Меню

праздник осеннего пива в чувашии

Праздник осеннего пива в чувашии

x5mFCiD 8JQmU9orE7 BZMtBPMYWmwP lBLvHg33u9GwEUiZmJdgjlfpa8C4r02Lv0lkZf9besMw0ZNu9DJ jHAW

x5mFCiD 8JQmU9orE7 BZMtBPMYWmwP lBLvHg33u9GwEUiZmJdgjlfpa8C4r02Lv0lkZf9besMw0ZNu9DJ jHAW

Живые традиции народов России запись закреплена

f09f8d81ЧУВАШСКИЙ ПРАЗДНИК ОСЕННЕГО ПИВА f09f8dbb

В наши дни во время национальных праздников и в Дни чувашской культуры отмечают праздник осеннего богатства «Кер пуянлахе», в основе которого лежит древний обряд «кер сари». Как когда-то давно, по завершении уборочных работ из зерна нового урожая чуваши пекут хлеб, варят пиво, созывают в гости близких и родных. Изюминкой праздника и нынче традиционно остается самый зрелищный конкурс пивоваров. Каждый из его участников должен научить варить пиво своего преемника (внука, племянника, знакомого) и представить на суд жюри напиток, приготовленный учеником.

Обряд «Кер сари» — осеннее моление духам предков по случаю приготовления пива из зерна нового урожая. Данный обряд является реконструкцией традиционного для низовых чувашей обряда «Кер сари», который проводился глубокой осенью, в месяц чук (ноябрь), после окончания сельскохозяйственных работ жителями деревни Новочелны-Сюрбеево Комсомольского района Чувашии вплоть до 1965-1967 годов. Работа по записи действий обряда от старожилов деревни, его реконструкция, сбор фольклорно-этнографических материалов по музыкально-песенному наполнению, костюмам и реквизиту для проведения обряда осуществлена народным фольклорным ансамблем «Уяв», Управления культуры г. Чебоксары под руководством заслуженного работника культуры РФ, лауреата Премии Правительства РФ «Душа России» Зинаиды Алексеевны Козловой.

Обряд был воссоздан благодаря большой исследовательской работе, проводимой в течение ряда лет с выездом в деревню Новочелны-Сюрбеево и длительным беседам с носителями данной традиции. Приготовление к Керр сари в основном заключалось в варении пива (сара) из зерна нового урожая и приглашении лиц из узкого круга родственников.

Ценность «Кер сари» заключается в том, что он является старейшим земледельческим обрядом чувашей, имеющим и более ранний слой скотоводческого обряда. Во время обряда осеннего пива приносилась бескровная жертва девяти, а местами и двенадцати высшим богам (духам). По преданию, боги требовали себе в жертву такие продукты, которые специально подвергались «культурной» обработке: варению или брожению.

Во время его проведения непременно надевали обрядовую одежду. Женщины облачались в белую рубаху с богатой орнаментацией нагрудной части, украшенную узорами сунтах и кеске. Розетки кеске вышивали попарно по обеим сторонам грудного разреза. По стилю исполнения кеске носит легкий, ажурный характер. Узоры сунтах имеют форму ромба. Орнаменты кеске и сунтах являются символами солнца, небесного огня, небосвода, гор и древа жизни. Поскольку с середины 19 века вышитая одежда постепенно заменяется пестрядью, то появляется рубаха из пестрядинной ткани с двумя рядами оборок, фартук, вышитый по низу богатой вышивкой, женские головные уборы и украшения.

Мужчины предстают в белой рубахе, богато украшенной орнаментом-вышивкой или в рубахе из пестряди с тканым поясом. Поверх рубахи – длинный халат из домотканого белого холста с характерным орнаментом. В прошлых веках его носили в основном пожилые мужчины, которые являлись жрецами во время различных жертвоприношений. На голове – калпак. Мужчина надевает белые или сероватые ёытма (порты), заправленные в черные сапоги.

В качестве музыкального сопровождения обрядового действа звучат: гармонь, скрипка, барабан и треугольник.

Осенью чуваши поочередно совершают цикл обрядов, посвященных культу предков. Празднование кĕр сăри устраивается в конце октября или в начале ноября на новолуние. Осеннее пиво («кĕр сăри») – основной обряд осеннего кормления и благодарственное моление верховному богу и усопшим продуктами из нового урожая.

На празднике кĕр сăри происходил обход круга родственников с угощением и дегустацией пива из нового урожая. Обход начинался в главном доме – доме основателя рода. Во всех домах починали бочку пива. Опуская в пивной сосуд горячую кочергу, наговаривали: «О, боже, прими наше жертвенное пиво. Тебя поминаем, молим молочком нового урожая [в этом качестве представлялось пенное пиво], преклоняемся пред тобой. Молюсь, чтобы из одного зерна произрастало тысяча зерен. Дай силу народу, миру покой. О, Боже, дай нам, вкусив горечь пива, сладострастно говорить». Молились с наполненными кружками пива не только за умерших членов семьи и за здравствующих хозяев дома, но и поминали также славных предков, например, тех, кто прославился в военных походах, кто погиб на войне, а также за всех тех, кто совершал хорошие дела. Молитву сопровождали стрельбой из ружья и лука.

Обряд с молитвой всегда совершался при открытии бочки пива, своего бога посвящали в то, что для него приготовили из нового хлеба. Вкушение нового пива связывалось с плодородием, продолжением жизни. В молитвах просили Турă помочь заполнить все клети хлебом, чтобы иметь достаток на питание, трапезу, возможность возвращать долг и воздавать подаяние нищим.

В процессе подготовки обряда руководителем коллектива З. А. Козловой от носителей песенных традиций было записано несколько вариантов застольных и гостевых песен, сохранившихся в Комсомольском районе. Для ознакомления с исполнительской манерой и диалектными особенностями, организовано прослушивание аудиозаписей. После расшифровки и нотации песен, коллектив приступил к их разучиванию. Большое внимание было уделено соответствию традициям поведения основных действующих лиц во время проведения обряда, костюмам и правильному использованию реквизита.

