Меню

праздник первого снопа зажинки

5 июля Праздник Зажинки: как благодарим Землю-Матушку за богатые дары

Коли хотите узнать больше о родных традициях, ощутить дух веселых древнеславянских праздников, такие книги стоит всей семьей читать! Будут они интересны и взрослым, и детям. Даже подростки, которые раньше не любили книги, волшебные былички читают с удовольствием!

Знаете, когда начиналась жатва у славян? Думаете, осенью или уж точно не раньше августа? Праздник зажинки – совсем скоро, в начале июля! Вот так-то: передохнули, отпраздновали летний перелом солнца, потанцевали на празднике Купало, пора за работу в полях приниматься. Июль косит и жнет, спать не дает! Время трудное, да радостное. Какими будут зажинки, таков нынче урожай.

Когда праздник зажинки у славян?

В старину жили в ладу с природой, зажинки праздновали, как первая рожь поспеет. Однако, точно знаем, что праздновали их вскоре после Летнего Сварожья. Нынче днем начала праздника зажинки считаем 5 июля. Горожане могут в этот день о традиционном празднике зажинки вспомнить. А те, кто и нынче работает на земле, сами ведают, когда у них поспеет рожь, начнутся зажинки.

Недаром говорим, что зажинки только начинаются 5 июля. Праздники сбора урожая не один денек справляют – за день тут не управиться. Хорошо лето, да макушка тяжела, земле кланяться велит. В июле много раз приходится к земле наклониться. Парни да девушки травы косят. Старшие женщины да мужики рожь жать начинают. Дети малые не отстают – за сладкими ягодами в леса ходят, первую-то ягодку в рот кладут, а вторую в избу несут.

Как начинается праздник зажинки

На зажинках главная в семье – старшая женка, нынче пора ей обряды творить для богатого урожая. Перво-наперво очищали стол и дом, столы застилали чистым полотном, готовили праздничное угощение. Коли семья большая, глава семьи, старший мужчина, приглашал к столу всех родственников. На празднике зажинки за накрытым столом уговаривались, как нынче будут урожай вместе собирать, как друг дружке помогут.

На другой день на рассвете старшие женщины отправлялись в поля. Брали с собой кушанье: хлеб, молоко, яйца. Не только самим полакомиться после работы, а Землю-Матушку угостить. Женщины серпами сжинали первые колосья – то и есть зажинки, обряд, обещающий щедрый осенний урожай. Первые колосья жница не собирала в сноп, а отдавала земле вместе с угощением. Затем старшие женщины нескольких родов собирали общий большой сноп – знак богатства для всей деревни.

После сами в поле обедали, когда обряд зажинки окончен к жатве приступали все женщины: и замужние, и молодые девушки. Да непременно работали весело, дружно, с песнями:

«Жнеи молодые,
Серпы золотые!
Веселёнько жали
Серпочки мелькали!»

Обряды славянского праздника зажинки

Полон был славянский праздник зажинки волшебных обрядов. Особое место на нем отводилось первому снопу, который непременно хранили весь год. В следующем году при посеве зерна хозяин поля непременно бросит несколько колосьев из первого снопа. А нынче, на праздник зажинки, первыми колосьями выметают худо из жилья.

Женщины, начинающие жатву на зажинки, такой секрет ведали – как наклонишься за первым колосом, надобно непременно сказать:

«Как былинка гнется и не ломится, так бы у меня (имярек) спинка гнулася и не ломалася и не уставала. Вики пувики отныне дувики!»

Песни на зажинках пели не простые. Прислушайтесь к этим словам. В них пожелание щедрого урожая, здоровья, жизнелюбия жницам, да процветания всему Роду:

«А я, молоденька, рожь топчу,
Рожь топчу, рожь топчу,
Травку-муравку вытопчу,
Вытопчу, вытопчу,
Зеленое жито вырастет,
Вырастет, вырастет,
А я, молоденька, буду жать,
Буду жать, буду жать,
И да у снопочки вязать,
Да вязать, да вязать.»

Готовые обряды
Обретение денежного благополучия

Коли живете в городе, будете праздновать зажинки?

Зажинки – праздник наших предков, живших на земле, в ладу с природой. Соблюсти традиции праздника зажинки в городе вряд ли получится, да вспомнить о славянском празднике стоит. Поставьте 5 июля на стол свежий хлеб, а особо хорошо, коли самим получится его испечь. Сделайте варенье из первых собранных ягод да сохраните его на весь год – будет волшебная баночка, которая холодной зимой спасет от хворей.

И, конечно, вспомните наши чудесные славянские песни, которых так много поют на зажинки! Доброй песне в жизни всегда найдется место!

Знаете праздник Зажинки?

Как стать Богиней всего за один вечер? Зелёные Русалии

Источник

Народный праздник Зажинки. История, обычаи и традиции

3d5f0d9e4168915f45e0324ea13edc5a Наталья Плахтеева
Народный праздник Зажинки. История, обычаи и традиции

detsad 14992 1531981085

День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом 21 июля — в память явления иконы в Казани, и 4 ноября — в благодарность за избавление Москвы и всей Руси от польских интервентов.

Икона Божией Матери «Казанская» стала общей святыней Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и всей России.

В старину женщины считали, что в этот день Богородица помогает именно им.

А ещё люди считали, что в такой светлый день торжества православной веры самое подходящее время, чтобы создать новую семью, поэтому 21 июля на Руси было много свадеб.

Есть и старинные народные приметы связанные с погодой в этот день:

Если с утра земля укрыта туманом — будет тепло,

а если дождь идёт — скоро пойдёт снег.

Если солнце светит ярко — зима будет такая же солнечная.

Дождливая погода в этот день является хорошей приметой.

А вот сухая погода, наоборот, является плохой приметой.

В народе говорят, что если на Казанскую нет дождя, то следующий год будет очень тяжёлым.

Другие старинные названия этого дня

русские:

Прокопы летние,. Прокопьев день, Прокоп жнец, Прокопий Жатвенник, Зажинки

белорусские:

Градавы дзень, Градовой день, Пракоп.

украинские:

Прокопа-жниваря, Свято Прокопа, Прокопа-женця.

Зажинки — старинный славянский народный праздник, когда пора выйти в поле, чтобы сжать первые колосья пшеницы.

Знойные дни второй половины июля наполняют энергией солнца колосья хлеба. Зёрна пшеницы и ржи тяжелеют. Колос готов уже отдать своё зерно, чтобы стоял на столах душистый тёплый хлеб, символизирующий щедрость земли, благополучие и достаток.

Поговорки и приметы

Если поспевало жито — в этот день начинали жатву.

Коли на Казанскую черника поспевает, то поспела и рожь.

Прокопий жнец, Прокопий Жатвенник — зажинают рожь.

Если Казанская неделя без дождя, то Ильинская неделя с дождём.

Зажинки – это праздник, который знаменовал собою радость людей при сборе урожая

detsad 14992 1531981261 detsad 14992 1531981268

detsad 14992 1531981292

Первые срезанные колосья привязывали кукле на пояс

detsad 14992 1531981309

Жница – одна из первых кукол, открывающих осеннюю тему. Она символизирует, в первую очередь, женское плодородие, изобилие, способность к зачатию, вынашиванию и рождению.

Кроме того, Жница символизирует женскую рабочую силу и неутомимость

detsad 14992 1531981333

Эта куколка помогала жницам в поле во время уборочной страды, когда работы было невпроворот.

detsad 14992 1531981352

В этот день в старину делался первый «зажин» ржи. Чтобы жатва была обильной, жница, нажав первый сноп, говорила:

«Стань, мой сноп, на тысячу коп!»

Вологодские жницы, приступая к жатве и опоясавшись первыми срезанными колосьями, произносили своего рода заклинание:

«Как былинка гнётся и не ломится, так бы у рабы Божией (называют своё имя) спинка гнулася, и не ломалася, и не уставала.

Во веки веков, аминь!»

Первым сжатым снопом, который вносили в дом, выгоняли мух и тараканов:

«Первый сноп в дом, а клопы и тараканы — вон!»

«Мухи, гады, вон! Идёт хозяин в дом!»

Чрезмерные нагрузки, связанные с жатвой, нередко приводили к хворям и болям. Но возможности болеть не было, и в народе знали о простых и эффективных способах снять боль.

Так, при болях в позвоночнике и общей утомленности, лучшим лекарством считался сон на соломе. Говорили, что солома вытягивает из организма слабость и разбитость.

С большим уважением к родной земле, проходила на Руси страдная пора

detsad 14992 1531981408 detsad 14992 1531981414

У каждого человека в семье были свои обязанности, и каждый знал:

«Как хлеба край, так и под елью рай,

а хлеба ни куска, так и в тереме тоска».

Сегодня старые традиции уходят в прошлое. Но память о народных праздниках сохраняется и до сих пор. Зажинки празднуют в России, Беларуси и Украине.

Правда, современные люди уже не придерживаются строгой даты, а приурочивают этот древний праздник к началу сбора урожая зерновых.

Открытое мероприятие в старшей группе «Обычаи и традиции бурятского народа» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «Серебряное копытце» hУРГУУЛИИН УРДАХИ.

detsad 1566373 1526637579Масленица: ее традиции и обычаи Масленица: традиции и обычаи Существует несколько названий этого праздника: мясопустой Масленицу называют из-за того, что в период празднования.

detsad 1421768 1517083654Беседа с детьми на тему «Рождественские традиции и обычаи станицы Змейской» Тема: традиции и обычаи ст. Змейской Цель: Знакомить детей с традициями празднования кутьи. Пред рождественской традицией Оборудование:.

Музыкальное мероприятие среди педагогов «Традиции и обычаи народов Дагестана!» «Традиции и обычаи народов Дагестана» 1 слайд «Дагестан!» 1-Ведущая: Ассаламуалейкум! Дорогие друзья! Ассаламуалейкум! Добрые гости.

НОД «Национальные костюмы, традиции и обычаи народов Пензенской области» НОД старшей группе на тему: «Национальные костюмы, традиции и обычаи народов Пензенской области» Воспитатель: Алькова В. В.

detsad 218846 1520235278Проект «Обычаи и традиции русского народа» Название проекта «Обычаи и традиции русского народа» составлен воспитателем 1 категории МБОУ «Начальная школа- детский сад №6 компенсирующего.

detsad 206312 1518849158Конспект тематического занятия «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков» «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков» Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный.

Источник

Обряд ЗАЖИНКИ (жатва первого снопа в поле)

ВЕДУЩАЯ : Смотрит хлебное поле в небо,

Беспокойно ходит волной,
Вновь восходит созвездие хлеба

Над счастливой моей страной.

Слава тем, кто наш хлеб лелеял

И заставил расти в вышину!

Кто себя целиком доверил

Золотому, как сердце, зерну!

Знойные дни второй половины июля наполняют энергией солнца колосья хлеба. Зерна пшеницы и ржи тяжелеют, наливаются и приобретают цвет горячего светила. И как только солнце подсушит, подрумянит колоски – это знак того, что наступает пора жнив.

Зажинки – слово теплое и располагающие к себе. Зажинки – это не просто ритуал, это праздник, что знаменует собою радость людей при сборе урожая.

21 июля – день Прокопа Жнеца или как его еще называли – Прокопия Жатвенника. Именно в этот день было принято начинать жатву.

Но в разных местах созревание хлеба проходило постепенно. Поэтому и 29 июля – День Афиногена также считают началом жатвенных работ. В эти дни спадает зной, лето собирается на покой. Жаркие дни постепенно переходят в прохладные ночи, уже слышны легкие шаги Осени.

Первый сжатый сноп называли «именинником». С него начиналась осенняя молотьба, его соломой кормили больную скотину, зерна первого ржаного снопа считались целебными для людей и птиц, его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконами.

1 девочка: Говорило ядреное жито:

«Не могу я в поле стояти,
Колосочки держати!»

На гумне стогами,
В клети коробами,
А на столе- пирогами!

2 девочка: Жатва- время дорогое, никому тут нет покоя.

3 девочка:Будем жито жать,
Во снопочки вязать,
На ток возить,
Цепами молотить!
Рожь поспела- берись за дело!

ВЕДУЩАЯ (выводит девушку и парня):

Погляди, народ честной, жених с невестой пред тобой,

Мы серпы им здесь даем, славу молодым поем,
Прикоснитесь к полю, к хлебу, славу вы воспойте небу!

ДАЕТ СЕРПЫ ПАРНЮ И ДЕВУШКЕ, МОЛОДЫЕ БЕРУТ И ПРИКАСАЮТСЯ К ЗЕМЛЕ, КЛАНЯЯСЬ

ВЕДУЩАЯ ВЕДЕТ НЕВЕСТУ К КАДКЕ И САЖАЕТ НА КВАШНЮ С ТЕСТОМ СО СЛОВАМИ: «Чтобы вы детей родили, те здоровыми чтоб были, ты сиди-посиди да побольше народи!» БРОСАЕТ НА ДЕВУШКУ ЗЕРНА, ВСЕ СЧИТАЮТ НА ЕЕ ГОЛОВЕ ЗЕРНА, СТОЛЬКО В СЕМЬЕ БУДЕТ ДЕТЕЙ.

БЛАГОСЛОВЛЯЕТ МОЛОДЫХ ИКОНОЙ……. (что говорить)

Стало традицией приглашать на «Зажинки» молодоженов, которые в этот день получают в руки серп, чтобы прикоснуться к святыне святых – к земле, к колосу, к хлебу. По древним обрядам молодую садили на квашонку с тестом в знак того, чтобы дети рождались здоровыми. Обсыпали голову молодой жены зерном и считали, сколько зерен оставалось на голове, столько деток и будет в семье. Молодых благословляет батюшка, а в знак достатка молодым парам вручают сжатый ими сноп.

