Меню

праздник песни в латвии

Retro Latvija club

Там, где прошлое встречается с настоящим ⭐⭐⭐ Kur pagātne satiekās ar tagadni

Праздник песни и танца в Латвии в разные годы / Vispārējie latviešu Dziesmu un Deju svētki dažādos gados

10676242 801387299912120 8909485551783659008 n

Праздник песни и танца в Латвии в разные годы / Vispārējie latviešu Dziesmu un Deju svētki dažādos gados

В начале XIX века в городах Латвии по немецкому образцу стали формироваться хоры и песенные коллективы. В 1857 году в Таллине и 1861 году в Риге прошли масштабные фестивали немецко-балтийских хоров. А в 1864 году священник и литератор Юрис Нейкенс, следуя примеру остзейских немцев, организовал фестиваль мужских латышских хоров в Дикли, в котором приняли участие 6 хоров и 120 участников. За ним последовали ещё несколько подобных мероприятий, в том числе Курземский праздник песни в Добеле, в котором приняли участие 400 человек.

Летом 1873 года новоявленное Рижское латышское общество организовало I Вселатвийский праздник пения (I Vispārīgie latviešu Dziedāšanas svētki). За ним последовали II, III, IV (в Елгаве) и V Праздник. Именно 1873 год можно считать началом празднования песни в Латвии.

В какие года проводился Праздник песни и танца в Латвии?

Российская Империя
1. 1873 год
2. 1880 год
3. 1888 год
4. 1895 год
5. 1910 год
Латвийская республика
6. 1926 год
7. 1931 год
8. 1933 год
9. 1938 год
Латвийская Советская Социалистическая республика
10. (1) 1948 год
11. (2) 1950 год
12. (3) 1955 год
13. (4) 1960 год
14. (5) 1965 год (посвящён 25-й годовщине Советской Латвии)
15. (6) 1970 год (посвящён 100-летию со дня рождения Ленина)
16. (7) 1973 год (посвящён 100-летию 1-го праздника песни)
17. (8) 1977 год (посвящён 60-летию Октябрьской Революции и 37-летию образования ЛССР)
18. (9) 1980 г. (посвящён 40-летию восстановления Советской власти в Латвии)
19. (10) 1985 год (посвящён 40-летию победы в Великой Отечественной войне и 45-летию восстановления Советской власти в Латвии)
Латвийская республика
20. 1990 год
21. 1993 год
22. 1998 год
Dziesmu un deju svētki Rīgai 800 – 2001 год
23. 2003 год
24. 2008 год
25. 2013 год
26. 2018 год

Во время Первой мировой войны фестиваль не проводился. В независимой Латвии прошли VI, VII, VIII и IX Праздники. Во время Второй мировой войны фестивали также не проводились.

После присоединения Латвии к СССР организация Праздников возобновилась. В Советское время с 1948 по 1985 год прошло десять фестивалей (X—XIX).

«Не символ слепого преклонения, не устаревшая духовная реликвия, с которой надо смахивать пыль, а сила, которая хранит народ и от клешней завоевателей, от болезней и ведьминых костров, и от драгунских оргий, фашистской петли. Это сила, которая помогает строить и надеяться, хранить и развиваться…» — так высказывался Янис Петерс, будучи народным поэтом Латвийской ССР.

Первые два Праздника песни Советской Латвии (1948 и 1950 годов), проходили в центре Риги, на месте современного парка Эспланада. Многотысячный хор располагался на временной эстраде, специально построенной для этого события.
В 1955 году была построена Большая эстрада Рижского парка культуры и отдыха «Межапарк», специально предназначавшаяся для проведения Праздников песни. Архитекторы В. В. Шнитников и Г. П. Ирбите. Эстрада размещала 10 тысяч певцов и 30 тысяч зрителей в амфитеатре.

15000206744c4
50-е года. Рига. Построенная Большая эстрада Рижского парка культуры и отдыха «Межапарк»

В советский период праздники имели альтернативную нумерацию и нередко посвящались коммунистическим праздникам, например, столетию со дня рождения В. И. Ленина в 1970 году и 60-летию Октябрьской революции в 1973 году. С 1960 года параллельно основному фестивалю проводился также Школьный и юношеский праздник песни и танца.

Интересные факты о празднике песни и танца в Латвии

💢 Самой первой песней, исполненной на самом первом латышском празднике песни в 1873 году в Царском лесу (Межапарке), был российский гимн «Боже, царя храни». Причем исполняли его по-латышски: Dievs, sargi caru! Dod viņam spēku valdīt par slavu, par slavu mums!

💢 Именно на Празднике песни впервые прозвучал гимн Латвии Dievs, svēti Latviju! (Боже, благослови Латвию!). Произошло это на первом Празднике в 1873 году — свое произведение, написанное по мотивам гимна Англии, представил один из первых латвийских композиторов Карлис Бауманис. Он же был и автором слов.
Впервые произведение Dievs, svēti Latviju было утверждено в качестве гимна 17 июня 1920 года.
В следующий раз Dievs, svēti Latviju стало гимном 15 февраля 1991 года, после того, как произведение утвердил Верховный совет ЛССР.

💢 Имантс Кокарс — бессменный главный дирижер Праздника песни танцев, ушедший из жизни в 2011 году — впервые стал руководить торжеством в 1965 году. Многие профессионалы по всему миру высоко ценили труд Кокарса, отмечая, что им было бы не под силу руководить хором из нескольких десятков тысяч человек.

11986970 986371938080321 8831978227271235186 n
1980 год. Рига. Межапарк. Большая эстрада. Праздник песни. Дирижер Imants Kokars (Источник фото: F64)

💢 В Советской Латвии Праздник песни и танцев проходил десять раз. В этот период торжество проходило во второй, а не первой половине лета — в честь годовщины возникновения Латвийской ССР, которая приходится на 21 июля.

💢 В истории Латвии два случая, когда музыкальные мероприятия страны были почти приравнены по масштабу к Празднику песни и танцев.
Сообщается, что Латгальский праздник песни в 1940 году не считался вселатвийским, однако, судя по размаху и количеству участников, приехавших со всем страны и ближнего зарубежья, мероприятия было неофициально приравнено к Празднику песни и танцев.
Похожая ситуация произошла и в 2001 году в Риге — размах песенного и танцевального мероприятия «Риге — 800», посвященного юбилей столицы, был приравнен в Празднику песни и танцев.

