Меню

праздник лета в якутии сканворд 5 букв

Национальные праздники Якутии

dummy

dummy

dummy

dummy

Национальные праздники Якутии

DSC07564

Ысыах в Якутии

Национальные свадебные традиции

f2

737 c507967ca1bf734c6bcd9259d78504

43795 d53f23d0539089dd72b5c37a1a2defc1

9kMK0EzKP Q

y b732aac0

13bea5760152796cfa62d18229253a1e

IMG 3763

ani 003

image 06 12 15 10 52 5

6460

Национальные традиции и обычаи

001

Древнему обычаю гостеприимства кавказцы следуют и сегодня. Существует много поговорок, притч и легенд, посвященных этому замечательному обычаю. Старики на Кавказе любят говорить: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать».

Народы Кавказа

hospitality big

Народ Узбекистана далеко за пределами своей страны славится именно своим умением принимать гостей. Гостеприимство тут ценится даже больше достатка семьи и ее происхождения.

Узбеки

1453952094 20160127 11 04 12 67624

Казахи — народ удивительно открытый и дружелюбный. Об этом же нам говорят и многие их традиции и обычаи. Взять, к примеру, ерулик. Это обычай добрососедского отношения, когда всем новоприбывшим оказывается всяческое содействие.

Казахи

2d2d933a8c41a963b44c6dd447e78727

Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех славянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали.

Русские

IMG e6709e87d4b4

У азербайджанцев также с древних времен существовали очень интересные и поучительные обычаи гостеприимства, соответствующие требованиям и сегодняшнего дня.
Первое письменное упоминание, которое мы имеем о гостеприимстве азербайджанского народа.

Азербайджанцы

traditions7

В Китае будет считаться грубостью запретить кому-либо курить в своем доме, гостиничном номере или купе поезда. К счастью, кроме понятий о вежливости и грубости, существуют еще и правила. Курение в некоторых местах, таких как поезда и некоторые автобусы.

Китайцы

kavkaz3

С давних пор у адыгов были очень распространены обычаи гостеприимства. Гостем становился любой, пришедший в дом, конечно если при этом гость не имел явно враждебных намерений. Адыги говорили во все времена “гость в крепости надежной”.

Адыги

35157

Грузины

Источник

Знакомьтесь, ысыах

1583976081166823399

Ысыа́х (якут. Ыhыах, по-русски читается как Ысэх) — якутский праздник лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь Бога Айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких.

1583976094116879472

Якутский ысыах — самый главный праздник в Якутии. Слово ысыах дословно можно перевести как «изобилие», связан с культом солнечных божеств, с религиозным культом плодородия. Традиционно ысыах празднуется в день летнего солнцестояния — 21 июня.

Также, в последнее время ысыах стал проводиться в период между 10 июня и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т. д.

1583977205136621358

Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов — делить год на две половины, а сам ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.

Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Идеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника.

Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждение природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи. Этнограф Екатерина Романова считает, что для якутов подобный праздник не просто повод повеселиться. «В Якутии очень длинная зима, — говорит она. — И единственная возможность встретиться всем родом — это здесь».

1583977731177855284

Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен, посвященных окружающей реальности и возводящих хвалы происходящему вокруг. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника — обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока — кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.

1583978597125073468

Угу-угу, я смотрел Солнцестояние, не надо мне тут.

В Чечне учения местных сил обороны, без флагов РФ

163772863016839689

С днём рождения Юра!

1637728877128894383

m2522087 739963839

Мигранты

16377312881291550

m3220602 735060676

1619888012217427661

Идеальное название

1637725767198836723

m2613714 1321618265

Прометей дарит огонь людям

16377486861418642

Мать солдата

В Орле арестовали человека национальности, которую нельзя называть

В Орле арестовали человека неопределённой национальности, за то, что тот силой затащил в машину 14-летнюю русскую девочку и надругался над ней.

Девочка чудом смогла убежать и сообщить обо всем родителям.

О национальности насильника не известно, кроме того что его зовут Аслаханов Ислам и он уроженец Чечни.

Может русский, может украинец, или норвежец. Тут сложно понять, нужен антрополог.

Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 132 УК РФ. Лицо неустановленной национальности помещено в СИЗО.

1637731384163584053

1637731388141924129

m3316809 1960779871

Избивавший русского срочника в армии, боец ММА избежал наказания

Избивавший срочника в армии, боец ММА избежал наказания. Сейчас он с компанией гоняет по улицам со скоростью 200 км в час

Источник

Знакомьтесь, ысыах

1583976081166823399

Ысыа́х (якут. Ыhыах, по-русски читается как Ысэх) — якутский праздник лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь Бога Айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких.

1583976094116879472

Якутский ысыах — самый главный праздник в Якутии. Слово ысыах дословно можно перевести как «изобилие», связан с культом солнечных божеств, с религиозным культом плодородия. Традиционно ысыах празднуется в день летнего солнцестояния — 21 июня.

Также, в последнее время ысыах стал проводиться в период между 10 июня и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т. д.

1583977205136621358

Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов — делить год на две половины, а сам ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.

Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Идеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника.

Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждение природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи. Этнограф Екатерина Романова считает, что для якутов подобный праздник не просто повод повеселиться. «В Якутии очень длинная зима, — говорит она. — И единственная возможность встретиться всем родом — это здесь».

1583977731177855284

Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен, посвященных окружающей реальности и возводящих хвалы происходящему вокруг. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника — обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока — кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.

Источник

Национальные праздники Якутии

dummy

dummy

dummy

dummy

Национальные праздники Якутии

DSC07564

Ысыах в Якутии

Национальные свадебные традиции

f2

737 c507967ca1bf734c6bcd9259d78504

43795 d53f23d0539089dd72b5c37a1a2defc1

9kMK0EzKP Q

y b732aac0

13bea5760152796cfa62d18229253a1e

IMG 3763

ani 003

image 06 12 15 10 52 5

6460

Национальные традиции и обычаи

001

Древнему обычаю гостеприимства кавказцы следуют и сегодня. Существует много поговорок, притч и легенд, посвященных этому замечательному обычаю. Старики на Кавказе любят говорить: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать».

Народы Кавказа

hospitality big

Народ Узбекистана далеко за пределами своей страны славится именно своим умением принимать гостей. Гостеприимство тут ценится даже больше достатка семьи и ее происхождения.

Узбеки

1453952094 20160127 11 04 12 67624

Казахи — народ удивительно открытый и дружелюбный. Об этом же нам говорят и многие их традиции и обычаи. Взять, к примеру, ерулик. Это обычай добрососедского отношения, когда всем новоприбывшим оказывается всяческое содействие.

Казахи

2d2d933a8c41a963b44c6dd447e78727

Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех славянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали.

Русские

IMG e6709e87d4b4

У азербайджанцев также с древних времен существовали очень интересные и поучительные обычаи гостеприимства, соответствующие требованиям и сегодняшнего дня.
Первое письменное упоминание, которое мы имеем о гостеприимстве азербайджанского народа.

Азербайджанцы

traditions7

В Китае будет считаться грубостью запретить кому-либо курить в своем доме, гостиничном номере или купе поезда. К счастью, кроме понятий о вежливости и грубости, существуют еще и правила. Курение в некоторых местах, таких как поезда и некоторые автобусы.

Китайцы

kavkaz3

С давних пор у адыгов были очень распространены обычаи гостеприимства. Гостем становился любой, пришедший в дом, конечно если при этом гость не имел явно враждебных намерений. Адыги говорили во все времена “гость в крепости надежной”.

Адыги

35157

Грузины

Источник

Ысыах для нас символизирует продолжение жизни, начало лета

Уважаемые якутяне!

133160

От имени руководства республики и от себя лично сердечно поздравляю с якутским национальным праздником Ыcыах!

Ысыах, олицетворяющий начало лета и изобилия, имеет глубокий философский смысл и приносит в нашу жизнь радость и доброту. Мы должны всегда помнить мудрые слова о том, что залог прогресса и развития любого народа, воспитания здорового поколения – уважительное отношение к своим корням, языку, культуре и традициям родного края. И здесь главной многовековой традицией народа саха по сохранению и продолжению культурных, исторических и духовных ценностей является национальный праздник Ысыах.

