Меню

праздник святого хетага в северной осетии

Праздник святого хетага в северной осетии

День святого Хетага? Что за очередная вольность? 15.07.2020 22:23

1 45В минувшие выходные в Алании отмечали один из общенациональных религиозных праздников – Уастырджыйы къохы дзуары бон, для простоты именуемый в народе Хетæджы Уастырджыйы дзуар. Однако, в условия пандемии, в текущем году торжества прошли в заметно усеченном виде. Также как ранее и другой праздник национальной веры – Рекомы дзуары бон. В обоих случаях с подобными рекомендациями и привызом к пониманию обратился глава «Стыр Ныхас» Руслан Кучиев. Что касается Уастырджыйы къохы дзуары бон, то с поздравлениями к соплеменникам обратились главы Алании, северной – Вячеслав Битаров и Южной – Анатолий Бибилов. Правда, в обоих случаях с общенациональным праздником поздравляли в основном жителей севера нашей Родины. Но сегодня разговор не об этом. В конце-концов подобное могло оказаться элементарно недосмотром обеих пресс-служб.

Другое дело, что уже не первый год на севере Алании этот религиозный праздник неверно трактуют. Вот и в минувшее воскресенье глава севера Осетии В. Битаров, предварительно, по доброй традиции облачившись в национальный костюм, поздравил своих соотечественников с… Днем Хетага. Любопытно, что данный неверный постулат с лёгкостью подхватил ряд средств массовой информации севера и юга Осетии, причем некоторые даже умудрились назвать праздник Днем святого Хетага… Что тут скажешь? Работникам национальных масс-медиа пора уже различать грань между народной верой и христианством, поскольку идиома «святой» не может употребляться в контексте национальной веры по умолчанию. Кроме того, в осетинском религиозном пантеоне нет «святого» с именем Хетаг. В священной роще почитают Уастырджы, который спас Хетага от смерти – такова семантика данного праздника. И никак иначе.

Вообще, в связи с празднованием Уастырджыйы къохы дзуары бон (и не только) прослеживается давнее желание переосмысления осетинских традиций в угоду христианству. На это, в частности, указывает и упорно навязываемая легенда, связанная с наименованием данного праздника. Почему-то считается, что он получил имя от легендарного Хетага, насельника Кабарды. В итоге, в сегодняшней интерпретации легенда звучит следующим образом. Мол, был этот Хетаг сыном кабардинского князя, придерживающегося христианства. И когда его отец и братьярешили отдать предпочтение исламу, Хетаг отказался это сделать. Родные обозлились на него и тогда он решил скрыться в Осетии. По пути в Куртатинское ущелье, у современного селения Суадаг, Хетага стали настигать преследователи. Укрыться в ближайшем лесу беглец уже не успевал. И тогда Хетаг взмолился к небу и масса леса сама окружила Хетага. Преследователи повернули обратно, так как не смогли его найти. А Хетаг узрел своего спасителя – небожителя Уастырджы, покровителя Осетии, которого в легенде почему-то снова синхронизируют со святым Георгием…

Эту версию на сегодня многие считают основной, хотя на лицо очередное навязчивое наслоение двух религий. В таком случае, почему праздник проходит безучастия православного священника, и почему ежегодно по древнему обычаю проходит жертвоприношение животного, что категорически неприемлемо для христианства? Да и для чего «языческому» Уастырджы спасать «христианина» Хетага, который, к тому же еще и кабардинец, а не осетин? Понятно, что не все так просто с этой легендой. К примеру, в «Очерках Осетии» (1850 г.)согласно повествованию исследователяНиколая Берзенова Хетаг и вовсе был мусульманином, которого лес укрыл от врагов-христиан (!). Кроме того, есть еще одна легенда, которая вообще не связана с христианством. В ней Хетаг – отчаянный горец, похитивший девушку и укрывшийся от погони в лесу после обращения к Уастырджы… Кстати, обе последние легенды более раннего периода, однако со временем тема христианства и страдания за него стала основной. И это неудивительно, православные клирики в царский период старались облекать осетинские традиции в православные одежды. Эта линия продолжается и сегодня, и вот пока праздник называли День Хетага, а теперь еще и «святого Хетага».

Свое мнение по этому поводу в своем недавнем интервью нашей газете высказал и кандидат филологических наук Юрий Дзиццойты: «Если Хетаг бежал из верховий Зеленчука, то он не был кабардинцем, поскольку там жили аланы. А если это было так, то он, естественно, не был христианином. В верховьях Зеленчука в средние века утвердилось присутствие Аланской Епархии, и если бы Хетаг принял христианство, то остался бы там и служил христианской религии… Да и обосновавшись в новой местности, Хетаг воздвиг не христианский храм, а вел себя как представитель традиционной осетинской веры. Хетæджы къох – это святилище, не имеющее ничего общего с христианством. Потому что Хетаг был представителем дохристианской Алании». И последнее. Напомним, что в данный общенациональный праздник мы почитаем не простого смертного Хетага, а небесного Уастырджы!

Источник

Жители Северной Осетии отмечают День Святого Хетага

В основе праздника лежит древнее предание, согласно которому Хетаг против воли своих родственников одним из первых в Осетии принял Христианство. Преследуемый разгневанными близкими, обессилевший, он обратился к небесам с просьбой о помощи, и тогда от леса, покрывающего склоны близлежащих гор, отделилась роща и укрыла беглеца. С тех пор по легенде это место считается дзуаром (святилищем).

Традиционно этот праздник отмечали выходцы из Алагирского района республики, рядом с которым расположена Святая Роща, однако первый Президент Северной Осетии Ахшарбек Галазов, будучи сам выходцем из Алагира, придал празднику общенациональный характер, передает РИА Новости.

Молиться Всевышнему о помощи сюда приезжают люди со всех уголков Северной Осетии. У каждого селения в священной роще есть свое место. Все деревья в этой роще реликтовые. Прикоснуться к ним — значит прикоснуться к святыне. А сам праздник настолько древний, что сказать, сколько ему лет не может никто, отмечает тележурнал «Вести-Северный Кавказ».

В этот день в республике усиливаются меры безопасности. По словам первого заместителя министра внутренних дел Северной Осетии Сослана Сикоева безопасность и общественный порядок в республике в этот день обеспечивают более 2,5 тысячи сотрудников милиции.

По данным республиканского МВД, ежегодно в рощу Хетага стекается до 50 тысяч жителей республики. Как правило, здесь они задерживаются ненадолго. Приезжая в Рощу с куском мяса из реберной части барана или говядины и традиционными тремя пирогами, начиненными осетинским сыром, у одного из многовековых деревьев люди возносят молитвы к Всевышнему. Они просят о мире, о здоровье, о помощи в делах.

В рощу Хетага приезжают семьями или даже целым двором или улицей, приезжая на автобусе. Вернувшись домой, люди продолжают праздновать. Раньше приходить в рощу разрешалось только мужчинам, но в годы Великой Отечественной войны помолиться за своих сыновей, братьев, мужей стали приходить и женщины.

Симбиоз язычества и христианской традиции, этот праздник сегодня является предметом ожесточенных споров в республике, отмечает информационно-аналитическое агентство «Маркетинг и Консалтинг».

В восьмидесятые годы советские власти пытались мешать отправлению празднеств: вокруг рощи выстраивались кордоны милиции, не пропускавшие паломников внутрь. Затем предпринимались попытки сделать этот день народным светским праздником, лишенным религиозного содержания. С этой целью в роще устраивались представления музыкальных и танцевальных ансамблей, проводились спортивные соревнования.

Автор: Кавказский Узел

Источник

Хетаджы бон — День Хетага (народные праздники осетин) Видео

e6e730586bba73959bb0c96842211162 Марина Бесаева Юрьевна
Хетаджы бон — День Хетага (народные праздники осетин) Видео

Согласно легенде, Хетаг — это сын кабардинского князя. Он был христианином и отказался принимать ислам, из-за чего ему пришлось скрываться от всех. Преследователи стали настигать его у современного селения Суадаг, и тогда Хетаг услышал призыв бежать в лес. Но добежать ему до него не успевал и сказал «Пусть лес придет к Хетагу«. Деревья окружили его и укрыли от преследователей. Хетаг в роще прожил год, после перебрался в горное селение Нар и дал начало роду Хетагуровых.

День Хетага которую отмечают в роще Хетага, находится в 30 км от Владикавказа. Место считается священным у Осетин. В этот праздник осетины со всей республики приезжают в рощу, чтобы помолиться.

