Меню

праздник опресноков что это в библии

Опресноки

Опре́сноки, или опресно́ки (др.-греч. ἄζυμα; ст.‑слав. опрѣсно́ки) — 1) неква­шен­ный, прес­ный хлеб; хлеб, при­го­тов­лен­ный на основе без­дрож­же­вого теста; 2) хлеб­ные изде­лия, при­го­тов­ляв­ши­еся иуде­ями на основе без­дро­же­вого теста к празд­нику опрес­но­ков.

opresnoki

В связи с чем был уста­нов­лен празд­ник опрес­но­ков?

Празд­ник опрес­но­ков был уста­нов­лен в связи с исто­ри­че­скими собы­ти­ями, пред­ше­ство­вав­шими и спо­соб­ство­вав­шими выходу Изра­иль­ского народа из Египта. Явив­шись Моисею, Бог напра­вил его в Египет с осо­бен­ной мис­сией: выве­сти Изра­иль из страны пира­мид ( Исх.3:2-10 ).

Несмотря на то, что Моисей, испол­няя реше­ние Божье, тре­бо­вал от фара­она, чтобы тот отпу­стил еврей­ский народ, фараон не желал этого. И это при том, что ему было ска­зано Мои­сеем, что он высту­пает не сам от себя, а в каче­стве Божьего послан­ника.

Для того, чтобы при­ну­дить пра­ви­теля к под­чи­не­нию, Гос­подь стал насы­лать на Египет страш­ные бед­ствия, одно за другим. О каждом из этих бед­ствий, впо­след­ствии назван­ных каз­нями еги­пет­скими, Моисей пре­ду­пре­ждал фара­она зара­нее. Таким обра­зом, бед­ствия имели для него зна­че­ние угрозы.

Казни сле­до­вали одна за другой, но несмотря на то, что они нано­сили серьёз­ный урон еги­пет­скому цар­ству, пра­ви­тель про­дол­жал упор­ство­вать. Послед­нее, самое страш­ное бед­ствие сло­мило его сопро­тив­ле­ние, и он вынуж­ден был под­чи­ниться Боже­ствен­ному Про­ви­де­нию, вынуж­ден был отпу­стить еврей­ский народ. Это послед­нее бед­ствие состо­яло в том, что у егип­тян погибли пер­венцы, вклю­чая пер­венца самого фара­она и пер­вен­цев среди скота ( Исх.12:29-31 ).

Сыны же Изра­иля были избав­лены от гибели своих пер­вен­цев. Обсто­я­тель­ства избав­ле­ния были свя­заны с жерт­вой Богу — пас­халь­ными агн­цами, — кровь кото­рых евреи пред­ва­ри­тельно нанесли на косяки и пере­кла­дины дверей своих жилищ ( Исх.12:7 ), и плоть кото­рых, после того, как агнцы были запе­чены на огне, потреб­ля­лась всем обще­ством Изра­иля ( Исх.12:3-6 ).

Пасхальные агнцы поеда­лись вместе с горь­кими тра­вами и прес­ным хлебом ( Исх.12:8 ). В связи с упо­мя­ну­тыми собы­ти­ями еврей­ский народ, поки­нул Египет, осво­бо­дился от раб­ства и сде­лался сво­бод­ным. В память об этом Гос­подь утвер­дил празд­ник опрес­но­ков, одной из обря­до­вых черт кото­рого стало: вку­шать семь дней прес­ный хлеб ( Исх.12:15 ). При этом в домах евреев не должно было нахо­диться квас­ного ( Исх.12:15 ).

В чём смысл спора с като­ли­ками об опрес­но­ках?

Наряду с тем, что Рим­ская цер­ковь, отда­ля­ясь от Пра­во­сла­вия, поз­во­ляла себе иска­жать дог­маты Все­лен­ской Церкви, она иска­жала и тра­ди­ци­он­ные нормы бого­слу­жеб­ной прак­тики хри­стиан. Одно из таких иска­же­ний отно­сится к исполь­зо­ва­нию в Таин­стве Евха­ри­стии опрес­но­ков. Есть весо­мые осно­ва­ния счи­тать, что начало этой прак­тике было поло­жено не ранее чем в X–XI вв.

Чем же римо-като­лики оправ­ды­вают эту прак­тику? На каких осно­ва­ниях зиждется их убеж­ден­ность, что Евха­ри­стию нужно совер­шать не на квас­ном хлебе, а на опрес­но­ках?

В защиту данной идеи пред­ста­ви­тели Рим­ской церкви ука­зы­вают, глав­ным обра­зом, на два “биб­лей­ских” осно­ва­ния: 1) на то, что Тайная вечеря будто бы была совер­шена в первый день опрес­но­ков, когда вку­ше­ние квас­ного хлеба не доз­во­ля­лось зако­ном, и, сле­до­ва­тельно, Спа­си­тель, уста­нав­ли­вая Таин­ство Евха­ри­стии, исполь­зо­вал не квас­ной хлеб, но прес­ный, не вскис­ший; 2) на слова апо­стола Павла: «Посему станем празд­но­вать не со старою заквас­кою, не с заквас­кою порока и лукав­ства, но с опрес­но­ками чистоты и истины» ( 1Кор.5:8 ).

Однако оба этих так назы­ва­е­мых «осно­ва­ния» не оправ­ды­вают прак­тику совер­ше­ния Евха­ри­стии на опрес­но­ках.

Что каса­ется вре­мени совер­ше­ния Тайной вечери по отно­ше­нию к вет­хо­за­вет­ной Пасхе, то она, оче­видно, состо­я­лась не 14-го, а 13-го Нисана (то есть до празд­ника вет­хо­за­вет­ной Пасхи ( Ин.13:1 )), когда опрес­ноч­ные дни ещё не насту­пили.

Что каса­ется слов апо­стола Павла об опрес­но­ках, их, как сле­дует из кон­тек­ста речи, сле­дует пони­мать не бук­вально, при­ме­ни­тельно к пра­ви­лам совер­ше­ния Таин­ства Евха­ри­стии в Церкви Хри­сто­вой, а ино­ска­за­тельно, духовно. В этом выра­же­нии он при­зы­вает после­до­ва­те­лей воз­дер­жаться от вет­хого кваса, при­зы­вает их к нрав­ствен­ной чистоте и духов­ному совер­шен­ство­ва­нию.

