Меню

праздник как социально культурное явление

О. Н. Прокаева. Особенности праздника как культурного феномена

Особенности праздника как культурного феномена

О. Н. Прокаева, кандидат философских наук, доцент

Праздник — это время, когда общая система ценностей проявляется и утверждается в атмосфере публичного сопричастия. Это время объединения «своих», объединения,

как правило, незаинтересованного в материальном. Общими силами воссоздаются утрачиваемые в будни гармония и мир, происходит единение не только живых, но и почти осязаемой становится связь с ушедшими предками и пока неродившимися потомками. Человек оказывается точкой соприкосновения будущего и прошлого, средоточием опыта и мудрости отцов и той жизненной энергии, которая является причиной рождения детей и прогресса в его положительном смысле. В атмосфере праздника человек особенно остро ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Осуществляется непринужденное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность людей. Праздник — это еще и проявление всех форм и видов культуры коллектива, включая принятые формы поведения, исполнение известных песен и т. д.

Значительные события и даты традиционного праздничного календаря всегда отмечались трояко: собирались дома, в кругу семьи, показывая сплоченность рода; обязательно посещали храм, акцентируя родство по вере, приобщение к высокой духовности; выходили на улицу, «в народ», тем самым подчеркивая единство социума. Таким образом, все три части были направлены на осуществление древнейшей философии праздника, выраженной в солидарности, общем устремлении, преображении себя и мира, приобщении к непреходящим ценностям.

Важная особенность праздника — его сакральный характер. В традиционной культуре этот феномен, вырастающий из религиозно-мифологической картины мира, являлся способом прорыва в сферу сакрального, фиксирующим момент единения профанного и сакрального в жизни общества. По мере секуляризации культуры праздник утрачивает прямую связь с религией, но это не означает утрату сакральности как его основной характеристики. Он остается важнейшей составляющей человеческого бытия, изменяется лишь содержание ценностной модели культуры, подвергаемой сакрализации.

Особенностью праздника считается его связь с моделированием времени. Любой традиционный праздник — это разрыв течения повседневного (трудового) времени; одновременно праздники «встраиваются» в основной производственный цикл и с этой точки зрения фиксируют органическое единство времени жизни человека и бытия природы. Календарные праздники строятся на основе циклического природного времени и в своей системе раскрывают наиболее важные этапы жизнедеятельности человека традиционного общества.

Еще одной особенностью праздника является то, что он всегда идеологизирован. Поэтому в периоды эпохальных преобразований значительным изменениям подвергается именно календарь и вся система праздников.

1 Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978. С. 11.

2 Цит. по: Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учеб. пособие. Челябинск, 2009. С. 15.

3 Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 3.

Источник

ПРАЗДНИК КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И ФОРМА МАРКЕТИНГОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Праздник – это противопоставленный повседневности отрезок времени, характеризующийся торжеством и радостью и отмечаемый в культурной или религиозной традиции как институционализированное действо (А.И.Пигалев). Факторы, детерминирующие потребность в празднике, связаны и с определенными ритмическими явлениями жизни – природные циклы, этапы развития организации, события индивидуальной жизнедеятельности. Праздник знаменует (позиционирует, манифестирует) выдающиеся события в пределах обычного времени. Участие в нем включает субъекта в атмосферу радости и веселья, беззаботности и щедрости. Участник праздника – коллективный субъект, объединенный совместным действием и переживанием.

Как социальное явление праздник выступает важнейшей формой общественной солидарности, эффективным способом этнической социализации, инструментом идеологического влияния и действенным механизмом конструирования культурной идентичности. Как феномен культуры праздник является синкретическим и полифункциональным явлением духовной жизни социума, формой компенсации, рекреации и проективной разрядки, способом выражения высших психологических состояний людей в период переживания ими важнейших переломных этапов и явлений природы, общества, индивидуальной биографии, их умонастроений, ценностей, идеалов. Динамика содержания и форм праздника, изменение видов и способов празднования, общее состояние праздничной культуры являются критериями перемен общесоциального и культурного характера, ибо все это связано с системой ценностей, идей, знаменует структурные и функциональные преобразования в обществе.

Феномен праздника глубже раскрывает свою сущность в соотношении с такими понятиями как «ритуал», «обряд», «обычай», «церемония». Ритуал выступает родовым понятием по отношению к празднику, который можно представить как концентрацию ритуального действия. С точки зрения своей социально–психологической роли ритуал способствует катарсису, дает возможность символического, социально санкционированного высвобождения агрессивной энергии, уменьшая тем самым вероятность конфликтов и способствуя укреплению социального порядка. Обряд образует каркас праздника, оформляет его, консервируя социальный опыт, предполагая точное соблюдение четкой последовательности ритуальных действий. В то же время праздничное пространство открыто для инноваций, обновления, отклонения от общепринятых норм повседневности. Всякий праздник соотнесен с пространством и временем, он участвует в конституировании самого феномена времени и совместного пространства жизнедеятельности.

Социально–культурная сущность праздника раскрывается через его функции. Функции праздника выражаются в его способности закреплять и стимулировать универсальные формы и способы жизнедеятельности человека и общества, утверждать отобранные историческим опытом наиболее приемлемые по своей социальной значимости и последствиям средства оптимизации коллективной жизни людей. Функции праздника по преимуществу социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют формы индивидуальной активности человека в его социальном окружении. Праздник играет роль катализатора социального обмена, он создает и расширяет социальные связи, помогает обрести ил сконструировать новую социальную идентичность, участвует в обеспечении преемственности форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), норм и стандартов социализации и инкультурации личности, ее социальной и культурной адекватности среде проживания, стимулирует ее заинтересованность в приемлемых для общества формах самореализации.

Праздник выполняет важнейшие функции в системе обеспечения совместной жизнедеятельности профессиональных сообществ. Он способствует формированию корпоративной и профессиональной этики, задает систему критериев качества осуществления тех или иных профессиональных и социальных функций (культура труда, быта, потребления), уровень соответствия применяемых технологий в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым нормам, которые сложились в процессе исторической селекции. Праздничное действо способствует также эстетизации материально–пространственной среды обитания коллектива.

В современной культуре происходит существенная модификация праздника: уменьшается степень его формализации, развивается индустрия «праздничной символики», усиливается утилитарный характер празднования – и, прежде всего за счет политической ангажированности и маркетинговой нагрузки, когда праздник вынужден решать рекламные и пиаровские задачи его организаторов и спонсоров. Маркетинговая нагрузка на праздник изменила не только его формы и содержание, но и сам алгоритм организации. Теперь его инициаторы должны, прежде всего, осуществить анализ ресурсов и проблем тех социальных сил, которые заинтересованы в его проведении (это могут быть государственные органы, коммерческий сектор, население, СМИ).

При этом праздник может включать различные эпизоды с доминирующей целевой установкой – цели могут быть рекламные, воспитательные, фандрайзинговые (привлечение средств для реализации социально–значимых идей и проектов) или просто зрелищно–развлекательные. Цели и тема праздника определяются проблемами и ресурсами – его инициатора, спонсоров, участников.

