Меню

праздник нового урожая выль

Ярмарка сельхозпродуктов, каша из крупы нового урожая, обряд совершеннолетия: как прошел XV удмуртский праздник урожая «Выль» в Можге

a5411c92d61ee7a5347723e0311c984b

XV удмуртский национальный республиканский праздник нового урожая «Выль» собрал в Можге гостей со всей Удмуртии. 4 августа у реки Сюгинка организовали ярмарку-продажу фермерских продуктов, угощение освященной кашей из крупы нового урожая, горячие табани из передвижных печей и богатую культурную программу.

Удмуртский праздник урожая «Выль» в Можге

Пчеловод с 23-летним стажем Олег Чураков из села Ягул Завьяловского района приехал на праздник «Выль» с медом, продуктами пчеловодства и сопутствующими товарами в виде сувениров. По его словам, нынешний год выдался для пасечников довольно неплохим.

Год неплохой, лучше, чем в прошлом году. В каких-то уголках Удмуртии есть мед, в каких-то нет. У нас есть, урожайный год

Не жалуются на урожай и овощеводы. Так, работники СПК колхоз «Заря» в этом году впервые занялись выращиванием томатов. Начинание для кооператива стало успешным.

В прошлом году не было помидоров. Нынче первый год мы выращиваем помидоры. Помидоры удались, пользуются спросом

Для многих гостей посещение праздника «Выль» стало традицией. Например, для жительницы Можги Марины Зайнутдиновой и ее дочки Зарины праздник нового урожая является один из любимых.

Больше всего на этом празднике мне нравится то, что можно узнать народ – удмуртов, как они живут. Сама я не удмуртка, и мне очень интересно это все узнать

На празднике «Выль» из года в год все больше молодежи. Специально для них на мероприятии организован обряд совершеннолетия. Один из его организаторов, руководитель Можгинского отделения удмуртской молодежной общественной организации «Шунды» Надежда Сапожникова признается: молодые люди, прошедшие обряд совершеннолетия в прошлые годы, приходят на праздник для участия уже в другом конкурсе – конкурсе состоявшихся пар.

Добавим, на празднике открыли площадки для разных возрастов. Так, дети могли показать свои таланты на площадке «Кӧжыпогъёс», семейные пары соревновались в конкурсе «Азвесь сюрло», спортсмены состязались на площадке «Быглес сяртчыос». Также на мероприятии организована выставка-конкурс огородных чучел, фотозона с национальными костюмами от историко-краеведческого музея города Можги и концертно-развлекательная программа с участием известных удмуртских артистов.

Источник

Удмуртский праздник урожая Выль Джук (Выль Жук)

Выль джук — это национальный удмуртский праздник, проводящийся в честь первого урожая ежегодно во вторую субботу августа в селе Светозарево Слободского района. Само село Светозарево уникально по своему национальному составу, ведь из шестисот двадцати жителей, шестьсот являются удмуртами по национальности.

Местное население села сильно обеспокоено вопросом сохранения самобытной национальной культуры, поэтому жители села Светозарево стараются поддерживать свои национальные традиции, организуя различные удмуртские праздники. В музее местной школы можно посмотреть народную одежду удмуртов, а также разнообразную крестьянскую утварь. Дети, живущие в селе, увлеченно изучают историю родного края, свободно говорят между собой на удмуртском языке, и прекрасно владеют русским языком.

В переводе с удмуртского языка «Выль Джук» означает «каша первого урожая, приготовленная из ячменя первого помола». По традиции в день первого урожая все блюда готовили исключительно из свежего урожая. На току молотили снопы цепями, зерно проветривали на ветру с помощью специальных деревянных лопат. После помола пекли хлеб свежей муки, и варили овсяный кисель. С полей хозяева также приносили колосья ржи и ячменя, листья овощей, окунали их в суп и освящали. Затем начиналась молитва языческому богу Инмару об изобилии урожая на следующий год. Каждая семья вывешивала в своем святилище пучок колосьев и овощных листьев.

Если обратиться к истории удмуртских традиций, то можно понять, что важной составляющей образа жизни удмуртов являются календарно-обрядовые праздники. Они связаны, прежде всего, с сельскохозяйственными работами, такими как начало и окончание весенней посевной, сенокос, уборка хлебов. Поскольку до сих пор многие удмурты по своему вероисповеданию остаются язычниками, их праздничные обряды включают молитвенные и песенные заклинания (куриськон), различные магические действия для отведения несчастья и неудачи, плодородия земли и скота, для обеспечения здоровья членов семьи, а также хозяйственного и семейного благополучия каждого крестьянина.

Так, например, во время празднования «Выль Джук» необходимо отдать жертву богу Инмару. Под жертвой понимается каша, которую подносят к специальному обрядовому дереву, на котором нужно заплести ленты. Кашу всегда варят рано утром, при варке добавляют также мясо, чтобы она была более сытной и вкусной.

