Меню

праздник солнцестояния в швеции жертвоприношение

Семь причудливых традиций шведского праздника летнего солнцестояния

midsommar 1

Хотя в этом году всё может выглядеть немного по-другому, рассмотрим традиционные ингредиенты шведского праздника летнего солнцестояния и то, как они стали традициями.

1. Майское дерево (Midsommarstången)

Другие говорят, что форма дерева имеет свои корни в скандинавской мифологии, и что она представляет собой ось, связывающую подземный мир, землю и небеса. В какую бы историю вы ни решили верить, нельзя отрицать, что это немного странно, когда праздник сводится к тому, чтобы возвести большой шест и потанцевать вокруг него.

midsommar 2

2. Лягушачий танец

Отрывок из лирики: «На маленьких забавных лягушек смешно смотреть. Никаких хвостов, никаких хвостов, у них нет хвостов. Нет ушей, нет ушей, у них нет ушей».

3. Сельдь

midsommar 3

4. Разговоры о погоде

midsommar 4

5. Застольные песни

И обратите внимание, что всё это нужно планировать заранее: поскольку алкоголь можно купить только в государственной монополии, которая закрывает свои магазины в праздничные дни, а в предшествующие празднику дни в магазины выстраиваются огромные очереди и самых популярных напитков может не хватить на всех страждущих.

Helan går, sjung hoppfalle rallan rallan lej,
Helan går, sjung hopfalle rallan lej.
Och den som inte helan tar
Han heller inte halvan får.
Helan går, sjung hoppfalle – rallan lej

Целая пошла, пой тра-ля-ля, тра-ля-ля;
Целая пошла, пой тра-ля-ля-ляю
А тот, кто целую не взял,
Тому Бог половинку дал.
Целая пошла, пой тра-ля-ля-ля.

Между прочим, когда шведская хоккейная команда выиграла в 1957 году Чемпионат мира по хоккею в Москве, не все шведские игроки знали слова гимна своей страны, поэтому вместо него пели Helan Går.

6. Цветы

Вы обязательно увидите людей, носящих на головах цветочные венки, независимо от возраста и пола. Цветы также используются для украшения майского дерева.

Шведы считают, что цветы могут помочь им в их любви. Согласно шведской традиции, вы должны собрать семь видов цветов из разных мест (в некоторых частях Швеции это девять цветов) и положить букет под подушку. Тогда вам приснится будущий муж или жена.

midsommar 5

7. Клубника

Источник

День Летнего солнцестояния в Швеции

shutterstock 93394810 e1589828442317

День Летнего солнцестояния в Швеции начинает отмечаться в третью пятницу июня. Это государственный праздник здесь, который является одним из самых старых и важных в стране. В христианстве он ассоциируется с Рождеством Иоанна Крестителя, которое отмечается 24 июня. Прочитав статью, вы познакомитесь с историей Дня Летнего солнцестояния в Швеции, а также с тем, как этот праздник отмечается здесь в настоящее время.

1. День Летнего солнцестояния — государственный праздник в Швеции

Пятница (канун Летнего солнцестояния) является главным событием, поэтому в этот день многие магазины полностью закрыты или открыты только на короткие периоды. В крупных городах, таких как Стокгольм, Мальме и Гетеборг, многие рестораны, заправочные станции и крупные супермаркеты будут открыты, хотя в сельской местности возможности, что-нибудь купить, будут ограничены. То же самое относится и к субботе (Дню Середины лета).

631c228420ed4bb6a1be65dae606035b

2. История праздника Летнего солнцестояния в Швеции

Летнее солнцестояние или Середина лета — один из самых старых и важных праздников в Швеции. Считается, что шведские традиции Летнего солнцестояния уходят своими корнями в дохристианские культуры, поклоняющиеся солнцу. Время года вокруг Летнего солнцестояния, когда ночная тьма сменяется волшебными сумерками, имело особое значение для людей в северных странах.

Некоторые шведы считают, что он возник, как символ плодородия. В древние времена в Швеции основные обряды плодородия были сосредоточены вокруг начала весны. Середина лета была связана с древним праздником плодородия, поскольку зачатие в это время приводило к рождению в марте, что традиционно считалось хорошим временем для рождения детей.

Другие считают, что корни праздника уходят в скандинавскую мифологию. Он представляет собой ось, соединяющую подземный мир, землю и небеса.

sddefault

Середина лета считалась одним из ключевых периодов в году, когда сила магии была наиболее сильна.Это было хорошее время для совершения ритуалов, особенно тех, которые были связаны с предсказанием будущего. Существовала традиция, когда молодые люди собирали букеты из семи или девяти разных цветов. Их клали под подушку в надежде увидеть во сне своего будущего супруга.

Цветы использовались и для украшения майского дерева. Одна из причин, по которой эти праздники происходят в конце июня, а не 1 мая, как в таких странах, как Германия, Ирландия и Великобритания, заключается в том, что в Швеции гораздо труднее найти цветы и зелень раньше лета.

В христианстве День Летнего солнцестояния ассоциируется с Рождеством Иоанна Крестителя, которое отмечается в тот же день (24 июня) в католической, православной и некоторых протестантских церквях.

midsummer

3. Как День Летнего солнцестояния отмечается в Швеции?

День Летнего солнцестояния в Швеции начинается в третью пятницу июня. Этот день знаменует начало летнего сезона отпусков в этой стране. Можно ожидать, что многие шведы рискнут отправиться в свой летний домик на следующий месяц, чтобы насладиться солнцем и тишиной.

Швеция отмечает День Летнего солнцестояния или Середину лета большими празднествами, греясь на солнце в сельской местности, предпочтительно на берегу озера или моря. Многие люди в этот день будут носить традиционные народные костюмы и слушать традиционную музыку.

В канун Дня Летнего солнцестояния шведы делают венки из полевых цветов, чтобы украсить свои волосы. Затем они будут танцевать вокруг Майского дерева, распевая традиционные песни. Многие устраивают барбекю. В этот день шведы обычно едят сельдь, лосось, свежий картофель и клубнику. Это также праздник, на котором шведы потребляют большое количество алкоголя. Хриплые застольные песни являются обычным звуком во время торжеств.

3673f8b0244a554018f780630ec16138

Веселье со старыми и новыми друзьями продолжается до поздней ночи. Шведский праздник середины лета можно охарактеризовать так: «Счастливые люди, белые платья, цветы в волосах, танцы вокруг Майского дерева, много алкоголя. »

4. Лучшие места для празднования Середины лета в Швеции

Огромный Стокгольмский музей под открытым небом, Скансен, устраивает самый большой праздник Летнего солнцестояния в городе. С 1892 года здесь начали проводить праздник Середины лета, и эта традиция продолжается и сегодня. Начиная с кануна Летнего солнцестояния, в течение трёх дней проводятся танцы, народная музыка и изготовление венков.

Попасть туда следует до 10 часов утра, чтобы избежать очередей. Майское дерево будет поднято в 2 часа дня в канун Дня Летнего солнцестояния. Вход в парк составляет 220 шведских крон в канун Дня Летнего солнцестояния (дети до 15 лет входят за 60 шведских крон). Чтобы добраться до музея, нужно сесть на трамвай, идущий в Вальдермарсудде из Сергельсторга, и сойти в Скансене.

bd993ba1967407a55e32256bb8db7d10

Чтобы ощутить Середину лета в меньшем масштабе, отправляйтесь в Витабергспаркен в Стокгольме. Это небольшой парк на восточной стороне Седермальма, где вы сможете насладиться обычными танцами, пением и закусками. Вход свободный, а празднование продлится примерно до 4 часов вечера. До него довольно легко добраться из центра города. Автобус № 3 из Слюссена останавливается на Готландсгатан, недалеко от западной окраины парка.

Главный парк Гетеборга, Слотскоген (Slottsskogen), что переводится, как «Лес замка», является одним из лучших мест в этом городе, чтобы отпраздновать Середину лета. Ожидайте игр, танцев и пикников вокруг Майского дерева. Вход в парк бесплатный для всех желающих.

Недалеко от центрального железнодорожного вокзала Гетеборга находится парк под названием «Садоводческое товарищество» (Trädgårdsföreningen) — прекрасное место для наблюдения за празднованием Середины лета. Вход свободный, а парк находится рядом со Слуссгатан, чуть южнее железнодорожного вокзала.

c08ba0dfb63f15f8

Если вы ищете лучшее место для празднования Летнего солнцестояния в Швеции, то стоит отправиться в сельскую местность. Даларна, расположенная в центральной части страны, имеет несколько впечатляющих пейзажей, с холмистыми зелёными холмами, мерцающими озерами и красными деревянными коттеджами.

Города и деревни вокруг озера Сильян устраивают одни из лучших летних вечеринок в стране. Стоит отправиться в Лександ, Ретвик или Мору. Почти в каждой деревне в этих краях есть свой собственный Майский столб. Праздники обычно разнесены по времени, что позволяет отмечать Середину лета несколько раз в течение одной недели.

5d0b360900780 1561015817

Вот так День Летнего солнцестояния отмечается в Швеции! Подобный праздник отмечается и в Финляндии, где он имеет название «Юханнус». Читайте о нём здесь.

Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Читайте статьи на сайте «Мир праздников»!

Источник

Фолк-хоррор в Швеции: от «Ведьм» до «Солнцестояния»

06960ea0be1eca8b83dca9a42f4f5777

Фреска из фильма «Солнцестояние». Художник: Му Пан

Утром 21 июня 2021 года наступило очередное Солнцестояние. К этому событию приурочены многочисленные праздники различных религиозных систем. Причем сакральным считается время незадолго до и несколько после самого астрономического Солнцестояния. В этот период проводятся различные магические ритуалы по поддержанию миропорядка, ну, а если ничего делать неохота, то можно посмотреть фильмы об этом.

Фолк-хоррор: не только кельты

Сам термин «фолк-хоррор» для описания специфических фильмов ужасов появился в XXI веке при попытке осмыслить кино, снятое в ХХ веке. Первая волна фолк-хоррора появилась в США и Великобритании в конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века, хотя отдельные образчики жанра можно выявить и в 1920-х годах. Эталоном фолк-хоррора можно считать фильмы так называемой «нечестивой троицы»: «Великий инквизитор» (1968 год, режиссер Майкл Ривз), «Кровь на когтях сатаны» (1971 год, режиссер Пирс Хэггард) и «Плетенный человек» (1973 год, режиссер Робин Харди).

Постер фильма «Плетенный человек» (1973 год). Источник: allofcinema.com

Эти фильмы имеют три общих признака – три кита фолк-хоррора: изоляция, ландшафт и мораль. Локации, показанные в таких фильмах, должны быть отделены от «внешнего мира», либо показана изолированная по культурным или национальным особенностям группа (община, секта). Так как местность, как правило, изолирована, ее пейзаж особенный: нетронутая природа или лес с остатками древних святилищ. При этом обособленной группе, живущей на особенной территории, присуща специфическая мораль, которая всем остальным представляется антиморалью. У этих людей особые, в том числе, дохристианские или антихристианские верования. Поскольку действие большинства классических фолк-хорроров происходит в Британии или Новой Англии (США), то источником мировоззрения персонажей часто становятся кельтские верования, вернее их сохранившиеся фрагменты. Например, сценаристы «Плетенного человека» (1973 год, ремейк вышел в 2006 году) явно вдохновлялись доступными сведениями о кельтском язычестве, в том числе, историей об огненном жертвоприношении, описанной в «Записках о галльской войне» Цезаря и «Географии» Страбона.

Подготовка к жертвоприношению. Кадр из фильма «Плетеный человек» (1973 год).

Фильмы, снятые в жанре фолк-хоррор, были популярны в 1970-е годы. Позднее их практически не снимали до 2010-х годов, когда возродился интерес к такому кино. Страх перед наплывом инокультурных мигрантов, о котором неприлично говорить вслух, сплачивал часть консервативно мыслящих европейцев. Он был одним из катализаторов Брекзита и, косвенно, помог возрождению жанра об обособленных группах людей с особенной, понятной только им самим, моралью. Причем, наряду с использованием данных о кельтском язычестве, все больше внимания стали привлекать германские дохристианские верования.

Шабаш. Кадр из фильма «Ведьмы» (1922 год).

«Шведская нечестивая троица: «Ведьмы»

Прежде чем перейти к современным образцам фолк-хоррора нельзя не написать о культовой кинокартине «Ведьмы» (1922 год, режиссер Беньямин Кристенсен). Конечно же, этот шведский фильм, снятый датчанином, нельзя отнести к классическим фолк-хоррорам, хотя это делает в своей статье современный исследователь Марина Мойнихан. Однако многие хорроры и, в том числе, фолк-хорроры черпали в нем вдохновение. Интересно, что английский режиссер Энтони Бэлч выкупил немую черно-белую кинокартину (или даже киногравюру), вырезал все скучное (по его мнению), попросил озвучить ее своего друга и «гуру хиппи-поколения» Уильяма Берроуза, добавил джазовую музыку и выпустил в ограниченный прокат в 1968 году.

