Меню

праздник пояса пресвятой богородицы когда

«Чудотворная святыня». Положение пояса Пресвятой Богородицы. Церковный календарь на 13 сентября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.

13 сентября (31 августа по церковному юлианскому календарю, более известному как «старый стиль»). Понедельник 13-й седмицы по Пятидесятнице (тринадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется Положение честного пояса Пресвятой Богородицы, а также совершается память семи известных нам поимённо святых и Собора новомучеников Ясеновацких. Далее коротко расскажем о них.

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме. Это событие не стоит путать с другим православным праздником – Положением честной ризы Пресвятой Богородицы во ВлахернеРизоположением, которое совершается 15 июля. Однако духовная связь между ними очевидна. Так, если риза Божией Матери была обретена и перенесена в Константинопольскую Влахернскую церковь в середине V века от Рождества Христова, то честной пояс нашей Небесной Владычицы был обретён и положен в том же храме Царьграда ещё раньше: при императоре Аркадии, царствовавшем в 395–408 годах.

Честной пояс Пресвятой Богородицы известен своими многочисленными чудесами и исцелениями, совершавшимися от него при молитвах, обращённых к Божией Матери. Одно из них было совершено во времена царствования ромейского императора Льва Мудрого (886–911 годы от Рождества Христова), когда от этой святыни исцелилась его супруга императрица Зоя, страдавшая от нечистого духа. В 2011 году часть пояса Пресвятой Богородицы, хранящаяся в Ватопедском монастыре на Афоне, была принесена в Россию, где этой святыне с 20 октября по 28 ноября поклонились более трёх миллионов верующих.

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Один из самых известных святителей Церкви Христовой, принявших мученический венец за веру в III столетии от Рождества Христова. Владыка Киприан был Первосвятителем древней Карфагенской Церкви. После Рима африканский Карфаген был вторым городом в западной части Римской империи.

Святитель Киприан был глубоким богословом, создателем экклесиологии – канонического учения о единстве Церкви и её иерархической структуре. Именно святитель Киприан настаивал на том, что единство Церкви выражается в её соборности, а также – что схизма (раскол) является одним из тягчайших грехов, близких к апостасии (вероотступничеству).

Во время антихристианских гонений императора-язычника Валериана I святителя Киприана вызвали к проконсулу Аспазию Патерну, допросили и отправили в ссылку, а год спустя, в 258 году от Рождества Христова, он был вновь вызван на суд и казнён, став первым мучеником за веру среди африканских епископов.

90%D0%B7%D0%BB09

Святитель Киприан Карфагенский. Фото: www.pravoslavie.ru

Святитель Геннадий, Патриарх Цареградский. Один из прославленных в лике святых первоиерархов Константинопольской Церкви. Владыка Геннадий занимал Патриарший престол Царьграда в 458–471 годах от Рождества Христова и за это время стал широко известен как строгий ревнитель Православия, противостоявший еретикам-монофизитам, последовательный сторонник решений IV Вселенского (Халкидонского) собора. В Житии этого святого, а также в знаменитом духовном произведении «Луг духовный» Иоанна Мосха, повествующем о древних христианских подвижниках, есть сведения о том, что святитель Геннадий не только был великим иерархом и проповедником, но ещё при своей земной жизни творил чудеса. Почил святитель в 471 году от Рождества Христова.

%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0 1

Новомученики Ясеновацкие. Фото: www.pravoslavie.ru

Собор новомучеников Ясеновацких. Праздник Сербской Православной Церкви, напоминающий об одной из самых трагических вех её истории. Ясеновац – город и местность на территории Хорватии, где в годы Второй мировой войны хорватскими нацистами-усташами был организован одноимённый лагерь смерти. В этом лагере в 1941–1944 годах были зверски убиты от сотни до нескольких сотен тысяч православных сербов, в том числе священнослужители.

Священномученики Александр Любимов, пресвитер, Владимир Двинский, диакон (1918), Михаил Косухин и Мирон Ржепик, пресвитеры (1937) и Димитрий Смирнов, пресвитер (1938). Православные священнослужители, принявшие мученические венцы в разные годы эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Подробнее об одном из них, священномученике Мироне Ржепике, вы можете узнать из нашего материала «У стен Лавры», опубликованном на страницах Царьграда.

Поздравляем православных христиан с праздником Положения честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Источник

Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме

Аудио

Скачатьaudio
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Пояс Богородицы был обретен при неизвестных обстоятельствах в епархии Зела, близ Амасии в Понте. Около 530 года, в правление Юстиниана, он был привезен в Константинополь [2] и положен в Халкопратийской церкви, находившейся к западу от Святой Софии, в квартале медников. В этот день в Халкопратийском храме отмечался престольный праздник и память обретения двух хранившихся там драгоценных реликвий – честного Пояса Богородицы и Пелен Христовых.

Много лет спустя (ок. 888 г.) супруга императора Льва VI Мудрого Зоя тяжело заболела из-за наваждения нечистого духа. Она увидела сон, в котором ей было открыто, что она исцелится, если на нее возложат Пояс Богородицы. Император тотчас повелел сломать печати на раке с реликвией и с изумлением увидел честной Пояс сверкающим и чистым, будто сотканным вчера. Рядом лежала записка, в которой был назван день перенесения Пояса в Константинополь и рассказано о том, как сам император положил его в эту раку и собственноручно ее запечатал. Император Лев с благоговением приложился к реликвии и передал ее патриарху. Тот возложил Пояс на голову императрицы, и она тотчас исцелилась от недуга. Все вознесли хвалу Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. Благодарная императрица вышила Пояс золотыми нитями, и святая реликвия была снова положена в раку.

По преданию, болгарский царь Иван Асень (1187–1196), одержав победу над императором Исааком II Ангелом (1190), захватил крест с вложенной в него частицей честного Пояса. Этот крест был брошен неким священником в реку, чтобы он не подвергся поруганию. Святыня затем попала к сербам и впоследствии была передана князем Лазарем († 1389) в афонский монастырь Ватопед. Там она почитается и доныне. Святая реликвия источает сладостное благоухание, и от нее совершаются многочисленные чудеса.

Честной Пояс, прикасавшийся к Пречистому Чреву, носившему Творца, и смоченный каплями молока, питавшего Того, Кто есть Жизнь мира, является для всех христиан свидетельством спасения. Он словно говорит о том, что нужно обуздывать все устремления плоти и подражать душевной и телесной чистоте Пресвятой Девы и Матери Божией, чтобы удостоиться и в своем сердце носить Христа, Который присно становится ради нас Младенцем.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

[1] Праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме следует отличать от праздника Положения честной Ризы, или Мафория, Богородицы во Влахернах (празднуется 2 июля и 1 октября).

[2] Данные агиографических источников весьма туманны и противоречивы. Здесь мы приводим версию «Константинопольского Синаксаря», подтверждаемую «Императорским Минологием» (XI в.). Однако в том же тексте, как и в «Минологии Василия II», далее говорится, что перенесение святыни произошло при Аркадии, сыне Феодосия (395–408). С другой стороны, известно, что строительство Халкопратийской церкви было начато Пульхерией, а закончено только при Льве I. Возможно, церковь была разрушена землетрясением и затем восстановлена Юстином II (565–578), который сделал большой вклад в этот храм и построил часовню для честного Пояса. 12 апреля в «Синаксаре» поминается другое перенесение честного Пояса – из Зелы в Константинополь, но в тексте оно отнесено к IX в. Эта дата, безусловно, ошибочна, поскольку сохранились церковные песнопения на этот праздник, сочиненные в VII в. св. Максимом Исповедником, а также гомилия св. Германа Константинопольского, относящаяся к следующему столетию. Некоторые историки полагают, что сначала существовал только один праздник в честь честного Пояса и Ризы, отмечавшийся во Влахернах, и что нынешний праздник появился только в IX в. Как бы то ни было, крестный ход, который совершался каждую пятницу от Влахерн в Халкопратию, указывает на связь между этими двумя величайшими Богородичными святынями Константинополя.

Источник

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

13 сентября (31 августа по юлианскому календарю) Православная Церковь совершает празднование Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы.