Меню

праздник сурхарбан в бурятии

Узнаем что это за праздник Сурхарбан? История праздника, который объединил традиции и культуру бурят

Сурхарбан – это национальный праздник бурят. Это один из самых распространенных и популярных праздников, который отмечается всеми монголоязычными народами в Бурятии, Монголии, Якутии. Наадан, так его называют в Монголии, что в переводе означает «три игры мужей». Празднуется он в начале лета раз в год, в воскресенье. Что это за праздник – Сурхарбан? Когда и как он возник? Какие традиции связаны с ним? Именно о празднике Сурхарбан и пойдет речь в статье.

2076241

Что значит «сурхарбан»

Слово «сурхарбан» означает дословно «стрельба в сур». Сур – это мишень, сделанная из колышка, который обмотан кожаным ремнем и воткнут в землю. Слово «харбан» переводится как «состязание».

В древнем индийском языке «сурья» означает «солнце», возможно, монгольское «сур» имеет именно это значение, отсюда «сурхарбан» может означать «стрельбу из лука в солнце». Именно с этим толкованием названия связана монгольская легенда.

Легенда

У монгольских народов есть магическая игра, которая называется «тарбаганы и волки», в которую играют в начале лета. Есть и легенда, которая связывает праздник Сурхарбан с тарбаганом. Что это за праздник Сурхарбан, и как он связан с традициями и верованиями монгольских народов?

Согласно древнему сказанию, Тарбаган был очень метким стрелком. Однажды на небе появилось сразу три солнца, стало невыносимо жарко, все выгорало. Стрелок решил помочь людям и сбить стрелой лишние солнца. Он выстрелил и промахнулся. Из-за стыда он отрубил себе большие пальцы, начал жить под землей и лишился человеческого облика.

Именно с этой легендой связывают праздник Сурхарбан, или состязания в стрельбе из лука. На этом празднике буряты просят Землю проявить милость и не посылать три солнца.

Традиции

Ритуальная часть празднования проходила на горе, где совершалось жертвоприношение духам местности (обоо). На заре люди поднимались к духам, испрашивая у них разрешения служить земле и милости у нее.

После молитв внизу наступала следующая часть празднования – игрища и состязания, которые включали в себя стрельбу из лука, скачки и бурятскую борьбу. Состязания – это и есть Сурхарбан.

История праздника Сурхарбан. Что это за праздник?

Сурхарбан – это праздник бурят, первоначально его задачей было почитание духов Земли, но позже он стал своеобразным военным смотром, на котором отбирали наилучших воинов.

На празднование съезжалось огромное количество людей, каждый род выставлял наилучших своих борцов (баторов), метких стрелков (мэргэнов), самых ловких наездников и самых быстрых жеребцов.

Стрельба из лука была самым главным видом боевого искусства бурят, поэтому на празднике именно в этом состязании каждый стремился показать наилучший результат.

Самым зрелищным была борьба. А третьим видом состязаний были конные скачки. Существовал целый свод правил по отбору скакунов. Призы всегда были очень существенные – сотни, а иногда и тысячи голов скота.

2076067

На праздник допускались мужчины всех возрастов и социального положения, женщинам разрешалось присутствовать только незамужним и детям.

Предварительно обсуждалось место проведения состязаний, условия и призы.

На праздник женщины надевали самую лучшую одежду, украшения. Мужчины выбирали свою самую лучшую сбрую, брали с собой украшенные луки, курительные трубки и ножи.

На празднике стариков усаживали в первые ряды, молодежь, как правило, стояла, детям отводились отдельные места, где они могли играть и видеть состязания одновременно.

На празднике соревновались, пели ритуальные песни, играли, танцевали. Обязательным было исполнение танца ехора, который символизировал единство бурят. Танец имеет древнее происхождение. Например, в Бурятии насчитывается более десятка его вариантов. Ритуальный танец начинается вечером и продолжается всю ночь до восхода солнца. Танцующие двигаются по кругу по ходу солнца и напевают слова–заклинания.

2076074

Описание праздника Сурхарбан

Для состязаний по стрельбе выбиралось, как правило, ровное место, на котором расставлялись суры – традиционные мишени бурят. Стрельба осуществляется с расстояния в 20 и 30 луков (бурятский лук – это 160 см).

2076059

Сразу после стрельбищ проводятся соревнования борцов (баторов). У хоринских бурят проиграл тот, кто дотронулся коленом или рукой до земли. У агинских бурят, чтобы выиграть состязание, необходимо было уложить противника на лопатки. В современное время используется правило трех точек, весовых категорий не существует. Победитель по традиции исполняет танец орла и награждается живым бараном, которого он должен обязательно унести на руках. В конце соревнований по борьбе лучший борец вызывает на поединок любого желающего померятся с ним силами.

