Меню

праздник как форма воспитательной работы

Праздник как форма организации воспитательной работы в образовательном учреждении

0e88 00098467 491b1f44

Праздник как форма организации воспитательной работы в образовательном учреждении

Праздник – это не просто радостное событие, возможность отдохнуть и получить положительные эмоции. Для педагога праздник – это еще и мощный инструмент в воспитании детей. Дети, поддаваясь радостным эмоциям, более чутко воспринимают ту информацию, которую в воспитательных целях им хотят донести. Праздник подразумевает ненавязчивую форму воспитательного процесса, и в данной форме могут быть рассмотрены самые различные и актуальные на сегодняшний день темы: толерантности, антикоррупции, профориентации и многие другие. Для того, чтобы объяснить, каким образом, с помощью праздника можно воспитывать обучающихся, рассмотрим основные составляющие этой формы работы.

Праздник имеет три составляющие: информационную, эмоциональную и развлекательную.

Первая составляющая – информационная. Она предполагает информационно-просветительскую и культурно-просветительскую деятельность. В рамках праздника могут проходить беседы, викторины, игровые программы, игры по станциям и многое другое. Представления и концерты также имеют информационную составляющую.

Вторая составляющая – эмоциональная. Воздействие на эмоциональную сферу ребенка осуществляется посредством театрализованных представлений, игр, акций, показа затрагивающих эмоций детей видеороликов и презентаций и т.д.

Третья часть праздника является развлекательной. Эта часть является лишь дополнением в проведении внешкольной работы, дает учащимся позитивный настрой и мотивирует их к получению новых знаний, которые они приобретают в легкой и доступной для них форме развлечения.

Праздник сообщает особый ритм духовной жизни человека.

Следует отметить, что в традиционной праздничной культуре в отличие от современных представлений, которые нередко встречаются в наши дни, нет разделения на зрителей и выступающих, каждый человек – участник того или иного праздничного события. Эмоциональная сторона праздничного действия зависит не от качества заученности материала, а от умения и желания включить каждого в общую радость, привлечь к общим действия, объединяющим людей.

Именно через праздники можно решать многие воспитательные задачи, связанные с механизмом нравственного поступка, формированием эмоционально – волевой сферы личности и направленные на формирование нравственного поведения.

При подготовке любого праздничного мероприятия образовательного учреждения необходимо поставить сверхзадачу – то, что ребенок для себя осознает, к чему будет стремиться после завершения праздника, какие возможные активные действия совершит после проведения данной формы воспитательной работы.

Праздник – это форма духовного обогащения и самовыражения детей. Это та воспитательная форма, с помощью которой развивается мировоззрение детей и укрепляются их высокие нравственные принципы.

Источник

Праздник как форма воспитательной работы

3 «нельзя» на празднике подростков:

Организация праздника.

I этап. Организационный. Подготовка к празднику должна начаться заблаговременно. Создается Совет праздника (Совет дела) из детей и взрослых. Составляется подробный план подготовки к празднику, выпускается первый плакат-объявление, яркая афиша о предстоящем событии, призывающий детей и взрослых быть его организаторами и участниками.
Поступившие предложения в Совете праздника обсуждаются, а когда станет ясным, каким хотят его видеть, самостоятельный выбор художественного материала, артистическое проникновение в образ и воспитательные задачи определены, составляется сценарий праздника, обсуждается в классах, утверждается Советом.
Распределяются поручения с учетом индивидуальных интересов и способностей и начинаются репетиции. В то же время решаются вопросы о месте, времени, материальном и техническом обеспечении праздника.

II этап. Предпраздничный. Проверяется готовность всех участников, составляется четкий график репетиций. Проводится генеральная репетиция (работа над отдельными эпизодами, их стыковкой, отрабатываются сложные моменты), несколько прогонов всего представления. Организованность и порядок для массового праздника — основа основ. Однако недопустим и жесткий регламент, который может привести к заорганизованности и лишить задуманное детьми праздничных чувств и детской непосредственности.

III этап. Сам праздник. Самое главное в начале его — настроение ожидания, волнения и предвкушения успеха праздника: все получится хорошо.
Ответственные за ход праздника готовы. Они на своих местах. Звучат фанфары, стихи, музыка, песни; увлекают детей танцы, сценки, яркие плакаты. Кульминацией праздника является точка наивысшего эмоционального подъема, момент наибольшей яркости и торжественности. Финал праздника должен закрепить в душе, в памяти детей главную мысль его. Эта «изюминка» в каждом празднике своя.

IV этап. Обсуждение итогов. В классах и творческих группах, совете праздника, педагогическом совете, родительском собрании.

Условия успеха праздника:

rombul1a продумать замысел, основную идею праздника и способ ее художественного выражения, центральный образ представления;
rombul1a создать постановочный план праздника, в котором реализуется замысел, главные события праздника, эпизоды;
rombul1a опираться на принципы музыкального, декоративного оформления, костюмы, реквизит;
rombul1a создать сценарий (пролог, завязка, развитие действия, кульминация, финал). Строго отобрать информацию, стихи, песни;
rombul1a использовать приемы объединения исполнителей со зрителями (коллективное пение, речевки, минута молчания, массовые игры, состязания, игровые средства и т.п.);
rombul1a завязка — эпизод, «запускающий» в движение сюжет праздника — старт праздника;
rombul1a иметь продуманную композицию;
rombul1a каждый фрагмент должен обладать сюжетной логикой, быть связанным в смысловую цепочку фрагментов, не повторяя однообразный набор выразительных средств;
rombul1a использование юмора, шутки, смеха, спортивной программы.

Основные приметы праздника: идея, греющая всех детей, четкий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность зрелища, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность.

Типы праздников.

Обряды и праздники, проводимые школой, классифицируем по признаку содержания:

День знаний. Обряд этот символизирует приобщение детей к миру знаний и культуры. Праздничные мероприятия этого дня перерастают в праздничный акт — День знаний. Начинается он ритуальной торжественной линейкой, а затем дети встречаются с учеными, интересными людьми, посещают выставки научного и технического творчества, участвуют в театрализованных спектаклях «Путешествие в Науку», викторинах, конкурсах, спортивных состязаниях, парковых праздниках. В этот день первоклассников посвящают в школьники. 1 сентября — яркое событие в жизни школьников, учителей, родителей. Музыка, напутствия и надежды на успех объединяют всех. Школьный звонок зовет в новый учебный год. А вечером всех ждет дискотека, песни под гитару, прогулка по любимому Ярославлю.

День урожая. Корни этого праздника уходят к древним земледельческим и скотоводческим обычаям и праздникам. Выставка даров Лета и Труда встречает детей, родителей, жителей микрорайона; стенгазеты, награждения за работу в школьном лесничестве «Сосенка», стихи, музыка, песни, ярмарка. Все это красиво, тепло, радостно воспевает руки и труд человека.

