Меню

праздник когда ныряют в прорубь

Какого числа Крещение Господне 2021: когда лезть в прорубь и идти за водою

Когда начинаются Крещенские купания 2021, сколько дней празднуется Крещение Господне и когда идти в церковь на Крещение – выяснил Главред.

1579266807 8120

Крещение Господне – великий праздник. Это одно из главных событий земной жизни Спасителя.

Зачем крестился Иисус Христос, если Он и так был безгрешен? Чтобы показать, что он не ставит себя выше иных праведников. Христианские традиции предписывают креститься – и Иисус также прошел обряд крещения. Так же, как до этого, во младенчестве, прошел обряд обрезания (и праздник Обрезание Господне 2021 православные отмечают за несколько дней до праздника Крещения).

Крещение 2021 – какого числа дата

19 января – праздник Крещения. В 2021 году он выпал на вторник.

Дата праздника неизменна, а сам он относится к числу двунадесятых – то есть самых главных церковных праздников в христианстве.

18 января – еще один праздник. Это Крещенский Сочельник.

Крещение 2021: когда купаться

Крещенские купания 2021 – одна из главных традиций праздника. Причем это традиция скорее славянских стран: купаться в проруби на Крещение принято в Украине, в России и еще нескольких странах (преимущественно – бывшего СССР).

При этом, как пишет Википедия: например, в Казахстане в иордани на Крещение купаются не только православные – но еще и местные представители ислама. Поэтому православные священники иногда выступают с критикой крещенских купаний.

Ведь грехи с человека смывает не само омовение в иордани – а искренне покаяние.

В то же время купаться в иордани принято именно после освящения воды – когда крещенская вода становится святой, а многие верят, что она еще и получает чудодейственные свойства. Поэтому, несмотря на крещенские морозы, желающих окунуться в проруби всегда хватает.

Читайте также Календарь крещения ребенка 2021: когда можно и когда нельзя крестить ребенкаКогда купаться в иордане? По церковным канонам, только после освящения воды, молитвы и заблаговременного причастия.

Так как освящать воду и проводить таинства причастия начинают уже с вечера 18 января – то и купаться на Крещение можно уже в ночь с восемнадцатого на девятнадцатое число.

Сколько длится празднование Крещения 2021

Отдание праздника Богоявления пройдет 27 января (в среду). То есть всю неделю можно набирать крещенскую воду в церкви.

Когда и как правильно набирать воду на Крещение 2021

Что касается даты, то тут всё так же, как и с купанием – сразу после обряда освящения, то есть с вечера 18 января.

Читайте также Православный календарь свадеб 2021 и благоприятные дни для венчанияПри этом считается, что вода на Крещение освящается дважды: второй раз в утро праздника – по велению Небес. Поэтому многие и оставляют в ночь на Крещение на подоконнике специальную тару с водой (чтобы на нее падал лунный свет) – а утром такая вода становится освященной сама по себе.

Что касается того, во что набирать воду на Крещение – то традиционно набирают воду в стеклянную тару (но можно и в небьющуюся пластиковую). Главное – чтобы не в тару из-под алкоголя и желательно без этикеток.

Как не заболеть на Крещение – смотрите на видео:

Источник

Когда купаться на Крещение — 18 или 19 января?

60edc78e00442548ab0124aa3c2ee806

Когда купаться на Крещение — 18 или 19 января — этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем — это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев

prorub 500

Иордань — это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью

— Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она — в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань — это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело — масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы — сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду — это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск — и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

vigilyanskiy— Купание на Крещение — традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды — напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике — лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл — в освящении воды, а не в купании

ostrovskiy— Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка — морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах — я его знал — решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер — не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном — взбадривает холодная вода, — но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, причастится ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании праведного Алексия Мечева я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», — пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», — ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание — только начало

01270x405 images stories 29 5zapoved o.fedor2

Протоиерей Феодор Бородин

— Традиция купаться на Крещение — поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание — только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят — купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой — доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь — теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

uminskiyЯ как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

Источник

Праздник когда ныряют в прорубь

69bb1e1f80d91246153210970e59c3a0

7a7c33ccb01e92983a7d699ed29c77f0

А. Овсянников. Крещение

171ae3f72d291ad55f70fc83a94ba156

В.В. Сизов. В крещенскую ночь

70478621fe39654317ec2635e0a79bdc

Иоанн Креститель крестит Иисуса в Иордане. Картина Giorgetti

Согласно евангельской истории о крещении Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, во время обряда омовения на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно глас Всевышнего с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом Иоанн всенародно засвидетельствовал предназначение Иисуса Христа как Мессии, пришедшего на землю спасти мир.

