Меню

праздник свистунья в дымково

Праздник свистунья в дымково

9540299efda998199c8428c8719b29e0

Праздник «Вятская свистунья»

Истоки возникновения этого праздника уходят в далекий 1418 год. Тогда, глубокой ночью, в известном всем жителям Кирова Раздерихинском овраге, случилась жестокая битва между вятчанами и устюжанами. Легенда гласит, что произошла нелепая ошибка… Для того, чтобы помочь жителям Вятки выстоять набеги татар, устюжане пришли к ним на помощь. Но, по-видимому, темнота сыграла злую шутку, и случилось так, что свои своих не распознали и свои своих поубивали. Так, список «Летописца старых лет» гласит о том, что в битве при Раздерихинском овраге погибло около 5000 человек. По одной из версий, захоронены воины были на склонах этого оврага. Конечно, с тех пор, сложилось много легенд о битве между вятчанами и устюжанами, вместе с тем, это событие так и осталось одной из самых загадочных страниц в истории Вятского края. Как память об этой битве, у Раздерихинского оврага была выстроена часовня, в которой периодически проводились панихиды в память о погибших в этом бою.

Первые праздники «Свистопляски» носили языческий характер. Во время празднования возле часовни устанавливали шатры для торговли глиняными лошадками, свистками с погремушками, шариками и различными вкусными лакомствами. Собравшаяся на праздник детвора играла в куклы, беспрестанно свистела, плясала и изображала в игровой форме бой вятчан и устюжан. Они занимали позиции по обе стороны оврага и начинали обкидывать друг друга глиняными шариками. Кстати, свист свистульки является символом выражения промаха. Народные гуляния во время «Свистопляски» с песнями под звуки скрипки и балалайки продолжались до позднего вечера.

c3d25e4b5a2718814dee504658e24fdc

Самые первые упоминания об этом празднике относятся к началу XIX века, а последняя «свистунья» на Вятке состоялась в 20-е годы XX века. Вообще, в прошлые времена праздник «Вятская свистунья» был посвящен поминовению умерших предков, которых поминали по-особенному – весельем, народными песнями и плясками и, конечно же, свистом в глиняные дымковские игрушки-свистульки.

С тех пор, более восьмидесяти лет, этот веселый и любимый всем Вятским народом праздник, находился в забвении. Вспомнили и заговорили о нем лишь в начале XXI века, а со временем кировчане задумали его возродить и ежегодно проводить на своей земле. Конечно, в наши дни от древнего праздника «Свистопляски» не осталось ни кулачных боев, ни драк мальчишек за глиняные шарики «шарыши» на глубине оврага. Осталась лишь ярмарка, которую так любили дети во все времена за продаваемые на ней игрушки и сладости, а также за традицию свистеть в глиняные уточки. Именно благодаря этому Вятскому празднику сохранилась наша знаменитая дымковская игрушка.

e171850d9d98a08c7474590930499345

Сегодня праздник «Вятская свистунья» приурочен к Дню города Кирова и отмечается 12 июня. Главным атрибутом праздника является глиняная свистулька-уточка, а открытие «Вятской свистуньи» начинается с карнавального шествия в стиле дымковской игрушки.

В наши дни на празднике «Вятская свистунья» все желающие гости могут посетить мастер-классы, где известные в Кировской области умельцы покажут и дадут Вам самим возможность расписать дымковскую игрушку или же матрешку. Вы можете даже попробовать сплести лапти! Кроме того, обычно во время этого праздника дают концерты различные фольклорные коллективы, организаторы фестиваля устраивают традиционные русские игры для детей и их родителей, где можно выиграть самые разные призы. Запоминающимися являются конкурсы типа «Вятская краса» и «Удаль молодецкая». У гостей праздника есть также возможность посоревноваться в технических видах спорта – «Асфальтовое кольцо».

43ba3bbaeae11cb4346b1240ad0039ee

Поскольку «Вятская свистунья» носит статус праздника-ярмарки, все желающие смогут приобрести самую разную продукцию местных мастеров-умельцев и фермерских хозяйств, от молочной продукции по сниженным ценам до полезных товаров для садоводов и огородников. Организация подобного праздника на Вятской земле позволяет популяризировать и продвигать традиционные русские народные художественные промыслы. Естественно, что на празднике-ярмарке достаточно широко представлены такие изделия народного творчества, как: бурачки, резные, расписные и плетеные изделия для дома, коклюшечное кружево, дымковская игрушка, Вятская матрешка и другие уникальные вещи.

Следует заметить, что активное участие в праздничном мероприятии принимают также и школьники города Кирова. Так, между учениками разных школ устраиваются спортивные состязания, различные конкурсы и викторины, концертные номера, а также мастер-классы обучающего характера.

Источник

Конспект НОД «Дымковская ярмарка — свистунья»

67cab1b13e1662b7b1853bfc4ac67089 Ирина Коростылева
Конспект НОД «Дымковская ярмарка — свистунья»

Интеграция образовательных областей: «Познание» («Формирование целостной картины мира», «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование, «Социализация».

Цели: познакомить детей с историей возникновения дымковского промысла по изготовлению глиняных игрушек; закреплять знания детей об особенностях дымковской росписи (элементы росписи – круги, кольца, точки, полоски; цвет) ; воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства; дать первоначальное представление о русской традиции проведения ярмарки; развивать интерес дошкольников к русскому народному творчеству, фольклору России; совершенствовать технические навыки рисования; Воспитывать уважительное отношение к игрушкам, сделанным мастерами.

Планируемые результаты: имеет представление о народном быте и изделиях декоративно – прикладного искусства, фольклора России; самостоятельно оформляет трафарет игрушки; интересуется играми, жизнью людей, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: подборка слайдов по теме «Дымково», дымковская игрушка лошадка, элементы росписи для фланелеграфа, кисти, краски, салфетки, карусель, кукла Петрушка, трафареты лошадок, иллюстрации дымковских игрушек.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент.

-Ребята, любите ли вы путешествовать? Предлагаю вам отправиться сегодня в путешествие в деревню Дымково.

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказки превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Конспект занятия «Ярмарка дымковских игрушек.