ВЕДУЩАЯ: Эй, вы жнеи молодые,
Серпы золотые!
Приходите завтра,
По утру раненько.

Вы пожните жито,
Ядреное жито.

Уйди, туча грозовая,
У нас нива трудовая!

Ей зеленою быть,
Нам с серпочками ходить.

И в снопочки повязать.

Зажинки начинались торжественно на ранней утренней заре.

СТЕЛИТ НА МЕЖУ ВЫШИТОЕ ПОЛОТЕНЦЕ, КЛАДЕТ ХЛЕБ, СОЛЬ, СТАВИТ КУВШИН С ВОДОЙ, МАЛЕНЬКИЙ СОСУД СО СВЯЧЕНОЙ ВОДОЙ РАСКРЫВАЕТ И КРОПИТ ПОЛЕ. ЗАТЕМ СТУЧИТ ПО КОСЕ (ПРИГОТОВИТЬ ЗАРАНЕЕ)- ВЫГОНЯЕТ С ПОЛЯ ЗАЙЦЕВ.

Первые колосья доверяли срезать самой мудрой и уважаемой в общине женщине (дает серп …).

Солнце праведное, Святые Петр и Юрий, выростили вы хлеб Божий на ниве, дали его нам в руки, докатись, хлеб святой до нашего дома и стола.

охраняли вы нашу ниву, вложили сей хлеб святой в наши руки. А все лишения и зло- идите на леса, на болота, стороной. Згиньте, пропадите, чтобы мы и голоса вашего не слышали.

Благослови, Боже, счастливо зачать.

Кладу первые сжатые колоски накрест, как символ Солнца и людского жития, спасителем котрого стал Иисус Христос, да завяжу из первых сжатых колосков первый сноп- воєводу. Как у нас ведется, сей сноп поставлю перед образами, где стоять он будет до конца молотьбы.

ВЕДУЩАЯ: Первые сжатые колоски не собирали в сноп, их клали возле принесенной в поле еды, а первый сноп торжественно устанавливали в начале поля.

(КОЛОСКИ КЛАДУТ ОКОЛО КУВШИНА С ВОДОЙ И КРАЮШКИ ХЛЕБА)

СТАРШАЯ ЖЕНЩИНА ЖНЕТ

Не добиться без труда

Вот как выросло оно,

Стало твердым, стало спелым,

И от солнца загорелым.

2 девочка: Эй, подружки, не зевайте, серпы в руки собирайте!

Становитесь с нами в ряд, будем ниву нашу жать! (РАЗДАЮТ СЕРПЫ ЖЕЛЕЮЩИМ)

3 девочка: Жали-пожали, три пряди нажали:

4 девочка: Первая прядь- на еду,

1 девочка: Вторая – на семена,

2 девочка: Третья- про запас.

3 девочка: Спасибо, серпок, что меня ты уберег,
теперь я тебя поберегу,
Пшеничкой накормлю (вытирает серп колосками)

Родись, хлеб, и водись, на тот год не переводись!

ВСЕ СЖАТЫЕ КОЛОСКИ ВЯЖУТ В СНОП

4 девочка: Гей, вставайте около, девчата,

Будем сноп прибирать!

Цветочками богато украшать,

Чтобы весь народ дивился,

Какой снопик получился:

Каждый колос зерном налитый.

СНОП УКРАШАЮТ И СТАВЯТ В НАЧАЛЕ ПОЛОСЫ

1 девочка: Пусть же щедро земля наливается соком

И колосится первый сноп, І

И пусть же родит больше с каждым годом

Его величество- славный хлеб!

К Успению(28 августа) оканчивалась уборка ржи и посев озимого хлеба. По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть не срезанных колосьев, перевязывали их лентами- «завязывали бороду» и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Оставляя несколько несжатых колосьев, жнеи надеялись вернуть земли силу, потраченную ей на выращивание урожая. Чтобы усилить это действие, «бороду» украшали лентой, свивали в венок, пригибая его к земле, прикапывали.

Девочки вьют бороду из несжатых колосьев – завивают венок и, украшают его лентами, поют либо приговаривают.

Уже мы вьем, вьем бороду

У Васильевича да на широком,

У Васильевича да на широком.

Да на горы высокой,

На земле чернопахотной, на землицы на пахотной

Вейся, вейся, борода,

ВЕДУЩАЯ: Кто говорит Христу на бородку, а кто говорит Христу на постельку. Устанет, ходя-то, он, батюшка, может и прилечь захочет, может и на нашей соломке приляжет.

На Астафия (3 октября) примечали: «Астафий ветряк дует всяк». Если в этот день будет ветер с юга, значит, будет хороший урожай озимого хлеба на будущий год. С Астафия –ветродуя работали ветряные мельницы. Сусеки крестьянских амбаров заполнялись мукой свежего помола. «Бела беляна по полю гуляла, домой пришла – в сусек легла».

1 девочка: Сжали нивку до конца,

До последнего венца.

Конец нивушке, конец,
Будем заплетать венец.

(плетут венок из колосьев и цветов, одна девушка надевает его на себя, все идут в деревню, несут сноп в избу)

2 девочка : Будет село весело!
Мы веночки несем

Из яровой пшенички,

Из озимой пшенички!

3 девочка : Мы не просто идем,
Мы веночки несем!
Открывайте ворота,
Выкупайте венок!

( хозяин выкупает его у жниц деньгами, ставит в красный угол со словами: «Встань, мой сноп, на тысячу коп!»(чтобы сноп встал как тысяча копен, а в копне было 60 снопов).

4 девочка : Веселись, кум Пахом,
У тебя богатый дом.

Плуги в поле золотые,
Ячмени стоят густые.

У тебя овец не счесть.

Времечко, лети,
Хлебушко, расти
До новой весны, до нового лета,
До нового хлеба!

ВЕДУЩАЯ: Ставили «гаспадарок» в красный угол под иконами, собирали с колосьев зерно и обязательно добавляли в отборные зерна, что предназначались для будущего посева.

Но и после этого сноп не выбрасывали, хранили до Рождества. Из стеблей пшеницы скручивали «закрутку», которая потом использовалась от лечения всех болезней. Солому отдавали животным, чтобы не болели и приносили богатый приплод.

В каждой семье пели ритуальные зажиночные песни и устраивали праздничный ужин, где обязательно использовали еду, принесенную с поля.

Уж вы жнеи, жнеи молодые-

Уж вы жали, жали, не ленились,

А, обжавши ниву, пойте, веселитесь.

ДЛЯ ВАС Я ОБЪЯВЛЯЮ ХЛЕБНУЮ ВИКТОРИНУ (за верный ответ вручается баранка или калач)

1. Что такое хлеб? Какой хлеб бывает? (Растения, зерна которых употребляют в пищу, называют словом хлеб; хлеб бывает на корню, в зернах, печеный.)