Источник

Праздник осеннего богатства

НИКТО ЧУЖИМ НЕ БЫЛ
Красноярским чувашам больше по душе пришелся Чуклеме – ибо такой праздник отмечался еще в первой половине XX века в каждом чувашском селе губернии. А нынче он, возобновленный, в масштабе края прошел в третий раз.
– В этом году праздник вызвал еще больший интерес. На него съехались, прослышав, чуваши из самых отдаленных районов края, – рассказал президент Красноярской краевой национально-культурной автономии чувашей Геннадий Храмов. – И также по традиции приехали к нам сородичи из Хакасии и Чувашии».
Кстати, почетным гостем чувашского праздника урожая был нынче и митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеймон, что, по словам Геннадия Ивановича, совсем не противоречит духу торжества. «Ведь наш праздник – не языческий в чистом виде. В период освоения Сибири чуваши проводили Ч?клеме с учетом принятия православия. Сам ход праздника и освещения зерна нового урожая проводили старики, но обращения и просьбы были господу Богу. Чуклеме символизирует трудолюбие, гостеприимство, стремление к добру и справедливости, что проповедует и христианство».
Рассказывая об уже сложившихся за три года традициях, «предводитель» красноярских чувашей не без удовольствия добавляет: «Так праздник не отмечают даже в Чебоксарах!»
Каждый год Чуклеме в Красноярье проходит в разных районах, нынче его встречала столица губернии. В хоровод дружбы вместе с чувашскими коллективами художественной самодеятельности, как и в прежние годы, встали русские, казаки, татары, башкиры, белорусы, литовцы, украинцы, поляки, эвенки, казахи, хакасы, киргизы… «Наш Чуклеме – праздник для всех народов края».
По признанию красноярских СМИ, потрясали воображение национальные подворья, где столы ломились от даров природы, взращенных трудолюбивыми руками: «Чего здесь только не было: и овощи, и фрукты, и ягоды и грибы». И конечно же, всем по вкусу пришлись национальные блюда – ш?рттан, п?ремеч, кук?ль, хуплу и прочее. «Все аппетитно и вкусно». А по-другому и быть не могло: ведь каждая хозяйка лелеяла надежду стать победителем конкурсов «Гостеприимное подворье», «Лучший пивовар», «Самый большой вкусный пирог», «Самые маленькие пирожочки (кук?ль)».
Впрочем, нынче активисты автономии разнообразили программу празднования, показав многочисленным гостям мини-спектакль о том, как отмечали сибирские чуваши Чуклеме в старину. Воспоминания старожилов чувашских деревень продемонстрировал известный в крае фольклорный ансамбль «Дубравушка», и только после него начался праздничный концерт.
«Весело, с песнями и танцами, с шутками и прибаутками отмечали Ч?клеме, и никто не чувствовал себя чужим или одиноким. Так и должно быть, ведь все мы – один народ, сибиряки», – пишет, в частности, газета «Красноярский рабочий».

ПРОЩАЛИ ОБИДЫ И МИРИЛИСЬ
В третий раз отпраздновали Чуклеме и в Самарской области. Там он носит название межрегиональный фестиваль чувашской культуры и нынче был посвящен пятилетию образования Национально-культурной автономии чувашей области.
– У самарских чувашей Чуклеме издревле был одним из самых торжественных обрядов осени. В это время (праздник проводился в дни осеннего солнцестояния) наши предки кланялись земле, благодарили ее за щедрый урожай, – говорит один из инициаторов и организаторов праздника, президент национально-культурной автономии Самары Людмила Павлова. – Также в эти дни ходили в гости, прощали друг другу обиды и мирились. Мы в свой новый древний праздник тоже заложили принципы гостеприимства и дружбы. Потому каждый раз приглашаем на него соседей, друзей, знакомых».
Нынешний Чуклеме, по признанию гостей, прошел также ярко и весело. Официальная часть, которая включала поздравления и поощрения активистов общественных организаций, ничуть не нарушила принятый ход праздника. В импровизированных двориках все также угощали пивом, национальными блюдами, демонстрировали декоративно-прикладное творчество народных мастеров. Незабываемое впечатление оставила выставка «Королевство спелых плодов», где столы ломились от даров, собранных на огородах и в садах. И на каждом по традиции стояли каравай хлеба, чакат (круг сыра) и бочонок с пивом.
Гвоздем торжеств стал показ со сцены Дворца культуры им. Литвинова г. Самары самого обряда освящения урожая, где приняли участие и хозяева, и гости.
«Посланцы из разных районов края, Башкортостана, Татарстана, Ульяновской области выходили на сцену, выливали в общий чан чарки пива, в другой сыпали свежемолотую муку нового урожая. Какое разнообразие и красота костюмов были явлены при этом!» – отмечает сайт Дома дружбы народов Самары. Обрядовую молитву с благодарностью за щедрый урожай и просьбой о помощи в следующем году произнес мачавар, почтенный старец Александр Пешне, специально приехавший из Ульяновска. Затем все исполнили земледельческий гимн «Алран кайми аки-сухи…»

ЧТОБЫ УРОЖАЙ БЫЛ НЕ ХУЖЕ
Торжественно и величаво прозвучал нынче гимн в честь хлеборобов и на Урале. В Екатеринбурге осенний чувашский праздник урожая прописался под названием «Кер сари».
Проводится он там не первый год, и его с удовольствием посещают представители других народов области. Нынче своих гостей уральские чуваши поразили сразу двумя старинными обрядами – ниме и поминанием умерших. Вот как комментирует такую программу одна из гостей-участниц екатеринбургского «К?р с?ри» молодежная креативная команда «Кадэрне» чувашской национально-культурной автономии Челябинска. «Особое место на осеннем празднике занимали ковши со свежесваренным пивом. Они посвящались кому-либо или чему-либо – человеку или событию. Сопровождались поклонами, благословениями, традиционными шутливыми текстами, произнесением тостов. Так было и нынче. Кстати, гостям наши выступления понравились, они это выразили в пожеланиях, чтобы в следующем году урожай был не хуже, и пиво не переводилось в бочонках чувашских семей».
Кстати, отмечают «Кер сари» и в Чувашии. На днях его отпраздновали в Чебоксарском районе и в столице республики. Жителям Атлашевского сельского поселения старинный обряд продемонстрировал народный фольклорный ансамбль «Шордан», а для жителей Калининского района Чебоксар праздник устроил городской комплексный центр социального обслуживания населения.