Новый год. Этот праздник особенно любим в школе. Каникулы и елка, подарки и празднества длятся несколько дней. Знают наши ребята об истории этого праздника, самого древнейшего на Земле. Веселые игры, ряженые, пение и пляски «коляды» нравятся и ребятам, и жителям микрорайона. От души веселятся и учителя, встречая своих колядующих учеников. Готовят этот праздник дети с помощью фольклорного, музыкального, экологического, театрального центров и центра прикладного творчества, привлекая и новый урожай, благополучие и преуспеяние.

Святки. Так в России назывались праздничные дни от Рождества Христова до Крещения (с 7 по 18 января). Всем действиям этого праздника придавался магический характер и направлены они были на урожайность будущего года. Шествие ряженых детей, учителей и родителей, щедрование, колядование, обсыпание дома злаковыми — древнейшие земледельческие ритуалы язычества — дети принимают легко, весело, заражаясь радостью переодевания, изобретательства, исполнительства. Коза, Бабка, Баба-Яга, Солдат и т.д. узнаваемы, всеми восторженно приветствуются. В святочных играх участвуют и дети, и взрослые («Вишня», «Свинья ходит по бору» и др.). Постановки сказок, святочные гадания могут продолжаться допоздна.

День защитников Отечества. Готовят праздник обучающиеся в классах военно-патриотического воспитания. В программе изучение истории края и России, ее подвигов и мужества, исторические эпохи и люди, их слава и имена улиц, богатырские игры и викторины, солдатские песни и театральные представления, минута молчания и фейерверк славы.

Масленица. Празднуется Масленица на стыке зимы и весны. Массовое гуляние в микрорайоне готовят все классы, жители домов, воспитательные центры, социально-педагогический центр. Провожаем зиму с блинами, самоварами, шествием и карнавалом ряженых, катанием с гор на санях, ездой на тройках с бубенцами, шумными играми и затеями, соревнованием, сжиганием соломенных чучел, взятием снежной крепости. Гудочники и скоморохи, гармонисты и частушечники, торговые ряды ярмарки собирают весь микрорайон.

9 мая. Праздник радости, грусти и скорби. Страницы истории в школьных газетах, встречи поколений фронтовиков, возложение цветов к Вечному огню, вечер военной песни. Поздравление жителей микрорайона «Праздничной солдатской почтой»

Трудовому годовому циклу соответствует годовой календарный цикл праздников и обрядов. Так было в древние времена, так будет всегда. Это органично вписывается в ритм школьной жизни, наполняет ее радостным ожиданием, формирует «мажор» школьного климата.

Литература

Источник

Родительское собрание «Праздники как форма воспитательной работы»

0e88 00098467 491b1f44

Родительского собрания учеников ДЮСШ «Виктория»

Присутствовало: 15 человек

« Праздники как форма воспитательной работы »

Гаджигаева Сабина Рафиковна – инструктор-методист, тренер-преподаватель пауэрлифтингу

Праздник – это своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка, цель его в том, чтобы служить познанию юными гражданами мира и развивать их мировоззрение, личную инициативу, навыки организатора, коллективиста, укреплять высокие нравственные принципы, прививать эстетические вкусы.

Основные приметы праздника : идея, греющая всех детей, четкий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность зрелища, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность. Особенностями детского праздника являются: общественно значимое содержание; игровая форма; зрелищность; эмоциональность; гармоничное соотношение между поучением и развлечением, познавательным и эмоциональным содержанием; взаимодействие различных видов искусств, нагрузка на слова и музыку; использование ярких художественных средств; коллективное участие и коллективное восприятие; добровольность участия, свободное единение детей во имя радости.

Эстетическая функция праздников связана с их эмоционально-чувственной целенаправленностью воздействия. Праздник вместе с тем аккумулирует самые разнообразные творческие поиски детского и педагогического коллективов.

Развитие способностей и потребностей детей к творчеству – важнейшая функция праздников. Образовательно-познавательная информация, содержащаяся в празднике, существенно обогащает знания ребенка.

Весомую роль выполняет компенсаторная функция – восстановление сил энергии, затраченных ребенком в процессе учебы, труда, общественной деятельности.

Педагогически грамотно организованный праздник способствует усвоению ребенком мировоззренческих и эстетических знаний, эффективному формированию межличностных отношений, чувства патриотизма и интернационализма, вырабатывает уважение к труду и людям труда, к общественному достоянию, материальным и духовным ценностям; определяет личную позицию к жизни коллектива, критическое отношение к самому себе, нормам и правилам поведения в разных видах объединений. Праздник стимулирует деятельность ребенка, способствует накоплению им опыта общественного ценного поведения, проявлению инициативы и самодеятельности.

Нравственное воспитание учащихся в процессе праздников обусловлено прежде всего их направленностью. Содержание праздников определяется требованиями предъявляемые к воспитанию подрастающих поколений, обогащает все направления деятельности ученического коллектива. Чувственно – образная форма праздника доносит до его участников идеи преемственности поколений, верности боевым и трудовым традициям народа.

Массовый праздник характеризуется целостной структурой, которая включает в себя подготовительный период, собственно массовые действия и последующий момент, связанные с переживанием воспринятого, анализом его результативности. Все компоненты этой структуры находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Воздействие праздника на учащегося обусловлено мерой его активности, инициативности, ответственности, личной позицией в коллективе.

Нравственное воспитание учащихся происходит в процессе интересных, увлекательных по форме, общественно полезных по содержанию дел. В праздниках находят отражение общие задачи воспитания школьников. Проводимые в нашей стране недели книги, науки, техники и т.д., праздники «Путешествие в страну знаний», дни рождения школы, праздники, приуроченные к началу учебного года, Дню учителя, праздники поэзии воспитывают сознательное отношение к учению, способствуют развитию познавательной активности и культуры умственного труда, стимулируют стремление и самостоятельному приобретению знаний

В практике же праздники часто проходят по сценариям, разработанным только взрослыми, в них нередко процветает шаблонность и стереотипность форм проведения.

Велика воспитательная роль праздника: развлекая, поучать – это истина в сознании людей утвердилась далеко не сразу. Долгое время праздник резко противопоставлялся будням, его воспринимали, прежде всего, как разрешенную, узаконенную праздность, которая, разумеется, в строго ограниченных дозах необходима человеку. В настоящее время, конечно, никто не признает себя сторонником таких взглядов, и хотя слова «праздник» и «праздность» имеют единый корень, они отличаются по смысловому содержанию.

Широта проводимого в нашей стране научного изучения празднеств объясняется тем, что они являются важным средством воспитания нового человека, развития его духовной культуры. Деятельность организации школы немыслима без разносторонней внеурочной воспитательной работы. Планы предстоящих праздников должны увязываться с конкретными задачами школы и делами организации, отвечать возрастным особенностям ребят, соответствовать уровню их развития и опыту. В практике праздники часто проходят по сценариям, разработанным только взрослыми, в них нередко процветает шаблонность и стереотипность форм проведения. Иногда педагоги и вожатые считают праздником любое массовое мероприятие, что, безусловно, обедняет его содержание, значительно снижает к нему требования и воспитательную эффективность.

