Меню

праздник преполовение в 2021

Что значит Преполовение Пятидесятницы и когда оно будет в 2021 году

hramy

Преполовение Пятидесятницы – древний праздник из числа народно-христианских, не менее важный, нежели остальные великие. Каждый год его отмечают в определенный день, но в разные даты. В православных храмах проводят специальные службы, обсуждают суть праздника, рассказывают о его значении, о том, что можно и нельзя делать весь день.

Преполовение Пятидесятницы – небольшой праздник, в который также чтят память муч. Гликерии Новогородской, муч. Александра Римского, св. Павсикакия, Синадского епископа, св. Георгия исповедника, его супруги Ирины и их детей, священномучеников. Наконец, каждый христианин должен узнать, что же за праздник Преполовение Пятидесятницы, чем он значим.

Дата празднования Преполовения Пятидесятницы

data 3

Преполовение – церковный термин, означающий «достижение половины». Каждый промежуток времени имеет середину – историческая эпоха, век, год, месяц, день. В православии есть две середины.

Преполовение Пятидесятницы отмечают на 25 день по Пасхе и всегда в среду. Это день, на который приходится середина между Светлым Воскресением Господня и Святой Троицей.

Дата Преполовения Пятидесятницы в 2021 году – 26 мая, поскольку Пасху отмечали 2 мая, а Троица будет 10 июня. Праздник – ровно середина между двумя двунадесятыми торжествами.

Преполовение Пятидесятницы – что это за праздник, что он значит

prazdnik 14

Преполовение Пятидесятницы отмечают и православные, и католики. Первый раз про праздник заговорили в конце IV столетия. Первые упоминания о нем есть в богослужебной книге Иерусалима: отрывок написал Анатолий Константинопольский. Отмечать Преполовение Пятидесятницы стали в V столетии. Празднования длятся 8 дней, начиная от 4-й среды после Светлого Воскресения Христова. Предпразднства нет, а попразднество совпадает с 5-м пасхальным воскресеньем – неделей о самарянине.

Преполовение Пятидесятницы связывает Пасху и Троицу. Православные христиане, продолжая отмечать Светлое Воскресенье Христово, помнят о приближении великого события – сошествия Святого Духа на учеников Христа после Его Вознесения на Небеса.

В Преполовение Пятидесятницы совершается крестный ход на водные источники, чтобы совершить малое освящение воды. Во время молитв проходит водосвятие – освящают реки, озера, колодцы. Ранее принято было приглашать священников на пшеничные поля, дабы они их окропили. Молитвы и освящение поле помогали собрать большой урожай.

В праздник во время службы в церквях читается Евангелия, непосредственно отрывок, рассказывающий о пришествии Иисуса Христа в Иерусалим в день празднования Кущей в честь странствования израильтян по пустыне. Обряды этого дня направлены на богатый урожай, на укрепление здоровья. Освященные воды водоемов исцеляют от болезней. Но купаться в них нельзя.

Что нельзя делать в Преполовение Пятидесятницы

normal

В праздник Преполовение Пятидесятницы в древние времена с собой носили все, что может отпугнуть русалок – чеснок, полынь, хрен. На берегу водоема плени цветочные веночки на голову, жгли костры, плясали. Надевали венки на головы и обходили три раза костер. Затем веночки пускали по воде и наблюдали за ним:

Источник

Преполовение

00015

26 мая 2021 года Православная Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы, удивительный во многих отношениях праздник, который совершается в среду 4-й седмицы по Пасхе.

Его название, в первую очередь, указывает на место этого дня в последовательности праздников Триоди. Среда 4-й седмицы – как раз середина периода между Пасхой и Пятидесятницей, и Церковь уже с глубокой древности почтила этот хронологический момент особым литургическим торжеством. Следовательно, природа этого праздника в первую очередь связана с церковным календарем, желанием отметить середину самого радостного периода в году. Это – единственный случай в году, когда Церковь так торжественно празднует середину определенного периода годового круга богослужения. Однако вместе с этим календарным значением богослужение праздника связано с конкретным евангельским событием, зафиксированным в Ин.7,14-30 (евангельское чтение на литургии в день праздника). Здесь содержится речь Христа о Его посланничестве Отцом и обосновании возможности исцелять в субботу, произнесенная Им в середине праздника Кущей, когда Он вновь, после исцеления расслабленного, пришел в Иерусалим.

1493305978.3022prepolovenie 4 2

С чем же связано такое отступление от буквы библейского текста? Причина здесь кроется в смысле речи Христа в последний день праздника Кущей, где Он говорил о воде живой, подразумевая под этим образом благодать Святого Духа. Евангельское зачало, содержащее учение о воде живой читается в православном богослужении на праздник Пятидесятницы. Таким образом, если речь Господа, произнесенная в последний день ветхозаветного праздника Кущей, читается у нас в сам день Пятидесятницы, то Его беседа, относящаяся по времени к середине праздника Кущей, читается в середине периода нашей Пятидесятницы, т.е. в церковный праздник Преполовения. Кроме того, актуальность выбора Ин.7,14-30 в качестве чтения на Преполовение связана с тем, что это – единственное место в Евангелии, где говорится о середине определенного праздничного периода, пусть даже речь идет о другом празднике, отличном от иудейской Пятидесятницы.

405 2 2

Преполовение Пятидесятницы – праздник более древний, чем памяти Недель Цветной Триоди, известный уже в источниках V века. Это, возможно, самый недооцененный праздник в нашем годичном круге: он почти неизвестен широкому кругу верующих, его название в календарях не выделяется красным шрифтом. Между тем современные греческие богословы ставят Преполовение на одну ступень с Пасхой и Пятидесятницей и проводят аналогию между этими тремя православными праздниками и тремя важнейшими праздниками Ветхого Завета. В таком построении наша Пасха соответствует Пасхе ветхозаветной, христианская Пятидесятница – ветхозаветной Пятидесятнице, а Преполовение Пятидесятницы – празднику Кущей. Действительно, богослужение праздника Преполовения целиком отражает евангельское повествование о проповеди Христа в праздник Кущей, так что Преполовение Пятидесятницы является в нашем календаре ближайшим аналогом праздника Кущей в том виде, в каком он описан в Евангелии от Иоанна.

2868 2

Основные идеи, нашедшие отражение в песнопениях службы Преполовения Пятидесятницы:

— Преполовение – середина периода между Пасхой и Пятидесятницей. Этот день и соединяет два разных по содержанию праздника – Пасху и Пятидесятницу, и в то же время отделяет их друг от друга, проводит между ними границу.

— Христос – Источник «воды живой», как образа Святого Духа.