Роспись дымковских лошадок.

1. Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.

2. Воспитывать детей на народных традициях, показывая, как народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.

3. Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.

4. Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

Разучивание с детьми стихов о дымковских игрушках, рассматривание готовых игрушек.

Материалы к занятию:

Краски – гуашь, кисточки, вырезанные силуэты дымковских игрушек, сами игрушки.

Ход занятия.

Звучит «Камаринская»,воспитатель в русском народном костюме созывает детей:

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары-бары,

Всяки разные товары

Воспитатель: С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой.

Всю зиму лепили мастера свои игрушки, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках. Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья.

Давайте получше присмотримся к игрушкам, постараемся понять, что хотела передать нам мастерица рукодельница Дымки.

Дети (ранее подготовленные) берут в руки игрушки и начинают их «расхваливать».

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Мчится глиняный олень.

Эх, свистну, гикну, прокачусь. И обратно ворочусь”.

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

Какое настроение создают эти игрушки? Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый) Да, все игрушки расписаны яркими красками.

Чтобы они получились еще наряднее – добавляли золотую краску.

А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором.

Какие узоры в их росписи вы увидели? (кружочки, точки, волны, полоски) Мастера – умельцы дали имя или название каждой своей игрушке.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Представьте, что мы отправились на Север нашей страны, нашли село Дымково, и мы – те самые замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами.

Это у нас – мастерская, светлая и просторная. И все у нас есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку. Настроились?

А сейчас вы сможете расписать любую игрушку, которая вам понравилась. Рисовать будете гуашью, передавая характерные узоры дымковских игрушек. Работу выполняйте аккуратно, точно.

Выполненные работы складываются на один стол. Начинается ярмарка.

Пусть горят игрушки, пусть дарят тепло,

Празднику подружки, с ними так светло!

Наша ярмарка начинается!

Всех на ярмарку зовем!

Кончил дело, гуляй смело!

Звучит русская народная мелодия, дети проходят на ярмарку.

Собирайся народ, мастер торговать идет!

Каждый ребенок рассказывает, расхваливает свою игрушку. После этого проводится игра «Карусель».

Воспитатель: Солнце закатилось, наша ярмарка закрылась!

detsad 181805 1413282708 detsad 181805 1413282742 detsad 181805 1413282769 detsad 181805 1413282810

detsad 98627 1403780625Мастер-класс «Аэростат» Работа выполнена в технике «Квилинг» В нашем городе будет проходить небесная ярмарка. Мы с детьми решили выполнить работу на на её тематику.

Педагогический проект «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности» педагогический проект соответствует федеральным государственным требованиями и основывается на основной общеобразовательной программе дошкольного.

Источник

В преддверии Дня города мы рассказываем, какое историческое событие было дореволюционным аналогом современного празднования: масштабным гуляниям в XV веке предшествовала битва в Раздерихинском овраге.

В последние десятилетия празднование Дня города превратились для кировчан в совершенно обыденную традицию, разбавленную лишь приглашёнными звездами эстрады и масштабом салюта. Однако этот праздник довольно молодой, и его привычные нам ритуалы начали формироваться только в 70-80-е годы прошлого века. В то же советское время праздники старой Вятки оказались безвозвратно утрачены, хотя по масштабу торжеств с популярными ныне днями города легко могла бы сравниться Свистопляска – самобытный вятский праздник, имевший глубокие исторические корни, упиравшиеся в легенду о якобы «случайном» убийстве вятчанами своих друзей-устюжан в Раздерихинском овраге в начале XV века. Мы попытаемся разобраться, почему кровавая битва дала городу уникальный весёлый праздник, что на самом деле произошло в овраге, и почему дореволюционное общегородское веселье было настолько жестоким.

Легенда о «случайном» убийстве

Уникальность праздника Свистопляски в том, что она опиралась на довольно известные, хоть и окутанные тайнами, события вятской истории. Кто конкретно был автором легенды о «битве своя своих не познаша» — до сих пор является загадкой. Однако само сказание и по сей день остается самым популярным вятским мифом. В кратком изложении он звучит следующим образом. В начале XV века (в разных источниках фигурирует 1418 либо 1421 годы) отряд устюжан выступил на помощь Хлынову, осаждённому татарами. Союзные войска подошли к городу в ночной темноте. Наши предки не ожидали столь быстрой и решительной помощи и приняли устюжан за врагов. Сделав вылазку, жители Хлынова напали на устюжан, когда те поднимались в гору в районе Раздерихинского оврага, а устюжане решили, что на них напали татары.

Жестокая кровопролитная битва продолжалась всю ночь, и только с первыми лучами солнца и те, и другие увидели, что убивают друзей и союзников, православных людей. Осознав ужас братоубийства, мёртвых похоронили в общей могиле в овраге. Ещё до революции, ссылаясь на разные устные и письменные источники, называлась довольно значительная цифра погибших в несколько тысяч человек (от 4 до 9 тысяч). В дальнейшем в память об этом «несчастном случае» вятчане поставили на краю оврага часовню и учредили поминальный праздник Свистуньи (Свистопляски).

Битва не с врагами, а за власть

У любого рационально мыслящего человека, читающего об обстоятельствах «случайной битвы» в овраге сразу возникает вопрос — как можно всю ночь пребывать в неведении с кем воюешь и не отличить врага от друга? Ввиду очевидных странностей ещё в дореволюционные времена легенду подвергали ревизии вятские краеведы и историки. Так, авторитетный Александр Вештомов указывал, что причина битвы на самом деле — конфликт между Михаилом Россохиным и Анфалом Никитиным. Это были выходцы из Великого Новгорода, боровшиеся за власть внутри Хлынова. Никитин, лишившись политического лидерства и рассорившись с бывшим союзником, решил отомстить и привёл на берега Вятки дружину устюжских наемников. Так и случилась та самая битва в овраге, в которой, по мнению Вештомова, погибло 9000 человек, в том числе жители Устюжского края.