Анализ проводимых праздников, содержания их сценариев показывает, что зачастую они носят преимущественно развлекательный характер, что принижает их значимость и воспитательную результативность, так как препятствует формированию у подростков общественной направленности, развитию у них социально – ценностных мотивов деятельности. Существует и другая крайность – непомерная увлеченность вожатых, педагогов лишь только массовыми праздниками и, как следствие, ослабляется уровень работы ученического коллектива, появляется формальное отношение к делу. Недостатком многих праздников является их невысокий художественный уровень, что объясняется отсутствием кадров специалистов, способных подготовить, организовать и провести массовое мероприятие.

Эффективному проведению праздников и их воздействию на развитие личности, формирование нравственного облика способствует выработанная общая позиция его организации (планирование всех этапов), объединение всех составных частей праздника вокруг главной цели, отбор художественного материала, выбор выразительных средств, подбор исполнителей, коллективное подведение и оценка итогов проделанной работы. Следовательно, праздник, во-первых, надо рассматривать как относительно самостоятельную форму организации воспитательного процесса с подростками; во-вторых, следует характеризовать его как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии; в-третьих, необходимо различать специфические особенности функционирования праздника в отличие от других форм и средств воспитания; выделять закономерности его всесторонне целостного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности ребенка.

Праздник имеет все необходимые социальные условия для развития творческих задатков, эвристических возможностей. Ведущей функцией праздника является формирование положительного нравственного опыта самих подростков и приобщение их к нравственным нормам общества; развитие глубоких нравственных чувств, переживаний и организация нравственных поступков учащихся.

Массовый праздник по природе своей – явление интегративное, комплексное. В нем специфически переплетаются действия, являющиеся предметным выражением тех или иных форм общественного сознания. В своеобразной форме в празднике сочетаются политические мероприятия и различные игры, зрелища, которые вызывают у его участников коллективные переживания, настроения, создают общественное мнение, нравственные установки. Специально организованные исследования позволяют выделить признаки, характеризующие праздники как комплексную форму воспитания. Прежде, всего, это сочетание идейно – политического, нравственного, эстетического воздействия на подростков: включение обучающихся в разнообразные виды деятельности; оптимальное использование различных средств воздействия, аккумулирующих многообразные виды искусств. Единство названных признаков, их органическое сочетание обуславливают возможность эффективного воздействия праздника на целостное формирование нравственного облика ученика. Эстетическая направленность праздника реализуется посредством расширения знаний, обогащения умений и навыков в различных видах художественного творчества; стимулирования познания подростком различных видов искусств, включенных в праздник, и активизации эстетического отношения к празднику как источнику радости.

Природа праздника такова, что может заставить ребенка реально пережить события, каких он в силу недостаточного жизненного опыта не испытывал, сделать его сопричастным к событиям внутренней и международной жизни. Подросток не просто воспринимает и оценивает определенные политические и нравственные идеи, но и эмоционально переживает их. В результате усваивает новые нравственные ценности. Которые становятся мотивами его поведения, критерием оценки жизненных явлений. Таким образом, педагогически целесообразно организованный праздник целостно влияет на нравственное развитие ребенка. И действительно, диапазон задач праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности дружины, возможности её непосредственного нравственного влияния на развитие личности и коллектива.

Многие авторы сходятся во мнении, что необходимо выделить 3 «нельзя» на празднике:

— нельзя взрослым забирать инициативу у детей. Они сами должны пройти путь праздника от начала до конца. У них должна возникнуть идея праздника, они должны быть его организаторами, хозяевами, распорядителями. Роль взрослых сводиться к ненавязчивой подсказке, тактичному совету. Праздник «наш» и именно поэтому «мой»;

— нельзя использовать методы назидания, внушения. Мощными помощниками педагогов, заменяющими скучные воздействия и дающими сильный нравственный урок, становятся средства художественного, эстетического воздействия. Острота мироощущения поможет им понять даже сложную образную систему праздничного зрелища;

— нельзя часто проводить праздники. У пресыщенного зрелищами подростка притупляется восприятие, он становится бесстрастным созерцателем.

Проведению праздника (вечера) предшествует большая кропотливая работа. Она складывается из следующих этапов:

I этап . Организационный. Подготовка к празднику должна начаться заблаговременно. Создается Совет праздника (Совет дела) из детей и взрослых. Составляется подробный план подготовки к празднику, выпускается первый плакат-объявление, яркая афиша о предстоящем событии, призывающий детей и взрослых быть его организаторами и участниками.

Поступившие предложения в Совет праздника обсуждаются, а когда станет ясным, каким хотят его видеть, самостоятельный выбор художественного материала, артистическое проникновение в образ и воспитательные задачи определены, составляется сценарий праздника, обсуждается в классах, утверждается Советом.

Распределяются поручения с учетом индивидуальных интересов и способностей и начинаются репетиции. В то же время решаются вопросы о месте, времени, материальном и техническом обеспечении праздника.

Ответственные люди за ход праздника готовы. Они на своих местах. Звучат фанфары, стихи, музыка, песни. Увлекают детей танцы, сценки, яркие плакаты. Кульминацией праздника является точка эмоционального наивысшего подъема, момент наибольшей яркости и торжественности. Финал праздника должен закрепить в душе в памяти детей его главную мысль. Эта «изюминка» в каждом празднике своя.

IV этап . Обсуждение итогов. В классах и творческих группах, Совете праздника, педагогическом совете, родительском собрании.

Таким образом, к основным условиям успеха праздника можно отнести:

— продумать замысел, основную идею праздника и способ ее художественного выражения, центральный образ представления;

— создать постановочный план праздника, в котором реализуется замысел, главные события праздника, эпизоды;

— опираться на принципы музыкального, декоративного оформления, костюмы, реквизиты;

— создать сценарий (пролог, завязка, развитие действия, кульминация, финал). Строго отобрать информацию, стихи, песни; использовать приемы объединения исполнителей со зрителями (коллективное пение, речевки, минута молчания, массовые игры, состязания, игровые средства и т.п.);

— иметь продуманную композицию;

— каждый фрагмент должен обладать сюжетной логикой, быть связанным в смысловую цепочку фрагментов, не повторяя однообразный набор выразительных средств;

— использование юмора, шутки, смеха, спортивной программы.

— государственные праздники: День России (12 июня), День защиты детей (1 июня), День 8 марта;

— трудовые праздники: День города, День урожая, День учителя;

— школьные праздники: День знаний, Дни здоровья и спорта, последний звонок, выпускной бал. Школьный фестиваль искусств, школьные юбилеи. Предметные, тематические вечера (поэтические, музыкальные, литературные). Праздник букваря. Праздник книги. Дни встречи с выпускниками;

— праздники Природы и Времен года: Новый год, Рождество, Святки, Встреча весны, Масленица, День птиц, Троица, Русской березки, Осенний бал;

— воинские: День победы, День защитников отечества;

— семейно-бытовые: День рождения, День именинников, День пожилого человека и другие. Дни здоровья и спорта. Дни здоровья и спорта проводятся один – два раза в квартал одновременно для всех обучающихся или по параллелям классов. Примерная их продолжительность зависит от возраста обучающихся и колеблется от двух-трех часов. День здоровья и спорта может проводиться с выездом за город, при этом его продолжительность ограничивается световым днем.

