Меню

праздник оптинских старцев когда

Оптина Пустынь

magazin 1bf sm2

bible.optina

Толкования
Священного
Писания

appstore rugoogle play ru

Уте­ше­ни­ям или пред­ва­ря­ет, или пос­ле­ду­ет мя­теж, а се­му при­чи­ною на­ше стра­ст­ное уст­ро­е­ние; страс­ти на­ши суть дверь, зат­во­ря­ю­щая пред на­ми сию ду­хов­ную ра­дость.

Гос­подь си­лен всег­да уте­шить нас. Но пос­то­ян­ное уте­ше­ние нам пов­ре­дит — так, ес­ли пос­то­ян­но бу­дет жечь солн­це или лить дождь, то все по­го­рит и поп­ре­ет. А по­пе­ре­мен­но хо­ро­шо.

Вхо­ди в цер­ковь, как в дом Бо­жий. И на­хо­дись в хра­ме, как в до­му Бо­жи­ем, с соз­на­ни­ем при­су­т­ствия Бо­жия, уда­ля­ясь вся­кой воль­нос­ти и раз­вяз­нос­ти.

Оптинские
праздники

ноябрь ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

День празднования памяти Собора преподобных отцев и старцев в Оптиной Пустыни просиявших

О птина Пустынь была одним из тех заветных святых мест, к которым за хлебом духовным шёл ищущий вечного спасения души русский человек. «Если вы хотите основательно ознакомиться с христианством,— говорил И. В. Киреевский,— то необходимо познакомиться с монашеством, со старчеством, а в этом отношении лучше Оптиной Пустыни трудно найти». Без преувеличения можно сказать, что это самый яркий духовный светильник Православной Руси XIX–нач. XX веков, возжжённый русскими людьми пред Богом и оказавший огромное влияние на судьбы России. Конечно, и в других монастырях было немало святых, но трудно с уверенностью сказать, было ли когда-либо в России за всю её историю место, подобное Оптиной Пустыни, где родилось целое общество людей, обновлённых силой благодати Святаго Духа, которое так приблизилось бы к идеалу христианских отношений, к преддверию Царства Небесного уже здесь, на земле. Главной святыней обители были её прославленные боголюбивые старцы.

fed2f838080df17dd6685b58c3117bd8 0 500 0Старчество — это особый духовный союз, который состоит в добровольном и полном послушании духовных детей своему духовному отцу или старцу. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Как корабль, имеющий искусного кормчего, при Божием содействии благополучно входит в пристань, так и душа, имеющая доброго руководителя, удобно восходит на небо, хотя бы раньше и повинна была во многом зле. Как идущий по неизвестному пути без путеводителя легко может заблудиться на нём, хотя бы сам был и очень умён, так и тот, кто по своей воле и разумению хочет пройти монашеский путь, легко погибнет, хотя бы и знал премудрость всего мира». Старцы — опытные подвижники и духовники — известны с самого начала монастырской жизни. Одними из первых старцев на Руси были преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Старцем был преподобный Сергий Радонежский. Спустя век после него — преподобный Иосиф Волоцкий, преподобный Нил Сорский.

Начало Оптинскому старчеству положил святитель Филарет, митрополит Киевский, бывший в то время Калужским архипастырем, обретение мощей которого также празднуется в эти дни. Он устроил скит при Оптиной Пустыни и пригласил сюда из Рославльских лесов отцов Моисея и Антония, последователей молдавского старца преподобного Паисия Величковского. Немного позже к ним присоединился старец Лев, прибывший из Александро-Свирского монастыря. Мудрость преподобного Льва скоро сделала его известным и вне обители. Ради духовных советов начали приходить к дверям его келии из городов и сёл купцы, дворяне, мещане и простой народ обоего пола. При преподобном Макарии старчество ещё более расцвело и укрепилось, и продолжало процветать при последующих великих преемниках по старчеству вплоть до окончательного закрытия обители после революции. Старцы имели особый дар сострадательной, жертвенной любви. Полагая души свои за всех приходящих, они всеми силами старались наставить их на путь истинный. Чужие горести и падения они делали своими собственными. Умирали каждый день, до полного изнеможения принимая страждущих. Каждое слово старца было со властью, касалось сердца и орошало его неземной силой, устремляло к Небу, соединяло с Богом. Возвращался богомолец из Оптиной, летел как на крыльях, неся в себе отблески того неземного света, который согрел и осветил его душу в маленькой келии старца.

Люди стремились попасть в Оптину даже в годы богоборческого лихолетья, стремились побыть на святой земле монастыря, поклониться могилкам Оптинских святых. Невидимая великая святость Оптиной, хотя разрушенной и осквернённой, притягивала многих. Старцы продолжали помогать людям своими молитвами.

Они и ныне, предстоя престолу Божию, молятся о нас и готовы помочь и утешить каждого из нас.

Источник

Религиозные праздники 24 октября

Собор преподобных Оптинских старцев

В X веке вместе с христианством на Русь был перенесен и тот духовный опыт древних египетских пустынников, который 1000 лет преумножался византийским монашеством. Но начиная с XVI столетия в силу внешних и внутренних причин эта духовная школа стала постепенно забываться, и когда в конце XVIII века ее возродил в Молдавии преподобный Паисий Величковский, многим это показалось небывалым новшеством. Тогда центром возрождения древней традиции старчества в России стала Оптина пустынь, там она 100 лет передавалась из поколения в поколение и прервалась только с разгромом монастыря большевиками.
В этот день Русская церковь чтит память всех Оптинских старцев.

Преподобный Лев был первым из них. Пройдя монашескую школу в Чолнском монастыре у старца Феодора, ученика Паисия Величковского, возродившего древний аскетический опыт по рукописям, найденным им на Афоне, он с шестью учениками приехал в Оптину пустынь в 1829 году и вскоре стал духовником обители. Старчество отца Льва продолжалось 12 лет и принесло великую пользу – его ученики прославили Оптину и заставили многих людей в России открыть для себя совсем иное православие, которого они, крещеные от рождения, оказывается и не знали.

Преподобный Макарий также прошел монашескую школу у ученика Паисия Величковского старца Афанасия в Площанской пустыни, а перейдя в 1834 в Оптину, стал духовным учеником старца Льва. Его трудами вокруг монастыря создалась целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, и укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией.

Преподобный Моисей, призванный в Оптину для создания Иоанно-Предтеченского скита, вскоре стал настоятелем самой обители, и с этого времени началось ее духовное возрастание и слава. Это при нем в Оптиной пустыни зародилось старчество, он пригласил в обитель старца Льва, он сделал духовником братии старца Макария, при нем послушником проходил у старцев духовную будущий старец Амвросий, за время его настоятельства монастырем было издано 16 томов святоотеческой литературы. Оптина пустынь — такая, какой она вошла в историю — плод его трудов.

Преподобный Антоний, младший брат преподобного Моисея, приехал в Оптину пустынь в 1821 году вместе с ним для основания в обители уединенного скита. В 1825 году, после назначения брата настоятелем монастыря, Антоний был определен начальником скита и принялся собирать в нем мудрых в монашеской жизни и крепких в духовных подвигах отцов. В старости, страдая тяжелой болезнью, он усилил аскезу и принял схиму.

Преподобный Иларион еще до пострига искал монастырь, в котором ему захотелось бы остаться на всю жизнь и, объехав множество обителей, выбрал Оптину пустынь. Здесь он нашел и старцев-учителей духовной жизни — Льва и Макария, у которого он 20 лет, до самой его кончины в 1860 году, пробыл келейником. Перед смертью старец Макарий благословил Илариона принять на себя подвиг старчества, а через 3 года он был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Это послушание он нес 10 лет. День своей кончины старец знал заранее и за полгода до нее принял схиму.

Преподобный Амвросий, ученик старцев Льва и Макария, помощник последнего в его издательском деле, продолживший его после кончины старца, благодаря своему уникальному духовному дарованию во времена своего старчества сделал Оптину пустынь духовным центром всей России. К нему за советом и молитвой шли и петербургский сенатор, и Достоевский, и старая крестьянка. Василий Розанов писал о нем: «Все поднимаются духом, только взирая на него… Самые принципиальные люди посещали его, и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело». Более 30 лет совершал он подвиг старчества, а перед смертью опекал еще и женскую обитель в Шамордине, в 12 верстах от Оптиной.

Преподобный Анатолий старший (Зерцалов) в Оптину пустынь пришел по обету – исцелившись от чахотки. Его духовным руководителем там стал сперва старец Макарий, а после его кончины — старец Амвросий, который сначала посылал его в монастырскую гостиницу утешать скорбящих, потом стал готовить себе в помощники в труде старчества, а в 1874 году благословил принять должность скитоначальника. Ему же, умирая, поручил он духовное руководство Шамординской обителью. О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный старец Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». А чужое горе он принимал так близко, что у него начинали болеть голова и сердце. Несколькими словами, исполненными любви и духовного опыта, он умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, подготовить к близкой смерти. Старца Амвросия он пережил всего на 2 года.

Преподобный Исаакий I пришел в Оптину уже зрелым человеком, в 37 лет, и поступил послушником к старцу Макарию. Умирая тот передал его «из полы в полу» старцу Амвросию, а в 1862 году, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, отец Исаакий на 30 с лишним лет стал его преемником. При нем обитель стала одним из самых процветающих монастырей России. При нем в ней укрепились традиции старчества и строгого послушания всей братии духовникам, независимо от сана и иерархического звания. Своего старца, Амвросия, он пережил всего на 3 года.

Преподобный Иосиф в Оптину пустынь к старцам пришел по совету сестры-монахини и был определен келейником к старцу Амвросию. Со временем тот все чаще стал отсылать посетителей за советом к Иосифу, а после кончины старца на него легли обязанности скитоначальника, духовника оптинской братии и шамординских сестер. 12 лет он нес это послушание, пока в 1905 году не ослабел от болезней. Скончался старец Иосиф в 1911 году, поразив всех, бывших на погребении тем, что и в гробу рука его была мягкой и теплой, как у живого.

Преподобный Варсонофий до 46 лет сделал блестящую карьеру на военной службе. Когда полковник Павел Плиханков, прочитав в журнале статью о старце Амвросии, первый раз приехал в Оптину, старец сказал ему: «Через два года приезжайте, я вас приму». Когда же через два года он подал в отставку, знакомые говорили: «С ума сошел, а какой был человек!» В 1892 году он был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и стал послушником сначала старца Анатолия, а потом старца Иосифа.

В 1903 году его назначили помощником старца и духовником Шамординской женской пустыни, во время русско-японской войны послали священником на фронт, а по возвращении поставили начальником скита. В 1910 году он ездил на станцию Астапово, чтобы исповедовать и причастить умиравшего там Льва Толстого, но родственники не пустили старца Варсонофия к писателю. В 1912 году его назначили настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря, но он не вынес разлуки с Оптиной и через год скончался.

Преподобный Анатолий младший (Потапов) тоже пришел в Оптину пустынь взрослым, в 30 лет. Был келейником старца Амвросия, долгие годы учился искусству духовничества, а когда не стало старцев Иосифа и Варсонофия, стал продолжателем их дела. К нему толпами шел простой люд со своими хлопотами и жалобами, скорбями и болезнями. В народе его ласково называли «утешителем». Старец принимал всех, иногда из-за этого даже не ложась спать.

Перед революцией он писал: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и на обломках люди спасаются. Не все погибнут… А потом будет явлено великое чудо Божие, и все щепки и обломки соберутся и соединятся, и снова явится великий корабль во всей своей красе! И пойдет он путем, Богом предназначенным». А после революции, когда Оптину закрыли, его арестовали, потом, сочтя сыпнотифозным, отвезли в больницу, откуда, разобравшись, отпустили.

29 июля 1922 года в монастырь нагрянула комиссия ГПУ, чтобы арестовать больного старца. Он попросил оставить его в монастыре на один день, «чтобы приготовиться», а на утро его нашли мертвым.

Преподобный Нектарий был последним соборно избранным старцем Оптиной пустыни. Он был учеником старцев Анатолия (Зерцалова) и Амвросия. Под их руководством у него рано проявился дар прозорливости, который он скрывал под личиной юродства. В 1912 году братия избрала его старцем. После закрытия монастыря в 1923 году старца Нектария арестовали, а когда духовным чадам удалось вызволить его из тюрьмы, поселился у одного из них в селе Холмищи. Но и туда к нему добирались люди в поисках утешения и совета. Скончался он в 1928 году, дожив до 75 лет.

Преподобный Никон, исповедник, поступил в Оптину пустынь в 1907 году и вскоре стал письмоводителем и учеником старца Варсонофия который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт. Когда после революции Оптина была закрыта, монахи создали «сельскохозяйственную артель». Служба в храмах продолжалась. Но начались гонения.

Первый раз Никона арестовали 17 сентября 1919 года, но вскоре отпустили. Летом 1923 года монастырь был окончательно закрыт; братию, кроме двадцати рабочих при музее, выгнали на улицу. Настоятель, старец Исаакий, отслужив последнюю литургию в Казанском храме, передал ключи от него Никону и благословил служить и принимать богомольцев на исповедь. Так Никон стал последним Оптинским старцем.

Изгнанный из обители в июне 1924 года, он поселился в Козельске, служил в Успенском храме, принимал народ, выполняя свой пастырский долг. Его арестовали в июне 1927-го, и 3 года он провел в лагере «Кемперпункт». Потом последовала ссылка в Архангельскую область. К тому времени отец Никон был болен туберкулезом и в 1931 году умер в селе Валдокурье. На его погребение собралось 12 ссыльных священников, которые опели и погребли его по монашескому чину.

Преподобный Исаакий, священномученик, пришел в Оптину 19-летним юношей, стал послушником старца Исаакия I, а через 29 лет, в 1913 году старшая братия избрала его настоятелем. В «Летописи скита» говорится о том, что преподобный Исаакий участвовал во Всероссийском церковном соборе 1917 года. Весной 1923 года обитель перешла в ведение Главнауки как исторический памятник — «Музей Оптина пустынь». Отец Исаакий и братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске.

В 1929 году по всей стране прокатилась волна новых арестов «церковников». Все оптинские монахи были арестованы и сначала заключены в козельскую тюрьму, потом переведены сухиническую, а оттуда в Смоленск. В 1930 году старца Исаакия сослали в город Белев Тульской области. В 1932 году снова арестовали в числе обвиняемых по делу «подпольного монастыря при храме Святителя Николая в Казачьей слободе», где монашествующий элемент» вел «контрреволюционную деятельность среди населения и распространял явно провокационных слухи о сошествии на землю антихриста».

По этому делу к 1937 году было арестовано около 300 человек. Старца Исаакия вместе с остальными обвиняемыми пропустили через весь пыточный конвейер НКВД, но признания не добились. 30 декабря «тройка» НКВД приговорила всех обвиняемых к расстрелу и 8 января 1938 года, на второй день Рождества, приговор привели в исполнение.

Источник

Оптина Пустынь

magazin 1bf sm2

bible.optina

Толкования
Священного
Писания

appstore rugoogle play ru

Во­ю­е­те со сво­и­ми страс­тиш­ка­ми? Во­юй­те, во­юй­те, бу­ди­те доб­рые во­и­ны Хрис­то­вы! Не под­да­вай­тесь зло­бе и не ув­ле­кай­тесь не­мо­ща­ми пло­ти. А в слу­чае по­по­лз­но­ве­ния спе­ши­те к Вра­чу, во­пия со Свя­тою Цер­ковью, на­шею ма­терью: „Бо­же, соп­рич­ти мя раз­бой­ни­ку, блуд­ни­це и мы­та­рю (ра­зу­ме­ет­ся, ка­ю­щим­ся) и спа­си мя“.

На­до знать, ка­кая страсть бес­по­ко­ит бо­лее все­го, с ней и нуж­но бо­роть­ся осо­бен­но. Для это­го на­до ежед­нев­но про­ве­рять свою со­весть.

По­бе­да над страс­тя­ми со­вер­ша­ет­ся си­лою Бо­жи­ею. На­ши не­мощ­ные си­лы к это­му не­дос­та­точ­ны. В этом на­до сми­рен­но соз­нать­ся и сми­ре­ни­ем прив­ле­кать к се­бе ми­лость и по­мощь Бо­жию.

Оптинские
праздники

ноябрь ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Близкая к небесам
День памяти обретения мощей преподобных Оптинских старцев

С уществует на белом свете огромное количество удивительных уголков нашей прекрасной планеты, созданной Небесным Художником, которые привлекают к себе толпы людей — талантом зодчих, красотой и великолепием пейзажа, загадкой и значением событий, которые когда-то совершались в этих всемирно известных местах.

Но есть места на нашей земле, которые не потрясают шикарной экзотической природой, не удивляют диковинным ландшафтом, не поражают утонченностью своих архитектурных форм, но которые после их посещения оставляют в человеческом сердце сокровенный Невечерний Свет, тихую лунную дорожку, радостное воспоминание прикосновения к благодати. Таковым местом всегда была и есть Оптина, которую Гоголь называл «близкой к Небесам», а современники — «самым жарким костром, у которого грелась вся Россия».

Есть события, которые потрясают мир и приковывают к себе внимание миллионов людей: запуск нового космического лайнера, открытия в области супертехнологий, сюрпризы Канского кинофестиваля, победа нашей сборной на чемпионате мира. Эти события заставляют говорить о себе, заставляют о себе думать, заставляют чаще биться сердца очень многих людей.

DSC 1134

Но есть такие сокровенные события, которые не привлекают к себе пристального внимания журналистов и поверхностных умов, события, которые не просто происходят — они совершаются. И значение таких событий не сиюминутно. Оно носит космическое измерение.

Таковым событием было обретение святых мощей семи Оптинских старцев — преподобных Амвросия, Льва, Макария, Варсонофия, Илариона и двух Анатолиев, старшего и младшего. Совершилось это событие в молитвенной тишине, под звуки ангельского пения, в знойные июльские дни Оптинского лета 1998 года.

Есть люди, имена которых у всех на слуху. Это известные чемпионы, лауреаты, политологи, актеры, олигархи, музыканты, ученые. Как сейчас говорят — состоявшиеся люди. Они формируют взгляды. Диктуют политику. Становятся законодателями моды и вкусов.

Но есть люди, которые находятся как бы в стороне от всех современных общественных ветров, которые смиренно скрывают себя от славы и известности, бегают популярности и признания. Но значение этих людей велико для судеб мира. Молитвами этих людей еще стоит этот бренный, запутавшийся, суетливый, вечно куда-то спешащий мир. Таковы великие Оптинские старцы!

Что такое старчество? И кто такой старец? Что это за феномен? Старец — это подвижник, который проделал очень долгий, очень трудный, очень непростой путь — многоскорбный, тяжелый путь к самым глубинам своей души. Это тот, кто молитвой и постом, бдением и сухоядением, отрывом от суеты и праздности, а самое главное — любовью и благодатию Христовой расчистил в себе образ Божий, дошел до начала родника, и из источника его сердца забила, такая чистая, такая прозрачная, такая чудесная евангельская вода, которая может напоить многие и многие жаждущие уста!

Старцы сражались Иисусовой молитвой. Старец Варсонофий вспоминал такой эпизод из своей жизни: «Когда я решил все оставить и идти в монастырь, перед самым приездом моим в Скит, ехал я на извозчике в Москве то ли по Театральной, то ли по Красной площади. Я был в военном мундире. Задумавшись, я оперся на шпагу руками и грудью. Вдруг кто-то выхватил у меня шпагу. Извозчик ехал быстро, на площади никого не было, да едва ли мог найтись такой смельчак. А шпаги нет. Я оставался в недоумении. Когда я приехал в Оптину, я рассказал обо всем о.Амвросию. «Ну, что же удивительного? Теперь вам более не нужна шпага, — сказал старец, — вот вам духовный меч для борьбы с невидимыми врагами нашего спасения». При этом он дал мне четки. »

Старцы — это многоопытные духовные врачи, в аптечке которых весь набор лекарств и инструментов — от капель сострадания, гомеопатии терпения, пластыря любви и до скальпеля хирурга, когда только радикальное вмешательство может спасти тяжелобольного.

Старцы — это кормчий, помогающие провести корабли человеческих душ между рифами и мелями жизни до тихой гавани спасения. Старец — это инструктор, который знает тропу.

В его сердце преломляется всё страдание мира. Он — как горящая свеча любви на тусклом небосклоне нашей земной жизни. Около старческих хибарок колыхался целый океан человеческого горя, и для каждого страждущего сердца у старцев находилась искорка утешения, минута искреннего внимания, теплота любви!

Оптинское старчество — это целая Вселенная. Это сто золотых удивительных лет с того момента, когда из первых сваленных вековых сосен был построен Предтеченский храм в скиту и до 20-х годов трагического прошлого века, когда радетели «светлого будущего» забили досками белые Оптинские церкви.

Что привлекало людей к старцам? Чем мучился у калитки старца Амвросия Толстой? Что искал здесь Достоевский? Какими вопросами терзался Гоголь?

«От ласки у человека бывают совсем другие глазки», — улыбался старец Амвросий. Его «жить — не тужить» утешало всю Россию! Оптинские старцы обласкали русскую землю от Москвы до Петербурга, от Рязани до Орла. Они утешали весь русский народ — от нищего до миллионера, от столичного вельможи до козельской крестьянки. Они не отказывались ни от кого. Старец Амвросий говорил: «Мрамор и металл — все пойдет!»

Старцы умилились как дети. Когда красноармейцы пришли забирать старца Нектария, то они застали его с фонариком и игрушками. «Ты что — ребенок?» — удивились бойцы. «Да, я — ребенок», — лепетал старец.

Старец Варсонофий вдохновлял приходящих к нему в хибарку: «Не бойся! Пока есть в тебе стремление вперёд — не бойся! Цел твой кораблик, и не надо бояться могущих случиться бурь!»

«Сердце — не щепка, — открывал тайны спасения старец Анатолий-старший, — и душа человеческая вещь не дешевая, она дороже всего мира. Все сокровища земного шара и вся вселенная не стоят одной души христианской».

Век Оптинского старчества не закончился. Оптина и сейчас — близкая к Небесам! И если тогда, раньше тысячи склоняли головы под горячей старческой епитрахилью, то сейчас миллионы притекают к их мощам. Оптинские старцы и сейчас своими молитвами, как искусные врачи, для каждого из нас находят своё лекарство. Как премудрые архитриклины они умело распределяют искрящееся вино Оптинской благодати. Их забота — «да утвердит Господь земное Отечество наше в православии и благочестии!» Их девиз — слова, которые услышал в журчании ручья при.Амвросий, еще будучи молодым семинаристом: «Хвалите Бога! Храните Бога!»

Преподобный Анатолий-младший вдохновенно пророчествовал о судьбе нашей Отчизны: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Но явлено будет великое чудо Божие. Все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным». Мы являемся и свидетелями и участниками этого собирания русского корабля!

Почему так много богомольцев, уже не на дилижансах и каретах, а на современных автобусах и автомобилях, устремляются сюда, в Оптину Пустынь? Почему мы так трепетно и благоговейно жмемся к благоуханным старческим мощам? Почему, так же как и во времена старцев, мы сегодня видим в Оптиной в сокращении всю Россию?

Однажды к преподобному Льву принесли покрытого струпьями, страждущего человека. Старец, показывая на него, воскликнул: «Посмотрите на этого человека. Господь наказал его за нераскаянные грехи. Он — живой в аду. Но ему можно помочь. Господь привел его ко мне для искреннего раскаяния. Могу ли я его не принять?»

Без Бога, без Его благодати, без покаяния, без любви мы будем — как живые в аду. Без заступничества Матери Божией и всех святых, так и останемся, как говорил Константин Леонтьев «жалкими и растрепанными полухристианскими обрывками». Поэтому нам так нужна духовная наука старцев «жить не лицемерно», «никого не осуждать, никому не досаждать», «искать во всем великого смысла». Поэтому мы, исполняя духовное завещание преподобного Иосифа: «Не отбивайся от Оптиной», согреваем свои озябшие души у великого костра Оптинской благодати!

Старцы молятся за Россию, молятся за всех нас! Они там, на Небе, у Престола Божия вместе с сонмом русских святых молитвенно продолжают борьбу за русскую душу. Они слышат наши молитвы. И как говорил преподобный Нектарий: «Если мы воскликнем: «Вси святи, молите Бога о нас!» — то все Небо сразу же ответит: «Помоги Господи!»

Источник

Собор Оптинских старцев — 24 октября 2022 года

spring 276014 960 720

Собор Оптинских старцев — дата памяти

24 октября Церковь празднует Собор Оптинских старцев. В этот день православные христиане вспоминают тех, кто взял на себя подвиг непрестанной молитвы и жизни в Оптиной пустыни.

1 SOBOR PREPODOBNYIH OPTINSKIH STARTSEV

Собор Оптинских старцев

Собор Оптинских старцев — время для молитвы великим подвижникам, которые стали для нас примером несокрушимой веры и были прославлены чудесами, явленными через них еще в дни земного пути.

Тропарь преподобных Оптинских старцев

Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии, молитеся ко Господу, да утвердит земное Отечество ваше в православии и благочестии и спасет души наша.

Кондак преподобных Оптинских старцев

Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещеннии отцы, тайная сердца человеческаго ведуще, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждущим и немощным спострадаша и исцеление дароваша. Ныне же, во славе Божией пребывающе, молятся непрестанно о душах наших.

sunlight 166733 960 720

Величание преподобных Оптинских старцев

Ублажаем вас, преподобнии отцы наши Старцы Оптинстии, и чтим святую память вашу, наставницы монахов, и собеседницы ангелов.

Собор Оптинских старцев — Молитва Оптинским старцам

Молитва преподобным отцем и старцем, в Оптиной пустыни просиявшим

О велицыи угодницы Божии, столпи и светильницы Земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие, по закону Евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии;

сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путём тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, темже убо благодатныя дары святаго Духа преизобильно стяжавшии; старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси Апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе. Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное, да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь

Вы прочитали о Соборе Оптинских старцев. Читайте также:

Источник

День святых Оптинских старцев. Церковный календарь на 24 октября

24 октября (11 октября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Суббота 20-й седмицы по Пятидесятнице (двадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору преподобных Оптинских старцев, а также память ещё семи известных поимённо угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.

Преподобный Лев Оптинский. Один из самых почитаемых русских святых первой половины XIX столетия, основатель Оптинского старчества, в честь которого сегодня также совершается празднование Собору преподобных Оптинских старцев. Подробнее о преподобном Льве Оптинском, отошедшем ко Господу в 1841 году, и его духовных наследниках, среди которых Русская Православная Церковь прославила в лике святых преподобных Льва (1841), Макария (1860), Моисея (1862), Антония (1865), Илариона (1873), Амвросия (1891), Анатолия (1894), Исаакия (1894), Иосифа (1911), Варсонофия (1913), Анатолия (1922), Нектария (1928), Никона исповедника (1931), Исаакия священномученика (1938), вы можете прочесть в нашем материале «Преподобный Лев и его преемники», опубликованном на страницах Царьграда.

Апостол от семидесяти Филипп. Святой I века, входивший во второй круг учеников Спасителя и учеников первых 12 апостолов. Не стоит путать этого святого с другим апостолом Филиппом (от двенадцати), ставшим третьим учеником Христа. Этот святой наряду с первомучеником Стефаном стал одним из первых диаконов Церкви Христовой, а впоследствии был рукоположен в священнический и епископский сан. Совершал своё архипастырское служение в Лидии, где привёл ко Христу многих местных жителей. Скончался в глубокой старости.

Filipp

Апостол от семидесяти Филипп. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Феофан исповедник. Святой IX столетия, епископ Никейский. Известен как творец канонов (богослужебных текстов), а также как борец с ересью иконоборчества. Вместе со своим братом, преподобным Феодором Начертанным, немало претерпел от еретиков, однако увидел Торжество Православия и был освобождён из темницы. Мирно отошёл ко Господу около 850 года от Рождества Христова.

Feofan

Преподобный Феофан исповедник. Фото: pravoslavie.ru

Мученицы Зинаида и Филонилла Тарсийские. Святые страдалицы, принявшие мученические венцы за верность Христу и Его Церкви в апостольском I веке. Родственницы первоверховного апостола Павла святые Зинаида и Филонилла покинули родной Тарс и поселились в удалённой пещере, где непрестанно совершали молитвы и исцеляли прибегающих к ним. Узнав об этих святых праведницах, идолопоклонники забили их камнями.

Преподобный Феофан Печерский, постник. Святой XII столетия, совершавший монашеские духовные подвиги в первой обители Земли Русской – легендарной Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре. Широко прославился своим сугубым постничеством – практически полным отказом от пищи.

Священномученики Филарет Великанов и Александр Гривский, пресвитеры. Православные священнослужители, пострадавшие за верность христианской вере в начале советских богоборческих гонений в 1918 году. Позднее оба были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем всех православных христиан с днём всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Источник

Оптина Пустынь

magazin 1bf sm2

bible.optina

Толкования
Священного
Писания

appstore rugoogle play ru

Пост пох­ва­лен и ну­жен в свое вре­мя и в сво­ем мес­те: луч­ше дер­жись уме­рен­но­го упот­реб­ле­ния пи­щи и пи­тия, из­бе­гая сы­тос­ти, ко­то­рой приз­нак ма­лое отя­го­ще­ние, и, с дру­гой сто­ро­ны, из­лиш­не­го и не­у­ме­ст­но­го воз­дер­жа­ния. Обе край­нос­ти не­хо­ро­ши и вред­ны. Уме­рен­ность же и сред­нее из них де­ла­ет че­ло­ве­ка бо­лее спо­соб­ным к ду­хов­но­му де­ла­нию.

Кто нас ко­рит, тот нам да­рит, а кто хва­лит, тот у нас кра­дет.

Сколь­ко же вред­на сла­ва че­ло­ве­чес­кая! Хоть бы и точ­но че­ло­век имел что-ли­бо дос­той­ное пох­ва­лы, но ког­да ус­лаж­да­ет­ся шу­мом слов оных, то уже ли­ша­ет­ся бу­ду­щей сла­вы, по уче­нию свя­тых от­цев.

Оптинские
праздники

ноябрь ← →

1126 svt ioann 192

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

День празднования памяти Собора преподобных отцев и старцев в Оптиной Пустыни просиявших

О птина Пустынь была одним из тех заветных святых мест, к которым за хлебом духовным шёл ищущий вечного спасения души русский человек. «Если вы хотите основательно ознакомиться с христианством,— говорил И. В. Киреевский,— то необходимо познакомиться с монашеством, со старчеством, а в этом отношении лучше Оптиной Пустыни трудно найти». Без преувеличения можно сказать, что это самый яркий духовный светильник Православной Руси XIX–нач. XX веков, возжжённый русскими людьми пред Богом и оказавший огромное влияние на судьбы России. Конечно, и в других монастырях было немало святых, но трудно с уверенностью сказать, было ли когда-либо в России за всю её историю место, подобное Оптиной Пустыни, где родилось целое общество людей, обновлённых силой благодати Святаго Духа, которое так приблизилось бы к идеалу христианских отношений, к преддверию Царства Небесного уже здесь, на земле. Главной святыней обители были её прославленные боголюбивые старцы.

fed2f838080df17dd6685b58c3117bd8 0 500 0Старчество — это особый духовный союз, который состоит в добровольном и полном послушании духовных детей своему духовному отцу или старцу. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Как корабль, имеющий искусного кормчего, при Божием содействии благополучно входит в пристань, так и душа, имеющая доброго руководителя, удобно восходит на небо, хотя бы раньше и повинна была во многом зле. Как идущий по неизвестному пути без путеводителя легко может заблудиться на нём, хотя бы сам был и очень умён, так и тот, кто по своей воле и разумению хочет пройти монашеский путь, легко погибнет, хотя бы и знал премудрость всего мира». Старцы — опытные подвижники и духовники — известны с самого начала монастырской жизни. Одними из первых старцев на Руси были преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Старцем был преподобный Сергий Радонежский. Спустя век после него — преподобный Иосиф Волоцкий, преподобный Нил Сорский.

Начало Оптинскому старчеству положил святитель Филарет, митрополит Киевский, бывший в то время Калужским архипастырем, обретение мощей которого также празднуется в эти дни. Он устроил скит при Оптиной Пустыни и пригласил сюда из Рославльских лесов отцов Моисея и Антония, последователей молдавского старца преподобного Паисия Величковского. Немного позже к ним присоединился старец Лев, прибывший из Александро-Свирского монастыря. Мудрость преподобного Льва скоро сделала его известным и вне обители. Ради духовных советов начали приходить к дверям его келии из городов и сёл купцы, дворяне, мещане и простой народ обоего пола. При преподобном Макарии старчество ещё более расцвело и укрепилось, и продолжало процветать при последующих великих преемниках по старчеству вплоть до окончательного закрытия обители после революции. Старцы имели особый дар сострадательной, жертвенной любви. Полагая души свои за всех приходящих, они всеми силами старались наставить их на путь истинный. Чужие горести и падения они делали своими собственными. Умирали каждый день, до полного изнеможения принимая страждущих. Каждое слово старца было со властью, касалось сердца и орошало его неземной силой, устремляло к Небу, соединяло с Богом. Возвращался богомолец из Оптиной, летел как на крыльях, неся в себе отблески того неземного света, который согрел и осветил его душу в маленькой келии старца.

Люди стремились попасть в Оптину даже в годы богоборческого лихолетья, стремились побыть на святой земле монастыря, поклониться могилкам Оптинских святых. Невидимая великая святость Оптиной, хотя разрушенной и осквернённой, притягивала многих. Старцы продолжали помогать людям своими молитвами.

Они и ныне, предстоя престолу Божию, молятся о нас и готовы помочь и утешить каждого из нас.

Источник

«Свет русского старчества». Собор Оптинских старцев. Православный календарь на 24 октября

24 октября (11 октября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Неделя 18-я по Пятидесятнице, по Воздвижении (восемнадцатый воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору преподобных Оптинских старцев, а также память ещё семи известных поимённо угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.

Преподобный Лев Оптинский. Один из самых почитаемых русских святых первой половины XIX столетия, основатель Оптинского старчества, в честь которого сегодня также совершается празднование Собору преподобных Оптинских старцев. Подробнее о преподобном Льве Оптинском, отошедшем ко Господу в 1841 году, и его духовных наследниках, среди которых Русская Православная Церковь прославила в лике святых преподобных Льва (1841), Макария (1860), Моисея (1862), Антония (1865), Илариона (1873), Амвросия (1891), Анатолия (1894), Исаакия (1894), Иосифа (1911), Варсонофия (1913), Анатолия (1922), Нектария (1928), Никона исповедника (1931), Исаакия священномученика (1938), вы можете прочесть в нашем материале «Преподобный Лев и его преемники», опубликованном на страницах Царьграда.

Память святых отцев VII Вселенского собора. Последний признанный Православной Церковью собор – седьмой – был созван в Никее (поэтому также именуется Вторым Никейским) в 787 году от Рождества Христова. Именно этот собор сохранил миру христианские иконы, поскольку осудил ересь иконоборцев, объявивших почитание икон идолопоклонничеством, а в связи с тем, что ряд императоров Ромейского царства (Византии) приняли эту ересь, то на несколько десятков лет империя погрузилась в самую настоящую гражданскую войну, принесшую Церкви множество новых мучеников. И только Седьмой Вселенский собор окончательно подтвердил необходимость почитания христианами святых икон.

Апостол от семидесяти Филипп. Святой I века, входивший во второй круг учеников Спасителя и учеников первых 12 апостолов. Не стоит путать этого святого с другим апостолом Филиппом (от двенадцати), ставшим третьим учеником Христа. Этот святой наряду с первомучеником Стефаном стал одним из первых диаконов Церкви Христовой, а впоследствии был рукоположен в священнический и епископский сан. Совершал своё архипастырское служение в Лидии, где привёл ко Христу многих местных жителей. Скончался в глубокой старости.

Filipp

Апостол от семидесяти Филипп. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Феофан исповедник. Святой IX столетия, епископ Никейский. Известен как творец канонов (богослужебных текстов), а также как борец с ересью иконоборчества. Вместе со своим братом, преподобным Феодором Начертанным, немало претерпел от еретиков, однако увидел Торжество Православия и был освобождён из темницы. Мирно отошёл ко Господу около 850 года от Рождества Христова.

Feofan

Преподобный Феофан исповедник. Фото: pravoslavie.ru

Мученицы Зинаида и Филонилла Тарсийские. Святые страдалицы, принявшие мученические венцы за верность Христу и Его Церкви в апостольском I веке. Родственницы первоверховного апостола Павла святые Зинаида и Филонилла покинули родной Тарс и поселились в удалённой пещере, где непрестанно совершали молитвы и исцеляли прибегающих к ним. Узнав об этих святых праведницах, идолопоклонники забили их камнями.

Преподобный Феофан Печерский, постник. Святой XII столетия, совершавший монашеские духовные подвиги в первой обители Земли Русской – легендарной Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре. Широко прославился своим сугубым постничеством – практически полным отказом от пищи.

Священномученики Филарет Великанов и Александр Гривский, пресвитеры. Православные священнослужители, пострадавшие за верность христианской вере в начале советских богоборческих гонений в 1918 году. Позднее оба были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем всех православных христиан с днём всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Источник

Религиозные праздники 24 октября

Собор преподобных Оптинских старцев

В X веке вместе с христианством на Русь был перенесен и тот духовный опыт древних египетских пустынников, который 1000 лет преумножался византийским монашеством. Но начиная с XVI столетия в силу внешних и внутренних причин эта духовная школа стала постепенно забываться, и когда в конце XVIII века ее возродил в Молдавии преподобный Паисий Величковский, многим это показалось небывалым новшеством. Тогда центром возрождения древней традиции старчества в России стала Оптина пустынь, там она 100 лет передавалась из поколения в поколение и прервалась только с разгромом монастыря большевиками.
В этот день Русская церковь чтит память всех Оптинских старцев.

Преподобный Лев был первым из них. Пройдя монашескую школу в Чолнском монастыре у старца Феодора, ученика Паисия Величковского, возродившего древний аскетический опыт по рукописям, найденным им на Афоне, он с шестью учениками приехал в Оптину пустынь в 1829 году и вскоре стал духовником обители. Старчество отца Льва продолжалось 12 лет и принесло великую пользу – его ученики прославили Оптину и заставили многих людей в России открыть для себя совсем иное православие, которого они, крещеные от рождения, оказывается и не знали.

Преподобный Макарий также прошел монашескую школу у ученика Паисия Величковского старца Афанасия в Площанской пустыни, а перейдя в 1834 в Оптину, стал духовным учеником старца Льва. Его трудами вокруг монастыря создалась целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, и укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией.

Преподобный Моисей, призванный в Оптину для создания Иоанно-Предтеченского скита, вскоре стал настоятелем самой обители, и с этого времени началось ее духовное возрастание и слава. Это при нем в Оптиной пустыни зародилось старчество, он пригласил в обитель старца Льва, он сделал духовником братии старца Макария, при нем послушником проходил у старцев духовную будущий старец Амвросий, за время его настоятельства монастырем было издано 16 томов святоотеческой литературы. Оптина пустынь — такая, какой она вошла в историю — плод его трудов.

Преподобный Антоний, младший брат преподобного Моисея, приехал в Оптину пустынь в 1821 году вместе с ним для основания в обители уединенного скита. В 1825 году, после назначения брата настоятелем монастыря, Антоний был определен начальником скита и принялся собирать в нем мудрых в монашеской жизни и крепких в духовных подвигах отцов. В старости, страдая тяжелой болезнью, он усилил аскезу и принял схиму.

Преподобный Иларион еще до пострига искал монастырь, в котором ему захотелось бы остаться на всю жизнь и, объехав множество обителей, выбрал Оптину пустынь. Здесь он нашел и старцев-учителей духовной жизни — Льва и Макария, у которого он 20 лет, до самой его кончины в 1860 году, пробыл келейником. Перед смертью старец Макарий благословил Илариона принять на себя подвиг старчества, а через 3 года он был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Это послушание он нес 10 лет. День своей кончины старец знал заранее и за полгода до нее принял схиму.

Преподобный Амвросий, ученик старцев Льва и Макария, помощник последнего в его издательском деле, продолживший его после кончины старца, благодаря своему уникальному духовному дарованию во времена своего старчества сделал Оптину пустынь духовным центром всей России. К нему за советом и молитвой шли и петербургский сенатор, и Достоевский, и старая крестьянка. Василий Розанов писал о нем: «Все поднимаются духом, только взирая на него… Самые принципиальные люди посещали его, и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело». Более 30 лет совершал он подвиг старчества, а перед смертью опекал еще и женскую обитель в Шамордине, в 12 верстах от Оптиной.

Преподобный Анатолий старший (Зерцалов) в Оптину пустынь пришел по обету – исцелившись от чахотки. Его духовным руководителем там стал сперва старец Макарий, а после его кончины — старец Амвросий, который сначала посылал его в монастырскую гостиницу утешать скорбящих, потом стал готовить себе в помощники в труде старчества, а в 1874 году благословил принять должность скитоначальника. Ему же, умирая, поручил он духовное руководство Шамординской обителью. О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный старец Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». А чужое горе он принимал так близко, что у него начинали болеть голова и сердце. Несколькими словами, исполненными любви и духовного опыта, он умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, подготовить к близкой смерти. Старца Амвросия он пережил всего на 2 года.

Преподобный Исаакий I пришел в Оптину уже зрелым человеком, в 37 лет, и поступил послушником к старцу Макарию. Умирая тот передал его «из полы в полу» старцу Амвросию, а в 1862 году, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, отец Исаакий на 30 с лишним лет стал его преемником. При нем обитель стала одним из самых процветающих монастырей России. При нем в ней укрепились традиции старчества и строгого послушания всей братии духовникам, независимо от сана и иерархического звания. Своего старца, Амвросия, он пережил всего на 3 года.

Преподобный Иосиф в Оптину пустынь к старцам пришел по совету сестры-монахини и был определен келейником к старцу Амвросию. Со временем тот все чаще стал отсылать посетителей за советом к Иосифу, а после кончины старца на него легли обязанности скитоначальника, духовника оптинской братии и шамординских сестер. 12 лет он нес это послушание, пока в 1905 году не ослабел от болезней. Скончался старец Иосиф в 1911 году, поразив всех, бывших на погребении тем, что и в гробу рука его была мягкой и теплой, как у живого.

Преподобный Варсонофий до 46 лет сделал блестящую карьеру на военной службе. Когда полковник Павел Плиханков, прочитав в журнале статью о старце Амвросии, первый раз приехал в Оптину, старец сказал ему: «Через два года приезжайте, я вас приму». Когда же через два года он подал в отставку, знакомые говорили: «С ума сошел, а какой был человек!» В 1892 году он был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и стал послушником сначала старца Анатолия, а потом старца Иосифа.

В 1903 году его назначили помощником старца и духовником Шамординской женской пустыни, во время русско-японской войны послали священником на фронт, а по возвращении поставили начальником скита. В 1910 году он ездил на станцию Астапово, чтобы исповедовать и причастить умиравшего там Льва Толстого, но родственники не пустили старца Варсонофия к писателю. В 1912 году его назначили настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря, но он не вынес разлуки с Оптиной и через год скончался.

Преподобный Анатолий младший (Потапов) тоже пришел в Оптину пустынь взрослым, в 30 лет. Был келейником старца Амвросия, долгие годы учился искусству духовничества, а когда не стало старцев Иосифа и Варсонофия, стал продолжателем их дела. К нему толпами шел простой люд со своими хлопотами и жалобами, скорбями и болезнями. В народе его ласково называли «утешителем». Старец принимал всех, иногда из-за этого даже не ложась спать.

Перед революцией он писал: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и на обломках люди спасаются. Не все погибнут… А потом будет явлено великое чудо Божие, и все щепки и обломки соберутся и соединятся, и снова явится великий корабль во всей своей красе! И пойдет он путем, Богом предназначенным». А после революции, когда Оптину закрыли, его арестовали, потом, сочтя сыпнотифозным, отвезли в больницу, откуда, разобравшись, отпустили.

29 июля 1922 года в монастырь нагрянула комиссия ГПУ, чтобы арестовать больного старца. Он попросил оставить его в монастыре на один день, «чтобы приготовиться», а на утро его нашли мертвым.

Преподобный Нектарий был последним соборно избранным старцем Оптиной пустыни. Он был учеником старцев Анатолия (Зерцалова) и Амвросия. Под их руководством у него рано проявился дар прозорливости, который он скрывал под личиной юродства. В 1912 году братия избрала его старцем. После закрытия монастыря в 1923 году старца Нектария арестовали, а когда духовным чадам удалось вызволить его из тюрьмы, поселился у одного из них в селе Холмищи. Но и туда к нему добирались люди в поисках утешения и совета. Скончался он в 1928 году, дожив до 75 лет.

Преподобный Никон, исповедник, поступил в Оптину пустынь в 1907 году и вскоре стал письмоводителем и учеником старца Варсонофия который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт. Когда после революции Оптина была закрыта, монахи создали «сельскохозяйственную артель». Служба в храмах продолжалась. Но начались гонения.

Первый раз Никона арестовали 17 сентября 1919 года, но вскоре отпустили. Летом 1923 года монастырь был окончательно закрыт; братию, кроме двадцати рабочих при музее, выгнали на улицу. Настоятель, старец Исаакий, отслужив последнюю литургию в Казанском храме, передал ключи от него Никону и благословил служить и принимать богомольцев на исповедь. Так Никон стал последним Оптинским старцем.

Изгнанный из обители в июне 1924 года, он поселился в Козельске, служил в Успенском храме, принимал народ, выполняя свой пастырский долг. Его арестовали в июне 1927-го, и 3 года он провел в лагере «Кемперпункт». Потом последовала ссылка в Архангельскую область. К тому времени отец Никон был болен туберкулезом и в 1931 году умер в селе Валдокурье. На его погребение собралось 12 ссыльных священников, которые опели и погребли его по монашескому чину.

Преподобный Исаакий, священномученик, пришел в Оптину 19-летним юношей, стал послушником старца Исаакия I, а через 29 лет, в 1913 году старшая братия избрала его настоятелем. В «Летописи скита» говорится о том, что преподобный Исаакий участвовал во Всероссийском церковном соборе 1917 года. Весной 1923 года обитель перешла в ведение Главнауки как исторический памятник — «Музей Оптина пустынь». Отец Исаакий и братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске.

В 1929 году по всей стране прокатилась волна новых арестов «церковников». Все оптинские монахи были арестованы и сначала заключены в козельскую тюрьму, потом переведены сухиническую, а оттуда в Смоленск. В 1930 году старца Исаакия сослали в город Белев Тульской области. В 1932 году снова арестовали в числе обвиняемых по делу «подпольного монастыря при храме Святителя Николая в Казачьей слободе», где монашествующий элемент» вел «контрреволюционную деятельность среди населения и распространял явно провокационных слухи о сошествии на землю антихриста».

По этому делу к 1937 году было арестовано около 300 человек. Старца Исаакия вместе с остальными обвиняемыми пропустили через весь пыточный конвейер НКВД, но признания не добились. 30 декабря «тройка» НКВД приговорила всех обвиняемых к расстрелу и 8 января 1938 года, на второй день Рождества, приговор привели в исполнение.

Источник

Adblock
detector