2. Какой хлеб – черный или белый – считают русским национальным хлебом? (черный ржаной хлеб)

3. Как называют хлеб, которым угощают гостей? (Пирог. Слово пир первоначально означало праздничный хлеб, отсюда – «пирог».)

4. Что такое «сусек»? (Ящик для ссыпки зерна, муки.)

5. Продолжите поговорку «Не худо, что булка …» (с полпуда).

6. Загадаю загадку, закину на грядку: моя загадка в рост пойдет калачом взойдет (колос пшеницы).

7. Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? (Блины)

8. О чем эта загадка: «из-под липова куста бьет метелица густа»? (Муку сеют.)

9. Продолжите поговорку «Хлеба ни куска, так и в доме …» (тоска)

10. В какой русской народной сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то пшеницу мять да таскать»? (Сивка-бурка)

11. Что это за борозда: «Стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужики пашут. А борозды не распахивают: оставляют на память»? о ком идет речь? О чем? Подсказка: проложена борозда от Киева до самого Черного моря. (Никита Кожемяка, Никитина борозда.)

12. Отгадайте загадку:

Лежит мужичок в золотом кафтане,

Подпоясан, а не поясом;

Не поднимешь – так и не встанет. (Сноп.)

13. Кто не велел в сказке садится на пенек и есть пирожок? (Маша)

Зимой на крюку. (Серп)

1.Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном, на столбе золотом.

Вместе связанные стоят.

Руками машет, хлеба просит.

Даш ей хлеба — назад отдает.

ВЕДУЩАЯ: Каравай чтобы отведать, надо нам еще побегать, печь разжечь, колоть дрова, квашню ставить нам пора!

УЧАСТНИКИ ДЕЛЯТСЯ НА 3 КОМАНДЫ ПО 5 ЧЕЛОВЕК и УЧАВСТВУЮТ В СОСТЯЗАНИЯХ

1. Расколоть дрова по 1 чурочке на команду.

2. Сложить дрова в печь.

3. Принести коромыслом воды (по 2 ведра).

4. Перелить воду в чугун и на ухвате перенести в печь.

5. Раскатать тесто в сочень.

ВЕДУЩАЯ ВЫНОСИТ КАРАВАЙ:

1 девочка : Вот он, хлебушко – душистый,

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

С этими словами она преподносит его гостям.

ВЕДУЩАЯ: Душистый, теплый, словно в давнем детстве,

Родной землей вскормленный каравай-

Ты с другом разделил, и вот светло на сердце,
Как будто полдень плещет через край.

О, каравай, волшебный древний знахарь,

Мне мудрости твоей вкусить дано.

Благодарю, земля и смуглый пахарь,
За доброе целебное зерно…

Разделим хлеб под нашим чистым небом,
В кругу веселых сосен и берез.

Да будет жизнь таким же добрым хлебом,
Что на дрожжах родной земли возрос!

2 девочка: Убран хлеб и тише стало,
Жарко дышат закрома.

Поле спит, оно устало,
Приближается зима.

Над селом дымки плывут,
Пироги в домах пекут,
Заходите, не стесняйтесь,

Добрым хлебом угощайтесь!

ВЕДУЩАЯ: К хлебу всегда было уважительное отношение, но к первому караваю, испеченному из свежей муки, особенно благоговейное. Вся семья собиралась к трапезе. Резал каравай самый уважаемый человек в семье. Резал его стоя, тонкими ломтиками, не спеша, прижимая к груди.

Есть семьи где и по сей день режут хлеб только стоя, перед едой его целуют. Многие сметают крошки со стола и кладут в рот в знак уважения к нему.

Так говорили и деды и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова –

Сила великая хлебушку дадена.

Надо беречь хлеб – щедрость Земли,

Силу страны, дар великой природы.

Наши далекие предки почитали каравай не только как обрядовый круглый хлеб с украшениями, но и как мифологическое существо.

Согласно сказаниям, каравай, вернувшийся с неба, видел там месяц и многое другое.

ИГРА «КАРАВАЙ, ГДЕ БЫВАЛ?» image001 image002

ВЕДУЩАЯ: Каравай на стол пришел, праздник в дом принес, на стол. Каравай кто добывал? Кто тут силу прилагал? Выбираем Каравай. В круг ты встань и поиграй!

В круг вставай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!

Пекаря! Он не грел на печке бок,
Каравай ребятам пек.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь, выбирай!

Мельника! Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку.

Мельник, с нами поиграй,
Кого хочешь, выбирай!

Хлебопашца! Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал!
А награда-урожай! Всех на праздник приглашай!

3 девочка: Слава урожаю в закромах!
Слава караваю на столах!

Слава, слава дружным рукам!

Слава, слава труженикам!

4 девочка : Поскорее накрывай стол скатеркой чистой,

Перед нами каравай с корочкой душистой.

Крутобок и маслян он,
В меру крут, посолен,
Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем.

Режь да ешь от всей души,
Силы набирайся,
Лишь напрасно не кроши,
Хлебом не бросайся.

Чтобы в добрый, светлый час

Хлеб на стол явился,
Кто-то встал пораньше нас

И крепко потрудился.

ВЕДУЩАЯ: ТРУД ХЛЕБОРОБА ПОЧЕТЕН И СЕГОДНЯ ЭТОТ КАРАВАЙ Я ВРУЧАЮ……. КОМБАЙНЕРУ ХОЗЯЙСТВА…… ТЕМ САМЫМ ПЕРЕДАЮ ЕМУ ЭСТАФЕТУ ЖАТВЫ ЗЕРНОВЫХ.

Источник

Зажинки

Зажинки (Зажынкі) — один из древнейших земледельческих праздников. По одним источникам он праздновался 21 июля в день Прокопия Жатвенника (Прокопа Жнеца). Считалось, что «Прокоп летний — жней и жатвенник, жатву начинает». По другим — 29 июля в день памяти священномученика Афиногена, епископа Пидахвийского.

В народе считали, что на Афиногена (Финогена) пташки задумываются (замолкают). Лето перешагнуло знойный возраст. «Если этот день с теплом да со светом — уберешься загодя со жнитвом, а коли будет дождливым — хлеб в снопе прорастет» (погода будет сырой). Примерно с этого периода по народным приметам заканчиваются жаркие дни, ночи становятся холоднее.

Традиционно, начало и конец уборки урожая торжественно отмечались и сельской общиной, и в каждой семье. Считалось, что каков будет зажин, таковы и Зажинки.

Жатва подводила итог всему многодневному труду крестьянина. К началу жатвы готовились как к большому празднику. Хозяйка мыла дом, хозяин убирал двор, гумно. Стол застилали белой скатертью. Перед началом жатвы каждая хозяйка или хозяин ходили осматривать свои нивы: поспел ли колос, пора ли жать. В некоторых местах проводили обряд «пакрывания поля».