Источник

Кер сари (Ker Sari)

pivo ker sari

«Кер Сари» – особая линейка традиционного чувашского пива, которое ОАО «Букет Чувашии» варит к празднику сбора урожая. Хмельной напиток считается в республике национальным, но пиво Ker Sari – новинка последних лет, к выпуску которой предприятие шло несколько десятилетий.

В середине 70-х прошлого века Чебоксарский пивзавод начинал работу на привозном сырье и производил стандартное «Рижское», «Жигулевское», «Бархатное». Варить пиво по рецептам, передававшимся из поколения в поколение, стало возможно после запуска собственного производства ячменного и ржаного солода, бурения артезианской скважины глубиной 205 м, введения в строй отделения водоподготовки и мембранной системы фильтрации хмельного продукта.

Сегодня пиво «Кер Сари», удостоенное золотой медали международного форума «Продэкспо-2018» как «Лучший продукт года» – неотъемлемый атрибут праздника, который чуваши отмечают в республике и за её пределами. Наряду с другими марками «Букета Чувашии», которые ежегодно получают награды престижных выставок в Москве, Сочи, Ростове-на-Дону, национальный напиток широко представлен в нижегородском и столичном регионе.

Историческая справка

Впервые «Кер Сари», чье название дословно переводится как «осеннее пиво», было сварено в год сорокалетнего юбилея предприятия. Завод строили по типовому проекту и оснастили отечественным оборудованием. В 1974 году началось производство пива с розливом в бочки, год спустя – в бутылки. Лишь в 1996 году с пуском тоннельного пастеризатора освоен выпуск хмельного напитка с длительным сроком хранения.

В настоящее время в технологической цепочке задействовано оборудование ведущих мировых производителей:

С 2007 года налажен выпуск пива емкостью 0,5 л в алюминиевых банках.

Основательная модернизация способствовала улучшению качества продукции и расширила возможности разработки и продвижения пива, сваренного по традиционным рецептам. С 2014 по 2016 гг. пиво «Букет Чувашии» с выраженным национальным колоритом неизменно завоевывал золотые награды международной выставки «Продэкспо». В 2018 году столь же высокой оценки профессионального жюри заслужило пиво «Кер Сари».

Традиции «осеннего пива»

«Кер Сари» – не только марка напитка, но и название праздника. Ритуал благодарственного моления богам и предкам традиционно совершался на новолуние в конце октября — начале ноября. Праздник органично вписался и в церковный календарь крещеных чувашей и начинается вечером в четверг спустя месяц после Покрова. Именно к этой дате варят пиво нового урожая, служащее ритуальным напитком.

Праздник «Кер Сари» начинается в доме старейшины рода, досконально знающего традиции и ритуальный текст. Моление совершается с наполненными кружками. Вместе с благодарственными словами за собранный урожай у богов просят силы народу, покоя миру, сладкоречия после вкушения горечи пива и тысячекратного умножения каждого проросшего зерна в следующем году.

Пенный напиток обязательно выпивают до начала трапезы. Традиция предписывает преподнести гостю три кружки подряд, каждая из которых сопровождается обращением к отдельному божеству.

Виды пива Кер сари

Кер сари светлое, 5,3%

Пиво красивого светло-соломенного цвета с белоснежной плотной пеной. Обладает выраженным солодовым и хмелевым ароматом. Вкус насыщенный, с ощутимой зерновой составляющей. Рецептура включает светлый ячменный солод, хмель и рисовую крупу, что придает пиву оригинальную и мягкую медовую сладость с хмелевой легко-освежающей горчинкой в послевкусии.

Кер сари темное, 4,3%

Пиво, сваренное по традиционному рецепту из солода двух сортов, – карамельного и светлого. Образует пену сливочного оттенка, рубиновое на просвет. Выделяется приятным ароматом и бархатистым вкусом, в котором преобладает карамель с легкой горчинкой и едва заметными нотками сливок и шоколада.

Источник

Чувашские праздники и обряды

jpg
Познакомимся с праздниками и обрядами одного из российских народов, а именно чувашей.Свадебный и семейные обряды

Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный поезд. Тем временем невеста прощалась с родней. Ее одевали в девичью одежду, накрывали покрывалом. Невеста начинала плач с причитаниями (хёр йёрри). Поезд жениха встречали у ворот с хлебом-солью и пивом. После продолжительного и весьма образного поэтического монолога старшего из дружек (ман кёру) гостей приглашали пройти во двор за накрытые столы. Начиналось угощение, звучали приветствия, пляски и песни гостей. На другой день поезд жениха отъезжал. Невесту усаживали верхом на лошадь, или она ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать» от невесты духов рода жены (тюркская кочевническая традиция). Веселье в доме жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю, молодая разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским головным убором «хуш-пу». Первым делом она ходила на поклон и приносила жертву роднику, потом начинала работать по дому, готовить пищу.
jpg
Чувашская свадьба

Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей.