Успех праздника во многом определяет проектное обоснование основных событий и ритуала, которые должны вызвать интерес у аудитории (участников, зрителей, гостей), спонсоров, СМИ. Событийная основа праздника выстраивается на базе соответствующих ресурсов. Если их нет, то акция превращается в формальное действо, лишенное праздничных атрибутов и сущностных функций данного социально–культурного феномена. Основные события могут включать игровые формы коммуникации, карнавальное театрализованное шествие[371], концерт, эстафету и т.д. Главное событие праздника – его основной ритуал, который может проектироваться на базе соответствующих ресурсов. Процедура закрытия нередко обеспечивает самое яркое впечатление. Здесь могут быть использованы ритуалы гашения огня, спуск флага и т.д.

Проектное обоснование праздника предполагает разработку программы участия всех категорий в праздничном действии. Для активизации участников и решения маркетинговых задач (в том числе и финансовых проблем) необходимо запланировать мероприятия в соответствии с интересами и потребностями наиболее значительных сегментов аудитории праздника. Заинтересованность участников обеспечивается путем определения возможных выгод для всех целевых сегментов праздника – аудитории, спонсоров, власти и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что в рамках маркетинговой политики эпизодическая праздничная акция не имеет особого смысла – необходима система праздников, т.е. праздничный календарь, состав которого будет сформирован в соответствии с основным ресурсами организации и определенным ритмом ее развития.

Источник

Праздник как культурное явление

1 53f61f5e5640353f61f5e56440

Традиционная народная форма отдыха. Такое самое простое определение можно дать понятию «праздник». Если говорить научным языком, то праздник – это особый феномен, важнейшая составляющая человеческого бытия, социальное и культурное явление.

Существует целый ряд определений этого термина. Но все исследователи отмечают двойственную природу праздника: он одновременно ориентирован на прошлое и устремлен в будущее. С помощью праздника традиционный опыт каждый раз воспроизводится, и так передается во времени от поколения к поколению. Происходит духовное единение с живыми и ощущается связь с предками. В атмосфере праздника человек чувствует себя одновременно личностью и членом единого коллектива. Возникает непринужденное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность людей.

С давних времен праздник в культуре вытекал из системы календарного исчисления и в то же время управлял этой системой. То есть календарные праздники строятся на основе циклического природного времени и отражают наиболее важные этапы жизнедеятельности человеческого общества. Поэтому в периоды эпохальных перемен значительным изменениям подвергается именно календарь и вся система праздников.

Праздник разрывает повседневное течение времени, он возмещает недоступные и даже запретные в будни удовольствия. Он находится на стыке между двумя уровнями бытия человека: реальным и утопическим (иллюзорным). На время праздника допускается обществом отступление от правил и норм – моральных, социальных, этических. Люди погружаются в другой мир, где возможно всё. В этот период устанавливаются особые отношения. Попав в праздничную атмосферу, разные по взглядам, характеру и поведению индивидуумы начинают вести себя сходным образом. Так праздник для общества выступает средством снятия напряжения и является просто необходимым для поддержания психологического баланса людского коллектива.

Смех – такая простая вещь и неотъемлемая часть фиесты – на самом деле играет ключевую роль как культурно-психологическое явление. Так называемая зона смеха в социуме становится зоной контакта. В праздничной кутерьме часто звучит «беспричинный» смех, который говорит о радости, ликовании. Ярким тому примером служат карнавалы. Многие виды деятельности человек способен осуществлять в одиночку, но праздновать – никогда. На разные комичные ситуации отдельные члены коллектива могут реагировать по-разному, но общий смех выражает взаимопонимание, сплочение группы людей, неформальное равенство среди них.

Знаменательные даты и события всегда отмечали в кругу семьи, обязательно посещали храм и выходили «в народ», на улицу. Так выражалось следование традициям, посредством которых общество ищет неосязаемые опоры своей стабильности. И в то же время, люди стремятся сделать праздничный досуг более интересным и соответствующим духу времени.

Праздник опирается на устоявшиеся традиции, постоянно стремится к их возрождению, поэтому сопровождается ритуалами и обрядами, но никогда не сводится к ним одним. И таким образом способствует развитию, обновлению и обогащению традиций.

Источник

Праздник как социально-культурный феномен.

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Праздник (по Д. Генкину) – особое многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом, он выступает как первичная форма человеческой культуры, являясь частью социальной жизни общества; праздник включает ситуацию каждого отельного человека.

В атмосфере праздника человек особенно остро ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Осуществляется непринужденное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность людей. Праздник — это еще и проявление всех форм и видов культуры коллектива, включая принятые формы поведения, исполнение известных песен и т. д.

Значительные события и даты традиционного праздничного календаря всегда отмечались трояко: собирались дома, в кругу семьи, показывая сплоченность рода; обязательно посещали храм, акцентируя родство по вере, приобщение к высокой духовности; выходили на улицу, «в народ», тем самым подчеркивая единство социума. Таким образом, все три части были направлены на осуществление древнейшей философии праздника, выраженной в солидарности, общем устремлении, преображении себя и мира, приобщении к непреходящим ценностям.

Современная праздничная культура — сложная полифункциональная система. Ее функции — это функции коллективного поведения и общения человека, направленного действия, и поэтому трудно выстроить их единый, универсальный ряд, сложно выделить среди них ведущие. Хотя думается, что основоопределяющими следует назвать информационно-коммуникативные, эмоционально-регулятивные, социально-организующие, художественно-эстетические и воспитательно-просветительские функции праздничной культуры социализма. Через эти и многие другие функции праздничная культура предстает как важное социально-общественное явление жизни, составная часть социалистической культуры в целом, как устойчивый способ общественного поведения, ценностного ориентирования, эмоциональной разрядки, эстетического переживания.

Некогда скромный по масштабу цикл первых революционных праздников «красного календаря» сегодня выкристаллизовался в широкую систему массовых всенародных праздников и торжеств. Созданные за десятилетия социалистического строительства, они способствовали и способствуют преодолению и постепенному вытеснению религиозной праздничной обрядности, ее влияния прежде всего на определенную группу семейно-бытовых праздничных обрядов, воспитывают коммунистическое мировоззрение у трудящихся масс, помогают отказаться от отживающих традиций и обычаев. Праздничная культура социализма «обслуживает» все классы общества, его группы и прослойки.

Праздники общественно-политические, революционные и комсомольские, торжества в честь эпохальных исторических событий, чествование выдающихся гениев человечества, праздники города, улицы, двора, рабочих профессий и семейно-бытовых событий, празднества природного цикла — все это звенья единой цепи праздничной культуры. Разветвленную систему праздников можно подразделить на ряд групп, важнейшие из которых следующие: общегосударственные праздники, трудовые (рабочих профессий, «отраслевые»), воинские, молодежные, семейно-бытовые, наконец, праздники, посвященные различным природно-временным циклам года.