Сле­дует отме­тить, что потреб­ле­ние иуде­ями опрес­но­ков было свя­зано с вет­хо­за­вет­ным обря­до­вым зако­ном, а поскольку этот закон был отме­нен Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, постольку утра­тила зна­че­ние закон­ной и обря­до­вая прак­тика их потреб­ле­ния.

Обра­тим вни­ма­ние, что согласно Еван­гель­скому повест­во­ва­нию Мессия, утвер­ждая Таин­ство Евха­ри­стии на Тайной вечери, исполь­зо­вал квас­ной хлеб (по-гре­че­ски «артос», что в эти­мо­ло­ги­че­ском отно­ше­нии ука­зы­вает на хлеб вскис­ший, под­няв­шийся) ( Мк.14:22 ). Такой же квас­ной хлеб, согласно Писа­нию, исполь­зо­вали, совер­шая Таин­ство Евха­ри­стии, и апо­столы ( Деян.2:42 ).

Рас­суж­де­ния пред­ста­ви­те­лей Рим­ской церкви о том, что опрес­ноки при­лич­нее упо­треб­лять, так как они служат сим­во­лом чистоты, не имеет под собой дей­стви­тель­ной почвы. На это можно воз­ра­зить, что квас­ной хлеб соот­вет­ствует суще­ству Таин­ства Евха­ри­стии в боль­шей сте­пени: как имев­ший про­цесс бро­же­ния, он явля­ется сим­во­лом жизни, тогда как опрес­ноки скорее ука­зы­вают на скорбь и без­жиз­нен­ность.

Согласно заме­ча­нию свя­того Епи­фа­ния, в древ­но­сти обык­но­ве­ние совер­шать Таин­ство Тела и Крови на опрес­но­ках было свой­ственно только неко­то­рым ере­ти­кам, напри­мер, еви­о­неям, кото­рые ложно учили о Христе и во многом при­дер­жи­ва­лись иудей­ских зако­нов.

Источник

Значение мацы — опресноки в Библии

lazy placeholder

П асхальная трапеза знаменует начало недельного «Праздника опресноков». Израилю было заповедано есть пресный хлеб, мацу, хлеб без дрожжей (без хамеца), в течение целой недели. Итак, израильский народ прокладывал свой путь хрустом квадратных листов мацы и мечтательно засматривался на витрины закрытых пекарен, если бы это было в наши дни. Но что всё это значит? Самый очевидный ответ – это напоминание о быстром выходе из Египта, когда не оставалось времени для того, чтобы тесто вскисло. Но есть одно маленькое замечание по поводу такого объяснения…

Своевременные указания

Бог прежде всего проговорил Моисею о своих замыслах на период Пасхи, в книге Исход 12:1-6 читаем: «Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; …и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером.» Кстати, этот ритуал убоя жертвенных пасхальных ягнят в сумерки до сих пор практикуется самаритянами на горе Гаризим.

Стих 39 утверждает: «И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу.» Но если они знали, что будут выходить поспешно, наверняка они могли бы начать приготовление хлеба заранее. Однако, спешка — не единственная причина того, почему хлеб остался пресным. В действительности, повеление избавиться от хамец явно прослеживается через всю главу:

«С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества сынов Израилевых — пришлец ли то, или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб.» (18-20)

lazy placeholder

Что не так с закваской?

То, что имел ввиду Бог покажется немного запутанным, и всё же, почему так важно убрать всё квасное. И как это часто бывает, Новый Завет проливает свет на этот вопрос.

1-е Послание к Коринфянам 5:6-8 рисует параллель между хамец (закваской) и грехом, особенно грехом гордыни:

«Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.»

Эта идея «раздувания» от гордости также упоминается Павлом и в других местах: 1-е Коринфянам 4:18, 8:1 и Римлянам 11:21-31. Символизм ясен – поднявшийся хлеб раздувается от закваски и напоминает греховную гордость, а пресный хлеб мацы — смиренный, простой и чистый.

Из-за того, что даже в воздухе достаточно закваски, которая может произвести определённый эффект на тесто, необходимо приложить особые усилия для того, чтобы предотвратить его поднятие и увеличение в объёме. По всему листу мацы проходят насеченные линии, проколоты отверстия для того, чтобы не позволить хлебу подняться. Это напоминает нам о Иешуа, смиренном, чистом и безгрешном, который был исполосован и пронзён, отдав за нас свою жизнь и став окончательной Пасхальной жертвой.

Ещё один интересный аспект, касающийся пресного хлеба, мацы, можно пронаблюдать во время Пасхального ужина, в той его части, которая названа «Афикоман». Традиция с «Афикоманом» развилась примерно во времена Йешуа, в Римской империи. Афикоман — это греческое слово, означает «сладкое» или «то, что приходит после», и эта традиция была вдохновлена Римским обычаем, как и большая часть сегодняшнего Пасхального седера. Традиция заключается в следующем: три листа мацы накрываются чистой тканью, средний лист разламывают на две части, из которых одну где-нибудь прячут. Детям предлагается найти спрятанную часть мацы, которую они обменивают на сладкое угощение, когда находят. Нам это говорит об Отце, Сыне и Святом Духе – Сын был взят, сломлен, спрятан на некоторое время, и этим принеся спасение – самую сладкую награду, которую мы когда-либо знали. Не так как с листом мацы: ни одна насеченная полоска, ни одно проколотое отверстие не могли удержать Иешуа. В нём вообще не было гордости — Он поднялся, восстал из мёртвых и находится по правую руку от Своего Отца сейчас, в славе, возвысился выше любого другого имени благодаря невероятной жертве, которую Он совершил, чтобы освободить вас и меня от рабства, греха и смерти.

lazy placeholder

Хлеб памяти

В пасхальном ужине есть такая часть церемонии, во время которой все собравшиеся вместе едят пресный хлеб, мацу, и говорят друг другу такие слова: «Это хлеб скорби, который наши отцы ели в Египте». Он символизирует несчастье, рабство, отсутствие роскоши. Мацу едят со всей едой во время Пасхального ужина, чтобы помочь детям Израиля вновь представить событие Пасхи, год за годом, каждое поколение рассказывает историю следующему. Так, маца – это напоминание о том, что Бог сделал для них, освободив их из рабства и от смертного приговора.