💢 Начиная с 1950 года за границей проводились праздники песни и танца в центрах эмиграции латышей — США, Канаде, Австралии, Германии и других странах. Эти праздники проводятся и в наше время, являясь своеобразными днями латышской культуры.

💢 В Литве и Эстонии проводятся аналогичные праздники — Dainų šventė и Laulupidu.

Источник

Пели при царе, при Улманисе, при Гитлере и при Сталине: Праздник песни в Латвии

РИГА, 29 июн — Sputnik, Михаил Губин. Народный поэт Латвии Янис Петерс назвал Праздник песни латышским раем.

«Не символ слепого преклонения, не устаревшая духовная реликвия, с которой надо смахивать пыль, а сила, которая хранит народ и от клешней завоевателей, от болезней и ведьминых костров, и от драгунских оргий, фашистской петли. Это сила, которая помогает строить и надеяться, хранить и развиваться…» — так высказывался Петерс, будучи народным поэтом Латвийской ССР.

Дирижер Праздника песни Иварс Цинкус назвал его «ритуалом по очищению духа латышского народа», руководитель парламентской комиссии по общественному сплочению Илмарс Латковскис — «участием латышей в космических процессах», а читательница газеты Latvijas Avīze Айя из Саулкалне – «тысячемегаваттным световым зарядом, который поможет нам рассеять нападение Гапоненко и других темных».

Песнь изначальная

Кажется, что латыши пели всегда. И танцевали, конечно. Хотя, как известно из истории, первый Всеобщий латышский праздник песни прошел в Риге 8 июля 1873 года. И только в 1948 году на рижском стадионе «Динамо» состоялся первый Праздник танца.

Латышские историки указывают, что первое известное им совместное пение латышских хоров прошло в 1864 году, а сама идея заимствована у балтийских немцев, которые тоже любили хоровое пение и даже устроили свой праздник в Риге в 1861 году. Балтийских немцев давно уже нет, а латыши все поют.

Еще в позапрошлом веке Праздник песни было решено проводить в годы, заканчивающиеся на 3 и 8. Но уже второй праздник был перенесен с 1878-го на 1880 год из-за Русско-турецкой войны. И впоследствии эта традиция не всегда поддерживалась и была восстановлена только в 1993 году.

Все праздники песни отмечались в Риге, кроме одного, четвертого, который был в 1895 году в Елгаве. Два раза праздники песни проходили в специально построенных закрытых помещениях — в 1895 и 1910 годах. С 1926 по 1955 год праздники песни проходили на Эспланаде. А 21 июля 1955 года на 12-м Всеобщем латышском празднике песни была открыта Большая эстрада в Межапарке, на 10 тысяч певцов. Это был первый Праздник песни, заключительный концерт которого транслировали по телевидению.

Помимо всеобщих праздников песни, было немало и городских, региональных, либо приуроченных к годовщинам. Например, в честь 800-летия Риги в 2001 году.

«Боже, царя храни»

Несмотря на официальную историческую «концепцию трех оккупаций», праздники песни советского периода из истории не вычеркнуты. Это говорит о том, что латыши своими песнями украшали любой режим.

Самой первой песней, исполненной на самом первом латышском празднике песни в 1873 году, кстати, в Царском лесу (Межапарке), был российский гимн «Боже, царя храни». Причем исполняли его по-латышски: Dievs, sargi caru! Dod viņam spēku valdīt par slavu, par slavu mums! И пели на других дореволюционных певческих праздниках. Нынешний гимн тоже пели – как молитву.

«Стрелки и трудящиеся Москвы услышали в исполнении оркестра, хора и солистов классические произведения как латышских композиторов — А. Калныня, Я. Витола, Э. Мелнгайлиса, Э. Дарзиня («Старина», «Песня Мирдзы», «День страшного суда»), так и Л. Бетховена, Ф. Шуберта, М. Мусоргского, Ж. Бизе и других, а также латышские народные песни», — писала газета «Криевияс циня».

Песни о Латвии и ее славе

Впрочем, это было еще до провозглашения Латвийской Республики. А первый Праздник песни после объявления независимости и шестой по общему счету состоялся в 1926 году. И на этом празднике впервые звучали исключительно произведения латышских композиторов.

В довоенной Латвийской Республике прошло только четыре Всеобщих праздника песни. Последний из них в – 1938 году. Это был первый и, наверное, единственный праздник, на который приглашали с помощью авиации.

«Чтобы способствовать лучшему проведению праздников песни, военный министр генерал Янис Балодис разрешил для их пропаганды использовать наши военные самолеты, из которых будут сыпать листовки. Первый раз листовки с военного самолета с приглашением посетить большой латышский праздник песни рассыпят завтра в Даугавпилсе во время Праздника труда Восточной Латвии. Самолет прилетит в 19:30», — писала газета «Яунакас Зиняс» 21 мая 1938 года.

Это был апофеоз улманисовского «вождизма». На афишах значилось, что праздник проходит под протекторатом президента доктора Карлиса Улманиса. В рижском парке Победы специально построили эстраду на 100 тысяч зрителей. На открытии Улманис процитировал строки автора «Лачплесиса» о том, что надо думать только о Латвии и ее славе.

«Разве это время не пришло, разве не сбылись провидческие слова Пумпурса? Если это так, то все скажите: «Да!» — провозгласил Улманис, и десять тысяч человек вскочили на ноги в едином порыве закричали: «Да!» Таким образом они принесли клятву вождю, писали газеты.

Подводя итоги 9-го Праздника песни, газета «Яунакас зиняс» сообщала, что в ним принимали участие 16 тысяч певцов. За два дня в буфете они выпили 20 тысяч бутылок пива, 1 тысячу 200 бутылок лимонада, 1 тысячу 200 литров чая, съели 50 тысяч колбасок и 6 тысяч пирожных.

Подвиг хористов

И совсем на грани двух эпох находится первый Латгальский праздник песни — он открылся в Даугавпилсе 15 июня 1940 года. Тогда ждали президента, который должен был выступить с речью, но он не приехал, так как получил советский ультиматум, Латвию обвиняли в нарушении договора от 5 октября о взаимопомощи.

В этот же день произошел инцидент на границе в поселке Масленки. Латвийская сторона сообщила, что утром на рассвете пограничники СССР перешли границу и напали на здание пограничной охраны, есть жертвы.

Тем не менее Латгальский праздник песни состоялся. На нем выступило около 11 тысяч певцов и танцоров. В 2012 году в газете «Латвияс Авизе» член общества репрессированных г-н Петерсонс назвал выступление хористов 16 июня 1940 года подвигом. Дескать, они знали, что к границам приближаются русские танки, но, тем не менее, три раза мужественно исполнили государственный гимн.

Хористы просто не знали, что скоро он станет гимном Латвийской ССР. Да и кто мог это предвидеть?

Песня для Гитлера

Следующие праздники песни прошли при немецких оккупантах. Руководители рейхскомиссариата «Остланд» народное хоровое пение поощряли, в конце концов, оно пришло к латышам от немцев.

И 21 июня 1942 года на берегу Даугавы, возле священной скалы Стабурагс, состоялся Праздник песни, на котором присутствовали рижский и мадонский комиссар штандартенфюрер Фуст, заместитель генерального комиссара Остланда Борке, шеф пропаганды Дресслер, начальник рижской жандармерии лейтенант Раубе и прочие представители германской армии и администрации.

«Красный флаг никогда больше не будет развиваться над нашей землей!» — заявил тогда генеральный директор внутренних дел Данкерс. А хор исполнил Dievs, svēti Latvju! и народные песни. Газета «Тевия» сообщила, что все это позволило гостям рассмотреть душу латышского народа.

Одиннадцатого июля 1943 года в Риге на Армейском стадионе прошел праздник песни, на котором с речью выступил генеральный комиссар Латвии в рейхскомиссариате Остланд Отто-Генрих Дрекслер.

«Народы Европы осознали свою культурную общность и значение ценностей человечества и готовы их защищать. Защищать от тех англо-американских воздушных пиратов, которые только понаслышке знают о ценностях европейской культуры, как и от тех большевистских поджигателей, которые любой фактор европейской культуры рассматривают как подлежащий уничтожению», — заявил Дрекслер.

После речи был исполнен гимн Германии, а потом прозвучала песня «Замок света». Сообщалось, что на праздник собралось около 50 тысяч человек.

Двадцать седьмого июня 1943 года в Лиепае прошел пятый праздник песни Курземе. Сообщалось, что хористы, кроме гимна Германии, исполнили «Хорст Вессель» и хвалебную песню про Гитлера. Не надо думать, что они все были нацистами, просто им хотелось петь.

А 7 июня 1943 года в Даугавпилсе состоялся второй Латгальский праздник песни, в котором участвовали 20 тысяч хористов. Перед открытием выступил генеральный комиссар Дрекслер, который в своей речи утверждал, что при большевистском режиме народная латышская песня была запрещена и за нее расстреливали.

Но как показали последующие события, это совсем не так.

Привет от Сталина

В честь пятилетней годовщины принятия Латвии в СССР 5 августа 1945 года в Риге на Эспланаде состоялись олимпиада художественной самодеятельности и День песни. Трибуны были украшены фигурами Лачплесиса и Ильи Муромца. Латышского народного героя изображал заслуженный деятель искусств Латвийской ССР Артурс Филипсонс, а русского богатыря — заслуженный деятель искусств Янис Осис.

Следующий Праздник песни открылся не скоро — 19 июля 1948 года. И он был не только десятый, юбилейный и всеобщий латышский, но и первый Праздник песни Советской Латвии. Соответственно, в репертуаре были песни о Сталине, а участники шествия несли его портреты.

Самого Иосифа Виссарионовича тоже приглашали. Газета «Циня» поместила ответ Сталина латвийским руководителям.

«Президиуму Верховного Совета Латвии. Товарищу Кирхенштейну. Совету Министров. Товарищу Лацису. ЦК КП(б). Товарищу Калнберзиню. Очень благодарен за приглашение. В празднике, к сожалению, принять участие не смогу, так как занят. Мой привет трудящимся Латвии. 17 июля 1948 года. И. Сталин», — говорилось в ответном письме вождя.

По крайней мере, можно утверждать, что Сталин о празднике знал.

Песни Советской Латвии

Вот так началась история праздников песни Советской Латвии. В 1950 году на празднике выступил военный хор рижского гарнизона, пели на русском языке. В 1955 году праздник впервые прошел на новой страде в Межапарке и снова с военным хором.

В 1965 году мероприятие было посвящено 25-летию Советской Латвии, а в 1970-м — столетию Ленина.

Далее периодичность поменялась и следующий Праздник песни был в 1973 году – в честь столетия самого первого праздника. На эстраду в Межапарке вынесли знамя первого праздника песни, считающегося первым знаменем латышей. Наверное, все-таки копию. И знамя в честь 100-летия – с гербом Латвийской ССР. Первое знамя можно увидеть в музее. Второго нигде нет. Праздничное шествие запомнилось почетным караулом Лачплесисов у памятника Ленину в Риге.

Безусловно, на всех советских праздниках исполнялось множество латышских песен, не только народных. Хотя историки и утверждают, что некоторые подвергались цензуре. Например, при Хрущеве из песен убирали слово «Бог».

В 1977 году праздник был в честь 60-летия Великого Октября — звучали песни о Дружбе нардов СССР. А в 1980 году праздник был посвящен сорокалетию Советской Латвии. Очевидцы утверждали, что в Межапарке была спрятана военная техника — на случай массовых беспорядков. Последний полностью советский Праздник песни прошел уже при Горбачеве, в 1985 году, и был посвящен 40-летию Победы. Опять выступал хор Советской армии, исполняющий «День Победы» Давида Тухманова.

Новое время

А вот праздник песни 1990 года советским назвать уже было нельзя, он прошел под красно-бело-красными флагами. Впервые приехали зарубежные латышские хоры. Кроме того, впервые с 1940 года, с того самого латгальского праздника, был исполнен гимн Dievs, svētī Latviju! Само собой, никаких русских там не было.

Новая история праздника началась в 1993 году. В XXI Празднике песни, первом после восстановления независимости, участвовали 13 тысяч хористов и 10 тысяч 746 танцоров, а также объединенный духовой оркестр из 1 тысячи 600 музыкантов, ансамбли народной музыки, зарубежные хоры латышей, Южной Кореи, Кении, Ботсваны, Японии, Израиля и других стран.

Однако дальнейшая история латышского праздника песни вовсе не безоблачна, даже не смотря на то, что в 2005 году Сейм принял подготовленный Народной партией проект закона о Всеобщем празднике латышской песни и танца, призванный сохранить его периодичность.

«Праздник песни и танца — уникальная черта латвийской культуры и составная часть национальной идентичности», — было указано в проекте закона.

Позже в закон добавили пункты об оперативном руководстве и о медицинской помощи. Самыми распространенными недугами среди участников Праздника песни и танца были признаны кишечные заболевания и отравление некачественными продуктами.

Без денег и людей, но с песней

Из-за экономического кризиса проведение праздника оказалось под угрозой — не было денег. В 2013 году был даже объявлен сбор пожертвований на проведение Праздника песни и создано общество по его спасению. Кстати, это был последний праздник, оцениваемый в латах. Из госбюджета министерству культуры тогда было выделено 3,39 миллиона в этой валюте.

Источник

Путешествия по городам России и зарубежья

Пешие экскурсии

Праздник песни и танца в Латвии 2018

Балтийский национальный праздник песни и танца гремит на всю Латвию раз в 5 лет, однако, в 2018 году дата совпала с празднованием 100-летнего юбилея всех трех государств Балтии (Эстония, Латвия и Литва), отчего масштаб события получился просто колоссальным.

Впервые Латвийский праздник песни был проведен в 1873 году с участием всего лишь 1000 певцов. Сегодня песенный праздник представляет собой мощное движение, в котором приняли участие около 43 тыс. певцов, танцоров, музыкантов и артистов Латвии. Все они из разных городов и хуторов на протяжении пяти лет оттачивали мастерство своего искусства, чтобы слиться в единый поток праздника.
001 %D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8 %D0%B8 %D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B0 %D0%B2 %D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B8 2018

Песенно-танцевальный праздник прошел в Риге с 1 по 8 июля 2018 года.

1 июля в 9 утра под гимн Латвийского государства был торжественно поднят флаг, ознаменовавший открытие Праздника песни и танца. Чуть позже в Домском соборе прошел концерт духовной музыки, за которым последовало яркое шествие по улицам Риги от Памятника Свободы по улице Бривибас до улицы Стабу.

Из наиболее значимых мероприятий праздника стоит выделить танцевальный концерт сценического танца под названием «Танцу – еще сто лет!», прошедший 2 июля на Арене Рига, и танцевальный гранд-концерт «Земля Мары», прошедший в ночь с 6 на 7 июля на стадионе «Даугава». Более 18 тыс. танцоров под ритмы народной музыки рассказали зрителям о самых важных исторических событиях страны.

Кульминацией праздника стал заключительный концерт «На звездном пути», в котором 12 тыс. певцов на Большой Эстраде Межапарка исполнили шедевры хоровой Латвийской музыки. Песенный праздник завершился в ночь на 9 июля Ночью всенародной песни, когда к хоровым певцам присоединяются все зрители, образуя единый хор.
002 %D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8 %D0%B8 %D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B0 %D0%B2 %D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B8 2018

Эмблемой праздника стало его полное название: XXVI Вселатвийский Праздник песни XVI Праздник танца. Эта надпись танцует и заплетается, образуя то ли бесконечность, то ли восьмерку, что тоже очень символично, так как празднование прошло в 2018 году.
003 %D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8 %D0%B8 %D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B0 %D0%B2 %D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B8 2018

Национальная одежда является неотъемлемой частью культурного наследия Латвии. С первого взгляда можно заметить, что национальная одежда достаточно яркая, требовалось немало сил и мастерства для её создания, поэтому в стародавние времена многие элементы одежды передавались из поколения в поколение, и молодые с удовольствием носили красивые броши, шерстяные шали, узорчатые пояса и головные уборы своих предков. С наступлением Праздника песни и танца все участники с удовольствием облачаются в национальные одежды, возвращаясь к своим корням.
004 %D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8 %D0%B8 %D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B0 %D0%B2 %D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B8 2018

Кроме основных танцевальных и певческих мероприятий, на празднике можно было увидеть выступления фольклорных групп, актеров любительского театра, и, конечно же, гостей из других стран, приехавших поучаствовать в таком масштабном празднике.
005 %D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8 %D0%B8 %D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B0 %D0%B2 %D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B8 2018

Буквально с первого дня и до окончания праздника в Верманском парке, парке Эспланада была открыта ярмарка изделий мастеров-ремесленников, где можно было приобрести сувенирную продукцию, чаи, травы, сладости ручной работы, одежду и т.д. Тут же проходили небольшие бесплатные концерты и выступления.
006 %D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8 %D0%B8 %D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B0 %D0%B2 %D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B8 2018

Традиция Праздника песни и танца внесла огромный вклад в формирование самосознания латышской нации и поддержания идеи государственной независимости. Каждый участник Праздника, будь то певец, танцор, швея или просто гость – продолжатель традиции; он одновременно творит и создает свою страну – Латвию.

Следующий Вселатвийский праздник песни и танца пройдет через 5 лет в 2023 году.

Источник

Пели при царе, при Улманисе, при Гитлере и при Сталине: Праздник песни в Латвии

РИГА, 29 июн — Sputnik, Михаил Губин. Народный поэт Латвии Янис Петерс назвал Праздник песни латышским раем.

«Не символ слепого преклонения, не устаревшая духовная реликвия, с которой надо смахивать пыль, а сила, которая хранит народ и от клешней завоевателей, от болезней и ведьминых костров, и от драгунских оргий, фашистской петли. Это сила, которая помогает строить и надеяться, хранить и развиваться…» — так высказывался Петерс, будучи народным поэтом Латвийской ССР.

Дирижер Праздника песни Иварс Цинкус назвал его «ритуалом по очищению духа латышского народа», руководитель парламентской комиссии по общественному сплочению Илмарс Латковскис — «участием латышей в космических процессах», а читательница газеты Latvijas Avīze Айя из Саулкалне – «тысячемегаваттным световым зарядом, который поможет нам рассеять нападение Гапоненко и других темных».

Песнь изначальная

Кажется, что латыши пели всегда. И танцевали, конечно. Хотя, как известно из истории, первый Всеобщий латышский праздник песни прошел в Риге 8 июля 1873 года. И только в 1948 году на рижском стадионе «Динамо» состоялся первый Праздник танца.

Латышские историки указывают, что первое известное им совместное пение латышских хоров прошло в 1864 году, а сама идея заимствована у балтийских немцев, которые тоже любили хоровое пение и даже устроили свой праздник в Риге в 1861 году. Балтийских немцев давно уже нет, а латыши все поют.

Еще в позапрошлом веке Праздник песни было решено проводить в годы, заканчивающиеся на 3 и 8. Но уже второй праздник был перенесен с 1878-го на 1880 год из-за Русско-турецкой войны. И впоследствии эта традиция не всегда поддерживалась и была восстановлена только в 1993 году.

Все праздники песни отмечались в Риге, кроме одного, четвертого, который был в 1895 году в Елгаве. Два раза праздники песни проходили в специально построенных закрытых помещениях — в 1895 и 1910 годах. С 1926 по 1955 год праздники песни проходили на Эспланаде. А 21 июля 1955 года на 12-м Всеобщем латышском празднике песни была открыта Большая эстрада в Межапарке, на 10 тысяч певцов. Это был первый Праздник песни, заключительный концерт которого транслировали по телевидению.

Помимо всеобщих праздников песни, было немало и городских, региональных, либо приуроченных к годовщинам. Например, в честь 800-летия Риги в 2001 году.

«Боже, царя храни»

Несмотря на официальную историческую «концепцию трех оккупаций», праздники песни советского периода из истории не вычеркнуты. Это говорит о том, что латыши своими песнями украшали любой режим.

Самой первой песней, исполненной на самом первом латышском празднике песни в 1873 году, кстати, в Царском лесу (Межапарке), был российский гимн «Боже, царя храни». Причем исполняли его по-латышски: Dievs, sargi caru! Dod viņam spēku valdīt par slavu, par slavu mums! И пели на других дореволюционных певческих праздниках. Нынешний гимн тоже пели – как молитву.

«Стрелки и трудящиеся Москвы услышали в исполнении оркестра, хора и солистов классические произведения как латышских композиторов — А. Калныня, Я. Витола, Э. Мелнгайлиса, Э. Дарзиня («Старина», «Песня Мирдзы», «День страшного суда»), так и Л. Бетховена, Ф. Шуберта, М. Мусоргского, Ж. Бизе и других, а также латышские народные песни», — писала газета «Криевияс циня».

Песни о Латвии и ее славе

Впрочем, это было еще до провозглашения Латвийской Республики. А первый Праздник песни после объявления независимости и шестой по общему счету состоялся в 1926 году. И на этом празднике впервые звучали исключительно произведения латышских композиторов.

В довоенной Латвийской Республике прошло только четыре Всеобщих праздника песни. Последний из них в – 1938 году. Это был первый и, наверное, единственный праздник, на который приглашали с помощью авиации.

«Чтобы способствовать лучшему проведению праздников песни, военный министр генерал Янис Балодис разрешил для их пропаганды использовать наши военные самолеты, из которых будут сыпать листовки. Первый раз листовки с военного самолета с приглашением посетить большой латышский праздник песни рассыпят завтра в Даугавпилсе во время Праздника труда Восточной Латвии. Самолет прилетит в 19:30», — писала газета «Яунакас Зиняс» 21 мая 1938 года.

Это был апофеоз улманисовского «вождизма». На афишах значилось, что праздник проходит под протекторатом президента доктора Карлиса Улманиса. В рижском парке Победы специально построили эстраду на 100 тысяч зрителей. На открытии Улманис процитировал строки автора «Лачплесиса» о том, что надо думать только о Латвии и ее славе.

«Разве это время не пришло, разве не сбылись провидческие слова Пумпурса? Если это так, то все скажите: «Да!» — провозгласил Улманис, и десять тысяч человек вскочили на ноги в едином порыве закричали: «Да!» Таким образом они принесли клятву вождю, писали газеты.

Подводя итоги 9-го Праздника песни, газета «Яунакас зиняс» сообщала, что в ним принимали участие 16 тысяч певцов. За два дня в буфете они выпили 20 тысяч бутылок пива, 1 тысячу 200 бутылок лимонада, 1 тысячу 200 литров чая, съели 50 тысяч колбасок и 6 тысяч пирожных.

Подвиг хористов

И совсем на грани двух эпох находится первый Латгальский праздник песни — он открылся в Даугавпилсе 15 июня 1940 года. Тогда ждали президента, который должен был выступить с речью, но он не приехал, так как получил советский ультиматум, Латвию обвиняли в нарушении договора от 5 октября о взаимопомощи.

В этот же день произошел инцидент на границе в поселке Масленки. Латвийская сторона сообщила, что утром на рассвете пограничники СССР перешли границу и напали на здание пограничной охраны, есть жертвы.

Тем не менее Латгальский праздник песни состоялся. На нем выступило около 11 тысяч певцов и танцоров. В 2012 году в газете «Латвияс Авизе» член общества репрессированных г-н Петерсонс назвал выступление хористов 16 июня 1940 года подвигом. Дескать, они знали, что к границам приближаются русские танки, но, тем не менее, три раза мужественно исполнили государственный гимн.

Хористы просто не знали, что скоро он станет гимном Латвийской ССР. Да и кто мог это предвидеть?

Песня для Гитлера

Следующие праздники песни прошли при немецких оккупантах. Руководители рейхскомиссариата «Остланд» народное хоровое пение поощряли, в конце концов, оно пришло к латышам от немцев.

И 21 июня 1942 года на берегу Даугавы, возле священной скалы Стабурагс, состоялся Праздник песни, на котором присутствовали рижский и мадонский комиссар штандартенфюрер Фуст, заместитель генерального комиссара Остланда Борке, шеф пропаганды Дресслер, начальник рижской жандармерии лейтенант Раубе и прочие представители германской армии и администрации.

«Красный флаг никогда больше не будет развиваться над нашей землей!» — заявил тогда генеральный директор внутренних дел Данкерс. А хор исполнил Dievs, svēti Latvju! и народные песни. Газета «Тевия» сообщила, что все это позволило гостям рассмотреть душу латышского народа.

Одиннадцатого июля 1943 года в Риге на Армейском стадионе прошел праздник песни, на котором с речью выступил генеральный комиссар Латвии в рейхскомиссариате Остланд Отто-Генрих Дрекслер.

«Народы Европы осознали свою культурную общность и значение ценностей человечества и готовы их защищать. Защищать от тех англо-американских воздушных пиратов, которые только понаслышке знают о ценностях европейской культуры, как и от тех большевистских поджигателей, которые любой фактор европейской культуры рассматривают как подлежащий уничтожению», — заявил Дрекслер.

После речи был исполнен гимн Германии, а потом прозвучала песня «Замок света». Сообщалось, что на праздник собралось около 50 тысяч человек.

Двадцать седьмого июня 1943 года в Лиепае прошел пятый праздник песни Курземе. Сообщалось, что хористы, кроме гимна Германии, исполнили «Хорст Вессель» и хвалебную песню про Гитлера. Не надо думать, что они все были нацистами, просто им хотелось петь.

А 7 июня 1943 года в Даугавпилсе состоялся второй Латгальский праздник песни, в котором участвовали 20 тысяч хористов. Перед открытием выступил генеральный комиссар Дрекслер, который в своей речи утверждал, что при большевистском режиме народная латышская песня была запрещена и за нее расстреливали.

Но как показали последующие события, это совсем не так.

Привет от Сталина

В честь пятилетней годовщины принятия Латвии в СССР 5 августа 1945 года в Риге на Эспланаде состоялись олимпиада художественной самодеятельности и День песни. Трибуны были украшены фигурами Лачплесиса и Ильи Муромца. Латышского народного героя изображал заслуженный деятель искусств Латвийской ССР Артурс Филипсонс, а русского богатыря — заслуженный деятель искусств Янис Осис.

Следующий Праздник песни открылся не скоро — 19 июля 1948 года. И он был не только десятый, юбилейный и всеобщий латышский, но и первый Праздник песни Советской Латвии. Соответственно, в репертуаре были песни о Сталине, а участники шествия несли его портреты.

Самого Иосифа Виссарионовича тоже приглашали. Газета «Циня» поместила ответ Сталина латвийским руководителям.

«Президиуму Верховного Совета Латвии. Товарищу Кирхенштейну. Совету Министров. Товарищу Лацису. ЦК КП(б). Товарищу Калнберзиню. Очень благодарен за приглашение. В празднике, к сожалению, принять участие не смогу, так как занят. Мой привет трудящимся Латвии. 17 июля 1948 года. И. Сталин», — говорилось в ответном письме вождя.

По крайней мере, можно утверждать, что Сталин о празднике знал.

Песни Советской Латвии

Вот так началась история праздников песни Советской Латвии. В 1950 году на празднике выступил военный хор рижского гарнизона, пели на русском языке. В 1955 году праздник впервые прошел на новой страде в Межапарке и снова с военным хором.

В 1965 году мероприятие было посвящено 25-летию Советской Латвии, а в 1970-м — столетию Ленина.

Далее периодичность поменялась и следующий Праздник песни был в 1973 году – в честь столетия самого первого праздника. На эстраду в Межапарке вынесли знамя первого праздника песни, считающегося первым знаменем латышей. Наверное, все-таки копию. И знамя в честь 100-летия – с гербом Латвийской ССР. Первое знамя можно увидеть в музее. Второго нигде нет. Праздничное шествие запомнилось почетным караулом Лачплесисов у памятника Ленину в Риге.

Безусловно, на всех советских праздниках исполнялось множество латышских песен, не только народных. Хотя историки и утверждают, что некоторые подвергались цензуре. Например, при Хрущеве из песен убирали слово «Бог».

В 1977 году праздник был в честь 60-летия Великого Октября — звучали песни о Дружбе нардов СССР. А в 1980 году праздник был посвящен сорокалетию Советской Латвии. Очевидцы утверждали, что в Межапарке была спрятана военная техника — на случай массовых беспорядков. Последний полностью советский Праздник песни прошел уже при Горбачеве, в 1985 году, и был посвящен 40-летию Победы. Опять выступал хор Советской армии, исполняющий «День Победы» Давида Тухманова.

Новое время

А вот праздник песни 1990 года советским назвать уже было нельзя, он прошел под красно-бело-красными флагами. Впервые приехали зарубежные латышские хоры. Кроме того, впервые с 1940 года, с того самого латгальского праздника, был исполнен гимн Dievs, svētī Latviju! Само собой, никаких русских там не было.

Новая история праздника началась в 1993 году. В XXI Празднике песни, первом после восстановления независимости, участвовали 13 тысяч хористов и 10 тысяч 746 танцоров, а также объединенный духовой оркестр из 1 тысячи 600 музыкантов, ансамбли народной музыки, зарубежные хоры латышей, Южной Кореи, Кении, Ботсваны, Японии, Израиля и других стран.

Однако дальнейшая история латышского праздника песни вовсе не безоблачна, даже не смотря на то, что в 2005 году Сейм принял подготовленный Народной партией проект закона о Всеобщем празднике латышской песни и танца, призванный сохранить его периодичность.

«Праздник песни и танца — уникальная черта латвийской культуры и составная часть национальной идентичности», — было указано в проекте закона.

Позже в закон добавили пункты об оперативном руководстве и о медицинской помощи. Самыми распространенными недугами среди участников Праздника песни и танца были признаны кишечные заболевания и отравление некачественными продуктами.

Без денег и людей, но с песней

Из-за экономического кризиса проведение праздника оказалось под угрозой — не было денег. В 2013 году был даже объявлен сбор пожертвований на проведение Праздника песни и создано общество по его спасению. Кстати, это был последний праздник, оцениваемый в латах. Из госбюджета министерству культуры тогда было выделено 3,39 миллиона в этой валюте.

Источник

Вселатвийский праздник песни

Вселатвийский праздник песни и танца является одним из главных мероприятий на земле, которая поет. Это сокровище латвийской культуры, доступное всем и каждому. Жители городов и сел, представители всех слоев общества поддерживают эту традицию, которую ЮНЕСКО признала уникальной. Раз в пять лет зрители Латвии и всего мира воочию, по радио или телевидению наблюдают за десятками тысяч поющих и танцующих людей.

Содержание

Вселатвийский праздник песни и танца

Первый Вселатвийский праздник песни состоялся в 1873 году, после того как ему предшествовали небольшие региональные фестивали. Европа пережила волну национального романтизма, и латыши последовали этому примеру благодаря национальному пробуждению, которое проложило путь к независимости Латвии в 1918 году, сохранив латышскую культуру и самосознание во время оккупации.

history of latvian song celebration

В период с 1873 по 2013 годы латыши провели 25 праздников песни. Непрерывность традиций и размах участия делает это мероприятие поистине общенациональным. Каждый праздник состоит из нескольких концертов и танцевальных представлений, после которых проходит концерт Объединенного хора, собирающий на одной сцене до 20 000 исполнителей. Подготовка к празднику занимает до пяти лет, в течение которых участники отшлифовывают свои номера. Танцоры и оркестровые музыканты – неотъемлемая часть заключительного концерта.

Этот праздник во все времена являлся частью ненасильственного сопротивления. Так латыши выражали свою коллективную точку зрения через наиболее символичные песни. Например, на первом празднике в 1873 году несколько раз исполнялся будущий гимн Латвии, несмотря на правящий царский режим. В итоге он стал национальным гимном Латвийской Республики. Праздники предшествовали пробуждению 1980-х годов. Советские власти не смогли запретить огромному хору петь недозволенные песни. Песенная революция 1988–1990 годов получила такое название потому, что во время крупных акций протеста люди пели политически важный текст.

soviet time latvia song celebration

Следующий Праздник песни и танца состоится в 2018 году. Помимо этого, каждые пять лет проходит столь же масштабный Праздник песни школьной молодежи, собирающий вокалистов и танцоров, учащихся в школах Латвии. Около 30 000 юных певцов и танцоров выступают на профессиональном уровне. Искренняя энергия, которую излучают дети во время пения и танцев, трогает за душу.

Хоровая культура

Если возле вас находятся латыши, то будьте уверены: рано или поздно они начнут петь. Пение тысяч людей в унисон во время праздника достигается путем кропотливой работы каждого исполнителя из каждого хора. Великая традиция и усердный труд по-прежнему делают Латвию землей, которая поет.

Хоровое пение является неотъемлемой частью латышской идентичности со времен национального пробуждения в 19-м веке. Этот способ коллективного пения стал столь же значимым для латышей, как опера, романс, шансон и симфония для других народов. Хоровая музыка в Латвии стала желанной обителью выдающихся композиторов, дирижеров и общественных лидеров. В результате хоровое пение оказалось ведущим жанром латвийской профессиональной музыки. Участие композиторов в роли хородирижеров стало уважаемым и социально значимым. Такая необычная ситуация в Латвии возымела важные последствия.

Среди множества любительских хоров Латвии межвоенного периода выделялось несколько. Хор Рейтерса во главе с Теодором Рейтерсом в течение двух десятилетий провел десять крупнейших концертных турне и принес латвийским хорам известность и признание за пределами страны. Создатели первого латышского звукового кино даже выбрали его хор для записи звуковой дорожки.

В современной Латвии хор по-прежнему является оплотом культуры и самобытности. Почти в каждой школе есть хор. Любой хорист стремится стать профессионалом. Все выдающиеся дирижеры пользуются всеобщей славой и уважением. Латыши готовы сотрудничать с хористами всего мира. Европейская ассоциация профессиональных хоров Tenso была основана совместно с хором Латвийского радио в сотрудничестве с ведущими хорами Германии, Нидерландов, Швеции, Франции, Великобритании, Ирландии, Норвегии и Дании.

choir games riga 2014 interkultur studi43 2

Ведущие профессиональные хоры Латвии признаны одними из лучших в мире. Хор Латвийского радио под руководством Сигварда Клявы и Каспара Путниньша, камерный хор Ave Sol под руководством Иманта Кокарса и Государственный академический хор Latvija под руководством Мариса Сирмайса известны на весь мир. Они зачастую становятся первым исполнителями сложных современных партитур. Молодежный камерный хор Kamēr под руководством Мариса Сирмайса завоевывал главные призы на многих международных конкурсах мира.

В 2006 хор Kamēr убедительно победил на Всемирных хоровых играх во всех трех категориях. В результате Латвия получила право организовать игры в 2014 году. Это стало центральным событием в Риге, культурной столице Европы. Латвийские хоры лидировали в большинстве конкурсов и завоевали множество призов. Наибольшей честью, оказанной Латвии, стал Хоровой Приз за содействие миру на земле 2014 года, вручаемый за хоровые традиции.

choir games in riga concert interkultur studi43

© Институт Латвии 2015; фото © Latvijas Nacionālais Kultūras centrs, Latvian National Library, Romvalds Salcevičs, Adelīna Darviņa, Austra White, Aivars Liepiņs, INTERKULTUR/Studi43

Источник

Retro Latvija club

Там, где прошлое встречается с настоящим ⭐⭐⭐ Kur pagātne satiekās ar tagadni

Праздник песни и танца в Латвии в разные годы / Vispārējie latviešu Dziesmu un Deju svētki dažādos gados

10676242 801387299912120 8909485551783659008 n

Праздник песни и танца в Латвии в разные годы / Vispārējie latviešu Dziesmu un Deju svētki dažādos gados

В начале XIX века в городах Латвии по немецкому образцу стали формироваться хоры и песенные коллективы. В 1857 году в Таллине и 1861 году в Риге прошли масштабные фестивали немецко-балтийских хоров. А в 1864 году священник и литератор Юрис Нейкенс, следуя примеру остзейских немцев, организовал фестиваль мужских латышских хоров в Дикли, в котором приняли участие 6 хоров и 120 участников. За ним последовали ещё несколько подобных мероприятий, в том числе Курземский праздник песни в Добеле, в котором приняли участие 400 человек.

Летом 1873 года новоявленное Рижское латышское общество организовало I Вселатвийский праздник пения (I Vispārīgie latviešu Dziedāšanas svētki). За ним последовали II, III, IV (в Елгаве) и V Праздник. Именно 1873 год можно считать началом празднования песни в Латвии.

В какие года проводился Праздник песни и танца в Латвии?

Российская Империя
1. 1873 год
2. 1880 год
3. 1888 год
4. 1895 год
5. 1910 год
Латвийская республика
6. 1926 год
7. 1931 год
8. 1933 год
9. 1938 год
Латвийская Советская Социалистическая республика
10. (1) 1948 год
11. (2) 1950 год
12. (3) 1955 год
13. (4) 1960 год
14. (5) 1965 год (посвящён 25-й годовщине Советской Латвии)
15. (6) 1970 год (посвящён 100-летию со дня рождения Ленина)
16. (7) 1973 год (посвящён 100-летию 1-го праздника песни)
17. (8) 1977 год (посвящён 60-летию Октябрьской Революции и 37-летию образования ЛССР)
18. (9) 1980 г. (посвящён 40-летию восстановления Советской власти в Латвии)
19. (10) 1985 год (посвящён 40-летию победы в Великой Отечественной войне и 45-летию восстановления Советской власти в Латвии)
Латвийская республика
20. 1990 год
21. 1993 год
22. 1998 год
Dziesmu un deju svētki Rīgai 800 – 2001 год
23. 2003 год
24. 2008 год
25. 2013 год
26. 2018 год

Во время Первой мировой войны фестиваль не проводился. В независимой Латвии прошли VI, VII, VIII и IX Праздники. Во время Второй мировой войны фестивали также не проводились.

После присоединения Латвии к СССР организация Праздников возобновилась. В Советское время с 1948 по 1985 год прошло десять фестивалей (X—XIX).

«Не символ слепого преклонения, не устаревшая духовная реликвия, с которой надо смахивать пыль, а сила, которая хранит народ и от клешней завоевателей, от болезней и ведьминых костров, и от драгунских оргий, фашистской петли. Это сила, которая помогает строить и надеяться, хранить и развиваться…» — так высказывался Янис Петерс, будучи народным поэтом Латвийской ССР.

Первые два Праздника песни Советской Латвии (1948 и 1950 годов), проходили в центре Риги, на месте современного парка Эспланада. Многотысячный хор располагался на временной эстраде, специально построенной для этого события.
В 1955 году была построена Большая эстрада Рижского парка культуры и отдыха «Межапарк», специально предназначавшаяся для проведения Праздников песни. Архитекторы В. В. Шнитников и Г. П. Ирбите. Эстрада размещала 10 тысяч певцов и 30 тысяч зрителей в амфитеатре.

15000206744c4
50-е года. Рига. Построенная Большая эстрада Рижского парка культуры и отдыха «Межапарк»

В советский период праздники имели альтернативную нумерацию и нередко посвящались коммунистическим праздникам, например, столетию со дня рождения В. И. Ленина в 1970 году и 60-летию Октябрьской революции в 1973 году. С 1960 года параллельно основному фестивалю проводился также Школьный и юношеский праздник песни и танца.

Интересные факты о празднике песни и танца в Латвии

💢 Самой первой песней, исполненной на самом первом латышском празднике песни в 1873 году в Царском лесу (Межапарке), был российский гимн «Боже, царя храни». Причем исполняли его по-латышски: Dievs, sargi caru! Dod viņam spēku valdīt par slavu, par slavu mums!

💢 Именно на Празднике песни впервые прозвучал гимн Латвии Dievs, svēti Latviju! (Боже, благослови Латвию!). Произошло это на первом Празднике в 1873 году — свое произведение, написанное по мотивам гимна Англии, представил один из первых латвийских композиторов Карлис Бауманис. Он же был и автором слов.
Впервые произведение Dievs, svēti Latviju было утверждено в качестве гимна 17 июня 1920 года.
В следующий раз Dievs, svēti Latviju стало гимном 15 февраля 1991 года, после того, как произведение утвердил Верховный совет ЛССР.

💢 Имантс Кокарс — бессменный главный дирижер Праздника песни танцев, ушедший из жизни в 2011 году — впервые стал руководить торжеством в 1965 году. Многие профессионалы по всему миру высоко ценили труд Кокарса, отмечая, что им было бы не под силу руководить хором из нескольких десятков тысяч человек.

11986970 986371938080321 8831978227271235186 n
1980 год. Рига. Межапарк. Большая эстрада. Праздник песни. Дирижер Imants Kokars (Источник фото: F64)

💢 В Советской Латвии Праздник песни и танцев проходил десять раз. В этот период торжество проходило во второй, а не первой половине лета — в честь годовщины возникновения Латвийской ССР, которая приходится на 21 июля.

💢 В истории Латвии два случая, когда музыкальные мероприятия страны были почти приравнены по масштабу к Празднику песни и танцев.
Сообщается, что Латгальский праздник песни в 1940 году не считался вселатвийским, однако, судя по размаху и количеству участников, приехавших со всем страны и ближнего зарубежья, мероприятия было неофициально приравнено к Празднику песни и танцев.
Похожая ситуация произошла и в 2001 году в Риге — размах песенного и танцевального мероприятия «Риге — 800», посвященного юбилей столицы, был приравнен в Празднику песни и танцев.

💢 Начиная с 1950 года за границей проводились праздники песни и танца в центрах эмиграции латышей — США, Канаде, Австралии, Германии и других странах. Эти праздники проводятся и в наше время, являясь своеобразными днями латышской культуры.

💢 В Литве и Эстонии проводятся аналогичные праздники — Dainų šventė и Laulupidu.

Источник

Adblock
detector