Источник

Праздник как социокультурный феномен

Праздник в представлении древних народов был реализацией мечты об идеальной жизни. Привлекательные, яркие фрагменты обыденной жизни, отраженные в празднике обретали иной смысл, трансформировались функционально. В праздник привносились элементы будней посредством магических обрядов, призванных умилостивить сверхъестественные силы, вызвать удачу в охоте, добрый урожай, хороший приплод скота, отвести зло. Во время праздника происходило переосмысление этих действий. Благодаря праздничному мироощущению, отключению в праздничное время негативных в психологическом плане элементов, всеобщему осмеянию, всенародному характеру, полному освобождению от жизненной серьезности, публичному веселью, то, что в обыденной жизни казалось серьезным, во время праздника превращалось в активное действие в виде игр, шуток, забав, розыгрышей. Таким образом, праздник помимо прагматического наполнения приобретал идеальную, духовную ценность. Приближение всякого значительного события, обещающего перерыв в повседневности, несущего какую-либо надежду порождало приятные ожидания, формировало «праздничную ситуацию». Праздник, таким образом, связывается не с одной из сторон духовного мира людей, и не с каким-либо одним из видов их деятельности, а с народным миропониманием и жизнью в целом.

Другой аспект сущности праздника связан с чисто служебной, технической ролью, навязанной социальной системой, сутью которой становится управление жизнью индивидуума, коллектива, общества. Власть с этой целью постоянно прибегала к воздействию с помощью культурных социально-психологических механизмов. Массовые праздники и зрелища со времен античности активно использовались структурами власти, при этом смена государственного строя и социокультурной системы однозначно влечет за собой смену праздничного календаря. Видные политические деятели, а также деятели культуры и искусства, опираясь на традиционно-народные праздники, придавая им новые смысловые оттенки, создавая новые массовые праздники и зрелища с опорой на идеологически приемлемый для данного государственного строя событийный ряд формировали свою систему праздников. Таким образом, формирование праздничного календаря обусловлено, в первую очередь, сменой общественно-экономических формаций и социокультурных систем. Возникновение новых праздников, как правило, отражает событийный ряд, характеризующий фундаментальные целевые установки конкретного общественно-политического строя, при этом традиционные обрядово-ритуальные формы народных праздников играют роль сдерживающего фактора, своеобразного «тормоза». Возникающий в результате симбиоз, именуемый «массовым праздником» заведомо конфликтен, так как содержит противоречие уже в самой своей сущности.

1. Массовые праздники и зрелища как способ этнокультурной идентификации, специфическими характеристиками данной модели являются:

— игровой, активный, всеобщий характер, снятие моральных и нравственных регулятивов, разгул, ощущение полной свободы;

— организующее начало смеха, инверсии, гротеск, пародии;

— формирование особого «перевернутого мира», являющегося отражением мира реального; при этом второй мир не отрицает, а наоборот, утверждает первый, вскрывая его негативные аспекты.

2. Массовые праздники и зрелища как социокультурная манифестация власти, характеризующиеся официальностью, торжественностью, напряженной устремленностью к неким высшим образцам. Народным массам здесь отводится роль пассивного зрителя, либо статиста. Тоталитарный праздник является логическим завершением данной модели: происходит качественное изменение самой сущности праздника, полностью вымывается игровой элемент, смещаются ценностные ориентиры, утрачиваются «праздничная свобода» и «праздничный смех», претерпевают изменение время и пространство праздника.

edugr4

В числе наиболее значительных, а потому особенно опасных тенденций постиндустриального общества в вопросах праздничной культуры можно отметить:

— повсеместную глобализацию массовых праздников и зрелищ;

— выхолащивание духовной сущности праздника;

— засилье зрелищного начала;

— активное использование массовых праздников и зрелищ как мощнейших орудий воздействия на формирование идеологии масс и средств манипулирования общественным мнением.

В словосочетании «массовый праздник» смысловой акцент всё более смещается в направлении «массовый». Праздник становится объектом потребления, как и всякий продукт массовой культуры.

В сложных социально-культурных условиях современной России, обусловленных динамическим характером преобразований всех общественно-экономических формаций современного общества, и, как

137 следствие, формированием нового праздничного календаря, отражающего драматические социальные перевороты на макроуровне общественных регуляций и микроуровне повседневных культурных практик происходит трансформация характера функционирования различных элементов культуры, переосмысление ее символов, переопределение способов культурного наследования и коммуникаций, отношения власти в рамках культурных институтов.

Хранилищем, кладезем традиционных народных массовых праздников, обрядов, ритуалов является российская провинция, ведь «народная культура русского народа сохранилась скорее вопреки усилий государства, чем благодаря» (134, с. 177). Именно в провинциях происходит процесс возрождения традиционной культуры, фольклора, устного народного творчества, старинных промыслов и ремесел. Это наши корни, которые питают и обогащают современную праздничную культуру.

Массовые праздники и зрелища, как важнейшая составляющая истории и современности культуры, неотъемлемый элемент социокультурной системы, при разумном, грамотном подходе к этому феномену, могли бы служить залогом социальной гармонии и интеграции.

ПРАЗДНИК как феномен культуры — день или дни торжества, установленные в честь или память кого или чего-либо; в сознании человека П. ассоциируется, как отметил Бахтин, с «временным вступлением в утопич. царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». П. — антитеза будням, обычной жизни, специф. кратковременная форма челов. бытия.

Истор. корни П. уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями. Издревле существовала общечелов. потребность в П., выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетич., нравственно облагораживающую; П. выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.

П. всегда имеет оптимистич., жизнеутверждающий характер; его содержат. сторона отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей.

Особое значение в П. приобретает его эстетич. составляющая: чувственно-эмоц. насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят П. с искусством, но не отождествляются с ним. П. — некая пограничная зона между реальной жизнью и худож. произведением. Психол. механизм воздействия П. близок к катартич. воздействию искусства.

Типология П. многообразна: народ, (нац.), религ., гос., профессиональные и др. Народ. П. свойственна естественность, органичность, самостийность; гос. отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеолог, направленность; религ. являются отражением той или иной формы верований. Наблюдается опр. близость нар. и религ. П., т.к. в этнонац. культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но нар. П. могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы светской культуры (карнавальная культура в рамках ср.-вековья). Существует возможность превращения в истор. перспективе гос. П. в народные.

П. — своеобразное зеркало социальных противоречий, в нем находят свое отражение ущемление демократич. форм жизни об-ва, забвение нац. традиций, крушение идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, обществ, сознанием и объективными реалиями действительности. Эти противоречия находят свое воплощение в комич. аспекте П., в его юморист, и сатирич. формах. П. — старейшая и перспективная форма бытия культуры.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Значение праздничной культуры как социокультурного явления

Праздник в представлении древних народов был реализацией мечты об идеальной жизни. Привлекательные, яркие фрагменты обыденной жизни, отраженные в празднике обретали иной смысл, трансформировались функционально. В праздник привносились элементы будней посредством магических обрядов, призванных умилостивить сверхъестественные силы, вызвать удачу в охоте, добрый урожай, хороший приплод скота, отвести зло. Во время праздника происходило переосмысление этих действий. Благодаря праздничному мироощущению, отключению в праздничное время негативных в психологическом плане элементов, всеобщему осмеянию, всенародному характеру, полному освобождению от жизненной серьезности, публичному веселью, то, что в обыденной жизни казалось серьезным, во время праздника превращалось в активное действие в виде игр, шуток, забав, розыгрышей. Таким образом, праздник помимо прагматического наполнения приобретал идеальную, духовную ценность. Приближение всякого значительного события, обещающего перерыв в повседневности, несущего какую-либо надежду порождало приятные ожидания, формировало «праздничную ситуацию». Праздник, таким образом, связывается не с одной из сторон духовного мира людей, и не с каким-либо одним из видов их деятельности, а с народным миропониманием и жизнью в целом.

