Национальный фестиваль «Наадам» в Улан-Баторе
Один из главных государственных праздников Монголии становится поводом для демонстрации самых колоритных особенностей национального наследия.
Фестиваль «Наадам» или «Надом» («три игрища мужей»), ежегодно проводимый 11-13 июля, посвящен сразу трём важнейшим вехам в истории монгольской государственности. Он отмечает годовщины образования империи Хунну – древнего предшественника Монголии (220 г. до н.э.), создания Чингиз-ханом Великого монгольского государства (1206 год), Народной революции 1921 года и последовавшего провозглашения независимости страны.
Грандиозные торжества в честь этих знаменательных событий проходят в виде традиционного состязания по исконно-монгольским видам спорта – борьбе, стрельбе из лука и конным скачкам. Ежегодно в событиях фестиваля «Наадам» в Монголии принимает участие около 40000 спортсменов, деятелей культуры и носителей древних монгольских традиций.
Мероприятия «Наадама» охватывают все аймаки (регионы) и сомоны (области) Монголии, а также проходят в Бурятии (Сурхарбан), Туве (Наадым) и ряде национальных регионов КНР. Но самое масштабное из них обычно разворачивается на поле Центрального стадиона Улан-Батора. «Наадам» в монгольской столице начинается с театрализованной церемонии открытия, частью которой становится приветственная речь президента страны.
Дальнейшая программа фестиваля включает в себя такие зрелищные элементы, как конный парад, танцевальное фолк-шоу, скачки, спортивную стрельбу из лука, монгольскую борьбу и состязания по монгольской игре в кости. Ещё одним популярным местом для празднования «Наадама» считается подножие священной горы Богдо-Ула в предместьях Улан-Батора, где в эти дни вырастает настоящий кочевой городок.
Национальный фестиваль Наадам
История праздника
Изначально Наадам представлял собой жертвоприношение Духу-хозяину, которое устраивалось в самый разгар лета, когда часть урожая уже была собрана, и имелся достаток молочных продуктов. Обряд жертвоприношения сопровождался народными гуляниями, командными играми и состязаниями в борьбе, стрельбе из лука и конных скачках. Несколько позднее на таких мероприятиях проводился военный смотр — самых ловких, метких и смелых отбирали в личную свиту правителя, а сама подготовка к празднику жертвоприношения стала отличной военно-спортивной тренировкой, позволяющей дружинникам поддерживать боевую форму.
В настоящее время фестиваль Наадам посвящается сразу трем важнейшим событиям в истории становления государства: годовщине образования империи Хунну, основанию Великого монгольского государства Чингиз-ханом в 1206 году и Народной революции 1921 года, повлекшей за собой провозглашение независимости страны.
Как отмечают
В честь знаменательных событий в Монголии проходят грандиозные торжества в виде состязаний в исконно-монгольских видах спорта — конным скачкам, стрельбе из лука и борьбе. В соревнованиях участвуют более сорока тысяч профессиональных спортсменов и простых любителей.
Мероприятия фестиваля Наадам проводятся во всех аймаках (регионах) и сомонах (областях) страны, однако самые массовые действия разворачиваются на центральном стадионе Улан-Батора и у подножия горы Богдо-Ула. Церемония открытия Наадама в столице начинается с театрализованного представления и приветственной речи президента страны. В дальнейшем зрителей ждут такие зрелищные мероприятия, как танцевальное шоу, конный парад, джигитовка, национальная монгольская борьба, стрельба из лука, скачки и многое другое. Повсюду звучит национальная музыка, торговые точки предлагают блюда традиционной монгольской кухни. Фестиваль длится несколько дней, церемония закрытия проходит не менее торжественно.
Истоки, традиции и современный культурный облик монгольского Наадам
Поздравляем монголов всего мира с грандиозным национальным праздником! Сайхан наадаарай найзуудаа!
Немного истории и современности.
Фестиваль Наадам
11–13 июля в Монголии ежегодно отмечают этот грандиозный национальный праздник. В начале XX века в Урге игры проводились непосредственно после церемонии цам в конце июня. В настоящее время наадам формально приурочен к годовщине антикитайского восстания в Монголии в 1921 году и провозглашения независимости страны. На этом празднике устраивают состязания по излюбленным национальным видам спорта. В каждом аймаке и сомоне празднуют Наадам. Многие монголы очень любят проводить этот праздник в Улаанбаатаре.