В положении о Дне здоровья и спорта, которое разрабатывают учителя физической культуры совместно с заместителем директора по воспитательной работе и физкультурным активам школы, указываются задачи, участники, место и время проведения мероприятия, его программа, условия проведения массовых соревнования и порядок определения победителей, порядок организации (построение, передвижение, распределение мест занятий, время начала и окончание каждого вида программы, место массовых игр и развлечений и ответственность за их организацию, порядок возвращения в школу) и подведение итогов.

День урожая. Корни этого праздника уходят к древним земледельческим и скотоводческим обычаям и праздникам. Выставка даров Лета и Труда встречает детей, родителей, жителей микрорайона; стенгазеты, награждения за работу в школьном лесничестве, стихи, музыка, песни, ярмарка. Всё это красиво, тепло, радостно воспевает руки и труд человека.

Новый год. Этот праздник особенно любим в школе. Каникулы и ёлка, подарки и празднества длятся несколько дней. Знают наши ребята об истории этого праздника, самого древнейшего на Земле. Весёлые игры, ряженые, пение и пляски «коляды» нравятся и ребятам, и жителям микрорайона. От души веселятся и учителя, встречая своих колядующих учеников. Готовят этот праздник дети с помощью фольклорного, музыкального, экологического, театрального центров и центра прикладного творчества, привлекая и новый урожай, благополучие.

Святки. Так в России назывались праздничные дни от Рождества до Крещения (с 7 по 18 января). Всем действиям этого праздника придавался магический характер и направлены они были на урожайность будущего года. Шествие ряженых детей, учителей и родителей, щедрование, колядование, обсыпание дома злаковыми – древнейшие земледельческие ритуалы язычества – дети принимают легко, весело, заражаясь радостью переодевания, изобретательства, исполнительства. Коза, Бабка, Баба – Яга, Солдат и.т.д. узнаваемы, всеми восторженно приветствуются. В святочных играх участвуют и дети, и взрослые. Постановки сказок, святочные гадания могут продолжаться допоздна.

День защитников Отечества. Готовят праздник обучающиеся в классах военно-патриотического воспитания. В программе изучение истории края и России, её подвигов и мужества, исторические эпохи и люди, их слава и имена улиц, богатырские игры и викторины, солдатские песни и театральные представления, минута молчания и фейерверк славы.

Масленица. Празднуется Масленица на стыке зимы и весны. Массовое гуляние в районе готовят все классы, жители домов, воспитательные центры, социально-педагогический центр. Провожаем зиму с блинами, самоварами, шествием и карнавалом ряженых, катанием с гор на санях, ездой на тройках с бубенцами, шумными играми и затеями, соревнованием, сжиганием соломенных чучел, взятием снежной крепости. Гудочники и скоморохи, гармонисты и частушечники, торговые ряды ярмарки собирают весь микрорайон.

9 мая. Праздник радости, грусти и скорби. Страницы истории в школьных газетах, встречи поколений фронтовиков, возложение цветов к Вечному огню, вечер военной песни.

Троица. Троица (Духов день, Семик, Березка) – пограничный обряд, соединяющий весну с летом. Это традиционно девичий и женский праздник. В тот день они как бы воссоединяются с Матерью – природой и берут от неё плодородную силу. Олицетворением женского начала по славянской мифологии являлась береза. Поэтому праздник проводится в лесу, на поляне, где растут березы. Ветками березы, «маем» украшаем дома внутри и снаружи. Фольклорный ансамбль и школьные хоры поют «майские» песни («мае – мае зелено!»). Впереди шествия детей и жителей микрорайона несут чучело русалки (атрибут праздника). Идем в лес, к березкам, где совершается обряд кумления. Интересны роли и девочек, и мальчиков. Они образуют платочками замкнутый круг вокруг березки, здороваются с ней – кумятся – роднятся, приговаривают: «Кумись, кумись, дружись!» плясовыми песнями и Троицкой трапезой с чаепитием заканчивается этот день.

Трудовому годовому циклу соответствует годовой календарный цикл праздников и обрядов. Так было в древние времена, так будет всегда. Это органично вписывается в ритм школьной жизни, наполняет её радостным ожиданием, формирует «мажор» школьного климата. К основным праздникам можно отнести также физкультурные праздники. Они могут являться внешней формой проведение вышеперечисленных типов праздников, но могут считаться и отдельным видом.

Секретарь собрания: Гаджигаева С.Р.

Тренер-преподаватель по пауэрлифтингу: Гаджигаева С.Р.

Источник

Праздник как форма воспитательной работы

3 «нельзя» на празднике подростков:

Организация праздника.

I этап. Организационный. Подготовка к празднику должна начаться заблаговременно. Создается Совет праздника (Совет дела) из детей и взрослых. Составляется подробный план подготовки к празднику, выпускается первый плакат-объявление, яркая афиша о предстоящем событии, призывающий детей и взрослых быть его организаторами и участниками.
Поступившие предложения в Совете праздника обсуждаются, а когда станет ясным, каким хотят его видеть, самостоятельный выбор художественного материала, артистическое проникновение в образ и воспитательные задачи определены, составляется сценарий праздника, обсуждается в классах, утверждается Советом.
Распределяются поручения с учетом индивидуальных интересов и способностей и начинаются репетиции. В то же время решаются вопросы о месте, времени, материальном и техническом обеспечении праздника.

II этап. Предпраздничный. Проверяется готовность всех участников, составляется четкий график репетиций. Проводится генеральная репетиция (работа над отдельными эпизодами, их стыковкой, отрабатываются сложные моменты), несколько прогонов всего представления. Организованность и порядок для массового праздника — основа основ. Однако недопустим и жесткий регламент, который может привести к заорганизованности и лишить задуманное детьми праздничных чувств и детской непосредственности.

III этап. Сам праздник. Самое главное в начале его — настроение ожидания, волнения и предвкушения успеха праздника: все получится хорошо.
Ответственные за ход праздника готовы. Они на своих местах. Звучат фанфары, стихи, музыка, песни; увлекают детей танцы, сценки, яркие плакаты. Кульминацией праздника является точка наивысшего эмоционального подъема, момент наибольшей яркости и торжественности. Финал праздника должен закрепить в душе, в памяти детей главную мысль его. Эта «изюминка» в каждом празднике своя.

IV этап. Обсуждение итогов. В классах и творческих группах, совете праздника, педагогическом совете, родительском собрании.

Условия успеха праздника:

rombul1a продумать замысел, основную идею праздника и способ ее художественного выражения, центральный образ представления;
rombul1a создать постановочный план праздника, в котором реализуется замысел, главные события праздника, эпизоды;
rombul1a опираться на принципы музыкального, декоративного оформления, костюмы, реквизит;
rombul1a создать сценарий (пролог, завязка, развитие действия, кульминация, финал). Строго отобрать информацию, стихи, песни;
rombul1a использовать приемы объединения исполнителей со зрителями (коллективное пение, речевки, минута молчания, массовые игры, состязания, игровые средства и т.п.);
rombul1a завязка — эпизод, «запускающий» в движение сюжет праздника — старт праздника;
rombul1a иметь продуманную композицию;
rombul1a каждый фрагмент должен обладать сюжетной логикой, быть связанным в смысловую цепочку фрагментов, не повторяя однообразный набор выразительных средств;
rombul1a использование юмора, шутки, смеха, спортивной программы.

