Меню

праздник пояса пресвятой богородицы когда

«Чудотворная святыня». Положение пояса Пресвятой Богородицы. Церковный календарь на 13 сентября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.

13 сентября (31 августа по церковному юлианскому календарю, более известному как «старый стиль»). Понедельник 13-й седмицы по Пятидесятнице (тринадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется Положение честного пояса Пресвятой Богородицы, а также совершается память семи известных нам поимённо святых и Собора новомучеников Ясеновацких. Далее коротко расскажем о них.

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме. Это событие не стоит путать с другим православным праздником – Положением честной ризы Пресвятой Богородицы во ВлахернеРизоположением, которое совершается 15 июля. Однако духовная связь между ними очевидна. Так, если риза Божией Матери была обретена и перенесена в Константинопольскую Влахернскую церковь в середине V века от Рождества Христова, то честной пояс нашей Небесной Владычицы был обретён и положен в том же храме Царьграда ещё раньше: при императоре Аркадии, царствовавшем в 395–408 годах.

Честной пояс Пресвятой Богородицы известен своими многочисленными чудесами и исцелениями, совершавшимися от него при молитвах, обращённых к Божией Матери. Одно из них было совершено во времена царствования ромейского императора Льва Мудрого (886–911 годы от Рождества Христова), когда от этой святыни исцелилась его супруга императрица Зоя, страдавшая от нечистого духа. В 2011 году часть пояса Пресвятой Богородицы, хранящаяся в Ватопедском монастыре на Афоне, была принесена в Россию, где этой святыне с 20 октября по 28 ноября поклонились более трёх миллионов верующих.

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Один из самых известных святителей Церкви Христовой, принявших мученический венец за веру в III столетии от Рождества Христова. Владыка Киприан был Первосвятителем древней Карфагенской Церкви. После Рима африканский Карфаген был вторым городом в западной части Римской империи.

Святитель Киприан был глубоким богословом, создателем экклесиологии – канонического учения о единстве Церкви и её иерархической структуре. Именно святитель Киприан настаивал на том, что единство Церкви выражается в её соборности, а также – что схизма (раскол) является одним из тягчайших грехов, близких к апостасии (вероотступничеству).

Во время антихристианских гонений императора-язычника Валериана I святителя Киприана вызвали к проконсулу Аспазию Патерну, допросили и отправили в ссылку, а год спустя, в 258 году от Рождества Христова, он был вновь вызван на суд и казнён, став первым мучеником за веру среди африканских епископов.

90%D0%B7%D0%BB09

Святитель Киприан Карфагенский. Фото: www.pravoslavie.ru

Святитель Геннадий, Патриарх Цареградский. Один из прославленных в лике святых первоиерархов Константинопольской Церкви. Владыка Геннадий занимал Патриарший престол Царьграда в 458–471 годах от Рождества Христова и за это время стал широко известен как строгий ревнитель Православия, противостоявший еретикам-монофизитам, последовательный сторонник решений IV Вселенского (Халкидонского) собора. В Житии этого святого, а также в знаменитом духовном произведении «Луг духовный» Иоанна Мосха, повествующем о древних христианских подвижниках, есть сведения о том, что святитель Геннадий не только был великим иерархом и проповедником, но ещё при своей земной жизни творил чудеса. Почил святитель в 471 году от Рождества Христова.

%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0 1

Новомученики Ясеновацкие. Фото: www.pravoslavie.ru

Собор новомучеников Ясеновацких. Праздник Сербской Православной Церкви, напоминающий об одной из самых трагических вех её истории. Ясеновац – город и местность на территории Хорватии, где в годы Второй мировой войны хорватскими нацистами-усташами был организован одноимённый лагерь смерти. В этом лагере в 1941–1944 годах были зверски убиты от сотни до нескольких сотен тысяч православных сербов, в том числе священнослужители.

Священномученики Александр Любимов, пресвитер, Владимир Двинский, диакон (1918), Михаил Косухин и Мирон Ржепик, пресвитеры (1937) и Димитрий Смирнов, пресвитер (1938). Православные священнослужители, принявшие мученические венцы в разные годы эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Подробнее об одном из них, священномученике Мироне Ржепике, вы можете узнать из нашего материала «У стен Лавры», опубликованном на страницах Царьграда.

Поздравляем православных христиан с праздником Положения честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Источник

Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме

Аудио

Скачатьaudio
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Пояс Богородицы был обретен при неизвестных обстоятельствах в епархии Зела, близ Амасии в Понте. Около 530 года, в правление Юстиниана, он был привезен в Константинополь [2] и положен в Халкопратийской церкви, находившейся к западу от Святой Софии, в квартале медников. В этот день в Халкопратийском храме отмечался престольный праздник и память обретения двух хранившихся там драгоценных реликвий – честного Пояса Богородицы и Пелен Христовых.

Много лет спустя (ок. 888 г.) супруга императора Льва VI Мудрого Зоя тяжело заболела из-за наваждения нечистого духа. Она увидела сон, в котором ей было открыто, что она исцелится, если на нее возложат Пояс Богородицы. Император тотчас повелел сломать печати на раке с реликвией и с изумлением увидел честной Пояс сверкающим и чистым, будто сотканным вчера. Рядом лежала записка, в которой был назван день перенесения Пояса в Константинополь и рассказано о том, как сам император положил его в эту раку и собственноручно ее запечатал. Император Лев с благоговением приложился к реликвии и передал ее патриарху. Тот возложил Пояс на голову императрицы, и она тотчас исцелилась от недуга. Все вознесли хвалу Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. Благодарная императрица вышила Пояс золотыми нитями, и святая реликвия была снова положена в раку.

По преданию, болгарский царь Иван Асень (1187–1196), одержав победу над императором Исааком II Ангелом (1190), захватил крест с вложенной в него частицей честного Пояса. Этот крест был брошен неким священником в реку, чтобы он не подвергся поруганию. Святыня затем попала к сербам и впоследствии была передана князем Лазарем († 1389) в афонский монастырь Ватопед. Там она почитается и доныне. Святая реликвия источает сладостное благоухание, и от нее совершаются многочисленные чудеса.

Честной Пояс, прикасавшийся к Пречистому Чреву, носившему Творца, и смоченный каплями молока, питавшего Того, Кто есть Жизнь мира, является для всех христиан свидетельством спасения. Он словно говорит о том, что нужно обуздывать все устремления плоти и подражать душевной и телесной чистоте Пресвятой Девы и Матери Божией, чтобы удостоиться и в своем сердце носить Христа, Который присно становится ради нас Младенцем.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

[1] Праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме следует отличать от праздника Положения честной Ризы, или Мафория, Богородицы во Влахернах (празднуется 2 июля и 1 октября).

[2] Данные агиографических источников весьма туманны и противоречивы. Здесь мы приводим версию «Константинопольского Синаксаря», подтверждаемую «Императорским Минологием» (XI в.). Однако в том же тексте, как и в «Минологии Василия II», далее говорится, что перенесение святыни произошло при Аркадии, сыне Феодосия (395–408). С другой стороны, известно, что строительство Халкопратийской церкви было начато Пульхерией, а закончено только при Льве I. Возможно, церковь была разрушена землетрясением и затем восстановлена Юстином II (565–578), который сделал большой вклад в этот храм и построил часовню для честного Пояса. 12 апреля в «Синаксаре» поминается другое перенесение честного Пояса – из Зелы в Константинополь, но в тексте оно отнесено к IX в. Эта дата, безусловно, ошибочна, поскольку сохранились церковные песнопения на этот праздник, сочиненные в VII в. св. Максимом Исповедником, а также гомилия св. Германа Константинопольского, относящаяся к следующему столетию. Некоторые историки полагают, что сначала существовал только один праздник в честь честного Пояса и Ризы, отмечавшийся во Влахернах, и что нынешний праздник появился только в IX в. Как бы то ни было, крестный ход, который совершался каждую пятницу от Влахерн в Халкопратию, указывает на связь между этими двумя величайшими Богородичными святынями Константинополя.

Источник

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

13 сентября (31 августа по юлианскому календарю) Православная Церковь совершает празднование Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

0 c2f46 ed8eac32 XL

Камень, на котором стоял Апостол Фома, когда получал от Пресвятой Богородицы Её пояс с Небес. «Монастырь св. Марии Магдалины в Гефсимании»

Согласно преданию, отраженному в Менологии Василия II, Пояс и Риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение.

В первые века Пояс находился в Иерусалиме, а через несколько столетий, при императоре Восточной Римской империи Аркадии (395-408), он был перевезен в Константинополь и торжественно положен в Халкопратийскую церковь (некоторые источники говорят о нахождении Пояса не в этом, а во Влахернском храме — вероятно, это следствие путаницы — Влахернский храм был местом хранения Ризы Богоматери; вполне возможно, однако, что святыни могли быть перемещаемы из одного храма в другой). Пояс Пресвятой Богородицы был помещен в ковчег и запечатан золотой печатью императора Аркадия с указанием года и точного дня этого великого события.

Polozhenie chestnoi Rizy Presviatoi Bogoroditcy vo Vlakherne

В X веке Пояс Богородицы оказался разделен на несколько частиц. Части Пояса доныне хранятся на Св. Горе Афон (в монастыре Ватопед), на Кипре (в монастыре Троодитисса) и в Грузии (Зугдиди); они прославились множеством чудес. Освящаемые на частях Пояса Божией Матери пояски раздаются верующим для ношения; многие женщины, имевшие ту или иную немощь, благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы получили от них исцеление.

Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября (21 сентября н. ст.), спустя неделю после церковного новолетия) и заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса. Об этом говорится и в тропаре праздника Положения Пояса:

Богородице Приснодево, человеков Покрове, Ризу и Пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным Рождеством Твоим, нетленна пребывающи: о Тебе бо и естество обновляется, и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашим велию милость.

Годовой круг церковных праздников вновь и вновь напоминает нам о событиях, благодаря которым и стало возможно спасение человека, и такие его начало и конец ясно указывают на смиренный подвиг Той, что была избрана стать Матерью Христа; Той, между Рождеством и Успением Которой и наступило лето благоприятное совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения; Той, на Чье Предстательство и уповают все православные христиане.

Диакон Михаил Желтов

polozhenie chestnago pojasa presvjatyja bogorodicy

Тропарь Святому и Пречестному Поясу Пресвятой Богородицы, глас 8
Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашым велию милость.

Кондак Святому и Пречестному Поясу Пресвятой Богородицы, глас 2
Богоприемное Твое чрево Богородице, объемший пояс Твой честный, держава стаду Твоему необорима, и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево.

Другой кондак, глас 4:
Честнаго пояса Твоего положение празднует днесь Твой, препетая, храм, и прилежно взывает Ти: радуйся, Дево, христиан похвало.

Фильм Аркадия Мамонтова «Пояс Богородицы»

Информация о фильме
Название: ПОЯС БОГОРОДИЦЫ
Оригинальное название: Пояс Богородицы
Год выхода: 2011
Жанр: Документальный
Режиссер: Аркадий Мамонтов

Источник

Положение Пояса Пресвятой Богородицы: история и значение праздника

Православные христиане отмечают его сегодня

13 сентября, или 31 августа по юлианскому календарю, отмечается Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы – празднование, которым завершается церковный год. Этот праздник связан с Успением Пресвятой Богородицы – одной из важнейших дат в году для православных верующих.

d70d33e6fc08a5e1db8214ec9dc48129

Пояс Пресвятой Богородицы – христианская реликвия, по преданию принадлежавшая Деве Марии, матери Иисуса Христа. Минологий Василия II, древнейший сохранившийся иллюстрированный византийский манускрипт в жанре житийной литературы, гласит, что Пояс, а также Риза Божией Матери – вторая ценнейшая реликвия, связанная с ее земной жизнью – были переданы двум благочестивым иерусалимским вдовам незадолго до Успения Пресвятой Богородицы.

Народно-христианские представления наделяли пояс Богородицы свойствами сильнейшего оберега при родах. Синаксарь Константинопольской церкви X века сообщает, что он хранился в городе Зила, а при императоре Юстине II (565—578 годы) пояс был перенесён из Зилы в Константинополь в Халкопратийскую церковь. Как сообщает церковный историк и поэт Никифор Каллист Ксанфопул в своей книге «Церковная история», написанной в XIV веке, пояс хранился вместе с молоком Богородицы. Считается, что после этого Пояс, долгое время хранившийся в ларце, помог исцелить супругу императора Льва VI Мудрого. В честь этого события, произошедшего 31 августа по старому стилю, и был учрежден праздник. Сегодня частица реликвии хранится в Казанском кафедральном соборе в Санкт-Петербурге.

Сам праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы отмечен в месяцесловах как «малый праздник», однако Успением Пресвятой Богородицы, к которому он имеет непосредственное отношение, является одним из двунадесятых праздников, важнейших после Пасхи дней в православии. Рождество Пресвятой Богородицы, приходящееся на 21 сентября (или 8 сентября по юлианскому календарю) является первым двунадесятым праздником церковного года, а праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы его завершает.

Источник

Православная Жизнь

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395-408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886-911), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа.

ih3522

Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы

Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Патриарху. Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью.

В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы. Частицы святого пояса Богоматери находятся в Афонском Ватопедском монастыре, в Трирском монастыре и в Грузии.

Молитвы

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 2

Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Источник

Положение пояса Пресвятой Богородицы: что нельзя делать 13 сентября

Продолжение: День священномученика Маманта: что нельзя делать 15 сентября

13 сентября – это не обычный день для церкви, это праздник Положения Пояса Богородицы. Пояс, о котором идет речь, – это атрибут, который Дева Мария носила в течение всей своей земной жизни.

ПО ТЕМЕ

Оставивший полумертвую жену Шаляпин бросился в церковь: Ставлю свечки

Мария Порошина записала видео из храма и попросила о помощи

theme 628

Сюжеты Православные праздники

В этот день можно работать, так как 13-е число выпадает на понедельник. Но существует ряд правил, которые необходимо соблюдать для почитания Богоматери.

Согласно празднику, запрещено создавать конфликтные ситуации и ссориться с окружающими, так как Дева Мария никогда никого не обижала. Также нужно следить за своей речь. Мат и грязные слова – это то, что нужно исключить из своей речи. Еще один запрет на этот день – алкоголь. Согласно литературе, Дева Мария не терпит пьяниц, поэтому спиртные напитки нужно оставить в сторону.

Один из самых необычных запретов также относится именно к празднику Положения Пояса Богородицы. Оказывается, 13-о сентября нельзя завязывать узлы на веревках и лентах. А это значит, что шитье придется оставить на дугой день.

Согласно преданию, через пару дней после того, как похоронили Марию, ее во сне увидел апостол Фома. Она вознеслась с ним в небо и благословила апостола, отдав ему свой пояс.

Источник

Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме

Аудио

Скачатьaudio
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Пояс Богородицы был обретен при неизвестных обстоятельствах в епархии Зела, близ Амасии в Понте. Около 530 года, в правление Юстиниана, он был привезен в Константинополь [2] и положен в Халкопратийской церкви, находившейся к западу от Святой Софии, в квартале медников. В этот день в Халкопратийском храме отмечался престольный праздник и память обретения двух хранившихся там драгоценных реликвий – честного Пояса Богородицы и Пелен Христовых.

Много лет спустя (ок. 888 г.) супруга императора Льва VI Мудрого Зоя тяжело заболела из-за наваждения нечистого духа. Она увидела сон, в котором ей было открыто, что она исцелится, если на нее возложат Пояс Богородицы. Император тотчас повелел сломать печати на раке с реликвией и с изумлением увидел честной Пояс сверкающим и чистым, будто сотканным вчера. Рядом лежала записка, в которой был назван день перенесения Пояса в Константинополь и рассказано о том, как сам император положил его в эту раку и собственноручно ее запечатал. Император Лев с благоговением приложился к реликвии и передал ее патриарху. Тот возложил Пояс на голову императрицы, и она тотчас исцелилась от недуга. Все вознесли хвалу Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. Благодарная императрица вышила Пояс золотыми нитями, и святая реликвия была снова положена в раку.

По преданию, болгарский царь Иван Асень (1187–1196), одержав победу над императором Исааком II Ангелом (1190), захватил крест с вложенной в него частицей честного Пояса. Этот крест был брошен неким священником в реку, чтобы он не подвергся поруганию. Святыня затем попала к сербам и впоследствии была передана князем Лазарем († 1389) в афонский монастырь Ватопед. Там она почитается и доныне. Святая реликвия источает сладостное благоухание, и от нее совершаются многочисленные чудеса.

Честной Пояс, прикасавшийся к Пречистому Чреву, носившему Творца, и смоченный каплями молока, питавшего Того, Кто есть Жизнь мира, является для всех христиан свидетельством спасения. Он словно говорит о том, что нужно обуздывать все устремления плоти и подражать душевной и телесной чистоте Пресвятой Девы и Матери Божией, чтобы удостоиться и в своем сердце носить Христа, Который присно становится ради нас Младенцем.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

[1] Праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме следует отличать от праздника Положения честной Ризы, или Мафория, Богородицы во Влахернах (празднуется 2 июля и 1 октября).

[2] Данные агиографических источников весьма туманны и противоречивы. Здесь мы приводим версию «Константинопольского Синаксаря», подтверждаемую «Императорским Минологием» (XI в.). Однако в том же тексте, как и в «Минологии Василия II», далее говорится, что перенесение святыни произошло при Аркадии, сыне Феодосия (395–408). С другой стороны, известно, что строительство Халкопратийской церкви было начато Пульхерией, а закончено только при Льве I. Возможно, церковь была разрушена землетрясением и затем восстановлена Юстином II (565–578), который сделал большой вклад в этот храм и построил часовню для честного Пояса. 12 апреля в «Синаксаре» поминается другое перенесение честного Пояса – из Зелы в Константинополь, но в тексте оно отнесено к IX в. Эта дата, безусловно, ошибочна, поскольку сохранились церковные песнопения на этот праздник, сочиненные в VII в. св. Максимом Исповедником, а также гомилия св. Германа Константинопольского, относящаяся к следующему столетию. Некоторые историки полагают, что сначала существовал только один праздник в честь честного Пояса и Ризы, отмечавшийся во Влахернах, и что нынешний праздник появился только в IX в. Как бы то ни было, крестный ход, который совершался каждую пятницу от Влахерн в Халкопратию, указывает на связь между этими двумя величайшими Богородичными святынями Константинополя.

Источник

Положение пояса Пресвятой Богородицы. Православный календарь на 13 сентября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

13 сентября (31 августа по церковному юлианскому календарю, более известному как «старый стиль»). Неделя 14-я по Пятидесятнице (четырнадцатый воскресный день после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется Положение честного пояса Пресвятой Богородицы, а также совершается память семи известных нам поимённо святых и Собора новомучеников Ясеновацких. Далее коротко расскажем о них.

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме. Это событие не стоит путать с другим православным праздником – Положением честной ризы Пресвятой Богородицы во ВлахернеРизоположением, которое совершается 15 июля. Однако духовная связь между ними очевидна. Так, если риза Божией Матери была обретена и перенесена в Константинопольскую Влахернскую церковь в середине V века от Рождества Христова, то честной пояс нашей Небесной Владычицы был обретён и положен в том же храме Царьграда ещё раньше: при императоре Аркадии, царствовавшем в 395-408 годах.

Честной пояс Пресвятой Богородицы известен своими многочисленными чудесами и исцелениями, совершавшимися от него при молитвах, обращённых к Божией Матери. Одно из них было совершено во времена царствования ромейского императора Льва Мудрого (886-911 годы от Рождества Христова), когда от этой святыни исцелилась его супруга императрица Зоя, страдавшая от нечистого духа. В 2011 году часть пояса Пресвятой Богородицы, хранящаяся в Ватопедском монастыре на Афоне, была принесена в Россию, где этой святыне с 20 октября по 28 ноября поклонились более трёх миллионов верующих.

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Один из самых известных святителей Церкви Христовой, принявших мученический венец за веру в III столетии от Рождества Христова. Владыка Киприан был Первосвятителем древней Карфагенской Церкви. После Рима африканский Карфаген был вторым городом в западной части Римской империи.

Святитель Киприан был глубоким богословом, создателем экклесиологии – канонического учения о единстве Церкви и её иерархической структуре. Именно святитель Киприан настаивал на том, что единство Церкви выражается в её соборности, а также – что схизма (раскол) является одним из тягчайших грехов, близких к апостасии (вероотступничеству).

Во время антихристианских гонений императора-язычника Валериана I святителя Киприана вызвали к проконсулу Аспазию Патерну, допросили и отправили в ссылку, а год спустя, в 258 году от Рождества Христова, он был вновь вызван на суд и казнён, став первым мучеником за веру среди африканских епископов.

90%D0%B7%D0%BB09

Святитель Киприан Карфагенский. Фото: www.pravoslavie.ru

Святитель Геннадий, Патриарх Цареградский. Один из прославленных в лике святых первоиерархов Константинопольской Церкви. Владыка Геннадий занимал Патриарший престол Царьграда в 458-471 годах от Рождества Христова и за это время стал широко известен как строгий ревнитель Православия, противостоявший еретикам-монофизитам, последовательный сторонник решений IV Вселенского (Халкидонского) собора. В житии этого святого, а также в знаменитом духовном произведении «Луг духовный» Иоанна Мосха, повествующем о древних христианских подвижниках, есть сведения о том, что святитель Геннадий не только был великим иерархом и проповедником, но ещё при своей земной жизни творил чудеса. Почил святитель в 471 году от Рождества Христова.

%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0 1

Новомученики Ясеновацкие. Фото: www.pravoslavie.ru

Собор новомучеников Ясеновацких. Праздник Сербской Православной Церкви, напоминающий об одной из самых трагических вех её истории. Ясеновац – город и местность на территории Хорватии, где в годы Второй мировой войны хорватскими нацистами-усташами был организован одноимённый лагерь смерти. В этом лагере в 1941-1944 годах были зверски убиты от сотни до нескольких сотен тысяч православных сербов, в том числе священнослужители.

Священномученики Александр Любимов, пресвитер, Владимир Двинский, диакон (1918), Михаил Косухин и Мирон Ржепик, пресвитеры (1937) и Димитрий Смирнов, пресвитер (1938). Православные священнослужители, принявшие мученические венцы в разные годы эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Подробнее об одном из них, священномученике Мироне Ржепике, вы можете узнать из нашего материала «У стен Лавры», опубликованном на страницах Царьграда.

Поздравляем православных христиан с праздником Положения честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Источник

Положение Пояса Пресвятой Богородицы: история и значение праздника

Православные христиане отмечают его сегодня

13 сентября, или 31 августа по юлианскому календарю, отмечается Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы – празднование, которым завершается церковный год. Этот праздник связан с Успением Пресвятой Богородицы – одной из важнейших дат в году для православных верующих.

d70d33e6fc08a5e1db8214ec9dc48129

Пояс Пресвятой Богородицы – христианская реликвия, по преданию принадлежавшая Деве Марии, матери Иисуса Христа. Минологий Василия II, древнейший сохранившийся иллюстрированный византийский манускрипт в жанре житийной литературы, гласит, что Пояс, а также Риза Божией Матери – вторая ценнейшая реликвия, связанная с ее земной жизнью – были переданы двум благочестивым иерусалимским вдовам незадолго до Успения Пресвятой Богородицы.

Народно-христианские представления наделяли пояс Богородицы свойствами сильнейшего оберега при родах. Синаксарь Константинопольской церкви X века сообщает, что он хранился в городе Зила, а при императоре Юстине II (565—578 годы) пояс был перенесён из Зилы в Константинополь в Халкопратийскую церковь. Как сообщает церковный историк и поэт Никифор Каллист Ксанфопул в своей книге «Церковная история», написанной в XIV веке, пояс хранился вместе с молоком Богородицы. Считается, что после этого Пояс, долгое время хранившийся в ларце, помог исцелить супругу императора Льва VI Мудрого. В честь этого события, произошедшего 31 августа по старому стилю, и был учрежден праздник. Сегодня частица реликвии хранится в Казанском кафедральном соборе в Санкт-Петербурге.

Сам праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы отмечен в месяцесловах как «малый праздник», однако Успением Пресвятой Богородицы, к которому он имеет непосредственное отношение, является одним из двунадесятых праздников, важнейших после Пасхи дней в православии. Рождество Пресвятой Богородицы, приходящееся на 21 сентября (или 8 сентября по юлианскому календарю) является первым двунадесятым праздником церковного года, а праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы его завершает.

Источник

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

020128
Честный Пояс Пресвятой Богородицы. Греческая икона (XXI в.)

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы, праздник Православной Церкви

Праздник был установлен в честь двукратного торжественного положения честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинополе.

Святыня была принесена из Святой Земли в Царьград при императоре Аркадии, на рубеже IV и V веков. Пояс Пречистой был помещён в золотой ларец, запечатанный императорской печатью и поставленный в Халкопратийском храме во имя Пресвятой Богородицы.

В царствование императора Льва Мудрого, в начале X века, его супруга была мучима нечистым духом. Император и его родственники пребывали в великой печали, но, не оставляя упование, усердно молились ко Господу о страдавшей. Тогда императрице Зое было божественное видение, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен пояс Пресвятой Богородицы. Она поведала об этом видении мужу, и император упросил патриарха святителя Евфимия открыть ковчег с поясом Пресвятой Богородицы, который оказался в целости и не поврежденным от времени. По повелению императора патриарх распростер пояс над больной, и она тотчас освободилась от демонского мучения и совершенно исцелилась от недуга.

Тогда был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной пояс положили обратно в ковчег, запечатали царской печатью, и поместили в Константинопольском Влахернском храме. Тогда же и было установлено празднование в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Ее честного пояса. О дальнейшей истории святыни см. ст. Пояс Пресвятой Богородицы.

Молитвословия

Богоро́дице Присноде́во,/ челове́ков Покро́ве,/ ри́зу и по́яс пречи́стаго Твоего́ телесе́,/ держа́вное гра́ду Твоему́ обложе́ние дарова́ла еси/, безсе́менным рождество́м Твои́м нетле́нна пребыва́ющи,/ о Тебе́ бо и естество́ обновля́ется и вре́мя./ Те́мже мо́лим Тя́ ми́р гра́ду Твоему́ дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Богоприя́тное Твое́ чрево́, Богоро́дице, объе́мший/ по́яс Тво́й честны́й держа́ва гра́ду Твоему́ необори́ма/ и сокро́вище е́сть благи́х неоску́дно,// еди́на ро́ждшая Присноде́во.

Честна́го по́яса Твоего́ положе́ние/ пра́зднует дне́сь Тво́й, Препе́тая, хра́м/ и приле́жно взыва́ет Ти:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Источник

Adblock
detector