Ведьма за работой. Кадр из фильма «Ведьмы» (1922 год).

Картина «Ведьмы» снята в популярном сто лет назад жанре культурфильма: в ней сочетаются элементы документального и игрового кинематографа, причем игровые эпизоды сейчас являются классикой экспрессионизма. Лента показывает историю колдовства с древнейших времен, особенно заостряя внимание на «охоте на ведьм». Натурально показаны как сцены взаимоотношений дьявола и ведьм, так и эпизоды испытаний и пыток ведьм. Автор постоянно намекает на то, что если и имели место единичные случаи колдовства, то, наращивание оборотов маховика репрессий, когда каждая ведьма называла десяток своих подруг, происходило из зависти к другим женщинам или похоти монахов.

Излишне откровенные сцены и антихристианский посыл датско-шведского шедевра не позволили ему сделать большие сборы за пределами Скандинавии, тем не менее сейчас картина однозначно относится к золотому фонду мирового кинематографа.

Постер фильма «Ритуал. Источник: kinopoisk.ru

«Шведская нечестивая троица: «Ритуал»

В 2017 году в прокат вышел британо-канадский фильм «Ритуал» (режиссер Дэвид Брукнер). По сюжету фильма четверо друзей Люк, Хатч, Дом и Фил отправляются в турпоход по Королевской тропе на севере Швеции, чтобы произвести ритуал в память об их друге, убитом полгода назад при ограблении магазина.

Статуя йотуна. Кадр из фильма «Ритуал» (2017 год).
Подготовка к жертвоприношению Дома. Кадр из фильма «Ритуал» (2017 год).

Несмотря на то, что в фильме, в основном, показаны взаимоотношения йотуна и четверых британцев, а не жизнь общины рёккатру, «Ритуал» можно считать фолк-хоррором, так как в нем присутствует все три признака жанра: изоляция (в чаще леса, далеко от туристических троп), ландшафт (таинственный лес контрастирует с горами), мораль (общинники поклоняются йотуну в обмен на вечную жизнь, принося в жертву туристов).

Постер фильма «Солнцестояние».

«Шведская нечестивая троица: Солнцестояние»

Классическим фолк-хорром второй волны, действие которого происходит в Швеции, может считаться шведско-американский фильм «Солнцестояние» (швед. «Midsommar», 2019 год, режиссер Ари Астер). По сюжету фильма четыре человека: аспирант-антрополог Кристиан Хьюз, его девушка Дэни Ардор, его друзья Марк и Джош отправляются в Швецию в родовую общину их шведского приятеля Пелле в Хельсингланде, для того чтобы принять участие в ритуалах празднования летнего Солнцестояния.

Перед этим в жизни Дэни случается трагедия – гибнет вся ее семья, девушка полна скорби и ее отношения с Кристианом еще более ухудшаются. Попав в общину Хорга, герои стали свидетелями ритуала аттеступа, в котором два старейшины совершают самоубийство, прыгая со скалы. Затем один за другим начинают пропадать гости общины: сначала англичане Саймон и Конни, затем американцы Марк и Джош.

Общинники. Кадр из фильма «Солнцестояние».

На следующий день Дэни под воздействием психоделиков принимает участие в конкурсе танцев у Майского древа, побеждает и становится Королевой Мая. В это время одна девушка из общины соблазняет Кристиана и, видя их совокупление, Дэни испытывает паническую атаку. В конце происходит грандиозное жертвоприношение: четверых чужаков, убитых разными способами, четверых общинников, добровольно приносящих себя в жертву, и Кристиана, выбранного Дэни. Мертвых и живых жертв помещают в храм, который сжигают, а Дэни становится частью общины.

Глава общины. Кадр из фильма «Солнцестояние».

В фильме присутствуют все три признака фолк-хоррора: община Хорга живет изолированно, со своей моралью (особым жизненным циклом, понятным только ее членам), на особом ландшафте (в картине показано много открытых освященных пространств, рунических камней).

Сюжетно фильмы «Ритуал» и «Солнцестояние» перекликаются: и там, и там главные герои Люк и Дэни полны скорби по погибшим близким, они вместе с друзьями отправляются в Швецию, где местные боги «выбирают» их. Однако, если в «Ритуале» дело происходит в темном-темном лесу, йотун ужасен, а общинники показаны мельком, да к тому же «живыми трупами» (так их видит Люк), то в «Солнцестоянии», наоборот, община показана подробно, все объяснено, люди в ней красивые и светлые. Не удивительно, что Люк отказывается стать частью общины, а Дэни принимает приглашение. Хотя оба героя, пройдя испытания, лишаются друзей и избавляются от чувств скорби и вины. «Ритуал» и «Солнцестояние» как две стороны одной медали, а отличие только во взгляде на общину: извне как в первом случае и изнутри как во втором.

Рунический камень. Кадр из фильма «Солнцестояние».

Почему героям для прохождения ритуала избавления от скорби и вины необходимо отправляться в Швецию? С одной стороны, страна «развитого социализма» известна своими коммунами/общинами, живущим по своим правилам, а с другой – в ней действительно живут неоязычники, поклоняющиеся древним богам: Одину, Тору, Фрейру и т.д. Представляется, что сценаристы, режиссеры и продюсеры фильмов в жанре фолк-хоррор, выбирая место действия, будут все чаще обращать внимание на скандинавские страны.

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

Источник

«Солнцестояние»: Травы и травмы

И еще о «Солнцестоянии» Ари Астера. Если вы уже ознакомились со статьей Алисы Таежной о том, как кровавые ритуалы превратились для современных киногероев в своего рода сеансы психотерапии, и не боитесь спойлеров (а они есть!), то прочитайте нашу рецензию на фильм ужасов, где почти всё самое страшное происходит при ярком дневном свете.

