Меню

праздник петровской чудотворной иконы божией матери

Петровская икона Божией Матери 2021: какого числа по церковному календарю

12480

Празднование чудотворного образа Петровской Божией Матери совершается 6 сентября, в один день с воспоминанием перенесения честных мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси, в новосозданную церковь Успения (1479 г.). Икона Божией Матери «Петровская» относится к одному из наиболее любимых русским народом типов богородичных икон, называемому «Умиление».

История и значение Чудотворной иконы Петровской Божьей Матери

Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Великий князь Владимирский решил послать к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Тот, взяв с собой святительский жезл и Петровскую икону, отправился в Царьград. Однако кандидатура Геронтия вызвала у многих русских людей недовольство. Среди недовольных был и Галицкий князь Юрий, который направил в Константинополь игумена Петра. По Божиему Промыслу игумен Пётр прибыл в Царьград раньше Геронтия и был посвящён Константинопольским патриархом в митрополита всея Руси.

А в это время плывшему по морю Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Пётр, возведён будет на престол Русской митрополии». По прибытии в Константинополь Геронтий против своей воли рассказал патриарху о ночном видении. Патриарх забрал у несостоявшегося претендента на русский церковный престол святительский посох и Петровскую икону и передал всё законному русскому митрополиту. Так Петровская икона вернулась к тому, кто её когда-то написал.

Петровская икона всегда была предметом особенного благоговейного чествования со стороны русских христиан и с древности почитается чудотворной. Перед ней молился великий князь Иван Васильевич III. Ее брал с собой вместе с Владимирской и Донской иконами Богоматери патриарх Иов, когда хотел убедить Бориса Годунова принять царство. Наконец, с Петровской же иконой Богоматери в 1613 году после междуцарствия рязанский архимандрит Феодорит отправился в Кострому к Михаилу Феодоровичу Романову для призвания его на царство.

Где находится Петровская икона

В 1325 году, когда русская митрополия была перенесена из Владимира в Москву, митрополит Пётр перенёс в Москву и Петровскую икону. С этой иконой связано немало важных исторических событий. Так, патриарх Иов брал её с собой вместе с Владимирской и Донской иконами, когда ходил к Борису Годунову уговаривать принять царство. А в 1613 году Петровскую икону Пресвятой Богородицы взяла с собой делегация, отправившаяся в Кострому призывать на царство боярина Михаила Романова.

Многие специалисты считают, что находящаяся ныне в Успенской соборе Кремля Петровская икона Пресвятой Богородицы и есть тот самый образ, который был написан святителем Петром. Хотя есть предположения, что подлинник пропал ещё до революции.

В чем помогает Петровская икона Божией матери

Перед Петровской иконой Божьей Матери молятся о братолюбии и миролюбии, о даровании благочестия, милосердия, кротости, чистоты и правды, о воспитании детей в вере и благочестии.

Молитва перед иконой Божьей Матери «Петровская» помогает в случаях длительной бездетности семьи, перед ней молятся невесты об удачном браке, будущие мамы, а также молятся за рожениц при трудных родах.

Если в семье не все благополучно, то молитва перед ней поможет наладить пошатнувшиеся отношения между супругами.

Также эта икона почитается как чудотворная и помогает исцелению болезней, особенно женских.

Как и о чем молиться Петровской иконе Божией Матери? Молитва

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию, святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земного поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник

Петровская икона Божией Матери

f359b1a3578f6b8815ced66dfde2f79e

Каждый образ Богородицы — предмет особого трепетного почитания среди православного народа. Петровская икона Божией Матери — не исключение. С самой древности она почиталась как чудотворная, а к помощи ее прибегали даже могущественные правители.

Петровская икона Божией Матери прославилась за счет своего автора — митрополита Киевского и всея Руси Петра. Он жил в XIII веке. Святой образ Богородицы является чудотворным и почитается всем православным народом. У образа Пресвятой Девы возносят молитвы о заступничестве и изменении жизни к лучшему.

