Меню

праздник спас нерукотворный когда

Спас Нерукотворный, или Ореховый Спас-2021: история и обычаи праздника

orehi piks dTqfpOp

Сегодня православные христиане традиционно отмечают Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа в 944 году. Подробнее читайте в материале телеканала «Санкт-Петербург».

История праздника

Православные христиане сегодня, 29 августа, отмечают один из наиболее важных церковных праздников – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа в 944 году. Также его называют Спас Нерукотворный и Ореховый Спас. Праздник объединяет в себе народные и христианские традиции и считается днем, когда принято благодарить господа за урожай орехов и хлеба.

История Нерукотворного Спаса восходит к событиям из жизни Христа. Согласно преданию, Правитель города Едесса Авгарь, пораженный проказой, прослышал о чудесах Иисуса и написал ему письмо с просьбой об исцелении.

Вместе с посланием в Палестину поехал и живописец Анания, которому Авгарь поручил написать изображение Сына Божия, если тот не сможет приехать.

Когда Анания прибыл на место, он увидел Христа, окруженного людьми, и не смог к нему подойти. Тогда художник встал на камень и принялся писать портрет Иисуса издалека, но у него ничего не получалось. Спаситель увидел попытки живописца и подозвал к себе.

Иисус вручил Ананию ответное письмо для правителя, пообещал вскоре прислать своего ученика. Затем Он умылся, вытер лицо специальным полотенцем – убрусом – и на нем отпечатался Божественный Лик Христа.

Письмо и убрус помогли Авгарю исцелиться, а Нерукотворный Образ стал главной святыней Едессы. В 944 году император Константин Багрянородный выкупил Лик и перенес его в Константинополь.

Так как к дню Третьего Спаса традиционно поспевали орехи, в народе его прозвали Ореховым.

Традиции и обычаи праздника

В праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа в храмах и церквях проходят богослужения. На Ореховый Спас православные христиане святят орехи и зерна нового урожая.

Хозяйки из новоурожайной муки пекут хлеб, булочки и пироги с орехами, готовят лечебные ореховые настойки. Успенский пост завершается накануне праздника, поэтому на стол можно подавать мясные и рыбные блюда.

Считалось, что если на Ореховый Спас найти два сросшихся между собой орешка, их нужно убрать в кошелек – они сулят материальное благополучие на год вперед.

Девушки любили гадать на орехах. Они раскусывали ядро и по вкусу определяли свою судьбу: сладкий – к любви и удаче, горький – к печали, недозревший — к новостям.

Источник

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный отмечается 29 августа. Также праздник называют Хлебный Спас или Ореховый Спас

%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81 %D0%9D%D0%B5%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Когда празднуется Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный, Медовый или Хлебный Спас отмечается 29 августа. В честь праздника во всех храмах России проходят торжественные богослужения.

День Спаса Нерукотворного приходится на следующий день после праздника Успения.

Храм Спаса Нерукотворного Образа

%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC %D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0 %D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B0

Подать записки в храм Спаса Нерукотворного Образа можно в этот день лично или через сайт.

В 1690 году была построена церковь в деревне Николо-Заболотье. Церковь называлась — храм во имя Спаса Нерукотворного Образа. Каменный пятиглавый храм с величавой и ярусной колокольней, воздвигнутый на берегу реки Печегда.

История праздника Спаса Нерукотворного

Предание о Нерукотворном образе прослеживается с первой половины IV века. История связана с больным проказой царем Эдессы Авгарем. Царь возжелал иметь у себя изображение Иисуса Христа. После того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Так как борода после умывания водой была мокрая, то она отпечаталась в виде клина одной пряди, и поэтому этот нерукотворный образ иногда называют «Спас Мокрая Брада». Таким образом, согласно преданию, Мандилион (Άγιον Μανδήλιον от греч. μανδύη, μανδύας — «убрус, мантия, шерстяной плащ») стал первой в истории иконой.

%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81 %D0%9D%D0%B5%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9 1 1

Во время гонений на христиан этот образ был замурован в стене и отпечатался также на скрывавшей его черепице. После перенесения в Константинополь оба чудесно запечатлённых Нерукотворных образа были скопированы и получили распространение не только в Византии, но и в славянских странах. Одна из таких копий и была обретена на Вятской земле.

