Меню

праздник питрау у кряшен проводится в честь

Питрау

Фестиваль кряшенской культуры

Самый почитаемый праздник татар-кряшен, традиционно отмечался в день памяти апостолов Петра и Павла по завершении петровского поста. Петров день у татар-кряшен считался календарной границей года, после которой в природе начинались изменения, указывающие на приближение осени.

В кряшенских деревнях до настоящего времени сохранился обычай приносить в этот день в жертву барана.

У истоков возрождения праздника Питрау в Татарстане стояли председатель правления Общественной организации кряшен Республики Татарстан И.Егоров и глава Мамадышского муниципального района А.Иванов.

Впервые возрождённый Питрау был проведен 12 июля 1999 г. на поляне Тырлау вблизи деревни Зюри Мамадышского района (в 2018 г. – в 19-й раз там же).

С 2008 г., наряду с национальными праздниками Балтай, Гырон быдтон, Каравон, Семык и Уяв, Питрау проводится как Республиканский фестиваль кряшенской культуры под эгидой Ассамблеи народов Татарстана.

В простонародье Питрау называют «Ночной сабантуй», «Праздник любви». Питрау похож на Сабантуй (проводятся конные скачки, состязания по национальной борьбе, метанию гири, перетягиванию каната, лазанию на шест и другие народные игры на ловкость и силу) и на татарский праздник Джиен (происходит своеобразное сватовство, у татар-кряшен есть поговорка: «В Питрау невест выбирают, в Покров свадьбы справляют»).

Во время праздника устраиваются торгово-развлекательные подворья муниципальных районов Республики Татарстан и регионов РФ – мест компактного проживания татар-кряшен, проводятся традиционные спортивные соревнования и народные игры (перенос гири зубами, колка дров (семейные команды), прохождение по канату через речку и др.), конкурсы («Кряшен чибәре», «Красавица Питрау» и др.), концерты татаро-кряшенских фольклорных коллективов и звезд эстрады, открытие площадки знакомств, совершаются традиционные обряды и обычаи: подношение угощения земле-кормилице, встреча первых лучей солнца, ритуальные хороводы у ночного костра.

Во время празднования Питрау устраивается продажа национальных кулинарных и промысловых изделий татар (в том числе татар-кряшен) и других народов РТ.

Источник

Питрау-2018: какая связь между словами «ночь» и «любовь» и как выйти в астрал, не покидая Татарстан

Чем в этом году удивят кряшены на своем народном празднике

14 июля в селе Зюри Мамадышского района Татарстана будут отмечать Питрау — национальный праздник кряшен. Кряшены — народ малочисленный, всего 30 тысяч человек в республике, по данным последней переписи, но гуляют на Питрау с таким размахом, что позавидует казанский Сабантуй. Питрау венчает череду летних праздников народов Поволжья, но имеет свою изюминку — все самое интересное происходит после заката, а второе название Питрау — «Праздник любви». Подробности в материале «Реального времени».

Петр, Павел и любовь

Лето в Татарстане — прекрасная возможность познакомиться с культурой и обычаями народов, населяющих Поволжье. Начинается все с русского Каравона, потом — татарский Сабантуй, удмуртский Гырон быдтон, мордовский Балтай, марийский Семык, чувашский Уяв, и завершает на экваторе лета череду национальных праздников Питрау.

Питрау (6+) — это народный праздник кряшен. Согласно переписи населения 2010 года, кряшен в Татарстане около 30 тысяч человек, но проводится Питрау с таким размахом, что позавидует казанский Сабантуй. Посмотреть на это действо ежегодно приезжают 60 тысяч человек, не только из Татарстана, но и из соседних регионов.

96067135b8743ad1

Проводят Питрау в середине июля. Приурочен праздник ко Дню святых апостолов Петра и Павла, или, как его еще называют, Петрову дню. Фото mamadysh-rt.ru

Проводят Питрау в середине июля. Приурочен праздник ко Дню святых апостолов Петра и Павла, или, как его еще называют, Петрову дню (отсюда и название «Питрау»), который православные отмечают 12 июля. Если Питрау выпадает на рабочий день, то его переносят на ближайшую к празднику субботу, ибо гуляют здесь так, что нужен еще как минимум день, чтобы успеть отойти к началу трудовой недели. В отличие от Каравона или Сабантуя, где веселиться начинают с утра, основные торжества на Питрау начинаются во второй половине дня, а заканчиваются глубоко за полночь. Именно поэтому Питрау называют также «ночным Сабантуем» и… «Праздником любви».

Шалаш знакомств и исполнения желаний

При чем здесь любовь? Для тех, у кого разыгралась фантазия и начались поиски ассоциативной связи между словами «ночь» и «любовь», объясним (а может быть, даже кого-то разочаруем), что того, о чем вы сейчас подумали, на Питрау нет.

Издавна в Петров день кряшены искали себе пару, есть даже такая поговорка: «На Питрау день невест выбирают, в Покров (14 октября, — прим. ред.) свадьбы справляют». Показать «товар лицом» можно тут же — молоденькие кряшенки участвуют в конкурсе красоты «Кряшен чибэре — 2018», парни соревнуются в состязаниях, как на Сабантуе.

d82d381b4070401c

Говорят, что в Петров день шалаш устанавливает связь с потусторонним миром, все желания доходят до высших сил и исполняются. Фото kazanfirst.ru

Традиции кряшены хранят и совершенствуют. Вот уже 19-й год на Питрау строят шалаш любви из веток и полевых цветов. Заведует им профессиональная сваха Аграфена. Потенциальные женихи и невесты несут в шалаш записки, в которых указывают требования к будущей второй половинке, а в конце праздника сваха называет имена тех, кто больше всего, по ее мнению, подходит друг другу. Пара получает подарки и приглашение вернуться на Питрау в следующем году уже в статусе мужа и жены. Те, в чьи планы не входит связывать себя узами брака, тоже могут посетить шалаш, но с другой целью — загадать желание. Говорят, что в Петров день шалаш (кстати, он по форме напоминает пирамиду) устанавливает связь с потусторонним миром, все желания доходят до высших сил и исполняются.

Дело к ночи, а праздник только начинается

На Питрау кряшены наряжаются в народные костюмы, поют народные песни, но и современное — не чуждо. После того, как отдана дань предкам и соблюдены все традиции, можно возвращаться в XXI век. Дело близится к закату, и на главной сцене начинается концерт и дискотека. В прошлом году для старшего поколения пел ВИА «Синяя птица», молодежь отрывалась на площадке «Питрау-пати» под ритмы клубной музыки и все вместе ждали мегазвезду татарской эстрады Элвина Грея. Он не обманул и приехал, удивившись большому количеству гостей.

eecda98655e0c541

С наступлением темноты на поляне разжигают огромный костер «Питрау учагы», а завершает праздник фейерверк. Фото addnt.ru

С наступлением темноты на поляне разжигают огромный костер «Питрау учагы», а завершает праздник фейерверк. Кстати, на Питрау можно не только хорошо отдохнуть, проникнуться духом прошлого и настоящего кряшен, но и заработать. Победительницу конкурса красоты, например, награждают 50 тысячами рублей, а лучший кряшенский батыр уезжает на автомобиле.

XIX Республиканский фестиваль кряшенской культуры Питрау:

Дата: 14 июля 2018 года.

Время: с 17.00 до 03.00

Место: Мамадышский район, село Зюри, поляна Тырлау.

Справка

Программа XIX Республиканского фестиваля кряшенской культуры Питрау

Народные игры на центральной площадке (бой на пеньках, бег с завязанными ногами, бег в ластах, бег с тачками, бой горшков, поиск монет в катыке, борьба ногами, перетягивание вожжей, собирание яиц на траве, перенос гири зубами, ловля кроликов и петухов, лазание по вертикальному шесту, бой на буме, бой горшков, перетягивание каната, шахматы-шашки, гиревой спорт, армспорт).

Игры на воде (бой на буме над водой, ловля рыбы руками, лазание по наклонному шесту над водой).

Национальная борьба (мужчины, юноши до 18 лет, ветераны от 50 лет).

Борьба на поясах (женщины в категориях до 65 кг, свыше 65 кг).

Конкурс «Кряшенская красавица» (девушки соревнуются в исполнении народных песен, танцев, приготовлении национальных блюд).

«Уголок свахи Груни» (можно оставить заявку на поиск второй половинки).

«Кладовая природы» (гостей праздника будут угощать ароматным чаем из целебных трав).

Концертная площадка

Выступают народная артистка России Надежда Кадышева, звезды татарской эстрады и исполнители кряшенских песен: Ришат Тухватуллин, Венера Ганиева, Георгий Ибушев, Раяз Фасыхов, Виталий Агапов, Иркэ, Вадим Захаров, Мингол Галиев Алина Давыдова, Марина Карпова, Ришат Фазлиахметов, Елена Бичарина, Валерий Шрыков, Лариса Басырова, Римма Никитина, Радик Шарибжанов, Рафина Ганиуллина, ансамбль «Бермянчек».

20.00 — молодежная дискотека «Питрау» (Ильназ Сафиуллин, Мунир Рахмаев, Ильназ Гарипов, Вильдан Villi, Альберт Нурминский, Фарид Низамиев), ведущий — Ленар Елмай, диджеи Ильфат Фатхрахманов и Азат Ситдиков, MC Алмаз Галлямов.

Источник

Забытые традиции Петрова дня

Сегодня Питрау по-прежнему является наиболее сильным проявлением этнорелигиозной идентичности кряшенского народа, основанной преимущественно на Православии. В настоящее время Питрау имеет в Татарстане статус республиканского праздника кряшенской культуры и проходит под эгидой Ассамблеи народов Татарстана.

День святых апостолов Петра и Павла считался у кряшен одним из самых важных праздников в году. К нему готовились заранее: соблюдали пост, чистили и убирали избы, готовили кушанья, красили яйца в желтый цвет.

Во время празднования Петрова дня была заметна очевидная связь с обрядовыми действиями Семика, Троицы, Петровского заговенья, Иванова дня. В глубокой древности это был единый праздник, связанный с летним солнцестоянием. А введение Православной церковью Петровского поста, начинавшегося уже через неделю после Троицы и длившегося вплоть до Петрова дня, разорвало на части некогда единый летний цикл языческих празднеств. У славян Петров день считался календарной границей года, после которой в природе начинались изменения, указывающие на приближение осени.
Согласно поверьям, в Петров день святой Петр ‘оплевал’ листья, поэтому после этого дня уже не ломали ветки на веники. Люди верили, что после Петрова дня начинает холодать, солнце поворачивает к зиме, птицы перестают петь, а трава расти. В Питрау обязательно нужно было окрестить сады, иначе не будет хорошего урожая. Крещение производилось сидром.

На Питрау было принято ходить на кладбище. На могилы предков приносили угощение с нового урожая, собранного на собственном огороде или в лесу, на лугу.
В церковной службе праздника святые апостолы Петр и Павел прославляются как ‘благочестия истинные проповедники’, ‘друзи Христовы’, ‘имущий ключи царствия’. Евангелие утверждает, что Иисус Христос вручил апостолу Петру ключи от Царствия Небесного, чтобы укрепить его в деле духовного покровительства верующим.

Считается вероятным, что святые апостолы Петр и Павел пострадали в один день 29 июня (12 июля) 67 г. в Риме: апостол Петр был распят на кресте головой вниз, а апостолу Павлу распятие было заменено усечением главы мечом, так как он имел римского гражданства.
В России 12 июля считается праздником рыбаков, так как апостол Петр повсюду известен как покровитель рыбного промысла, а среди приречных и приозерных жителей носит даже название ‘рыболова’. Рыбаки ему молятся, служат молебны, а в некоторых местах установили даже обычай ежегодно 12 июля собирать ‘Петру-рыболову на мирскую свечу’, которая ставится в храме перед его образом.

К Петрову дню готовились заранее: пекли пироги с ягодами и грибами, жарили рыбу и птицу, варили уху, запасали водку.

В народной традиции Петров день осмыслялся и как последний день девичьих гуляний. После Петрова дня переставали водить хороводы и качаться на качелях. Впереди была пора уборочных работ.

Сегодня Питрау носит исключительно светский этнокультурный характер, но в то же время стремится сохранить прежнюю привязку к религиозным торжествам и обрядовым элементам.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа

Источник

В Мамадышском районе РТ проходит XXII республиканский праздник культуры кряшен Питрау-2021

Традиционный праздник кряшен Питрау проходит на поляне Тырлау села Зюри Мамадышского района. Это малая родина генерального директора АО «Холдинговая компания „Ак Барс“», депутата Государственного Совета РТ и председателя правления общественной организации кряшен Татарстана Ивана Егорова. На протяжении двух десятков лет он является и главным организатором праздника.

1626538615 9Фото: Альфред Мухаметрахимов, «БИЗНЕС Online»

Питрау приурочен к Петрову дню, отмечаемому в честь святых апостолов Петра и Павла, согласно православному церковному календарю, 12 июля. Массовые же гулянья проходят в ближайшую к этой дате субботу.

1626538715 11Фото: Альфред Мухаметрахимов, «БИЗНЕС Online»

Началось празднование в 4 часа после полудня с работы детской площадки «Әкият», часом позже прошли конные скачки и стартовала работа площадок «Мастерская», «Димче Гөрпи почмагы» («Уголок свахи Груни»), «Кряшенское подворье», «Кладовая природы», были исполнены песни «Тәпи», «Кряшен чибяре», заработал музей Питрау. На торжественное открытие праздника прибыл премьер-министр Татарстана Алексей Песошин. Выступая, председатель правительства республики подчеркнул важность подобных праздников для сохранения культуры народов, проживающих в Татарстане.

1626538835 12Фото: Альфред Мухаметрахимов, «БИЗНЕС Online»

В этом году на Питрау приглашены 50 творческих коллективов из 22 районов и городов республики и 3 регионов России. Пройдут различные конкурсы, в том числе самый популярный из них «Кряшен чибяре». В этом конкурсе красоты, чтобы завоевать титул кряшенской красавицы, поборются представительницы слабого пола со всей страны. Ровно в полночь состоится праздничный фейерверк, а через два часа пройдет награждение батыров Питрау-2021.

1626538905 13Фото: Альфред Мухаметрахимов, «БИЗНЕС Online»

236447 236448 236446 236444 236445 236443 236449 236451 236450 236442 236452 236453 236454 236455 236456 236457 236458 236459 236460 236461 236462 236463 236464 236465 236466 236467 236468 236469 236470 236471 236472 236473 236474 236475 236476 236477 236478 236479 236480 236481 236482 236483 236484 236485 236486 236487 236488 236489 236490 236491 236492 236493 236494 236495 236496 236497 236498 236499 236500 236501 236502 236503 236504 236505 236506 236507 236508 236509 236511 236510 236512 236513 236514 236516 236515 236517 236518 236519 236521 236520 236522 236523 236524 236525 236526 236527 236528 236529 236530 236531 236532 236533 236534 236535 236536 236537 236538 236539 236540 236541

Подписывайтесь и читайте самое важное из новостей
в Telegram, Инстаграм и ВКонтакте

Источник

В Мамадышском районе РТ проходит XXII республиканский праздник культуры кряшен Питрау-2021

Традиционный праздник кряшен Питрау проходит на поляне Тырлау села Зюри Мамадышского района. Это малая родина генерального директора АО «Холдинговая компания „Ак Барс“», депутата Государственного Совета РТ и председателя правления общественной организации кряшен Татарстана Ивана Егорова. На протяжении двух десятков лет он является и главным организатором праздника.

1626538615 9Фото: Альфред Мухаметрахимов, «БИЗНЕС Online»

Питрау приурочен к Петрову дню, отмечаемому в честь святых апостолов Петра и Павла, согласно православному церковному календарю, 12 июля. Массовые же гулянья проходят в ближайшую к этой дате субботу.