Современным историкам очевидно, что вятчане и устюжане вовсе не были в те времена союзниками, как рассказывает легенда. Отряд устюжан привёл на Вятку Анфал Никитин, бывший вятский наместник, который потерял власть, находясь в ордынском плену. В это же время в Хлынове утвердился другой политический лидер – Михаил Россохин. Освободившийся из плена Анфал предпринял попытку возвращения себе власти: собрав большой отряд устюжан, он двинулся к Вятке, желая изгнать из города Россохина, однако ночной штурм устюжан окончился неудачей: они были наголову разбиты вятским войском, причём сам Анфал и его сын Нестор были жестоко убиты. Таким образом, битва в овраге была всего лишь очередным, но, возможно, самым кровавым эпизодом борьбы за власть в Вятке. Впрочем, столь значительная цифра убитых подвергается сомнению большинством исследователей, несмотря на то, что наш город был тогда одним из самых крупных на северо-востоке страны.

Не печальные поминки, а весёлый праздник

От обросшего легендами эпизода XV века взял свое начало самый самобытный и оригинальный праздник старой Вятки — Свистунья или Свистопляска. Торжество начиналось каждый год в четвёртую субботу после Пасхи. Стартовал праздник в часовне у Раздерихинского оврага с панихиды. Однако на масштабные общегородские поминки это не было похоже, так как после молебна по всей Вятке разворачивалось буйное веселье: люди шумели, пели песни, свистели в свистульки, устраивали кулачные бои, угощались разными лакомствами, пили вино. Тут же была ярмарка: ставились торговые балаганы, а дымковские мастера заранее изготавливали полые глиняные шарики («шарыши») и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей, коров, козлов, лошадей, пышнохвостых птиц и дешёвые свистульки.

0adb95e0239620c5173e58b242482228

Раздерихинская часовня. Начало XX в.

Снова битва и опять между своими

Самый важный момент праздника заключался в фактической реконструкции битвы начала XV века. На кромке оврага разыгрывались как бы «шуточные», а на самом деле жестокие драки между двумя командами: одни пытались «штурмовать» овраг, взбираясь снизу, другие не давали им этого сделать и закидывали глиняными шарами величиной с апельсин атакующих. По воспоминаниям врача и мемуариста Савватия Сычугова, иногда такое празднество заканчивалось для одной из команд тяжёлыми травмами и побоями. Вот так Сычугов описывает этот эпизод праздника:

Интересно, что уцелевшие в шуточных (а иногда и не очень потешных) битвах шары можно было за копейки вернуть торговцам, а вырученную мелочь обменять на сладости и лакомства. Во время «боя» стоял чудовищный свист, вятчане болели за одну из команд, а девушки облачались в свои лучшие наряды на праздник Свистуньи.

d6ce9167647ac5ba8f55d8534a490b0a

Савватий Сычугов

Возрождение Свистуньи и еще одна смерть

Свистопляска оставалась самым популярным светским праздником старой Вятки вплоть до конца 1920-х гг. На исходе НЭПа Свистунья была запрещена, а Устюжская часовня взорвана. Вспомнили о старинном вятском обычае только в 1980-е годы. А первые шаги по восстановлению часовни были сделаны в середине 1990-х гг., когда спонсировать ее возведение взялся эпатажный предприниматель Артур Крундышев. Однако 16 октября 1996 г. в 8 часов утра во дворе дома по ул. Волкова бизнесмен и политик был убит выстрелом из ружья. Это стало одним из самых резонансных и до сих пор не раскрытых заказных убийств в новейшей истории города. Его связывали как с предпринимательской, так и с политической деятельностью Крундышева, который являлся одним из лидеров команды баллотировавшегося в губернаторы Геннадия Штина, лишь во втором туре уступившего Владимиру Сергеенкову.

d5e732f7685ef39f8234caf562cb7a32

Строительство часовни затянулось и завершилось только в 1999 году к 625-летию Кирова. На мемориальной табличке у ее подножия помимо основных дат в истории праздника Свистуньи и Устюжской часовни указана и фамилия Крундышева. В 2010 г. в часовне был совершен торжественный молебен по погибшим в страшной битве XV в. воинам в присутствии почетных гостей из Великого Устюга. Также состоялась своеобразная акция примирения: вятчане и устюжане по очереди испили воды из общего чана, обнялись и решили забыть былые обиды навсегда. Однако в дальнейшем возрождения праздника Свистуньи в близком к дореволюционному виде не произошло, только часть ее ритуалов (ярмарки, торговля изделиями народных промыслов) вошла в состав программы дней города.

517d1269d91f4f153189c32c7b0a50ac

Праздник уничтожен, но легенда остается

Жестокий праздник с почти настоящими боями в сопровождении оглушительного свиста и отсылками к реальной битве XV века был частью вятской самобытности, в отличие от типовых, шаблонных и забюрократизированных торжеств нового времени. Свистопляска вполне сравнима по своему характеру с подобными же средневековыми европейскими торжествами (типа карнавала с апельсиновыми боями в итальянском Ивреа), чьи традиции тщательно сохраняются на протяжении веков. Однако интересно, что хоть и сам праздник в советское время был стёрт из жизни вятчан, но легенда о «случайном» бое все также остается одной из самых ярких, популярных и таинственных в нашем городе.

Источник

Ежегодные дни города в последние десятилетия превратились для кировчан в совершенно обыденную традицию, разбавленную лишь приглашенными звездами эстрады и масштабом салюта. Однако этот праздник довольно молодой, и его привычные нам ритуалы начали формироваться только в 70-80-е годы прошлого века. В тоже время праздники старой Вятки оказались в советское время безвозвратно утрачены, хотя по масштабу торжеств с популярными ныне днями города легко могла бы сравниться Свистопляска – самобытный вятский праздник, имевший глубокие исторические корни, упиравшиеся в легенду о, якобы, «случайном» убийстве вятчанами своих друзей-устюжан в Раздерихинском овраге в начале XV века. Почему кровавая битва дала городу уникальный веселый праздник, что на самом деле произошло в овраге, и почему дореволюционное общегородское веселье было настолько жестоким — попытаемся разобраться в этом тексте.

Легенда о «случайном» убийстве

Уникальность праздника Свистопляски в том, что она опиралась на довольно известные, хоть и окутанные тайнами события вятской истории. Кто конкретно был автором легенды о «битве своя своих не познаша» — до сих пор является загадкой. Однако само сказание и по сей день остается самым популярным вятским мифом. В кратком изложении он звучит следующим образом. В начале XIV века (в разных источниках фигурирует 1418 либо 1421 годы) отряд устюжан выступил на помощь Хлынову, осаждённому татарами. Союзные войска подошли к городу в ночной темноте. Наши предки не ожидали столь быстрой и решительной помощи и приняли устюжан за врагов. Сделав вылазку, жители Хлынова напали на устюжан, когда те поднимались в гору в районе Раздерихинского оврага, а устюжане решили, что на них напали татары.

Жестокая кровопролитная битва продолжалась всю ночь, и только с первыми лучами солнца и те, и другие увидели, что убивают друзей и союзников, православных людей. Осознав ужас братоубийства, мертвых похоронили в общей могиле в овраге. Еще до революции, ссылаясь на разные устные и письменные источники, называлась довольно значительная цифра погибших в несколько тысяч человек (от 4 до 9 тысяч). В дальнейшем в память об этом «несчастном случае» вятчане поставили на краю оврага часовню и учредили поминальный праздник Свистуньи (Свистопляски).

Битва не с врагами, а за власть

У любого рационально мыслящего человека, читающего об обстоятельствах «случайной битвы» в овраге сразу возникает вопрос — как можно всю ночь пребывать в неведении с кем воюешь и не отличить врага от друга? Ввиду очевидных странностей еще в дореволюционные времена легенду подвергали ревизии вятские краеведы и историки. Так, авторитетный А. И. Вештомов указывал, что причина битвы на самом деле — конфликт между Михаилом Россохиным и Анфалом Никитиным. Это были выходцы из Великого Новгорода, боровшиеся за власть внутри Хлынова. Никитин, лишившись политического лидерства и рассорившись с бывшим союзником, решил отомстить и привел на берега Вятки дружину устюжских наемников. Так и случилась та самая битва в овраге, в которой, по мнению Вештомова, погибло 9000 человек, в том числе жители Устюжского края.

Современным историкам очевидно, что вятчане и устюжане вовсе не были в те времена союзниками, как рассказывает легенда. Отряд устюжан привёл на Вятку Анфал Никитин, бывший вятский наместник, который потерял власть, находясь в ордынском плену. В это же время в Хлынове утвердился другой политический лидер – Михаил Россохин. Освободившийся из плена Анфал предпринял попытку возвращения себе власти: собрав большой отряд устюжан, он двинулся к Вятке, желая изгнать из города Россохина, однако ночной штурм устюжан окончился неудачей: они были наголову разбиты вятским войском, причём сам Анфал и его сын Нестор были жестоко убиты. Таким образом, битва в овраге была всего лишь очередным, но, возможно, самым кровавым эпизодом борьбы за власть в Вятке. Впрочем, столь значительная цифра убитых подвергается сомнению большинством исследователей, несмотря на то, что наш город был тогда одним из самых крупных на северо-востоке страны.

b6c6b64acedd1d6432f38a7cc44331a7

Не печальные поминки, а веселый праздник

От обросшего легендами эпизода XV века взял свое начало самый самобытный и оригинальный праздник старой Вятки — Свистунья или Свистопляска. Торжество начиналось каждый год в четвертую субботу после Пасхи. Стартовал праздник в часовне у Раздерихинского оврага с панихиды. Однако на масштабные общегородские поминки это не было похоже, так как после молебна по всей Вятке разворачивалось буйное веселье: люди шумели, пели песни, свистели в свистульки, устраивали кулачные бои, угощались разными лакомствами, пили вино. Тут же была ярмарка: ставились торговые балаганы, а дымковские мастера заранее изготавливали полые глиняные шарики («шарыши») и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей, коров, козлов, лошадей, пышнохвостых птиц и дешевые свистульки.

Снова битва и опять между своими

Самый важный момент праздника заключался в фактической реконструкции битвы начала XV века. На кромке оврага разыгрывались как бы «шуточные», а на самом деле жестокие драки между двумя командами: одни пытались «штурмовать» овраг, взбираясь снизу, другие не давали им этого сделать и закидывали глиняными шарами величиной с апельсин атакующих. По воспоминаниям врача и мемуариста С. И. Сычугова, иногда такое празднество заканчивалось для одной из команд тяжелыми травмами и побоями. Вот так Савватий Иванович описывает этот эпизод праздника:

Интересно, что уцелевшие в шуточных (а иногда и не очень потешных) битвах шары можно было за копейки вернуть торговцам, а вырученную мелочь обменять на сладости и лакомства. Во время «боя» стоял чудовищный свист, вятчане болели за одну из команд, а девушки облачались в свои лучшие наряды на праздник Свистуньи.

51f8ed833ae29e7a5df4d2e6099fc1fd

Возрождение Свистуньи и еще одна смерть

Свистопляска оставалась самым популярным светским праздником старой Вятки вплоть до конца 1920-х гг. На исходе НЭПа Свистунья была запрещена, а Устюжская часовня взорвана. Вспомнили о старинном вятском обычае только в 1980-е годы. А первые шаги по восстановлению часовни были сделаны в середине 1990-х гг., когда спонсировать ее возведение взялся эпатажный предприниматель Артур Крундышев. Однако 16 октября 1996 г. в 8 часов утра во дворе дома по ул. Волкова бизнесмен и политик был убит выстрелом из ружья. Это стало одним из самых резонансных и до сих пор не раскрытых заказных убийств в новейшей истории города. Его связывали как с предпринимательской, так и с политической деятельностью Крундышева, который являлся одним из лидеров команды баллотировавшегося в губернаторы Г. П. Штина, лишь во втором туре уступившего В. Н. Сергеенкову.

Строительство часовни затянулось и завершилось только в 1999 году к 625-летию Кирова. На мемориальной табличке у ее подножия помимо основных дат в истории праздника Свистуньи и Устюжской часовни указана и фамилия Крундышева. В 2010 г. в часовне был совершен торжественный молебен по погибшим в страшной битве XV в. воинам в присутствии почетных гостей из Великого Устюга. Также состоялась своеобразная акция примирения: вятчане и устюжане по очереди испили воды из общего чана, обнялись и решили забыть былые обиды навсегда. Однако в дальнейшем возрождения праздника Свистуньи в близком к дореволюционному виде не произошло, только часть ее ритуалов (ярмарки, торговля изделиями народных промыслов) вошла в состав программы дней города.

Хроника «Возрожденный праздник «Свистопляска» (1989 г.)

Праздник уничтожен, но легенда остается

Жестокий праздник с почти настоящими боями в сопровождении оглушительного свиста и отсылками к реальной битве XV века был частью вятской самобытности, в отличие от типовых, шаблонных и забюрократизированных торжеств нового времени. Свистопляска вполне сравнима по своему характеру с подобными же средневековыми европейскими торжествами (типа карнавала с апельсиновыми боями в итальянском Ивреа), чьи традиции тщательно сохраняются на протяжении веков. Однако интересно, что хоть и сам праздник в советское время был стерт из жизни вятчан, но легенда о «случайном» бое все также остается одной из самых ярких, популярных и таинственных в нашем городе.

Источник

Свистунья — праздник со страшной историей

«Своя своих не познаша, своя своих побиваша» — распространенный сюжет, получивший в современной военной терминологии обозначение Friendlyfire — дружественный огонь. Но только на Вятской земле легенда о братоубийственной битве, случившейся по ошибке, породила разгульный праздник с элементами язычества — Свистопляску, или Свистунью.

В темноте все враги

Легенда о ночной битве 1418 (дата неточная) звучит так. Вятку осаждали татары, на помощь городу прибыл отряд из Устюга (тогда этот город назывался еще просто Устюгом, не Великим). Устюжане высадились из ладей в темноте и остановились у Вздерихинского оврага (так до XVIII века назывался Раздерихинский овраг). Вятчане, приняв их за противника, совершили вылазку. Началась беспощадная битва, и когда с первыми лучами солнца горожане признали ошибку, уже погибло больше четырех или пяти тысяч человек. С тех пор вятчан называют «слепородами». Именно в этом виде легенду о происхождении Свистуньи записал в 1770 году географ и экономист Петр Рычков. Предполагают, что со слов епископа Вятского Варфоломея, хотя в своей книге Рычков о владыке ничего не писал.

1500 ed1b53108875ae0e12a1e0364ed5bb2d

Существует версия, что речь идет не о дружественном кистене (если можно так выразиться, по аналогии с дружественным огнем), а о вполне осознанной битве с противником. Устюжане явились в Вятку, чтобы привести к власти боярина Анфала Никитича и сына его Степана, но проиграли бой. Сторонники версии напоминают, что на плане Хлынова 1759 года (так назывался город до 1781 года, пока Екатерина II не переименовала его в Вятку) есть Вздерихинская улица, от слова «вздираться» — взбираться, поэтому устюжан побили при попытке ворваться в город по стене оврага — природному укреплению. Уже позже и улицу, и овраг, станут называть «Раздерихинскими».

Письменные источники скудны, и вряд ли удастся точно выяснить, что произошло в начале XV века: страшная ошибка или одна из обычных средневековых битв. Но позднейшие легенды появились, чтобы объяснить реально существующий праздник, имитирующий сражение.

Шарыши и шишки

Свистунья проходила в четвертую субботу после Пасхи. Сперва был молебен в раздерихинской часовне, точнее, часовне Михаила Архангела, на краю оврага. После молитвы начиналась непосредственно игровая-веселая часть, сопровождавшаяся выпивкой и закуской.

Особая роль в празднике принадлежала мастерам, точнее мастерицам, из слободы Дымково. Они заранее лепили, обжигали и приносили корзины со своим товаром. В первую очередь — свистульками в виде козлов, баранов, лошадей, других животных и птиц. В свистульки полагалось свистеть, не жалея своих легких и чужих ушей — как на склонах оврага, так и на соседних улицах.

Прежде этим занимались все участники, без различия пола и возраста. К середине XIX века город остепенился, и свистели в основном дети и молодежь. Можно было также купить глиняную фигурку простой бабы или барыни — считалось, что они символизируют вдов погибших воинов.

Предлагалась и еще одна глиняная продукция — шарыши, полые глиняные шары, величиной с апельсин, и цельные шарики величиной с грецкий орех. Эти черные, с цветными крапинками шары превращали память о битве в современное побоище. Вот что вспоминал свидетель и участник, семинарист Савва Сычугов:

Другие свидетели, в частности учитель вятской гимназии Василий Баженов, сообщают, что шарыши предназначались не столько для обстрела овражных мальчишек, сколько для метания друг в друга, с разных сторон рва. Юные сборщики не долетевших боеприпасов становились более доступной целью.

unnamed

К началу XIX века кулачные бои и и пьянство прекратились, позже прекратилось и метание шарышей. В послереволюционное время гонений на любые традиции Свистопляска дожила до 1920-х, после чего, казалось, умерла, оставив расписное наследство в виде дымковской игрушки.

Яйца вместо глиняшек

Вятская земля хранит древнюю воинскую славу не только в региональной столице. В городе Котельнич, в «семик» — седьмое воскресенье после Пасхи, были свои поминки над братской могилой, в которой, по местной легенде, лежат земляки, павшие в битве с новгородцами. Когда-то после панихиды начиналось метательное сражение, только вместо шарышей использовались вареные яйца.

Молодецкие забавы

В позднесоветское время региональные власти осознали достаточно очевидную вещь: в любви к старине нет ничего крамольного и устоявшийся набор праздников можно разнообразить. Вместо четвертой субботы после Пасхи ярмарку с народными ремеслами и гуляния под гармошку стали проводить в День города. Первая возрожденная ярмарка с элементами Свистуньи прошла в 1979 году (подтвердить этого не могу).

997032273

После Перестройки, когда стало проще с частными инициативами, к гуляньям добавились забавы энтузиастов. Вместо метания шарышей в овраге проходили боевые игры. Кроме кулачных боев стенка на стенку, практиковались развлечения, которые вполне могли бытовать у ушкуйников (русских средневековых речных пиратов). Например, сорвать шапку с водящего, у которого были завязаны глаза. Водящий вооружался толстым прутом и наносил круговые удары. Участники игр вспоминают, что удары эти ощущались и под кожаной курткой. Позже, чтобы избежать травм, прут заменили мячиком на веревке.

Помирились с Устюгом

Часовня Михаила Архангела была снесена в советские годы. Ее восстановление надолго затянулось. Когда часовню достроили в 1999 году, на ее освящение прибыла делегация из Великого Устюга.

bf5d6bd4993cff8b5baf0fd564723d6e

Сейчас ярмарки с забавами и игрушками проходят в День города, 12 июня, совмещаясь с государственным праздником. Возможно, когда-нибудь Свистунья отделится от него и станет подобием фестиваля Эскалад в Женеве: в 1602 году солдаты герцога Эммануила Савойского приставили лестницы к городской стене, но были отбиты горожанами. Кровавое событие, документированное или легендарное, осталось в прошлом, а ныне является поводом для невинных развлечений и потенциального туристического интереса.

Источник

Праздник свистунья в дымково

9540299efda998199c8428c8719b29e0

Праздник «Вятская свистунья»

Истоки возникновения этого праздника уходят в далекий 1418 год. Тогда, глубокой ночью, в известном всем жителям Кирова Раздерихинском овраге, случилась жестокая битва между вятчанами и устюжанами. Легенда гласит, что произошла нелепая ошибка… Для того, чтобы помочь жителям Вятки выстоять набеги татар, устюжане пришли к ним на помощь. Но, по-видимому, темнота сыграла злую шутку, и случилось так, что свои своих не распознали и свои своих поубивали. Так, список «Летописца старых лет» гласит о том, что в битве при Раздерихинском овраге погибло около 5000 человек. По одной из версий, захоронены воины были на склонах этого оврага. Конечно, с тех пор, сложилось много легенд о битве между вятчанами и устюжанами, вместе с тем, это событие так и осталось одной из самых загадочных страниц в истории Вятского края. Как память об этой битве, у Раздерихинского оврага была выстроена часовня, в которой периодически проводились панихиды в память о погибших в этом бою.

Первые праздники «Свистопляски» носили языческий характер. Во время празднования возле часовни устанавливали шатры для торговли глиняными лошадками, свистками с погремушками, шариками и различными вкусными лакомствами. Собравшаяся на праздник детвора играла в куклы, беспрестанно свистела, плясала и изображала в игровой форме бой вятчан и устюжан. Они занимали позиции по обе стороны оврага и начинали обкидывать друг друга глиняными шариками. Кстати, свист свистульки является символом выражения промаха. Народные гуляния во время «Свистопляски» с песнями под звуки скрипки и балалайки продолжались до позднего вечера.

c3d25e4b5a2718814dee504658e24fdc

Самые первые упоминания об этом празднике относятся к началу XIX века, а последняя «свистунья» на Вятке состоялась в 20-е годы XX века. Вообще, в прошлые времена праздник «Вятская свистунья» был посвящен поминовению умерших предков, которых поминали по-особенному – весельем, народными песнями и плясками и, конечно же, свистом в глиняные дымковские игрушки-свистульки.

С тех пор, более восьмидесяти лет, этот веселый и любимый всем Вятским народом праздник, находился в забвении. Вспомнили и заговорили о нем лишь в начале XXI века, а со временем кировчане задумали его возродить и ежегодно проводить на своей земле. Конечно, в наши дни от древнего праздника «Свистопляски» не осталось ни кулачных боев, ни драк мальчишек за глиняные шарики «шарыши» на глубине оврага. Осталась лишь ярмарка, которую так любили дети во все времена за продаваемые на ней игрушки и сладости, а также за традицию свистеть в глиняные уточки. Именно благодаря этому Вятскому празднику сохранилась наша знаменитая дымковская игрушка.

e171850d9d98a08c7474590930499345

Сегодня праздник «Вятская свистунья» приурочен к Дню города Кирова и отмечается 12 июня. Главным атрибутом праздника является глиняная свистулька-уточка, а открытие «Вятской свистуньи» начинается с карнавального шествия в стиле дымковской игрушки.

В наши дни на празднике «Вятская свистунья» все желающие гости могут посетить мастер-классы, где известные в Кировской области умельцы покажут и дадут Вам самим возможность расписать дымковскую игрушку или же матрешку. Вы можете даже попробовать сплести лапти! Кроме того, обычно во время этого праздника дают концерты различные фольклорные коллективы, организаторы фестиваля устраивают традиционные русские игры для детей и их родителей, где можно выиграть самые разные призы. Запоминающимися являются конкурсы типа «Вятская краса» и «Удаль молодецкая». У гостей праздника есть также возможность посоревноваться в технических видах спорта – «Асфальтовое кольцо».

43ba3bbaeae11cb4346b1240ad0039ee

Поскольку «Вятская свистунья» носит статус праздника-ярмарки, все желающие смогут приобрести самую разную продукцию местных мастеров-умельцев и фермерских хозяйств, от молочной продукции по сниженным ценам до полезных товаров для садоводов и огородников. Организация подобного праздника на Вятской земле позволяет популяризировать и продвигать традиционные русские народные художественные промыслы. Естественно, что на празднике-ярмарке достаточно широко представлены такие изделия народного творчества, как: бурачки, резные, расписные и плетеные изделия для дома, коклюшечное кружево, дымковская игрушка, Вятская матрешка и другие уникальные вещи.

Следует заметить, что активное участие в праздничном мероприятии принимают также и школьники города Кирова. Так, между учениками разных школ устраиваются спортивные состязания, различные конкурсы и викторины, концертные номера, а также мастер-классы обучающего характера.

Источник

Ежегодные дни города в последние десятилетия превратились для кировчан в совершенно обыденную традицию, разбавленную лишь приглашенными звездами эстрады и масштабом салюта. Однако этот праздник довольно молодой, и его привычные нам ритуалы начали формироваться только в 70-80-е годы прошлого века. В тоже время праздники старой Вятки оказались в советское время безвозвратно утрачены, хотя по масштабу торжеств с популярными ныне днями города легко могла бы сравниться Свистопляска – самобытный вятский праздник, имевший глубокие исторические корни, упиравшиеся в легенду о, якобы, «случайном» убийстве вятчанами своих друзей-устюжан в Раздерихинском овраге в начале XV века. Почему кровавая битва дала городу уникальный веселый праздник, что на самом деле произошло в овраге, и почему дореволюционное общегородское веселье было настолько жестоким — попытаемся разобраться в этом тексте.

Легенда о «случайном» убийстве

Уникальность праздника Свистопляски в том, что она опиралась на довольно известные, хоть и окутанные тайнами события вятской истории. Кто конкретно был автором легенды о «битве своя своих не познаша» — до сих пор является загадкой. Однако само сказание и по сей день остается самым популярным вятским мифом. В кратком изложении он звучит следующим образом. В начале XIV века (в разных источниках фигурирует 1418 либо 1421 годы) отряд устюжан выступил на помощь Хлынову, осаждённому татарами. Союзные войска подошли к городу в ночной темноте. Наши предки не ожидали столь быстрой и решительной помощи и приняли устюжан за врагов. Сделав вылазку, жители Хлынова напали на устюжан, когда те поднимались в гору в районе Раздерихинского оврага, а устюжане решили, что на них напали татары.

Жестокая кровопролитная битва продолжалась всю ночь, и только с первыми лучами солнца и те, и другие увидели, что убивают друзей и союзников, православных людей. Осознав ужас братоубийства, мертвых похоронили в общей могиле в овраге. Еще до революции, ссылаясь на разные устные и письменные источники, называлась довольно значительная цифра погибших в несколько тысяч человек (от 4 до 9 тысяч). В дальнейшем в память об этом «несчастном случае» вятчане поставили на краю оврага часовню и учредили поминальный праздник Свистуньи (Свистопляски).

Битва не с врагами, а за власть

У любого рационально мыслящего человека, читающего об обстоятельствах «случайной битвы» в овраге сразу возникает вопрос — как можно всю ночь пребывать в неведении с кем воюешь и не отличить врага от друга? Ввиду очевидных странностей еще в дореволюционные времена легенду подвергали ревизии вятские краеведы и историки. Так, авторитетный А. И. Вештомов указывал, что причина битвы на самом деле — конфликт между Михаилом Россохиным и Анфалом Никитиным. Это были выходцы из Великого Новгорода, боровшиеся за власть внутри Хлынова. Никитин, лишившись политического лидерства и рассорившись с бывшим союзником, решил отомстить и привел на берега Вятки дружину устюжских наемников. Так и случилась та самая битва в овраге, в которой, по мнению Вештомова, погибло 9000 человек, в том числе жители Устюжского края.

Современным историкам очевидно, что вятчане и устюжане вовсе не были в те времена союзниками, как рассказывает легенда. Отряд устюжан привёл на Вятку Анфал Никитин, бывший вятский наместник, который потерял власть, находясь в ордынском плену. В это же время в Хлынове утвердился другой политический лидер – Михаил Россохин. Освободившийся из плена Анфал предпринял попытку возвращения себе власти: собрав большой отряд устюжан, он двинулся к Вятке, желая изгнать из города Россохина, однако ночной штурм устюжан окончился неудачей: они были наголову разбиты вятским войском, причём сам Анфал и его сын Нестор были жестоко убиты. Таким образом, битва в овраге была всего лишь очередным, но, возможно, самым кровавым эпизодом борьбы за власть в Вятке. Впрочем, столь значительная цифра убитых подвергается сомнению большинством исследователей, несмотря на то, что наш город был тогда одним из самых крупных на северо-востоке страны.

b6c6b64acedd1d6432f38a7cc44331a7

Не печальные поминки, а веселый праздник

От обросшего легендами эпизода XV века взял свое начало самый самобытный и оригинальный праздник старой Вятки — Свистунья или Свистопляска. Торжество начиналось каждый год в четвертую субботу после Пасхи. Стартовал праздник в часовне у Раздерихинского оврага с панихиды. Однако на масштабные общегородские поминки это не было похоже, так как после молебна по всей Вятке разворачивалось буйное веселье: люди шумели, пели песни, свистели в свистульки, устраивали кулачные бои, угощались разными лакомствами, пили вино. Тут же была ярмарка: ставились торговые балаганы, а дымковские мастера заранее изготавливали полые глиняные шарики («шарыши») и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей, коров, козлов, лошадей, пышнохвостых птиц и дешевые свистульки.

Снова битва и опять между своими

Самый важный момент праздника заключался в фактической реконструкции битвы начала XV века. На кромке оврага разыгрывались как бы «шуточные», а на самом деле жестокие драки между двумя командами: одни пытались «штурмовать» овраг, взбираясь снизу, другие не давали им этого сделать и закидывали глиняными шарами величиной с апельсин атакующих. По воспоминаниям врача и мемуариста С. И. Сычугова, иногда такое празднество заканчивалось для одной из команд тяжелыми травмами и побоями. Вот так Савватий Иванович описывает этот эпизод праздника:

Интересно, что уцелевшие в шуточных (а иногда и не очень потешных) битвах шары можно было за копейки вернуть торговцам, а вырученную мелочь обменять на сладости и лакомства. Во время «боя» стоял чудовищный свист, вятчане болели за одну из команд, а девушки облачались в свои лучшие наряды на праздник Свистуньи.

51f8ed833ae29e7a5df4d2e6099fc1fd

Возрождение Свистуньи и еще одна смерть

Свистопляска оставалась самым популярным светским праздником старой Вятки вплоть до конца 1920-х гг. На исходе НЭПа Свистунья была запрещена, а Устюжская часовня взорвана. Вспомнили о старинном вятском обычае только в 1980-е годы. А первые шаги по восстановлению часовни были сделаны в середине 1990-х гг., когда спонсировать ее возведение взялся эпатажный предприниматель Артур Крундышев. Однако 16 октября 1996 г. в 8 часов утра во дворе дома по ул. Волкова бизнесмен и политик был убит выстрелом из ружья. Это стало одним из самых резонансных и до сих пор не раскрытых заказных убийств в новейшей истории города. Его связывали как с предпринимательской, так и с политической деятельностью Крундышева, который являлся одним из лидеров команды баллотировавшегося в губернаторы Г. П. Штина, лишь во втором туре уступившего В. Н. Сергеенкову.

Строительство часовни затянулось и завершилось только в 1999 году к 625-летию Кирова. На мемориальной табличке у ее подножия помимо основных дат в истории праздника Свистуньи и Устюжской часовни указана и фамилия Крундышева. В 2010 г. в часовне был совершен торжественный молебен по погибшим в страшной битве XV в. воинам в присутствии почетных гостей из Великого Устюга. Также состоялась своеобразная акция примирения: вятчане и устюжане по очереди испили воды из общего чана, обнялись и решили забыть былые обиды навсегда. Однако в дальнейшем возрождения праздника Свистуньи в близком к дореволюционному виде не произошло, только часть ее ритуалов (ярмарки, торговля изделиями народных промыслов) вошла в состав программы дней города.

Хроника «Возрожденный праздник «Свистопляска» (1989 г.)

Праздник уничтожен, но легенда остается

Жестокий праздник с почти настоящими боями в сопровождении оглушительного свиста и отсылками к реальной битве XV века был частью вятской самобытности, в отличие от типовых, шаблонных и забюрократизированных торжеств нового времени. Свистопляска вполне сравнима по своему характеру с подобными же средневековыми европейскими торжествами (типа карнавала с апельсиновыми боями в итальянском Ивреа), чьи традиции тщательно сохраняются на протяжении веков. Однако интересно, что хоть и сам праздник в советское время был стерт из жизни вятчан, но легенда о «случайном» бое все также остается одной из самых ярких, популярных и таинственных в нашем городе.

Источник

Конспект НОД «Дымковская ярмарка — свистунья»

67cab1b13e1662b7b1853bfc4ac67089 Ирина Коростылева
Конспект НОД «Дымковская ярмарка — свистунья»

Интеграция образовательных областей: «Познание» («Формирование целостной картины мира», «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование, «Социализация».

Цели: познакомить детей с историей возникновения дымковского промысла по изготовлению глиняных игрушек; закреплять знания детей об особенностях дымковской росписи (элементы росписи – круги, кольца, точки, полоски; цвет) ; воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства; дать первоначальное представление о русской традиции проведения ярмарки; развивать интерес дошкольников к русскому народному творчеству, фольклору России; совершенствовать технические навыки рисования; Воспитывать уважительное отношение к игрушкам, сделанным мастерами.

Планируемые результаты: имеет представление о народном быте и изделиях декоративно – прикладного искусства, фольклора России; самостоятельно оформляет трафарет игрушки; интересуется играми, жизнью людей, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: подборка слайдов по теме «Дымково», дымковская игрушка лошадка, элементы росписи для фланелеграфа, кисти, краски, салфетки, карусель, кукла Петрушка, трафареты лошадок, иллюстрации дымковских игрушек.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент.

-Ребята, любите ли вы путешествовать? Предлагаю вам отправиться сегодня в путешествие в деревню Дымково.

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказки превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Конспект занятия «Ярмарка дымковских игрушек.

Роспись дымковских лошадок.

1. Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.

2. Воспитывать детей на народных традициях, показывая, как народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.

3. Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.

4. Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

Разучивание с детьми стихов о дымковских игрушках, рассматривание готовых игрушек.

Материалы к занятию:

Краски – гуашь, кисточки, вырезанные силуэты дымковских игрушек, сами игрушки.

Ход занятия.

Звучит «Камаринская»,воспитатель в русском народном костюме созывает детей:

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары-бары,

Всяки разные товары

Воспитатель: С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой.

Всю зиму лепили мастера свои игрушки, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках. Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья.

Давайте получше присмотримся к игрушкам, постараемся понять, что хотела передать нам мастерица рукодельница Дымки.

Дети (ранее подготовленные) берут в руки игрушки и начинают их «расхваливать».

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Мчится глиняный олень.

Эх, свистну, гикну, прокачусь. И обратно ворочусь”.

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

Какое настроение создают эти игрушки? Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый) Да, все игрушки расписаны яркими красками.

Чтобы они получились еще наряднее – добавляли золотую краску.

А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором.

Какие узоры в их росписи вы увидели? (кружочки, точки, волны, полоски) Мастера – умельцы дали имя или название каждой своей игрушке.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Представьте, что мы отправились на Север нашей страны, нашли село Дымково, и мы – те самые замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами.

Это у нас – мастерская, светлая и просторная. И все у нас есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку. Настроились?

А сейчас вы сможете расписать любую игрушку, которая вам понравилась. Рисовать будете гуашью, передавая характерные узоры дымковских игрушек. Работу выполняйте аккуратно, точно.

Выполненные работы складываются на один стол. Начинается ярмарка.

Пусть горят игрушки, пусть дарят тепло,

Празднику подружки, с ними так светло!

Наша ярмарка начинается!

Всех на ярмарку зовем!

Кончил дело, гуляй смело!

Звучит русская народная мелодия, дети проходят на ярмарку.

Собирайся народ, мастер торговать идет!

Каждый ребенок рассказывает, расхваливает свою игрушку. После этого проводится игра «Карусель».

Воспитатель: Солнце закатилось, наша ярмарка закрылась!

detsad 181805 1413282708 detsad 181805 1413282742 detsad 181805 1413282769 detsad 181805 1413282810

detsad 98627 1403780625Мастер-класс «Аэростат» Работа выполнена в технике «Квилинг» В нашем городе будет проходить небесная ярмарка. Мы с детьми решили выполнить работу на на её тематику.

Педагогический проект «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности» педагогический проект соответствует федеральным государственным требованиями и основывается на основной общеобразовательной программе дошкольного.

Источник

Adblock
detector