День Ксении: что строго нельзя делать и как молиться святой
В субботу, 6 февраля, православная церковь чтит память двух христианских святых по имени Ксения: блаженной Ксении Петербургской и преподобной Ксении Миласской.
В народе этот день известен как День Аксении, Ксения, День Ксении и считается переломным моментом зимы: наши предки по погоде 6 февраля судили о том, какой будет весна. Подробнее о традициях, приметах и запретах праздника рассказывает OBOZREVATEL.
Кто такая Ксения Миласская
Преподобная Ксения Миласская жила в пятом веке в Риме. Она была родом из богатой семьи, но решила посвятить себя Богу и стала вести аскетическую жизнь, никому не рассказывая о своем знатном происхождении. В городе Миласе (современная Турция) на средства, взятые из дома, святая купила участок земли и построила церковь имени первомученика Стефана.
Блаженная Ксения Петербуржская родилась около 1730 года в Санкт-Петербурге. Она была замужем за придворным певчим, но, когда ей было 26 лет, овдовела. Тогда святая раздала все, что имела, и стала ходить по улицам в лохмотьях, словно юродивая. Ночью она возносила молитвы в поле, а днем наставляла людей и давала советы: о ее чудесах и пророчествах по сей день ходят легенды.
Так она прожила около 45 лет. Взяв на себя подвиг юродства, один из самых трудных, святая подвергалась презрению и насмешкам. Она умерла около 1802 года и была похоронена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, где позже в честь нее была построена часовня.
В день памяти блаженной Ксении к этой часовне приезжает множество людей, которые обращаются к святой с просьбами о помощи.
6 февраля верующие молятся святой Ксении Петербуржской о помощи и заступлении. А земля с ее могилы считается чудодейственной: горсточку приносят домой и хранят у иконостаса.
Наши предки День Ксении считали «переломом зимы». Считалось, что с этого момента до следующего урожая нужно столько же припасов, сколько уже съедено.
Чтобы узнать, каким будет урожай, проводили специальное гадание: вечером клали на стол немного ржи и если с утра казалось, что зерна стало больше, это было хорошим знаком.
Ссориться с окружающими, сквернословить.
Заниматься любым рукоделием.
Стричь ногти и волосы.
Рассказывать о том, что приснилось.
Какая погода на Ксению, такая и весна будет.
Метель – к затяжной весне.
Ясно и греет солнце – весна будет красной.
Как сообщал OBOZREVATEL, ретроградный Меркурий, который продлится до 21 февраля 2021 года, станет особенно тяжелым для Козерогов, Весов и Дев.
Не пропусти молнию! Подписывайся на нас в Telegram
Важное
Детей нужно вакцинировать с 5 лет, впереди новая волна COVID-19: блиц-интервью с врачом из Израиля Брилем
Тяжелая фура поехала и придавила украинца: в Чехии на заработках погиб 26-летний житель Закарпатья
Шольц возглавил правительство Германии: чего ждать Украине и почему Кремлю не стоит радоваться
новости Украины
ВОЗ экстренно соберется на встречу из-за нового штамма COVID-19
Грузия – Украина: анонс матча отбора на ЧМ-2023 по баскетболу, трансляция на XSPORT
В Чехии объявили чрезвычайное положение из-за COVID-19: названа дата введения запретов
Жизнь
26 ноября: какой праздник, что нельзя делать, приметы и именинники
Синоптик заявил, что погода в Украине зимой может оказаться «аномальной»: чего ждать
В Украину пришло потепление, но вскоре часть страны накроют дожди: прогноз до конца недели. Карта
Мнения
Путин уже напал
«Украинский след», или Вкусная конфетка для русского плебса
Подполковнику сухопутных войск три месяца не платят зарплату
В Польше задержан подозреваемый в шпионаже в пользу РФ: напряжение в регионе растет
Угольный цейтнот: будут ли украинцы с теплом и светом?