45175d92eb0b7c0390bb7c65bf37dac5

Альбани (1578-1660). Крещение Христа

Согласно священному писанию, после своего крещения Иисус, ведомый Святым Духом, ушел в пустыню, дабы в одиночестве, молясь и постясь, подготовить себя к выполнению миссии, ради которой он был послан на землю. Сорок дней он ничего не пил и не ел. Сорок дней и ночей его искушал дьявол голодом, гордыней и верой, пытаясь обольстить и соблазнить на грех.

d53a956019a162c8ec5c2d71785d0507

Иван Крамской. Христос в пустыне

47750f4959f54dcbd8939e24512b3ea9

Григорий Олифиров. Крещение

Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. Однако, католики и православные чтят это событие в разные дни, что связано с разным календарным летоисчислением. В народе Этот праздник также называют праздником Иордана, так как именно на этой реке Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в 30-летнем возрасте.

ca06c1f233a2a236024b82f22bb48aa7

Теодор Аксентович. Swieto Jordanu. 1893 г.

В это время особое внимание уделяется воде, которая в крещенский день приобретает магическую чудотворную силу.

d649802f8044abc4717fc2f252bf9fe3

Т. Аксентович. Водосвятие. Конец ХIХ века

В этот праздник люди, почерпнув воды, приносят её домой и хранят в течение всего года. Она все это время остается свежей.

Издавна по православной традиции повсеместно 19 января во льду замерзших рек вырубали полыньи в виде креста, называвшихся «Иорданью». К ним в больших городах и селениях с раннего утра совершался крестный ход.

71c6f0057d0fff5b7981591c2da125c1

Воинов Константин Семенович. Таинство освящения воды в день Богоявления на речке Базаиха в Красноярске

Шедший впереди всех священник окроплял путь всей процессии, за ним несли крест, большие выносные иконы и маленькие монастырские, после шествовали церковнослужители согласно рангу, а за ними – верующий народ.

881817e177530f86e785983ab181912a

Борис Кустодиев. Крещение. Водосвятие.1921 г.

Ниже по течению от «иордани», как правило, вырубалась бельевая прорубь, в которую окунались смельчаки после того, как главный священник опускал напрестольный крест в воду. По их представлениям, вода мгновенно становилась святой. Остальных верующих священник окроплял просто водою.

49dbeb6a327f0516bbe9817b4ad0aea4

Н. Грандковский. Купание после освящения воды. 1903 г.

В основном, окунались в студеную воду те, кто «святошничал» и грешил на Святках, дабы очиститься от греховной скверны в освященной воде, а некоторые просто купались «для здоровья». И это все, невзирая на лютый мороз, как правило, всегда сопутствовавший этому празднику.

ec0473df73b67bb8904c6241a7aea873

А. Авраменко. Ледяной Крест

Из исторических летописей известен факт, касающийся Ивана Грозного, любившего похвастаться перед изумленными иностранными послами доблестью и удалью своих бояр. Он заставлял их в морозные дни снимать шубы и окунаться в прорубь, всем своим видом показывая удовольствие. Причем, все это делалось не в рамках традиций православия, а именно в традициях демонстрации воинской доблести.

e33626e69604f8c178f0a4390c18f9fc

Панцырева Е.Ю. Купание на Крещение

Любопытным фактом является то, что обычай массово окунаться в Крещенскую прорубь не является исконной традицией и появился совсем недавно. До революции крестные ходы на «Иордани» с освещением воды совершались, но массовое купание этому не сопутствовало.

b878260aecff1c433c6f60d24a9623b3

Анатолия Данилов. Покровско-Татианинский собор в Крещенскую ночь

cc0b6878157240c3d837242231fd49d1

Михаил Гайдеров. Крещенские морозы. Звонят колокола

На самом деле масса людей, которые не ходит в Храм Божий и не задумываются о глубочайшем смысле праздника – Богоявления Господня, думают, что единожды в году, окунувшись трижды в прорубь, могут считать, что они ведут христианский образ жизни. Купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой, – это их желание очиститься от грехов и на себе проверить Божественную силу. Однако, это глубокое заблуждение – человек не может грешить весь год, а потом, окунувшись в прорубь, освободиться от греха. Это может быть для него лишь только символом обновления.