Другой аспект сущности праздника связан с чисто служебной, технической ролью, навязанной социальной системой, сутью которой становится управление жизнью индивидуума, коллектива, общества. Власть с этой целью постоянно прибегала к воздействию с помощью культурных социально-психологических механизмов. Массовые праздники и зрелища со времен античности активно использовались структурами власти, при этом смена государственного строя и социокультурной системы однозначно влечет за собой смену праздничного календаря. Видные политические деятели, а также деятели культуры и искусства, опираясь на традиционно-народные праздники, придавая им новые смысловые оттенки, создавая новые массовые праздники и зрелища с опорой на идеологически приемлемый для данного государственного строя событийный ряд формировали свою систему праздников. Таким образом, формирование праздничного календаря обусловлено, в первую очередь, сменой общественно-экономических формаций и социокультурных систем. Возникновение новых праздников, как правило, отражает событийный ряд, характеризующий фундаментальные целевые установки конкретного общественно-политического строя, при этом традиционные обрядово-ритуальные формы народных праздников играют роль сдерживающего фактора, своеобразного «тормоза». Возникающий в результате симбиоз, именуемый «массовым праздником» заведомо конфликтен, так как содержит противоречие уже в самой своей сущности.

Источник

Социально-педагогическое и этнокультурное значение народных праздников

fadedf694f2f6b7afad67baccc49e357 Тазаян Арменуи Анна
Социально-педагогическое и этнокультурное значение народных праздников

Социально-педагогическое и этнокультурное значение

народных праздников

Чувства Родины…. Оно начинается у ребенка с отношения к близким людям, своей семье. Интерес представляют вещи,окружающие близких его людей: предметы, которыми пользуются, одежда, дом, занятия. Все это и многое другое забрали в себя традиционные праздники. В самом названии народные –традиционные – заложен их основной смысл, а именно передача того самого ценного, что есть в культуре каждого народа, культурных традиций.

Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного дома», не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.

Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

Народные традиции ремесел являются действенным средством формирования художественной, технологической культуры детей ввиду того, что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности. В народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры.

В анализе различных школ народного мастерства предусматривается культурно-исторический подход, связь народного творчества с природой родного края, синтез материальных и духовных ценностей народной художественной культуры.

Значение народных традиций в воспитании детей.

Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитание младших школьников.

Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы.

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для дополнительного образования предмет социальной востребованности и актуальности.

Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений.

Праздник — присущий исключительно человеку особый вид социокультурной деятельности, связанный с почитанием наиболее значимых событий природного, общественного и индивидуального бытия, актуализирующий духовные ценности и характеризующийся над будничностью, торжественностью, привязанностью к определённым временным отрезкам, особой временной структурой и ритмикой. Праздник служит важным фактором укрепления духовной связи между поколениями, это наглядная формула уз поколений, проявление культурной идентификации.

Существенными признаками праздника являются следующие:

праздник — деятельность, исполненная особой торжественности и возвышенности, эти качества задаются актуализацией в сфере праздника всего комплекса духовных ценностей (моральных, эстетических, художественных);

• отличительный признак праздника состоит в чётком ритме повторяемости праздника, выделения его из потока времени. Праздник привязан к конкретному, определённому временному отрезку, он не может быть разыгран в любой удобный момент;

• спецификой праздника является его небудничный характер, противопоставление повседневности, в то время как другие формы досуговой деятельности не прерывают хода повседневной жизни.

Праздник – древнейшая форма досугового социального общения, проявления самодеятельности. И. М.Снегирев писал: «Нигде с такой полнотой и свободой не раскрывается личность народная, как в праздниках. М. М.Бахтин отмечал: «Праздник – первичная неуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть и даже выродиться, но не может исчезнуть совсем». Глубинный смысл всякого праздника – торжественная, коллективная демонстрация жизненных сил, преодоление будничной монотонности. Праздник близок к творчеству, т. к. в нем находят выход энергия, изобретательность, художественный вкус участников. Хотя ему присущ ритуалом, которого в творчестве нет.

Этнокультура как форма самосознания и исторической памяти создает и укрепляет цельность и целостность народа, обеспечивая его историческую сохранность, которая в свою очередь дает основу для дальнейшего развития народной культуры. Образование и воспитание являются частью культуры, и роль их состоит в обеспечении передачи и трансляции культурных ценностей от поколения к поколению.

Этнокультурноевоспитание можно трактовать двояко:

• ·, во-первых, как исторически сложившуюся и развивающуюся деятельность этноса по созданию и развитию своей культуры (собственных праздников, обычаев, обрядов, самобытных произведений народного художественного творчества, воплощающей этническое самосознание, этнические стереотипы и характер народа;

• · во-вторых, как деятельность различных социально-культурных институтов, государственных и негосударственных структур, направленную на изучение, сохранение, развитие традиционной народной культуры и трансляцию ее произведений и ценностей в современное социокультурное пространство.

Этнокультурное воспитание устраняет противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой стороны и предопределяет адаптацию этнических групп друг к другу; культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.

В последние годы обращение к идее этнокультурного воспитания как способу обновления содержания воспитательной деятельности обретает особую значимость. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.

Календарь праздников исторически меняется, неизменными остаются традиционные христианские праздники (Пасха, Рождество Христово, Масленица и др.).

Для нравственного и культурного воспитания дошкольников в нашем детском саду все чаще проводятся русские народные праздники и обряды.

С помощью подобных мероприятий открывается отличная возможность приобщения детей к истокам русской народной культуры. Это крайне важно в условиях современного времени, когда так не хватает добрых, гармоничных человеческих отношений, единения человека с природой и понимания особенностей и ценности русского национального характера.

Наши предки свято чтили традиции, часть которых отмечалась путем проведения обрядовых игр, тематических увеселительных развлечений. Народные праздники на Руси отмечались с песнями, плясками, своеобразными ритуалами. Их проведение в наши дни дает возможность окунуться детям в мир духовного и земного бытия прадедов.

Главные зимние народные праздники,которых с нетерпением ждут дети и взрослые: сказочный и веселый Новый год, волшебное Рождество, таинственное Крещение.

Отмечал русский народ с размахом и весенние народные праздники. Наступление весны знаменуется приходом Масленицы. Для каждого дня Масленичной недели характерно свое название, игры и обычаи. В эти дни пекли блины, ходили в гости, устраивали всевозможные игрища, кулачные бои, балаганы для скоморохов. Главным атрибутом праздника была кукла Масленица, которую изготавливали из соломы и в последний день сжигали в костре, просили друг у друга прощение.

Сегодня с большим энтузиазмом возрождают эти традиции сотрудники детских садов, проводя с детьми Масленичные гулянья. С песнями, хороводами и потешками ребята угощаются блинами и принимают участие в русских народных играх.

Не менее интересны в проведении весенние христианские праздники: Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, которые сопровождаются старинными обрядами.

Весенние народные праздники в детском саду можно проводить, применяя фольклорный материал.