Источник — oneforisrael.org
Перевод — Татьяна Куракова для ieshua.org

Последнее: 13.11. Спасибо!

Источник

Какую Пасху отмечал Христос?

Что такое «Тайная вечеря» и зачем вкушать Плоть и Кровь Христа

Приблизительное время чтения: 13 мин.

Тайная Вечеря произошла накануне празднования Песаха – важнейшего иудейского праздника. Но в чем его смысл? И почему Христос именно в это время установил главное таинство Церкви — Евхаристию? На эти вопросы отвечает богослов, миссионер, преподаватель Московской Сретенской духовной семинарии протоиерей Олег Стеняев.

stenyaev

Что такое ветхозаветная Пасха?

Это главный иудейский праздник, который совершается в память об исходе евреев из Египта. В Евангелии от Матфея читаем: В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? (Мф 26:17). Что такое «день опресночный»? Обратимся к ветхозаветному тексту: В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня (Лев 23:5). То есть праздник опресноков — это одно из названий иудейской Пасхи — полагалось отмечать с 14 на 15 число месяца нисана семь-восемь дней. Нисан в еврейском календаре — это первый месяц библейского года. Он приблизительно соответствует нашему марту-апрелю.

А что это за история про евреев и Египет?

Untitled 2 1

Фараон долго не желал этого делать. Тогда Бог наслал на его народ десять бедствий — так называемые десять казней египетских. После последней, когда Ангел умертвил всех первенцев из египетского народа (в том числе и сына правителя), фараон наконец отпустил евреев. Однако, когда они уже достигли берегов Красного моря, он отправил за ними войско, чтобы вернуть их обратно. Тогда по воле Бога море расступилось и евреи перешли по дну на другой берег, а когда египетское войско ринулось догонять их, море сомкнулось, и все воины погибли. Так совершился исход еврейского народа из Египта.

Что такое опресноки?

Untitled 22 1

Это пресный хлеб, приготовленный без использования закваски. Вкушать хлеб, изготовленный из теста, замешанного на любых злаках и подвергавшегося брожению, на иудейскую Пасху запрещается: Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля (Исх 12:15).

Накануне вечером совершается обряд поисков хамец, то есть всего квасного в доме. Иудеи зажигают свечу и, прочитав специальную молитву, начинают искать остатки квасного хлеба и выметать их из дома.

Интересно, что в христианской символике человек в духовном смысле должен стать «опресноком», то есть очиститься от всяких греховных примесей, брожений, как пишет апостол Павел: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор 5:7–8)». Ведь пресный хлеб не портится и не плесневеет — он может только засохнуть.

Почему у этого праздника такое название — Пасха?

Untitled 23 1

Оно связано с агнцем (ягненком), которого готовили для праздничной трапезы: пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами (Исх 12:8). Судя по тем источникам, которые дошли до наших дней, кровью этого агнца во времена Христа помазывали косяки дверей и, собственно, именно благодаря этому действию праздник и получил название Пасха.

Ведь слово Песах происходит от древнееврейского глагола пасах, то есть «прошел». А кто прошел? Ангел, который во время последней казни египетской, убивал всех первенцев, но не заходил (то есть проходил мимо) в те дома, чьи косяки были помазаны кровью агнца: И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Исх 12:21–23).

Как этот праздник отмечался у евреев? Что значит «приготовить пасху»?

Untitled 24 1

Это был домашний, семейный праздник. В обеденной комнате обустраивали широкий стол, на который ставили чашу с соленой водой — она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь обмакнул опреснок, который подал затем предателю Иуде (Ин 13:26–27).

Также на пасхальный стол ставили блюдо с горькими травами: лук, цикорий, хрен, чеснок. Во время трапезы иудеи вкушали их до тех пор, пока на глазах не появлялись слезы. Так совершалась память о страшной трагедии, когда фараон приказал утопить в водах Нила всех новорожденных еврейских младенцев (Исх 1:22). Кроме того, из фиников, орехов и граната готовилась паста. Ее цвет напоминал глину, из которой порабощенные евреи строили города для фараонов.

Опресноки раскладывали на столе в три стопки, между которыми клали салфетки. Эти три ряда пресного хлеба символизировали, что три социальных уровня иудейского общества — богачи, люди среднего достатка и бедняки — в этот торжественный вечер упразднялись: любой еврей, независимо от своего достатка, возраста и пола должен был участвовать в священной трапезе: И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему] (Исх 10:9). Если семья была бедной и не могла позволить себе купить пасхального агнца, то можно было отметить праздник вскладчину с другой семьей.

В кульминационный момент пасхальной трапезы на стол ставили четыре чаши вина, разбавленного водой, которые символизировали четыре обетования, данные евреям Богом во время их исхода из Египта: Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского (Исх 6:6–7).

Глава семейства брал первую чашу с вином и благодарил Бога, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивый плод лозы виноградной!» После чего сосуд передавали по кругу, и каждый отпивал немного вина. Тогда самый младший из присутствующих (во время Тайной Вечери это был апостол Иоанн Богослов) задавал старейшему за столом сакральный вопрос: «Что значит все это?», и ему рассказывали историю исхода израильтян из Египта. При этом читали или пели два псалма — 113-й и 114-й, которые относились к этим событиям, и ели горькие травы.

После того как по кругу передавалась вторая чаша, возглавляющий трапезу брал один опреснок, разламывал его напополам и произносил благодарение: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб». После этого хлеб разделялся между всеми присутствующими. Вслед за этим наступал черед агнца, потом пили из третьей чаши, пели 114–117-й псалмы, а завершала праздник четвертая чаша вина.

После окончания трапезы все выходили на улицу. В Иерусалиме поднимались на Елеонскую гору, где продолжали праздновать уже вместе с другими семьями.

Вы сказали, что иудейская Пасха — это семейный праздник. Почему же тогда на Тайной Вечере не было Богородицы? Почему Христос не встречал этот праздник в кругу семьи?

Untitled 25 1

Дело в том, что Христос Сам создает новую общность людей, если хотите, новую семью, которая позже назовется Церковью. Взаимоотношения между Господом и учениками были как между отцом и его чадами. Бог усыновляет нас Себе через Своего Сына — Господа Иисуса Христа. И происходит это через Святое Причастие.

Приведу очень важный пример. Помните, как однажды ко Христу подошли люди и сказали, что на улице стоит Его Матерь — Богородица — и братья (дети праведного Иосифа), которые просят Его выйти к ним, чтобы что-то обсудить. И что Христос ответил? Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:48–50).

А почему Тайная Вечеря называлась «тайной»?

Она была «тайной» для врагов Христа. Дело в том, что Иуда уже тогда — до пасхальной трапезы — вошел в сговор с первосвященниками, так как они искали удобный момент, чтобы схватить Христа. Ученик не знал, где именно будет праздничный вечер, но ему доподлинно было известно, что Учитель после пойдет в Гефсиманский сад, где под покровом ночи без лишних свидетелей можно будет Его арестовать, избежав народного возмущения. Поэтому Иуда и ушел с вечери раньше времени, чтобы привести воинов в нужное место.

Почему Христос, который, как мы знаем, принес Новый Завет, отменивший Ветхий, праздновал Песах? Ведь современные христиане его не отмечают.

В этом был двойной смысл. Во-первых, как пишет апостол Павел, «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас»
(1 Кор. 5:7). И вся ветхозаветная Пасха была наполнена прообразами, которые относились к Самому Христу. Его можно назвать «Новым Моисеем». Ведь если ветхозаветный пророк вывел еврейский народ из египетского рабства, спасая его от тирании фараона, то Христос выводит всех людей уже из «Египта» греха и спасает от «рабства» дьяволу. События исхода оказались прообразами евангельской истории.

Когда евреи убегали от преследовавшего их египетского войска, они прошли через расступившееся перед ними море. А как человек убегает от греха? Через воды Крещения. То есть и здесь отцы Церкви видели прообраз христианского таинства. Так же как в помазании косяков дверей кровью агнца — прообраз креста на Голгофе. И сам агнец — символ Христа, который, как пишет апостол Иоанн, есть жертва за грехи всего человечества (1 Ин 2:2). Христос раскрыл все эти ветхозаветные образы, и в этом глубочайший смысл и Тайной Вечери, и последующих Его страданий, смерти и воскресения.

Кроме того, Господь говорил, что Он пришел не нарушить ветхозаветный закон, но исполнить его (Мф 5:17), а празднование Песаха прямо предписывалось каждому иудею, каковым был Сам Христос.

В чем же особенность именно Тайной Вечери?

Untitled 28 1

«Приимите, — говорит ученикам Господь, — ядите: сие есть Тело Мое». И после того, как апостолы в безмолвии съели этот новый Хлеб — Тело их Учителя и Бога, Христос взял в руки чашу с вином и, подав им, сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26–28).

Так в один вечер происходит окончательный переход от ветхозаветного богослужения к новозаветному. Отныне кровавые жертвоприношения древнего Израиля Самим Богом упразднены. Вместо них на каждой литургии во время Евхаристии приносится Жертва бескровная, которой и причащается каждый верующий.

Ветхозаветная пасха была прообразом новозаветной литургии, которая установлена и совершена Самим Христом в Сионской горнице (в комнате, где проходила Тайная Вечеря) за несколько часов до ареста в Гефсиманском саду. Об этом блаженный Иероним Стридонский пишет следующее: «После того, как совершена была пасха, имеющая значение прообраза, и после вкушения вместе с апостолами плоти агнца, Он взял хлеб, — который укрепляет сердце человека, — и совершает переход к истинному священнодействию Пасхи, чтобы подать истинное Свое Тело и Свою Кровь».

При этом, очень важно понимать, что святые отцы настаивают, что есть только одна Божественная литургия, совершенная Христом на Тайной Вечери. И когда верующие сегодня приходят в храм на литургию, они становятся участниками событий именно той Вечери — и не символически, а действительно.

Зачем нужно вкушать Плоть и Кровь Христа? Неужели одной веры недостаточно?

Untitled 29 1

Дело в том, что Господь призывает ко спасению всего человека — и его тело, и его душу. Так как Христос — Бог и Человек одновременно, то христианин, вкушающий Его Кровь и Плоть, становится причастником Божества по благодати. Важнейший призыв христианства заключается в том, что спастись и обожиться должны и тело, и душа человека. Поэтому Причастие приносит всецелое исцеление и физической, и духовной жизни человека. Христианин должен не только исповедовать веру, но и совершать некоторые сакральные действия, как пишет блаженный Августин: «Когда вода крещения касается нашего тела, она очищает нашу душу». Еще раз повторю: человек должен спастись не просто на уровне каких-то абстракций — как какое-то духовное существо, но только целостно — и телом, и душой.

Любое таинство соединено с каким-то веществом. Например, таинство Крещения — с водой, таинство Миропомазания — с маслом. Вещество Исповеди — это грехи человека, которые он действительно совершил (мыслями, словами или поступками) и в которых он кается. Вещество Евхаристии — хлеб и вино, которые пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Спасителя.

Таким образом, тот факт, что таинство включает в себя некоторое освященное Богом вещество, делает его не чем-то абстрактным, а наоборот — конкретным, и эта конкретность очень важна. Происходит и духовное, и физическое преображение человека.

Почему же первая литургия или, как Вы говорите, новозаветная Жертва, совершилась до крестных страданий, то есть до самой жертвы?

Untitled 210 1

В Ветхом Завете жертва для заклания избиралась за некоторое время до самого жертвоприношения: Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца (Исх 12:5–6). Более того, Сам Сын Божий в момент Своего воплощения уже является жертвой за грехи всего мира, о чем свидетельствует апостол Павел: Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне (Евр 10:5). Вторит ему и апостол Петр: Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира (1 Пет 1:18–20).