Скачки обычно проводятся на дистанции 4 километра. Скакунов готовят к соревнованиям за несколько недель до начала праздника. Наездниками, как правило, являются подростки. Они на соревновании подгоняют лошадь двумя плетями, не держась за уздечку. На финише лошадей ловят специальные люди-ловцы. По окончании скачек читается песня-хвала коню-победителю.

2076075

Вместо заключения

Источник

Праздник сурхарбан в бурятии

739245

Как бы там ни было, изначально главной целью и поводом для проведения Наадана было чествование духов предков и хозяев местностей: молебны сопровождались спортивными состязаниями. Позднее праздник превратился в своеобразный военный смотр, где лучшие из лучших могли показать себя, а военачальники отбирали себе воинов. Так было во времена правления Чингисхана и его потомков – на состязания каждый род или улус представляли своих лучших борцов, наездников, стрелков, из которых ханы и нойоны отбирали людей в личную свиту или войска. Учитывая, что к турниру допускались участники независимо от социального положения, можно было говорить даже о функции своеобразного «социального лифта». Чингисиды ушли, а праздник остался. Он был таким же многолюдным и популярным: на него съезжались из разных уголков Бурятии, и не только соревновались, но и приветствовали и угощали друг друга, пели обрядовые песни, играли, исполняли национальный танец – Ёхор.

В годы советской власти этот любимый бурятским народом праздник не умер. Более того, именно при советской власти он и оформился в нынешнем его виде, с правилами, порядком проведения и существующим названием. В скачках, борьбе и стрельбе из лука все также соревновались лучшие борцы и лучники, но выставляли их на состязания уже не улусы и роды, а колхозы и районы. В 2014 году празднику исполняется 90 лет – без малого сто лет назад, в 1924 году в Бурятии был проведен первый Сурхарбан. Сегодня это одно из самых зрелищных и массовых мероприятий в республике. Туристические агентства давно включили его в качестве заметного пункта в свои программы событийного туризма, и теперь он привлекает не только жителей Бурятии, но и туристов.

Сокровенное сказание монголов

Нужно отметить, что во время Сурхарбана применяются бурятские правила стрельбы из лука и они несколько отличаются от спортивных. Главное отличие, конечно же, в мишенях – их роль выполняют все те же суры. Участник соревнований должен с 30-40 метров выбить за пределы площадки 12 сур, за выбивание каждой мишени начисляется определенное количество очков. Посредине ряда сур установлена палочка – «ласти», за попадание в которую начисляется наибольшее количество баллов. В финале соревнований свои умения и звание самого меткого лучника, абсолютного чемпиона, отстаивают четыре стрелка. Победитель определяется по сумме очков.

Не менее любимы зрителями и конные скачки. Как правило в программе конных испытаний Сурхарбана – рысистые заезды, конкур (прыжки через препятствия высотой до 120 см) и верховые скачки. Но, пожалуй, самым главным и ожидаемым пунктом программы является практически всенародно любимый в Бурятии вид спорта –национальная борьба или бухэ барилдаан. В Бурятии любят и ценят борцовские поединки, без них не обходится ни один крупный общенародный праздник или молебен. С 1968 года именно на Сурхарбане стало разыгрываться абсолютное первенство по национальной борьбе. Подобно соревнованиям по стрельбе из лука, национальная борьба также имеет свои особенности, она требует от участников не только умения показать силу, но и смекалки, ловкости, бесстрашия, умения предвидеть действия противника и противостоять ему.Как говорит тренер по СДСЮШОР №7, учитель с 46-летним стажем, заслуженный тренер России по вольной борьбе, спортивный журналист Валерий Сыдеев, бурятская национальная борьба имеет очень глубокие корни, специалисты различают в ней два варианта, первый их которых распространен в Прибайкалье, у иркутских бурят, второй – в Забайкалье, то есть в Бурятии и Аге. Главное отличие этих видов спорта в кушаках (поясах): в одном варианте они задействованы, в другом нет.

Во время Сурхарбанов национальная бурятская борьба представлена в классическом ее виде, оставшемся практически неизменным за сотни лет. Владимир Сыдеев и сам неоднократно принимал участие в сурхарбанских турнирах, а в 1967 году стал призером. По его словам, за все эти годы проведения Сурхарбана, его масштаб и уровень постоянно повышаются, но суть остается прежней:

Кстати, нужно отметить, что бурятская национальная борьба дошла уже и до Москвы: ежегодно, с 2010 года, на Красной площади проводятся турниры по национальным видам спорта, в том числе и бухэ барилдаану. Без бурятской борьбы не обходится ни один Сурхарбан, где бы он ни проводился.

