Меню

праздник перуна в калужской области

Верховным божеством наших Предков был Перун. Именно он возглавляет список Владимировых Богов, и именно его идол (единственный из всех) подробно описан Нестором-летописцем.

После принятия христианства культ Перуна, верховного языческого божества, подвергся наиболее яростному и сокрушительному искоренению.

Как гласит летопись, в 988 году воспринявший крещение князь Владимир повелел привязать Перуна к конским хвостам и скинуть с горы по Боричевскому спуску «на Ручаи». Новгородцы, приняв крещение, под руководством епископа Иоакима разорили святилище Перынь, а идол божества разрубили на части, протащили по грязи и скинули в Волхов. Один новгородец, увидев, что идол волной прибило к берегу, отпихнул его шестом, приговаривая: «Ты, Перунище, досыта ел и пил, а нынче плыви прочь!».
Перун, как и другие языческие боги, был причислен к разряду бесов, а на месте его святилищ построили православные храмы. В Киеве на холме, где стоял идол Перуна, князь Владимир поставил церковь святого Василия (поскольку при крещении он получил христианское имя Василий), на месте новгородской Перыни был воздвигнут Перынский скит с церковью Рождества Богородицы.

Но память о Перуне народ хранил вплоть до XVII века. Вот что рассказывает иностранный путешественник Адам Олеарий, посетивший Россию в 1654 году: «Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, т.е. богом огня, ибо русские огонь называют «перун». И на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом
огне по нерадению допускал огонь потухнуть, то наказывался смертью»».

С течением времени функция громовержца в народной культуре была перенесена на Илью- пророка, и он стал по существу христианским заместителем Перуна. У восточных славян и в XX веке сохранялось убеждение, что гроза происходит от того, что Илья-пророк ездит по небу на огненной колеснице (поэтому мы слышим гром) и мечет на землю громовые стрелы — молнии.

Источник

Родные Боги творят красоту твоими руками

rodnye bogi tvoryat krasotu 01 fitПрактически каждые выходные родноверы из Москвы, Калуги и близлежащих областей и районов съезжаются на капище Красотынка, чтобы внести свой вклад в строительство первого на русской земле за последние сотни лет храма Огня Сварожича. Храмовый комплекс преображается с каждым месяцем, и огромная заслуга в этом принадлежит добровольцам, которые оставляют все свои дела и, бывает, за сотни километров едут под Калугу, чтобы сажать деревья, обрабатывать землю, строить и украшать обрядовые постройки. Ведь Родные Боги творят красоту на земле нашими руками. И эти руки очень нужны сейчас Красотынке.

Красотынка – это земля площадью 4,75 га, приобретённая на собственные средства Союза Славянских Общин и вложения соратников для проведения славянских праздников и других мероприятий, связанных с изучением и восстановлением обычая Предков.

На Красотынке имеются бытовые постройки для удобства гостей и ведения подсобного хозяйства: беседки, колодец, место для приготовления пищи, стоянки личного транспорта, отхожие места и душевые кабины. Поэтому соратники не только трудятся в комфортных условиях, но и общаются за одним большим обеденным столом, узнавая больше о вере предков, обычае, обрядовости, образе жизни. Здесь они находят новых друзей, учатся единению в делах и быту.

Берите с собой тёплую одежду, топор и лопату (если есть), термосы с горячими напитками и питание, отличное настроение и детей, которым тоже очень полезно будет провести время на свежем воздухе в дружественном окружении.

Добраться до поселка Красотынка (Ферзиковский район, Калужская область) можно как на собственном транспорте, так и на общественном.
Как доехать?

Координаты.
54°31’00» Северной Широты
36°25’60» Восточной Долготы
Для ряда навигаторов:
N54.52108° E36.42365°
Проверяйте конечную точку после ввода координат!

Автотранспортом Москва-Калуга.
От МКАДа по Киевскому шоссе движемся до указателя Детчино, проезжаем детчинский светофор, затем через пару километров сворачиваем с Киевского шоссе на дорогу Калуга-Тула, проезжая под эстакадой (съезд на окружную дорогу).
Двигаетемся по окружной дороге до поворота на Тарусу.
Поворачиваем на Тарусу и движемся прямо по главной дороге до синего указателя Красотынка (там же автобусная остановка).
На указателе поворачиваем налево, на гравийно-песчаную дорогу, и движемся 1000 метров. Ищем крутой поворот вправо.
Далее движемся по прямой до капища 300 метров.