Какой чай самый полезный и как его правильно употреблять
Кремль поднимает ставки
Громкие скандалы звезд из-за ЛГБТ: как не «вляпаться»
Использование любых материалов, размещенных на ресурсе OBOZREVATEL разрешается только при условии обязательной ссылки на OBOZREVATEL, а для интернет-изданий – размещение прямой, открытой для поисковых систем, гиперссылки на страницу OBOZREVATEL, на которой размещен оригинальный материал. Любое копирование, публикация, перепечатка и последующее распространение информации, которая содержит ссылку на «Интерфакс-Украина» www.interfax.com.ua, строго запрещено. Все опубликованные фотоматериалы Getty Images и УНИАН не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме без письменного разрешения компаний. Редакция OBOZREVATEL может не разделять точку зрения, изложенную в авторском материале. За достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах, ответственность несет рекламодатель.
©2021 Все права защищены, ООО «Золотая середина».
День памяти блаженной Ксении Петербургской
Блаженная Ксения Петербургская
Святая блаженная Ксения родилась в первой половине 18 столетия между 1719 и 1730 годами от благочестивых и благородных родителей. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но недолго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути — ангел смерти разлучил их: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на 26-м году ее жизни.
Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в одежды мужа: надев его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. Потом она совсем перестала откликаться, если ее называли Ксенией Григорьевной, но всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.
Ксения не имела какого-либо определенного местожительства. Большею частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого апостола Матфия, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной.
Постепенно к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — в зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как она сама.
Бродя целыми днями по улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина, и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.
В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, кто-то натаскивает наверх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич наверху. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что этим неутомимым работником была блаженная Ксения.
За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича; купчихе Крапивиной предсказала кончину прикровенно, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девице — замужество.
Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики — все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.
Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет, но пришел конец и ее земному странствованию. Около 1803 года она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба.
После многолетнего народного почитания в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых.
Другие праздники в разделе «Православные праздники»
Почему у Ксении Петербургской несколько дней памяти
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Любимая верующим народом при жизни и по кончине – уже более 300 лет, святая Ксения собирает на дни своей памяти тысячи людей в храмах по всей России. Как же появились эти даты?
Три праздника блаженной Ксении
Блж. Ксения Петербургская
Обычно празднование свя тому происходит на годовщину преставления, на обретение, перенесение мощей. Некоторым святым, как особо чтимым (например, св. Иоанну Предтече) Церков ь совершает особые службы также на день рождения в земную жизнь.
Когда же Ксения закончила земную дорогу, оказалось, что никто не помнит даже точного года ее рождения. Год кончины со временем тоже позабылся. А уж день – тем паче. Когда же народное почитание святой перешло в церковную канонизацию, дни памяти пришлось устанавливать так, как делается со святыми, о которых не сохранилось подробных данных.
6 февраля – именины
Удивительно, как судьба человека иной раз похожа на жизненный путь его небесного покровителя. Будущую святую окрестили с именем подвижницы V в. прп. Ксении Милаской.
В миру ее звали Евсевией, имя же Ксении она взяла сама. Не желая вступать в брак, девушка с двумя служанками покинула отчий дом, так, что многие десятилетия родные не имели о ней известий. Евсевия удалилась в город Миласс. Здесь она основала женскую обитель. Там же подвижница назвалась новым именем.
Прошли годы, святая прославилась добродетельной жизнью, неустанной помощью страждущим. А когда она скончалась, над ее обителью многие видели венец и крест – зримое воздаяние ей за подвиги.
С тех пор множество девочек при Крещении получали имя Ксении. Петербургская же святая в чем-то повторила путь святой странницы, бывшей Евсевии. Возможно, ее дорога оказалась даже тяжелее, ведь блаженная не покидала родного города, но здесь, среди не понимающих ее людей, со смирением терпела холод, зной, насмешки, укоры, и так стяжала святость.
6 июня – прославление
Несколько столетий к скромной могилке на Смоленском кладбище Петербурга шли люди. Несли « матушке Ксении » свою боль, как умели, просили помощи. Бесконечно оставляли записки – сначала у оградки, затем – у часовни, где покоятся ее мощи, пусть там даже размещалась скульптурная мастерская. С уществу ет устойчивое предание: работа ее не шла, бюсты коммунистических вождей постоянно разбивались.
Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая
Дни памяти
3 июля (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых
Житие
Святая блаженная Ксения родилась между 1719 и 1731 годами. О родителях святой, ее детских и отроческих годах ничего не известно. Известно только, что отца блаженной звали Григорием.