Святой образ Спасителя, находясь на паперти Вятской Троицкой церкви, прославился совершающимися пред ним чудесами. Более всего известна история жителя города Хлынова Петра Палкина. Он был болен глазами, через какое-то время окончательно ослеп и в течение 3 лет ничего не видел. Точно известно, что 12 июля 1645 года, придя в Троицкую церковь, Палкин стал усердно молиться пред Спасовым образом и внезапно прозрел. Теперь свет Петру застилали только слезы радости. По его просьбе священники отслужили благодарственный молебен. Чудеса исцеления перед иконой продолжались и всего их было зарегистрировано 104.

Примерно через год про чудесную икону узнали в Москве. Архимандрит Новоспасского монастыря в Москве – Никон, будущий патриарх, стал хлопотать перед царём о перенесении чудесной иконы в столицу. Алексей Михайлович, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести святыню в Москву, чтобы она стала достоянием всего православного мира.

Вятский Образ Спаса Нерукотворного был встречен в Москве, у Яузских ворот, 14 января 1647 года. Царь Алексей Михайлович сам пронёс святую икону через ворота в Кремль и поставил её в Успенском соборе. С того времени Фроловские ворота по царскому указу переименованы в Спасские, а главная башня Московского кремля стала называться Спасской.

%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81 %D0%9D%D0%B5%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%9E%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4

Обратно в город Хлынов икона уже не вернулась. По указу царя Алексея Михайловича Романова с иконы Спаса была сделана точная копия, помещённая в богато украшенный оклад и торжественно освященная патриархом. Эта копия была возвращена жителям города Хлынова. Уже на обратном пути вновь начались чудеса исцеления.

Молитвы перед иконой Спаса Нерукотворгого Образа

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Молитва

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш!
Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер,
чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю
во исцеление недуга его послати благоволил еси.

Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии,
лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем:
не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих,
Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас.

О Всемилостивый Господи, Спасителю наш!
Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши,
будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего,
и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего,
купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков.

Источник

Ореховый Спас 2020: традиции, молитва, что нельзя делать 29 августа

photo2020 07 2913 41 23

orehovyij spas 2020

В субботу, 29 августа, православные верующие отмечают Третий Спас. В этот день церковь вспоминает перенесение Нерукотворного образа Спасителя.

В народе праздник также известен под названиями Хлебный Спас, Ореховый Спас или Спас на полотне. OBOZREVATEL предлагает узнать о традициях, истории, приметах праздника, а также публикует молитвы, которые стоит читать в этот день.

Третий Спас: история праздника

29 августа православные отмечают Спас Нерукотворный – праздник в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя в Константинополь.

Согласно библейскому преданию, Иисус Христос умыл лицо водой и затем вытер полотенцем, на котором отобразился его лик.

Это полотенце с нерукотворным образом Спасителя исцелило правителя города Эдессы, что способствовало распространению христианства в этом регионе. Также с холстом связывают множество других чудес и исцелений.

spas nerukotvornyij

Издавна на Третий Спас освящались ткани с изображением Спасителя, а во время военных походов такие полотна использовались как стяги.

На Спас люди старались поскорее сделать запасы еды в амбарах, с полей убирали зерновые, а женщины ткали полотна, чтобы обеспечить семью одеждой.

К празднику пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа. В обед люди отправлялись в церковь, чтобы освятить выпечку и помолиться у иконы мученика Диомида.

К вечеру в селах чистили целебные подземные источники и колодцы, после чего садились за стол, к которому подавали хлеб, пироги и ореховую настойку (в это время поспевали лесные орехи, отсюда и название Ореховый Спас).

Если журавль отлетит к третьему Спасу – на Покров будет морозно.

После Успения пришло – солнце на осень пошло.

Начался дождь с грозой – осень будет теплой.

Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.

Много opexoв – в будущем году будет много хлеба.

Отказывать, если попросили о помощи.

Ругаться, злиться, конфликтовать, обижать кого-либо.

Шумно отмечать, злоупотреблять алкоголем.

pechene orehi

У иконы Спасителя молятся о здравии как тела, так и души. С любой просьбой можно обратиться к Господу Богу, если она идет от чистого сердца.