События последних дней земной жизни Иисуса Христа имеют огромное литургическое значение. Именно о них мы должны вспоминать, когда приступаем к Чаше, как пишет об этом апостол Павел в одном из своих посланий: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор 11:28–29). «Рассуждение о Теле Господнем» и есть призыв к тому, чтобы, приступая к Чаше, христианин вспоминал о Тайной Вечери, крестных страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, как и Сам Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19).

Кроме того, «рассуждение о Теле Господнем» — это вся литургия с ее последованием, молитвами, песнопениями, ектениями. Сама она включает в себя рассказ о Жизни нашего Спасителя — от Рождения до Смерти, Воскресения и Вознесения. Порядок литургического богослужения готовит пришедшего человека к самому важному — к апогею всей жизни, а именно: к Евхаристии и Причастию. Ведь рассуждение выражается в слове или в некоторых действиях, которые порождают мысленные образы, ассоциации. И все это дает нам литургия, чтобы христианин подходил к Чаше осознанно, понимая, что он вкушает Тело и Кровь Самого Христа.

Источник

Праздник опресноков

Pesah 1 300x205

«Удалите старый хамец, чтобы вы могли стать новым замесом теста, ведь, в действительности, в вас нет квасного. Ибо наш пасхальный ягнёнок, Мессия, был принесён в жертву. Потому давайте праздновать Седер не с оставшимся хамец, хамец нечестия и зла, но с мацой чистоты и истины» (пер. Д.Стерна 1Кор.5:7,8)

Мир вам, братья и сестры в Господе!

Мы продолжаем исследование 23-й главы книги Левит, которая повествует о праздниках Господних.

Все семь праздников, в первую очередь, должны были показать, через наглядные образы, неверующему Израилю служение Иисуса Христа по спасению падшего человеческого рода. Продвигаясь от «Пасхи» до «кущей» мы узнаем о великом подвиге ради нас.

Мы уже рассмотрели первый весенний праздник – «Пасху» и теперь попробуем разобраться со вторым весенним праздником, который начинался сразу после Пасхи. Это «праздник опресноков».

Невозможно понять смысл этого праздника, если мы ясно и отчетливо не поймем значение первого праздника. Давайте в нескольких предложениях повторим, то, что мы уже изучали.

Апостол Павел утверждал что:

«Пасха наша, Христос, заклан за нас«. (1Кор.5:7)

То есть Христос – это Пасхальный Агнец, Который был заклан за грехи мира и заклан Он был от создания мира! (Откр.13:8)

Мы также читаем о том, что «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их…». (2Кор.5:19)

Бог поместил нас во Христе и примирил нас с Собою, и это произошло благодаря Агнцу, закланному от создания мира. Весть Евангелия заключается в том, что Господь никогда с нами не ссорился! И даже тогда, когда мы согрешили в Адаме (Рим.5:12), Он продолжал любить нас и дарить Свою благодать, которая заключалась в Его праведности! (см. Рим.5 гл.)

Итак, праздник «Пасхи» указывал на истинную Жертву и на все то, что произошло в результате этой жертвы.

Давайте вернемся к книге Левит.

«…в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте». (Лев.23:5-8)

Вестница Господня упоминая об этом празднике писала:

«После Пасхи наступал семидневный праздник опресноков. На второй день праздника приносили пред Господом сноп ячменя и первые плоды урожая. Все обряды этого праздника символизировали служение Христа. Освобождение Израиля из Египта было наглядным изображением искупления, о котором и должна была напоминать Пасха. Закланный агнец, пресный хлеб, сноп первых плодов — все изображало Спасителя.

Большинство людей, живших во дни Христа, соблюдали этот праздник в основном по традиции, формально. Но какое огромное значение он имел для Сына Божьего!» (Желание веков / Глава 8 Посещение пасхальных торжеств)

Элен Уайт говорит, что Закланный агнец, пресный хлеб, сноп первых плодов — все изображало Спасителя. (заметьте, что здесь перечислены все три весенние праздника, которые праздновались евреями во время первого их трех годичных посещений Иерусалима. И все эти праздники указывали на Первое пришествие Христа и Его служение, связанное с ним)

Итак, пресный хлеб – это Христос. Это Его Тело. (запомните эту мысль)

«Христос находился за столом, на котором была расставлена пасхальная еда. Перед Ним лежали опресноки, пасхальное неперебродившее вино стояло на столе. Христос пользуется этими символами, чтобы представить собственную беспорочную жертву, так как все, что подверглось брожению, было символом греха и смерти и не могло обозначать «непорочного и чистого Агнца» (1 Петр. 1:19).

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу к благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего… Разделяя с учениками хлеб и вино, Христос торжественно обещал стать их Искупителем.» (Желание веков / Глава 72 «В Мое воспоминание»)

Апостол Павел, пытаясь разрешить одну из проблем Коринфской общины писал:

«Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины». (1Кор.5:6-8)

Павел здесь фактически объясняет истинный смысл весенних праздников. Он говорит, обращаясь к церкви, которая есть Тело Его:

«…и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем». (Еф.1:22,23)

«…вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас». В результате жертвы Христа, мы стали новым творением в Нем! (2Кор.5:17; Гал.6:15). Бог не вменил нам наши грехи (2Кор.5:19), но вменил Свою Собственную праведность. (это положение «во Христе», это объективный факт спасения, это «вменяемая праведность» или «оправдание»). Мы не можем к этому ничего прибавить, равно как и отнять. Слава Богу за это!

«Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так праведностью одного всем человекам оправдание к жизни». (Рим.5:18)

В книге «Путь ко Христу» мы читаем о том, что «Он умер за нас, и сегодня Он желает освободить нас от грехов и дать Свою праведность». Здесь же мы читаем о том, что Господь смотрит на нас через Христа так, будто бы мы никогда не грешили! Открывая объективный факт Евангелия, Павел призывает и к субъективному опыту (положение «Христос в нас» или «освящение», или «наделяемая праведность»).

Имея такие обетования и заверения от Бога, евреи вкушали «опресноки» с горькими травами.

Вкус этих «горьких трав» во всей полноте ощутили апостолы, которые ещё соблюдали этот праздник по традиции, формально. Христос оставлял на этой земле Свою церковь, Свой нерукотворный Храм. Он желал видеть ее чистой, без пятна и порока (Еф.5:27). Но люди взирали на что угодно, но не на Христа! Своя собственная духовная «красота», религиозность и святость не позволили понять Божьему народу, что принесла с Собой жертва чистого Агнца.