В Якутии наступило долгожданное лето. Ысыах для нас, якутян, символизирует продолжение жизни, начало нового годового цикла. С древних времён этот праздник является самым главным для якутян. Сегодня Ысыах – это грандиозное мероприятие, объединяющее и укрепляющее дружбу всех народов, проживающих в Якутии. Собираясь вместе, мы на нашем традиционном празднике получаем мощный заряд позитивной энергии и сил для будущих свершений.

В связи с опасностью распространения новой коронавирусной инфекции мы в республике второй год празднуем Ысыах в условиях ограничений. Это не помешает нам отметить наш национальный праздник в кругу семьи с близкими людьми.

Дорогие жители республики! Поздравляю всех с национальным праздником! Пусть Ысыах зарядит вас энергией и бодростью на целый год! Пусть этот год будет плодородным! Искренне желаю всем здоровья, благополучия и успехов!

Айсен НИКОЛАЕВ,

глава Республики Саха (Якутия).

133162

Дорогие земляки! С наступлением лета и приходом белых ночей якутяне отмечают национальный праздник Ысыах!

Традиционный праздник якутского народа, олицетворяющий встречу лета и пробуждение природы, наполнен глубоким философским смыслом. Из поколения в поколение он несет в себе благословение плодородия на богатой земле, где живут трудолюбивые люди, которые любят свою родину, уважают культуру народа саха, ценят радость жизни и свято чтут национальные традиции, передающиеся из поколения в поколение.

В светлом празднике, как в зеркале, отражается широта души якутян, стремление к благополучию, обильному урожаю, укреплению дружбы и взаимопониманию. Трудно переоценить уникальный опыт Якутии для многонационального народа России в сохранении мира и согласия, духовного и культурного наследия.

Дорогие земляки! Пусть долгожданный праздник порадует вас своим разноцветьем, укрепит дух, зарядит бодростью на целый год, вдохновит на новые дела и достижения!

Пусть на древней земле Олонхо всегда царят мир и согласие!

Галина ДАНЧИКОВА,

депутат Государственной Думы РФ.

133163

Ысыах считается самым крупным национальным праздником в нашей стране. И даже несмотря на то, что в этом году из-за пандемии он проходит онлайн, планируются самые разные мероприятия, «посетить» которые может абсолютно каждый, кто подключится через социальные сети и телевидение.

В следующем году, в год 100-летия республики, уверен, мы только подтвердим звание самого масштабного национального праздника России.

Андрей ТАРАСЕНКО,

председатель правительства Республики Саха (Якутия).

133161

Дорогие друзья!

Горячо и сердечно поздравляю вас с самым главным национальным праздником нашей республики, связанным с культом солнечных божеств и плодородием – праздником Ысыах!

С самого длинного дня в году начинается новый цикл жизни, мы празднуем традиционный праздник, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благословляющий объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и изобилия.

Посредством древних священных ритуалов и обрядов праздник отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом.

В соответствии традициями, во время празднования Ысыаха круговой танец осуохай символизирует замкнутый жизненный цикл, двигаясь в танце по кругу солнца, люди как бы совершают круговорот во времени и пространстве. Подобно этому, жизнь нашего Общества полностью подчинена этому древнему закону, каждый год исполняя свой производственный цикл, мы поддерживаем наши улусы и республику. Так за прошлый год, не смотря на общемировой кризис, связанный с пандемией, АО «Алмазы Анабара» Уплатило более 3,5 млрд налогов. Из них львиная доля в республиканский и местные бюджеты.

Праздник Ысыах всегда предшествует летней напряжённой сенокосной поре, точно так и мы летом должны потрудится для того, чтобы результатом нашего общего труда было изобилие для наших районов, республики, России и для каждого из нас.

Дорогие коллеги, желаю, чтобы в день летнего солнцестояния все наполнились солнечной энергией для решающих дел, пусть вам способствует удача и успех! С праздником!

Павел МАРИНЫЧЕВ,

генеральный директор АО «Алмазы Анабара».

133164

Дорогие жители и гости Якутска!

Долгожданный праздник наступления лета и торжества солнца, который из поколения в поколение несет в себе свет человеческой доброты и радость жизни, стал ярким примером сохранения и продолжения национальных традиций народа Саха. В нем как в зеркале отражается богатство души народа, стремление к укреплению дружбы и взаимопонимания между людьми, сближению и обогащению различных культур.

