Меню

праздник спаса нерукотворного когда

Спас Нерукотворный, или Ореховый Спас-2021: история и обычаи праздника

orehi piks dTqfpOp

Сегодня православные христиане традиционно отмечают Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа в 944 году. Подробнее читайте в материале телеканала «Санкт-Петербург».

История праздника

Православные христиане сегодня, 29 августа, отмечают один из наиболее важных церковных праздников – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа в 944 году. Также его называют Спас Нерукотворный и Ореховый Спас. Праздник объединяет в себе народные и христианские традиции и считается днем, когда принято благодарить господа за урожай орехов и хлеба.

История Нерукотворного Спаса восходит к событиям из жизни Христа. Согласно преданию, Правитель города Едесса Авгарь, пораженный проказой, прослышал о чудесах Иисуса и написал ему письмо с просьбой об исцелении.

Вместе с посланием в Палестину поехал и живописец Анания, которому Авгарь поручил написать изображение Сына Божия, если тот не сможет приехать.

Когда Анания прибыл на место, он увидел Христа, окруженного людьми, и не смог к нему подойти. Тогда художник встал на камень и принялся писать портрет Иисуса издалека, но у него ничего не получалось. Спаситель увидел попытки живописца и подозвал к себе.

Иисус вручил Ананию ответное письмо для правителя, пообещал вскоре прислать своего ученика. Затем Он умылся, вытер лицо специальным полотенцем – убрусом – и на нем отпечатался Божественный Лик Христа.

Письмо и убрус помогли Авгарю исцелиться, а Нерукотворный Образ стал главной святыней Едессы. В 944 году император Константин Багрянородный выкупил Лик и перенес его в Константинополь.

Так как к дню Третьего Спаса традиционно поспевали орехи, в народе его прозвали Ореховым.

Традиции и обычаи праздника

В праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа в храмах и церквях проходят богослужения. На Ореховый Спас православные христиане святят орехи и зерна нового урожая.

Хозяйки из новоурожайной муки пекут хлеб, булочки и пироги с орехами, готовят лечебные ореховые настойки. Успенский пост завершается накануне праздника, поэтому на стол можно подавать мясные и рыбные блюда.

Считалось, что если на Ореховый Спас найти два сросшихся между собой орешка, их нужно убрать в кошелек – они сулят материальное благополучие на год вперед.

Девушки любили гадать на орехах. Они раскусывали ядро и по вкусу определяли свою судьбу: сладкий – к любви и удаче, горький – к печали, недозревший — к новостям.

Источник

Ореховый Спас 2021, история праздника, как встретить и что приготовить

Ореховый Спас отмечается 29 августа. Его ещё называют третьим Спасом, ведь ему предшествуют медовый и яблочный. В это день принято печь пироги и готовить блюда с орехами. Рассказываем об истории этого праздника и чем он замечателен.

b48ddcb9

В истории трёх Спасов переплетены христианские традиции и народные, языческие поверья и приметы. Ореховый Спас, например, приурочен к большому православному празднику – перенесению Нерукотворного образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь, поэтому его ещё называли Холщовым Спасом. Есть у этого дня и третье название – Хлебный Спас, поскольку 29 августа идёт сразу за праздником Успения Пресвятой Богородицы, который отмечается 28 августа и означает окончание жатвы (уборки пшеницы, ржи, ячменя, овса).

Что за слово такое Спас

Спас – сокращенная форма от слова Спаситель. Согласно Толковому словарю русского языка Татьяны Фёдоровны Ефремовой: «Спас – Иисус Христос, спасший – по христианскому вероучению – человечество, искупив его грехи; Спаситель. 2) Название церкви в честь Спасителя. 3) Название каждого из трёх летних православных церковных праздников, посвящённых Спасителю».

История православного праздника, который отмечают 29 августа

Первый Спас отмечается 14 августа и совпадает с праздником происхождения древ Креста Господня – кипариса, ливанского кедра и сосны. Это Медовый Спас. Второй Спас – Яблочный и он празднуется 19 августа. Его ещё называют «Спас на горе». Третий Спас – ореховый, отмечается после Успения Пресвятой Богородицы 29 августа. Его называют «Спас на полотне». Третий Спас – праздник в честь перенесения нерукотворного образа Спасителя в Константинополь.

