Меню

праздник святых царственных страстотерпцев

Святые Царственные Страстотерпцы. Православный календарь на 17 июля

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

17 июля (4 июля по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Пятница 6-й седмицы по Пятидесятнице (шестой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). День постный, на трапезе благословляется постная пища с растительным маслом. Сегодняшний день в Русской Православной Церкви является скорбным: 102 года назад, в ночь на 17 июля 1918 года, в Екатеринбурге большевиками-богоборцами была зверски, без суда и следствия, расстреляна последняя Царская семья. Также, помимо святых царственных страстотерпцев, сегодня совершается память еще 10 святых и празднование в честь одной святыни.

Святые царственные страстотерпцы. Благоверный царь Николай Александрович и его семья: императрица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия. Именно последний русский Государь Николай II, его Августейшая семья – святые царственные страстотерпцы, а также верные им приближённые, добровольно принявшие мученическую кончину, – сегодня символизируют подвиг всех новомучеников и исповедников XX столетия.

Последний русский Государь, родившийся в день святого Иова Многострадального, на протяжении всей жизни предвидел свою мученическую кончину. И у него были возможности её избежать. Либо – применив жесточайшие репрессии к будущим разрушителям России – революционерам и либералам. Либо – вовсе оставив страну в момент смуты. Но ни то, ни другое не сделал святой Император. Николай II поступил по образу первых русских страстотерпцев – князей Бориса и Глеба, принеся своё земное царствование в жертву. В надежде на то, что эта жертва спасёт страну от братоубийственной войны.

На иконе Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской царственные страстотерпцы находятся в самом центре. Но не только и не столько в силу их иерархического положения. А потому, что именно последний русский Государь и его семья показали самый яркий пример подлинно христианской любви – любви жертвенной.

Святитель Андрей, архиепископ Критский. Святой конца VII – начала VIII столетия. Широко известен как автор многочисленных богослужебных текстов, в том числе – песнопений. Наиболее известен очень глубокий и по-настоящему трогательный Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, который читается в православных храмах каждым Великим постом.

Andrei

Святитель Андрей, архиепископ Критский. Фото: pravoslavie.ru

Преподобная Марфа Антиохийская, Едесская. Христианская подвижница VI века от Рождества Христова, мать святого Симеона Дивногорца, Столпника. Именно она своим благочестием, искренней любовью ко Христу и сугубой молитвенностью повлияла на сына, ставшего великим аскетом. Преподобная Марфа помогала нищим, служила больным, посещая больницы, погребала умерших, тем же, кто готовился принять Таинство святого Крещения, сама изготовляла крестильные одежды.

Преподобный Андрей Рублёв. Этот русский святой конца XIV – начала XV столетия от Рождества Христова известен всем. Каждый знает иконы, написанные этим святым иконописцем, в особенности «Троицу». Даже нецерковные и неверующие люди ценят мастерство Андрея Рублёва и его иконописной школы, ставшей символом древнерусского художественного искусства. Но не всем известно, что этот великий иконописец также был настоящим христианским подвижником.

Rublev

Преподобный Андрей Рублёв. Фото: pravoslavie.ru

Мученики Феодот и Феодотия. Раннехристианские страдальцы, погибшие в Риме в 108 году от Рождества Христова.

Священномученик Феодор, епископ Киринейский. Святитель Церкви Христовой, погибший в годы антихристианских гонений императора-язычника Диоклетиана (правившего в 284-305 годах от Рождества Христова). Епископ Феодор переписал множество богословских и богослужебных книг. Отказавшийся отречься от Христа и поклониться идолам, святитель сокрушил языческие капища, за что был подвергнут страшным мучениям, после чего умер в темнице.

Благоверный князь Андрей Боголюбский. Великий князь Владимирский, при котором Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси, настоящим ядром современного Российского государства. Князь Андрей отличался не только своими славными государственными делами, но и глубокой верой. Был зверски убит в результате заговора в 1174 году от Рождества Христова.

Bogolubski

Явление Божией Матери князю Андрею Боголюбскому. Фото: pravoslavie.ru

Обретение мощей преподобного Евфимия Суздальского. Святые останки этого великого русского чудотворца, почившего в 1405 году, обрели в 1507 году при постройке нового каменного храма во время настоятельства игумена Кирилла (впоследствии епископа Ростовского). Нетленные мощи, источавшие множество чудес, были положены в Преображенском соборе этой обители, которая позднее, после реставрации, была освящена в честь преподобного Евфимия и сегодня именуется Спасо-Евфимиевской. Архитектурный комплекс монастыря внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. К сожалению, на сегодняшний день обитель так и не передана Русской Церкви.

Suzdalski

Преподобный Евфимий Суздальский. Фото: pravoslavie.ru

Священномученик Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий. Святой Сербской Православной Церкви, убитый в 1941 году хорватскими нацистами-усташами.

Священномученик Димитрий Казанский, пресвитер. Один из тысяч священнослужителей, вошедших в сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской. Точная дата гибели батюшки неизвестна, но произошло это уже после 1937 года.

Галатская икона Божией Матери. Этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы в древности находился в одном из районов Константинополя – Галате. В честь Галатской иконы был возведён монастырь, просуществовавший до XVII века. Точный список с этого образа находился в Москве, в церкви святителя Тихона, что у Арбатских ворот.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Источник

Церковь чтит память святых Царственных страстотерпцев

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Память святых Царственных страстотерпцев – императора Николая II, императрицы Александры, Великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и цесаревича Алексия (+ 1918 г.) празднует Православная Церковь 17 июля 2020 года.

Царская семья вместе с ближайшей свитой была расстреляна в 1918 году в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома.

В ночь с 16 на 17 июля 1918-го, около 02:00, Романовых и их свиту подняли с постелей и велели им спуститься в подвал. Здесь комендант объявил, что все они будут расстреляны. Тут же началась беспорядочная стрельба. Тех, кого пули не убили сразу, добивали штыками.

Помимо Царской семьи, в ту ночь без какого-либо расследования вины и суда были также убиты: праведный страстотерпец доктор Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп и горничная Анна Демидова.

Уже следующей ночью недалеко от Екатеринбурга, под Алапаевском, были казнены еще несколько членов Царской семьи, в т.ч. преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна.