«Проводы Масленицы» (ритуал сожжения чучела Масленицы, песни и хороводы на игровой площадке, угощение блинами);

«Музыкальное зернышко» (инсценировка обряда посева зерна в песенном сопровождении,игра на музыкальных инструментах: гармошке, дудке, балалайке, деревянных ложках);

«Просыпайся, Весна-красна!» (игры и конкурсы на улице, хороводы, частушки);

тематические занятия в группе (поделки из природных материалов, раскрашивание пасхальных яиц).

В МБДОУ «Солнышко» №24 г. о Балашиха

Проводятся, из года в год, народные традиционные праздники; «Новый год, Рождество Христово, Масленица, Пасха»

До проведение народных праздников воспитатели проводят беседы, иллюстрации, читают различные энциклопедии, на тему Нового года, Рождество Христово, Масленица и Пасха.

Так как у нас в саду имеется много групп (20). Новогодние утренники проводятся и в первую половины дня и во вторую половину. Ясельную и кратковременные группы проводят утренники в первую половину дня, и в Дед мороза, и Снегурочку переодеваются перед детьми только воспитатели этих групп. Во второй младшей и средней группах Дед мороз и Снегурочка бывают воспитатели с разных групп, но ведающая обязательно воспитатель своих групп. В старших и подготовительных группах Дед мороза приглашают, а роль снегурочки один из воспитанников подготовительных групп.

На новогодние праздники совместно с родителями украшаем группы ставим елки в каждой группе. Игрушки вешаем на елку сделаны своими руками. По традиции нашего сада, в мини музей от каждой группы, приносим необычные, исторические новогодние игрушки, а так же проводим конкурс поделок после вручаем грамоты, учувствуем в различных конкурсах города, области, и др.

Подготовительные группы, показывают спектакль по теме Рождение Христово, для старшей, средней и младшей группы. У страивают совместные игры, отгадывают загадки. После спектакля по традиции все вместе срывают конфеты из елки. В конце с конфетами совместное фотографирование на помять. Старшие группы ходят колядовать с колядками переодевшие в народные костюмы или (разных зверят, с различными шумовыми музыкальными инструментами, а среднее и младшие группы встречают с гостинцами, (конфеты, печение, разные фрукты) песнями и плясками колядовщиков.

По традиции, нашей группы мы всегда с детьми на масленицу изготавливаем тряпочные куклы, (талисманы).

На пасху в саду проводится конкурс поделок на тему: «Пасха в нашем доме», а самые лучшие поделки передаем в Церковь на благотворительную акцию.

Наши воспитанники получают грамоты и сладкие призы

Социально-педагогическое партнёрство с родителями в процессе организации традиционных событий в группе «Социально-педагогическое партнёрство с родителями в процессе организации традиционных событий в группе.» Слайд1 Уважаемые коллеги! «Люди.

Значение народных игр в воспитании дошкольников «Значение народных игр для детей дошкольного возраста» Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Именно она помогает.

detsad 1313814 1573832795Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие на ярмарку народных промыслов» Тема : «Путешествие на ярмарку народных промыслов» Группа : средняя Цель : Формирование доброжелательных отношений между детьми в процессе.

Презентация «Весенний калейдоскоп праздников» Презентация «ВЕСЕННИЙ КАЛЕЙДОСКОП» Пермякова Ирина Викторовна, Косарева Наталья Борисовна, Музыкальные руководители МБДОУ №99, город Миасс,.

Социально-коммуникативная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития у детей В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками.

Методическая разработка «Этнокультурное образование дошкольников» Этнокультурное образование дошкольников Культуру современной России сегодня невозможно представить себе без народного искусства, которое.

Консультация «Этнокультурное воспитание дошкольников» Сегодня все более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и национальных традиций, духовных ценностей.

Значение игровой деятельности для социально-психологического развития ребенка младшего дошкольного возраста Весь дошкольный возраст считается классическим возрастом игровой деятельности. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму.

Источник

Российский праздник как феномен культуры

где отпраздновать день рождения ребенка сайт

Тем не менее можно наблюдать относительную устойчивость празд­ника (системы) при постоянном внутреннем изменении его содержания и формы (элементов системы). Как правило, изменения праздника являются частью общих изменений, происходящих в целом в культуре сообщества, они вытекают из тех же самых причин, и прежде всего из изменений: усло­вий жизни сообщества, его социально-экономической структуры и поли­тического строя либо места в общественной системе, общественного соз­нания сообщества, выражающихся в изменениях его системы ценностей. Иногда наблюдается также своеобразная трансформация смысла: празд­ник, первоначальное, культовое, магическое, метафизическое, мифическое значение которого утрачено, приобретает для сообщества, соблюдающего его новый, иной смысл.
Но, даже подвергаясь глубоким изменениям, праздник часто сохра­няет старинные элементы, которым сообщество придает новый смысл и которые можно идентифицировать как идущие из далекого прошлого сви­детельства о непрерывности культурных влияний и заимствований. Лишь таким путем можно вполне научно объяснить социальный смысл и функ­ции праздника, избегая схематических и поверхностных интерпретаций.

Как относительно открытая система праздник имеет комплекс внеш­них связей с другими системами. Внешние связи системы зависят от мно­гих внешних причин, причем часто такая зависимость прослеживается по­стоянно. Первое место в этом ряду занимает связь праздника с обществен­ной структурой и ее изменениями, причем не только религиозных, этниче­ских классов или слоев, но и малых групп, начиная с семьи. Они связаны с судьбою систем ценностей, с историей идей, находят свое непосредствен­ное выражение в вызванном праздником творчестве, знаменуют структур­ные и функциональные преобразования общества. Одновременно праздник позволяет рассматривать в единстве элементы культуры, постоянно пере­даваемые традицией и возобновляемые в каждом поколении, а также но­вые ее элементы. Многие праздники представляют собой некую резервную систему культурно-исторической памяти общества (наряду с другими со­циальными институтами: семьей, церковью), и чем меньше удельный вес одних ее элементов, тем больше удельный вес других. Используя эту сис­тему, принимая или отрицая, переосмысливая и ассимилируя ее, осущест­вляется любое культурное развитие, любая культурная динамика.

С точки зрения внутренней динамики праздник как система пред­ставляет собой день или несколько дней, иногда праздничная фаза затяги­вается, но в таких случаях сама она, как правило, делится на части, отчет­ливо различающиеся по своему характеру, и только одна из них является праздничной кульминацией, вершинным моментом праздника.

Как уже говорилось, в процессе развития каждый конкретный празд­ник изменяется и трансформируется, что свидетельствует не только о его качествах сложной системы, но и о переходе в иное образование, иначе го­воря, о том, что праздник на определенном этапе своего развития перестал быть праздником. Действительно, вся мировая история свидетельствует, что все рассмотренные выше факторы вызывают не только изменения праздников и устоявшихся способов празднования, но также приводят к исчезновению одних и возникновению других праздников.

Противниками праздников, начиная с античности, были как отдель­ные представители философской и религиозной мысли, так и целые на­правления. С их точки зрения, главной целью и смыслом человеческой деятельности является труд, праздники же наделялись служебным значе­нием, признавались лишь те из них, которые напрямую выполняли религи­озные, воспитательные или иные полезные функции. В большей или меньшей степени элементы такого идеала культуры встречаются в трудах Платона, для которого образцом было государство, где удовлетворяются только необходимые потребности. Платон отвергал «излишние» потребно­сти (культура же, как известно, всегда избыточна), считая разорительными потребности в изысканной пище, в скульптурах, зрелищах и т. п.