Житейские обряды

Помимо праздников чуваши проводят целый ряд различных обрядов связанных с повседневным бытием. Выделим те из них, что конкретно посвящены пиву.Кĕр сăри (кĕрхи сăра «осеннее пиво», кĕр çурти «осенняя свеча», автан сăри «петушиное пиво») – обряд осеннего поминовения предков во время которого проводился ритуал хывни. Проводился во время праздника Çимĕк и Мăнкун.Салтак сăри – солдатское пиво, подаваемое на проводы солдата. Сăра чÿкĕ – обряд жертвы пива в праздник чÿклеме в честь уборки нового урожая. Приглашаются родственники. У двери ставится стол, на который кладутся хлеб и сыр. Затем руководитель обряда приглашает всех встать и после молитвы из огромного ковша (алтар) отпивает пиво. Ковш с пивом передается следующему и обряд повторяется девять раз. Сăра парне – угощение пивом – ритуал, проводившийся в течение всех основных праздников чувашей. Туй мунчи. За три дня до свадьбы варится пиво. К жениху собирается родня и моется в бане, после которой бывает застолье. Молодые просят стариков благословления начать свадьбу. Улах – около 1 октября до полуночи проводят девичьи посиделки с безалкогольным застольем, танцами и играми с парнями улах. Родители молодежи в это время дома угощаются пивом. Хĕр сăри – девичье пиво. Девичьи посиделки, проводившиеся глубокой осенью. Халăх сăри – (народное пиво) проводилось во время Мăнкун. Женщины к этому обряду не допускались. Хмель покупают на собранные у народа деньги или средства, вырученные на сдачу в аренду неудобных клочков земли. Люди совместно приносят продукты от этого и название обряда. В пивоварне ставилось несколько чанов: маленький чан для киреметя, то есть для поминания предков, большой для Турă. Затем все сельчане собирались вместе и пили пиво, после чего несколько стариков шли на киреметь. После моления на киремети кашу и пиво приносили в жертву предкам.
jpg
Распитие пива

День зимнего солнцестояния

Кăшарни (23 декабря – 1 января)

Çăварни

Калăм

– проводы старого года (14 марта – 20 марта). Перед празднованием Нового года Мăнкун чуваш, проходил праздник поминовения предков и проводов старого года – Калăм. Если подходить строго, Калăм это не самостоятельный праздник, а часть нового года Мăнкуна. Празднование длилось несколько дней. Первый день Калăма называется «çурта кун» «День свечи». В этот день поминают предков. За день до Мăнкун (20 марта) на месте керемет проводился обряд жертвоприношения духам далеких предков (хывни). Проводился обряд Калăм сăри «пиво калама». Перед поминками в ближайшую после смерти субботу и перед Великим Днем приглашали духов предков попариться в бане после того как все помоются.
jpg
На Калăм

Мăнкун

Хěрлě çыр (половодье)

Существовал в древности еще один любопытный праздник, связанный с природным циклом – Красная горка, у чувашей Хěрлě çыр (красный берег). Праздник проводится в период половодья на красивой возвышенности над рекой, называемой хěрлě çыр. Еще одним изотерическим смыслом чувашского понятия выражения хěрлě çыр является красная черта. Черта переход от мира абсолюта в мир материальный, черта материализации духовной энергии.

Курак (время появления первой травы)

В начале апреля существовал обряд сбора первых съедобных трав, из которых готовили разные яства, в том числе национальное блюдо суп салму.В старину это происходило следующим образом. Ранним утром девушки и юноши шли в поля и лес первыми весенними травами и цветами. Восход солнца принято было встречать уже на месте сбора цветов. Затем юноши начинали состязания в силе и ловкости. Девушки состязались в танцах и пении. Затем, расстелив на траве скатерти, обедали принесенными из дома кушаньями. Вечером с музыкой, пением травами с букетами цветов возвращались домой.

Акатуй

— начало земледельческий цикл празднеств чувашей.(день проведения первой ритуальной борозды)Один из древнейших земледельческих праздников.К выходу на акатуй готовились заранее, мылись в бане, надевали чистую праздничную одежду. Светлые одежды являлись признаком сакральной чистоты.В древности женщины сопровождали торжественную процессию и угощали всех хлебом и пивом. Проводившего борозду люди осыпали комьями земли. Во время «свадьбы поля» украшали рога быка проводившего вспашку хлебом, красными лоскутками, и красным жгутом от рога к шее.

jpg

Çинçе является смысловым аналогом уяв, как время бездействия. Çинçе (тонкий, изнеженный – чув. (время отдыха)) это не праздник, а ритуализированный период после завершения полевых работ (время когда начинает колоситься рожь посеянная осенью) и до 19 июня, когда запрещалось чем-либо беспокоить землю и окружающую природу.В çинçе люди ходили только в светлых праздничных одеждах, и по возможности бездействовали, так как боялись навредить молодым росткам, вылупляющимся птенцам и детенышам животного мира. Если и проводились какие-либо гуляния, то характер танца был как можно мягче, не допускались крики и топот.Таким образом, уяв несет в себе смысл, равнозначный çинçе, времени бездействия, но в то же время его смысл гораздо шире – это время празднования и свадеб.Начинается уяв с обряда жертвоприношения на ичук. Ичук – это не обряд и не божество, это место проведения обряда посвященного богу. На берегу реки находилась чистая красивая лужайка. Здесь были расположены 5 мест для котлов, в которых варили пять жертвенных животных. Эта жертва предназначалась богу Турă и главным принципам мироздания. Здесь разрешалось собираться всем шуметь и веселиться, но только по-доброму.Перед проведением обряда на ичук, спустившись к реке, моют лицо (обряд очищения). Затем проходит обряд калам хывса (жертвоприношение) с возлиянием жертвенного пива. После проведения обряда возвращаются домой не оглядываясь.В старину «во время весеннего праздника Уяв чувашский царь (патша), по преданию, объезжал свои владения, встречался со своими подданными. На высоком шесте развевалось знамя, а чувашские общины вывешивали сурпан (белую женскую головную повязку с вышивками). Царь принимал от общинников дары. Во время встречи с царем проводились моления, игры с песнями и плясками.В последние годы из-за утери понимания значения Уяв его стали смешивать с праздником первой борозды – акатуем.

Çимěк (21 июня – 28 июня)

Мăн чÿк

Илен (среда около 2 августа)

Чÿклеме (21-22 сентября)

Кěпе (выпадение первого снега)

Очевидно, что празднование Кĕпе приурочивалось к выпадению первого снега. Считалось, что с этого времени начинаются зимние холода. В этот день вся родня собиралась у кого-либо из родственников, проводили обряды, связанные с подготовкой к зиме.

Юпа (ноябрь)

Сетне кун (19-20 декабря)

День Сета – разрушающего начала. Самый короткий день в году. Этот день считался временем разгула темных сил. В этот день происходят моления домашним духам. В жертву приносится гусь.

Источник

Праздник осеннего пива в чувашии

x5mFCiD 8JQmU9orE7 BZMtBPMYWmwP lBLvHg33u9GwEUiZmJdgjlfpa8C4r02Lv0lkZf9besMw0ZNu9DJ jHAW

x5mFCiD 8JQmU9orE7 BZMtBPMYWmwP lBLvHg33u9GwEUiZmJdgjlfpa8C4r02Lv0lkZf9besMw0ZNu9DJ jHAW

Живые традиции народов России запись закреплена

f09f8d81ЧУВАШСКИЙ ПРАЗДНИК ОСЕННЕГО ПИВА f09f8dbb

В наши дни во время национальных праздников и в Дни чувашской культуры отмечают праздник осеннего богатства «Кер пуянлахе», в основе которого лежит древний обряд «кер сари». Как когда-то давно, по завершении уборочных работ из зерна нового урожая чуваши пекут хлеб, варят пиво, созывают в гости близких и родных. Изюминкой праздника и нынче традиционно остается самый зрелищный конкурс пивоваров. Каждый из его участников должен научить варить пиво своего преемника (внука, племянника, знакомого) и представить на суд жюри напиток, приготовленный учеником.

Обряд «Кер сари» — осеннее моление духам предков по случаю приготовления пива из зерна нового урожая. Данный обряд является реконструкцией традиционного для низовых чувашей обряда «Кер сари», который проводился глубокой осенью, в месяц чук (ноябрь), после окончания сельскохозяйственных работ жителями деревни Новочелны-Сюрбеево Комсомольского района Чувашии вплоть до 1965-1967 годов. Работа по записи действий обряда от старожилов деревни, его реконструкция, сбор фольклорно-этнографических материалов по музыкально-песенному наполнению, костюмам и реквизиту для проведения обряда осуществлена народным фольклорным ансамблем «Уяв», Управления культуры г. Чебоксары под руководством заслуженного работника культуры РФ, лауреата Премии Правительства РФ «Душа России» Зинаиды Алексеевны Козловой.

Обряд был воссоздан благодаря большой исследовательской работе, проводимой в течение ряда лет с выездом в деревню Новочелны-Сюрбеево и длительным беседам с носителями данной традиции. Приготовление к Керр сари в основном заключалось в варении пива (сара) из зерна нового урожая и приглашении лиц из узкого круга родственников.

Ценность «Кер сари» заключается в том, что он является старейшим земледельческим обрядом чувашей, имеющим и более ранний слой скотоводческого обряда. Во время обряда осеннего пива приносилась бескровная жертва девяти, а местами и двенадцати высшим богам (духам). По преданию, боги требовали себе в жертву такие продукты, которые специально подвергались «культурной» обработке: варению или брожению.

Во время его проведения непременно надевали обрядовую одежду. Женщины облачались в белую рубаху с богатой орнаментацией нагрудной части, украшенную узорами сунтах и кеске. Розетки кеске вышивали попарно по обеим сторонам грудного разреза. По стилю исполнения кеске носит легкий, ажурный характер. Узоры сунтах имеют форму ромба. Орнаменты кеске и сунтах являются символами солнца, небесного огня, небосвода, гор и древа жизни. Поскольку с середины 19 века вышитая одежда постепенно заменяется пестрядью, то появляется рубаха из пестрядинной ткани с двумя рядами оборок, фартук, вышитый по низу богатой вышивкой, женские головные уборы и украшения.

Мужчины предстают в белой рубахе, богато украшенной орнаментом-вышивкой или в рубахе из пестряди с тканым поясом. Поверх рубахи – длинный халат из домотканого белого холста с характерным орнаментом. В прошлых веках его носили в основном пожилые мужчины, которые являлись жрецами во время различных жертвоприношений. На голове – калпак. Мужчина надевает белые или сероватые ёытма (порты), заправленные в черные сапоги.

В качестве музыкального сопровождения обрядового действа звучат: гармонь, скрипка, барабан и треугольник.

Осенью чуваши поочередно совершают цикл обрядов, посвященных культу предков. Празднование кĕр сăри устраивается в конце октября или в начале ноября на новолуние. Осеннее пиво («кĕр сăри») – основной обряд осеннего кормления и благодарственное моление верховному богу и усопшим продуктами из нового урожая.

На празднике кĕр сăри происходил обход круга родственников с угощением и дегустацией пива из нового урожая. Обход начинался в главном доме – доме основателя рода. Во всех домах починали бочку пива. Опуская в пивной сосуд горячую кочергу, наговаривали: «О, боже, прими наше жертвенное пиво. Тебя поминаем, молим молочком нового урожая [в этом качестве представлялось пенное пиво], преклоняемся пред тобой. Молюсь, чтобы из одного зерна произрастало тысяча зерен. Дай силу народу, миру покой. О, Боже, дай нам, вкусив горечь пива, сладострастно говорить». Молились с наполненными кружками пива не только за умерших членов семьи и за здравствующих хозяев дома, но и поминали также славных предков, например, тех, кто прославился в военных походах, кто погиб на войне, а также за всех тех, кто совершал хорошие дела. Молитву сопровождали стрельбой из ружья и лука.

Обряд с молитвой всегда совершался при открытии бочки пива, своего бога посвящали в то, что для него приготовили из нового хлеба. Вкушение нового пива связывалось с плодородием, продолжением жизни. В молитвах просили Турă помочь заполнить все клети хлебом, чтобы иметь достаток на питание, трапезу, возможность возвращать долг и воздавать подаяние нищим.

В процессе подготовки обряда руководителем коллектива З. А. Козловой от носителей песенных традиций было записано несколько вариантов застольных и гостевых песен, сохранившихся в Комсомольском районе. Для ознакомления с исполнительской манерой и диалектными особенностями, организовано прослушивание аудиозаписей. После расшифровки и нотации песен, коллектив приступил к их разучиванию. Большое внимание было уделено соответствию традициям поведения основных действующих лиц во время проведения обряда, костюмам и правильному использованию реквизита.

Источник

Кер сари (Ker Sari)

pivo ker sari

«Кер Сари» – особая линейка традиционного чувашского пива, которое ОАО «Букет Чувашии» варит к празднику сбора урожая. Хмельной напиток считается в республике национальным, но пиво Ker Sari – новинка последних лет, к выпуску которой предприятие шло несколько десятилетий.

В середине 70-х прошлого века Чебоксарский пивзавод начинал работу на привозном сырье и производил стандартное «Рижское», «Жигулевское», «Бархатное». Варить пиво по рецептам, передававшимся из поколения в поколение, стало возможно после запуска собственного производства ячменного и ржаного солода, бурения артезианской скважины глубиной 205 м, введения в строй отделения водоподготовки и мембранной системы фильтрации хмельного продукта.

Сегодня пиво «Кер Сари», удостоенное золотой медали международного форума «Продэкспо-2018» как «Лучший продукт года» – неотъемлемый атрибут праздника, который чуваши отмечают в республике и за её пределами. Наряду с другими марками «Букета Чувашии», которые ежегодно получают награды престижных выставок в Москве, Сочи, Ростове-на-Дону, национальный напиток широко представлен в нижегородском и столичном регионе.

Историческая справка

Впервые «Кер Сари», чье название дословно переводится как «осеннее пиво», было сварено в год сорокалетнего юбилея предприятия. Завод строили по типовому проекту и оснастили отечественным оборудованием. В 1974 году началось производство пива с розливом в бочки, год спустя – в бутылки. Лишь в 1996 году с пуском тоннельного пастеризатора освоен выпуск хмельного напитка с длительным сроком хранения.

В настоящее время в технологической цепочке задействовано оборудование ведущих мировых производителей:

С 2007 года налажен выпуск пива емкостью 0,5 л в алюминиевых банках.

Основательная модернизация способствовала улучшению качества продукции и расширила возможности разработки и продвижения пива, сваренного по традиционным рецептам. С 2014 по 2016 гг. пиво «Букет Чувашии» с выраженным национальным колоритом неизменно завоевывал золотые награды международной выставки «Продэкспо». В 2018 году столь же высокой оценки профессионального жюри заслужило пиво «Кер Сари».

Традиции «осеннего пива»

«Кер Сари» – не только марка напитка, но и название праздника. Ритуал благодарственного моления богам и предкам традиционно совершался на новолуние в конце октября — начале ноября. Праздник органично вписался и в церковный календарь крещеных чувашей и начинается вечером в четверг спустя месяц после Покрова. Именно к этой дате варят пиво нового урожая, служащее ритуальным напитком.

Праздник «Кер Сари» начинается в доме старейшины рода, досконально знающего традиции и ритуальный текст. Моление совершается с наполненными кружками. Вместе с благодарственными словами за собранный урожай у богов просят силы народу, покоя миру, сладкоречия после вкушения горечи пива и тысячекратного умножения каждого проросшего зерна в следующем году.

Пенный напиток обязательно выпивают до начала трапезы. Традиция предписывает преподнести гостю три кружки подряд, каждая из которых сопровождается обращением к отдельному божеству.

Виды пива Кер сари

Кер сари светлое, 5,3%

Пиво красивого светло-соломенного цвета с белоснежной плотной пеной. Обладает выраженным солодовым и хмелевым ароматом. Вкус насыщенный, с ощутимой зерновой составляющей. Рецептура включает светлый ячменный солод, хмель и рисовую крупу, что придает пиву оригинальную и мягкую медовую сладость с хмелевой легко-освежающей горчинкой в послевкусии.

Кер сари темное, 4,3%

Пиво, сваренное по традиционному рецепту из солода двух сортов, – карамельного и светлого. Образует пену сливочного оттенка, рубиновое на просвет. Выделяется приятным ароматом и бархатистым вкусом, в котором преобладает карамель с легкой горчинкой и едва заметными нотками сливок и шоколада.

Источник

Чувашские праздники и обряды

jpg
Познакомимся с праздниками и обрядами одного из российских народов, а именно чувашей.Свадебный и семейные обряды

Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный поезд. Тем временем невеста прощалась с родней. Ее одевали в девичью одежду, накрывали покрывалом. Невеста начинала плач с причитаниями (хёр йёрри). Поезд жениха встречали у ворот с хлебом-солью и пивом. После продолжительного и весьма образного поэтического монолога старшего из дружек (ман кёру) гостей приглашали пройти во двор за накрытые столы. Начиналось угощение, звучали приветствия, пляски и песни гостей. На другой день поезд жениха отъезжал. Невесту усаживали верхом на лошадь, или она ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать» от невесты духов рода жены (тюркская кочевническая традиция). Веселье в доме жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю, молодая разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским головным убором «хуш-пу». Первым делом она ходила на поклон и приносила жертву роднику, потом начинала работать по дому, готовить пищу.
jpg
Чувашская свадьба

Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей.

Житейские обряды

Помимо праздников чуваши проводят целый ряд различных обрядов связанных с повседневным бытием. Выделим те из них, что конкретно посвящены пиву.Кĕр сăри (кĕрхи сăра «осеннее пиво», кĕр çурти «осенняя свеча», автан сăри «петушиное пиво») – обряд осеннего поминовения предков во время которого проводился ритуал хывни. Проводился во время праздника Çимĕк и Мăнкун.Салтак сăри – солдатское пиво, подаваемое на проводы солдата. Сăра чÿкĕ – обряд жертвы пива в праздник чÿклеме в честь уборки нового урожая. Приглашаются родственники. У двери ставится стол, на который кладутся хлеб и сыр. Затем руководитель обряда приглашает всех встать и после молитвы из огромного ковша (алтар) отпивает пиво. Ковш с пивом передается следующему и обряд повторяется девять раз. Сăра парне – угощение пивом – ритуал, проводившийся в течение всех основных праздников чувашей. Туй мунчи. За три дня до свадьбы варится пиво. К жениху собирается родня и моется в бане, после которой бывает застолье. Молодые просят стариков благословления начать свадьбу. Улах – около 1 октября до полуночи проводят девичьи посиделки с безалкогольным застольем, танцами и играми с парнями улах. Родители молодежи в это время дома угощаются пивом. Хĕр сăри – девичье пиво. Девичьи посиделки, проводившиеся глубокой осенью. Халăх сăри – (народное пиво) проводилось во время Мăнкун. Женщины к этому обряду не допускались. Хмель покупают на собранные у народа деньги или средства, вырученные на сдачу в аренду неудобных клочков земли. Люди совместно приносят продукты от этого и название обряда. В пивоварне ставилось несколько чанов: маленький чан для киреметя, то есть для поминания предков, большой для Турă. Затем все сельчане собирались вместе и пили пиво, после чего несколько стариков шли на киреметь. После моления на киремети кашу и пиво приносили в жертву предкам.
jpg
Распитие пива