После обрядовой части, начинается развлекательная программа. Это различные народные гуляния с хороводами, плясками и играми. Все желающие могут приобрести во время праздника «Выль Джук» сувениры и работы мастеров-умельцев, а могут даже поучаствовать в мастер-классах и самостоятельно изготовить какую-либо вещь.

Кроме того, все дети и взрослые с нетерпением ожидают так называемые «поросячьи бега». Хрюшек, как правило, украшают разноцветными лентами и приносят к огороженному вольеру. Затем начинаются собственно «поросячьи бега», это очень веселое зрелище, его непременно стоит посмотреть! Обычно поросят подгоняют хворостинками и подбадривают на прохождение дистанции. Победителем является тот поросенок, который быстрее других хрюшек проходит эту дистанцию. Это невероятно увлекательное зрелище, которое также имеет глубокий национальный смысл и традиционные корни. Бегущий поросенок является символом урожая, достатка и радости.

Девушкам предстоит пробежать с коромыслом и не расплескать воду. А также замотать клубок на скорость и сплести венок из цветов. Перед собравшимися вступят национальные коллективы.

Иногда на Выль Джук проводят «Датлтэм бакчасион лы – чебермам дрога» — парад садовых тележек (в переводе с удмуртского название конкурса означает «Доброму урожаю – красивая телега»).

Обычно на праздник «Выль Джук» съезжаются гости из города Кирова, районов области, а также из Удмуртской республики. Гости всегда могут здесь увидеть выступления фольклорных коллективов Кировской области, поучаствовать в конкурсах. Заканчивается праздник вечерней этнодискотекой под соснами.

Для самих удмуртов праздник «Выль Джук» является напоминанием о духовных ценностях своего народа, для представителей других национальностей – это отличная возможность узнать об этом скромном, но необыкновенно талантливом народе. Если Вы посетите этот праздник, то не пожалеете. Вы узнаете многое о культуре удмуртского народа, услышите язык, необыкновенно красивые песни, увидите национальный удмуртский костюм и даже отведаете блюда национальной кухни.

Примерная программа праздника «Выль Джук» обычно выглядит так:

09.30 Куно пумитан — встреча официальных делегаций и гостей праздника.

11.00 Гырдор шыдонни (Светозаревская вечорка) — концертно-театрализованное представление.

11.00 – «Удмурт шаерме яратыса»»
(«С любовью к родной земле») Концертно-театрализованное представление.

12.00 Сиськон дыр — обед на гостевых подворьях.

12.00 — ярмарка — конкурс национальной выпечки и напитков «Кинлы сюкась да куар нянь, а кинлы мусур да табань» ( «Кому пироги да пышки, а кому квас да кумышки»).

12.10 Крезьгур джук — национально-игровая площадка.

Конкурсные состязания для молодёжи «Батыр-шоу» (для юношей)

Конкурс семейных пар «Кузо пало»

12.30 Гала-концерт национальных коллективов Кировской области и гостей праздника.

15.00 Выступление эстрадного ансамбля «Шулдыр джыт» (г. Ижевск).

16.00-18.00 – «Эрико микрофон» Свободный микрофон
18.00 – 19.00 – «Эктонони вално» (Время танцев наступило…)

22.00 Эктомы, эшъёс — этнодискотека.

Попасть на праздник можно несколькими способами. Самый предпочтительный — собственным транспортом до города Слободского, далее заворот от трассы в сторону села Рогового. Затем прямо по трассе до Светозарево, где и проводится праздник.

Если личным транспортом вы не располагаете, хорошей альтернативой может стать попутка. Поймать ее проще всего с помощью сервиса Блаблакар.

Есть и возможность добраться общественным транспортом: на автобусе № 102 от Кирова до Слободского, затем от слободской автостанции на автобусе № 115 «Слободской — Роговое — Закаринье» до Светозарево. Ознакомиться с актуальным расписанием автобусов Слободского района, а также схемой проезда, вы можете по этой ссылке. Также иногда администрация обеспечивает праздник дополнительными автобусами.

Подробный проезд вы можете посмотреть на карте Яндекса:

Источник

Выль ӝук: удмуртский праздник урожая

udmurtskiy prazdnik urozhaya vyl 2

Ӟечбур, дорогие читатели! В этой статье вы узнаете про календарно-обрядовый удмуртский праздник урожая «Выль ӝук» (читается: «выль джук»).

Выль ӝук – это удмуртский праздник урожая, в котором выражаются народные духовные ценности и почтение к традициям предков. Название праздника означает «новая каша», приготовленная из ячменя первого помола.

Обычаи торжества

Согласно традициям удмуртского народа, в этот день готовятся блюда из нового урожая. Для этого собирался и молотился цепями новый урожай, а после – пёкся хлеб и варился овсяный кисель.

Ещё среди праздничных яств можно встретить и мясо: мужчины резали барана, чтобы приготовить из него суп с новым урожаем и помянуть умерших предков. В качестве обрядового действа хозяева полей освящали колосья и листья овощей, макали их в суп, а после – молились на хорошие урожаи в следующем году.