Обиталищами духов считались горы, поэтому и местом проведения наадама были горы. На вершине горы, где находилось языческое святилище в честь родового духа, совершали обряд его почитания и поднесения ему жертвы, затем у подножия устраивали пиршества и спортивные состязания. Духам приписывали способность оказывать влияние на погоду, приплод скота, здоровье и благосостояние живущих на земле потомков. Поэтому они всегда приглашались на календарные трапезы.
Несколько позже праздник, не теряя качеств родового жертвоприношения, приобрел дополнительную функцию военного смотра, и даже не просто смотра, а отбора кандидатов в воинские дружины при ханах и нойонах. Ибо ловкость, меткость и сила считались качествами, которыми непременно должна обладать личная свита правителя. Сама подготовка к наадаму превратилась в отличную военноспортивную тренировку, позволявшую дружинникам постоянно сохранять боевую форму.
Традиционные монгольские символы власти (бунчуки) проносят через главные улицы города на стадион, где и открывается праздник
Наадам: монгольские лучники готовятся к залпу. Фото www.kulturologia.ru
С 1912 г. местом проведения надома стало подножие священной горы Богдо-Ула, расположенной около современного Улаанбаатара. Основные виды состязаний – монгольская борьба, конные скачки и стрельба из лука. На праздник съезжается большое количество участников и гостей. У подножия горы Богдо-Ула, рядом с аэропортом, вырастает огромный палаточный лагерь и образуется большая стоянка автомобилей горожан приезжающих на праздник. Звучит национальная музыка, много людей в национальных нарядах, торговых точек, предлагающих разнообразные блюда монгольской кухни, большое количество иностранцев с фотоаппаратами. В этой праздничной суете легко потерять друг друга. Кульминацией праздника становятся зрелищные массовые конные скачки.
Наадам сегодня
Монгольский флаг-неизменный атрибут праздника. Многие одеты в национальные костюмы, особенно люди старшего возраста.
В настоящее время в скачках и стрельбе принимают участие также девочки и женщины, а к «трём играм» официально прибавился четвёртый вид соревнований: монгольская игра в кости (шагаайн харваа), где её участники, разделившись на две команды, поочерёдно выбивают костяные мишени при помощи костяной биты, «выстреливаемой» щелчком среднего пальца со специальной деревянной направляющей (хясаа), удерживаемой на колене игрока. В ней участвуют только мужчины.
Борьба – древний вид спорта
Монгольская борьба, фото svali.ru
По правилам все борцы одеты в особую форму: трусы (шуудаг), жилетку с длинными рукавами, прикрывающую спину, но оставляющую открытой грудь (зодог), головной убор со сплошным или поделенным на четыре части околышем из черного бархата и высокой конусообразной макушкой, увенчанной сплетенным из цветного шнура изображением «узла счастья» (өлзий), национальные сапоги (гутал). В народе ходит преданье, что в стародавние времена жилетка была обычная, то есть как полагается с закрытой грудью.
В монгольской борьбе применяется множество приемов, их насчитывается свыше 400. Существует множество неписаных правил борьбы: разрешаются подножки, но запрещаются подсечки. С 2002 года состязания по национальной борьбе проходили по новым правилам: теперь ограничено время поединка и каждый тур проходит в рамках указанного времени, введены денежные штрафные, повысились премиальные за каждую победу, учитываются дисциплина и уровень подготовки борцов к состязанию. Но самое главное, если раньше титулованные борцы сами называли себе противника, то теперь этим занимается комиссия.
На поле, где проходит состязание борцов, устанавливаются три шатра, два для борцов, где они отдыхают и один для судей, наблюдающих за ходом состязаний. После первого тура, судьи разбивают победителей на пары и все повторяется. Напряжение зрителей накаляется к 5 туру, когда победителям присуждаются почетные звания.
С лучших мест бои наблюдают чиновники и признанные чемпионы.