» …Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией». (Рим.10:3)

«И когда иудеи отошли от Бога, они в значительной степени исказили учение о жертвенном служении. Это служение было учреждено Самим Христом. Каждое священнодействие символически указывало на Него и было полно жизни и духовной красоты. Но духовное значение обрядов оказалось утрачено евреями, осталась лишь мертвая форма. Они полагались только на жертвы и обрядовые установления, позабыв об уповании на Того, на Кого указывали все эти служения. И для того чтобы восполнить утраченное, священники и раввины вводили все новые и новые законы и установления, и чем суровее они были, тем меньше проявлялась в них Божья любовь». (Желание веков / Глава 2 Избранный народ)

Как поступаем мы? Покоряемся ли Евангелию? Понимаем ли мы то, что Господь подарил нам во Христе Иисусе?

Давайте позволим Богу очистить нас от старой закваски! Давайте «вкушать допеченное мясо»! И пусть Бог дарует нам ясное понимание духовного смысла праздников Господних!

Источник

Какую Пасху отмечал Христос?

Что такое «Тайная вечеря» и зачем вкушать Плоть и Кровь Христа

Приблизительное время чтения: 13 мин.

Тайная Вечеря произошла накануне празднования Песаха – важнейшего иудейского праздника. Но в чем его смысл? И почему Христос именно в это время установил главное таинство Церкви — Евхаристию? На эти вопросы отвечает богослов, миссионер, преподаватель Московской Сретенской духовной семинарии протоиерей Олег Стеняев.

stenyaev

Что такое ветхозаветная Пасха?

Это главный иудейский праздник, который совершается в память об исходе евреев из Египта. В Евангелии от Матфея читаем: В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? (Мф 26:17). Что такое «день опресночный»? Обратимся к ветхозаветному тексту: В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня (Лев 23:5). То есть праздник опресноков — это одно из названий иудейской Пасхи — полагалось отмечать с 14 на 15 число месяца нисана семь-восемь дней. Нисан в еврейском календаре — это первый месяц библейского года. Он приблизительно соответствует нашему марту-апрелю.

А что это за история про евреев и Египет?

Untitled 2 1

Фараон долго не желал этого делать. Тогда Бог наслал на его народ десять бедствий — так называемые десять казней египетских. После последней, когда Ангел умертвил всех первенцев из египетского народа (в том числе и сына правителя), фараон наконец отпустил евреев. Однако, когда они уже достигли берегов Красного моря, он отправил за ними войско, чтобы вернуть их обратно. Тогда по воле Бога море расступилось и евреи перешли по дну на другой берег, а когда египетское войско ринулось догонять их, море сомкнулось, и все воины погибли. Так совершился исход еврейского народа из Египта.

Что такое опресноки?

Untitled 22 1

Это пресный хлеб, приготовленный без использования закваски. Вкушать хлеб, изготовленный из теста, замешанного на любых злаках и подвергавшегося брожению, на иудейскую Пасху запрещается: Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля (Исх 12:15).

Накануне вечером совершается обряд поисков хамец, то есть всего квасного в доме. Иудеи зажигают свечу и, прочитав специальную молитву, начинают искать остатки квасного хлеба и выметать их из дома.

Интересно, что в христианской символике человек в духовном смысле должен стать «опресноком», то есть очиститься от всяких греховных примесей, брожений, как пишет апостол Павел: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор 5:7–8)». Ведь пресный хлеб не портится и не плесневеет — он может только засохнуть.

Почему у этого праздника такое название — Пасха?

Untitled 23 1

Оно связано с агнцем (ягненком), которого готовили для праздничной трапезы: пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами (Исх 12:8). Судя по тем источникам, которые дошли до наших дней, кровью этого агнца во времена Христа помазывали косяки дверей и, собственно, именно благодаря этому действию праздник и получил название Пасха.

Ведь слово Песах происходит от древнееврейского глагола пасах, то есть «прошел». А кто прошел? Ангел, который во время последней казни египетской, убивал всех первенцев, но не заходил (то есть проходил мимо) в те дома, чьи косяки были помазаны кровью агнца: И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Исх 12:21–23).

Как этот праздник отмечался у евреев? Что значит «приготовить пасху»?

Untitled 24 1

Это был домашний, семейный праздник. В обеденной комнате обустраивали широкий стол, на который ставили чашу с соленой водой — она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь обмакнул опреснок, который подал затем предателю Иуде (Ин 13:26–27).

Также на пасхальный стол ставили блюдо с горькими травами: лук, цикорий, хрен, чеснок. Во время трапезы иудеи вкушали их до тех пор, пока на глазах не появлялись слезы. Так совершалась память о страшной трагедии, когда фараон приказал утопить в водах Нила всех новорожденных еврейских младенцев (Исх 1:22). Кроме того, из фиников, орехов и граната готовилась паста. Ее цвет напоминал глину, из которой порабощенные евреи строили города для фараонов.

Опресноки раскладывали на столе в три стопки, между которыми клали салфетки. Эти три ряда пресного хлеба символизировали, что три социальных уровня иудейского общества — богачи, люди среднего достатка и бедняки — в этот торжественный вечер упразднялись: любой еврей, независимо от своего достатка, возраста и пола должен был участвовать в священной трапезе: И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему] (Исх 10:9). Если семья была бедной и не могла позволить себе купить пасхального агнца, то можно было отметить праздник вскладчину с другой семьей.

В кульминационный момент пасхальной трапезы на стол ставили четыре чаши вина, разбавленного водой, которые символизировали четыре обетования, данные евреям Богом во время их исхода из Египта: Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского (Исх 6:6–7).

Глава семейства брал первую чашу с вином и благодарил Бога, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивый плод лозы виноградной!» После чего сосуд передавали по кругу, и каждый отпивал немного вина. Тогда самый младший из присутствующих (во время Тайной Вечери это был апостол Иоанн Богослов) задавал старейшему за столом сакральный вопрос: «Что значит все это?», и ему рассказывали историю исхода израильтян из Египта. При этом читали или пели два псалма — 113-й и 114-й, которые относились к этим событиям, и ели горькие травы.