Однако последние два года сурхарбан – не только конные скачки и борьба, но и более уникальные виды соревнований. Инициатором нововведений стала Федерации этноспорта. По словам ее руководителя Алексея Гергенова, начиная с советского времени проведение Сурхарбана было «жёстко спортизировано» и регламентировано. В программу соревнований включались три опорных вида– стрельба из лука, конные скачки и бухэ барилдаан, местами проводились еще соревнования по волейболу и футболу, и не более того. А ведь у бурятского народа, говорит Гергенов, очень богатые культурная и спортивная традиции. Однако под влиянием Олимпийских видов спорта и влиянием массовой культуры традиционные бурятские игры уходят в небытие и задача Федерации сейчас – возродить их.

Вообще, уверен Гергенов, соблюдение правила и обрядов – одно из главных условий возрождения национальных игр и к этому вопросу нельзя подходить неподготовленными. Поэтому Федерация сотрудничает с учеными Бурятского научного центра, историками, специализирующимися на бурятской культуре, культурологами, этнографами, обращается к архивам, проводят кропотливую работу.

В той же бурятской борьбе, говорит Гергенов, есть уникальные и очень красивые элементы – танец орла, танец победителя, там своя неповторимая экипировка – все это внести в регламент очень сложно, если вообще возможно. Цель массовых видов спорта в том, чтобы быть быстрее, выше, сильнее, а национальные вида спорта имеют малого общего с такими терминами, как «доли секунды», «старт» и «финиш». Так что, возможно, лучше развивать национальный спорт в рамках культурных фестивалей и мероприятий, подобных Сурхарбану, который сегодня дает редкую возможность увидеть национальную культуру бурят во всей ее красе.

Источник

Сурхарбан

Из Википедии — свободной энциклопедии

im324 640px Buryat wrestling 04

im324 640px %D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B0 %D0%B8%D0%B7 %D0%BB%D1%83%D0%BA%D0%B0 %D0%BD%D0%B0 %D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5 %D0%B1%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9 %D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B %C2%AB%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0 2012%C2%BB

im324 640px %D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8

im324 640px Surharban

Сурхарбаан — бурятский спортивный народный праздник. Древнее название — «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей»).

«Сурхарбаан» с бурятского языка переводится как «стрельба в сур» — кожаную мишень. Мишени для стрельбы из лука делали из кожаного ремня — «сур». Потом это название перенесли на другие мишени из кожи, а соревнования по стрельбе в сур — Сур-харбан — стало названием всего праздника.

Кроме стрельбы из лука проводятся соревнования по бурятской борьбе и скачки. Во время праздника исполняется национальный танец «ёхор».

Для стрельбища выбирают ровное место и расставляют вплотную друг к другу «суры» — комки шерсти, обшитые кожей. Победителем считается тот, кто выбивает больше мишеней. Стрельба ведётся с дистанции 30 луков и 20 луков. Лук для национальный бурятской стрельбы имеет длину около 160 см.

После стрельбы (или параллельно с ними — на крупных состязаниях) проводятся соревнования баторов (борцов). Правила борьбы у хоринских и агинских бурят различаются. У хоринцев в борьбе проигравшим считается тот, кто дотрагивается рукой или коленом земли — встаёт на любые три точки опоры. У агинцев соперника надо повергнуть на лопатки. Агинцы борются на кушаках, за которые держатся во время схватки. В обоих школах борьбы нападающему борцу нужно и самому удержаться на ногах. Весовых категорий не существует. Победитель исполняет «танец орла», в награду получая живого барана, которого уносит на руках, хотя в наши дни призы могут доходить до небольшого стада и даже автомобиля. В конце соревнований лучший батор вызывает на состязание всех желающих — то есть, будучи усталым, показать, что он может провести дополнительную схватку, подтвердив свое звание.

Скачки проводятся на дистанции 3-4 километра. Лошадей специально готовят к скачкам за несколько недель до праздника, занимаются этим ладильщики (многоопытные знатоки скачек, практически всегда — бывшие участники и победители соревнований). Наездниками (хулэк) бывают подростки, которые находятся при ладильщиках, хотя ограничений по возрасту нет. Хороший наездник погонял коня двумя плетьми, опустив уздечку. На финише лошадей ловят специальные люди. После скачек произносится хвала коню—победителю.