История иконы

Назвали святыню в честь имени ее создателя — Петра. Митрополит Петр носил еще сан игумена, когда написал данную икону. Он подарил святыню митрополиту Максиму, который отвез ее во Владимир, расписал золотом и украсил драгоценными камнями. Митрополит Максим хранил икону в своих покоях и ежедневно предавался пред ней молитвам.

1

Петровская икона Божией Матери сотворила немало чудес. Ее держали при себе во время походов цари. К примеру, патриарх Иов брал святыню, когда благословлял на царствование Бориса Годунова. Икона присутствовала на крестных ходах и стояла у гроба святителя Руси Петра. В летописях об иконе пишут как о «возрождающей». Она много раз спасала Москву от нападок врагов. Вскоре о чудотворных свойствах Петровской иконы Божией Матери узнали во всем мире. Перед святыней стали молиться христиане со всего света, а для православного народа святыня стала одной из самых почитаемых и распространенных икон Богородицы.

Где находится чудотворный образ

Петровскую икону Божией Матери можно встретить во многих храмах России. Наиболее почитаемые и известные своими чудесами хранятся в Калуге и монастыре в городе Кириллове в Кирилловском монастыре.

Описание иконы

Стиль иконописи относится к одному из излюбленных типов написания богородичных икон, название которому «Умиление». К авторству митрополита Петра относят и другую известную икону — Владимирскую икону Богородицы, что подтверждается заметным сходством в написании.

1

Пред взором молящихся Богородица предстает величаво. Изображена Она по пояс. На Ее руках написан Святой Младенец. Дева Мария с Богомладенцем нарисованы в зеркальном отражении, что делает святыню уникальной и отличает ее от Владимирской. На Петровской иконе Богоматерь обнимает Спасителя левой рукой, а другой рукой указывает на него, показывая, что Он — истинный Спаситель.

В чем помогает Петровский образ

Петровская икона Божией Матери — это символ возрождения. Она исцелила и помогла многим православным людям. Образ Богородицы не раз спасал города России от врагов. Перед святыней христиане просят у Богоматери счастливой семейной жизни без ссор и неурядиц. Женщины, чьим горем выступает бесплодие, молятся перед иконой о скором рождении детей. Чудотворный образ исцеляет от многих болезней и помогает справиться женщинам с тяжелыми родами.

Дата празднования

Празднество святыни приходится на 24 августа (6 сентября по новому стилю).

Молитва перед чудотворной иконой

1

«О, Великая Дева, Царица Небесная, Хранительница всех христиан! Молимся Тебе и помним все Твои дела благочестивые на земле грешной! Услышь нас, Дева Мария! Стань заступницей земли нашей, дома нашего, страны нашей! Убереги нас от нападок врагов, потопа, пожара, войны и голода! Исцели от болезней и прости нам грехи наши! Пред Тобой на коленях мы, Святая Дева! Будь заступницей детей наших, не дай в обиду их. Укрепи наш дух и веру нашу! Избавь нас от соблазнов мирских. Будь рядом с нами в минуты горя и страха. Славим и восхваляем Тебя, Дева Пречистая! Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во Веки Веков. Аминь».

В каждом доме должно найтись место для Петровской иконы Божией Матери. Ведь эта святыня — подлинная и могущественная заступница семейного счастья, благополучия и процветания. Не стесняйтесь обращаться в трудные минуты к помощи Богородицы. Она услышит каждого и поможет. Главное, чтобы просьбы ваши были искренни и не шли вразрез с заповедями Господними. Мы желаем вам крепкой веры и душевной гармонии. Берегите себя

Источник

Петровская икона Божией Матери

f359b1a3578f6b8815ced66dfde2f79e

Каждый образ Богородицы — предмет особого трепетного почитания среди православного народа. Петровская икона Божией Матери — не исключение. С самой древности она почиталась как чудотворная, а к помощи ее прибегали даже могущественные правители.

Петровская икона Божией Матери прославилась за счет своего автора — митрополита Киевского и всея Руси Петра. Он жил в XIII веке. Святой образ Богородицы является чудотворным и почитается всем православным народом. У образа Пресвятой Девы возносят молитвы о заступничестве и изменении жизни к лучшему.

