Меню

праздник любви и верности петра и февронии история

День Петра и Февронии 2020: что нужно сделать в праздник покровителей семьи и верности

knyaz petr i knyaginya fevroniya

День Петра и Февронии – это православный праздник, который отмечается 8 июля и был установлен церковью в память о святых благоверных князе Петре и его супруге княгине Февронии Муромских.

Петр и Феврония считаются образцом христианского супружества и покровителями домашнего очага, любви и верности. Им молятся о благополучной семейной жизни, счастье в любви, благословении на брак. Подробнее о традициях и истории праздника читайте далее в материале OBOZREVATEL.

История праздника: любовь Петра и Февронии

Церковь причислила Петра и Февронию к лику святых в 1547 году, во времена, когда пример супругов помогал людям разных сословий поверить, что можно прожить счастливую семейную жизнь в таком жестоком мире.

Святые были родом из города Мурома, вместе они были в горе и в радости. Княгиня Феврония ухаживала за Петром и исцелила его от смертельной болезни, неотлучно была с мужем после его изгнания с княжеского престола и во время голодных скитаний, разделяя с ним скромную трапезу и ни в чем его не упрекая.

Мудрая женщина никогда не спорила с мужем, ласково подсказывая правильное решение. Петр в свою очередь не считал зазорным следовать советам Февронии, признавая ее мудрость.

Уже в преклонном возрасте Петр и Феврония ушли в мужской и женский монастырь, стоявшие бок о бок. Умерли они в один и тот же день лета 1228 года и вновь воссоединились в общем каменном гробу.

petr i fevroniya muromskie

Петр и Феврония считаются покровителями семьи и верности, им молятся о благополучной семейной жизни, счастье в любви, просят о благословении на брак. В России ко дню памяти святых приурочен праздник «День семьи, любви и верности».

Многие верят, что если связать себя узами брака в День Петра и Февронии, то семейная жизнь будет долгой и неразлучной, как у святых супругов из Мурома. Однако венчание после росписи невозможно, поскольку 8 июля приходится на Петров пост.

petr i fevroniya

Нельзя венчаться в день памяти Петра и Февронии, однако можно обручаться.

Нежелательно трудиться в саду и огороде, можно делать лишь мелкие дела в быту.

Нельзя шить, вышивать, вязать, заниматься рукоделием.

Категорически нельзя ссориться, ругаться и думать о плохом.

Нельзя есть мясо, молоко, молочные продукты, яйца и блюда из них, поскольку 8 июля длится Петров пост.

lyubov

Счастье и благополучие ждет тех, кто в День Петра и Февронии помолится перед иконой святых.

Кто проведет 8 июля с супругом, занимаясь общим делом, того ждет достаток в семье.

Какая погода на Петра и Февронию – такая будет и в ближайшие 40 дней.

Сватовство в День Петра и Февронии – к крепкому и счастливому браку.

В праздник разрешается просить у святых Петра и Февронии здоровья для своих детей.

Ранее OBOZREVATEL рассказывал, какие праздники отмечаются в июле 2020 года: церковный календарь.

Ты еще не читаешь наш Telegram? А зря! Подписывайся

Важное

«Шахтер» проиграл «Интеру» и досрочно вылетел из еврокубков

filestoragetemp26

3

Невакцинированных украинцев отстранят от работы с 9 декабря: кого это коснется

filestoragetemp 114

Банкротство США и курс доллара в Украине: в Минфине заявили об угрозе дефолта в декабре

veneto 300%D1%85250

новости Украины

Россия перебросила на Донбасс 19 колонн с вооружением и вагоны боеприпасов – ОБСЕ

tanki

Украина обязалась выполнить 12 условий ради кредита МВФ: среди них вакцинация 17 млн украинцев до конца года

В Украину попал новый подвид штамма Дельта: его считают более заразным и опасным

Жизнь

В Австралии слепой мотоциклист получил водительские права: как это ему удалось. Фото

filestoragetemp 81

25 ноября: какой праздник, что нельзя делать на Иоанна Милостивого, приметы и именинники

Украину в декабре ждут погодные «качели»: синоптики дали прогноз

Мнения

807174

Из Крыма Украине грозит опасность

8e86ad2c058637d93e82287bd2ef6ee7l

505934

Вторжение России в Украину: ситуация может поменяться внезапно

972181

Что больше всего бесит мужчин в сексе

884431

Лоббирование в США: почему оно работает

440191

Салаты с тертой свеклой из советского прошлого

6 1

Битва за потребителя: игра на эмоциях?

2608427317717074537732701943575857373742840n

Почему высшие военные становятся «пушечным мясом» украинского политикума?

Использование любых материалов, размещенных на ресурсе OBOZREVATEL разрешается только при условии обязательной ссылки на OBOZREVATEL, а для интернет-изданий – размещение прямой, открытой для поисковых систем, гиперссылки на страницу OBOZREVATEL, на которой размещен оригинальный материал. Любое копирование, публикация, перепечатка и последующее распространение информации, которая содержит ссылку на «Интерфакс-Украина» www.interfax.com.ua, строго запрещено. Все опубликованные фотоматериалы Getty Images и УНИАН не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме без письменного разрешения компаний. Редакция OBOZREVATEL может не разделять точку зрения, изложенную в авторском материале. За достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах, ответственность несет рекламодатель.

©2021 Все права защищены, ООО «Золотая середина».

Источник

История любви Петра и Февронии Муромских

В православном календаре можно найти один очень удивительный день — праздник Петра и Февронии, история возникновения которого настолько прекрасна и интересна, что не сможет остаться без внимания современного поколения. Чествование памяти Петра и Февронии Муромских проходит 8 июля. Эта дата была утверждена в 2008 году на Совете Федерации России. Инициатором этого события стала жена Президента РФ Дмитрия Медведева, Светлана. Она же придумала и символ праздника — ромашки.

История жития святых очень интересная. Петр и Феврония Муромкие — содержание и краткий пересказ повести.