По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но недолго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути: Андрей Феодорович внезапно скончался, оставив супругу вдовою на двадцать шестом году ее жизни.
Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея.
В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг – подвиг юродства Христа ради.
Она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка. Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении, полагавшие, что молодая вдова лишилась рассудка из-за свалившегося на ее плечи горя, подали даже и прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но после разговора с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.
Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения шла тяжелым путем юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть надев на себя его белье, кафтан, камзол, она все так же уверяла людей, что Андрей Феодорович жив, а умерла его супруга Ксения. Она никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, но всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.
Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого апостола Матфия (ныне – улица Большая Пушкарская, дом 35), где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение, они ругались, бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее уличному преследованию.
Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Когда костюм Андрея Федоровича истлел и распался, святая облачилась в лохмотья. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот – зеленой кофточке и красной юбке. Вероятно, в память о цветах форменной одежды мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника [1] ) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она.
Бродя целыми днями по улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.
В 1786-1790 годах под руководством священника Георгия Петрова и по проекту архитектора Алексея Иванова на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге была построена каменная Смоленская церковь. Рабочие, трудившиеся на строительстве храма, замечали странные вещи. За время их отсутствия, ночами, кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви. Наконец они решили разузнать, кто мог быть этот даровой неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что это была раба Божия блаженная Ксения.
За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны (1762) и молодого императора Иоанна Антоновича (1764), помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника.
Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Купчихе Крапивниной предсказала кончину прикровенно, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девице – замужество.
Однажды она сказала своей старой знакомой Параскеве Антоновой, той самой, которой подарила дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!» Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил насмерть беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его себе, и так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его. Воспитанный ею приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, которая благодарила блаженную за великую радость.
Жители Петербургской стороны замечали, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца – торговля будет успешной. Если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.
Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое.
Люди, почитавшие блаженную Ксению, разбирали землю с ее могильного холма, так что холм насыпали несколько раз. Позже на месте холма была положена каменная плита, которую также разбирали по камушкам. В третьей четверти XIX века на этом месте была построена маленькая часовня, а в 1902 году по проекту архитектора Александра Всеславина была возведена большая каменная часовня. В советские годы часовню закрыли, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим.
Другое памятное место, связанное со святой Ксенией, находится на Петроградской стороне – это улица Лахтинская, где Ксения жила с супругом. Дом их находился либо в начале улицы, впоследствии названной по имени ее мужа – «Андрея Петрова» (с 1877 года – Лахтинская), то есть около Большого проспекта, либо между домами 15 и 19 по Лахтинской улице (в 2019 году здесь был возведен храм святой Ксении Петербургской).
После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. А еще ранее – 24 сентября 1978 – Ксения Петербургская была канонизирована Русской Православной Церковью Заграницей. Храмы во имя святой Ксении находятся во многих странах мира, а изображение ее можно увидеть даже на новозеландских монетах.
Примечание
[1] Многие думают, что всадник с копьем, изображенный на аверсе старинных русских монет, это Георгий Победоносец, поражающий змея. Но это не так. Традиция чеканить вооруженного всадника укрепилась на Руси еще в период правления Ивана III, который известен тем, что смог объединить разрозненные русские княжества в единое государство. В этот период серебряная монета становится общерусской, обретает легенду «Государь всея Руси», указывая на владычество московского князя над остальными. Именно образ князя и воплощает воин-властитель с монетки. Благодаря копью в руке воина в русском языке и появилось слово «копейка».
6 февраля церковь празднует день Блаженной Ксении Петербургской, одной из самых любимых и почитаемых народом святых. Обычно в этот праздник в храмах многолюдно. За что же так полюбили ее люди, о чем просят они ее в своих молитвах?
Кто такие блаженные?
Блаженными на Руси называются люди, которые полностью посвятили свою жизнь Богу, юродствовали, молились, обладали даром пророчества и исцеления. Их мало интересовало, какое впечатление они производят на людей, они не заботились об одежде, о том, где им жить, что они будут есть.
Это были люди необыкновенной чистоты души и верности Богу, проводниками благодати и воли Божией. Дела, в которых они участвовали, решались чудесным образом. От них не могли сокрыться ни ложь, ни обман, они могли читать в чужих душах и открывать коварные замыслы, помогать тем, кто нуждался в чуде, ни о чем не спрашивая.
