Меню

праздник преображения господня проповедь

О Царствии Небесном. Преображение Господне

Господь много говорил о Царствии Небесном. Первая Его проповедь была о том, что оно приблизилось. Он говорил, что Царствие Небесное надо искать прежде всего. Он рассказывал притчи, где через земные подобия хотел дать какое-то понятие о Царствии Небесном, о том, кто может, а кто не может туда войти. Речами о Царствии Небесном Он и утешал, и предостерегал.

Но вот пришло время, и Господь сказал ученикам: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» ( Мк.9:1 ). И «по прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей, и Илия, с Ним беседующие».

Вот оно, Царство Небесное. Посреди Господь, как солнце, сияющий Божественной славой, и в то же время – со своими дорогими человеческими чертами. С Ним рядом два великих мужа. Их уже давно нет на земле, но – вот же, они здесь, говорят с Господом о сегодняшних и завтрашних делах, «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» ( Лк.9:31 ). И трое учеников Христовых от восторга только и могут выговорить: «Господи! Хорошо нам здесь быть»! Они не могут участвовать ни в их славе, ни в их беседе, но все равно хотят, чтобы это никогда не прекращалось. Чтобы никогда не покидать этой дивной горы, Петр предложил: «если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Поистине, «не зная, что говорил», – добавляет Евангелист.

Но вдруг среди этого блаженства – «облако светлое осенило их; и се, глас, из облака глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои, и очень испугались».

Ученики еще не прошли до конца пути верности Отцу и послушания Сыну, верности и послушания даже до смерти. Поэтому они еще только зрители. Им еще не открылся «свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Но свет Царства показан, чтобы запомнили на всю жизнь, и особенно – когда увидят Господа распинаемым.

Апостолу Петру, может быть, только память об этом свете и не дала прийти в совершенное отчаяние после трехкратного отречения. Он как никто понимал, насколько важно среди искушений хранить в сердце и эту Фаворскую гору, и этот фаворский свет, и он писал христианам: «Я никогда не перестану напоминать вам о сем». И Петр всегда подчеркивал, что он проповедовал «не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцем Его величия».

И нам надо помнить, как хорошо было на той горе Петру, Иакову и Иоанну, и постоянно обращаться к этому свидетельству, «как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день» Господень, и не взойдет «утренняя звезда» в сердцах наших.

А что это за утренняя звезда? – А вспомним, как однажды Господь сказал, что «не придет Царствие Божие приметным образом… Ибо, вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ). В искушениях и подвигах наступает зрелость души, и свет Преображения как бы прививается к ней, как бы становится ее собственным светом. И когда наступит День Господень, такая душа уже не ужаснется голосу Небесного Отца, но наоборот: этот голос сделает радость ее совершенной. И вместо детского лепета вроде «хорошо нам здесь быть» и «сделаем три кущи», – вольешься в сонмы небожителей, которые от переполняющего блаженства «ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» ( Откр.4:8 ).

Источник

«Показавый учеником Твоим славу Твою»

Комментарий к тропарю и кондаку праздника Преображения Господня

6/19 августа Церковь празднует Преображение Господа Иисуса Христа. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку праздника.

366918.p

Праздник Преображения Господа нашего Иисуса Христа установлен в память чудесного явления Спасителя перед учениками на горе Фавор.

Согласно евангельскому повествованию, Господь взял на гору ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна — для укрепления их веры перед грядущими Страданиями Спасителя. Господь преобразился перед учениками, «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2).

Основной смысл праздника раскрывается в главных песнопениях этого дня — тропаре и кондаке.

Приведем текст этого гимна на греческом и церковнославянском языках.

Тропарь:

«Μετεμορφώθης ἐν τῷ ὄρει Χριστὲ ὁ Θεός, δείξας τοῖς Μαθηταῖς σου τὴν δόξαν σου, καθὼς ἠδυναντο. Λάμψον καὶ ἡμῖν τοῖς ἁμαρτωλοῖς, τὸ φῶς σου τὸ ἀΐδιον, πρεσβείαις τῆς Θεοτόκου, φωτοδότα δόξα σοι».

Кондак:

Тропарь:

«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».

Кондак:

Ниже дан также перевод Н. Нахимова этого гимна на русский язык, опубликованный в 1911-м году:

Тропарь:

«Ты преобразился, Христе Боже, на горе, показав славу Твою ученикам Твоим, насколько они могли ее видеть. Да возсияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!»

Кондак:

Преображение — изменение образа бытия

Изменился не Сам Бог, но был показан ученикам другой образ Его бытия в мире

Насколько можем воспринять?

Таким образом «якоже можаху» можно перевести как «насколько могли». Но могли что? На помощь приходит кондак праздника, использующий ту же грамматическую форму: «якоже вмещаху» — «насколько вмещали».

По любви Его — Его Страдания

«Егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное» — греческая частица «μὲν», переведенная на церковнославянский словом «убо», также является многофункциональной. В данном случае она несет в себе усиление уверения, то есть ее можно перевести как «конечно же, «точно». Фраза «егда узрят» («когда увидят») вводит придаточное предложение времени. Когда ученики увидят Христа распинаемым, то именно тогда они поймут, что Страдания Спасителя добровольны. Однако в чем же здесь добрая воля?

Когда ученики увидят Христа распинаемым, они поймут, что Страдания Спасителя добровольны

Размышляя о евангельских событиях, всегда необходимо помнить, что Бог есть любовь, и воля Его — любовь, любовь к падшему человеку. Апостолам после Бога, явленного во славе на Фаворской горе, после Бога, увиденного ими в людском презрении на Голгофе, а потом воскресшего и вознесшегося на горе Елеонской, Господь открыл тайну победы над смертью — любви всепобеждающей, которая и станет основой проповеди апостолов. Проповедь апостолов о Христе — свете Отца — распространилась по всему миру, благодаря личному опыту Богообщения апостолов со Христом, вершиной которого были события Преображения, Святых Страстей и Воскресения.

Так раскрывается тема добровольности Страданий Христа. Это связано и с пророчеством старца Симеона:

Богородица, пошли нам Света — Христа

В тексте тропаря мы ожидаем от Господа Его «присносущного» света, света, который существует всегда, который вечен. Священное Писание среди прочих имен Божиих называет и свет: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1, 5). В тексте тропаря мы просим у Света Отца — Света Сына, причем просим, имея у себя еще одного Просителя, Такого Просителя, Которому по Своей любви Господь не откажет — Саму Пречистую Божию Матерь. Как однажды Христос пришел через Деву Марию в мир, так и сейчас по ее молитвам светодавец Господь приходит к нам.

В праздник Преображения Господня мы вспоминаем два особых дивных имени Бога: свет и любовь. Просим в этот день у Христа, чтобы по молитвам Пречистой Богородицы Он спас нас от смерти и муки вечной, спас, несмотря на наши грехи и недостоинство, как когда-то не взирал на происхождение и статус простых рыбаков — будущих апостолов, по своей великой и истинной любви дал нам Себя — вечный Свет Отца.

Источник

Оптина Пустынь

magazin 1bf sm2

bible.optina

Толкования
Священного
Писания

appstore rugoogle play ru

Вся­ко­му ну­жен огнь ис­ку­ше­ний к ис­пы­та­нию и на­у­че­нию в тер­пе­нии. Не­об­хо­ди­мо смот­реть на ве­щи с точ­ки той, как Про­мысл Бо­жий пе­чет­ся о спа­се­нии на­шем: ино­му боль­ше, а ино­му мень­ше тре­бу­ет­ся слу­ча­ев к тер­пе­нию и обу­че­нию, а дру­го­му еще не приш­ло вре­мя.

Не уны­вай­те, ког­да бы­ва­ют ка­кие пот­ря­се­ния: это не­об­хо­ди­мо в обу­че­нии ду­хов­ной жиз­ни; ста­рай­тесь на­хо­дить в се­бе ви­ну и не об­ви­нять ни­ко­го из ближ­них.

Сми­рим­ся, поп­ро­сим у Бо­га по­мо­щи. Он мо­жет ис­ку­ша­е­мым по­мо­щи, ибо и Сам ис­ку­шен был.

Оптинские
праздники

ноябрь ← →

Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (616‑620).

1125 svt ioann milost 192

Прп. Нила постника (V).

1125 prp nil 192

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сех сердечно поздравляем с праздником, с Преображением Господним. И сегодня святая Церковь как огромный вдохновенный Фавор блистает неизреченно этим вечным божественным светом. И сегодня каждый из нас, кто пришел в храм, и во всех православных храмах всего мира, люди устремляются на эту гору преображения, чтобы и они, как и апостолы тогда, почувствовали в своем сердце ликование, эту радость, почувствовали слова, которые произнесли ученики: «Господи, добро есть нам зде быти» (Мф. 17, 4). И вот как телу в это очень короткое русское лето суровое, телу хочется немножко побольше тепла, согреться в лучах физического солнца, то же самое и душе человека хочется напитаться и проникнуться этим светом божественного тепла.

dsc04057

И мы знаем, что в нашем церковном календаре это тоже ярко отражено – эта связь, что Преображение Господне празднуется ровно за сорок дней до Крестовоздвижения, этого торжества, прославляющего голгофскую жертву Спасителя. И сегодня мы тоже спрашиваем, задаем себе вопрос: ради чего Господь преобразился перед апостолами? Как святая Церковь мыслит о духовных причинах этой величайшей тайны, этого преображения? Святые отцы говорят, что Преображение подтвердило глубину и истинность слов апостола Петра в ответ на слова Господа. Мы помним евангельские слова, когда Господь спросил его, Своего ученика: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? И тогда ученик, апостол Петр, не обинуясь твердо сказал: «Ты Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16, 16). Святитель Андрей Критский тоже говорит, что Преображение стало величайшим Богоявлением для всего человеческого рода. Христос являет на Фаворе эту огромную преизобилующий блеск и светлость торжества Своего.

Преображение – это небесная иллюстрация того, что Христос есть одновременно и истинный Бог, и истинный человек. И это глубочайшее единство двух природ во Христе оно явилось апостолам на Фаворе настолько тесным, настолько неразрывным образом, что как подчеркивает и говорит Григорий Синаит: тело Христово блистало на горе Преображения божественным светом, как будто своим собственным телесным сиянием.

И сегодняшний праздник – это предельно ясное раскрытие тайны обожения человеческой природы во Христе. И опять-таки еще раз Церковь паки-паки указывает на духовную связь Фавора и Креста, потому что не только Преображение, но и распятие Спасителя на Голгофе – это есть величайшая слава Сына Божия. Преподобный Анастасий Синаит замечательно говорит, как бы подмечает, что Фавор и Голгофа обладают внешним сходством. И дальше говорит, что и там и тут рядом с Господом находятся двое. Около Креста два разбойника, на Фаворе – два святых пророка. Сегодня на Фаворе, восклицает святой, смертью было начертано животворящее таинство Креста. Как на лобном месте Он был распят посреди двух человек, так и теперь боголепно Он стоит посреди Моисея и Илии.

И вот святоотеческая традиция говорит о Фаворском свете, как о небесном нетварном свете, источником которого является божественная природа Спасителя. И вот этот таинственный свет он, конечно, был общий и есть общий для всех трех лиц Святой Троицы. И Преображение это день просвещения, обожения человеческого естества. На одной из стихир малой вечерне, которая служится перед торжественным Всенощным бдением, есть такие замечательные слова: «Днесь Христос на горе Фаворстей, Адамово пременив очерневшее естество, просветив, Богосодела». Преподобный Косьма Маюмский тоже в своих гимнах на Преображение говорит, что невыразимо явив на Фаворе непреступный свет Владыка Христос наполнил тварь радостью и обо́жил человеков. Но на Фаворе преобразились и сами апостолы. Святые отцы говорят: если бы они тоже внутренне не преобразились, они бы и не увидели. И это дало возможность им видеть эту славу божественную. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что Христос является Своим ученикам, отверзая им очи и делая их из слепых зрячими.

И каждый из нас тоже должен стать из слепого зрячим, не очерневшими, как святые отцы говорят, потому что Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. (Афанасий Великий) Христос преобразился для чего? Господь преобразился для того, чтобы и мы преобразились. И каждый из нас молится и сегодня, и всегда: Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный. Во свете Твоем узрим свет. И мир, в котором мы живем, конечно, он очень сложный, очень неоднозначный, противоречивый – этот постсекулярный страшный мир. И человеческому сообществу тоже грозит очень большая опасность превратиться в цивилизацию незрячих, как говорят святые отцы, то есть блуждающих во тьме неведения истинного Бога. Есть замечательные слова преподобного Иустина Сербского о современном мире. Он говорил о Европе, что пока Европа держалась Христа как Солнца правды, она была подобна площади, освещенной тысячами светильников. Но когда человеческая похоть и разум восстали против Христа, как от страшных ветров погасли светильники перед очами людей. И мрак, подобный мраку в норах кротов, покрыл эту площадь.

И святая Церковь сегодня и в каждую минуту помогает человеку держаться за Христа, чтобы свете тихий вошел в сердце каждого из нас, осветил наши темные закоулки, чтобы сердце не было похоже на нору крота, как говорит преподобный Иустин. И цель христианской жизни – это, конечно же, стяжание благодати Святаго Духа. Эти великие слова, которые сказал преподобный Серафим Саровский, которые исповедует святая Церковь, что именно цель – это стяжание благодати Святаго Духа. «Будьте святы, как Я свят» (1Пет. 1, 16). Церковь это конечно не просто место, исполнения религиозных потребностей, как часто может быть говорят люди атеистического сознания. Церковь это не какая-то благотворительная организация, не зал психотренинга, не система, не идеология, потому что Церковь – это Тело Христово. И задача христианина гораздо глубже, полнее гораздо, чем быть добрым нравственным человеком. И совершенно недостаточно просто принести в этот день яблоки, виноград, чтобы осветить их. Задача наша, конечно же, гораздо глубже – именно принести плоды именно нашего сердца, нашей души.

Подлинно христианская жизнь это не просто нравственность. Это преображение души, и восшествие человеческого сердца на сердечный фавор. Святитель Григорий Палама тоже говорит, что всякий христианин призван, преобразившись в образ фаворской славы Христовой, сам наполнится сиянием этого нетварного божественного света. Это очень высокие слова, но для того чтобы их исполнить, нужен огромный ежедневный кропотливый страшный усердный сердечный труд. И это каждый из нас знает. И если мы решимся идти на Фавор, а другой дороги у нас нет, если мы решимся идти на фавор, мы должны твердо знать, что путь этот будет исполнен, безусловно, радости, но он будет исполнен и падений и ошибок, и терний, ушибов, травм и самых неожиданных препятствий. Путь этот будет трудный. Как с улыбкой один современный мыслитель говорит: Если вы ищете религию, от которой ваша жизнь станет удобнее, станет легче, комфортнее, слаще, то это точно не христианство. Вероятно, какие-то американские таблетки вам помогут больше.

Христианство это труд, это восхождение на Фавор и не самые последние современные технологии, не этот наш цифровой мир, не утонченное искусство, не достижения науки и техники, а свет Христов просвещает всех. И Господь Своею благодатью, Своею любовью, Своей энергией, Своим вот этим неизреченным божественным светом пронизывает весь космос, всю вселенную и каждое человеческое сердце. А человек, каждый из нас, призван воспринять эту благодать через молитву, через Евхаристию, через покаяние любовью, добрыми делами, и преображать себя и преображать окружающий мир, который вокруг нас. Святый праведный Иоанн Кронштадтский говорит: Молю вас, будьте солнышками, согревайте, если не всех, но хотя бы тех, кого Господь поставил рядом с вами

Источник

Преображение Господне: ничто доброе в человеке не пропадет

Преображение Господне — что означает этот праздник? Какие у него истоки? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в нижеизложенной проповеди.

2007 34 02 01

Сегодняшний праздник, дорогие братия и сёстры, даёт нам богатую пищу для размышлений. Мне хотелось бы отметить вот какую черту воспоминаемого ныне евангельского события. На горе Фаворской Христу, приоткрывшему нам в возможной для нашего земного восприятия мере Свою небесную славу, явились Моисей и Илия. Богослужебные тексты раскрывают нам один из смыслов этой встречи Бога с двумя величайшими ветхозаветными пророками: «яко небом владычествующему, и землею господствующему, и над преисподней власть имеющему, Христе, предстали Тебе от земли – апостолы, с небесе – Фесвитянин Илия, Моисей же – от мертвых, поюще согласно: людие, превозносите во вся веки» (канон, песнь 8-я).

Но в предстоянии Христу именно Моисея и Илии было ещё и нечто очень личное; на это указывают паремии праздника, которые читались вчера на Всенощном бдении. В Книге Исход говорится о том, как Моисей воззвал ко Господу: «если я обрёл благоволение в очах Твоих, то молю: яви мне Самого Тебя разумно, да вижу Тебя; покажи мне славу Твою». И ответил Господь Моисею: «Лица Моего нельзя тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». И сказал Господь: «Вот место у Меня – стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Моё не будет видимо тебе» (Исход, гл. 33). А в Третьей книге Царств повествуется о пророке Илии, возревновавшем о Господе Боге Саваофе. И сказал ему Господь: «Выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдёт; и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня – глас хлада тонка, и там Господь». Услышав это, Илия закрыл лицо своё милотью своею (3 Царств, гл. 19).

Конечно, такая просьба, такое желание Моисея и Илии видеть Бога исходили из каких-то сущностных глубин их духовной жизни, потому что не просто так человек говорит Богу: яви мне Себя, покажи мне Себя. Из праздного любопытства эту просьбу обратить к Богу невозможно; она рождается из сердца только тогда, когда человек всеми своими силами хочет преобразить себя и всю свою жизнь так, чтобы в ней жил и действовал только Бог, и ничего, кроме Него. И то, что Господь на такую просьбу откликнулся, говорит именно об этом.

Ветхий Завет свидетельствует, что ни Моисею, ни Илии Бог Самого Себя не показал, а только дал Себя ощутить лишь неким краешком, прикрыв их восприятие Своею десницей. Но желание Моисея и Илии тем не менее не осталось без исполнения. Вот уже и Моисей отошёл в страну мёртвых, и Илия был таинственно взят с земли, и прошло много тысяч лет – и их стремление видеть Бога в полноте исполнилось. На горе Фаворской Моисей и Илия созерцали Бога лицом к лицу – а ученики Христовы не могли смотреть на это и пали в ужасе на землю.

И это большое нам утешение от Бога и назидание. Даже когда мы просим что-то у Бога от всей души, от всего сердца, и Господь не исполняет этого по каким-то причинам, которые нам не ведомы – всё равно наше благое желание обязательно исполнится, если не в этой жизни, то в будущей. И в этом – очень важная, глубинная суть Евангелия: ничего доброго в человеке не пропадает, любое его желание, обращённое к Богу, будет исполнено. И на это нужно всегда с верой и радостью уповать – особенно когда мы находимся в тяжких обстоятельствах, например когда человек претерпевает какое-то длительное внутреннее искушение. Бывает, что годами мы молимся Богу, а всё остаётся так же, как будто Бог нас не слышит. И тогда нужно вспоминать Преображение Христово и пророков Моисея и Илию, которые просили у Бога немыслимую, высочайшую вещь – и получили просимое от Него, хотя прошло и очень много времени. Но у Бога нет времени – и для христиан, приобщающихся Ему евангельской жизнью и святыми Таинствами, время никакого значения не имеет. Когда верою мы живём в Боге, то Он преображает нашу жизнь, облегчает нам наши скорби – и непременно исполнит все желания, исходящие из верующего сердца. Аминь.

Читайте также:

Преображение Господне: фильм о празднике

Leto gospodne. Preobrazhenie19 августа Русская Православная Церковь празднует Преображение Господне – одно из самых таинственных новозаветных событий. Предлагаем вниманию читателей фильм кинокомпании «Неофит» о Преображении Господнем и местах Святой земли.

Свет присносущный

Что означает этот рассказ в Евангелии, каково место этого таинственного явления славы в земной жизни, в земном служении Христа?

Освящение плодов на Преображение

grapes 100Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это — символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

Преображение

carl bloch transfiguration 100Неслучайно апостол Петр на Фаворе говорил Господу о кущах. Кущи – это шалашики из ветвей и зелени, которые в древнем Израиле по Закону Моисея полагалось сооружать при начале сбора плодов в память о том, что в шалашах жили предки израильтян, когда Господь вывел их из Египта, где они пребывали под гнетом фараона.

Страшное Преображение. Мысли о Празднике

duccio53 100Хотя апостол Петр и «не знал», что бы сказать, но все же захотел задержать блаженство: «вот бы так все время мы все и жили!» О себе и товарищах позабыл, смиренный…

Преображение Господне: Путь к радости только через крест

transfiguration duccio di buoninsegna italy sm100Сегодня мы празднуем праздник Преображения Господня. Преображение… Приставка «пре» в нашем русском языке имеет два значения: перемена, изменение, и высшая степень качества. И здесь, в на именовании сегодняшнего праздника, оба эти значения засвидетельствованы самим событием.

Преображение Господне: «Хорошо нам здесь быть!»

Иногда мы бываем на Фаворе, а иногда оказываемся на Голгофе. Иногда присутствие Божие столь ощутимо, явно, что нам хотелось бы, чтобы эти минуты никогда не кончались, длились вечно. Но иногда Бог словно бы покидает нас, оставляет во тьме наедине с самими собой, с нашими проблемами и грехами.

Преображение

В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.

Преображение Господне: вольный путь от Фавора на Голгофу

preobr1Незадолго до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос начал говорить Своим ученикам, что скоро Ему предстоит пострадать, быть распятому и в третий день воскреснуть

Преображение Господа Иисуса Христа: вольный путь от Фавора на Голгофу

19 августа Православная церковь празднует Преображение Господа Иисуса Христа. В Евангелии рассказывается, что уже в конце земного пути, незадолго до Голгофы, Христос взял трех своих учеников Петра, Иакова и Иоанна и привел их на гору. По преданию, это была гора Фавор. Сейчас туда организованно поднимаются группы христианских паломников: за сорок минут они достигают вершины, следуя теми же тропами, которыми некогда прошли Христос и Его ученики…

Преображение Господне: иконография праздника

Своими корнями иконография Преображения уходит в далекую древность, когда большую роль играли символические формы представления библейских сюжетов. Покровский приводит в качестве первого хронологически определенного примера мозаики Св. Аполлинария в Равенне (St. Apollinare in Classe).

Православие – это религия Преображения

resize of transfigurВ свете Христовом мир меняется, а не отменяется. Фавор не оставляет места мрачному нигилизму всевозможных йог. На фаворской вершине сверкнул нетварный, неотмирный свет- и мир не был сожжен им. Одежды Христа стали белыми как снег – но остались одеждами. Тело Христа блистало как солнце – но Христос не развоплотился. Петр видел Единый свет мироздания – но не превратился в ангела или в Моисея, остался Петром, со своими реакциями и устремлениями.

Источник

Проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

19 августа 2020 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

344639.p

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Старайтесь делать твердым ваше звание и призвание; так поступая, никогда не преткнетесь» (2 Пет. 1:10). Эти слова из послания апостола Петра мы сегодня слышали во время Божественной литургии.

Послания апостола Петра читаются редко — в основном за Литургией звучат послания апостола Павла. Но неслучайно сегодня мы слышали именно Петровы слова — потому что Петр был вместе с Иаковом и Иоанном на горе, на которой перед ними преобразился Спаситель. Сегодня мы слышим слова очевидца Преображения. Будьте тверды, говорит он, — тверды в ваших убеждениях, в ваших делах, в ваших словах. Такой человек никогда не постыдится ни самого себя, ни перед Богом, ни перед окружающими его людьми.

Неслучайно Господь призвал к ви́дению Его Преображения ближайших апостолов. И еще раз нужно сказать, что неслучайно мы слышали слова именно апостола Петра, который вспоминает об этом событии. Ведь, наверное, Петр не был бы соучастником этого священного события, если бы не то, что совершилось буквально накануне восшествия на гору Фавор — когда Спаситель, обращаясь в Кесарии к ученикам, спросил: «А за кого почитают Меня люди?» Ученики стали перечислять, за кого, — за одного из пророков, за Моисея, за Илию… Тогда Спаситель спрашивает: «А вы за кого меня почитаете?», и Петр говорит в ответ: «Ты — Христос Божий». Другими словами, Ты — Спаситель, Ты — Мессия. Невероятный ответ. Надо представить, как иудеи ждали и надеялись на пришествие Мессии — прежде всего как великого Избавителя израильского народа от внешних угнетателей, как Царя, который сделает этот народ великим. И Петр исповедует свою веру в то, что Иисус, его Учитель, и есть Мессия и Спаситель мира. Великое исповедание словно перечеркнуло все слабости человеческой жизни Петра и тех апостолов, которые были вместе со Спасителем, потому что это исповедание веры открывало новую эпоху в отношениях Бога и человека. Люди в лице Петра и других апостолов признали Иисуса Спасителем, Мессией.

Чтобы утвердить веру Петра, Иакова, Иоанна, чтобы они еще раз поняли, что исповедание Петрово было действительно отображением Божественной истины, Господь призывает Петра, Иакова и Иоанна на гору высокую — по преданию, на гору Фавор, — и перед ними преображается. Господь являет то, что они исповедовали и без всякого Его преображения, взирая на Него как на Человека, разделявшего с ними повседневную трапезу, шествовавшего с ними по пыльным дорогам Палестины, страдавшего от жары и от холода и вообще уязвимого по Своей человеческой природе. Вот для того чтобы окончательно утвердить веру апостолов, Господь и преображается перед ними.

Для чего это было нужно? Почему надо было утвердить веру апостолов? Да потому что не за горами были Его крестные страдания, когда в истязаниях Его тела, в распятии Его плоти на кресте люди могли видеть только слабость, только уничижение, только поражение. Чтобы у креста апостолы не усомнились, чтобы их вера была несокрушимой, и преображается Господь пред Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор. Мы знаем, что Преображение не уберегло Петра от страха, но мы знаем, что Преображение, видимо, легло в основу его глубокой веры и привело к покаянию, ведь Петр лицезрел прославленного Иисуса, Учителя, Спасителя мира.

В нашей жизни мы тоже часто нуждаемся в каких-то особых знаках, которые бы поддержали нашу веру. Мы часто ищем чудес, а иногда доверчиво относимся к рассказам о чудесах, даже не будучи в полной мере уверенными, действительно ли это свидетельство о чуде, или просто человеческая фантазия, плод больного воображения. Мы часто желаем видеть знаки Божественного присутствия в нашей жизни, в жизни рода человеческого, но Господь не насилует нашей воли и не заставляет силой в Себя верить. Он рядом с нами. Он являет Свою милость, но только эта милость является нам не в громе и молнии, не в потрясающих воображение чудесах, но в легком дуновении ветра, как об этом говорит слово Божие (см. 3 Цар. 19:12). То есть Господь касается нас, не надламывая нашу волю, не порабощая наше сознание, но Его благодать действительно подобна легкому дуновению ветра, которое, касаясь разгоряченного человеческого тела, приносит ослабление, прохладу и здравие. Вот так действует сила благодати Божией.

День Преображения, день Богоявления ближайшим ученикам — Петру, Иакову, Иоанну — должен отвлечь наши мысли от повседневной суеты, от того, чем мы так озабочены, перенести к горнему, дать нам еще и еще раз осознать, что Господь, явившийся Петру, Иакову, Иоанну, близок к нам. Мы не удостаиваемся чуда видеть Спасителя, но мы удостаиваемся чуда получать ответы на наши молитвы, мы удостаиваемся чуда особого духовного переживания Святой Евхаристии, Причащения Тела и Крови Спасителя, приближения к святым мощам, святым местам, когда вдруг у человека начинает особым образом биться сердце, и он сознает, что прикасается к святыне, что иной мир входит в его жизнь. Наверное, каждый из нас так или иначе, в той или иной мере нечто подобное переживал — посещая святые места, причащаясь Святых Христовых Таин, прикладываясь к святыням. И даже когда мы бескорыстно совершаем добрые дела, мы ведь чувствуем, как просветляется наше сердце.

Многие неверующие, общаясь с людьми религиозными, требуют от них доказательств того, что Бог есть. Недавно по телевидению я видел диалог одного нашего священника с известным человеком, очень интеллектуальным. Это был достаточно интересный диалог о вере и неверии, но, наверное, не в полной мере было сказано о главном — для того чтобы поверить, нужно быть способным принять сигнал свыше. Ведь каждый знает: если в руках плохой приемник, то не удастся поймать нужную радиостанцию. Будет раздаваться треск из динамика, а никаких слов, никакой музыки не услышишь. То же самое происходит, если кто-то не чувствует в своем сердце веры. Не нужно отказываться от того, чтобы попытаться почувствовать Божественный сигнал. Если мы априори отказываемся и говорим: «Да нет там ничего, сердце мое ничего не чувствует, и наука ничего не доказывает», то действительно, никакой сигнал свыше, никакое прикосновение Божественной благодати человек не воспримет. Но если он скажет: «Вот я, Господи! Даже не знаю, есть Ты или нет, но я открываю свой разум и свое сердце, я смиряюсь перед Тобой, я склоняю перед Тобой свою главу, помоги моему неверию», — то не через гром или молнию, не через явное чудо, но в ответ на эту молитву полуверующего или даже неверующего человека в какой-то момент жизни Господь, несомненно, ответит. И может быть, в самый критический момент, когда больше всего нужна помощь свыше, когда невозможно человеческими силами справиться со скорбью, с болезнью или другими тяжелыми обстоятельствами.

Сегодняшний великий день учит нас многому. Господь избрал Петра, Иакова, Иоанна, чтобы преобразиться перед ними, чтобы укрепилась их вера, чтобы они увидели славу Его. Мы верим, что и нам, верующим людям, Господь также дает знаки Своего присутствия в нашей жизни. И как важно не просмотреть эти знаки, сложить их в своем разуме и своем сердце, почувствовать Божие присутствие в жизни своей и с еще большей радостью и дерзновением идти навстречу Господу и Спасителю, имеющему власть преобразить весь мир и, что для нас особенно важно, преобразить наши собственные души! Аминь.

Источник

Проповедь в день Преображения Господня

Москва, Преображенская церковь, 1957 г.

43821.p
Преображение Господне

Сегодня, мои дорогие, мы празднуем великий для нас день Преображения Господня. Еще раз в своей жизни в этот праздник мы духом присутствуем на Фаворской горе. Очами веры мы видим вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, восшедшими со Спасителем на вершину этой горы, славу Божию в священные минуты этого события. Оно произошло незадолго до крестных страданий и смерти нашего Спасителя.

Вы знаете, что Сын Божий, сходивший на нашу землю для вечного спасения людей, явился не в Своей Божественной славе, – иначе Его Божественный свет ослепил бы очи грешных людей, – но пришел на землю в уничиженном виде, прикрыв Свое Божество образом человека. А здесь, на горе Преображения, Он показал Себя в сиянии той славы, в которой Он пребывает от века и в которой увидят Его те из нас, кто своей земной жизнью будет этого достоин.

На горе Преображения апостолы увидели рядом с преобразившимся Господом пророка Моисея и пророка Илию. Моисей жил за тысячу шестьсот лет до Рождества Христова, пророк Илия – за девятьсот лет. Значит, – пророки Моисей и Илия не мертвые, но живые. Они живы были и тогда, когда их видели в этот день апостолы; живы и сейчас, живы будут и в бесконечных веках, потому что Бог наш, в Которого мы веруем, как говорит Слово Божие, «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32). У Господа все живы. И апостолы, созерцая пророков, явившихся им на это мгновение из небесного мира, видели в этом явлении живое подтверждение слов Господа Иисуса Христа: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Иоан. 6, 47).

Так это священное событие, которое мы сегодня прославляем, открывает тайну о жизни вечной, в которую уже вошли наши прадеды, деды, отцы, войдет и каждый из нас. Больше того, каждый из нас уже здесь на земле, на коротком отрезке времени, данном ему Господом для земной жизни, уже начинает этот путь жизни вечной, ибо уже никогда не умрет ни моя, ни твоя, ни чья-либо душа – ни душа верующего, ни душа нераскаянного грешника. Мы все войдем в вечную жизнь, хотя и не все войдем в вечную славу. В «радость Господа Своего» войдет только тот, кто проживет земную жизнь достойно священного имени сына своего Небесного Отца; кто стремится к Господу, как дитя к груди своей любимой матери; кто ищет Господа и в скорби и в радости, ощущая прикосновение Его отеческой руки, которой Он ведет каждого из нас к Себе, и видя на всем своем земном пути Божественный Промысл.

Так и пророк Моисей и пророк Илия не только своим соприсутствием с Господом на горе Фаворе, но и беседой своей с Ним говорят нам о тайне вечной жизни и о бессмертной нашей душе.

На горе Преображения перед лицом изумленных учеников Господь Иисус Христос на несколько мгновений открыл не только Свою славу, но и славу Царства Небесного, горнего Иерусалима, в котором Он встретит души Своих апостолов, когда они окончат свой земной подвиг мученической смертью. И когда перед апостолами открылись двери небесного Иерусалима, и они увидели славу Спасителя и свет Небесного града, они пережили такое чувство радости, с которой воскликнул апостол Петр: «Хорошо нам здесь быть» (Лк. 9, 33). Он не нашел других слов, чтобы выразить всю радость, которая заполняла его душу и души других апостолов, свидетелей Преображения. На этой горе Господь дал почувствовать Своим ученикам то, что их ожидает в вечной жизни.

Все вы хорошо знаете, мои дорогие, что земная жизнь перейдет в жизнь, не знающую конца. И в сердце истинного ученика Христова, если мы живем по заповедям Божиим, живем с Господом на пути земной жизни, живет и предвкушение, предчувствие наших вечных благ и вечных радостей, какие ожидают истинных детей Божиих в Небесном Царстве.

В светлую пасхальную ночь мы обнимаемся друг с другом, мы ликуем; наша душа поднимается как бы на крыльях над землей; мы переживаем особый, только светлой пасхальной ночи присущий, восторг, потому что мы ощущаем, как Воскресший Спаситель осеняет нас благодатью Своего преславного Воскресения.

Недаром и маловерующие люди в эту пасхальную ночь какой-то непонятной для них силой влекутся на светлые пасхальные огоньки.

Когда с верою, любовью и со страхом Божиим, после очищения себя благодатью покаяния, православный христианин приобщается Божественного Тела и Животворящей Крови Господа, он, соединяясь с Господом и духом и телом, носит радость общения с Господом и предвкушает ту радость, которая будет заполнять его при вечном общении со Сладчайшим Спасителем.

И чем ближе мы к Богу своей молитвой, своим покаянием, добрыми делами и жаждой спасти свою душу, тем больше и больше мы живем этой ожидаемой нами радостью, предвкушаем ее, еще не войдя в жизнь загробную.

Священное событие Преображения Господня напоминает всем нам о том, мои дорогие, что для того, чтобы войти в ту славу, какую Господь показал на Фаворской горе, какую обещает Своим верным детям, какую мы предощущаем здесь на земле, мы должны преображать свою душу в дни земной жизни. Мы должны обновляться, восстанавливать в себе искажаемый грехами образ Божий, чтобы он воссиял в каждом из нас до конца этой жизни, за которой начинается новая жизнь.

Сотворив первого человека, Господь запечатлел в его душе Свой образ. Этот образ в человеке составляется из любви, милосердия, чистоты, терпения, смирения – всего того, чем Господь Иисус Христос Сам прославил Себя в дни Своей земной жизни. Чистыми мы вышли из св. купели крещения. Но нашими грехами и страстями этот образ Божий беспрерывно омрачается, покрывается грязью нашей порочной жизни. И потому мы должны обновлять его в себе в течение всей своей жизни, освобождаясь от нечистоты и пороков и украшая душу добродетелями.

Так, событие Преображения Господня напоминает нам о долге преображения нашей души. И потому с особой силой в этот день в наших сердцах звучат слова Христовы: «Бодрствуйте и молитесь» (Марк 14, 38). Господь велит нам бодрствовать сердцем, а бодрствовать – значит быть подобным страже, которая бережет какое-нибудь здание от нападения на него вора или злого человека. Эта стража обходит свое здание со всех сторон – и не один раз – из опасения, чтобы или через дверь, или через окно, или через крышу не проник в него какой-нибудь злой человек.

Так надо охранять нам все ходы, через которые грех вползает в наше сердце. А он вползает бесчисленными путями: через глаза, когда они смотрят на то, что возбуждает греховное чувство и влечет ко греху; через уста, когда они произносят бранные, скверные, лживые, клеветнические, осуждающие друг друга слова. Он входит через наши помыслы, он поднимается со дна нашей души, когда мы даем свободу живущей в нас наклонности к греховной жизни.

Мы должны быть стражами своего сердца, потому что грех лишает нас радости чувствовать в себе Господа, отнимает сладость предвкушать и будущую радость общения со Спасителем.

Мы и просим в сегодняшний день, когда Господь преобразился на Фаворе и показал славу Свою и свет нерукотворного духовного града Иерусалима, чтобы Он осветил и наши грешные души Своим светом присносущным и Своей Божественной благодатью помог нам грешным пройти земной путь достойно того призвания, к которому мы все предназначены, – быть небесными гражданами горнего Иерусалима.

Живите с Господом и умирайте с Господом! И пусть ваше сердце еще здесь, на земле, учится предвкушать радость увидеть Господа, Ему поклониться и с Ним быть в бесконечных веках.

Когда Господь пресечет земную жизнь каждого из нас, да откроются, мои дорогие, перед нами, по милости Божией, двери небесного Иерусалима!

И радости нашей тогда никто и ничто не отнимет от нас.

Источник

Проповедь в праздник Преображения Господня

19 августа 2021 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

366971.p

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий двунадесятый праздник — Преображение Господне; летний радостный праздник, связанный в культурных традициях нашего народа с освящением и вкушением новых плодов. Обычно в этот день достаточно хорошая погода, и солнечный свет, летнее тепло, согревающее тело и радующее душу, создают совершенно особую атмосферу этого праздника, подчеркивая большое духовное и спасительное значение того события, в честь которого он установлен.

Евангелие повествует о том, что после шести дней Господь взял ближайших Своих учеников — Петра, Иакова, Иоанна — на гору и преобразился перед ними (Мф. 17:1-9). Что же произошло шестью днями ранее? А произошло нечто очень важное, без чего вряд ли могло быть и Преображение Господне (Мф. 16:13-23). Господь спросил Своих учеников: «А за кого Меня почитают люди?» И они стали перечислять, за кого народ Его почитает, но все это было очень далеко от истины. Поэтому Спаситель и спросил их: «А за кого вы Меня почитаете?» И тогда Симон Петр от самого себя и, конечно, от лица всех, ибо его слова не были оспорены, говорит: «Ты — Христос, Сын Бога живого». Христос, то есть Мессия.

Какой силой Петр мог произнести эти слова? Конечно, силой Божией — провозгласить эту истину Петр мог только по вдохновению свыше. Действительно, Господь совершал чудеса, но ведь все знали, что Он из Назарета, знали Его Мать, знали Его сродников. Нам трудно представить, как относились тогда люди к Иисусу из Назарета. Для нас Он Сын Божий, Которого мы прославляем в богослужениях, в молитвах, Которому поклоняемся, лобызая Его честные изображения, преклоняя колени пред Его крестом. Почитание Спасителя вошло в плоть и кровь рода человеческого через Церковь, и для каждого верующего человека это естественно, это понятно, это объяснимо. Но как же невероятно трудно, а, может, и невозможно, было бы для апостола исповедовать в Иисусе из Назарета Мессию, Спасителя мира, если бы не внушение свыше! И это исповедание Иисуса Спасителем мира является показателем отношения человека к Богу и ко всей христианской традиции. Мы знаем, что сейчас большинство ученых не отвергают сам факт исторического бытия Человека по имени Иисус, но очень многие из тех, кто признает Его историческое бытие, не считают Иисуса Сыном Божиим, то есть неверие иудеев и сегодня существует в роде человеческом. Но те, кто признает Иисуса из Назарета Мессией, Господом и Спасителем, все исповедующие эту веру и принадлежащие Церкви Божией, являются последователями и наследниками святых апостолов, а это означает, что Церковь, именующаяся Апостольской, призвана непрестанно свидетельствовать миру, что Иисус есть Сын Божий и Спаситель мира.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит об этом так: «Если вы причащаетесь Тела и Крови Спасителя, если вы призываете Его имя в своих молитвах, если вы стремитесь следовать Ему, то вы свидетельствуете о том, что Иисус есть Сын Божий, Спаситель мира». Это свидетельство есть наивысшая ценность и одновременно огромная обязанность каждого крещеного человека, а если слово «свидетельство» перевести в понятные нам категории, то оно означает в первую очередь нашу личную веру в Спасителя, в Господа Иисуса. Это означает нашу молитву к Нему, потому что без молитвы нет связи с Богом, нет связи с нашим Спасителем, и означает, конечно, употребление всех возможных усилий, чтобы стараться жить в соответствии с тем, чему научил нас Господь и Спаситель.

И сегодня, вспоминая прославление Спасителя на горе Фавор, явление Его в Божественной славе в присутствии ветхозаветных пророков, в присутствии апостолов, мы соучаствуем в этом праздновании. И это не только традиция церковная и национально-культурная, но и событие, которое должно быть исполнено для нас великого смысла. Мы с вами, поклоняясь Преображенному Спасителю, пребываем в том самом ряду пророков и апостолов, которые провозглашали Его Мессией, Спасителем мира, и для нас это не только хранение веры, несмотря на не вполне благоприятные обстоятельства современного мира, не только умозрительная убежденность в существовании Бога и Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, но еще и жизнь в соответствии с этой убежденностью.

И да помогает нам Господь хранить веру в Спасителя мира, преобразившегося на горе Фавор пред святыми Своими учениками, апостолами, но более всего да вспомоществует нам сила Божия в том, чтобы продолжить апостольское служение, храня веру православную в своих сердцах, храня веру православную в народе нашем и стремясь жить в соответствии с заветами Спасителя и в соответствии с теми предначертаниями, которые дарует нам Церковь Христова, продолжающая великое и спасительное дело своего Учителя и Господа — преобразившегося на Фаворе Иисуса Христа. Аминь.

Источник

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

flag ruflag uaflag mdflag grflag en

sobor

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с трагедией на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Сената Парламента Республики Казахстан М.С. Ашимбаевым

Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Тверской области И.М. Руденей

Святейший Патриарх Кирилл провел очередное заседание Архиерейского совета Московской митрополии

Святейший Патриарх Кирилл принял заместителя председателя ОВЦС архиепископа Ереванского Леонида

Архив

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Преображения Господня

2 MG 8808

19 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня великий двунадесятый праздник Преображения Господня. Только что мы слышали Евангелие от Матфея, где повествуется об этом чудном событии (см. Мф. 17:1-6). По прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на высокую гору и преобразился перед ними: лицо Его просияло как солнечный свет, одежды Его стали белы как снег, и предстали Иисусу ветхозаветные пророки Моисей и Илия, и апостолы видели эту удивительную славу Спасителя. И даже Петр, потрясенный всем, что он переживал в эти мгновения, спросил Господа: не стоит ли здесь, на этом месте, построить три палатки — одну Ему, одну Моисею, одну Илии, чтобы оставаться здесь как можно дольше. И замечает Евангелист: Петр говорил, не зная, что говорит. Слышен был еще глас с неба, который утверждал, что Иисус есть Возлюбленный Сын Божий; затем это видение исчезло.

Размышляя над этим Евангельским текстом, задаешься вопросом: а что же было на горе Фавор? Что это было за Божественное сияние? И какое событие предшествовало Фаворскому Преображению за шесть дней? Ведь после шести дней взял Он Петра, Иакова и Иоанна и возвел на гору высокую. Событие, которое было за шесть дней до Преображения, — событие удивительное: Господь открыто говорил ученикам, что Ему надлежит пострадать (см. Мф. 16:21), и завершил Свое обращение к ним словами: и те, кто стоит здесь, не вкусят смерти, пока не увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (см. Мф. 16:28). По толкованию святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, Преображение и было явлением Божиего Царства — того самого Царства, которому Христос по Божеству Своему принадлежал. И свет, который воссиял на Фаворе, был не физический свет, не отражение солнца — это был Божественный свет; причем апостолы видели его не своими физическими глазами, потому что они прозревали нечто большее, чем только свет. Откуда апостолы узнали, что рядом со Спасителем — Моисей и Илия? Ведь не существовало никаких портретов, никаких описаний их внешности. Однако апостол Петр безошибочно определяет, что здесь Моисей и Илия. Апостолы видят нечто иное, нежели обычную человеческую реальность — они видят иной мир и видят его глазами духовными, которые во мгновение открылись. Свет, который они видят, — не свет, который пришел во мгновение на вершину Фавора, а затем исчез; это свет, который постоянно был со Христом, это свет Божественного Царства, это свет вечности.

Продолжая размышлять над событием Преображения, святитель Григорий Палама сравнивает два Евангельских текста — от Матфея и от Луки, и обращает внимание на то, что у Матфея сказано: после шести дней взял Господь Петра, Иакова и Иоанна и возвел на гору высокую. А у Евангелиста Луки сказано: на восьмой день (см. Лк. 9:28). И справедливо утверждает святитель Григорий, что не может быть здесь разночтений: в этих двух цифрах некий смысл. Действительно, если Матфей не считает первого и последнего дня, то получается, что расстояние между событиями — шесть дней. А Лука считает и первый день, и последний, и получается восемь дней. И святитель Григорий утверждает, что неслучайно это разночтение: говоря о восьмом дне, Евангелист Лука хочет сказать нечто большее, чем просто показать хронологию этих двух событий, временную дистанцию, которая их связывает. За шесть дней до Преображения Господь говорил о славе Своей, о явлении Царствия Небесного. И святитель Григорий Палама утверждает, что видение славы Преображения есть видение славы восьмого дня творения. Известно, что мир был создан за шесть дней, а в седьмой день Господь почил от дел Своих. А восьмой день — это день Преображения всего мира, которое, по слову Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, наступит тогда, когда грехом будет уничтожен физический мир. Вот тогда и явится восьмой день Царствия Божия.

Но как важно откровение, данное ученикам на горе Фавор: этот восьмой день не наступит после человеческой истории, он существует уже сейчас. Это параллельный мир, это мир Божественного Царства, который мы не видим физическими глазами, к которому мы не можем прикоснуться руками, потому что очи наши закрыты грехом; но от этого реальность Божественного мира не становится меньшей и ничем не помрачается. Этот мир существует, и каждому из нас, подобно апостолам, дана возможность прикоснуться к этому миру уже в этой жизни. Когда мы принимаем Святые Христовы Тайны, когда мы очищаем душу свою покаянием, когда во время Божественной литургии радостно бьется наше сердце, то мы прикасаемся к этому восьмому дню творения, Божественному Царству — не физическими глазами и руками, но нашими сердцами. Вот почему и начальный возглас Литургии напоминает нам о Царстве: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Через Церковь, через Литургию мы становимся соучастниками этого Царства, а значит, и соучастниками Преображения. Нам открывается — конечно, не в полной мере, а, как говорит апостол Павел, как бы через тусклое стекло, гадательно (см. 1 Кор. 13:12) — то, что мы увидим после своей кончины.

В тропаре и кондаке праздника Преображения прослеживается такая мысль: Господь преобразился перед Своими учениками настолько, насколько они могли воспринять это Преображение — якоже можаху. И Господь преобразился перед учениками для того, чтобы укрепить их веру — чтобы тогда, когда они будут видеть Его распинаемым, они вспоминали эту славу преображенного на Фаворе Спасителя. Вот и нам на земле дается великое счастье прикосновения к иному, Божественному миру, для того чтобы мы обретали веру и силу жить по Божиему закону.

Мир, который окружает нас и который лежит во грехе и зле (см. 1 Ин. 5:19), постоянно переориентирует наше сознание. Он уводит нас от этого видения восьмого дня. Он направляет все наши силы на достижение тех целей, которые не имеют никакой связи с вечностью. Мы погружаемся в море забот, треволнений, конфликтов; мы недоумеваем от того, что происходит в мире, как сейчас многие недоумевают и не могут понять эту цепь трагических событий, которые на наше Отечество обрушились: эти жертвы людей — от злой воли человека или от каких-то иных обстоятельств? Сердце надрывается, когда слышишь эти скорбные сообщения о трагической кончине наших сограждан. И многим может показаться: а где же перспектива? Куда мы идем? Что с нами происходит? И ведь речь идет не только о нашей стране — речь идет о всем мире, о всем роде человеческом.

Мы никогда не поймем, куда идем, и никогда не увидим правильного пути, пока у нас не откроется духовное зрение, потому что смысл человеческой жизни обретается только в перспективе вечности. Если мы видим, чувствуем славу восьмого дня, славу Божественного Царства, которое наступит не только в конце времен, а которое уже сейчас реально существует вместе с этим миром; когда мы осознаем важность того, чтобы нашу земную жизнь подчинить Божественному Царству и следовать Божию закону и Божиим заповедям, — тогда человеческими усилиями, подкрепляемые благодатью Божией, мы будем преобразовывать наш греховный мир, стараясь сблизить его с невечерним Божественным Царством. В этом задача Церкви перед лицом истории: провозглашая весть о спасении, Церковь стремится помочь каждому человеку приблизиться к Божественному Царству уже здесь, на земле, а затем, после смерти, стать наследником этого Царства. Церковь призвана воздействовать таким образом на окружающий мир, на человеческое общество, чтобы преображать это общество по Божиему закону, приближая земной, тварный мир к тому, чтобы он в полной мере отражал на себе Божественную славу. И нет никакой другой цели церковного служения, как нет никакой иной конечной цели для человека, как достижение Царствия Божия, как лицезрение этого Царствия, как подчинение законам этого Царствия в своей жизни.

Праздник Преображения Господня наполнен величайшим смыслом, который отражен в том числе и в традиции иконописания. Древние иконы Преображения изображают Спасителя на вершине горы; справа и слева — Моисей и Илия, у ног Спасителя — апостолы, а из одежд Спасителя струится свет, который пронизывает собой окружающий мир — и горы, и деревья, и животных (на некоторых иконах и таковые изображены). Это символ того, как Бог Своей энергией, Своим Божественным светом пронизывает весь космос, все творение. И человек призван, воспринимая эту Божественную энергию, по образу Божиего Царства преобразовывать себя и окружающий мир. К этому призывает нас и сегодняшнее евангельское событие, которое мы празднуем, призывает Слово Божие, призывает Божественная мудрость. И нам только остается своим человеческим злым мудрованием не противиться этой Божественной мудрости. Аминь.

Источник

Adblock
detector