День зимнего солнцестояния

Кăшарни (23 декабря – 1 января)

Çăварни

Калăм

– проводы старого года (14 марта – 20 марта). Перед празднованием Нового года Мăнкун чуваш, проходил праздник поминовения предков и проводов старого года – Калăм. Если подходить строго, Калăм это не самостоятельный праздник, а часть нового года Мăнкуна. Празднование длилось несколько дней. Первый день Калăма называется «çурта кун» «День свечи». В этот день поминают предков. За день до Мăнкун (20 марта) на месте керемет проводился обряд жертвоприношения духам далеких предков (хывни). Проводился обряд Калăм сăри «пиво калама». Перед поминками в ближайшую после смерти субботу и перед Великим Днем приглашали духов предков попариться в бане после того как все помоются.
jpg
На Калăм

Мăнкун

Хěрлě çыр (половодье)

Существовал в древности еще один любопытный праздник, связанный с природным циклом – Красная горка, у чувашей Хěрлě çыр (красный берег). Праздник проводится в период половодья на красивой возвышенности над рекой, называемой хěрлě çыр. Еще одним изотерическим смыслом чувашского понятия выражения хěрлě çыр является красная черта. Черта переход от мира абсолюта в мир материальный, черта материализации духовной энергии.

Курак (время появления первой травы)

В начале апреля существовал обряд сбора первых съедобных трав, из которых готовили разные яства, в том числе национальное блюдо суп салму.В старину это происходило следующим образом. Ранним утром девушки и юноши шли в поля и лес первыми весенними травами и цветами. Восход солнца принято было встречать уже на месте сбора цветов. Затем юноши начинали состязания в силе и ловкости. Девушки состязались в танцах и пении. Затем, расстелив на траве скатерти, обедали принесенными из дома кушаньями. Вечером с музыкой, пением травами с букетами цветов возвращались домой.

Акатуй

— начало земледельческий цикл празднеств чувашей.(день проведения первой ритуальной борозды)Один из древнейших земледельческих праздников.К выходу на акатуй готовились заранее, мылись в бане, надевали чистую праздничную одежду. Светлые одежды являлись признаком сакральной чистоты.В древности женщины сопровождали торжественную процессию и угощали всех хлебом и пивом. Проводившего борозду люди осыпали комьями земли. Во время «свадьбы поля» украшали рога быка проводившего вспашку хлебом, красными лоскутками, и красным жгутом от рога к шее.

jpg

Çинçе является смысловым аналогом уяв, как время бездействия. Çинçе (тонкий, изнеженный – чув. (время отдыха)) это не праздник, а ритуализированный период после завершения полевых работ (время когда начинает колоситься рожь посеянная осенью) и до 19 июня, когда запрещалось чем-либо беспокоить землю и окружающую природу.В çинçе люди ходили только в светлых праздничных одеждах, и по возможности бездействовали, так как боялись навредить молодым росткам, вылупляющимся птенцам и детенышам животного мира. Если и проводились какие-либо гуляния, то характер танца был как можно мягче, не допускались крики и топот.Таким образом, уяв несет в себе смысл, равнозначный çинçе, времени бездействия, но в то же время его смысл гораздо шире – это время празднования и свадеб.Начинается уяв с обряда жертвоприношения на ичук. Ичук – это не обряд и не божество, это место проведения обряда посвященного богу. На берегу реки находилась чистая красивая лужайка. Здесь были расположены 5 мест для котлов, в которых варили пять жертвенных животных. Эта жертва предназначалась богу Турă и главным принципам мироздания. Здесь разрешалось собираться всем шуметь и веселиться, но только по-доброму.Перед проведением обряда на ичук, спустившись к реке, моют лицо (обряд очищения). Затем проходит обряд калам хывса (жертвоприношение) с возлиянием жертвенного пива. После проведения обряда возвращаются домой не оглядываясь.В старину «во время весеннего праздника Уяв чувашский царь (патша), по преданию, объезжал свои владения, встречался со своими подданными. На высоком шесте развевалось знамя, а чувашские общины вывешивали сурпан (белую женскую головную повязку с вышивками). Царь принимал от общинников дары. Во время встречи с царем проводились моления, игры с песнями и плясками.В последние годы из-за утери понимания значения Уяв его стали смешивать с праздником первой борозды – акатуем.

Çимěк (21 июня – 28 июня)

Мăн чÿк

Илен (среда около 2 августа)

Чÿклеме (21-22 сентября)

Кěпе (выпадение первого снега)

Очевидно, что празднование Кĕпе приурочивалось к выпадению первого снега. Считалось, что с этого времени начинаются зимние холода. В этот день вся родня собиралась у кого-либо из родственников, проводили обряды, связанные с подготовкой к зиме.

Юпа (ноябрь)

Сетне кун (19-20 декабря)

День Сета – разрушающего начала. Самый короткий день в году. Этот день считался временем разгула темных сил. В этот день происходят моления домашним духам. В жертву приносится гусь.

Источник

Земля пивоваров

Культура пивоварения в Чувашии складывалась веками. Пиво здесь разрешают пить даже детям — потому что варят его таким образом, чтобы оно позволяло утолить жажду и насытиться, но не захмелеть. Пьяниц не жалуют.

Приготовление пива занимает от 7 до 14 дней. Нам показали сжатую версию, но и ее оказалось достаточно, чтобы мы смогли оценить сложность процесса, состоящего из нескольких этапов, в каждом из которых есть свои тонкости.

Малый Сундырь — старинная живописная деревня в 25 км от столицы Чувашии Чебоксар. Когда-то здесь шел Сибирский тракт, и в деревне находилась большая почтово-ямская станция. Сейчас в Малом Сундыре действует огромный этнографический комплекс. Возле музея нас встречает его смотритель и председатель совета старейшин Малого Сундыря Владислав Эльмень.

Деревня Малый Сундырь

Эльмень— старинная чувашская фамилия. «Эль» означает страна, «мень», «ман» — человек.

Владислав Эльмень выносит ковш с пивом и поет старинное приветствие. Потом наш провожатый, ученый-филолог и председатель Центрального совета чувашских старейшин Виталий Станъял, расскажет, что в приветствии содержится старинная формула, которую можно перевести следующим образом: если нет медового пива, то найдем хмельной отвар. Медовые сорта пива — симбыл и шербет — считались дорогими из-за того, что целебным был ключевой ингредиент — мед (медовым пивом нас, конечно, тоже угостили).

Мы пробуем и благодарим.

Самый коварный, оставляющий без ног после одного стакана напиток — это кырчама, броженная также на меду.

«РЕЦЕПТОВ —СКОЛЬКО ЧУВАШСКИХ ЖЕНЩИН»

555E4904 FFA5 4C19 9558 2E16A4723E06 w250 r0 s

​Сортов чувашского домашнего пива великое множество. Есть повседневное (обычное), праздничное (крепленое), ритуальное (поминальное), детское (максума). Все сорта имеют высокую плотность, но разный градус. Рецептов же, с гордостью сообщают наши собеседники, столько, сколько чувашских женщин. Пиво в Чувашии традиционно варили женщины и из поколения в поколение передавали секреты мастерства.

3C7D2EC7 4573 4C51 879C 96A425396BEE w250 r0 s

Видимо, благодаря практически полному отсутствию градусов в будничном пиве, домашние пивовары не подвергались гонениям даже в разгар советских антиалкогольных кампаний. Пожалуй, наиболее уместным будет сравнение простого пива с домашним квасом. С другой стороны, традиционное чувашское пивоварение так и осталось вещью в себе. Хотя в Чувашии есть даже собственный аналог немецкого Октоберфеста — праздник осеннего пива Кер сыри, магнитом для массового туриста (в отличие от той же Германии) оно так и не стало.

Возможно потому, что в этом напитке в чувашских деревнях не видят особой коммерческой ценности — варят, главным образом, для себя, как и много веков прежде.

В музее есть экспозиция, посвященная пивоварению. Представленной там утвари не меньше ста лет.

«Если нет медового пива, то найдем хмельной отвар»

Владислав Эльмень сетует, что такой утвари в домах почти не осталось. Зато сохранились традиции. И те, кто эти традиции хранит.

Варка идет на заднем дворе дома Эльменей. Показывает и рассказывает сам хозяин, помогают ему несколько женщин, а контролирует процесс родственница — старейшая жительница деревни Мария Андреевна Эльман. Младшее поколение тоже здесь: три девочки в красивых национальных нарядах внимательно наблюдают за происходящим. Когда-нибудь и они будут варить традиционное чувашское пиво.

ВЕТРЯНОЕ СИТО

Сотворение пива

Самый сложный и долгий этап — подготовка солода. Сначала его просеивают. Ситом служит ветер. Затем моют. Пустые («голодные») зерна всплывают. Их выбрасывают.

Зерна замачивают на сутки. Двое суток они будут прорастать. Затем, чтобы остановить рост, зерна заливают кипятком и ставят в печь на 12 часов. В печи зерно набухает еще больше, и получается солод. Его высыпают на поддон и снова ставят в печь. Утром солод можно обмолачивать.

В процессе есть много тонкостей. Например, печи надо дать время чуть остыть, чтобы зерна не сгорели. Владислав Дмитриевич сетует, что сейчас даже в деревнях не осталось традиционных русских печей. Выручает его, как и многих других домашних пивоваров, печка-каменка в бане. Приноровились — выходит ничуть не хуже.

Варку начинают с того, что засыпают в котел сахар (раньше, когда сахара не было, отваривали свеклу). Когда сахар станет коричневатым, наливают воду и мешают отвар. В это время принято поминать усопших и просить Бога, чтобы пиво получилось «добротным» и «всем угодным».

A7406A26 B5D5 4982 971A A9F262029C5C w250 r0 s

​В сладкий отвар всыпают хмель. Принято, чтобы женщины в это время пели, а дети танцевали. Хмель всыпают только один раз и кипятят несколько часов, чтобы ушла горечь. Это — очень важный момент. Хмельное и горькое пиво чуваши не одобряют. Потом добавляют солод и варят еще несколько часов.

Все это время отвар необходимо постоянно помешивать, иначе осевший на дно тяжелый солод может пригореть к котлу. Получившийся отвар фильтруют через ветви малины, липы, березы и пласты ржаной соломы (ветви служат фильтром грубой очистки, а солома — тонкой).

В готовый отвар добавляют дрожжи и сахар. Сахар добавляют набольшими порциями и каждый раз пробуют. Если готовят медовое пиво, вместо сахара добавляют мед. Бродить пиво должно не меньше недели, а лучше все две.

«ПОКА НЕ ОПУСТОШИМ, НЕ УЙДЁМ»

5866168E 8F15 410F B9B2 9CE042AAC796 w250 r0 s

Поскольку варка пива — процесс сложный и долгий, варят его большими порциями к большим событиям: свадьбам, поминкам, новосельям и разным календарным праздникам. Мы попали на варку в преддверии Дня Республики (отмечается 24 июня).

Раньше, чтобы пиво хранилось долго, его, уже готовое, еще раз кипятили, опуская прямо в чан специальные раскаленные камни.

А еще пиво хранили (и хранят до сих пор) в ледяном погребе. Это пиво называют подснежным (юрай сыри). Его подают в подогретой посуде. Особенно хорошо подснежное пиво в жару.

Завершающий, но не менее важный, чем сама варка, этап — дегустация.

Источник

Adblock
detector