Петр и Феврония Муромские. История святости

1b9a53751cf8521bb8eaaf8d64ac2511

Супружеский союз Петра и Февронии стал показательным образцом христианского брака, поэтому этих святых почитают его покровителями. Очень важно отметить то, что ни одного истинно православного человека история святых Петра и Февронии не оставит равнодушным. Люди с большой радостью и откликом в сердце воспринимают этот праздник. История Петра и Февронии просто восхитительна, и в ней явно прослеживается Божий промысел.

Петр и Феврония умерли в один день — 25 июня 1228 года по старому календарю (8 июля по новому). Тела их, оставленные в разных храмах, каким-то чудесным образом вдруг оказывались в одном гробу, подготовленном ими заранее.

Люди расценили это как великое чудо. В 1547 году Петр и Феврония Муромские, история которых просто потрясает, были канонизированы. Сегодня их святые мощи хранятся в соборе Святой Троицы в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

Поистине город Муром богат разными былинными героями. Все прекрасно помнят богатыря Илью Муромца, но мало кто знает, что его святые мощи хранятся в погребальных пещерах Киево-Печерской лавры.

Поэтичная повесть

53 Pamyatnik Petru i Fevronii Muromskim

История любви святых Петра и Февронии существует уже много веков на Муромской земле. Со временем подлинная история об этих благоверных и преподобных чудотворцах обросла сказочными очертаниями, которые слились с притчами и легендами этого края. Сегодня в Муроме стоит рака с мощами супружеской четы святых Петра и Февронии, и к ним отовсюду приезжают паломники, чтобы почтить их память, попросить помощи и помолиться.

Повествование о жизни благоверных Петра и Февронии было написано священнослужителем Ермолаем Прегрешным — гениальным литератором, жившим в эпоху Иоанна Грозного. История Петра и Февронии в оригинальной интерпретации писателя приобрела краски народного фольклора и стала поэтичной повестью о любви и мудрости, которые даются только чистому сердцу от Бога и Святого Духа.

О любви и верности

galleryo8k

Спаситель Петр

IMG 0389

Знакомство с Февронией

image image 1552300

Но история Петра и Февронии на этом не закончилась. После ударов меча, змей принял свое настоящее зверское обличье, затрепетал и издох, забрызгав своею кровью князя Петра. От этого весь князь покрылся зловонными струпьями, его тело покрыли жуткие язвы. С того времени все приближенные сбились с ног, искали врачей по всему свету, но ни один не брался за его лечение.

Однажды один из его отроков отправился в Рязанские земли, где было много народных врачевателей, и оказался в небольшой деревеньке под названием Ласково, в котором познакомился с очень мудрой молодой девой по имени Феврония. Она пообещала вылечить князя Петра, если тот будет чистосердечным и смиренным в помыслах своих. И повелела привести его к ней.

Когда князь приехал к Февронье, он стал обещать ей огромное вознаграждение. Но она ответила ему, что вылечит его, если он возьмет ее в жены. И князь слукавил, пообещав за исцеление взять ее в жены. Тогда девушка зачерпнула плошку хлебной закваски, потом дунула на нее и повелела, чтобы князь истопил баню и помазал этим свое больное тело, но только так, чтобы один струп остался непомазанным.

Петр все так и сделал, и болезнь сразу отступила. Однако князь не торопился выполнять главного условия и в скором времени опять весь покрылся язвами. Тогда ему все же пришлось жениться на Февронии. После этого они уехали в Муром и зажили там по божьим заповедям.

Уйти, чтобы вернуться

tula 28508

После смерти князя Павла его брат Петр занял пост правителя города. Но княгиню бояре невзлюбили и однажды, выпив вина для храбрости, пришли к ней и попросили, чтобы она взяла все, что пожелает ее душа, и покинет их город. Но богатств она не взяла, а попросила одного – отдать ей ее благоверного Петра.

Бояре даже обрадовались такому повороту дел, ведь в душе каждый мечтал занять трон князя. Ну, что решено — то решено. Благочестивый князь Петр не стал нарушать законов божьих и пожелал уйти с женой. Сели они в ладью и поплыли по Оке-реке. Заступник милостивый не оставил их в беде. Приставши к одному берегу, они остановились на ночлег. Тут же явились вельможи из Мурома и слезно попросили их вернуться, так как борьба за власть привела к распрям и смертям между боярами.

Pamyatnik Petru i Fevronii muromskim v Ekaterinburge

Вот так Петр и Феврония Муромские, история любви которых заслуживает уважения и признания, стали покровителями семьи, любви и верности. И теперь каждый верующий может прийти в Муромский Свято-Троицкий женский монастырь, чтобы поклониться их святым мощам.

Многим православным помогают Петр и Феврония Муромские. История вечной любви навсегда останется в сердце каждого, кто смог ее когда-нибудь услышать или прочитать.

Источник

День семьи, любви и верности: история Петра и Февронии

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — основной источник, рассказывающий нам историю

Информацию о героях праздника — Петре и Февронии — мы можем найти в «Повести о Петре и Февронии Муромских», которую создал в эпоху Ивана Грозного известный автор Ермолай-Еразм.

Долгое время в истории вопрос об авторе повести вызывал ожесточенные споры. В основном из-за описываемой в повести действительности и повседневности — советские историки выражали опасение, что автор никак не мог принадлежать к эпохе Грозного, а скорее творил в XV веке. Тем не менее, авторитетные источниковеды настаивают, что Повесть создавалась в середине XVI века, а автором был известный публицист, автор «Книге о Троице» и «Слова о разсуждении любви и правде и по побеждении вражде и лжи» — Ермолай Еразм.

2c70e9ef4b3cea3cd5c72377d054a44e

Что нам известно об авторе?