Сегодня существует некоторое недопонимание роли праздника, а от­сюда и недооценка самого феномена досуга, праздника, свободного от трудо­вой деятельности времени. Можно предположить, что потребность в празд­нике всегда будет уменьшаться там, где возрастает богатство и уровень обра­зованности, где человеку не надо много и тяжело трудиться, когда ослабева­ют его связи, в особенности эмоциональные, с традиционными празднующи­ми группами, к которым он формально принадлежит, когда он не зависит от ритма природы и сам рациональным образом определяет ритм собственной жизни. Потребность в празднике уменьшается также с исчезновением мета­физических интересов и охлаждением к идеологии, усилением рационализма, прагматизма и культа индивидуализма, выражающегося в желании оградить личную жизнь от посторонних посягательств и в усмотрении в этой личной жизни, в праве на интимность, на изоляцию в собственном кругу основного права современного человека. Процессы отхода от религии, наблюдаемые повсеместно в индустриально развитых странах, порождают равнодушие и к религиозным праздникам; идейный индифферентизм, равнодушие ко всякой идеологии естественным образом вызывают безразличное отношение к на­родным, политическим и государственным праздникам, всегда выражаю­щим определенные идеи и высшие ценности.

Объективно существующие периодические кризисы тех или иных форм, типов праздников и празднования, органически связанны с периоди­ческими кризисами ценностей, вокруг которых организовано коллективное бытие людей. Но это нисколько не уменьшает ни общественной потребно­сти в празднике, ни его культурной роли. Ко всему прочему, культура праздника систематически обогащает некоторыми своими элементами культуру обыденную, в первую очередь, сферу материальной культуры. Многие предметы, вещи, некогда употреблявшиеся только во время празд­ников, затем вошли в повседневный быт; многие виды действий, меро­приятий, зрелищ, некогда исключительно праздничных, затем укоренились в фазе будней и в художественной культуре.

Выводы об упадке праздника делаются учеными развитых стран на том основании, что в прошлом праздник играл более значимую роль, вы­полнял более разнообразные функции в жизнедеятельности человека, а его наличное существование соответственно обладало более яркой выражен­ной спецификой и богатством конкретных форм, чем в настоящее время.

Стихийно возникающее стремление возродить ушедшую культуру, вернуться к апробированным способам солидаризации людей, восстано­вить утраченное многими людьми представление об истинном гуманизме и духовности сводится по большей части (в сфере праздничной деятельно­сти) к насыщению современных праздников и досуга элементами фольк­лора, этнографической экзотики. Конечно, таким способом удается разно­образить досуг населения, придать празднику национальный колорит; но это не приводит к коренному улучшению ситуации и не дает существен­ных результатов в деле возрождения и сохранения национальной культу­ры. Таким образом, отречение от праздников, утрата интереса к ним слу­жат признаком утраты интереса к лежащим в их основе ценностям; тогда они зачастую лишь декларируются, но не практикуются.

Праздник, несомненно, многозначен. Но все его значения производны от тех социальных функций, которые становятся очевидными лишь в его соотнесении с основными слагаемыми исторического процесса: лично­стью, обществом, нацией, государством, культурой, субкультурой. Число такого рода функций достаточно велико. Наиболее общей и универсальной функцией праздника является обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление в процессе празднований со­циального опыта по гарантированному социальному воспроизводству кол­лективов как устойчивых сообществ.

Одна из самых ранних функций праздника заключалась в том, чтобы исключить всякий общественный хаос и не допустить изменений. Исключенность последних из существующих картин мира, по мнению Г. Беккера, характеризует смысл сакральности [3]. Поэтому необходимо изучать са­мые традиционные ранние формы праздника, когда они были проявлением общих ориентаций сакральной культуры.

Трансформация всего многообразия функций праздника связана с изменениями в социальной структуре общества и общностей и с изменени­ем в системе социокультурных ценностей. Развитое общество институализирует многие праздники, выполняющие определенные общественные функции. К таким функциям следует отнести воспитательные и рекреатив­ные (праздник как отдых) функции, функции физической и психической реабилитации и релаксации человека. Реализация последней функции, на­ряду с принятыми в сообществе социальными нормами и формами отдыха (системами выходных, отпусков, освобождением от активной деятельно­сти по возрасту и состоянию здоровья, системой институтов организован­ного досуга и т. п.), немыслима без праздников самого различного уровня, а также сопутствующих им карнавалов, массовых гуляний, обрядов и игр.

Во многом благодаря пространству праздника как в его институализированных, так и неинституализированных формах, развивались такие духов­ные сферы, как искусство, философия и даже наука. В празднике, помимо мировоззренческих, воспитательных, регулирующих основ мощно заявляла о себе и сугубо художественная, зрелищная сторона. Именно эта функция праздника, его роль как стимула специфического творчества личности, может быть также признана критерием общественной жизненности праздника и его идеи. Пока праздник вдохновляет людей на творчество, он остается живым.

Помимо этого, зрелищная форма праздника веками была связана с культом и позволяла массам верующих, в большинстве своем не умевших читать, далеких от теологических книг, активно участвовать в религиозной жизни, переживать глубокий смысл жертвоприношения, очищения, драма­тизированного проявления сакральности.

Функция свободного времени возникает в празднике не из-за его сущности, ошибочно определяемой как время, свободное от принуждения, время, когда человек может делать что ему заблагорассудится. Она непо­средственно вытекает из потребностей современного хозяйствования, в особенности рынка, для правильной деятельности которого необходима ритмичность и по возможности мощные стимулы; праздник создает для этого исключительные возможности, широко используемые во всех звень­ях производства, торговли и связанной с ней рекламы. В обслуживании праздников задействованы тысячи людей различных специальностей, для которых они являются важным источником дохода, работает целая система институтов: торговля, кустарный промысел, промышленность, транспорт, пункты питания, гостиницы.

Экономический эффект имеют многие, некогда связанные с культом, а ныне прочно вошедшие в жизнь праздничные обычаи, такие, например, как обязательное обновление жилого дома, праздничная уборка, выбрасы­вание старых вещей, замена утвари. Повсеместно с праздником связаны традиции выставлять напоказ, раздавать, потреблять, иногда даже уничто­жать большие количества экономически ценных продуктов. Все это обу­словливает периодическое, поддающееся точному прогнозу возрастание спроса на определенные товары и услуги. Образно говоря, с праздником издавна связана праздничная ярмарка, которая ритмизует хозяйственную жизнь, влияет на производство и торговлю и даже в настоящее время про­должает играть важную роль в экономическом балансе года.

Как и всё многообразие функций культуры в целом, функции праздни­ка можно разделить по таким направлениям, как социально-интегративное, регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационно-творческое и оценочное.