4241

Потом начинали жать первый сноп — «гаспадарок». Он считался именинным. Обычно его зажинала старшая в семье женщина. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы. С него же начинают осенью молотьбу, а соломой кормили больную скотину. Зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц.

Вечером каждая семья устраивала праздничный ужин, на котором обязательно была еда, принесенная с поля. Пели специальные песни.

В современной Беларуси точной даты Зажинки не имеют и празднуются в день начала уборочной кампании.

Другие праздники в разделе «Праздники Беларуси» 7

Источник

Праздники урожая: Зажинки, Спожинки, Дожинки и Осенины

Когда работать, если у славян так много праздников? Секрет в том, что многие праздники были связаны с трудом. В эти дни полагалось не отдыхать, а трудиться на благо своего Рода и общины. Таковы славянские праздники сбора урожая: Зажинки, Спожинки и Дожинки. Завершаются они Осенинами, только здесь наступает пора для недолгого отдыха.

%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B3 1

Как определить даты праздников урожая?

В старь к дням празднования относились не так, как нынче. Сейчас всякий праздник имеет для нас одну верную дату. Раньше же многие праздники были связаны с работой и изменениями природы, потому их даты могли сдвигаться. Праздники сбора урожая начинают, конечно, когда уже есть спелые плоды, когда колосья налились силой и готовы к жатве.

Даты праздников отличаются в зависимости от региона страны. В южной местности урожай начинают собирать раньше, а то и вовсе делают это не один раз за лето. На севере на сбор урожая остается совсем немного времени – работа должна завершиться к осенним дождям. Потому если урожай у вас ещё не поспел к Зажинкам, праздновать этот день стоит позже.

Зажинки: начало сбора урожая

%D0%B7%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B81

Зажинки, первый праздник сбора урожая, выпадает на 5 июля. В это время всюду начинали сбор даров природы. Где ещё не поспела пшеница и рожь, начинали сенокос. Дети ходили в лес за ягодами и приносили корзины с ними в дом.

Зажинки на поле начинают старшие женщины. Большуха, старшая женщина в семье, отправляется на поле. С собой женщины приносят дары для Матери Сырой Земли. На Зажинки каждая женщина сжинала первый сноп и складывала его вместе с другими снопами, от всей общины. Так делали большой общий сноп, который должен был принести богатый урожай.

После обряда к жатве приступают все женщины деревни. Убирали урожай с песнями:

Рожь топчу, рожь топчу,

Зеленое жито вырастет,

А я, молоденька, буду жать,

Буду жать, буду жать,

И да у снопочки вязать,

Спожинки: середина сбора урожая, совместная жатва

Спожинки – праздник не столь торжественный, как Зажинки. «Спожинки» значит «совместная жатва». Начиналась она с 15 августа. В это время собирались всей общиной, деревней, смотрели, сколько урожая осталось убрать, на чьем поле больше всего несжатых колосьев, кому нужна помощь.

Спожинки начинаются сразу после Медового спаса. Когда на столе появился первый мёд, хозяева зовут гостей и уговариваются с ними об общей работе – толоке. Участие в толоке могло оплачиваться деньгами или частью урожая. Часто приходили на Спожинки и чтобы повидаться с друзьями-подругами, поработать вместе, ведь так дело веселее спорится.

На раздольице широкой

А стоит народ всей толпой

Глядит народ толоку.

%D1%8F%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8

Дожинки: окончание жатвы

Праздник окончания жатвы называют иначе Дожинками. Выпадает он на 22 августа, но может быть и позже. Главное, успеть дожать до начала Осенин, празднования дня Авсеня.

Дожинки считаются также праздником Лешего. В это время хозяин лесов ещё не засыпает, но люди уже начинают прощаться с ним. На границе леса и поля приносят дары Лешему. Хозяина леса благодарят за помощь, за то, что лесные звери не повредили посевам, просят помочь и на следующее лето.

Осенины: не один день, а неделя праздников

Осенинами звали всякий съезжий осенний праздник, т.е. день, когда собирается за одним столом родня, в том числе из соседних деревень. Точной даты этот праздник не имеет, однако, вернее всего праздновать Осенины вместе с Авсенем, праздником Осеннего Солнца.

Начинают подготовку к Осенинам 19 сентября. Мужчины собираются на братчину, вместе садятся за стол и не просто пируют, а обсуждают, кто сколько урожая собрал, хватит ли до весны, кому помочь нужно. На братчине делят обязанности по подготовке общего праздника Авсеня для всей деревни.

%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8

Авсень или Таусень выпадает на день Осеннего Равнодествия. Но праздновать его можно долго, начиная с 19 и до 25 сентября. За это время встарь успевали встретить Осенины, принять гостей в своём доме, ответить им тем же, погулять на деревенском празднике.

Источник

Древний праздник «Зажинки»: обряды и традиции белорусов

Зажинки – это не просто обряд, это праздник, радость людей при сборе урожая.

Самое читаемое

cms image 000077520

Древний праздник «Зажинки»: обряды и традиции белорусов / Фото: Сергей Багров

Зажинки (Зажынкі) — один из древнейших земледельческих праздников. По одним источникам он праздновался 21 июля в день Прокопия Жатвенника (Прокопа Жнеца). Считалось, что «Прокоп летний — жней и жатвенник, жатву начинает». По другим — 29 июля в день памяти священномученика Афиногена, епископа Пидахвийского.

В народе считали, что на Афиногена (Финогена) пташки задумываются (замолкают). Лето перешагнуло знойный возраст.

«Если этот день с теплом да со светом — уберешься загодя со жнитвом, а коли будет дождливым — хлеб в снопе прорастет» (погода будет сырой).

Примерно с этого периода по народным приметам заканчиваются жаркие дни, ночи становятся холоднее.

cms image 000077522Древний праздник «Зажинки»: обряды и традиции белорусов

Традиционно, начало и конец уборки урожая торжественно отмечались и сельской общиной, и в каждой семье. Считалось, что каков будет зажин, таковы и Зажинки.

Жатва подводила итог всему многодневному труду крестьянина. К началу жатвы готовились как к большому празднику. Хозяйка мыла дом, хозяин убирал двор, гумно. Стол застилали белой скатертью. Перед началом жатвы каждая хозяйка или хозяин ходили осматривать свои нивы: поспел ли колос, пора ли жать. В некоторых местах проводили обряд «пакрывания поля».

На Зажинки отправлялись или утром до восхода солнца, или в сумерках. Самую первую сжатую жменю колосьев жнея клала не в сноп, а отдельно на поле вместе с хлебом и сыром.

cms image 000077523Древний праздник «Зажинки»: обряды и традиции белорусов

Потом начинали жать первый сноп — «гаспадарок». Он считался именинным. Обычно его зажинала старшая в семье женщина. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы. С него же начинают осенью молотьбу, а соломой кормили больную скотину. Зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц.