История иконы

Назвали святыню в честь имени ее создателя — Петра. Митрополит Петр носил еще сан игумена, когда написал данную икону. Он подарил святыню митрополиту Максиму, который отвез ее во Владимир, расписал золотом и украсил драгоценными камнями. Митрополит Максим хранил икону в своих покоях и ежедневно предавался пред ней молитвам.

1

Петровская икона Божией Матери сотворила немало чудес. Ее держали при себе во время походов цари. К примеру, патриарх Иов брал святыню, когда благословлял на царствование Бориса Годунова. Икона присутствовала на крестных ходах и стояла у гроба святителя Руси Петра. В летописях об иконе пишут как о «возрождающей». Она много раз спасала Москву от нападок врагов. Вскоре о чудотворных свойствах Петровской иконы Божией Матери узнали во всем мире. Перед святыней стали молиться христиане со всего света, а для православного народа святыня стала одной из самых почитаемых и распространенных икон Богородицы.

Где находится чудотворный образ

Петровскую икону Божией Матери можно встретить во многих храмах России. Наиболее почитаемые и известные своими чудесами хранятся в Калуге и монастыре в городе Кириллове в Кирилловском монастыре.

Описание иконы

Стиль иконописи относится к одному из излюбленных типов написания богородичных икон, название которому «Умиление». К авторству митрополита Петра относят и другую известную икону — Владимирскую икону Богородицы, что подтверждается заметным сходством в написании.

1

Пред взором молящихся Богородица предстает величаво. Изображена Она по пояс. На Ее руках написан Святой Младенец. Дева Мария с Богомладенцем нарисованы в зеркальном отражении, что делает святыню уникальной и отличает ее от Владимирской. На Петровской иконе Богоматерь обнимает Спасителя левой рукой, а другой рукой указывает на него, показывая, что Он — истинный Спаситель.

В чем помогает Петровский образ

Петровская икона Божией Матери — это символ возрождения. Она исцелила и помогла многим православным людям. Образ Богородицы не раз спасал города России от врагов. Перед святыней христиане просят у Богоматери счастливой семейной жизни без ссор и неурядиц. Женщины, чьим горем выступает бесплодие, молятся перед иконой о скором рождении детей. Чудотворный образ исцеляет от многих болезней и помогает справиться женщинам с тяжелыми родами.

Дата празднования

Празднество святыни приходится на 24 августа (6 сентября по новому стилю).

Молитва перед чудотворной иконой

1

«О, Великая Дева, Царица Небесная, Хранительница всех христиан! Молимся Тебе и помним все Твои дела благочестивые на земле грешной! Услышь нас, Дева Мария! Стань заступницей земли нашей, дома нашего, страны нашей! Убереги нас от нападок врагов, потопа, пожара, войны и голода! Исцели от болезней и прости нам грехи наши! Пред Тобой на коленях мы, Святая Дева! Будь заступницей детей наших, не дай в обиду их. Укрепи наш дух и веру нашу! Избавь нас от соблазнов мирских. Будь рядом с нами в минуты горя и страха. Славим и восхваляем Тебя, Дева Пречистая! Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во Веки Веков. Аминь».

В каждом доме должно найтись место для Петровской иконы Божией Матери. Ведь эта святыня — подлинная и могущественная заступница семейного счастья, благополучия и процветания. Не стесняйтесь обращаться в трудные минуты к помощи Богородицы. Она услышит каждого и поможет. Главное, чтобы просьбы ваши были искренни и не шли вразрез с заповедями Господними. Мы желаем вам крепкой веры и душевной гармонии. Берегите себя

Источник

130%D1%85165 %D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D0%98%D0%91%D0%9C %D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BA

Петровская икона Пресвятой Богородицы называется так потому, что была написана святителем Петром, митрополитом Московским в бытность его еще игуменом Ратского монастыря на Волыни. Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси, святой Петр поднес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где тогда находилась его кафедра. По смерти святителя Максима игумен Геронтий, решивший захватить митрополичий престол, ходил с этой иконой к Константинопольскому Патриарху Афанасию (1303-1311).

Во время плавания игумена Геронтия поднялась страшная буря. Ночью ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ». Когда он предстал перед Патриархом Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе. Патриарх передал икону святителю Петру со словами: «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». Святитель Петр перенес икону во Владимир, а в 1325 году при перенесении митрополичьей кафедры в Москву икону как великую святыню поместили в Московском Успенском соборе.

Тропарь Пресвятой Богородице, глас 4

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и Еди́ну наде́жду и́мамы.

Кондак Пресвятой Богородице, глас 6

Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Молитва Пресвятой Богородице

Цари́це моя́ преблага́я, наде́ждо моя́ Богоро́дице, прия́телище си́рым и стра́нным засту́пнице, бе́дствующих по́моще и озлобля́емых покро́ве, зри́ши мою́ напа́сть, зри́ши мою́ ско́рбь: отвсю́ду искуше́нием одержи́м е́смь, а заступа́ющаго несть. Ты у́бо Сама́ помози́ ми я́ко не́мощну, окорми́ мя я́ко стра́нна, наста́ви я́ко заблу́ждша, уврачу́й и спаси́ я́ко безнаде́жна.

Не и́мамы ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Влады́чице, Ты нам помози́, на Тебе́ наде́емся и Тобо́ю хва́лимся, Твои́ бо есмы́ раби́, да не постыди́мся.

Под Твою́ ми́лость прибега́ем, Богоро́дице Де́во, моле́ний на́ших не пре́зри в ско́рбех, но от бед изба́ви нас, Еди́на чи́стая и благослове́нная. Ами́нь.

Источник

Патриаршая Петровская икона Божией Матери

IMG 2058

1111111Патриарший крестный ход от Кремля к Высоко-Петровскому монастырю 6 сентября предваряла Петровская икона Богоматери. С древности этот образ предносится Московским Предстоятелям при совершении крестных ходов.

Список с Петровской иконы Божией Матери был подарена Святейшему Патриарху Кириллу в 2010 году братией Высоко-Петровского монастыря, с этого времени эта икона находится в алтаре Храма Христа Спасителя над Патриаршем местом.

В этом юбилейном году братия монастыря и попечители обители украсили киот и раму иконы. На изготовление украшений к образу Богоматери ушло больше года. Художественное навершие рамы и киот изготовлены из серебра вышей пробы, на все стороны киота нанесена тонкая гравировка. Сверху киот украшает образ Спаса Нерукотворного, слева и справа иконе предстоят московские святители. Под иконой Богоматери находится композиция с изображением Высоко-Петровского монастыря на фоне Успенского собора Кремля и Храма Христа Спасителя.

IMG 2058
Справка:
Список с чудотворного образа Петровской Богородицы с 2010 года является святыней Храма Христа Спасителя в Москве. Сама икона была написана во второй половине XIII века будущим святителем Киевским Петром, первым митрополитом Москвы.

Икона является символом начала становления Москвы, так как именно она стала первой чудотворной иконой Богоматери нашего города.

Петровский образ Богоматери издревле почитается Московскими митрополитами и Патриархами как особая святыня.

Икону с древности с большой торжественностью предносили во время крестных ходов Московских Первосвятителей.

В настоящее время традиция почитания Петровской иконы возрождается. 20 февраля 2010 года, при посещении Высоко-Петровского монастыря Святейшем Патриархом Кириллом, братия монастыря подарила Его Святейшеству точную копию чудотворной Петровской иконы Божией Матери. Именно этот список по благословению Святейшего Патриарха был установлен в алтаре Храме Христа Спасителя над Патриаршем местом. Икону стали износить из храма при совершении Патриарших крестных ходов.

6 сентября 2015 года Москва празднует 700 лет со времени первого посещения города митрополитом Петром. Предполагается, что тогда же в Москву была привезена и сама Петровская икона Богоматери.

Источник

Петровская икона Божией Матери

%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F

Петровская икона Божией Матери упоминается в источниках XV века как чудотворная, она спасала несколько раз Москву от врагов. Ее особенно почитали московские первосвятители. Она считается первой московской чудотворной иконой. В летописных рассказах Петровская икона Божией Матери называется спасительницей и покровительницей Москвы.