Источник

​​Сурхарбан: зачем он нужен?

69a19378488fdfbd2b5cbc93fb13c2d3

При всём том, что он, по мне­нию многих, стал чуть «много­люднее», нежели пару лет назад, от пережитых эмоций досталось всем. Предпримем попытку про­анализировать, с чем это связа­но и оставим право на исключи­тельно личное мнение автора.

Что есть идея?

Идеология же одного из ДВУХ главных народных праздников бу­рят издревле заключалась в том, что люди готовились к лету как залогу благополучного года. Тра­востой предполагал тучные ста­да, а баторы в борьбе, стрельбе и скачках – защиту от нападок врага в бескрайней степи.

Не знаю свойства генной па­мяти, но лишение, пусть и под­корректированных временем составляющих идентичности на­рода делает его незащищённым. Не случайно и сейчас любые по­беды соплеменников и земляков вызывают восторг. И он работает на укрепление самодостаточно­сти человека. Самодостаточные люди, как правило, залог успеш­ных экономических процессов. Именно они способны на креатив, а значит, поиск путей выхода из любой, пусть даже безнадёжной ситуации.

«Свой» мир

Что делать?

Можно до хрипоты спорить, кто и насколько компетентен в вопросах организации масштаб­ных проектов, но личный опыт подсказывает: начинать нужно с кристаллизации идеи. И если с помощью всех, кто не устаёт гово­рить и спорить о судьбе главного для бурят праздника лета, сделать это незамедлительно, есть шанс убедиться, что и сами люди гото­вы и способны выступить «спон­сорами» собственного праздника души.

Что же касается конкуренции с якутами, у которых Ысыах в минувшие выходные собрал 205 тысяч человек, конечно, можно бесконечно рвать на себе волосы. Но северные братья сегодня по­жинают плоды 20-летней работы в направлении возрождения куль­туры своего народа. Мы же боль­шей частью ждём у моря погоды. Ждали в «нулевых», ещё десять лет после «нулевых». И при нашем же молчаливом согласии празд­ник тихо сходил на «нет».

Можно закидывать шапка­ми негодования и правительство Алексея Цыденова. А можно со­брать идеи в кучу и презентовать их правительству от общественно­сти. Не думаю, что этот порыв бу­дет отвергнут. Во всяком случае, у нас будет год для того, чтобы успеть поспорить и прийти к еди­ному знаменателю.

Источник

Сурхарбан

300px Buryat wrestling 04

magnify clip

300px %D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B0 %D0%B8%D0%B7 %D0%BB%D1%83%D0%BA%D0%B0

magnify clip

300px %D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8

magnify clip

300px Surharban

magnify clip

Сурхарбаан — бурятский спортивный народный праздник. Древнее название — «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей»).

«Сур-харбан» с бурятского языка переводится как «стрельба в сур» — кожаную мишень. Мишени для стрельбы из лука делали из кожаного ремня — «сур». Потом это название перенесли на другие мишени из кожи, а соревнования по стрельбе в сур — Сур-харбан — стало названием всего праздника.

Кроме стрельбы из лука проводятся соревнования по бурятской борьбе и скачки. Во время праздника исполняется танец ёхор.

Для стрельбища выбирали ровное место и расставляли вплотную друг к другу «суры» — комки шерсти, обшитые кожей. Победителем считался тот, кто выбивал больше мишеней. Стрельба велась с дистанции 30 луков и 20 луков. Лук имел длину около 160 см.

После стрельбы проводились соревнования баторов (борцов). Правила борьбы у хоринских и агинских бурят различались. У хоринцев в борьбе проигравшим считался тот, кто дотрагивался рукой или коленом земли. У агинцев соперника надо было повергнуть на лопатки. Агинцы боролись на кушаках, за которые держались во время схватки. Весовых категорий не существовало. Победитель исполнял танец орла, в награду получал живого барана, которого уносил на руках. В конце соревнований лучший батор вызывал на состязание всех желающих.

Скачки проводились на дистанции 3-4 километра. Лошадей специально готовили к скачкам за несколько недель до праздника. Занимались этим опытные ладильщики. Наездниками (хулэк) были подростки, которые находились при ладильщиках. Хороший наездник погонял коня двумя плетьми, опустив уздечку. На финише лошадей ловили специальные люди. После скачек произносилась хвала коню — победителю.

Содержание

См. также

Наадам — монгольский национальный праздник, аналог Сурхарбана.

Источник

Adblock
detector