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоего, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати Лица Твоего, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.

Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник

Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя

perenesenie nerukotvornogo obraza

Перенесение Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, иже есть святыи Убрус, от Едессы в Царьград, празднуется 29 августа (16 августа ст. ст.)

Содержание

Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя. История

Во время земной жизни Исуса Христа в сирийском городе Едессе был князь по имени Авгарь. Он страдал проказою. Узнав о чудесах Исуса Христа, он решил просить Его об исцелении. Не имея возможности лично поехать в Иудею, он написал письмо, в котором изложил свою просьбу, и отправил его с живописцем Ананией, поручив ему снять портрет с Великого Исцелителя в том случае, если Сам Исус Христос не скоро сможет прибыть в Едессу. На просьбу Авгаря Исус Христос ответил, что Он не придет в Едессу. Зная желание Авгаря, Господь умыл Свое лицо и утер полотенцем, на котором при этом чудесно изобразился Его пречистый лик. Этот образ Спаситель отдал Анании, велел отнести его Авгарю и передать ему, что исцелить его придет один из Его учеников. Авгарь с благоговением принял принесенный ему образ, поклонился ему, облобызал и почувствовал облегчение.

По Вознесении Господа Исуса на небо в Едессу прибыл апостол Фаддей с евангельской проповедью и исполнил обещание Спасителя, совершенно исцелив Авгаря от болезни, научил его вере Христовой и крестил вместе со многими жителями города. Жители города оказали величайшие почести Нерукотворенному образу. Написав на Нерукотворенном образе слова: «Христе Боже, всякий уповающий на Тебя не постыдится», Авгарь украсил его и установил над воротами города, повелев всякому входящему в город поклоняться образу Исусову; и люди приходили из дальних стран поклониться ему. Потомки Авгаря отступили от веры Христовой, и один из них решил снять образ и вместо него поставить идола. Едесский епископ, получив божественное откровение, ночью пришел к городским воротам, зажег перед образом лампаду и закрыл его мраморной плитой так, что это место ничем не выделялось на каменной стене. Думая, что христиане сняли образ, царь не стал ставить на то место идола. Спустя много времени, в 515 году, на Едессу напали враги с большим войском. В городе оставались христиане во главе с епископом Евлалием. Получив откровение свыше, он с христианами открыл образ, который оказался совершенно невредим. Был совершен крестный ход около городских стен внутри города. Божественною силою враг был вынужден отступить.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворенному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959 гг.), будущий восприемник святой равноапостольной княгини Ольги, пожелал перенести Нерукотворенный образ Спасителя в Константинополь и выкупил его у эмира — правителя Едессы. 16 августа 944 года Нерукотворенный образ был торжественно поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. В 1204 году образ был похищен захватившими Царьград латинянами, потом находился в одной из церквей при дворе королей Франции до французской революции (конец XVIII века). Дальнейшая судьба святыни неизвестна.

Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарь, глас 2.

Пречистому Ти образу покланяемся Благии, просящи прощения согрешениям нашим Христе Боже: волею бо благоизволил еси взыти на Крест, да избавиши яже созда от работы вражия. Тем благодаря вопием Ти, радости вся исполнивыи Спасе наш, пришедыи спасти мир.

Кондак, глас 2.

Неизречннаго и божественнаго Ти к человеком смотрения, неописанное Отчее Слово образ неписанныи и богописанныи поведателен, видяще неложнаго Ти воплощения, почитаем Того лобызающе.

Библиотека Русской веры
Канон Нерукотворенному Образу →

Нерукотворный образ Спасителя. Иконография

Иконы Нерукотворенного Спаса попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа — Новгородский Спас Нерукотворенный (вторая половина XII века).

1503481035.1971spas nerukotvornyi 8Спас Нерукотворенный на убрусе. Церковь Спаса на Нередице, Новгород. 1199 г. 1503481619.0697spas nerukotvornyi 1Спас Нерукотворенный. Двусторонняя выносная икона. Оборот иконы — «Поклонение Кресту». Новгород. Вторая половина XII в. Москва, ГТГ

Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворенного образа: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка, и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворенного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.