Как правило в состязаниях, которые проходят два дня, принимают участие 1024 или 512 борцов и к девятому туру остается одна пара. Титулованные борцы в Монголии пользуются большим почетом и любовью в народе и у своих поклонников. Уважение и любовь к борцам издревле сохранилось у монголов и каждый второй монгол является поклонником этого вида спорта.
Монгольским скачкам тысячи лет
Скачки проводятся за пределами города. В последние годы скачки проводится в 30 километрах от Улан-Батора. Трасса степная и специально не подготавливается. На скачки собирается до полумиллиона зрителей. Зрелище грандиозное.
Стрельба из лука — третий вид наадамских спортивных игр. Кочевые племена, жившие в Югу от Байкала впервые изобрели лук и стрелы, впоследствии ставшие орудием охоты, потом войн, а теперь одним из видов спортивных состязании. Сегодня стрельба из лука сохранилась как древнейший вид спорта.
Стрелы делают из оленьих рогов, бамбука и особым образом выдержанные местные породы дерева-ивы, березы. Конец стрелы украшен перьями. Тетиву изготавливают из крученного шелка. Наконечник такой стрелы представляет собой тупой набалдашник, полый внутри, заполняемый землей или песком для придания стреле равновесия во время полета. Сегодня резко сократилось число мастеров, умеющих изготовлять традиционный монгольский лук.
zamkosmopolit
Peace! Love! Shawarma!
В первый день утром хозяева гостевого дома, где я остановился, отвезли меня и других постояльцев за несколько километров от поселка. Там посреди широкой долины должны были состояться скачки. Точнее, не сами скачки, а их финиш. Стартуют они в десятке-другом километров дальше. В скачках принимают участие только мальчишки и молодые кони. Устраивают несколько заездов, объединяющих наездников и лошадей одной возрастной категории: мальчики лет пяти едут на жеребятах, а парни лет тринадцати скачут на двухгодовалых конях.
Первые несколько часов прошли в скучном ожидании.
Из развлечений были всякие игры, типа «Попади дротиком в шарик».
Рядом поставили кафе-юрты, где можно было поесть хуушууры (по-нашему, чебуреки), которые в Монголии считаются праздничным блюдом.
Вдруг народ оживился и быстро выстроился в одну линию. Приближались участники гонки, которых пока еще не было видно за горизонтом.
Наконец всадники показались.
Победителя гонки тут же облепила толпа зрителей. Все хотели прикоснуться к коню, пришедшему первым, поскольку считается, что это приносит удачу.
Разгоряченных лошадей потом еще долго водили кругами, соскребая с них пот специальной палочкой.
В тот день было несколько таких заездов. А на следующий день в самом поселке на небольшой старом стадиончике состоялось награждение победителей. Лошадей по этому поводу тоже принарядили.
Сначала победители с отцами и старшими братьями прогарцевали несколько кругов по стадиону, а потом по очереди подходили к специальной трибуне, где сидели судьи и почетные гости.
Некоторых, кажется, самых маленьких, подводили к трибуне группами человек по пять и специальный глашатай пел в честь них песню. По ритму она мне напомнила киргизский «Манас». Некоторые из присутствовавших потом дарили певцу деньги.
Отцу победителя давали пиалу с айрагом (по-нашему, кумысом), которую тот сначала выливал немного на холку и круп коня.
А потом отпивал сам и давал сыновьям.
У каждого борца есть секундант, которого вначале приветствуют, поочередно касаясь его плечей одной рукой, и поднимая высоко верх другую.
Затем секундант забирает на время схватки шапку борца, а тот исполняет своеобразный «птичий» танец с широко расставленными руками, а потом выполняет «два притопа, три прихлопа», почти как японский борец сумо.
Восторженные чувства у туристов вызывает оригинальный наряд борцом, напоминающий купальный костюм. По легенде, он появился после того, как одна женщина победила на состязании всех мужчин. Поэтому, чтобы в будущем избежать подобных конфузов, местные аксакалы додумались сделать костюм борцом не подходящим для женщин.
Весовых категорий в монгольской борьбе нет. Более заслуженный борец сам выбирает себе любого противника. Но в начале состязаний принято давать небольшие уроки подрастающему поколению.