Иногда случается встретить фанатичных людей, которые считают купание в проруби обязательным ритуалом, без совершения которого человека нельзя назвать верующим. Но так ли это на самом деле? В последнее время стало модным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своём благочестии. Такая традиция, вроде кулачных боёв на Масленицу, к празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

Теперь Вы знаете о происхождении крещенской традиции купания в проруби, а вот следовать ей или нет, это вопрос Вашего выбора.

Хорошего Вам настроения, крепкого здоровья и приятной зимы!

Источник

Когда купаться на Крещение в 2021 году

kupatsya na kreshhenie5Богоявление или Крещение Господне, как и Рождество или Светлую Пасху, отмечают все без исключения христиане. Праздник ежегодно приходится на строго фиксированную дату – 19 января, в тот самый день, когда по евангельским хроникам, произошло знаковое событие – Иисус Христос представлен миру как Бог Сын: в тот самый миг как произошло крещение тридцатилетнего Иисуса Иоанном Крестителем в Иордане.

Как Христос погружался в воды Иордана, так и все православные стараются окунуться в купель, облиться освященной водой, наполнить животворной влагой посуду. Православные верят, что крещенская освященная вода обладает особым, благодатным, духовным значением и обязательно принесет исцеление, очищение от множества болезней и грехов.

Крещенское купание – непросто дань традиции, а путь к вере истинной, к познанию Божьей благодати. Поэтому народ при любой погоде старается погрузиться в крещенскую иордань в подготовленных для этого местах (хотя бытует мнение, что вся вода в это время освящена и наполнена благостью). В каждом населенном пункте о местах купания извещают заранее.

Когда купаться на Крещение в 2021 году в проруби

kupatsya na kreshhenie1

По традиции в прорубь (ее называют иордань, благословенная купель) опускаются после вечернего молебна и освящения воды батюшкой в Крещенский сочельник – в ночь с 18 на 19 января. Лучшее время – 00.15 19 января. Но это не значит, что тот, кто не успел, помолившись и осенив себя крестом, опуститься в купель ночью не может принять больше омовение: все время до – 23.00 19 января вода все также освященная и целебная как для души, так и для тела.

В наступившем 2021-ом году Святое Богоявление приходится на выходные дни – Крещенский сочельник 18 января на субботу, а Крещение Господне 19-го на воскресенье. Воцерковленные верующие и исповедующие христианство смогут побывать и на ночном богослужении побывать, купаясь в проруби, и выбрать удобное время на протяжении всего последующего дня для священного омовения.

Откуда пошло купание на Крещение

kupatsya na kreshhenie2

Экстремальная традиция нырять, заходить, окунаться в ледяную прорубь – не каноническое требование православной церкви. И ритуал этот отнюдь не обязателен, ведь крещенская вода даже в малых количествах несет благодать: можно выпить глоток, окропить себя трижды освященной водой, добавить чайную ложку святой влаги в стакан обычного напитка и получить желаемую благодать, веруя истинно, а не с напускной набожностью. Не столь важно искупается человек в ледяной иордани, гораздо важней верует ли он, раскаивается ли в содеянных (умышленно или нет) грехах, придет ли на вечернее служение – праздничную литургию, причастится и прочитает ли молитву. Духовный смысл не в купании, а в таинстве освящение воды.

Однако традиция крещенского купания имеет большие и ветвистые корни. Одна ветвь уходит, как ни странно, во времена язычества: по одной версии скифы окунали младенцев в ледяную купель, чтобы они росли крепкими, не боясь никаких трудностей. По другой – древние русичи через «крес» (огонь) инициировали человека, достигшего определенного возраста, на то или иное поприще – возжигали искру Рода (славянского бога над богами).

Вторая отправляет нас к «грешникам», смывающих в ледяной иордани все «нажитое» за время святок: распутное поведение во время массовых гульбищ. Третья – к фанатикам-христианам, доказывающих истинность веры, измываясь над плотью. Они подвергали тело всяческим испытаниям.