Москва-Калуга (общественный транспорт)
От станции метро «Теплый стан» ходят автобусы «Москва-Калуга» (время в пути 3 часа).
Можно добраться до Калуги на электричке. Электрички до Калуги (станция Калуга-1) регулярно ходят из Москвы с Киевского вокзала.
Есть поезда-экспрессы, преодолевающие путь до Калуги за 2,5 часа, что почти на час быстрее, чем обычная электричка.

Каждый неравнодушный к возрождению родной веры славянских предков соратник может поучаствовать в общем деле не только своим трудом. Если вы живете далеко, но духом с нами, у вас есть возможность осуществить свой вклад предметами народного ремесла, которые будут использованы в обрядовых и просветительских целях. Можно внести так же денежный вклад в благоустройство храма и земли Красотынки в целом.
Для переводов открыты счета:
счёт в «Яндекс Деньги»: 4100 1311 6068 26
карта Сбербанка: 639 002 229 005 678 691

rodnye bogi tvoryat krasotu 02 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 03 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 04 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 05 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 06 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 07 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 08 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 09 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 10 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 11 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 12 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 13 fit

Подготовлено ОСО ССО СРВ

Источник

На празднике Перуна

(Текст для интересующихся, без смысловых нагрузок и подробностей)

Далее наш товарищ решил приодеться подобающим образом в славянскую рубаху для обряда. А мы, обступив его, давали «советы бывалых», одобряли выбор, пока он вертелся, пытаясь разглядеть своё новое облачение. Ну и всячески искренне расхваливали. Как это часто бывает, наш друг вместо покупки рубахи приоделся полностью. С белой завистью смотрим на его новый внешний вид, радуемся за него как за себя.

IMG 20190720 161415.1

Факт: одеваясь в этничное, народное, сразу чувствуешь себя иначе, приобщаешься, проникаешься, ощущаешь что-то настоящее. По ощущениям — внутреннее объединяется с внешним. Единственное, чего первое время очень не хватает — это наличия карманов на одежде. Поэтому к поясу всегда привешены или через плечо перекинуты всевозможные тканные или кожаные сумки. Нет на традиционной одежде привычных нам карманов — ни мелочь какую, ни руки от скуки сунуть некуда). Но это явление временное, вскоре чувствуешь себя так, словно с малых лет в подобном ходил.

После этого сразу же направляемся к капищу — друг наш изъявил желание пройти обряд имянаречения. Новоприобретённая рубаха ритуально надевается, а старая снимается и сжигается в священном огне. Это, конечно, далеко не все действия при обряде, но об этом подробно не буду. На то оно и таинство, чтобы не рассказывать обо всём. Волхв неодобрительно смотрел на меня, когда я из-за ограды фотографировал нашего друга во время ритуала. Частные обряды фотографировать как бы нежелательно, но как это бывает: раз боги про фотографию умолчали, то человеческие запреты — можно обойти!

IMG 20190720 121901.1

Словом, ушёл на встречу с богами один человек, а вернулся уже другим. И с другим именем. Кому надо знать это имя — тот теперь знает. Мы его поздравляем, а он демонстрирует нам маленький камешек, полученный от волхвов вместе с новым именем. Камешек с острова Рюген, со скалы Арконы.

Славянский центр безусловно разросся с того времени, когда я был здесь в последний раз. Появился молодой и ухоженный фруктовый сад. Выросли новые бытовые и хозяйственные постройки на Ремесленной улице: кузня, высокие навесы от непогоды, подобие харчевни с традиционной кухней. Игровые площадки и качели для детей. Деревянный Храм Сварога высится во всей красе, и мы с любопытством заглядываем через открытые двери на его диковинное, по-хорошему варварское убранство. Чуть в стороне видна стройка длинного общинного дома. Организация на высшем уровне, что безусловно — в плюс. Трава, где это необходимо окошена и убрана, туалеты, питьевой воды в достатке, душевые, везде брёвнышки-скамеечки, охрана из славянских общинников, даже удобные места для курения оборудованы. Из минусов — мало музыки, мало традиционного многоголосого женского пения, слышного обычно то тут, то там попеременно с утра до глубокой ночи. Очень это колорита и атмосферности добавляет. С другой стороны — это и не массовые купальские гуляния без отдыха и сна.

Только мы расселись за столом под навесом, появилась окрута — ряженые, скоморохи. Они вне правил обыденности — раскрашенные, размалёванные, в масках, одетые в тряпьё, ведущие себя порой вызывающе. Это те, кто общается с людьми через образы в игровой ритуализованной форме. Примеряя маски, впуская в себя сущности из мира духов, они творят магию преображения, поют, шутят, играют. Традиция такая — чудить, задирать и высмеивать людей, дразниться и всячески приставать. Вообще бывает всё достаточно беззлобно, но порой и они перегибают. Относиться к ним всерьёз не следует, скорее как к малым детям или слегка умалишённым). А лучше дать себе волю — поиграть с ними, попеть, угостить их, как-то весело отреагировать, но ни в коем случае не злиться и не избегать. А то только хуже будет — не отстанут! Такая театрализованная мистерия.

Мы вроде бы откупились от ряженых сосисками и бананами, но не тут-то было! Не проходит и праздника, чтобы кто-то не поинтересовался, что у меня под килтом и насколько под ним настоящий шотландец! Приходится соответствовать канону уже много лет))! А вот люди, не знакомые с древней традицией ношения килта на голое тело, зачем-то хотят всё знать и требуют подтверждения. Иногда вместе смеёмся, иногда вопрошающие бывают сами смущены. Но не проходит и праздника, чтобы я не оголил для кого-то свой шотландский зад! Другой вопрос — кто встаёт в более невыгодное положение: я — сомнением человека в «подлинности шотландца» или сам требующий «удостоверения» — увиденным зрелищем!? Вывод: не хочешь видеть что под килтом — не проси! Тут же кто-то из ряженых вспомнил меня, сказав, что приобретал у меня некогда хороший варган. Чрезвычайно порадовал рыжебородый здоровенный мужик, ряженый и раскрашенный под цыганку. Очень «ей» один из наших парней глянулся). В общем, всё народно, весело-задорно, как в известной частушке про «Мимо тёщиного дома…»

IMG 20190720 114209

Потом отправились метать ножи и копья. Тут мы сразу же отличились — сломали одну сулицу (метательное копьё). Одного нашего боевого (в прямом смысле) товарища мы видели редко и разве что мельком. Похоже, он успел поучаствовать во всех молодецких воинских состязаниях. За поеданием арбуза незаметно пришло время и общего обряда. Народ дружно потянулся на капище. Ну и мы двинулись босыми, чтоб поближе к земле и богам.

Два часа обряда пролетели как пять минут. Мы удачно встали рядом с волынщиком и девушкой с барабанами, так что по ходу действия неудержимо тянуло в мелкий припляс. К моменту выхода с капища воздух заметно похолодел, а небо налилось свинцовостью, пошёл дождь — всё как полагается в день главного Небесного бога. Добрый знак! Жертвы приняты, просьбы услышаны! Перун откликнулся на коллективное обращение своего народа. Удивительно, но едва люди покинул капище, как небо опрокинуло на Красотынку добротный, хоть и недолговременный дождь. Мы ещё постояли, по мокли, полюбовались небом, обулись, оделись, и под дробный стук небесной воды о машину выехали домой. Ещё и хорошего попутчика подобрали. А позади нас сквозь тучи уже проглядывало и приветливо улыбалось славянам солнце. Праздник продолжался, а нам пора восвояси. Миссия выполнена. Возможно, кому-то это всё покажется глупостью и суеверием невежественных людей, но для нас это моменты единения с большим славянским миром, часть язычества, часть традиции.

Вячеслав Тарасов 24 июля 2019 г.

Метки: встречи, друзья, Озёры, славяне, туризм

Источник

Перунов день на Красотынке

21 июля – Перунов день. Вообще дней, когда наши предки чтили грозного Бога земных и небесных дружин, в году несколько. Перун незримо постоянно присутствовал в жизни древних людей. Куда без него? Мужчинам постоянно приходилось в бою отстаивать своё право на жизнь, на землю, защищать своих женщин, детей. За помощью они обращались к своему небесному отцу – Перуну. Поэтому культ Перуна у славян был весьма высок.

Православные в этот день отмечают явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани в 1579 году. В народе этот праздник называют «Казанская Грозная». И вовсе не потому, что икона эта сердитая или кому-то грозит. Просто в этот и ближайшие к нему дни очень часто бывают ливневые дожди с сильными грозами. Вот и в нынешнем 2019 году в этот день после обеда был хороший, плотный дождь с грозой и красивой радугой через всю Оку.

iTs6J2P epw

Радуга над Окой. (Фото Светланы Кудиновой).

IMG 0453

А вот таким на Перунов день я увидел село Горы с Ростиславльской кручи, когда сквозь тучи пробилось солнце.

В Болотове и в Комарёве уже давно и традиционно в этот день стараются никаких серьёзных дел не делать. Здесь на памяти у людей случай, когда во время войны Комарёвские и Болотовские женщины пошли на луг, что около Оки, в Подлужьях сгребать высушенное сено и метать стога. Работали дружно и к вечеру много стогов на лугу поставили.

Только присели отдохнуть, как средь белого, ясного дня на луг надвинулась огромная, тяжёлая туча. Пошёл дождь, перешедший в ливень, началась гроза. Молнии били одна за другой и расщепили пару сильных дубов на опушке леса. Сильный порывистый ветер гнул и ломал деревья в Подлужьях, а потом поднял с луга все стога, бросил сено в Оку и сразу стих. Из людей никто не пострадал, только промокли все до нитки. И сразу снова выглянуло солнышко, стало тихо, тепло. Как будто и не было ливня, молний, шквального ветра. Только сено плыло по Оке в сторону клишинского моста, а на лугу ни одного стога не осталось!

Испуганные женщины сразу решили, что это Казанская Грозная гневается на них за то, что они не пошли в этот день в церковь, а вышли работать на луг. Об этом случае у нас рассказывают из поколения в поколение.

В нынешнем году группа наших, озёрских парней, моих друзей, единомышленников и постоянных попутчиков в дальних походах, поехала на праздник Перуна в славянский центр «Красотынка» Калужской области. Дорога неблизкая, но парни захотели пообщаться с единомышленниками, поучаствовать в обрядах, да и просто отдохнуть на природе, на свежем воздухе, сменить привычную обстановку (нужно иногда).

IMG 20190720 122257.2

Озёрские богатыри в дозоре.

Всё им в Красотынке понравилось. Дружелюбное общение, давние и новые знакомые, весёлые спортивные поединки, состязания в метании ножей, лёгких копий-сулиц. (Тут наши отличились, не ударили в грязь лицом). Ну и участие в обрядах, приобщение к традициям Предков, прикосновение к их славной Истории.

IMG 20190720 112502.1

Юра в Красотынке впервые.

IMG 20190720 115123.1

IMG 20190720 134815.1

Александр кидает сулицу

IMG 20190720 121901.1

Славянский обряд на капище.

IMG 20190720 161345.1

Теперь можно и отдохнуть.

IMG 20190720 161415.1

Спокойный отдых на природе.

Домой ехали весёлые, отдохнувшие, с массой новых впечатлений и новых идей. Хорошая поездка, хорошая компания, хороший отдых и дань Традициям.

Сергей Рогов 22 июля 2019 г.

Метки: встречи, друзья, Озёры, славяне, туризм

Источник

Родные Боги творят красоту твоими руками

rodnye bogi tvoryat krasotu 01 fitПрактически каждые выходные родноверы из Москвы, Калуги и близлежащих областей и районов съезжаются на капище Красотынка, чтобы внести свой вклад в строительство первого на русской земле за последние сотни лет храма Огня Сварожича. Храмовый комплекс преображается с каждым месяцем, и огромная заслуга в этом принадлежит добровольцам, которые оставляют все свои дела и, бывает, за сотни километров едут под Калугу, чтобы сажать деревья, обрабатывать землю, строить и украшать обрядовые постройки. Ведь Родные Боги творят красоту на земле нашими руками. И эти руки очень нужны сейчас Красотынке.

Красотынка – это земля площадью 4,75 га, приобретённая на собственные средства Союза Славянских Общин и вложения соратников для проведения славянских праздников и других мероприятий, связанных с изучением и восстановлением обычая Предков.

На Красотынке имеются бытовые постройки для удобства гостей и ведения подсобного хозяйства: беседки, колодец, место для приготовления пищи, стоянки личного транспорта, отхожие места и душевые кабины. Поэтому соратники не только трудятся в комфортных условиях, но и общаются за одним большим обеденным столом, узнавая больше о вере предков, обычае, обрядовости, образе жизни. Здесь они находят новых друзей, учатся единению в делах и быту.

Берите с собой тёплую одежду, топор и лопату (если есть), термосы с горячими напитками и питание, отличное настроение и детей, которым тоже очень полезно будет провести время на свежем воздухе в дружественном окружении.

Добраться до поселка Красотынка (Ферзиковский район, Калужская область) можно как на собственном транспорте, так и на общественном.
Как доехать?

Координаты.
54°31’00» Северной Широты
36°25’60» Восточной Долготы
Для ряда навигаторов:
N54.52108° E36.42365°
Проверяйте конечную точку после ввода координат!

Автотранспортом Москва-Калуга.
От МКАДа по Киевскому шоссе движемся до указателя Детчино, проезжаем детчинский светофор, затем через пару километров сворачиваем с Киевского шоссе на дорогу Калуга-Тула, проезжая под эстакадой (съезд на окружную дорогу).
Двигаетемся по окружной дороге до поворота на Тарусу.
Поворачиваем на Тарусу и движемся прямо по главной дороге до синего указателя Красотынка (там же автобусная остановка).
На указателе поворачиваем налево, на гравийно-песчаную дорогу, и движемся 1000 метров. Ищем крутой поворот вправо.
Далее движемся по прямой до капища 300 метров.

Москва-Калуга (общественный транспорт)
От станции метро «Теплый стан» ходят автобусы «Москва-Калуга» (время в пути 3 часа).
Можно добраться до Калуги на электричке. Электрички до Калуги (станция Калуга-1) регулярно ходят из Москвы с Киевского вокзала.
Есть поезда-экспрессы, преодолевающие путь до Калуги за 2,5 часа, что почти на час быстрее, чем обычная электричка.

Каждый неравнодушный к возрождению родной веры славянских предков соратник может поучаствовать в общем деле не только своим трудом. Если вы живете далеко, но духом с нами, у вас есть возможность осуществить свой вклад предметами народного ремесла, которые будут использованы в обрядовых и просветительских целях. Можно внести так же денежный вклад в благоустройство храма и земли Красотынки в целом.
Для переводов открыты счета:
счёт в «Яндекс Деньги»: 4100 1311 6068 26
карта Сбербанка: 639 002 229 005 678 691

rodnye bogi tvoryat krasotu 02 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 03 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 04 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 05 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 06 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 07 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 08 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 09 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 10 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 11 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 12 fit rodnye bogi tvoryat krasotu 13 fit

Подготовлено ОСО ССО СРВ

Источник

Праздник перуна в калужской области

Славянское новоязычие запись закреплена

«Путевые заметки Владиславовича». «День Перуна» в Красотынке близ Калуги

В конце июля / начале августа родноверы отмечают так называемый «день Перуна», праздник, мягко говоря, спорный в отношении историко-реконструкторском, однако, наряду с Купалой часто один из самых массовых. 20 июля 2019 я посетил его в знаменитом капище Красотынка. Почему я решил так сделать и как это было – в этом, очередном выпуске моих путевых заметок.

Последние годы я преимущественно занимаюсь полабо-балтийскими славянами, готовя (слишком долго, зато основательно) большие материалы по ним. В этой связи меня давно заинтересовал и знаменитый на всю языческую Россию храм из святилища в Красотынке: деревушке в 15–20 минутах езды от центра Калуги. Одна из крупнейших и старейших родноверских организаций – Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры (ССО СРВ) – купила здесь большой участок земли и устроила на нём языческий комплекс, жемчужиной которого является храм, построенный по образцу ободритского комплекса Гросс-Раден. А ободриты – как известно, балтийские славяне, и мне хотелось посмотреть, как их культурные примеры средневековья влияют на современную архитектуру (пусть и частного характера).
Впрочем, Гросс-Раден – это реконструкция во многом собирательная; в нём сочетаются образцы также руянской и другой ободритской археологии IX–XII вв.; не все ныне согласны и с тем, что всё там воссоздано верно. Однако, поскольку восточные славяне не имели крытых храмов (см. далее), образцы их славянские язычники могут брать только у славян западных: точнее говоря, балтийских, которые не только единственные точно их строили, но даже и называли по-особому: контины (от праславянского *kǫtъ: «(красный) угол»; по-русски было бы «кутина»). В описании моей поездки по Германии я посвятил Гросс-Радену довольно большое внимание, можно всё там найти с фотографиями (ссылки на выпуски о моих поездках по разным языческим и околоязыческим местам см. в конце поста).

Я собирался к себе в деревню на конец июля и тут мне под руку попалось приглашение на «День Перуна» 2019 года (https://vk.com/perunovden) как раз на Красотынку, куда я давно целился, да всё не решался. Я рассудил, что раз уж всё равно ехать в Центральную Россию, то 400 км в Калужскую землю «не такой уж» крюк, к тому же я смог бы повидать в Москве давно не виденного брата. И вот на перекладных из Москвы с коллегой-антропологом к раннему утру 20 июля (сб) я впервые оказался в Калуге. Городок сильно напомнил хорошо мне знакомую Тверь своими необустроенностью, нищетой и грязью – я говорю это не как питерский сноб, а как печалящийся патриот: увы, русская провинция меня никак не порадует. Впрочем, купив билеты на «Жёсткий автобус» (так было написано в билете, кондукторша пояснила, что речь о сиденьях), мы не много времени провели в самом городе утром: втиснувшись в маршрутку, которую, по ощущениям, списали в Питере «на пенсию» году в 1995-м, и в который втискивались на следующих остановках вплоть до полной давки люди, мы помчались к Красотынке. Народ вокруг, впрочем, оказался очень дружелюбным и душевным; услышав как мы просим водителя не забыть нас высадить на неведомом нам месте, пол-автобуса сочувственно описали где и когда нам надо выходить, а при подъезде все сразу стали окрикивать рулевого. Кроме нас, там никто больше не вышел.
Место мы нашли сразу: у главной трассы близ остановки стоял указатель на Красотынку, на который был приклеен «коловрат», вроде и не бросающийся в глаза, но с другой стороны, дающий наводку тем, кто знал, чем Красотынка знаменита. Мы пошли по дороге через поле, гадая, будет ли днём дождь или солнце. Оказалось и то и другое помаленьку, к этому ещё вернусь. По пути к святилищу – минут 8–10 пешком – нас изредка обгоняли машины; а вот на автобусах, видно, народ туда ехал не особо.
Вскоре мы увидели справа заметный палаточный городок. Участок – более 4,5 гектар в общих чертах квадратной формы, простирающийся до самой деревни Красотынка – был огорожен приличным забором, рядом с идолом у входа стояла табличка «Историческое наследие славян. Реконструкция славянского святилища VIII–XII в.», которую, впрочем, кроме меня никто не замечал. Здесь нас встретили местные: ещё недоодевшиеся в обрядовые одежды, но уже готовящиеся к наступающему празднеству. Нам предложили распечатку обрядовых текстов, красивый календарик и показали расписание, и сказали: идите дальше куда хотите. В этом, кстати, вообще большая беда неоязыческих мероприятий, как кажется мне и не только: приезжайте на день, но события есть на пару часов; остальное время – гуляйте и делайте что хотите. Положим, в хорошую погоду можно позагорать или побродить, но вообще, можно было бы и насытить расписание (это мой совет не только калужским, но и вообще всем родноверам).

Впрочем, кое-что было помимо обрядов, конечно. Так, на участке были установлены турники нескольких типов: такое близ языческих капищ я увидел впервые, и мне это просто безмерно понравилось – и полезно, и логично! Ведь именно у язычников «в здоровом теле здоровый дух», а не бренное тело и соблазняющая рука (намёк на библейское Мф. 5:28–30). Далее, были там большие качели для детишек, между прочим, тоже всех наряженных в соответствующие одеяния. Была там большая ярмарка, впрочем, со своей спецификой: продавалось много дребедени (притом что сам глава общины – см. далее – ругал многое из этого), чрезмерно много скандинавщины и всякого другого не особо славянского. Странно, что было очень мало книг, заметный процент от которых почему-то составляли к тому же работы Лео Таксиля – автора, конечно, остроумного, но никоим образом с язычеством не связанного. Были там состязания: немного армрестлинга, пара видов видов борьбы с инструкторами. За дополнительные сантики в особом уголке можно было пострелять из лука или пометать копья. В одной лавке мне довелось поиграть в дальдозу: средневековая игра, более всего похожая на нарды; рядом стоял хнефатафл (они же (?) древнерусские «тавлеи»). Добавить бы ещё догонялки, народные игры, мастер-классы. Не особенно большой предоставили выбор питания: была только одна недешёвая лавочка, благо мы немного запаслись в городе.

Большу́ю часть участка занимал палаточный городок. Вероятно, многие заехали ещё в пятницу, а уезжали в воскресенье; но мы могли посвятить празднику только несколько часов днём этой субботы. В 10 утра, увидевшись с организатором общины и праздника Вадимом Станиславовичем Казаковым – между прочим, легендой родноверия и одним из его отцов-основателей – мы начали с его ЭКСКУРСИИ по святилищу. Это была хорошая мысль. Оказалось, здесь было немало сакральных построек: в одном уголке была конструкция для поминания павших, в другом строился пиршественный зал под названием контына (и действительно, под континами в «Житиях» Оттона Бамбергского понимались и храмы и пиршественные залы подле них, правда они – только во вторую очередь) и т.д. По ходу рассказа автор кое-что говорил об учении общины (типичное родноверие), ругал дребедень, включая продающееся рядом, но порой и сам говорил довольно спорные для науки вещи (например, отождествляя Яровита балтийских славян с Ярилой – в то время как последний не относится достоверно к числу средневековых славянских Божеств). Про святилище в целом было сказано следующее: что первый раз языческий обряд здесь, как раз на день Перуна, проходил в 1994 году недалеко – в 2 км отсюда на реке Калужке. Однако с 2003 года был организован сбор пожертвований, земля куплена в 2011, и работы на ней планируется ещё много. Разумеется, меня больше всего интересовал храм. Он был построен в 2011–2015 годах, и ориентирован на северо-восток, на место восхода Солнца в летнее Солнцестояние, его размеры 12,5х7 м – говорили, что он размером с Гросс-Раден, но мне показался заметно больше. Сам Вадим Казаков, как я понял, по жизни был тесно связан со строительством; и хоть я не особо в этом разбираюсь, а увидел и сам, что всё было сделано очень классно, красиво, качественно и по уму – от храма в визуальном отношении у меня остались одни восторги. Впрочем, в самом храме внизу, по образцу знаменитого (благодаря очередным неточностям Рыбакова) «алтаря» в Киеве будто бы на месте капища Владимира (археологи установили, что это сооружение на самом деле не имело к славянским языческим алтарям никакого отношения), было устроено место для огня. Да, оно было здорово сделано и продумано, но мне было жалко ласточек, которые построили на крыше храма гнездо и которые неистово паниковали все те часы, пока этот священный огонь дымил им наверх. А ведь Вадим Казаков верно заметил, что ласточки у славян были священны и их берегли даже когда они строили, как писал Саксон Грамматик, гнёзда прямо на истуканах. И в Гросс-Радене в реконструкции храма (совершенно пустой: там нет даже пола) тоже было сразу несколько их гнёзд, но там дым не беспокоил. Глава общины сообщил, что этот храм был первым языческим в Европе за последние много веков, лишь в 2016 году где-то возвели следующий скандинавы. Как я узнал потом на круглом столе «Новое язычество: дискурсы и практики» в рамках III Конгресса Русского религиоведческого общества (vk.com/wall-175240387_2507 см. вторую половину видео), у религиоведов Нижнего Новгорода даже есть 3D модель святилища.

Я задал несколько вопросов В.С. Казакову, и ответы его были небезынтересны. Так, храм Красотынки был посвящён Сварожичу, и я сперва не вполне понимал, о каком именно речь: Огне-Сварожиче (вроде таково полное название храма Красотынки) из восточнославянских поучений против язычества, или Боге воителе-предсказателе Сварожиче-Редегосте, коего почитали северные велеты (и не только) западнославянского мира, которые-то и строили подобные храмы. Он ответил, что видит язычество всех славян единым, и этот ответ – вполне себе дискуссионный для науки – мне пришёлся по душе. Правда, не уверен, что, как продолжил рассказчик, и Сварожич был один и тот же, но этот подход имеет право на жизнь. Мне стало любопытно, почему взят такой образец храма, и В.С. Казаков сказал, что традиция святилищ была едина, и восточные славяне тоже строили святилища. Он дал мне и ссылку на литературу; спорить было не вполне уместно, но с названием храма, кажется, я вполне разобрался. «Славяне-язычники» и «предки» это понятия, которые вполне могут сливаться, если это необходимо: такова общая тенденция неоязычества, пусть и не бесспорная для объективного взора.

Спустя некоторое время мой спутник устроил целое интервью с Вадимом Казаковым, где тот рассказал нам двоим в частном порядке многое о началах родноверия и особенно интересующем моего коллегу (из-за темы научной работы) язычестве Калужской области. Так, в 1998 году на основании каких-то польских аналогов едва ли не 1930-х годов В.С. Казаков предложил понятие «родная вера», из которого через год Велеслав создал слово «родноверие» (версия Вадима Казакова, вполне авторитетная, хотя известны и другие взгляды на это; я лично думал, что это поляки с нас взяли). Велеслав в описании истории раннего родноверия не фигурировал; он появился вдруг и достаточно поздно, но сразу же «перетянул на себя одеяло» (скорее моё понимание, чем слова Вадима Казакова) и стал большим деятелем и магнитом тогдашней тусовки. Впрочем, лично меня не так уж занимала история родноверия, не вполне моей «конфессии», к тому же больше московской по наполнению: на меня названные точно прямо ни в чём не повлияли. Понравилась, однако, приведённая цитата Доброслава, который много повлиял на Вадима Казакова в начале его пути: «язычество – это дорога, а христианство – пыль на дороге». Затем мы уговорили Вадима Станиславовича показать нам храм изнутри: вход туда допускался только главам общин. Нас пустили на несколько минут и даже позволили поснимать; всё было изумительно красиво и, честно, много превосходило изяществом Гросс-Раденский образец.