Роща обустроена красиво и в ней созданы условия для проведения праздника и массовых гуляний. Каждое село в Осетии имеет своё место празднования.

На День Хетага забивают быка, теленка и барана. Те же кто по каким то причинам не может этого сделать, покупает три ребра от говяжьей и мясо, и таким образом возносит молитву Богу и Хетаджы Уастырджи.

История рощи Хетага стала символом истинной веры Осетинского народа. Именно поэтому ее издавна и принято передавать от отца к сыну, дабы память о великом герое жила вечно.

Мы чтим и помним наши обычаи. И каждый год наш Д/С принимает участия на этом праздники.

Сегодня люди молятся, желают добра и мира на земле Осетии. Они обращаются к Святому Георгию, желают здоровья семьям и старшим, младшим. И сегодня мы все вместе молимся за прекрасное будущее для наших детей, нашей Осетии, молимся о ее процветании. Пусть всегда среди жителей республики царит взаимопонимание и уважения, и мы все хотим видеть нашу республику красивой и процветающей!

detsad 1043843 1517488789Дидактическая игра «Эти праздники народные» Целью образования безусловно является приобщение детей к истории, этнокультуре, родному языку. Знакомство детей с народными традициями развивает.

Народные праздники в ДОУ Народные праздники в ДОУ «…Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное творчество, т. е. то, что.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Народные праздники. Масленица» Тема: Народные праздники. Масленица Цели: знакомить с русскими народными праздниками; прививать любовь и уважение к народным традициям.

Консультация для воспитателей «Русские народные праздники. Новый год. Рождество» Русский народ не должен забывать свою историю, культурное прошлое, традиции, праздники. Поэтому родная культура должна стать частью души.

detsad 14992 1517981902Лэпбук «Весенние народные праздники на Руси» Цель изготовления лэпбука «Весенние народные праздники на Руси»: приобщение детей к русской национальной культуре на основе старинных.

Народные праздники на Руси Тема проекта: Народные праздники на Руси. «Масленица и пасха в детском саду» Тип проекта: долгосрочный, творческий, игровой, обучающий.

detsad 807518 1517319342Народные праздники в детском саду «Пасха» В методической литературе можно найти разнообразные издания на тему использования различных форм работы по развитию речевых навыков детей.

Народные праздники в ДОУ Праздников, всероссийских и международных, в нашем календаре немало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают.

Перспективное планирование в подготовительной группе «Народные праздники на Руси» Тема недели: «Народные праздники на Руси» (с 09.01 по 19.01) Цель: Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

Приобщение дошкольников к традициям через народные праздники «Воспитание, лишённое народных корней – бессильно.» К. Д. Ушинский Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа,.

Источник

Осетинский национальный праздник День Святого Хетага

Приглашаем вас посетить большой осетинский праздник – День Святого Хетага.

По традиции праздник проходит в Роще Хетага. Роща является общенациональной почитаемой святыней, произнесенные молитвы имеют особую силу. Ежегодно утром во второе воскресенье июля сюда съезжаются жители со всех районов Северной и Южной Осетии. Достойные представители общества назначаются ответственными за проведение праздника, особо уважаемый старшина обращается с традиционной молитвой к небесам со словами благодарности и пожеланиями процветания Осетии и ее народу.

2

По легенде, Хетаг был младшим сыном кабардинского князя Инала. Приняв христианство, Хетаг бежал в горную Осетию. Родные начали преследовать его и почти настигли. Тогда Хетаг услышал зов: «Хетаг! В лес!». Но домчаться до леса он уже не успевал. И тогда Хетаг обратился за помощью к Святому Георгию (Уастырджи) и произнес: «Пусть лес придет к Хетагу». Масса леса окружила Хетага, деревья выросли за мгновенье. Преследователи не смогли его найти и повернули обратно.

И что самое удивительное, недалеко в горах есть поляна, точно совпадающая по форме и по площади с образовавшейся рощей. Как будто действительно кто-то взял гигантской рукой кусок леса и перенёс его с гор на равнину…

Хетаг прожил в роще один год. Потом переселился в высокогорное селение Нар, где дал начало известному роду Хетагуровых. Фамилия эта известна за пределами Осетии благодаря Коста Хетагурову – великому осетинскому поэту, прозаику, публицисту, художнику.

У осетин имя Хетаг является очень популярным, так часто называют мальчиков в семьях.

Хетаг считается покровителем всех людей. С рощей связаны многие традиции и запреты. Один из них заключается в том, что из нее ничего нельзя выносить. Также здесь нельзя разводить огонь, пить спиртное, проливать кровь. До Великой Отечественной войны сюда допускались лишь мужчины, в роще нельзя было появляться женщинам. Но во время войны они ходили туда молиться за своих мужчин. После этого запрет был снят.

После кувда (традиционного застолья) в Роще Хетага мы отправимся в Куртатинское ущелье, где совершим большое путешествие по одному из самых исторических мест Северной Осетии – Солнечной долине, как называют Фиагдонскую котловину в Алании. Здесь сохранилось большое количество средневековых башен, склепов, часовня – святилище XVII века, наскальная крепость времён Тамерлана. Также побываем в Кармадонском ущелье и «Городе мёртвых».

3

Стоимость тура на одного человека: 2 дня – 7 000 руб. (при двухместном размещении).
Доплата за одноместное размещение: 900 руб.
Заезд 2021: 3 – 4 июля
Проживание в гостиничном номере с удобствами входит в стоимость тура:
Сложность: автоэкскурсии, небольшие прогулки по горам.

flag1

Эта программа хорошо сочетается с нашей программой: «Тропами горной Дигории»

Источник

Праздник святого хетага в северной осетии

1273135940 iПосвящается Дню памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая)

Каждый год во второе воскресенье июля в окрестностях рощи Хетага (осет. — Хетæджы къох) жители Северной и Южной Осетии празднуют священный день Хетага. Эта роща, почитаемая осетинами как святое место, расположена в Алагирском районе Северной Осетии у трассы Владикавказ—Алагир. Она практически идеально круглой формы и занимает площадь около 13 га (островной реликтовый лес).

Меня, как и многих моих соотечественников из Северной Осетии, всегда волновал этот праздник своей необычностью и торжественностью. Многие, возможно, не задумывались о глубоком смысле этого события.

На мой взгляд, этот самый массовый, поистине народный праздник есть символ добровольного выбора предками осетин мирового христианского учения! Уверенность в этой истине, а также бытующая в настоящее время необоснованная языческая интерпретация этого праздника, стали первопричиной данного исследования.

В задачу данной статьи входит на основе имеющихся исторических сведений попытка обосновать одну из наиболее вероятных версий о происхождении личности Святого Хетага (Хетаеджы Уастырджи).

Итак, начнем с главного. Меня давно интересует необычное звучание имени Хетаг. Любому историку знакомы имена племен хеттов и хаттов. Но у историка, говорящего на осетинском языке, интерес к имени Святого Хетага на порядок возрастет, когда он слышит в нем окончание, используемое обычно в словах при обозначении нации, т.е. при уточнении, какой именно нации принадлежит человек.

Например, у осетин представителя Чечни — на осет. яз. «Сасан» (Чечня) — называют «сасайнаг» (чеченец), «Урыш» (Русь) — «урышаг» (русский) и т.д.

По этому же принципу с учетом окончания «аг» воспринимается осетинское имя Хетаг: Хетта (Хеты) — Хет-таг (хет), т.е. человек хетской национальности, из племени хеттов.

Но есть ли смысл в национальном идентифицировании имени Святого Хетага в нашем случае с племенем хеттов (или хатов)? Что изменится в принципе в случае такого подтверждения?

Вы не представляете, как много! Во-первых, доказав этот факт, мы можем быть уверены, что это первый шаг на пути к объяснению, какое в действительности событие предшествовало появлению Хетага на земле предков осетин, почему оно их так взволновало, что вызвало такую стойкую память! Или, например, почему имя Хетага распространено только в Осетии, или почему легенды об этом святом разнятся. А самое главное — кто на самом деле был Хетаг, и каким образом роща Святого Хетага обрела религиозную окраску, и в какой реальный исторический период это случилось.

На мой взгляд (и с этим трудно не согласиться), современная легенда о Хетаге не очень убедительна в историческом плане и оставляет много вопросов. И это не удивительно.

Легенды есть легенды. Но они, как и сказания (к примеру, нартские), бывают разными — более или менее правдивыми. В нашем случае здесь хотя бы называются реально существующая религия и реальные народы — осетины (аланы) и кабардинцы или адыги (кашаги — осет.яз.).

Итак, попробуем разобраться пока в том, что для нас представляет интерес в существующей на сегодняшний день легенде о Хетаге.

Эту легенду исследовал основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров. Он считал себя живущим в 10 поколении от родоначальника фамилии Святого Хетага.

А вот выдержки из этнографического очерка К.Л. Хетагурова «Особа» (1894 г.): «Сам Хетаг, по уверению его потомков, был младшим сыном князя Инала, жившего за Кубанью, на притоке последней — Большом Зеленчуке. Приняв христианство, Хетаг бежал от преследования своих братьев в горную Осетию. Старший брат Хетага Биаслан считается родоначальником кабардинских князей, а второй, Асланбег, остался бездетным. Место первоначального пребывания Хетага в теперешней Осетии до сих пор считается святыней. Это совершенно обособленная, великолепная роща с многовековыми гигантами на Куртатинской долине. Эта «куща Хетага», как гласит народное предание, по зову Хетага выделилась от леса и укрыла его от преследования шайки кабардинских разбойников. Несмотря, однако, на такую легендарность личности Хетага, потомки его поименно перечисляют всех членов идущих от него поколений. Я, например, являюсь одним из многочисленных членов десятого поколения и могу перечислить своих предков: 1. Хетаг. 2. Георгий (единственный сын). 3. Мами и брат его. 4. Гоци и три его брата. 5. Зида (Сида) и два его брата. 6. Амран и четыре его брата. 7. Аса и брат его. 8. Елизбар и три его брата. 9. Леуан (отец мой) и брат.

Участие нарских осетин в рядах грузинских войск по найму или волонтерами относится ко временам правнука Хетага — Гоци, который, будучи небольшого роста, сразил в единоборстве персидского великана и получил от грузинского царя серебряную чашу с соответствующей надписью и грамотой. Чаша цела и до сих пор переходит по наследству от отца к старшему сыну. Из грамот грузинских царей, уцелевших в фамилии Хетагуровых, самая ранняя — пожалованная царем карталинским Арчилом (1730-1736) «в знак нашей милости нарскому дворянину Хетагуру-Зидахану» (Зида)».

Эта попытка исследования легенды о Хетаге была не последней.

Уже в конце жизни, работая над своей исторической поэмой «Хетаг», поэт Коста Хетагуров проявил себя как ищущий этнограф, скрупулезно собирающий и проверяющий каждый сюжет из генеалогии своего рода. Интересно, что он уже тогда выдвинул гипотезу, согласно которой легендарный Хетаг происходил из военной аристократии прикубанских алан XIV века. В поэме поэт показывает героическую борьбу кавказских народов против монголо-татарских захватчиков. Старший брат Хетага Биаслан (в поэме — Бяслан) считался предком кабардинских князей, принявших ислам. Поэтому в основе произведения лежит глубокий религиозно-личностный конфликт.

В предисловии к поэме «Хетаг» Коста обращается к читателю:

Я сам из потомков его и, как гусь,

Лишь годный в жаркое, нередко,

Встречаясь с другими «гусями», кичусь

Прославленным именем предка.

Преданье я черпал из тысячей уст,

А памятник цел и поныне:

Священная роща иль «Хетагов куст»

Стоит в Куртатинской долине.

Ещё не касался ни разу топор

Его долговечных питомцев;

В нём странник чужой потупляет свой взор,

Послушный обычаю горцев.

В поэме автор повествует о следующем. Разбив войско Мамая, аланы возвращаются домой с богатой добычей. Их уже ждут старые князья Инал и Солтан, старшие на торжественном пиру. Возносятся бесчисленные тосты в честь храбрых воинов, и особенно за Хетага — самого доблестного героя. Но он не принимает участия во всеобщем веселье, сидя в глубокой печали. Солтан призывает его к себе, произносит в его честь речь и предлагает ему взять в жены любую из своих дочерей-красавиц. Хетаг желал бы руки старшей дочери, однако по обычаю требуется ее согласие. Оставшись наедине со старейшинами, она признается, что любит Хетага, но выйти за него не в силах — он изменил «отцовской религии», побывав в Крыму и приняв там христианство. Гости в смятении, но Инал и Солтан принимают решение — молодые сами должны сделать выбор — «ведь от счастья не бегут». Пир завершается, и благодарные гости расходятся по домам. На этом месте поэма была прервана. (Возможно следующее дальнейшее развитие событий: Хетаг крадет невесту и сбегает с ней в горную Осетию. По дороге, когда их почти настигла погоня, случается описанное в легенде чудо: лес по зову Хетага сошел с гор, и беглецы скрылись от преследователей. — Авт. А.С. Коцоев).

Да, прекрасная поэма, интереснейший сюжет! Спасибо нашему классику за это. К сожалению, поэма не была закончена. По официальной версии, причиной была болезнь Коста. Но так ли это на самом деле? Известно, что работу над ней поэт начал еще в 1897 году, но как ни странно, так и не закончил, хотя прожил еще девять лет.

Думаю, Коста чувствовал, что в существующей легенде о Хетаге что-то не стыкуется. Нет подвига ради веры в Бога или такого грандиозного события, которое могло так взволновать наших предков. Бытующие варианты событий не могли настолько впечатлить народ, чтобы эта легенда передавалась многими и многими поколениями.

И поэтому, возможно, здесь у Коста вместо точки стоит многоточие…

В своей поэме и этнографическом очерке «Особа» Коста Хетагуров признается, что не уверен в подлинности легенды, а также не знает точного времени события, ставшего для нее основой.

«Трудно сказать мне, давно ли, недавно ли

Было все то: дни минувшие темны»,

— пишет в поэме Коста. Ясно, что поэт не претендует в своем сочинении на историчность. И это понятно. В отличие от современных возможностей исторической науки, во времена Коста вряд ли имелась возможность серьезного исторического исследования, тем более у подвергнутого гонениям поэта. Да и задачи у него такой не стояло, хотя, конечно, чисто по-человечески, как истинного христианина его интересовали истоки легенды о Хетаге. Кстати, версия о кабардинском происхождении его рода также не имеет оснований. Коста и сам подвергал ее сомнению. Вот что он писал по этому поводу в «Особа»: «Какая доля правды во всей этой легендарной истории, я не берусь судить, но думаю, что осетины в пору своего могущества навряд ли позволили бы какому-нибудь персиянину или кабардинцу алдарствовать над собой. А в горах, при последующей отчаянной борьбе за существование, было слишком тесно, чтобы какой-нибудь беглец из-за Кубани занял лучший пункт и разросся в поколение, дающее тон коренному населению».

Здесь следует хорошо задуматься! Согласитесь, в древности, как впрочем, и в наше время, мало кого можно было удивить бегством с погоней или кражей невесты. Эти явления на Кавказе были настолько обыденными, что некоторые из них стали частью обычаев горцев. Или другое. События, связанные с природными явлениями, к примеру, такие катаклизмы, как сход оползня (в нашем случае — лесного массива), сами по себе, конечно, удивительны. Но так ли они важны с точки зрения человеческой памяти? Скажем, по сведениям ученых, сход ледника Колка происходит каждые 100 лет. Однако проходила пара десятков лет, и об этом довольно трагическом событии с многочисленными человеческими жертвами люди забывали, как будто ничего и не было. Почему события об аномальных природных явлениях не остаются в человеческой памяти? — спросите вы. Потому что не природа славит человека, а человек природу. Важен человеческий фактор. Поэтому при исследовании существующей легенды здесь нужно искать человека незаурядного, возможно, даже обладавшего божественной силой, сумевшего покорить воображение народа. Значит, дело все в личности самого Хетага. Я бы предположил, что он равен как минимум образу святого великомученика. Тогда все становится более ясным с точки зрения историчности легенды.

Считается, что это древнейшее святилище на равнине, почитаемое осетинами. В начале 20 века священник Моисей Коцоев писал: «Говорят, что до переселения из гор осетин роща Хетага почиталась святою еще кабардинцами. Кабардинцы же узнали о святости куста по необыкновенным явлениям, замеченным якобы их предками. Так, например, рассказывают, что во времена их предков почти каждую ночь замечали небесный свет, становившийся как бы огненным столбом между Хетагом и небом. Это объяснялось тем, что покровитель этой рощи и Хетага сам св. Георгий сошел с неба в эту рощу. Поэтому осетины здесь молятся, говоря «Хетаджи Уастырджи, помоги нам» (9, 1990, № 21, с. 390).

Перед началом более детального исследования вопроса хочу привести одну очень интересную мысль нашего известного земляка. В.И. Абаев, известнейший языковед, видит в народном эпосе (также в легендах и народных преданиях — А.К.) открытую систему, которая способна к «адаптации и абсорбции элементов той исторической действительности, в которых она бытует в данный момент. Имена древних мифических героев могут вытесняться именами реальных исторических личностей, мифические топонимы и этнонимы — реальными. Более того, целые события реальной исторической жизни народа могут быть, в характерной для данного эпоса идейно-эстетической интерпретации, «вмонтированы» в структуру эпоса, не нарушая ее цельности» (Абаев В.И., 1990, с. 213).

Что же все-таки здесь могло произойти на самом деле? Какую тайну хранит роща Хетага? Попробуем проанализировать те события, которые так или иначе могли бы иметь к нему отношение. Мной выбран порядок исследования, который основан на следующих логических выводах:

а) неоспоримо то, что информация о Святом Хетаге прямо или косвенно связана и пришла с адыгами или кабардинцами (кашаг-осет.яз) или их предками;

б) так как в имени Хетаг (Хетт-аг) есть признак его хеттской национальной принадлежности, неоспоримо то, что он являлся потомком хеттов (хатов) или владеющим хеттским (хатским) языком или родом с территории, некогда занимаемой хеттами (хатами);

в) неоспоримо то, что Хетаг был не только незаурядной личностью, но и как минимум известным христианским святым, который либо сам побывал на территории нынешней Осетии, либо о его подвигах было поведано предкам осетин;

г) следовательно, наиболее приемлемым прототипом Хетага следует считать ту личность, которая более всего вбирает в себя три предыдущих признака.

Во-первых, поскольку в легенде Хетаг олицетворяет собой христианство, нам следует определить, какие известные христианские проповедники могли побывать на земле предков осетин.

Во-вторых, поскольку моим главным мотивом исследования была хеттская версия происхождения главного героя легенды, каждая предложенная кандидатура будет исследована на предмет ее национальной принадлежности и места рождения.

Но сначала немного о хеттах и хатах. Надо признаться, я был приятно удивлен, когда узнал, что современные историки в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии с недавнего времени отстаивают генетическую связь кабардинцев, черкесов (или адыгов) с хеттами и хатами, существовавшими в 3 –2 тысячелетии до н.э. Их место пребывания — территория современной Турции, а точнее Анатолия. Собственно, хетты сами не были прямыми их предками, но опосредованно через хаттов, которые были ими завоеваны и частично ассимилированы, адыги имеют с ними родственную связь. И даже больше — нынешний язык адыгов и, следовательно, кабардинцев, черкесов, адыгейцев, абазин и абхазов, по мнению языковедов, произошел из хатского языка. Язык аборигенов Анатолии назван в хеттских источниках второй половины II тыс. до н.э. хаттским.

Здесь возникает естественный вопрос: не слишком ли далекие времена применительно к теме нашего исследования?

Ответ отрицательный, и вот почему. Известно также, что осетины в настоящее время кабардинцев и адыгов называют «кашаг». А кашаги (или кашки) в числе других городов-государств входили в состав Хаттского государства 2 –3 тысячелетия до н.э.. Более того, в древних ассирийских письменных источниках кашки (адыги) и абшела (абхазы) упоминаются как два разных направления одного и того же племени.

Хетты, и, соответственно, подвластные им хатты и кашки в 1200 году до н.э. были завоеваны сначала киммерийцами и персами. Позднее эту территорию оккупировали греки, римляне, затем — византийцы и турки. В последующем кашаги (или касоги), ближайшие родственники хаттов и хеттов, фигурируют в арабских и русских письменных источниках, описывающих времена с 4 по 12 века н.э., с местом их пребывания в пределах восточной части Причерноморья и побережья Азовского моря. Идентичность древних кашков и средневековых касогов на основе археологических данных и письменных источников доказывается в трудах историков-кавказоведов. Если это так, то, возможно, у осетин и их предков алан и скифов сохранена генетическая память не только о протоадыгах кашках, но и хеттах и хатах. Кстати, «хатты» на осетинский можно перевести дословно как «хæтаг» — кочевник. Абсолютно неоспоримо, на мой взгляд, соответствие в осетинском языке имени «хатты» — это слово «хатиаг» (æвзаг) — фольклор: неизвестный язык (который знали только избранные).

Есть сходное звучание и имени «Хетты». Оно в осетинском воспринимается как «хетун» — мучиться, страдать, переживать, одиноко пребывать.

Известно, что мифология хаттов оказала существенное влияние на хеттскую культуру. По-видимому, одним из главных хаттских богов был Бог Солнца Эстан (Истанус). Интересно то, что и у современных осетин (иронский и дигорский яз.) существует этот термин, в особенности в клятвах. Например — «ау-иштæн» — клянусь(осет.). Или «зæхх-ард-иштæн» — клянусь землей. Или «Хуыцау-иштаен» — клянусь Богом. Кстати, у современных венгров и сегодня имя Бога звучит на венгерском как «Истэн». Что интересно, имя «Каску» на хаттском языке означало имя бога луны, а бог кузнечного дела у адыгов значится как «Тлепш», что соответствует хеттской мифологии, где он известен как «Телепинус».

Есть и другое мнение. Так известный историк И.М. Дьяконов предполагал, что название касогов восходит к названию народа каска (народность), по-видимому, также абхазо-адыгского происхождения, во II тыс. до н. э. обитавшего в том же регионе, что и современные абхазы, совершавшего набеги на Хеттское царство (север Малой Азии). Итак, теперь нам следует выбрать наиболее приемлемые кандидатуры, соответствующие вышеописанным признакам. В результате тщательного изучения сведений о наиболее известных христианских проповедниках, мною были выделены две легендарные исторические личности.

Немногие знают, что самый первый христианский миссионер, побывший на Кавказе, — апостол Андрей Первозванный.

Теперь важно сопоставить родословную апостола Андрея.

Как мы знаем, апостол Андрей родился и вырос в Галилее, в которой жили разные народы. В том числе и хетты.

Хеттеи — один из народов древней Палестины (см.), потомки Хета и наследники древней империи хеттитов в центре нынешней Малой Азии, народ, который израильтяне не смогли окончательно изгнать (Нав 3.10; Суд 3.5). Остатки их жили в районе Хеврона, а также, по-видимому, по соседству с Израилем как самостоятельное царство (3 Цар 10.29; 4 Цар 7.6). Хеттеи были среди воинов Давида (Ахимелех — 1 Цар 26.6; Урия — 2 Цар 11.3), а хеттеянки были среди жен Соломона (3 Цар 11.1). За смешение израильтян с местными народами пророк Иезекииль называет их как бы происходящими от Аморреев и Хеттеев (Иез 16.3,45). Следует также принять во внимание фрагмент из Иис.Н. 1:2-4, где Яхве говорит Иисусу Навину: «…встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. … от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши». В заключение не могу не привести еще одну сугубо умозрительную гипотезу, а именно: на «хаттском» языке некогда могли говорить обитатели огромной территории, включавшей в себя и Палестину, и ветхозаветные «хеттеи» могли представлять собой остаток этого великого народа, сохранившийся в изоляции в горах Иудеи после того, как Северную Палестину и Сирию в конце III тысячелетия до н. э. заселили семитские и хурритские племена.

При анализе вышеприведенных сведений нет полной уверенности, что апостол Андрей мог бы иметь на Кавказе второй вариант имени по национальному признаку без упоминания его апостольского имени. Слишком видная фигура, чтобы можно было это упустить. Хотя, конечно, для язычников не было авторитетов, и это доказывает его неудачный поход в Зихию или Касогию. Странно, однако, что не осталось ничего в памяти народов, проживающих на территории древней Алании, в которой Апостол проповедовал. Хотя в древних письменных источниках о деяниях и подвигах Апостола Андрея на Кавказе они представлены в достаточно значительном объеме.

И все же наиболее значимой фигурой, как не удивительно, оказалась личность самого Святого Георгия, имя которого осетинами по сей день прославляется в лощинах святой рощи Хетага!

При первом же соприкосновении с этим легендарным героем выяснилась история о его втором имени по его исторической родине. Святой Георгий Каппадокийский, как он остался в памяти, был родом именно оттуда, где находится историческая родина хеттов и хаттов, т.е. на территории современной Турции в Анатолии. Значит, он наверняка знал хатский язык и мог себя позиционировать как хетт или хатт. Кроме хатского, язык, которого был знаком касогам, «вечным» соседям аланов, он мог владеть хеттским индоевропейским, иранской группы языком, который вполне могли знать предки осетин. Кроме того, не исключено, что, будучи на службе у римлян, он мог бы оказаться у союзных римлянам аланов или у ближайших соседей римлян предков абхазов и адыгов — зихов, которые, как мы знаем, так же были в союзниках у византийцев. Даже если версия о возможном нахождении Георгия Победоносца в Алании спорна, существует правдивая история, связанная с распространением среди алан сведений о великомученическом подвиге Святого Георгия от его родной племянницы Святой Нины в начале 4 века н.э. Об этом доподлинно свидетельствуют грузинские и другие письменные источники. Так, в исследовании З. Чичинадзе («История осетин по грузинским источникам», Тбилиси, 1915 г.) дается пояснение к портрету Святой Нины: «Св. Нина — римлянка. Во время пребывания в Мцхете она познакомилась с Осетией. Потом поехала Туш-Пшав-Хевсуретию, а оттуда — обратно в Осетию и среди осетин проповедовала учение Христа».

Сегодня образ Святого Георгия (Уастырджи) настолько почитаем в Осетии, что о нем слагаются легенды. Одних только праздников в его честь насчитывают около десяти, которые отмечают в ноябре, октябре, июле и июне каждый год. Вряд ли такое еще может иметь место в мире. И это не говоря о многочисленных святых местах в горных ущельях Осетии, посвященных его имени.

Таким образом, смею предположить, что Святой Георгий и есть сам Хетаг! И поэтому его в Осетии чтут и обращаются к нему как «Хетаджы Уастырджи», т.е. Святой Гергий Хет-таг. Само имя подсказывает аналогию сложения имени на осетинском: «Уас-дар-Джи» — Уас дарæг Джо (Святой держатель Джо) и «Хетта-джи» (Джо хеттский), т. е. Георгий из местности, где проживали хетты. А история, о которой повествует осетинская легенда, связанная с рощей Хетага, возможно, появилась позднее. Это могло случиться по разным причинам: или сам Святой Георгий оказался в этой святой роще, или в память о нем, в этой изумительной по красоте роще предки осетин выбрали место для поклонения Уастырджи. Как бы то ни было, но легенда о Хетаге зародилась в народной памяти осетин как символ христианской веры, и с этим следует считаться!

Кстати, священные рощи существуют и почитают также в Абхазии. К примеру, Верещагин в своем путешествии по Черноморскому побережью Кавказа в 1870 году наблюдал много священных рощ, обычно вблизи покинутых убыхских аулов в долинах рек Шахе, Буу и др. На поляне Кбааде (совр. Красная Поляна) в середине XIX века имелись две священные вековые пихты, вокруг которых располагались каменные памятники и надгробные павильоны старинного кладбища. Под сенью этих пихт 21 мая (2 июня) 1864 года наместник Кавказа принял парад русских войск и был совершен торжественный молебен по поводу окончания Кавказской войны. Имеются сведения, что причерноморские шапсуги, обитавшие между бассейнами рек Туапсе и Шахе, почитали священным местом урочище Хан-Кулий, где и совершали богослужения. Посреди рощи находилась могила с памятником; в ней, по преданию, был похоронен человек, который делал много добра ближним, известен был в народе своей храбростью, умом и, дожив до глубокой старости, был убит громом, что, по верованиям черкесов, было божественным снисхождением.

Поэтому не исключено, что к созданию легенды, связанной с рощей Хетага, могли быть каким-то образом причастны и адыги, среди которых, кстати, и по сей день есть христиане (небольшая компактно поживающая группа в Моздокском районе в Северной Осетии). Здесь следует добавить, что большинство абхазов, являющихся этническими родственниками адыгов, — христиане.

А теперь в подтверждение выше сказанного приведу следующие данные.

Святой Георгий-Победоносец (Каппадокийский) (греч. Άγιος Γεώργιος) — христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой этого имени. Пострадал во время правления императора Диоклетиана. После восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен. Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в Каппадокии в семье христиан (вариант — родился в Лидде — — Палестина, а вырос в Каппадокии; либо же наоборот — его отца замучили за исповедание Христа в Каппадокии, а мать с сыном бежала в Палестину). Поступив на военную службу, он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином. Его арестовали и стали пытать.

1. В 1-й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжелый камень.

2. На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканном ножами и мечами. Диоклетиан счел его мертвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины. Тогда император понял, что мученик еще жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились. (В осетинских «Нартских сказаниях» подобной мученической казни подвергся один из главных его героев — нарт Сослан.(прим. А.К.))

3. Затем его бросили в яму, где была негашеная известь, но и это не повредило святому.

4. Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми.

5. Его заставили бежать в раскаленных докрасна железных сапогах (вариант — с острыми гвоздями внутри). Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором.

6. Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцеленным.

7. На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но и они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство.

8. Каппадокия — это географически нечетко определенная область в центральной Турции. Область сформирована небольшими плато на высоте 1000 метров над уровнем моря. Ассирийцы называли эту землю Катпатука, современное название она получила в античные времена. Этот район ограничен горами Эрджияс (Erciyes Dag, 3916 м) и Хасан (Hasan Dag, 3253 м).

В течение многих столетий люди устремлялись в Малую Азию, а отсюда рассеивались по всему свету. Европейские и азиатские завоеватели пересекали эту землю из конца в конец, оставляя после себя уникальные культурные памятники, многие из которых дошли до наших дней. Правда, нередко лишь в виде развалин. Но и последние способны заговорить и немного рассказать, например, о древнем могущественном государстве на территории современной Каппадокии — царстве хеттов. В XVII веке до н. э. его властитель Хаттусили I сделал своей столицей город Хаттушаш, который потомки его украсили храмами и скальным святилищем Язылыкая. Держава скотоводов, писцов и солдат просуществовала около тысячи лет. Шесть веков боевые колесницы хеттов ужасали народы Малой Азии. Их стремительный бег едва смогли остановить Вавилон и Древний Египет. Но царства не вечны. Около 1200 г. до н. э. империя хеттов пала под натиском «морских народов» и фригийцев. А Хаттушаш погиб в огне, оставив нам лишь развалины циклопических стен и бесценную коллекцию клинописи.

Пришедшая им на смену персидская эпоха, растянувшаяся до вторжения Александра Македонского в 336 г. до н. э., также небогата историческими памятниками. Персы больше известны своими разрушениями, а не строительством. Хотя в Каппадокии, где селилась знать, их культура просуществовала на несколько столетий дольше, чем на остальной части древней Анатолии. И, кстати, само название Каппадокия восходит к персидскому «катпатука», что значит «страна прекрасных лошадей». Каппадокия как «страна церквей», как духовный центр всей Анатолии просуществовала вплоть до XI века н.э.

В завершение своего исследования не смог устоять от соблазна задать себе вопрос: значит ли это, что наш прославленный поэт, певец Кавказа Коста Хетагуров был потомком Святого Георгия? Вспомните святость Коста и его христолюбие! Не генетическая ли это память? Я бы не исключал и такую версию!

Артур КОЦОЕВ, историк, гл. редактор газеты «Народы Кавказа»

Источник

Три варианта легенды о появлении праздника Хетага

В одной из версий Хетага олицетворяют как юношу из кабардинских или черкесских племен, принявшего христианство в тайне от своей семьи и своего народа, которые исповедовали ислам. Естественно, что в данной ситуации, дабы спасти свою жизнь и отстоять свою веру, Хетаг вынужден бежать в христианскую соседнюю страну, коей является Осетия еще с древних времен. Но ему ни как не удается уйти от погони, и в критический момент, когда преследователи вот-вот его настигнут, он взмолившись просит Уастырджи о помощи. Происходит чудо: в поле, где не было леса, появляется достаточно большая роща из высоких деревьев, достаточная, чтобы беглец смог скрыться от своих преследователей. Так по этой версии Хетаг избежал верной смерти.

Участие нарских осетин в рядах грузинских войск по найму или волонтерами относится ко временам правнука Хетага — Гоци, который, будучи небольшого роста, сразил в единоборстве персидского великана и получил от грузинского царя серебряную чашу с соответствующей надписью и грамотой. Чаша цела и до сих пор переходит по наследству от отца к старшему сыну. Из грамот грузинских царей, уцелевших в фамилии Хетагуровых, самая ранняя — пожалованная царем карталинским Арчилом (1730-1736) «в знак нашей милости нарскому дворянину Хетагуру-Зидахану» (Зида)».

Эта попытка исследования легенды о Хетаге была не последней.

Уже в конце жизни, работая над своей исторической поэмой «Хетаг», поэт Коста Хетагуров проявил себя как ищущий этнограф, скрупулезно собирающий и проверяющий каждый сюжет из генеалогии своего рода. Интересно, что он уже тогда выдвинул гипотезу, согласно которой легендарный Хетаг происходил из военной аристократии прикубанских алан XIV века. В поэме поэт показывает героическую борьбу кавказских народов против монголо-татарских захватчиков. Старший брат Хетага Биаслан (в поэме — Бяслан) считался предком кабардинских князей, принявших ислам. Поэтому в основе произведения лежит глубокий религиозно-личностный конфликт.

В поэме автор повествует о следующем. Разбив войско Мамая, аланы возвращаются домой с богатой добычей. Их уже ждут старые князья Инал и Солтан, старшие на торжественном пиру. Возносятся бесчисленные тосты в честь храбрых воинов, и особенно за Хетага — самого доблестного героя. Но он не принимает участия во всеобщем веселье, сидя в глубокой печали. Солтан призывает его к себе, произносит в его честь речь и предлагает ему взять в жены любую из своих дочерей-красавиц. Хетаг желал бы руки старшей дочери, однако по обычаю требуется ее согласие. Оставшись наедине со старейшинами, она признается, что любит Хетага, но выйти за него не в силах — он изменил «отцовской религии», побывав в Крыму и приняв там христианство. Гости в смятении, но Инал и Солтан принимают решение — молодые сами должны сделать выбор — «ведь от счастья не бегут». Пир завершается, и благодарные гости расходятся по домам. На этом месте поэма была прервана. (Возможно следующее дальнейшее развитие событий: Хетаг крадет невесту и сбегает с ней в горную Осетию. По дороге, когда их почти настигла погоня, случается описанное в легенде чудо: лес по зову Хетага сошел с гор, и беглецы скрылись от преследователей. — Авт. А.С. Коцоев).

По третьей версии Святого Хетага отождествляют со Святым Георгием, римским полководцем, который был по своему происхождению потомком древнего хеттского народа (древние хетты, жившие в центре Малой Азии по одной из теорий являются прародителями адыгского, абхазского, черкесского, кабардинского народов). Имя Хетаг — якобы расшифровывается, как «Георгий из страны хеттов».

Опять-таки, это все возможные перечисленные версии и теории происхождения данного большого праздника осетинского народа. Хочется еще отметить, что энергетическое поле, возникшее в «Роще Святого Хетага», отчетливо показывается на приборах. Т.е. данное место выбрано неспроста и имеет большую энергетику, влияющую на человека наиболее благоприятно, именно в период празднования «Дня Святого Хетага». В целом, для многострадального осетинского народа, этот праздник можно отождествить с главным праздником Ирландии — Днём Святого Патрика. Подразумевая под собой праздник единения нации, почитания осетинских традиций, повествования младшим о доблестной истории наших предков и многих других аспектов, которые нас идентифицируют как осетин потомков аланов.

Источник

Ро ща Хе тага

Священная роща Хетага – место силы, оказывающее помощь влюбленным. Легенда о появлении Священной Рощи Хетага это история любви

Ро;ща Хе;тага (осет. Хет;джы къох) — роща (островной реликтовый лес) практически идеально кРо;ща Хе;тага (осет. Хет;джы къох) — роща (островной реликтовый лес) практически идеально круглой формы площадью около 13 га в Алагирском районе Северной Осетии у трассы Владикавказ—Алагир, почитаемая осетинами как святое место.

Ежегодно во второе воскресенье июля на праздник Хетага (осет. Хет;джы Уастырджи) сюда съезжаются люди со всех районов республики.руглой формы площадью около 13 га в Алагирском районе Северной Осетии у трассы Владикавказ—Алагир, почитаемая осетинами как святое место.

Легенда о возникновении рощи

Согласно легенде, Хетаг был христианином, сыном аланского князя, отказавшимся принимать ислам. Родные обозлились на него за это, и тогда он решил скрыться в Осетии. По другой бытующей версии, Хетаг бежал с украденной невестой.

По пути в Куртатинское ущелье, у современного селения Суадаг, Хетага стали настигать преследователи. Тогда из леса Хетаг услышал зов: «Хетаг! В лес! В лес!». Но домчаться до леса беглец уже не успел бы. И тогда Хетаг произнес: «Пусть лес придет к Хетагу», масса леса окружила Хетага. Преследователи повернули обратно, так как не смогли найти Хетага. Он прожил в роще около года, после чего перебрался в горное селение Нар, где дал начало известному роду Хетагуровых (осет. Хет;гкат;).

Теперь это — святое место. Молиться Всевышнему о помощи сюда приезжают люди со всех уголков Северной Осетии. Говорят, молитвы, произнесённые в святой Роще Хетага, имеют особую силу. Считается, что Хетаг покровительствует всем людям: даже совершившие преступления могут молиться в роще. Главное — не причинять ей при этом вред.

Народная версия легенды о ХетагеЛейт

Священная роща Хетага – место силы, оказывающее помощь влюбленным.

Легенда о появлении Священной Рощи Хетага это история любви.

Хетаг в переводе с черкесского языка означает воин (военный) или так обращаются к доблестному

мужчине в знак уважения.

Имя Хетаг есть и очень почитается у осетин, ни у черкесов, ни у кабардинцев такого имени нет.

Простой парень, осетин, работал в охране кабардинского князя. У князя было несколько сыновей и только одна, обожаемая им, дочь. Молодой осетин, в свободное от работы время любил играть на свирели, а девушка тайком приходила слушать его игру.

В один прекрасный день они встретились взглядами, а позже познакомились и, девушка тоже понравилась парню. Он все свое свободное время старался удивить ее своей виртуозной игрой. Они полюбили друг друга, но понимали, что семья девушки будет против брака княжны и простолюдина, да еще и другой веры. И однажды они решили бежать на Родину парня в Осетию и там связать свои сердца и судьбы узами брака.

Однажды под вечер парень вывел своего коня, предварительно надев ему на копыта войлочные «сапожки», чтобы не было слышно стука копыт (войлочные лоскуты стягивались узкими полосками кожи, охватывая копыта лошади). Дождался свою возлюбленную, подхватил ее, усадил перед собой, и они тихо выехали из селения. Уже за селом, он «разул» коня и пустил во весь опор, стремясь быстрее увести любимую домой. Но отсутствие девушки вскоре заметили, после некоторого времени поисков, отец все понял, и братья княжны бросились за беглецами в погоню.

По другой версии, видя, что преследователи настигают его, парень взмолился: «О, Творец всего сущего! Конец нам! Наша участь в твоих руках!» (О, Дуне Сф;лдис;г Хуыцау! Н; к;рон ;рцыди! Мах де уаз;г!) и тогда прозвучал голос с неба,- «К лесуу….», а когда он понял, что не успевает доскакать до леса, парень вновь в отчаянии взмолился: «Не успеваю до леса…» и тогда прозвучало «Лес к нему…».

К утру обессилевшие преследователи, обескураженные происходящим и потерявшие надежду въехать в рощу, чтобы отнять девушку и наказать «наглеца» начали понимать, что они не в силах выполнить свой долг, что уже светает, а они на чужой территории, повернули назад и ускакали ни с чем.

Не менее обескураженный происходящим парень, все еще не веря своему счастью, вложил кинжал в ножны, воздел руки к небу и вознес благодарственную молитву. Они оставались некоторое время в роще, а потом парень усадил свою возлюбленную на коня, и они медленно, уже никого не опасаясь, продолжили свой путь. По другой версии жили какое-то время в роще и только потом отправились в селение.

Парень привел свою любимую домой, они поженились, имели много детей и жили долго и счастливо. Но боясь мести, девушка взяла осетинское имя и по сей день никто не знает фамилию этого парня. Голос с неба слышали случайные свидетели – сельчане, ранний путник, охотник и дед, которому не давали спать боевые раны. От них и узнал народ Осетии об этом чуде.

А роща с вечера до утра возникшая посреди поля, после услышанного из разных уст рассказа, о том, что кабардинцы все время ищут какого-то хетага, рассказывая о похищении княжны, вызывала трепет в душе, это место стали почитать, сначала, как Священную Рощу, возникшую по промыслу Божьему в помощь двум влюбленным, а позднее, как Священную Рощу Хетага, помогающую молодым мужчинам.

Молитву возносили, держа в руках чашу, наполненную водой из родника на юго-западном краю рощи. Сейчас, родник высох – «ушел» от людей, обидевшись на них за нарушение вековых традиций, как гласит молва.

Женщины, девушки, семейные мужчины, а тем более старики в Рощу не ходили. Только молодые парни.

*В стародавние времена, даже в обыденной жизни, сказать осетину, «Ты пьян…»,- было равносильно самому сильному оскорблению, как, если бы кто-то сорвал с его головы папаху и бросил ее под ноги! И опозоренный, в этом случае, вынимал кинжал. А кинжал, как известно, вынимали, в крайнем случае, и если он вынут, его можно вложить в ножны, только напоив кровью. Кровь смывалась только кровью, поэтому, во избежание кровной мести, осетины не пили, а лишь пригубляли, чтобы не терять лицо. Быть пьяным было глупо и недостойно мужчины.

Например Дзодзиков Хадзимет Даутович (Аб;т), говорил, что «Арахъ ад;ймаджы у;ларвм; куыд сисы, цыфдзастмае д;р ;й афт; ныппары» (осет.) – арака человека поднимает до небес и с такой же легкостью ввергает в грязь.

Во время всех приготовлений, да и в течение всего этого дня нельзя было ссориться, злословить, говорить о грустном или болезнях, расстраиваться, сердиться, обижать, обижаться, громко говорить. никакого негатива. Только добромыслие, добрословие, доброделие!

Монеток могло быть несколько – по количеству членов семьи или количеству семей и после вознесения молитвы их оставляли на камне под деревом в Роще Хетага. Позднее для монеток сделали подобие небольших деревянных ящичков, с открывающейся крышкой и монетку бросали внутрь домика, потом появились металлические ящички с прорезью, для монеток (ящички не запирались), а сейчас установлены запаянные трубы (;20 см), с прорезью для монеток сверху и закрытой на замок маленькой дверкой у основания. Один раз в год, через 7 или 14 дней после празднования Дня Хетага, Дзуары Л;г вместе с помощниками вынимают все накопившиеся монеты и приобретают на эти деньги быка и все необходимое для проведения всеобщего сельского молитвовозношения – хъ;укувд (осет.). Монетки – это единственное, что можно оставлять в Священной Роще, даже травинки надо стряхнуть с одежды, когда выходишь с ее территории.

Рассказывают, несколько лет назад один человек, житель города Ардон, специально вывез из Рощи с собой веточку, как вызов тому, что он считал темными предрассудками. Молва утверждает, что не прошло и двух дней, как с ним стало твориться что-то странное (нарушения со стороны нервной системы) и никакие меры не улучшали его состояния; он выздоровел лишь после того, как его родные посетили Рощу Хетага и попросили прощения у Покровителя Рощи за молитвенной трапезой (http://slavik.babil.komputilo.org/xetag.html).

День Хетага, обычно приходится на первое и второе воскресенье июля. В первое воскресенье празднуют близлежащие села: Суадаг, Хаталдон, Кадгарон, Ногкау, Бирагзанг, а во второе дальние села и города Осетии.

Священная Роща Хетага, ее называют еще «Святой куст» или «Круглая роща» находится на территории селения Суадаг в Алагирском Районе Северной Осетии. Во время Великой Отечественной войны сюда со всех концов Осетии приходили матери, жены, сестры и дочери, ушедших на фронт, молились о покровительстве, о том, чтобы Хет;джы Уастырджи (здесь Ангел Рощи Хетага или покровитель Хетага) защитил их мужчин: сыновей, мужей, отцов, братьев и возлюбленных.

**;гъдау – Свод осетинских национальных нравственных законов и правил поведения, наследуемый и передаваемый устно, дошедший до нас от наших предков Ариев, Скифов, Сарматов, Алан. В структуру ;гъдау входят понятия и категории: Фарн (духовность) и ;фсарм (мораль, совесть), У;здандзинад (благородство, скромность), ;хсар (отвага), Л;гдзинад (мужество), Кад (почет, уважение), Намыс (честь, слава), Ном (имя), Уарзондзинад (любовь), Р;сугъддзинад (красота).

Дойдя до Рощи, мы омыли руки и стопы в ручье (неподалеку был родник), чтобы смыть все плохое «фыдбылызт; – осет.», дождались проходящего мужчину, бабуля объяснила ему, о чем «надо сказать» и он, войдя внутрь, вознес молитвы, в том числе, с просьбой оказать покровительство мне, вступающей во взрослую жизнь, делающей первые шаги на своем жизненном пути, выбирающей дорогу жизни.

Потом мы тут же не далеко от Рощи присели на, поросшую травой, полянке под деревом и немного перекусили пирогами и мясом, выпили: она квасу, я молока с медом.

Такова легенда о Священной Роще Хетага, так она звучала из уст моего деда Дзодзикова Гаппо Даутовича и моего отца Дзодзикова Эльбруса Гаппоевича (Светлая им память), которые каждый в свое время, в какой-то промежуток времени, как и многие представители других фамилий селения Суадаг, были Хет;джы Дзуары (Рощи Хетага) л;гт; (мужчина, Человек Бога, здесь Священнослужитель) – избираемые народом смотрители Рощи Хетага. По свидетельству Кубатиева Ибрагима, Священослужителями Рощи Хетага в разное время были также Дзодзиков Хадзимет Даутович и Фарниев Гацыр, Дзодзиков Дрис Даутович, Магкаев Бицци, позднее Бритаев Хажби, Хадарцев Хажби (сын Дзодзиковой Хангуаши Урусбиевны), Кубатиев Эльбрус, Бритаев Афако, Хутугов Ахсар.

Сейчас эту высокую миссию выполняют Каболов Зелим Гиноевич, Айларов Габе и Кубатиев Ибрагим (сын Дзодзиковой Алигка Хадзиметовны), которые мягко, терпеливо, но настоятельно разъясняют молящимся, что огонь в Лесном Храме – Роще Хетага жечь нельзя, что алкогольным напиткам здесь не место, что даже, если человек принес алкоголь – он не должен вносить его на территорию рощи, поясняют, что на территорию молитвоовозношений можно вносить только квас (куым;л), что громко разговаривать, шуметь и расхаживать внутри Рощи, приносить и жечь свечи, нельзя.

Разъяснительную работу Суадагские Священнослужители Рощи Хетага ведут тактично, уважительно и постоянно. Только самые достойные мужчины всегда избирались и допускались в рощу Хетага для молитв.

Как утверждает молва, в 1993 году в Роще Хетага произошло нечто удивительное. В День Хетага, так же, как и большая часть населения Осетии, сюда приехало две семьи это были брат и сестра, со своими женой, мужем и детьми. Приехали они на отдельных машинах. Младший сын брата, которому было около 5 лет, просился, чтобы его отпустили в гости в двоюродным братьям (к тете), после недолгих уговоров отец согласился отпустить его и в последний момент мальчик побежал к другой машине, которая стояла в некотором отдалении.

Обе семьи немного припозднились, в Роще уже темнело, но выполнив все, согласно Агъдау, благополучно добрались до своих домов. Утром отец мальчика позвонил своей сестре, чтобы узнать, как там его сын и каков был ужас в обеих семьях, когда выяснилось, что мальчика нет с ними. Обзвонив общих знакомых, с которыми маловероятно, но все же мальчик мог уехать из Рощи, они убедились, что никто его не забирал с собой, а если забрали, то позвонили бы.

«Роща Хетага» знаменательна еще и тем, что в конце ХIХ века от нее произошла фамилия Хетагуровых. Коста; Лева;нович Дзидаханов (1859-1906) – выдающийся осетинский поэт, просветитель, художник-живописец и скульптор, основоположник осетинской литературы в начале своей литературной деятельности, с 1888 года в ставропольской газете «Северный Кавказ», подписывал свои произведения, как Хетаг. Когда в издательстве газеты «Северный Кавказ» обсуждали вопрос об издании сборника сочинений талантливого осетинского поэта на русском языке, редакция решила (решение принималось в отсутствие автора), что фамилия его, скорее всего Хетагуров, так как все, с кем он общался, знали точно, что его зовут Коста.

Таким образом, первый сборник сочинений Коста Дзидаханова, увидел свет в 1895 году, в Ставрополе, под именем Коста Хетагурова, а в 1899 году в том же издательстве и при тех же обстоятельствах (отсутствие автора), вышел поэтический сборник «Осетинская лира» («Ирон ф;ндыр», осет.) и тоже под именем Коста Хетагуров.

Жители селения Суадаг долгое время оберегали свое Святилище, старались не впускать в него представителей других сел. Раньше место вознесения молитв находилось в северной части «Священного Куста» по центру, под деревом к которому вела тропинка лежал камень, на нем оставляли монетки, но со временем все большее количество людей хотело помолиться здесь, порядок уже был не тот и тогда жители Суадага перенесли место своего общения с Ангелом Рощи Хетага (Хет;джы Къохы Дзуарим;, осет.) или Хетаеджы Уастырджи, на западный край Священной Рощи. По праздникам сюда разрешено заходить и женщинам (в чистые дни).

Позднее в «Роще Хетага» образовались отдельные места для вознесения молитв, организованные представителями различных населенных пунктов: Хаталдонское, Ногкауское, Кадгаронское, Ардонское, Алагирское, городское (Владикавказское)… Некоторые сместили и дни празднования, но разница всегда была и в наше время составляет 7 дней.

Кроме того, чтобы лишний раз не нарушать Великое спокойствие в Роще, не тревожить Дух Святилища, куда круглый год приезжают молодые мужчины перед принятием судьбоносных решений и началом важных дел, у дороги установили навес, под которым расположили треножник для вознесения молитв и «сосуд» для приношений (монеток). И теперь каждый проезжающий может остановиться здесь, вознести молитву, оставить монетку и ехать дальше. Каждый осетин, проезжая, мимо этого места, если и не подходит, чтобы помолиться, допустим, едет на общественном транспорте, все же привстает с места, шепча молитву и обращаясь к Ангелу Рощи Хетага.

В наши дни Роща Хетага имеет государственный статус памятника природы (Агаева Э., 2012), но Хетаджы Къох, это, прежде всего, Общенациональная Святыня. По периметру Рощи построены кувандоны (кув;ндон – место вознесения молитвы), установлены длинные столы для пиршества.

С 1994 года День Хетага в республике Северная Осетия-Алания отмечается, как общенародный праздник.

К сожалению, со временем утерялась информация о том, что здесь не место шуму, алкогольным напиткам и огню, время и люди вносят свои коррективы. Тихие и краткие молитвовозношения превратились в бесконечные шумные застолья и народные гуляния с песнями и плясками. Алкоголь, что называется «течет рекой». Сюда приходят уже все, без ограничения возраста, разгуливают по всей роще, принимают алкогольные напитки, жгут свечи на деревьях, в некоторых местах даже «умудрились» установить металлические кольцевые сооружения для свечей.

В некоторых местах для молитвовозношений появились изображения Георгия Победоносца, ведутся разговоры о том, что Хетаджы Уастырджи и Георгий Победоносец это одно и то же Божество. Но это разные образы, у которых были разные прототипы и это Святые из разных конфессий. Все смешалось в сознании у людей…

Великий Николай Рерих сказал: «Счастливы должны быть осетины, измеряя славные корни свои..» (Рерих Н.К., 1928). У культуры осетинского народа богатейшая история и глубочайшие корни. Давайте же будем помнить лучшее из наследия наших Предков и следовать всему тому, что делает нас выше, чище и лучше! Добромыслие, добрословие, доброделие!

Молодежь Осетии, ставьте нереально высокие, достойные цели, действуйте, а Высшие Силы помогут вам!

4. В Википедии опубликовано 10.01.2015. Интернет ресурс:

https://ru.wikipedia.org/w/index. (дата доступа 23.01.2015).
Традиции и запреты
Проблемы с содержанием статьи
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.
Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011)

С Рощей Хетага связано много традиций и запретов: например, из Рощи ничего нельзя выносить. В древности только самые достойные мужчины села допускались в рощу для того, чтобы попросить об урожае, излечении болезни и т. п. До Великой Отечественной войны в Рощу нельзя было входить женщинам, однако в годы войны женщины стали приходить сюда, чтобы молиться за воюющих мужчин. С тех пор запрет на их участие в молитвенных пиршествах в Роще Хетага был естественным образом снят.

Сначала в роще не было построек, потом были выстроены места для жертвоприношений, «трёх пирогов». Пироги, принесённые в рощу, должны быть тёплыми, так как при их приготовлении добрые намерения пища как будто впитывает в себя, а в тёплых пирогах, считается, эти намерения сохраняются. Сначала в рощу приносились только пироги без напитков. Позже стало разрешаться приносить молоко и мёд также в качестве жертвоприношений.

В наши дни Роща Хетага не имеет государственного статуса. То есть это не памятник природы или культуры — это общенациональная святыня. На территории Рощи построен кувандон (осет. кув;ндон) — молитвенный дом. По праздникам туда разрешено заходить и женщинам.

С 1994 года День Хетага отмечается в Республике Северная Осетия — Алания как республиканский общенародный праздник. Имя Хетаг и сегодня остаётся очень популярным у осетин (см. Хетаг (имя)).

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Хетаджы бон — День Хетага (народные праздники осетин) Видео

e6e730586bba73959bb0c96842211162 Марина Бесаева Юрьевна
Хетаджы бон — День Хетага (народные праздники осетин) Видео

Согласно легенде, Хетаг — это сын кабардинского князя. Он был христианином и отказался принимать ислам, из-за чего ему пришлось скрываться от всех. Преследователи стали настигать его у современного селения Суадаг, и тогда Хетаг услышал призыв бежать в лес. Но добежать ему до него не успевал и сказал «Пусть лес придет к Хетагу«. Деревья окружили его и укрыли от преследователей. Хетаг в роще прожил год, после перебрался в горное селение Нар и дал начало роду Хетагуровых.

День Хетага которую отмечают в роще Хетага, находится в 30 км от Владикавказа. Место считается священным у Осетин. В этот праздник осетины со всей республики приезжают в рощу, чтобы помолиться.

Роща обустроена красиво и в ней созданы условия для проведения праздника и массовых гуляний. Каждое село в Осетии имеет своё место празднования.

На День Хетага забивают быка, теленка и барана. Те же кто по каким то причинам не может этого сделать, покупает три ребра от говяжьей и мясо, и таким образом возносит молитву Богу и Хетаджы Уастырджи.

История рощи Хетага стала символом истинной веры Осетинского народа. Именно поэтому ее издавна и принято передавать от отца к сыну, дабы память о великом герое жила вечно.

Мы чтим и помним наши обычаи. И каждый год наш Д/С принимает участия на этом праздники.

Сегодня люди молятся, желают добра и мира на земле Осетии. Они обращаются к Святому Георгию, желают здоровья семьям и старшим, младшим. И сегодня мы все вместе молимся за прекрасное будущее для наших детей, нашей Осетии, молимся о ее процветании. Пусть всегда среди жителей республики царит взаимопонимание и уважения, и мы все хотим видеть нашу республику красивой и процветающей!

detsad 1043843 1517488789Дидактическая игра «Эти праздники народные» Целью образования безусловно является приобщение детей к истории, этнокультуре, родному языку. Знакомство детей с народными традициями развивает.

Народные праздники в ДОУ Народные праздники в ДОУ «…Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное творчество, т. е. то, что.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Народные праздники. Масленица» Тема: Народные праздники. Масленица Цели: знакомить с русскими народными праздниками; прививать любовь и уважение к народным традициям.

Консультация для воспитателей «Русские народные праздники. Новый год. Рождество» Русский народ не должен забывать свою историю, культурное прошлое, традиции, праздники. Поэтому родная культура должна стать частью души.

detsad 14992 1517981902Лэпбук «Весенние народные праздники на Руси» Цель изготовления лэпбука «Весенние народные праздники на Руси»: приобщение детей к русской национальной культуре на основе старинных.

Народные праздники на Руси Тема проекта: Народные праздники на Руси. «Масленица и пасха в детском саду» Тип проекта: долгосрочный, творческий, игровой, обучающий.

detsad 807518 1517319342Народные праздники в детском саду «Пасха» В методической литературе можно найти разнообразные издания на тему использования различных форм работы по развитию речевых навыков детей.

Народные праздники в ДОУ Праздников, всероссийских и международных, в нашем календаре немало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают.

Перспективное планирование в подготовительной группе «Народные праздники на Руси» Тема недели: «Народные праздники на Руси» (с 09.01 по 19.01) Цель: Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

Приобщение дошкольников к традициям через народные праздники «Воспитание, лишённое народных корней – бессильно.» К. Д. Ушинский Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа,.

Источник

Adblock
detector