Основные приметы праздника: идея, греющая всех детей, четкий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность зрелища, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность.

Типы праздников.

Обряды и праздники, проводимые школой, классифицируем по признаку содержания:

День знаний. Обряд этот символизирует приобщение детей к миру знаний и культуры. Праздничные мероприятия этого дня перерастают в праздничный акт — День знаний. Начинается он ритуальной торжественной линейкой, а затем дети встречаются с учеными, интересными людьми, посещают выставки научного и технического творчества, участвуют в театрализованных спектаклях «Путешествие в Науку», викторинах, конкурсах, спортивных состязаниях, парковых праздниках. В этот день первоклассников посвящают в школьники. 1 сентября — яркое событие в жизни школьников, учителей, родителей. Музыка, напутствия и надежды на успех объединяют всех. Школьный звонок зовет в новый учебный год. А вечером всех ждет дискотека, песни под гитару, прогулка по любимому Ярославлю.

День урожая. Корни этого праздника уходят к древним земледельческим и скотоводческим обычаям и праздникам. Выставка даров Лета и Труда встречает детей, родителей, жителей микрорайона; стенгазеты, награждения за работу в школьном лесничестве «Сосенка», стихи, музыка, песни, ярмарка. Все это красиво, тепло, радостно воспевает руки и труд человека.

Новый год. Этот праздник особенно любим в школе. Каникулы и елка, подарки и празднества длятся несколько дней. Знают наши ребята об истории этого праздника, самого древнейшего на Земле. Веселые игры, ряженые, пение и пляски «коляды» нравятся и ребятам, и жителям микрорайона. От души веселятся и учителя, встречая своих колядующих учеников. Готовят этот праздник дети с помощью фольклорного, музыкального, экологического, театрального центров и центра прикладного творчества, привлекая и новый урожай, благополучие и преуспеяние.

Святки. Так в России назывались праздничные дни от Рождества Христова до Крещения (с 7 по 18 января). Всем действиям этого праздника придавался магический характер и направлены они были на урожайность будущего года. Шествие ряженых детей, учителей и родителей, щедрование, колядование, обсыпание дома злаковыми — древнейшие земледельческие ритуалы язычества — дети принимают легко, весело, заражаясь радостью переодевания, изобретательства, исполнительства. Коза, Бабка, Баба-Яга, Солдат и т.д. узнаваемы, всеми восторженно приветствуются. В святочных играх участвуют и дети, и взрослые («Вишня», «Свинья ходит по бору» и др.). Постановки сказок, святочные гадания могут продолжаться допоздна.

День защитников Отечества. Готовят праздник обучающиеся в классах военно-патриотического воспитания. В программе изучение истории края и России, ее подвигов и мужества, исторические эпохи и люди, их слава и имена улиц, богатырские игры и викторины, солдатские песни и театральные представления, минута молчания и фейерверк славы.

Масленица. Празднуется Масленица на стыке зимы и весны. Массовое гуляние в микрорайоне готовят все классы, жители домов, воспитательные центры, социально-педагогический центр. Провожаем зиму с блинами, самоварами, шествием и карнавалом ряженых, катанием с гор на санях, ездой на тройках с бубенцами, шумными играми и затеями, соревнованием, сжиганием соломенных чучел, взятием снежной крепости. Гудочники и скоморохи, гармонисты и частушечники, торговые ряды ярмарки собирают весь микрорайон.

9 мая. Праздник радости, грусти и скорби. Страницы истории в школьных газетах, встречи поколений фронтовиков, возложение цветов к Вечному огню, вечер военной песни. Поздравление жителей микрорайона «Праздничной солдатской почтой»

Трудовому годовому циклу соответствует годовой календарный цикл праздников и обрядов. Так было в древние времена, так будет всегда. Это органично вписывается в ритм школьной жизни, наполняет ее радостным ожиданием, формирует «мажор» школьного климата.

Литература

Источник

Праздники как форма воспитательной работы.

«Праздники как форма воспитательной работы».

Основные приметы праздника : идея, четкий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность зрелища, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность.

Особенностями детского праздника являются: общественно значимое содержание; игровая форма; зрелищность; эмоциональность; гармоничное соотношение между поучением и развлечением, познавательным и эмоциональным содержанием; взаимодействие различных видов искусств, нагрузка на слова и музыку.

Эстетическая функция праздников связана с их эмоционально-чувственной целенаправленностью воздействия. Праздник вместе с тем аккумулирует самые разнообразные творческие поиски детского и педагогического коллективов.

Развитие способностей и потребностей детей к творчеству – важнейшая функция праздников. Образовательно-познавательная информация, содержащаяся в празднике, существенно обогащает знания ребенка.

Педагогически грамотно организованный праздник способствует усвоению ребенком мировоззренческих и эстетических знаний, эффективному формированию межличностных отношений, чувства патриотизма и интернационализма, вырабатывает уважение к труду и людям труда, к общественному достоянию, материальным и духовным ценностям; определяет личную позицию к жизни коллектива, критическое отношение к самому себе, нормам и правилам поведения в разных видах объединений. Праздник стимулирует деятельность ребенка, способствует накоплению им опыта общественного ценного поведения, проявлению инициативы и самодеятельности.

Нравственное воспитание учащихся в процессе праздников обусловлено прежде всего их направленностью. Содержание праздников определяется требованиями предъявляемые к воспитанию подрастающих поколений, обогащает все направления деятельности ученического коллектива. Чувственно – образная форма праздника доносит до его участников идеи преемственности поколений, верности боевым и трудовым традициям народа.

Велика воспитательная роль праздника: развлекая, поучать.

Следовательно, праздник, во-первых, надо рассматривать как самостоятельную форму организации воспитательного процесса с обучающимися; во-вторых, следует характеризовать его как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии; в-третьих, необходимо различать специфические особенности функционирования праздника в отличие от других форм и средств воспитания; выделять закономерности его всесторонне целостного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности ребенка.

По форме это могут быть слеты, фестивали, театрализованные представления, карнавальные шествия, парады и так далее. Воздействие массовых праздников на воспитание подростка многогранно в силу разнообразия их содержания. Они посвящаются значительным событиям в жизни страны, народа, детского коллектива и предлагают разнообразие форм и сочетание познавательной, трудовой, эстетической, игровой, художественной видов деятельности.

Праздник имеет все необходимые социальные условия для развития творческих задатков, эвристических возможностей. Ведущей функцией праздника является формирование положительного нравственного опыта самих подростков и приобщение их к нравственным нормам общества; развитие глубоких нравственных чувств, переживаний и организация нравственных поступков учащихся.