Наиболее распространенная – повторение Христового троекратного погружения, при принятии крещения в реке Иордан. Принято считать, что как Иисус обрел божье признание и благословение, принимая православную веру, так и каждый, кто окунется в крещенскую прорубь, получит искупление душевных и телесных ран, хворей, печалей, смоет последствия греховных мыслей и поступков. Божий дух сходит на землю и священная вода не только очищает человека, но и защищает его от бед и даже от дурного глаза недоброжелателей.

Можно ли на Крещение купаться

kupatsya na kreshhenie3

Священнослужители прежде порицали купание в иордани, вырубленное во льдах. Практиковалось даже отлучение от церкви за такие поступки. Со временем взгляды изменились, купание ныне не под запретом, но «моржевание» – сугубо добровольное дело, не имеющее духовного значения. Богослужители подчеркивают: нельзя требовать от Бога чуда, не имея Бога в душе.

Купание в проруби – не магия. И на него нужно получить благословение у батюшки – во время службы в храме, исповеди, причастия. Поверхностное омовение по типу «чем я хуже других» или «и я смогу», «а вдруг повезет» – ничем не лучше суеверий. Кстати, опытный духовник не каждому позволит совершить столь шоковое для организма купание. Однако если человек обращается к Господу, окунается в вырубленную во льду купель с благоговением, искренне желая и надеясь на Божью благодать, она будет ему послана – встреча с чудом состоится.

С месячными в проруби

kupatsya na kreshhenie15

Споры о том: можно женщинам во время менструации принимать участие в религиозный обрядах, таинствах или нет не прекращаются до сих пор. Подоплек к тому множество: эстетическая, медикаментозная, суеверная и даже разночтение в Ветхом и Новом Заветах. Ветхий Завет (15 гл. кн. Левит) утверждает, что женщины во время истечения крови нечисты, и всякий, кто к ним прикасается тоже. Новый Завет признает месячные процессом естественным, созданным Господом, акцентируя внимание не на телесном содержании, а на духовном. Следовательно, ограничений в участии крещенского таинства нет. Есть рекомендации:

Женщина, осмелившись на столь решительный способ очищения от грехов, как ледяная купель, должна решать сама – сможет ее организм выдержать дополнительное испытание или нет.

В ванной дома

kupatsya na kreshhenie6

Традиционная альтернатива ледяной купели – купание в домашней (и даже гостиничной, если в командировке) ванной. Вода освящена, у нее те же свойства. И если в открытых водоемах в вырубленную во льду полынью в виде православного креста окунаются в 00.15 19 января, в ванной чуть позже – в 00.30.

Необходимо напустить прохладную (не теплую!) воду из-под крана. Трижды прочитать молитву (подходит универсальная «Отче наш»). Три раза стукнуть (слегка, не причиняя себе увечий) кулаком в грудь и троекратно погрузиться по самую макушку под воду, каждый раз приговаривая: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Тело и волосы после купания в ванной вытирать не нужно. Пусть каждая капля освященной влаги наполнить тело чудодейственной энергией, впитываясь без остатка. Если холодно – надеть халат (а лучше праздничную, красивую теплую одежду) и выпить горячего чая, добавив в чашку пару капель святой воды.

Мыться в бане

kupatsya na kreshhenie12

Мнение о банных процедурах в Крещение неоднозначно: одни не видят в этом ничего зазорного, другие истово доказывают, что крещенскую воду нельзя расточительно проливать, тем более намыливать тело, третьи полагают, что баня – греховное времяпровождение. Священнослужители говорят: мыться можно. И в то же время советуют разумно подходить к банным процедурам:

Нельзя отказываться от богослужения в пользу парной бани. А вот посвящение душевной чистоте и Господу – Богоугодное дело.

Пьяным

kupatsya na kreshhenie7

В ледяную купель на Крещение, как и в храм нужно идти с молитвой, покаянием, а не водкой – с трезвой памятью, чистым сердцем, а не одурманенным хмелем разумом. По православным канонам чрезмерное возлияние – грех.

Есть и другой аргумент, подтверждающий невозможность посещения иордани на подпитии: опьянение и ныряние в прорубь – прямой вред здоровью. Спиртное расширяет сосуды, ледяная вода провоцирует моментальное сокращение мышцы и сужение сосудов, нагрузка на сердце вырастает в разы, и оно может не выдержать.