1503481682.3416spas nerukotvornyi 2Спас Нерукотворенный. Ярославль. Первая половина XIII в. Москва, ГТГ 1503481734.1618spas nerukotvornyi 3Спас Нерукотворенный. Первая половина XIV в. Из церкви Введения в Ростове Великом, куда попала из деревянной церкви на Борисоглебской стороне, сгоревшей в начале XVIII века. Москва, ГТГ 1503481783.086spas nerukotvornyi 4Спас Нерукотворенный. Третья четверть XIV в. — начало XV вв. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва 1503481811.6644spas nerukotvornyi 5Спас Нерукотворенный. Новгород (?). Конец XIV в. Успенский cобор Московского Кремля, Москва 1503481832.8684spas nerukotvornyi 6Спас Нерукотворенный «Мокрая Брада». Москва. XV в. Москва, ГТГ 1503482008.0814spas nerukotvornyi 7Спас Нерукотворенный. Серапион (?). Великий Устюг. 1447 г. (?). Происходит из Великого Устюга. Первоначально стояла на вратах крепости «на башне Городищенской на Прилуце». Москва, ГТГ

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намека на материю или черепицу. Изображение ровного прямоугольного либо слегка изогнутого убруса в качестве фона встречается уже на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород) конца XII в.

1503482030.4406spas nerukotvornyi 9Спас Нерукотворенный на чрепии. Церковь Спаса на Нередице, Новгород. 1199 г.

Убрус со складками начинает распространяться со второй половины XIII века, прежде всего в византийской и южнославянской иконописи, на русских иконах — с XIV в. С XV века драпированный плат могут держать за верхние концы два ангела. Кроме того, известны различные варианты иконы Спас Нерукотворенный с деяниями, когда образ Христа в среднике иконы окружают клейма с историей образа.

1503482052.2711spas nerukotvornyi 10Спас Нерукотворенный. VI–VII вв. (?). Капелла Санкта-Санкторум во дворце Латеран, Рим, Италия 1503482093.7187spas nerukotvornyi 11Ангелы, поклоняющиеся образу Спаса Нерукотворенного. Лобковский Пролог (Пролог Захарии), 1282 г. Москва, ГИМ 1503482118.0868spas nerukotvornyi 19Спас Нерукотворенный. Двусторонняя икона-таблетка. Новгород. Конец XV — начало XVI вв. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород 1503482143.6spas nerukotvornyi 12Спас Нерукотворенный. XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва 1503482167.382spas nerukotvornyi 20Спас Нерукотворенный. Вторая четверть XVI в. Собрание В. А. Бондаренко, Москва

Образ Спаса Нерукотворенного получил особое почитание в Великом Устюге с 1447 года, когда священноиноком изографом Серапионом была создана икона, ставшая впоследствии одной из главных городских святынь, неоднократно упоминавшейся в исторических источниках. По имеющимся сведениям, эта икона сначала находилась «на башне Городищенской на Прилуце», а затем, в XVII веке, была поставлена в срубленную над вратами церковь. В 20-е годы XIX века она была перенесена в специально воздвигнутую Всегородскую Спасскую церковь, где находилась до 1921 года, когда церковь была разрушена. В настоящее время эта икона (или достаточно близкий по времени список с нее) находится в собрании ГТГ. О почитании древнего чудотворного образа свидетельствуют, помимо исторических источников, многочисленные иконы Нерукотворенного Спаса из Великого Устюга XVI–ХVIII веков, к числу которых относится икона середины XVI века.

1503482195.3903spas nerukotvornyi 13Спас Нерукотворенный. Середина XVI в. Великоустюжский районный краеведческий музей, Великий Устюг

На иконе Спас Нерукотворенный (г. Рыбинск) убрус за верхние углы несут ангелы. Этот мотив в русском искусстве получает широкое распространение с XVI столетия. Икона первоначально принадлежала Константину Ивановичу Михалкову — стольнику и постельничему царя Михаила Федоровича Романова, наместнику трети Московской. В 1630 году, согласно Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря, за упокой по нему в монастырь было дано 300 рублей. Следовательно, икона Спаса была написана ранее этой даты. Легкая асимметрия лика, характерная форма носа, тронутые киноварью уста, обращенный в сторону взгляд (радужки сдвинуты влево от центра) — все эти черты встречаются в московской иконописи последней четверти XVI в. Драгоценный серебряный с позолотой оклад иконы, вероятно, был заказан мастеру-новгородцу. Орнамент его близок к окладу новгородской работы на иконе Спаса из Деисуса конца XVI века из собрания Павла Корина.