Когда схватка начинается, борцы стремятся ухватить противника так, чтобы было удобно его повалить. Естественно, давать такое преимущество сопернику никто не собирается. Поэтому сперва борцы долго «прицеливаются» и бьют друг друга по рукам. В общем, эта часть ничем не отличается от нашей греко-римской борьбы.
Если противники более-менее равны по силам, то, как правило, редко удается сразу же повалить соперника. Обычно борцы берут друг друга во взаимный захват и понемногу стараются ухватиться поудобнее для последующего броска.
Длиться это может часами.
Когда всем это надоедает, судьи кидают жребий и ставят счастливчика в более удачную позицию.
Часто, но не всегда, после этого, наконец, удается повалить противника.
Победитель надевает шапку и снова совершает «птичий» танец вокруг столба с монгольским флагом.
Его обычно раздают окружающим.
В первый день соревнования были прерваны дождем.
Еще во время Наадама принято устраивать состязания по стрельбе из лука. Но я их видел только по телевизору, во время трансляции из Улан-Батора. Принимать участие в этих играх, наравне с мужчинами, могут и женщины. Выглядит все довольно необычно. Участник должен (или должна) попасть в специальное небольшое место на земле. Вокруг этого места с обеих сторон стоит толпа судей, которые оценивают точность выстрела специальным криком. Выстрел действительно должен быть очень точным, поскольку в противном случае стрела может запросто попасть в кого-нибудь из членов жюри.
Помимо спортивных игр в честь Наадама проводят разные концерты самодеятельности.
А дочка хозяйки гостевого дома показывала чудеса пластичности. Это не гимнастика и не акробатика, а даже не знаю, как и назвать по-русски. По-английски это называется «contortion». В Монголии очень популярно.
Все о праздниках Монголии
Немного о Монголии
Путешествие в Монголию – это прекрасная возможность совершить поездку в Азиатскую страну, почувствовать дух этого государства, познакомиться с культурой кочевых народов и посетить заповедные места, где редко ступала нога европейца.
Монголы крайне гостеприимный и дружелюбны. Они всегда уважительно относятся к приезжающим в их страну туристам.
Праздники Монголии разнообразны. Их делят на государственные, национальные и религиозные праздники.
Национальные праздники Монголии
Праздник Цаган Сара
Одним из самых почитаемых и уважаемых праздников для монгольского народа является Цаган Сара или Белый месяц – это празднование Нового года по лунному календарю. Принято считать, что в конце зимы и самом начале весны, когда наступает новолуние, начинает у монголов новый восточный год. Так, по восточному календарю праздник Нового года приходится на начало Белого месяца. Согласно лунному календарю каждый год происходит исчисление даты праздника.
В буддийских храмах накануне праздника обычно проводятся праздничные службы. В молитвах монголы просят счастья в Новом году. После молебна разводятся костры, приносятся жертвоприношения огню, а также в пламени сжигаются старые вещи.
После совершения всех обрядов монголами, они начинают ходить друг к другу в гости, поздравлять и дарить подарки. Кумыс Айраг, молочная водка Архи, простокваша Тарак, молочный сыр Бислаг, сушеный творог Арул являются традиционным блюдами на праздничном столе.
Как правило, монголы встречают Новый год не в полночь, как принято в большинстве стран, а в первый день нового года- рано утром.
Праздник Надом
Национальный праздник Надом ежегодно отмечается в числах между 11 и 13 июля в честь победы народной революции 1921 года. Большинство монголов любят праздновать Надом в городе Улан –Баторе.
Во время праздника обычно организовываются состязания по излюбленным национальным видам спорта: конные скачки, борьба, стрельба из лука.
На Надом приезжают огромное количество гостей и участников соревнований. Массовые конные скачки являются кульминацией праздника.
Также свой ритуал, правила и специфические особенности имеет монгольская национальная борьба:
Также в монгольской борьбе используется большое число приемов, которых насчитывается свыше 400. Звание Сокол получает победитель пятого тура, Слон – седьмого тура, Лев – девятого тура (самый главный победитель).
Национальный фестиваль «Наадам» в Улан-Баторе
Один из главных государственных праздников Монголии становится поводом для демонстрации самых колоритных особенностей национального наследия.