Далее этот освященный пучок растений символически вывешивался в куале (это небольшое строение, которое выступало священным обрядовым местом удмуртов).

За стол в этот праздник приглашали родственников, и, обязательно, должен был прийти удачливый состоятельный человек. На застолье никто не должен есть, пока хозяин дома или старейший родственник не поблагодарит предков за урожаи и не помолится на то же благополучие в следующем году.

На следующий день

Уже на 3 августа выходили пожинать урожаи на поле. Чтобы подготовиться к этому, проводились небольшие обряды. Так хозяин поля освящал масло и наносил его на серп, чтобы жатва прошла хорошо. И первыми выходили косить самые пожилые женщины, у которых к этому уже привычка и их работа была «легка на руку».

udmurtskiy prazdnik urozhaya vyl 4 udmurty kosyat

По завершении ставили несколько снопов сена и молились Инмару (верховному удмуртскому божеству) на благословение.

И, далее, проводился обряд: хозяин изготавливал два больших и длинных снопа сена, связывал их между собой и, уложив на них серпы, глава семьи становился лицом на восток и молился: «пусть таким же образом господь сподобит начать и кончить полевую страду и в следующем лете».

Такая работа проходила в тишине, без разговоров и песнопений.

Для самих удмуртов праздник «Выль ӝук» является напоминанием о духовных ценностях своего народа, для представителей других национальностей – это отличная возможность узнать об этом скромном, но необыкновенно талантливом народе.

Источник

Удмуртский национальный праздник урожая «Выль»

2 августа в парке Березовая роща прошел удмуртский национальный праздник урожая «Виль». Его организаторами стали Региональное общественное движение «Общество удмуртской культуры «Дэмен» при поддержке Министерства национальной политики УР.

Праздник начался с освящения обрядовой каши и урожая, выращенного на приусадебных участках. С приветственными словами к участникам праздника обратились: первый заместитель министра национальной политики Удмуртской Республики Павел Орлов, Глава Администрации Индустриального района города Ижевска Любовь Зайцева, депутат Государственного Совета УР Андрей Ураськин, вице-президент Межрегиональной общественной организации «Всеудмуртская ассоциация «Удмурт кенеш» Татьяна Ишматова, председатель Регионального общественного движения «Общество удмуртской культуры «Дэмен» Роман Дементьев.

Региональным общественным движением «Общество удмуртской культуры «Дэмен» организована работа торговых площадок, национальной кухни, культурная программа мероприятия.

Ежегодно праздник объединяет представителей удмуртской общественности города Ижевска и гостей из соседних городов и районов республики.

Для справки:

Дополнительная информация по телефону: 78-06-19, Региональное общественное Движение «Общество удмуртской культуры «Дэмен»

Источник

Выль ӝук / Светозарево

OThGVKDSygI

contact

Ne3J1md36Tq1d8rYFFj 60r8i0ckVWeCnfzHVYbDtTl0KpV11gnlBeVFIhFJJduQa8lawg

Выль ӝук / Светозарево запись закреплена

f09f8cbfДумали ли мы, когда в прошлом году были вынуждены проводить наш праздник лишь в онлайн формате вместо непосредственной встречи на нашей гостеприимной праздничной поляне, что и через год опасная болезнь не отступит? Конечно же нет.
Показать полностью.
f09f8cbfНо таковы реалии, и мы, как местные, районные, областные организаторы, вынуждены сообщить вам, дорогие наши гости и участники Выль джука, об очередном переносе удмуртского национального праздника нового урожая. Мы готовились этот год: писали сценарий, шили костюмы, продумывали конкурсы, новые фотозоны и локации, чтобы отпраздновать так, чтобы хватило за два года.
f09f8cbfК сожалению, нынешняя ситуация с заболеваемостью не позволяет проводить мероприятия на открытом воздухе, это и подтверждает постановление Правительства Кировской области. Наш праздник собирает множество гостей со всей области, и мы не можем гарантировать того, что на празднике кто-то из гостей или местных жителей не заразится коронавирусной инфекцией. Даже один случай заражения будет абсолютно неприемлемым результатом празднества, и праздник того не стоит, когда появляются больные.
f09f8cbfМы надеемся вы все понимаете и принимаете ценность здоровья больше, чем ежегодного события. Очень будем ждать встречи с вами.

f09f8cbfА по старинной удмуртской традиции просим вас провести обряд освещения каши у себя в огородах. Сварите кашу, поблагодарите силы природы за хорошую погоду и отличный урожай. Желаем вам замечательного урожая по осени, который будет вас кормить до конца зимы!

Ne3J1md36Tq1d8rYFFj 60r8i0ckVWeCnfzHVYbDtTl0KpV11gnlBeVFIhFJJduQa8lawg

Выль ӝук / Светозарево запись закреплена

Ne3J1md36Tq1d8rYFFj 60r8i0ckVWeCnfzHVYbDtTl0KpV11gnlBeVFIhFJJduQa8lawg

Выль ӝук / Светозарево запись закреплена
Zakaria_official

Удмуртская песня SHULDUR KUAZEN (В хорошую погоду) записана в фольклорной экспедиции в июле 2012 г. в с. Николашкино Бавлинского района Республики Татарстан от Александровой Елены Павловны, 1938 г. р. и Евграфовой Марии Ермолаевны, 1954 г. р.
Показать полностью.