Вечером каждая семья устраивала праздничный ужин, на котором обязательно была еда, принесенная с поля. Пели специальные песни.

В современной Беларуси точной даты Зажинки не имеют и празднуются в день начала уборочной кампании.

Источник

Обряд ЗАЖИНКИ (жатва первого снопа в поле)

ВЕДУЩАЯ : Смотрит хлебное поле в небо,

Беспокойно ходит волной,
Вновь восходит созвездие хлеба

Над счастливой моей страной.

Слава тем, кто наш хлеб лелеял

И заставил расти в вышину!

Кто себя целиком доверил

Золотому, как сердце, зерну!

Знойные дни второй половины июля наполняют энергией солнца колосья хлеба. Зерна пшеницы и ржи тяжелеют, наливаются и приобретают цвет горячего светила. И как только солнце подсушит, подрумянит колоски – это знак того, что наступает пора жнив.

Зажинки – слово теплое и располагающие к себе. Зажинки – это не просто ритуал, это праздник, что знаменует собою радость людей при сборе урожая.

21 июля – день Прокопа Жнеца или как его еще называли – Прокопия Жатвенника. Именно в этот день было принято начинать жатву.

Но в разных местах созревание хлеба проходило постепенно. Поэтому и 29 июля – День Афиногена также считают началом жатвенных работ. В эти дни спадает зной, лето собирается на покой. Жаркие дни постепенно переходят в прохладные ночи, уже слышны легкие шаги Осени.

Первый сжатый сноп называли «именинником». С него начиналась осенняя молотьба, его соломой кормили больную скотину, зерна первого ржаного снопа считались целебными для людей и птиц, его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконами.

1 девочка: Говорило ядреное жито:

«Не могу я в поле стояти,
Колосочки держати!»

На гумне стогами,
В клети коробами,
А на столе- пирогами!

2 девочка: Жатва- время дорогое, никому тут нет покоя.

3 девочка:Будем жито жать,
Во снопочки вязать,
На ток возить,
Цепами молотить!
Рожь поспела- берись за дело!

ВЕДУЩАЯ (выводит девушку и парня):

Погляди, народ честной, жених с невестой пред тобой,

Мы серпы им здесь даем, славу молодым поем,
Прикоснитесь к полю, к хлебу, славу вы воспойте небу!

ДАЕТ СЕРПЫ ПАРНЮ И ДЕВУШКЕ, МОЛОДЫЕ БЕРУТ И ПРИКАСАЮТСЯ К ЗЕМЛЕ, КЛАНЯЯСЬ

ВЕДУЩАЯ ВЕДЕТ НЕВЕСТУ К КАДКЕ И САЖАЕТ НА КВАШНЮ С ТЕСТОМ СО СЛОВАМИ: «Чтобы вы детей родили, те здоровыми чтоб были, ты сиди-посиди да побольше народи!» БРОСАЕТ НА ДЕВУШКУ ЗЕРНА, ВСЕ СЧИТАЮТ НА ЕЕ ГОЛОВЕ ЗЕРНА, СТОЛЬКО В СЕМЬЕ БУДЕТ ДЕТЕЙ.

БЛАГОСЛОВЛЯЕТ МОЛОДЫХ ИКОНОЙ……. (что говорить)

Стало традицией приглашать на «Зажинки» молодоженов, которые в этот день получают в руки серп, чтобы прикоснуться к святыне святых – к земле, к колосу, к хлебу. По древним обрядам молодую садили на квашонку с тестом в знак того, чтобы дети рождались здоровыми. Обсыпали голову молодой жены зерном и считали, сколько зерен оставалось на голове, столько деток и будет в семье. Молодых благословляет батюшка, а в знак достатка молодым парам вручают сжатый ими сноп.

ВЕДУЩАЯ: Эй, вы жнеи молодые,
Серпы золотые!
Приходите завтра,
По утру раненько.

Вы пожните жито,
Ядреное жито.

Уйди, туча грозовая,
У нас нива трудовая!

Ей зеленою быть,
Нам с серпочками ходить.

И в снопочки повязать.

Зажинки начинались торжественно на ранней утренней заре.

СТЕЛИТ НА МЕЖУ ВЫШИТОЕ ПОЛОТЕНЦЕ, КЛАДЕТ ХЛЕБ, СОЛЬ, СТАВИТ КУВШИН С ВОДОЙ, МАЛЕНЬКИЙ СОСУД СО СВЯЧЕНОЙ ВОДОЙ РАСКРЫВАЕТ И КРОПИТ ПОЛЕ. ЗАТЕМ СТУЧИТ ПО КОСЕ (ПРИГОТОВИТЬ ЗАРАНЕЕ)- ВЫГОНЯЕТ С ПОЛЯ ЗАЙЦЕВ.

Первые колосья доверяли срезать самой мудрой и уважаемой в общине женщине (дает серп …).

Солнце праведное, Святые Петр и Юрий, выростили вы хлеб Божий на ниве, дали его нам в руки, докатись, хлеб святой до нашего дома и стола.

охраняли вы нашу ниву, вложили сей хлеб святой в наши руки. А все лишения и зло- идите на леса, на болота, стороной. Згиньте, пропадите, чтобы мы и голоса вашего не слышали.

Благослови, Боже, счастливо зачать.

Кладу первые сжатые колоски накрест, как символ Солнца и людского жития, спасителем котрого стал Иисус Христос, да завяжу из первых сжатых колосков первый сноп- воєводу. Как у нас ведется, сей сноп поставлю перед образами, где стоять он будет до конца молотьбы.

ВЕДУЩАЯ: Первые сжатые колоски не собирали в сноп, их клали возле принесенной в поле еды, а первый сноп торжественно устанавливали в начале поля.

(КОЛОСКИ КЛАДУТ ОКОЛО КУВШИНА С ВОДОЙ И КРАЮШКИ ХЛЕБА)

СТАРШАЯ ЖЕНЩИНА ЖНЕТ

Не добиться без труда

Вот как выросло оно,

Стало твердым, стало спелым,

И от солнца загорелым.

2 девочка: Эй, подружки, не зевайте, серпы в руки собирайте!

Становитесь с нами в ряд, будем ниву нашу жать! (РАЗДАЮТ СЕРПЫ ЖЕЛЕЮЩИМ)

3 девочка: Жали-пожали, три пряди нажали:

4 девочка: Первая прядь- на еду,

1 девочка: Вторая – на семена,

2 девочка: Третья- про запас.

3 девочка: Спасибо, серпок, что меня ты уберег,
теперь я тебя поберегу,
Пшеничкой накормлю (вытирает серп колосками)

Родись, хлеб, и водись, на тот год не переводись!

ВСЕ СЖАТЫЕ КОЛОСКИ ВЯЖУТ В СНОП

4 девочка: Гей, вставайте около, девчата,

Будем сноп прибирать!

Цветочками богато украшать,

Чтобы весь народ дивился,

Какой снопик получился:

Каждый колос зерном налитый.

