Меню

праздник пророка илии православие

Ильин день

297672.p

С того дня прошло уже почти десять лет, но и сейчас вспоминаю произошедшее с трепетом и благодарностью.

Родители мои живут на Украине, и по вероисповеданию они протестанты, адвентисты седьмого дня. Когда сестра отправляла на лето к бабушке свою дочь, мою племянницу и крестницу, мой духовник отец Василий, мудрейший и добрейший, сама любовь, сказал:

– О, Наташутка… Ваша мамушка девочку-то в веру свою и увлечет.

А батюшка, надо отметить, человек необычный. И если что говорит – слушать нужно о-очень внимательно. И сказал-то как-то между прочим, вскользь.

Уж потом вспомнилось.

Но мы были заняты, всё было уже решено, билеты куплены, и девочка отправилась на всё лето к бабуле в Полтаву.

Первого августа, в субботу, звоню я своей подруге с просьбой причастить крестницу в воскресение, на праздник пророка Илии. Подруга с радостью согласилась. Но через короткое время перезвонила и как-то невнятно и непонятно попросила меня саму позвонить домой, чтобы выяснить, что там происходит.

Я набрала Украину и узнала следующее.

Мою племянницу бабушка решила повести на их адвентистское крещение

Мою племянницу бабушка решила повести на их адвентистское крещение, пока что в качестве зрителя. А, если кто не знает, «крещение» у адвентистов обычно массовое (по 30 и более человек), на реке, много надувных шаров, музыки, песен и подарков. В общем, для девочки шести лет – очень увлекательно. И в наш храм, на Причастие, уже нет ни настроя, ни желания идти.

Вот тут-то и вспомнились слова нашего батюшки…

Наши с мамой переговоры зашли в тупик, на ребёнка давить нельзя, чтобы не отвратить от храма и не вызвать протеста.

Я разозлилась страшно, в голове зрели всякие «мстительные» и непродуктивные планы. Помолиться, как вы понимаете, мысль в голову не приходила. Позвонила батюшке, обрисовала ситуацию, попросила молитв. От злости и бессилия, казалось, лопну.

Наутро примчалась к нам в Сретенский ‒ и бегом на Исповедь. Попала к одному из наших замечательных отцов. Эх…

Как же он меня причесал! Как же отчехвостил:

– Да вы что?! Это же ваша крестница! Да ведь они Матерь Божию не почитают! Да ведь они Креста Христова не признают. Вот вы бы свою дочь в публичный дом отпустили?! Нет? Так вот – как хотите, а чтобы ваша девочка там не была!

Стою, рыдаю. Спросила благословения причаститься, очень была не Божья в тот момент. Посмотрел на меня. Благословил.

А я, надо отметить, женщина решительная, всё всегда могу, всё должно быть по-моему, и тотчас же. Та ещё христианка. А вот стою и понимаю, что ничегошеньки не могу – ни долететь, ни доехать. НИ! ЧЕ! ГО! Только враг нашептывает – позвоню маме и скажу, что всё! Если поведёшь – промеж нами всё кончено, и далее в том же духе.

Вернулась к священнику и говорю:

– А можно я, батюшка, с мамой буду говорить, а не с крестницей?

– Можно, – говорит,– но с любовью.

Да где ж её взять, любовь-то?! Одна злость, война и диктатура.

Стою около пророка Илии ‒ и первый раз в жизни возопила всем своим существом

Вошла я в храм, стою около пророка Илии ‒ и первый раз в жизни возопила всем своим существом и каждой клеточкой:

– Пророк Илия! Ты жрецов Ваала сокрушил – сокруши и врагов вокруг моей девочки! Ты дрова, залитые водой, поджег по вере своей – защити мою девочку! ‒ И так же вопила просто ко Спасителю и Матери Божией. Так всю службу и припадала. Причастилась. И на душе мирно очень стало, тихо и покойно.

Вышла я на улицу, позвонила маме и сказала:

– Пожалуйста, не веди внучку на крещение своё.

– А куда? В храм ваш вести?!

– Нет, – говорю, – никуда не веди.

Мама помолчала ‒ и вдруг говорит как-то нервно:

– Хорошо. Не поведу. Да ведь и крещения не будет. Сатана работает. – И положила трубку.

Минут пять я стояла просто как столб, без движения. Не понимала до конца, что же случилось. Думаю, может, погода (в Москве дождь стеной). Звоню подруге:

– Нет, – отвечает, – солнце светит.

Бросилась я к священнику и кричу почти:

– Батюшка! Крещения-то не будет!

– Ну, вот и слава Богу! Видите, как всё хорошо, слава Богу…

Примчалась домой. Сестре рассказываю, у неё кожа и волосы дыбом. Прошу: «Позвони, узнай, что случилось».

А теперь, мои дорогие, прошу вас предположить, что же могло произойти. И чуть-чуть потерпеть, и не читать дальше. Я, когда рассказываю эту историю, всегда об этом прошу. Никто ни разу не догадался.

Заболел пастор? – нет.

Заболели крещаемые? – нет.

Выходы рек из берегов, финансовый кризис и т.д. – нет, нет, нет и ещё раз нет.

ВСЕ. крещаемые (36 человек) усомнились и отказались креститься

А произошло следующее.

ВСЕ. крещаемые (а их было 36 человек) усомнились в таинстве и отказались креститься. Все сразу.

Вот так. Милостивый Господь. В этом месте я всегда плачу.

С тех пор я точно и опытно знаю, что для Бога нет ничего невозможного. Что сила Его только в немощи и совершается. Мешает только наше своеволие, упрямство и самонадеяние. И с тех пор я прикипела сердцем к пророку Божию Илие, бесконечно благодарю Бога за это чудо в жизни.

Поделилась этой историей с одним батюшкой, который книги пишет, как сюжетом для рассказа о чуде, а он:

– Тоже мне, нашла чудо. Это наша каждодневная жизнь. Просто молиться надо.

Источник

Церковь празднует память святого пророка Илии

Приблизительное время чтения: 2 мин.

В понедельник 2 августа 2021 года православные вспоминают одного из величайших ветхозаветных праведников – святого пророка Божия Илию.

Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до прихода в мир Господа Иисуса Христа.

С детства святой Илия («крепость Господня») посвятил себя служению Богу, поселившись в пустыне и проводя свои дни в строгом посте и молитве.

Возмужав, он был призван Самим Богом на пророческое служение, также он должен был напоминать народу Израиля о необходимости хранить благочестие и веру в истинного Бога.

Обличая народ Божий за частые отпадения в язычество, поклонение идолам и другие неблагочестивые дела, святой пророк Илия прославился многими чудесами по молитвам к Господу.

Так, по его молитве в Израиле три года не было дождя, а по всей стране свирепствовали засуха и голод. Так продолжалось до тех пор, пока израильский царь Ахав не отказался от поклонения идолам.