Отправной точкой «Солнцестояния» для Ари Астера, как и в «Реинкарнации», становится острый невроз главной героини. Причиной (или скорее следствием) нестабильного состояния Дени (Флоренс Пью) становятся нездоровые отношения с Кристианом (Джек Рейнор). Классический букет: обесценивание, пренебрежение, ложь. Окончательно сбивает Дени с ног — прямиком в пропасть — семейная трагедия. Ее сестра сводит счеты с жизнью, отравив себя и заодно и спящих в доме родителей выхлопными газами. Из жалости (но явно не из сочувствия) Кристиан не уходит от Дени, как давно планировал, и нехотя приглашает её в Швецию на языческий праздник летнего солнцестояния.

midsommar7

Так девушка отправляется на встречу со своими травмами, а режиссёр выводит свой фильм из привычных для хоррора замкнутых декораций. И в этом существенное отличие «Солнцестояния» от его дебюта. В клаустрофобических и тёмных интерьерах «Ренкарнации» испытывать ужас было легко, органично, даже по-своему комфортно. В «Солнцестоянии» же Астеру удаётся создать противоположный эффект — под открытым небом и палящим солнцем, в безумстве ярких красок и диких плясок языческого вудстока он предлагает зрителю пережить совершенно иной опыт ужаса. В интервью режиссёр часто упоминает, что в создании насыщенного визуального образа ориентиром для него были техниколоровые фильмы Эмерика Прессбургера и Майкла Пауэлла, отсмотреть которые, конечно, было поручено и постоянному оператору Астера — Павлу Погоржельскому. Cамую точную трактовку «Солнцестоянию», пожалуй, дал Джордан Пил, назвавший фильм самым идиллическим хоррором всех времён.

midsommar9

Но элегантность Ари Астера здесь ещё и в том, что он почти не использует в своем фильме «джампскейры», его словно бы не интересует поверхностный страх как естественный рефлекс. Кадры, от которых действительно хочется закрыть глазa (в основном это его фирменные, очень детализированные элементы боди-хоррора) занимают мизерную часть фильма, тогда как предчувствие страха не покидает зрителя на протяжении почти двух с половиной часов, провоцируя тревогу, внутренний тремор, тихую панику. При этом драма распадающихся отношений главной героини с партнёром, её посттравматический стресс после утраты семьи не отвлекают, а наоборот — только способствуют нагнетанию параноидального состояния.

Режиссёр не скрывает, что основой сценария стал собственный опыт болезненного разрыва, давшегося ему очень тяжело. Эмоции переданы правдоподобно (если вообще можно говориь о правдоподобии в таких обстоятельствах), и не испытывать эмпатию к Дени просто невозможно, так же как и не ощущать весь спектр её эмоций — от отчаяния и страха до взрывной истерии.

midsommar8

Помимо этого Астер старательно работает и ещё с одной, ставшей такой же характерной для него темой, как и распад семьи, — с мистикой. Вряд ли эта связь случайна — именно неврозы зачастую активируют магическое мышление (в самом простом понимании — способность сознания находить нелогичные закономерности между несвязанными друг с другом явлениями или событиями). Кроме того, мистическое в обоих фильмах становится очень точной, отражающей условную «объективную» реальность, метафорой. Спиритический сеанс в «Реинкарнации» — последняя попытка наладить с погибшей дочерью коммуникацию, которая фактически отсутствовала внутри семьи при её жизни. А секта из «Солнцестояния» — очевидный образ семьи, от утраты которой Дени так и не смогла оправиться.

Перед съёмками второй картины Ари Астер много читал о культах и вполне реальном шведском празднике солнцестояния Midsommar, посещал места, где до сих пор чтят его традиции. И в конце концов, построил стараниями сценографа Хенрика Свенссона вымышленную деревню в симпатичной глуши под Будапештом (там снимать значительно дешевле), установил Майское дерево и создал самобытный мир языческого культа со своими строгими законами, иерархией и кровожадными, но любопытными ритуалами. Главный из них — жертвоприношение, которое позволило режиссеру быть максимально детальным в изображении телесности. Он не даёт плоти просто так разложиться где-то в лесу, а весьма изобретательно «преображает» её руками сектантов и наделяет новыми сакральными функциями, пусть и ненадолго. Возможно, этот некрофильский подтекст тоже по-своему говорит о (не)умении отпускать.

midsommar4

Под конец фильма ловишь себя на мысли, что ко всему многообразию эмоций Астер добавил ещё кое-что — иронию, полуулыбку, крайне специфический юмор (он часто называет «Солнцестояние» именно чёрной комедией), тем самым окончательно сбив с толку, сделав открытый финал фильма ещё более неоднозначным. Удалось ли Дени выйти из болезненных отношений, или этим летом она попадет в куда большую зависимость? Обрела ли она семью, исцелилась ли от психоза или полностью порвала связь с реальностью? А может быть, система ценностей древнего культа имеет право на существование и даже более жизнеспособна, чем традиционная цивилизация? Или это зло? А если не зло, то что вообще это сейчас было?

«Мне нравится, когда зритель выходит из кинотеатра, не понимая, что именно он только что увидел», — говорит Ари Астер в одном из интервью. Что ж, в «Солнцестоянии» он безусловно достигает этой цели. И это прекрасно.

Источник

Семь причудливых традиций шведского праздника летнего солнцестояния

midsommar 1

Хотя в этом году всё может выглядеть немного по-другому, рассмотрим традиционные ингредиенты шведского праздника летнего солнцестояния и то, как они стали традициями.

1. Майское дерево (Midsommarstången)

Другие говорят, что форма дерева имеет свои корни в скандинавской мифологии, и что она представляет собой ось, связывающую подземный мир, землю и небеса. В какую бы историю вы ни решили верить, нельзя отрицать, что это немного странно, когда праздник сводится к тому, чтобы возвести большой шест и потанцевать вокруг него.

midsommar 2

2. Лягушачий танец

Отрывок из лирики: «На маленьких забавных лягушек смешно смотреть. Никаких хвостов, никаких хвостов, у них нет хвостов. Нет ушей, нет ушей, у них нет ушей».

3. Сельдь

midsommar 3

4. Разговоры о погоде

midsommar 4

5. Застольные песни

И обратите внимание, что всё это нужно планировать заранее: поскольку алкоголь можно купить только в государственной монополии, которая закрывает свои магазины в праздничные дни, а в предшествующие празднику дни в магазины выстраиваются огромные очереди и самых популярных напитков может не хватить на всех страждущих.

Helan går, sjung hoppfalle rallan rallan lej,
Helan går, sjung hopfalle rallan lej.
Och den som inte helan tar
Han heller inte halvan får.
Helan går, sjung hoppfalle – rallan lej

Целая пошла, пой тра-ля-ля, тра-ля-ля;
Целая пошла, пой тра-ля-ля-ляю
А тот, кто целую не взял,
Тому Бог половинку дал.
Целая пошла, пой тра-ля-ля-ля.