1626538715 11Фото: Альфред Мухаметрахимов, «БИЗНЕС Online»

Началось празднование в 4 часа после полудня с работы детской площадки «Әкият», часом позже прошли конные скачки и стартовала работа площадок «Мастерская», «Димче Гөрпи почмагы» («Уголок свахи Груни»), «Кряшенское подворье», «Кладовая природы», были исполнены песни «Тәпи», «Кряшен чибяре», заработал музей Питрау. На торжественное открытие праздника прибыл премьер-министр Татарстана Алексей Песошин. Выступая, председатель правительства республики подчеркнул важность подобных праздников для сохранения культуры народов, проживающих в Татарстане.

1626538835 12Фото: Альфред Мухаметрахимов, «БИЗНЕС Online»

В этом году на Питрау приглашены 50 творческих коллективов из 22 районов и городов республики и 3 регионов России. Пройдут различные конкурсы, в том числе самый популярный из них «Кряшен чибяре». В этом конкурсе красоты, чтобы завоевать титул кряшенской красавицы, поборются представительницы слабого пола со всей страны. Ровно в полночь состоится праздничный фейерверк, а через два часа пройдет награждение батыров Питрау-2021.

1626538905 13Фото: Альфред Мухаметрахимов, «БИЗНЕС Online»

236447 236448 236446 236444 236445 236443 236449 236451 236450 236442 236452 236453 236454 236455 236456 236457 236458 236459 236460 236461 236462 236463 236464 236465 236466 236467 236468 236469 236470 236471 236472 236473 236474 236475 236476 236477 236478 236479 236480 236481 236482 236483 236484 236485 236486 236487 236488 236489 236490 236491 236492 236493 236494 236495 236496 236497 236498 236499 236500 236501 236502 236503 236504 236505 236506 236507 236508 236509 236511 236510 236512 236513 236514 236516 236515 236517 236518 236519 236521 236520 236522 236523 236524 236525 236526 236527 236528 236529 236530 236531 236532 236533 236534 236535 236536 236537 236538 236539 236540 236541

Подписывайтесь и читайте самое важное из новостей
в Telegram, Инстаграм и ВКонтакте

Источник

В Мамадышском районе РТ проходит XXII республиканский праздник культуры кряшен Питрау-2021

Традиционный праздник кряшен Питрау проходит на поляне Тырлау села Зюри Мамадышского района. Это малая родина генерального директора АО «Холдинговая компания „Ак Барс“», депутата Государственного Совета РТ и председателя правления общественной организации кряшен Татарстана Ивана Егорова. На протяжении двух десятков лет он является и главным организатором праздника.

1626538615 9Фото: Альфред Мухаметрахимов, «БИЗНЕС Online»

Питрау приурочен к Петрову дню, отмечаемому в честь святых апостолов Петра и Павла, согласно православному церковному календарю, 12 июля. Массовые же гулянья проходят в ближайшую к этой дате субботу.

1626538715 11Фото: Альфред Мухаметрахимов, «БИЗНЕС Online»

Началось празднование в 4 часа после полудня с работы детской площадки «Әкият», часом позже прошли конные скачки и стартовала работа площадок «Мастерская», «Димче Гөрпи почмагы» («Уголок свахи Груни»), «Кряшенское подворье», «Кладовая природы», были исполнены песни «Тәпи», «Кряшен чибяре», заработал музей Питрау. На торжественное открытие праздника прибыл премьер-министр Татарстана Алексей Песошин. Выступая, председатель правительства республики подчеркнул важность подобных праздников для сохранения культуры народов, проживающих в Татарстане.

1626538835 12Фото: Альфред Мухаметрахимов, «БИЗНЕС Online»

В этом году на Питрау приглашены 50 творческих коллективов из 22 районов и городов республики и 3 регионов России. Пройдут различные конкурсы, в том числе самый популярный из них «Кряшен чибяре». В этом конкурсе красоты, чтобы завоевать титул кряшенской красавицы, поборются представительницы слабого пола со всей страны. Ровно в полночь состоится праздничный фейерверк, а через два часа пройдет награждение батыров Питрау-2021.

1626538905 13Фото: Альфред Мухаметрахимов, «БИЗНЕС Online»

236447 236448 236446 236444 236445 236443 236449 236451 236450 236442 236452 236453 236454 236455 236456 236457 236458 236459 236460 236461 236462 236463 236464 236465 236466 236467 236468 236469 236470 236471 236472 236473 236474 236475 236476 236477 236478 236479 236480 236481 236482 236483 236484 236485 236486 236487 236488 236489 236490 236491 236492 236493 236494 236495 236496 236497 236498 236499 236500 236501 236502 236503 236504 236505 236506 236507 236508 236509 236511 236510 236512 236513 236514 236516 236515 236517 236518 236519 236521 236520 236522 236523 236524 236525 236526 236527 236528 236529 236530 236531 236532 236533 236534 236535 236536 236537 236538 236539 236540 236541

Подписывайтесь и читайте самое важное из новостей
в Telegram, Инстаграм и ВКонтакте

Источник

Питрау

Фестиваль кряшенской культуры

Самый почитаемый праздник татар-кряшен, традиционно отмечался в день памяти апостолов Петра и Павла по завершении петровского поста. Петров день у татар-кряшен считался календарной границей года, после которой в природе начинались изменения, указывающие на приближение осени.

В кряшенских деревнях до настоящего времени сохранился обычай приносить в этот день в жертву барана.

У истоков возрождения праздника Питрау в Татарстане стояли председатель правления Общественной организации кряшен Республики Татарстан И.Егоров и глава Мамадышского муниципального района А.Иванов.

Впервые возрождённый Питрау был проведен 12 июля 1999 г. на поляне Тырлау вблизи деревни Зюри Мамадышского района (в 2018 г. – в 19-й раз там же).

С 2008 г., наряду с национальными праздниками Балтай, Гырон быдтон, Каравон, Семык и Уяв, Питрау проводится как Республиканский фестиваль кряшенской культуры под эгидой Ассамблеи народов Татарстана.

В простонародье Питрау называют «Ночной сабантуй», «Праздник любви». Питрау похож на Сабантуй (проводятся конные скачки, состязания по национальной борьбе, метанию гири, перетягиванию каната, лазанию на шест и другие народные игры на ловкость и силу) и на татарский праздник Джиен (происходит своеобразное сватовство, у татар-кряшен есть поговорка: «В Питрау невест выбирают, в Покров свадьбы справляют»).

Во время праздника устраиваются торгово-развлекательные подворья муниципальных районов Республики Татарстан и регионов РФ – мест компактного проживания татар-кряшен, проводятся традиционные спортивные соревнования и народные игры (перенос гири зубами, колка дров (семейные команды), прохождение по канату через речку и др.), конкурсы («Кряшен чибәре», «Красавица Питрау» и др.), концерты татаро-кряшенских фольклорных коллективов и звезд эстрады, открытие площадки знакомств, совершаются традиционные обряды и обычаи: подношение угощения земле-кормилице, встреча первых лучей солнца, ритуальные хороводы у ночного костра.

Во время празднования Питрау устраивается продажа национальных кулинарных и промысловых изделий татар (в том числе татар-кряшен) и других народов РТ.

Источник

ПЕТРОВ ДЕНЬ (ПИТРАУ) У КРЯШЕН ТАТАРСТАНА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ, И. Севастьянов

85b03a277a331bc491126cc372627ea6

Исследование особенностей празднования Питрау в статье Ивана Севастьянова

Введение. Тема традиционной праздничной культуры кряшен в отечественной этнографии разработана очень фрагментарно и исследований по данному предмету крайне мало. Здесь сразу следует пояснить, что сами кряшены многими специалистами рассматриваются как субэтническая (или этноконфессиональная) группа в составе волго-уральских татар; с другой стороны, есть точка зрения, согласно которой кряшены могут считаться отдельным тюркским народом, с татарским языком, но православного вероисповедания. Т. о. этнический (национальный) статус кряшен остается дискуссионным и единого мнения у ученых по этому вопросу нет. Представление о кряшенах как о части волго-уральских татар в значительной степени способствовало тому, что их обрядово-праздничная культура рассматривалась как неотъемлемая часть народной культуры татарского народа и потому в соответствующих исследованиях упоминалась скорее «походя», лишь в контексте общетатарской этнографии.

Первые сообщения о весенне-летних праздниках кряшен Казанской губернии содержаться в письменных работах православных миссионеров, посвященных быту и религиозным верованиям «крещеных татар». Так в работе Н. Одигитриевского «Крещеные татары Казанской губернии. Этнографический очерк» есть упоминания о «сабантуе» и «майдане», исконных народных гуляниях «крещеных», которые обычно приурочены у них к храмовым и, в том числе, престольным праздникам [5]. Одним из таких праздников следует считать и Петров день (кряш. Питрау), соответствующий дню апостолов Петра и Павла православного церковного календаря.

На страницах этнографических работах по татароведению, относящихся к советскому времени, праздничной культуре кряшен практически не уделялось внимания. Основное внимание уделялось этнографии татар-мусульман, а сами кряшены рассматривались только как незначительный сегмент большой татарской этноязыковой общности. К тому же специфический идеологический климат той эпохи мало способствовал изучению народной православной культуры (и, соответственно, особенностей бытования православных праздников в народной среде) носителями которой, несомненно, следует считать кряшен, чьи предки приняли православие еще в XVI в., вскоре после присоединения Казани к Московскому государству. Об отдельных элементах праздничной обрядности кряшен изредка упоминалось только в контексте изучения общетатарской духовной культуры.

Если брать историографию более позднего времени (начало 90-х), то здесь упоминания о весенне-летних праздниках кряшен содержаться в статье Р. К. Уразмановой «Особенности традиционных народных праздников татар Среднего Поволжья», входящей в коллективную монографию «Этнокультурное районирование татар Среднего Поволжья» (Казань, 1991). Так, автором подчеркивается, что у кряшен бытовали многие обряды и игровые действа, характерные для поволжских татар, но только приурочены они были, по большей части, к праздникам православного календаря. Обряды, действия, обычно входящие в татарский сабантуй, имели место во время празднования кряшенами Пасхи, Вербного воскресенья [6]. Летнее моление о благоприятной погоде (корбан буткасы) у кряшен было определенным образом связано с Петровым днем (проводилось через неделю после Питрау).

Кроме того, как пишет Р. К. Уразманова в монографии «Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Годовой цикл XIX-нач. XX вв.» (Казань, 2003), летние праздники кряшен (Троица, Питрау), в том числе, престольные, в селах где были церкви, по форме их проведения напоминали джиены татар-мусульман. При этом характерные для джиенов состязания у кряшен отсутствовали [7]. В целом, согласно Р. К. Уразмановой, общий характер общественных обрядов праздников кряшен был аналогичен соответствующей казанско-татарской традиции [7, С. 121]. Впрочем, существенным моментом здесь является наличие исламской составляющей в обрядово-праздничном комплексе татар-мусульман, отсутствующей у кряшен. Календарные праздники кряшен (Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Петров день, Покров и некоторые другие) были преимущественно православно-христианского происхождения.

Постановка проблемы и цели исследования. Проблематика современной этнографии кряшен во многом концентрируется на вопросе их этнического самоопределения и «национального» статуса в официальном перечне народов Российской Федерации. Кроме того, специфическое «переходное» положение кряшен между мусульманским тюркоязычным населением Урало-Поволжья и преимущественно православными народами этого региона предает исследованию кряшенской традиции, прежде всего связанной с религией, особый интерес и актуальность. Само движение за этническую самобытность, зародившееся в среде кряшен Татарстана еще в 90-е годы прошедшего века, демонстрирует поиски собственной культурной идентичности через попытки возрождения старых традиций (здесь можно упомянуть и возрождение кряшенских церковных приходов, и попытки наладить издания кряшенских газет), в том числе, через организацию своих «общереспубликанских» народных праздников. Подобный процесс можно считать изобретением традиции заново, тем более в условиях бурных общественно-политических изменений и трансформаций, когда старое приходится переосмыслять и приспосабливать его к новым жизненным реалиям.

Т. о. здесь мы можем наблюдать пример возрождения (и одновременно изобретения) традиции в процессе поиска и выстраивания своей этнической идентичности представителями кряшенского сообщества на рубеже 90-х годов XX в. и начала 2000-х. Одним из ярких проявлений этого процесса можно считать возрождение народных праздников кряшен, преимущественно православных и соответствующих церковному календарю. Самым известным и широко отмечаемым здесь стал Петров день (кряш. Питрау).

Следовательно, основной целью данной работы является рассмотрение некоторых особенностей современного «этнического возрождения» у кряшен Татарстана на примере такого культурного явления как праздник Петров день со всеми присущими ему специфическими чертами, с взаимодействием старого и нового в его рамках. Кроме того, важно проследить влияние этого явления на процессы современной этнической самоидентификации у представителей кряшенского сообщества и, соответственно, как эти процессы отразились на таких «вновь возрождаемых» традициях как празднование Питрау.

Методология. Данная статья основывается главным образом на полевых материалах автора, собранных на территории Республики Татарстан в июле 2010 года, в Нижнекамском, Заинском, Мамадышском районах. Сбор материала осуществлялся методом интервьюирования респондентов (в подавляющем большинстве кряшенского происхождения). Вопросы задавались в свободном формате беседы-интервью.

При работе со специальной литературой по этнографии кряшен и других народов Урало-Поволжья учитывался историко-генетический и историко-сравнительный методы. Эти подходы позволяют осмыслять особенности духовной культуры кряшен в контекстуальном ключе, показывая ее взаимодействие с культурами других народов региона. Так же это помогает проследить генезис тех или иных черт в данном этнографическом комплексе.

Еще в недавнем прошлом праздник Троицы был главным летним праздником в ряде кряшенских деревень Башкирии. По рассказам выходцев из тех мест (кряшены в основном населяют Бакалинский район РБ) Троица почиталась как своего рода «рубежная», «переходная» дата, приходящаяся на летнее время и отмечалась всеобщим народным гулянием где-нибудь на высоком пригорке около деревни. Петров день так же был известен кряшенам Башкирии, но он был скорее «рядовым» праздником по сравнению с упомянутой Троицей. Инициатива сделать Питрау «общекряшенским» народным праздником, по мнению представителей башкортостанского сообщества кряшен, принадлежит общественным организациям «казанцев»[3].

Что касается нынешней ситуации в Татарстане, то здесь в настоящее время в населенных пунктах с преобладающим кряшенским населением Петров день собирает разное количество народа, но особенно массовое гуляние теперь происходит у села Зюри Мамадышского района РТ. Село Зюри – родина главы исполкома Общественной организации кряшен РТ И. М. Егорова. Надо сказать, что И. М. Егоров человек известный в Республике, глава холдинга «Акбарс». Теперь о праздновании кряшенами Петрова дня иногда говорят и на некоторых татарстанских телеканалах. В советское время этот праздник отмечался лишь в местном деревенском кругу, среди своих, и без широкой огласки.

Вполне возможно, что традиция широко отмечать Петров день пошла от т. н. «праздника листвы», который в прошлом справляли во многих кряшенских селениях как раз в первой половине лета. Этот старинный праздник, по-видимому, был посвящен летнему расцвету природы, когда растительность находится в полной силе. Впоследствии та роль, которую в обычаях предков нынешних кряшен играл этот праздник, могла перейти к Петрову дню.

К тому же, кряшенский Петров день может быть связан и с древней татарской (или, возможно, булгарской) традицией проведения джиенов, праздничных летних сходов жителей деревень той или иной сельской округи. Джиен всегда был отмечен широкими гуляниями: песнями, различными играми и соревнованиями, что очень напоминает и современный Петров день. Сохранение этой праздничной традиции у молькеевских кряшен (здесь бытовало название «Уен») отмечалось исследователями еще в конце 80-х годов XX в. Проходил этот праздник летом, на нем проводились традиционные состязания (скачки, борьба), устраивались встречи родственников из разных селений [2].

Судя по всему, превращение Питрау в своего рода общекряшенский праздник началось уже в 90-е годы XX в., во многом благодаря усилиям активистов «культурно-просветительских» обществ кряшен. И многие стали воспринимать этот праздник как особого рода символ, объединяющий людей кряшенского происхождения из разных районов, городов, регионов в одну этническую общность. Исключение тут можно считать лишь молькеевских кряшен, о чем уже говорилось выше.

Многие, в том числе специалисты-этнографы, отдельные представители православного духовенства и просто люди знакомые со своей родной культурной традицией, склонны видеть в нынешнем статусе Петрова дня как общекряшенского народного торжества своего рода «изобретение традиции». Обосновывается эта точка зрения тем, что в прошлом в разных местностях, уездах, существовали и считались «главными» свои престольные праздники. Исследователи уже не раз указывали на то, что многие праздники и обряды такого рода, некогда зафиксированные в одной местности, могли потом выдаваться за общенародные, бытовавшие, скажем, у всех чувашей или марийцев, удмуртов, в нашем случае – кряшен. Так, например, у современных марийцев Татарстана и Республики Марий-Эл праздник Семык (от русск. Семик, Троица) приобрел статус общенационального марийского праздника, признанного на республиканском уровне. При этом содержание современного Семыка отличается от прежнего, традиционного; он насыщен концертными программами, соревнованиями, играми и т. п. И, что немаловажно, этот праздник, по мнению исследователей, способствует повышению уровня этнического самосознания марийцев Татарстана [3].

При исследовании этнической праздничной культуры и конкретных форм ее проявления следует указать на еще один важный момент. Как отмечают этнографы, формы бытования того или иного народного праздничного действа, обряда были вариативны в своем конкретном проявлении [8]. Так, например, распространенный среди некоторых локальных групп кряшен (Мамадышский район РТ) и части нагайбаков (Троицкий р-н, Оренбургская область) календарный обряд сорэн, приуроченный к Пасхе как своего рода праздник в празднике и в разных местностях имевший свои специфические черты, сейчас во многом уже забыт. Об этом обрядовом действе, по моим впечатлениям, уже почти не вспоминают; т. е. сорэн не получил среди кряшен такого «общенародного» распространения по сравнению с Петровым днем.

Т. о. можно сделать вывод, что само восприятие данного праздника изменилось в среде современных кряшен. Если раньше Питрау день был датой в числе прочих торжественных дат православного календаря, а особенным был лишь в тех селах, где день свв. Петра и Павлы был престольным праздником, то теперь благодаря деятельности общественных организаций кряшен Татарстана (главным образом ООК Республики Татарстан) стал главным кряшенским праздником.

Перейдем теперь к краткому описанию конкретных особенностей празднования Петрова дня у кряшен. Отмечать названный день собираются на каком-либо давно облюбованном месте с майданом (широкой ровной лужайкой) по середине и красивым видом на окрестности. Например, такое место есть у села Сарсыз Багряж (Заинский район РТ): здесь и лесистые холмы, и небольшое озеро у их подножья. На Петров день народ с окрестных деревень собирается к майдану расположенному у подножья одного из этих холмов, известного под имеем «Лысой горы». Кроме того, что сама «Лысая гора» издавна была здесь окружена суеверным почитанием, место это не пустовало на Петров день и в советские времена, в обход попыткам сельских партийных властей препятствовать проведению праздничного гуляния[5]. Теперь на 12 июля здесь даже поднимают над майданом кряшенский «национальный» флаг: сине-зеленое полотнище с изображением летящего белого гуся посредине. Судя по всему, на выбор гуся в качестве неформального кряшенского герба повлияла концепция краеведа-энтузиаста М. Глухова-Ногайбека о происхождении кряшен от тюрков-казаков, «казов», чьим своеобразным тотемом был дикий гусь («каз») [1].

Участники праздничных выступлений из окрестных деревень приезжают сюда на специально украшенных по случаю такого дня телегах, запряженных лошадьми в нарядной сбруе, с яркими лентами, расшитыми полотенцами и т. п. Вся эта картина очень напоминала похожие народные гуляния и торжества где-нибудь в Молдавии, Венгрии или Украине. При этом основным музыкальным фоном гуляния остается кряшенская музыка и песни, с ее необычной, но для постороннего восприятия похожей на татарскую, мелодикой. Присутствие многоголосного пения опять же отличает кряшенскую музыкальную культуру от общетатарской.

Многие на Петров день одеваются в традиционные кряшенские наряды, причем не только участники народно-самодеятельных ансамблей, всегда выступающих по этому случаю. Преобладают, по моему впечатлению, народные костюмы преимущественно в красной или синеватой гамме, отражающие традиции тех или иных локальных групп кряшен. Кроме контрастных цветовых сочетаний кряшенский костюм особенно отличается массивными украшениями из серебряных монет, которые женщины иногда еще надевают на праздники или во время некоторых традиционных обрядов. Причем на некоторых участницах праздника можно увидеть монеты с изображением Екатерины II, красующиеся на ожерельях, монистах и даже на расшитых парчой кокошниках-сороках. Мужской вариант современного «сценического» кряшенского костюма почти ничем не отличается от русского. Исключение – фетровая шляпа, вполне себе современного фасона, но одеваемая в подобных случаях как национальный головной убор.

Татары-мусульмане на Петровом дне так же обычные гости. Да и многие развлечения и соревнования современного Питрау напоминают те, что обычно устраиваются на Сабантуй, как например принятая у многих тюркских народов борьба куреш.

В обычае по-прежнему угощение участников блюдами кряшенской традиционной кухни, это, в основном, те же широко известные татарские блюда. Так, к примеру, на Петровом дне, проходившем у села Сарсыз Багряж названые угощения были вообще бесплатными для всех гостей праздника. Более многолюдные празднества, например, у известного села Зюри, уже не были отмечены такого рода щедростью.

При этом размах празднования Петрова дня у названого села действительно может удивить. Стечение народа здесь бывает на удивление большим. Причем встретить здесь можно людей самых разных национальностей. Издалека, еще с дороги на одном из близлежащих от места народного гуляния холмов белым по зеленому фону читалась надпись: «Питрау 2010». Кроме обычных атрибутов этого популярного праздника тут, например, можно увидеть разного рода импровизированные реконструкции традиционного кряшенского быта. Например, представленная «в разрезе» деревенская изба с крестьянской утварью и непременным красным углом; или плетеная изгородь и загон для скота, где живой привязанный баран соседствует с самодельным манекеном в народном кряшенском костюме. По-видимому, все эти вещи призваны служить наглядной иллюстрацией исконного сельского быта кряшен, демонстрировать его своеобразие и отличительность, и даже, вероятно, служить своего рода наглядным пособием, рассказывающим о жизни предков, для подрастающего поколения[6].

Возрождение широкого празднования Петрова дня стало одной из самых ярких явлений в современной культурной жизни кряшен Татарстана и некоторых близлежащих регионов. Отмечать этот день вместе с кряшенами приезжают из далекой Челябинской области представители немногочисленного народа нагайбаков, имеющего общее с кряшенами этническое происхождение и общие православные традиции. Между тем, само отмечание дня Петра и Павла у кряшен не носит заметного религиозного характера и скорее призвано свидетельствовать об этнической самобытности кряшен. В самом празднике преобладают именно фольклорно-игровые моменты, спортивные состязания, акцент на зрелищность с особым этническим колоритом. Здесь скорее проявляется стремление многих кряшен к поддержанию культурной преемственности и отстаиванию своей самобытности. И в то же время Петров день остается одним их главных и любимых народных празднеств для кряшенского (и не только, поскольку среди гостей праздника уже можно встретить людей самых разных национальностей) населения РТ.

Заключение. В целом, если попытаться подытожить все вышесказанное, то можно сделать из вышеприведенных материалов следующие выводы.

1. Традиция празднования кряшенами Петрова дня, судя по имеющимся данным, сложилась на стыке православного христианства и язычества, симбиоз которых во многом определяет специфику духовной культуры этого народа. Об этом свидетельствуют многие составляющие этого праздника, унаследованные из общих с татарами-мусульманами этнокультурных истоков. Кроме того, многие параллели прослеживаются с традиционной праздничной культурой других народов Урало-Поволжья, например, марийцев. Этому, опять же, способствовал синтез язычества и христианства в культурах народов, принявших православие и проживающих в указанном регионе. В то же время прослеживается сходство с летними праздниками татар-мусульман, такими как, например, джиен. Как и татарский сабантуй, Петров день имеет определенную историческую связь с циклом сельскохозяйственных работ и, соответственно, земледельческим календарем.

2 Как «общенародный» кряшенский праздник Петров день получил известность уже в постсоветское время. И это было связано с активизацией движения части сообщества кряшен за этническую самобытность и (в перспективе) этнокультурное самоопределение. Отчасти свою роль сыграло и религиозное возрождение, приметой которого стало открытие кряшенских православных приходов на территории РТ (первым был открыт кряшенский приход в Казани в 1989 г.). Тогда же в общественную жизнь стали возвращаться традиции отмечать церковные праздники, в т. ч. Троицу, Пасху, Петров день и др., воспринимающиеся кряшенами в качестве составляющей своей, «родной» для себя, духовной культуры. В тоже время в резко поменявшихся социокультурных условиях (урбанизация, секуляризация и т. п.), плюс еще 70 лет официального атеизма, само восприятие традиции могло существенно измениться в сознании людей. Т. о. то, что раньше воспринималось в большей степени как местный, престольный (для отдельных селений) праздник, приобрело статус «общенародного» фестиваля, своего рода символа принадлежности к «кряшенству». Инициатива подобного изменения статуса этого праздника, как отмечают сами респонденты, принадлежала общественным организациям кряшен РТ.

3 Изменился и сам характер проведения праздника Питрау. Стал другим сам масштаб его празднования. Добавились совершенно новые элементы в его отмечание. Кроме того, сам праздник фактически вышел на республиканский уровень и приобрел в последнее время не виданную прежде массовость, ему стали сопутствовать мероприятия, которые изначально отсутствовали в народной традиции: выступления ансамблей самодеятельности, «реконструкции» старого быта кряшен и т. п. Сходная тенденция, связанная с трансформацией традиционной народной праздничной культуры, наблюдается не только у кряшен. Похожие трансформации можно наблюдать на примере марийского праздника Семык, который в настоящее время стал восприниматься как особый национальный праздник марийцев Татарстана. В целом, на примере такого праздника как кряшенский Петров день можно наблюдать трансформацию этнической культуры, выражающуюся, в том числе, в переосмыслении и изобретении традиции в жизни тюркских и угро-финских народов Среднего Поволжья.

2. Котова Е. Н. Лойко Л. М. Некоторые черты современного быта молькеевских кряшен и восточных марийцев // Субэтносы в СССР. Сборник научных трудов, 1986.

7 Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Годовой цикл XIX-нач. XX вв. Казань: ПИК Дом печати, 2003.

[1] ПМА. 2005. РТ. Пестречинский район, с. Янцевары.

Источник

Adblock
detector