После того как по кругу передавалась вторая чаша, возглавляющий трапезу брал один опреснок, разламывал его напополам и произносил благодарение: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб». После этого хлеб разделялся между всеми присутствующими. Вслед за этим наступал черед агнца, потом пили из третьей чаши, пели 114–117-й псалмы, а завершала праздник четвертая чаша вина.

После окончания трапезы все выходили на улицу. В Иерусалиме поднимались на Елеонскую гору, где продолжали праздновать уже вместе с другими семьями.

Вы сказали, что иудейская Пасха — это семейный праздник. Почему же тогда на Тайной Вечере не было Богородицы? Почему Христос не встречал этот праздник в кругу семьи?

Untitled 25 1

Дело в том, что Христос Сам создает новую общность людей, если хотите, новую семью, которая позже назовется Церковью. Взаимоотношения между Господом и учениками были как между отцом и его чадами. Бог усыновляет нас Себе через Своего Сына — Господа Иисуса Христа. И происходит это через Святое Причастие.

Приведу очень важный пример. Помните, как однажды ко Христу подошли люди и сказали, что на улице стоит Его Матерь — Богородица — и братья (дети праведного Иосифа), которые просят Его выйти к ним, чтобы что-то обсудить. И что Христос ответил? Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:48–50).

А почему Тайная Вечеря называлась «тайной»?

Она была «тайной» для врагов Христа. Дело в том, что Иуда уже тогда — до пасхальной трапезы — вошел в сговор с первосвященниками, так как они искали удобный момент, чтобы схватить Христа. Ученик не знал, где именно будет праздничный вечер, но ему доподлинно было известно, что Учитель после пойдет в Гефсиманский сад, где под покровом ночи без лишних свидетелей можно будет Его арестовать, избежав народного возмущения. Поэтому Иуда и ушел с вечери раньше времени, чтобы привести воинов в нужное место.

Почему Христос, который, как мы знаем, принес Новый Завет, отменивший Ветхий, праздновал Песах? Ведь современные христиане его не отмечают.

В этом был двойной смысл. Во-первых, как пишет апостол Павел, «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас»
(1 Кор. 5:7). И вся ветхозаветная Пасха была наполнена прообразами, которые относились к Самому Христу. Его можно назвать «Новым Моисеем». Ведь если ветхозаветный пророк вывел еврейский народ из египетского рабства, спасая его от тирании фараона, то Христос выводит всех людей уже из «Египта» греха и спасает от «рабства» дьяволу. События исхода оказались прообразами евангельской истории.

Когда евреи убегали от преследовавшего их египетского войска, они прошли через расступившееся перед ними море. А как человек убегает от греха? Через воды Крещения. То есть и здесь отцы Церкви видели прообраз христианского таинства. Так же как в помазании косяков дверей кровью агнца — прообраз креста на Голгофе. И сам агнец — символ Христа, который, как пишет апостол Иоанн, есть жертва за грехи всего человечества (1 Ин 2:2). Христос раскрыл все эти ветхозаветные образы, и в этом глубочайший смысл и Тайной Вечери, и последующих Его страданий, смерти и воскресения.

Кроме того, Господь говорил, что Он пришел не нарушить ветхозаветный закон, но исполнить его (Мф 5:17), а празднование Песаха прямо предписывалось каждому иудею, каковым был Сам Христос.

В чем же особенность именно Тайной Вечери?

Untitled 28 1

«Приимите, — говорит ученикам Господь, — ядите: сие есть Тело Мое». И после того, как апостолы в безмолвии съели этот новый Хлеб — Тело их Учителя и Бога, Христос взял в руки чашу с вином и, подав им, сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26–28).

Так в один вечер происходит окончательный переход от ветхозаветного богослужения к новозаветному. Отныне кровавые жертвоприношения древнего Израиля Самим Богом упразднены. Вместо них на каждой литургии во время Евхаристии приносится Жертва бескровная, которой и причащается каждый верующий.

Ветхозаветная пасха была прообразом новозаветной литургии, которая установлена и совершена Самим Христом в Сионской горнице (в комнате, где проходила Тайная Вечеря) за несколько часов до ареста в Гефсиманском саду. Об этом блаженный Иероним Стридонский пишет следующее: «После того, как совершена была пасха, имеющая значение прообраза, и после вкушения вместе с апостолами плоти агнца, Он взял хлеб, — который укрепляет сердце человека, — и совершает переход к истинному священнодействию Пасхи, чтобы подать истинное Свое Тело и Свою Кровь».

При этом, очень важно понимать, что святые отцы настаивают, что есть только одна Божественная литургия, совершенная Христом на Тайной Вечери. И когда верующие сегодня приходят в храм на литургию, они становятся участниками событий именно той Вечери — и не символически, а действительно.

Зачем нужно вкушать Плоть и Кровь Христа? Неужели одной веры недостаточно?

Untitled 29 1

Дело в том, что Господь призывает ко спасению всего человека — и его тело, и его душу. Так как Христос — Бог и Человек одновременно, то христианин, вкушающий Его Кровь и Плоть, становится причастником Божества по благодати. Важнейший призыв христианства заключается в том, что спастись и обожиться должны и тело, и душа человека. Поэтому Причастие приносит всецелое исцеление и физической, и духовной жизни человека. Христианин должен не только исповедовать веру, но и совершать некоторые сакральные действия, как пишет блаженный Августин: «Когда вода крещения касается нашего тела, она очищает нашу душу». Еще раз повторю: человек должен спастись не просто на уровне каких-то абстракций — как какое-то духовное существо, но только целостно — и телом, и душой.

Любое таинство соединено с каким-то веществом. Например, таинство Крещения — с водой, таинство Миропомазания — с маслом. Вещество Исповеди — это грехи человека, которые он действительно совершил (мыслями, словами или поступками) и в которых он кается. Вещество Евхаристии — хлеб и вино, которые пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Спасителя.

Таким образом, тот факт, что таинство включает в себя некоторое освященное Богом вещество, делает его не чем-то абстрактным, а наоборот — конкретным, и эта конкретность очень важна. Происходит и духовное, и физическое преображение человека.