Издавна она считалась Патриаршей иконой, ее предносили во время крестных ходов Московских святителей. Она была символом становления Москвы, одной из первых почитаемых чудотворных икон.

Патриарх Иов брал Петровскую икону Божией Матери, наряду с Владимирской и Донской иконами, когда просил Бориса Годунова принять царство. Ее же возили в Кострому в 1613 году, призывая на царство Михаила Федоровича.

История образа: Петровская икона Божией Матери была написана святителем Петром, митрополитом Московским около 1306 года в бытность его игуменом Спасо-Преображенского Ратского монастыря на Волыни. Согласно житию святителя, он был иконописцем.

Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским, игумен Петр преподнес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где тогда была его кафедра.

Митрополит Максим украсил Петровскую икону Божией Матери дорогими каменьями, золотом и до конца своей жизни благоговейно хранил этот дар, молился перед образом о вверенной ему пастве.

По смерти святителя Максима игумен Геронтий, обуреваемый желанием захватить митрополичий престол, взял пастырский жезл и Петровскую икону Божией Матери и отправился в Константинополь для получения святительского сана.

Это вероломство вызвало недовольство многих верующих, в том числе и князя Юрия Галицкого, который устроил все так, чтобы святитель Петр, которого он почитал более достойным для сей должности, тоже отправился в Царьград.

Большую роль сыграло и покровительство Пресвятой Богородицы, Которая, явившись во сне игумену Геронтию, грозно приказала отказаться от своей затеи.

Геронтий, прибыв по устроению Божиему с большими трудностями и задержками в Константинополь, поведал, против своего желания, о своем сне и повелении Божией Матери.

Занимавший тогда патриаршую кафедру Афанасий посвятил в митрополита всей Русской земли святителя Петра, передав ему посох митрополита Максима, а также Петровскую икону Божией Матери со словами: «Ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе».

%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F 15 %D0%B2%D0%B5%D0%BAПетровская икона Божией Матери XV век

Иконография: Иконографический тип — Одигитрия. Поясное изображение Божией Матери и Богомладенца, благословляющего правой рукой.

Первообраз считается утерянным на рубеже XIX — XX веков. В Успенском соборе почитается точный список Петровской иконы, написанный Назарием Савиным в 1614 году. Это икона — пядница, размером 30,5 х 24,5 сантиметров.

В настоящее время почитание Петровской иконы Божией Матери как Патриаршей возобновляется. При посещении Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом в 2010 году Высоко — Петровского ставропигиального мужского монастыря братия обители преподнесли в дар Его Святейшеству точную копию Петровской иконы Божией Матери.

%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0

Этот список иконы был установлен, по благословению Святейшего Патриарха, в алтаре Храма Христа Спасителя над Патриаршим местом. При совершении Патриарших крестных ходов икону стали износить из храма.

Братия монастыря и попечители обители украсили Петровскую икону Божией Матери резным серебряным киотом, на изготовление которого ушло около года.

Сверху киот украшает икона Спаса Нерукотворного, по бокам предстоят Московские первосвятители. Внизу расположена композиция с изображением Высоко — Петровского монастыря на фоне Успенского собора Московского Кремля и Храма Христа Спасителя.

Высоко — Петровский монастырь был основан святителем Петром в 1315 году, упоминается в письменных источниках с 1317 года. В 2015 году отмечалось 700-летие со дня основания обители. Примерно столько же лет и Петровской иконе Божией Матери.

Монастырь был закрыт большевиками в 1929 году. Высоко — Петровский монастырь возобновил работу в 1990 году. Тогда же он получил статус Патриаршего подворья.

В стенах обители начал свою деятельность Российский православный институт святого апостола Иоанна Богослова. Здесь же разместился Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F 6%D1%859 %D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B1%D1%8C

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об избавлении от телесных и душевных страданий, о Богохранимом Отечестве. Также возносят молитвы ко Пресвятой Богородице перед чудотворным образом об обретении счастья в браке, о взаимопонимании в семье, об обретении радости материнства, о легких родах и благополучной беременности, о здоровьи детей и об исцелении различных недугов.