— Христос – свет миру. На другой день после отдания праздника Кущей Христос начал Свою проповедь с фразы: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8,12). Этими словами завершается евангельское чтение на литургии праздника Пятидесятницы, а так как Преполовение вобрало в себя все темы, связанные с беседами Христа во Иерусалиме на праздник Кущей, то и прославление Христа как истинного света находит свое место в службе Преполовения.

— Христос – Премудрость Божия (именование Бога Слова до Воплощения, специфическое имя Второй Ипостаси Святой Троицы). Интересно, что в современной греческой традиции на Преполовение Пятидесятницы празднуют свои престольные праздники многие храмы, освященные в честь Софии, Премудрости Божией.

В Преполовение Пятидесятницы совершается также праздник в честь Моздокской иконы Божией Матери.

dsc 0870 0 2

Ключарь кафедрального собора Святого Великомученика и Победоносца Георгия, иерей Димитрий Кондратьев

Источник

«Благочестия напой водами»

Комментарий к тропарю праздника Преполовения Пятидесятницы

Среда 4-й седмицы по Пасхе названа Церковью Преполовением Пятидесятницы. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю этого праздника.

361391.p Преполовение Пятидесятницы Преполовение Пятидесятницы – день, стоящий посреди двух великих праздников – Пасхи и Пятидесятницы. В нем радость о Воскресении Христовом соединяется с ожиданием воспоминания схождения Духа Святого на апостолов.

Помимо этого Церковью в данный день вспоминаются евангельские события, связанные с преполовением ветхозаветного праздника Кущей. Святой евангелист Иоанн повествует, что в третий год Своего служения Христос пришел на праздник в Иерусалим тайно и лишь в середине его начал открыто учить в храме: «Абие же в преполовение праздника взыде Иисус во церковь, и учаше» (Ин. 7: 14). В одной из бесед, произнесенных в эти дни, Христос говорил о грядущем схождении на верующих в Него Духа Святого, что связывает данные события с новозаветной Пятидесятницей.

Богослужебные тексты, исполняемые Церковью в этот день, соединяют в себе все указанные смыслы.

Предлагаем рассмотреть самый употребительный из них – тропарь праздника.

Обратимся к церковнославянскому тексту тропаря:

«Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе» [1] .

Приведем также греческий вариант:

Русский перевод таков:

«Когда было преполовение праздника, жаждущую мою душу напой водами благочестия, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: “Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник нашей жизни, Христос Бог, слава Тебе!”»

Посреди праздника

Важно помнить, что в православной традиции под Пятидесятницей понимается не только день Святой Троицы, но и промежуток в 50 дней от Пасхи до этого праздника.

Таким образом, преполовение в данном случае означает 25-й день по Воскресении Христовом.

Реки воды живой

В тропаре мы просим Господа напоить нашу душу водами благочестия. Этот образ связан с евангельским отрывком, о котором речь шла выше. Христос сказал Своим ученикам:

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7: 37–38).

«Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7: 39).

Так Христос говорит ученикам о грядущей Пятидесятнице.

Чтобы раскрыть другое значение этого словосочетания, обратимся к посланию апостола Павла к Тимофею, где сказано:

Под благочестием понимается деятельность Бога в этом мире, открываемая в Его безмерной благости

«И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3: 16).

Слово «благочестие» в греческом тексте выражено словом «εὐσεβείας» [10] – тем же, что и в тропаре праздника.

Христос как Источник нашей жизни

Воскресший Спаситель является для нас не только Источником земной жизни, но и основанием жизни вечной

Первый смысл слова связывает данное обращение с основной частью песнопения, в которой Христос называется Источником воды живой – Тем, Кто посылает верующим в Него Духа Святого.

Второе напоминает нам о том, что Господь – причина нашего бытия, как об этом пишет протоиерей Валентин Свенцицкий:

Воскресший Спаситель является для нас не только Источником земной жизни, но и основанием жизни вечной, по слову апостола Павла:

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15: 22–23).

Тропарь Преполовения Пятидесятницы, обращенный к Источнику нашей жизни – Воскресшему Спасителю, напоминает о том, что мы, христиане, получаем спасение стяжанием Духа Святого, Которого Господь послал ученикам Своим в день Пятидесятницы и Которого Он непрестанно посылает всем верующим в Него.

Источник

Преполовение Пятидесятницы

prepolovenie

Преполовение Пятидесятницы — это подвижный Господский праздник, который всегда выпадает на среду 4-ой недели после Пасхи и имеет 7 дней попразднества. В духовном смысле Преполовение как бы соединяет собою воедино два величайших христианских праздника — Пасху и Троицу, т. к. этот день точно расположен между ними и приходится ровно на середину Святой Пятидесятницы.

Содержание:

Преполовение. История праздника

Преполовение Святой Пятидесятницы — один из древнейших христианских праздников. Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии — бывшего патриаршего православного собора Царьграда, некогда самого большого христианского храма в мире.

На литургии в день Преполовения читается Евангелие о том, как Христос пришел в Иеросалим на праздник Кущей, который был установлен ради воспоминания сорокалетнего странствования израильтян в пустыне, когда они жили в шатрах, или по-славянски в кущах. Во время празднования Кущей евреи строили себе из пальмовых и миртовых ветвей шалаши.

О праздниках, совершаемых иудеями, нужно заметить следующее. Их было три: одинпраздник пасхи, который они совершали в память выхода из Египта, и он у них был первый (главный). Другой праздникпятьдесятница, которую они совершали в память избавления от бедствий в пустыне и вступления в землю обетованную. Тогда они первый раз вкусили хлебных плодов, почему и в праздник сей приносили колосья, как начатки.

Третий праздникпоставление кущей, который они совершали в благодарность за собрание плодов, по римскому счету в сентябре месяце. Тогда они благодарили Господа за то, что собрали все плоды. Почему и устрояли скинии или палатки и веселились, живя как бы в поле. Некоторые говорят, что и некоторые псалмы Давыдовы (80 и 83), имеющие надпись: «о точилех», составлены Давыдом именно на сей праздник. Тогда они наполняли свои виноградные тиски, собирая виноград, и, благодаря за оный, употребляли эти псалмы и другие, служащие выражением благодарности, например, восьмой псалом. Ибо и в нем пророк упоминает о благах, дарованных человеку Богом.

Праздники сии имели и другое значение. Пасха означала наш переход от неверия к вере, пятьдесятницавступление в Церковь, как бы в иную землю обетованную, в которой мы также вкушаем хлеб, причащаясь Божественных Таин. Поставление же кущей означало Воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела), разрушенные смертью, снова восстанут [1].

Преполовение Пятидесятницы. Богослужение

Самые ранние богослужебные тексты, посвящённые Преполовению, относятся к V веку (автор — Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику были написаны прп. Иоанном Дамаскиным (VIII век), а также прп. Феофаном Исповедником (IX век) и прп. Андреем Критским (VII век) — авторами праздничных канонов, входящих в состав Триоди Цветной. Преполовение имеет свой задостойник на литургии и празднуется 8 дней — отдание праздника приходится на среду 5-й недели по Пасхе.

В богослужебных стихерах и канонах на Преполовение чаще всего упоминается о живоносной воде, которой Господь имеет напоить души верных. Это соответствует Евангельскому повествованию, посвященному описанию воспоминаемых событий, где Сам Господь свидетельствует о Себе:

Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 37-38).

Бл. Феофилакт Болгарский так поясняет эти строки:

Чревом в переносном смысле Он называет сердце, как и Давыд: «и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39, 9). Сказал, что потекут «реки» воды живой, а не река. Сим указывает на обилие и щедрость благодати Духа. Ибо Дух таков, что в чью душу войдет и утвердится в ней, Он заставляет ее течь обильнее всякого источника. Как у верующего, по Писанию, потекут реки, сие всякий может узнать, когда обратит внимание на язык Петра, на стремительность Павла и мудрость Стефана. Слов их ничто не останавливало, но они всех увлекали за собою, как реки какие, неудержимым течением своим [2].

Библиотека Русской веры
Канон Преполовению Пятидесятницы →

Воскресные службы о Расслабленном и Самаряныне, с которыми тесно связан праздник Преполовения, а также последняя неделя перед отданием Пасхи о Слепом, имеют непосредственное отношение к чудотворениям, которые совершались у водных источников. Расслабленный был исцелен в купели; Самаряныня обрела духовное возрождение у кладезя с водой; слепой прозрел после того, как умылся в священном для иудеев Силоамском источнике: само слово «силоам» означает «посланный», что символически говорит о пришествии Мессии, Которого Отец посылает для спасения мира. Сам Силоам представлял собой небольшой водоем, питавшийся от струи воды, текущей из-под храмовой горы. Во время праздника кущей священники совершали особый обряд: здесь они выходили из Иеросалимского храма к источнику Силоам, набирали оттуда воду в золотой сосуд и приносили ее в храм, где первосвященник выливал ее перед жертвенником. Таким образом, целительное действие у водных источников являло собой прообраз спасительного Крещения, которое освобождает человека от греховной слепоты и расслабленности, когда человек воистину «рождается свыше» и получает дарования Святого Духа. Об этом читаем в «Златоусте», в слове о Расслабленном:

Аще кто слеп есть разумом, или хром неверием, или сух многими беззаконии, и отчаянием, или разслаблен еретическими учениями, всех воды крещения здрава творит. Она купель многи приемлющи, единаго исцеляше, и то не всегда, но единою летом: а крещения купель по вся дни оживляющи, здравы творит. Ко крещению аще и всея земли приидут человецы, не умалится Божия благодать, но всем дает исцеление от греховных недуг. Рцем же о Господней благодати, како прииде ко овчей купели и виде человека разслаблена [3].

Тропарь празднику:

П реполови1вшусz прaзднику, жaждущую дyшю мою2 бlгочeстіz нап0й воды2. ћкw всёмъ сп7се возопи1лъ є3си2, жaждаи да грzдeтъ ко мнЁ и3 піeтъ, и3ст0чниче жи1зни хrтE б9е слaва тебЁ.

Кондак празднику:

П рaзднику зак0нному преполови1вшусz, всsческихъ творeцъ и3 вLка, къ преdстоsщимъ гlаше хrтE б9е. пріиди1те и3 почерпи1те в0ду безсмRтіz. тём8 же ти припaдаемъ и3 вёрно вопіeмъ, щедр0ты твоS дaруй нaмъ, ты2 бо є3си2 и3ст0чникъ животY нaшему.

Преполовение. Народные традиции

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная Церковь установила в этот день традицию малого освящения воды. Помолившись в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», в дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где служащий иерей окроплял нивы освященной водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

Преполовение Пятидесятницы. Иконы

Иконописные композиции на сюжет Преполовения Пятидесятницы известны в раннем христианском искусстве, начиная с катакомб и древнейших иллюстрированных рукописей. При этом основные элементы праздничной иконографии определяются уже в самых ранних изображениях: в центре, на ступенчатом амвоне или перед столом, изображается юный Христос, а по сторонам от Него, на скамьях — учителя с книгами или свитками. Архитектурный фон композиции должен был, по-видимому, воссоздавать интерьер Иеросалимского храма — это могла быть античная колоннада, экседра или сводчатое сооружение простой формы. К XIV веку архитектура приобретает черты, отражавшие реальный образ Иеросалимского храма Гроба Господня: трехъярусной уступчатой ротонды.

В русском искусстве ХV–ХVI веков проповедь двенадцатилетнего Христа в храме, поучающего старцев (Лк. 2, 42-51), окончательно отождествляется с сюжетом «Преполовения» и вытесняет композицию, где Христос изображается в зрелом возрасте, что напрямую соответствовало бы событию, описанному в Евангелии. Христос возвышается на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет приходит на смену Ветхому. Поучение Спасителя изображается на фоне Храмовой многоярусной постройки. Ее покрывает на всю высоту красный плат — символ Воскресения Христова, которое спасает весь человеческий род. Второй цвет иконы, зеленый, является символом обновления жизни.

1493305408.7448prepolovenie 2Икона Преполовение. Владимиро-Суздальский музей. ХVI век 1493305449.2093prepolovenie 3Икона Преполовение. Псковский музей-заповедник. ХVI век

С конца XV века икона «Преполовения» входит в состав праздничного чина иконостаса. Классическим примером сложившейся иконографии «Преполовения» может служить икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 г. (Кирилловский музей-заповедник) и более поздние композиции середины XVI века, созданные в московской мастерской митрополита Макария: икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля и фреска из того же собора.

1493312475.4834prepolovenie beloozerskПреполовение. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г.

Храмы в честь Преполовения

Древняя Церковь Преполовения Пятидесятницы была построена в г. Пскове в конце ХV века. Это одноапсидный, бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом (возможно, первоначальный). В 19-20 вв. храм был сильно перестроен. Барабан ложный, деревянный. Открытое крыльцо на столпах объединено с притвором в 1867 г. Звонница перестроена в колокольню. В настоящее время церковь входит в состав подворья Спасо-Елеазаровского монастыря (РПЦ).

1493306129.9861prepolovenie 6Церковь Преполовения Пятидесятницы в г. Пскове (РПЦ)

Действующих старообрядческих храмов в честь Преполовения Пятидесятницы в настоящее время не имеется.

Душеполезное поучение в праздник Преполовения

Бл. Феофилакт Болгарский, в толковании праздничного Евангелия на Преполовение Пятьдесятницы, пишет, что Господь пришел к народу лишь к середине праздника ради того, чтобы несколько ослабить гнев иудеев и расположить их к более внимательному слушанию спасительных поучений. С такой долготерпеливой кротостью обращался Он со Своими несправедливыми обвинителями, укорявшими Его за дивные чудеса, которые творил Он в субботу. Но Господь прямо обличает их и в лицемерии, ибо сами они постоянно преступали основные правила закона, тщательно соблюдая лишь то, что было им выгодно и удобно:

Смотри, с какой кротостью Он говорит с ними, а они, напротив, с обидною дерзостью говорят: бес в Тебе. Они так дерзки потому, что думали поразить Его и устрашить. Хотя Христос Сам Господь Моисея и виновник закона, но, уступая слабости и бесчувственности иудеев, говорит, что закон дан Моисеем. Ибо они не могли бы спокойно выслушать, что закон им дан не Моисеем, а ИмВладыкою Моисея и Господом [4].

О злобе жидовстей, о Владыки Христа милосердию, и безчисленному человеколюбию: яко бо грешник оболгаем терпит, безчествуем не мщает. Темже и мы должны есмы братие смирение имети, и не величатися, обиду и укор терпети, зла за зло не воздавати, да с Господем Богом прославимся [6].

Источники:

[1] Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
[2] Там же.
[3] «Поучение блаженнаго Кирила о разслабленнем, иже на овчей купели, како исцели его словом Господь наш Исус Христос («Златоуст», сл. 70-е).
[4] Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
[5] Там же.
[6] «На Преполовение праздника Владычня, поучение святаго Иоанна Златоустаго» («Златоуст», сл. 71-е).

Источник

Что значит Преполовение Пятидесятницы и когда оно будет в 2021 году

Преполовение Пятидесятницы – древний праздник из числа народно-христианских, не менее важный, нежели остальные великие. Каждый год его отмечают в определенный день, но в разные даты. В православных храмах проводят специальные службы, обсуждают суть праздника, рассказывают о его значении, о том, что можно и нельзя делать весь день.

Дата празднования Преполовения Пятидесятницы

Преполовение – церковный термин, означающий «достижение половины». Каждый промежуток времени имеет середину – историческая эпоха, век, год, месяц, день. В православии есть две середины.

Преполовение Пятидесятницы отмечают на 25 день по Пасхе и всегда в среду. Это день, на который приходится середина между Светлым Воскресением Господня и Святой Троицей.

Дата Преполовения Пятидесятницы в 2021 году – 26 мая, поскольку Пасху отмечали 2 мая, а Троица будет 10 июня. Праздник – ровно середина между двумя двунадесятыми торжествами.

Преполовение Пятидесятницы – что это за праздник, что он значит

Преполовение Пятидесятницы связывает Пасху и Троицу. Православные христиане, продолжая отмечать Светлое Воскресенье Христово, помнят о приближении великого события – сошествия Святого Духа на учеников Христа после Его Вознесения на Небеса.

В Преполовение Пятидесятницы совершается крестный ход на водные источники, чтобы совершить малое освящение воды. Во время молитв проходит водосвятие – освящают реки, озера, колодцы. Ранее принято было приглашать священников на пшеничные поля, дабы они их окропили. Молитвы и освящение поле помогали собрать большой урожай.

В праздник во время службы в церквях читается Евангелия, непосредственно отрывок, рассказывающий о пришествии Иисуса Христа в Иерусалим в день празднования Кущей в честь странствования израильтян по пустыне. Обряды этого дня направлены на богатый урожай, на укрепление здоровья. Освященные воды водоемов исцеляют от болезней. Но купаться в них нельзя.

Что нельзя делать в Преполовение Пятидесятницы

В праздник Преполовение Пятидесятницы в древние времена с собой носили все, что может отпугнуть русалок – чеснок, полынь, хрен. На берегу водоема плени цветочные веночки на голову, жгли костры, плясали. Надевали венки на головы и обходили три раза костер. Затем веночки пускали по воде и наблюдали за ним:

Источник

Преполовение

00015

26 мая 2021 года Православная Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы, удивительный во многих отношениях праздник, который совершается в среду 4-й седмицы по Пасхе.

Его название, в первую очередь, указывает на место этого дня в последовательности праздников Триоди. Среда 4-й седмицы – как раз середина периода между Пасхой и Пятидесятницей, и Церковь уже с глубокой древности почтила этот хронологический момент особым литургическим торжеством. Следовательно, природа этого праздника в первую очередь связана с церковным календарем, желанием отметить середину самого радостного периода в году. Это – единственный случай в году, когда Церковь так торжественно празднует середину определенного периода годового круга богослужения. Однако вместе с этим календарным значением богослужение праздника связано с конкретным евангельским событием, зафиксированным в Ин.7,14-30 (евангельское чтение на литургии в день праздника). Здесь содержится речь Христа о Его посланничестве Отцом и обосновании возможности исцелять в субботу, произнесенная Им в середине праздника Кущей, когда Он вновь, после исцеления расслабленного, пришел в Иерусалим.

1493305978.3022prepolovenie 4 2

С чем же связано такое отступление от буквы библейского текста? Причина здесь кроется в смысле речи Христа в последний день праздника Кущей, где Он говорил о воде живой, подразумевая под этим образом благодать Святого Духа. Евангельское зачало, содержащее учение о воде живой читается в православном богослужении на праздник Пятидесятницы. Таким образом, если речь Господа, произнесенная в последний день ветхозаветного праздника Кущей, читается у нас в сам день Пятидесятницы, то Его беседа, относящаяся по времени к середине праздника Кущей, читается в середине периода нашей Пятидесятницы, т.е. в церковный праздник Преполовения. Кроме того, актуальность выбора Ин.7,14-30 в качестве чтения на Преполовение связана с тем, что это – единственное место в Евангелии, где говорится о середине определенного праздничного периода, пусть даже речь идет о другом празднике, отличном от иудейской Пятидесятницы.