Лежащие в основе первобытного праздника, магические действия давали людям убежденность в том, что можно оказать определенное влия­ние на силы природы, на окружающую их действительность и сверхъесте­ственные силы, от которых, как они верили, зависела их судьба. Эта вера и своеобразные познания в области магических процедур, которые трактова­лись зачастую как таинственное совместное участие в праздничных обря­дах, всегда выполняли также и роль интегрирующего группу фактора.
Мифологические образы понимаются как реально существующие, наделяются субстанциальностью, воспринимаясь как часть действительно­сти. Являясь продуктом синтеза чувственно-конкретного и понятийного моментов, мифологические образы в высшей степени символичны. Кон­кретный мифологический персонаж соотносится с широкой сферой фено­менов, в том числе и с феноменом праздника. Праздники, согласно верова­ниям древних, устанавливались мифическими предками, основателями го­сударства и города, предками божественного происхождения. Миф как рассказ о судьбах необыкновенного и необыкновенных героев, персони­фицирует события и ценности, для почитания которых учрежден праздник. Но в содержании мифа часто обнаруживается и объяснение, почему и ка­ким способом возник праздник: публичное напоминание этого рассказа или его инсценировка являются важной частью праздничного обряда.

Праздничные дни связываются с лунным и солнечным циклами, с узловыми моментами сельскохозяйственного года, со стремлением обес­печить людям наиболее благоприятный ритм природы, зависящий, как считалось, от сверхъестественных сил. Во время праздников люди просили прощения у этих сил за нарушение ими естественного порядка, пытаясь тем самым вернуть их расположение. Праздник на свой манер, повторяя миф, есть усилие остановить поток времени, придать вневременной смысл тому, что некогда имело временные рамки.

Являясь исторически первой формой культуры, компенсируя недос­таточность практического овладения природой через смысловое породнение с нею, мифология упорядочивает и регулирует человеческие отноше­ния, программируя бессознательную сферу человеческой психики (ибо сознание еще слабо и неразвито) с помощью магии, символов, табу, обря­дов и ритуалов. Магическое овладение природой на деле оборачивается укрощением стихийных сил души, которые, вырвавшись из-под контроля, способны разрушить жизнь общины.

Как свидетельствуют археологические данные, уже в раннем палео­лите находятся доказательства существования верований и священнодей­ствий, именуемых анимизмом и тотемизмом, а также следы периодически совершаемых обрядов. К древним праздникам, восходящим к временам складывания тотемистических представлений, несомненно, относятся праздники, связанные с культом животных. Примером подобного культа, относящегося к праистории религии, является культ медведя, прослежи­ваемый еще в эпоху позднего палеолита в так называемой ориньякской культуре. Человек палеолита при этом верил, что способствует таким пу­тем возрождению, употребляя прием анимистической магии воплощения, совершая искупление убийства медведя и употребления его в пищу. Культ медведя и медвежьи праздники, как свидетельствует З. Соколова, и сейчас бытуют среди немногочисленных коренных жителей Сибири [12].

Таким образом, праздник имеет более древнюю историю, чем орга­низованные религии, в особенности те, которые создали священные тек­сты, особый статус жречества и теологической мысли, а также церемониал литургии. Религиозно-мифологические представления специфичны своей направленностью на непостижимое, опорой на веру как на высшую ин­станцию. Вера сопряжена с попыткой осмыслить человеком свое сущест­вование. Обрядовые действия базируются на ней, служат ее продолжени­ем. В то же время они стимулируют веру. Благодаря связи с обрядами и индивидуальной жизнью верующих, а также ориентацию на непостижи­мое, мифологические представления получают статус религиозных.

На Руси до принятия христианства отмечались многочисленные празд­ники, связанные с первобытной языческой религией. Эта религия была куль­том обожествляемых сил природы, но в нее входили также значительно более древние и повсеместно распространенные элементы тотемизма, анимизма и магии. Места отправления культов или остатки довольно примитивных у славян святилищ, обнаруженные при раскопках, свидетельствуют о религи­озном и общественно-политическом их характере как мест, где собирались племена для отправления культа и решения важных коллективных дел.

Большую роль в славянской религии играли сельскохозяйственный и солнечный циклы, культ солнца. Каждое славянское племя имело собст­венного бога, и возникновению государственных объединений сопутство­вало создание официального культа и пантеона своих богов. Так, в Киеве, по свидетельству летописца Нестора, подобное место во времена князя Владимира занимал бог Перун.

Древние представления о загробном мире связываются с представле­ниями о суде над душой умершего, вечном наказании или награде, об из­бавлении. Но даже утрата людьми веры в загробный мир не означает поте­ри потребности в почитании памяти умерших, так как с утратой религиоз­ных верований еще не исчезает потребность в подтверждении ценности жизни живущих людей и жизни тех, кто уже умер, в подтверждении связи с умершими в форме памяти, почитания, скорби. Поэтому в той или иной форме день памяти умерших, сохраняя, как правило, многие старые обря­довые элементы, отмечается также в сообществах, отошедших от религии.

Перестав быть единственной и доминирующей формой культуры, мифология не исчезает окончательно, так как человек всегда сохраняет по­требность во внерациональном породнении с миром, а это значит, что ми­фологическое измерение органически присуще человеческой душе и чело­веческой культуре. Полномасштабный опыт реконструкции магического и мифологического сознания, архаических систем мышления, трансформи­ровавшихся в реальной практике праздников, предпринят в исследовании В. Проппа, посвященном русским аграрным праздникам [11].

Многовековая практика пересечения и взаимовлияния языческой и сакрально-церковной культур достигала своего апогея в Рождество и Но­вый год, на масленичную и пасхальную недели, на Троицу и в Иванов день и знаменовавших пути летнего и зимнего солнцеворота и библейско-евангельские вехи в истории христианства.

Регламентированность праздника, добровольное подчинение его нормам и правилам во многом помогало процессу идентификации личного и национального самосознания в время праздника, что являлось одним из условий преемственности социальной структуры и культурной традиции. Идентификация личности, стремление отождествить себя с нацией, осоз­нание своей принадлежности к великому народу есть один из механизмов социализации личности, посредством которого приобретаются или усваи­ваются ценности, нормы, идеалы, роли и моральные качества того народа, к которому принадлежит данный индивид, а также все достижения челове­ческой культуры. В ранние периоды жизни и социализации человека, в детстве, в юном возрасте, когда в процессе воспитания он воспринимает культурные нормы, обычаи и, главное, ценности старшего поколения, формируется его отношение к празднику.

В национальной, политической и общественной жизни личность, участвуя в празднике, демонстрирует в этот день свою привязанность, вер­ность, готовность к защите идеалов. Принятие общих ценностей, а также их критериев необходимо, прежде всего, для реализации целей общности, нации, для организации ее совместной деятельности во всех сферах жизни. Связь между ценностями и человеческим сообществом является необхо­димой: сам принцип, правило существования сообщества, коллектива со­ставляет общее благо, принимаемое как ценность, хотя нередко над ним возвышается философская или религиозная надстройка, имеющая характер доминирующей ценности. Всегда можно ожидать, опираясь именно на та­кое теоретическое понимание, что для учреждения праздников требуются прежде всего главные, доминирующие ценности нации, составляющие ос­нову ее системы ценностей.

Праздник по своей сути является формой обновления и подтвержде­ния ценностей коллективной жизни. Являясь видом совместной деятельно­сти, праздник и празднование позволяют обществу выразить свое почита­ние этих ценностей. Участие человека в праздновании является важным доказательством его устойчивой связи с сообществом, отмечающим празд­ник, показателем усвоения им культурных ценностей этого сообщества.

Таким образом, праздник, как по своему существу, так и по формам связан с жизнью коллектива, это коллективистское явление. Он всегда тре­бует присутствия, участия других людей, является совместным действием, общим переживанием. Праздник предполагает общность людей, так как возникает не только по поводу событий, имеющих значение и смысл не только для одного человека, но и потому, что выражает коллективную ре­акцию, коллективное отношение к этим событиям.

Но само это явление имеет антагонистическую, двойственную при­роду, так как само возникновение праздника связывается, помимо прочих факторов, с прогрессирующим процессом разложения в первобытном соз­нании и общественной практике тождества субъекта и объекта, индивида и рода, с возникновением религии. Праздник, изначально выражая собой выход и возвращение в утерянное состояние идентификации личности и рода, признавал ограниченность и временность этого выхода. Таким обра­зом, он как бы брал на себя функции снятия отчуждения.

В процессе празднования общими усилиями воссоздается утрачи­ваемая в обычные дни гармония и мир, происходит соединение не только живых, но осязаемой становится связь с умершими и еще не родившимися членами сообщества. Так, человек в празднике оказывается точкой пересе­чения будущего и прошлого, средоточением опыта и мудрости праотцов и той жизненной энергии, которая является причиной рождения потомков и прогресса в его положительном смысле. Это во многом объясняет тот факт, что все большие праздники сопровождались разного рода гаданиями, как возможностью заглянуть в будущее, предугадать судьбу, а также по­сещением могил, поминовением усопших, как данью уважения и благо­дарности предкам, прошлому.

Личность, уклоняющаяся от выполнения долга, подвергается рели­гиозным, юридическим, традиционным санкциям. Индивидуум, принадле­жащий к группе единоверцев и не отмечающий ее праздников, обвиняется в отступничестве от принципов веры; гражданин, игнорирующий праздник своего государства, может быть осужден за отсутствие лояльности к нему и его идеалам; член корпорации, уклоняющийся от обязанности общего профессионального праздника, подлежит осуждению в своем кругу. Ана­логично член семьи, уклоняющийся от участия в семейном празднике, осуждается за пренебрежение семьей и добрыми обычаями.

В сознании самой нации праздник может стать ценностью, подтвер­ждающей ее культурную тождественность, оригинальность, приверженность традициям, наследию, доказательством обладания собственными националь­ными, этническими, региональными художественными образцами, достиже­ниями искусства, обнаруживающими себя именно в праздничной форме.

Возможно, постоянство, устойчивость праздников связаны прежде все­го с тем, что, концентрируя из поколения в поколение культурную актив­ность людей, обрастая обрядами, развлечениями, декорациями, создавая ат­мосферу радости и подъема, прерывая обыденный ритм труда и забот, празд­ник отвечает столь многим коллективным и индивидуальным запросам, что потребность в его проведении оказывается более устойчивой, чем первона­чальная идея, ценность или совокупность ценностей, вызвавшие его к жизни.

Таким образом, праздник связан с ценностью высшего порядка, ко­торая является святыней для празднующих. Сакральность, как и праздник, всегда несет в себе некую противопоставленность бытовым нормам массо­вого поведения, широко существующим на практическом уровне.

Достижению всех вышеописанных целей и задач праздника служит его семиосфера (термин Ю. М. Лотмана), т. е. сфера знаковой деятельно­сти праздника, а также ее трансляция и трансформация в культурогенезе. С праздником как фазой культурной жизни связаны культурные явления, в принципе не имеющие места вне праздника. Создавая образ идеального общественного состояния, высокого духовного порядка будущего, празд­ник использует все знаки культуры той или иной эпохи и общества: сим­волы, обряды, ритуалы, церемонии, нормы общения публичной жизни, привычки и традиции, лексику (например, словесные формулы), жесты, изделия народных промыслов, игры, вещи, а также умение оперировать праздничными символами, праздничные магические действа, гадание, иг­ры и забавы. Здесь имеется в виду целый комплекс элементов, составляю­щих внешний антураж праздника и несущих, каждый в отдельности и все вместе, определенную семантическую нагрузку

В контексте праздника, особенно в его ритуальных моментах, все пре­образуется, любая утилитарность оборачивается культурой: «. каждое дей­ствие, слово, предмет, часть пространства приобретают второй смысл, резко отличный от обычного. Иными становятся и правила их сочетания, и прин­ципы их использования» [1]. Продолжительность и всенародный характер празднования требовали от всех активного участия в общем веселье. Празд­ничное поведение предусматривало прием и хождение в гости, обильную еду и питье, совместное исполнение песен, коллективные игры и развлечения.

Именно с праздником связана особая сторона материальной культу­ры, куда входят костюмы, украшения, декорации, кухня, специальные вре­менные сооружения и снаряжения, символы. Обязательным считалось пре­ображение людей и обстановки. Из сундуков вытаскивались лучшие, на­рядные одежды, снаружи и внутри украшались дома, выезжали в распис­ных санях, устланных коврами и яркими ткаными дорожками, лошади и дуги обвешивались колокольчиками и лентами. На Троицу, например, де­вушки в праздничных нарядах и с венками на головах украшали березку цветными ленточками и водили на лугу под песни сложные живописные хороводы необыкновенной красоты.

Со временем некоторые из праздников утрачивают первоначальный смысл, например, связь с культом, приобретают светский характер, игра и забава, сопутствующие им, как правило, не превращаются в центральный элемент, т. е. такой, который придает смысл самому празднику. В забав­ной, комической, сатирической форме, также часто берущей начало в культе, выражаются идеи праздника, идеи, важные для празднующего со­общества. Забава, игра, состязание имеют, наконец, цель придать блеск праздничному дню, сделать его привлекательным, сообщить участникам состояние радостного возбуждения, служить празднику.

В то же время превращение праздника лишь в фольклорное зрелище может быть связано с утратой его смысла в общественном сознании, что может привести к десемантизации праздника. К тому же, то, что в одной ментальной системе несло одну семантическую нагрузку, в другой системе может обратиться в свою противоположность. Выявить первоначальный смысл праздника позволяет иногда исследование, проведенное по прави­лам семиотики. С помощью семиотического анализа жестов, нарядов, об­рядов и т. п. учеными неоднократно делались попытки реконструировать генетическую основу праздника. Подобная практика характерна для по­следователей структурно-семиотических методов.

Совершенно очевидно, что культура не возрождается сама, мир че­ловеческих ценностей должен возобновляться и перестраиваться постоян­ными усилиями людей. Поэтому важны механизмы, которые служат этому обновлению, напоминанию, осознанию ценностей, интеграции вокруг них членов сообщества посредством коллективного действия. В прошлом праздник был одним из главных источников творчества, двигателем разви­тия культуры. Будний день, даже при наилучшей его организации, вряд ли может вполне заменить эту творческую функцию праздника. Отмирание праздника в обществе обедняет значительную часть той почвы, на которой тысячелетиями расцветала культура. Наконец, с точки зрения развития личности, опыт участия в празднике является чем-то уникальным, непо­вторимым. Пока ничто в человеческой истории не говорит в пользу того, что человек перестал или перестанет ощущать потребность в том проме­жуточном состоянии между реальной и идеальной действительностью, причастностью к сакральному, которое всегда несет в себе праздник.

Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челя-бинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.

Источник

Adblock
detector