Фестиваль «Наадам» или «Надом» («три игрища мужей»), ежегодно проводимый 11-13 июля, посвящен сразу трём важнейшим вехам в истории монгольской государственности. Он отмечает годовщины образования империи Хунну – древнего предшественника Монголии (220 г. до н.э.), создания Чингиз-ханом Великого монгольского государства (1206 год), Народной революции 1921 года и последовавшего провозглашения независимости страны.
Грандиозные торжества в честь этих знаменательных событий проходят в виде традиционного состязания по исконно-монгольским видам спорта – борьбе, стрельбе из лука и конным скачкам. Ежегодно в событиях фестиваля «Наадам» в Монголии принимает участие около 40000 спортсменов, деятелей культуры и носителей древних монгольских традиций.
Мероприятия «Наадама» охватывают все аймаки (регионы) и сомоны (области) Монголии, а также проходят в Бурятии (Сурхарбан), Туве (Наадым) и ряде национальных регионов КНР. Но самое масштабное из них обычно разворачивается на поле Центрального стадиона Улан-Батора. «Наадам» в монгольской столице начинается с театрализованной церемонии открытия, частью которой становится приветственная речь президента страны.
Дальнейшая программа фестиваля включает в себя такие зрелищные элементы, как конный парад, танцевальное фолк-шоу, скачки, спортивную стрельбу из лука, монгольскую борьбу и состязания по монгольской игре в кости. Ещё одним популярным местом для празднования «Наадама» считается подножие священной горы Богдо-Ула в предместьях Улан-Батора, где в эти дни вырастает настоящий кочевой городок.
zamkosmopolit
Peace! Love! Shawarma!
В первый день утром хозяева гостевого дома, где я остановился, отвезли меня и других постояльцев за несколько километров от поселка. Там посреди широкой долины должны были состояться скачки. Точнее, не сами скачки, а их финиш. Стартуют они в десятке-другом километров дальше. В скачках принимают участие только мальчишки и молодые кони. Устраивают несколько заездов, объединяющих наездников и лошадей одной возрастной категории: мальчики лет пяти едут на жеребятах, а парни лет тринадцати скачут на двухгодовалых конях.
Первые несколько часов прошли в скучном ожидании.
Из развлечений были всякие игры, типа «Попади дротиком в шарик».
Рядом поставили кафе-юрты, где можно было поесть хуушууры (по-нашему, чебуреки), которые в Монголии считаются праздничным блюдом.
Вдруг народ оживился и быстро выстроился в одну линию. Приближались участники гонки, которых пока еще не было видно за горизонтом.
Наконец всадники показались.
Победителя гонки тут же облепила толпа зрителей. Все хотели прикоснуться к коню, пришедшему первым, поскольку считается, что это приносит удачу.
Разгоряченных лошадей потом еще долго водили кругами, соскребая с них пот специальной палочкой.
В тот день было несколько таких заездов. А на следующий день в самом поселке на небольшой старом стадиончике состоялось награждение победителей. Лошадей по этому поводу тоже принарядили.
Сначала победители с отцами и старшими братьями прогарцевали несколько кругов по стадиону, а потом по очереди подходили к специальной трибуне, где сидели судьи и почетные гости.
Некоторых, кажется, самых маленьких, подводили к трибуне группами человек по пять и специальный глашатай пел в честь них песню. По ритму она мне напомнила киргизский «Манас». Некоторые из присутствовавших потом дарили певцу деньги.
Отцу победителя давали пиалу с айрагом (по-нашему, кумысом), которую тот сначала выливал немного на холку и круп коня.
А потом отпивал сам и давал сыновьям.
У каждого борца есть секундант, которого вначале приветствуют, поочередно касаясь его плечей одной рукой, и поднимая высоко верх другую.
Затем секундант забирает на время схватки шапку борца, а тот исполняет своеобразный «птичий» танец с широко расставленными руками, а потом выполняет «два притопа, три прихлопа», почти как японский борец сумо.
Восторженные чувства у туристов вызывает оригинальный наряд борцом, напоминающий купальный костюм. По легенде, он появился после того, как одна женщина победила на состязании всех мужчин. Поэтому, чтобы в будущем избежать подобных конфузов, местные аксакалы додумались сделать костюм борцом не подходящим для женщин.