Празднование: 24 августа / 6 сентября.

Молитва

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию, святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земного поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник

Музей имени Андрея Рублева и его обитатели

Созидатели и разрушители. Quis? Quid? Ubi? Quibus auxiliis? Cur? Quomodo? Quando?

Петровская икона Богоматери, некий «700-летний юбилей свт. Петра» и новые ошибки патриарха Кирилла

0 1dc861 6b087a3a orig

От разу к разу такой псевдоисторический флешмоб на обильные вливания из федерального бюджета становится всё более антинаучным, распространяя повальную историческую безграмотность среди бедных граждан России при молчаливом попустительстве «академических кругов», приближенных к Московской патриархии. Сначала фальшивые «дары волхвов», затем липовый «700-летний юбилей со дня рождения прп. Сергия Радонежского» и вот теперь мифическое «700-летие начала святительских трудов в Москве митрополита Киевского и всея Руси Петра»?! И не беда, что ни об одном из вышеперечисленных событий и артефактов нет ни слова в исторических документах, патриарх Кирилл последовательно выстраивает собственную историософию)))

0 1dc85c 3ba2efa orig
Митрополит Петр с житием.
Дионисий и его мастерская.
1480-е годы.
197 х 151.
Успенский cобор Московского Кремля. Инв. 3228 соб/ж-258.

По словам Его Святейшества 6 сентября 2013 г., «святитель Петр соглашается и переезжает в Москву, и здесь утверждает общерусскую кафедру, кафедру всея Руси… А что означал тогда переезд митрополита всея Руси из одного города в другой? Это означало, что великий князь не мог быть в другом месте, кроме того, где была кафедра Первосвятителей. Великие князья переезжают в город Москву, и этот небольшой город начинает развиваться, набирать силу, и становится столицей всея Руси с Первопрестольной кафедрой»: http://www.patriarchia.ru/db/text/3212065.html

В своём обращении 6 сентября 2015 г. патриарх Кирилл предложил чествовать «700-летие начала трудов в Москве святителя Киевского и всея Руси Петра, ставшего первым епископом нашего града и первым его святым. Принятое им решение о переносе кафедры Предстоятеля Русской Церкви в Москву побудило князя Иоанна Калиту начать по благословению святителя строительство в Кремле Успенского собора. Начиная с него, для всех последующих Предстоятелей Русской Церкви именно Москва была кафедральным градом»: http://www.patriarchia.ru/db/text/4205648.html

Для справки: на самом деле при Киевском митрополите Кирилле II (1242/1243-1281) Владимир на Клязьме впервые становится митрополичьей резиденцией в качестве временного местопребывания. В 1299 г. Киевская митрополия (кафизма) временно переносится после татаро-монгольского нашествия митрополитом Максимом во Владимир. Основанием для такого переноса Киевского седалища митрополитов стал прецедент с перемещением Константинопольской патриархии в Никею после завоевания Константинополя в 1208 г. Как византийские патриархи, оказавшись в Никее, продолжали титуловаться «Константинопольскими», так и митрополиты во Владимире, а затем в Москве сохраняли титул «Киевских». Сразу же после перемещения во Владимир на Клязьме в 1299 г. митрополит Максим перевел владимирского епископа Симеона на вакантную ростовскую кафедру, и вплоть до середины XVIII в. никакие епископы во Владимир больше не ставились, за исключением хиротонии Алексия в 1352 г.

0 1dc85f 61fed45b orig
Митрополит Петр с житием.
Дионисий и его мастерская.
1480-е годы.
197 х 151.
Успенский cобор Московского Кремля. Инв. 3228 соб/ж-258.
Закладка Петром Успенского собора в Москве в 1326 г. и собственной гробницы близ жертвенника.