Массовый праздник по природе своей – явление интегративное, комплексное. В нем специфически переплетаются действия, являющиеся предметным выражением тех или иных форм общественного сознания. В своеобразной форме в празднике сочетаются политические мероприятия и различные игры, зрелища, которые вызывают у его участников коллективные переживания, настроения, создают общественное мнение, нравственные установки. Специально организованные исследования позволяют выделить признаки, характеризующие праздники как комплексную форму воспитания. Прежде, всего, это сочетание идейно – политического, нравственного, эстетического воздействия на подростков: включение обучающихся в разнообразные виды деятельности; оптимальное использование различных средств воздействия, аккумулирующих многообразные виды искусств. Единство названых признаков, их органическое сочетание обуславливают возможность эффективного воздействия праздника на целостное формирование нравственного облика ученика. Эстетическая направленность праздника реализуется посредством расширения знаний, обогащения умений и навыков в различных видах художественного творчества; стимулирования познания подростком различных видов искусств, включенных в праздник, и активизации эстетического отношения к празднику как источнику радости.

Природа праздника такова, что может заставить ребенка реально пережить события, каких он в силу недостаточного жизненного опыта не испытывал, сделать его сопричастным к событиям внутренней и международной жизни. Подросток не просто воспринимает и оценивает определенные политические и нравственные идеи, но и эмоционально переживает их. В результате усваивает новые нравственные ценности. Которые становятся мотивами его поведения, критерием оценки жизненных явлений.

Таким образом, педагогически целесообразно организованный праздник целостно влияет на нравственное развитие ребенка. И действительно, диапазон задач праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы в детском учреждении.

Источник

Праздник как форма организации воспитательной работы в образовательном учреждении

Праздник как форма организации воспитательной работы в образовательном учреждении

Праздник – это не просто радостное событие, возможность отдохнуть и получить положительные эмоции. Для педагога праздник – это еще и мощный инструмент в воспитании детей. Дети, поддаваясь радостным эмоциям, более чутко воспринимают ту информацию, которую в воспитательных целях им хотят донести. Праздник подразумевает ненавязчивую форму воспитательного процесса, и в данной форме могут быть рассмотрены самые различные и актуальные на сегодняшний день темы: толерантности, антикоррупции, профориентации и многие другие. Для того, чтобы объяснить, каким образом, с помощью праздника можно воспитывать обучающихся, рассмотрим основные составляющие этой формы работы.

Праздник имеет три составляющие: информационную, эмоциональную и развлекательную.

Первая составляющая – информационная. Она предполагает информационно-просветительскую и культурно-просветительскую деятельность. В рамках праздника могут проходить беседы, викторины, игровые программы, игры по станциям и многое другое. Представления и концерты также имеют информационную составляющую.

Вторая составляющая – эмоциональная. Воздействие на эмоциональную сферу ребенка осуществляется посредством театрализованных представлений, игр, акций, показа затрагивающих эмоций детей видеороликов и презентаций и т.д.

Третья часть праздника является развлекательной. Эта часть является лишь дополнением в проведении внешкольной работы, дает учащимся позитивный настрой и мотивирует их к получению новых знаний, которые они приобретают в легкой и доступной для них форме развлечения.

Праздник сообщает особый ритм духовной жизни человека.

Следует отметить, что в традиционной праздничной культуре в отличие от современных представлений, которые нередко встречаются в наши дни, нет разделения на зрителей и выступающих, каждый человек – участник того или иного праздничного события. Эмоциональная сторона праздничного действия зависит не от качества заученности материала, а от умения и желания включить каждого в общую радость, привлечь к общим действия, объединяющим людей.

Именно через праздники можно решать многие воспитательные задачи, связанные с механизмом нравственного поступка, формированием эмоционально – волевой сферы личности и направленные на формирование нравственного поведения.

При подготовке любого праздничного мероприятия образовательного учреждения необходимо поставить сверхзадачу – то, что ребенок для себя осознает, к чему будет стремиться после завершения праздника, какие возможные активные действия совершит после проведения данной формы воспитательной работы.

Праздник – это форма духовного обогащения и самовыражения детей. Это та воспитательная форма, с помощью которой развивается мировоззрение детей и укрепляются их высокие нравственные принципы.

Источник

Презентация «Праздник-как форма воспитательной работы и основное звено в построении школьных традиций. Виды технологий проведения воспитательных праздников».

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Праздник-как форма воспитательной работы и основное звено в построении школьных традиций. Виды технологий проведения воспитательных праздников». Подготовила: зам.директора по ВР МОУ Синичинская СОШ Богатова Е.Ю

Праздник – это не только способ отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент.

Именно через праздники можно решать многие задачи: Формировать гражданско-патриотическое сознание, развивать чувства сопричастности к истории малой родины, Отечества. Воспитывать активную жизненную позицию. Воспитывать творческую, физически и духовно здоровую личность.

— технология здоровьесберегающая Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.

-проектная технология: учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление.

— технология личностно-ориентированного подхода: создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. Цель технологии: учет индивидуальных особенностей учащихся.

— информационно-коммуникационная технология. Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

-технология игрового обучения: включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр.

Праздник нужен детям как вид творчества, как одна из форм их духовного самовыражения. Воспитательная роль праздника состоит в его «мудрости», «чтобы, развлекая, поучать». Он призван служить познанию юными гражданами мира и развивать их мировоззрение, укреплять в них высокие нравственные принципы и прививать им тонкие эстетические вкусы.

Источник

Праздники как форма воспитательной работы

Праздники как форма воспитательной работы

Праздник – это своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка, цель его в том, чтобы служить познанию юными гражданами мира и развивать их мировоззрение, личную инициативу, навыки организатора, коллективиста, укреплять высокие нравственные принципы, прививать эстетические вкусы.

Основные приметы праздника : идея, греющая всех детей, четкий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность зрелища, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность. Особенностями детского праздника являются: общественно значимое содержание; игровая форма; зрелищность; эмоциональность; гармоничное соотношение между поучением и развлечением, познавательным и эмоциональным содержанием; взаимодействие различных видов искусств, нагрузка на слова и музыку; использование ярких художественных средств; коллективное участие и коллективное восприятие; добровольность участия, свободное единение детей во имя радости.

Эстетическая функция праздников связана с их эмоционально-чувственной целенаправленностью воздействия. Праздник вместе с тем аккумулирует самые разнообразные творческие поиски детского и педагогического коллективов.

Развитие способностей и потребностей детей к творчеству – важнейшая функция праздников. Образовательно-познавательная информация, содержащаяся в празднике, существенно обогащает знания ребенка.

Весомую роль выполняет компенсаторная функция – восстановление сил энергии, затраченных ребенком в процессе учебы, труда, общественной деятельности.

Педагогически грамотно организованный праздник способствует усвоению ребенком мировоззренческих и эстетических знаний, эффективному формированию межличностных отношений, чувства патриотизма и интернационализма, вырабатывает уважение к труду и людям труда, к общественному достоянию, материальным и духовным ценностям; определяет личную позицию к жизни коллектива, критическое отношение к самому себе, нормам и правилам поведения в разных видах объединений. Праздник стимулирует деятельность ребенка, способствует накоплению им опыта общественного ценного поведения, проявлению инициативы и самодеятельности.

