Меню

праздник сбора урожая у татар

Татарские праздники: национальные, религиозные. Культура Татарстана

1664740

Специфика татарских праздников

Подавляющее большинство населения Республики Татарстан исповедует Ислам. Именно этот факт и определяет специфические особенности, которыми характеризуются татарские праздники. Рано утром мужчины и мальчики совершают намаз, после чего отправляются на кладбище, чтобы почтить память своих умерших родственников. Тем временем женщины занимаются приготовлением угощений.

1664736

Рассматривая татарские праздники, нельзя обойти стороной Навруз Байрам. Мусульмане отмечают его с глубокой древности. Этот праздник приурочен ко дню весеннего равноденствия (20-21 марта). Праздник имел огромное значение для земледельцев. Кроме того, по мусульманскому календарю этот день является точкой отсчета Нового года.

На сегодняшний день культура Татарстана значительно преобразилась, а праздники приобрели новое значение. Так, Навруз Байрам символизирует дружбу и согласие между народами. В этот день принято ходить друг к другу в гости с самыми разными угощениями. Главным блюдом праздничного стола являются круглые лепешки из разных видов злаков и бобов, а также сумаляк (блюдо из пророщенной пшеницы). Остальные блюда также приготовлены, преимущественно, из растительных продуктов, чтобы является символом плодородия земель.

1664734

Период с 27 мая по 25 июня приходится на священный месяц Рамадан по мусульманскому календарю. На протяжении указанного периода верующие держат пост, который символизирует душевное очищение и поклонение Всевышнему. Кроме того, считается, что во время Рамадана значительно улучшается здоровье, придавая организму силы и жизненную энергию на весь последующий год.

Все взрослые мусульмане обязаны придерживаться поста в Рамадан, если они физически и душевно здоровы. Некоторые послабления есть для женщин в период беременности и кормления, а также во время менструации. Они могут не поститься во время Рамадана, но обязаны восполнить это упущение в любое другое время. Также, чтобы «компенсировать» каждый пропущенный день, можно кормить нищих и нуждающихся.

1664737

Ночь Могущества и просветления имеет свои неповторимые особенности. мусульмане утверждают, что эта ночь особенно тихая, безмятежная, безветренная и безоблачная. А утром солнце похоже на полную луну. При этом его лучи особенно нежные и не слепят глаза. Это самое лучшее время, чтобы покаяться в своих грехах, а также совершить пропущенные намазы. Также верующие могут подумать о планах на будущее.

Татарский праздник Байрам, пожалуй, наиболее известный. Ураза отмечается в первый день месяца Шавваля, который символизирует окончание поста. Его еще называют малым праздником. В этот день мусульмане разговляются, дарят близким подарки, носят угощение соседям.

В религиозные праздники принято собирать в одном доме всех родственников. Считается, что в праздник разговения жилище посещают души умерших. После того как закончится праздничный намаз, принято отправляться на кладбища и в усыпальницы. А в тех семьях, где кто-то умер за последний год, устраивают поминки, на которые приглашаются все близкие и родственники, а также мулла.

Праздник жертвоприношения Курбан-байрам

Коран повествует о том, что Всевышний ниспослал испытание Ибрахиму. Во имя своей веры, он должен был принести в жертву любимого сына. Пророк был непоколебим в своей вере, а потому без каких-либо промедлений принял волю Аллаха. В награду за веру и покорность, Всевышний разрешил Ибрахиму отвести на заклание животное вместо ребенка. С тех пор все верующие последовали примеру Пророка, принося в жертву овец.

Мясо животного нужно разделить на 3 равные части. Первой мусульманин обязан накормить бедняков. Вторую готовят в качестве угощения для соседей и родственников. А четвертую часть можно оставить на собственные нужды.

1664739

Татарские народные праздники тесно взаимосвязаны между собой. Так, в качестве продолжения Курбан-байрама выступает Ат-Ташрик. Это 11-13 дни месяца Зульхиджа по мусульманскому календарю. В это время верующие осуществляют паломничество к долине Мина, где нужно бросать камни в 3 столба, которые символизируют дьявола. На следующее утро проводится коллективная молитва.

Татарский праздник Сабантуй

Татарский праздник Сабантуй начинается с того, что ранним утром дети начинают собирать крашеные яйца. за ними следуют юноши, которые разъезжают на украшенных повозках и поют праздничные песни. Все добытые яйца складывают в одну корзину и относят торговцу, а на вырученные деньги покупают угощения, которые едят прямо в поле или у кого-то дома. Также в каждом доме пекутся особые шарики из теста. К сожалению, на сегодняшний день эта традиция практически нигде не поддерживается.

1664738

Встреча весны

Организатором торжества должна выступать пожилая и мудрая женщина, которая досконально знает традиции. Он надевает яркое платье, а также красный кафтан, который украшен звенящими монетками. На голову женщина надевает платок и специальную высокую шапочку. Остальные женщины и дети также должны были одеться ярко и празднично. Все собирались на горе, на лужайке или у водоема для чаепития с беляшами, блинами, чак-чаком и прочими угощениями.

Праздник начинается с особого обряда, который призван умилостивить кукушек. Под корни деревьев дети выливают молоко и кладут яйца, а на ветки повязывают яркие ленты. Пожилые женщины в это время читают особые молитвы, прося у кукушек изобилия и благополучия. Следующим этапом является сбор хвороста и разведение костра для приготовления чая. Молодежь в это время устраивает игры и развлечения.

Во время чаепития все внимательно слушают пожилых женщин, которые рассказывают легенды и поучительные истории. После этого все занимаются гаданием и загадывают желания. Остатки еды раскладывают по земле и по веткам, чтобы задобрить кукушку.

Нардуган

День образования Республики

Татарские национальные праздники не менее важны, чем религиозные и обрядовые. Так, 30 августа 1990 года Верховным Советом Татарской ССР был провозглашен суверенитет Республики. Эта дата и считается днем основания. Несмотря на то что после распада Советского Союза Татарстан продолжает существовать, как субъект Российской Федерации, праздник остается важным и значимым для жителей.

День образования Республики Татарстан является выходным. Кроме того, эта дата также считается днем рождения Казани. Все города и села в этот день украшают, а жители выходят на гуляния и участвуют в многочисленных массовых мероприятиях, и концертах. Ночью жителей Республики радуют праздничными салютами.

1664735

Заключение

Источник

Праздник Сабантуй: что это, когда проходит

bbc78714cf12a400

Праздник Сабантуй: Wikimedia

Слово «сабантуй» стало нарицательным: так называют любое застолье. Однако для некоторых тюркских народов праздник Сабантуй — национальное торжество, которое ежегодно отмечают летом. Прикоснемся к истокам празднества, чтобы понять, что такое Сабантуй, какова его история и традиции.

Праздник Сабантуй: дата, описание

Почти тысячу лет назад предположительно у народов Среднего Поволжья зародился праздник Сабантуй. Описание его оставил в 921 году арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан. Но единого мнения относительно истоков праздника нет, некоторые связывают его происхождение с культурой монголов.

Во времена язычества земледельцы старались особыми обрядами задобрить природные силы, чтобы получить хороший урожай. Выполняли определенные ритуалы и совершали жертвоприношения. За правильным исполнением всех действий наблюдали старейшины.

Дословно перевод с тюркского звучит так: «сабантуй» — это ‘торжество плуга’. Из этого следует, что обряды посвящали началу полевых работ. В течение столетий этот обычай сохраняли татары, башкиры, чуваши, удмурты.

Спустя века его стали посвящать окончанию весенних посевных работ, потому что тогда наступала небольшая передышка перед следующим циклом — сбором урожая. Религиозная составляющая празднества была утрачена с принятием этими народами мусульманства. Теперь это веселая народная традиция.

Сабантуй — праздник сезонный, зависит от погодных условий, которые определяют сроки полевых работ. Четко фиксированной даты у него нет. Обычно он выпадает на июнь или начало июля.

В наше время дата празднования оглашается руководством Республики Татарстан, в которой Сабантуй — государственный праздник. На эту дату ориентируются общины в иных регионах и странах. Международная организация ЮНЕСКО внесла этот праздник в список культурного наследия человечества.

b8768f7e9ab99c95

Праздник Сабантуй: Wikimedia

Отмечают это торжество в несколько этапов. Уже известно, когда Сабантуй в 2021 году:

Уже несколько лет Сабантуй празднуют на федеральном уровне. Каждый год для этого выбирают какой-то крупный центр. Так, федеральный Сабантуй уже принимали: Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань и другие города России. В нынешнем году татарский праздник состоится 19 июня в Нижневартовске.

В РФ проживает только половина общей численности татар (немного больше 5 млн). Другие разбросаны по всему миру, в связи с чем расширилась география праздника. Сабантуй теперь известен в США, Канаде, Европе. Общеевропейские торжества проходили в таких столицах, как:

В Казахстане во многих городах компактно проживают татары и башкиры. Праздничные мероприятия организуют и проводят их местные общины «Дуслык».

В прошлом году из-за эпидемической ситуации и карантина торжества были ограничены. В 2021 году мероприятия организовывают с соблюдением ограничительных мер:

49cd177391b93634

Праздник Сабантуй: Wikimedia

Сабантуй: особенности и традиции праздника

Яркий, веселый Сабантуй — чей праздник? В общих чертах у ряда народностей он одинаков, но у каждой этнической группы есть особенности его проведения. Классические обычаи сохранились главным образом в деревнях, где празднуют согласно сложившемуся порядку.

Сбор подарков

Накануне праздника группа молодых джигитов объезжает дворы и собирает дары. Иногда это делают и пожилые уважаемые члены общины. Жители выносят домашнюю выпечку, национальные сувениры, полотенца, посуду.

Все собирается в общий котел. Это призовой фонд для участников конкурсов и состязаний, которые будут проводиться.

Торжественное открытие праздника

В центре населенного пункта предварительно готовят сцену, ряды для зрителей. Здесь торжественно начнется праздник. Продолжат его местные таланты — самодеятельные коллективы дадут концерты. К празднику принаряжаются в национальные костюмы, поэтому он становится ярким и красочным.

Для участников обычно организовывают выездную торговлю, буфеты, где можно подкрепиться. Угощаются на Сабантуй традиционным десертом — медовым тортом чак-чак.

Состязания по традиционной борьбе куреш

Главным зрелищем праздника становится соревнование борцов. Мужчины в национальной борьбе куреш стремятся свалить соперника с помощью широких кушаков или полотенец, перекинутых через пояса.

Победителем становится сильнейший из мужчин, он получает звание батыра. Соревнуются в боевом мастерстве и мальчики, и подростки со своими ровесниками.

376943e18a863bef

Праздник Сабантуй: Wikimedia

По народной традиции главная награда победителю — баран, которого водружают на плечи героя. В наше время национальная борьба куреш стала самостоятельным видом спорта, по которому проводятся чемпионаты.

Другие события праздника

Все участники веселого Сабантуя могут найти для себя состязания по силам:

Состязания эти самые разнообразные, главное — в них вовлекаются все от мала до велика.

Во второй половине дня праздник продолжается. На него часто приглашают профессиональных артистов: их концертов ждут с нетерпением и принимают горячо.

Наступает время народных гуляний, для молодежи — танцев. Бытует древнее земледельческое поверье, что чем веселее пройдет праздник, тем богаче будет урожай.

Узнав традиции задорного народного праздника Сабантуй, никто не удивляется, почему его название стало нарицательным. Так емко, коротко и выразительно называется любое шумное веселье.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Сабантуй

1145691233

Развернутое описание ОНКН

В современных условиях праздник Сабантуй является общенациональным праздником татар, проживающих во всех регионах Российской Федерации, странах Европы, Средней Азии, Америки и Австралии. Благодаря этому празднику татары всего мира постигают многовековое духовное наследие своего народа, что, несомненно, способствует развитию единой народной культуры, передаваемой из поколения в поколение, способствует сохранению культурной идентичности.

Вопрос раскрытия генетических корней Сабантуя представляется весьма сложным, существует несколько гипотез о происхождении данного праздника. Некоторые ученые считают, что Сабантуй был привнесен в быт татар из Китая или Монголии (О. Ковалевский, Н. Катанов, Н. Семенов,) [40, с. 82], также превалирует мнение о его зарождении на территории Волжской Булгарии (Н. Загоскин, Г. Ахмеров, Ф. Валеев, А. Халиков, Я. Ханбиков, Я. Абдуллин) [40, с. 82], и существует гипотеза, что праздник Сабантуй связан с тенгрианскими верованиями, которые отражаются в ярких отголосках кочевнико-скотоводческого образа жизни наших предков (Д. Шарифуллин, Г. Давлетшин, М. Бакиров) [40, с. 82, Давлетшин, с. 4-5, Бакиров, с. 56-57]. Наряду с этими общеизвестными версиями о происхождении Сабантуя в некоторых источниках высказывается мысль о том, что проведение данного праздника берет начало от пророка Авраама (Ибраһим пәйгамбәр) [Яхин, с. 160, 164]. Согласно данной гипотезе, традиционные игры, как борьба, конные скачки, стрельба из лука, проводимые в рамках современного Сабантуя, составляли также основу мероприятий «Сабыйан туе» и «сач туйлары» организовываемых предками татар в честь рождения мальчика или же первой стрижки волос новорожденного. [https://www.youtube.com/watch?v=O99LFn4iTZ0].

Краткий обзор научных трудов отечественных ученых, а также выявление аналогичных обрядов и обычаев у многих тюркских народов позволяет считать третью версию наиболее достоверной и отнести Сабантуй к разряду древнетенгрианских праздников [Шарафутдинов, с. 95].

Сабантуй – праздник весенне-летнего цикла. Праздники, связанные с приходом весны, культом плодородия и земледелия были присущи многим народам Европы и Азии на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Они связаны с тенгрианской идеологией – обрядами жертвоприношения в честь верховного божества, небесного духа-хозяина Тенгре («Неба и солнца»).

Эти праздники являются символическим отражением традиционного народного мировоззрения, порожденного многовековым культом воспроизводства жизни человека и общества посредством сельскохозяйственной деятельности, которая неотделима от природы – единственного источника жизни.

Календарные праздники приурочены к пограничным периодам, сменам времен года, когда по народному мировоззрению природа, олицетворявшаяся тюрками-солнцепоклонниками именем бога неба и солнца – Тенгре, может особенно щедро поделиться своим плодородным потенциалом с людьми.

Сабантуй у татар является синтезом кочевой и оседлой культур, прошедшим сложный и длительный путь развития. Он генетически связан с земледельческими праздниками тюркских и финно-угорских народов. Здесь уместно отметить, что практически у всех народов Поволжья, проживающих по соседству с татарами, существуют аналогичные Сабантую праздники: «Гырон быдтон» у удмуртов, «Акатуй» у чуваш, «Агавайрем» у марийцев. Все эти праздники являются древними земледельческими праздниками, посвящёнными божествам плодородия, земли и силам природы [Владыкина, 150; Чувашская мифология, с. 85; http://mariez.ru/tradicii-i-obryady/agavayrem].

Ранних письменных источников, по которым можно было бы судить о времени возникновения праздника, практически не сохранилось. Некоторые сведения о можно встретить в древнекитайских и древнетюркских источниках. Так, например в древнекитайской летописи VI веке «Вэйшу» сообщается о том, что тюркские народы (древние хунну), исповедовавшие тенгрианство, при исполнении обряда весеннего жертвоприношения включали в культовые действия борьбу, битвы на мечах, конные скачки, игры и пляски. В литературном памятнике XI в. «Кутадгу билиг» («Наука быть счастливым») поэта Юсуфа Баласагуни повествуется об одном из основных элементах праздника, как борьба на поясах.

Одним из первых письменных упоминаний праздника у булгар – предков современных татар – является эпиграфический памятник, найденный в с. Иске Салман Алькеевского района Республики Татарстан, датируемый июнем 1292 годом [Хакимзянов, с. 38-39]. В XIII в. булгарский ученый Лачин Хисами написал трактат «Подарок бойцам, соревнующимся на майдане» [http://tatar-congress.org/ru/yanalyklar/iz-dalnih-stranstviy-vozvratyas-vstrechi-sootechestvennikov-tatar-v-kazani/].

Развернутое описание праздника, прошедшего летом 1505 г. в окрестностях Казани и совпадающего в своих основных чертах с Сабантуем, приводится в известном литературно-публицистическом произведении XVI в. «История о Казанском царстве, или Казанский летописец», написанном русским автором, долгое время жившем в Казанском ханстве [История о Казанском царстве (Казанский летописец) ПСРЛ, Т. XIX/ 546 с.].

После присоединения Казанского ханства к Российскому государству Сабантуй сохранил свои традиции и продолжал развиваться как истинно татарский народный праздник.

В XIX веке по мере усиления урбанизации и смешения в городах представителей разных этнических групп татар Сабантуй принимает характер общенационального праздника и отмечается не только на селе крестьянами-земледельцами, но и в татарских слободах городских центров, где проживали татары – предприниматели, мещане, рабочие и служащие. Именно в этот период оформляются основные элементы праздника, характерные для всех этнических групп татар – обряды, связанные с подготовкой к празднику, конные и другие состязания, а также игры и развлечения.