От алкоголя лучше отказаться как до, так и после крещенского купания. А после экстремального погружения пить нужно горячий чай с медом, а не «горячительное».

В море

kupatsya na kreshhenie13

Море – естественный водоем, на которое тоже сходит крещенская благость после проведения таинства освящения (по окончании крестного хода, молебна, что проходит на берегу). В приморских городах народ, жаждущих божественной защиты и помощи, не в прорубь окунается, а в море. И даже если церкви и священника нет поблизости, морская вода освящена неоднократно – в других населенных пунктах страны, где есть приходы и батюшки. Главное правило – погружаться с верой в душе и надеждой на Божье спасение.

Заплывы устраивать, конечно, в морской воде не стоит – небезопасно, а вот троекратно погрузиться с головой – допустимо. А вот воду для исцеляющего питья следует взять в храмах – после освящения.

Беременным

kupatsya na kreshhenie9

Беременность – не тот период, когда можно подвергать себя рискованным испытаниям. Резкая смена температур пагубно скажется на женщине и может нанести непоправимые последствия для еще нерожденного ребенка. Вплоть до выкидыша.

Глубоко верующие, воцерковленные люди знают, что к беременным в православии особое отношение. Даже в пост им разрешено послабление, как и младенцам, старикам. Достаточно просто омыться освященной водой и испить ее, читая соответствующие молитвы.

В душе

kupatsya na kreshhenie11

Вода, текущая по водопроводу с 18-го на 19 января обладает точно такими же свойствами, что и в ледяной проруби. Окунаться в душе ничем не хуже, чем в крещенской иордани.

Обязательно условие – троекратная молитва и троекратный «заход» под струи умеренно прохладной воды (по той же схеме, что принятия «купели» в ванной). Крещенское таинство предпочитает тишину – вскрики и оханье будут лишними, нужны только молитвы и чистые помыслы.

Вытираться после душа тоже не нужно. Лучше провести самомассаж – энергичным постукиванием мочками пальцев вбить капли в тело, а затем закутаться в теплую, обязательно чистую, а еще лучше выглаженную одежду.

Как правильно купаться на Крещение в первый раз

kupatsya na kreshhenie4

Решившись впервые на ледяное погружение в прорубь, нужно не только подготовиться морально – отстоять службу, по возможности причаститься, и физически – разогреть тело, прыгая, приседая, но и пойти на специально подготовленное место. В каждом населенном пункте обо всех подготовленных местах – с безопасным спуском, с дежурящими экипажами скорой помощи, спасателями МЧС, полицейскими – объявляются заранее.

А еще желательно проконсультироваться со своим лечащим врачом – выдержит организм экстремальную встряску или нет, получить благословение духовника.

Обязательно требование – заходить в купель с самыми светлыми помыслами, обращаясь к Господу со словами надежды и благодарности за возможность искупления. И пусть это даже будет не заученная на память молитва – не суть важно, главное, чтобы она шла от сердца.

Как в Крещение искупаться дома

kupatsya na kreshhenie8

Не каждый может себе позволить омовение в ледяной проруби, но любой может очистить себя благодатной водой дома. Делать это можно в душе, в ванной, в бане. А если таковых нет – подойдет таз и даже небольшой ковшик с холодной освященной водой (детишки, болеющие, старики могут окунаться не в холодную, а в теплую воду).

Купаться, окатывать себя водой нужно трижды – после троекратной молитвы и крестного знамения. Срок для домашней купели – с 00.30 до 23.59 19 января. Но многие верующие считают, что лучше всего успеть совершить омовение святой водой до закатного солнца. Также советуют добавлять в домашнюю купель остатки священной прошлогодней воды.

Если же время на полноценное купание нет – нужно хотя бы трижды омыть руки, лицо водой из-под крана, неизменно произнося: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Почему в Крещение купаются в холодной воде в проруби ночью

kupatsya na kreshhenie14

Ночная вода в естественных водоемах – сразу после божественной литургии и освящения в ночь с 18-го на 19 января считается самой сильной. В народе крепко укрепилась вера в то, что именно после таинства освящения в ней сосредоточена вся благость и мощь, способная тут же сотворить чудо телесного и душевного очищения. Поэтому большинство старается погрузиться в воду именно ночью.

