Меню

праздник род и роженица

Славянский праздник «Род и Роженица» празднуется 21 сентября

horovod

У славянских народов существует праздник, который называют «Род и Роженица». Его празднуют 21 сентября, по старому стилю это 8 сентября. У древних славян это был очень почитаемый праздник. У них был развит культ Рода и Рожениц, защищавших от болезней и даровавших благополучие семьям.

Почитание славянами божеств Род и Роженица

С давних времен люди считали, что умершие родственники навещают семьи и заботятся о них. Они как бы по-прежнему являются членами семейства, покровительствуют им. Славяне уважали праздник Род и Рожениц, на котором почитали память предков и надеялись на их защиту и покров.

Даже у язычников в древности знали такое понятие, как Род и Роженица, хотя это слово они произносили несколько иначе – «рожаница». После принятия славянства этот праздник стали отмечать 21 сентября, в этот день и прославляют духов.

Род – это божество языческое, которое покровительствует всем наследникам семьи, начиная с самых отдаленных предков. Он как бы является символом единства семейства.

У славян очень уважали те семьи, которые могли назвать своих предков нескольких колен назад. Были такие семьи, в которых рассказы об давно усопших родственниках передавали из одного поколения в другое на протяжении сотен лет.

Роженицы очень похожи на греческих сестер мойр. Так в Греции называли трех богинь. Они были сестрами и носили имена Лахесис, которая считалась самой судьбой, отвечала за прошлое; Клото пряла нить судьбы, это богиня настоящего и Атропос, прерывающая эту нить в нужный момент. Она считалась богиней будущего.

Некоторые ученые, изучаю мифологию, считали Рожениц мифологическими существами. Но славянские народы верили в то, что роженицы определяют судьбу новорожденного ребенка. Это культ был женским, ведь именно с женщиной связывается продолжение рода.

В этот день прославляли не только Род и Роженицу, но и богинь Ладу и Лель.

e2e66307de6957e5f71bbf4386287cd987ceed18

Обряды, проводимые на праздник Род и Роженица

Очень важным считали обряд, проводившийся в этот день. Он назывался «Похороны мухи». Для его проведения ловили любую мошкару – это могла быть муха, оса либо другое насекомое, клали его в приготовленный из морковки «гробик» и проводили обряд захоронения в поле. Это символизировало окончание теплых деньков для насекомых и приближение холодов.

Далее немаловажное продолжение праздника – обряд «Охота на лосих». Он заключался в том, что 2 девушки наряжались лосихами и прятались в лесу. Они по очереди показывались из зарослей, и парни начинали на охоту на девушек. Поймав, одну отпускали сразу, а другую приводили на капище, где ругали за то, что измотала охотников. Потом, конечно же, отпускали и ее. Потом все вместе собирались и пировали.

Вечером были разные игры, водили хороводы и веселились. Заканчивался праздник хороводом вокруг самой старшей женщины, которая держала в руках овсяный хлеб, который потом делился на всех.

bogorodica1

В наши дни этот праздник стали именовать «Рождество Богородицы».

Из поколения в поколение передается традиция всей семьей собраться за одним столом. Именно так чувствуется единение семьи. И поныне родственники стараются собраться вместе, поделиться друг с другом и радостями, и огорчениями. Все знают, что все семья едина и всегда можно рассчитывать на помощь друг друга.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Праздник Рода и Рожаниц (Осенины, Оспожинки)

Праздник Рода и Рожаниц. Осеннее Равноденствие.

В этот день приносят требу Роду Все-Держителю и Роду Небесному (Предкам нашим), а тако же прославляют РОД Земной (всех сородичей по Прави живущих): «Богу (РОДу) вовек слава, нам хвала по делам».

СЛАВА РОДУ ВСЕСУЩЕМУ

СЛАВА РОДУ НЕБЕСНОМУ

ДА ПРЕДКАМЪ НАШИМЪ!

СЛАВА РОДУ ЗЕМНОМУ

ДА ВСЕМЪ СОРОДИЧАМЪ

ГОЙ! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

Хлеб — символ благополучного Лета и Здоровья в Зимнее время

На зачине произносят славления РОДу, Ладе и Леле, освещают хлебы каждой семье.

63708149 DSC01586СЛАВЛЕНИЕ РОДА!http://foto.mail.ru/mail/uab17/_myphoto/6.html#7

Род и Рожаницы особливо чтятся во Святодень Свой — 8 вересеня, когда собран урожай.В народе на этот день приходился Праздник Урожая и Благодарения Матери Земли. В земледельческом календаре этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. Ведь в это время завершались последние сельскохозяйственные работы, которые должны были обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «Осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего крестьяне заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся семья. Для празднества из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-Сыру-Землю за то что родила хлеб, овощи и фрукты.

63691912 49820841 320873726

В 2010 году День осеннего равноденствия выпадает на 23 сентября.

Род – Един, Природа – Многолика. Род – воплощён в образе Единого Небесного Отца, Природа – во образах Всемногих Матерей-Рожаниц, порождающих (как мать порождает дитя, зачиная его от семени мужа) всё сущее[1].

Три главные Рожаницы Суть:

1) Макошь-Прародительница, Хозяйка Покуты (Судьбы) – породила в седой древности великанов волотов, а тако же всяк живот, сущий на Земле;

2) Лада-Матушка – породила людей;

3) Леля-Дева – породила бестелесных духов (ибо пожелала сохранить навечно свою девичью красу).

Иногда упоминают только двух Рожаниц: Старшую и Младшую, воплощённых в образах Небесных Олених (Лосих). При этом Старшую почитают Прародительницей всех плотских существ, а Младшую – Прародительницей бесплотных духов, родившихся прежде людей.

Рекут тако же: в Начале была лишь Одна Всесущая Матерь Тьма, во Чреве Которой покоилось Золотое Яйцо. Из Яйца вышел Род, и тогда всё сущее начало быть.

После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы.

После «похорон» начинается обрядовая охота на «лосих». Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать.

Праздник заканчивается рожаничным пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, ягодное вино) и игрищами.

Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин. Женщина держит в руках хлеб (желательно овсяный). По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных. После праздника Рода и Рожениц наступает «бабье лето».

63688344 trip 22
Трипольские Рожаницы. Картина украинского художника Виктора Крыжановского

Рожаница Мать (Лада) Девушки обращаются к богине, чтобы она послала большой урожай

Особый статус Лады — великой богини весенне-летнего плодородия и покровительнице свадеб, брачной жизни — обусловил множественность посвященных ей праздников: они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября. Связанные с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне-летнему и осеннему циклу праздников.

В частности, именно у Лады и ее дочери Лели (Лельник) испрашивали разрешения закликать весну. Затем к богине обращались перед началом летних полевых работ. Остальные обряды были связаны с весенне-летним циклом молений о дожде, праздником первой зелени, первых всходов, первых и последних колосьев.

На праздник Красной горки, который в большей степени был посвящен Ладе, девушки вели игру «А мы просо сеяли, сеяли». Местом ее проведения был холм (красная горка). Играющие делились на две группы — одна пела о посеве проса, другая — о его вытаптывании. Вытаптывание обозначало завершение всего цикла — обмолот хлеба.

Возможно, именно подобное игрище описывал летописец, отмечавший, что славяне «устраиваша игрища межю селы и ту умыкаху жены себе». Исследователи также установили, что к Ладе обращались и для обеспечения благополучия будущего брака. Нередко именно в середине лета, к осени, принималось решение о заключении брачного союза, хотя свадьба игралась значительно позже, после окончания полевых работ.

Цикл прославления богини завершался после уборки хлебов (в конце августа—сентября), поэтому последним праздником, связанным с Ладой, был праздник осеннего солнцестояния. (8—9 сентября по старому стилю) и 22 сентября по новому.

63688542 ryestalks

Вера народа в эти божества была повсеместна, устойчива и неистребима. Упоминания об этих божествах встречаются во многих древнеславянских рукописях. До наших дней дошла даже календарная дата празднеств и пиров в честь рожаниц — 8 сентября/21 сентября. Чтобы народ признал церковные праздники; Церковь примирилась с «бесовской» трапезой в честь Рода и рожаниц. К сожалению, в дошедших до нас письменных памятниках не раскрывается сущность тогдашних представлений о Роде: «Вопрос о почитании Рода и рожаниц принадлежит к самым темным и запутанным»(Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков, 1916, т. I, с. 153.)

В списке “Слова. ” по рукописи Софийского Новгородского собора читаем, что «темъ же богомъ требу кладуть и творять и словеньскыи языкъ: виламъ, и Мокошьи, диве, Перуну, Хърсу, роду и рожаници, упиремъ и берегынямъ, и переплуту, и верьтячеся пьють ему въ розехъ, и огневи сварожицю молятся, и навьмь мовь творять, и въ тесте мосты делають, и колодязе, и ина многа.»

В «Вопросах Кирика находим», памятнике словесности XII века: «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед. «

Упоминают Рода и другие русские книжники. Так, например, рукописный комментарий к Евангелию XV века, «О вдуновении духа в человека», противопоставляет Рода самому христианскому богу:

«То ти не род седя на воздусе мечет на землю груды и в том ражаются дети …
Всем бо есть творец бог, а не род»

По Б. А. Рыбакову эта цитата свидетельствует о первенстве Рода в славянском пантеоне, аналогичном безоговорочному первенству и единству монотеистического бога иудео-христианской традиции.

Ценным свидетельством о значимости Рода и рожаниц является «Слово Исайи пророка, истолковано святым Иоанном Златоустом о поставляющих вторую трапезу Роду и рожаницам».
Это поучение посвящено исключительно культу Рода и рожаниц. Считается, что «Слово Исайи пророка» создано не позже середины XII в., близко по времени к «Слову об идолах». «Слово Исайи пророка» представляет собой сокращенный пересказ 65-й главы Книги пророка Исайи, входящей в Библию.
Смысл создания этого произведения заключался только в том, чтобы обрушить всю тяжесть библейских проклятий на Рода и его двух рожаниц.

Иногда Рода считают божеством, воплощающим единство рода единство потомков одного предка, ограничивая его рамками одной семьи. Порою он рассматривается старшим над рожаницами, но, опять-таки, в пределах только одной семьи или одного княжеского дома. Тем самым принижается роль центрального персонажа славянской мифологии.

По представлениям древних славян, с верой в Рода и рожаниц соединялась идея судьбы, предопределения. Случайности, подстерегающие человека, не могли не поражать его фантазию — тем более, что в первобытном своем состоянии он всецело отдавался матери-природе, и все, что ни случалось с ним, объяснял влиянием добрых или враждебных сил, действующих на него извне. По мнению древних, жизнь, со всеми ее радостями и бедами, уже наперед определялась при самом рождении младенца. На такую связь Рода и рожаниц с судьбою указывает народная поговорка: Так ему на роду написано!

Несомненно, что славянское понятие, обозначенное словом Род, включало в себя идею плодородия, урожая (на это указывают слова с корнем «род» — «рож»). Для славян, занимающихся земледелием, было совершенно естественно сочетать в одном понятии судьбу и урожай, ибо их судьба напрямую зависела от урожая. Поэтому Рода надо расценивать как очень значительное божество плодородия, повелевающее землей.

Культ рожаниц отличался от остальных языческих обрядов прежде всего своей явностью, открытостью, торжественными пирами в честь богинь, частично замаскированными празднествами Рождества Богородицы. Принявшие христианство русские люди Х1-Х11 вв. все еще, по свидетельству автора «Слова об идолах», устраивали трапезы Роду и рожаницам с соблазняющей всенародностью; в противоположность этому «кладение треб» другим языческим богам производилось тайно.

Во всех христианских поучениях против язычества все славянские божества упоминаются обычно общим перечнем, но Род и рожаницы всегда выделяются особо. К трапезам в честь этих божеств авторы поучений возвращаются повторно. Эти языческие пиры занимали видное место. Рожаничные трапезы особенно тревожили церковников как самое заметное и неистребимое проявление язычества.http://traditio.ru/wiki/Рожаницы_(богини_славян)

Мой Род – я часть тебя

Мой Род – я твой потомок

Я Кровь твоя и плоть

Я Разум и душа твоя

ТЫ помнишь и бережешь меня – потомка своего

Слава Вам – Рожаницы Светлые, помощницы верные отца богов.

Слава тебе БЕЛОБОГ, законотворец.

Слава тебе Велес рассудитель истины, хранитель Удачи.

Слава тебе Макошь, судьбы хозяйка.

Слава тебе ЛАДА – уклада брачного отрада

Слава ЯРИЛЕ – богу силы пробудившему

Слава ДАЖДЬБОГУ – богу живительной силы

Источник

Глава VI. Род и рожаницы. Астрологические верования

§53. Сложность вопроса о родопочитании. Древность родопочитания

Вопрос почитания рода и рожаниц принадлежит к самым темным и запутанным. В историческую эпоху наши предки ясно и определенно не давали себе отчета в том, что такое род и рожаницы. В этой главе мы будем говорить о борьбе против родопочитания, но вместе с тем приходится выяснять и сущность этого культа. Сведения о роде и рожаницах мы почерпаем из обличительной христианской литературы против этих же верований. Но обличители сами не понимали сущности родопочитания и ограничивались преследованием внешних проявлений этого культа. Таким образом недостаточность обличительной литературы для выяснения сущности родопочитания очевидна. Приходится пользоваться другими средствами, а именно народно-устной литературой, верованиями других народов и проч. Настоящая глава, исчерпывая обличительный материал против родопочитания, собственно отвечает на вопрос: что было языческого в почитании рода и рожаниц, и вследствие чего церковь настойчиво преследовала этот культ?

§54. Обличение родопочитания в кормчих

Несмотря на распространенность верования в рожаниц, выяснение сущности этого верования является делом сложным и запутанным. Чтобы установить правильную точку зрения и решить, что такое наши рожаницы, рассмотрим памятники, в которых сохранились сведения о них. К сожалению, мы имеем крайне скудные сведения о рожаницах. Памятники древней письменности только упоминают о них, или содержат порицание тем, кто почитал рожаниц.

§55. Обличение в Паремейниках

§56. Обличение в безыменных словах и поучениях. Параллели Артемид и Артемида – род и рожаницы. Сближение почитание упырей и берегинь с культом рода и рожаниц

§57. Обличение рожаничной трапезы в честь Богородицы

На основании разобранных выше памятников мы можем составить себе представление об эволюции верования в род и рожаниц. Составитель слова Григория по Паисиеву сборнику (13–14 в.) род и рожаниц отождествлял с Артемидом и Артемидой, при чем был убежден, что современное ему почитание рода и рожаниц выродилось из древнего почитания упыей и берегинь. Автор отмечает, что славяне в древности клали требы роду и рожаницам; и теперь, в его время, они не могут отвыкнуть от ставления второй трапезы старым божествам. Из слова Христолюбца по Паисиевому сборнику (12–13 в.) мы узнаем, что над трапезой в честь рода и рожаниц употреблялись какие-то христианские молитвы. Из слова Григория по списку 15 в. 560 узнаем, что попове из корыстных целей, очевдино, уступая традиции, «рикладывали» именно тропарь Рождества Богородицы к рожаничной трапезе. Из слова Христолюбца по списку 15 в. 561 выдно, что рожаничную трапезу ставили в честь Богородицы, которую смешивали с рожаницами. – Полагаем, что такие верования и обычаи возникли следующим образом: с давних пор существовал обычай ставить рожаничную трапезу; под влиянием христианства смысл древнего верования тускнел, и вот стали над этой трапезой, имевшей религиозный харакрет, совершать христианские молитвы. Потом, сближая Богородицу с рожаницами (считая Ее рожаницей – родительницей), начали петь над рожаничной трапезой тропарь Рождества Богородицы. Низшее духовенство само допускало такое смешение христианства с язычеством. Но «христолюбцы2 не потерпели такого довеверия и выступили с ревностными обличениями, которые произвели известное действие.

§58. Праздник «полог Богородицы»

§59. Возникновение обычая на трапезах исполнять христианские молитвословия

Итак, рожаничные трапезы с пением тропарей оказываются явлением слоным. Будучи по своей основе культом мертвых, они осложнились введением христианского элемента: Богородицу у нас тали считать рожаницей и вследствие этого начали сначала читать, а потом и петь тропарь рождества. Возникновение последнего обычая находилось в зависимости от обычая у славня произносить слова во имя богов. Под влянием христианства эти «слова» могли заменится тропарями, которые иногда «примолвливались» на рожаничных трапезах, иногда на обычных пирах. Ревнители чистоты веры восставали против рожаничной трапезы и пения тропарей на пирах. Возможно, что у нас перестали петь тропари на рожаничной беседе, продолжая пение тропарей во время пиров. Это неуместное исполнение церковных песнопений оскорбляло религиозное чувство людей глубоко верующих, вследствие чего неблагоговейный обычай и подвергся обличению. Тем не менее пение тропарей и теперь еще продолжает существовать, хотя на одних только поминках, обнаруживая таким образом связь древнего культа мертвых с культом рожаниц.

§60. Потемнение культа рожаниц. Исповедные вопросы

§61. Род. Родопочитание у южных славян. Доля – счастье

§62. Астрологические верования. Звезда – душа. Род и рожаницы, γένεσις. звезды. Рожаницы – планеты

§63. Обличение астрологических верований. Судьба их

Подводя итоги всему сказанному выше о судьбе астрологических верований на Руси, мы должны признать следующее. Есть основание думать, что в доисторическую эпоху среди русских славян существовало верование во влияние звезд на людей и животных. Это верование рука об руку шло с верованием в рожаниц, которых впоследствии отождествляли с планетами. Наконец и последнее верование в 18 в. стало отходить в область преданий. Тем не менее обрывки этих верований продолжают существовать и теперь. Как мы говорили выше, сын спрашивал у матери, под какой звездой она его родила и каким счастьем наделила. Здесь двойственность и несправедливость убеждения очевидна: счастье зависит от звезды и от матери. В Дорогобужском уезде, Смоленской губ., крестьяне убеждены, что «от счастливой матери и дети родятся счастливые; доля-счастье дается Богом; многое значит и от звезды». В этом сбивчивом и противоречивом взгляде одновременно сказывается и влияние христианства, и вера во влияние звезд, и вера в наследственность, получаемую от матери; в последнем случае усматриваем остаток древнего верования в рожаниц.

Среди образованных слоев русского общества астрология не находит себе сторонников. С развитием грамотности и просвещения вера во влияние звезд исчезнет и среди простого народа.

Илиада, 19, стихи 104 и 119. «Ные родящих помощница, в свете изведет Илифия мужа… Но Алкмены в срок удержала роды, удаливши помощных Илифий. Пер. Гнедыча. «Нынче должна Илифия, помощница в муках рожденья, вывести мужа на свет… «Роды замедлив Алкмены, отсрочив потуги на время» Пер. Минского.

Источник

21 СЕНТЯБРЯ ПРАЗДНИК РОДА И РОЖАНИЦ.

jpg

21 сентября на Руси повсеместно отмечался праздник всего Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Пришло время подведения итогов. Встреча осени — Макошино полетье, чествование Макоши как Матушки-Осенины предваряло этот праздник. В этот день приносят требы Роду Вседержителю (Всебогу) и Роду Небесному (Предкам), а тако же прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих):

«Роду-Всеотцу и Родным Богам — вовек слава, а нам — хвала по делам!»

Род Вседержитель особливо почитается во время празднования четырёх основных Солнечных Святодней Кологода.

Род Небесный особливо почитается на Вешних и Осенних Дедов — во дни поминовения Предков.

За сородичей (Род Земной) рекут здравицы во время всякой честной братчины.

Обряд совершался 8 сентября. Но, по словам исследователя Максимова, мог повторяться и в конце сентября и в октябре.

jpg

Рожаницы – это Родные Богини, давшие жизнь Роду Небесному и праматери славянские, от которых произошли Роды Земные.

Это своеобразный славянский Женский День, праздник почитания матерей и жен, ибо без женщины никакого Рода и быть не может. В этот день обращают свои молитвы к Рожаницам бездетные матери, чтобы послали им ребёнка.

В этот день мужчины брали домашние хлопоты на себя, уважая желание женщин должным образом почтить Небесных Матерей.

jpg

Роду сопутствуют рожаницы. В «Вопросах Кирика находим», памятнике словесности XII века: «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…», как-то связаные с судьбой. Кто такие рожаницы? И почему их две?

Видимо потому, что в жизни у каждого человека есть как счастливые, так и несчастливые мгновения. Первыми ведает Доля; вторые насылает ее мрачная сестра — Недоля. Иногда говорили, что неудачник родился под несчастливой звездой, а везунчик — под счастливой.

Рожаницами многие полагают Ладу и Лелю, хотя ни разу в источниках их так не именуют. Яcно, что Рожаницы — девы жизни и судьбы, которым «с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ».

Культ рожаниц как женских божеств, покровительствующих рождению, был многозначным, в нем объединялись и черты культа общей плодовитости (людей, промысловых зверей, домашнего скота), и представления земледельцев о богинях урожая. Корни культа рожаниц надо искать в древних верованиях праславян в оберегающие силы — берегини. С культом рожаниц связаны мифы охотничьих народов о двух небесных хозяйках, полуженщинах-полулосихах, рождающих всех земных лосей и оленей на потребу людям и волкам.

jpg

Календарное место праздника рожаниц в годовом цикле объясняет его значение и торжественность рожаничных пиршеств. День Рода и Рожаниц для всех восточнославянских областей — это праздник урожая, праздник завершения главнейшего цикла земледельческих работ.

Страда закончена, хлеб — в закромах, урожай окончательно известен. Именно этот урожайный характер праздника и определял состав яств на рожаничных трапезах: хлеб, каши из разных круп, сыр, творог и хмельной мед.

В этот день организуется трапеза во славу Рода и Рожаниц. К праздничному столу готовят кутью из разных круп нового урожая с мёдом, зерновой хлеб, творог (сыр), варят пиво и закалывают овцу (барана). В старину на этот день в селе закалывали оленя или быка. На пиру обносится чаша и над нею Славят Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы, произносятся слова благословения во имя богов. Кутью также ставят на подоконник – угощение духов предков рода. Культ Рожаниц отличается от остальных славянских обрядов торжественными пирами в честь богинь. «Желя Роду и роженицам по рождестве – муку варити святей богородици, а Роду примолвливающе».

jpg

Второй праздник Рода и рожаниц отмечали после 25 декабря. В начале времен мир пребывал во тьме. Но Вышень явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род — Родитель всего сущего. Род родил Любовь — Ладу-матушку и силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную — бесчисленное множество звездных миров и наш земной мир.

Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы «оспожинки» справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Это деревенское «пировство» развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приёмами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие моменту игровые песни:

Вейся ты, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!

А приволье-то большое, мужики богаты!
Что мужики-то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

jpg

Молодые женщины, уже имеющие детей и собирающиеся рожать еще, одевали яркие и нарядные одежды, приносили обильные осенние дары: отборные фрукты, приготовленные напитки, куриное мясо, сыр, молоко, масло, мёд; шерсть, платки, нитки.

jpg

jpg

Под руководством ведуньи прославлялись Род Земной и все ныне живущие по Прави: «Богу Роду вовек слава, нам хвала по делам».

jpg

После проведения зачина проходят обязательные прославления Бога Рода, Богини Лады и Богини Лели, а затем начинается обрядовое действие «охота на лосих».

Для этого, две молодые девицы рядятся в костюмы лосих или олених, на время выскакивают из леса, а потом, что есть духу, убегают. За ними вдогонку бросаются охотники-молодые парни, стремящиеся их изловить. Поймав одну «лосиху», ее сразу же отпускают на волю, а вторую отводят к капищу, по дороге шутливо ругая за то, что слишком долго убегала от добрых молодцев-охотников.

jpg

Этот ритуал является неким воплощением древнейшего мифа, который рассказывает о двух лосихах или оленихах, которые каждый год в определённый день выходили к людям, причём одна из них добровольно отдавала себя в жертву, а вторая уходила, не тронутая людьми.

jpg

В Заонежье в некоторых деревнях молодёжь гадала, когда выезжала на острова для проведения молодежного праздника в честь завершения жатвы. На острова молодёжь вывозила с собой соломенное чучело, обряженное в женское платье и украшенное колосками ржи. Чучело на острове разрывалось на части, сжигалось на костре, а парни и девушки, гадая, как в летние святки, попарно прыгали через огонь (если руки не разъединятся, к удачному браку).

После пира устраивались игрища, открывал которые хоровод вокруг ведуньи или старицы, руководившей утренними обрядами. Стоя в центре, она держала в руках овсяный хлеб, который по окончанию хоровода делили и раздавали всем, как лечебное средство и для людей, и для домашних животных.

jpg

jpg

В час, когда гуляет вольный ветер
По лазурной, облачной степи,
зрит Богиня, как земные дети
В мир идут по Млечному Пути.

И сквозь дымку звёздного тумана
Видит мать из-под усталых век:
На дитя прекрасная Рожана
Одевает Яргу-Оберег.

jpeg

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Славянский праздник «Род и Роженица» празднуется 21 сентября

horovod

У славянских народов существует праздник, который называют «Род и Роженица». Его празднуют 21 сентября, по старому стилю это 8 сентября. У древних славян это был очень почитаемый праздник. У них был развит культ Рода и Рожениц, защищавших от болезней и даровавших благополучие семьям.

Почитание славянами божеств Род и Роженица

С давних времен люди считали, что умершие родственники навещают семьи и заботятся о них. Они как бы по-прежнему являются членами семейства, покровительствуют им. Славяне уважали праздник Род и Рожениц, на котором почитали память предков и надеялись на их защиту и покров.

Даже у язычников в древности знали такое понятие, как Род и Роженица, хотя это слово они произносили несколько иначе – «рожаница». После принятия славянства этот праздник стали отмечать 21 сентября, в этот день и прославляют духов.

Род – это божество языческое, которое покровительствует всем наследникам семьи, начиная с самых отдаленных предков. Он как бы является символом единства семейства.

У славян очень уважали те семьи, которые могли назвать своих предков нескольких колен назад. Были такие семьи, в которых рассказы об давно усопших родственниках передавали из одного поколения в другое на протяжении сотен лет.

Роженицы очень похожи на греческих сестер мойр. Так в Греции называли трех богинь. Они были сестрами и носили имена Лахесис, которая считалась самой судьбой, отвечала за прошлое; Клото пряла нить судьбы, это богиня настоящего и Атропос, прерывающая эту нить в нужный момент. Она считалась богиней будущего.

Некоторые ученые, изучаю мифологию, считали Рожениц мифологическими существами. Но славянские народы верили в то, что роженицы определяют судьбу новорожденного ребенка. Это культ был женским, ведь именно с женщиной связывается продолжение рода.

В этот день прославляли не только Род и Роженицу, но и богинь Ладу и Лель.

e2e66307de6957e5f71bbf4386287cd987ceed18

Обряды, проводимые на праздник Род и Роженица

Очень важным считали обряд, проводившийся в этот день. Он назывался «Похороны мухи». Для его проведения ловили любую мошкару – это могла быть муха, оса либо другое насекомое, клали его в приготовленный из морковки «гробик» и проводили обряд захоронения в поле. Это символизировало окончание теплых деньков для насекомых и приближение холодов.

Далее немаловажное продолжение праздника – обряд «Охота на лосих». Он заключался в том, что 2 девушки наряжались лосихами и прятались в лесу. Они по очереди показывались из зарослей, и парни начинали на охоту на девушек. Поймав, одну отпускали сразу, а другую приводили на капище, где ругали за то, что измотала охотников. Потом, конечно же, отпускали и ее. Потом все вместе собирались и пировали.

Вечером были разные игры, водили хороводы и веселились. Заканчивался праздник хороводом вокруг самой старшей женщины, которая держала в руках овсяный хлеб, который потом делился на всех.

bogorodica1

В наши дни этот праздник стали именовать «Рождество Богородицы».

Из поколения в поколение передается традиция всей семьей собраться за одним столом. Именно так чувствуется единение семьи. И поныне родственники стараются собраться вместе, поделиться друг с другом и радостями, и огорчениями. Все знают, что все семья едина и всегда можно рассчитывать на помощь друг друга.

Источник

Глава VI. Род и рожаницы. Астрологические верования

§53. Сложность вопроса о родопочитании. Древность родопочитания

Вопрос почитания рода и рожаниц принадлежит к самым темным и запутанным. В историческую эпоху наши предки ясно и определенно не давали себе отчета в том, что такое род и рожаницы. В этой главе мы будем говорить о борьбе против родопочитания, но вместе с тем приходится выяснять и сущность этого культа. Сведения о роде и рожаницах мы почерпаем из обличительной христианской литературы против этих же верований. Но обличители сами не понимали сущности родопочитания и ограничивались преследованием внешних проявлений этого культа. Таким образом недостаточность обличительной литературы для выяснения сущности родопочитания очевидна. Приходится пользоваться другими средствами, а именно народно-устной литературой, верованиями других народов и проч. Настоящая глава, исчерпывая обличительный материал против родопочитания, собственно отвечает на вопрос: что было языческого в почитании рода и рожаниц, и вследствие чего церковь настойчиво преследовала этот культ?

§54. Обличение родопочитания в кормчих

Несмотря на распространенность верования в рожаниц, выяснение сущности этого верования является делом сложным и запутанным. Чтобы установить правильную точку зрения и решить, что такое наши рожаницы, рассмотрим памятники, в которых сохранились сведения о них. К сожалению, мы имеем крайне скудные сведения о рожаницах. Памятники древней письменности только упоминают о них, или содержат порицание тем, кто почитал рожаниц.

§55. Обличение в Паремейниках

§56. Обличение в безыменных словах и поучениях. Параллели Артемид и Артемида – род и рожаницы. Сближение почитание упырей и берегинь с культом рода и рожаниц

§57. Обличение рожаничной трапезы в честь Богородицы

На основании разобранных выше памятников мы можем составить себе представление об эволюции верования в род и рожаниц. Составитель слова Григория по Паисиеву сборнику (13–14 в.) род и рожаниц отождествлял с Артемидом и Артемидой, при чем был убежден, что современное ему почитание рода и рожаниц выродилось из древнего почитания упыей и берегинь. Автор отмечает, что славяне в древности клали требы роду и рожаницам; и теперь, в его время, они не могут отвыкнуть от ставления второй трапезы старым божествам. Из слова Христолюбца по Паисиевому сборнику (12–13 в.) мы узнаем, что над трапезой в честь рода и рожаниц употреблялись какие-то христианские молитвы. Из слова Григория по списку 15 в. 560 узнаем, что попове из корыстных целей, очевдино, уступая традиции, «рикладывали» именно тропарь Рождества Богородицы к рожаничной трапезе. Из слова Христолюбца по списку 15 в. 561 выдно, что рожаничную трапезу ставили в честь Богородицы, которую смешивали с рожаницами. – Полагаем, что такие верования и обычаи возникли следующим образом: с давних пор существовал обычай ставить рожаничную трапезу; под влиянием христианства смысл древнего верования тускнел, и вот стали над этой трапезой, имевшей религиозный харакрет, совершать христианские молитвы. Потом, сближая Богородицу с рожаницами (считая Ее рожаницей – родительницей), начали петь над рожаничной трапезой тропарь Рождества Богородицы. Низшее духовенство само допускало такое смешение христианства с язычеством. Но «христолюбцы2 не потерпели такого довеверия и выступили с ревностными обличениями, которые произвели известное действие.

§58. Праздник «полог Богородицы»

§59. Возникновение обычая на трапезах исполнять христианские молитвословия

Итак, рожаничные трапезы с пением тропарей оказываются явлением слоным. Будучи по своей основе культом мертвых, они осложнились введением христианского элемента: Богородицу у нас тали считать рожаницей и вследствие этого начали сначала читать, а потом и петь тропарь рождества. Возникновение последнего обычая находилось в зависимости от обычая у славня произносить слова во имя богов. Под влянием христианства эти «слова» могли заменится тропарями, которые иногда «примолвливались» на рожаничных трапезах, иногда на обычных пирах. Ревнители чистоты веры восставали против рожаничной трапезы и пения тропарей на пирах. Возможно, что у нас перестали петь тропари на рожаничной беседе, продолжая пение тропарей во время пиров. Это неуместное исполнение церковных песнопений оскорбляло религиозное чувство людей глубоко верующих, вследствие чего неблагоговейный обычай и подвергся обличению. Тем не менее пение тропарей и теперь еще продолжает существовать, хотя на одних только поминках, обнаруживая таким образом связь древнего культа мертвых с культом рожаниц.