Почему же первая литургия или, как Вы говорите, новозаветная Жертва, совершилась до крестных страданий, то есть до самой жертвы?

Untitled 210 1

В Ветхом Завете жертва для заклания избиралась за некоторое время до самого жертвоприношения: Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца (Исх 12:5–6). Более того, Сам Сын Божий в момент Своего воплощения уже является жертвой за грехи всего мира, о чем свидетельствует апостол Павел: Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне (Евр 10:5). Вторит ему и апостол Петр: Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира (1 Пет 1:18–20).

События последних дней земной жизни Иисуса Христа имеют огромное литургическое значение. Именно о них мы должны вспоминать, когда приступаем к Чаше, как пишет об этом апостол Павел в одном из своих посланий: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор 11:28–29). «Рассуждение о Теле Господнем» и есть призыв к тому, чтобы, приступая к Чаше, христианин вспоминал о Тайной Вечери, крестных страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, как и Сам Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19).

Кроме того, «рассуждение о Теле Господнем» — это вся литургия с ее последованием, молитвами, песнопениями, ектениями. Сама она включает в себя рассказ о Жизни нашего Спасителя — от Рождения до Смерти, Воскресения и Вознесения. Порядок литургического богослужения готовит пришедшего человека к самому важному — к апогею всей жизни, а именно: к Евхаристии и Причастию. Ведь рассуждение выражается в слове или в некоторых действиях, которые порождают мысленные образы, ассоциации. И все это дает нам литургия, чтобы христианин подходил к Чаше осознанно, понимая, что он вкушает Тело и Кровь Самого Христа.

Источник

Значение мацы — опресноки в Библии

lazy placeholder

П асхальная трапеза знаменует начало недельного «Праздника опресноков». Израилю было заповедано есть пресный хлеб, мацу, хлеб без дрожжей (без хамеца), в течение целой недели. Итак, израильский народ прокладывал свой путь хрустом квадратных листов мацы и мечтательно засматривался на витрины закрытых пекарен, если бы это было в наши дни. Но что всё это значит? Самый очевидный ответ – это напоминание о быстром выходе из Египта, когда не оставалось времени для того, чтобы тесто вскисло. Но есть одно маленькое замечание по поводу такого объяснения…

Своевременные указания

Бог прежде всего проговорил Моисею о своих замыслах на период Пасхи, в книге Исход 12:1-6 читаем: «Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; …и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером.» Кстати, этот ритуал убоя жертвенных пасхальных ягнят в сумерки до сих пор практикуется самаритянами на горе Гаризим.

Стих 39 утверждает: «И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу.» Но если они знали, что будут выходить поспешно, наверняка они могли бы начать приготовление хлеба заранее. Однако, спешка — не единственная причина того, почему хлеб остался пресным. В действительности, повеление избавиться от хамец явно прослеживается через всю главу:

«С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества сынов Израилевых — пришлец ли то, или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб.» (18-20)

lazy placeholder

Что не так с закваской?

То, что имел ввиду Бог покажется немного запутанным, и всё же, почему так важно убрать всё квасное. И как это часто бывает, Новый Завет проливает свет на этот вопрос.

1-е Послание к Коринфянам 5:6-8 рисует параллель между хамец (закваской) и грехом, особенно грехом гордыни:

«Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.»

Эта идея «раздувания» от гордости также упоминается Павлом и в других местах: 1-е Коринфянам 4:18, 8:1 и Римлянам 11:21-31. Символизм ясен – поднявшийся хлеб раздувается от закваски и напоминает греховную гордость, а пресный хлеб мацы — смиренный, простой и чистый.

Из-за того, что даже в воздухе достаточно закваски, которая может произвести определённый эффект на тесто, необходимо приложить особые усилия для того, чтобы предотвратить его поднятие и увеличение в объёме. По всему листу мацы проходят насеченные линии, проколоты отверстия для того, чтобы не позволить хлебу подняться. Это напоминает нам о Иешуа, смиренном, чистом и безгрешном, который был исполосован и пронзён, отдав за нас свою жизнь и став окончательной Пасхальной жертвой.

Ещё один интересный аспект, касающийся пресного хлеба, мацы, можно пронаблюдать во время Пасхального ужина, в той его части, которая названа «Афикоман». Традиция с «Афикоманом» развилась примерно во времена Йешуа, в Римской империи. Афикоман — это греческое слово, означает «сладкое» или «то, что приходит после», и эта традиция была вдохновлена Римским обычаем, как и большая часть сегодняшнего Пасхального седера. Традиция заключается в следующем: три листа мацы накрываются чистой тканью, средний лист разламывают на две части, из которых одну где-нибудь прячут. Детям предлагается найти спрятанную часть мацы, которую они обменивают на сладкое угощение, когда находят. Нам это говорит об Отце, Сыне и Святом Духе – Сын был взят, сломлен, спрятан на некоторое время, и этим принеся спасение – самую сладкую награду, которую мы когда-либо знали. Не так как с листом мацы: ни одна насеченная полоска, ни одно проколотое отверстие не могли удержать Иешуа. В нём вообще не было гордости — Он поднялся, восстал из мёртвых и находится по правую руку от Своего Отца сейчас, в славе, возвысился выше любого другого имени благодаря невероятной жертве, которую Он совершил, чтобы освободить вас и меня от рабства, греха и смерти.

lazy placeholder

Хлеб памяти

В пасхальном ужине есть такая часть церемонии, во время которой все собравшиеся вместе едят пресный хлеб, мацу, и говорят друг другу такие слова: «Это хлеб скорби, который наши отцы ели в Египте». Он символизирует несчастье, рабство, отсутствие роскоши. Мацу едят со всей едой во время Пасхального ужина, чтобы помочь детям Израиля вновь представить событие Пасхи, год за годом, каждое поколение рассказывает историю следующему. Так, маца – это напоминание о том, что Бог сделал для них, освободив их из рабства и от смертного приговора.

Источник — oneforisrael.org
Перевод — Татьяна Куракова для ieshua.org

Последнее: 13.11. Спасибо!

Источник

Adblock
detector