СНОП УКРАШАЮТ И СТАВЯТ В НАЧАЛЕ ПОЛОСЫ

1 девочка: Пусть же щедро земля наливается соком

И колосится первый сноп, І

И пусть же родит больше с каждым годом

Его величество- славный хлеб!

К Успению(28 августа) оканчивалась уборка ржи и посев озимого хлеба. По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть не срезанных колосьев, перевязывали их лентами- «завязывали бороду» и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Оставляя несколько несжатых колосьев, жнеи надеялись вернуть земли силу, потраченную ей на выращивание урожая. Чтобы усилить это действие, «бороду» украшали лентой, свивали в венок, пригибая его к земле, прикапывали.

Девочки вьют бороду из несжатых колосьев – завивают венок и, украшают его лентами, поют либо приговаривают.

Уже мы вьем, вьем бороду

У Васильевича да на широком,

У Васильевича да на широком.

Да на горы высокой,

На земле чернопахотной, на землицы на пахотной

Вейся, вейся, борода,

ВЕДУЩАЯ: Кто говорит Христу на бородку, а кто говорит Христу на постельку. Устанет, ходя-то, он, батюшка, может и прилечь захочет, может и на нашей соломке приляжет.

На Астафия (3 октября) примечали: «Астафий ветряк дует всяк». Если в этот день будет ветер с юга, значит, будет хороший урожай озимого хлеба на будущий год. С Астафия –ветродуя работали ветряные мельницы. Сусеки крестьянских амбаров заполнялись мукой свежего помола. «Бела беляна по полю гуляла, домой пришла – в сусек легла».

1 девочка: Сжали нивку до конца,

До последнего венца.

Конец нивушке, конец,
Будем заплетать венец.

(плетут венок из колосьев и цветов, одна девушка надевает его на себя, все идут в деревню, несут сноп в избу)

2 девочка : Будет село весело!
Мы веночки несем

Из яровой пшенички,

Из озимой пшенички!

3 девочка : Мы не просто идем,
Мы веночки несем!
Открывайте ворота,
Выкупайте венок!

( хозяин выкупает его у жниц деньгами, ставит в красный угол со словами: «Встань, мой сноп, на тысячу коп!»(чтобы сноп встал как тысяча копен, а в копне было 60 снопов).

4 девочка : Веселись, кум Пахом,
У тебя богатый дом.

Плуги в поле золотые,
Ячмени стоят густые.

У тебя овец не счесть.

Времечко, лети,
Хлебушко, расти
До новой весны, до нового лета,
До нового хлеба!

ВЕДУЩАЯ: Ставили «гаспадарок» в красный угол под иконами, собирали с колосьев зерно и обязательно добавляли в отборные зерна, что предназначались для будущего посева.

Но и после этого сноп не выбрасывали, хранили до Рождества. Из стеблей пшеницы скручивали «закрутку», которая потом использовалась от лечения всех болезней. Солому отдавали животным, чтобы не болели и приносили богатый приплод.

В каждой семье пели ритуальные зажиночные песни и устраивали праздничный ужин, где обязательно использовали еду, принесенную с поля.

Уж вы жнеи, жнеи молодые-

Уж вы жали, жали, не ленились,

А, обжавши ниву, пойте, веселитесь.

ДЛЯ ВАС Я ОБЪЯВЛЯЮ ХЛЕБНУЮ ВИКТОРИНУ (за верный ответ вручается баранка или калач)

1. Что такое хлеб? Какой хлеб бывает? (Растения, зерна которых употребляют в пищу, называют словом хлеб; хлеб бывает на корню, в зернах, печеный.)

2. Какой хлеб – черный или белый – считают русским национальным хлебом? (черный ржаной хлеб)

3. Как называют хлеб, которым угощают гостей? (Пирог. Слово пир первоначально означало праздничный хлеб, отсюда – «пирог».)

4. Что такое «сусек»? (Ящик для ссыпки зерна, муки.)

5. Продолжите поговорку «Не худо, что булка …» (с полпуда).

6. Загадаю загадку, закину на грядку: моя загадка в рост пойдет калачом взойдет (колос пшеницы).

7. Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? (Блины)

8. О чем эта загадка: «из-под липова куста бьет метелица густа»? (Муку сеют.)

9. Продолжите поговорку «Хлеба ни куска, так и в доме …» (тоска)

10. В какой русской народной сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то пшеницу мять да таскать»? (Сивка-бурка)

11. Что это за борозда: «Стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужики пашут. А борозды не распахивают: оставляют на память»? о ком идет речь? О чем? Подсказка: проложена борозда от Киева до самого Черного моря. (Никита Кожемяка, Никитина борозда.)

12. Отгадайте загадку:

Лежит мужичок в золотом кафтане,

Подпоясан, а не поясом;

Не поднимешь – так и не встанет. (Сноп.)

13. Кто не велел в сказке садится на пенек и есть пирожок? (Маша)

Зимой на крюку. (Серп)

1.Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном, на столбе золотом.

Вместе связанные стоят.

Руками машет, хлеба просит.

Даш ей хлеба — назад отдает.

ВЕДУЩАЯ: Каравай чтобы отведать, надо нам еще побегать, печь разжечь, колоть дрова, квашню ставить нам пора!

УЧАСТНИКИ ДЕЛЯТСЯ НА 3 КОМАНДЫ ПО 5 ЧЕЛОВЕК и УЧАВСТВУЮТ В СОСТЯЗАНИЯХ

1. Расколоть дрова по 1 чурочке на команду.

2. Сложить дрова в печь.

3. Принести коромыслом воды (по 2 ведра).

4. Перелить воду в чугун и на ухвате перенести в печь.

5. Раскатать тесто в сочень.

ВЕДУЩАЯ ВЫНОСИТ КАРАВАЙ:

1 девочка : Вот он, хлебушко – душистый,

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

С этими словами она преподносит его гостям.

ВЕДУЩАЯ: Душистый, теплый, словно в давнем детстве,

Родной землей вскормленный каравай-

Ты с другом разделил, и вот светло на сердце,
Как будто полдень плещет через край.

О, каравай, волшебный древний знахарь,

Мне мудрости твоей вкусить дано.

Благодарю, земля и смуглый пахарь,
За доброе целебное зерно…

Разделим хлеб под нашим чистым небом,
В кругу веселых сосен и берез.

Да будет жизнь таким же добрым хлебом,
Что на дрожжах родной земли возрос!

2 девочка: Убран хлеб и тише стало,
Жарко дышат закрома.

Поле спит, оно устало,
Приближается зима.

Над селом дымки плывут,
Пироги в домах пекут,
Заходите, не стесняйтесь,

Добрым хлебом угощайтесь!

ВЕДУЩАЯ: К хлебу всегда было уважительное отношение, но к первому караваю, испеченному из свежей муки, особенно благоговейное. Вся семья собиралась к трапезе. Резал каравай самый уважаемый человек в семье. Резал его стоя, тонкими ломтиками, не спеша, прижимая к груди.