Предание гласит, что Авгар (Абгар, Авгарь), князь Эдесский, заболел проказой. Ему рассказали о чудесах Иисуса Христа, и князь послал к Христу своего подданного просить исцеления. Поданный – по совместительству живописец, увидя Исуса, был поражён его образом и захотел запечатлеть его на полотне, однако, портрет у художника никак не получался. Тогда Христос умылся и промокнул лицо платком, на котором проявился его образ. Этот нерукотворный образ и был послал больному князю со словами: «Блажен тот, кто уверовал в меня, не видя меня». Князь Эдесский исцелился от тяжёлой болезни, а плат с нерукотворным образом хранился сначала в городе Эдесса (древний город на юго-востоке Турции, сейчас называется Шанлыурфа), а потом был перенесён в Константинополь. Это произошло как раз 29 августа. На Руси в этот день ходили Крестным ходом с иконой «Спаса Нерукотворного».

Почему третий Спас ореховый

По народному календарю считалось, что к 29 августа окончательно созревают орехи, а значит, можно начинать их сбор. И, если традиционные для Руси лесные орехи (лещина) созревали почти на всей территории государства, а в южных регионах поспевали грецкие орехи, то фисташки и миндаль везли с Востока, поэтому они были, буквально, на вес золота.

Так как первые два Спаса, Медовый и Яблочный, приходились на Успенский пост, который заканчивается 27 августа, блюда на стол ставились постные. А вот Ореховый Спас 29 августа становился настоящим праздником, ведь можно было готовить любые угощения – и с молочными продуктами, и с мясом.

Как отмечали Ореховый Спас раньше

Поскольку Ореховый Спас был связан с православным праздником, в деревенском быту его отмечали покупкой и продажей полотен, холстов. Говорили: «Первый Спас – на воде стоять, Второй Спас – яблоки есть, Третий Спас – на зелёных горах холсты продавать». На Ореховый Спас примечали отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. С отлётом птиц были связаны и приметы.

Приметы и поверья на Ореховый Спас

Что можно и нельзя делать на Ореховый Спас

29 августа, как и на Медовый Спас, чистили колодцы и считали воду из родника целебной. Бедным и странствующим в Ореховый Спас подавали еду и милостыню. В этот день нельзя было ругаться и злиться – считалось, что весь негатив вернётся к недовольному втройне.

Современные рецепты для празднования Орехового Спаса

Туррон с фундуком и белым шоколадом

В этом традиционном испанском десерте, который иногда почему-то называют испанской халвой, можно использовать грецкие орехи, миндаль или фундук. Мы приготовили туррон с фундуком.

bb74f496Туррон с фундуком и белым шоколадом

Для приготовления 6-8 порций нужно:

Морковный торт с грецкими орехами

Морковные торты и пироги считаются «здоровой» выпечкой: помимо моркови, в них часто добавляют орехи, изюм, цельнозерновую муку, специи и коричневый сахар. Вместо сливочного масла используют и растительное. А в качестве крема, наличие которого зачастую отличает морковный торт от кекса, используют сливочный сыр. Правильно испечённый морковный торт немного влажный, сочный, хорошо пропечённый и очень ароматный.

Как мы писали выше, на Ореховый Спас пекли пироги, а морковный торт с грецкими орехами – прекрасная альтернатива такой выпечке.

b29d2174Морковный торт с грецкими орехами

Для приготовления 6-8 порций нужно:

Миндальные кексы с малиной

В этих восхитительных кексах с малиной нет ни грамма муки, поэтому они подойдут даже тем, кто не употребляет глютен. Но не обольщайтесь, калорий в них предостаточно. Замена малины – любая сезонная ягода.

Чтобы приготовить миндальную муку, слегка обжарьте миндаль на сухой сковороде и измельчите в блендере на высокой скорости в режиме «пульс». Будьте внимательны, очень легко получить вместо муки пасту.

bbe201b5Миндальные кексы с малиной

Для приготовления 4-6 порций нужно:

Закусочные конфеты «Свиная колбаса, яблоки и фисташки»

Это очень неожиданное блюдо, которое удивит и порадует многих едоков! Их можно подать в самом начале еды в качестве закуски.

b7a82e0cЗакусочные конфеты «Свиная колбаса, яблоки и фисташки»

Для приготовления 4-5 порций нужно:

Настоящие домашние конфеты из кешью, сухофруктов и горького шоколада

Такие конфетки ручной работы можно приготовить даже на даче – никаких особых приспособлений не потребуется. Храните конфеты в герметично закрытой емкости не дольше 10 дней. А ещё их можно использовать в качестве съедобного подарка – не забудьте, что мы отмечаем Ореховый Спас!

be6ad661Настоящие домашние конфеты из кешью, сухофруктов и горького шоколада

Для приготовления 8-10 порций нужно:

Орехи – лучший растительный источник протеина. По его показателям и качеству они могут поспорить даже с мясом. А вот по содержанию жиров и калориям – с шоколадом. Однако жир в орехах – «правильный», помогающий снизить уровень холестерина в крови и при регулярном употреблении уменьшающий риск сердечных болезней. Орехи – источник витаминов, минералов и важнейшей кислоты омега-3, которая способствует обмену веществ, поддерживает здоровое состояние кожи и волос.

Источник

Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя

perenesenie nerukotvornogo obraza

Перенесение Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, иже есть святыи Убрус, от Едессы в Царьград, празднуется 29 августа (16 августа ст. ст.)

Содержание

Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя. История

Во время земной жизни Исуса Христа в сирийском городе Едессе был князь по имени Авгарь. Он страдал проказою. Узнав о чудесах Исуса Христа, он решил просить Его об исцелении. Не имея возможности лично поехать в Иудею, он написал письмо, в котором изложил свою просьбу, и отправил его с живописцем Ананией, поручив ему снять портрет с Великого Исцелителя в том случае, если Сам Исус Христос не скоро сможет прибыть в Едессу. На просьбу Авгаря Исус Христос ответил, что Он не придет в Едессу. Зная желание Авгаря, Господь умыл Свое лицо и утер полотенцем, на котором при этом чудесно изобразился Его пречистый лик. Этот образ Спаситель отдал Анании, велел отнести его Авгарю и передать ему, что исцелить его придет один из Его учеников. Авгарь с благоговением принял принесенный ему образ, поклонился ему, облобызал и почувствовал облегчение.

По Вознесении Господа Исуса на небо в Едессу прибыл апостол Фаддей с евангельской проповедью и исполнил обещание Спасителя, совершенно исцелив Авгаря от болезни, научил его вере Христовой и крестил вместе со многими жителями города. Жители города оказали величайшие почести Нерукотворенному образу. Написав на Нерукотворенном образе слова: «Христе Боже, всякий уповающий на Тебя не постыдится», Авгарь украсил его и установил над воротами города, повелев всякому входящему в город поклоняться образу Исусову; и люди приходили из дальних стран поклониться ему. Потомки Авгаря отступили от веры Христовой, и один из них решил снять образ и вместо него поставить идола. Едесский епископ, получив божественное откровение, ночью пришел к городским воротам, зажег перед образом лампаду и закрыл его мраморной плитой так, что это место ничем не выделялось на каменной стене. Думая, что христиане сняли образ, царь не стал ставить на то место идола. Спустя много времени, в 515 году, на Едессу напали враги с большим войском. В городе оставались христиане во главе с епископом Евлалием. Получив откровение свыше, он с христианами открыл образ, который оказался совершенно невредим. Был совершен крестный ход около городских стен внутри города. Божественною силою враг был вынужден отступить.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворенному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959 гг.), будущий восприемник святой равноапостольной княгини Ольги, пожелал перенести Нерукотворенный образ Спасителя в Константинополь и выкупил его у эмира — правителя Едессы. 16 августа 944 года Нерукотворенный образ был торжественно поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. В 1204 году образ был похищен захватившими Царьград латинянами, потом находился в одной из церквей при дворе королей Франции до французской революции (конец XVIII века). Дальнейшая судьба святыни неизвестна.

Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарь, глас 2.

Пречистому Ти образу покланяемся Благии, просящи прощения согрешениям нашим Христе Боже: волею бо благоизволил еси взыти на Крест, да избавиши яже созда от работы вражия. Тем благодаря вопием Ти, радости вся исполнивыи Спасе наш, пришедыи спасти мир.

Кондак, глас 2.

Неизречннаго и божественнаго Ти к человеком смотрения, неописанное Отчее Слово образ неписанныи и богописанныи поведателен, видяще неложнаго Ти воплощения, почитаем Того лобызающе.

Библиотека Русской веры
Канон Нерукотворенному Образу →

Нерукотворный образ Спасителя. Иконография

Иконы Нерукотворенного Спаса попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа — Новгородский Спас Нерукотворенный (вторая половина XII века).