Между прочим, когда шведская хоккейная команда выиграла в 1957 году Чемпионат мира по хоккею в Москве, не все шведские игроки знали слова гимна своей страны, поэтому вместо него пели Helan Går.

6. Цветы

Вы обязательно увидите людей, носящих на головах цветочные венки, независимо от возраста и пола. Цветы также используются для украшения майского дерева.

Шведы считают, что цветы могут помочь им в их любви. Согласно шведской традиции, вы должны собрать семь видов цветов из разных мест (в некоторых частях Швеции это девять цветов) и положить букет под подушку. Тогда вам приснится будущий муж или жена.

midsommar 5

7. Клубника

Источник

День Летнего солнцестояния в Швеции

shutterstock 93394810 e1589828442317

День Летнего солнцестояния в Швеции начинает отмечаться в третью пятницу июня. Это государственный праздник здесь, который является одним из самых старых и важных в стране. В христианстве он ассоциируется с Рождеством Иоанна Крестителя, которое отмечается 24 июня. Прочитав статью, вы познакомитесь с историей Дня Летнего солнцестояния в Швеции, а также с тем, как этот праздник отмечается здесь в настоящее время.

1. День Летнего солнцестояния — государственный праздник в Швеции

Пятница (канун Летнего солнцестояния) является главным событием, поэтому в этот день многие магазины полностью закрыты или открыты только на короткие периоды. В крупных городах, таких как Стокгольм, Мальме и Гетеборг, многие рестораны, заправочные станции и крупные супермаркеты будут открыты, хотя в сельской местности возможности, что-нибудь купить, будут ограничены. То же самое относится и к субботе (Дню Середины лета).

631c228420ed4bb6a1be65dae606035b

2. История праздника Летнего солнцестояния в Швеции

Летнее солнцестояние или Середина лета — один из самых старых и важных праздников в Швеции. Считается, что шведские традиции Летнего солнцестояния уходят своими корнями в дохристианские культуры, поклоняющиеся солнцу. Время года вокруг Летнего солнцестояния, когда ночная тьма сменяется волшебными сумерками, имело особое значение для людей в северных странах.

Некоторые шведы считают, что он возник, как символ плодородия. В древние времена в Швеции основные обряды плодородия были сосредоточены вокруг начала весны. Середина лета была связана с древним праздником плодородия, поскольку зачатие в это время приводило к рождению в марте, что традиционно считалось хорошим временем для рождения детей.

Другие считают, что корни праздника уходят в скандинавскую мифологию. Он представляет собой ось, соединяющую подземный мир, землю и небеса.

sddefault

Середина лета считалась одним из ключевых периодов в году, когда сила магии была наиболее сильна.Это было хорошее время для совершения ритуалов, особенно тех, которые были связаны с предсказанием будущего. Существовала традиция, когда молодые люди собирали букеты из семи или девяти разных цветов. Их клали под подушку в надежде увидеть во сне своего будущего супруга.

Цветы использовались и для украшения майского дерева. Одна из причин, по которой эти праздники происходят в конце июня, а не 1 мая, как в таких странах, как Германия, Ирландия и Великобритания, заключается в том, что в Швеции гораздо труднее найти цветы и зелень раньше лета.

В христианстве День Летнего солнцестояния ассоциируется с Рождеством Иоанна Крестителя, которое отмечается в тот же день (24 июня) в католической, православной и некоторых протестантских церквях.

midsummer

3. Как День Летнего солнцестояния отмечается в Швеции?

День Летнего солнцестояния в Швеции начинается в третью пятницу июня. Этот день знаменует начало летнего сезона отпусков в этой стране. Можно ожидать, что многие шведы рискнут отправиться в свой летний домик на следующий месяц, чтобы насладиться солнцем и тишиной.

Швеция отмечает День Летнего солнцестояния или Середину лета большими празднествами, греясь на солнце в сельской местности, предпочтительно на берегу озера или моря. Многие люди в этот день будут носить традиционные народные костюмы и слушать традиционную музыку.

В канун Дня Летнего солнцестояния шведы делают венки из полевых цветов, чтобы украсить свои волосы. Затем они будут танцевать вокруг Майского дерева, распевая традиционные песни. Многие устраивают барбекю. В этот день шведы обычно едят сельдь, лосось, свежий картофель и клубнику. Это также праздник, на котором шведы потребляют большое количество алкоголя. Хриплые застольные песни являются обычным звуком во время торжеств.

3673f8b0244a554018f780630ec16138

Веселье со старыми и новыми друзьями продолжается до поздней ночи. Шведский праздник середины лета можно охарактеризовать так: «Счастливые люди, белые платья, цветы в волосах, танцы вокруг Майского дерева, много алкоголя. »

4. Лучшие места для празднования Середины лета в Швеции

Огромный Стокгольмский музей под открытым небом, Скансен, устраивает самый большой праздник Летнего солнцестояния в городе. С 1892 года здесь начали проводить праздник Середины лета, и эта традиция продолжается и сегодня. Начиная с кануна Летнего солнцестояния, в течение трёх дней проводятся танцы, народная музыка и изготовление венков.

Попасть туда следует до 10 часов утра, чтобы избежать очередей. Майское дерево будет поднято в 2 часа дня в канун Дня Летнего солнцестояния. Вход в парк составляет 220 шведских крон в канун Дня Летнего солнцестояния (дети до 15 лет входят за 60 шведских крон). Чтобы добраться до музея, нужно сесть на трамвай, идущий в Вальдермарсудде из Сергельсторга, и сойти в Скансене.

bd993ba1967407a55e32256bb8db7d10

Чтобы ощутить Середину лета в меньшем масштабе, отправляйтесь в Витабергспаркен в Стокгольме. Это небольшой парк на восточной стороне Седермальма, где вы сможете насладиться обычными танцами, пением и закусками. Вход свободный, а празднование продлится примерно до 4 часов вечера. До него довольно легко добраться из центра города. Автобус № 3 из Слюссена останавливается на Готландсгатан, недалеко от западной окраины парка.

Главный парк Гетеборга, Слотскоген (Slottsskogen), что переводится, как «Лес замка», является одним из лучших мест в этом городе, чтобы отпраздновать Середину лета. Ожидайте игр, танцев и пикников вокруг Майского дерева. Вход в парк бесплатный для всех желающих.