Советский период истории характеризуется активным воздействием государства на весь комплекс праздничной культуры татар, в том числе и на Сабантуй, попытками подчинения его определенным идеологическим установкам. Организация праздничных мероприятий, разработка их программы начинают жестко регламентироваться. Их проведение становится обязанностью партийных органов и органов государственной власти.

Несмотря на стремление к унификации, превращению Сабантуя в спортивное и идеолого-пропагандистское событие, праздник сохранил неповторимый народный дух, являясь одним из сильных факторов этносоциальной консолидации татар и выражением их идентичности.

Вместе с тем праздник Сабантуй претерпел сильные изменения: трансформировался исконный смысл праздника, были утрачены многие обряды, являвшиеся составной частью празднования, вытеснены традиционные образцы музыкального, танцевального творчества, а также утеряны традиции народных промыслов и элементов декоративно-прикладного мастерства.

В годы демократических преобразований в России (начало 90-х гг. ХХ в.) татарская общественность подняла вопрос о необходимости возрождения праздника Сабантуй в его первоначальном исконном виде. Поскольку именно Сабантуй дает возможность в условиях унификации и глобализации приобщиться к живой народной традиции.

На сегодняшний день праздник «Сабантуй» представляет собой сплав древнетюркской, татарской и современной общероссийской культуры, в котором объединились элементы языческих обрядов и монотеистической веры, кочевнической и оседлой традиции тюркских и ряда других этнических общностей, выработанных в ходе длительного исторического развития.

В праздновании Сабантуя участвует все население того или иного татарского поселения независимо от возраста, социальной и конфессиональной принадлежности. Это торжество содержит в себе различные формы обрядов, бережно хранимых на протяжении столетий в устной традиции и исторической памяти, в особенностях народного фольклора – поговорках и пословицах, музыке и песнях, символике праздника. К сожалению, многие традиционные выражения народного творчества, специфические особенности проведения Сабантуя у отдельных этнических групп, сейчас оказались утраченными или унифицированными.

Сабантуй не имеет не только точной календарной даты, но и определенного (установленного) дня недели. Все зависит от погодных условий, интенсивности таяния снега и, соответственно, от степени готовности почвы к севу яровых культур [34, с.42]. Века отшлифовали форму проведения праздника. Сабантуй как народный праздник состоит из трех частей: длительной подготовительной части, кульминации праздника, проходящей в течение одного дня, и менее продолжительной заключительной части.

Источник

Татарские праздники

tatary tancujut 1

Татарские праздники бывают: народные традиционные – сложившиеся с древнейших доисламских времён, религиозные мусульманские – появившиеся после принятия ислама татарами и международные – отмечаемые не только татарами, но и другими народами.

ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

САБАНТУЙ (Праздник плуга) – главный татарский национальный праздник, уходящий в глубокую древность, посвященный труду на земле, отмечает окончание весенних полевых работ и красиво раскрывает все традиции, обряды и обычаи татарского народа. Со временем праздник стал полностью безалкогольным и его повсеместно стали праздновать летом. Сабантуй способствует сохранению древних традиций татар, передавая их из поколения в поколение. Праздник через века сохранил лучшие образцы культурного наследия татар – традиционные самобытные состязания в силе, ловкости, уме, смекалке и талантах. Каждый победитель состязания получает заслуженный подарок. Традиционные состязания Сабантуя с древних времён практически не изменились. Состязания джигитов Сабантуя: борьба на поясах “Корэш”, конные состязания, поднятие камней, перетягивание каната (аркан тартыш), борьба на руках, стрельба из лука по мишеням. Традиционные шуточные состязания Сабантуя: прыжки в мешках наперегонки, бег с коромыслом наперегонки, бег с яйцом в ложке наперегонки, бои набитыми мешками верхом на бревне, разбивание горшков палкой с завязанными глазами, влезание на гладкий столб с подвешенным призом, доставание монетки зубами из полной миски с катыком. На каждый Сабантуй специально сооружают Майдан для проведения турнира по татарской национальной борьбе на кушаках “Корэш”. Победитель турнира провозглашается “Батыром Сабантуя” и получает самые ценные подарки. Победительница женского конкурса становится “Красой Сабантуя”и награждается достойными призами. Конные состязания Сабантуя: соревнование на парных упряжках, быстрая езда под седлом, разрубить яблоко на пруте на скаку, поднять женский платок с земли на скаку, кыз куу – состязание, во время которого парень-всадник должен догнать девушку-всадницу и поцеловать ее на скаку. Сабантуй сопровождается различными конкурсами исполнителей, выступлениями артистов и исполнением музыки на народных музыкальных инструментах, радостными песнями, плясками, ярмаркой изделий народных мастеров и кулинаров, дегустацией и продажей блюд татарской национальной кухни, выставками, знакомствами, общением и встречей друзей и родственников. Этот удивительный праздник внесён во всемирный реестр объектов ценнейшего нематериального наследия человечества и ежегодно традиционно празднуется татарами по всей планете. Определенной даты у праздника нет – каждое село, город или община татар ежегодно выбирают наиболее удобную дату и обязательно приглашают на праздник гостей, друзей и родственников.

ЭМЕЛЬ (Праздник солнечных лучей) – день весеннего равноденствия, древний татарский праздник начала нового года, который символизирует уход зимы и приход весны. У других, родственных татарам народов, этот праздник сегодня носит название Науруз или Навруз. Этот праздник татары и их предки праздновали ещё с доисламских времён. Он отмечается днём – народными гуляниями, состязаниями батыров и красавиц, песнями и плясками, а вечером в кругу семьи. На праздник традиционно готовят кушанья из преимущественно растительных продуктов. Женщины традиционно пекут круглые булочки – кульче и лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов, а так же готовят сумаляк – блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

БОЗ КАРАУ (Праздник ухода льда) – старинный татарский весенний праздник проводов льда. Весеннее торжество, связанное с ледоходом. Символизирует уход зимы, приход весны и тепла. По традиции татарские села располагались на берегах рек. Все жители наряжались и выходили на берег реки смотреть ледоход. Музыканты играли и пели песни. С сумерками на льдинах раскладывали солому, а на одну из последних льдин ставили чучело, затем поджигали и пускали вниз по течению, что символизировало утверждение весны и тепла. Во время ледохода в воду бросали специально изготовленные куклы, монеты и даже окунались в ледяную воду по поверью что весенняя река уносит недуги, при этом приговаривая – «Аны борып-борып баш очыннан суга ташлаганнар».

ЖИМЧЭЧЭК (Праздник цветочного сока) – старинный татарский молодёжный весенний праздник. В дни весеннего паводка и появления первых цветов на берегу реки молодежь наряжалась и устраивала весёлые совместные игры, водила хороводы, пела песни.

ЖЫЕН (Праздник родни) – татарский старинный праздник по случаю завершения весенних полевых работ и начала сенокоса. В древности Жыен отмечался после возвращения домой старейшин татарских селений, которые приезжали домой после курултаев (общих собраний руководителей татарских общин). Однако со временем традиция этого торжества изменилась. Жителей одних селений приглашали их соседи в другие села. Отправлявшиеся в гости шили наряды, пекли пироги, везли с собой подарки: тушки вяленых гусей, украшения, поделки из дерева и металла, изделия из ткани,. Приезжали на расписанных по особому поводу повозках, украшенных подводах, въезжали в деревню с музыкой и песнями, дети открывали гостям украшенные полевые ворота. Для каждых вновь прибывших гостей хозяева заново накрывали стол. Хозяева топили бани для дорогих гостей по-белому “кунакны хормэше мунча” – высшая почесть для гостя. Под вечер готовят общий ужин для всех гостей. Праздник Жыен укреплял родственные и дружеские отношения, сплачивал аул и прилегающую округу: люди чувствовали себя в дни этого праздника одной семьёй. Жыен можно назвать праздником для женихов и невест. На массовых гуляниях молодые люди старались найти себе вторую половинку, а их родители сватали детей.