1503481035.1971spas nerukotvornyi 8Спас Нерукотворенный на убрусе. Церковь Спаса на Нередице, Новгород. 1199 г. 1503481619.0697spas nerukotvornyi 1Спас Нерукотворенный. Двусторонняя выносная икона. Оборот иконы — «Поклонение Кресту». Новгород. Вторая половина XII в. Москва, ГТГ

Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворенного образа: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка, и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворенного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.

1503481682.3416spas nerukotvornyi 2Спас Нерукотворенный. Ярославль. Первая половина XIII в. Москва, ГТГ 1503481734.1618spas nerukotvornyi 3Спас Нерукотворенный. Первая половина XIV в. Из церкви Введения в Ростове Великом, куда попала из деревянной церкви на Борисоглебской стороне, сгоревшей в начале XVIII века. Москва, ГТГ 1503481783.086spas nerukotvornyi 4Спас Нерукотворенный. Третья четверть XIV в. — начало XV вв. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва 1503481811.6644spas nerukotvornyi 5Спас Нерукотворенный. Новгород (?). Конец XIV в. Успенский cобор Московского Кремля, Москва 1503481832.8684spas nerukotvornyi 6Спас Нерукотворенный «Мокрая Брада». Москва. XV в. Москва, ГТГ 1503482008.0814spas nerukotvornyi 7Спас Нерукотворенный. Серапион (?). Великий Устюг. 1447 г. (?). Происходит из Великого Устюга. Первоначально стояла на вратах крепости «на башне Городищенской на Прилуце». Москва, ГТГ

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намека на материю или черепицу. Изображение ровного прямоугольного либо слегка изогнутого убруса в качестве фона встречается уже на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород) конца XII в.

1503482030.4406spas nerukotvornyi 9Спас Нерукотворенный на чрепии. Церковь Спаса на Нередице, Новгород. 1199 г.

Убрус со складками начинает распространяться со второй половины XIII века, прежде всего в византийской и южнославянской иконописи, на русских иконах — с XIV в. С XV века драпированный плат могут держать за верхние концы два ангела. Кроме того, известны различные варианты иконы Спас Нерукотворенный с деяниями, когда образ Христа в среднике иконы окружают клейма с историей образа.

1503482052.2711spas nerukotvornyi 10Спас Нерукотворенный. VI–VII вв. (?). Капелла Санкта-Санкторум во дворце Латеран, Рим, Италия 1503482093.7187spas nerukotvornyi 11Ангелы, поклоняющиеся образу Спаса Нерукотворенного. Лобковский Пролог (Пролог Захарии), 1282 г. Москва, ГИМ 1503482118.0868spas nerukotvornyi 19Спас Нерукотворенный. Двусторонняя икона-таблетка. Новгород. Конец XV — начало XVI вв. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород 1503482143.6spas nerukotvornyi 12Спас Нерукотворенный. XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва 1503482167.382spas nerukotvornyi 20Спас Нерукотворенный. Вторая четверть XVI в. Собрание В. А. Бондаренко, Москва

Образ Спаса Нерукотворенного получил особое почитание в Великом Устюге с 1447 года, когда священноиноком изографом Серапионом была создана икона, ставшая впоследствии одной из главных городских святынь, неоднократно упоминавшейся в исторических источниках. По имеющимся сведениям, эта икона сначала находилась «на башне Городищенской на Прилуце», а затем, в XVII веке, была поставлена в срубленную над вратами церковь. В 20-е годы XIX века она была перенесена в специально воздвигнутую Всегородскую Спасскую церковь, где находилась до 1921 года, когда церковь была разрушена. В настоящее время эта икона (или достаточно близкий по времени список с нее) находится в собрании ГТГ. О почитании древнего чудотворного образа свидетельствуют, помимо исторических источников, многочисленные иконы Нерукотворенного Спаса из Великого Устюга XVI–ХVIII веков, к числу которых относится икона середины XVI века.

1503482195.3903spas nerukotvornyi 13Спас Нерукотворенный. Середина XVI в. Великоустюжский районный краеведческий музей, Великий Устюг

На иконе Спас Нерукотворенный (г. Рыбинск) убрус за верхние углы несут ангелы. Этот мотив в русском искусстве получает широкое распространение с XVI столетия. Икона первоначально принадлежала Константину Ивановичу Михалкову — стольнику и постельничему царя Михаила Федоровича Романова, наместнику трети Московской. В 1630 году, согласно Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря, за упокой по нему в монастырь было дано 300 рублей. Следовательно, икона Спаса была написана ранее этой даты. Легкая асимметрия лика, характерная форма носа, тронутые киноварью уста, обращенный в сторону взгляд (радужки сдвинуты влево от центра) — все эти черты встречаются в московской иконописи последней четверти XVI в. Драгоценный серебряный с позолотой оклад иконы, вероятно, был заказан мастеру-новгородцу. Орнамент его близок к окладу новгородской работы на иконе Спаса из Деисуса конца XVI века из собрания Павла Корина.

1503482213.6337spas nerukotvornyi 14Спас Нерукотворенный. Последняя четверть XVI в. Происходит из Петропавловской церкви имения Петровское Рыбинского уезда. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 1503482239.7603spas nerukotvornyi 15Спас Нерукотворенный. Русский Север (Поморье?). Последняя четверть XVI в. Собрание А. Д. Липницкого 1503482267.5902spas nerukotvornyi 16Спас Нерукотворенный; Не рыдай Мене, Мати, со сказанием о Нерукотворенном образе. Попов Петр Иванов Костромитин. Середина XVII в. (до 1651 года). Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль 1503482392.0528Surrender of the Mandylion to the ByzantinesПеренесение Нерукотворенного образа Спаса в Константинополь в 944 году. Миниатюра Мадридского Скилица (XII—XIII век) к хронике Иоанна Скилицы

Храмы на Руси во имя Нерукотворного образа Христа

Во имя Нерукотворенного образа Спасителя освящен главный собор Андроникова монастыря в Москве. Изначально Спасский собор был выстроен из дерева. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. В 1420—1427 гг. Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.

1503482447.136Cathedral of the Holy MandylionСпасский собор Андроникова монастыря

В 1552 году в Казани была построена Спасская церковь. Впоследствии ее перенесли на ворота новой Спасской башни, которую начали строить из белого камня в 1555 году. Была расположена со стороны Кремля, с северной стороны башни. Раньше между церковью и башней был проход по стене, но после многочисленных пожаров и переделок проход был застроен для расширения храма. У Спасской башни есть еще одна достопримечательность — вечевой «сполошный» колокол — единственный колокол в городе, не покидавший своего места. А когда-то около него висели более мелкие колокола Спасской военной церкви.

1503482466.3243spas nerukotvornyi 17Церковь Нерукотворенного Образа Спасителя в Спасской башне Кремля в Казани

В Пскове в честь Нерукотворенного образа Спасителя была освящена церковь с Жабьей Лавицы. Храм был построен в дальней части Запсковья, недалеко от Ильинских ворот и Образской башни Окольного города. Название «Жабья лавица» происходит от названия деревянных настилов, которые прокладывали для прохода в храм по топким, жабьим болотам. Деревянная церковь была поставлена в 1487 году во время великой эпидемии. Каменное здание храма построено на месте деревянной старинной церкви во второй половине XVII века.

1503482488.6196spas nerukotvornyi 18Церковь Спаса Нерукотворенного образа с Жабьей Лавицы в Пскове

В Москве 1635-1636 гг. был построен собор в честь Нерукотворенного образа Спаса на Верху. Прежде назывался церковью Спаса Нерукотворенного на Сенях, на Верху, Верховою и Спасом Новым. Собор обновлялся в 1678-1680 гг. Пострадал собор и в 1917 г. В настоящее время двухсветный четверик Спасского храма, перекрытый сомкнутым сводом с распалубками, обозрим только изнутри.

Народные традиции в праздник Перенесения Нерукотворного образа Спасителя

В народе праздник Перенесения Нерукотворенного образа Спасителя называется третий Спас. На языке крестьян он назывался «Спас на полотне» или «ореховый» Спас. Последнее название дано потому, что к этому времени в центральной полосе России поспевает лесной орех, а первое указывает на самую идею праздника («Спас на полотне», т. е. образ, икона). Но третий Спас был известен далеко не во всей России; там же, где его праздновали, день этот ничем почти не выделялся в ряду деревенских будней, если не считать церковных молебнов и обычая печь пироги из нового хлеба. На третий Спас примечали отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считалось, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. У В.В. Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, приведено следующее: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб». Третий Спас народ отмечал как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и отражалось в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!».

Источник

Adblock
detector