405 2 2

Преполовение Пятидесятницы – праздник более древний, чем памяти Недель Цветной Триоди, известный уже в источниках V века. Это, возможно, самый недооцененный праздник в нашем годичном круге: он почти неизвестен широкому кругу верующих, его название в календарях не выделяется красным шрифтом. Между тем современные греческие богословы ставят Преполовение на одну ступень с Пасхой и Пятидесятницей и проводят аналогию между этими тремя православными праздниками и тремя важнейшими праздниками Ветхого Завета. В таком построении наша Пасха соответствует Пасхе ветхозаветной, христианская Пятидесятница – ветхозаветной Пятидесятнице, а Преполовение Пятидесятницы – празднику Кущей. Действительно, богослужение праздника Преполовения целиком отражает евангельское повествование о проповеди Христа в праздник Кущей, так что Преполовение Пятидесятницы является в нашем календаре ближайшим аналогом праздника Кущей в том виде, в каком он описан в Евангелии от Иоанна.

2868 2

Основные идеи, нашедшие отражение в песнопениях службы Преполовения Пятидесятницы:

— Преполовение – середина периода между Пасхой и Пятидесятницей. Этот день и соединяет два разных по содержанию праздника – Пасху и Пятидесятницу, и в то же время отделяет их друг от друга, проводит между ними границу.

— Христос – Источник «воды живой», как образа Святого Духа.

— Христос – свет миру. На другой день после отдания праздника Кущей Христос начал Свою проповедь с фразы: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8,12). Этими словами завершается евангельское чтение на литургии праздника Пятидесятницы, а так как Преполовение вобрало в себя все темы, связанные с беседами Христа во Иерусалиме на праздник Кущей, то и прославление Христа как истинного света находит свое место в службе Преполовения.

— Христос – Премудрость Божия (именование Бога Слова до Воплощения, специфическое имя Второй Ипостаси Святой Троицы). Интересно, что в современной греческой традиции на Преполовение Пятидесятницы празднуют свои престольные праздники многие храмы, освященные в честь Софии, Премудрости Божией.

В Преполовение Пятидесятницы совершается также праздник в честь Моздокской иконы Божией Матери.

dsc 0870 0 2

Ключарь кафедрального собора Святого Великомученика и Победоносца Георгия, иерей Димитрий Кондратьев

Источник

26 мая

Чтения Священного Писания

Богослужения

Акафисты

Тропари, кондаки, молитвы и величания

В среду, св. Кресту

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Преполовения Пятидесятницы

Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же сла́ва Тебе́.

Перевод: На середине праздника жаждущую душу мою благочестия напои водами, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе!

Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем, и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

Перевод: На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты – источник жизни нашей!»

Мученице Гликерии Гераклейской

А́гница Твоя́, Иису́се, Глике́рия,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя,/ да и живу́ с Тобо́ю,/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Гликерия взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня, как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.

Де́ву лю́бящи и Богоро́дицу Мари́ю,/ соблюла́ еси́ нетле́нно твое́ де́вство,/ любо́вию же ко Го́споду усе́рдствовавши,/ пострада́ла еси́ мужему́дренно да́же до сме́рти.// Сего́ ра́ди и сугу́бым тя, де́во му́ченице, венце́м венча́ет Христо́с Бог.

Праведной Гликерии деве, Новгородской

Вы́шния красоты́ жела́ющи,/ ни́жния сла́сти теле́сныя дале́че от себе́ отри́нула еси́/ и, нестяжа́ние па́че су́етнаго ми́ра возлюби́вши,/ а́нгельское житие́ провожда́ла еси́, Глике́рие, де́во блаже́нная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Желая вышней красоты, телесные низменные страсти далеко от себя отринула и, возлюбив нестяжание больше суетного мира, ангельскую жизнь ты проводила, Гликерия, дева блаженная, моли Христа Бога о спасении наших душ.

Весели́ся, Вели́кий Но́вград, вели́кое сокро́вище стяжа́в, мо́щи твои́, свята́я пра́ведная де́во Глике́рие, благода́ть исцеле́ний подающия все́м с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ни́м. И ны́не предстоя́ с лико́м святы́х же́н ру́сских пред Престо́лом Свято́й Тро́ицы, моли́ся оставле́ние грехо́в дарова́ти чту́щим святу́ю па́мять твою́.

Перевод: Радуйся, Великий Новгород, великое сокровище обретя, мощи твои, святая праведная дева Гликерия, благодать исцелений подающие всем, с верой и любовью приходящим к ним. И сейчас, предстоя с собранием святых жен русских перед престолом Святой Троицы, молись даровать прощение грехов почитающим святую память твою.

Молитва праведной Гликерии деве, Новгородской

О, свята́я пра́ведная Глике́рие, де́во Новгоро́дская, я́ко свеща́ те́плая на све́щнице горя́щая пожила́ еси́ во сла́ву Христа́ Бо́га и мно́гими чудесы́ просла́вленная! Не забу́ди на́с, я́ко моли́твенница на́ша пред Пречи́стой Ма́терию Го́спода на́шего Иису́са Христа́, сохрани́ ю́ных во святе́й ве́ре, целому́дрии и чистоте́, укроти́ вражду́ и зло́бу де́йством диа́вола воздвиза́емую, пода́й му́жество и кре́пость во искуше́ниях. Благода́ть прие́мше исцеле́ний, пода́й здра́вие су́щим в боле́знех, умоли́ Го́спода, да да́рует ми́р гра́ду твоему́ и оте́честву на́шему, да не оскуде́ет в земле́ на́шей ве́ра правосла́вная, испроси́ исправле́ние грехо́внаго жития́ на́шего и ве́чное спасе́ние, да с тобо́ю сподо́бимся прославля́ти в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Преподобномученику Макарию, архимандриту Каневскому

Христу́, нас ра́ди с Небе́с соше́дшему,/ после́довал еси́ в по́двизех твои́х,/ Мака́рие, о́тче наш./ Его́же моли́ о нас, ублажа́ющих тя,/ проще́ние прегреше́ний дарова́ти нам,/ любо́вию же и смире́нием сердца́ на́ша озари́ти// и спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Христу, нас ради с Небес сошедшему, ты последовал в подвигах твоих, Макарий, отче наш. Его же моли о нас, прославляющих тебя, прощение прегрешений даровать нам, любовью же и смирением сердца наши озарить и спасти души наши.

Боже́ственным жела́нием весь сам себе́ от ю́наго во́зраста Го́сподеви возложи́в,/ яви́лся еси́ свети́льник све́тлый гра́ду твоему́,/ поуча́я всех и́стинней ве́ре и житию́ богоуго́дному,/ священному́чениче Мака́рие, О́вручская похвало́./ Сего́ ра́ди, я́ко а́гнец непоро́чный, гони́мый от распрелюби́вых враго́в,/ возше́л еси́ во оби́тель Ка́невскую,/ иде́же, я́ко па́стырь до́брый, ду́шу твою́ положи́л еси́ за о́вцы твоя́./ И ны́не ко всечестне́й ра́це многоцеле́бных моще́й твои́х/ мы, гре́шнии, со умиле́нием притека́юще,/ дар исцеле́ния прие́млем, многострада́льне:/ ты бо при́сно источа́еши боля́щим здра́вие, печа́льным утеше́ние/ и всем, чту́щим тя, вся́кое исполня́еши тре́бование,// моля́ся Христу́ Бо́гу спасти́ся душа́м на́шим.

Ко всечестне́й ра́це многоцеле́бных моще́й твои́х,/ преподобному́чениче Мака́рие,/ мы, гре́шнии, притека́юще, дар исцеле́ния прие́млем:/ ты бо при́сно источа́еши боля́щим здра́вие, печа́льным утеше́ние/ и всех, чту́щих тя, вся́кое исполня́еши тре́бование,// моля́щеся Христу́ Бо́гу спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: К почитаемой всеми раке с подающими многие исцеления мощами твоими, преподобномученик Макарий, мы, грешные, приходя получаем дар исцеления, ибо ты всегда ты всегда источаешь здоровье болеющим здоровье, утешение печальным и всем, почитающим тебя, подаешь всё необходимое, молясь Христу Богу о спасении наших душ.

Нетле́нною красото́ю смире́ннаго жития́ твоего́/ Бо́га на земли́ просла́вил еси́/ и Боже́ственныя ве́ры чистоту́/ сохраня́ти лю́ди научи́л еси́,/ страда́льческими же по́двиги кончи́ну прие́м,/ от Бо́га просла́влен яви́лся еси́,// преподобному́чениче Мака́рие, о́тче наш.

По́стническое и равноа́нгельное житие́ твое́/ страда́льческими уясни́л еси́ по́двиги/ и А́нгелом совсе́льник, Богоблаже́нне, яви́лся еси́, Мака́рие,/ с ни́миже Христу́ Бо́гу моля́ся не преста́й// о всех нас.

Перевод: Постническую и подобную Ангелам жизнь твою ты прославил мученическим подвигом и поселился вместе с Ангелами, блаженствующий в Боге Макарий, с ними же не переставай молиться Христу Богу обо всех нас.

Молитва преподобномученику Макарию, архимандриту Каневскому

О, пресла́вный преподобному́чениче Мака́рие, ско́рый помо́шниче и те́плый засту́пниче всех, притека́ющих к тебе́, предста́тельством свои́м пред Го́сподом умоли́ Спа́са на́шего, да обрати́т ду́ши на́ша к покая́нию и исправле́нию, да да́рует мир оте́честву на́шему и всей земли́ и да помо́жет всем нам тве́рдым бы́ти в ве́ре Правосла́вней и де́лех благи́х, да отжене́т от нас дух зло́бы и лука́вства и братолю́бие всели́т в нас, и да прино́сим плоды́ духо́вныя: любо́вь, бла́гость, милосе́рдие, ве́ру нелицеме́рную, кро́тость и воздержа́ние, и да, распя́вше на земли́ плоть на́шу со страстьми́ и похотьми́ и ду́хом живу́ще и ходя́ще, сподо́бимся жи́зни ве́чныя в ве́це гряду́щем, и, ра́йския сла́дости при́сно наслажда́ющеся с тобо́ю и со все́ми святы́ми, просла́вим Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Притча дня

Один святитель так растолковал чудо, которое сотворил Господь, насытив пять тысяч человек пятью хлебами:
– Представьте: некий царь вышел из своего дворца и рассыпал перед подданными золотые монеты. Нищие обрадуются тому, что получили золото, а любящие царя – тому, что видели его лицо. И нищие снова будут ожидать царя, чтобы получить золото, а любящие – чтобы снова смотреть на него. Пять тысяч человек, насытившиеся пятью хлебами, к утру вновь проголодались, а чудо Господне и поныне питает любящих Господа и видящих в чуде явление Царя Небесного.

Проповедь дня

Основы православия

Тема 146. Принципы правильного толкования Библии (Герменевтика) − Часть 1.

Поскольку Библия написана в соавторстве с Богом, постольку следует ей доверять. Если какой-либо библейский фрагмент кажется непонятным или не соответствующим естественнонаучному знанию, это ещё не значит, что он ложен. Осмысливать священные тексты следует с опорой на толкования святых отцов, которые совместили высоту богословской мысли со святостью жизни. При этом нужно учитывать, что отцы могли делать акцент на разные грани понимания того или иного отрывка.

2) Учёт всего текста.

Вырывать цитаты из контекста считается дурным тоном в любой области человеческого знания. Пример некорректного цитирования из Книги Деяний апостольских: «Велика Артемида Ефесская» (Деян.19:28), или из Псалтири: «Нет Бога» (Пс.13:1; Пс.52:2). Очевидно, что Св. Писание не прославляет языческое божество и не проповедует атеизм. Или эпизод суда над Спасителем (Мф.26:63-66), где первосвященник основывает приговор на фрагменте Моисеева закона о богохульстве, не желая видеть ни других цитат, ни того, что Христос очевидно Мессия (исполнившиеся пророчества, чудеса. ). Те, кто вырывают цитаты из контекста и искажают смысл Писания, в какой-то мере уподобляются этому первосвященнику.

Текст всегда предполагает контекст. Нельзя рассматривать то или иное выражение Библии (тем более ту или иную мысль, цитату) как самоценную единицу. Необходимо рассматривать ее в комплексе с контекстом и со всем Священным Писанием. Тогда любая цитата получает свое «место» и значение как элемент грандиозной и прекрасной мозаики Слова Божьего.

Практические советы

В Священном Писании сказано, что «не хлебом единым жив человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божиих». Человек нуждается не только в пище физической, материальной, но и духовной. Священное Писание – это и есть пища для души. Если мы человека не покормим какое-то время, то результатом будет его истощение, дистрофия. Аналогично можно оказаться в состоянии духовной дистрофии, если в течение длительного времени не читать Св. Писание. Без духовного чтения постепенно слабеет вера.
Но как можно постоянно читать одну и ту же книгу? Библия – бесконечно глубокая книга, со множеством пластов – смыслов, постепенно открывающихся для понимания. Её невозможно постичь всецело и окончательно.

Источник

Преполовение Пятидесятницы

Историческое содержание

Преполовение Пятидесятницы, тж. Преполовение Господне или Преполовение (греч. Μεσοπεντηκοστή, англ. mid-pentecost, тж. meso-pentecost) — малый Господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Воскресения. Отмечается всеми Православными, а также Восточнокатолическими церквями византийского обряда.

Этимологически греч. μεσο-, русск. пол

и т.п. указывают на время празднования: «полпути», середина между Пасхой и Троицей.

Преполовение Святой Пятидесятницы — один из древних христианских праздников. Наиболее раннее на сегодня упоминание о нём в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII–VIII веков.

Гимнографические же произведения, посвящённые Преполовению, датируются VIII – IX вв.; песнопения к этому празднику составляли Андрей Критский, Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век) — их произведения используются в богослужении и по сей день.

Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения. Предпразднства этот праздник не имеет.

Стоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня:

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», церковь совершает водосвятие — освящение воды на реках, озерах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

В современной Греции есть интересная традиция: храмы в честь Святой Софии (Премудрости Божией) празднуют свои престольные праздники в день Преполовения (так как в некоторых песнопениях Преполовения Христос именуется Премудростью Божией, также читается паремия о «пире Премудрости» (Притч. 9)). В России такой традиции нет, однако у нас есть несколько храмов, освященных буквально в честь Преполовения Пятидесятницы.

Молитвы

Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же сла́ва Тебе́.

Перевод: На середине праздника жаждущую душу мою благочестия напои водами, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе!

Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем, и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

Перевод: На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты – источник жизни нашей!»

Богословское содержание

1. Между Пасхой и Пятидесятницей (тема середины периода).

2. Христос — Источник «воды живой»; «вода живая» — иносказательное именования Святого Духа.

3. Христос – свет мира.

4. Христос — Премудрость Божия.

5. Противление иудеев Христу (как раз речь Христа в середине праздника Кущей посвящена Его спору с иудеями).

Богослужебные (литургические) особенности

Накануне Преполовения Пятидесятницы великая вечерня совершается отдельно от утрени. Хотя на ней и стихословится рядовая кафизма (а не «Блажен муж», как обычно на великой вечерне), но положены:

Стихиры Пасхи не поются.

Хотя совершается великая вечерня, на утрене нет полиелея, но только великое славословие.

На Преполовение Пятидесятницы поются два праздничных канона — Феофана Исповедника (с воскресными ирмосами 4 гласа) и Андрея Критского. Перед девятой песней канона «Честнейшая» не поётся.

На Литургии совершается рядовое чтение из Деяний Апостольских (Деян.14:6-18), а евангельское чтение посвящено теме праздника — проповеди Христа в Храме в преполовение праздника кущей (Ин.7:14-30). В сам день Преполовения задостойником является ирмос девятой песни второго праздничного канона: «Чужде матерем девство», в последующие дни (вплоть до отдания) — ирмос девятой песни пасхального канона «Светися».

Каноны и Акафисты

Канон Преполовения Пятидесятницы глас 4

p1bfr5haei1vdk1un11dks1uffsoi3

Песнь 1

Ирмос: Мо́ря чермну́ю пучи́ну,/ невла́жными стопа́ми,/ дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль,/ крестообра́зными Моисе́овыма рука́ма,/ Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л есть.

Ве́лия я́же па́че ума́, Влады́ко,/ Боже́ственнаго Твоего́ воплоще́ния, благодея́ния сия́ют нам,/ да́рове же и благода́ти, и Боже́ственныя све́тлости,/ благода́тно истека́ющия.

Прише́л еси́, Христе́, све́тлости Божества́ испуща́я,/ пра́здника посреде́ явле́нно,/ пра́здник бо ра́достный спаса́емых еси́,/ и спасе́ния на́шего хода́тай.

Прему́дрость, пра́вда, Го́споди,/ и избавле́ние у Бо́га Ты был еси́ нам,/ от земли́ к небе́сной преводя́ высоте́,/ и Дух Боже́ственный да́руя.

Плоть Твоя́ истле́ния во гро́бе не ви́де, Влады́ко,/ но я́ко соста́вися кроме́ се́мене, тле́ния не прия́т,/ после́дованию естества́, пресу́щественно не рабо́тавшая.

Песнь 3

Ирмос: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи:/ Ты моя́ кре́пость Го́споди,/ и прибе́жище, и утвержде́ние.

Вод животво́рных исто́чники отве́рзл еси́ Це́ркви,/ а́ще кто жа́ждет, усе́рдно да прихо́дит и пие́т, вопия́, Бла́же.

От земли́ у́бо на не́бо вознести́ся, проявле́нно глаго́лал еси́:/ с небесе́ же Ду́ха посла́ти обеща́л еси́ Свята́го.

Естество́м животворя́й и от Де́вы роди́выйся Госпо́дь,/ всем ве́рным дарова́ безсме́ртие, я́ко Благоутро́бен.

Седален, глас 8

Стоя́ посреде́ святи́лища, преполовля́ющуся боже́ственно пра́зднику,/ жа́ждай, взыва́л еси́, да гряде́т ко Мне и пие́т,/ пия́й бо от сея́ Боже́ственныя Моея́ воды́,/ ре́ки из чре́ва источи́т веле́ний Мои́х,/ а и́же ве́рует в Мя, по́сланнаго от Боже́ственнаго Роди́теля, со Мно́ю просла́вится./ Сего́ ра́ди вопие́м Ти:/ сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же,/ я́ко бога́тно излия́л еси́ во́ды Твоего́ человеколю́бия рабо́м Твои́м.

Слава, и ныне: Прему́дрости во́ду и жи́зни, источа́я ми́рови,/ всех, Спа́се, призыва́еши почерпсти́ спасе́ния во́ды,/ Боже́ственный бо зако́н Твой прии́м челове́к,/ в себе́ угаша́ет пре́лести у́глие,/ отону́дуже во ве́ки не вжа́ждет,/ ни преста́нет насыще́ния Твоего́, Влады́ко Царю́ Пренебе́сный./ Сего́ ра́ди сла́вим держа́ву Твою́, Христе́ Бо́же,/ прегреше́ний оставле́ние прося́ще низпосла́ти бога́тно рабо́м Твои́м.

Песнь 4

Ирмос: Вознесе́на Тя ви́девши Це́рковь на Кресте́,/ со́лнце пра́ведное,/ ста в чи́не свое́м,/ досто́йно взыва́ющи:/ сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Растерза́в сме́рти врата́ си́лою Твое́ю,/ пути́ жи́зни сказа́л еси́,/ безсме́ртия же две́ри отве́рзл еси́, ве́рою зову́щим:/ сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Преполове́ние всех и коне́ц име́яй,/ и нача́ла, я́ко безнача́лен, обдержа́й,/ стал еси́ посреде́ вопия́:/ Боже́ственных, богому́дрии, прииди́те, даро́в наслади́теся.

Я́ко Бог и всех име́яй власть,/ я́ко си́лен держа́ву низложи́в сме́рти,/ посла́ти обеща́лся еси́, Христе́, Ду́ха Свята́го,/ от Отца́ происходя́щаго.

Богородичен: Дае́ши бога́тно благода́ть Тебе́ пою́щим,/ и из Тебе́ ро́ждшагося преве́чнаго Сло́ва, Ма́ти неискусобра́чная,/ прегреше́ний оставле́ние сим прося́щи, Пречи́стая.

Песнь 5

Ирмос: Ты, Го́споди мой, Свет в мир прише́л еси́./ Свет Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения,/ ве́рою воспева́ющих Тя.

Боже́ственных пра́здников преполове́ния дости́гше,/ соверше́нное боже́ственною доброде́телию обучи́тися потщи́мся, богому́дрии.

Я́ко вои́стинну свяще́нное настоя́щее торжество́, преполове́ние,/ превели́ких бо пра́здников ко́рень и све́тится обою́ду.

Богородичен: Ум арха́нгельский не мо́жет разуме́ти/ Твое́ неизрече́нное из Де́вы и пречи́стое рождество́, Спа́се Многоми́лостиве.

Песнь 6

Ирмос: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди,/ Це́рковь вопие́т Ти,/ от бесо́вския кро́ве очи́щшися,/ ра́ди ми́лости от ребр Твои́х/ исте́кшею кро́вию.

Преполове́ние Пятдеся́тницы наста́ днесь,/ отсю́ду Боже́ственныя у́бо Па́схи,/ Боже́ственнейшею све́тлостию озари́вшееся,/ отону́дуже Уте́шителевою благода́тию сия́ющее.

Глаго́лал еси́ в хра́ме, Христе́, предстоя́ иуде́йским собо́ром/ Свою́ сла́ву открыва́я, и предъявля́я сро́дство к Роди́телю.

Богородичен: Бу́ди ми предста́тельница и стена́ неруши́мая,/ от мирски́х мя собла́знов избавля́ющая, еди́на Богороди́тельнице,/ и боже́ственным светоли́тием освеща́ющая.

Кондак, глас 4

Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,/ Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

Олядене́вшую мою́ ду́шу прегреше́ний беззако́ньми,/ тече́ньми Твои́х крове́й напо́й,/ и покажи́ плодоно́сну доброде́тельми./ Ты бо рекл еси́ всем, е́же приходи́ти к Тебе́, Сло́ве Бо́жий Всесвяты́й,/ и во́ду нетле́ния почерпа́ти, живу́ю же и очища́ющую грехи́,/ пою́щих сла́вное и Боже́ственное Твое́ воста́ние,/ подая́, Благи́й, с высоты́ сше́дшую вои́стинну ученико́м Твои́м Ду́ха кре́пость,/ Тебе́ Бо́га ве́дущим,/ Ты бо еси́ исто́чник жи́зни на́шея.

Песнь 7

Ирмос: В пещи́ Авраа́мстии о́троцы перси́дстей,/ любо́вию благоче́стия па́че,/ не́жели пла́менем опаля́еми взыва́ху:/ благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Кре́постию, Спа́се, сме́ртную разо́рь си́лу,/ стезю́ жи́зни показа́л еси́ челове́ком, благода́рно Тебе́ зову́щим:/ благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Плоть нося́ща ви́дяще,/ не разуме́ша собо́ри евре́йстии Сло́ве Тя Бо́жий,/ но мы Тебе́ воспева́ем:/ благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Богородичен: Вы́шняго освяще́нное боже́ственное селе́ние, ра́дуйся!/ Тобо́ю бо даде́ся ра́дость, Богоро́дице, вопию́щим:/ благослове́на Ты в жена́х еси́, Пренепоро́чная Влады́чице.

Песнь 8

Ирмос: Ру́це распросте́р Дании́л,/ львов зия́ния в ро́ве затче́,/ о́гненную же си́лу угаси́ша,/ доброде́телию препоя́савшеся,/ благоче́стия рачи́тели о́троцы, взыва́юще:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Красе́н из гро́ба воста́в, Божества́ сла́вою укра́шен,/ апо́столом Твои́м, Го́споди, яви́лся еси́,/ Ду́ха обеща́яся тем посла́ти де́йство, вопию́щим:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Умертви́в а́да, я́ко Бог живонача́льнейший,/ всем источи́л еси́ живо́т ве́чный,/ его́же ны́не вообража́ют я́вственнее,/ светоно́сных дней сих ра́дости, вопию́щим:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Лучи́, я́ко Со́лнце, Христе́, пра́вды яви́вся,/ ми́ру посла́л еси́ апо́столы Твоя́,/ нося́щия Тебе́ свет непостижи́мый,/ и неве́дения мглу очища́ющия и вопию́щия:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богородичен: Се ны́не оскуде́ я́ве от Иу́дина пле́мене князь и вождь,/ Ты бо, Всенепоро́чная, родила́ еси́,/ пре́жде обеща́нное ча́яние язы́ков, Христа́ Бо́га,/ Ему́же пое́м: благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Песнь 9

Ирмос: Ка́мень нерукосе́чный/ от несеко́мыя горы́ Тебе́, Де́во,/ краеуго́льный отсече́ся,/ Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́./ Тем веселя́щеся, Тя Богоро́дице велича́ем.

Но́вому и чи́стому жи́тельству, от Христа́ научи́вшеся,/ сие́ да́же до конца́ сохрани́ти поле́зно вси потщи́мся,/ я́ко да Свята́го Ду́ха прише́ствие восприи́мем.

Ты мое́ сме́ртное, Жизнода́вче,/ обложе́нием безсме́ртия, и нетле́ния благода́тию/ обле́к, Спа́се, совоскреси́л еси́,/ и Отцу́ приве́л еси́, вре́менную мою́ разруши́в брань.

В небе́сное па́ки житие́ зва́ни бы́вше,/ хода́тайства си́лою истощи́вшагося да́же и до ра́бия о́браза, и нас возне́сшаго,/ Сего́ досто́йно возвели́чим.

Богородичен: Я́ко ко́рень, исто́чник и вину́ нетле́ния,/ Тебе́, Де́во, вси ве́рнии уве́девше, похвала́ми почита́ем,/ Ты бо ипоста́сное безсме́ртие нам источи́ла еси́.

Источник

Adblock
detector