ЙОМЫРКА БАЙРАМ (Яичный праздник) – старинный татарский праздник. В этот день принято варить и раскрашивать куриные яйца, печь лакомства и звать гостей. Хозяйки с вечера красили яйца натуральными средствами в разные цвета — в луковой шелухе от золотисто-жёлтых до тёмно-коричневых, в отваре берёзовых листьев — различных оттенков зелёного цвета, в дубовом отваре – синие, в свекле – красно-фиолетовые. Так же раскрашивали варёные яйца красками. В каждом доме пекли особые шарики из теста — маленькие булочки “кимак” и лакомства. Особенно ждали этот день дети. Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано-рано утром мальчики и девочки начинали обход домов. Заходящий первым заносил щепки и разбрасывал их на полу — чтобы “двор не был пустым”, то есть чтобы много на нём было живности. Шуточные пожелания детей хозяевам высказываются старинные — как во времена прабабушек и прадедушек. Например, такое: “Дед с бабкой дома ли? Дадут ли яичко? Пусть будет у вас много кур, пусть топчут их петухи!” Сбор яиц продолжался два-три часа, и проходил очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры с собранными яйцами на сообразительность, быстроту и ловкость. В некоторых аулах после детей очередь доходила до ребят постарше – юношей. Они разъезжали по аулу на украшенных конях, пели песни, веселили хозяев прибаутками. Собранные яйца складывались в плетёную корзину. А потом кто-нибудь из парней хватал эту корзину и скакал на окраину села. Если ловкача не догоняли, все яйца доставались ему. Однако так почти никогда не случалось. Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги покупали продукты и у кого-либо в доме или прямо в поле устраивали угощение.

КАРГА БОТКАСЫ (Воронья каша) – древний татарский праздник, который проводят ранней весной в конце марта, когда прилетают врановые птицы. Символизирует единение татар с природой и благодарность птицам. В древности было поверье, что весну на кончиках своих крыльев приносят вороны – тогда так называли всех врановых птиц. И ещё врановые уничтожали вредителей урожая и являлись естественными сторожами для жителей сёл при приближении врага или стай опасных хищников. И как только таял снег, появляются первые ручьи и начинают прилетать грачи, галки и вороны, в честь их прилета и устраивают праздник. В это день красиво одевают детей, и отправляют их собирать с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца, выражать хозяевам благопожелания и зазывать стихами и песнями всех на праздник. Затем люди собираются на возвышенности, зажигают костер, и в большом казане готовят кашу из собранных продуктов. Пока каша варится все поют, танцуют и веселятся. После шумного веселья всех зовут к казану, и начинают раздавать кашу. Первая порция полагается земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая. Вторая – воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Третья – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая – воронам в благодарность за принесенную весну. Кашу раскладывали на столбы заборов, ворот, приговаривая: «Кара каргага аш булсын, ала аргага таш булсын» – пусть пищей будет грачу, а вороне – камнем. После этого каша раздаётся всем, кто присутствует на празднике. Остатки каши разбрасывали в поле и в лесу для птиц. Птицы налетают на оставленную им кашу и восстанавливают свои силы после долгого перелета к родным местам.

ХЫДЫРЛЕЗ (Праздник начала лета) – древний татарский народный праздник пастухов и скотоводов отмечали в начале мая два-три дня. В наши дни хранителями и почитателями этого старинного праздника стали крымские татары. Перед праздниками тщательно убирают дом и двор. Накануне вечером готовится калакай — хлеб, запечённый между двумя сковородами в горячей золе. С утра готовят угощения, днём на майдане – центральной площади села или на поляне около села собираются и общаются родственники и гости, проводят традиционные состязания в силе, смекалке и талантах, турнир по татарской борьбе на кушаках, ярмарки и смотрины. Вечером проходят традиционные костры, через которые прыгают как взрослые, так и дети. В центре майдана разжигается костёр, и через него сначала прыгают мужчины, затем юноши и мальчики. По мере угасания костра через него прыгают женщины, девушки и девочки. Потухший костёр засыпают землёй. Костёр по древним поверьям очищал людей от злых духов. В дни праздника традиционно заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь с пастухами, а после праздника пастухи начинали свою работу – выпас скота.

САЛАМАТ (Праздник благодарности земле) – осенний старинный семейный праздник сибирских татар, посвящённый окончанию сбора урожая. Торжество проводится после сбора урожая. Главное угощение торжественного стола это каша Саламат – мучная жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком или горячим молоком и распаренной в печи с добавлением масла или сала или жира.
Блюдо традиционно готовили женщины, а мужчины приглашали в гости родственников и друзей. Все собирались за праздничным столом, где кроме каши обязательно присутствовали блюда из собранного урожая и лакомства.

АУЛАК ОЙ (Посиделки) – старинный татарский молодёжный праздник, посиделки неженатой молодёжи без родителей во время которого парни и девушки знакомились, выбирали себе женихов и невест, общались и веселились. В просторном помещении собираются девушки, шьют, вяжут, вышивают. Приходят парни, просят впустить в дом, а чтобы заслужить – каждый демонстрирует свой ум, талант и умения: играют на музыкальных инструментах, исполняют песни, танцуют, отгадывают загадки, показывают свои изобретения и произведения. После девушки впускают парней в дом и вместе пьют чай и кушают гостинцы. Затем проходят совместные шуточные народные игры, забавы, песни и пляски. Существуют правила:
-На посиделки каждый приносит собственноручно приготовленные гостинцы (кучтанач).
-Ни один из юношей не должен обмануть или обидеть девушку, так как это большой грех (харам).
-Юноши и девушки не должны ни драться ни ругаться (таких с позором выгоняют с праздника).

СОМБЭЛЭ БАЙРАМ (Праздник урожая) – татарский народный праздник труда, празднование окончания осенних сельскохозяйственных работ. На празднике в образной форме отображается труд сельчан, связь народа с родной землей, любовь к Родине, к труду, связь старшего и младшего поколений, любовь к родной культуре. В наши дни в рамках празднований проходит чествование передовиков сельского хозяйства.

ДЕРВИЗА (Праздник урожая) – древний праздник плодородия, урожая, окончания лета, окончания осенних полевых работ, завершения посева озимых и начала свадебного сезона. Праздник отмечается в дни осеннего равноденствия. Его сохранили до наших дней крымские татары.

Перед праздником проводят тщательную уборку дома, двора, хлева и других хозяйственных построек. Хозяйки выпекают хлебцы кобете. В день праздника девушки в нарядных одеждах рассеивают золу на поле, в огороде, в саду и виноградниках. Мальчики очищают хлев и окучивают его дымом. Этот праздник организуется совместно с жителями нескольких сел. Выбирается удобное для проведения таких мероприятий место, обязательно вблизи источника воды, рядом со святым местом – Азизом. Как всегда, праздник начинается с молитвы и жертвоприношения барана. После этого несколько девочек в возрасте 10-12 лет надевают овчинные тулупы, олицетворяя приближение зимы, одновременно сообщая о начале праздника. Для девушек устанавливаются качели. Женщины с горок катят сито – элек. Если элек ляжет вверх дном, следующий урожай будет хороший, если вниз дном, то будет малый урожай, если же встанет набок – зерновые вырастут высокими.

На празднике проводятся состязания джигитов, певцов, танцоров, поэтов, знатоков частушек – чынъ ве манелер, выступают фольклорные ансамбли, на специальной площадке – майдане проходят соревнования по татарской национальной борьбе на кушаках Корэш. Проходят конные скачки и состязания в бросании камня вдаль, бросающие приговаривают при этом: “Кара кунлер таш кайтканда кайтып кельсинлер” (“Пусть чёрные дни возвратятся тогда, когда возвратится этот камень”; иными словами – никогда). Обязательно проводятся ярмарки, подводят итоги своего труда, принимают своих овец от чабанов, спустившихся с яйлы, хозяева проводят взаиморасчеты с пастухами. После этого выбирается всем селом новый чабан или остается прежний. Тогда же начинается сезон свадеб. Праздник завершается всеобщим танцем – Хоран, который предстает как танец единства народа в достижении всеобщей цели.

УНЫШ БАЙРАМ (Осенний праздник) – старинный татарский праздник, посвящённый плодородию земли и семейному благополучию. К этому времени завершаются все полевые работы: жатва, вывоз зерна, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. Праздник символизирует благодарность за урожай Земле, Природе труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год.
В этот день готовят угощения, проводят ярмарки, чествуют самых трудолюбивых и вместе лакомятся, поют и танцуют.

КАЗ УМЯСЫ (Гусиное перо) – древний татарский молодежный праздник, проводится в начале зимы с наступлением устойчивых холодов. Праздник совмещает полезное с приятным – заготовку на зиму гусиных тушек и молодёжные посиделки. Молодёжь выщипывает гусей, а затем старшие женщины их потрошат и засаливают, делая запасы на зиму. Молодые люди за работой – совместным ощипыванием гусей – присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи.

НАРДУГАН БАЙРАМ (Возрождение света) – древний татарский праздник, день зимнего солнцестояния. Празднуется 20-25 декабря. Праздник символизирует торжество жизни, победу солнца над мраком, победу добра над злом и начало зимы. В дни праздника по поверью добрые духи и божества ходят и одаривают добрых и честных людей угощениями, подарками и исполняют их мечты. А для этого нужно достойно прожить год, вернуть все долги, помириться со всеми с кем был в ссоре и анонимно помогать нуждающимся. Все традиции современных празднований Рождества и Нового года заимствованы именно от татарского Нардугана.

К праздничному столу татарочки пекут по традиции Баурсак – небольшие жаренные в масле в казане пончики, и другие татарские лакомства и угощения.
Дети и взрослые наряжаются обязательно до неузнаваемости, ходят из дома в дом, поют веселые песни, танцуют, дарят и принимают подарки и угощения, кормят голодных, символически “будя” людей и распевая “алкыши” – народные песни с благими пожеланиями. Один алкыш переводится так: “Пусть будет счастливым для вас Новый год, Пусть пшеница и рожь хорошо растёт, Корова пусть много молока даёт, И теленка пусть принесёт!”
Одним из атрибутов праздника является гадание “Йезек салу”: Молодёжь собирается вечером как стемнеет в доме, в основном девушки на выданье, а иногда и парни. Одна из девушек идёт к проруби, зачерпывает ведром воду, несёт её в дом, не оглядываясь назад. Затем девушки опускают в воду свои кольца или пуговицы и распевают гадательные куплеты. В это время самая молодая участница гадания наугад вынимает кольцо или пуговицу. По содержанию слов песни определяется “судьба” хозяйки вынутого колечка или пуговицы.

ЭМЭ (Праздник помощи) – древний татарский праздник начала строительных работ и взаимопомощи. До нынешних дней сохраняется в татарских селениях традиция помощи – эмэ. Их организовывали во время начала всех крупных работ по строительству и ремонту: при закладке и строительстве нового дома и общественных зданий. Нередко в таких мероприятиях участвовали все односельчане, а в крупных населенных пунктах — соседи с одной улицы. Совместная работа завершалась трапезой и гуляниями. В наши дни подобные мероприятия организуются реже и в них участвует меньшее число людей.

ШЕЖЕРЕ БАЙРАМ (Праздник родословной) – современный татарский национальный семейный праздник. В кругу семьи или в более широком кругу собираются представители родов и рассказывают о своей родословной и интересных фактах. На праздник все приносят свои угощения, выступают талантливые представители родов, поют, танцуют и знакомятся. Смысл праздника – составление и изучение генеалогической летописи своего рода, интересный рассказ участников о своей родословной, истории своего рода, воздание дани памяти своим предкам, укрепление семейно-родственных связей, сохранение преемственности поколений, усиление чувства ответственности, национальной гордости и самосознания, привлечение интереса к изучению своей родословной и истории родного края.

ЯНА ЕЛ БАЙРАМ (Новогодний праздник) – современный праздник начала нового календарного года. Празднуется с 31 декабря на 1 января. Татарский семейный праздник, в который принято собираться семьёй, готовить угощения, поздравлять родственников, друзей, любимых и соседей и кормить голодных.

БЯБЯЙ МУНЧАСЫ (Детская баня) – проводится на следующий день после рождения ребёнка. После посещения бани домочадцами, когда она становилась нежаркой, повитуха помогала помыться молодой маме и искупать младенца. Семья готовила угощения, звала родственников и вместе угощались за общим столом.

ИСЕМ КУШУ (Праздник имянаречения) – обрядовый мусульманский праздник наречения имени ребёнку, проводится спустя несколько дней в доме, где родился ребенок. Приглашается мулла, родственники и друзья семейства. Мулла открывает обряд традиционной молитвой, затем к нему подносят на подушке ребенка, и он обращается к всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого нашептывает на ухо младенцу азан (призыв к молитве для мусульман) и произносит имя новорожденного. Имена детям подбирают, как правило, муллы, имевшие специальные календари – именники. В них с давних времен преобладали имена из религиозных канонических сказаний. Считалось, что от имени зависит дальнейшее будущее младенца и его судьба. Выбор зависел от многих причин. В небогатых семьях старались подобрать имя, символизирующее богатство и благосостояние, если ребенок выглядел слабым – выбирали имя, отражающее крепость духа и тела и т.д.

БЯБЯЙ АШЫ (Праздник новорожденного) – древний татарский праздник по случаю рождения ребёнка. В продолжение нескольких дней после рождения ребёнка – подруги, соседки и родственницы молодой мамы приходили навестить ее и приносили с собой угощения и подарки.

МУСУЛЬМАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ

МАВЛИД БАЙРАМ (День рождения пророка) – праздник дня рождения Пророка Мухаммада

КУРБАН БАЙРАМ (Праздник жертвы) – праздник приношения даров, пожертвований и помощи нуждающимся

КАДЕР КИЧ (Ночь Предопределения) – ночь на 27 день месяца Рамадан считается ночью предопределения, решения судьбы, могущества. Этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах. Поэтому принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы.

УРАЗА БАЙРАМ (Праздник окончания поста) – мусульманский праздник окончания священного поста Уразы. Праздник отмечают 3 дня

ЖОМГА (Пятница) – традиционно считается праздничным днем. В этот день принято посещать мечеть и проводить Меджлисы (Собрания).

ДЕНЬ ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА – День добровольного принятия Ислама предками современных татар – булгарами в 737г. Отмечается 4 февраля.

ИЗГЕ БОЛГАР ЖЫЕНЫ (Старое Булгарское торжество) – День официального принятия Ислама государством Волжская Булгария в 922г. Отмечается 21 мая.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТАТАРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ – отмечается ежегодно 28 февраля. Традиционно в этот день проходят конкурсы по кулинарии и сервису, мастер-классы с молодыми хозяйками и традиционные гостеприимные татарские национальные застолья в татарских центрах, кафе и ресторанах. Многие народы Евразии и мира позаимствовали рецепты татарских национальных блюд – некоторые полностью, другие частично. Например известные всем чизкейк, бургер, салями, соус тартар – сделаны по татарским рецептам.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА – отмечается ежегодно 21 февраля

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КОРЕННЫХ НАРОДОВ МИРА – отмечается ежегодно 9 августа

ДЕНЬ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН – отмечается ежегодно 30 августа

Источник

Праздник Сабантуй: что это, когда проходит

bbc78714cf12a400

Праздник Сабантуй: Wikimedia

Слово «сабантуй» стало нарицательным: так называют любое застолье. Однако для некоторых тюркских народов праздник Сабантуй — национальное торжество, которое ежегодно отмечают летом. Прикоснемся к истокам празднества, чтобы понять, что такое Сабантуй, какова его история и традиции.

Праздник Сабантуй: дата, описание

Почти тысячу лет назад предположительно у народов Среднего Поволжья зародился праздник Сабантуй. Описание его оставил в 921 году арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан. Но единого мнения относительно истоков праздника нет, некоторые связывают его происхождение с культурой монголов.

Во времена язычества земледельцы старались особыми обрядами задобрить природные силы, чтобы получить хороший урожай. Выполняли определенные ритуалы и совершали жертвоприношения. За правильным исполнением всех действий наблюдали старейшины.

Дословно перевод с тюркского звучит так: «сабантуй» — это ‘торжество плуга’. Из этого следует, что обряды посвящали началу полевых работ. В течение столетий этот обычай сохраняли татары, башкиры, чуваши, удмурты.

Спустя века его стали посвящать окончанию весенних посевных работ, потому что тогда наступала небольшая передышка перед следующим циклом — сбором урожая. Религиозная составляющая празднества была утрачена с принятием этими народами мусульманства. Теперь это веселая народная традиция.

Сабантуй — праздник сезонный, зависит от погодных условий, которые определяют сроки полевых работ. Четко фиксированной даты у него нет. Обычно он выпадает на июнь или начало июля.

В наше время дата празднования оглашается руководством Республики Татарстан, в которой Сабантуй — государственный праздник. На эту дату ориентируются общины в иных регионах и странах. Международная организация ЮНЕСКО внесла этот праздник в список культурного наследия человечества.

b8768f7e9ab99c95

Праздник Сабантуй: Wikimedia

Отмечают это торжество в несколько этапов. Уже известно, когда Сабантуй в 2021 году:

Уже несколько лет Сабантуй празднуют на федеральном уровне. Каждый год для этого выбирают какой-то крупный центр. Так, федеральный Сабантуй уже принимали: Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань и другие города России. В нынешнем году татарский праздник состоится 19 июня в Нижневартовске.

В РФ проживает только половина общей численности татар (немного больше 5 млн). Другие разбросаны по всему миру, в связи с чем расширилась география праздника. Сабантуй теперь известен в США, Канаде, Европе. Общеевропейские торжества проходили в таких столицах, как:

В Казахстане во многих городах компактно проживают татары и башкиры. Праздничные мероприятия организуют и проводят их местные общины «Дуслык».

В прошлом году из-за эпидемической ситуации и карантина торжества были ограничены. В 2021 году мероприятия организовывают с соблюдением ограничительных мер:

49cd177391b93634

Праздник Сабантуй: Wikimedia

Сабантуй: особенности и традиции праздника

Яркий, веселый Сабантуй — чей праздник? В общих чертах у ряда народностей он одинаков, но у каждой этнической группы есть особенности его проведения. Классические обычаи сохранились главным образом в деревнях, где празднуют согласно сложившемуся порядку.

Сбор подарков

Накануне праздника группа молодых джигитов объезжает дворы и собирает дары. Иногда это делают и пожилые уважаемые члены общины. Жители выносят домашнюю выпечку, национальные сувениры, полотенца, посуду.

Все собирается в общий котел. Это призовой фонд для участников конкурсов и состязаний, которые будут проводиться.

Торжественное открытие праздника

В центре населенного пункта предварительно готовят сцену, ряды для зрителей. Здесь торжественно начнется праздник. Продолжат его местные таланты — самодеятельные коллективы дадут концерты. К празднику принаряжаются в национальные костюмы, поэтому он становится ярким и красочным.

Для участников обычно организовывают выездную торговлю, буфеты, где можно подкрепиться. Угощаются на Сабантуй традиционным десертом — медовым тортом чак-чак.

Состязания по традиционной борьбе куреш

Главным зрелищем праздника становится соревнование борцов. Мужчины в национальной борьбе куреш стремятся свалить соперника с помощью широких кушаков или полотенец, перекинутых через пояса.

Победителем становится сильнейший из мужчин, он получает звание батыра. Соревнуются в боевом мастерстве и мальчики, и подростки со своими ровесниками.

376943e18a863bef

Праздник Сабантуй: Wikimedia

По народной традиции главная награда победителю — баран, которого водружают на плечи героя. В наше время национальная борьба куреш стала самостоятельным видом спорта, по которому проводятся чемпионаты.

Другие события праздника

Все участники веселого Сабантуя могут найти для себя состязания по силам:

Состязания эти самые разнообразные, главное — в них вовлекаются все от мала до велика.

Во второй половине дня праздник продолжается. На него часто приглашают профессиональных артистов: их концертов ждут с нетерпением и принимают горячо.

Наступает время народных гуляний, для молодежи — танцев. Бытует древнее земледельческое поверье, что чем веселее пройдет праздник, тем богаче будет урожай.

Узнав традиции задорного народного праздника Сабантуй, никто не удивляется, почему его название стало нарицательным. Так емко, коротко и выразительно называется любое шумное веселье.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Когда и сколько празднуется Сабантуй в 2021 году 🐏 Традиции и обычаи

Этот древнейший национальный праздник татар и башкир не только дожил до наших дней, но и до сих празднуется с размахом. За это время он не только сохранил традиции и обычаи, но и остается одним из значимых для всего мира.

В разговорной речи под словом сабантуй понимается шумное веселье или застолье. Но откуда пришло к нам это слово и что оно все-таки сейчас означает подробно читайте в статье.

История праздника

Бытует мнение, что Сабантуй это исключительно татарский праздник, вместе с тем, другие народы, такие как башкиры, удмурты, чуваши, также причастны к народным гуляньям в честь этого праздника. Традиция празднования Сабантуя появилась в глубокой древности.

Изначально концепция данного праздника была направлена умилостивить духов плодородия в целях получения обильного урожая. Проводили обряды в конце апреля, до начала посевной кампании. Организацией празднования занимались старейшины, они же назначали дату проведения и определяли программу праздничных мероприятий. К праздничным обрядам относились:

    приготовление детям вороньей каши (дети ходили по домам и собирали ингредиенты для каши, а женщины готовили им из этих продуктов угощение); предварительная подготовка лошадей (выбирали лучших и проводили пробные скачки); сбор крашеных яиц; обряд сбора подарков к Сабантую; конкурсы на силу, ловкость, удаль (конкурсы были не только проверить способности участников, но и повеселить народ, поэтому устраивались также шутливые состязания. Традиционно считалось, что на этом празднике не место грусти, поэтому награда ожидала даже проигравших в соревнованиях); молодежные гуляния (в этот день было разрешены совместные разнополые игрища. Молодые люди пели, танцевали, водили хороводы, знакомились).

Считалось, что духи будут благоволить будущему урожаю, поэтому по окончании праздника начинали посевные работы. Сейчас религиозная составляющая ослабла и Сабантуй стал народным гуляньем уже по поводу окончания работ — в период, когда можно отдохнуть и набраться сил перед сбором урожая.

Значение слова Сабантуй

В тюркских языках слово Сабантуй употребляется в значении торжество или свадьба плуга. Имеет составной характер — сабан, означает «плуг», а туй – «праздник, свадьба».

Сбор крашенных яиц

Дети ходили по домам, собирая в сшитые их матерями мешочки крашеные луковой шелухой яйца. Помимо яиц детей угощали конфетами, испеченными мелкими булочками или орешками из теста. После этого, в тот же день начинался сбор яиц юношами, которые объезжали дома на конях. Добытые яйца потом продавались и на полученные деньги устраивали совместную трапезу.

Обряд сбора подарков к Сабантую

Деревню объезжали молодые люди, либо старики с шестом. Подарки крепились к узде. Самой ценной наградой было вышитое красными узорами полотенце. Вышивали полотенца молодые девушки, которые вышли замуж после последнего сабантуя. Выбиралось самое красивое полотенце, которое становилось главным призом. Собранные подарки передавались на хранение старейшинам.

Когда празднуют Сабантуй в наши дни. Какие бывают Сабантуи.

Праздник Сабантуй уже стал неким брендом, так называемым драгоценным наследием, которое татарский народ бережно хранит. Численность проживающих в настоящий момент в России татар более 5 миллионов, в мире — около 10 миллионов.

Сабантуй поражает своим масштабом, самые грандиозные празднования проводятся, без сомнения, в Республике Татарстан. Однако, также данный праздник отмечает и большинство регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, проводится Всеевропейский Сабантуй, Федеральный Сабантуй, Всероссийский сельский Сабантуй, Московский Сабантуй, Петербургский Сабантуй.

Национальный Сабантуй в Татарстане

Сабантуй все также, как и раньше, является долгожданным праздником, объединяющим красивые обычаи и традиции, заряжающим всеобщим весельем и радостью. В Республике Татарстан Сабантуй является государственным праздником. Сроки и местах проведения определяются нормативными правовыми актами. Назначаются ответственные за подготовку комитеты, тщательно готовится оформление и сценарии проведения.

Празднование проводится в несколькими блоками: сначала, в первые выходные после весенних посевных работ, отмечают поселения, потом, через неделю, подключаются города и финал мероприятий приходится на столицу Татарстана. В 2021 году праздник планируется провести:

    11-13 июня – в сельских населенных пунктах и районных центрах Татарстана; 19 июня – в городе Набережные Челны; 26 июня — в Казани.

Но официального документа об утверждении дат проведения Сабантуя до настоящего времени пока нет.

Всеевропейский Сабантуй

В настоящее время Сабантуй стал интернациональным, его отмечают в разных уголках всего мира (Рига, Берлин, Великобритания, Париж, Таллин, София).

Сабантуй в других странах объединяет представителей татарской диаспоры, ценителей национальной культуры, а также всех, заинтересовавшихся весельем и необычным праздником, пропитанным духом татарского народа.

Детский Сабантуй

Интересно, что отдельно для детей в школах и детских садах проводят Детский Сабантуй. Праздник приурочен к Международному Дню защиты детей и отмечается летом в школьные каникулы.

Федеральный Сабантуй

Также с 2001 года Сабантуй начали отмечать на федеральном уровне (Федеральный Сабантуй), для этого ежегодно определяется новый субъект Российской Федерации в котором проводятся празднования. Концепция праздника направлена на укрепление духовной общности и единства многонационального народа нашей страны.

В 2021 году для Федерального Сабантуя назначен город Нижневартовск (Югра), дата обозначена – 19 июня. Республика Татарстан непосредственно участвует в подготовке мероприятий в рамках Федерального Сабантуя.

Празднование Федерального Сабантуя приурочат к 45-му фестиваля искусств, труда и спорта «Самотлорские ночи». Основное празднование будет реализовано на набережной Нижневартовска. Там будет организованы выставки, ярмарки, сцены для концертов, разнообразные площадки. Открытие, закрытие и состязания проведут на центральном стадионе.

Всероссийский сельский Сабантуй

Начало Всероссийского сельского Сабантуя было положено в 2010 году. Данный праздник учредили Министерство культуры Республики Татарстан, исполком Всемирного конгресса татар и Ассоциация татарских сел России.

В честь 100-летия ТАССР было запланировано проведение Всероссийского сельского Сабантуя в июле 2020 года в Муслюмовском районе Татарстана. А в 2021 имела место договоренность о его проведении в Мордовии.

Как празднуют Сабантуй

В древности проводимые мероприятия были направлены на задабривание духов земледелия и плодородия, и включали в себя даже жертвоприношения, сейчас от жертвоприношений несколько отошли, но остались не менее захватывающие обряды.

В обязательной программе спортивные состязания, танцы, национальные игры, концерты фольклорных песенных ансамблей, которые проходят на большом поле (майдане). Принято, что майдан — круглая площадка. Такая форма символизировала солнце, это могли быть поляна, ровное поле, луг.

Достояние истории

В 2001 году Сабантуй, как бесценное достояние истории, был выдвинут для включения в «Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО». Данная инициатива была поддержана генеральным директором ЮНЕСКО в 2003 году.

Традиция по сбору подарков, которая начиналась заблаговременно, сохранилась в селениях и по сей день. По народному обычаю, по улицам веселясь проходит молодежь и собирают презенты (платки, полотенца, куски ситца, рубашки) для Сабантуя. За ними следуют лошади, к сбруе которых прикрепляют собранные подарки.

Вкопка шеста с подарками является знаком начала праздника. К определенному времени майдан наполняется нарядными людьми, украшенными лошадьми, и начинается празднество. Выступают фольклорные ансамбли, представляют свои работы мастера культуры и искусств, работают аттракционы, выставляются и продаются произведения декоративно-прикладного творчества, проводятся скачки и различные состязания, звучат поздравления.

Какие проводятся состязания в Сабантуй?

Организуемые конкурсы и игры, в первую очередь, обладают спортивным характером и должны продемонстрировать силу, ловкость и удаль участников.

Скачки

Начинают соревнования скачками. Скачки являются неотъемлимым атрибутом Сабантуя. На отдельном ипподроме (либо в крайнем случае там же на майдане) проводятся конные скачки. Выделяют гладкие скачки (нужно максимально быстро проехать дистанцию 2-4 км по прямой), рысью под седлом (соревнуются как по прямой, так и по кругу на расстояние 1,6 км, джигитовка (расстояние 300 метров по прямой, которое необходимо преодолеть поочередно, поднимая с земли платки. Победителем признается наездник, поднявший наибольшее количество платков за самое короткое время). Полученными призами украшаются лошади.

Корэш

Основная забава — корэш, мужская борьба на поясах.

Борьба строго регламентирована: противные стороны обхватывают друг друга поясами и необходимо поднять оппонента на кушаке и затем уложить его на лопатки. Участвуют как дети, так и взрослые. Победитель остается только один, который получает статус главного батыра и становится обладателем главного приза — ранее это был живой барашек, сейчас же могут быть и иные призы, например бытовая техника, а то и автомобиль. Ранее врученного живого барана главный батыр должен был унести на вытянутых руках.

Поднятие камней

Устраиваются соревнования по поднятию камней (либо гирь), цель – поднятие и удерживание 25-30 килограммового камня на поднятой вверх ладони правой руки.

Иные забавы

Также радуют народ забавными конкурсами: прыжки, как в высоту, так и в длину, бег с сырым яйцом в ложке, которая находится во рту, бег с коромыслом и ведрами (традиционно участвуют девушки), полными воды, парный забег со связанными ногами, бой мешками с соломой, прыжки в мешках, перетягивание каната, залезание на гладкий высокий столб за призом, борьба на руках, кулачный бой, перетягивание каната, стрельба из лука, бой мешками с соломой, верхом на вращающемся бревне, поиск монеты с завязанными глазами без рук в миске с катыком (аналог кефира, но обладающий большей густотой по консистенции).

Источник

Сабантуй – любимый народный праздник татар

majdan

С древних времён «Сабантуй» празднуется ежегодно, с перерывами на войну и другие бедствия. Но по возвращении мирной жизни празднование «Сабантуя» всегда возобновлялось. Поэтому праздник практически без изменений дошел до наших дней.

Как появился Сабантуй

Первоначальная цель этого праздника, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

Однако «Сабантуй» получил статус официального национального праздника лишь при существовании Казанского ханства. В разные эпохи на празднование Сабантуя влияли различные течения: мусульманские, христианские и советские. Несмотря на это передача традиций, обрядов, игр и состязаний оставалась неизменной.

Этот праздник отмечается не только в большинстве татарских деревень, но и в больших татарских общинах по всему миру. В его проведении существуют локальные различия, которые вызваны наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Этот праздник отличался гостеприимством: односельчане приглашали друзей, соседей и знакомых любой национальности. Именно благодаря этому общению в «Сабантуй» было внесено много дополнений, которые пришли от представителей других народов. Воистину «средь полей ходить – землю познать, средь людей ходить – народ узнать».

Татарский «Сабантуй» во многом напоминает башкирский «Хабантуй», чувашский «Акатуй» и удмуртский «Гербер». Содержание «Сабантуя» часто дополнялось аналогичными ему праздниками у других народов Поволжья (башкирского, чувашского, удмуртского, марийского, мордовского и русского этносов).

Исследования последних лет показывают, что «Сабантуй» состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной – с первого таяния снега до начала сева.

В давние времена люди не понимали, почему наступает весна. Появление черной земли из-под снега ассоциировалось в их сознании с прилетом черных грачей. Люди думали, что именно эти птицы приносят весну из дальних стран (обычно в конце марта – начале апреля). В честь их прилета устраивались такие праздники как:

При появлении проталинок, освобождении от снега пригорков и холмов вокруг деревни почтенные старцы аулов – аксакалы – говорили детям, что наступило время кашу варить. Это первый календарный праздник татар – «Карга боткасы».

До принятия ислама праздник был посвящён культу птицы. Это было также связано с представлениями о способности душ умерших превращаться в птиц и животных. Элементы этого культа остались в празднике до настоящего времени.

Однако главное предназначение этого праздника — обеспечить в будущем году богатый урожай. С этого времени начиналась подготовка к празднику – Сабантую.

Современный «Сабантуй» почти повсеместно проходит по единой схеме.

В городах это однодневный праздник, сосредоточенный на майдане. А в сельской местности праздник делится на две части – сбор подарков и майдан. Тон задает Татарстан.

Именно там объявляется единая дата проведения Сабантуя для деревень и райцентров. Затем – дата для крупных городов. И в конце дата завершающего «Сабантуя» в столице Республики – Казани.

Кроме того, в сельской местности – это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей. Поэтому готовятся к празднику заранее – убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей. Как правило, в редкой деревенской семье не бывает приезжих в дни «Сабантуя».

Характерно, что на этом празднике никогда не случается хаоса и беспорядка. Несмотря на большое стечение народа и ажиотаж соревнований – образцовый порядок сохраняется и оберегается самими гуляющими.

На празднике допускается много пунктов, которые были запрещены Кораном в обычные дни:

Этапы подготовки Сабантуя

Решение о проведении праздника

Как только сходил снег, старики-аксакалы собирают сход и договариваются о сроках проведения праздника «Сабантуй».

sabantuj Совещание по поводу проведения праздника Сабантуй

Подготовка майдана

Место проведения праздника тоже определяется заранее. Выбранная территория очищается от камней и разравнивается. Иногда оборудуется трибуна. В некоторых селах есть постоянное, специально отведенное для майдана место – наподобие небольшого стадиона.

Оно оборудовано необходимыми для состязаний приспособлениями и сиденьями для участников праздника. В день праздника на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей. Начинают работать торговые палатки и буфеты.

Ритуал сбора подарков

Обряд дарений в Сабантуе пришел на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре. Но в его основе продолжает лежать стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли.

Жителей деревни о таком дне оповещают заранее, чтобы хозяйки успели подготовиться.

Обычно «одаривание» проводят накануне праздника, в субботу. Но если село большое, то иногда сбор подарков начинают в пятницу, во второй половине дня.

Сбор подарков (әйбер җыю, яулык җыю), как и прежде, впечатляющее зрелище. Группа односельчан выезжает на повозках и останавливается у каждого дома. Таким образом, сборщики подарков разъезжают из одного конца деревни в другой, собирают полотенца, платки, отрезы материи, и т. д.

Жители деревни охотно отдают приготовленные заранее вещи. Главным подарком является баран, который предназначается в качестве приза батыру (богатырю) «Сабантуя». Обычно хозяин, а чаще хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот своего дома. Сборщики благодарят одаривающих песнями, шутками, прибаутками.

Самым ценным (не дорогим, а именно почетным) подарком считалось вышитое полотенце – тастымал. Его обязательно должны были подготовить молодухи (яшь килен), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Полотенца прикрепляли к уздечкам коней и подвешивали к шесту, который сборщики подарков несли на плече. Чем красивее полотенце, тем выше его привязывали на шесте.

Призы, которые дарились победителям состязаний, готовились всю зиму. Молодухи (яшь килен) тоже по-своему состязались в рукоделии. Они вышивали бисером и нитками тюбетейки, кошельки, кисеты, шили рукавицы, камзолы.

Раньше каждая молодуха (яшь килен) готовила свое полотенце, зная; что оно принародно будет передано одному из победителей состязаний. По красоте узора полотенца судили об умении, трудолюбии и мастерстве молодой хозяйки. Самое лучшее полотенце получал батыр «Сабантуя». Это было большой честью не только для него, но и для изготовительницы этого подарка.

В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства вышитых полотенец для «Сабантуя» начали дарить рубашки. С сожалением приходится констатировать, что при этом теряется моральная значимость подарка.

Традиционным является и сбор яиц. Их дают, как и вместо подарка, так и вместе с подарком. Яйца собирают в ведро. Часть их продают. Вырученные средства идут на приобретение необходимых для «Сабантуя» вещей. Остальная часть яиц используется на майдане во время различных шуточных состязаний. Например, их пьют борцы.

Лучшие призы предназначаются победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждает во всех схватках по национальной борьбе.

Когда сборщики завершают сбор подарков, то еще раз проезжают по селу с песнями, музыкой и показывают всем, сколько вещей собралось.

Майдан (место состязаний)

В назначенный день проводятся состязания: как правило, майдан находится в районе парового поля. К назначенному часу туда со всех сторон стекается народ: пешком, семьями на лошадях – жители не только этой деревни, но и всей округи.

Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдается очередность в его проведении. Дуги и гривы лошадей украшают узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день достают из сундуков самые лучшие наряды и украшения.

sabantuj katanie

Гостей праздника традиционно принято встречать национальным татарским блюдом «чак-чак».

sabantuj majdan

Этапы праздничных мероприятий Сабантуя

*Призы победителям вручаются только на майдане.

Самые древние и основные состязания на Сабантуе связаны с кочевым и полукочевым бытом предков татар. Ранее эти соревнования имели сакральное значение. Ими являются:

«Ат чабышы» (конные скачки)

konnye skachki sabantuj

Праздничные соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне «Сабантуй» не обходился без них. Лошадей, которые участвовали в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5 – 10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана.

Интересно, что было обязательным награждение бегуна, который повредил ногу и коня, который пересек финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками.

«Йөгерү» (соревнование бегунов)

sabantuj beg

Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге (йөгерү). Их начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту. Впереди скакал всадник, чтобы показывать путь бегунам. Принцип организации состязаний был тот же, что и на скачках: старт устраивали в отдалении, а финиш – на майдане.

Торжественное открытие праздника

sabantuj otkrytie

«Көрәш» (национальная борьба)

sabantuj borba

Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на «Сабантуях» по прежнему остается национальная борьба – көрэш. Борцы перекидывают друг другу через спину (за талию), кушак (бильбау), концы которого держат в руках, обматывают вокруг кисти и пытаются положить соперника на лопатки.

Начинают её два мальчика дошкольного возраста (иногда два старика). Затем поочередно выходят на ковер мальчики-школьники, юноши и мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом не только в этом виде состязаний, но и в целом «Сабантуя», является борьба батыров, то есть тех, кто вышел победителем в предварительных схватках. Когда на ковре остаются два непобежденных борца, страсти накаляются до предела.

Следует отметить, что поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику. Победитель в борьбе получает самый ценный подарок «Сабантуя». По традиции – живого барана.

В настоящее время призы бывают довольно крупными, особенно в городах: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т.д.

Необходимо отметить, что майдан стал спортивным началом для многих известных борцов. А татарская борьба – көрэш, из праздничного развлечения переросла в вид спорта, по которому проводятся личные и командные первенства не только Татарстана, но и России.

Одновременно с борьбой на другой стороне майдана соревнуются в подъеме тяжести:

Во время көрэша (национальная борьба) выступают певцы, танцоры и прочие участники художественной самодеятельности. Певцы и музыканты ждут этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа.

Во время «Сабантуя» люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом – в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.

Развлекательная часть

Одновременно с көрэш (национальная борьба) идут выступления певцов, танцоров – участников художественной самодеятельности. Певцы и музыканты ждали этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа.

Во время «Сабантуя» люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом – в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.

sabantuj razvlekatelnaya chast

Шуточные состязания для всех гостей

Существуют и другие состязания для зрителей. По динамику объявляется время и место проведения отдельных видов, так как из-за большого стечения народа, большого числа желающих принять участие в состязаниях и обширной программы праздника невозможно провести все виды состязаний на майдане.

Характерной чертой всех состязаний на сабантуе является то, что они просты по своей структуре и доступны любому присутствующему.

Майдан длится с 10 – 11 утра до 2 – 3 часов пополудни

Поэтому даже на сельский «Сабантуй» выезжают магазины, столовые и буфеты со своим товаром.

Идет бойкая распродажа сладостей, печеных изделий, соков, воды, чая. Многочисленных гостей угощают такими блюдами, как чак-чак, вак-бәлеш, перемеяч, өчмочмак.

Если «Сабантуй» проводится на расстоянии от села, то нередко здесь, на лужайке, устраиваются семейные чаепития за самоваром, который берут с собой.

sabantuj chak chak

*Кроме того, в сельской местности это считается и временем приема гостей, встречи родственников и близких друзей, так как сейчас празднуют «Сабантуй» летом, после завершения весенних полевых работ. Поэтому после окончания соревнований на майдане народ расходится по домам.

«Кичке Сабантуй» (вечерний Сабантуй)

Под вечер снова все собирается на вечерние игрища – кичке уен. Их проводят на краю села, на лугах, иногда на месте дневного майдана. В последнее время, нередко, – в клубе.

Вечерние игрища характерны для сельской местности. Именно вечером здесь проводят состязания певцов, танцоров, чтецов, особенно если насыщенной была дневная программа.

Сразу же после завершения «Сабантуя», если позволяли погодные условия, начинался сев. Таким образом, в традиционном быту «Сабантуй» являлся праздником, дающим заряд бодрости перед ответственным этапом в сельскохозяйственном труде. И только в некоторых местах скачки, борьба и т.д. устраивались после сева, в качестве завершения этого этапа работы.

День сегодняшний

С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды потеряли смысл, но многие из них продолжают бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с «Сабантуем».

В XIX веке «Сабантуй» был просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных и трудоемких сельскохозяйственных работ.

В настоящее же время «Сабантуй» приобрел в Татарстане статус государственного праздника. Сегодня едиными стали сроки его проведения. Раньше сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля).

Теперь же – в честь их окончания (в июне, перед началом косовицы, когда для жителей села наступает небольшая передышка в напряженном летнем сезоне).

В целом для Татарстана характерно поэтапное его проведение: сначала «Сабантуй» празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, а на следующей неделе проводится районный «Сабантуй». Или в субботу – по деревням, а в воскресенье – в райцентре. Завершающим является «Сабантуй» в крупных городах и столице Татарстана – Казани.

Этот праздник является международным национальным татарским и башкирским праздником, который стал государственным в Татарстане и Башкортостане. Начиная с 2001 года в различных городах России стал проводиться Федеральный Сабантуй. А в 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй в селе Алькино Самарской области. И в этом же 2010 году Федеральный Сабантуй прошел в Удмуртии.

Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

Сабантуй за пределами России

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Он стал официальным городским праздником во многих странах – местах компактного проживания татарского и башкирского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США).

Совершенно иным образом «Сабантуй» идентифицируется в татарских диаспорах. Для них праздник — важный маркер идентификации себя как татар и способ заявить о себе новым соседям. В среде этнографов ходит шутка: «Если где-то встретились три татарина, они обязательно организуют Сабантуй».

Для диаспор участие Казани в организации Сабантуя — важный символический жест: Казань воспринимается как центр всех татар, поэтому помощь татарстанской столицы как бы легитимирует их праздник.

В современном мире Сабантуй – живая традиция, несущая в себе Дух татарского народа. В 2003 году генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, «являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа», в число претендентов на включение в «Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО».

Источник

Adblock
detector