состязаются в беге. Стараются изо всех сил, порой в азарте хватая соперников за рубашку.

4D3EC3EF 60BE 42A7 82F6 6EF7C65297A6

У финиша на импровизированной трибуне их ждут самые уважаемые люди селения с большими бубликами и фигурами из теста в руках.

499221DA 803E 4D5A A71C 4F7A04BB1116

Хотя это зрелище выглядит современно, корни его уходят в незапамятные времена, а призы для самых быстрых бегунов имели сакральный смысл.

5DEF55A5 50D5 4A41 8866 20898C00C390

В некоторых селах их богато украшают фруктами, орехами, конфетами или вареными яйцами.

F4BE2172 0D71 4308 8AFB 19B767453876

После бега за селом устраивают скачки.

FD8F031D 1EE5 49E4 AA47 D33DC019651B

Смотреть на скачки приходят все: и взрослые, и дети.

A774671B 5512 40DE B907 A0C57FC1B402

Завершается праздник песнями и танцами.

75449950 295D 438E B74C AB638DA71E39 06D2A42E F7E3 432E 9562 D81273ADCAB7

F7A19691 3287 4573 9696 45746BCCB427 A86892A6 A1D6 42FF BCBF 6B38085354CE

Некоторые горянки облачены в старинные наряды с ярко-оранжевыми платками и множеством металлических украшений. Их балхаркам издавна дарили по множеству поводов – рождение, первый шаг, первый зуб…

EBE5CF25 7870 443D 837D E98C6DF21536

Ведь гончарным ремеслом, прославившим селение на весь мир, занимаются только женщины.

263A488F FF90 40C0 BC0E 118C4E031D1D

Значит: их нужно уважать и беречь.

223D1010 2BCD 4F70 84E9 BFC91A28D6C6

В последнее время праздник первой борозды в Балхаре превращается в приманку для туристов. В этот день в маленькое селение съезжается десяток автобусов и множество автомобилей со всей республики и из-за ее пределов. Балхарцы рады приезжим, щедро угощают их обрядовым кушаньем из семи злаков и наперебой зовут в гости.

7AE75537 97A8 455F A246 76B8F27804F0

Праздник заканчивается. Усталые сельчане расходятся по домам. Со следующего дня их ждет тяжелая работа на поле. Но первую борозду провели удачно, пахарь не дрогнул, а значит – урожай будет хорошим.

Источник

Праздник «Первой борозды» – один из обрядов Дагестанского народа

Календарные и семейно-бытовые обряды в своей основе является древнейшим видом народного творчества. Они были тесно связаны с хозяйственной деятельностью и убедительно показывают, как на самых ранних этапах развития человечества обряды и поэзия порождались трудовой практикой и сопутствовали ей.

Обряды приурочивались к наступлению новых периодов календарного года. Астрономическими вехами для обозначения таких периодов являются два равноденствия и оба солнцестояния.

Основным занятием народов Дагестана, наряду с животноводством, было земледелие, и их календарная обрядность носит ярко выраженный аграрный характер. В ней отразились древнейшие взгляды на природу и попытки воздействовать на нее, заботы дагестанского крестьянина о хлебе насущном, об урожае, от которого зависело благополучие его семьи.

Как и многие земледельческие народы Востока, народы Дагестана отмечали древний новый год в связи с весенним равноденствием в марте месяце три дня, т. е. 21-22-23 марта. Он известен иранским и тюркским народам под именем Навруз (новый день, новый год). Этот праздник знаменует обновление природы, пробуждение ее от зимнего сна.

Народы южного Дагестана, в частности табасаранцы, праздник встречи весны отмечали несколько раньше 14-15 марта. А 21-22 отмечалась первая вспашка.

В Дагестане широко известен обряд «первой борозды», который символизировал начало весенних работ.

В зависимости от погодных условий и высотности расположения аула этот праздник в разных селах отмечали в разное время после встречи весны.

Сопровождался праздник общим молением, жертвоприношениями, угощениями, соревнованиями в спортивных играх, скачках, песнями и танцами.

К празднику готовился и уважаемый всеми аксакал, на которого возложены обязанности пахаря.

Пусть стебель будет высоким,

Да будет богатый урожай

И многочисленны овцы!

Пусть дом наполнится зерном,

Шест для сушки наполнится мясом!

Пахарь начинал борозду, взрослые и дети забрасывают его снежками, комьями глины, размельченной соломой или сеном, брызгами воды обливали его и говорили: «Да пойдут дожди вот так! Да будет богатый урожай!»

