«Малая свадьба» внуков певицы Зейнаб Досталиевой: история и ритуал обрезания
Aзербайджан, Баку, 13 сентября /корр. Trend Life Шахин Джавадсой/
Популярная исполнительница народных и эстрадных песен Зейнаб Досталиева (сестра народной артистки Азербайджана Назпери Досталиевой) сегодня в одном из бакинских ресторанов проведет праздничную церемонию обрезания (малая свадьба) двух своих внуков, сообщает Trend Life со ссылкой на достоверные источники.
На празднике примут участие популярные исполнители, среди которых, мастер мугама, народный артист Алим Гасымов, народная артистка Назпери Досталиева, певец Аслан Гусейнов и другие.
В Священном Коране обрезание не упоминается, но зато есть множество хадисов (преданий) о его необходимости. Сообщается, что некто пришел к пророку Мухаммеду и сказал: «Я принял Ислам». Тогда пророк Мухаммед повелел этому человеку: «Сбрось волосы неверия (то есть побрей голову) и сделай обрезание» (сборники хадисов Ахмада и Абу Дауда). Также аз-Зухрийи передал слова Посланника Аллаха: «Кто принял Ислам, пусть сделает обрезание, даже если он взрослый» (сборник хадисов Харба). Вместе с тем присутствуют мнения других исламских богословов, таких как имам Абу Ханифа, которые считают обрезание желательным, но не обязательным.
Еще одним аргументом в пользу утверждения, что обрезание является близким к обязательному действием, является предание о пророке Ибрахиме (Аврааме), который сделал обрезание в восьмидесятилетнем возрасте (сборники хадисов Бухари и Муслима).
Большинство ученых-богословов сходятся на том, что совершить обрезание ребенку нужно до достижения половой зрелости, когда он становится мукаллафом (совершеннолетним) и обязан совершать все возложенные на него обязанности. Однако желательно сделать обрезание в детском возрасте как можно раньше. В сборниках хадисов передается о том, что пророк Мухаммед зарезал овец за Хасана и Хусейна (внуки пророка) и сделал им обрезание на седьмой день после рождения (сборник хадисов Байхаки).
Традиции азербайджанцев
Азербайджан — одна из тех стран, где глубоко почитаются и свято соблюдаются национальные традиции, сложившиеся на протяжении многовековой истории этого народа. Каждого родившегося на этой земле представителя древней нации они сопровождают с момента рождения и до конца жизни. Традиции и обычаи азербайджанцев самобытны и порой противоречивы, но в их основе всегда лежат мусульманские нормы морали в сочетании с древними культами национальной истории.
Праздник Новруз
У этого праздника нет однозначного перевода, его называют торжеством весны, обновления природы, новым годом и т.д. В отличие от традиционного Нового года, который страна встречает 1 января, отмечают его 21 марта, в день весеннего равноденствия. Но само празднование начинается заранее и включает в себя еще четыре предпраздничных дня.
Первый из них — Су Чершенбе, день обновления воды. По древним поверьям, в это день приходят в движение зимние стоячие воды, начинают таять снега в горах и несут с собой новую жизнь. По традиции, азербайджанцы встают с рассветом, приносят воду из источника, по которой скользнул первый луч солнца, окропляют ею друг друга, угощают сладостями.
Одлу Чершенбе — второй вторник, он посвящен Солнцу и его земному подобию — огню. В это день принято зажигать факелы по числу членов семьи, разводить костры, прыгать через огонь и верить, что все прошлые и будущие беды сгорят в нем без следа. Разжигать этот костер может только несовершеннолетний «чистый» мальчик. Гасить его, тем более водой, нельзя, огонь обязательно должен догореть сам, после чего пепел выносится на окраину поселка.
Далее следуют Торпаг Чершенбе (день земли) и Ахыр Чершенбе, непосредственно предшествующий Новрузу. Люди стараются отогнать печали, не сквернословить, делать добро, девушки традиционно гадают на предстоящий год.
День 21 марта является нерабочим, празднование начинается с рассветом. Повсюду происходят торжества, проводятся национальные игры и гуляния. Родственники ходят в гости с подарками, дети собирают сладости, и если не брать во внимание местные особенности (национальные лакомства и виды борьбы, катание на верблюдах и проч.) и отсутствие религиозного подтекста, то внешне все это напоминает христианское Рождество.
Долгая дорога к свадьбе
Свадьба среди азербайджанских традиций, сохранившихся до сегодняшних дней, является самой богатой, продолжительной и насыщенной множеством особых событий и этапов. Жизнь в крупных мегаполисах вносит свои коррективы в местные обряды и обычаи, однако, в небольших поселениях, а тем более в селах, подготовка к заключению брачного союза и сама свадьба происходят практически так же, как и много поколений назад. Свадебных традиций у азербайджанцев очень много, но начинается все с оповещения родственников невесты.