В 1981 году Царская семья была канонизирована Русской Православной Церковью Зарубежом, a в 2000-м – Русской Православной Церковью, в чине Царственных страстотерпцев.

Решение о канонизации Евгения Боткина как «страстотерпца праведного Евгения, врача» было принято на Архиерейском Соборе 2-3 февраля 2016 года. Прославление в лике святых состоялось 7 февраля 2016 года в екатеринбургском Храме-на-Крови.

Перед канонизацией Царской семьи Русской Православной Церковью Синодальная комиссия по канонизации около 5 лет скрупулезно исследовала все обстоятельства ее жизни и гибели. По результатам исследования были сделаны следующие выводы:

«Комиссия отмечает, что в жизни Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода – время царствования и время пребывания в заключении. В первом периоде (пребывания у власти) Комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации, второй период (духовных и физических страданий) для Церкви является более важным, и поэтому она сосредоточила свое внимание на нем. За многими страданиями, перенесенными Царской семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия… В страданиях, перенесенных Царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке. Именно в осмыслении этого подвига Царской семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

Источник

Церковь чтит память святых Царственных страстотерпцев

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Память святых Царственных страстотерпцев – императора Николая II, императрицы Александры, Великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и цесаревича Алексия (+ 1918 г.) празднует Православная Церковь 17 июля 2021 года.

Царская семья вместе с ближайшей свитой была расстреляна в 1918 году в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома.

В ночь с 16 на 17 июля 1918-го, около 02:00, Романовых и их свиту подняли с постелей и велели им спуститься в подвал. Здесь комендант объявил, что все они будут расстреляны. Тут же началась беспорядочная стрельба. Тех, кого пули не убили сразу, добивали штыками.

Помимо Царской семьи, в ту ночь без какого-либо расследования вины и суда были также убиты: праведный страстотерпец доктор Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп и горничная Анна Демидова.

Уже следующей ночью недалеко от Екатеринбурга, под Алапаевском, были казнены еще несколько членов Царской семьи, в т.ч. преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна.

В 1981 году Царская семья была канонизирована Русской Православной Церковью Зарубежом, a в 2000-м – Русской Православной Церковью, в чине Царственных страстотерпцев.

Решение о канонизации Евгения Боткина как «страстотерпца праведного Евгения, врача» было принято на Архиерейском Соборе 2-3 февраля 2016 года. Прославление в лике святых состоялось 7 февраля 2016 года в екатеринбургском Храме-на-Крови.

Перед канонизацией Царской семьи Русской Православной Церковью Синодальная комиссия по канонизации около 5 лет скрупулезно исследовала все обстоятельства ее жизни и гибели. По результатам исследования были сделаны следующие выводы:

«Комиссия отмечает, что в жизни Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода – время царствования и время пребывания в заключении. В первом периоде (пребывания у власти) Комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации, второй период (духовных и физических страданий) для Церкви является более важным, и поэтому она сосредоточила свое внимание на нем. За многими страданиями, перенесенными Царской семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия… В страданиях, перенесенных Царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке. Именно в осмыслении этого подвига Царской семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

Источник

Храм святителя Николая в Новой Слободе

Миссионерский отдел Московского Патриархата

Church6

СВЯТЫЕ ЦАРСТВЕННЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ (17 июля)

477В этот день Церковь празднует память святых царственных страстотерпцев императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии.

Последний российский император Николай II Романов отрекся от престола 2 марта 1917 года. После отречения его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний арест во дворце в Царском селе. Потом, летом 1917-го, Временное правительство отправило узников в ссылку в Тобольск. И наконец весной 1918 года большевики сослали их в Екатеринбург. Именно там в ночь с 16 на 17 июля Царскую семью расстреляли — по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Находясь под арестом в Царском селе и позднее в Тобольске, представители Царской семьи держались с большим достоинством, стойко перенося все невзгоды, не теряя веры:

«Хотя тьма и мрак теперь, но солнце ярко светит в природе и дает надежду на что-то лучшее. Вы видите, Мы веру не потеряли, и надеюсь никогда не потерять, она одна силы дает, крепость духа, чтобы все перенести. И за все надо благодарить, что могло бы гораздо хуже…»;

«Испытания всем нужны, но надо показать и твердость во всем и все перенести с крепкой верующей душой. Нет таких невзгод, которые бы не проходили. Господь наш это обещал в Своем бесконечном милосердии, и мы знаем, какое непостижимое блаженство Он готовит любящим Его. Помоги Он всем перенести с такой покорностью Его святую волю… (из писем государыни императрицы Александры Федоровны).

По возможности старались сохранить привычный жизненный уклад. Каждый день начинали с общей молитвы, собственными силами продолжали обучение наследника цесаревича и младших великих княжон: государь император взял на себя историю и географию, государыня императрица – Закон Божий, а другие предметы были распределены между лицами свиты и приближенными. Много гуляли, работали, рубили, пилили и складывали дрова, вязали, шили, вышивали, рисовали, читали. Большим утешением для государя, государыни и детей в Тобольске была возможность посещения церкви, чего они были лишены в Царском селе. Вечерние богослужения совершались на дому, а на литургию разрешалось ходить в находившуюся неподалеку Благовещенскую церковь, где для них совершались ранние обедни.

В конце апреля 1918 года, уже в Екатеринбурге, Государь записал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да свершится воля Божия!» О екатеринбургском периоде ссылки Царской семьи известно очень мало. До нас дошло несколько записей в дневнике императора; есть показания свидетелей по делу об убийстве Царской семьи. В доме инженера Ипатьева Николая II с семьей охраняли двенадцать солдат. Чтобы изолировать Царскую семью от внешнего мира, дом был обнесен двумя высокими заборами, совершенно закрывавшими его со стороны улицы и придававшими ему вид настоящей тюрьмы-крепости. Окна были замазаны белилами, так что Царственные узники не могли видеть даже неба. Заключенные спали на полу; надзиратели часто были жестоки с ними; узникам разрешалось гулять в саду всего один раз в день. Охрана воровала царские вещи и продукты, присылаемые арестованным монахинями женского Ново-Тихвинского монастыря, имела в любое время доступ во все комнаты. Все движения узников подсматривались, все слова подслушивались, в комнате великих княжон была даже снята дверь.

Царственные страстотерпцы мужественно принимали свою участь. До наш дошло письмо княжны Ольги, где она пишет: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

Арестованным разрешали присутствовать на богослужениях. Молитва была для них великим утешением. Последнюю службу в Ипатьевском доме протоиерей Иоанн Сторожев совершил всего за несколько дней до расстрела Царской семьи — 14 июля 1918 года.

В ночь с 16 на 17 июля чекист и руководитель расстрела Яков Юровский разбудил императора, его супругу и детей. Им велели собраться под предлогом, что в городе начались волнения и нужно срочно перейти в безопасное место. Узников сопроводили в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном, где Юровский сообщил Государю: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». По свидетельству одного из их убийц, когда царю и его семье был зачитан смертный приговор, он сказал солдатам: «Вы не ведаете, что творите». Вся Царская семья, а также придворный врач Евгений Боткин и несколько слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп — были расстреляны. Тела вынесли на двор, погрузили в грузовик и вывезли в Ганину Яму — заброшенный Исетский рудник. Там скинули в шахту, потом сожгли и закопали.

21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе». Кроме того, патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать панихиды о Романовых.

Канонизация Царской семьи. Об упокоении Царской семьи в русском зарубежье молились уже с 1920-х годов. В 1981 году Русская Православная Церковь Зарубежом канонизировала Николая II и его семью.

Русская Православная Церковь канонизировала Царственных мучеников спустя почти двадцать лет — в 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор постановил: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке…»

Источник

17 июля 2016 года: память святых царственных мучеников

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Кто такие Царственные мученики

romanovy

Царственные страстотерпцы, Царственные мученики, Царская семья — так после причисления к лику святых Русская Православная Церковь называет последнего российского императора Николая II и его семью: императрицу Александру Федоровну, царевича Алексея, великих княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию. Они были канонизированы за подвиг мученичества — в ночь с16 на 17 июля 1918 года по приказу большевиков их вместе с придворным врачом и слугами расстреляли в доме Ипатьева в Екатеринбурге.

Что значит слово «страстотерпец»

Это лик святых, пострадавших не за свои поступки или не за проповедь Христа, а за то, кем они были. Верность страстотерпцев Христу выражается в их верности своему призванию и предназначению.

Именно в лике страстотерпцев были канонизированы император Николай II и его семья.

Когда празднуется память Царственных страстотерпцев

Память святых Страстотерпцев императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии совершается в день их убийства — 17 июля по новому стилю (4 июля по старому).

Убийство семьи Романовых

Последний российский император Николай II Романов отрекся от престола 2 марта 1917 года. После отречения его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний арест во дворце в Царском селе. Потом, летом 1917-го, Временное правительство отправило узников в ссылку в Тобольск. И наконец весной 1918 года большевики сослали их в Екатеринбург. Именно там в ночь с 16 на 17 июля Царскую семью расстреляли — по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Некоторые историки считают, что приказ на расстрел был получен напрямую от Ленина и Свердлова. Вопрос, так ли это, — спорный, возможно, исторической науке еще предстоит узнать правду.

О екатеринбургском периоде ссылки Царской семьи известно очень мало. До нас дошло несколько записей в дневнике императора; есть показания свидетелей по делу об убийстве Царской семьи. В доме инженера Ипатьева Николая II с семьей охраняли 12 солдат. По сути, это была тюрьма. Заключенные спали на полу; надзиратели часто были жестоки с ними; узникам разрешалось гулять в саду всего один раз в день.

Царственные страстотерпцы мужественно принимали свою участь. До наш дошло письмо княжны Ольги, где она пишет: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

Арестованным разрешали присутствовать на богослужениях. Молитва была для них великим утешением. Последнюю службу в Ипатьевском доме протоиерей Иоанн Сторожев совершил всего за несколько дней до расстрела Царской семьи — 14 июля 1918 года.

Вместе с Царской семьей были расстреляны придворный врач Евгений Боткин и несколько слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп

21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович. Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

Долгие десятилетия никто не знал, где палачи закопали тела расстрелянных Царственных страстотерпцев. И только в июле 1991 года предположительные останки пяти членов императорской семьи и слуг обнаружили недалеко от Екатеринбурга, под насыпью Старой Коптяковской дороги. Генеральная прокуратура России открыла уголовное дело и в ходе следствия подтвердила, что это действительно узники Ипатьевского дома.

После нескольких лет исследований и общественных споров, 17 июля 1998 года, мучеников захоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. А в июле 2007-го были найдены останки сына царевича Алексея и великой княжны Марии.

Канонизация Царской семьи

Об упокоении Царской семьи в русском зарубежье молились уже с 1920-х годов. В 1981 году Русская Православная Церковь Зарубежом канонизировала Николая II и его семью.

Русская Православная Церковь канонизировала Царственных мучеников спустя почти двадцать лет — в 2000 году: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию».

За что мы почитаем Царственных страстотерпцев

Igor%20Fomin vertical

Протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«Царскую семью мы почитаем за преданность Богу; за мученичество; за то, что они дали нам пример настоящих руководителей страны, которые относились к ней как к своей родной семье. После революции у императора Николая II было много возможностей покинуть Россию, но он ими не воспользовался. Потому что хотел разделить участь со своей страной, какой бы горькой ни была эта участь.

Мы видим не только личный подвиг Царственных страстотерпцев, но подвиг всей той Руси, которую когда-то назвали уходящей, но которая на самом деле является пребывающей. Как в 1918 году в Ипатьевском доме, где были расстреляны мученики, так и здесь, сейчас. Это скромная, но одновременно величественная Русь, соприкасаясь с которой ты понимаешь, что ценно, а что второстепенно в твоей жизни.

Царская семья — не образец правильных политических решений, Церковь прославила Царственных страстотерпцев вовсе не за это. Для нас они — образец христианского отношения правителя к народу, стремление служить ему даже ценой своей жизни».

Как отличить почитание Царственных мучеников от греха царебожия?

Протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«Царская семья стоит в ряду тех святых, которых мы любим и прославляем. Но Царские страстотерпцы не «спасают нас», потому что спасение человека — дело одного лишь Христа. Царская семья, как и любые другие христианские святые, ведет, сопровождает нас на пути к спасению, к Царствию Небесному».

Икона Царственных мучеников

strastoterptsy

Традиционно иконописцы изображают Царственных страстотерпцев без врача и слуг, которые были расстреляны вместе с ними в доме Ипатьева в Екатеринбурге. Мы видим на иконе императора Николая II, императрицу Александру Федоровну и их пятерых детей — княжен Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и наследника Алексея Николаевича.

На иконе Царственные страстотерпцы держат в руках кресты. Это символ мученичества, известный с первых веков христианства, когда последователей Христа распинали на крестах, так же, как их Учителя. В верхней части иконы изображены два ангела, они несут образ иконы Божией Матери «Державная».

Храм во имя Царственных страстотерпцев

Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, построен в Екатеринбурге на месте дома инженера Ипатьева, в котором в 1918 году расстреляли Царскую семью.

Само здание Ипатьевского дома снесли в 1977 году. В 1990 году здесь поставили деревянный крест, а вскоре — временный храм без стен, с куполом на опорах. Первую Литургию в нем отслужили в 1994-ом.

Каменный храм-памятник начали строить в 2000 году. Святейший Патриарх Алексий заложил в основание церкви капсулу с памятной грамотой об освящении места строительства. Через три года на месте расстрела Царственных страстотерпцев вырос большой белокаменный храм, состоящий из нижнего и верхнего храмов. Перед входом в него установлен памятник Царской семье.

Внутри церкви, рядом с алтарем, находится главная святыня екатеринбургской церкви — крипта (гробница ). Ее установили на месте той самой комнаты, где были убиты одиннадцать мучеников — последний российский император, его семья, придворный врач и слуги. Крипту оформили кирпичами и остатками фундамента исторического дома Ипатьева.

Каждый год в ночь с 16 на 17 июля в Храме-на-Крови совершается Божественная литургия, а после верующие идут крестным ходом от церкви до Ганиной Ямы, куда после казни чекисты отвезли тела мучеников.

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

Источник

Святые Царственные Страстотерпцы. Православный календарь на 17 июля

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

17 июля (4 июля по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Пятница 6-й седмицы по Пятидесятнице (шестой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). День постный, на трапезе благословляется постная пища с растительным маслом. Сегодняшний день в Русской Православной Церкви является скорбным: 102 года назад, в ночь на 17 июля 1918 года, в Екатеринбурге большевиками-богоборцами была зверски, без суда и следствия, расстреляна последняя Царская семья. Также, помимо святых царственных страстотерпцев, сегодня совершается память еще 10 святых и празднование в честь одной святыни.

Святые царственные страстотерпцы. Благоверный царь Николай Александрович и его семья: императрица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия. Именно последний русский Государь Николай II, его Августейшая семья – святые царственные страстотерпцы, а также верные им приближённые, добровольно принявшие мученическую кончину, – сегодня символизируют подвиг всех новомучеников и исповедников XX столетия.

Последний русский Государь, родившийся в день святого Иова Многострадального, на протяжении всей жизни предвидел свою мученическую кончину. И у него были возможности её избежать. Либо – применив жесточайшие репрессии к будущим разрушителям России – революционерам и либералам. Либо – вовсе оставив страну в момент смуты. Но ни то, ни другое не сделал святой Император. Николай II поступил по образу первых русских страстотерпцев – князей Бориса и Глеба, принеся своё земное царствование в жертву. В надежде на то, что эта жертва спасёт страну от братоубийственной войны.

На иконе Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской царственные страстотерпцы находятся в самом центре. Но не только и не столько в силу их иерархического положения. А потому, что именно последний русский Государь и его семья показали самый яркий пример подлинно христианской любви – любви жертвенной.

Святитель Андрей, архиепископ Критский. Святой конца VII – начала VIII столетия. Широко известен как автор многочисленных богослужебных текстов, в том числе – песнопений. Наиболее известен очень глубокий и по-настоящему трогательный Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, который читается в православных храмах каждым Великим постом.

Andrei

Святитель Андрей, архиепископ Критский. Фото: pravoslavie.ru

Преподобная Марфа Антиохийская, Едесская. Христианская подвижница VI века от Рождества Христова, мать святого Симеона Дивногорца, Столпника. Именно она своим благочестием, искренней любовью ко Христу и сугубой молитвенностью повлияла на сына, ставшего великим аскетом. Преподобная Марфа помогала нищим, служила больным, посещая больницы, погребала умерших, тем же, кто готовился принять Таинство святого Крещения, сама изготовляла крестильные одежды.

Преподобный Андрей Рублёв. Этот русский святой конца XIV – начала XV столетия от Рождества Христова известен всем. Каждый знает иконы, написанные этим святым иконописцем, в особенности «Троицу». Даже нецерковные и неверующие люди ценят мастерство Андрея Рублёва и его иконописной школы, ставшей символом древнерусского художественного искусства. Но не всем известно, что этот великий иконописец также был настоящим христианским подвижником.

Rublev

Преподобный Андрей Рублёв. Фото: pravoslavie.ru

Мученики Феодот и Феодотия. Раннехристианские страдальцы, погибшие в Риме в 108 году от Рождества Христова.

Священномученик Феодор, епископ Киринейский. Святитель Церкви Христовой, погибший в годы антихристианских гонений императора-язычника Диоклетиана (правившего в 284-305 годах от Рождества Христова). Епископ Феодор переписал множество богословских и богослужебных книг. Отказавшийся отречься от Христа и поклониться идолам, святитель сокрушил языческие капища, за что был подвергнут страшным мучениям, после чего умер в темнице.

Благоверный князь Андрей Боголюбский. Великий князь Владимирский, при котором Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси, настоящим ядром современного Российского государства. Князь Андрей отличался не только своими славными государственными делами, но и глубокой верой. Был зверски убит в результате заговора в 1174 году от Рождества Христова.

Bogolubski

Явление Божией Матери князю Андрею Боголюбскому. Фото: pravoslavie.ru

Обретение мощей преподобного Евфимия Суздальского. Святые останки этого великого русского чудотворца, почившего в 1405 году, обрели в 1507 году при постройке нового каменного храма во время настоятельства игумена Кирилла (впоследствии епископа Ростовского). Нетленные мощи, источавшие множество чудес, были положены в Преображенском соборе этой обители, которая позднее, после реставрации, была освящена в честь преподобного Евфимия и сегодня именуется Спасо-Евфимиевской. Архитектурный комплекс монастыря внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. К сожалению, на сегодняшний день обитель так и не передана Русской Церкви.

Suzdalski

Преподобный Евфимий Суздальский. Фото: pravoslavie.ru

Священномученик Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий. Святой Сербской Православной Церкви, убитый в 1941 году хорватскими нацистами-усташами.

Священномученик Димитрий Казанский, пресвитер. Один из тысяч священнослужителей, вошедших в сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской. Точная дата гибели батюшки неизвестна, но произошло это уже после 1937 года.

Галатская икона Божией Матери. Этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы в древности находился в одном из районов Константинополя – Галате. В честь Галатской иконы был возведён монастырь, просуществовавший до XVII века. Точный список с этого образа находился в Москве, в церкви святителя Тихона, что у Арбатских ворот.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Источник

17 июля 2016 года: память святых царственных мучеников

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Кто такие Царственные мученики

romanovy

Царственные страстотерпцы, Царственные мученики, Царская семья — так после причисления к лику святых Русская Православная Церковь называет последнего российского императора Николая II и его семью: императрицу Александру Федоровну, царевича Алексея, великих княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию. Они были канонизированы за подвиг мученичества — в ночь с16 на 17 июля 1918 года по приказу большевиков их вместе с придворным врачом и слугами расстреляли в доме Ипатьева в Екатеринбурге.

Что значит слово «страстотерпец»

Это лик святых, пострадавших не за свои поступки или не за проповедь Христа, а за то, кем они были. Верность страстотерпцев Христу выражается в их верности своему призванию и предназначению.

Именно в лике страстотерпцев были канонизированы император Николай II и его семья.

Когда празднуется память Царственных страстотерпцев

Память святых Страстотерпцев императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии совершается в день их убийства — 17 июля по новому стилю (4 июля по старому).

Убийство семьи Романовых

Последний российский император Николай II Романов отрекся от престола 2 марта 1917 года. После отречения его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний арест во дворце в Царском селе. Потом, летом 1917-го, Временное правительство отправило узников в ссылку в Тобольск. И наконец весной 1918 года большевики сослали их в Екатеринбург. Именно там в ночь с 16 на 17 июля Царскую семью расстреляли — по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Некоторые историки считают, что приказ на расстрел был получен напрямую от Ленина и Свердлова. Вопрос, так ли это, — спорный, возможно, исторической науке еще предстоит узнать правду.

О екатеринбургском периоде ссылки Царской семьи известно очень мало. До нас дошло несколько записей в дневнике императора; есть показания свидетелей по делу об убийстве Царской семьи. В доме инженера Ипатьева Николая II с семьей охраняли 12 солдат. По сути, это была тюрьма. Заключенные спали на полу; надзиратели часто были жестоки с ними; узникам разрешалось гулять в саду всего один раз в день.

Царственные страстотерпцы мужественно принимали свою участь. До наш дошло письмо княжны Ольги, где она пишет: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

Арестованным разрешали присутствовать на богослужениях. Молитва была для них великим утешением. Последнюю службу в Ипатьевском доме протоиерей Иоанн Сторожев совершил всего за несколько дней до расстрела Царской семьи — 14 июля 1918 года.

Вместе с Царской семьей были расстреляны придворный врач Евгений Боткин и несколько слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп

21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович. Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

Долгие десятилетия никто не знал, где палачи закопали тела расстрелянных Царственных страстотерпцев. И только в июле 1991 года предположительные останки пяти членов императорской семьи и слуг обнаружили недалеко от Екатеринбурга, под насыпью Старой Коптяковской дороги. Генеральная прокуратура России открыла уголовное дело и в ходе следствия подтвердила, что это действительно узники Ипатьевского дома.

После нескольких лет исследований и общественных споров, 17 июля 1998 года, мучеников захоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. А в июле 2007-го были найдены останки сына царевича Алексея и великой княжны Марии.

Канонизация Царской семьи

Об упокоении Царской семьи в русском зарубежье молились уже с 1920-х годов. В 1981 году Русская Православная Церковь Зарубежом канонизировала Николая II и его семью.

Русская Православная Церковь канонизировала Царственных мучеников спустя почти двадцать лет — в 2000 году: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию».

За что мы почитаем Царственных страстотерпцев

Igor%20Fomin vertical

Протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«Царскую семью мы почитаем за преданность Богу; за мученичество; за то, что они дали нам пример настоящих руководителей страны, которые относились к ней как к своей родной семье. После революции у императора Николая II было много возможностей покинуть Россию, но он ими не воспользовался. Потому что хотел разделить участь со своей страной, какой бы горькой ни была эта участь.

Мы видим не только личный подвиг Царственных страстотерпцев, но подвиг всей той Руси, которую когда-то назвали уходящей, но которая на самом деле является пребывающей. Как в 1918 году в Ипатьевском доме, где были расстреляны мученики, так и здесь, сейчас. Это скромная, но одновременно величественная Русь, соприкасаясь с которой ты понимаешь, что ценно, а что второстепенно в твоей жизни.

Царская семья — не образец правильных политических решений, Церковь прославила Царственных страстотерпцев вовсе не за это. Для нас они — образец христианского отношения правителя к народу, стремление служить ему даже ценой своей жизни».

Как отличить почитание Царственных мучеников от греха царебожия?

Протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«Царская семья стоит в ряду тех святых, которых мы любим и прославляем. Но Царские страстотерпцы не «спасают нас», потому что спасение человека — дело одного лишь Христа. Царская семья, как и любые другие христианские святые, ведет, сопровождает нас на пути к спасению, к Царствию Небесному».

Икона Царственных мучеников

strastoterptsy

Традиционно иконописцы изображают Царственных страстотерпцев без врача и слуг, которые были расстреляны вместе с ними в доме Ипатьева в Екатеринбурге. Мы видим на иконе императора Николая II, императрицу Александру Федоровну и их пятерых детей — княжен Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и наследника Алексея Николаевича.