Есть семьи где и по сей день режут хлеб только стоя, перед едой его целуют. Многие сметают крошки со стола и кладут в рот в знак уважения к нему.

Так говорили и деды и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова –

Сила великая хлебушку дадена.

Надо беречь хлеб – щедрость Земли,

Силу страны, дар великой природы.

Наши далекие предки почитали каравай не только как обрядовый круглый хлеб с украшениями, но и как мифологическое существо.

Согласно сказаниям, каравай, вернувшийся с неба, видел там месяц и многое другое.

ИГРА «КАРАВАЙ, ГДЕ БЫВАЛ?» image001 image002

ВЕДУЩАЯ: Каравай на стол пришел, праздник в дом принес, на стол. Каравай кто добывал? Кто тут силу прилагал? Выбираем Каравай. В круг ты встань и поиграй!

В круг вставай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!

Пекаря! Он не грел на печке бок,
Каравай ребятам пек.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь, выбирай!

Мельника! Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку.

Мельник, с нами поиграй,
Кого хочешь, выбирай!

Хлебопашца! Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал!
А награда-урожай! Всех на праздник приглашай!

3 девочка: Слава урожаю в закромах!
Слава караваю на столах!

Слава, слава дружным рукам!

Слава, слава труженикам!

4 девочка : Поскорее накрывай стол скатеркой чистой,

Перед нами каравай с корочкой душистой.

Крутобок и маслян он,
В меру крут, посолен,
Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем.

Режь да ешь от всей души,
Силы набирайся,
Лишь напрасно не кроши,
Хлебом не бросайся.

Чтобы в добрый, светлый час

Хлеб на стол явился,
Кто-то встал пораньше нас

И крепко потрудился.

ВЕДУЩАЯ: ТРУД ХЛЕБОРОБА ПОЧЕТЕН И СЕГОДНЯ ЭТОТ КАРАВАЙ Я ВРУЧАЮ……. КОМБАЙНЕРУ ХОЗЯЙСТВА…… ТЕМ САМЫМ ПЕРЕДАЮ ЕМУ ЭСТАФЕТУ ЖАТВЫ ЗЕРНОВЫХ.

Источник

5 июля Праздник Зажинки: как благодарим Землю-Матушку за богатые дары

Коли хотите узнать больше о родных традициях, ощутить дух веселых древнеславянских праздников, такие книги стоит всей семьей читать! Будут они интересны и взрослым, и детям. Даже подростки, которые раньше не любили книги, волшебные былички читают с удовольствием!

Знаете, когда начиналась жатва у славян? Думаете, осенью или уж точно не раньше августа? Праздник зажинки – совсем скоро, в начале июля! Вот так-то: передохнули, отпраздновали летний перелом солнца, потанцевали на празднике Купало, пора за работу в полях приниматься. Июль косит и жнет, спать не дает! Время трудное, да радостное. Какими будут зажинки, таков нынче урожай.

Когда праздник зажинки у славян?

В старину жили в ладу с природой, зажинки праздновали, как первая рожь поспеет. Однако, точно знаем, что праздновали их вскоре после Летнего Сварожья. Нынче днем начала праздника зажинки считаем 5 июля. Горожане могут в этот день о традиционном празднике зажинки вспомнить. А те, кто и нынче работает на земле, сами ведают, когда у них поспеет рожь, начнутся зажинки.

Недаром говорим, что зажинки только начинаются 5 июля. Праздники сбора урожая не один денек справляют – за день тут не управиться. Хорошо лето, да макушка тяжела, земле кланяться велит. В июле много раз приходится к земле наклониться. Парни да девушки травы косят. Старшие женщины да мужики рожь жать начинают. Дети малые не отстают – за сладкими ягодами в леса ходят, первую-то ягодку в рот кладут, а вторую в избу несут.

Как начинается праздник зажинки

На зажинках главная в семье – старшая женка, нынче пора ей обряды творить для богатого урожая. Перво-наперво очищали стол и дом, столы застилали чистым полотном, готовили праздничное угощение. Коли семья большая, глава семьи, старший мужчина, приглашал к столу всех родственников. На празднике зажинки за накрытым столом уговаривались, как нынче будут урожай вместе собирать, как друг дружке помогут.

На другой день на рассвете старшие женщины отправлялись в поля. Брали с собой кушанье: хлеб, молоко, яйца. Не только самим полакомиться после работы, а Землю-Матушку угостить. Женщины серпами сжинали первые колосья – то и есть зажинки, обряд, обещающий щедрый осенний урожай. Первые колосья жница не собирала в сноп, а отдавала земле вместе с угощением. Затем старшие женщины нескольких родов собирали общий большой сноп – знак богатства для всей деревни.

После сами в поле обедали, когда обряд зажинки окончен к жатве приступали все женщины: и замужние, и молодые девушки. Да непременно работали весело, дружно, с песнями:

«Жнеи молодые,
Серпы золотые!
Веселёнько жали
Серпочки мелькали!»

Обряды славянского праздника зажинки

Полон был славянский праздник зажинки волшебных обрядов. Особое место на нем отводилось первому снопу, который непременно хранили весь год. В следующем году при посеве зерна хозяин поля непременно бросит несколько колосьев из первого снопа. А нынче, на праздник зажинки, первыми колосьями выметают худо из жилья.

Женщины, начинающие жатву на зажинки, такой секрет ведали – как наклонишься за первым колосом, надобно непременно сказать:

«Как былинка гнется и не ломится, так бы у меня (имярек) спинка гнулася и не ломалася и не уставала. Вики пувики отныне дувики!»

Песни на зажинках пели не простые. Прислушайтесь к этим словам. В них пожелание щедрого урожая, здоровья, жизнелюбия жницам, да процветания всему Роду:

«А я, молоденька, рожь топчу,
Рожь топчу, рожь топчу,
Травку-муравку вытопчу,
Вытопчу, вытопчу,
Зеленое жито вырастет,
Вырастет, вырастет,
А я, молоденька, буду жать,
Буду жать, буду жать,
И да у снопочки вязать,
Да вязать, да вязать.»

Готовые обряды
Обретение денежного благополучия

Коли живете в городе, будете праздновать зажинки?

Зажинки – праздник наших предков, живших на земле, в ладу с природой. Соблюсти традиции праздника зажинки в городе вряд ли получится, да вспомнить о славянском празднике стоит. Поставьте 5 июля на стол свежий хлеб, а особо хорошо, коли самим получится его испечь. Сделайте варенье из первых собранных ягод да сохраните его на весь год – будет волшебная баночка, которая холодной зимой спасет от хворей.

И, конечно, вспомните наши чудесные славянские песни, которых так много поют на зажинки! Доброй песне в жизни всегда найдется место!

Знаете праздник Зажинки?

Как стать Богиней всего за один вечер? Зелёные Русалии

Источник

Adblock
detector