Именно такой была святая Ксения Блаженная, которая жила в Санкт-Петербурге в 18-м веке и «безумием мнимым безумие мира обличала».
Трагедия в жизни юной Ксении
Большая трагедия случилась в жизни образованной молодой женщины, которой едва исполнилось 26 лет. У нее внезапно умер муж, Андрей Федорович Петров. Это была верующая семья, он пел в церковном хоре, но перед смертью не успел покаяться и причаститься.
На похороны жена пришла в его мундире, объясняя это тем, что умер вовсе не он, а жена его, Ксения, которую сегодня и хоронят.
Конечно, все ее пожалели, ведь было очевидно, что от горя она лишилась рассудка. Однако начальство мужа признало ее вменяемой, и она получила свою долю наследства. Неожиданно она раздала его нуждающимся и отправилась скитаться по сырым улицам города на Неве, откликаясь на имя Андрея Федоровича. Так начался подвиг юродивой, который она взяла на себя Христа ради.
Ночные моления
По ночам уходила она в пустынные места и не раз видели, как она молилась до рассвета. Когда мундир мужа совсем истрепался, она стала носить красную юбку с зеленой кофтой. Ксения просила каждую ночь Бога, чтобы все грехи покойного мужа были прощены, постепенно ее духовная сила и благодать, которую получала от общения с Богом, возрастали.
Первые чудеса при жизни
Вскоре люди стали замечать, что после встречи с Ксенией исчезали их проблемы, происходили исцеления. Зайдет она в лавку, а после нее набежит толпа покупателей и раскупит все. Она помогала в устройстве браков, в обретении долгожданных детей, в тушении пожаров. Помогала Ксения в обличении мошенников.
Так и сейчас, если кто имеет семейные нужды или материальные проблемы, заказывают молебны, читают акафисты, чтобы там, на небесах, помолилась о них Ксения, выпросила у Господа желаемое для них.
Еще при жизни многие увидели в ней не умалишенную женщину, а новую святую. Имея великий дар молитвы, Блаженная Ксения скрывала это сокровище, дарованное Богом. После ее смерти люди более сотни лет ходили молиться на ее могилку, хотя прославлена в Церкви она была только в 1988 году.
Как и о чем молятся Блаженной Ксении Петербургской
К Блаженной обращаются с различными житейскими просьбами, когда хотят выйти замуж или жениться, когда долго нет детей, о здоровье больных, о хорошей торговле, о работе, о крыше над головой.
Нужно и самим стараться соблюдать заповеди, ходить на исповедь, помогать нуждающимся. Когда люди быстро получали просимое, они рассказывали другим о чудесах, которые с ними случались при помощи Блаженной Ксении, слава святой быстро росла. Но нельзя забывать, что мы нуждаемся и в духовной помощи, за которой тоже нужно обращаться к святым.
Можно ставить святой свечки в церкви и дома перед иконами, читать молитвы, а затем говорить о том, что накипело на душе, своими словами. Можно взять благословение у священника на чтение Акафиста. В нем описываются чудеса, которые совершала Ксения при жизни.
Многие совершают паломничество к часовне Ксении Блаженной, которая находится в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище. Она похоронена под спудом, но люди с верой оставляют записки у часовенки со своими просьбами.
Даже если у вас нет иконки или нет возможности поехать в паломническую поездку, не расстраивайтесь. Святые слышат каждое слово, с которым вы обращаетесь. В описаниях необыкновенных историй наших современников, которые произошли после молитв, можно узнать, как люди строили дома, когда денег не хватало, как рождались дети у тех, у кого надежды особой не было, кто нашел свою половинку. Бывали случаи, когда Ксения Блаженная являлась наяву или во сне, чтобы дать важную подсказку.
Есть молитвенная песня к Ксении Блаженной, которая может принести утешение в трудные минуты.
Почему у Ксении Петербургской несколько дней памяти
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Любимая верующим народом при жизни и по кончине – уже более 300 лет, святая Ксения собирает на дни своей памяти тысячи людей в храмах по всей России. Как же появились эти даты?
Три праздника блаженной Ксении
Блж. Ксения Петербургская
Обычно празднование свя тому происходит на годовщину преставления, на обретение, перенесение мощей. Некоторым святым, как особо чтимым (например, св. Иоанну Предтече) Церков ь совершает особые службы также на день рождения в земную жизнь.