Пусть благодатный праздник порадует вас своим разноцветьем и обилием, укрепит дух и прозвучит добрыми пожеланиями счастья и благополучия! Мира и добра вам и вашим близким!

Уруй буоллун! Айхал буоллун!

Евгений ГРИГОРЬЕВ,

глава города Якутска.

133165

Дорогие жители и гости столицы!

От имени Якутской городской Думы и от себя лично сердечно поздравляю вас с национальным праздником «Ысыах Туймаады»!

Ысыах – традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благословляющий объединение сил и возможностей народа для созидания. Этот праздник передается с древних времен, из поколения в поколение как дань уважения культурных, исторических и духовных ценностей предков. В этот день наши предки славили приход лета, плодородие земли, готовили священный кумыс, слушали олонхосутов, вставали в широкий круг осуохая, воспевая красоту мироздания, обращались к Верхним божествам, духам огня и земли с просьбой ниспослать благополучие и изобилие.

Сегодня празднование национального праздника Ысыах является ярким примером сохранения и продолжения национальных традиций, а также это праздник взаимопонимания, сплоченности и единения всех народов, населяющих нашу многонациональную северную республику.

Национальный праздник Ысыах — это уникальное духовное богатство якутского народа. В этом году наш священный праздник вновь проходит в непростых условиях, но мы знаем, что уважительное отношение к своим корням, культуре, традициям родного края, являются залогом прогрессивного развития нашего города, республики.

Пусть всеми любимый праздник Ысыах укрепит в наших сердцах самые светлые, чистые помыслы, а Алгыс Ысыаха благословит всех нас на свершение новых добрых поступков. С праздником!

Үрүҥ тунах ыһыаҕынан! Уруй! Айхал! Уруй-туску!

Альберт СЕМЁНОВ,

председатель Якутской городской Думы.

Уважаемые жители Республики!

133158

От имени коллектива ПАО «Ленское объединенное речное пароходство» и от себя лично от всей души поздравляю с национальным праздником Ысыах!

Мы отмечаем наш самый любимый и добрый праздник в прекрасную пору начала лета. В эти светлые дни по давней традиции мы обращаемся к божествам Айыы и просим их благословления. Ысыах имеет особое значение для каждого жителя нашей огромной республики. Знаменуя собой приход долгожданного лета, он символизирует обновление природы и духовное обновление человека. Этот праздник даёт нам возможность осознавать силу духа и стойкости народов, веками живущих на суровой земле.

Уважаемые якутяне! Поздравляю вас с приходом на землю Олонхо великого праздника лета! Пусть уважение к традициям наших предков станет залогом процветания и благоденствия. Желаю крепкого здоровья, большого счастья и удачи во всех начинаниях! Пусть на древней Земле Олонхо всегда царят мир и согласие!

Сергей ЛАРИОНОВ,

народный депутат республики,

генеральный директор ПАО «ЛОРП»

133166

Дорогие якутяне!

От имени многонационального коллектива АЛРОСА и от себя лично сердечно поздравляю вас с Днем национального праздника Республики Саха (Якутия) Ысыах!

Это любимое всеми в Якутии событие соединяет в себе прошлое и настоящее. Национальный праздник, пришедший к нам от прародителя народа саха Эллэя Боотура, сегодня по праву считается духовным и культурным достоянием всех народов республики. Традиции Ысыаха учат нас уважению к собственной истории и культуре, гармонии с природой.

Сергей ИВАНОВ,

генеральный директор АЛРОСА.

Поделиться в соцсетях

load

seldon

Добавить комментарий:

mellow dry smile wub angry sad unsure wacko blink sleep rolleyes huh happy ohmy wink tongue biggrin laugh cool ph34r

ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЕСЛИ ХОТИТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ

Комментарии на портале SakhaNews удаляются, если они содержат:

Комментарии, нарушающие правила поведения на портае, удаляются без предупреждения. При вторичном размещении уже удалённого сообщения, модератор вправе заблокировать («забанить») пользователя.

Почему вы не можете оставить свой комментарий?