Основное содержание обряда с помощью ритуальных действий и магических слов создать условия для богатого урожая, помочь природе родить его.

Процессия, следовавшая за пахарем, который проводил 2-3 символические борозды, возвращалась в село и на майдане устраивали веселье с угощениями. Самыми радостными моментами праздника были скачки и спортивные состязания. Пришедшими первые на скачках, бегах получали знамя, сделанное из платка, круглый хлеб с дырочкой. В финале бегут группа стариков и старух. Это бывало веселое зрелище. Шуты в масках сопровождают бегущих, подбадривают их, совершают акробатические трюки, требуют призов. Затем устраивались состязания в метании камня и поднятию тяжестей, стрельбе, борьбе, прыгании. После этого пели и танцевали.

Нам хочется рассказать о том, как праздник ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ «УНСА-ЭТАЙ» отмечают в Ботлихском районе.

У ботлихцев большое количество обычаев, обрядов, ритуалов календарного цикла. Каждый год на очередном празднике первой борозды один из представителей аула добровольно брался провести праздник в следующем году. В его обязанности, кроме ритуального проведения борозды, входило угощение всех присутствующих на празднике. С этой целью он резал быка, готовил хлеб, призы, заботился о развлекательной части праздника.

При выборе пахаря ботлихцы, как и другие народы Дагестана, руководствовались определенными соображениями. В частности, пахарь должен был быть многодетным, достаточно пожилым, но не дряхлым, сильным, честным, щедрым, «добрым, с легкой счастливой рукой». Предполагалось, что «свойства этих людей магическим путем переходили на объект, в данном случае на поля и посевы, благотворно сказываясь на обилие урожая».

В случае хорошего урожая односельчане просили, чтобы «пахарь» остался и на следующий год.

По обычаю, начинавший сев, готовил к празднику специальное деревце «эра» и угощение. В конце праздника «эра» передавалось «пахарю» следующего года.

По ботлихскому варианту этого праздника его «хозяином» на будущий год назначается тот, кто в присутствии всех брал палку с мясом (особую, ставившуюся на дороге жердь с подвешенным к ней куском мяса).

Источник

Праздник первой борозды

db73a8bab39b373f682de8e8cdb1224c

Такие обычаи существовали в самых разных уголках Земли. Дагестан пережил и приход ислама, и социализм, поэтому праздник первой борозды сохранился лишь высоко в горах. Правда, отдельные скептики утверждают, что здесь он был заново придуман в пятидесятые годы местным партийным руководством, но мы им верим лишь отчасти — советская власть, наравне с прочими потрясениями, оставила на древнем обряде свой отпечаток, так что теперь это причудливая смесь языческих ритуалов и мусульманских молитв с неистребимым привкусом эпохи строительства коммунизма. Добавьте гремучий кавказский темперамент, удивительные пейзажи и счастье от окончания зимы, длящейся в горах до полугода, хорошенько взболтайте на извилистых дагестанских дорогах, украсьте веточкой яблони, которая зацветает еще под снегом, и вы получите коктейль, отказаться от которого решительно невозможно.

Ну как не выпить за хороший урожай?

В конце марта — начале апреля один из трех районов лакского селения Балхар принимает гостей. Туда приходят мужчины со всего аула. На длинных столах их дожидаются глиняные кувшины с бузой — ячменным хмельным напитком, похожим на квас, пироги-чуду, вареники-кюрзе и бутылки с водкой. Не хватает только праздничного деревца, на котором развешаны вареные яйца, бублики и сладости, — его ставят лишь аварцы и даргинцы. Кавказское гостеприимство похоже на вид спорта, достойный включения в олимпийскую программу. Все пытаются превзойти щедростью и район, дежуривший в прошлом году, и собственных соседей. Иногородних гостей буквально разрывают на части, так что случается завтракать дважды, обедать трижды, а от десятка ужинов и вовсе прятаться, как заправский партизан.

Источник

Мой Дагестан

0 Статьи / **Некоторые национальные праздники Дагестана

8615

Национальные праздники Дагестана связаны с землей-кормилицей и чаще всего приурочены к какому-либо этапу сельхозработ: посеву, обработке садов, сбору урожая.

Праздник первой борозды

Примерно в одно и то же время, в середине марта, практически во всех селениях празднуется Праздник первой борозды. Корни у него языческие, а по размаху он, пожалуй, превосходит даже Новый год. Привезенный почти две тысячи лет назад с Востока, праздник в разных местностях называется по-разному и отличается порядком проведения, но смысл символизирует один – приход весны, начало посевных работ. Считают, чем веселей пройдет праздник, тем урожайнее будут поля.

Задолго до ритуала выбирается пахарь из числа умелых земледельцев. Он должен быть удачлив в делах, отличаться крепким здоровьем. Обязательная примета – наличие густых волос, чтобы всходы тоже были густыми и обильными.

В назначенный день женщины приносят на общий стол приготовленную еду, мясо, хлеб, кувшины с бузой. На сельской площади собираются все сельчане, многие в национальных одеждах. После общей трапезы пахарь ведет всех в поле, где проводит сохой несколько борозд и густо засевает их. На этом ритуальная часть праздника заканчивается.

Весь оставшийся день посвящается состязаниям и танцам. Амбициозная и темпераментная молодежь в чем только не соревнуется! Любимые конные скачки, перетягивание каната, метание камней сменяются боями быков или баранов. Холостяки устраивают забеги, в которых победителю вручается наряженная кукла из теста в знак того, что он теперь завидный жених – быстрый и ловкий. Осенью пойдет свататься, тут кукла-приз и пригодится!

Провожают надоевшую зиму, встречают весну, которую часто символизирует девушка в национальной одежде верхом на коне и с факелом в руках. Вечером, когда стемнеет, в селениях разводятся сотни костров, через которые обязательно надо перепрыгнуть. Ведь перепрыгнуть через костер означает очиститься от грехов.

Праздник первой борозды остается главным праздником весеннего Дагестана.

Другие национальные праздники

Из других праздников, связанных с природой, стоит отметить:

Но эти праздники не повсеместные, они проводятся лишь у некоторых народностей Дагестана и частично уже забыты.

Источник

Праздник первой борозды в дагестане

x5mFCiD 8JQmU9orE7 BZMtBPMYWmwP lBLvHg33u9GwEUiZmJdgjlfpa8C4r02Lv0lkZf9besMw0ZNu9DJ jHAW

x5mFCiD 8JQmU9orE7 BZMtBPMYWmwP lBLvHg33u9GwEUiZmJdgjlfpa8C4r02Lv0lkZf9besMw0ZNu9DJ jHAW

Живые традиции народов России запись закреплена

f09f8cb1ОБРЯД ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНАf09f9082

Один из важнейших календарных обрядов народов Дагестана, посвященный началу весенних полевых работ. Он представляет собой многоуровневый аграрный обрядово-праздничный комплекс. В него входит вспашка и засевание первой борозды, различные спортивные соревнования и обрядовая трапеза. Обряд Первой борозды насыщен множеством религиозных, магических и развлекательных элементов, сопровождается молитвами, а также песнями или другими традиционными жанрами фольклора. Это яркое, красочное действо, всенародный праздник, к которому тщательно готовятся все жители сел.

Традиционный сценарий обряда Первой борозды является общим для всех, имеются лишь локальные различия в деталях. Его можно разделить на несколько этапов.

1. На сельском сходе назначался ведущий обряда, который брал на себя все основные расходы на проведение праздника. Им мог быть лишь рачительный хозяин, сведущий в земледельческих вопросах.

2. В день праздника пахарь переодевался в вывернутую наизнанку овчинную шубу, шапку-папаху и с сохой, запряженными быками, сопровождаемый сельчанами, шел на поле. В этот день проводили лишь одну-две борозды, поскольку обряд Первой борозды был символическим актом, возвещающим о начале весенне-полевых работ. Пахаря забрасывали комьями земли, снега, соломой, обрызгивали водой. Это магическое действие означало пожелание обильного урожая и дождей. Первую борозду засевали зерном, забрасывали в нее сладости, яйца, орехи. Это была жертва, призванная умилостивить силы природы и верховное божество. У разных народов пахарь или несколько раз перекатывается по полю, или же его закапывали на короткое время в борозду.

3. Общим для всех народов во время проведения обряда Первой борозды является присутствие ряженного: «козла» у лакцев, «волка» у гергебильцев, «волка-медведя» у тукитинцев, «медведя» у каратинцев. Ряженый обычно переодет до неузнаваемости. Он не разговаривает, а молча жестикулирует. Он веселит, разыгрывает, шутит, у некоторых народов довольно откровенно.

4. После первого выхода плуга были обязательными конные скачки и другие спортивные соревнования, веселье и коллективная трапеза, устраиваемая хозяином праздника.

5. Ко дню первого выхода плуга готовились и специальные блюда. Пекли сладкий хлеб, начиненный яйцом, символом плодородия, украшенный орехами и изюмом; готовили традиционный хмельной напиток — бузу — из солода и муки из жаренной пшеницы; обязательно варили кашу из семи злаков: ячменя, кукурузы, фасоли, гороха и др.

Каждое из этих обрядовых действий сопровождалось песнями-заклинаниями, песнями-пожеланиями и ритуальными молитвами.

Обряд Первой борозды имел не только хозяйственно-бытовое предназначение, передавал земледельческие навыки и знания, но и аккумулировал исторический опыт, мифологические образы, обрядовый фольклор. Общественные календарные обряды, в частности Первой борозды, способствовали сохранению идентификации сельской общины как единой общности, поэтому в прошлом каждый селянин знал цену взаимовыручке, свято исполнял законы сельского джамаата (общины).

Обряд Первой борозды — продукт коллективного исторического опыта и творчества сотен поколений. Обрядовый фольклор содержит ценные сведения о глубокой древности дагестанского земледелия, о языческом периоде развития дагестанского сообщества, верховных божествах и т. д. Более поздние наслоения – это исторические сведения, которые говорят о принятии ислама. Следовательно, в обряде отражены и мусульманские представления об окружающем мире, природе явлений, их влиянии на судьбу людей. Обряды Первой борозды известны и проводятся всеми народами Дагестана, проживающими в предгорных, горных и в некоторых селах высокогорных районов. Это аварцы, даргинцы, лакцы, табасаранцы, лезгины, рутульцы, цахуры.

В современном дагестанском обществе весенний земледельческий обряд Первой борозды, традиционный для всех народов горного и высокогорного Дагестана, теряет свое первоначальное утилитарно-прикладное предназначение: умилостивить силы природы, верховное божество, дабы они ниспослали урожайный год, а вместе с ним благополучие и сытую жизнь. Весенний полевой обряд Первой борозды все больше приобретает функции, ранее не свойственные ему, — увеселительно-зрелищные. Утрируются и по-новому интерпретируются многие обрядовые элементы. Основой подобного заключения послужили полевые фольклорно-этнографические исследования в Дагестане, в частности в селах Кунды, Унчукатль, Ури (Лакский район), Бежта (Бежтинский участок), Агвали (Цумадинский район), Хлют, Ялах (Ахтынский район), Ихрек (Рутульскийрайон), Мекеги, Хахита, Леваши (Левашинский район) и др.

Источник

Праздник весны в горах

21d10a94cbd44dbb8afd1f2c4e1d79ed6033e62b

Фото: Магомед Гаджидадаев

Старое дагестанское село Гоор и его окрестности называют краем башен и легенд. Здесь, посреди живописного горного пейзажа, сохранился древний башенный комплекс. Но раз в год, в апреле, люди едут в Гоор с разных концов республики и страны не только посмотреть на вековые сооружения, но и поучаствовать в одном из самых любимых праздников гоорцев — Оц бан къо, что в дословном переводе с аварского означает «день, когда запрягают быка».

По прогнозам синоптиков, в этот раз на день оц бан должен был выпасть такой снег, что никто бы на улицу не высунулся. Но метеорологи ошиблись. «Аллах благословил наш праздник и подарил нам хороший, ясный день», — говорили довольные гоорцы, встречая гостей села.

Традиции отмечать Оц бан къо в Гооре не изменяют последние 25 лет. В годы советской власти древний праздник не отмечали. Постепенно возвращаться к нему стали в 80-х годах прошлого века. Сегодня день первой борозды, как называют подобные праздники в других селах Дагестана, несмотря на свои языческие корни, легко вплелся в современность, и сегодня гоорцы, сопровождая праздник уже мусульманскими молитвами, отмечают его с большим размахом. Молитва в поле начинается со слов «Бисмилляхи рахмани рахим» — пахарь приступает к работе с именем Аллаха, а следовательно, все будет хорошо.

Источник

Мой Дагестан

**Некоторые национальные праздники Дагестана

8615

Национальные праздники Дагестана связаны с землей-кормилицей и чаще всего приурочены к какому-либо этапу сельхозработ: посеву, обработке садов, сбору урожая.

Праздник первой борозды

Примерно в одно и то же время, в середине марта, практически во всех селениях празднуется Праздник первой борозды. Корни у него языческие, а по размаху он, пожалуй, превосходит даже Новый год. Привезенный почти две тысячи лет назад с Востока, праздник в разных местностях называется по-разному и отличается порядком проведения, но смысл символизирует один – приход весны, начало посевных работ. Считают, чем веселей пройдет праздник, тем урожайнее будут поля.

Задолго до ритуала выбирается пахарь из числа умелых земледельцев. Он должен быть удачлив в делах, отличаться крепким здоровьем. Обязательная примета – наличие густых волос, чтобы всходы тоже были густыми и обильными.

В назначенный день женщины приносят на общий стол приготовленную еду, мясо, хлеб, кувшины с бузой. На сельской площади собираются все сельчане, многие в национальных одеждах. После общей трапезы пахарь ведет всех в поле, где проводит сохой несколько борозд и густо засевает их. На этом ритуальная часть праздника заканчивается.

Весь оставшийся день посвящается состязаниям и танцам. Амбициозная и темпераментная молодежь в чем только не соревнуется! Любимые конные скачки, перетягивание каната, метание камней сменяются боями быков или баранов. Холостяки устраивают забеги, в которых победителю вручается наряженная кукла из теста в знак того, что он теперь завидный жених – быстрый и ловкий. Осенью пойдет свататься, тут кукла-приз и пригодится!

Провожают надоевшую зиму, встречают весну, которую часто символизирует девушка в национальной одежде верхом на коне и с факелом в руках. Вечером, когда стемнеет, в селениях разводятся сотни костров, через которые обязательно надо перепрыгнуть. Ведь перепрыгнуть через костер означает очиститься от грехов.

Праздник первой борозды остается главным праздником весеннего Дагестана.

Другие национальные праздники

Из других праздников, связанных с природой, стоит отметить:

Но эти праздники не повсеместные, они проводятся лишь у некоторых народностей Дагестана и частично уже забыты.

Источник

Праздник первой борозды

db73a8bab39b373f682de8e8cdb1224c

Такие обычаи существовали в самых разных уголках Земли. Дагестан пережил и приход ислама, и социализм, поэтому праздник первой борозды сохранился лишь высоко в горах. Правда, отдельные скептики утверждают, что здесь он был заново придуман в пятидесятые годы местным партийным руководством, но мы им верим лишь отчасти — советская власть, наравне с прочими потрясениями, оставила на древнем обряде свой отпечаток, так что теперь это причудливая смесь языческих ритуалов и мусульманских молитв с неистребимым привкусом эпохи строительства коммунизма. Добавьте гремучий кавказский темперамент, удивительные пейзажи и счастье от окончания зимы, длящейся в горах до полугода, хорошенько взболтайте на извилистых дагестанских дорогах, украсьте веточкой яблони, которая зацветает еще под снегом, и вы получите коктейль, отказаться от которого решительно невозможно.

Ну как не выпить за хороший урожай?

В конце марта — начале апреля один из трех районов лакского селения Балхар принимает гостей. Туда приходят мужчины со всего аула. На длинных столах их дожидаются глиняные кувшины с бузой — ячменным хмельным напитком, похожим на квас, пироги-чуду, вареники-кюрзе и бутылки с водкой. Не хватает только праздничного деревца, на котором развешаны вареные яйца, бублики и сладости, — его ставят лишь аварцы и даргинцы. Кавказское гостеприимство похоже на вид спорта, достойный включения в олимпийскую программу. Все пытаются превзойти щедростью и район, дежуривший в прошлом году, и собственных соседей. Иногородних гостей буквально разрывают на части, так что случается завтракать дважды, обедать трижды, а от десятка ужинов и вовсе прятаться, как заправский партизан.

Источник

Праздник первой борозды в дагестане

Праздник первой борозды отмечают народы Западного и Центрального Дагестана – аварцы, даргинцы и лакцы.

6671D62E 152A 4F70 986B F78483A1E797

459D631B 330E 4897 B89E 5C84B07E7CC8

Церемония назначалась не в определенную дату, а когда почва была готова. Первую борозду должен был проводить уважаемый и удачливый человек, у которого непременно растет борода. В него со всех сторон кидали снегом и комьями грязи. Считалось, если он выстоит с невозмутимым лицом, то и колосья будут сильными.

646C8D83 C093 4BB1 B97C 2F475FF9875B

С поля все устремляются обратно в деревню. Молодежь бежит или едет на тракторе, пожилые женщины в черном хором распевают «Ля иляха илля Ллах».

05C85644 3961 4B21 B7DF 180EC52028F1 7D538926 B0E3 41DC AE71 B7A5746CDEB2

Впереди – соревнования. Сельчане, разбившись по возрасту и полу, состязаются в беге. Стараются изо всех сил, порой в азарте хватая соперников за рубашку.

4D3EC3EF 60BE 42A7 82F6 6EF7C65297A6

У финиша на импровизированной трибуне их ждут самые уважаемые люди селения с большими бубликами и фигурами из теста в руках.

499221DA 803E 4D5A A71C 4F7A04BB1116

Хотя это зрелище выглядит современно, корни его уходят в незапамятные времена, а призы для самых быстрых бегунов имели сакральный смысл.

5DEF55A5 50D5 4A41 8866 20898C00C390

В некоторых селах их богато украшают фруктами, орехами, конфетами или вареными яйцами.

F4BE2172 0D71 4308 8AFB 19B767453876

После бега за селом устраивают скачки.

FD8F031D 1EE5 49E4 AA47 D33DC019651B

Смотреть на скачки приходят все: и взрослые, и дети.

A774671B 5512 40DE B907 A0C57FC1B402

Завершается праздник песнями и танцами.

75449950 295D 438E B74C AB638DA71E39 06D2A42E F7E3 432E 9562 D81273ADCAB7

F7A19691 3287 4573 9696 45746BCCB427 A86892A6 A1D6 42FF BCBF 6B38085354CE

Некоторые горянки облачены в старинные наряды с ярко-оранжевыми платками и множеством металлических украшений. Их балхаркам издавна дарили по множеству поводов – рождение, первый шаг, первый зуб…

EBE5CF25 7870 443D 837D E98C6DF21536

Ведь гончарным ремеслом, прославившим селение на весь мир, занимаются только женщины.

263A488F FF90 40C0 BC0E 118C4E031D1D

Значит: их нужно уважать и беречь.

223D1010 2BCD 4F70 84E9 BFC91A28D6C6

В последнее время праздник первой борозды в Балхаре превращается в приманку для туристов. В этот день в маленькое селение съезжается десяток автобусов и множество автомобилей со всей республики и из-за ее пределов. Балхарцы рады приезжим, щедро угощают их обрядовым кушаньем из семи злаков и наперебой зовут в гости.

7AE75537 97A8 455F A246 76B8F27804F0

Праздник заканчивается. Усталые сельчане расходятся по домам. Со следующего дня их ждет тяжелая работа на поле. Но первую борозду провели удачно, пахарь не дрогнул, а значит – урожай будет хорошим.

Источник

Праздник первой борозды в дагестане

Весенний посев семян в Дагестане начинается 25 марта, а осенний – 20 сентября. Хозяйственный год у дагестанцев начинался со дня зимнего солнцестояния – 22 декабря плюс 24 дня, то есть с – 16 января. Когда солнце начало свой путь к зиме – 22 июня, исчисление периодов шло в обратном направлении, начиная за 24-25 дней до 22 декабря.

С началом хозяйственного года земледельцы связывали свои чаяния, которые сопровождали разнообразными действиями магического характера. За месяц до ритуала назначался сельскими властями или избирался сельчанами пахарь (« кузал »). Он должен был быть опытным земледельцем, добрым человеком, удачливым в делах, обладать крепким здоровьем, быть самостоятельным хозяином и обязательно – с густыми волосами. Качества пахаря должны были передаться пашне, от которой ожидали густых всходов и обильного урожая. В соответствии с этими принципами в случае неурожая или засухи вина возлагалась на него. Поэтому случалось, что удачливый пахарь проводил эту процедуру несколько раз подряд. К пашне-кормилице крестьянин питал благоговение. Считалось, что на пахоту нужно выходить морально и физически чистым. В больших селениях Праздник первой борозды проводился ежегодно каждым кварталом в порядке очереди. После объявления праздничного дня начиналась к нему деятельная подготовка. В этот день на место сбора из всех домов женщины несли хлеб, мясо, кувшины с бузой (хмельным напитком горцев, основой для которого служит прокисшее тесто), кашу из семи злаков. Каждая пришедшая с подносом женщина, проделав круг, ставила поднос на общую скатерть. Кто был в состоянии это сделать, мог принести сюда мешок зерна или баранью тушу.

Все обрядовые действия направлены на усиление продуцирующих способностей природы и человека. Старались также, чтобы праздник совпал с полнолунием. Несмотря на некоторые различия в проведении этого ритуала у разных народов республики, Праздник первой борозды был и остается главным весенним праздником в Дагестане.

Источник

Adblock
detector