Нравственное воспитание учащихся в процессе праздников обусловлено прежде всего их направленностью. Содержание праздников определяется требованиями предъявляемые к воспитанию подрастающих поколений, обогащает все направления деятельности ученического коллектива. Чувственно – образная форма праздника доносит до его участников идеи преемственности поколений, верности боевым и трудовым традициям народа.

Массовый праздник характеризуется целостной структурой, которая включает в себя подготовительный период, собственно массовые действия и последующий момент, связанные с переживанием воспринятого, анализом его результативности. Все компоненты этой структуры находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Воздействие праздника на учащегося обусловлено мерой его активности, инициативности, ответственности, личной позицией в коллективе.

Нравственное воспитание учащихся происходит в процессе интересных, увлекательных по форме, общественно полезных по содержанию дел. В праздниках находят отражение общие задачи воспитания школьников. Проводимые в нашей стране недели книги, науки, техники и т.д., праздники «Путешествие в страну знаний», дни рождения школы, праздники, приуроченные к началу учебного года, Дню учителя, праздники поэзии воспитывают сознательное отношение к учению, способствуют развитию познавательной активности и культуры умственного труда, стимулируют стремление и самостоятельному приобретению знаний

В практике же праздники часто проходят по сценариям, разработанным только взрослыми, в них нередко процветает шаблонность и стереотипность форм проведения.

Велика воспитательная роль праздника: развлекая, поучать – это истина в сознании людей утвердилась далеко не сразу. Долгое время праздник резко противопоставлялся будням, его воспринимали, прежде всего, как разрешенную, узаконенную праздность, которая, разумеется, в строго ограниченных дозах необходима человеку. В настоящее время, конечно, никто не признает себя сторонником таких взглядов, и хотя слова «праздник» и «праздность» имеют единый корень, они отличаются по смысловому содержанию.

Широта проводимого в нашей стране научного изучения празднеств объясняется тем, что они являются важным средством воспитания нового человека, развития его духовной культуры. Деятельность организации школы немыслима без разносторонней внеурочной воспитательной работы. Планы предстоящих праздников должны увязываться с конкретными задачами школы и делами организации, отвечать возрастным особенностям ребят, соответствовать уровню их развития и опыту. В практике праздники часто проходят по сценариям, разработанным только взрослыми, в них нередко процветает шаблонность и стереотипность форм проведения. Иногда педагоги и вожатые считают праздником любое массовое мероприятие, что, безусловно, обедняет его содержание, значительно снижает к нему требования и воспитательную эффективность.

Анализ проводимых праздников, содержания их сценариев показывает, что зачастую они носят преимущественно развлекательный характер, что принижает их значимость и воспитательную результативность, так как препятствует формированию у подростков общественной направленности, развитию у них социально – ценностных мотивов деятельности. Существует и другая крайность – непомерная увлеченность вожатых, педагогов лишь только массовыми праздниками и, как следствие, ослабляется уровень работы ученического коллектива, появляется формальное отношение к делу. Недостатком многих праздников является их невысокий художественный уровень, что объясняется отсутствием кадров специалистов, способных подготовить, организовать и провести массовое мероприятие.

Эффективному проведению праздников и их воздействию на развитие личности, формирование нравственного облика способствует выработанная общая позиция его организации (планирование всех этапов), объединение всех составных частей праздника вокруг главной цели, отбор художественного материала, выбор выразительных средств, подбор исполнителей, коллективное подведение и оценка итогов проделанной работы. Следовательно, праздник, во-первых, надо рассматривать как относительно самостоятельную форму организации воспитательного процесса с подростками; во-вторых, следует характеризовать его как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии; в-третьих, необходимо различать специфические особенности функционирования праздника в отличие от других форм и средств воспитания; выделять закономерности его всесторонне целостного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности ребенка.

Праздник имеет все необходимые социальные условия для развития творческих задатков, эвристических возможностей. Ведущей функцией праздника является формирование положительного нравственного опыта самих подростков и приобщение их к нравственным нормам общества; развитие глубоких нравственных чувств, переживаний и организация нравственных поступков учащихся.

Массовый праздник по природе своей – явление интегративное, комплексное. В нем специфически переплетаются действия, являющиеся предметным выражением тех или иных форм общественного сознания. В своеобразной форме в празднике сочетаются политические мероприятия и различные игры, зрелища, которые вызывают у его участников коллективные переживания, настроения, создают общественное мнение, нравственные установки. Специально организованные исследования позволяют выделить признаки, характеризующие праздники как комплексную форму воспитания. Прежде, всего, это сочетание идейно – политического, нравственного, эстетического воздействия на подростков: включение обучающихся в разнообразные виды деятельности; оптимальное использование различных средств воздействия, аккумулирующих многообразные виды искусств. Единство названных признаков, их органическое сочетание обуславливают возможность эффективного воздействия праздника на целостное формирование нравственного облика ученика. Эстетическая направленность праздника реализуется посредством расширения знаний, обогащения умений и навыков в различных видах художественного творчества; стимулирования познания подростком различных видов искусств, включенных в праздник, и активизации эстетического отношения к празднику как источнику радости.

Природа праздника такова, что может заставить ребенка реально пережить события, каких он в силу недостаточного жизненного опыта не испытывал, сделать его сопричастным к событиям внутренней и международной жизни. Подросток не просто воспринимает и оценивает определенные политические и нравственные идеи, но и эмоционально переживает их. В результате усваивает новые нравственные ценности. Которые становятся мотивами его поведения, критерием оценки жизненных явлений. Таким образом, педагогически целесообразно организованный праздник целостно влияет на нравственное развитие ребенка. И действительно, диапазон задач праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности дружины, возможности её непосредственного нравственного влияния на развитие личности и коллектива.

Многие авторы сходятся во мнении, что необходимо выделить 3 «нельзя» на празднике:

— нельзя взрослым забирать инициативу у детей. Они сами должны пройти путь праздника от начала до конца. У них должна возникнуть идея праздника, они должны быть его организаторами, хозяевами, распорядителями. Роль взрослых сводиться к ненавязчивой подсказке, тактичному совету. Праздник «наш» и именно поэтому «мой»;

— нельзя использовать методы назидания, внушения. Мощными помощниками педагогов, заменяющими скучные воздействия и дающими сильный нравственный урок, становятся средства художественного, эстетического воздействия. Острота мироощущения поможет им понять даже сложную образную систему праздничного зрелища;

— нельзя часто проводить праздники. У пресыщенного зрелищами подростка притупляется восприятие, он становится бесстрастным созерцателем.

Проведению праздника (вечера) предшествует большая кропотливая работа. Она складывается из следующих этапов:

I этап . Организационный. Подготовка к празднику должна начаться заблаговременно. Создается Совет праздника (Совет дела) из детей и взрослых. Составляется подробный план подготовки к празднику, выпускается первый плакат-объявление, яркая афиша о предстоящем событии, призывающий детей и взрослых быть его организаторами и участниками.