Недалеко от центрального железнодорожного вокзала Гетеборга находится парк под названием «Садоводческое товарищество» (Trädgårdsföreningen) — прекрасное место для наблюдения за празднованием Середины лета. Вход свободный, а парк находится рядом со Слуссгатан, чуть южнее железнодорожного вокзала.

c08ba0dfb63f15f8

Если вы ищете лучшее место для празднования Летнего солнцестояния в Швеции, то стоит отправиться в сельскую местность. Даларна, расположенная в центральной части страны, имеет несколько впечатляющих пейзажей, с холмистыми зелёными холмами, мерцающими озерами и красными деревянными коттеджами.

Города и деревни вокруг озера Сильян устраивают одни из лучших летних вечеринок в стране. Стоит отправиться в Лександ, Ретвик или Мору. Почти в каждой деревне в этих краях есть свой собственный Майский столб. Праздники обычно разнесены по времени, что позволяет отмечать Середину лета несколько раз в течение одной недели.

5d0b360900780 1561015817

Вот так День Летнего солнцестояния отмечается в Швеции! Подобный праздник отмечается и в Финляндии, где он имеет название «Юханнус». Читайте о нём здесь.

Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Читайте статьи на сайте «Мир праздников»!

Источник

Фолк-хоррор в Швеции: от «Ведьм» до «Солнцестояния»

06960ea0be1eca8b83dca9a42f4f5777

Фреска из фильма «Солнцестояние». Художник: Му Пан

Утром 21 июня 2021 года наступило очередное Солнцестояние. К этому событию приурочены многочисленные праздники различных религиозных систем. Причем сакральным считается время незадолго до и несколько после самого астрономического Солнцестояния. В этот период проводятся различные магические ритуалы по поддержанию миропорядка, ну, а если ничего делать неохота, то можно посмотреть фильмы об этом.

Фолк-хоррор: не только кельты

Сам термин «фолк-хоррор» для описания специфических фильмов ужасов появился в XXI веке при попытке осмыслить кино, снятое в ХХ веке. Первая волна фолк-хоррора появилась в США и Великобритании в конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века, хотя отдельные образчики жанра можно выявить и в 1920-х годах. Эталоном фолк-хоррора можно считать фильмы так называемой «нечестивой троицы»: «Великий инквизитор» (1968 год, режиссер Майкл Ривз), «Кровь на когтях сатаны» (1971 год, режиссер Пирс Хэггард) и «Плетенный человек» (1973 год, режиссер Робин Харди).

Постер фильма «Плетенный человек» (1973 год). Источник: allofcinema.com

Эти фильмы имеют три общих признака – три кита фолк-хоррора: изоляция, ландшафт и мораль. Локации, показанные в таких фильмах, должны быть отделены от «внешнего мира», либо показана изолированная по культурным или национальным особенностям группа (община, секта). Так как местность, как правило, изолирована, ее пейзаж особенный: нетронутая природа или лес с остатками древних святилищ. При этом обособленной группе, живущей на особенной территории, присуща специфическая мораль, которая всем остальным представляется антиморалью. У этих людей особые, в том числе, дохристианские или антихристианские верования. Поскольку действие большинства классических фолк-хорроров происходит в Британии или Новой Англии (США), то источником мировоззрения персонажей часто становятся кельтские верования, вернее их сохранившиеся фрагменты. Например, сценаристы «Плетенного человека» (1973 год, ремейк вышел в 2006 году) явно вдохновлялись доступными сведениями о кельтском язычестве, в том числе, историей об огненном жертвоприношении, описанной в «Записках о галльской войне» Цезаря и «Географии» Страбона.

Подготовка к жертвоприношению. Кадр из фильма «Плетеный человек» (1973 год).

Фильмы, снятые в жанре фолк-хоррор, были популярны в 1970-е годы. Позднее их практически не снимали до 2010-х годов, когда возродился интерес к такому кино. Страх перед наплывом инокультурных мигрантов, о котором неприлично говорить вслух, сплачивал часть консервативно мыслящих европейцев. Он был одним из катализаторов Брекзита и, косвенно, помог возрождению жанра об обособленных группах людей с особенной, понятной только им самим, моралью. Причем, наряду с использованием данных о кельтском язычестве, все больше внимания стали привлекать германские дохристианские верования.

Шабаш. Кадр из фильма «Ведьмы» (1922 год).

«Шведская нечестивая троица: «Ведьмы»

Прежде чем перейти к современным образцам фолк-хоррора нельзя не написать о культовой кинокартине «Ведьмы» (1922 год, режиссер Беньямин Кристенсен). Конечно же, этот шведский фильм, снятый датчанином, нельзя отнести к классическим фолк-хоррорам, хотя это делает в своей статье современный исследователь Марина Мойнихан. Однако многие хорроры и, в том числе, фолк-хорроры черпали в нем вдохновение. Интересно, что английский режиссер Энтони Бэлч выкупил немую черно-белую кинокартину (или даже киногравюру), вырезал все скучное (по его мнению), попросил озвучить ее своего друга и «гуру хиппи-поколения» Уильяма Берроуза, добавил джазовую музыку и выпустил в ограниченный прокат в 1968 году.

Ведьма за работой. Кадр из фильма «Ведьмы» (1922 год).

Картина «Ведьмы» снята в популярном сто лет назад жанре культурфильма: в ней сочетаются элементы документального и игрового кинематографа, причем игровые эпизоды сейчас являются классикой экспрессионизма. Лента показывает историю колдовства с древнейших времен, особенно заостряя внимание на «охоте на ведьм». Натурально показаны как сцены взаимоотношений дьявола и ведьм, так и эпизоды испытаний и пыток ведьм. Автор постоянно намекает на то, что если и имели место единичные случаи колдовства, то, наращивание оборотов маховика репрессий, когда каждая ведьма называла десяток своих подруг, происходило из зависти к другим женщинам или похоти монахов.

Излишне откровенные сцены и антихристианский посыл датско-шведского шедевра не позволили ему сделать большие сборы за пределами Скандинавии, тем не менее сейчас картина однозначно относится к золотому фонду мирового кинематографа.

Постер фильма «Ритуал. Источник: kinopoisk.ru

«Шведская нечестивая троица: «Ритуал»

В 2017 году в прокат вышел британо-канадский фильм «Ритуал» (режиссер Дэвид Брукнер). По сюжету фильма четверо друзей Люк, Хатч, Дом и Фил отправляются в турпоход по Королевской тропе на севере Швеции, чтобы произвести ритуал в память об их друге, убитом полгода назад при ограблении магазина.

Статуя йотуна. Кадр из фильма «Ритуал» (2017 год).
Подготовка к жертвоприношению Дома. Кадр из фильма «Ритуал» (2017 год).