Также святой Илия помог одной бедной вдове из города Сарепта Сидонская. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. По его молитве мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Помимо того, святой Илия молитвой к Богу воскресил мертвого сына этой вдовы.

Еще одним чудом святого пророка стала его победа над жрецами языческого бога Ваала, которому также поклонялась жена царя Ахава Иезавель. На горе Кармил было устроено два жертвенника – один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения истинному Богу.

– На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти, – сказал святой Илия.

Первыми стали молиться своему идолу жрецы Ваала, но за весь день так ничего и не произошло. По молитве же пророка с неба сошел огонь и попалил предложенную им Богу жертву, дрова, камни и даже воду, находившуюся во рве, специально выкопанном по просьбе пророка.

В конце своего земного служения, по повелению самого Бога, святой Илия помазал на пророческое служение своего ученика Елисея, а сам был взят на Небо живым в огненной колеснице.

Напомним, что святой пророк Илия считается небесным покровителем Воздушно-десантных войск России (ВДВ), которые 2 августа отмечают свой профессиональный праздник.

Источник

Ильин день

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Iliya Prorok v pustyne 10699

Иконография: Илия Пророк в пустыне Датировки: XVI в. Около 1552 года.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 75,5 см, ширина 56 см В центре помещена фигура сидящего Ильи Пророка. В левом верхнем углу — темная птица с яйцом в клюве. Редкая особенность иконографии: Илья Пророк смотрит перед собой, а не оглядывается назад. Из известных памятников подобная схема присутствует в иконах XV века из Ильинской часовни деревни Пяльма в Обонежье (Музей изобразительных искусств республики Карелия. Инв. № И-363) и из собрания Брягина работы среднерусского мастера (ГРМ). Илья Пророк изображен сидящим на большом круглом камне между ущельями желтых охристых горок, за ним темная расщелина пещеры. У ног его синий водный поток. Инв. № КМЗ КП 02139. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Громобой, Сухой и М о крый, Илья сердитый, Купальня, даже просто – Ильюшечка – все это народные названия церковного празднования одному из любимых святых Греции, России, славянских земель вообще, а также всего христианского Востока. Ильин день отмечается каждый год в один и тот же день — 2 августа.

Избранник Божий

Пророчество – особое Божие избрание, когда Сам Господь, видя внутреннее устроение человека, его готовность стать возвестителем воли Создателя, определяет святого на служение Себе. Само это призвание – тайна, остающаяся между пророком и Самим Господом. А потому так редки случаи, когда о жизни до Божьего призвания, о начале пророческого пути остаются хоть какие-то свидетельства. Нет и х и об Илие. Лишь место, где он родился – город Фесва области Галаад.

«Жив Господь, пред Которым я стою…»

На страницах Библии (3 Цар. 17) он предстает уже как подвижник, возвещающий израильскому царю Ахаву, поправшему отеческую веру, Божие наказание: засуху как отмщение за нечестие царя и большей части еврейского народа. Настолько грозны, страшны были слова святого, что потрясенный царь не только не повелел выгнать дерзкого из дворца, но, судя по Библейскому тексту, даже не смог ничего ответить. А пророк, исполнив Божие повеление, просто ушел – туда, куда повелевала воля Божия. Такова вся его жизнь – судьба человека, полностью доверившего себя Творцу. На страница Ветхого Завета мы видим Илию:

Наконец, по окончании времени гнева Божия не кто иной как тот же Илия молитвой низводит с неба так долго ожидавшийся евреями дождь – но не раньше их покаяния в отступлении от Создателя.

Возможно, самое потрясающее чудо пророка – удивительное жертвоприношение Богу на горе Кармил. Пророк с дерзновением требует как бы состязания со жрецами языческого Ваала при стечении всего народа, к которому святой обратился так: «Д олго ли вам хромать на оба колена? Е сли Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18:21). Так было сооружено два жертвенника, по слову пророка: « Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, ест ь Бог» (3 Цар.18:24). Библия подробно рассказывает, как до самого полудня читали свои заклинания язычники, не получая ответа, как Илия, наконец, начал насм ехаться не только над ними, но также над их ложным богом. И, наконец, как сам пророк, возгоревшись духом, велел вылить на свой жертвенник как можно больше воды, так, что земным огнем поджечь ее было попросту невозможно. Но после молитвы с вятого огонь небесный попалил не только жертву, но даже самые камни.

Вознесшийся на небо

Жизнь святого после этого чуда, впрочем, не стала легче или спокойней. Жена Ахава, язычница Иезавель, обозленная гибелью жрецов, во всеуслышание грозила Илие смертью, так, что он должен был вновь уйти в пустыню. Слабохарактерный Ахав скоро снова обратился к нечестию, недолго продолжалось и религиозное воодушевление народа.

Какого числа праздник Илии Пророка

Почитание святого исторически сложилось на Востоке, ведь именно здесь находятся святые места, связанные с ним – горы Кармил и Хорив, место при Иордане, откуда праведник был взят на небо.

Сейчас утвердилось празднование памяти подвижн ика 2 августа, хотя ранее различные церковные общины праздновали память св. Илии в разные дни, например, очень распространено было празднование пророку на другой день после Преображения Господня – как память о его явлении на горе Фавор.

История установления

Центром празднования пророку с древности была Палестина, однако с распространение христианства расширяется «география» почитания святого. В Константинопольском храме Святой Софии бережно хранили часть пояса и милоти (плаща) пророка . Особо почитать святого начинают с царствования Василия Македонянина (2 пол. IX в.) : по преданию, прор. Илия явился его матери, предсказав, что ее сын станет императором. Именно царь Василий построил только в столице империи не менее 4 храмов пророка . П очитание его распространяется по другим городам Византии. Возможно, именно с IX в. празднование пророку становится поистине всенародным, а позже распространяется за пределы Византии.

Однако бывшие язычники далеко не всегда понимали высоту образа пророка и суть его деятельности:

Подобным образом – причудливым сочетанием христианства и древнего язычества – выглядел Ильин день у славянских народов. Здесь Илию, как в Греции, тоже считали громовержцем, а потому молились ему о защите дома от молнии, дождя. Однако молнии также считались «стрелами Илии», которые он пускает на нечестивых. Новым по сравнению с Грецией стало почитание святого как покровителя урожая: именно с начала августа появлялись первые плоды. Наконец, святого, при земной жизни аскета, любителя уединения, стали считать покровителем семьи, брака : просто Ильин день в славянских землях был своего рода «поворотом» на осень, когда обычно играли свадьбы.

Почитание Пророка на Руси: обычаи

Известно, что древнейший из известных христианских храмов Киева был посвящен пророку. А по Крещении русичей по крайней мере один храм пророка имелся практически в каждом городе. При этом:

Однако на ряду с церковным существовало народное почитание святого, где пе реплелись библейское предание с народными легендами, христианство с язычество м.

«Житие»?

«Илья сердитый»

Считалось, что св. Илия – «пророк-громобой». День его памяти падал на важное для крестьян время созревания урожая, когда труды всего лета могли действительно погибнуть от стихии – ливня, града, а дом – пострадать от попадания молнии. Считалось, что, дабы защититься от гнева святого, необходимо на Ильин день:

Еще раз о защите дома

Кроме того, ради защиты от нечистой силы запрещалось:

Если начиналась гроза, следовало плотно занавесить окна, зажечь лампады и молиться Господу и св. Илие.

Братчины

Затем одно из животных, на покупку которого собирались деньги сельским обще ством, закалывали, мясо варили, раздавали за небольшую плату всем. А собранные деньги отдавали… на храм. Сельские священники, зная о крайней сомнительности с христианской точки зрения этого обряда, тем не менее, видимо, не находили сил противостоять своей пастве, убежденной в его нужности и даже, видимо, богоугодности.

Запрет на работу

Считалось, что на Ильин день категорически нельзя работать ни на поле, ни даже на собственном огороде: такие труды неугодны святому. Народные предания сохранили множество свидетельств того, как у нарушивших запрет погибал урожай, молния во время грозы сжигала стога сена, а иногда из-за одного своевольного могла погибнуть от пожара целая деревня. Наученные опытом, крестьяне строго следили, чтобы на праздник не работал никто. В Калужской губернии, например, у не подчинившихся запрету всем сельским обществом распрягали лошадей и забирали сбрую.

Почему не принято купаться после Ильина дня

Этот запрет также имеет древнее происхождение. Сохранилась повесть о чуде в Нижнем Новгороде, относящемся к 1418 г. Ильин де нь тогда выдался очень жарким, так что некий горожанин Григорий, «от зелнаго вара солнечного или от иного чего» решил искупаться, в результате был унесен течением, а затем утонул у слияния Оки с Волгой . Там, однако, благочестивый, пусть неразумный , нижегородец был спасен самим св. Илией. Чудо это стало известно далеко за пределами Нижегородчины, так что его иногда изображают на клеймах иконы пророка, посвященных его чудесам.

О чем моляться святому

Все эти, а также многие другие обычаи приметы Ильина дня переплетались с вполне церковной практик ой совершения молебнов святому.

Как относиться к святому правильно, не оскорбляя его память языческими обрядами

Почитание всенародно любимого святого – отражение не только церковной традиции, но также очень непростого пути народа к вере. Здесь остатки язычества, сплавившиеся с христианской традицией, почти детская, непосредственная любовь к святому и суеверные страхи, чистая вера в Бога, но одновременно также в «магическую» силу молебна о дожде у «Ильи Мокрого».

Современные пастыри неоднозначно относятся с дошедшим из глубины веков традициям Ильина дня. Например, не имеет никаких религиозны х оснований запрет на купание, а также распространенное представление, что якобы после 2 августа «Илья пророк портит воду».

Протоиерей Димитрий Сальников в интервью новостному порталу Новосибирска в канун Ильина дня, 31 июля 2020 г, говорит об этом так:

Понятно, что совершенно не обоснованы разного рода страхи христианина перед якобы «разгулом нечистой силы» во время грозы, бесами, входящими в животных. Некоторые же «народные обычаи» связанные с пророком, откровенно кощунственны: например, его имя часто употреблялось деревенскими з нахарями в различных заговорах, магических заклинаниях. Так н е является ли пугающий образ «Ильи сердитого» просто следствием обличений совести наших предков за вопиющие отступления от христианского учения? Читая Библию, не понимали ли они, как именно отнесется св. Илия, ревностный послушник Истинного Бога, к подобным вещам?

Празднование святому – повод хотя бы попытаться понять его дух, проникнуться им. Постараемся сделать это без налета языческих суеверий, с должным почтением к праведнику, посвятившему жизнь проповеди веры.

Источник

Ильин день: как задобрить грозного пророка

История праздника

2 августа (20 июля по старому стилю) православная церковь отмечает день памяти ветхозаветного пророка Илии. Празднование Ильина дня распространилось на Руси еще до официального крещения Руси князем Владимиром: в 912-945 годах в Киеве стояла церковь, посвященная Илии.

Понятия о мире, принесенные христианством, легли на почву древних языческих верований. Образ пророка Илии наложился на представления о древнем славянском божестве, управлявшем всей природой, громом, молнией и дождями, — Перуне. Таким образом в народном сознании сложилось представление о грозном Илье-пророке, наблюдавшем за поведением людей и наказывавшем совершающих богопротивные дела.

Но он не только карает нечестивых, но и щедро оделяет живущих праведно, и уничтожает темные силы, защищая от них человека. Он дарует крестьянам урожай, оберегает скот. В народной традиции Ильин день знаменовал собой конец косьбы, начало жатвы, а также переход от лета к осени.

%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F %D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA %D0%BD%D0%B0 %D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9 %D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B5

В народном сознании сложилось представление о грозном Илье-пророке, наказывавшем совершающих богопротивные дела. Фото: otrok.org

Кто же такой пророк Илия

Имя Илия в переводе означает «крепость Господня». О пророке Илии повествуется в третьей и четвертой Книге царств Ветхого Завета. Он жил за 900 лет до Рождества Христова во времена, когда израильтяне обратились к язычеству, точнее к почитанию Ваала.

По просьбе Илии бог Яхве наказал израильтян сильнейшей засухой. Через три года засухи на горе Кармель было устроено испытание, чтобы выяснить, кто сильнее — Яхве или Ваал. Служители должны были умолить своих божеств, чтобы те подожгли жертвенники с тушами тельцов. Ваал оказался глух к мольбам жрецов, а жертвенник Яхве, устроенный Илией, пламя охватило мгновенно, после чего израильтяне снова уверовали в него, а пошедший дождь вернул землю к жизни.

Илия долгое время жил в пустыне, молясь и постясь, воскрешал людей, умножал пищу, вел богоугодную жизнь, и в награду за все это Яхве взял его живым на небо в огненной колеснице, запряженной огненными конями, на глазах у его ученика Елисея.

voznesenie ilii

В награду за благие дела Яхве взял Илию живым на небо в огненной колеснице, запряженной огненными конями. Фото: pravoslavie.wiki

Карающая десница

Илья-пророк поражает не только грешников, но и бесов. Убегая от его смертельных молний, бесы могли прятаться в кошек, собак, рыб и даже в неосторожных людей, но Илья все равно находил их и расправлялся с нечистью. Недаром его имя часто используется в восточнославянских заговорах от болезни и порчи. В некоторых легендах Илья-пророк сражается с самим Сатаной.

