Меню

праздник плуга в татарстане

Праздник Сабантуй: что это, когда проходит

bbc78714cf12a400

Праздник Сабантуй: Wikimedia

Слово «сабантуй» стало нарицательным: так называют любое застолье. Однако для некоторых тюркских народов праздник Сабантуй — национальное торжество, которое ежегодно отмечают летом. Прикоснемся к истокам празднества, чтобы понять, что такое Сабантуй, какова его история и традиции.

Праздник Сабантуй: дата, описание

Почти тысячу лет назад предположительно у народов Среднего Поволжья зародился праздник Сабантуй. Описание его оставил в 921 году арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан. Но единого мнения относительно истоков праздника нет, некоторые связывают его происхождение с культурой монголов.

Во времена язычества земледельцы старались особыми обрядами задобрить природные силы, чтобы получить хороший урожай. Выполняли определенные ритуалы и совершали жертвоприношения. За правильным исполнением всех действий наблюдали старейшины.

Дословно перевод с тюркского звучит так: «сабантуй» — это ‘торжество плуга’. Из этого следует, что обряды посвящали началу полевых работ. В течение столетий этот обычай сохраняли татары, башкиры, чуваши, удмурты.

Спустя века его стали посвящать окончанию весенних посевных работ, потому что тогда наступала небольшая передышка перед следующим циклом — сбором урожая. Религиозная составляющая празднества была утрачена с принятием этими народами мусульманства. Теперь это веселая народная традиция.

Сабантуй — праздник сезонный, зависит от погодных условий, которые определяют сроки полевых работ. Четко фиксированной даты у него нет. Обычно он выпадает на июнь или начало июля.

В наше время дата празднования оглашается руководством Республики Татарстан, в которой Сабантуй — государственный праздник. На эту дату ориентируются общины в иных регионах и странах. Международная организация ЮНЕСКО внесла этот праздник в список культурного наследия человечества.

b8768f7e9ab99c95

Праздник Сабантуй: Wikimedia

Отмечают это торжество в несколько этапов. Уже известно, когда Сабантуй в 2021 году:

Уже несколько лет Сабантуй празднуют на федеральном уровне. Каждый год для этого выбирают какой-то крупный центр. Так, федеральный Сабантуй уже принимали: Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань и другие города России. В нынешнем году татарский праздник состоится 19 июня в Нижневартовске.

В РФ проживает только половина общей численности татар (немного больше 5 млн). Другие разбросаны по всему миру, в связи с чем расширилась география праздника. Сабантуй теперь известен в США, Канаде, Европе. Общеевропейские торжества проходили в таких столицах, как:

В Казахстане во многих городах компактно проживают татары и башкиры. Праздничные мероприятия организуют и проводят их местные общины «Дуслык».

В прошлом году из-за эпидемической ситуации и карантина торжества были ограничены. В 2021 году мероприятия организовывают с соблюдением ограничительных мер:

49cd177391b93634

Праздник Сабантуй: Wikimedia

Сабантуй: особенности и традиции праздника

Яркий, веселый Сабантуй — чей праздник? В общих чертах у ряда народностей он одинаков, но у каждой этнической группы есть особенности его проведения. Классические обычаи сохранились главным образом в деревнях, где празднуют согласно сложившемуся порядку.

Сбор подарков

Накануне праздника группа молодых джигитов объезжает дворы и собирает дары. Иногда это делают и пожилые уважаемые члены общины. Жители выносят домашнюю выпечку, национальные сувениры, полотенца, посуду.

Все собирается в общий котел. Это призовой фонд для участников конкурсов и состязаний, которые будут проводиться.

Торжественное открытие праздника

В центре населенного пункта предварительно готовят сцену, ряды для зрителей. Здесь торжественно начнется праздник. Продолжат его местные таланты — самодеятельные коллективы дадут концерты. К празднику принаряжаются в национальные костюмы, поэтому он становится ярким и красочным.

Для участников обычно организовывают выездную торговлю, буфеты, где можно подкрепиться. Угощаются на Сабантуй традиционным десертом — медовым тортом чак-чак.

Состязания по традиционной борьбе куреш

Главным зрелищем праздника становится соревнование борцов. Мужчины в национальной борьбе куреш стремятся свалить соперника с помощью широких кушаков или полотенец, перекинутых через пояса.

Победителем становится сильнейший из мужчин, он получает звание батыра. Соревнуются в боевом мастерстве и мальчики, и подростки со своими ровесниками.

376943e18a863bef

Праздник Сабантуй: Wikimedia

По народной традиции главная награда победителю — баран, которого водружают на плечи героя. В наше время национальная борьба куреш стала самостоятельным видом спорта, по которому проводятся чемпионаты.

Другие события праздника

Все участники веселого Сабантуя могут найти для себя состязания по силам:

Состязания эти самые разнообразные, главное — в них вовлекаются все от мала до велика.

Во второй половине дня праздник продолжается. На него часто приглашают профессиональных артистов: их концертов ждут с нетерпением и принимают горячо.

Наступает время народных гуляний, для молодежи — танцев. Бытует древнее земледельческое поверье, что чем веселее пройдет праздник, тем богаче будет урожай.

Узнав традиции задорного народного праздника Сабантуй, никто не удивляется, почему его название стало нарицательным. Так емко, коротко и выразительно называется любое шумное веселье.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Сабантуй – любимый народный праздник татар

majdan

С древних времён «Сабантуй» празднуется ежегодно, с перерывами на войну и другие бедствия. Но по возвращении мирной жизни празднование «Сабантуя» всегда возобновлялось. Поэтому праздник практически без изменений дошел до наших дней.

Как появился Сабантуй

Первоначальная цель этого праздника, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

Однако «Сабантуй» получил статус официального национального праздника лишь при существовании Казанского ханства. В разные эпохи на празднование Сабантуя влияли различные течения: мусульманские, христианские и советские. Несмотря на это передача традиций, обрядов, игр и состязаний оставалась неизменной.

Этот праздник отмечается не только в большинстве татарских деревень, но и в больших татарских общинах по всему миру. В его проведении существуют локальные различия, которые вызваны наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Этот праздник отличался гостеприимством: односельчане приглашали друзей, соседей и знакомых любой национальности. Именно благодаря этому общению в «Сабантуй» было внесено много дополнений, которые пришли от представителей других народов. Воистину «средь полей ходить – землю познать, средь людей ходить – народ узнать».

Татарский «Сабантуй» во многом напоминает башкирский «Хабантуй», чувашский «Акатуй» и удмуртский «Гербер». Содержание «Сабантуя» часто дополнялось аналогичными ему праздниками у других народов Поволжья (башкирского, чувашского, удмуртского, марийского, мордовского и русского этносов).

Исследования последних лет показывают, что «Сабантуй» состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной – с первого таяния снега до начала сева.

В давние времена люди не понимали, почему наступает весна. Появление черной земли из-под снега ассоциировалось в их сознании с прилетом черных грачей. Люди думали, что именно эти птицы приносят весну из дальних стран (обычно в конце марта – начале апреля). В честь их прилета устраивались такие праздники как:

При появлении проталинок, освобождении от снега пригорков и холмов вокруг деревни почтенные старцы аулов – аксакалы – говорили детям, что наступило время кашу варить. Это первый календарный праздник татар – «Карга боткасы».

До принятия ислама праздник был посвящён культу птицы. Это было также связано с представлениями о способности душ умерших превращаться в птиц и животных. Элементы этого культа остались в празднике до настоящего времени.

Однако главное предназначение этого праздника — обеспечить в будущем году богатый урожай. С этого времени начиналась подготовка к празднику – Сабантую.

Современный «Сабантуй» почти повсеместно проходит по единой схеме.

В городах это однодневный праздник, сосредоточенный на майдане. А в сельской местности праздник делится на две части – сбор подарков и майдан. Тон задает Татарстан.

Именно там объявляется единая дата проведения Сабантуя для деревень и райцентров. Затем – дата для крупных городов. И в конце дата завершающего «Сабантуя» в столице Республики – Казани.

Кроме того, в сельской местности – это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей. Поэтому готовятся к празднику заранее – убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей. Как правило, в редкой деревенской семье не бывает приезжих в дни «Сабантуя».

Характерно, что на этом празднике никогда не случается хаоса и беспорядка. Несмотря на большое стечение народа и ажиотаж соревнований – образцовый порядок сохраняется и оберегается самими гуляющими.

На празднике допускается много пунктов, которые были запрещены Кораном в обычные дни:

Этапы подготовки Сабантуя

Решение о проведении праздника

Как только сходил снег, старики-аксакалы собирают сход и договариваются о сроках проведения праздника «Сабантуй».

sabantuj Совещание по поводу проведения праздника Сабантуй

Подготовка майдана

Место проведения праздника тоже определяется заранее. Выбранная территория очищается от камней и разравнивается. Иногда оборудуется трибуна. В некоторых селах есть постоянное, специально отведенное для майдана место – наподобие небольшого стадиона.

Оно оборудовано необходимыми для состязаний приспособлениями и сиденьями для участников праздника. В день праздника на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей. Начинают работать торговые палатки и буфеты.

Ритуал сбора подарков

Обряд дарений в Сабантуе пришел на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре. Но в его основе продолжает лежать стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли.

Жителей деревни о таком дне оповещают заранее, чтобы хозяйки успели подготовиться.

Обычно «одаривание» проводят накануне праздника, в субботу. Но если село большое, то иногда сбор подарков начинают в пятницу, во второй половине дня.

Сбор подарков (әйбер җыю, яулык җыю), как и прежде, впечатляющее зрелище. Группа односельчан выезжает на повозках и останавливается у каждого дома. Таким образом, сборщики подарков разъезжают из одного конца деревни в другой, собирают полотенца, платки, отрезы материи, и т. д.

Жители деревни охотно отдают приготовленные заранее вещи. Главным подарком является баран, который предназначается в качестве приза батыру (богатырю) «Сабантуя». Обычно хозяин, а чаще хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот своего дома. Сборщики благодарят одаривающих песнями, шутками, прибаутками.

Самым ценным (не дорогим, а именно почетным) подарком считалось вышитое полотенце – тастымал. Его обязательно должны были подготовить молодухи (яшь килен), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Полотенца прикрепляли к уздечкам коней и подвешивали к шесту, который сборщики подарков несли на плече. Чем красивее полотенце, тем выше его привязывали на шесте.

Призы, которые дарились победителям состязаний, готовились всю зиму. Молодухи (яшь килен) тоже по-своему состязались в рукоделии. Они вышивали бисером и нитками тюбетейки, кошельки, кисеты, шили рукавицы, камзолы.

Раньше каждая молодуха (яшь килен) готовила свое полотенце, зная; что оно принародно будет передано одному из победителей состязаний. По красоте узора полотенца судили об умении, трудолюбии и мастерстве молодой хозяйки. Самое лучшее полотенце получал батыр «Сабантуя». Это было большой честью не только для него, но и для изготовительницы этого подарка.

В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства вышитых полотенец для «Сабантуя» начали дарить рубашки. С сожалением приходится констатировать, что при этом теряется моральная значимость подарка.

Традиционным является и сбор яиц. Их дают, как и вместо подарка, так и вместе с подарком. Яйца собирают в ведро. Часть их продают. Вырученные средства идут на приобретение необходимых для «Сабантуя» вещей. Остальная часть яиц используется на майдане во время различных шуточных состязаний. Например, их пьют борцы.

Лучшие призы предназначаются победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждает во всех схватках по национальной борьбе.

Когда сборщики завершают сбор подарков, то еще раз проезжают по селу с песнями, музыкой и показывают всем, сколько вещей собралось.

Майдан (место состязаний)

В назначенный день проводятся состязания: как правило, майдан находится в районе парового поля. К назначенному часу туда со всех сторон стекается народ: пешком, семьями на лошадях – жители не только этой деревни, но и всей округи.

Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдается очередность в его проведении. Дуги и гривы лошадей украшают узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день достают из сундуков самые лучшие наряды и украшения.

sabantuj katanie

Гостей праздника традиционно принято встречать национальным татарским блюдом «чак-чак».

sabantuj majdan

Этапы праздничных мероприятий Сабантуя

*Призы победителям вручаются только на майдане.

Самые древние и основные состязания на Сабантуе связаны с кочевым и полукочевым бытом предков татар. Ранее эти соревнования имели сакральное значение. Ими являются:

«Ат чабышы» (конные скачки)

konnye skachki sabantuj

Праздничные соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне «Сабантуй» не обходился без них. Лошадей, которые участвовали в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5 – 10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана.

Интересно, что было обязательным награждение бегуна, который повредил ногу и коня, который пересек финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками.

«Йөгерү» (соревнование бегунов)

sabantuj beg

Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге (йөгерү). Их начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту. Впереди скакал всадник, чтобы показывать путь бегунам. Принцип организации состязаний был тот же, что и на скачках: старт устраивали в отдалении, а финиш – на майдане.

Торжественное открытие праздника

sabantuj otkrytie

«Көрәш» (национальная борьба)

sabantuj borba

Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на «Сабантуях» по прежнему остается национальная борьба – көрэш. Борцы перекидывают друг другу через спину (за талию), кушак (бильбау), концы которого держат в руках, обматывают вокруг кисти и пытаются положить соперника на лопатки.

Начинают её два мальчика дошкольного возраста (иногда два старика). Затем поочередно выходят на ковер мальчики-школьники, юноши и мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом не только в этом виде состязаний, но и в целом «Сабантуя», является борьба батыров, то есть тех, кто вышел победителем в предварительных схватках. Когда на ковре остаются два непобежденных борца, страсти накаляются до предела.

Следует отметить, что поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику. Победитель в борьбе получает самый ценный подарок «Сабантуя». По традиции – живого барана.

В настоящее время призы бывают довольно крупными, особенно в городах: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т.д.

Необходимо отметить, что майдан стал спортивным началом для многих известных борцов. А татарская борьба – көрэш, из праздничного развлечения переросла в вид спорта, по которому проводятся личные и командные первенства не только Татарстана, но и России.

Одновременно с борьбой на другой стороне майдана соревнуются в подъеме тяжести:

Во время көрэша (национальная борьба) выступают певцы, танцоры и прочие участники художественной самодеятельности. Певцы и музыканты ждут этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа.

Во время «Сабантуя» люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом – в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.

Развлекательная часть

Одновременно с көрэш (национальная борьба) идут выступления певцов, танцоров – участников художественной самодеятельности. Певцы и музыканты ждали этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа.

Во время «Сабантуя» люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом – в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.

sabantuj razvlekatelnaya chast

Шуточные состязания для всех гостей

Существуют и другие состязания для зрителей. По динамику объявляется время и место проведения отдельных видов, так как из-за большого стечения народа, большого числа желающих принять участие в состязаниях и обширной программы праздника невозможно провести все виды состязаний на майдане.

Характерной чертой всех состязаний на сабантуе является то, что они просты по своей структуре и доступны любому присутствующему.

Майдан длится с 10 – 11 утра до 2 – 3 часов пополудни

Поэтому даже на сельский «Сабантуй» выезжают магазины, столовые и буфеты со своим товаром.

Идет бойкая распродажа сладостей, печеных изделий, соков, воды, чая. Многочисленных гостей угощают такими блюдами, как чак-чак, вак-бәлеш, перемеяч, өчмочмак.

Если «Сабантуй» проводится на расстоянии от села, то нередко здесь, на лужайке, устраиваются семейные чаепития за самоваром, который берут с собой.

sabantuj chak chak

*Кроме того, в сельской местности это считается и временем приема гостей, встречи родственников и близких друзей, так как сейчас празднуют «Сабантуй» летом, после завершения весенних полевых работ. Поэтому после окончания соревнований на майдане народ расходится по домам.

«Кичке Сабантуй» (вечерний Сабантуй)

Под вечер снова все собирается на вечерние игрища – кичке уен. Их проводят на краю села, на лугах, иногда на месте дневного майдана. В последнее время, нередко, – в клубе.

Вечерние игрища характерны для сельской местности. Именно вечером здесь проводят состязания певцов, танцоров, чтецов, особенно если насыщенной была дневная программа.

Сразу же после завершения «Сабантуя», если позволяли погодные условия, начинался сев. Таким образом, в традиционном быту «Сабантуй» являлся праздником, дающим заряд бодрости перед ответственным этапом в сельскохозяйственном труде. И только в некоторых местах скачки, борьба и т.д. устраивались после сева, в качестве завершения этого этапа работы.

День сегодняшний

С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды потеряли смысл, но многие из них продолжают бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с «Сабантуем».

В XIX веке «Сабантуй» был просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных и трудоемких сельскохозяйственных работ.

В настоящее же время «Сабантуй» приобрел в Татарстане статус государственного праздника. Сегодня едиными стали сроки его проведения. Раньше сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля).

Теперь же – в честь их окончания (в июне, перед началом косовицы, когда для жителей села наступает небольшая передышка в напряженном летнем сезоне).

В целом для Татарстана характерно поэтапное его проведение: сначала «Сабантуй» празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, а на следующей неделе проводится районный «Сабантуй». Или в субботу – по деревням, а в воскресенье – в райцентре. Завершающим является «Сабантуй» в крупных городах и столице Татарстана – Казани.

Этот праздник является международным национальным татарским и башкирским праздником, который стал государственным в Татарстане и Башкортостане. Начиная с 2001 года в различных городах России стал проводиться Федеральный Сабантуй. А в 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй в селе Алькино Самарской области. И в этом же 2010 году Федеральный Сабантуй прошел в Удмуртии.

Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

Сабантуй за пределами России

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Он стал официальным городским праздником во многих странах – местах компактного проживания татарского и башкирского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США).

Совершенно иным образом «Сабантуй» идентифицируется в татарских диаспорах. Для них праздник — важный маркер идентификации себя как татар и способ заявить о себе новым соседям. В среде этнографов ходит шутка: «Если где-то встретились три татарина, они обязательно организуют Сабантуй».

Для диаспор участие Казани в организации Сабантуя — важный символический жест: Казань воспринимается как центр всех татар, поэтому помощь татарстанской столицы как бы легитимирует их праздник.

В современном мире Сабантуй – живая традиция, несущая в себе Дух татарского народа. В 2003 году генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, «являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа», в число претендентов на включение в «Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО».

Источник

Сабантуй

1145691233

Развернутое описание ОНКН

В современных условиях праздник Сабантуй является общенациональным праздником татар, проживающих во всех регионах Российской Федерации, странах Европы, Средней Азии, Америки и Австралии. Благодаря этому празднику татары всего мира постигают многовековое духовное наследие своего народа, что, несомненно, способствует развитию единой народной культуры, передаваемой из поколения в поколение, способствует сохранению культурной идентичности.

Вопрос раскрытия генетических корней Сабантуя представляется весьма сложным, существует несколько гипотез о происхождении данного праздника. Некоторые ученые считают, что Сабантуй был привнесен в быт татар из Китая или Монголии (О. Ковалевский, Н. Катанов, Н. Семенов,) [40, с. 82], также превалирует мнение о его зарождении на территории Волжской Булгарии (Н. Загоскин, Г. Ахмеров, Ф. Валеев, А. Халиков, Я. Ханбиков, Я. Абдуллин) [40, с. 82], и существует гипотеза, что праздник Сабантуй связан с тенгрианскими верованиями, которые отражаются в ярких отголосках кочевнико-скотоводческого образа жизни наших предков (Д. Шарифуллин, Г. Давлетшин, М. Бакиров) [40, с. 82, Давлетшин, с. 4-5, Бакиров, с. 56-57]. Наряду с этими общеизвестными версиями о происхождении Сабантуя в некоторых источниках высказывается мысль о том, что проведение данного праздника берет начало от пророка Авраама (Ибраһим пәйгамбәр) [Яхин, с. 160, 164]. Согласно данной гипотезе, традиционные игры, как борьба, конные скачки, стрельба из лука, проводимые в рамках современного Сабантуя, составляли также основу мероприятий «Сабыйан туе» и «сач туйлары» организовываемых предками татар в честь рождения мальчика или же первой стрижки волос новорожденного. [https://www.youtube.com/watch?v=O99LFn4iTZ0].

Краткий обзор научных трудов отечественных ученых, а также выявление аналогичных обрядов и обычаев у многих тюркских народов позволяет считать третью версию наиболее достоверной и отнести Сабантуй к разряду древнетенгрианских праздников [Шарафутдинов, с. 95].

Сабантуй – праздник весенне-летнего цикла. Праздники, связанные с приходом весны, культом плодородия и земледелия были присущи многим народам Европы и Азии на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Они связаны с тенгрианской идеологией – обрядами жертвоприношения в честь верховного божества, небесного духа-хозяина Тенгре («Неба и солнца»).

Эти праздники являются символическим отражением традиционного народного мировоззрения, порожденного многовековым культом воспроизводства жизни человека и общества посредством сельскохозяйственной деятельности, которая неотделима от природы – единственного источника жизни.

Календарные праздники приурочены к пограничным периодам, сменам времен года, когда по народному мировоззрению природа, олицетворявшаяся тюрками-солнцепоклонниками именем бога неба и солнца – Тенгре, может особенно щедро поделиться своим плодородным потенциалом с людьми.

Сабантуй у татар является синтезом кочевой и оседлой культур, прошедшим сложный и длительный путь развития. Он генетически связан с земледельческими праздниками тюркских и финно-угорских народов. Здесь уместно отметить, что практически у всех народов Поволжья, проживающих по соседству с татарами, существуют аналогичные Сабантую праздники: «Гырон быдтон» у удмуртов, «Акатуй» у чуваш, «Агавайрем» у марийцев. Все эти праздники являются древними земледельческими праздниками, посвящёнными божествам плодородия, земли и силам природы [Владыкина, 150; Чувашская мифология, с. 85; http://mariez.ru/tradicii-i-obryady/agavayrem].

Ранних письменных источников, по которым можно было бы судить о времени возникновения праздника, практически не сохранилось. Некоторые сведения о можно встретить в древнекитайских и древнетюркских источниках. Так, например в древнекитайской летописи VI веке «Вэйшу» сообщается о том, что тюркские народы (древние хунну), исповедовавшие тенгрианство, при исполнении обряда весеннего жертвоприношения включали в культовые действия борьбу, битвы на мечах, конные скачки, игры и пляски. В литературном памятнике XI в. «Кутадгу билиг» («Наука быть счастливым») поэта Юсуфа Баласагуни повествуется об одном из основных элементах праздника, как борьба на поясах.

Одним из первых письменных упоминаний праздника у булгар – предков современных татар – является эпиграфический памятник, найденный в с. Иске Салман Алькеевского района Республики Татарстан, датируемый июнем 1292 годом [Хакимзянов, с. 38-39]. В XIII в. булгарский ученый Лачин Хисами написал трактат «Подарок бойцам, соревнующимся на майдане» [http://tatar-congress.org/ru/yanalyklar/iz-dalnih-stranstviy-vozvratyas-vstrechi-sootechestvennikov-tatar-v-kazani/].

Развернутое описание праздника, прошедшего летом 1505 г. в окрестностях Казани и совпадающего в своих основных чертах с Сабантуем, приводится в известном литературно-публицистическом произведении XVI в. «История о Казанском царстве, или Казанский летописец», написанном русским автором, долгое время жившем в Казанском ханстве [История о Казанском царстве (Казанский летописец) ПСРЛ, Т. XIX/ 546 с.].

После присоединения Казанского ханства к Российскому государству Сабантуй сохранил свои традиции и продолжал развиваться как истинно татарский народный праздник.

В XIX веке по мере усиления урбанизации и смешения в городах представителей разных этнических групп татар Сабантуй принимает характер общенационального праздника и отмечается не только на селе крестьянами-земледельцами, но и в татарских слободах городских центров, где проживали татары – предприниматели, мещане, рабочие и служащие. Именно в этот период оформляются основные элементы праздника, характерные для всех этнических групп татар – обряды, связанные с подготовкой к празднику, конные и другие состязания, а также игры и развлечения.

Советский период истории характеризуется активным воздействием государства на весь комплекс праздничной культуры татар, в том числе и на Сабантуй, попытками подчинения его определенным идеологическим установкам. Организация праздничных мероприятий, разработка их программы начинают жестко регламентироваться. Их проведение становится обязанностью партийных органов и органов государственной власти.

Несмотря на стремление к унификации, превращению Сабантуя в спортивное и идеолого-пропагандистское событие, праздник сохранил неповторимый народный дух, являясь одним из сильных факторов этносоциальной консолидации татар и выражением их идентичности.

Вместе с тем праздник Сабантуй претерпел сильные изменения: трансформировался исконный смысл праздника, были утрачены многие обряды, являвшиеся составной частью празднования, вытеснены традиционные образцы музыкального, танцевального творчества, а также утеряны традиции народных промыслов и элементов декоративно-прикладного мастерства.

В годы демократических преобразований в России (начало 90-х гг. ХХ в.) татарская общественность подняла вопрос о необходимости возрождения праздника Сабантуй в его первоначальном исконном виде. Поскольку именно Сабантуй дает возможность в условиях унификации и глобализации приобщиться к живой народной традиции.

На сегодняшний день праздник «Сабантуй» представляет собой сплав древнетюркской, татарской и современной общероссийской культуры, в котором объединились элементы языческих обрядов и монотеистической веры, кочевнической и оседлой традиции тюркских и ряда других этнических общностей, выработанных в ходе длительного исторического развития.

В праздновании Сабантуя участвует все население того или иного татарского поселения независимо от возраста, социальной и конфессиональной принадлежности. Это торжество содержит в себе различные формы обрядов, бережно хранимых на протяжении столетий в устной традиции и исторической памяти, в особенностях народного фольклора – поговорках и пословицах, музыке и песнях, символике праздника. К сожалению, многие традиционные выражения народного творчества, специфические особенности проведения Сабантуя у отдельных этнических групп, сейчас оказались утраченными или унифицированными.

Сабантуй не имеет не только точной календарной даты, но и определенного (установленного) дня недели. Все зависит от погодных условий, интенсивности таяния снега и, соответственно, от степени готовности почвы к севу яровых культур [34, с.42]. Века отшлифовали форму проведения праздника. Сабантуй как народный праздник состоит из трех частей: длительной подготовительной части, кульминации праздника, проходящей в течение одного дня, и менее продолжительной заключительной части.

Источник

Когда и сколько празднуется Сабантуй в 2021 году 🐏 Традиции и обычаи

Этот древнейший национальный праздник татар и башкир не только дожил до наших дней, но и до сих празднуется с размахом. За это время он не только сохранил традиции и обычаи, но и остается одним из значимых для всего мира.

В разговорной речи под словом сабантуй понимается шумное веселье или застолье. Но откуда пришло к нам это слово и что оно все-таки сейчас означает подробно читайте в статье.

История праздника

Бытует мнение, что Сабантуй это исключительно татарский праздник, вместе с тем, другие народы, такие как башкиры, удмурты, чуваши, также причастны к народным гуляньям в честь этого праздника. Традиция празднования Сабантуя появилась в глубокой древности.

Изначально концепция данного праздника была направлена умилостивить духов плодородия в целях получения обильного урожая. Проводили обряды в конце апреля, до начала посевной кампании. Организацией празднования занимались старейшины, они же назначали дату проведения и определяли программу праздничных мероприятий. К праздничным обрядам относились:

    приготовление детям вороньей каши (дети ходили по домам и собирали ингредиенты для каши, а женщины готовили им из этих продуктов угощение); предварительная подготовка лошадей (выбирали лучших и проводили пробные скачки); сбор крашеных яиц; обряд сбора подарков к Сабантую; конкурсы на силу, ловкость, удаль (конкурсы были не только проверить способности участников, но и повеселить народ, поэтому устраивались также шутливые состязания. Традиционно считалось, что на этом празднике не место грусти, поэтому награда ожидала даже проигравших в соревнованиях); молодежные гуляния (в этот день было разрешены совместные разнополые игрища. Молодые люди пели, танцевали, водили хороводы, знакомились).

Считалось, что духи будут благоволить будущему урожаю, поэтому по окончании праздника начинали посевные работы. Сейчас религиозная составляющая ослабла и Сабантуй стал народным гуляньем уже по поводу окончания работ — в период, когда можно отдохнуть и набраться сил перед сбором урожая.

Значение слова Сабантуй

В тюркских языках слово Сабантуй употребляется в значении торжество или свадьба плуга. Имеет составной характер — сабан, означает «плуг», а туй – «праздник, свадьба».

Сбор крашенных яиц

Дети ходили по домам, собирая в сшитые их матерями мешочки крашеные луковой шелухой яйца. Помимо яиц детей угощали конфетами, испеченными мелкими булочками или орешками из теста. После этого, в тот же день начинался сбор яиц юношами, которые объезжали дома на конях. Добытые яйца потом продавались и на полученные деньги устраивали совместную трапезу.

Обряд сбора подарков к Сабантую

Деревню объезжали молодые люди, либо старики с шестом. Подарки крепились к узде. Самой ценной наградой было вышитое красными узорами полотенце. Вышивали полотенца молодые девушки, которые вышли замуж после последнего сабантуя. Выбиралось самое красивое полотенце, которое становилось главным призом. Собранные подарки передавались на хранение старейшинам.

Когда празднуют Сабантуй в наши дни. Какие бывают Сабантуи.

Праздник Сабантуй уже стал неким брендом, так называемым драгоценным наследием, которое татарский народ бережно хранит. Численность проживающих в настоящий момент в России татар более 5 миллионов, в мире — около 10 миллионов.

Сабантуй поражает своим масштабом, самые грандиозные празднования проводятся, без сомнения, в Республике Татарстан. Однако, также данный праздник отмечает и большинство регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, проводится Всеевропейский Сабантуй, Федеральный Сабантуй, Всероссийский сельский Сабантуй, Московский Сабантуй, Петербургский Сабантуй.

Национальный Сабантуй в Татарстане

Сабантуй все также, как и раньше, является долгожданным праздником, объединяющим красивые обычаи и традиции, заряжающим всеобщим весельем и радостью. В Республике Татарстан Сабантуй является государственным праздником. Сроки и местах проведения определяются нормативными правовыми актами. Назначаются ответственные за подготовку комитеты, тщательно готовится оформление и сценарии проведения.

Празднование проводится в несколькими блоками: сначала, в первые выходные после весенних посевных работ, отмечают поселения, потом, через неделю, подключаются города и финал мероприятий приходится на столицу Татарстана. В 2021 году праздник планируется провести:

    11-13 июня – в сельских населенных пунктах и районных центрах Татарстана; 19 июня – в городе Набережные Челны; 26 июня — в Казани.

Но официального документа об утверждении дат проведения Сабантуя до настоящего времени пока нет.

Всеевропейский Сабантуй

В настоящее время Сабантуй стал интернациональным, его отмечают в разных уголках всего мира (Рига, Берлин, Великобритания, Париж, Таллин, София).

Сабантуй в других странах объединяет представителей татарской диаспоры, ценителей национальной культуры, а также всех, заинтересовавшихся весельем и необычным праздником, пропитанным духом татарского народа.

Детский Сабантуй

Интересно, что отдельно для детей в школах и детских садах проводят Детский Сабантуй. Праздник приурочен к Международному Дню защиты детей и отмечается летом в школьные каникулы.

Федеральный Сабантуй

Также с 2001 года Сабантуй начали отмечать на федеральном уровне (Федеральный Сабантуй), для этого ежегодно определяется новый субъект Российской Федерации в котором проводятся празднования. Концепция праздника направлена на укрепление духовной общности и единства многонационального народа нашей страны.

В 2021 году для Федерального Сабантуя назначен город Нижневартовск (Югра), дата обозначена – 19 июня. Республика Татарстан непосредственно участвует в подготовке мероприятий в рамках Федерального Сабантуя.

Празднование Федерального Сабантуя приурочат к 45-му фестиваля искусств, труда и спорта «Самотлорские ночи». Основное празднование будет реализовано на набережной Нижневартовска. Там будет организованы выставки, ярмарки, сцены для концертов, разнообразные площадки. Открытие, закрытие и состязания проведут на центральном стадионе.

Всероссийский сельский Сабантуй

Начало Всероссийского сельского Сабантуя было положено в 2010 году. Данный праздник учредили Министерство культуры Республики Татарстан, исполком Всемирного конгресса татар и Ассоциация татарских сел России.

В честь 100-летия ТАССР было запланировано проведение Всероссийского сельского Сабантуя в июле 2020 года в Муслюмовском районе Татарстана. А в 2021 имела место договоренность о его проведении в Мордовии.

Как празднуют Сабантуй

В древности проводимые мероприятия были направлены на задабривание духов земледелия и плодородия, и включали в себя даже жертвоприношения, сейчас от жертвоприношений несколько отошли, но остались не менее захватывающие обряды.

В обязательной программе спортивные состязания, танцы, национальные игры, концерты фольклорных песенных ансамблей, которые проходят на большом поле (майдане). Принято, что майдан — круглая площадка. Такая форма символизировала солнце, это могли быть поляна, ровное поле, луг.

Достояние истории

В 2001 году Сабантуй, как бесценное достояние истории, был выдвинут для включения в «Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО». Данная инициатива была поддержана генеральным директором ЮНЕСКО в 2003 году.

Традиция по сбору подарков, которая начиналась заблаговременно, сохранилась в селениях и по сей день. По народному обычаю, по улицам веселясь проходит молодежь и собирают презенты (платки, полотенца, куски ситца, рубашки) для Сабантуя. За ними следуют лошади, к сбруе которых прикрепляют собранные подарки.

Вкопка шеста с подарками является знаком начала праздника. К определенному времени майдан наполняется нарядными людьми, украшенными лошадьми, и начинается празднество. Выступают фольклорные ансамбли, представляют свои работы мастера культуры и искусств, работают аттракционы, выставляются и продаются произведения декоративно-прикладного творчества, проводятся скачки и различные состязания, звучат поздравления.

Какие проводятся состязания в Сабантуй?

Организуемые конкурсы и игры, в первую очередь, обладают спортивным характером и должны продемонстрировать силу, ловкость и удаль участников.

Скачки

Начинают соревнования скачками. Скачки являются неотъемлимым атрибутом Сабантуя. На отдельном ипподроме (либо в крайнем случае там же на майдане) проводятся конные скачки. Выделяют гладкие скачки (нужно максимально быстро проехать дистанцию 2-4 км по прямой), рысью под седлом (соревнуются как по прямой, так и по кругу на расстояние 1,6 км, джигитовка (расстояние 300 метров по прямой, которое необходимо преодолеть поочередно, поднимая с земли платки. Победителем признается наездник, поднявший наибольшее количество платков за самое короткое время). Полученными призами украшаются лошади.

Корэш

Основная забава — корэш, мужская борьба на поясах.

Борьба строго регламентирована: противные стороны обхватывают друг друга поясами и необходимо поднять оппонента на кушаке и затем уложить его на лопатки. Участвуют как дети, так и взрослые. Победитель остается только один, который получает статус главного батыра и становится обладателем главного приза — ранее это был живой барашек, сейчас же могут быть и иные призы, например бытовая техника, а то и автомобиль. Ранее врученного живого барана главный батыр должен был унести на вытянутых руках.

Поднятие камней

Устраиваются соревнования по поднятию камней (либо гирь), цель – поднятие и удерживание 25-30 килограммового камня на поднятой вверх ладони правой руки.

Иные забавы

Также радуют народ забавными конкурсами: прыжки, как в высоту, так и в длину, бег с сырым яйцом в ложке, которая находится во рту, бег с коромыслом и ведрами (традиционно участвуют девушки), полными воды, парный забег со связанными ногами, бой мешками с соломой, прыжки в мешках, перетягивание каната, залезание на гладкий высокий столб за призом, борьба на руках, кулачный бой, перетягивание каната, стрельба из лука, бой мешками с соломой, верхом на вращающемся бревне, поиск монеты с завязанными глазами без рук в миске с катыком (аналог кефира, но обладающий большей густотой по консистенции).

Источник

«Шикарно будет»: Сабантуй в Татарстане пройдет вживую, но в масках

Десятки тысяч масок, сотни волонтеров, разбивка на несколько майданов и замер температуры на входах — таковы новые реалии проведения Сабантуя в Татарстане, который в этом году планируется провести очно, а не виртуально. Форматы и программы праздников плуга еще дорабатываются, но, по заверениям властей на местах, пренебрегать санитарными требованиями не намерены. О том, каких звезд ждать в районах, где обещают «шикарную» концертную площадку и новые арт-объекты и не приведут ли массовые гулянья к подъему коронавирусной заболеваемости, — в материале «БИЗНЕС Online».

bophotos 105461 2Накануне президент РТ Рустам Минниханов подписал указ о проведении Сабантуя. В районах — 12–13 июня, в Набережных Челнах — 19 июня, а в Казани — 26 июня Фото: «БИЗНЕС Online»

Сабантую в Татарстане быть

Татарстан постепенно вспоминает, каково это — гулять на праздниках офлайн. После успешно проведенного парада Победы, который, несмотря на многолюдность, не отразился на уровне заболеваемости коронавирусом, власти дали добро и на другие массовые мероприятия. Так, накануне президент РТ Рустам Минниханов подписал указ о проведении Сабантуя. Документ регламентирует даты гуляний (в районах — 12–13 июня, в Набережных Челнах — 19 июня, а в Казани — 26 июня) и призывает местные власти принять активное участие в подготовке и проведении праздника плуга.

«Кабинету министров РТ совместно с органами местного самоуправления обеспечить организацию проведения праздничных мероприятий в указанные сроки с соблюдением ограничительных мер, установленных на территории РТ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекцией», — оговаривается в тексте указа.

В республике еще с 19 марта прошлого года действует ограничительное «антиковидное» постановление кабмина РТ №208. Последняя редакция сохраняет масочный режим и социальную дистанцию в 1,5 м в общественных местах, исключает проведение зрелищно-развлекательных мероприятий и оказание услуг общепита (за исключением обслуживания навынос, доставки заказов, оказания услуг общепита на территориях аэропортов, вокзалов) с 23:00 до 6:00.

Как сообщила «БИЗНЕС Online» официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова, порядок проведения Сабантуя в каждом районе будет установлен совместно с Роспотребнадзором. А в самом ведомстве на просьбу корреспондента нашей газеты раскрыть подробности обеспечения эпидемиологической безопасности в условиях массовых гуляний ответили лишь, что готовят большую пресс-конференцию на эту тему.

abel 1180 resize

Даже если ограничения окажутся строгими, очный Сабантуй, как стало понятно после прошлого года, — уже успех. Напомним, в прошлом июне Минниханов разрешил праздники только на селе, только в тех населенных пунктах, которые сами на это пойдут (желающих нашлось немного), и только «по согласованию с Роспотребнадзором», полностью отменив гулянья в крупных городах Татарстана. В итоге главные празднества ушли в онлайн, и Казань с Москвой сошлись в битве виртуальных Сабантуев, причем пальма первенства осталась не за республикой: столица объективно имела больше времени на подготовку и даже организовала главную официальную площадку, куда позвали журналистов. Впрочем, и в интернет-версии праздник получился зрелищным: хедлайнером стала оперная дива Альбина Шагимуратова, муфтий РТ Камиль Самигуллин в эфире демонстрировал владение татарской саблей, а певица Алсу с дочерьми Сафиной и Микелой записала видео со своей кухни, где они приготовили целый татарский обед из трех блюд.

Чем удивит Сабантуй этого года — пока до конца не понятно. Все же до праздника еще целый месяц, за который многое может поменяться. Так, Казань, например, которая будет закрывать волну Сабантуев, определилась только с местами проведения. Праздник будет организован сразу на четырех площадках: в березовых рощах жилых массивов Мирный и Дербышки, в лесопарковой зоне озера Лебяжье и на международном конно-спортивном комплексе «Казань». Программа, как пояснили «БИЗНЕС Online», еще в разработке. В пресс-службах Набережных Челнов и Нижнекамска на запрос корреспондента нашего издания на момент публикации не ответили.

bophotos 69043 2Чем удивит Сабантуй этого года — пока до конца не понятно. Все же до праздника еще целый месяц, за который многое может поменяться Фото: «БИЗНЕС Online»

Зеленодольск ждет Гузель Уразову, а Альметьевск готовит несколько майданов

В других городах и районах к Сабантую готовятся по-разному. Глава Альметьевского района Тимур Нагуманов рассказал, что рассматривается несколько сценариев проведения этого праздника, окончательная информация появится только на днях. Но, по его словам, на первом месте — безопасность, связанная с риском распространения коронавирусной инфекции. «Поэтому мы пока еще определяемся с окончательным форматом — как это будет происходить. Совсем недавно провели праздник 9 Мая, соблюдая антиковидные ограничения, максимально постарались не собирать толпу в одном месте. Не было трибун, не создавали причину концентрации людей в одной точке и растянули разнообразные активности для разных возрастов по всей центральной части города. Эта практика достаточно хорошо себя показала. Жителей и гостей города было много, но люди не находились в тесном контакте, как, например, на трибунах, где все сидят рядом. Мы закупили 50 тысяч масок, организовали работу более 100 волонтеров, которые эти маски раздавали и предлагали людям пользоваться санитайзерами», — вспомнил Нагуманов.

Он заверил, что аналогичные мероприятия будут повторены и на Сабантуе. «Мы активно прорабатываем формат с растягиванием площадки и активностей, с децентрализацией. Майдан будет не один, станем делать несколько майданов в разных точках. Такой вариант проведения придуман как раз для того, чтобы не создавать большого скопления людей в одном месте. Чтобы людям не пришлось жаться друг к другу ради желания увидеть интересное зрелище, а чтобы зрелища разного формата были доступны для всех желающих и на безопасном расстоянии. Однозначно станем приобретать санитарно-защитные средства в достаточном количестве, привлекать волонтеров для раздачи этих санитарных средств, масок. Антисептики будут на каждом шагу. Обязательно строгий контроль за тем, чтобы все, кто участвует в организации, проведении этого праздника, особенно задействованные в общепите, использовали средства индивидуальной защиты и имели обязательный контроль температуры на входе и ее мониторинг в течение дня», — рассказал глава, уточнив, что все мероприятия тщательно прорабатываются вместе с Роспотребнадзором.

В Зеленодольском районе к Сабантую начали готовиться еще зимой. Праздник традиционно проведут в Березовой роще, но в этом году место изменится до неузнаваемости, заявил руководитель пресс-службы администрации муниципалитета Расим Хазиев. «Обновление этой территории началось еще в прошлом году, а сейчас продолжается. К Сабантую площадка будет готова. Там оборудованы спортивные и детские зоны, появятся арт-объекты, скамейки для отдыха. Все сделано по тем стандартам, которые сейчас есть для общественных пространств», — указал Хазиев.

По его словам, к празднику готовят и большую концертную площадку: «Шикарно будет». Власти района ожидают, что хедлайнером концерта станет народная артистка РТ Гузель Уразова. Что касается «ковидных» мер, то рассадка зрителей будет организована с учетом социальной дистанции. Гостей праздника попросят использовать маски даже на улице.

Сразу после Сабантуя в Зеленодольске район организует татарский народный праздник и в Ростове-на-Дону. Там тоже полным ходом идет подготовка, часть артистов и специалистов направятся туда уже за несколько дней до мероприятия.

bophotos 131213 2Если же все-таки в Москве не разрешат массовые мероприятия, то, как утверждает Фарисов, онлайн-Сабантуй «будет при любой погоде». Тем более формат уже отработали в прошлом году Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ждем отмашки, команды. Все зависит от Собянина»

В Москве традиционный Сабантуй в парке «Коломенское» собирались провести 3 июля. Однако, как оказалось, праздник пока под вопросом. «Ждем решение мэра Сергея Собянина в целом по мероприятиям в Москве. Я думаю, завтра или послезавтра будет решение. Пока ничего не отменяется, готовимся», — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» полпред РТ в РФ Равиль Ахметшин.

В свою очередь, руководитель оргкомитета Сабантуя — глава региональной татарской национально-культурной автономии Москвы Фарит Фарисов — подтвердил, что все сейчас зависит от столичного градоначальника. Однако, по его словам, подготовку к Сабантую все равно ведут: уже несколько раз провели заседания оргкомитета. «Ждем отмашки, команды. Все зависит от Собянина», — отметил Фарисов. Он также добавил, что «буквально в понедельник» получил подтверждение от Татарстана в том, что республика готова принять участие, а также финансово вложиться. «Подтверждены площадки, которые они должны сделать, и все остальные темы», — заявил Фарисов. Отметим, что традиционно на Сабантуе в «Коломенском» татарскую деревню организуют Набережные Челны. Как всегда, генеральным спонсором будет «Татнефть», которая в этом году, как отметил Фарисов, просит строгую отчетность о расходовании средств. «В этом году жесткие условия по контролю. Сначала мы должны все предъявить, и только по этим статьям будет финансирование», — добавил он. Башкортостан тоже заявил о готовности участвовать в организации Сабантуя. «Башкиры сказали: „Если Татарстан готов, то и мы тоже“», — рассказал глава РТНКА.

По словам Фарисова, концертная программа сформирована уже на 50%. «Элвин Грей запланирован, ждем. Также несколько татарстанских звезд будет. Алсу, некоторые оперные певцы подтвердили, если будут в Москве», — отметил глава оргкомитета. В то же время он отметил, что остается очень мало времени для подготовки. Если же все-таки в Москве не разрешат массовые мероприятия, то, как утверждает Фарисов, онлайн-Сабантуй «будет при любой погоде». Тем более формат уже отработали в прошлом году.

bophotos 105501 2На федеральном уровне Сабантуй в этом году тоже ожидается очный — он пройдет 18 и 19 июня в рамках юбилейного 45-го фестиваля искусств, труда и спорта «Самотлорские ночи» Фото: «БИЗНЕС Online»

Федеральный Сабантуй: из Нижнекамска — в Нижневартовск

На федеральном уровне Сабантуй в этом году тоже ожидается очный — он пройдет 18 и 19 июня в рамках юбилейного 45-го фестиваля искусств, труда и спорта «Самотлорские ночи».

«Центральной площадкой проведения федерального Сабантуя станет набережная. Это удобное, комфортное место, позволяющее проводить мероприятия без ограничений по времени в условиях максимальной безопасности, — цитирует официальный сайт города выступление главы Нижневартовска Василия Тихонова на заседании оргкомитета. — На набережной будут созданы разнообразные зоны: сибирское подворье, хантыйское стойбище, татарская деревня, наша традиционная выставка-ярмарка „Город мастеров“. Будут развернуты сцены для выступления творческих коллективов Нижневартовска и Республики Татарстан». По словам председателя ВКТ Василя Шайхразиева, в первый день Сабантуя на сцене дворца искусств состоится концерт мастеров искусств РТ, выставка народных промыслов и прием от имени президента республики.

Для организации всего этого Татарстан десантирует на праздник сразу 353 человек: соответствующий тендер на организацию перевозки железнодорожным транспортом исполком Нижнекамского района опубликовал накануне на сайте госзакупок. Начальная сумма контракта — 14,7 млн рублей. Поездом специального назначения по маршруту Казань – Нижнекамск – Нижневартовск – Нижнекамск – Казань татарстанцы отправятся уже 15 июня, для всех предусмотрено трехразовое питание.

bophotos 49498 2Истосковавшимся по массовым гуляньям необязательно ждать Сабантуя. Уже в эту субботу, 22 мая, в селе Русское Никольское Лаишевского района РТ пройдет традиционный фольклорный праздник Каравон Фото: «БИЗНЕС Online»

«Людей много бывает, дистанцию соблюдать сложно»

Истосковавшимся по массовым гуляньям необязательно ждать Сабантуя. Уже в эту субботу, 22 мая, в селе Русское Никольское Лаишевского района РТ пройдет традиционный фольклорный праздник Каравон — одновременно в онлайн- и офлайн-формате. Причем «вживую» на площадках Каравона планируется выступление около 100 коллективов, а в качестве специального гостя ждут Тину Кузнецову с проектом Zventa Sventana. Кроме того, как рассказала Айгуль Амирова, пресс-секретарь главы Лаишевского района, на празднике будет «Солнечный круг», будут те же песни, которые передаются из поколения в поколение с XVII века. Планируется участие президента Татарстана.

По словам Амировой, при входе и на Каравон, и на Сабантуй у гостей будут осуществлять замер температуры. «Мероприятия эти пройдут на открытом воздухе, но тем не менее мы будем рекомендовать гостям надевать маски», — пояснила она.

В других районах в опасность инфицирования на улице верят меньше. Так, Сергей Димитриев, глава Кукморского района РТ, считает, что опасности заражения коронавирусом на таких гуляньях нет. «Это же не в закрытых помещениях происходит. Хоть это и массовое скопление людей, но они на улице. Я думаю, ничего такого не будет, — сказал он корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Сабантуй — праздник плуга, и там, как обычно, будут игры и развлечения. Все, как положено».

С ним заочно соглашается и глава Чистопольского района Дмитрий Иванов. «Сабантуй — массовое мероприятие, людей много бывает, дистанцию там соблюдать сложно. Но все будет проходить на открытом воздухе и вероятность заражения, думаю, небольшая. Но риск есть, не без этого. Тем не менее нам дадут рекомендации, какие антиковидные меры предпринять. На 9 Мая мы проводили праздник, тоже было много народа, но, слава богу, всплеска заболевания не было. Все прошло нормально», — констатирует он. В этом районе Сабантуй состоится на одной площадке — на ипподроме. По словам Иванова, там будут национальные игры, конные скачки, национальные виды спорта, в том числе борьба корэш.

Источник

Adblock
detector