Когда же Ксения закончила земную дорогу, оказалось, что никто не помнит даже точного года ее рождения. Год кончины со временем тоже позабылся. А уж день – тем паче. Когда же народное почитание святой перешло в церковную канонизацию, дни памяти пришлось устанавливать так, как делается со святыми, о которых не сохранилось подробных данных.
6 февраля – именины
Удивительно, как судьба человека иной раз похожа на жизненный путь его небесного покровителя. Будущую святую окрестили с именем подвижницы V в. прп. Ксении Милаской.
В миру ее звали Евсевией, имя же Ксении она взяла сама. Не желая вступать в брак, девушка с двумя служанками покинула отчий дом, так, что многие десятилетия родные не имели о ней известий. Евсевия удалилась в город Миласс. Здесь она основала женскую обитель. Там же подвижница назвалась новым именем.
Прошли годы, святая прославилась добродетельной жизнью, неустанной помощью страждущим. А когда она скончалась, над ее обителью многие видели венец и крест – зримое воздаяние ей за подвиги.
С тех пор множество девочек при Крещении получали имя Ксении. Петербургская же святая в чем-то повторила путь святой странницы, бывшей Евсевии. Возможно, ее дорога оказалась даже тяжелее, ведь блаженная не покидала родного города, но здесь, среди не понимающих ее людей, со смирением терпела холод, зной, насмешки, укоры, и так стяжала святость.
6 июня – прославление
Несколько столетий к скромной могилке на Смоленском кладбище Петербурга шли люди. Несли « матушке Ксении » свою боль, как умели, просили помощи. Бесконечно оставляли записки – сначала у оградки, затем – у часовни, где покоятся ее мощи, пусть там даже размещалась скульптурная мастерская. С уществу ет устойчивое предание: работа ее не шла, бюсты коммунистических вождей постоянно разбивались.
Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая
Дни памяти
3 июля (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых
Житие
Святая блаженная Ксения родилась между 1719 и 1731 годами. О родителях святой, ее детских и отроческих годах ничего не известно. Известно только, что отца блаженной звали Григорием.
По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но недолго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути: Андрей Феодорович внезапно скончался, оставив супругу вдовою на двадцать шестом году ее жизни.
Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея.
В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг – подвиг юродства Христа ради.
Она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка. Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении, полагавшие, что молодая вдова лишилась рассудка из-за свалившегося на ее плечи горя, подали даже и прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но после разговора с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.
Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения шла тяжелым путем юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть надев на себя его белье, кафтан, камзол, она все так же уверяла людей, что Андрей Феодорович жив, а умерла его супруга Ксения. Она никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, но всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.
Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого апостола Матфия (ныне – улица Большая Пушкарская, дом 35), где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение, они ругались, бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее уличному преследованию.
Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Когда костюм Андрея Федоровича истлел и распался, святая облачилась в лохмотья. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот – зеленой кофточке и красной юбке. Вероятно, в память о цветах форменной одежды мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника [1] ) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она.
Бродя целыми днями по улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.
В 1786-1790 годах под руководством священника Георгия Петрова и по проекту архитектора Алексея Иванова на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге была построена каменная Смоленская церковь. Рабочие, трудившиеся на строительстве храма, замечали странные вещи. За время их отсутствия, ночами, кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви. Наконец они решили разузнать, кто мог быть этот даровой неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что это была раба Божия блаженная Ксения.
За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны (1762) и молодого императора Иоанна Антоновича (1764), помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника.
Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Купчихе Крапивниной предсказала кончину прикровенно, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девице – замужество.
Однажды она сказала своей старой знакомой Параскеве Антоновой, той самой, которой подарила дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!» Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил насмерть беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его себе, и так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его. Воспитанный ею приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, которая благодарила блаженную за великую радость.
Жители Петербургской стороны замечали, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца – торговля будет успешной. Если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.
Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое.
Люди, почитавшие блаженную Ксению, разбирали землю с ее могильного холма, так что холм насыпали несколько раз. Позже на месте холма была положена каменная плита, которую также разбирали по камушкам. В третьей четверти XIX века на этом месте была построена маленькая часовня, а в 1902 году по проекту архитектора Александра Всеславина была возведена большая каменная часовня. В советские годы часовню закрыли, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим.