Весовых категорий в монгольской борьбе нет. Более заслуженный борец сам выбирает себе любого противника. Но в начале состязаний принято давать небольшие уроки подрастающему поколению.
Когда схватка начинается, борцы стремятся ухватить противника так, чтобы было удобно его повалить. Естественно, давать такое преимущество сопернику никто не собирается. Поэтому сперва борцы долго «прицеливаются» и бьют друг друга по рукам. В общем, эта часть ничем не отличается от нашей греко-римской борьбы.
Если противники более-менее равны по силам, то, как правило, редко удается сразу же повалить соперника. Обычно борцы берут друг друга во взаимный захват и понемногу стараются ухватиться поудобнее для последующего броска.
Длиться это может часами.
Когда всем это надоедает, судьи кидают жребий и ставят счастливчика в более удачную позицию.
Часто, но не всегда, после этого, наконец, удается повалить противника.
Победитель надевает шапку и снова совершает «птичий» танец вокруг столба с монгольским флагом.
Его обычно раздают окружающим.
В первый день соревнования были прерваны дождем.
Еще во время Наадама принято устраивать состязания по стрельбе из лука. Но я их видел только по телевизору, во время трансляции из Улан-Батора. Принимать участие в этих играх, наравне с мужчинами, могут и женщины. Выглядит все довольно необычно. Участник должен (или должна) попасть в специальное небольшое место на земле. Вокруг этого места с обеих сторон стоит толпа судей, которые оценивают точность выстрела специальным криком. Выстрел действительно должен быть очень точным, поскольку в противном случае стрела может запросто попасть в кого-нибудь из членов жюри.
Помимо спортивных игр в честь Наадама проводят разные концерты самодеятельности.
А дочка хозяйки гостевого дома показывала чудеса пластичности. Это не гимнастика и не акробатика, а даже не знаю, как и назвать по-русски. По-английски это называется «contortion». В Монголии очень популярно.
Все о праздниках Монголии
Немного о Монголии
Путешествие в Монголию – это прекрасная возможность совершить поездку в Азиатскую страну, почувствовать дух этого государства, познакомиться с культурой кочевых народов и посетить заповедные места, где редко ступала нога европейца.
Монголы крайне гостеприимный и дружелюбны. Они всегда уважительно относятся к приезжающим в их страну туристам.
Праздники Монголии разнообразны. Их делят на государственные, национальные и религиозные праздники.
Национальные праздники Монголии
Праздник Цаган Сара
Одним из самых почитаемых и уважаемых праздников для монгольского народа является Цаган Сара или Белый месяц – это празднование Нового года по лунному календарю. Принято считать, что в конце зимы и самом начале весны, когда наступает новолуние, начинает у монголов новый восточный год. Так, по восточному календарю праздник Нового года приходится на начало Белого месяца. Согласно лунному календарю каждый год происходит исчисление даты праздника.
В буддийских храмах накануне праздника обычно проводятся праздничные службы. В молитвах монголы просят счастья в Новом году. После молебна разводятся костры, приносятся жертвоприношения огню, а также в пламени сжигаются старые вещи.
После совершения всех обрядов монголами, они начинают ходить друг к другу в гости, поздравлять и дарить подарки. Кумыс Айраг, молочная водка Архи, простокваша Тарак, молочный сыр Бислаг, сушеный творог Арул являются традиционным блюдами на праздничном столе.
Как правило, монголы встречают Новый год не в полночь, как принято в большинстве стран, а в первый день нового года- рано утром.
Праздник Надом
Национальный праздник Надом ежегодно отмечается в числах между 11 и 13 июля в честь победы народной революции 1921 года. Большинство монголов любят праздновать Надом в городе Улан –Баторе.
Во время праздника обычно организовываются состязания по излюбленным национальным видам спорта: конные скачки, борьба, стрельба из лука.
На Надом приезжают огромное количество гостей и участников соревнований. Массовые конные скачки являются кульминацией праздника.
Также свой ритуал, правила и специфические особенности имеет монгольская национальная борьба:
Также в монгольской борьбе используется большое число приемов, которых насчитывается свыше 400. Звание Сокол получает победитель пятого тура, Слон – седьмого тура, Лев – девятого тура (самый главный победитель).