Поступившие предложения в Совет праздника обсуждаются, а когда станет ясным, каким хотят его видеть, самостоятельный выбор художественного материала, артистическое проникновение в образ и воспитательные задачи определены, составляется сценарий праздника, обсуждается в классах, утверждается Советом.

Распределяются поручения с учетом индивидуальных интересов и способностей и начинаются репетиции. В то же время решаются вопросы о месте, времени, материальном и техническом обеспечении праздника.

Ответственные люди за ход праздника готовы. Они на своих местах. Звучат фанфары, стихи, музыка, песни. Увлекают детей танцы, сценки, яркие плакаты. Кульминацией праздника является точка эмоционального наивысшего подъема, момент наибольшей яркости и торжественности. Финал праздника должен закрепить в душе в памяти детей его главную мысль. Эта «изюминка» в каждом празднике своя.

IV этап . Обсуждение итогов. В классах и творческих группах, Совете праздника, педагогическом совете, родительском собрании.

Таким образом, к основным условиям успеха праздника можно отнести:

— продумать замысел, основную идею праздника и способ ее художественного выражения, центральный образ представления;

— создать постановочный план праздника, в котором реализуется замысел, главные события праздника, эпизоды;

— опираться на принципы музыкального, декоративного оформления, костюмы, реквизиты;

— создать сценарий (пролог, завязка, развитие действия, кульминация, финал). Строго отобрать информацию, стихи, песни; использовать приемы объединения исполнителей со зрителями (коллективное пение, речевки, минута молчания, массовые игры, состязания, игровые средства и т.п.);

— иметь продуманную композицию;

— каждый фрагмент должен обладать сюжетной логикой, быть связанным в смысловую цепочку фрагментов, не повторяя однообразный набор выразительных средств;

— использование юмора, шутки, смеха, спортивной программы.

— государственные праздники: День России (12 июня), День защиты детей (1 июня), День 8 марта;

— трудовые праздники: День города, День урожая, День учителя;

— школьные праздники: День знаний, Дни здоровья и спорта, последний звонок, выпускной бал. Школьный фестиваль искусств, школьные юбилеи. Предметные, тематические вечера (поэтические, музыкальные, литературные). Праздник букваря. Праздник книги. Дни встречи с выпускниками;

— праздники Природы и Времен года: Новый год, Рождество, Святки, Встреча весны, Масленица, День птиц, Троица, Русской березки, Осенний бал;

— воинские: День победы, День защитников отечества;

— семейно-бытовые: День рождения, День именинников, День пожилого человека и другие. Дни здоровья и спорта. Дни здоровья и спорта проводятся один – два раза в квартал одновременно для всех обучающихся или по параллелям классов. Примерная их продолжительность зависит от возраста обучающихся и колеблется от двух-трех часов. День здоровья и спорта может проводиться с выездом за город, при этом его продолжительность ограничивается световым днем.

В положении о Дне здоровья и спорта, которое разрабатывают учителя физической культуры совместно с заместителем директора по воспитательной работе и физкультурным активам школы, указываются задачи, участники, место и время проведения мероприятия, его программа, условия проведения массовых соревнования и порядок определения победителей, порядок организации (построение, передвижение, распределение мест занятий, время начала и окончание каждого вида программы, место массовых игр и развлечений и ответственность за их организацию, порядок возвращения в школу) и подведение итогов.

День урожая. Корни этого праздника уходят к древним земледельческим и скотоводческим обычаям и праздникам. Выставка даров Лета и Труда встречает детей, родителей, жителей микрорайона; стенгазеты, награждения за работу в школьном лесничестве, стихи, музыка, песни, ярмарка. Всё это красиво, тепло, радостно воспевает руки и труд человека.

Новый год. Этот праздник особенно любим в школе. Каникулы и ёлка, подарки и празднества длятся несколько дней. Знают наши ребята об истории этого праздника, самого древнейшего на Земле. Весёлые игры, ряженые, пение и пляски «коляды» нравятся и ребятам, и жителям микрорайона. От души веселятся и учителя, встречая своих колядующих учеников. Готовят этот праздник дети с помощью фольклорного, музыкального, экологического, театрального центров и центра прикладного творчества, привлекая и новый урожай, благополучие.

Святки. Так в России назывались праздничные дни от Рождества до Крещения (с 7 по 18 января). Всем действиям этого праздника придавался магический характер и направлены они были на урожайность будущего года. Шествие ряженых детей, учителей и родителей, щедрование, колядование, обсыпание дома злаковыми – древнейшие земледельческие ритуалы язычества – дети принимают легко, весело, заражаясь радостью переодевания, изобретательства, исполнительства. Коза, Бабка, Баба – Яга, Солдат и.т.д. узнаваемы, всеми восторженно приветствуются. В святочных играх участвуют и дети, и взрослые. Постановки сказок, святочные гадания могут продолжаться допоздна.

День защитников Отечества. Готовят праздник обучающиеся в классах военно-патриотического воспитания. В программе изучение истории края и России, её подвигов и мужества, исторические эпохи и люди, их слава и имена улиц, богатырские игры и викторины, солдатские песни и театральные представления, минута молчания и фейерверк славы.

Масленица. Празднуется Масленица на стыке зимы и весны. Массовое гуляние в районе готовят все классы, жители домов, воспитательные центры, социально-педагогический центр. Провожаем зиму с блинами, самоварами, шествием и карнавалом ряженых, катанием с гор на санях, ездой на тройках с бубенцами, шумными играми и затеями, соревнованием, сжиганием соломенных чучел, взятием снежной крепости. Гудочники и скоморохи, гармонисты и частушечники, торговые ряды ярмарки собирают весь микрорайон.

9 мая. Праздник радости, грусти и скорби. Страницы истории в школьных газетах, встречи поколений фронтовиков, возложение цветов к Вечному огню, вечер военной песни.

Троица. Троица (Духов день, Семик, Березка) – пограничный обряд, соединяющий весну с летом. Это традиционно девичий и женский праздник. В тот день они как бы воссоединяются с Матерью – природой и берут от неё плодородную силу. Олицетворением женского начала по славянской мифологии являлась береза. Поэтому праздник проводится в лесу, на поляне, где растут березы. Ветками березы, «маем» украшаем дома внутри и снаружи. Фольклорный ансамбль и школьные хоры поют «майские» песни («мае – мае зелено!»). Впереди шествия детей и жителей микрорайона несут чучело русалки (атрибут праздника). Идем в лес, к березкам, где совершается обряд кумления. Интересны роли и девочек, и мальчиков. Они образуют платочками замкнутый круг вокруг березки, здороваются с ней – кумятся – роднятся, приговаривают: «Кумись, кумись, дружись!» плясовыми песнями и Троицкой трапезой с чаепитием заканчивается этот день.

Трудовому годовому циклу соответствует годовой календарный цикл праздников и обрядов. Так было в древние времена, так будет всегда. Это органично вписывается в ритм школьной жизни, наполняет её радостным ожиданием, формирует «мажор» школьного климата. К основным праздникам можно отнести также физкультурные праздники. Они могут являться внешней формой проведение вышеперечисленных типов праздников, но могут считаться и отдельным видом.

Источник

Adblock
detector