Удмурты, как и все народы Татарстана очень гостеприимны. Но все мы с Вами понимаем, что любое празднество, как и все хорошее в этой жизни имеет свойство заканчиваться. Чтобы проводить гостей, бавлинские удмурты начинали запевать эту песню и каждый понимал, что пришло время уходить домой.

Экспедиционную запись прикрепили, приятного прослушивания.

Ne3J1md36Tq1d8rYFFj 60r8i0ckVWeCnfzHVYbDtTl0KpV11gnlBeVFIhFJJduQa8lawg

Выль ӝук / Светозарево запись закреплена
Андрей Краснов

«Удалялись для того в глухие места»

С 1770 по 1818 год совершенно легально занимались в России домашним винокурением вотяки* Вятской губернии. Их самокурка называлась кумышкой. С 1819 по 1863 год приготовление напитка вотякам было запрещено из-за подозрения, что они не только сами его пьют, но и торгуют им. С 1863 по 1890 год кумышку опять разрешили. Но с условием, чтоб она была только первой перегонки и чтобы посуда для ее приготовления была старая, без всяких улучшений.
Показать полностью.

Этнограф Г. Е. Верещагин в 1884 году дал подробное описание «завода» для кумышкокурения:
«Посредине шалаша, на подставках, кадца вышиной около полутора аршина и шириной около аршина, а в расстоянии трех четвертей аршина от кадцы — чугунный котел, вмещающий ведер пять или более жидкости; котел этот закрывается двумя деревянными полукружиями… На полукружии, лежащем в той стороне, где стоит кадца, проделано круглое отверстие с четверть аршина в поперечнике; отверстие это закрывается глиняным горшком, опрокинутым на края отверстия; в середине опрокинутого горшка опять небольшое круглое отверстие; в это отверстие вкладывается деревянная трубка, другой конец которой соединяется с медной трубой, проведенной через отверстия кадцы наклонно».

В котел наливали брагу и варили до тех пор, пока из трубы не шла одна кисловатая вода. Перегнав всю брагу, в котел наливали эту кисловатую воду, перегоняли один раз и получали кумышку, не крепче пива. Если же хотели получить напиток более высокого градуса, перегоняли кумышку еще несколько раз. Но за приготовление такой кумышки вотяков наказывали.

«Желая часто приготовить кумышку покрепче,— сообщала писательница А. Г. Шиле,— в особенности к какому-нибудь большому празднику, вотяки обыкновенно удалялись для того в глухие места вятских лесов, чтобы скрыть недозволенное курение от преследования корчемных сыщиков. И тут-то для вотяков начинается целая эпопея приключений из-за кумышки. Обыкновенно робкий и до скупости бережливый, вотяк становился тут отчаянно храбрым, непокорным и вдобавок расточительным до безрассудства. Из-за кумышки он ополчался всею деревнею, чтобы отнять у корчемных сыщиков найденную у него заветную флягу; готов открыто напасть на своего заклятого врага — корчемного сыщика и до смерти избить его; готов свою голову положить в этой борьбе. Из-за нее же он разорялся, платя штрафы за противозаконную выкурку».

После очередного запрещения в 1890 году варить кумышку, вотяки продолжали ее гнать. Так, в 1893 году против нарушителей новых правил было возбуждено 1765 дел, через год — на 800 дел больше. Вятский губернатор объяснял это «высокою ценою на вино и дешевизною приготовления кумышки».

«Своеделка» обходилась в пять раз дешевле казенного хлебного вина.

В 1913 году о варении кумышки возбуждено 5537 дел.

Ничего удивительного не было в том, что после введения запрета на продажу водки в 1914 году в связи с начавшейся Первой мировой войной, кумышка мгновенно появилась в продаже в восточных губерниях и почти открыто продавалась на сельских базарах — по 2–2,5 руб. за четверть.

«К сожалению,— писала в 1915 году Вятская казенная палата,— …варение бражки и особенно кумышки, изготовлявшейся ранее, главным образом, вотяцким населением… начало проникать и в обиход русского населения».

Неудовлетворенный спрос на главную составляющую веселья умельцы начали удовлетворять и в других губерниях России. Вернувшиеся в деревни с закрывшихся винокуренных заводов мужики быстро наладили тайную гонку вина, и в употребление вошло и слово «самогонка», и сам напиток.

Источник

Удмуртский праздник урожая Выль Джук (Выль Жук)

Выль джук — это национальный удмуртский праздник, проводящийся в честь первого урожая ежегодно во вторую субботу августа в селе Светозарево Слободского района. Само село Светозарево уникально по своему национальному составу, ведь из шестисот двадцати жителей, шестьсот являются удмуртами по национальности.