Ермолай Еразм, он же Ермолай Прегрешный, был довольно популярным автором XVI века. О жизни его известно немного и преимущественно из его же произведений. Пик его писательской карьеры, как бы мы сейчас сказали, пришелся на середину века — именно тогда автор отправил грозному царю свой трактат «Благохотящим царем правительница и землемерие». Еразм был лично знаком с придворным книгочеем Ивана Грозного — Киром Софронием. Знакомства и талант позволили Еразму чуть позже попасть в группу книжников, собранную известным митрополитом Макарием. Основная их задача заключалась в создании житий святых, организованном в процессе подготовки новых канонизаций на Поместных соборах 1447-49.

По поручению Макария, того самого, венчавшего Ивана Грозного на царство, Ермолаем — Еразмом и была создана «Повесть о Петре и Февронии». Ее оригинальное название, кстати, намного длиннее. С полным текстом вы можете ознакомиться на сайте Института русской литературы РАН.

Для чего была написала Повесть?

История праздника Дня семьи, любви и верности дает нам отличный повод обратиться к истории нашей страны. Ни одно литературное произведение не создается «просто так», а агиография — отрасль церковнославянской литературы, иначе — жития, биографии святых, — это именно литература.

Итак, эпоха Ивана Грозного, да и весь XVI век — это поворотный для культуры и церкви момент. С одной стороны, церковь становится ближе к культуре обычных мирян: в книгах наконец изображают характеры, появляется иллюстративность, а не просто описательность. С другой стороны, вспомним Ивана Грозного и его время — церковь и ее служители как никогда сильно требуют соблюдения канонов, отрицая любую ересь, в том числе в литературе. Сейчас бы мы сказали так: «Святые — это святые, не надо рассказывать о них, будто бы о людях».

Как было сказано выше, «Повесть о Петре и Февронии» создавалась для включения в «Великие Минеи Четьи» — собрание хроник и житий, но. но включено не было. Причины лежат как раз в особенностях повествования: Еразм рисует князя и будущую княгиню муромских как обыкновенных людей со своими страстями. Правда, митрополит разрешил само произведение назвать житием и «издать» — так что уже через несколько лет текст широко распространился по всей стране.

Петр и Феврония: кто они? Разговор об исторических прототипах

Хотя само произведение и было создано в XVI веке, легенда о Петре и Февронии появилась намного раньше, как и практика почитания святых — покровителей семьи. Сами муромские князья были канонизированы в 1547 году (повесть писала в преддверии события).

Для тех, кто любит исторические детективы и поиск ошибок, у нас есть информация. День семьи, любви и верности отмечается 8 июля (25 июня). В «Книге глаголемой описание русских святых», которая на целый век старше самой Повести, именно 25 июня указывается в качестве даты смерти святых. Но если мы заглянем в летопись, где содержатся сведения о Давиде Муромском, то дата будет отличаться. Во-первых, на год, во-вторых, месяцем смерти князя назван апрель.

Есть и второй вариант прототипа Петра (о крестьянке-Февронии сведений нет вообще). По мнению еще одно историка позапрошлого столетия с интересной фамилией Квашин-Самарин, святой князь Петр — это муромский князь Петр, предок в будущем очень известных бояр Овцыных и Володимировых. Хотя кто не захочет себе в предки святого? Тем не менее, источники предлагают нам факты для подтверждения этой теории: в двух муромских синодиках — тексты для поминовения — есть информация о жизни такого князя и его двух братьев. Правда сама запись сделана позднее выхода «Повести о Петре и Февронии», и может быть копией уже с нее.

Третий вариант содержится в Легенде о Василии Рязанском и Муромском, где речь идет о князе и его супруге, жившим позже Давида Юрьевича, но намного раньше Петра из муромских синодиков. Подведя итог под всеми тремя источниками, можно сказать, что исторические прототипы Петра и Февронии, если и существовали, то жили в конце XIII века и, увы, абсолютно нам не известны.

День семьи, любви и верности — неблагоприятное начало отношений Петра и Февронии

В самом деле, если внимательно прочитать Повесть, задумавшись над мотивами поступков ее героев, становится не совсем понятно, почему история отношений двух этих персонажей становится идеальным представлением о браке. Давайте еще раз обратимся к тексту.

Итак, муромский смелый князь Петр убивает мечом Змея, который под видом князя Павла — брата Петра — приходит к его жене. Ужасный дьявол, принимавший облик Павла, умирает, но его кровь попадает на Петра. В итоге князь тяжело заболевает — покрывается струпьями. Далее все идет по сказочному канону, который Ермолай Еразм не мог не использовать. На поиски целителя брошены все силы, но они не приносят никаких результатов. В итоге князю удается найти в глуши Февронию — дочь собирателя меда, незнатную, но мудрую девушку. С этого места начинаются отношения героев.

Казалось бы, грустный, но вполне реальный конец. Только вот Феврония — будущая святая —оказывается хитрее: она обманывает Петра. Передавая снадобье слуге Петра, она говорит следующее: «Пусть истопят князю вашему баню, пусть он помажет этим все тело свое, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров!». Князь верит, уезжает, в ответ посылает дары, но из того злополучного струпа по телу вновь распространяется ужасная болезнь.

4dd2a4f05c9f6476e15eb458b32323e8
Св.Петр и Феврония Муромские

Только после этого Петр возвращается ко своей целительнице, и она обещает, что князь будет исцелен, как только возьмет ее в жены. Что и происходит. Далее автор рассказывает нам об отношениях князя и Февронии уже в браке. Об испытаниях, которые ей приходится пройти из-за зависти знатных жен и нечестивых бояр. В итоге все заканчивается хорошо, и жизнь благочестивых и благоверных Петра и Февронии, пусть и полная сомнений и трудностей, действительно может стать наущением будущим поколениям.

Тем не менее, начало истории не похоже на образцовое знакомство ни двух влюбленных, ни двух святых. Дело в том, что Ермолай Еразм, хотя и не сомневается в святости простой девушки — в его повествовании она творит множество чудес Божьей милостью, но использует в своей повести элементы типичной европейской сказки о хитрой крестьянке. Возможно, желая приблизить житие к мирскому — простому — пониманию. Что и делает Повесть о Петре и Февронии уникальным произведением, а нас призывает задуматься и о браке, и о любви.