Холодная вода – испытание. Почему-то многие считают, что телесная мука сравнима с искуплением, дескать, «ради веры и прощения Господа я готов на жесткую проверку холодом». Вот только героизма без веры недостаточно. Лучше провести дни Крещенского Сочельника и Богоявления достойно: с тихой молитвой, поздравление родных, близких, друзей и хороших знакомых со светлым праздником, наведя чистоту в доме и душе. Посетить храм. Если нет такой возможности, просто трижды облиться святой водой и испить ее (хотя бы глоток), произнося молитву.

Зачем на Крещение окунаются и ныряют в прорубь

kupatsya na kreshhenie10

Погружение в крещенскую ледяную иордань – очищающий ритуал. Испытание крепости веры. Надежда на исцеление. К нему нужно готовиться, а не бежать к холодной воде наобум, на спор, или устраивая очередной перфоманс.

Купание – воссоединение с Божественной силой. К нему нужно идти подготовленным. И тут нет месту мелочам, все должно проходить комплексно – телесно и морально: закалить тело, покаяться, обязательно помолиться. А главное – верить в небесную силу. Духовное преображение возможно лишь тогда, когда в душе есть не только решимость, но и радостная готовность измениться. Одним купанием грехи не смыть.

Идти к проруби в день Крещение или нет – решает каждый сам для себя. Вера, молитва, покаяния, очищение – действия, совершающиеся не напоказ. Все происходит в душе. Божья благость – награда не за «ледяные испытания», а за безгреховную жизнь, в которой есть место ежедневному подвигу – любви и помощи близкому, без ожидания награды.

Источник

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

menu

agid2s

skazka50

Прямой эфир

«В проруби грехи не смоешь»: зачем купаться на Крещение и почему это стало модно?

453568 size2

Фото: amic.ru / Екатерина Смолихина

Окунаться в прорубь на Крещение становится все более модным в последние годы. Для многих это экстрим, возможность продемонстрировать свой новый купальник и сделать классную фотку для Instagram. Крещенский обряд совершают с непоколебимой верой: окунусь в прорубь – все грехи смою. Корреспондент amic.ru Саша Соколов отправился в гости к барнаульскому священнику Роману Неверову, который служит в храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца, и выяснил, зачем люди окунаются в прорубь, почему это стало так популярно и действительно ли в этот день можно избавиться от всех своих грехов.

Холодно, но модно

– Отец Роман, давайте сразу разберемся, какова вообще роль купания на Крещение? Окунается-то много людей, но вот все ли из них понимают, зачем это делать?

– Вообще, главный смысл праздника – крещение Господа Иисуса Христа. Сначала он взял на себя одно крещение, был по ветхозаветному обряду обрезан, как все мальчики. Но Господь хотел, чтобы это таинство вышло за пределы еврейского народа. И нужен был какой-то обряд, который упростил бы для всех способ крещения. И тогда он принял крещение в воде реки Иордан.

Эта традиция – напоминание о том, как крестился Иисус. Но важно заметить, что Церковь не предписывает купание в проруби как что-то обязательное. Внутри Церкви такой традиции не было.

gKiMdFfwZLI

– Вот я, например, мерзнуть на улице совсем не хочу. Могу я не окунаться на Крещение?

– Конечно, можете. Абсолютно ничего страшного в этом нет. Это совсем не обязательно. Например, можно просто окропиться освященной водой или испить ее. Я всегда говорю, что во всем должна быть разумность и логика. Если вы не хотите купаться в проруби или вам не позволяет здоровье, то не нужно этого делать. Если у вас есть бассейн с теплой водой – окунитесь там, зачем лезть в прорубь?

Вот, например, в Иордане люди купаются в период Крещения, и это ни у кого не вызывает вопросов, потому что там тепло. А если мы берем Сибирь, то опять-таки должно быть какое-то адекватное мышление. Человек должен понять для себя, может он это сделать или нет.

Создается впечатление, что Церковь несет ответственность за все то, что могут совершить люди. Но ответственность-то несет тот человек, который идет в мороз и окунается. Это далеко не главная составляющая.

453299 size4

– Но тогда почему так много людей окунаются? Посмотрите, какие очереди к главной купели. Желающих так много, что для них приходится устанавливать бани и биотуалеты.

– Тут, как мне кажется, несколько причин. Люди пытаются нести, как они считают, верные традиции. И связывают, например, окунание в прорубь с очищением. Как внешним, так и духовным. Тем более в XXI веке в обществе появился тренд на здоровый образ жизни, занятия спортом и различные экстремальные увлечения. И для многих это как важный этап в году – перебороть страх и окунуться в прорубь.

И еще есть такой момент: люди, далекие от Церкви, считают, что благодать может перейти только через какие-то предметы. Если внимательно читать Евангелие, там есть история о слепом от рождения человеке, которому Иисус подарил зрение. Он намазал тому глаза грязью. И когда слепец умыл их, то прозрел. Конечно, Господь мог просто прикоснуться руками. Но народу нужно что-то, связанное с приземленным, какой-то предмет. Иначе сила веры теряется. Так уж сложилось, пусть в этом и нет широты духовной мысли.

– То есть это просто модно?

– Да, согласен с вами. Со временем это становится все более модным. Если бы это было не так, не было бы в морозы таких очередей возле купели. Конечно, с одной стороны, это очень хорошо, что все больше людей так или иначе соприкасаются с Церковью. Но есть и минус: первостепенные вещи заменяются на второстепенные. Людям кажется, что окунание – это основа праздника Крещения. Искупавшись, они хотят в какой-то степени облегчить себе жизнь: один раз окунулся и очистил себя на весь год. И этого им достаточно.

IMG 7573

Грехи просто так не отмыть

– И ведь действительно, многие идут к купели, чтобы «смыть» грехи. Действительно ли для этого ритуал и придумали?

– Конечно нет. На самом деле в Церкви совершенно другие таинства, которые очищают человека и укрепляют его дух. Это исповедь и причастие. Ну и крещение, конечно – это та дверь, через которую человек входит в Церковь. Над некрещеным человеком нельзя совершать никаких церковных обрядов. Поэтому для очищения от грехов нужно по-настоящему подготовиться и прийти на исповедь. А это очень серьезный путь.

453525 size4

– Можно ли в таком случае считать, что праздник становится светским? В нем все меньше религиозности. Для многих это просто традиция – съездить раз в год и окунуться.

– Есть несколько праздников, когда даже люди невоцерковленные соприкасаются с Церковью. У нас кроме Крещения такими праздниками являются Пасха, Рождество, Вербное воскресенье и Прощеное воскресенье. Слава Богу, что люди идут в церкви и даже в купели. В этом нет ничего запретительного. Самое важное, чтобы не было никакого вреда.

Самостийность любого праздника нерушима. То, что люди могут вне Церкви искажать традиции, это да. Или даже общество, которое входит со своим посылом в Церковь и пытается нарушить что-то сложившееся. Но это никак не может изменить фундаментальность задумки праздника. Поэтому я бы не сказал, что он стал светским. Тут очень много зависит от нас, священников. Мы как проповедники должны сделать все, чтобы люди приблизились к Церкви.

– Вы сказали, что окунание в прорубь второстепенно и необязательно. А что самое важное в Крещении Господнем?

– Прежде всего – богослужение. Сначала проходит литургия – это самая важная часть. Там прочитываются особые молитвы, которые можно услышать только в этот день. Всем, кто решил искупаться, рекомендую сначала сходить в церковь. А уже после службы совершается крестный ход, в котором у человека есть отличная возможность подготовить себя к окунанию. Ну и уже в последнюю очередь происходит освящение иордани.

– А сами вы в проруби купаетесь на Крещение?

– Нет. Сам я ни разу в купель не окунался. Я прекрасно знаю свое здоровье, поэтому туда не полезу. Хотя однажды меня чуть не уговорили, но в последний момент я все-таки отказался. Хотя на крещенских купаниях я бываю очень часто.

– Кстати, о купели: а как вы относитесь к тому, что на ее сооружение тратят, мягко говоря, немалые средства?

– Тут я не могу ответить как-то конкретно. Я не знаю, что это за деньги и откуда их берут. Тем более, если я буду возмущаться, люди скажут: «Так построй купель сам». Могу только сказать, что купель сооружают действительно красивую. Правда, опять же, это все вторично. На самом деле купаться надо там, где вам комфортнее. Я, например, сторонник простоты. Я родился в Бийске, и в детстве мы на Крещение ездили в Малоугренево. Мне всегда там нравилось, было мало народу и простая купель. Но при этом все было как-то очень мило и уютно. Лично меня большое скопление людей не настраивает на молитву.

P1020185

Бикини, бодибилдинг и Instagram

– Наверняка за время своей службы вы видели много странных вещей, в том числе и во время крещенских купаний. Есть какие-то моменты, которые вас потрясают?

– Мне всегда странно видеть пьяных людей, которые приходят «взбодриться» в проруби. Я просто не понимаю, зачем им это.

453291 size4

Также не понимаю, зачем на Крещение надевать вычурный купальник. В купальниках вообще не следует окунаться. По-хорошему, это должна быть длинная белая рубаха, как символ чистоты. Непонятно, кстати, зачем некоторые мужчины устраивают после окунания в прорубь чуть ли не бодибилдинг. Но про женщин – отдельный разговор. Покрасоваться своим телом, чтобы другие на тебя посмотрели: я, может быть, в каком-то смысле их понимаю. Но на Крещение люди идут с определенными мыслями. Например, об очищении. А для этого нужно смирение и целомудрие. Поэтому главное – не привлекать к себе внимание.

Было очень много случаев, когда люди полностью догола раздеваются. Одно дело, когда это где-то на далекой проруби, где никого нет. Но когда вокруг масса народа, а рядом еще и дети, для чего это все? Явно не для духовной составляющей. Это тревожит.

– По поводу «покрасоваться телом»: некоторые еще не могут искупаться в проруби без поста в Instagram. Как вы к этому относитесь?

– Меня это тоже всегда будоражило. Одно дело, когда женщины в купальниках на пляже летом фотографируются. Другое дело, когда это все совершается у купели. Нарушается какая-то таинственность. Все превращается в витрину магазина. Но это лишь мое мнение.

Например, я сам делал селфи во время крестного хода. Просто показать локацию, где это находится, и красоту, как все подготовлено. Но когда человек в купальнике или в трусах, на мой взгляд, это некорректно. Но людям об этом надо говорить. Они, бывает, многие вещи делают неосознанно и не со зла. Просто потому, что им никто об этом не сказал.

IMG 7649

– Многие набирают освященную воду из проруби. Разве безопасно ее пить?

– Можно, но обязательно должна быть разумность и логика. Например, делать купель рядом со сбросом сточных вод – мягко говоря, неразумно. Многие делают проруби в чистых озерах. А некоторые – вообще возле источников, что очень удобно. В момент Крещения освящаются все воды.

Святой водой можно просто окропиться. Тут какой момент: в день Крещения Церковь допускает и обливание святой водой, и даже кропление скота в деревнях. В другие дни это не дозволяется, а к святой воде предусмотрено благоговенное отношение.

– А что вообще нельзя делать на Крещение? Есть ли какой-то пост? Или, например, человек окунулся, обсох немного, оделся и пошел по своим делам. А потом ему на ногу наступили, и он как начнет ругаться, вплоть до мата-перемата. Разве ж есть тогда польза от таких обрядов?

– Я тогда по-другому спрошу: а в другие дни разве можно ругаться? Это уже вопрос к самому человеку и его поведению.

Конкретно перед Крещением поста нет. Но люди воцерковленные понимают, что в любой двунадесятый праздник нельзя обойтись без причастия. А чтобы причаститься, нужно три дня поститься и затем исповедоваться. Но перед самим окунанием в воду пост держать не нужно.

– Кстати, на купелях все чаще можно заметить детей. Причем далеко не всем окунание в прорубь на морозе нравится. Вам не кажется, что это может сформировать у ребенка крайне негативное отношение к Церкви?

– Про детей вообще очень тонкий момент. Можно нарушить всю нервную систему ребенку. И людям очень трудно это объяснить. Они тогда скажут: «Ну а чего ж вы тогда купель освящаете?» Если ребенок уже в более осознанном возрасте, то, думаю, что у него может сформироваться негативное отношение к Церкви, если его чуть ли не заставляют лезть зимой в холодную воду.

Но опять же, все зависит от того, что говорят в семьях. Если ребенку несут правильный посыл, то все будет в порядке. В детстве мы много чего не любим, считаем, что ущемляют нашу свободу. А потом понимаем, что все было правильно. Конечно, мне не хотелось бы, чтобы у детей формировалось отрицательное отношение к Церкви. И здесь на родителях лежит большая ответственность.

Источник

Adblock
detector