Местное население села сильно обеспокоено вопросом сохранения самобытной национальной культуры, поэтому жители села Светозарево стараются поддерживать свои национальные традиции, организуя различные удмуртские праздники. В музее местной школы можно посмотреть народную одежду удмуртов, а также разнообразную крестьянскую утварь. Дети, живущие в селе, увлеченно изучают историю родного края, свободно говорят между собой на удмуртском языке, и прекрасно владеют русским языком.

В переводе с удмуртского языка «Выль Джук» означает «каша первого урожая, приготовленная из ячменя первого помола». По традиции в день первого урожая все блюда готовили исключительно из свежего урожая. На току молотили снопы цепями, зерно проветривали на ветру с помощью специальных деревянных лопат. После помола пекли хлеб свежей муки, и варили овсяный кисель. С полей хозяева также приносили колосья ржи и ячменя, листья овощей, окунали их в суп и освящали. Затем начиналась молитва языческому богу Инмару об изобилии урожая на следующий год. Каждая семья вывешивала в своем святилище пучок колосьев и овощных листьев.

Если обратиться к истории удмуртских традиций, то можно понять, что важной составляющей образа жизни удмуртов являются календарно-обрядовые праздники. Они связаны, прежде всего, с сельскохозяйственными работами, такими как начало и окончание весенней посевной, сенокос, уборка хлебов. Поскольку до сих пор многие удмурты по своему вероисповеданию остаются язычниками, их праздничные обряды включают молитвенные и песенные заклинания (куриськон), различные магические действия для отведения несчастья и неудачи, плодородия земли и скота, для обеспечения здоровья членов семьи, а также хозяйственного и семейного благополучия каждого крестьянина.

Так, например, во время празднования «Выль Джук» необходимо отдать жертву богу Инмару. Под жертвой понимается каша, которую подносят к специальному обрядовому дереву, на котором нужно заплести ленты. Кашу всегда варят рано утром, при варке добавляют также мясо, чтобы она была более сытной и вкусной.

После обрядовой части, начинается развлекательная программа. Это различные народные гуляния с хороводами, плясками и играми. Все желающие могут приобрести во время праздника «Выль Джук» сувениры и работы мастеров-умельцев, а могут даже поучаствовать в мастер-классах и самостоятельно изготовить какую-либо вещь.

Кроме того, все дети и взрослые с нетерпением ожидают так называемые «поросячьи бега». Хрюшек, как правило, украшают разноцветными лентами и приносят к огороженному вольеру. Затем начинаются собственно «поросячьи бега», это очень веселое зрелище, его непременно стоит посмотреть! Обычно поросят подгоняют хворостинками и подбадривают на прохождение дистанции. Победителем является тот поросенок, который быстрее других хрюшек проходит эту дистанцию. Это невероятно увлекательное зрелище, которое также имеет глубокий национальный смысл и традиционные корни. Бегущий поросенок является символом урожая, достатка и радости.

Девушкам предстоит пробежать с коромыслом и не расплескать воду. А также замотать клубок на скорость и сплести венок из цветов. Перед собравшимися вступят национальные коллективы.

Иногда на Выль Джук проводят «Датлтэм бакчасион лы – чебермам дрога» — парад садовых тележек (в переводе с удмуртского название конкурса означает «Доброму урожаю – красивая телега»).

Обычно на праздник «Выль Джук» съезжаются гости из города Кирова, районов области, а также из Удмуртской республики. Гости всегда могут здесь увидеть выступления фольклорных коллективов Кировской области, поучаствовать в конкурсах. Заканчивается праздник вечерней этнодискотекой под соснами.

Для самих удмуртов праздник «Выль Джук» является напоминанием о духовных ценностях своего народа, для представителей других национальностей – это отличная возможность узнать об этом скромном, но необыкновенно талантливом народе. Если Вы посетите этот праздник, то не пожалеете. Вы узнаете многое о культуре удмуртского народа, услышите язык, необыкновенно красивые песни, увидите национальный удмуртский костюм и даже отведаете блюда национальной кухни.

Примерная программа праздника «Выль Джук» обычно выглядит так:

09.30 Куно пумитан — встреча официальных делегаций и гостей праздника.

11.00 Гырдор шыдонни (Светозаревская вечорка) — концертно-театрализованное представление.

11.00 – «Удмурт шаерме яратыса»»
(«С любовью к родной земле») Концертно-театрализованное представление.

12.00 Сиськон дыр — обед на гостевых подворьях.

12.00 — ярмарка — конкурс национальной выпечки и напитков «Кинлы сюкась да куар нянь, а кинлы мусур да табань» ( «Кому пироги да пышки, а кому квас да кумышки»).

12.10 Крезьгур джук — национально-игровая площадка.

Конкурсные состязания для молодёжи «Батыр-шоу» (для юношей)

Конкурс семейных пар «Кузо пало»

12.30 Гала-концерт национальных коллективов Кировской области и гостей праздника.