Источник

День семьи, любви и верности. День Петра и Февронии Муромских

persons 731514 960 720

В России появился новый праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Почему именно Петр и Феврония выбраны святыми покровителями этого праздника? Правду ли расказывает житие Петра и Февронии?

Петр и Феврония Муромские

Заметка Анны Архангельской

Любовь — бывает разная. Если мы говорим о том, что чаще всего подразумевается под любовью, — о любви-страсти, то с этим, конечно, вовсе не к Петру и Февронии, а, скажем, к Тристану и Изольде и к роману о них. Любовный напиток — прекрасная метафора этой страсти, от которой «сносит крышу» настолько, что всё остальное не просто теряет смысл и значение, но и фактически перестаёт существовать. С ней невозможно бороться: она не предназначалась ему, как и он — ей, она замужем за другим, как и он женат на другой, но во всём мире для него есть только она, как и для неё — только он. Эта страсть может длиться всю жизнь (а может быть — и ещё дольше), но недаром она показана как греховная: на её основе практически невозможен семейный союз. Она самоцель и самоценность, но в этом и её главная слабость.

«Повесть о Петре и Февронии» скорее говорит о любви-предназначении. Условие Февронии «аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его» — это не прагматичная попытка не упустить свой шанс и извлечь максимальную выгоду для себя из сложившейся ситуации, а знание собственного предназначения. Феврония с самого начала знает не только то, что Пётр попытается её обмануть, но и то, что в конечном счёте она станет его женой. Потому что она предназначена ему, а он — ей.

Выгоден этот брак, похоже, в гораздо большей степени как раз князю Петру. Если, конечно, понимать под выгодой не улучшение социального положения, а духовное совершенствование. Недаром вся первая сцена Петра и Февронии является яркой метафорой покаяния: кровь змия (=дьявола), попав на Петра, приносит ему болезнь (=грех). Это проявляется в греховной раздвоенности сознания Петра (он думает одно, но говорит другое). Именно поэтому исцеление Петра оказывается не окончательным, и от того, что грех не изжит полностью (=непомазанный струп), болезнь снова завладевает всем его существом.

Второй приход Петра к Февронии демонстрирует необходимые признаки искреннего покаяния (стыд в содеянном обмане и твёрдую решимость больше не поступать таким образом), после чего только и возможно окончательное исцеление (=освобождение от греха).

В дальнейшем же именно Феврония помогает Петру преодолеть искушение властью (побуждая оставить муромский княжеский стол ради того, чтобы поступить по Евангелию), а заодно — между делом и мимоходом — блестяще устраняет муромскую боярскую оппозицию.

Житие Петра и Февронии Муромских

resize of 76

Петр и Феврония Муромские — супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.

История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.

Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».

resize of 77

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня. — Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

Память блгв. Петру и Февронии отмечается 25 июня/8 июля.

Молитва святым Петру и Февронии, Муромским чудотворцам

О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение.

Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните.

Ей, чудотворцы святии!

Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Светлана Медведева: О преданности, семье и настоящей любви

В прошлом году в России появился новый праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. О смысле этой даты и о том, что можно сделать сегодня, чтобы вновь поднять в нашем обществе статус семейных ценностей, мы беседуем с супругой Президента России, Председателем оргкомитета празднования Дня семьи, любви и верности в Российской Федерации Светланой Владимировной Медведевой.

— Светлана Владимировна, в этом году по общественной инициативе, которая получила Вашу поддержку, уже второй раз отмечается День семьи, любви и верности. Не могли бы Вы поделиться своими впечатления от прошлогоднего праздника?

— Этот день смог еще раз напомнить всем, что по-настоящему значимо в человеческих отношениях. Больше всего вдохновило то, с какой радостью он был воспринят людьми. Читая письма, пришедшие в адрес нашего оргкомитета, мы были приятно удивлены, поскольку сами не ожидали такой ответной реакции. Замечательно, что семейные ценности и такие понятия, как «любовь», «верность», по-прежнему очень много значат для наших соотечественников.

Очень важно, что мы получили широкую поддержку со стороны прессы и общественных организаций, оказавших нам неоценимую помощь. Именно такая поддержка, надеюсь, позволит сделать День семьи, любви и верности действительно народным — днем радости отцовства и материнства, заботы о родителях, а также о своих близких и любимых. Хочется, чтобы у нас появился еще один день, когда можно собраться в кругу семьи, с друзьями — как это было раньше. Уверена, что День семьи, любви и верности — это праздник, направленный в будущее, то есть в значительной мере обращенный к молодым людям, которые пока еще не вступили в брак. Будет замечательно, если 8 июля влюбленные и молодые пары проведут друг с другом или вместе со своими родителями, бабушками и дедушками… Поблагодарят их за любовь и заботу, которые и создают настоящее семейное тепло.

3617 1
8 ноября 2008 года, у стенда праздника на выставке «Православная Русь». Церковь в лице Святейшего Патриарха Кирилла и почившего Патриарха Алексия поддержала идею проведения Дня семьи, любви и верности.

— Почему был выбран именно день памяти православных святых Петра и Февронии Муромских?

— Такой выбор, разумеется, не случаен, ведь история жизни князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека. Очень важно, что праздник этот является частью забытой традиции нашего народа, которую хотелось бы возродить. Ведь раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви.

Несмотря на то что это день памяти православных святых, его охотно приняли как представители других традиционных религий России, так и люди нерелигиозные. Нашу инициативу сразу же активно поддержал Межрелигиозный совет России. В прошлом году, например, широкие торжества прошли в Казани. Ничего удивительного здесь нет: история Петра и Февронии, их пример важны в равной степени для всех нас, близки и понятны каждому.