Другое памятное место, связанное со святой Ксенией, находится на Петроградской стороне – это улица Лахтинская, где Ксения жила с супругом. Дом их находился либо в начале улицы, впоследствии названной по имени ее мужа – «Андрея Петрова» (с 1877 года – Лахтинская), то есть около Большого проспекта, либо между домами 15 и 19 по Лахтинской улице (в 2019 году здесь был возведен храм святой Ксении Петербургской).
После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. А еще ранее – 24 сентября 1978 – Ксения Петербургская была канонизирована Русской Православной Церковью Заграницей. Храмы во имя святой Ксении находятся во многих странах мира, а изображение ее можно увидеть даже на новозеландских монетах.
Примечание
[1] Многие думают, что всадник с копьем, изображенный на аверсе старинных русских монет, это Георгий Победоносец, поражающий змея. Но это не так. Традиция чеканить вооруженного всадника укрепилась на Руси еще в период правления Ивана III, который известен тем, что смог объединить разрозненные русские княжества в единое государство. В этот период серебряная монета становится общерусской, обретает легенду «Государь всея Руси», указывая на владычество московского князя над остальными. Именно образ князя и воплощает воин-властитель с монетки. Благодаря копью в руке воина в русском языке и появилось слово «копейка».
День памяти блаженной Ксении Петербургской
Блаженная Ксения Петербургская
Святая блаженная Ксения родилась в первой половине 18 столетия между 1719 и 1730 годами от благочестивых и благородных родителей. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но недолго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути — ангел смерти разлучил их: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на 26-м году ее жизни.
Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в одежды мужа: надев его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. Потом она совсем перестала откликаться, если ее называли Ксенией Григорьевной, но всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.
Ксения не имела какого-либо определенного местожительства. Большею частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого апостола Матфия, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной.
Постепенно к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — в зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как она сама.
Бродя целыми днями по улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина, и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.
В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, кто-то натаскивает наверх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич наверху. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что этим неутомимым работником была блаженная Ксения.
За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича; купчихе Крапивиной предсказала кончину прикровенно, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девице — замужество.
Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики — все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.
Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет, но пришел конец и ее земному странствованию. Около 1803 года она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба.
После многолетнего народного почитания в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых.
Другие праздники в разделе «Православные праздники»
Святая блаженная Ксения Петербургская. День памяти — 6 февраля
День памяти Ксении Петербуржской принято отмечать 6 февраля. Что же происходит в этот день на Смоленском кладбище? Поговорим об этом в нашей статье!
День памяти Ксении Петербуржской
6 февраля — праздник блаженной Ксении Петербургской.
Икона «Ксеньюшки Блаженной», как называют эту любимую в народе святую, сегодня есть в каждом храме нашего города, да и по всей стране. В день ее памяти к часовне на Смоленском кладбище стекается множество народа: от полунищих путников до богато одетых дам, от глубоких стариков до юных студентов, от иноков до почти неверующих.
Люди несут цветы и, несмотря на морозы, стоят в длинной-длинной очереди. У них свои отношения с Ксеньюшкой, очень личные, которые выразить можно, лишь прислонившись лбом к холодной стене часовни… А было время, когда посещение ее могилки запрещалось: на кладбище был установлен милицейский пост, а саму часовню обнесли забором…
Часовня… для хозяйственных нужд?
Почитание Ксении Блаженной началось при ее жизни и усилилось после кончины. В 1830-е над могилой на Смоленском кладбище устроили простую деревянную часовню, больше напоминавшую сарай. По инициативе тогдашнего настоятеля протоиерея Алексия Сперанского в 1902 году была возведена каменная часовня в русском стиле. В годы войны Смоленская церковь и часовня Ксении Блаженной были закрыты, но люди все равно приходили и молились здесь. По многочисленным просьбам верующих храм и часовня были открыты в 1947 году. Часовню за неделю, а храм за месяц удалось привести в пригодное для богослужений состояние. Но в годы хрущевских гонений часовню вновь закрыли, объяснив это «нездоровой» обстановкой, создаваемой «кликушескими» элементами, а также аварийным состоянием здания. Прошения об ее открытии поступали в течение 20 лет, но оставались без ответа. В начале 1980-х дело сдвинулось: в 1982 году Ленгорисполком принял решение о передаче часовни церковной общине.