15.00 Выступление эстрадного ансамбля «Шулдыр джыт» (г. Ижевск).

16.00-18.00 – «Эрико микрофон» Свободный микрофон
18.00 – 19.00 – «Эктонони вално» (Время танцев наступило…)

22.00 Эктомы, эшъёс — этнодискотека.

Попасть на праздник можно несколькими способами. Самый предпочтительный — собственным транспортом до города Слободского, далее заворот от трассы в сторону села Рогового. Затем прямо по трассе до Светозарево, где и проводится праздник.

Если личным транспортом вы не располагаете, хорошей альтернативой может стать попутка. Поймать ее проще всего с помощью сервиса Блаблакар.

Есть и возможность добраться общественным транспортом: на автобусе № 102 от Кирова до Слободского, затем от слободской автостанции на автобусе № 115 «Слободской — Роговое — Закаринье» до Светозарево. Ознакомиться с актуальным расписанием автобусов Слободского района, а также схемой проезда, вы можете по этой ссылке. Также иногда администрация обеспечивает праздник дополнительными автобусами.

Подробный проезд вы можете посмотреть на карте Яндекса:

Источник

Ярмарка сельхозпродуктов, каша из крупы нового урожая, обряд совершеннолетия: как прошел XV удмуртский праздник урожая «Выль» в Можге

a5411c92d61ee7a5347723e0311c984b

XV удмуртский национальный республиканский праздник нового урожая «Выль» собрал в Можге гостей со всей Удмуртии. 4 августа у реки Сюгинка организовали ярмарку-продажу фермерских продуктов, угощение освященной кашей из крупы нового урожая, горячие табани из передвижных печей и богатую культурную программу.

Удмуртский праздник урожая «Выль» в Можге

Пчеловод с 23-летним стажем Олег Чураков из села Ягул Завьяловского района приехал на праздник «Выль» с медом, продуктами пчеловодства и сопутствующими товарами в виде сувениров. По его словам, нынешний год выдался для пасечников довольно неплохим.

Год неплохой, лучше, чем в прошлом году. В каких-то уголках Удмуртии есть мед, в каких-то нет. У нас есть, урожайный год

Не жалуются на урожай и овощеводы. Так, работники СПК колхоз «Заря» в этом году впервые занялись выращиванием томатов. Начинание для кооператива стало успешным.

В прошлом году не было помидоров. Нынче первый год мы выращиваем помидоры. Помидоры удались, пользуются спросом

Для многих гостей посещение праздника «Выль» стало традицией. Например, для жительницы Можги Марины Зайнутдиновой и ее дочки Зарины праздник нового урожая является один из любимых.

Больше всего на этом празднике мне нравится то, что можно узнать народ – удмуртов, как они живут. Сама я не удмуртка, и мне очень интересно это все узнать

На празднике «Выль» из года в год все больше молодежи. Специально для них на мероприятии организован обряд совершеннолетия. Один из его организаторов, руководитель Можгинского отделения удмуртской молодежной общественной организации «Шунды» Надежда Сапожникова признается: молодые люди, прошедшие обряд совершеннолетия в прошлые годы, приходят на праздник для участия уже в другом конкурсе – конкурсе состоявшихся пар.

Добавим, на празднике открыли площадки для разных возрастов. Так, дети могли показать свои таланты на площадке «Кӧжыпогъёс», семейные пары соревновались в конкурсе «Азвесь сюрло», спортсмены состязались на площадке «Быглес сяртчыос». Также на мероприятии организована выставка-конкурс огородных чучел, фотозона с национальными костюмами от историко-краеведческого музея города Можги и концертно-развлекательная программа с участием известных удмуртских артистов.

Источник

Выль ӝук / Светозарево

OThGVKDSygI

LjCoX5La3BE

contact

Ne3J1md36Tq1d8rYFFj 60r8i0ckVWeCnfzHVYbDtTl0KpV11gnlBeVFIhFJJduQa8lawg

Выль ӝук / Светозарево запись закреплена

f09f8cbfДумали ли мы, когда в прошлом году были вынуждены проводить наш праздник лишь в онлайн формате вместо непосредственной встречи на нашей гостеприимной праздничной поляне, что и через год опасная болезнь не отступит? Конечно же нет.
Показать полностью.
f09f8cbfНо таковы реалии, и мы, как местные, районные, областные организаторы, вынуждены сообщить вам, дорогие наши гости и участники Выль джука, об очередном переносе удмуртского национального праздника нового урожая. Мы готовились этот год: писали сценарий, шили костюмы, продумывали конкурсы, новые фотозоны и локации, чтобы отпраздновать так, чтобы хватило за два года.
f09f8cbfК сожалению, нынешняя ситуация с заболеваемостью не позволяет проводить мероприятия на открытом воздухе, это и подтверждает постановление Правительства Кировской области. Наш праздник собирает множество гостей со всей области, и мы не можем гарантировать того, что на празднике кто-то из гостей или местных жителей не заразится коронавирусной инфекцией. Даже один случай заражения будет абсолютно неприемлемым результатом празднества, и праздник того не стоит, когда появляются больные.
f09f8cbfМы надеемся вы все понимаете и принимаете ценность здоровья больше, чем ежегодного события. Очень будем ждать встречи с вами.

f09f8cbfА по старинной удмуртской традиции просим вас провести обряд освещения каши у себя в огородах. Сварите кашу, поблагодарите силы природы за хорошую погоду и отличный урожай. Желаем вам замечательного урожая по осени, который будет вас кормить до конца зимы!