Предварительное оповещение
Один из близких родственников жениха оправляется в дом выбранной девушки, чтобы известить ее родню о намерении прислать сватов. Если получить на это согласия не удается, процедура может повториться, но тогда уже в дом девушки делегируется другой родственник, из самых старших и уважаемых, чтобы постараться достичь согласия.
Малое сватовство
После предварительно полученного согласия на прием сватов (но пока не на свадьбу) в дом девушки отправляется мать жениха и с нею еще одна женщина из родни. Они заручаются согласием женской половины дома девушки. Затем с той же целью встречаются главы семейств, при этом отец жениха берет с собой троих уважаемых членов семьи. Прежде, чем дать согласие на сватовство, отец девушки спрашивает согласия у нее. Она не говорит «да», для этого достаточно ее молчания. Но и после этого окончательная договоренность еще не достигнута, это происходит на следующем этапе. Окончательное согласие на брак дом девушки дает еще после нескольких встреч с оговоренным регламентом по составу визитеров и времени на раздумье. Никто не должен подумать, что девушку отдают с легкостью. И наконец, назначается дата, в которую состоится сватовство.
Сватовство
В дом выбранной невесты прибывают многочисленные родственники юноши, их также встречают большим семейным составом. Отсутствуют только сама девушка и ее мать, которая уводит ее из дома. После длительных разговоров на отвлеченные темы сваты официально спрашивают согласия и получают такой же официальный ответ. Первый раз он может быть отрицательным, и тогда все повторяется во второй раз, в который уже крайне редко гости получают отказ. Все заканчивается поздравлениями и большим застольем.
Малое обручение
Обряд проводится спустя месяц. В доме присутствует девушка, окруженная подружками и родственницами-ровесницами, таких часто набирается по 20-30 человек. В дом приходит посланник от жениха, в задачу которого входит надеть на палец будущей невесты колечко и покрыть ее голову платком. Его угощают сладостью, от которой он откусывает только половину, а вторую относит будущему жениху. После этого начинается традиционный девичник, во время которого невеста поочередно кладет руку на головы присутствующих незамужних девушек и надевает им на палец свое новое кольцо. По поверью, выбранная из них первой выйдет замуж следом.
Большое обручение
Проходит еще несколько месяцев, и приходит время настоящего большого праздника в доме невесты. Собираются на него вся родня, соседи и другие близкие люди. В этом отражается построение браков в стране не только на любви брачующихся, но и в немалой степени на одобрении общества. Близкие родственники невесты накрывают стол, а сторона жениха приносит многочисленные подарки.
«Парча бичини»
Азербайджанский предсвадебный обряд, в ходе которого выбирается наставница для невесты. Ею становится неразведенная женщина пожилого возраста с безупречной репутацией. Она одевает невесту, разукрашивает ее руки и ноги узорами хны и в свое время приведет ее в дом мужа.
Далее идет еще целый ряд обрядов, включая выпечку хлеба, выкуп, проводы невесты и т.д. — описать все свадебные традиции азербайджанцев затруднительно даже кратко. Перечислим лишь некоторые из них, выполняемые в сам день свадьбы.
Азербайджанские традиции гостеприимства
Какие бы события не происходили в доме у азербайджанской семьи, все уходит на задний план, если в доме появляется гость. Принимают его здесь с искренним радушием и всегда с настоящим размахом. При этом отказ от приглашения в гости не принят обществом, здесь он может быть принят как оскорбление. Но если человек, которого пригласили в гости, по каким-то причинам не может этого сделать, он может договориться с хозяином дома, чтобы перенести визит на другое время.
Переступив порог азербайджанского дома, нужно, прежде всего, снять обувь, какой бы она ни была. Далее принято следовать указанием хозяина. Обычно следует обмен небольшими подарками, поэтому приходящий в гости обычно имеет при себе какие-то мелкие сувениры. Отказываться от подарков нельзя.
Хозяйка и другие присутствующие женщины накрывают стол яствами, но сами при этом могут отказаться принять участие в трапезе. Настаивать на этом не принято, более того, нельзя уделять слишком много внимания женской половине дома, это будет принято неодобрительно.
Зарубежных гостей может удивить то, что сначала к столу может быть подан чай. Это не следует расценивать, как намек на краткость трапезы, дело в том, что чаепитие в стране давно вышло за привычные гастрономические рамки и стало символом гостеприимства. Однако в больших городах этот обычай, особенно по отношению к иностранцам, может и не соблюдаться.
После чаепития подходит время подачи горячих блюд, свежей зелени и различных овощей, а под конец трапезы на стол подаются фрукты и сладости. Многие блюда из тех, что в Европе едят с помощью приборов, в Азербайджане принято есть руками, например, рис. Его просто берут щепоткой. Продолжительность обеда с гостями доходит до трех часов и более.
Традиции деторождения
Забота о здоровье будущего ребенка начинается с начала беременности. Считается, что женщина, которая готовится стать матерью, должна быть особенно обходительной с другими, спокойной, радостной. Она должна как можно чаще часто смотреть на красоту природы — созерцать цветы, небо, воду и т.д. Важным обрядом считается первое купание малыша, на котором мать, по традиции, не присутствует. Ребенка купают в соленой воде, это олицетворяет его будущую чистоту, красоту и смелость (если речь идет о мальчике).
Еще одним важным семейным торжеством является обряд наречения имени. В разных регионах Азербайджана он проводится в разное время — на седьмой или на десятый день после рождения. Но суть его сохраняется веками. В доме накрывается богатая трапеза и приглашается много народа — родственники, соседи, в деревнях в гостях собираются практически все односельчане. Но начинается все не с яств, а со специальной сценки. Справа от ребенка читается азан (так называется исламский призыв к молитве), а слева — икама (ежедневный намаз). После этого ребенку нарекается имя, которое по обычаю выбирается из Корана.
С появлением первого зуба родня собирается на трапезу, на которой подается семь блюд, приготовленных из зерновых культур. Волосы малышу не стригут до годовалого возраста. В год ему первый раз остригают волосы, которые, наряду с первыми остриженными ногтями, по обычаю принято хранить в доме родителей.
Хватит девочек!
По традиции, в азербайджанских семьях всегда выше ценились дети мужского пола. Еще во время свадьбы невесте при входе в дом мужа давали подержать на руки младенца-мальчика, чтобы в новой семье в первую очередь родился именно мальчик. В народе существует пожелание о рождении семерых сыновей и одной дочери. Человек, первым сообщивший отцу и дедушке о рождении сына и внука, получал от них подарок.
А вот к родившимся девочкам отношение было равнодушное. И, если в семье рождалось подряд несколько девочек, это считалось чуть ли не несчастьем. Их называли именами, которые в переводе означали одно и то же — хватит, отпусти, достаточно девочек!
Традиционные азербайджанские блюда
Самыми распространенными блюдами, подаваемыми и к ежедневному, и к праздничному столу, в Азербайджане являются плов (аутентичное название «аш»), долма (мини-голубцы на виноградных листьях) и кабаб — множество разновидностей шашлыка. Особое место в национальной кухне занимают сладости, хлеб и пряные травы. Ислам запрещает употребление свинины, но это нисколько не обедняет самобытную национальную кухню, сложившуюся благодаря благодатному климату Закавказья, выходу к морю, развитому животноводству и земледелию и уникальному географическому расположению между Ближним Востоком и Европой.
Сергей Хамзин | Очерки’О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.
ПРАЗДНИК ОБРЕЗАНИЯ В КАФЕ «САЛАМ»
Главным героем праздника стал мальчик Марат и его родители, которые и пригласили многочисленных гостей.
Мусульмане неукоснительно соблюдают обряд обрезания как знак вечного Завета с Богом, как повеление от Господа, которое вечно и не может быть отменено человеческим решением.
Обрезание (медицинский термин «циркумцизия») является древнейшей, если не самой древней операцией в истории человечества. Она практиковалась в Египте еще 5000 лет тому назад.
Обрезание является, согласно мнению некоторых исламских богословов, одним из близких к обязательному (ваджиб), по мнению других — желательным (мустахаб). Так или иначе это является частью Сунны (пути) пророка Мухаммада, а также всех предшествующих пророков вплоть до пророка Ибрахима (Авраама).
В Коране обрезание не упоминается, но есть множество хадисов (преданий) о его необходимости. Сообщается, что некто пришел к пророку Мухаммаду и сказал: «Я принял Ислам». Тогда пророк Мухаммад повелел этому человеку: «Сбрось волосы неверия (то есть побрей голову) и сделай обрезание»
Большинство ученых-богословов сходятся на том, что совершить обрезание ребенку нужно до достижения половой зрелости, когда он становится мукаллафом (совершеннолетним) и обязан совершать все возложенные на него обязанности. Однако желательно сделать обрезание в детском возрасте как можно раньше.
В честь знаменательного события в жизни Марата в кафе «Салам» были накрыты столы для гостей. Как всегда, дядя Физули постарался. Помимо фруктов и сладостей, на столе один за другим появлялись жареная курица, далма, базбаш, люля-кебаб.
Легендарный люля-кебаб от дяди Физули
Меня на этот раз особенно удивило как удалось отварить баранину в базбаше. Этот был именно тот случай, когда вилкой ткнешь по куску и мясо само отваливается от кости. Очень вкусно!
Кстати, существует у мусульман и женское обрезание, но на это знаменательное событие меня пока еще не приглашали.
Первый день мусульманина
Гульнар Бажкенова вместе с Николаем Судаковым побывали на одном из самых значимых для каждого мусульманина обряде – обрезании.
– В детстве каждое лето кто-нибудь из двоюродных братьев пару дней обязательно бегал в девчачьем платье – это значило, что он прошел обряд обрезания. Но мы, несмотря на торжественность момента, все равно дразнились, за что получали нагоняй от бабушки. Зато потом физические и моральные страдания героя дня вознаграждались пачкой купюр, аккуратно собранных под одеялом. Один брат, помню, на суюншы купил себе целый мотоцикл. Смешные истории из детства я вспоминала, пока вместе с Колей Судаковым делала репортаж с инициации замечательного курдского мальчика по имени Асад
Обряд обрезания у всех мусульман проходит одинаково только в своей решающей стадии – операции. Она проходит стандартно. А вот до и после у каждого народа припасены свои интересные фишки. У курдов ритуальные действа начинаются за три дня до самого события. В дом к виновнику торжества приходят бабушки, тетушки, девушки и девочки и все вместе, дружно начинают украшать… баранов (фото из домашнего архива)
Баранов должно быть ровно три – на животных красками рисуют разноцветные узоры, повязывают ленточки. А потом отсылают их к кенваю – посаженному отцу. Дальнейшая судьба баранов неясная… Мы, к сожалению, на украшение баранов не попали, но нам дали фото, сделанное гостями
Затем, через два дня после этого, накануне обрезания устраивается большой той. Вот Асад в белом костюме с друзьями во дворе ресторана, где проходит торжество. Гости только собираются. На наш вопрос: ты боишься? – мальчик гордо бросил – как отрезал: нет, я же мужик!
Гости собрались, но той не начинается – ждут кенвая. Он является главной фигурой в ритуале обрезания. По моим наблюдениям, даже хирургу не придают такого значения и внимания. В нашем случае посаженный отец еще и шейх курдов
О приезде почетных гостей всех извещает дробь дафа и звуки блула – это курдский барабан и флейта
Это кенвай, шейх, посаженный отец Асада
Все высыпают на улицу встречать почетного гостя. Начинаются танцы, приветствия, объятия. Главная здесь, конечно же, мама виновника торжества, Сара
Все очень торжественно. Но пока в центре внимания не мальчик, а кенвай. Зато его покровительство будет сопровождать мальчика всю жизнь
Но вот очередь доходит до Асада. Толпа сначала подхватывает героя и несет в зал, потом тетушки начинают целовать его, а мужчины одобрительно хлопать по плечу
Виновник торжества с друзьями гордо восседают на том месте, где обычно сидят жених с невестой. Все правильно, сегодня все собрались ради него, Асада
Гости не сразу рассаживаются по местам. Сначала женщины танцуют под звуки горна и барабана замысловатый красивый хоровод
Асад не поддерживает общего восторга. Он сдержан и задумчив
Мужчины на курдских праздниках сидят отдельно…
…а женщины отдельно
В то время как в ресторане продолжается той, в холле идет не менее важное мероприятие. Гости вручают ответственному лицу денежные подарки, кто сколько может
На следующий день собранную сумму передадут родителям, и они даже не будут знать, кто сколько вложил. Видимо, денежный приз – это общая для всех мусульманских народов традиция. Кстати, небесполезная – готовя материал мы видели, как велики затраты семьи
Это счастливый отец- завтра его сын станет настоящим джигитом и мусульманином
На следующий день, приехав домой к Асаду, мы застали вот такую картину… Сара шепотом рассказала нам, что сын всю ночь не спал. Утром он признался: ой, мамочка, я что-то боюсь…
Сегодня семья будущего мусульманина вновь принимает гостей, но самых близких
Дедушка, бабушка и тетя Асада по маминой линии приехали ради него аж из Баку
Мужчины как-то по-братски подбадривают Асада, они в этот день вообще ведут себя как-то особенно. Есть такое слово “джигитовать”, что значит гарцевать, красоваться на коне. Вот я не могу подобрать другого слова
Все их поведение пронизано таким восточным чувством мужского братства. Посмеиваясь, они обнимали мальчика, всем своим видом как бы говоря, ну, вот мальчик, ты и вступаешь в наш клуб
Жертвенный барашек предназначен для праздничного стола
Последние слова поддержки. Не бойся, ты же мужик!
Вместе с Асадом в Комнату заходят только мужчины. И вот начинается самое главное
Кевай, посаженный отец читает намаз
Каждый исполняет свою часть ритуала. Женщины омывают ноги холодной водой – это чтобы жизненная дорога у мальчика была легкая, открытая, объяснили мне
На подоконники ставят подслащенную воду – от сглаза
Потом женщины выходят из комнаты и ждут в коридоре. В какой-то момент мама Асада не выдержала и заплакала. Ее волнение можно понять, ведь обрезание Асаду делают довольно поздно из-за проблем с сердцем
Раньше обрезание делал мулла или специальный человек, обладающий соответствующими навыками. Но в последнее время родители чаще доверяют это дело хирургам. Ведь обрезание и есть хирургическая операция. Асаду операцию делает врач высшей категории, уролог-андролог Гусейин Садыков
Гусейина Садыкова часто зовут на обрезание и курды, и казахи, и татары, etc. Процедура у всех одинаковая, говорит врач, немного отличаются только обряды до и после операции, в которые он не особенно вдается
В стародавние времена обрезание делали без обезболивающих, причем мальчики могли через 5 минут уже бегать. Сегодня хирург, конечно, делает местную анестезию
Кенвай всю операцию стоял у изголовья и поддерживал мальчика. Этот жест имеет буквальное и символическое значение: так кенвай будет поддерживать своего крестника всю жизнь
Вот он – решительный момент…
…Асад слегка вскрикнул, точнее, сказал «ай!». И все захлопали в ладоши
Друг тоже невольно морщится от воображаемой боли
Ранку зашивают и обрабатывают антисептиком
Традиции и новые технологии. Асад снимает происходящее на камеру телефона
Операция завершена, герой перевязан. В комнату впускают женщин и они смеющейся толпой окружают Асада
Каждый подходит, поздравляет, целует…
Родной отец мальчика и посаженный отец по традиции вместе омывают руки
Это символизирует их новую родственность –отныне и навсегда
И последний ритуал – отцы выпивают подслащенную воду из одного стакана. Зачем? Чтобы дорога Асада по жизни была сладкой как сахар, объяснили мне тетушки
Заслуженная награда героя. После всех волнений и боли мальчик вправе рассчитывать на подарок. Что Асад купит на собранные деньги? Он еще не решил
Сергей Хамзин | Очерки’О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.
ПРАЗДНИК ОБРЕЗАНИЯ В КАФЕ «САЛАМ»
Главным героем праздника стал мальчик Марат и его родители, которые и пригласили многочисленных гостей.
Мусульмане неукоснительно соблюдают обряд обрезания как знак вечного Завета с Богом, как повеление от Господа, которое вечно и не может быть отменено человеческим решением.
Обрезание (медицинский термин «циркумцизия») является древнейшей, если не самой древней операцией в истории человечества. Она практиковалась в Египте еще 5000 лет тому назад.
Обрезание является, согласно мнению некоторых исламских богословов, одним из близких к обязательному (ваджиб), по мнению других — желательным (мустахаб). Так или иначе это является частью Сунны (пути) пророка Мухаммада, а также всех предшествующих пророков вплоть до пророка Ибрахима (Авраама).
В Коране обрезание не упоминается, но есть множество хадисов (преданий) о его необходимости. Сообщается, что некто пришел к пророку Мухаммаду и сказал: «Я принял Ислам». Тогда пророк Мухаммад повелел этому человеку: «Сбрось волосы неверия (то есть побрей голову) и сделай обрезание»
Большинство ученых-богословов сходятся на том, что совершить обрезание ребенку нужно до достижения половой зрелости, когда он становится мукаллафом (совершеннолетним) и обязан совершать все возложенные на него обязанности. Однако желательно сделать обрезание в детском возрасте как можно раньше.
В честь знаменательного события в жизни Марата в кафе «Салам» были накрыты столы для гостей. Как всегда, дядя Физули постарался. Помимо фруктов и сладостей, на столе один за другим появлялись жареная курица, далма, базбаш, люля-кебаб.
Легендарный люля-кебаб от дяди Физули
Меня на этот раз особенно удивило как удалось отварить баранину в базбаше. Этот был именно тот случай, когда вилкой ткнешь по куску и мясо само отваливается от кости. Очень вкусно!
Кстати, существует у мусульман и женское обрезание, но на это знаменательное событие меня пока еще не приглашали.
Праздник обрезания у азербайджанцев
Урогенитальный хирург Меньщиков Константин Анатольевич
Консультация м.Беговая | Операция г.Химки | Адреса и контакты
Религиозные каноны – как ключевая причина обрезания
Во многих странах Востока обрезание является неотъемлемой частью соблюдения религиозных законов. Мужчина, пренебрегающий данной традицией, считается отрезанным от священного завета, а душа его будет отсечена от народа. Поэтому большинство представителей исламского и иудейского вероисповедания обращаются к процедуре циркумцизии.
Современная медицина предлагает правильный подход к обрезанию
Особенности церемонии обрезания у разных народов:
Обрезание в Исламе
В мусульманстве обрезание является синонимом очищения. При этом процедура не является одним из столпов Корана, однако считается негласным законом для мужчин. Основной причиной подобного ритуала является телесная чистота. В Исламе нет фиксированного возраста, когда необходимо проводить циркумцизию.
Возраст зависит от страны, региона и семьи.
Факт: как правило, процесс удаления крайней плоти происходит в поликлинике.
Врач, совершающий обрезание, не обязательно должен быть мусульманином. Однако он должен иметь соответствующее образование.
Обрезание в мусульманстве – особенности:
Обрезание у евреев
Процесс устранения крайне плоти у младенцев является одной из наиболее святых заповедей
в иудаизме. Об этом свидетельствуют данные со времен Второй мировой войны. В этот период обрезание было знаком принадлежности к религии иудаизма и могло привести к смертной казни. Однако даже в это время евреи сохраняли свои традиции.
Циркумцизию должен выполнять специально обученный человек – можль. В случаях необходимости можно обращаться к любому еврею, имеющему медицинское образование. Обязательным компонентом церемонии является наличие сандака – еврея, который держит малыша на руках и придерживает его ноги.
Сегодня вместо зажимов и обоюдоострого ножа используются хирургические инструменты, во время проведения процедуры применяется анестезия, помогающая сделать процесс циркумцизии практически безболезненным.
После операции врач консультирует пациента о процессе заживления и дает дельные рекомендации, позволяющие ускорить регенерацию.
Следует обращаться в специализированную клинику, тем более что религиозные каноны это позволяют.
Особенности обрезания в иудаизме:
Процедура может быть перенесена, в том случае, если младенец заболел. Тогда церемония назначается через 7 дней после полного выздоровления. Основанием для обрезания у евреев считается 17 глава Бытие.
Обрезание у мусульман
Обрезание в Исламе – так называют традиционную практику или хирургическую операцию, по-арабски «хитан», в научной терминологии употребляется название «циркумцизия», при которой у мужчин или мальчиков удаляют крайнюю плоть, цели такой операции могут быть различными. Эта процедура является суннатом (желательным дейсвтием), но если мальчик мусульманин родился без крайней плоти, то ребенок остается необрезанным.
Вопросы и ответы
Вопрос: Если принял ислам, нужно ли делать обрезание?
Ответ: Обрезания не является обязательным условием для принятия Ислама.
Зачем мусульмане делают обрезание?
Причины, по которым совершают обрезание у мусульман, можно разделить на несколько категорий:
Существует как обрезание у мужчин, так и обрезание у женщин.
Преимущества
Отвечая на вопрос, почему мусульмане делают обрезание, следует отметить, что у процедуры этой есть немало достоинств как с медицинской точки зрения, так и с других не менее важных сторон:
Девушки мусульманки в случае, если они до свадьбы узнают, что их жених необрезанный, могут от свадьбы отказаться. В связи с практикой обрезания иногда приводят статистику, по которой бывают случаи летальных исходов после обрезаний крайней плоти на члене, но такая статистика относится к тем случаям, когда обрезание у мусульман делалось дома в антисанитарных условиях, в то время как врачи рекомендуют обрезать крайнюю плоть пениса ребенка мужского пола в условиях медицинских специализированных учреждений.
Исторические корни практики циркумизации
Для того, чтобы понять, зачем мусульмане делают обрезание, необходимо исследовать корни этого явления именно в Исламе. По Исламу удаление крайней плоти на половом органе – это процедура, которая, как считают одни богословы, близка к ваджибу или к обязательному действию, по мнению других богословов, это мустахаб или желательное действие. В первом и во втором случае обрезание – это часть Сунны Пророка Мухаммада ﷺ и всех тех пророков, которые предшествовали ему, до пророка Авраама (Ибрахима).
Также слова Посланника Аллаха ﷺ приводит аз-Зухрийи в сборнике хадисов Харба: «Кто принял Ислам, пусть сделает обрезание, даже если он взрослый».
Некоторые ученые и богословы считают, что обрезание в Исламе желательно, но необязательно – такого мнения придерживался Абу Ханифа. В пользу же того, что циркумизация скорее обязательное действие, чем желательное, свидетельствует хадис о пророке Аврааме или Ибрахиме, который сделал обрезание, когда ему было восемьдесят лет. Этот хадис приводится в сборнике хадисов Муслима и Бухари.
Наилучший возраст для обрезания
Большая часть ученых сходятся во мнении, что ребенку обрезание следует совершать до того, как он достигнет в жизни половой зрелости, станет мукаллафом, то есть совершеннолетним, когда на него будут возложены определенные обязанности. Но обрезание, согласно мнению мусульманских ученых, ребенку следует делать как можно в более ранний срок. В некоторых хадисах есть упоминание о том, что Пророк Мухаммад ﷺ на седьмой день после рождения своих внуков Хасана и Хусайна резал за них овец и делал им обрезание – это приводится в сборнике хадисов Байхаки.
Сейчас у некоторых мусульманских народов из разных стран мира ритуал циркумцизии стал частью национального обычая, и сроки, в которые проводится обряд обрезания, каждый раз различаются в зависимости от существующих в народе традиций. У турок циркумцизию проводят мальчикам от восьми до тринадцати лет, а у персидских народностей обряд обрезания считают необходимым проводить детям трех-четырехлетнего возраста. Мусульманские народы, проживающие в странах Малайского архипелага, проводят обряд, когда ребенку мужского пола исполняется десять-тринадцать лет, а у арабов может считаться, что следует делать это мальчикам пяти-шести лет от роду, если они проживают в городе, или в двенадцать-четырнадцать лет, если они проживают в деревне.
Обстоятельно и последовательно рассматривает вопрос обрезания в Исламе Шейх ибн Каййим аль-Джаузия в своей книге «Тухфат аль-Маудуд фи Ахкам аль-Маулуд» о правилах, связанных с новорожденным. Обширная глава этой книги посвящена как раз вопросу циркумизации, правилам проведения обрезания, а также приводится мнение ряда ученых по этому вопросу.
В современном мусульманском мире ученые и медики едины во мнении, что чем раньше будет сделано обрезание, тем меньше будет травмирована психика ребенка. Также, согласно их мнению, раннее младенчество, особенно первый месяц после рождения – не совсем подходящее для этого время, поскольку такая операция по удалению крайней плоти на члене для новорожденного младенца может быть опасна, вот почему некоторые мусульмане делают обрезание своим сыновьям в более позднем возрасте.
Празднование
По мусульманским традициям, в честь такого события после того, как процедура обрезания состоится, мусульманин глава семьи в этот день устраивает празднование этого события, поскольку оно знаменует вступление наследника на путь Пророка Мухаммада ﷺ – вот почему такое событие празднуют в широком кругу родственников в формате большого пиршества.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Что такое обрезание для мусульман
Процедура обрезания крайней плоти у мужчин — не не только символизирует его принадлежность к исламу, иудаизму. Это профилактика фимоза, венерических заболеваний и онкологических патологий.
Обрезание у мужчин (в медицинской терминологии оно называется циркумцизия) – древнейшая традиция иудеев и мусульман. В иудаизме этот обряд –, обязательное условие приобщения евреев к вере. Обрезание выполняется в соблюдение заветов, которые оставил Авраам, и совершается оно на 8-ой день.
Обрезание у мусульман не столь однозначный обычай. В отношении его мнения разнятся: одни богословы причисляют суннат к важнейшим исламским догмам, а иные – к похвальным, но не обязательным. Мусульманское обрезание проводят мальчикам до их половой зрелости при одобрении процедуры родителями. Что же до желания взрослого мусульманина пройти обряд, то оно говорит о его сознательном намерении идти путем Ибрахима и о готовности мужчины блюсти все предписанные Богом обязанности.
Зачем мусульмане делают обрезание
Сложно сказать, как появилось обрезание в исламе. История знает множество народов, практиковавших обряд. Среди них эфиопы, колхи, финикийцы и египтяне. Считают, что именно последние стали прародителями обычая, но, возможно, этот обряд они заимствовали.
Некоторые народности и племена провоят обрезание мальчикам как откуп злым божествам. Лучше отдать небольшую частичку себя, нежели угодить в руки богам полностью.
Вначале обряд являлся «билетом» во взрослую жизнь. Процедурой официально признавалась половая зрелость юноши, ему предоставлялась возможность жениться. Именно поэтому обрезание имеет столь важное религиозное значение как для мусульман, так и для евреев. В дальнейшем обычай стал неотъемлемой частью духовного пути, символом веры и освобождения от всех пороков.
Считается, что иссечение кожи у полового члена способствует «вырезанию страстей», избавляет мусульман от гнева, злости, зависти, гордыни и лицемерия.
Можно встретить высказывания мусульман, будто суннат отличает их от всех иных народов, помимо иудеев. Многие из них считают обряд символом, присущим сугубо Исламу. А поскольку верность традициям всегда была отличительной чертой мусульман, то они беспрекословно чтут собственную историю и строго выполняют ее заветы. Обрезание по сунне означает для мусульманина, что он встал на путь Мухаммеда и Аллаха. После процедуры мужчина превращается в достойного гражданина государства со всеми его правами.
Но есть у традиции и другое назначение. Так у мужчин осуществляется
Многие взрослые мужчины проходят эту процедуру для предупреждения преждевременной эякуляции, увеличения продолжительности секса. Да и многие женщины отдают предпочтение обрезанным мужчинам исходя из эстетических соображений.
В жарких странах мужчины соглашаются на обряд и подвергают ему сыновей из гигиенических соображений.
У большинства представителей мужского пола между пенисом и крайней плотью скапливается смегма. Это благоприятная среда для развития бактерий в случае пренебрежения личной гигиеной. Накопление смегмы повышает риск заболеваний мочеполовой системы, провоцирует неприятный запах. А при излишней сухости или влажности резкий запах может превратиться в проблему.
В древности при кочевом образе жизни было практически невозможно соблюдать интимную гигиену. Но даже сегодня, когда проблема не столь остра, гигиеническая составляющая играет не последнюю роль при согласии на обрезание.
Возраст проведения обряда
Как таковых возрастных ограничений нет, но большинство мусульманских богословов опираются в этом вопросе на хадисы Байхаки. Они рассказывают о том, что пророк Мухаммед провел обряд обрезания собственным внукам на 7-й день после их рождения. Поэтому мужи веры ориентируются на эти сроки. В этом вопросе с ними единогласны и медики.
Малышу от 3 до 5 лет (и старше) необходимо подробно растолковать, почему и как будет проводиться процедура. Но даже после этого ребенок может напугаться и получить серьезную эмоциональную травму. Хотя суннит у младенцев не так уж и безопасен.
Возраст мальчика во время обрезания отличается у мусульман из различных стран. В этом вопросе принимают во внимание еще и пожелания родителей.
Есть и другие особенности процесса. Например, арабы, живущие в городах, стараются делать обрезание сыновьям в 5-7-летнем возрасте, а сельским жителям проводят обряд в 12-14 лет. После суннита мальчик принимает поздравление от родных и близких. Глава семейства организует для него праздник (без распития алкоголя), чтобы родня могла разделить радость вступления его сына на путь Мухаммеда.
В странах, где принято проводить праздник после обряда, сама процедура может откладываться на долгое время –, семья копит средства на организацию празднества. Отсрочка может длиться и до совершеннолетия сына, а это весьма опрометчиво, по мнению докторов.
Как проводят обрезание мусульман
Выделяют несколько мало отличающихся друг от друга способов для обрезания крайней плоти:
В первом случае плоть обхватывают кольцевидным зажимом и уже по его краю осуществляют иссечение, после чего зажим еще некоторое время не снимают до остановки кровотечения. При способе «гильотины» по максимуму оттягивают плоть вперед, потом ее захватывают отдельным приспособлением, а опускающееся лезвие, напоминающие гильотину, отсекает плоть.
После процедуры между головкой и телом пениса образуется рана, из которой возможно сильное кровотечение. Но она заживает уже на 10-14 день после суннита. Стоит подчеркнуть, что многие мусульмане отказываются от обезболивающих препаратов во время процедуры.
Хотя религия не запрещает анестезию, мужчины считают обезболивание проявлением слабости, недостойной верного Исламу.
В случае с младенцами анестезия не применяется из-за повышенного риска смерти. Она может наступить, если возникнет непереносимость обезболивающего средства либо его доза будет рассчитана неправильно. У обрезания положительных сторон намного больше, нежели отрицательных, именно поэтому многие доктора, даже не исповедующие мусульманство или иудаизм, ее поддерживают.
По словам доктора философии по истории Хагигат Захидовой, предполагается, что формирование семейных образований на территории Азербайджана происходило уже в конце периода энеолита. Подобные предположения основываются на результатах раскопок. Информацию о семье в Азербайджане периода ранней бронзы можно получить из шумерских записей. В них отмечается, что для свержения правителя Ура Утухенгаля и освобождения из-под его власти кутиев и тириканов его обвинили в «Разлучении жены с мужем, родителей с детьми». Это свидетельствует о высокой роли, придаваемой семье на территории древней Месопотамии и Азербайджана. Древние кути считали семью священной.
Семейные традиции средневекового Азербайджана отражены в устном народном творчестве и произведениях классиков литературы. Сравнительный анализ работ позволяет предположить, что с тех пор семейно-бытовые традиции и обычаи мало изменились.
«Мать, плача, назвала тебя «Басти»,
Что значит «баста», «хватит», «отпусти»».
Появление первого зуба у малыша так же становилось большим праздником, готовили хедий и раздавали его родственникам и соседям.
Воспитание детей начинается еще в колыбели с пеленания, кормления и игр. Насреддин Туси пишет: «Ребенка надо начинать воспитывать уже после отлучения от груди, когда его нрав еще не успел испортиться. Его необходимо приучать к дисциплине». В азербайджанских семьях детей с младых ногтей учат тому, что за столом не следует болтать, нельзя перебивать старших, повышать на них голос, особенно на пожилых, необходимо слушать старших, некрасиво ходить с руками в карманах или размахивать ими и т.п. Родители приучают ребенка есть только то, что добыто честным трудом, не завидовать, быть порядочным, не забывать об окружающих, помогать нуждающимся. Детям также прививалось уважение к пожилым, соседям, женщинам, любовь к труду.
Детей растили в уважении к родителям, через пример родителей они впитывали основные модели поведения.
Уважительное отношение к отцу закреплено в азербайджанской культуре. Его прививала, в первую очередь мать, почтительно относясь к мужу. Когда отец заходил в комнату, мать с детьми вставали. Когда отец возвращался с работы, мать или одна из дочерей мыли ему ноги. Во время обеда никто не начинал есть до того, как отец не скажет «Бисмиллах» и не приступит к трапезе.
Вся жизнь азербайджанца была посвящена заботе о семье и детях. Как отмечает доктор Фазилоглу, даже когда дети вырастали, родители старались помочь им при создании собственных семей и облегчить бытовые тяготы. Таким образом, человек мог всегда рассчитывать на помощь близких и не чувствовать себя одиноким.