1503482213.6337spas nerukotvornyi 14Спас Нерукотворенный. Последняя четверть XVI в. Происходит из Петропавловской церкви имения Петровское Рыбинского уезда. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 1503482239.7603spas nerukotvornyi 15Спас Нерукотворенный. Русский Север (Поморье?). Последняя четверть XVI в. Собрание А. Д. Липницкого 1503482267.5902spas nerukotvornyi 16Спас Нерукотворенный; Не рыдай Мене, Мати, со сказанием о Нерукотворенном образе. Попов Петр Иванов Костромитин. Середина XVII в. (до 1651 года). Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль 1503482392.0528Surrender of the Mandylion to the ByzantinesПеренесение Нерукотворенного образа Спаса в Константинополь в 944 году. Миниатюра Мадридского Скилица (XII—XIII век) к хронике Иоанна Скилицы

Храмы на Руси во имя Нерукотворного образа Христа

Во имя Нерукотворенного образа Спасителя освящен главный собор Андроникова монастыря в Москве. Изначально Спасский собор был выстроен из дерева. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. В 1420—1427 гг. Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.

1503482447.136Cathedral of the Holy MandylionСпасский собор Андроникова монастыря

В 1552 году в Казани была построена Спасская церковь. Впоследствии ее перенесли на ворота новой Спасской башни, которую начали строить из белого камня в 1555 году. Была расположена со стороны Кремля, с северной стороны башни. Раньше между церковью и башней был проход по стене, но после многочисленных пожаров и переделок проход был застроен для расширения храма. У Спасской башни есть еще одна достопримечательность — вечевой «сполошный» колокол — единственный колокол в городе, не покидавший своего места. А когда-то около него висели более мелкие колокола Спасской военной церкви.

1503482466.3243spas nerukotvornyi 17Церковь Нерукотворенного Образа Спасителя в Спасской башне Кремля в Казани

В Пскове в честь Нерукотворенного образа Спасителя была освящена церковь с Жабьей Лавицы. Храм был построен в дальней части Запсковья, недалеко от Ильинских ворот и Образской башни Окольного города. Название «Жабья лавица» происходит от названия деревянных настилов, которые прокладывали для прохода в храм по топким, жабьим болотам. Деревянная церковь была поставлена в 1487 году во время великой эпидемии. Каменное здание храма построено на месте деревянной старинной церкви во второй половине XVII века.

1503482488.6196spas nerukotvornyi 18Церковь Спаса Нерукотворенного образа с Жабьей Лавицы в Пскове

В Москве 1635-1636 гг. был построен собор в честь Нерукотворенного образа Спаса на Верху. Прежде назывался церковью Спаса Нерукотворенного на Сенях, на Верху, Верховою и Спасом Новым. Собор обновлялся в 1678-1680 гг. Пострадал собор и в 1917 г. В настоящее время двухсветный четверик Спасского храма, перекрытый сомкнутым сводом с распалубками, обозрим только изнутри.

Народные традиции в праздник Перенесения Нерукотворного образа Спасителя

В народе праздник Перенесения Нерукотворенного образа Спасителя называется третий Спас. На языке крестьян он назывался «Спас на полотне» или «ореховый» Спас. Последнее название дано потому, что к этому времени в центральной полосе России поспевает лесной орех, а первое указывает на самую идею праздника («Спас на полотне», т. е. образ, икона). Но третий Спас был известен далеко не во всей России; там же, где его праздновали, день этот ничем почти не выделялся в ряду деревенских будней, если не считать церковных молебнов и обычая печь пироги из нового хлеба. На третий Спас примечали отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считалось, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. У В.В. Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, приведено следующее: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб». Третий Спас народ отмечал как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и отражалось в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!».

Источник

Adblock
detector