Центром торжеств в этом году, как и в прошлом, станет город Муром, где жили и правили святые супруги. Нам кажется, что это позволит живее ощутить связь времен и прочувствовать ту культуру, которая взрастила наши великие семейные традиции.

— Символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка. Это был Ваш личный выбор? С чем он был связан?

— У каждого памятного дня может быть свой символ. Когда я думала над тем, что может стать образом преданности, чистоты, любви, мысль о цветке ромашки пришла, как говорится, сама собой. Я сразу позвонила подруге, с которой мы в тот день обсуждали идею праздника, ей очень понравился придуманный мною символ.

Ромашка — простой, но в то же время удивительно красивый цветок, к тому же привычный для каждого из нас. Это очень родной, близкий, домашний символ. Кроме того — это символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

— Светлана Владимировна, сейчас интерес к созданию семьи у современных молодых людей, к сожалению, падает. В чем, по-Вашему, причина этого явления и как следует на него реагировать?

— Проблема, как мне кажется, в том, что люди, особенно люди молодые, сегодня не всегда понимают то, что было очевидно для их предков. Семья — это прежде всего жертвенность, но в наши дни актуален вопрос: зачем жертвовать собой ради другого человека? Почему нужно предпочесть ответственность сиюминутным удовольствиям?

Сложно сказать, как вышло, что сегодня мы, может быть, не готовы к такой жертвенности — даже ради любви к другому человеку, более того — нередко не понимаем ее смысла. Необходимо искать ответ на этот вопрос.
Лично мне кажется, что здесь во многом сказался и произошедший в прошлом веке разрыв с традициями. Ведь что такое традиция? Это живой опыт предшествующих поколений, наших родителей, бабушек и дедушек. И к этому опыту следует относиться с уважением и вниманием.

Каждый человек волен выбирать, как ему жить. Но старшее поколение, как мне кажется, должно показать, из чего, из каких вариантов этот выбор состоит, к чему он может привести. Например, объяснить, что, отказавшись в молодости от семьи в пользу «свободной жизни», потом можно оказаться совсем одиноким. Научиться такому пониманию можно только на ошибках: либо чужих, либо своих. К сожалению, чужие ошибки интересуют сегодня людей все меньше и меньше, а ведь их осмысление и опыт — это тоже традиция, традиционные ценности, которые многим сегодня кажутся чем-то ненужным.
Я убеждена, что сохранение семьи очень важно для нашего общества. Без этого не решить одну из важнейших проблем в нашей стране — проблему демографии. Кроме того, если мы со временем откажемся от семьи, то вслед за этим мы можем пойти еще дальше — отказаться от нормальных человеческих отношений, заменив их эгоизмом и себялюбием.

Сейчас необходимо говорить о тех жизненных принципах, которые когда-то казались неотъемлемой частью общества, а сегодня нуждаются в том, чтобы о них постоянно напоминали человеку XXI века. Хотя совершенно очевидно — и об этом тоже надо говорить с молодежью, — что эти принципы не противоречат современному образу жизни, что традиционная нравственность лишь укрепит наше общество, поможет ему двигаться вперед, а вовсе не отбросит назад.

— Однако сегодня нередко говорят о том, что распад традиционной семьи — это естественный процесс. Если так, то, может быть, не стоит и противостоять ему?

— Действительно, подобные тенденции существуют. К примеру, в современном обществе практически неосуществимой становится модель патриархальной семьи двухсотлетней давности. Но, во-первых, я бы хотела отметить и другую тенденцию: сегодня, когда все больше говорится о равных правах супругов, значение семьи лишь возрастает. Ведь именно в семье, где люди оказывают взаимную поддержку и по-настоящему доверяют друг другу, каждый из ее членов может надеяться на наиболее полную самореализацию.

Во-вторых, даже если негативные тенденции не так просто остановить, это еще не значит, что ничего не стоит делать. Об этом говорят нам и зарубежные примеры: в современном опыте разных стран разговор о семейных ценностях все чаще занимает важное место в государственной политике. В нашей стране государство в последние годы все активнее поддерживает семьи, в том числе многодетные. Конечно, проблемы существуют, но сейчас делается очень много, чтобы веками формировавшиеся традиции крепкой и счастливой семьи не были утрачены.

Однако в таком важнейшем и многостороннем вопросе усилий одного государства недостаточно. Никто не сможет заставить людей измениться, если сами они этого не захотят. Как бы ни были велики усилия государства, общественных и религиозных организаций, сколько бы сил ни выделялось на поддержку семей — если никто не захочет их создавать, все старания окажутся никому ненужными.

Именно поэтому мы уделяем столько внимания Дню семьи, любви и верности. Ведь он воплощает в своем названии важнейшие ценности.

Будут ли у нас настоящие крепкие семьи, научимся ли мы быть верными и преданными друг другу — все это зависит от каждого из нас, от нашего терпения, желания, готовности к пониманию. От нашей любви.

Читайте также:

Источник

День семьи, любви и верности. День Петра и Февронии Муромских

persons 731514 960 720

В России появился новый праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Почему именно Петр и Феврония выбраны святыми покровителями этого праздника? Правду ли расказывает житие Петра и Февронии?

Петр и Феврония Муромские

Заметка Анны Архангельской

Любовь — бывает разная. Если мы говорим о том, что чаще всего подразумевается под любовью, — о любви-страсти, то с этим, конечно, вовсе не к Петру и Февронии, а, скажем, к Тристану и Изольде и к роману о них. Любовный напиток — прекрасная метафора этой страсти, от которой «сносит крышу» настолько, что всё остальное не просто теряет смысл и значение, но и фактически перестаёт существовать. С ней невозможно бороться: она не предназначалась ему, как и он — ей, она замужем за другим, как и он женат на другой, но во всём мире для него есть только она, как и для неё — только он. Эта страсть может длиться всю жизнь (а может быть — и ещё дольше), но недаром она показана как греховная: на её основе практически невозможен семейный союз. Она самоцель и самоценность, но в этом и её главная слабость.

«Повесть о Петре и Февронии» скорее говорит о любви-предназначении. Условие Февронии «аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его» — это не прагматичная попытка не упустить свой шанс и извлечь максимальную выгоду для себя из сложившейся ситуации, а знание собственного предназначения. Феврония с самого начала знает не только то, что Пётр попытается её обмануть, но и то, что в конечном счёте она станет его женой. Потому что она предназначена ему, а он — ей.

Выгоден этот брак, похоже, в гораздо большей степени как раз князю Петру. Если, конечно, понимать под выгодой не улучшение социального положения, а духовное совершенствование. Недаром вся первая сцена Петра и Февронии является яркой метафорой покаяния: кровь змия (=дьявола), попав на Петра, приносит ему болезнь (=грех). Это проявляется в греховной раздвоенности сознания Петра (он думает одно, но говорит другое). Именно поэтому исцеление Петра оказывается не окончательным, и от того, что грех не изжит полностью (=непомазанный струп), болезнь снова завладевает всем его существом.

Второй приход Петра к Февронии демонстрирует необходимые признаки искреннего покаяния (стыд в содеянном обмане и твёрдую решимость больше не поступать таким образом), после чего только и возможно окончательное исцеление (=освобождение от греха).

В дальнейшем же именно Феврония помогает Петру преодолеть искушение властью (побуждая оставить муромский княжеский стол ради того, чтобы поступить по Евангелию), а заодно — между делом и мимоходом — блестяще устраняет муромскую боярскую оппозицию.

Житие Петра и Февронии Муромских

resize of 76

Петр и Феврония Муромские — супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.

История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.

Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».

resize of 77

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня. — Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

Память блгв. Петру и Февронии отмечается 25 июня/8 июля.

Молитва святым Петру и Февронии, Муромским чудотворцам

О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение.

Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните.

Ей, чудотворцы святии!

Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Светлана Медведева: О преданности, семье и настоящей любви

В прошлом году в России появился новый праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. О смысле этой даты и о том, что можно сделать сегодня, чтобы вновь поднять в нашем обществе статус семейных ценностей, мы беседуем с супругой Президента России, Председателем оргкомитета празднования Дня семьи, любви и верности в Российской Федерации Светланой Владимировной Медведевой.

— Светлана Владимировна, в этом году по общественной инициативе, которая получила Вашу поддержку, уже второй раз отмечается День семьи, любви и верности. Не могли бы Вы поделиться своими впечатления от прошлогоднего праздника?

— Этот день смог еще раз напомнить всем, что по-настоящему значимо в человеческих отношениях. Больше всего вдохновило то, с какой радостью он был воспринят людьми. Читая письма, пришедшие в адрес нашего оргкомитета, мы были приятно удивлены, поскольку сами не ожидали такой ответной реакции. Замечательно, что семейные ценности и такие понятия, как «любовь», «верность», по-прежнему очень много значат для наших соотечественников.

Очень важно, что мы получили широкую поддержку со стороны прессы и общественных организаций, оказавших нам неоценимую помощь. Именно такая поддержка, надеюсь, позволит сделать День семьи, любви и верности действительно народным — днем радости отцовства и материнства, заботы о родителях, а также о своих близких и любимых. Хочется, чтобы у нас появился еще один день, когда можно собраться в кругу семьи, с друзьями — как это было раньше. Уверена, что День семьи, любви и верности — это праздник, направленный в будущее, то есть в значительной мере обращенный к молодым людям, которые пока еще не вступили в брак. Будет замечательно, если 8 июля влюбленные и молодые пары проведут друг с другом или вместе со своими родителями, бабушками и дедушками… Поблагодарят их за любовь и заботу, которые и создают настоящее семейное тепло.

3617 1
8 ноября 2008 года, у стенда праздника на выставке «Православная Русь». Церковь в лице Святейшего Патриарха Кирилла и почившего Патриарха Алексия поддержала идею проведения Дня семьи, любви и верности.

— Почему был выбран именно день памяти православных святых Петра и Февронии Муромских?

— Такой выбор, разумеется, не случаен, ведь история жизни князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека. Очень важно, что праздник этот является частью забытой традиции нашего народа, которую хотелось бы возродить. Ведь раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви.

Несмотря на то что это день памяти православных святых, его охотно приняли как представители других традиционных религий России, так и люди нерелигиозные. Нашу инициативу сразу же активно поддержал Межрелигиозный совет России. В прошлом году, например, широкие торжества прошли в Казани. Ничего удивительного здесь нет: история Петра и Февронии, их пример важны в равной степени для всех нас, близки и понятны каждому.

Центром торжеств в этом году, как и в прошлом, станет город Муром, где жили и правили святые супруги. Нам кажется, что это позволит живее ощутить связь времен и прочувствовать ту культуру, которая взрастила наши великие семейные традиции.

— Символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка. Это был Ваш личный выбор? С чем он был связан?

— У каждого памятного дня может быть свой символ. Когда я думала над тем, что может стать образом преданности, чистоты, любви, мысль о цветке ромашки пришла, как говорится, сама собой. Я сразу позвонила подруге, с которой мы в тот день обсуждали идею праздника, ей очень понравился придуманный мною символ.

Ромашка — простой, но в то же время удивительно красивый цветок, к тому же привычный для каждого из нас. Это очень родной, близкий, домашний символ. Кроме того — это символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

— Светлана Владимировна, сейчас интерес к созданию семьи у современных молодых людей, к сожалению, падает. В чем, по-Вашему, причина этого явления и как следует на него реагировать?

— Проблема, как мне кажется, в том, что люди, особенно люди молодые, сегодня не всегда понимают то, что было очевидно для их предков. Семья — это прежде всего жертвенность, но в наши дни актуален вопрос: зачем жертвовать собой ради другого человека? Почему нужно предпочесть ответственность сиюминутным удовольствиям?

Сложно сказать, как вышло, что сегодня мы, может быть, не готовы к такой жертвенности — даже ради любви к другому человеку, более того — нередко не понимаем ее смысла. Необходимо искать ответ на этот вопрос.
Лично мне кажется, что здесь во многом сказался и произошедший в прошлом веке разрыв с традициями. Ведь что такое традиция? Это живой опыт предшествующих поколений, наших родителей, бабушек и дедушек. И к этому опыту следует относиться с уважением и вниманием.

Каждый человек волен выбирать, как ему жить. Но старшее поколение, как мне кажется, должно показать, из чего, из каких вариантов этот выбор состоит, к чему он может привести. Например, объяснить, что, отказавшись в молодости от семьи в пользу «свободной жизни», потом можно оказаться совсем одиноким. Научиться такому пониманию можно только на ошибках: либо чужих, либо своих. К сожалению, чужие ошибки интересуют сегодня людей все меньше и меньше, а ведь их осмысление и опыт — это тоже традиция, традиционные ценности, которые многим сегодня кажутся чем-то ненужным.
Я убеждена, что сохранение семьи очень важно для нашего общества. Без этого не решить одну из важнейших проблем в нашей стране — проблему демографии. Кроме того, если мы со временем откажемся от семьи, то вслед за этим мы можем пойти еще дальше — отказаться от нормальных человеческих отношений, заменив их эгоизмом и себялюбием.

Сейчас необходимо говорить о тех жизненных принципах, которые когда-то казались неотъемлемой частью общества, а сегодня нуждаются в том, чтобы о них постоянно напоминали человеку XXI века. Хотя совершенно очевидно — и об этом тоже надо говорить с молодежью, — что эти принципы не противоречат современному образу жизни, что традиционная нравственность лишь укрепит наше общество, поможет ему двигаться вперед, а вовсе не отбросит назад.

— Однако сегодня нередко говорят о том, что распад традиционной семьи — это естественный процесс. Если так, то, может быть, не стоит и противостоять ему?

— Действительно, подобные тенденции существуют. К примеру, в современном обществе практически неосуществимой становится модель патриархальной семьи двухсотлетней давности. Но, во-первых, я бы хотела отметить и другую тенденцию: сегодня, когда все больше говорится о равных правах супругов, значение семьи лишь возрастает. Ведь именно в семье, где люди оказывают взаимную поддержку и по-настоящему доверяют друг другу, каждый из ее членов может надеяться на наиболее полную самореализацию.

Во-вторых, даже если негативные тенденции не так просто остановить, это еще не значит, что ничего не стоит делать. Об этом говорят нам и зарубежные примеры: в современном опыте разных стран разговор о семейных ценностях все чаще занимает важное место в государственной политике. В нашей стране государство в последние годы все активнее поддерживает семьи, в том числе многодетные. Конечно, проблемы существуют, но сейчас делается очень много, чтобы веками формировавшиеся традиции крепкой и счастливой семьи не были утрачены.

Однако в таком важнейшем и многостороннем вопросе усилий одного государства недостаточно. Никто не сможет заставить людей измениться, если сами они этого не захотят. Как бы ни были велики усилия государства, общественных и религиозных организаций, сколько бы сил ни выделялось на поддержку семей — если никто не захочет их создавать, все старания окажутся никому ненужными.

Именно поэтому мы уделяем столько внимания Дню семьи, любви и верности. Ведь он воплощает в своем названии важнейшие ценности.

Будут ли у нас настоящие крепкие семьи, научимся ли мы быть верными и преданными друг другу — все это зависит от каждого из нас, от нашего терпения, желания, готовности к пониманию. От нашей любви.

Читайте также:

Источник

День Петра и Февронии: что это за праздник и причем тут ромашки

Что нужно делать 8 июля, чтобы привлечь счастье в семью

День памяти святых Петра и Февронии или же День семьи, любви и верности считается русским Днем всех влюбленных и отмечается 8 июля в 40 странах по всему миру. Почему именно эти святые стали символом супружеского счастья и причем тут ромашки, расскажет «ТВ Центр».

793

Согласно преданию, сын муромского князя Петр после битвы со змием был заражен его ядовитой кровью и страдал от страшной болезни – все тело благородного юноши покрыли страшные язвы. В поисках лекарства Петр узнал, что помочь ему может дочь пчеловода Феврония.

Будущий князь отправился к девушке в Рязанскую землю, чтобы просить о помощи, но она пообещала исцелить его взамен на женитьбу. Петр согласился на условия красавицы, и она избавила его от язв, но не полностью – одну, самую незаметную, девушка решила оставить до свадьбы. Но молодой человек изменил свое решение и отказался от неравного брака с простолюдинкой. Вскоре болезнь вернулась, и он был вновь вынужден обратиться к Февронии. Девушка во второй раз вылечила юношу, а затем они поженились.

Красивая и умная простолюдинка пришлась не по нраву муромским боярам, и те потребовали у Петра оставить жену или отказаться от власти, когда пришло его время править. Петр решил остаться с женой и покинул город. Вскоре после этого в Муроме началась смута, и раскаявшиеся бояре призвали молодого князя обратно.

Петр и Феврония правили долго и жили счастливо, а с приходом старости решили оставить престол и принять монашество. Они взяли себе имена Давид и Ефросинья и поселились в разных монастырях. Перед смертью влюбленные молили Бога, чтобы он позволил им умереть в один день и час и идти рука об руку и после смерти. Так и случилось. В последние минуты жизни Давид велел предупредить о близящейся кончине Ефросинью. Гонец застал ее в келье за вышивкой. Женщина аккуратно сложила рукоделье, легла и тихо умерла в одно время с мужем. Это случилось 25 июня (8 июля) 1228 года.

