Меню

праздник самовара сценарий на татарском языке

Развлечение «Татарское гостеприимство»

ef198af82e4bb3c95902fa582e50e9cd флюра уздинова
Развлечение «Татарское гостеприимство»

Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой татарского народа.

Познавательное развитие: Сформировать у детей знания и представления об образе жизни татар, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

Речевое развитие: Закреплять знание детьми татарских пословиц о гостеприимстве, о пользе чая.

Художественно-эстетическое развитие: Знакомить с татарскими народными танцами; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту татарских народных танцев, музыки, одежды.

Физическое развитие: Знакомить с народными татарскими играми.

Социально-коммуникативное развитие: Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями татарского народа. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о татарском народе в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

Оборудование: стол, накрытый скатертью, самовар, посуда, предметы обихода, утварь, помогающие воссоздать интерьер татарской избы; изделия татарской народной кухни (из соленого теста, татарский рушник, чак-чак (по народному татарскому рецепту, полотенце, мыло, ковш с водой, изделия традиционной русской выпечки (из соленого теста (в корзине, отрезы ткани, платочки расписные, шапочка-самовар (атрибут) для ребенка, два подноса, шары из ткани с липкой лентой – 30 штук (для игры).

Место проведения мероприятия: музыкальный зал

Ход мероприятия:

Дети одеты в русские и татарские народные костюмы.

Тихо звучит спокойная татарская мелодия.

Воспитатель в русском костюме:Дорогие ребята, как вам известно, в нашей стране проживает множество различных национальностей. У каждого народа своя культура, свои обычаи, традиции. И это очень хорошо, что мы все такие разные. Насколько интереснее становится наша жизнь, когда мы знакомимся и узнаем так много нового и полезного для себя.

Ребенок: Живут в России разные народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

Ребенок: У каждого народа язык свой и наряд.

Ребенок: Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.

Ребенок: Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех – одна.

А что же отличает один народ от другого? (ответы детей) Да,вы правы: язык, одежда, кухня, обычаи, традиции, религия. Сегодня мы представляем вашему вниманию малую часть культуры татарского народа. Обычай встречать и принимать гостей свойственен людям любой национальности. О гостеприимстве татарского народа слагают легенды. Пригласили нас сегодня в гости в татарскую семью –Альфия-апа (бабушка) и ее внучата. Навестим наших друзей? Татарская семья в самом приходе гостя в дом видит доброе предзнаменование, он – почетный, уважаемый, дорогой человек. Татары издавна очень внимательны, заботливы и вежливы по отношению к гостям. Стараются накрыть со вкусом стол, обильно угостить различными блюдами. Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же. Давайте мы с вами соберем подарки для Альфии-апы и ее внучат.

Ребенок: Я возьму полотенце вышитое.

Ребенок: А я платочек расписной.

Соседка: Ну а я возьму с собой наших пирожков с пылу, с жару.

Подходят к дому, выходит воспитатель и дети в татарской одежде с чак-чаком на рушнике.

Хозяйка: Ис нмесез, Никитична!Исенмесезбалалар! (дети здороваются).

Соседка: Мир вашему дому! (заходят, вручают угощение, жмут руки, моют руки, вытираются о полотенце).

Хозяйка: Гости это хорошо. «Кто гостей не любить звать, тому радости не знать”- в моем селе так говорят. (говорит своим внукам) Если хочешь, чтобы тебя почитали, будь хлебосолен, приветлив, щедр. От этого добра твоего не убудет, а возможно, его станет больше.

Ребенок в татарском костюме: «Если нет угощения, приласкай гостя словом«

Ребенок в татарском костюме: «Негостеприимный человек – неполноценный»

Ребенок в татарском костюме: «Если угощают, пей даже воду», — учат татарские народные пословицы.

Все рассаживаются вокруг стола, девочки с одной стороны, мальчики с другой. Хозяйка разливает чай из самовара в пиалы, подает гостям.

Хозяйка: По древнему татарскому обычаю в честь гостя мы расстелили праздничную скатерть и на стол выставили лучшие угощения сладкий чак-чак, щербет, и, конечно, душистый чай. Приятного вам чаепития!

Ребенок: Ах, какой самовар,

Мы чаек с тобою пьем,

О здоровье речь ведем.

Ребенок: Нужно мяту заварить,

Про болезни все забыть.

Чай у нас всегда в почете,

Лучшего напитка нет.

Потому что чай вы пьете,

Много, много, много лет.

Хозяйка: Дорогие гости, а теперь посмотрим что вы знаете о чае. Я буду говорить пословицы, а вы должны ее продолжить.

— Чай пьешь – здоровье бережешь

— С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет.

— Чай не пьешь – где силу берешь?

— Чай усталость всю снимает, настроение поднимает.

В горячий и крепкий чай кроме сахара добавляют молоко или топлёные сливки, или масло. А астраханские татары любят пить чай горячим, добавляя соль, масло и иногда чёрный молотый перец. Вот послушайте, какая история приключилась с мальчиком Маратом.

Входит мальчик Марат в национальном костюме.

Исамесез, мои друзья!

К вам пришёл на праздник я.

В деревне у Бабая мне каждый очень рад!

И вот история какая приключилась со мной!

Раз купил бабай мой чаю….

Бабай. Должен ты его сварить!

Но ведь я совсем не знаю,

Как грузинский чай варить!

Ты возьми ведро водички,

Всыпь весь чай скорей в горшок….

Я добавил перца, лука

И петрушки корешок

Разлил варево в пиалы…

Остудил его немного…

Бабай (подносит к губам, морщится, плюёт)

После чая твоего в животе скрутило всё

Доктора мне пригласи….

Долго думал, удивлялся

Чем я мог не угодить!

А потом-то догадался

Чай забыл я … посолить!

Хозяйка:На нашем столе сегодня много угощенья татарской народной кухни: это и белиш, эчпочмак, сумса, перемячи, элеш. А давайте поиграем в народную татарскую игру «Самовар»?

Дети берут по тарелочке с одним из татарских угощений и встают в круг. В середине ребенок (самовар).

Ход игры: Под любую весёлую татарскую мелодию со словами дети идут по кругу. Как слова заканчиваются, «самовар» подходит к тому ребенку, напротив которого он остановился и отгадывает то блюдо, которое у него в руках.

Все дети спрашивают: «Поскорей отгадай, с чем пью чай?»

Ребёнок – «Самовар» указывает рукой и называет национальный пирог или сладкое блюдо. Если отгадает правильно, дети танцуют в паре, если неверно, то выбирают ведущего. Играют 2 раза.

Слова произносятся сначала на татарском, потом на русском языке.

Самовардан темле итеп,

С самовара льется чай

Ох, с самовара льется чай

Ложку с медом мне подай

Дуем, дуем, чай мы пьем

Потом хором все споем….

Хозяйка: Самое вкусное угощенье на нашем столе – сладкий чак-чак. Хотите мы вам расскажем татарскую сказку про чак-чак? А вы поиграйте снами. (дети встают).

Жили-были дед да баба

На полянке у реки. (руки на поясе, приседания с поворотом)

И любили дед и баба

С медом вкусный чак-чак. (гладят живот)

Баба тесто замесила

И чак-чак она слепила, (месят тесто руками)

В масло его положила

И вот так оставила. (показывают ладошки)

Вышел он румян, пригож

И на солнышко похож. (гладят щечки)

От деда с бабой убежать, (бегут на месте)

По дорожке покатился,

Да рассыпался (разводят руки в стороны)

Ой, ребята, рассыпался чак-чак на маленькие кусочки! Давайте поможем деду и бабе, соберем чак-чак?

Проводится игра: выбирают по 5 человек из зрителей и 5 человек из артистов.Под музыку выкладывают чак-чак из шариков в разных формах: бабочка, цветок, горка и т. п.)

Хозяйка: Для гостей дорогих приготовили мы подарок «Татарский танец» (плясовую)

Исполняется татарский танец.

Всем спасибо за внимание

В добрый путь и в добрый час!

Соседка. Ждите теперь в гости нас! Ходите друг к другу в гости, будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными. Ведь главное в гостях – не застолье, а радость общения с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится мир.

detsad 274502 1439677470Фотоотчет «Гостеприимство уральского леса, или как мы с папой в лес ходили» Здравствуйте, уважаемые посетители моего блога! Сегодня предоставляю вашему вниманиюфотоотчет о красивом и гостеприимном лесе Урала. Каждое.

detsad 368604 1540486341Фотоотчет «Осеннее развлечение» с 23 по 25 октября в нашем детском саду прошли традиционные осенние развлечения. Дети нарядные пришли на встречу с осенью. Осень в начале.

Развлечение «Концерт для малышей» Развлечение «Концерт для малышей» Возрастная группа: дети 4-5 лет приходят в гости к детям 3-4 лет. Воспитатель: Середа Г. Э. Форма НОД:.

detsad 373844 1469268997Развлечение «Газетный марафон» Программное содержание: Создать условия для досуга,воспитывать навыки дружеских взаимоотношения детей друг с другом, воспитывать любовь.

detsad 387716 1604569607Развлечение «Волшебница осень» Сценарий осеннего праздника во второй младшей группе «Волшебница Осень» Музыкальный руководитель Бешкок О. П., воспитатель Ивахненко И. С.

Источник

Сценарий фольклорного праздника «Посиделки у самовара»

Данное внеурочное мероприятие разработано для более широкого ознакомления с культурой и обычаями своего народа, в данном случае казачество Забайкалья. Данная категория населения края изучается детьми на уроке «Литература и фольклор Забайкалья»

Просмотр содержимого документа
«Сценарий фольклорного праздника «Посиделки у самовара»»

Сценарий фольклорного праздникаstsienarii fol klornogho prazdnika posidielki u samovara 1

«Посиделки у самовара»

Ведущие одеты в русские национальные костюмы приветствуют всех у самовара (можно добавить рушники, связку баранок и т.д.)

1.Ведущий: Ох, вы, красны девицы и добры молодцы!

Слушайте и глядите!

Да не говорите, что слыхом не слыхали

И видом не видывали!

Приглашаем вас всех на посиделки!

2 Ведущий: : Очень часто за событиям

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

1 В: Собрались мы сегодня на праздник у самовара! Без него нельзя представить жизнь русского народа. Испокон веку самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия

stsienarii fol klornogho prazdnika posidielki u samovara 2Самовар пыхтит, искрится-
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!

stsienarii fol klornogho prazdnika posidielki u samovara 3 stsienarii fol klornogho prazdnika posidielki u samovara 4Посидеть за самоваром
Рады мы наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.

Танец «Пых-пых самовар»

1.Ведущий: В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб людей посмотреть да себя показать.

2 В: Кто за вышивкой сидит, кто за вязанием, кто шьет, а молодежь поет да танцует. Весело было!

1В: И мы собрались сегодня в нашей горнице на посиделки.

1 В: На посиделках не только шутили, но и играли. Давайте поиграем в игру «Стенка на стенку».

Только соревноваться будем не в силе, а в знании пословиц

(все сидят на своих местах и говорят начало пословицы, а остальные заканчивают»

Человек без друзей, что …(дерево без корней)

Друзья познаются в…(беде)

Старый друг лучше…(новых двух)

Не то друг кто медком мажет, а тот, кто…(правду в глаза скажет)

Дружба дружбой, а…(служба службой)

Ищи товарища лучше себя, а не…(хуже себя)

С кем поведешься, от того …(и наберешься)

Сам пропадай, а…(товарища выручай)

1.В: На посиделках девчата часто делились своими переживаниями-У кого любовь несчастная, у кого счастливая.

2.Ведущий. В то время, когда девушки вяжут да вышивают. Ребята силой

Мерятся. Удальцы-молодцы, смелые – умелые, выходите, покажите удаль молодецкую.

Игра «Петушиный бой» (мальчики становятся в круг на одну ногу и выталкивают др. др. плечом)

2 В: Самовар на стол поставим,

Чаю крепкого нальем.stsienarii fol klornogho prazdnika posidielki u samovara 5

Мы за чаем не скучаем,-

Говорим о том о сем.

И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте.stsienarii fol klornogho prazdnika posidielki u samovara 6

Вы пропели нам частушки

И скажу вам от души

Хороши частушки вашиstsienarii fol klornogho prazdnika posidielki u samovara 7

Выпьем чай из самовара

С шаньгами, ватрушками

И с блинами вкусными.

Все-Все без исключения

Может вы уже устали?stsienarii fol klornogho prazdnika posidielki u samovara 8

Все-Мы с собой таких не брали!

Следующая потеха – домашняя утеха!

: А ну-ка, девицы-молодицы, не хотите ль потрудиться?

Выходите, не стесняйтесь, покажите сноровку свою девичью.

Вот вам нитки. Кто быстрее с работой справится, того и награда дожидается.

(Проводится конкурс с нитками – кто быстрее смотает нитки в клыбок).

1В: А ну, ребята-молодцы, есть ли силачи на улицах ваших?

(Выносит гирю, проводится конкурс «Силачи». Ребята поднимают гирю, весь зал считает).

2 В. Позвольте объявить следующий конкурс – «Русская баня».

Кто попариться желает,
Кто парную уважает,
Приходи скорей сюда –
Есть и веник, и вода,
Веник в руки и, как встарь,
Сам соперника попарь.

Выбирается несколько пар под песню «Ах, Баня» «парятся» вениками из газет

1В: У самовара не скучаем

Разговор ведем за чаем

Чай с вареньем и лимоном

С кренделями и поклоном.

Конкурс «Узнай варенье»(узнать варенье с закрытыми глазами)

Источник

«Татарское гостеприимство» Развлечение в старшей группе

Представление дошкольниками татарской культуры и традиций.

Развлечение на тему «Татарское гостеприимство»

Игнатова Татьяна Александровна (первая квалификационная категория);

Клишкина Надежда Борисовна (высшая квалификационная категория).

МАДОУ детский сад №186 города Тюмени

Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой татарского народа.

Программные задачи:

Познавательное развитие: Сформировать у детей знания и представления об образе жизни татар, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

Речевое развитие: Закреплять знание детьми татарских пословиц о гостеприимстве, о пользе чая.

Художественно-эстетическое развитие: Знакомить с татарскими народными танцами; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту татарских народных танцев, музыки, одежды.

Физическое развитие: Знакомить с народными татарскими играми.

Социально-коммуникативное развитие: Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями татарского народа. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о татарском народе в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

Оборудование: стол, накрытый скатертью, самовар, посуда, предметы обихода, утварь, помогающие воссоздать интерьер татарской избы; изделия татарской народной кухни (из соленого теста), татарский рушник, чак-чак (по народному татарскому рецепту), полотенце, мыло, ковш с водой, изделия традиционной русской выпечки (из соленого теста (в корзине), отрезы ткани, платочки расписные, шапочка-самовар (атрибут) для ребенка, два подноса, шары из ткани с липкой лентой – 30 штук (для игры).

Место проведения мероприятия: музыкальный зал

Ход мероприятия:

Дети одеты в русские и татарские народные костюмы.

Тихо звучит спокойная татарская мелодия.

Воспитатель в русском костюме:Дорогие ребята, как вам известно, в нашей стране проживает множество различных национальностей. У каждого народа своя культура, свои обычаи, традиции. И это очень хорошо, что мы все такие разные. Насколько интереснее становится наша жизнь, когда мы знакомимся и узнаем так много нового и полезного для себя.

А что же отличает один народ от другого? (ответы детей) Да, вы правы: язык, одежда, кухня, обычаи, традиции, религия.Сегодня мы представляем вашему вниманию малую часть культуры татарского народа.Обычай встречать и принимать гостей свойственен людям любой национальности. О гостеприимстве татарского народа слагают легенды. Пригласили нас сегодня в гости в татарскую семью –Альфия-апа (бабушка) и ее внучата. Навестим наших друзей? Татарская семья в самом приходе гостя в дом видит доброе предзнаменование, он – почетный, уважаемый, дорогой человек. Татары издавна очень внимательны, заботливы и вежливы по отношению к гостям. Стараются накрыть со вкусом стол, обильно угостить различными блюдами. Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же. Давайте мы с вами соберем подарки для Альфии-апы и ее внучат.

orig 1914f19a1785fec944585831db70dc9e

Ребенок: Я возьму полотенце вышитое.

Ребенок: А я платочек расписной.

Соседка: Ну а я возьму с собой наших пирожков с пылу, с жару.

Подходят к дому, выходит воспитатель и дети в татарской одежде с чак-чаком на рушнике.

orig e0dca1ab870635d48cecc91dc79ed397

Хозяйка: Исәнмесез, Никитична!Исенмесезбалалар! (дети здороваются).

Соседка: Мир вашему дому! (заходят, вручают угощение, жмут руки, моют руки, вытираются о полотенце).

Хозяйка: Гости это хорошо. «Кто гостей не любить звать, тому радости не знать”- в моем селе так говорят. (говорит своим внукам) Если хочешь, чтобы тебя почитали, будь хлебосолен, приветлив,щедр. От этого добра твоего не убудет, а возможно, его станет больше.

Ребенок в татарском костюме: «Если нет угощения, приласкай гостя словом»

Ребенок в татарском костюме: «Негостеприимный человек – неполноценный»

Ребенок в татарском костюме: «Если угощают, пей даже воду», — учат татарские народные пословицы.

Все рассаживаются вокруг стола, девочки с одной стороны, мальчики с другой. Хозяйка разливает чай из самовара в пиалы, подает гостям.

Хозяйка: По древнему татарскому обычаю в честь гостя мы расстилили праздничную скатерть и на стол выставили лучшие угощения сладкий чак-чак, щербет, и, конечно, душистый чай. Приятного вам чаепития!

Ребенок:Ах, какой самовар,

Мы чаек с тобою пьем,

О здоровье речь ведем.

Ребенок: Нужно мяту заварить,

Про болезни все забыть.

Чай у нас всегда в почете,

Лучшего напитка нет.

Потому что чай вы пьете,

Много, много, много лет.

orig 448da69f95f176c561257162fb972a92

Хозяйка: Дорогие гости, а теперь посмотрим что вы знаете о чае.Я буду говорить пословицы, а вы должны ее продолжить.

Чай пьешь – здоровье бережешь

С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет.

Чай не пьешь – где силу берешь?

Чай усталость всю снимает, настроение поднимает.

В горячий и крепкий чай кроме сахара добавляют молоко или топлёные сливки, или масло. А астраханские татары любят пить чай горячим, добавляя соль, масло и иногда чёрный молотый перец. Вот послушайте, какая история приключилась с мальчиком Маратом.

Шуточная сценка

Входит мальчик Марат в национальном костюме.

Марат.

Исамесез, мои друзья!
К вам пришёл на праздник я.
Зовут меня Марат!
В деревне у Бабая мне каждый очень рад!
Я весёлый, озорной!
И вот история какая приключилась со мной!
Раз купил бабай мой чаю….

Бабай. Должен ты его сварить!

Марат.

Но ведь я совсем не знаю,
Как грузинский чай варить?!

Бабай.

Ты возьми ведро водички,
Всыпь весь чай скорей в горшок…..

Марат.

Я добавил перца, лука
И петрушки корешок
Разлил варево в пиалы…
Хорошенько помешал,
Остудил его немного…
И Бабаю чай подал!

orig ea98498bcc6daa198ade94d3f78903c9

Бабай (подносит к губам, морщится, плюёт)

После чая твоего в животе скрутило всё
Поскорее поспеши!
Доктора мне пригласи….

Марат.

Долго думал, удивлялся
Чем я мог не угодить?!
А потом-то догадался
Чай забыл я … посолить!

Хозяйка:На нашем столе сегодня много угощенья татарской народной кухни: это и белиш, эчпочмак, сумса, перемячи, элеш. А давайте поиграем в народную татарскую игру «Самовар»?

orig b1a5c5fedbff41f89286ed14e7bf1015

Дети берут по тарелочке с одним из татарских угощений и встают в круг. В середине ребенок (самовар).

Игра «Самовар»

Ход игры : Под любую весёлую татарскую мелодию со словами дети идут по кругу. Как слова заканчиваются, «самовар» подходит к тому ребенку, напротив которого он остановился и отгадывает то блюдо, которое у него в руках.

Все дети спрашивают : «Поскорей отгадай, с чем пью чай?»

Ребёнок – «Самовар» указывает рукой и называет национальный пирог или сладкое блюдо. Если отгадает правильно, дети танцуют в паре, если неверно, то выбирают ведущего. Играют 2 раза.

Слова произносятся сначала на татарском, потом на русском языке.

Самовардан темле итеп,

С самовара льется чай

Ох, с самовара льется чай

Ложку с медом мне подай

Дуем, дуем, чай мы пьем

Потом хором все споем….

orig cbc3f838d8859acf8d115e8c598b21f8

Хозяйка: Самое вкусное угощенье на нашем столе – сладкий чак-чак. Хотите мы вам расскажем татарскую сказку про чак-чак? А вы поиграйте снами.(дети встают).

Жили-были дед да баба

На полянке у реки. (руки на поясе, приседания с поворотом)

И любили дед и баба

С медом вкусный чак-чак. (гладят живот)

Баба тесто замесила

И чак-чак она слепила, (месят тесто руками)

В масло его положила

И вот так оставила.(показывают ладошки)

Вышел он румян, пригож

И на солнышко похож. (гладят щечки)

От деда с бабой убежать, (бегут на месте)

По дорожке покатился,

Да рассыпался…(разводят руки в стороны)

Ой, ребята, рассыпался чак-чак на маленькие кусочки! Давайте поможем деду и бабе, соберем чак-чак?

Проводится игра: выбирают по 5 человек из зрителей и 5 человек из артистов.Под музыку выкладывают чак-чак из шариков в разных формах: бабочка, цветок, горка и т.п.)

Хозяйка: Для гостей дорогих приготовили мы подарок «Татарский танец» (плясовую)

Исполняется татарский танец.

orig 402465b4c23f5820985f6bd955b0b22d

Хозяйка:

Всем спасибо за внимание

В добрый путь и в добрый час!

Соседка. Ждите теперь в гости нас! Ходите друг к другу в гости, будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными. Ведь главное в гостях – не застолье, а радость общения с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится мир.

Список литературы:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Источник

Русско-татарские посиделки

f94b9b07a1bd326e13cf2df22622458c Фаридя Сметанкина
Русско-татарские посиделки

Русско-татарские посиделки в ДОУ «Рябинка»

р. п. Старотимошкино МО «Барышский район»

Зал празднично украшен: уголок татарской культуры и уголок русской культуры. Ведущая, одетая в татарский костюм, выходит в центр зала. На заднем плане избы,, впереди лавки, расписные стулья, прялка, коврики.

Ведущая (хозяйка избы).

Сколько сказочных месту России. Городов у России не счесть. Может где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь. Под синим небом горы и овраги, Кругом поля, раздолье, ширина. Бегут тропинки и пути-дороги. И это всё Российская земля.

Россия многонациональная страна.

У русского и татарского народов есть свои обряды, традиции. Со временем некоторые они теряются. Сегодня мы вам хотим показать фрагмент праздника веретена. Собирались девушки, женщины, бабушки у кого-то в доме и занимались рукодельем. Кто прядёт, кто носочки вяжет, Пели песни, играли.

Кезге кэн, жиле кэн, Тэразэ дерелдий,

Сэкедэ утырган эбилэр ион эрли.

Урамда тукталган трактор тырылдый, Идэндэ йоклаган песилэр пьфылдый.

Эбилэр ион эрли,— орчыкка жеп черный, Моржата кергэн дэ тынгысыз жил жырлый. Эбилэр жырламый, жиллэрне тынлыйлар, Жиллэргэ нэрсэдер эйтергэ уйлыйлар. Буран лы кыш кергэч башлана суыклар. Суыкта киялэр буреклэр, толыплар.

Эбилэр ион эрли бэйлэргэ оеклар.,

Оекны кетэлэр кечкенэ оныклар.

«Когда мне грустно я пряду, запою, думу думаю.

За один вечер свою жизнь повторно проживаю»(перевод с татарского)

(Звучит татарская народная мелодия. Дети кто парами, кто по-одному заходят в горницу. Одна девочка проходит вперёд с чакчаком. У девочек в руках корзинки с рукодельем.) Звучит татарская мелодия девочки вяжут, прядут и т. д.

бала белэ алса, Синен аша! * * *

Сехнеге чакырабыз «Татар егетлерен». (номер ложкарей)

Хозяйка. —Приветствую вас, гости дорогие, на наших деревенских посиделках. А знаете, как посиделки проходили раньше?

На завалинке в светёлке

Иль на брёвнышках каких, Собирали посиделки

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод, Говорили, песни пели

А играли как? В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Собрались все вместе коли,

Начинаем с хлеба-соли,

С русской песни наш зачин!

(Русская народная песня «Ой вставала я ранёшенька»

(После песни выходит девочка, в руках хлеб и соль на рушнике)

Жива традиция, жива,

От поколенья старшего

Важны обряды и слова Из прошлого из нашего.

И потому, принять изволь

Тот, кто пришёл на посиделки, На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

(Девочки подходят к зрителям, кланяются и угощают их караваем. Ставят на столик перед зрителями.)

Хозяйка. Посмотрите, а наши красны девицы тоже пришли на деревенские

посиделки

А как славится русский фольклор своими пословицами и поговорками (Девочки по очереди говорят пословицы. (или хозяйка)

2. Домом жить- не развеся уши ходить!

5. Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!

А татар мэкаллере тоже уму разуму учат: (татарские пословицы)

1. Ата йорты саламдыр- садам булса да сарайдыр; кайната ойрты кабыктыр-

кабык булсада тамугтыр.

2. Аккан су юлын табыр.

З. Егет булса мут булсын- ике кузе ут булсын.

4. Кем эшлеми-шул ашамый.

З. Язгы кен ел туйдыра

б. Уеннан уймак чыга.

А теперь встречаем группу «Прибаутки» (ВЕСЁЛЫЕ русские

Кажется своим весельем мы кого-то привлекаем.

.(В дверь стучат. Под музыку заходит бабушка втатарском костюме.)

Бабушка. Здравствуйте ребята и дорогие гости! Здравствуйте, мои хорошие! Такое у вас весёлое гулянье, что и я не усидела в своем доме. И мне с вами плясать хочется. А вы хотите плясать? Хозяйка. Конечно, хотим!

Исполняется татарский танец средняя гр.

Хозяйка:Эбикай уйны белесенме Эби: белемен. —Игра «Смотай нитки»

Пляшет эхо, пляшет тень,

Пляшут все, кому не лень.

(Ансамбль ложкарей исполняет русскую народную мелодию «Вдоль да по речке».) старшая группа.

Россия, Россия, края дорогие, Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют просторы родные, Лебёдушкой девушки в танце плывут.

(Девочки исполняют танец «Россия».)

На этом наши посиделки заканчиваются. Всего вам доброго. До свидания. до новых встреч.

6ea2726de4f2415d8d6e1eec6df5800c.jpg 0e1aef805dfaa4b8aeddb15ce4c6b76c.jpg 259d9e06467be9100573af74c0b66f39.jpg

e3c5f8493013e7e59f79e65ed4cd796f.jpgНаша группа! Хочу показать вам нашу группу. Я работаю в подготовительной группе. Детей в группе 25 человек. 13 девочек и 12 мальчиков. Раньше у нас.

Источник

Развлечение «Татарское гостеприимство»

ef198af82e4bb3c95902fa582e50e9cd флюра уздинова
Развлечение «Татарское гостеприимство»

Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой татарского народа.

Познавательное развитие: Сформировать у детей знания и представления об образе жизни татар, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

Речевое развитие: Закреплять знание детьми татарских пословиц о гостеприимстве, о пользе чая.

Художественно-эстетическое развитие: Знакомить с татарскими народными танцами; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту татарских народных танцев, музыки, одежды.

Физическое развитие: Знакомить с народными татарскими играми.

Социально-коммуникативное развитие: Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями татарского народа. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о татарском народе в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

Оборудование: стол, накрытый скатертью, самовар, посуда, предметы обихода, утварь, помогающие воссоздать интерьер татарской избы; изделия татарской народной кухни (из соленого теста, татарский рушник, чак-чак (по народному татарскому рецепту, полотенце, мыло, ковш с водой, изделия традиционной русской выпечки (из соленого теста (в корзине, отрезы ткани, платочки расписные, шапочка-самовар (атрибут) для ребенка, два подноса, шары из ткани с липкой лентой – 30 штук (для игры).

Место проведения мероприятия: музыкальный зал

Ход мероприятия:

Дети одеты в русские и татарские народные костюмы.

Тихо звучит спокойная татарская мелодия.

Воспитатель в русском костюме:Дорогие ребята, как вам известно, в нашей стране проживает множество различных национальностей. У каждого народа своя культура, свои обычаи, традиции. И это очень хорошо, что мы все такие разные. Насколько интереснее становится наша жизнь, когда мы знакомимся и узнаем так много нового и полезного для себя.

Ребенок: Живут в России разные народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

Ребенок: У каждого народа язык свой и наряд.

Ребенок: Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.

Ребенок: Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех – одна.

А что же отличает один народ от другого? (ответы детей) Да,вы правы: язык, одежда, кухня, обычаи, традиции, религия. Сегодня мы представляем вашему вниманию малую часть культуры татарского народа. Обычай встречать и принимать гостей свойственен людям любой национальности. О гостеприимстве татарского народа слагают легенды. Пригласили нас сегодня в гости в татарскую семью –Альфия-апа (бабушка) и ее внучата. Навестим наших друзей? Татарская семья в самом приходе гостя в дом видит доброе предзнаменование, он – почетный, уважаемый, дорогой человек. Татары издавна очень внимательны, заботливы и вежливы по отношению к гостям. Стараются накрыть со вкусом стол, обильно угостить различными блюдами. Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же. Давайте мы с вами соберем подарки для Альфии-апы и ее внучат.

Ребенок: Я возьму полотенце вышитое.

Ребенок: А я платочек расписной.

Соседка: Ну а я возьму с собой наших пирожков с пылу, с жару.

Подходят к дому, выходит воспитатель и дети в татарской одежде с чак-чаком на рушнике.

Хозяйка: Ис нмесез, Никитична!Исенмесезбалалар! (дети здороваются).

Соседка: Мир вашему дому! (заходят, вручают угощение, жмут руки, моют руки, вытираются о полотенце).

Хозяйка: Гости это хорошо. «Кто гостей не любить звать, тому радости не знать”- в моем селе так говорят. (говорит своим внукам) Если хочешь, чтобы тебя почитали, будь хлебосолен, приветлив, щедр. От этого добра твоего не убудет, а возможно, его станет больше.

Ребенок в татарском костюме: «Если нет угощения, приласкай гостя словом«

Ребенок в татарском костюме: «Негостеприимный человек – неполноценный»

Ребенок в татарском костюме: «Если угощают, пей даже воду», — учат татарские народные пословицы.

Все рассаживаются вокруг стола, девочки с одной стороны, мальчики с другой. Хозяйка разливает чай из самовара в пиалы, подает гостям.

Хозяйка: По древнему татарскому обычаю в честь гостя мы расстелили праздничную скатерть и на стол выставили лучшие угощения сладкий чак-чак, щербет, и, конечно, душистый чай. Приятного вам чаепития!

Ребенок: Ах, какой самовар,

Мы чаек с тобою пьем,

О здоровье речь ведем.

Ребенок: Нужно мяту заварить,

Про болезни все забыть.

Чай у нас всегда в почете,

Лучшего напитка нет.

Потому что чай вы пьете,

Много, много, много лет.

Хозяйка: Дорогие гости, а теперь посмотрим что вы знаете о чае. Я буду говорить пословицы, а вы должны ее продолжить.

— Чай пьешь – здоровье бережешь

— С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет.

— Чай не пьешь – где силу берешь?

— Чай усталость всю снимает, настроение поднимает.

В горячий и крепкий чай кроме сахара добавляют молоко или топлёные сливки, или масло. А астраханские татары любят пить чай горячим, добавляя соль, масло и иногда чёрный молотый перец. Вот послушайте, какая история приключилась с мальчиком Маратом.

Входит мальчик Марат в национальном костюме.

Исамесез, мои друзья!

К вам пришёл на праздник я.

В деревне у Бабая мне каждый очень рад!

И вот история какая приключилась со мной!

Раз купил бабай мой чаю….

Бабай. Должен ты его сварить!

Но ведь я совсем не знаю,

Как грузинский чай варить!

Ты возьми ведро водички,

Всыпь весь чай скорей в горшок….

Я добавил перца, лука

И петрушки корешок

Разлил варево в пиалы…

Остудил его немного…

Бабай (подносит к губам, морщится, плюёт)

После чая твоего в животе скрутило всё

Доктора мне пригласи….

Долго думал, удивлялся

Чем я мог не угодить!

А потом-то догадался

Чай забыл я … посолить!

Хозяйка:На нашем столе сегодня много угощенья татарской народной кухни: это и белиш, эчпочмак, сумса, перемячи, элеш. А давайте поиграем в народную татарскую игру «Самовар»?

Дети берут по тарелочке с одним из татарских угощений и встают в круг. В середине ребенок (самовар).

Ход игры: Под любую весёлую татарскую мелодию со словами дети идут по кругу. Как слова заканчиваются, «самовар» подходит к тому ребенку, напротив которого он остановился и отгадывает то блюдо, которое у него в руках.

Все дети спрашивают: «Поскорей отгадай, с чем пью чай?»

Ребёнок – «Самовар» указывает рукой и называет национальный пирог или сладкое блюдо. Если отгадает правильно, дети танцуют в паре, если неверно, то выбирают ведущего. Играют 2 раза.

Слова произносятся сначала на татарском, потом на русском языке.

Самовардан темле итеп,

С самовара льется чай

Ох, с самовара льется чай

Ложку с медом мне подай

Дуем, дуем, чай мы пьем

Потом хором все споем….

Хозяйка: Самое вкусное угощенье на нашем столе – сладкий чак-чак. Хотите мы вам расскажем татарскую сказку про чак-чак? А вы поиграйте снами. (дети встают).

Жили-были дед да баба

На полянке у реки. (руки на поясе, приседания с поворотом)

И любили дед и баба

С медом вкусный чак-чак. (гладят живот)

Баба тесто замесила

И чак-чак она слепила, (месят тесто руками)

В масло его положила

И вот так оставила. (показывают ладошки)

Вышел он румян, пригож

И на солнышко похож. (гладят щечки)

От деда с бабой убежать, (бегут на месте)

По дорожке покатился,

Да рассыпался (разводят руки в стороны)

Ой, ребята, рассыпался чак-чак на маленькие кусочки! Давайте поможем деду и бабе, соберем чак-чак?

Проводится игра: выбирают по 5 человек из зрителей и 5 человек из артистов.Под музыку выкладывают чак-чак из шариков в разных формах: бабочка, цветок, горка и т. п.)

Хозяйка: Для гостей дорогих приготовили мы подарок «Татарский танец» (плясовую)

Исполняется татарский танец.

Всем спасибо за внимание

В добрый путь и в добрый час!

Соседка. Ждите теперь в гости нас! Ходите друг к другу в гости, будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными. Ведь главное в гостях – не застолье, а радость общения с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится мир.

detsad 274502 1439677470Фотоотчет «Гостеприимство уральского леса, или как мы с папой в лес ходили» Здравствуйте, уважаемые посетители моего блога! Сегодня предоставляю вашему вниманиюфотоотчет о красивом и гостеприимном лесе Урала. Каждое.

detsad 368604 1540486341Фотоотчет «Осеннее развлечение» с 23 по 25 октября в нашем детском саду прошли традиционные осенние развлечения. Дети нарядные пришли на встречу с осенью. Осень в начале.

Развлечение «Концерт для малышей» Развлечение «Концерт для малышей» Возрастная группа: дети 4-5 лет приходят в гости к детям 3-4 лет. Воспитатель: Середа Г. Э. Форма НОД:.

detsad 373844 1469268997Развлечение «Газетный марафон» Программное содержание: Создать условия для досуга,воспитывать навыки дружеских взаимоотношения детей друг с другом, воспитывать любовь.

detsad 387716 1604569607Развлечение «Волшебница осень» Сценарий осеннего праздника во второй младшей группе «Волшебница Осень» Музыкальный руководитель Бешкок О. П., воспитатель Ивахненко И. С.

Источник

Сценарий праздника-развлечения «В гостях у самовара» в рамках проекта «Мозаика культур»

f78b310063aa78c34d896ce6d8655944 Наталья Нефедова
Сценарий праздника-развлечения «В гостях у самовара» в рамках проекта «Мозаика культур»

Сценарий Праздника- развлечения

«В гостях у самовара»

Составила: музыкальный руководитель Нефедова Н. Г.

detsad 632713 1475515638

Ход развлечения:

Под музыку пританцовывая, входят в зал родители и дети в национальных костюмах.

Ведущий : Добрый день, уважаемые гости! Сегодня у нас так уютно, как дома. Смотрите, как лиц много в зале знакомых! Рады видеть всех в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по-старинному — посиделками называется. Веселья вам да радости (родители садятся на свои места)

Ребенок : Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни вдруг.

Вспомни радость русской кухни, дедов искренний досуг.

Песня «К нам гости пришли»

Время игр и новостей,

Вместе: Для друзей и для гостей. (дети садятся)

Будем петь мы и плясать, говорить о том, о сем.

А о чем же разговор завести сегодня нам?

Загадаю я вам загадку:

Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Ответ :- Самовар.)

Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару. Непременным атрибутом русского чаепития стал самовар – исконно русское изобретение.

Сейчас вашему вниманию предлагается презентация о самоваре. Всё

Ведущий : Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю.С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела.

А откуда к нам пришел чай? (ответы)

detsad 632713 1475515826

Ведущий: Родина чая, который мы привыкли с вами пить, Китай. «Чай» по-китайски означает «молодой листочек»«ту-ай-не».

Вед: Презентация о чае. Прошу все внимания на экран.

Уже к началу XIX века выработался русский ритуал чаепития.

Конкурс «Кто больше знает названий чая»

Гости, дорогие, а какие названия чая вы знаете?

Возможны ответы: «Ахмат», «Липтон», «Бодрость», «Лисма», «Майский», «Индийский чай», «Цейлонский чай» и др.

Ведущая: Сейчас трудно себе представить наш завтрак без чашки чая. Давайте посмотрим, какой же путь проходит чай от плантации до нашего стола.

Чайничек с крышечкой.

Крышечка с шишечкой.

Шишечка с дырочкой…

В дырочке – пар идет.

Пар идет в дырочку,

Шишечка в крышечке,

Крышечка с чайничком.

detsad 632713 1475516013

Ведущий: Хорошо, немного разминулись. (музыка все садятся)

Ведущий : Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

Собралось к нам гостей со всех волостей. Семья Маськины – Русские; Семья Головко- Русские; Семья Влавацкие – Украинцы;

Семья Бирюковы – Казахи; Семья Загировых – Дагестанцы; Семья Мицуля – Селькупы.

Да не с пустыми руками пришли, попрошу вас рассказать, о ваших сладостях,выпечке.Ведущий : (объявляет семью)

Презентация блюд и выпечки.

detsad 632713 1475516205 detsad 632713 1475516314

Вед: Спасибо вам, какие сладости к нам принесли, да и рассказали про них! А теперь попросим вас,частушки с нами звонкие пропеть!

Станем девицы рядком

Да частушки пропоем.

Да и мы пожалуй встанем

От подружек не отстанем. (Встают друг против друга, поют частушки)

На столе у нас пирог,

Так споем же под чаек

2. Самовар пыхтит, искрится-

Щедрый, круглый, золотой.

В плясках не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам

Подавай мне чашку чаю,

Ведь тебе не жалко, чай?

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

Ой, чай, крепкий чай,

Чтобы радость приносил

Каждый день- денечек!

6. Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого,

Самоварного чайку!

Мы пропели вам частушки,

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали.

Вед: Какие озорные частушки! Какие звонкие у вас голоса! Спасибо гости дорогие (родители и дети садятся)

Привезли его к Петру из Китая поутру.

Этот чайный генерал всем чаёчек разливал.

Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого, ароматного чайку!

Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет и усталость прогоняет!

Силы новые дает и друзей за стол зовет!

Хоровод-игра. (По малину в сад пойдем)

detsad 632713 1475516439

Вед:Гости дорогие ну вот и вспомнили, как раньше хороводы водили.

А теперь предлагаю поиграть в хороводную игру «Повтори за мной»

Вед:Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Удобно ли вам, гости дорогие?

Собрались мы сегодня на праздник у самовара! Без него нельзя представить жизнь русского народа. Испокон века самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе,

создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Ведущий: Вот уже струится пар,

Закипает самовар!

От души и для души!

Мальчик: Я — удалый молодец,

На ложках вам сыграю.

Ведущий: Пока самовар поспевает, наши девочки нас позабавляют.

Игра на музыкальных инструментах «Во Кузнице».

Ведущий: А теперь гости,детвора

У нас веселая игра.

Русская народная игра «Воробышек»

Выбрать воробышка и поставить его в центр.

Воробышек пляшет и изображает то, что сейчас напевают.

Роль воробья меняется.

Песня: Ой блины,блины блины.

Танец – игра «Выбирай танец» (Родители наугад тянут бумажки с разными танцами.)

Молодцы у нас ребята!

Наши гости и девчата!

Ну, ни в чем не уступали,

Очень весело плясали!

А теперь на чай зовем,

И чайку мы всем нальем.

Сверху — пар, снизу — пар,

Вот он, русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Я хочу открыть секрет,

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит.

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

Выпьем чай из самовара!

С пряниками, сушками, сладкими ватрушками.

Наше развлечение подошло к концу.

Ведущий: Дорогие гости прошу всех к столу.

detsad 632713 1475516557

Не судите строго! Всем добра!

detsad 296520 1456051069Стенгазета «Моя сказочная мама» к Дню Матери или к 8 Марта в рамках проекта «В гостях у сказки» Одной из годовых задач нашего детского сада является «Сотрудничество ДОУ и семьи в условиях ФГОС». В рамках данной задачи наша подготовительная.

detsad 391017 1463848513Фотоотчет об экологическом празднике «День Земли» в рамках проекта «Красная книга Нижегородской области» Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели, Чтобы были голубыми небеса. Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась И на ягодах.

Игротека «В гостях у сказки» для педагогов ДОУ в рамках регионального проекта «PRO чтение» Цель: • повысить профессиональный уровень педагогов; • развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе; • раскрыть.

detsad 531603 1457964572Конспект игрового занятия в мини-музее «В гостях у хозяюшки» в рамках проекта «Как жили люди в старину» (средняя группа) Программное содержание: Упражнять детей в чтении потешек, в отгадывании загадок; вызвать желание играть в народные игры, затеи; развивать.

Конспект занятия-развлечения в рамках проекта «Куда идем мы с Пятачком» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ-РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Путешествие поросенка Пятачка в детский сад» Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, мотивировать.

Сценарий праздника в рамках проекта «Моя семья» (средняя группа) Проект «Моя семья» Средняя группа №5 Воспитатель Рева М. Ю. Участники проекта: дети средней группы, родители, Воспитатели, Музыкальный.

detsad 335777 1460739401Сценарий праздника. Фестиваль культур разных народов «Вместе дружная семья» Цель. Развивать у детей элементарные этнокультурные представления. Задачи: Углубить и уточнить представления детей о культуре народов.

Сценарий праздника «Осенняя ярмарка» в рамках проекта «Дорогая моя столица!» в подготовительной группе детского сада Уважаемые, коллеги! Предлагаем вашему вниманию наш авторский сценарий, по которому был успешно проведён праздник «Осенняя ярмарка». Праздник.

Сценарий развлечения «Открытие птичьей столовой» в рамках проекта «Зимующие птицы нашего края» «Открытие птичьей столовой» Цель: формировать у детей представления о зимующих птицах; о значении подкормки для зимующих птиц; воспитывать.

Конспект НОД по кузнечному ремеслу «В гостях у сказки» в рамках инновационного проекта для детей первой младшей группы Конспект НОД по кузнечному ремеслу в рамках инновационного проекта на тему «В гостях у сказки») Цель: продолжать формировать представление.

Источник

Adblock
detector