Ne3J1md36Tq1d8rYFFj 60r8i0ckVWeCnfzHVYbDtTl0KpV11gnlBeVFIhFJJduQa8lawg

Выль ӝук / Светозарево запись закреплена

Ne3J1md36Tq1d8rYFFj 60r8i0ckVWeCnfzHVYbDtTl0KpV11gnlBeVFIhFJJduQa8lawg

Выль ӝук / Светозарево запись закреплена
Zakaria_official

Удмуртская песня SHULDUR KUAZEN (В хорошую погоду) записана в фольклорной экспедиции в июле 2012 г. в с. Николашкино Бавлинского района Республики Татарстан от Александровой Елены Павловны, 1938 г. р. и Евграфовой Марии Ермолаевны, 1954 г. р.
Показать полностью.

Удмурты, как и все народы Татарстана очень гостеприимны. Но все мы с Вами понимаем, что любое празднество, как и все хорошее в этой жизни имеет свойство заканчиваться. Чтобы проводить гостей, бавлинские удмурты начинали запевать эту песню и каждый понимал, что пришло время уходить домой.

Экспедиционную запись прикрепили, приятного прослушивания.

Ne3J1md36Tq1d8rYFFj 60r8i0ckVWeCnfzHVYbDtTl0KpV11gnlBeVFIhFJJduQa8lawg

Выль ӝук / Светозарево запись закреплена
Андрей Краснов

«Удалялись для того в глухие места»

С 1770 по 1818 год совершенно легально занимались в России домашним винокурением вотяки* Вятской губернии. Их самокурка называлась кумышкой. С 1819 по 1863 год приготовление напитка вотякам было запрещено из-за подозрения, что они не только сами его пьют, но и торгуют им. С 1863 по 1890 год кумышку опять разрешили. Но с условием, чтоб она была только первой перегонки и чтобы посуда для ее приготовления была старая, без всяких улучшений.
Показать полностью.

Этнограф Г. Е. Верещагин в 1884 году дал подробное описание «завода» для кумышкокурения:
«Посредине шалаша, на подставках, кадца вышиной около полутора аршина и шириной около аршина, а в расстоянии трех четвертей аршина от кадцы — чугунный котел, вмещающий ведер пять или более жидкости; котел этот закрывается двумя деревянными полукружиями… На полукружии, лежащем в той стороне, где стоит кадца, проделано круглое отверстие с четверть аршина в поперечнике; отверстие это закрывается глиняным горшком, опрокинутым на края отверстия; в середине опрокинутого горшка опять небольшое круглое отверстие; в это отверстие вкладывается деревянная трубка, другой конец которой соединяется с медной трубой, проведенной через отверстия кадцы наклонно».

В котел наливали брагу и варили до тех пор, пока из трубы не шла одна кисловатая вода. Перегнав всю брагу, в котел наливали эту кисловатую воду, перегоняли один раз и получали кумышку, не крепче пива. Если же хотели получить напиток более высокого градуса, перегоняли кумышку еще несколько раз. Но за приготовление такой кумышки вотяков наказывали.

«Желая часто приготовить кумышку покрепче,— сообщала писательница А. Г. Шиле,— в особенности к какому-нибудь большому празднику, вотяки обыкновенно удалялись для того в глухие места вятских лесов, чтобы скрыть недозволенное курение от преследования корчемных сыщиков. И тут-то для вотяков начинается целая эпопея приключений из-за кумышки. Обыкновенно робкий и до скупости бережливый, вотяк становился тут отчаянно храбрым, непокорным и вдобавок расточительным до безрассудства. Из-за кумышки он ополчался всею деревнею, чтобы отнять у корчемных сыщиков найденную у него заветную флягу; готов открыто напасть на своего заклятого врага — корчемного сыщика и до смерти избить его; готов свою голову положить в этой борьбе. Из-за нее же он разорялся, платя штрафы за противозаконную выкурку».

После очередного запрещения в 1890 году варить кумышку, вотяки продолжали ее гнать. Так, в 1893 году против нарушителей новых правил было возбуждено 1765 дел, через год — на 800 дел больше. Вятский губернатор объяснял это «высокою ценою на вино и дешевизною приготовления кумышки».

«Своеделка» обходилась в пять раз дешевле казенного хлебного вина.

В 1913 году о варении кумышки возбуждено 5537 дел.