Но, вместо того, чтобы похоронить супругов в заранее заготовленном двойном гробу, монахи решили упокоить их по отдельности на территории разных монастырей. Наутро случилось чудо – тела Давида и Ефросиньи обнаружили в одном гробу. Еще несколько раз их пытались разделить, но все было тщетно. Так их и похоронили, в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Спустя 300 лет после смерти Петр и Феврония были причислены к лику святых. А день их смерти стал Днем семьи, любви и верности. Принято считать, что в этот день молодым людям стоит отмечать помолвку и обмениваться кольцами, чтобы в глазах всего мира стать женихом и невестой.

343

Петра и Февронию издревле молили о сохранении семьи, укреплении чувств и благополучии, просили дать здоровье родным и удачное замужество. На помощь святых надеялись не только те, кто уже в браке или только ищет любовь, но и те, чью семью спасти может лишь чудо.

Также люди верили, что 8 июля русалки выплывают на мелководье и там веселятся. Чтобы задобрить речных дев, нужно было купить алую ленту и бросить в реку, приговаривая: «Красавица из подводного царства, прими дар сей, только не трожь взрослых, да детей».

В праздник застолье собирали из простых постных блюд, а во главу стола сажали родоначальников семьи – самую старую супружескую пару. Хозяйки к этому дню пекли большие пироги, которые нужно было разделить между всеми членами семьи – с посторонними делиться было нельзя. Крошки не выбрасывали, а отдавали домашним птицам.

8 июля девушки и замужние женщины собирали ромашки и сушили их, а затем добавляли в чай, который затем пили с возлюбленным, чтобы укрепить чувства. Отваром из ромашки споласкивали волосы, чтобы придать им блеск.

325

Также из цветков ромашки, которые в этот день получали особую живительную силу, делали амулеты. Надо было сшить небольшой мешочек из красного сукна, насобирать в него лепестков ромашек и васильков, которые символизируют любовь и верность. При этом нужно промолвить слова заговора: «Цветы полевые, как вы цветете и благоухаете, так пускай и наша любовь распустится, чтобы мы этим чувством жили и не о чем не тужили. Будут у нас дети и внуки, будем жить в любви, не зная ни муки, ни скуки. Аминь». После этого мешочек следует перевязать алой лентой – и любовный амулет готов.

Ромашка до сих пор остается одним из символов Дня семьи, любви и верности. Сейчас влюбленные дарят друг другу на праздник февроньки – открытки, сделанные в виде ромашек, в которых признаются в своих чувствах.

Источник

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

menu

agid2s

skazka50

Прямой эфир

День семьи, любви и верности: что это за праздник и как его отмечают

463983 size2

433759 size4

Петр — сын муромского князя Юрия, Феврония — красивая девушка из крестьянской семьи из Рязанской земли. Казалось бы, что они никогда не должны были встретиться. Но это все же произошло.

Согласно преданию, князь Петр был тяжело болен и никто не мог его излечить. Но однажды во сне он увидел, что исцелить его может только Феврония. Князь обещал: если она сможет его излечить, то он женится на ней. Однако после того, как болезнь отступила, Петр не спешил исполнять своего обещания (ведь негоже князю жениться на простолюдинке). Но вскоре болезнь вернулась, и князь вновь приехал к Февронии и просил помочь ему. Девушка согласилась и снова вылечила Петра. Тогда он раскаялся и взял девушку в жены.

В старости они приняли монашеский постриг, жили в разных монастырях, но завещали похоронить их в одном гробу. Петр и Феврония умерли в один день и час 25 июня 1228 года (по старому стилю) в своих кельях. Церковные служители отказывались хоронить супругов в одном гробу и положили тела в разных обителях. Но, согласно преданию, каждое утро их тела оказывались рядом. Поэтому супругов все-таки похоронили вместе.

Через 300 лет после смерти Петра и Февронии Русская православная церковь причислила их к лику святых. С той поры семейных покровителей чествуют 8 июля (25 июня по старому стилю). Мощи святых Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

К ним обращаются с просьбами о благополучии в семье. Считается, что молитва перед иконой святых помогает сохранить любовь между супругами и благополучие в браке на долгие времена. Те, кто еще не нашел свою половинку, молятся святым помочь им в этом.

Праведники говорят, что Петр и Феврония помогают бездетным парам родить долгожданного здорового малыша. Несмотря на то, что у святых не было своих детей, но они всегда с добротой и теплотой относились к чужим.

Поскольку история святых связана с чудесным исцелением, то перед иконкой молятся и об избавлении от тяжелых болезней.

Праздник довольной молодой. Официально он появился в 2008 году. Именно с этого времени День семьи, любви и верности стали отмечать по всей стране. Хотя в Муроме (на родине святых) его стали праздновать несколько раньше. Местная администрация даже пыталась популяризовать день Петра и Февронии как альтернативу дню Святого Валентина, но самостоятельно не смогли добиться успеха.

В 2006 году власти организовали сбор подписей, чтобы объявить 8 июля всероссийским праздником, который будет воспевать семейные ценности. Инициативу поддержали региональные руководители и общественные деятели, Государственная дума, Совет Федерации и Русская православная церковь. И через два года праздник все-так появился в календаре.

У праздника в нашей стране есть особые традиции. К примеру, его символом считают полевую ромашка. В нашей культуре этот цветок издавна считается символом любви (неспроста же по ней гадаем «любит-не любит). В честь Дня семьи и верности даже выпустили специальную медаль. На одной ее стороне изображены Петр и Феврония, а на другой – ромашка. Ее вручают лучшим семьям России – тем, которые воспитывают много детей, а также парам, которые смогли дожить вместе до золотой или бриллиантовой свадьбы.

В день памяти святых Петра и Февронии в церквях проводят праздничные службы.

Во многих городах России установлены памятники Петру и Февронии (такой есть и в Алтайском крае: он находится в Бийске). Каждый год в 8 июля супружеские пары приходят к нему и просят семейного счастья. 8 июля также считается популярным днем у молодоженов для заключения брака.

Источник

Adblock
detector