На иконе Царственные страстотерпцы держат в руках кресты. Это символ мученичества, известный с первых веков христианства, когда последователей Христа распинали на крестах, так же, как их Учителя. В верхней части иконы изображены два ангела, они несут образ иконы Божией Матери «Державная».

Храм во имя Царственных страстотерпцев

Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, построен в Екатеринбурге на месте дома инженера Ипатьева, в котором в 1918 году расстреляли Царскую семью.

Само здание Ипатьевского дома снесли в 1977 году. В 1990 году здесь поставили деревянный крест, а вскоре — временный храм без стен, с куполом на опорах. Первую Литургию в нем отслужили в 1994-ом.

Каменный храм-памятник начали строить в 2000 году. Святейший Патриарх Алексий заложил в основание церкви капсулу с памятной грамотой об освящении места строительства. Через три года на месте расстрела Царственных страстотерпцев вырос большой белокаменный храм, состоящий из нижнего и верхнего храмов. Перед входом в него установлен памятник Царской семье.

Внутри церкви, рядом с алтарем, находится главная святыня екатеринбургской церкви — крипта (гробница ). Ее установили на месте той самой комнаты, где были убиты одиннадцать мучеников — последний российский император, его семья, придворный врач и слуги. Крипту оформили кирпичами и остатками фундамента исторического дома Ипатьева.

Каждый год в ночь с 16 на 17 июля в Храме-на-Крови совершается Божественная литургия, а после верующие идут крестным ходом от церкви до Ганиной Ямы, куда после казни чекисты отвезли тела мучеников.

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

Источник

Церковь чтит память святых Царственных страстотерпцев

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Память святых Царственных страстотерпцев – императора Николая II, императрицы Александры, Великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и цесаревича Алексия (+ 1918 г.) празднует Православная Церковь 17 июля 2021 года.

Царская семья вместе с ближайшей свитой была расстреляна в 1918 году в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома.

В ночь с 16 на 17 июля 1918-го, около 02:00, Романовых и их свиту подняли с постелей и велели им спуститься в подвал. Здесь комендант объявил, что все они будут расстреляны. Тут же началась беспорядочная стрельба. Тех, кого пули не убили сразу, добивали штыками.

Помимо Царской семьи, в ту ночь без какого-либо расследования вины и суда были также убиты: праведный страстотерпец доктор Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп и горничная Анна Демидова.

Уже следующей ночью недалеко от Екатеринбурга, под Алапаевском, были казнены еще несколько членов Царской семьи, в т.ч. преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна.

В 1981 году Царская семья была канонизирована Русской Православной Церковью Зарубежом, a в 2000-м – Русской Православной Церковью, в чине Царственных страстотерпцев.

Решение о канонизации Евгения Боткина как «страстотерпца праведного Евгения, врача» было принято на Архиерейском Соборе 2-3 февраля 2016 года. Прославление в лике святых состоялось 7 февраля 2016 года в екатеринбургском Храме-на-Крови.

Перед канонизацией Царской семьи Русской Православной Церковью Синодальная комиссия по канонизации около 5 лет скрупулезно исследовала все обстоятельства ее жизни и гибели. По результатам исследования были сделаны следующие выводы:

«Комиссия отмечает, что в жизни Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода – время царствования и время пребывания в заключении. В первом периоде (пребывания у власти) Комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации, второй период (духовных и физических страданий) для Церкви является более важным, и поэтому она сосредоточила свое внимание на нем. За многими страданиями, перенесенными Царской семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия… В страданиях, перенесенных Царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке. Именно в осмыслении этого подвига Царской семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

Источник

Царственные страстотерпцы: за что канонизирован император Николай II и его семья?

Приблизительное время чтения: 17 мин.

В 2000 году последний российский император Николай II и его семья были канонизированы Русской Церковью в лике святых страстотерпцев. Их канонизация на Западе — в Русской Православной Церкви Заграницей — произошла еще раньше, в 1981 году. И хотя святые князья в православной традиции не редкость, эта канонизация до сих пор у некоторых вызывает сомнения. Почему в лике святых прославлен последний российский монарх? Говорит ли его жизнь и жизнь его семьи в пользу канонизации, и какие существовали доводы против нее? Почитание Николая II как царя-искупителя — крайность или закономерность?

Об этом говорим с секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых, ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым.

Обращаем внимание, что это интервью было опубликовано в спецвыпуске «Романовы: 400 лет в истории», который вышел в 2013 г. Со всеми материалами номера вы можете ознакомиться здесь.

Смерть как аргумент

vorobjevromanovy 3

— Отец Владимир, откуда такой термин — царственные страстотерпцы? Почему не просто мученики?

— Когда мы говорим «царственные страстотерпцы», имеется в виду только семья царя? Пострадавшие от рук революционеров родственники Романовых, Алапаевские мученики, к этому лику святых не относятся?

— Но почему именно семья последнего государя была прославлена, хотя насильственной смертью окончили свою жизнь многие представители дома Романовых?

— Канонизация вообще совершается в наиболее очевидных и назидательных случаях. Не все убитые представители царского рода являют нам образ святости, и большая часть этих убийств совершена была с политической целью или в борьбе за власть. Их жертвы не могут считаться пострадавшими за веру. Что касается семьи государя Николая II, то она была так невероятно оболгана и современниками, и советской властью, что необходимо было восстановить истину. Их убийство было эпохальным, оно поражает своей сатанинской ненавистью и жестокостью, оставляет чувство мистического события — расправы зла с богоустановленным порядком жизни православного народа.

— А каковы были критерии канонизации? Какие были доводы «за» и «против»?

— Комиссия по канонизации очень долго работала над этим вопросом, очень педантично проверяла все доводы «за» и «против». В то время было много противников канонизации царя. Кто-то говорил, что этого нельзя делать потому, что государь Николай II был «кровавым», ему в вину вменяли события 9 января 1905 года — расстрел мирной демонстрации рабочих. В комиссии была проведена специальная работа по выяснению обстоятельств Кровавого воскресенья. И в результате исследования архивных материалов оказалось, что государя в это время вообще не было в Петербурге, он никак не был причастен к этому расстрелу и не мог отдать такого приказа — он даже не был в курсе происходящего. Таким образом, этот довод отпал. Подобным образом рассматривались и все остальные аргументы «против», пока не стало очевидно, что весомых контрдоводов нет. Царскую семью канонизировали не просто за то, что они были убиты, но потому, что они приняли муку со смирением, по-христиански, без противления. Они могли бы воспользоваться теми предложениями о бегстве за границу, которые были сделаны им заблаговременно. Но сознательно не захотели этого.

— Почему нельзя назвать их убийство чисто политическим?

— Царская семья олицетворяла идею православного царства, и большевики не просто хотели уничтожить возможных претендентов на царский престол, им был ненавистен этот символ — православный царь. Убивая царскую семью, они уничтожали саму идею, знамя православного государства, которое было главным защитником всего мирового православия. Это становится понятным в контексте византийской интерпретации царской власти как служения «внешнего епископа церкви». А в синодальный период, в изданных в 1832 году «Основных законах Империи» (статьи 43 и 44) говорилось: «Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. И в сем смысле император в акте о престолонаследии (от 5 апреля 1797 года) именуется Главой Церкви».

Государь и его семья были готовы пострадать за православную Россию, за веру, они так и понимали свое страдание. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский писал еще в 1905 году: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».

Отречение: слабость или надежда?

— Как понимать тогда отречение государя от престола?

— Хотя государь и подписал отречение от престола как от обязанностей по управлению государством, но это не означает еще его отречения от царского достоинства. Пока не был поставлен на царство его преемник, в сознании всего народа он по-прежнему оставался царем, и его семья оставалась царской семьей. Они сами так себя осознавали, так же их воспринимали и большевики. Если бы государь в результате отречения потерял бы царское достоинство и стал бы обычным человеком, то зачем и кому нужно было бы его преследовать и убивать? Когда кончается, например, президентский срок, кто будет преследовать бывшего президента? Царь не добивался престола, не проводил предвыборных кампаний, а был предназначен к этому от рождения. Вся страна молилась о своем царе, и над ним был совершен богослужебный чин помазания святым миром на царство. От этого помазания, которое являло благословение Божие на труднейшее служение православному народу и православию вообще, благочестивый государь Николай II не мог отказаться, не имея преемника, и это прекрасно понимали все.

Государь, передавая власть своему брату, отошел от исполнения своих управленческих обязанностей не из страха, а по требованию своих подчиненных (практически все командующие фронтами генералы и адмиралы) и потому что был человеком смиренным, и сама идея борьбы за власть была ему абсолютно чужда. Он надеялся, что передача престола в пользу брата Михаила (при условии его помазания на царство) успокоит волнение и тем самым пойдет на пользу России. Этот пример отказа от борьбы за власть во имя благополучия своей страны, своего народа является очень назидательным для современного мира.

— Он как-то упоминал об этих своих взглядах в дневниках, письмах?

— Да, но это видно и из самих его поступков. Он мог бы стремиться эмигрировать, уехать в безопасное место, организовать надежную охрану, обезопасить семью. Но он не предпринимал никаких мер, хотел поступать не по своей воле, не по своему разумению, боялся настаивать на своем. В 1906 году, во время Кронштадтского мятежа государь после доклада министра иностранных дел сказал следующее: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи — в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей». Уже незадолго до своего страдания государь говорил: «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, я лучше поеду в самый дальний конец Сибири». В конце апреля 1918 года, уже в Екатеринбурге, Государь записал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да свершится воля Божия!»

— Многие усматривают в отречении обыкновенную слабость…

— Да, некоторые видят в этом проявление слабости: человек властный, сильный в обычном понимании слова не отрекся бы от престола. Но для императора Николая II сила была в другом: в вере, в смирении, в поиске благодатного пути по воле Божьей. Поэтому он не боролся за власть — да и вряд ли ее можно было удержать. Зато святое смирение, с которым он отрекся от престола и потом принял мученическую кончину, способствует и сейчас обращению всего народа с покаянием к Богу. Все-таки в значительном большинстве наш народ — после семидесяти лет безбожия — считает себя православным. К сожалению, большинство — не воцерковленные люди, но все-таки и не воинствующие безбожники. Великая княжна Ольга писала из заточения в Ипатьевском доме в Екатеринбурге: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». И, может быть, образ смиренного царя-мученика в большей степени подвигнул наш народ к покаянию и к вере, чем мог бы это сделать сильный и властный политик.

Революция: неизбежность катастрофы?

— То, как жили, как верили последние Романовы, повлияло на их канонизацию?

— Очень разное отношение к императору Николаю II сегодня: от обвинений в безволии и политической несостоятельности до почитания как царя-искупителя. Можно ли найти золотую середину?

— Я думаю, что самым опасным признаком тяжелого состояния многих наших современников является отсутствие всякого отношения к мученикам, к царской семье, вообще ко всему. К сожалению, многие сейчас пребывают в какой-то духовной спячке и не способны в свое сердце вместить какие-либо серьезные вопросы, искать на них ответы. Крайности, которые Вы назвали, мне кажется, встречаются не во всей массе нашего народа, а только в той, которая еще о чем-то думает, еще чего-то ищет, к чему-то внутренне стремится.

— Что можно ответить на такое заявление: жертва царя была совершенно необходима, и благодаря ей была искуплена Россия?

— Подобные крайности звучат из уст людей, богословски неосведомленных. Поэтому они начинают переформулировать некоторые пункты учения о спасении применительно к царю. Это, конечно, совершенно неправильно, в этом нет логики, последовательности и необходимости.

— Но говорят, что подвиг новомучеников много значил для России…

—Только подвиг новомучеников один и смог противостоять тому разгулу зла, которому подверглась Россия. Во главе этого мученического воинства стояли великие люди: патриарх Тихон, величайшие святители, такие, как митрополит Петр, митрополит Кирилл и, конечно, государь Николай II и его семья. Это такие великие образы! И чем больше будет проходить времени, тем будет понятнее их величие и их значение.

Я думаю, что сейчас, в наше время, мы можем более адекватно оценить то, что произошло в начале ХХ столетия. Знаете, когда бываешь в горах, открывается совершенно удивительная панорама — множество гор, хребтов, вершин. А когда удаляешься от этих гор, то все хребты поменьше уходят за горизонт, но над этим горизонтом остается одна огромная снежная шапка. И понимаешь: вот доминанта!

Так и здесь: проходит время, и мы убеждаемся в том, что эти наши новые святые были действительно исполины, богатыри духа. Я думаю, что и значение подвига царской семьи со временем будет открываться все больше, и будет понятно, какую великую веру и любовь они явили своим страданием.

Кроме того, спустя столетие видно, что никакой самый мощный вождь, никакой Петр I не смог бы своей человеческой волей сдержать то, что происходило тогда в России.

— Почему?

— Потому что причиной революции было состояние всего народа, состояние Церкви — я имею в виду человеческую ее сторону. Мы зачастую склонны идеализировать то время, но на самом деле все было далеко не безоблачно. Народ наш причащался раз в год, и это было массовое явление. На всю Россию было несколько десятков епископов, патриаршество было отменено, самостоятельности Церковь не имела. Система церковноприходских школ по всей России — огромная заслуга обер-прокурора Святейшего Синода К. Ф. Победоносцева — была создана только к концу XIX века. Это, безусловно, великое дело, народ стал учиться грамоте именно при Церкви, но произошло это слишком поздно.

Многое можно перечислять. Ясно одно: вера стала во многом обрядовой. О тяжелом состоянии души народной, если можно так сказать, свидетельствовали многие святые того времени — прежде всего, святитель Игнатий (Брянчанинов), святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они предвидели, что это приведет к катастрофе.

— Сам царь Николай II и его семья эту катастрофу предчувствовали?

— Вы хотите сказать, что невозможно обвинять исключительно Николая II в свалившихся на страну бедах?

— Да, именно так — ему суждено было родиться и царствовать в это время, он уже не мог просто напряжением воли изменить ситуацию, потому что она шла из глубины народной жизни. И в этих условиях он избрал путь, который был ему наиболее свойственен, — путь страдания. Царь глубоко страдал, душевно страдал еще задолго до революции. Он старался добром и любовью отстоять Россию, делал это последовательно, и эта позиция подвела его к мученичеству.

Какие же это святые.

— Отец Владимир, в советское время, очевидно, канонизация была невозможна по политическим причинам. Но и в наше время для этого потребовалось восемь лет… Почему так долго?

— Вы знаете, после перестройки прошло больше двадцати лет, а пережитки советской эпохи еще очень сильно сказываются. Говорят, что Моисей потому сорок лет со своим народом бродил по пустыне, что нужно было умереть тому поколению, которое жило в Египте и было воспитано в рабстве. Чтоб народ стал свободным, нужно было тому поколению уйти. И тому поколению, которое жило при советской власти, не очень-то легко изменить свой менталитет.

— Из-за определенного страха?

— Не только из-за страха, скорее, из-за штампов, которые насаждались с самого детства, которые владели людьми. Я знал многих представителей старшего поколения — среди них священники и даже один епископ, — которые еще застали государя Николая II при жизни. И я был свидетелем того, что они не понимали: зачем его канонизировать? какой же он святой? Им трудно было примирить образ, который они с детства восприняли, с критериями святости. Этот кошмар, который мы сейчас себе и не можем представить по-настоящему, когда немцами были оккупированы огромные части Российской империи, хотя Первая мировая война обещала закончиться победоносно для России; когда начались страшные гонения, анархия, Гражданская война; когда наступил голод в Поволжье, развернулись репрессии и т. д. — видимо, как-то оказался увязан в молодом восприятии людей того времени со слабостью власти, с тем, что не было настоящего вождя у народа, который мог бы противостать всему этому разгулу зла. И некоторые люди до конца жизни оставались под влиянием этого представления…

И потом, конечно, очень трудно сопоставить в своем сознании, например, святителя Николая Мирликийского, великих подвижников и мучеников первых веков со святыми нашего времени. Я знаю одну старушку, у которой дядю-священника канонизировали как новомученика — он был расстрелян за веру. Когда ей об этом сказали, она удивилась: «Как?! Нет, он, конечно, был очень хороший человек, но какой же он святой?» То есть людей, с которыми мы живем, принять как святых нам не так-то легко, потому что для нас святые — «небожители», люди из другого измерения. А те, кто с нами вместе ест, пьет, разговаривает и переживает — какие они святые? Трудно образ святости приложить к близкому тебе в быту человеку, и это тоже имеет очень большое значение.

Конец венчает дело

— Отец Владимир, я вижу, у Вас на столе среди прочих лежит книга о Николае II. Каково Ваше личное отношение к нему?

— Я вырос в православной семье и с самого раннего детства знал об этой трагедии. Конечно, всегда относился к царской семье с почитанием. Неоднократно бывал в Екатеринбурге.

Думаю, если отнестись со вниманием, серьезно, то нельзя не почувствовать, не увидеть величие этого подвига и не быть очарованным этими чудными образами — государя, государыни и их детей. Их жизнь была полна трудностей, скорбей, но была прекрасна! В какой строгости воспитывались дети, как они все умели трудиться! Как не любоваться поразительной духовной чистотой великих княжон! Современным молодым людям нужно увидеть жизнь этих царевен, столь они были просты, величественны и прекрасны. За одно только целомудрие можно было их уже канонизировать, за их кротость, скромность, готовность служить, за их любвеобильные сердца и милосердие. Они ведь были очень скромными людьми, непритязательными, никогда не стремились к славе, жили так, как их Бог поставил, в тех условиях, в которые они были поставлены. И во всем отличались удивительной скромностью, послушанием. Никто никогда не слышал, чтобы они проявляли какие-либо страстные черты характера. Наоборот, в них было взращено христианское устроение сердца — мирное, целомудренное. Достаточно даже просто посмотреть фотографии царской семьи, они сами по себе уже являют удивительный внутренний облик — и государя, и государыни, и великих княжон, и царевича Алексея. Дело не только в воспитании, но и в самой их жизни, которая соответствовала их вере, молитве. Они были настоящими православными людьми: как верили, так и жили, как думали, так и поступали. Но есть поговорка: «Конец венчает дело». «В чем застану, в том и сужу» — говорит Священное Писание от лица Бога.

Интервью печатается в сокращении. Полную версию читайте в специальном выпуске журнала «Фома» «Романовы: 400 лет в истории» (2013 г.)

Источник

Adblock
detector