Надом
Надом | |
---|---|
Надом 2006 года в Улан-Баторе | |
Тип | спортивный праздник |
Отмечается | Монголия |
Дата | 11-13 июля |
Празднование | «три мужских игры» |
Содержание
Обзор
С наибольшим размахом это состязание проводится в монгольской столице, Улан-Баторе, в течение народного праздника середины лета (11-13 июля) на Национальном спортивном стадионе. В других монгольских городах, а также в китайских городах со значительной монгольский диаспорой, проводят Надом гораздо скромнее. Он начинается со сложной предварительной церемонии, в которой участвуют танцоры, борцы, всадники и музыканты. После церемонии открытия игр начинается само состязание.
Надом — самое популярное зрелище у монголов, которое, как предполагается, веками существовало в Монголии в том или ином виде. Надом берёт начало в таких явлениях, как военные парады, а также в воинских умениях — стрельбе из лука, верховой езде и борьбе, демонстрация которых сопутствовала различным праздникам. В начале XX века в Урге игры проводились непосредственно после церемонии Цам в конце июня. [1] В настоящее время Надом формально приурочен к годовщине антикитайского восстания в Монголии в 1921 году и провозглашения независимости страны.
В последние годы к «трём играм» официально прибавился и четвёртый вид соревнований: это старинная монгольская игра в кости [2] (шагаайн харваа), где её участники, разделившись на две команды, поочерёдно выбивают костяные мишени при помощи костяной биты, «выстреливаемой» щелчком среднего пальца со специальной деревянной направляющей (хясаа), удерживаемой на колене игрока. Участвуют только мужчины.
«Три мужских игры»
Борьба
Монгольская борьба (монг. монгол бөх ) — популярнейший вид спорта в Монголии. Борются все, от седых стариков до трёхлетних детей. 512 или 1024 борцов встречаются в девяти или десяти раундах на выбывание (даваа). Монгольская народная борьба не ограничивает время раундов, и раунд длится до тех пор, пока один из соперников не коснётся земли любой частью тела, кроме подошв ног и кистей рук. Когда подбираются пары, борец, обладающий наибольшей славой, имеет право самостоятельно выбрать себе соперника. Борцы носят двусоставную экипировку из тугой наплечной накидки (зодог) и «шорт» (шуудаг). Женщины к борьбе не допускаются.
У каждого борца есть «болельщик» — засуул. Этот «болельщик» пропевает победную песенку в честь выигравшего борца после 3-го, 5-го и 7-го раундов. Победители 5-го раунда получают титул «сокол» (начин), 6-го — «ястреб» (харцаг), 7-го — «слон» (заан), 8-го — «гаруда» (гарьд), а победитель финального раунда получает титул «лев» (арслан). Дважды-«лев» зовётся «исполином», — аварга. Победив на играх в третий раз, борец именуется «исполин-океан» (далай аварга), в четвёртый — «всеобщий исполин» (даян аварга), в пятый — «мастер-исполин» (дархан аварга).
Следующим образом описывает борьбу на Надоме 28 июня 1905 года российский эмиссар в Урге П. К. Козлов:
Скачки
В отличие от западных скачек, состоящих из забегов на короткие дистанции не более 2 км, монгольские скачки (морин уралдаан), имеющие место на Надоме — это длительные забеги на дистанцию от 15 до 30 км. Длина дистанции зависит от возраста скакунов. Например, двухгодовалые лошади (дааг) скачут на 15 км, четырёхлетние (хязаалан) — на 20 км, пятилетки (соёоолон) — на 25 км, взрослые (их нас), то есть старшие семи лет — на 28, а жеребцы (азарга) — на 25. На Надом может быть отобрано до тысячи лошадей со всей Монголии. Этих скакунов кормят согласно специализированному рациону.