Несмотря на то, что в фильме, в основном, показаны взаимоотношения йотуна и четверых британцев, а не жизнь общины рёккатру, «Ритуал» можно считать фолк-хоррором, так как в нем присутствует все три признака жанра: изоляция (в чаще леса, далеко от туристических троп), ландшафт (таинственный лес контрастирует с горами), мораль (общинники поклоняются йотуну в обмен на вечную жизнь, принося в жертву туристов).

Постер фильма «Солнцестояние».

«Шведская нечестивая троица: Солнцестояние»

Классическим фолк-хорром второй волны, действие которого происходит в Швеции, может считаться шведско-американский фильм «Солнцестояние» (швед. «Midsommar», 2019 год, режиссер Ари Астер). По сюжету фильма четыре человека: аспирант-антрополог Кристиан Хьюз, его девушка Дэни Ардор, его друзья Марк и Джош отправляются в Швецию в родовую общину их шведского приятеля Пелле в Хельсингланде, для того чтобы принять участие в ритуалах празднования летнего Солнцестояния.

Перед этим в жизни Дэни случается трагедия – гибнет вся ее семья, девушка полна скорби и ее отношения с Кристианом еще более ухудшаются. Попав в общину Хорга, герои стали свидетелями ритуала аттеступа, в котором два старейшины совершают самоубийство, прыгая со скалы. Затем один за другим начинают пропадать гости общины: сначала англичане Саймон и Конни, затем американцы Марк и Джош.

Общинники. Кадр из фильма «Солнцестояние».

На следующий день Дэни под воздействием психоделиков принимает участие в конкурсе танцев у Майского древа, побеждает и становится Королевой Мая. В это время одна девушка из общины соблазняет Кристиана и, видя их совокупление, Дэни испытывает паническую атаку. В конце происходит грандиозное жертвоприношение: четверых чужаков, убитых разными способами, четверых общинников, добровольно приносящих себя в жертву, и Кристиана, выбранного Дэни. Мертвых и живых жертв помещают в храм, который сжигают, а Дэни становится частью общины.

Глава общины. Кадр из фильма «Солнцестояние».

В фильме присутствуют все три признака фолк-хоррора: община Хорга живет изолированно, со своей моралью (особым жизненным циклом, понятным только ее членам), на особом ландшафте (в картине показано много открытых освященных пространств, рунических камней).

Сюжетно фильмы «Ритуал» и «Солнцестояние» перекликаются: и там, и там главные герои Люк и Дэни полны скорби по погибшим близким, они вместе с друзьями отправляются в Швецию, где местные боги «выбирают» их. Однако, если в «Ритуале» дело происходит в темном-темном лесу, йотун ужасен, а общинники показаны мельком, да к тому же «живыми трупами» (так их видит Люк), то в «Солнцестоянии», наоборот, община показана подробно, все объяснено, люди в ней красивые и светлые. Не удивительно, что Люк отказывается стать частью общины, а Дэни принимает приглашение. Хотя оба героя, пройдя испытания, лишаются друзей и избавляются от чувств скорби и вины. «Ритуал» и «Солнцестояние» как две стороны одной медали, а отличие только во взгляде на общину: извне как в первом случае и изнутри как во втором.

Рунический камень. Кадр из фильма «Солнцестояние».

Почему героям для прохождения ритуала избавления от скорби и вины необходимо отправляться в Швецию? С одной стороны, страна «развитого социализма» известна своими коммунами/общинами, живущим по своим правилам, а с другой – в ней действительно живут неоязычники, поклоняющиеся древним богам: Одину, Тору, Фрейру и т.д. Представляется, что сценаристы, режиссеры и продюсеры фильмов в жанре фолк-хоррор, выбирая место действия, будут все чаще обращать внимание на скандинавские страны.

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

Источник

TELEGRAM

Вы будете в курсе новых объявлений

FACEBOOK

Группа facebook «Объявления в Швеции»

RUMARKET

Товары на RUletka Mаркет

Семь причудливых традиций шведского праздника летнего солнцестояния

midsommar 1

Цветы и цветочные композиции в наличии и на заказ

Правила дорожного движения Швеции на русском языке

Середина лета — один из старейших и наиболее широко отмечаемых праздников в Швеции, но для непосвященных некоторые торжества могут показаться немного … странными.

В 2020 году пандемия коронавируса заставила людей во многом ограничивать себя — запрещены скопления людей, власти просят праздновать только со своими ближайшими друзьями и семьёй, держаться на расстоянии от соседей и, конечно, соблюдать правила гигиены рук.

Хотя в этом году всё может выглядеть немного по-другому, рассмотрим традиционные ингредиенты шведского праздника летнего солнцестояния и то, как они стали традициями.

1. Майское дерево (Midsommarstången)

В центре традиционных праздников находится майское дерево, по-шведски называемое Midsommarstången (Мидсоммарстонген). И если вам кажется, что в высоком шесте с двумя большими обручами наверху есть что-то довольно фаллическое, то вы в чём-то правы — многие считают, что майское дерево символизирует плодородие.

Другие говорят, что форма дерева имеет свои корни в скандинавской мифологии, и что она представляет собой ось, связывающую подземный мир, землю и небеса. В какую бы историю вы ни решили верить, нельзя отрицать, что это немного странно, когда праздник сводится к тому, чтобы возвести большой шест и потанцевать вокруг него.

midsommar 2

2. Лягушачий танец

Ах да, танцы. На пике праздников шведы подражают лягушкам, прыгая вокруг майского дерева и напевая классическую мелодию «Små grodorna» («смо грудурна» — маленькие лягушки), в которой лягушки описываются в биологически некорректных деталях.

Отрывок из лирики: «На маленьких забавных лягушек смешно смотреть. Никаких хвостов, никаких хвостов, у них нет хвостов. Нет ушей, нет ушей, у них нет ушей».

3. Сельдь

Сельдь является неотъемлемой частью большинства шведских праздников, и Ммидсоммар не является исключением. Шведы едят тонны этого продукта во всех его формах: маринованную, копченую, ферментированную, она подаётся с луком, с укропом … много рыбы.

midsommar 3

4. Разговоры о погоде

Светские разговоры в Швеции могут быть не очень популярны, но шведы обычно много говорят о погоде. Это становится ещё заметнее, когда приближаются трехдневные выходные в середине лета, и вся страна и средства массовой информации держат пальцы скрещенными в надежде на солнечную погоду … но неизменно всё заканчивается дождем, а иногда даже снегопадом. В этот момент скверная погода и возможность жаловаться на неё — всё это часть веселья.

midsommar 4

5. Застольные песни

Если вы задаетесь вопросом, что заставляет обычно замкнутых шведов танцевать словно лягушки, вокруг майского полюса, то ответ приходит сам собой — тут не обходится без алкоголя. Наряду с Рождеством Мидсоммар является одним из самых главных запойных дней в Швеции. Если вы впервые на этом празднике, то будьте осторожны — ароматный шнапс может быть крепче, чем вы можете представить.

И обратите внимание, что всё это нужно планировать заранее: поскольку алкоголь можно купить только в государственной монополии, которая закрывает свои магазины в праздничные дни, а в предшествующие празднику дни в магазины выстраиваются огромные очереди и самых популярных напитков может не хватить на всех страждущих.

Источник

«Солнцестояние»: Травы и травмы

И еще о «Солнцестоянии» Ари Астера. Если вы уже ознакомились со статьей Алисы Таежной о том, как кровавые ритуалы превратились для современных киногероев в своего рода сеансы психотерапии, и не боитесь спойлеров (а они есть!), то прочитайте нашу рецензию на фильм ужасов, где почти всё самое страшное происходит при ярком дневном свете.

Отправной точкой «Солнцестояния» для Ари Астера, как и в «Реинкарнации», становится острый невроз главной героини. Причиной (или скорее следствием) нестабильного состояния Дени (Флоренс Пью) становятся нездоровые отношения с Кристианом (Джек Рейнор). Классический букет: обесценивание, пренебрежение, ложь. Окончательно сбивает Дени с ног — прямиком в пропасть — семейная трагедия. Ее сестра сводит счеты с жизнью, отравив себя и заодно и спящих в доме родителей выхлопными газами. Из жалости (но явно не из сочувствия) Кристиан не уходит от Дени, как давно планировал, и нехотя приглашает её в Швецию на языческий праздник летнего солнцестояния.

midsommar7

Так девушка отправляется на встречу со своими травмами, а режиссёр выводит свой фильм из привычных для хоррора замкнутых декораций. И в этом существенное отличие «Солнцестояния» от его дебюта. В клаустрофобических и тёмных интерьерах «Ренкарнации» испытывать ужас было легко, органично, даже по-своему комфортно. В «Солнцестоянии» же Астеру удаётся создать противоположный эффект — под открытым небом и палящим солнцем, в безумстве ярких красок и диких плясок языческого вудстока он предлагает зрителю пережить совершенно иной опыт ужаса. В интервью режиссёр часто упоминает, что в создании насыщенного визуального образа ориентиром для него были техниколоровые фильмы Эмерика Прессбургера и Майкла Пауэлла, отсмотреть которые, конечно, было поручено и постоянному оператору Астера — Павлу Погоржельскому. Cамую точную трактовку «Солнцестоянию», пожалуй, дал Джордан Пил, назвавший фильм самым идиллическим хоррором всех времён.

midsommar9

Но элегантность Ари Астера здесь ещё и в том, что он почти не использует в своем фильме «джампскейры», его словно бы не интересует поверхностный страх как естественный рефлекс. Кадры, от которых действительно хочется закрыть глазa (в основном это его фирменные, очень детализированные элементы боди-хоррора) занимают мизерную часть фильма, тогда как предчувствие страха не покидает зрителя на протяжении почти двух с половиной часов, провоцируя тревогу, внутренний тремор, тихую панику. При этом драма распадающихся отношений главной героини с партнёром, её посттравматический стресс после утраты семьи не отвлекают, а наоборот — только способствуют нагнетанию параноидального состояния.

Режиссёр не скрывает, что основой сценария стал собственный опыт болезненного разрыва, давшегося ему очень тяжело. Эмоции переданы правдоподобно (если вообще можно говориь о правдоподобии в таких обстоятельствах), и не испытывать эмпатию к Дени просто невозможно, так же как и не ощущать весь спектр её эмоций — от отчаяния и страха до взрывной истерии.

midsommar8

Помимо этого Астер старательно работает и ещё с одной, ставшей такой же характерной для него темой, как и распад семьи, — с мистикой. Вряд ли эта связь случайна — именно неврозы зачастую активируют магическое мышление (в самом простом понимании — способность сознания находить нелогичные закономерности между несвязанными друг с другом явлениями или событиями). Кроме того, мистическое в обоих фильмах становится очень точной, отражающей условную «объективную» реальность, метафорой. Спиритический сеанс в «Реинкарнации» — последняя попытка наладить с погибшей дочерью коммуникацию, которая фактически отсутствовала внутри семьи при её жизни. А секта из «Солнцестояния» — очевидный образ семьи, от утраты которой Дени так и не смогла оправиться.

Перед съёмками второй картины Ари Астер много читал о культах и вполне реальном шведском празднике солнцестояния Midsommar, посещал места, где до сих пор чтят его традиции. И в конце концов, построил стараниями сценографа Хенрика Свенссона вымышленную деревню в симпатичной глуши под Будапештом (там снимать значительно дешевле), установил Майское дерево и создал самобытный мир языческого культа со своими строгими законами, иерархией и кровожадными, но любопытными ритуалами. Главный из них — жертвоприношение, которое позволило режиссеру быть максимально детальным в изображении телесности. Он не даёт плоти просто так разложиться где-то в лесу, а весьма изобретательно «преображает» её руками сектантов и наделяет новыми сакральными функциями, пусть и ненадолго. Возможно, этот некрофильский подтекст тоже по-своему говорит о (не)умении отпускать.

midsommar4

Под конец фильма ловишь себя на мысли, что ко всему многообразию эмоций Астер добавил ещё кое-что — иронию, полуулыбку, крайне специфический юмор (он часто называет «Солнцестояние» именно чёрной комедией), тем самым окончательно сбив с толку, сделав открытый финал фильма ещё более неоднозначным. Удалось ли Дени выйти из болезненных отношений, или этим летом она попадет в куда большую зависимость? Обрела ли она семью, исцелилась ли от психоза или полностью порвала связь с реальностью? А может быть, система ценностей древнего культа имеет право на существование и даже более жизнеспособна, чем традиционная цивилизация? Или это зло? А если не зло, то что вообще это сейчас было?

«Мне нравится, когда зритель выходит из кинотеатра, не понимая, что именно он только что увидел», — говорит Ари Астер в одном из интервью. Что ж, в «Солнцестоянии» он безусловно достигает этой цели. И это прекрасно.

Источник

Adblock
detector