Источник

Праздник лета в якутии сканворд 5 букв

e 723d7434

e 723d7434

проект «Экстрасенс Якутии» запись закреплена

Обычаи, праздники, календарь якутов

Якуты (сахалар) — один из самых многочисленных народов Сибири. Живут они главным образом в Якутии (Республика Саха), на территории которой находится полюс холода нашей планеты. Якутский язык относится к тюркским языкам, входящим в алтайскую языковую семью. Традиционными хозяйственными занятиями якутов являются коневодство, разведение крупного рогатого скота, охота и рыболовство. Современная Якутия — край с высокоразвитой добывающей промышленностью. Главное богатство республики — алмазы.

Праздник кумыса (Ысыах)
Этот праздник отмечают в конце весны или в начале лета. Устраивают его под открытым небом. Люди поют, танцуют, следят за поединками борцов и, конечно же, пьют вкусный напиток, приготовленный из кобыльего молока, — кумыс. Якутское название праздника происходит от глагола «опрыскивать», «окроплять». В прошлом кульминацией Ысыаха действительно был обряд, в ходе которого шаманы кропили кумысом огонь. Совершалось это действо в честь «светлых божеств», к которым у якутов, как у многих других скотоводческих народов, причислялись прежде всего божества плодородия. Не случайно светлым духам жертвовали кумыс. Эта традиция связана с еще одним древним культом — культом коня. В старинных якутских мифах говорится о том, что первым живым существом на земле был конь, от него произошел полуконь-получеловек и только затем появились люди.
В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной — девять ветвей священного дерева Аар Кудук Мае источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику. Рядом с сэргэ обычно устраивают круг — тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В центре тюсюлгэ располагают алтарь в виде миниатюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.

Кумыс
Кумыс в представлении саха является священным напитком и символом илгэ — белой благодати и изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров. Считается, что кумыс — земное воплощение небесного молочного озера, на берегах которого раскинулось жилище Юрюнг Айыы Тойона, одного из Высших Божеств — покровителей саха. В этом озере омывается его супруга Айыысыт. Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона, сакрального сосуда. Праздник начинается с древнего ритуала — окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Все это исполняет алгысчыт. Ысыах — праздник семейный. Каждая семья заранее тщательно готовится к нему шьют праздничную одежду, готовят национальные блюда, кумыс и быппах, саламат. Во время Ысыаха обязательно со всеми близкими и родственниками проводят совместную трапезу и дается благословение уважаемых и почтенных членов семьи молодому поколению. Затем все принимают участие в хороводе осуохай — массовом народном танце, танце единения людей земли Олонхо. Участники осуохая, взявшись за руки, передают друг другу положительную энергию и стано¬вятся родными по духу. В песнях праздничного хорово¬да воспеваются сила Природы, ее красота и величие, а также наступление благодатного лета и изобилия. Самый пик и волнующий момент, кульминация Ысыаха — встреча солнца. Наступает новый день, и теплые солнечные лучи ласково, с любовью и нежностью обнимают всех. Кажется, как будто вся природа леса, травы, цветы — выплескивает свою живительную энергию в объятия солнца, одновременно заряжая ею всех. Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку — кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай — якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, перетягивание палки, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюсэ (мясными лытками) и ценными подарками. Якуты — большие любители конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.

«Не забудь накормить огонь!»
«Кормление» огня происходило не только на празднике кумыса. По поверьям, восходящим, по всей вероятности, еще к древнему каменному веку, пламя считалось у якутов олицетворением чистоты. В огонь нельзя было бросать грязные предметы, а перед началом любой трапезы его надлежало угостить. Для этого якуты клали в костер или очаг кусочки пищи, брызгали на огонь молоком. Считалось также, что таким образом люди выражают свое почтительное отношение к «хозяину огня» — Уот-иччитэ.

«Кузнец и шаман — из одного гнезда»
Вернемся на праздник Ысыах. Вспомним, кто в старину совершал возлияние кумыса. Это были шаманы, но не каждый якутский шаман мог приносить жертвы божествам плодородия. Делал это только «айыы-ойууна» — «белый шаман», служитель светлых сил. Наряду с «белыми шаманами», были у якутов «черные шаманы» — так называли посредников между людьми и духами «нижнего мира». К белым и черным шаманам Ш относились в Якутии с равной долей почтения и страха. Такие же чувства испытывали якуты и по отношению к кузнецам. В старину говорили: «Кузнец и шаман — из одного гнезда». Кузнецы считались колдунами у многих народов мира, в том числе и в Сибири. Вероятно, мы сталкиваемся здесь с пережитками все того же древнейшего культа огня: каждый, кто тесно связан с пламенем (а кузница — это всегда пылающий горн), обладает особой магической силой. Что касается якутов, то, согласно их представлениям, кузнец, выковывая железные подвески для шаманского костюма, приобретал особую власть над духами. Существовало в Якутии и такое поверье: духи боятся стука железа и шума кузнечных мехов, духи боятся кузнецов, следовательно, и людям необходимо относиться к ним с уважением и с опаской.

Бай-Баянай и его десять братьев
Помимо культов, связанных с огнем и со скотоводческим хозяйством, у якутов был широко распространен промысловый культ лесного духа Бай-Баяная и его десяти братьев. От Баянаев, считали охотники и рыболовы, зависит удача на промысле, поэтому начинать охоту или рыбалку следовало с их призывания, а заканчивать подношением Бай-Баянаю и его братьям подарков, пусть даже таких скромных, как кусочек жира, брошенный в костер.

Богиня приходит в гости
На празднике кумыса среди светлых божеств, в честь которых кропили кобыльим молоком огонь, была Айыысыт, покровительница женщин. В старину якуты говорили, что именно она дарит детей матерям. Считалось, что богиня помогает женщине во время родов. Для этого она прибывает в дом накануне рождения ребенка. Приезжает Айыысыт, по рассказам пожилых якуток, верхом на лошади с золотыми гривой и хвостом. На богине рогатая шапка, шуба-доха из меха рыси, рукавицы из рысьих лап. За правым голенищем у богини стрела — это душа мальчика; за левым голенищем — ножницы, душа девочки. После того как ребенок появился на свет, Айыысыт еще три дня остается в доме, чтобы защищать новорожденного от злых духов. Пока богиня находится в гостях, ей приносят жертвы, а когда Айыысыт уезжает, устраивают специальный обряд проводов, участвовать в котором могут только женщины. Вход в дом мужчинам в это время запрещен.

Танец в честь солнца
Как бы долго ни длился кумысный праздник, но подходит к концу и он, и тогда все участники Ысыаха, взявшись за руки, исполняют заключительный танец — «осуохай». Посвящен этот танец солнцу, поэтому исполнители осуохая обязательно должны образовать круг. В разных районах Якутии танцуют «солнечный танец» по-разному: где-то берутся за руки, где-то держат друг друга под руки, кто-то быстро бежит по кругу, кто-то движется медленной, величественной поступью, но суть всегда остается одна. Образовав хоровод, символ солнца, якуты благодарят светило за свет и тепло, подаренное людям.

Календарь по старому стилю:

1 сентября — Семенов день. Конец летних полевых работ и начало потребления заготовленного запаса пищи. Постепенный переход с летников на зимники.

14 сентября — Исакьев день. Завершается переезд в зимники.

1 октября — Покров день. Начало настоящего зимнего сезона, с этого дня скот держат в хотоне, кормят сеном. Начинается рыбная ловля на мелких озерах.

26 октября — Дмитриев день. Забой скота (идэhэ). Возвращение охотников из тайги. Начало сезона «городчиков», везущих на продажу в город мясо, масло, дичь и т.д.

1 января — Новый год (перенят от русских).

18 января — Середина зимы.

25 марта — Благовещение (чыычаах уйа туттубат кўнэ).

23 апреля — Дьєгўєрэйэп (Егорьев день), День святого Георгия — покровителя скота.

9 мая — Ньукуолун (Николин день). Переход на лето. Начало весенних полевых работ. Начало найма батраков на летние полевые работы. Начало ледохода и летнего плавания.

29 июня — Бєтўрўєп (день Петра и Павла). Начало сенокоса и сезона летних работ. Этот праздник всегда проходил многолюдно с национальными танцами и играми.

8 июля — Боропуокайап (Прокопьев день). Начало массового сенокоса.

20 июля — Ылдьыын (Ильин день).

1 августа — Бастакы Ыспааhап (1-й Спасов). Полное вызревание хлебов и массовой его уборки. Появляется мучная пища нового урожая. Сбор голубики и черной смородины.

6 августа — Ортоку Ыспааhап (2-й Спасов). Время метания стогов и скирдования хлеба.

Источник

Adblock
detector