В 1987 году в праздник Смоленской иконы Божией Матери часовня была освящена. Уполномоченный по делам религии пытался помешать крестному ходу вокруг часовни: во время чина освящения к митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию подходили люди и передавали требование уполномоченного не идти крестным ходом, но он отвечал: «Когда я служу, мне никто не может помешать». И крестный ход был совершен.
Протоиерей Виктор Московский был назначен настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери 1 сентября 1987 года. «Храм был в запущенном состоянии, часовню Ксении Блаженной отремонтировали, но совершать панихиды по ней уполномоченный запрещал. Использовать часовню можно было лишь как помещение для хозяйственных нужд, там находился склад инвентаря, — вспоминает отец Виктор. — Людей-то не обманешь, они шли в часовню и слезно просили совершать там молитву. Я вынужден был обратиться к митрополиту Алексию (впоследствии Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II) с просьбами верующих благословить совершать молитву в часовне. Он мне посоветовал от имени верующих людей, не боясь, настойчиво добиваться права на молитву, обращаясь во все инстанции. Конечно, владыка Алексий во всем поддерживал меня и помогал. Но только весной 1988 года мы наконец получили негласное разрешение на совершение треб в часовне».
В 1988 году произошло событие, которое еще несколько лет назад невозможно было представить: блаженную Ксению причислили к лику святых. В канун канонизации было разрешено совершать по ней панихиды. «Но, совершая панихиды, мы все равно относились к ней, как к святой, — говорит отец Виктор. — Чувствовали ее помощь во всем, ее молитву».
Митрополит Алексий всячески содействовал канонизации Ксении Блаженной. Приезжая из Синода, он каждый раз говорил настоятелю, что дело сдвинулось на 60%, потом на 80%, потом уже на 98%… Покойный Патриарх Алексий II всю жизнь сохранял трепетное отношение к петербургской святой: хотя бы раз в год, в свой приезд в Петербург, посещал храм и часовню, служил Литургию, молебны, говорил слово прихожанам. «Он считал Смоленский храм и часовню своим любимым детищем», — вспоминает отец Виктор.
Протоиерей Виктор Московский слышал про Ксению Блаженную еще в детстве: «Когда прислуживал в храме, видел, что многие записки об упокоении начинались с имен Иоанна Кронштадтского и Ксении Блаженной». Тогда он еще не знал, кто это такая, узнал позже, учась в семинарии. Но в советское время никто представить не мог, что в нашей стране канонизируют новых святых: «Даже и во сне нам не снилось, что будут открываться закрытые храмы, строиться новые; подвижники веры и благочестия будут прославляться в лике святых. В наше-то время храмы закрывались. Сейчас я смотрю вокруг и удивляюсь: воистину Господь творит чудеса! И народ Божий помогает Церкви, и власти, и благотворители».Рядом даже в мелочах
В праздник Ксении Блаженной на Смоленское кладбище приезжают и приходят пешком паломники из самых разных мест нашей страны и ближнего зарубежья. Народу с каждым годом все больше и больше: в прошлом году очередь была до 17-й линии, а часовню закрыли только в полночь. «У нас пока, к сожалению, нет возможности принимать паломников, — говорит отец Виктор. — Здание для гостиницы требует ремонта. К тому же оно очень небольшое, — а паломников тысячи! Кто-то останавливается в Иоанновском монастыре, там есть гостиница, кто-то — у знакомых. А кому совсем негде ночевать, тех мы оставляем в храме, а на следующий день они помогают в уборке. Так и выходим из положения. Паломники из других городов могут быть спокойны: на улице никто не останется».