Ничего удивительного не было в том, что после введения запрета на продажу водки в 1914 году в связи с начавшейся Первой мировой войной, кумышка мгновенно появилась в продаже в восточных губерниях и почти открыто продавалась на сельских базарах — по 2–2,5 руб. за четверть.

«К сожалению,— писала в 1915 году Вятская казенная палата,— …варение бражки и особенно кумышки, изготовлявшейся ранее, главным образом, вотяцким населением… начало проникать и в обиход русского населения».

Неудовлетворенный спрос на главную составляющую веселья умельцы начали удовлетворять и в других губерниях России. Вернувшиеся в деревни с закрывшихся винокуренных заводов мужики быстро наладили тайную гонку вина, и в употребление вошло и слово «самогонка», и сам напиток.

Источник

ВЫЛЬ-2019

1hI qH 1tP mJ2fIGro ZZhSGd x5aMgQm59ZspBGw5R94q 95YXNtaJ6f1d13BK5JZNPkwV

ВЫЛЬ-2019 запись закреплена

Началом осенних обрядов являлся виль (букв.: новый, Льин день, Ильин день). Он символизировал поспевание нового урожая, поэтому крестьяне варили ячменную или овсяную кашу из крупы нового нажина и умолота и готовили пищу из свежих (виль, выль) продуктов: специально к этому дню или прямо в этот день резали утку, гуся, чаще всего барана.
Показать полностью. С поля приносили колосья ржи, ячменя, заносили стручки гороха, листья капусты. Клали их на край стола и совершали обряд куяськон в честь умерших. Пучок из разных колосьев подвешивали в семейной куале, окунали колосья в суп и освещали их, прося хорошего урожая. В этот день пекли хлеб из муки свежего помола, варили сезьпызь — овсяный кисель. На новую кашу приглашали родственников и обязательно того человека, который считался удачливым и богатым. Он, старейший родственник или хозяин дома перед трапезой произносил небольшую благодарственную молитву умершим предкам за урожай. Также просил, чтобы легко и радостно работалось, чтобы погода дала возможность вовремя убрать хлеб, чтобы зерно не повредили грызуны, чтобы огнем не спалило овины.

Помимо семейных молений в куале, в некоторых деревнях в этот праздник молились в луде. Шли только мужчины. Приносили в жертву барана, варили суп с новой картошкой и поминали умерших. Помолившись, возвращались в деревню, звеня в колокольчики (если не на конях), и пели вӧсь гур — песни на мелодию обряда в честь календарного праздника. Проводили вӧсь нерге со своим бӧляком: ходили в гости из дома в дом, импровизируя во время застолья песни на вӧсь гур.

На следующий после Ильина день выходили жать. Перед тем как идти на поле, хозяин освящал во дворе масло. Маслом же мазали серп, чтобы жатва прошла хорошо и споро. Жать начинали самые пожилые женщины, те, кто был «лёгок на руку». Чтобы не уставала и не болела поясница, потирали ее тыльной стороной серпа. Ставили 1 или 3 снопа и испрашивали благословения у Инмара: «Остэ, Инмаре, остэ! Быдэс арлы няньмы мед окмоз, трос октыны мед шедёз, калыкен сиыны-юыны мед окмоз!» (Господи, боже, господи! На целый год хлеба пусть хватит, много хлеба собрать нам пусть удастся, добрых людей угощать пусть хватит!).

По завершении жатвы на поле совершали обряд йыр культо/ мумы культо. Хозяин готовил два длинных и толстых перевясла. На них все жнецы укладывали свои сжатые горсти в две грудки. Работа происходила в полном молчании. Связав два снопа-«матки», и уложив на них серпы, глава семьи становился лицом на восток и молился: «пусть таким же образом господь сподобит начать и кончить полевую страду и в следующем лете».

Источник

Удмуртский национальный праздник урожая «Выль»

2 августа в парке Березовая роща прошел удмуртский национальный праздник урожая «Виль». Его организаторами стали Региональное общественное движение «Общество удмуртской культуры «Дэмен» при поддержке Министерства национальной политики УР.

Праздник начался с освящения обрядовой каши и урожая, выращенного на приусадебных участках. С приветственными словами к участникам праздника обратились: первый заместитель министра национальной политики Удмуртской Республики Павел Орлов, Глава Администрации Индустриального района города Ижевска Любовь Зайцева, депутат Государственного Совета УР Андрей Ураськин, вице-президент Межрегиональной общественной организации «Всеудмуртская ассоциация «Удмурт кенеш» Татьяна Ишматова, председатель Регионального общественного движения «Общество удмуртской культуры «Дэмен» Роман Дементьев.

Региональным общественным движением «Общество удмуртской культуры «Дэмен» организована работа торговых площадок, национальной кухни, культурная программа мероприятия.

Ежегодно праздник объединяет представителей удмуртской общественности города Ижевска и гостей из соседних городов и районов республики.

Для справки:

Дополнительная информация по телефону: 78-06-19, Региональное общественное Движение «Общество удмуртской культуры «Дэмен»

Источник

Adblock
detector