Только после перемещения митрополичьей кафизмы из Киева во Владимир митрополиты всея Руси начинают использовать в своей титулатуре эпитет « Киевский», который появляется в 1347 г. вследствие присоединения Галицкой митрополии! Причем такие кардинальные изменения фиксируются первоначально исключительно в документах Константинопольской патриаршей канцелярии, а тот же митрополит Алексий титуловался по-прежнему как «митрополит всея Руси». Впервые перемещение кафизмы митрополитов всея Руси из Киева во Владимир, а не в Москву, как ошибочно утверждает патриарх Кирилл, было официально регламентировано Константинопольским патриархатом лишь в 1354 г. особым синодальным определением, в котором « святейшая епископия владимирская» признана « вторым седалищем и местом постоянного пребывания и упокоения митрополитов», в то время как первопрестольный град Киев именуется « собственным престолом и первым седалищем архиерейским » (Miklošich F., Müller I. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Vol. I. Vindobonnae, 1860. № 158. С. 352-353).

Таким образом, вовсе не Москва, а Киев оставался первопрестольным кафедральным градом вплоть до разделения всей митрополии в 1459-1460 гг., в то время как Владимир официально сохранял своё первенство кафедрального города перед Москвой до учреждения московского патриаршества в 1589 г.!

0 1dd005 f0780eb1 orig

Для справки: в Житии свт. Петра прямо сообщается, что « преходя грады» « обрете святый святитель град честен кротостию, зовомый Москва, в нем же обрете князя благочестива, именем Ивана, сына Данилова, внука Александровна». Только после убийства в Орде 21 ноября 1325 г. Юрия Даниловича тверским кн. Димитрием Михайловичем Грозные Очи Иван Калита, единственный оставшийся к тому времени в живых сын св. блгв. кн. Даниила Александровича, официально стал московским князем, но никак не ранее. По мнению историка Н.С. Борисова (МГУ), «Петр обосновался на московском подворье лишь в 1322 году. Именно тогда, после получения Дмитрием Тверским великого княжения и бегства Юрия в Новгород, Иван Данилович стал московским князем» (Борисов Н.С. Иван Калита. М., 1995. С. 133). Поэтому митрополит Петр никак не мог в 1315 г. приступить к святительским трудам в Москве, не говоря уже о переносе в 1325 г. митрополичьей кафизмы из стольного Владимира!

0 1dc860 cf15c7f orig
Митрополит Петр с житием.
Дионисий и его мастерская.
1480-е годы.
197 х 151.
Успенский cобор Московского Кремля. Инв. 3228 соб/ж-258.
Перенесение честных мощей святителя Петра.

По установлении сего праздника Пахомий Серб, инок Троицкого Сергиева монастыря, по поручению начальства в конце ХV в. написал два канона на перенесение мощей святителя Петр. В 1547 г., после пожара, истребившего в Москве почти все кремлевские здания и разрушившего кровли и паперти Успенского собора, мощи св. Петра перенесены были в Чудов монастырь и по возобновлении собора положены в нем в новую золотую раку, устроенную Иоанном Васильевичем IV в 1555 г. по случаю рождения у него царевича Иоанна. В святцах, напечатанных в Москве 1648 г., под 4 числом августа замечено: « святитель Петр митрополит явился благочестивой царице Анастасии, не повелевая никому же гроб свой раскрывати никогда, и повеле ей своею печатию раку свою запечатлети, и того дня установиша праздник сей праздновати».

Церковь в своих песнопениях день перенесения мощей святителя Петра называет всечестным праздником, веселящим Императора и люди: « яко врача преизрядна и источника чудесам обильна, днесь сошедшеся любовию духовные твоя чада в перенесение честных мощей твоих, архиерея Петра, молим тя: моли Христа Бога, даровати честным твоим перенесением Императору нашему на враги победительная».

От редакции. См. подробнее по данной теме:

Зачем Медведеву пиар с Афоном?: http://www.expertmus.com/2012/03/blog-post_7123.html

«Не юбилейте!»: неюбилейные заметки в «юбилей» Сергия Радонежского (видео): http://www.expertmus.com/2014/07/blog-post.html

6 сентября Православная Церковь совершает торжественное празднование чудотворной Петровской иконе Божией Матери. Икона имеет такое название потому, что ее написал святитель Петр, митрополит Московский, когда был еще игуменом Ратского монастыря на Волыни ( см. фото).

0 1dc85d de61f80f orig
Митрополит Петр с житием.
Дионисий и его мастерская.
1480-е годы.
197 х 151.
Успенский cобор Московского Кремля. Инв. 3228 соб/ж-258.
Обучение Петра иконописанию.

0 1dc862 dd6cf276 orig

Тропарь Пресвятой Богородице пред Ея иконой «Петровской», глас 4 :

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадем, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибaем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, // Тя бо и едину надежду имамы.

Кондaк Пресвятой Богородице пред Ея иконой «Петровской», глас 6 :

Предстaтельство христиан непостыдное, / ходaтайство ко Творцу непреложное, / не презри грешных молений глaсы, / но предвари, яко Благaя, на помощь нас, верно зовущих Ти; / ускори на молитву, и потщися на умоление, // предстaтельствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Самой первой чудотворной иконой Москвы стал образ Богородицы письма митрополита Петра, видимо, поставленная в Успенском соборе Московского Кремля после блаженной кончины святителя в 1326 г. (см. фото). Ранние сведения об этой святыне содержатся в Житии митрополита Петра, составленном сразу после его блаженной кончины в 1326 г. В Житии повествуется о том, как Петр, будучи игуменом Спасо-Преображенского монастыря на Волыни и искусным иконописцем, написал икону Богородицы и подарил ее митрополиту Максиму. Далее эта икона помогла Петру стать митрополитом и вернулась к нему уже как прославленный чудотворный образ. В письменных источниках XV в. нет прямых свидетельств о местонахождении иконы письма митрополита Петра. Видимо, она помещалась у его гроба и называлась « животворивой», поскольку в летописных рассказах о спасении Москвы от вражеских нашествий заступничеством Богородицы и архиепископа Петра этот образ неизменно упоминается совместно с московским святителем.

0 1dc864 45fb9abe orig
Петровская икона Богоматери.
XIV в.
23 х 17.
Из собрания С.П. Рябушинского.
Государственная Третьяковская галерея. Инв. 12858. Поступила из ГИМ в 1930 г.

0 1dc863 52232626 orig
В иконописном подлиннике икона описана так: «. Лице надесно, шуицы длань простря ко Христовым перcем, а десницы Ея за Ним не видно. Христос же в деснице своей держа свиток, а шуица благословлящи, крест ей предъявляя, и стояше просто, лицем к ней зряше, нозе же Его не видны» (Л. 274).

0 1dc85e 333c7fd1 orig

Возможно, это либо сама чтимая икона, либо ее ранний список. Косвенным свидетельством, подтверждающим отождествление иконы из Успенского собора с чудотворной Петровской иконой Богоматери, является икона-список, исполненная Назарием Савиным в 1614 г.

0 1dc865 2a531884 orig
Петровская икона Богоматери.
Назарий Савин.
Ок. 1614 г.
36 х 30.
Государственная Третьяковская галерея. Инв. 22959. Пост. из Госфонда в 1934 г. Раскрывалась в ЦГРМ ок. 1930 г. Собр. А. М. и А. В. Мараевых, г. Серпухов.

Она повторяет не только иконографию кремлевской иконы (очень точно, вплоть до мелких деталей), но и типы ликов с их своеобразными чертами. Это единственный из списков, который имеет название «Петровская» ( см. надпись на фоне слева). На полях иконы изображены московские святители Петр, Алексей и Иона, иконописные образы которых, как следует из «Чиновников» Успенского собора начала XVII в., выносились на Малый крестный ход вместе с иконой Богородицы письма митрополита Петра. На обороте иконы под верхней шпонкой имеется вкладная надпись, указывающая на ее связь с чтимой святыней Успенского собора: « Лета 7123 го (1614) декабря в 5 де сеи образ пречистои, писмо Петра митрополита выменил, в Казани Никита Григоревич Строганов у Назарья Истомина сына иконника, дал (50)».

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.

Источник

Adblock
detector