Силу Илья может продемонстрировать накануне своего праздника, в так называемую воробьиную ночь, с ужасной грозой, громом и молниями, когда беспокойство охватывает не только человека, но и скотину и птиц. Чтобы защитить себя от гнева пророка, крестьяне читали обращенные к нему молитвы, в сам Ильин день и в ильинскую неделю служили молебны, иногда устраивали жертвоприношения. Они устанавливали у въезда в деревню чашу с овсом и рожью, а икону пророка погружали в святой родник, приносили в храм мед, пиво, горох, рожь нового урожая.

%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0

Силу Илья демонстрирует накануне своего праздника — в воробьиную ночь с ужасной грозой, громом и молниями. Фото: oir.mobi

Широко распространен был и следующий обычай: в Ильин день священник после молебна освящал весь деревенский скот, после чего закалывали заранее купленного на общие деньги быка, лопатку относили в церковь, а все остальное использовалось для деревенского пира с гульяньем до восхода солнца. Эта общая трапеза символически воспроизводила известный эпизод на горе Кармель и при этом имела практическое значение, защищая, по мнению крестьян, скот.

Народная метеорология

Илья-пророк тесно связан с народной метеорологией: он управляет небесной водой (дождем) и небесным огнем (молнией). Крестьяне верили, что гроза происходит от того, что Илья-пророк на небе сражается с нечистой силой, а молнии — это его стрелы. В некоторых местностях легенда несколько видоизменялась, и Илью-пророка называли «водовозом всех святых», дождь шел, когда «водовоз» проливал эту воду.

Во Владимирской области сохранились рассказы о любознательном мужике, который взобрался на небо и действительно увидел там Илью-пророка на громыхающей колеснице, поливающего небо. С Ильей связывали и появление гремячих, то есть не замерзающих зимой, источников и ручейков: считалось, что они появлялись там, куда ударила огненная стрела Ильи или ступил его конь.

gremyachij ruchej

С Ильей связывали появление гремячих, то есть не замерзающих зимой, источников. Фото: t-g-b.ru

Приметы Ильина дня

С праздником Илии пророка связано много примет и пословиц. Большинство из них было связано с поверьем, что Ильин день знаменует конец лета и начало осени.

Источник

Пророк Божий Илия (+ВИДЕО)

Проект «Лето Господне»

20 июля / 2 августа Церковь чтит пророка Илию. О том, как события ветхозаветной истории соотносятся с нашим временем, почему Илия – новозаветный пророк, о духовных уроках пророка Божия, рассказывает протоиерей Андрей Ткачев.

Дорогие боголюбцы! Сегодня мы поведем разговор о величайшем человеке в истории мира, одной из самых значимых фигур Ветхого и Нового Завета – о пророке Божием Илии.

Многие считают, что и не нужно знать Ветхий Завет. Это огромная ошибка!

Начну с того, что в нашей, восточнохристианской традиции Православия, в частности в русском Православии – не очень знаю, как у грузин и сербов, но мне кажется, у них так же, как и у нас, – нет традиции, к сожалению, посвящать храмы Божии святым персонажам Ветхого Завета. Например, я не знаю у нас ни одного прихода в честь Моисея, ни одного прихода в честь Исаии, ни одного прихода в честь Иеремии, что, в общем-то, встречается в западной традиции. У нас тут некая лакуна, пробел почему-то… А был бы, например, праздник пророка Иеремии, ежегодно торжественно празднуемый на приходе пророка Иеремии, мы бы читали его книгу, мы бы проповедовали о нем, мы бы больше о нем знали, мы бы любили его больше. Так же было бы и с Исаией, и с Моисеем, и с другими пророками Ветхого Завета. И это заполняло бы наше незнание Ветхого Завета. А это незнание поражает. Очень многие из нас не только не знают, а считают, что и не нужно знать Ветхий Завет. Это огромная ошибка!

Исключением является пророк Илия. Ильинские храмы на Руси есть – и их много. И один из самых главных храмов – тот, что на нынешнем киевском Подоле: он выполнил историческую миссию, с ним связано принятие Русью христианства, тут крестились русичи.

Есть твердое убеждение, что Илия должен вмешиваться в самые значимые исторические события

Илия известен нам и любим нами. При этом он чрезвычайно известен и любим евреями. Достаточно сказать, что евреи до сегодняшнего дня, когда обрезывают своих мальчишек – в восьмой день младенцев мужского пола, – специально ставят пустое кресло для Илии, чтобы посмотреть, не придет ли Илия помазать этого человека и указать на его избранничество. Вспомните, что когда Господь возопил на кресте: «Или, Или, лама савахфани» – «Боже мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?», евреи стали говорить друг другу: «Илию зовет. Посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Как видим, есть твердое убеждение, что Илия должен вмешиваться в самые значимые исторические события, во всё то, что касается конечных судеб мира. И душа этого человека настолько широка и горяча, что вмещает в себя проблематику самых важных – крайней степени важности – явлений. И он силен влиять на события мировой истории.

Жизнь его прошла на фоне тяжелейших испытаний для Божиего народа и глубочайших отпадений от правды и истины. Вообще жизнь святых проходит на фоне – как в театре актер играет на фоне задника, какой-нибудь декорации. А декорацией для святого часто выступает абсолютное нечестие. Для Авраама такой декорацией, жутким задником является Содом. Авраам действует на фоне Содома, куда ушел его племянник; Авраам воюет с содомскими князьями; Авраам принимает трех ангелов, идущих в Содом испытать его и найти, так ли всё там происходит, как на небе слышно, потому что вопль содомский до неба поднимается. Авраам и Содом связаны по контрасту. Каждый святой человек живет на фоне жуткого безобразия. Точно так же и Илия.

Илия живет на фоне Ахава и Иезавели. Ахав, израильский царь, открыто ввел культ Ваала в своей стране, насадил священные рощи, поставил истуканов и идолов, и от стола Иезавели, его жены, кормились исчисляемые сотнями пророки и жрецы Ваала и Астарты, чьи так называемые богослужения сопровождались ритуальным блудом, кровопролитием и всем таким, что у нас никак не совмещается с понятием богослужения. В это время имя Божие забывается. В это время люди массово впадают в идолопоклонство. А идолопоклонство – это не просто бросить семечко на жертвенник перед истуканом. Идолопоклонство – это обязательно блуд и разврат. Это праздники, которые заключаются в музыкальных процессиях, неких сатанинских антиподах крестных ходов. Это кровосмешения, это неестественная мужская и женская проституция, это жертвоприношения, в том числе и детские, это такой вихрь беззаконий, в котором человек теряет образ не только Божий, но и человеческий, забывает всё святое. Люди погружаются в мистической глубины разврат. Разврат – мистика, идолопоклонство – это духовный блуд. Духовный блуд приводит к блуду физическому в разных сатанинских формах. И вот в это время, когда имя Божие забывается, его едва-едва произносят избранные, да и то шепотом и тайком, приходит Илия – приходит прямо к Ахаву.

Илия, чье имя значит: «Бог мой Господь», и берет на себя эту миссию – утверждать, что нет другого Бога, кроме Господа

Имя «Илия» составлено из двух слов: «Элийя» и «Яхве». «Элийя» – это Бог, а «Яхве» – это Господь. То есть имя значит «Бог мой Господь». Имя это говорит: нет другого Бога, кроме Яхве. И Илия берет на себя эту миссию – утверждать, что нет другого Бога, кроме Яхве. И любой, призывающий Илию по имени, по сути призывает имя Бога Живого.

Илия приходит к Ахаву и грозит ему засухой и голодом на земле, говоря: «Жив Господь, пред Которым я стою». Ахав боялся Илию, всегда воспринимал его как врага, потому что присутствие святого обжигало его и мучило.

Илия зеркально соотносится с пророком Иоанном Предтечей: в том же духе потом придет Иоанн. Они и одевались похоже: во власяницу, препоясанную кожаным поясом. Они обычную пищу не ели, вели образ жизни аскетический и были девственниками. И тот, и другой обличали царей: Илия обличал Ахава, Иоанн обличал Ирода. Цари эти взяли нечестивых жен: Иродиада – точная копия Иезавели. И та, и другая гнались за пророками, только Иезавель не догнала Илию, а Иродиада пролила кровь Иоанна своей хитростью и блудной пляской своей дочери. Как видим, всё чрезвычайно похоже и зеркально отображается – ветхое в новом, а новое в ветхом.

Илия проповедует голод и заключает молитвой небо на 3 года и 6 месяцев. 3 года и 6 месяцев – это очень важный срок, и не зря это подчеркивается, потому что это время царствования антихриста. Апокалипсис открывает нам конечное нечестие мира, беззаконие исчисляя именно этим сроком: 3,5 года будет нечто жуткое и труднопереносимое на земле, как это было во дни Илии и Ахава.

Во время засухи Илию питает вдовица в Сарепте Сидонской – некая финикиянка. Об этом в Своей первой проповеди – в назаретской синагоге – вспоминает Господь Иисус Христос: Он говорит, что много было вдовиц в Израиле, но ни к одной из них не был послан Илия, только ко вдовице в Сарепту Сидонскую (см.: Лк. 4: 25). Это жутко разозлило тогда евреев, потому что напомнило им: Бог милует и язычников. И они хотели сбросить Христа с горы, на которой Назарет основан, но не было еще время Христу страдать, да и не так нужно было Ему страдать.

Так вот, Илия живет у вдовицы в Сарепте Сидонской, и у нее не исчезает, по благословению Божию, масло в сосуде и небольшое количество муки, которым питается она, ее сын и Божий человек. А до того, прежде чем пересох поток Хораф, возле которого в пустынном месте жил Илия, Божиего человека кормит ворон, принося ему хлеб и мясо. Очень важный момент: ворон – плотоядная птица, она мясо ест. Но по повелению Господню она кормит Божиего человека, принося ему хлеб и мясо. Животные кормят Илию, женщина кормит Илию и не оскудевает у нее пища… Даже ангелы кормят Илию. Перед тем, как пойти на гору Хорив разговаривать с Богом, Илия вкусил принесенной ангелом чудесной пищи – лепешки и питья. В крепости пищи этой он прошел 40 дней, не останавливаясь.

Но прежде смирил жрецов вааловых и совершил нечто чудное для нашего ума: показал им, Кто Господь, вызвав жрецов на духовный поединок. Это очень распространено было между святыми, когда святые встречаются с волхвами, демонослужителями или поклонниками диавола – не играющими в это, а настоящими служителями темных сил, обладающими силой, энергией, бесовской прозорливостью, злой властью над жизнью. Когда святые сталкиваются с ними, происходит духовная война. Илия воевал со жрецами вааловыми. Он сказал, чтобы они низвели огонь на жертву, если смогут, если их бог это может. И они до заката солнца кололи себя ножами, прыгали вокруг жертвенника и молились: «Услыши нас, Ваал, услыши нас, Ваал». И Илия доказал, Кто есть настоящий Бог. По слову его положили на каменный жертвенник жертву, окопали ее рвом, вылили воды… Илия сказал: «Удвойте». Налили еще воды на жертвенник. «Утройте». Утроили налитую воду. И вот во время, когда в храме приносится вечерняя жертва, что очень важно – потому что это время действия Божия: времена богослужения – это времена особого действия Божия… так вот, во время, когда в храме приносится вечерняя жертва, Илия воззвал к Богу, и Бог услышал его: огонь сошел на жертву, и пожрал и жертву, и камни, и воду, и всё вокруг.

Нож в руке Илии над жрецами вааловыми – дело Божие: Бог не только милует, но и карает

Всегда, даже при максимальном нечестии, в народе Божием сохраняются тайные богоугодники

Люди великие тоже изнемогают. И люди, совершившие великое, боятся малого. Не боявшийся жрецов вааловых и низводивший огонь с небес на землю, заключавший небо, Илия убоялся Иезавели. Он просил, чтобы Бог забрал его душу. Это тоже интересная, яркая черта. Великие часто просят смерти. Просил смерти Иеремия. Просил смерти Иов. Просил смерти и Илия. Он говорил: «Забери душу мою, Господи. Жертвенник Твой разрушен, пророков Твоих убили…» «Я больше не могу», – смысл его слов к Господу. На что Господь ответил ему чрезвычайно важными для нас словами: «Я сберег Себе семь тысяч мужей, которые не преклонили колена перед Ваалом и уста их не целовали его». Чем важны эти слова? А тем, что утверждают: всегда, даже при максимальном огустевании нечестия, в народе Божием, в Церкви Божией сохраняются некие тайные богоугодники, в лицо которых мы не знаем. Они могут не афишировать свою веру, но они хранят ее и исповедуют ее в своих молитвах, они уклоняются от зла и творят благо, они отсекают себя от среды законопреступников. Это нужно помнить. Мы не знаем в лицо всех праведников. Нам кажется, что грех всё заполонил. Не всё заполонил. Даже во времена Ахава были праведники, которые остались верны Богу отцов своих, Богу Живому, требующему святости, а не греха. Илия был утешен этим.

Я уже вспоминал о том, что до горы Божией Хорив Илия шел, не останавливаясь, в крепости съеденной от ангела пищи, 40 дней. Это говорит нам о нашей смерти. Перед смертью нам тоже надо будет съесть и выпить – вкусить Тела Христова и Крови Его, чтобы потом 40 дней идти, не останавливаясь, к Престолу Божию и на 40-й день повстречаться с Господом. И это время Церковь Божия будет молиться за нас, за наше странное, удивительное, единственное в своем роде путешествие.

Когда Илия стоял на горе (подобно как когда-то Моисей стоял на Синае, а перед ним шел Господь, и он прикрывался рукой, восклицая: «Господь Бог милосердный и милующий!», и видел Моисей «задняя Божия», то есть не Славу Его, а некий отблеск Славы), он чувствовал присутствие Господне. Было трясение камней, но в этом не было Бога; был страшный ветер, разрушающий перед собой всё, но в этом не было Господа; был ураган, буря, но в этом не было Господа… А потом подул тихий, прохладный ветерок, такой успокаивающий, и в этом был Господь. Это прохладное дуновение сродни той прохладной, шумящей росе, которая закрывала отроков в пещи Вавилонской.

243565.p

Вскоре Илия был забран на небо. Он один из тех, кто не умер, кто до сих пор не вкусил смерти. Это было на глазах пророка Елисея, его ученика, сына Сафатова. Илия бросил ему свою верхнюю одежду – милоть (покрывало), вместе с которой физическим знаком передал свою силу и власть, даже умноженную, Елисею. А кони огненные и колесница огненная вихрем взнесли святого на небо. Он не видал смерти.

Илия – новозаветный святой в том числе и потому, что он так сильно хотел увидеть Славу Божию и истину, дождаться Мессию, что ему и Моисею была уделена такая милость: на Фаворской горе, где Христос преобразился перед учениками, пришли к Нему два собеседника из другого мира – Моисей поднялся из преисподней душою своей и Илия пришел из тайных, нам неизвестных мест, явился перед Иисусом Христом в теле, чтобы беседовать с Ним о Его исходе, который Он собирался совершить в Иерусалиме. Так на Фаворе со Христом собрались небесные, земные и преисподние: небесный – Илия, земные – апостолы, из преисподней – Моисей. И всякое колено поклонилось о имени Христовом, как и сказано: «Всяко колено поклонится», подтверждая и исповедуя, что Господь Иисус во славу Бога Отца.

Так Моисей на горе Синай, а Илия на горе Хорив увидели Славу Божию, а потом глазами своими видели воплотившуюся истину, которую чувствовали во время своих боговидений и богоявлений.

Илия – это могучий защитник всех обиженных, наставник и покровитель всех любящих Священное Писание, помощник всех ревнителей за истину, начальник всех монашествующих. У католиков есть даже орден кармелитов, который связывает свое название с горой Кармель, упоминаемой в Священном Писании в связи с подвигами и трудами пророка Илии, с той пещерой, где он жил какое-то время, молясь и подвизаясь. У нас нет такого «точечного» поклонения, таких связей с Илией, но он почитается, безусловно, проповедниками, монашествующими и всеми, у кого болит душа от того, что попирается правда и торжествует нечестие.

Излагается жизнь Илии в 3-й Книге Царств. Святитель Иоанн Златоуст говорил и утверждал, что все желающие жить девственно чисто и молитвенно, то есть монашески, должны брать пример с пророка Божия Илии и с Иоанна Крестителя. Так часто в тропарях и поется: «Крестителю и Фесвитянину подражая, был еси, святе, пребогат духом». Так об Онуфрии Великом поется и о многих иных святых. И мы будем, по мере сил, подражать, но начнем с чтения. Прочтем из 3-й Книги Царств о пророке Илии, узнаем о нем. В день памяти пойдем в храм Божий послушать паремии, отстоять службу и призвать имя живого – не умершего – пророка на помощь нам, совершающим земное странствование.

Источник

Ильин день

297672.p

С того дня прошло уже почти десять лет, но и сейчас вспоминаю произошедшее с трепетом и благодарностью.

Родители мои живут на Украине, и по вероисповеданию они протестанты, адвентисты седьмого дня. Когда сестра отправляла на лето к бабушке свою дочь, мою племянницу и крестницу, мой духовник отец Василий, мудрейший и добрейший, сама любовь, сказал:

– О, Наташутка… Ваша мамушка девочку-то в веру свою и увлечет.

А батюшка, надо отметить, человек необычный. И если что говорит – слушать нужно о-очень внимательно. И сказал-то как-то между прочим, вскользь.

Уж потом вспомнилось.

Но мы были заняты, всё было уже решено, билеты куплены, и девочка отправилась на всё лето к бабуле в Полтаву.

Первого августа, в субботу, звоню я своей подруге с просьбой причастить крестницу в воскресение, на праздник пророка Илии. Подруга с радостью согласилась. Но через короткое время перезвонила и как-то невнятно и непонятно попросила меня саму позвонить домой, чтобы выяснить, что там происходит.

Я набрала Украину и узнала следующее.

Мою племянницу бабушка решила повести на их адвентистское крещение

Мою племянницу бабушка решила повести на их адвентистское крещение, пока что в качестве зрителя. А, если кто не знает, «крещение» у адвентистов обычно массовое (по 30 и более человек), на реке, много надувных шаров, музыки, песен и подарков. В общем, для девочки шести лет – очень увлекательно. И в наш храм, на Причастие, уже нет ни настроя, ни желания идти.

Вот тут-то и вспомнились слова нашего батюшки…

Наши с мамой переговоры зашли в тупик, на ребёнка давить нельзя, чтобы не отвратить от храма и не вызвать протеста.

Я разозлилась страшно, в голове зрели всякие «мстительные» и непродуктивные планы. Помолиться, как вы понимаете, мысль в голову не приходила. Позвонила батюшке, обрисовала ситуацию, попросила молитв. От злости и бессилия, казалось, лопну.

Наутро примчалась к нам в Сретенский ‒ и бегом на Исповедь. Попала к одному из наших замечательных отцов. Эх…

Как же он меня причесал! Как же отчехвостил:

– Да вы что?! Это же ваша крестница! Да ведь они Матерь Божию не почитают! Да ведь они Креста Христова не признают. Вот вы бы свою дочь в публичный дом отпустили?! Нет? Так вот – как хотите, а чтобы ваша девочка там не была!

Стою, рыдаю. Спросила благословения причаститься, очень была не Божья в тот момент. Посмотрел на меня. Благословил.

А я, надо отметить, женщина решительная, всё всегда могу, всё должно быть по-моему, и тотчас же. Та ещё христианка. А вот стою и понимаю, что ничегошеньки не могу – ни долететь, ни доехать. НИ! ЧЕ! ГО! Только враг нашептывает – позвоню маме и скажу, что всё! Если поведёшь – промеж нами всё кончено, и далее в том же духе.

Вернулась к священнику и говорю:

– А можно я, батюшка, с мамой буду говорить, а не с крестницей?

– Можно, – говорит,– но с любовью.

Да где ж её взять, любовь-то?! Одна злость, война и диктатура.

Стою около пророка Илии ‒ и первый раз в жизни возопила всем своим существом

Вошла я в храм, стою около пророка Илии ‒ и первый раз в жизни возопила всем своим существом и каждой клеточкой:

– Пророк Илия! Ты жрецов Ваала сокрушил – сокруши и врагов вокруг моей девочки! Ты дрова, залитые водой, поджег по вере своей – защити мою девочку! ‒ И так же вопила просто ко Спасителю и Матери Божией. Так всю службу и припадала. Причастилась. И на душе мирно очень стало, тихо и покойно.

Вышла я на улицу, позвонила маме и сказала:

– Пожалуйста, не веди внучку на крещение своё.

– А куда? В храм ваш вести?!

– Нет, – говорю, – никуда не веди.

Мама помолчала ‒ и вдруг говорит как-то нервно:

– Хорошо. Не поведу. Да ведь и крещения не будет. Сатана работает. – И положила трубку.

Минут пять я стояла просто как столб, без движения. Не понимала до конца, что же случилось. Думаю, может, погода (в Москве дождь стеной). Звоню подруге:

– Нет, – отвечает, – солнце светит.

Бросилась я к священнику и кричу почти:

– Батюшка! Крещения-то не будет!

– Ну, вот и слава Богу! Видите, как всё хорошо, слава Богу…

Примчалась домой. Сестре рассказываю, у неё кожа и волосы дыбом. Прошу: «Позвони, узнай, что случилось».

А теперь, мои дорогие, прошу вас предположить, что же могло произойти. И чуть-чуть потерпеть, и не читать дальше. Я, когда рассказываю эту историю, всегда об этом прошу. Никто ни разу не догадался.

Заболел пастор? – нет.

Заболели крещаемые? – нет.

Выходы рек из берегов, финансовый кризис и т.д. – нет, нет, нет и ещё раз нет.

ВСЕ. крещаемые (36 человек) усомнились и отказались креститься

А произошло следующее.

ВСЕ. крещаемые (а их было 36 человек) усомнились в таинстве и отказались креститься. Все сразу.

Вот так. Милостивый Господь. В этом месте я всегда плачу.

С тех пор я точно и опытно знаю, что для Бога нет ничего невозможного. Что сила Его только в немощи и совершается. Мешает только наше своеволие, упрямство и самонадеяние. И с тех пор я прикипела сердцем к пророку Божию Илие, бесконечно благодарю Бога за это чудо в жизни.

Поделилась этой историей с одним батюшкой, который книги пишет, как сюжетом для рассказа о чуде, а он:

– Тоже мне, нашла чудо. Это наша каждодневная жизнь. Просто молиться надо.

Источник

Церковь празднует память святого пророка Илии

Приблизительное время чтения: 2 мин.

В понедельник 2 августа 2021 года православные вспоминают одного из величайших ветхозаветных праведников – святого пророка Божия Илию.

Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до прихода в мир Господа Иисуса Христа.

С детства святой Илия («крепость Господня») посвятил себя служению Богу, поселившись в пустыне и проводя свои дни в строгом посте и молитве.

Возмужав, он был призван Самим Богом на пророческое служение, также он должен был напоминать народу Израиля о необходимости хранить благочестие и веру в истинного Бога.

Обличая народ Божий за частые отпадения в язычество, поклонение идолам и другие неблагочестивые дела, святой пророк Илия прославился многими чудесами по молитвам к Господу.

Так, по его молитве в Израиле три года не было дождя, а по всей стране свирепствовали засуха и голод. Так продолжалось до тех пор, пока израильский царь Ахав не отказался от поклонения идолам.

Также святой Илия помог одной бедной вдове из города Сарепта Сидонская. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. По его молитве мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Помимо того, святой Илия молитвой к Богу воскресил мертвого сына этой вдовы.

Еще одним чудом святого пророка стала его победа над жрецами языческого бога Ваала, которому также поклонялась жена царя Ахава Иезавель. На горе Кармил было устроено два жертвенника – один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения истинному Богу.

– На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти, – сказал святой Илия.

Первыми стали молиться своему идолу жрецы Ваала, но за весь день так ничего и не произошло. По молитве же пророка с неба сошел огонь и попалил предложенную им Богу жертву, дрова, камни и даже воду, находившуюся во рве, специально выкопанном по просьбе пророка.

В конце своего земного служения, по повелению самого Бога, святой Илия помазал на пророческое служение своего ученика Елисея, а сам был взят на Небо живым в огненной колеснице.

Напомним, что святой пророк Илия считается небесным покровителем Воздушно-десантных войск России (ВДВ), которые 2 августа отмечают свой профессиональный праздник.

Источник

Святой пророк Илия: житие, статьи, иконы, молитвы (+Видео)

elijah2

Житие

Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) — ревностно бороться за поклонение единому Богу и своими делами являть Его могущество.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Пророк Илия вновь появляется в Новом Завете: во время Преображения Господня, он вместе с пророком Моисеем явился на горе Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом.

19

Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.

Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху.

Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки — о том, чтобы выйти замуж.

Пророк Илия в Новом Завете

Почитание пророка Илии на Руси

96451Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.

Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху.

Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки — о том, чтобы выйти замуж.

В мусульманскую традицию

почитание Илии пророка перешло, по всей видимости, из христианской среды. Об этом свидетельствуют написание его имени — Ильяс (арабизированный вариант греч. формы) и его упоминание в Коране в ряду новозаветных праведников (Закария, Яхья, Иса; VI 85). Второй раз Илья упоминается в Коране как посланник Аллаха, отвращавший народ от поклонения Ваалу (XXXVII 123-132, в ст. 130 — особая форма имени Ильясин, видимо, обусловлена рифмой). В позднейшей мусульманской лит-ре образ Илии был дополнен на основании библейских сведений и иудейских легенд. Постепенно возникла тенденция отождествлять Илию с др. персонажами, которые считаются в исламе «не испытавшими смерти»,- Идрисом (чаще отождествляется с библейским Енохом) и мифическим аль-Хидром (аль-Хадир; отождествляется также с вмч. Георгием Победоносцем) (4-м «бессмертным» в исламе считается Иса (Иисус)). (Православная энциклопедия)

Статьи

Проповеди

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Слово в день праздника пророка Илии.

Протоиерей Сергий Хмыров. Слово в день пророка Илии.

Молитвы

Величание Пророку Илии

Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, /и чтим (еже на Небеса /на колеснице огненней, /преславное восхождение твое.

Тропарь Пророку Илие

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, /свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати, /темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак Пророку Илие, глас 2:

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.

Молитва 1

О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господу Богу Вседержителю, еще же знамении и чудесы преславными, таже по крайнему благоволению к тебе Божию преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй престолу Небесного Царя!

Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.

Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели.
Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани.

Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей.
Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими.

Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Богу, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и о послушании своем рачение.

Да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Молитва 2

О святый славный пророче Божий Илие, великий закона Божия ревнителю. Ты изрядный и храбрый во убиении Вааловых жерцев отмститель был еси: яко славу Божию не умоляему, но умножаему во веки видети восхотел еси, и толико многороднаго их неистовства не убоялся еси, яко Иезавелины жерцы на потоце Киссове ножем заклал еси, последи же яко вихрем на огненней колеснице взят быв, на высоту небесную со славою возшел еси. Сего ради мы, недостойнии и грешнии, смиренно молимся тебе, честный Божий пророче: сподоби достойно славити и воспевати пречестное твое заступление, да обретше тя великаго ходатая, богатыя милости от Господа сподобимся.

Темже и ныне, славно ублажающе тя, молим: огради миром державу нашу, и избави нас от всякого навета вражия, от глада, и труса, и огня молниина, и не забуди ны, грешныя, пресветлую память твою праздующия и непрестанно славящия прославльшаго тя Господа во веки веков.

Молитва 3

О великий и преславный пророче Божий Илие, ревности ради твоея по славе Господа Бога Вседержителя не терпевый зрети идолослужения и нечестия сынов Израилевых, обличавый законопреступного царя Ахава, и в наказание тех трилетний глад на землю Израилеву молитвою твоею от Господа испросивый, да, отвергше мерзкия идолы и отступльше от неправд и беззаконий, обратится ко единому истинному Богу и исполнению святых Его заповедей, вдовицу Сарептскую в гладе пречудно препитавый и сына ея умерша молитвою твоею воскресивый, по прошествии же пронареченнаго времене глада, собранный на гору Кармильскую народ Израильский в богоотступстве и нечестии укоривый, таже огнь молитвою на жертву твою с небесе испросивый, и чудом сам Израиля ко Господу обративый, студныя же пророки Вааловы посрамивый и умертвивый, по сих же молитвою паки небо разрешивши и обильный дождь на землю испросивый, и люди Израилевы возвеселивый! К тебе, предивный угодниче Божий, усердно прибегаем, грешнии и смирении, томими бездождием и зноем; исповедуем, яко недостойни есмы милости и благодеяний Божиих, достойни же паче лютых прещений гнева Его, скорби же и нужды, и всяких зол и болезней. Не бо ходихом в страсе Божиим и в путах заповедей Его, но в похотех развращенных сердец наших и всякий вид греха безчисленно сотворихом; беззакония наша превзыдоша главу нашу, и несмы достойни явитися пред лице Божие и зрети на небо.

Исповедуем, яко и мы, якоже древний Израиль, отступихом от Господа Бога нашего, аще не верою, то беззаконьми нашими, и аще не поклоняемся Ваалу и другим мерзким идолом, то раболепствуем страстем и похотем нашим, служаще идолу чревоугодия и сластолюбия, идолу корыстолюбия и честолюбия, идолу гордости и тщеславия, и вслед ходим богопротивным иноплеменным обычаем и погибельному духу времене.

Исповедуем, яко сего ради заключися небо и сотворися аки медяно, яко заключися сердце наше от милосердия и истинныя любве ко ближнему; сего ради отверде земля и соделася безплодна, яко не приносим Господу нашему плодов добрых дел; сего ради несть дождя и росы, яко не имамы слез умиления и животворныя росы Богомыслия; сего ради увяде всяк злак и трава сельная, яко изсеше в нас всякое благое чувство; сего ради омрачися воздух, яко ум наш омрачися студными помышленьми и сердце наше осквернися беззаконными похотеньми.

Исповедуем, яко и тебе, пророче Божий, просити мы недостойны есмы.

Ты бо, подобострастен быв нам человек, Ангелом в житии твоем уподобился еси и, аки безплотный, на небо восхищен еси; мы же студными помыслы и деяньми нашими безсловесным скотом уподобихомся, и душу нашу яко плоть сотворихом.

Ты постом и бдением удивил еси Ангелов и человеков, мы же, предающеся невоздержанию и сластолюбию, скотом немысленным уподобляемся.

Ты презельною ревностию о славе Божией выну горел еси, мы же небрежем о славе нашего Творца и Господа, и стыдимся исповедовати достопокланяемое имя Его.

Ты нечестие и злыя обычаи искоренял еси, мы же рабствуем духу века сего, поставляюще богопротивныя обычаи мира паче заповедей Божиих и уставов святыя Церкве. И кий грех и неправду не сотворихом мы окаянии? Истощихом беззаконьми нашими долготерпение Божие. Темже правосудный Господь прогневася на нас, и во гневе Своем наказа нас.

Обаче ведуще велие дерзновение твое пред Господем и надеющеся на любовь твою к роду человеческому, дерзаем молити тя, прехвальне пророче: милостив буди к нам, недостойным и непотребным, умоли великодаровитаго и всещедраго Бога, да не до конца прогневается на ны и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да ниспослет на жаждущую и изсохшую землю дождь обильный и мирный, да дарует ей плодоносие и благорастворение воздуха; преклони действенным твоим ходатайством на милость Царя Небеснаго, аще не ради нас грешных и скверных, но ради избранных рабов Его, не преклонивших колена своя пред Ваалом мира сего, ради незлобивых и несмысленных младенцев, ради безсловесных скотов и птиц небесных, страждущих за наша беззакония и истаевающих от глада, зноя и жажды.

Испроси нам твоими благоприятными молитвами от Господа дух покаяния и сердечнаго умиления, дух кротости и воздержания, дух любве и терпения, дух страха Божия и благочестия, да тако, возвратившеся от стезей нечестия на правый путь добродетели, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем обетованных нам благих, благоволением безначального Бога Отца, человеколюбием Единороднаго Сына Его и благодатию Всесвятаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Молитва 4

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.

Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков.

251

Даниэле да Вольтерра — Пророк Илия.

Стихи и пословицы

Бог — Илие

Не сокрушайся, Мой Пророк!
На все есть час, на все есть срок;
Пускай, кичась, растет порок:
Будь зло добру в святой урок!
Но не грусти! Твой Господин
Здесь не совсем еще один,
Не все пошли к Ваалу в сети!
Есть тайные у Бога дети,
Есть тайный фимиан сердец,
Который обонять мне сладко!
Они бегут ко Мне украдкой,
И я являюсь втайне к ним;
И их лелею, просветляю
Высоким, истинным, святым!

Ф. Глинка

Илия — Богу

Мы ждем и не дождемся сроков
Сей бедственной с нечестьем при:
Твоих зарезали Пророков,
Твои разбили алтари!
Проснись, Бог сил! Заговори!
Нет места для Твоей святыни,
И я теперь жилец пустыни,
Я плачу пред тобой один!
А Ты им терпишь, Властелин
Земли, морей и облаков!
Ты терпишь от Своих рабов!

Ф. Глинка 1826 или 1827

Пословицы

«На Илью до обеда лето, а после — осень»

«У мужика та и обнова на Ильин день, что новинкой сыт»

«Илья Пророк — косьбе срок

«С Ильина дня вода стынет»

«До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня — из закрома»

«С Ильина дня ночь длинна и вода холодна»

«Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет»

«До Ильи мужик купается, а с Ильи – с рекой прощается»

Иконография

Источник

Adblock
detector