§60. Потемнение культа рожаниц. Исповедные вопросы

§61. Род. Родопочитание у южных славян. Доля – счастье

§62. Астрологические верования. Звезда – душа. Род и рожаницы, γένεσις. звезды. Рожаницы – планеты

§63. Обличение астрологических верований. Судьба их

Подводя итоги всему сказанному выше о судьбе астрологических верований на Руси, мы должны признать следующее. Есть основание думать, что в доисторическую эпоху среди русских славян существовало верование во влияние звезд на людей и животных. Это верование рука об руку шло с верованием в рожаниц, которых впоследствии отождествляли с планетами. Наконец и последнее верование в 18 в. стало отходить в область преданий. Тем не менее обрывки этих верований продолжают существовать и теперь. Как мы говорили выше, сын спрашивал у матери, под какой звездой она его родила и каким счастьем наделила. Здесь двойственность и несправедливость убеждения очевидна: счастье зависит от звезды и от матери. В Дорогобужском уезде, Смоленской губ., крестьяне убеждены, что «от счастливой матери и дети родятся счастливые; доля-счастье дается Богом; многое значит и от звезды». В этом сбивчивом и противоречивом взгляде одновременно сказывается и влияние христианства, и вера во влияние звезд, и вера в наследственность, получаемую от матери; в последнем случае усматриваем остаток древнего верования в рожаниц.

Среди образованных слоев русского общества астрология не находит себе сторонников. С развитием грамотности и просвещения вера во влияние звезд исчезнет и среди простого народа.

Илиада, 19, стихи 104 и 119. «Ные родящих помощница, в свете изведет Илифия мужа… Но Алкмены в срок удержала роды, удаливши помощных Илифий. Пер. Гнедыча. «Нынче должна Илифия, помощница в муках рожденья, вывести мужа на свет… «Роды замедлив Алкмены, отсрочив потуги на время» Пер. Минского.

Источник

Род и Рожаницы: славянский праздник семейного благополучия

rod i rozhanitsy

Ежегодно 8 сентября (21 сентября по новому стилю) многие поколения наших предков отмечали Род и Рожаницы – праздник семейного благополучия и процветания семьи. Это был один из тех шести дней в году, когда отдают почести богине Ладе.

Славянские праздники: как отмечали Род и Рожаницы

На праздник к Ладе обращались, прося счастливой свадьбы и прочного брака. Парни засылали сватов к понравившимся девушкам, родители сговаривались о будущих союзах, а заключали их обычно чуть позже, когда пройдёт время страды: незачем отвлекаться на веселые гулянки, когда на корню может пропасть урожай.

Сам славянский праздник Рода и Рожаниц начинали с прославления Лады, Рода и Леля. После этого проводили весьма занимательный обряд: ловили мелкое насекомое вроде мухи, осы или таракана (впрочем, на крайний случай годился и комар) укладывали в специально сделанное из морковки подобие гробика. Далее его относили куда-нибудь на пустырь и торжественно зарывали. Этой действо символизировало, что скоро наступят холода, и насекомые оцепенеют.

Следующий обряд был еще интереснее – охота на лосих. Только вот вместо сохатых от участников убегали девушки. Правда, с накладными рогами и в шкурах (или чем-то максимально на них похожем). Они быстро выглядывали из леса и пускались обратно, а молодым людям нужно было их поймать. Одну тут же отпускали, демонстрируя свое милосердие, а вторую мучили чуть дольше – её положено было отвести к капищу, отругать, что пришлось слишком долго скакать вдогонку, а потом все-таки отпустить.

Праздничное пиршество

А потом наступало время праздника желудка. Ели оленину, сыр, творог, яйца, пили ягодное вино. Пили умеренно, но не которым все же приходилось наутро снимать похмелье – пить одуванчик и ромашку. Затем водили хороводы около самой старшей женщины села, державшей в руках овсяный хлеб. Потом буханку делили, и считалось, что им можно вылечить домашних животных (да и людей тоже потчевали в терапевтических целях).

Не хлебом единым

Наши предки заметили, что после этого славянского праздника всегда наступает «бабье лето». Это была пора, когда о здоровье заботились не только ритуальным хлебом – хорошая погода позволяла заготавливать корни и корневища целебных трав – лапчатки, валерианы, одуванчика, синюхи, цветки календулы, листья крапивы, ягоды шиповника. Зимой шиповник, лапчатку и крапиву заваривали, чтобы не заболеть – они становились источниками витаминов и минералов, которых так не хватало в отсутствие свежих овощей и фруктов. А остальные травы помогали вылечить хворь, если уж она приключилась – от обычной простуды до застуженных почек.

Источник

Праздник Рода и Рожаницы

Наши предки знали немало славных праздников. Но одним из наиболее важных, пожалуй, уступающим лишь четырем главным праздникам, привязанным к солнцестоянию и равноденствию, является праздник Род и Рожаницы. Отмечают его 8 сентября – осенние работы по сбору урожая ещё в самом разгаре, но чтобы отдохнуть от них и потом приняться за труды с новыми силами, отмечался этот праздник.

881.970Увы, сегодня тяжело точно сказать о происхождении этого праздника – слишком много времени минуло, слишком много бесценных данных и легенд было утеряно. Если с Родом всё понятно – он был и остается наиболее почитаемым и могущественным славянским богом – то с Рожаницами всё сложнее.

Одни считают, что это другое имя Доли и Недоли, которые следят за нитью судьбы каждого человека, отмеряя ему всё хорошее и плохое, что получит человек в жизни. Другие эксперты уверены, что под именем Рожаниц скрывается Лада (жена Рода) и Леля (дочь Рода). С ними же ассоциируют два важных созвездия на небе – Большая и Малая Медведицы. Но на Руси эти созвездия назывались Лосихой и Лосёнком. Поэтому второй вариант имеет больше права на жизнь, так как подтверждение этого сохранилось в традиции празднования – об этом чуть ниже.

К празднику Рода и Рожаниц лето уже окончательно закончилось. Если днём Солнышко ещё может пригреть, приласкать, то ночью уже чувствуется суровое дыхание осени. И первые, кто замечают это – насекомые. Быстро остывая за ночь, они уже не всегда могут прогреться днём, поэтому мух, комаров, пауков и прочих насекомых можно увидеть нечасто. С этим связан и обряд «Похороны мухи».

Для этого отлавливалась муха. Для неё из большой морковки изготавливался гробик (домовина). Муха укладывается в гробик, после чего хоронится за околицей села. Это символизирует зимнюю спячку насекомых.

Ещё один увлекательный обряд – охота на лосих. На роль лосих выбирается девушка и молодая женщина. Они наряжаются соответствующим образом, после чего бегут в лес. Дав небольшую фору, следом бегут молодые парни. Их главная задача – догнать и поймать обеих лосих. Когда задача выполнена, одну из лосих отпускают, а вторую ведут в капище. Здесь её ритуально ругают за то, что парням пришлось долго бегать и тратить силы. После этого отпускают и её. Охотятся именно на «лосих», а не каких-то других животных. Это может послужить доказательством того, что в роли Рожаниц выступают именно Лада и Леля – Лосиха и Лосёнок.

Сам праздник Рода и Рожаниц происходит в строго установленном порядке. Утром волхв славит Рода и Рожаниц, освещая собранные хлеба. После этого хоронится муха и отлавливаются «лосихи». Следующее увеселение – хоровод. Практически вся деревня участвует в нём. Заводится хоровод вокруг пожилой, уважаемой женщины. Она должна держать в руках каравай хлеба – желательно овсяного. Когда хоровод завершен, этот каравай делится на куски и раздается присутствующим – считается, что с его помощью можно излечить многие хвори.

Заканчивается же праздник дружным застольем. На улице ещё тепло, поэтому столы сдвигаются прямо на главной дороге деревни. На столах обязательно должна быть лосятина (или говядина), яйца, сыр, творог, овсяная каша и ягоды.

Источник

Праздник род и роженица

0 765b7 d690efd1 M

Слава Роду и Рожаницам, жизнь дающим!

Праздник Рода и Рожаниц — праздник всего Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов. Встреча осени — чествование Макоши как Матушки-Осенины. В этот день приносят требы Роду Вседержителю (Всебогу) и Роду Небесному (Предкам), а тако же прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих): « Роду-Всеотцу и Родным Богам — вовек слава, а нам — хвала по делам! »

[1] Малая Пречистая — народное название Рождества Богородицы. Большая Пречистая — Успение Богородицы.

Род во Святоднях Кологода

Кологод — величайшее Откровение Родово, Хоровод Родных Богов, поочерёдно вершащих Деяния Свои в Яви. Каждый из Родных Богов — Ликов Рода — имеет в Кологоде собственный Удел; Удел же Самого Рода — поистине всё Коло годовое, ибо все Деяния Божеские в Нём Одном исток свой берут, Силой Его подвигаются, вокруг Родового Столба, Всемирье от Низу до Верху пронизывающего, споро коловертят. Поэтому с прославления Рода начинается всякий обряд с-Правный — по Прави творимый, всякое празднество Кологодное, всякая братчина и всякое со-бытие Общинное.

Род Вседержитель особливо почитается во время празднования четырёх основных Солнечных Святодней Кологода.

Род Небесный особливо почитается на Вешних и Осенних Дедов — во дни поминовения Предков.

За сородичей (Род Земной) рекут здравицы во время всякой честной братчины.

Вера народа в эти божества была повсеместна, устойчива и неистребима. Упоминания об этих божествах встречаются во многих древнеславянских рукописях. До наших дней дошла даже календарная дата празднеств и пиров в честь рожаниц — 8 сентября/21 сентября, день Рождества Богородицы. Чтобы народ признал церковные праздники; Церковь примирилась с «бесовской» трапезой в честь Рода и рожаниц. К сожалению, в дошедших до нас письменных памятниках не раскрывается сущность тогдашних представлений о Роде: вопрос о почитании Рола и рожаниц — самый темный и запутанный.

Первое упоминание о Роде и рожаницах — это «Слово святого Григория, изобретено в толцеях о том, како первое Погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят» (для краткости его называют «Слово об идолах»). Предполагается, что «Слово об идолах» было написано в начале XII в. на корабле, плывшем по Эгейскому морю в Константинополь через Афон. Русский автор пользовался греческим текстом 39-го слова Григория Богослова «На святые светы явлений господних», которое он сокращенно перевел и дополнил своими наблюдениями о русском язычестве. Это произведение очень ценно для истории русского язычества. Особенно интересна периодизация славянских верований, приведенная автором «Слова об идолах». Если перечислить этапы славянского язычества, упоминаемые там, в хронологическом порядке, то мы получим следующий список:

Этот перечень интересен, прежде всего, своей самостоятельностью и тем, что он не приноровлен ни к библейским, ни к византийским сказаниям. Автор «Слова об идолах» приводит систему воззрений наших предков на мир, построенную из трех элементов: силы зла, силы добра и людей, приносящих жертвы тем и другим.

Эпоха Рода поставлена в этом списке между далекой первобытностью и эпохой Перуна (дружинным язычеством зарождающегося феодального государства). Она продолжалась довольно длительный промежуток времени перехода от охоты и рыболовства к земледелию и скотоводству. Важно, что автор «Слова об идолах» считал культ Рода одной из мировых религий, которая некогда господствовала в Египете, Вавилоне, Греции, Риме и славянском мире. Он сопоставляет Рода с египетским богом Осирисом. В одном из списков «Слова об идолах» (Паисиевском) есть дополнение, где Род и рожаница уподоблены эллинским Артемиду и Артемиде. Однако в античной мифологии не существует бога Артемида: единственное мужское божество, близкое Артемиде, —это ее брат Аполлон. Итак, в поисках аналогий Роду автор обращается не к мелким божествам, а к божествам наивысшего ранга.

Иногда Рода считают божеством, воплощающим единство рода) единство потомков одного предка, ограничивая его рамками одной семьи. Порою он рассматривается старшим над рожаницами, но, опять-таки, в пределах только одной семьи или одного княжеского дома. Тем самым принижается роль центрального персонажа славянской мифологии.

По представлениям древних славян, с верой в Рода и рожаниц соединялась идея судьбы, предопределения. Случайности, подстерегающие человека, не могли не поражать его фантазию — тем более, что в первобытном своем состоянии он всецело отдавался матери-природе, и все, что ни случалось с ним, объяснял влиянием добрых или враждебных сил, действующих на него извне. По мнению древних, жизнь, со всеми ее радостями и бедами, уже наперед определялась при самом рождении младенца. На такую связь Рода и рожаниц с судьбою указывает народная поговорка : Так ему на роду написано!

Несомненно, что славянское понятие, обозначенное словом Род, включало в себя идею плодородия, урожая (на это указывают слова с корнем «род» — «рож»). Для славян, занимающихся земледелием, было совершенно естественно сочетать в одном понятии судьбу и урожай, ибо их судьба напрямую зависела от урожая. Поэтому Рода надо расценивать как очень значительное божество плодородия, повелевающее землей.

В одной русской рукописи XVI в. говорится: «то ти не Род седя на воздухе мечет на землю груды и в том рождаются дети«. Т аким образом, Род выступает не в качестве олицетворения рода, а как сам Создатель. Язычники именно Рода считали создателем новой жизни на Земле. Для того чтобы родились дети, языческий бог должен сбрасывать с неба какие-то «груды», способствующие рождению.

Ценным свидетельством о значимости Рода и рожаниц является «Слово Исайи пророка, истолковано святым Иоанном Златоустом о поставляющих вторую трапезу Роду и рожаницам». Это поучение посвящено исключительно культу Рода и рожаниц. Считается, что «Слово Исайи пророка» создано не позже середины XII в., близко по времени к «Слову об идолах». » Слово Исайи пророка» представляет собой сокращенный пересказ 65-й главы Книги пророка Исайи, входящей в Библию. Смысл создания этого произведения заключался только в том, чтобы обрушить всю тяжесть библейских проклятий на Рода и его двух рожаниц. Автор приравнивает Рода к могущественному Ваалу, «шествующему по небесам», Род рассматривается как соперник библейско-христианского Бога-Отца — создателя всего сущего на Земле. Примечательно упоминание неизвестного автора о том, что, по мнению язычников, Род «сидит на воздухе», т. е. находится где-то на небе, в божественной сфере. Этим еще раз Род уравнивается с Ваалом, «ездящим на облаке».

Интересно рассмотреть древнерусские слова, содержащие корень «род». Ранее уже упоминалась первая группа слов, связанных с понятием родства и рождения: род, народ, родичи, родня, родина, рождать, природа, урожай. Кроме названной группы слов, существуют слова с этим корнем — это обозначение воды, водного источника — «родища», родника, а также и цветов, растущих около воды, — лилий («родий»).

И последняя группа слов, объединенная смысловым понятием: огненное, красное пламенеющее, молниеподобное: родиа — молния; рдеть, рьяный—красный, краснеть, родь-ство — геена огненная («родьство огньное» — так переводили понятие пекла славянские переводчики в разных городах и в разные века), родиа — плод граната. Слова-омонимы, обозначающие молнию и плод граната, позволяют уяснить, о какой именно молнии идет речь, — красному круглому гранату подобна лишь шаровая молния. Связь Рода с молнией и громом объясняет нам афоризм Даниила Заточника: «Дети бегают рода, а господь пьяного человека».

Таким образом, Род предстает перед нами всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми ее мирами: верхним, небесным, откуда идет дождь и летят молнии; средним миром — природы и рождения; и нижним — с его «огненным родством». Теперь становится понятным противопоставление Рода христианскому богу, вседержителю Вселенной Саваофу. В ранних переводах библейской книги Бытия, в которой повествуется о сотворении мира, именуется «Родьство», а бог-творец — «рододелатель».

А что же неизменные спутницы Рода — рожаницы? Как могло получиться, что Род, равный христианскому божеству — Творцу Вселенной, в источниках всегда упоминается с рожаницами — божествами меньшими по масштабу? Ответ можно получить, если вспомнить античных мойр, с которыми часто сопоставляют рожаниц: ведь мойры — богини судьбы человека были дочерьми Зевса и Фемиды. Зевс повелевал миром, а мойры выражали волю богов, прядя нить жизни или обрывая ее в назначенный срок. Мойры так же относятся к Зевсу, как, например, христианские ангелы-хранители — к Саваофу. Благодаря этим сопоставлениям становится более понятной связь Рода и рожаниц.

Культ рожаниц как женских божеств, покровительствующих рождению, должен был быть многозначным, в нем объединялись и черты культа общей плодовитости (людей, промысловых зверей, домашнего скота), и представления земледельцев о богинях урожая. Может быть, корни культа рожаниц надо искать в древних верованиях праславян в оберегающие силы — берегини. С культом рожаниц могли быть связаны мифы охотничьих народов о двух небесных хозяйках, полуженщинах-полулосихах, рождающих всех земных лосей и оленей на потребу людям и волкам.

Культ рожаниц отличался от остальных языческих обрядов прежде всего своей явностью, открытостью, торжественными пирами в честь богинь, частично замаскированными празднествами Рождества Богородицы. Принявшие христианство русские люди Х1-Х11 вв. все еще, по свидетельству автора «Слова об идолах», устраивали трапезы Роду и рожаницам с соблазняющей всенародностью; в противоположность этому «кладение треб» другим языческим богам производилось тайно.

Во всех христианских поучениях против язычества все славянские божества упоминаются обычно общим перечнем, но Род и рожаницы всегда выделяются особо. К трапезам в честь этих божеств авторы поучений возвращаются повторно. Эти языческие пиры занимали видное место. Рожаничные трапезы особенно тревожили церковников как самое заметное и неистребимое проявление язычества.

Календарное место праздника рожаниц в годовом цикле объясняет его значение и торжественность рожаничных пиршеств. День Рождества Богородицы для всех восточнославянских областей — это праздник урожая, праздник завершения главнейшего цикла земледельческих работ. Страда закончена, хлеб — в закромах, урожай окончательно известен. Именно этот урожайный характер праздника и определял состав яств на рожаничных трапезах: хлеб, каши из разных круп, сыр, творог и хмельной мед. Вплоть до наших дней православная Церковь на праздник Рождества Богородицы производит «благословение хлебов». Таким образом, языческая сущность праздника вошла в конце концов в церковную практику.

Ритуальные пиры в честь Рода и рожаниц, по-видимому, происходили так: после уборки урожая устраивалось «собрание», на котором пелись песни, порицаемые церковниками, поедались кушания из продуктов земледелия и холили по кругу чаши с медом. Древний праздник Рода и рожаниц стал «второй трапезой», организуемой после церковного дня — вероятно, на следующий день, 9 сентября.

Итак, главный праздник Рода и рожаниц был общественным осенним праздником урожая. Вторично Рода и рожаниц чествовали на Рождество Христово (после 25 декабря). Оба эти приурочения к христианским праздникам объясняются не только вполне понятными и очень древними представлениями о необходимости благодарить богов за урожай и о зимнем солнцестоянии как переломном моменте зимы, но и тем, что и в том и в другом случаях в христианской мифологии действуют «рожаницы» — рожающие богини. В первом случае — это Анна, родившая Марию, а во втором — Мария, родившая Иисуса. Христианские персонажи легко слились с древними языческими рожаницами, что и позволяло широко праздновать древнее благодарственное моление под прикрытием церковных обрядов.

Источник

Adblock
detector