Затем мы пошли бродить, осматривая ярмарку и развлечения – которые я уже описал (книги Таксиля, качели, турники). Стало солнечно и жарко – июль! – мы загорали и скучали. Приятно было быть окружёнными сплошь славянскими лицами и не видеть никого с сигаретами, хотя странно – не по исторической реконструкции – что сюда не пускали животных. Наконец, ближе к вечеру подошло время обряда.
В круглом капище с высоким идолом Перуна посредине – это отдельный от храма комплекс в стороне от него, типичный для родноверов (в отличие от уникального храма) – собрали полукругом весь народ, и мы смогли его организованно посчитать. Мой коллега, не сговариваясь, набрал «примерно 300», я – «чуть меньше 350»; пересчитывать не стали, сойдясь, что около того. Долгие речи жрецов на каком-то странном языке (уж точно не древнерусском; скорее какая-то не вполне удачная стилизация) и долгие обряды, которые, может и опирались на некую этнографию, но вряд ли настраивали народ на священное. Некоторые рядом откровенно скучали. Я вспомнил, как родноверы ругали православные обряды: «непонятно и скучно», но здесь было то же. Жрецы в центре капища что-то носили и поджигали; пронесли несколько хлебов, как это принято. Затем стало веселее: пошли обрядовые бои, больше для потехи, чем для спорта. Опишу последний, самый забавный. Выбрали двух баб: они же выбрали мужиков, которые должны были нести их. Одна была совсем толстуха: ей подобрали здоровенного качка. Однако с минуту он не мог её приподнять, чтобы подсадить на спину. Наконец, ему помогли; начали толкаться, и через пару минут толстуха рухнулась, раскатившись по земле и не знаю как не убившись. Мужик же – по формам вроде вылитый Арни в молодости – не мог выпрямиться и хватался за спину. Народ смеялся, и все наконец были довольны. Вернулись к обряду, пошло поджигание крады; вдруг в сторону святилища понеслась грозовая туча. Жрецы что-то кричали во славу Перуна, я же ждал, что вот-вот ударит молния и Бог Грозы проявится во всей красе. Мой друг, к язычеству весьма скептичный, тоже с любопытством посматривал на тучу; но молнии всё же не было. Обряд, очень затянутый, перешёл на какой-то следующий этап и пошёл сильный дождь. Народ стал переходить к другим местам по указу жрецов. Времени до электрички оставалось мало; не сумев, к досаде для себя, попрощаться с местными и особенно Вадимом Казаковым – хороший мужик, открытый – мы вынуждены были уйти. Автобуса ждать не пришлось; нас любезно подбросил до Калуги лихач из Москвы с обряда; мы даже смогли бегло осмотреть город, благо дождь прекратился.

Впрочем, смотреть было нечего. Стоящая словно в стороне от города река Ока выглядела по-сельски заброшенной, хотя на ней и было несколько рыбаков; разочаровал ведущий к пляжу путь, который можно было бы столь же точно назвать «помойкой», сколь и «дорогой». Печально. Одна из главных линий города, улица Кирова, показала вдали с одного места слева – памятник К.Э. Циолковскому, справа – обелиск Монумента Победы, ближе мы не пошли ни к одному, сфотографировав поблизости церковь Иоанна Предтечи, которую я узнал по фотографиям серии «достопримечательности Калуги» из гугла, а затем – Драматический театр, масштабный и с красивым фонтаном. Дальше мы успевали только в магазин и на электричку. Жаль, не смогли организовать выход к Каменному мосту и рядом памятнику Кукше Печерскому, убитому где-то на Оке (но не в черте Калуги) язычниками аж в XII в. – это бы можно было повидать.
Таким поучился мой калужский выезд: удачным, поскольку кроме храма для меня остальное было факультативно, а его я смог изучить и снаружи и внутри. Любопытно было бы глянуть на второе здание, «контыну», когда её достроят – видимо, она будет чем-то похожа. Что до разброса времени между выездом и постом – скажу так: лучше поздно чем никогда. Обещал написать – написал, а о времени ничего не было 🙂
Фото подписаны.

Источник

Adblock
detector