Нина Фролова, свечница в часовне, рассказывает: «Людям, которые приходят на праздник, я бы памятник ставила. Ведь по пять, по шесть часов стоят только для того, чтобы приложиться. Так долго не потому, что мы чего-то не учитываем (стараемся не задерживать: один батюшка помазывает, а другой молебны служит), просто народу так много. Столько любви надо людям, столько терпения! Но, наверное, за то, что они выстояли, они от Ксении милость и получают». Нина Анатольевна трудится бок о бок с матушкой Ксенией уже 21-й год: «Это великая Божия милость. Ксения помогает, подставляет плечо, даже в мелочах она рядышком с вами». За это время по молитвам Ксении Блаженной совершилось немало чудес. «Только-только открыли часовню, к гробнице подвезли мальчика в инвалидной коляске, батюшка помазал его маслом. Я сама видела, как он из коляски встал. Нет, он не пошел — да и не мог, наверное, пойти, ножки-то слабые, — но встал и стоял. А еще был такой случай. Знакомая одной нашей прихожанки живет за границей. У нее обнаружили рак желудка, предстояла сложная операция. Она не просила Ксению ее исцелить, она просила: „Помоги!“ Мы заказали 40 молебнов, но не успели все отслужить, как она позвонила и сказала, что ее выписали из клиники: диагноз не подтвердился. Мы заказали еще 40 молебнов, теперь уже благодарственных… Многим матушка Ксения деток дает, моей сестре вот внучку подарила. В семье ее сына девять лет не было детей, и сестра часто ходила к Ксении молиться за сына. А неверующая невестка относилась к этому скептически. И вот на девятый год у них родилась дочь. Невестка после этого уверовала и свекровь свою благодарила».
Сегодня — гуляющий, завтра — верующий
В часовне блаженной Ксении Петербургской молебны и панихиды служат постоянно с открытия до закрытия. Часто не только по запискам, но и по письмам, приходящим издалека: «Мы получаем очень много писем с просьбами помолиться о болящих или пьющих родственниках, солдатах-срочниках, особенно о тех, кто служит в „горячих точках“, — рассказывает отец Виктор. — Часто просят у Ксеньюшки помощи, если в семье неладно или когда ищут достойного спутника жизни. Бывает, просят прислать маслица. Мы опускаем лепесток розы в елей, освященный на могиле Ксеньюшки, и в письме высылаем. Они потом этот лепесточек полагают в сосуд с маслом. Получаем мы и благодарственные письма. Часто пишут: „Какие вы счастливые, что имеете такую святыню!“ Пишут, что молятся за нас. Я говорю своей братии: „Благодарите Бога, что все мы здесь, нас знает и о нас молится весь мир“».
В годы, когда часовня была закрыта, люди писали записки со своими просьбами к Ксении Блаженной. Сейчас и храм, и часовня открыты, можно подать записку за здравие или за упокой, помолиться за богослужением. Но люди по-прежнему оставляют записки у стен часовни: пришлось даже поставить для этого специальный ящик. Содержание этих записок часто бывает курьезным: «Я однажды видел записку мальчика: „Ксения Блаженная, убеди мою маму, чтобы купила мне велосипед!“ — вспоминает отец Виктор. — Не только дети, но и взрослые такое пишут! Поговорить бы с теми, кто оставляет эти записки, объяснить, что это не волшебство какое-то, но они со священниками в контакт не вступают».
В городе бытует поверье, если пара собирается пожениться, надо три раза обойти вокруг часовни, чтобы брак был прочным. «Это смешно, конечно, — говорит отец Виктор. — Можно попросить Ксению, чтобы брак был прочным, но надо приходить с верой, с молитвой, а не с магической цифрой „три“ в голове. Ведь можно и десять раз вокруг часовни обойти, а толку не будет. По вере вашей да будет вам…»
Нина Фролова считает, что 20 лет назад, когда часовня только открылась, у людей было больше сердечной веры: «Бабушки, которые прошли десятилетия безбожия, как молились. А сейчас людей больше стало, а искренне верующих — меньше. Стоит очередь в часовню, начинаешь просить, чтобы пропустили вперед тех, кто с маленькими детьми, куда там! Бывает, чуть не до драки дело доходит. Приезжие, как правило, приходят с благоговением, я больше говорю про местных, гуляющих. Хотя… сегодня пришел гуляющий, завтра, не исключено, Ксения так его поразит, что станет верующим. »
Фото: Юрий Костыгов и Станислав Марченко
Журнал «Вода живая». Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. № 2, 2010 год. Автор: Татьяна Кириллина
Вы прочитали статью День памяти Ксении Петербуржской — 6 февраля. Читайте также: