Меню

праздник памяти сергия радонежского

Святой Сергий Радонежский 2022: какого числа по церковному календарю

Когда день памяти святого Сергия Радонежского в 2022 году?

День памяти святого Сергия Радонежского в 2022 году отмечается дважды.

По старому стилю день памяти Сергия Радонежского отмечался церковным календарем 25 сентября. Обретение мощей Сергия Радонежского по старому стилю церковным календарем отмечался 5 июля. Даты не являются переходящими, отмечаются православной церковью в один и тот же день каждый год.

Житие Сергия Радонежского

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, возле Ростова, в семье бояров. По рождению он получил имя Варфоломей. С рождения младенец по средам и пятницам не принимал молока матери, когда его мать употребляла в пищу мясо, он также отказывался от молока. Вместе с братьями Стефаном и Петром посещал церковно-приходскую школу.

Учеба тяжело давалась мальчику, но однажды он встретил молящегося старца, поделился с ним своими проблемами в изучении грамоты и попросил помолится за него. После чего учеба стала удаваться Варфоломею намного легче.

С малых лет Варфоломей очень строго относился к пище и постам. Вместо игр со сверстниками, мальчик ходил в церковь, читал святые и духовные книги. В 1328 году семья Варфоломея разорилась и переехала в Радонеж из Ростова. Варфоломей хотел стать монахом, однако родители попросили его позаботиться о них до смерти. Впрочем, позже, и они приняли монашеский постриг и доживали жизнь в монастырях.

После похорон родителей, Варфоломей направился в Хотьково-Покровский монастырь, к старшему брату иноку Стефану. Однако пробыл он там недолго и в 1335 году, месте с братом оставил монастырь и основал пустынь в глухом Радонежском бору. Тут он построил маленькую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Сейчас на этом месте стоит соборный храм также во имя Святой Троицы.

Жизнь их была тяжела и аскетична. Стефан не выдержал таких испытаний и уехал в Богоявленский монастырь. где позже стал игуменом. Варфоломей, оставшись один, позвал к себе старца Митрофана, который и постриг его в монахи. Наречен он был Сергием. В житие Сергия Радонежского сказано что он жил нелегко, кормил дикий зверей.

Вскоре появились другие монахи, которые хотели жить рядом с Сергием и возвели себе кельи. Таких монахов оказалось 12 человек. Тут служили службы, приглашали священников, поскольку сам Сергий не хотел принимать сан. Сергий оставался образцом смирения для монахов – он, наравне со всеми, выполнял любую работу. Носил воду, рубил дрова, варил еду, а ночью усердно молился. Своим примером он подтверждал установленное правило – жить по своим трудам, а не с помощью подаяний.

Со временем, обитель стала известной, все больше людей жертвовали свое имущество и переселялись ближе. Монастырь перестал терпеть нужду, и постепенно превращался в богатую обитель. О ней узнали в Константинополе, и Вселенский Патриарх Филофей торжественно передал Сергию крест, параман, схиму и грамоту, в которой он славил его за такое добродетельное житие.

По совету патриарха преподобный Сергий ввёл в обители общинножительный устав, который потом был взят за основу практически во всех монастырях на Руси. Начав жить по строгому уставу, монахи стали роптать на тяжелую жизнь, ведь они уже привыкли к достатку. Видя это, преподобный Сергий решил оставить монастырь и отправился к реке Киржач, где основал новую обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Без Сергия Радонежского прежний монастырь стал приходить в упадок, и митрополит Алексий попросил Сергия вернуться. Преподобный Сергий выполнил просьбу святителя и возвратился обратно, оставив Киржачский монастырь на попечение преподобного Романа, своего любимого ученика.

Люди любили Преподобного Сергия и почитали его наравне со святыми отцами, но он все равно оставался образцом смирения, людская слава не была для святого жизненной необходимостью.

Преподобный Сергий был духовно близок с митрополитом Алексием, который очень хотел, после своей смерти, оставить Русскую митрополию на попечение святого. Сергий так и не стал первосвятителем, смиренно отказавшись от такой чести.

Дожив до преклонных лет, Сергий, незадолго до своей кончины, благословил быть игуменом своего ученика преподобного Никона, опытного в духовной жизни и послушании.

Где находятся мощи святого

8 октября 1392 года преподобный Сергий Радонежский скончался. За свою жизнь, кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей, таких, как Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во всех этих обителях настоятелями он ставил своих учеников.

Также, более 40 обителей было основано его учениками: Саввой, Ферапонтом, Сильвестром, Кириллом и другими.

Мощи преподобного Сергия Радонежского были похоронены и по сей день хранятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, которая находится в городе Сергиев Посад Московской области.

О чем молятся Сергию Радонежскому

Святой Сергий Радонежский считается одним из покровителей Москвы и поэтому именно его просят защитить столицу от различных неурядиц и проблем. Также к святому обращаются с просьбами о процветании всей нашей страны.

Перед иконой святого Сергия молятся о защите детей от злого влияния, о помощи в учебе, а также о покровительстве вдов и детей, которые остались без попечения.

По сказаниям, молитва преподобному Сергию может помочь в праведных судебных делах, он защищает Вас от судебных ошибок или несправедливостей. Также, поскольку Сергий Радонежский сам был смиренным, молитвы перед его образом помогают в укрощении гордыни или своей, или другого человека.

Источник

День Сергия Радонежского 2020: как отмечается и что нельзя делать в праздник

photo2020 07 2913 41 23

svyatoj sergij

В четверг, 8 октября, православные верующие чествуют память преподобного Сергия Радонежского, который считается величайшим подвижником земли Русской и покровителем учащихся.

Как отмечается праздник, о чем просят святого и что нельзя делать в этот день, читайте далее в материале OBOZREVATEL.

Кто такой Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский – иеромонах Русской церкви, основатель Свято-Троицкой лавры и других монастырей. С XV века почитается в лике преподобных, считается величайшим подвижником земли Русской и покровителем учащихся.

В житии святого указано, что с детства ему трудно давалась грамота и его часто наказывали учителя. Но однажды Варфоломей (данное родителями имя святого) повстречал в поле старца. Они поговорили, помолились, съели просфору – и с тех пор Сергий стал учиться лучше многих сверстников.

sergij radonezhskij

Преподобный благословил войско Дмитрия Донского на победу в Куликовской битве, «тихими и кроткими словами» он мог усмирять сердца даже самых ожесточенных воинов и князей. Также Сергий Радонежский прославился даром чудотворений: на исцеление к нему приводили больных со всей Руси.

Святой дожил до глубокой старости. Он умер 8 октября 1392 года, предсказав свой уход в мир иной за полгода. Перед смертью он сказал монахам: «Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную». Мощи Сергия хранятся в Троице-Сергиевой лавре.

В день памяти Сергия Радонежского верующие стараются не пропустить службу в храме и помолиться святому.

Святой Сергий мог найти ключ к сердцу даже самого противоречивого человека, поэтому его просят о помощи, когда необходимо вразумить властителей или защитить страну от врагов. Также святой помогает тем, кто испытывает трудности в обучении; является заступником вдов, детей, обладателей имени Сергий и помогает в самых трудных ситуациях.

В День памяти Сергия Радонежского наши предки обязательно наводили в доме порядок, мылись и надевали чистую одежду – разводить грязь в праздник считалось неуважением к святому.

Праздник известен в народе как Сергей Капустник, или Сергей Курятник: святой считался покровителем домашней птицы. Также в этот день традиционно всей семьей занимались засолкой капусты.

К столу подавали пироги и другую выпечку с капустой: считалось, что это принесет мир, покой и достаток в дом.

osen

Ругаться, злиться, сквернословить, желать другим зла, гадать, заниматься магией и оккультизмом – как и во все другие дни.

Отказывать тем, кто нуждается в помощи.

Переедать, злоупотреблять алкоголем.

Поднимать с земли деньги и другие ценности. Согласно суеверию, это к несчастьям и неприятностям.

Готовить блюда из курицы и яиц, так как святой Сергий считается покровителем домашней птицы. Лучше подавать к столу ягоды, овощи, каши.

В ночь на 8 октября выпадал снег – зима наступит в Михайлов день – 21 ноября.

Северный ветер – к холодной зиме, южный – к теплой, западный – к снежной.

Молитва святому Сергию Радонежскому

Этой молитвой можно попросить у святого помощи в развитии ума у детей, даровании способностей к учебе.

О, священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся и небесныя силы приобщивыйся, но от нас духом любве твоея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от Великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен: веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делех благих преспеяние и благословение, младенцем воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

Как сообщал OBOZREVATEL, ранее ПЦУ объяснила происхождение популярного фразеологизма «умывать руки».

Источник

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?

2764 1

Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Русские земли по-разному пережили набег ордынцев. И если Европейская часть, более известная сегодня как Украина и Беларусь, уже к середине столетия практически избавилась от политического диктата со стороны оккупантов, то Восток еще не один десяток лет ощущал на себе всю мощь поработителей. А это очень многое значило. На Западе Руси с середины столетия татары практически не вмешивались в политику князей, ограничиваясь лишь поборами и грабежом. А вот Восток вплоть до конца XV века вынужден был считаться с мнением ханов, и даже Великие князья Московские проходили унизительную процедуру признания легитимности своей власти захватчиками.

Все это не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты. Например, русский святитель Кирилл, ставший митрополитом почти сразу после нашествия Батыя и всю жизнь старавшийся наладить церковную жизнь, в своих записках описывал больше не нищету и разорение, а глубокое нравственное одичание людей. Состояние было даже хуже, чем до крещения Руси – настолько сильно разрушило иго духовный фундамент общества.

Кроме того, на выжженной и опустошенной территории почти не осталось монахов. Те же, немногие, кто смог спастись, уходили в глухие леса. Приток свежих сил в иноческие ряды был очень слабым – народ настолько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о Вечности в то время мало кого интересовали. Каждый стремился просто выжить, даже не задумываясь о чем-то более возвышенном. Если же и находились люди, желающие стать на путь монашеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монастырей, кто как мог. Ведь старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, излагающие правила монашеского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ.

sergiy1 1

Для полноты картины важно не забывать и тот факт, что чем дальше на восток и север от Киева находились земли, тем дольше длилась их христианизация. На этом фоне преподобному Сергию предстояло в буквальном смысле совершить духовную революцию в глуши отдаленных русских земель, превратив их во второй очаг православной веры. С именем этого человека связан блистательный и неповторимый в отечественной истории расцвет иноческого жития на Востоке Руси.

Первое, что сделал преподобный Сергий, – изменил отношение к монашескому подвигу. В сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению – человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасенным, свободным от прежних грехов. Именно поэтому среди князей и бояр долгое время бытовал обычай предсмертного принятия иночества. Святой Сергий восстанавливает лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утверждает истинное понимание монашества. Для всех преподобных отцов, как до Сергия, так и после него, принятие пострига – это не «второе Крещение», не «билет в Рай» и не гарантия спасения – это лишь его возможность через крест непрестанного очищения от грехов; крест послушания до полного самоотречения. И только от самого монаха зависит, использует ли он эту возможность или нет.

Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители. Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.

Основание монастырей в описываемую эпоху происходило по такой схеме: подвижник, чающий молитвенного уединения, уходил в лес. Через некоторое время около него собирались другие иноки, и на месте кельи отшельника вырастал монастырь. А старец, тяготясь своей славой, снова уходил в пустынные места, и все повторялось сначала. Была и другая схема, когда инок какого-нибудь монастыря, стяжав благодатные дары Святого Духа, покидал свою родную обитель и основывал другую, уже в ином месте. Князья и богачи тоже строили монастыри, но иноческую жизнь в этих обителях все равно налаживали иноки, прошедшие трудную школу пустынножительства.

XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества. В течение двух веков – XIV и XV – прославились Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Челмогорский, Стефан Махрищский, Александр Куштский, Стефан Пермский, Пахомий Нерехтский, Дионисий Суздальский, Сергий Нуромский, Кирилл Белозерский, Савватий Соловецкий, Андрей Рублев. Это список неполный, его можно продолжать, не говоря уже о подвижниках, имен которых мы не знаем, и которые по своему смирению остались неизвестными. Многих святых связывают узы личной дружбы, которую они пронесли через всю свою жизнь.

Эти преподобные отцы служили не только Богу, но и людям. И если мы внимательно будем читать их жития, то заметим, что чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Русский инок во все времена оставался верным сыном своего Отечества, и, несмотря на то, что он отрекается от мирской суеты, сам мир, его проблемы и беды, не становятся иноку чуждыми. Возносясь душой к Богу, монах продолжает болеть за свой народ и молится за него.

В XVI веке, когда наша земля стала оправляться от ужасов татарщины, когда Московское государство окрепло и у людей появилось ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне, монашество стало клониться к закату. С приходом в страну благополучия и процветания все меньше людей хотело отрекаться от комфорта и достатка, уходить подальше от мира и искать спасение в обители. Подвиг, конечно, продолжал совершаться, многие иноки достигли святости, но в общем потоке монашеского движения уже не было той живой движущей силы, той массовости, которая была присуща иночеству эпохи святого Сергия и его учеников.

Но, несмотря на все дальнейшие перипетии, которые ожидали Церковь и Россию в последующих веках, фигура Радонежского игумена оставалась путеводной звездой для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвятить себя Богу. И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещенное» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своем подвиге. Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, – и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, – все это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил великий Радонежский инок.

В заставке и материале использованы репродукции картин художника Александра Простева

Читайте другие материалы о святом Сергии Радонежском

Источник

8 октября — день памяти преподобного Сергия Радонежского

8 октября Русская Православная Церковь вспоминает преставление одного из самых почитаемых русских святых — преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.

Преподобный Сергий Радонежский (в миру носил имя Варфоломей) родился ок. 1314 года в семье боярина Кирилла и его супруги Марии. В детстве не мог освоить грамоту, но в тринадцатилетнем возрасте встретил схимника-чудотворца, по молитве которого научился читать и писать.

Этой встрече посвящена картина М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

После смерти родителей Варфоломей удалился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже подвизался его брат Стефан. Будучи склонным к пустынножительству, убедил Стефана удалиться в густой лес (Радонежский бор). Там, на берегу реки Кончуры на холме Маковец они построили деревянную церковь во имя Святой Троицы.

Стефан впоследствии отправился в Богоявленскую обитель в Москву, а Варфоломей остался пустынножительствовать. Позже он встретил некоего игумена Митрофана и принял от него постриг с именем Сергий. Вокруг подвижника образовался монастырь, вскорости приобретший славу, которая дошла до самого Константинополя. Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие).

Насельники обители жили от своих трудов, не принимая подаяния. Игумен Сергий сам трудился наравне с братией.

Преподобного Сергия очень уважал святитель Алексий Московский и даже желал видеть своим преемником, но Сергий отказался.

Преподобный Сергий пользовался также большим уважением князей. Великий князь Дмитрий Донской часто прислушивался к его советам, благословение на Куликовскую битву он получил именно от радонежского игумена. Кроме того, преподобный Сергий благословил пойти на битву двух своих иноков — Пересвета и Ослябу. К этому моменту, также не без помощи Сергия, примирявшего враждующих, почти все князья уже признавали главенство князя Дмитрия.

Преподобный Сергий преставился в 1392 году, а уже через тридцать лет были обретены его мощи. Ныне они находятся в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В 1919 году мощи были вскрыты большевиками и находились в музее до 1946 года, когда вновь были возвращены Церкви.

Источник

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

flag ruflag uaflag mdflag grflag en

sobor

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Тверской области И.М. Руденей

Святейший Патриарх Кирилл провел очередное заседание Архиерейского совета Московской митрополии

Святейший Патриарх Кирилл принял заместителя председателя ОВЦС архиепископа Ереванского Леонида

Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с 75-летием со дня рождения

Председатель Государственной Думы РФ В.В. Володин поздравил Предстоятеля Русской Церкви с 75-летием со дня рождения

Архив

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского

9

8 октября 2021 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца (1392), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. Святого, который в ряду всех русских преподобных стоит на первом месте. Именно преподобный Сергий заложил, собственно говоря, основу того русского монашества, к которому принадлежит и нынешнее поколение иночествующих. Этой монашеской традиции уже сотни лет, и она выдерживает испытания временем, даже самые суровые. Мы знаем, что во времена тягчайших гонений, которые выпали на долю Церкви нашей и народа нашего в суровом XX веке, многие теряли жизненные ориентиры, многие отказывались от веры страха ради, но монашествующие в абсолютном своем большинстве сохраняли верность Господу даже до смерти.

Мы почитаем преподобного Сергия Радонежского совершенно особым образом. Он действительно заложил традицию русского монашества, живущую до сего дня, и к нему стекается множество народа. И возникает вопрос: а почему к святым, которые отделены от нас столетиями, народ продолжает идти, а к самым выдающимся героям, к самым выдающимся государственным деятелям народ не приходит? А происходит это вот почему. Преподобный Сергий в жизни своей совершил много дивных дел, но ведь и другие совершали! Однако самое великое дело, которое он и сегодня совершает в жизни наших современников, — это то, что они, приходя к гробнице преподобного Сергия в Троице-Сергиевой лавре, встречаются с чудом.

Вот и сегодня люди приходят к Преподобному. Давайте попытаемся назвать хоть одно имя политического деятеля, военачальника, деятеля культуры, к которому приходили бы тысячами люди, чтобы поклониться его останкам, чтобы приложиться к его гробу, чтобы помолиться у этого гроба за себя, за своих родных и близких. А что такое слабый, тихий инок, живший в лесу, перед лицом князей, царей, величайших полководцев? Но до сих пор к святому Старцу земли Русской мы притекаем с молитвой и с уверенностью, что в ответ на искреннюю молитву он поможет, — и помогает! Потому и люди идут. Как говорит пословица, к пустому колодцу за водой не приходят, и если бы не было помощи от Преподобного, то не было бы и тысяч паломников, которые стекаются к лавре преподобного Сергия.

Обычно в этот день я совершаю Божественную службу у Преподобного, но нынешние обстоятельства помешали мне это осуществить. Конечно, говорю об этом с большой скорбью, но ввиду эпидемии мне, по категорическому требованию врачей, предложено в этом году воздержаться от посещения Преподобного.

Прошу всех вас помолиться обо мне, чтобы Господь укрепил мои силы физические и духовные, но более всего я прошу всех вас и вообще всех православных христиан земли нашей молиться о Церкви нашей, о народе нашем, о том, чтобы вера православная укреплялась в наших сердцах, чтобы никакие жизненные обстоятельства, искушения и соблазны не поколебали веры нашего народа в Господа и Спасителя, в предстательство пред Ним святых угодников. И одним из ярчайших в числе таковых был и остается для всех нас преподобный богоносный Сергий, игумен Радонежский, чудотворец.

Его молитвами да хранит Господь землю нашу, народ наш от соблазнов, от разделений, от искушений, да помогает всем нам хранить веру православную, через которую и сохраняется историческое самосознание нашего народа. И пусть эта вера, несмотря на множество вызовов со стороны современного мира, укрепляется в наших сердцах и помогает нам достойно и праведно идти по своему жизненному пути, — с тем чтобы достойным и праведным был исторический путь нашего народа. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Источник

Святой Сергий Радонежский 2022: какого числа по церковному календарю

Когда день памяти святого Сергия Радонежского в 2022 году?

День памяти святого Сергия Радонежского в 2022 году отмечается дважды.

По старому стилю день памяти Сергия Радонежского отмечался церковным календарем 25 сентября. Обретение мощей Сергия Радонежского по старому стилю церковным календарем отмечался 5 июля. Даты не являются переходящими, отмечаются православной церковью в один и тот же день каждый год.

Житие Сергия Радонежского

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, возле Ростова, в семье бояров. По рождению он получил имя Варфоломей. С рождения младенец по средам и пятницам не принимал молока матери, когда его мать употребляла в пищу мясо, он также отказывался от молока. Вместе с братьями Стефаном и Петром посещал церковно-приходскую школу.

Учеба тяжело давалась мальчику, но однажды он встретил молящегося старца, поделился с ним своими проблемами в изучении грамоты и попросил помолится за него. После чего учеба стала удаваться Варфоломею намного легче.

С малых лет Варфоломей очень строго относился к пище и постам. Вместо игр со сверстниками, мальчик ходил в церковь, читал святые и духовные книги. В 1328 году семья Варфоломея разорилась и переехала в Радонеж из Ростова. Варфоломей хотел стать монахом, однако родители попросили его позаботиться о них до смерти. Впрочем, позже, и они приняли монашеский постриг и доживали жизнь в монастырях.

После похорон родителей, Варфоломей направился в Хотьково-Покровский монастырь, к старшему брату иноку Стефану. Однако пробыл он там недолго и в 1335 году, месте с братом оставил монастырь и основал пустынь в глухом Радонежском бору. Тут он построил маленькую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Сейчас на этом месте стоит соборный храм также во имя Святой Троицы.

Жизнь их была тяжела и аскетична. Стефан не выдержал таких испытаний и уехал в Богоявленский монастырь. где позже стал игуменом. Варфоломей, оставшись один, позвал к себе старца Митрофана, который и постриг его в монахи. Наречен он был Сергием. В житие Сергия Радонежского сказано что он жил нелегко, кормил дикий зверей.

Вскоре появились другие монахи, которые хотели жить рядом с Сергием и возвели себе кельи. Таких монахов оказалось 12 человек. Тут служили службы, приглашали священников, поскольку сам Сергий не хотел принимать сан. Сергий оставался образцом смирения для монахов – он, наравне со всеми, выполнял любую работу. Носил воду, рубил дрова, варил еду, а ночью усердно молился. Своим примером он подтверждал установленное правило – жить по своим трудам, а не с помощью подаяний.

Со временем, обитель стала известной, все больше людей жертвовали свое имущество и переселялись ближе. Монастырь перестал терпеть нужду, и постепенно превращался в богатую обитель. О ней узнали в Константинополе, и Вселенский Патриарх Филофей торжественно передал Сергию крест, параман, схиму и грамоту, в которой он славил его за такое добродетельное житие.

По совету патриарха преподобный Сергий ввёл в обители общинножительный устав, который потом был взят за основу практически во всех монастырях на Руси. Начав жить по строгому уставу, монахи стали роптать на тяжелую жизнь, ведь они уже привыкли к достатку. Видя это, преподобный Сергий решил оставить монастырь и отправился к реке Киржач, где основал новую обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Без Сергия Радонежского прежний монастырь стал приходить в упадок, и митрополит Алексий попросил Сергия вернуться. Преподобный Сергий выполнил просьбу святителя и возвратился обратно, оставив Киржачский монастырь на попечение преподобного Романа, своего любимого ученика.

Люди любили Преподобного Сергия и почитали его наравне со святыми отцами, но он все равно оставался образцом смирения, людская слава не была для святого жизненной необходимостью.

Преподобный Сергий был духовно близок с митрополитом Алексием, который очень хотел, после своей смерти, оставить Русскую митрополию на попечение святого. Сергий так и не стал первосвятителем, смиренно отказавшись от такой чести.

Дожив до преклонных лет, Сергий, незадолго до своей кончины, благословил быть игуменом своего ученика преподобного Никона, опытного в духовной жизни и послушании.

Где находятся мощи святого

8 октября 1392 года преподобный Сергий Радонежский скончался. За свою жизнь, кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей, таких, как Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во всех этих обителях настоятелями он ставил своих учеников.

Также, более 40 обителей было основано его учениками: Саввой, Ферапонтом, Сильвестром, Кириллом и другими.

Мощи преподобного Сергия Радонежского были похоронены и по сей день хранятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, которая находится в городе Сергиев Посад Московской области.

О чем молятся Сергию Радонежскому

Святой Сергий Радонежский считается одним из покровителей Москвы и поэтому именно его просят защитить столицу от различных неурядиц и проблем. Также к святому обращаются с просьбами о процветании всей нашей страны.

Перед иконой святого Сергия молятся о защите детей от злого влияния, о помощи в учебе, а также о покровительстве вдов и детей, которые остались без попечения.

По сказаниям, молитва преподобному Сергию может помочь в праведных судебных делах, он защищает Вас от судебных ошибок или несправедливостей. Также, поскольку Сергий Радонежский сам был смиренным, молитвы перед его образом помогают в укрощении гордыни или своей, или другого человека.

Источник

8 октября — день памяти преподобного Сергия Радонежского

8 октября Русская Православная Церковь вспоминает преставление одного из самых почитаемых русских святых — преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.

Преподобный Сергий Радонежский (в миру носил имя Варфоломей) родился ок. 1314 года в семье боярина Кирилла и его супруги Марии. В детстве не мог освоить грамоту, но в тринадцатилетнем возрасте встретил схимника-чудотворца, по молитве которого научился читать и писать.

Этой встрече посвящена картина М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

После смерти родителей Варфоломей удалился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже подвизался его брат Стефан. Будучи склонным к пустынножительству, убедил Стефана удалиться в густой лес (Радонежский бор). Там, на берегу реки Кончуры на холме Маковец они построили деревянную церковь во имя Святой Троицы.

Стефан впоследствии отправился в Богоявленскую обитель в Москву, а Варфоломей остался пустынножительствовать. Позже он встретил некоего игумена Митрофана и принял от него постриг с именем Сергий. Вокруг подвижника образовался монастырь, вскорости приобретший славу, которая дошла до самого Константинополя. Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие).

Насельники обители жили от своих трудов, не принимая подаяния. Игумен Сергий сам трудился наравне с братией.

Преподобного Сергия очень уважал святитель Алексий Московский и даже желал видеть своим преемником, но Сергий отказался.

Преподобный Сергий пользовался также большим уважением князей. Великий князь Дмитрий Донской часто прислушивался к его советам, благословение на Куликовскую битву он получил именно от радонежского игумена. Кроме того, преподобный Сергий благословил пойти на битву двух своих иноков — Пересвета и Ослябу. К этому моменту, также не без помощи Сергия, примирявшего враждующих, почти все князья уже признавали главенство князя Дмитрия.

Преподобный Сергий преставился в 1392 году, а уже через тридцать лет были обретены его мощи. Ныне они находятся в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В 1919 году мощи были вскрыты большевиками и находились в музее до 1946 года, когда вновь были возвращены Церкви.

Источник

Adblock
detector