В наездники этим скакунам выбираются дети от 5 до 13 лет, которые и тренируют их в несколько месяцев, предшествующих скачкам. Хотя искусство ухода за лошадьми и важно для Надома, в состязании проверяется именно скорость и выносливость самих лошадей. [4]
Перед началом гонки публика поёт традиционные песни, а сами наездники-конюхи исполняют «песню скачек» (гийнгоо). Призы присуждаются как скакунам, так и их всадникам. Первые пять или десять лошадей в каждом возрастном классе получают титул «кумысная пятёрка (десятка)» (айргийн тав (арав)), так как победителей угощают кумысом, а между первыми тремя распределяется золото, серебро и бронза. Всадник-победитель получает звание түмний эх, то есть «первый из тумена», а лошадь, пришедшая последней в двугодовалом классе, приветствуется песней-благопожеланием. [5]
Стрельба из лука
Монгольский спорт стрельбы из лука (монг. сурын харваа ) характерен тем, что, помимо основной мишени, имеются сотни дополнительных, сделанных из кожи (сур). В этом состязании участвуют как мужчины, так и женщины. Оно проводится между двумя командами, каждая их которых располагает четырьмя стрелами на человека; каждая команда должна поразить 33 «сура». Мужчины стреляют с дистанции в 75 м, женщины — с 65. Если стрелок поразит цель «в яблочко», судья кричит «Уухай!» («Браво, ура!») Победитель награждается званием «народный стрелок».
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Надом» в других словарях:
Спорт в Монголии — Монгольская борьба Спорт в Монголии (монг. Монголын спорт) совокупность различных видов единоборств и распространение, раз … Википедия
Культура Монголии — Содержание 1 Традиционная культура 1.1 Языковое наследие … Википедия
Центральный стадион (Улан-Батор) — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Список нематериального культурного наследия человечества — Список нематериального культурного наследия человечества список, составляемый в рамках программы ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия», призван привлечь внимание к нематериальному культурному наследию. Содержание 1 … Википедия
Цаган Сар — Белый месяц Объявление о Цаган Саре, 5.03.2011 г. Золотая обитель Будды Шакьямуни, Элиста, Калмыкия Тип … Википедия
Монгольская национальная революция 1911 года — Монгольская национальная революция … Википедия
Мэгжид Жанрайсэг — Н. Жамба Быстротворящий Авал … Википедия
Жигжидийн Мунхбат — Это имя монгольское; «Жигжижийн» отчество, а не фамилия; личное имя этого человека «Мунхбат». Жигжидийн Мунхбат Жигжидийн Мөнхбат Личная информация Страна … Википедия
История Улан-Батора — Содержание 1 История 1.1 Кочевой монастырь 1.2 Оседлость … Википедия
Национальный фестиваль Наадам
История праздника
Изначально Наадам представлял собой жертвоприношение Духу-хозяину, которое устраивалось в самый разгар лета, когда часть урожая уже была собрана, и имелся достаток молочных продуктов. Обряд жертвоприношения сопровождался народными гуляниями, командными играми и состязаниями в борьбе, стрельбе из лука и конных скачках. Несколько позднее на таких мероприятиях проводился военный смотр — самых ловких, метких и смелых отбирали в личную свиту правителя, а сама подготовка к празднику жертвоприношения стала отличной военно-спортивной тренировкой, позволяющей дружинникам поддерживать боевую форму.
В настоящее время фестиваль Наадам посвящается сразу трем важнейшим событиям в истории становления государства: годовщине образования империи Хунну, основанию Великого монгольского государства Чингиз-ханом в 1206 году и Народной революции 1921 года, повлекшей за собой провозглашение независимости страны.
Как отмечают
В честь знаменательных событий в Монголии проходят грандиозные торжества в виде состязаний в исконно-монгольских видах спорта — конным скачкам, стрельбе из лука и борьбе. В соревнованиях участвуют более сорока тысяч профессиональных спортсменов и простых любителей.
Мероприятия фестиваля Наадам проводятся во всех аймаках (регионах) и сомонах (областях) страны, однако самые массовые действия разворачиваются на центральном стадионе Улан-Батора и у подножия горы Богдо-Ула. Церемония открытия Наадама в столице начинается с театрализованного представления и приветственной речи президента страны. В дальнейшем зрителей ждут такие зрелищные мероприятия, как танцевальное шоу, конный парад, джигитовка, национальная монгольская борьба, стрельба из лука, скачки и многое другое. Повсюду звучит национальная музыка, торговые точки предлагают блюда традиционной монгольской кухни. Фестиваль длится несколько дней, церемония закрытия проходит не менее торжественно.