Меню

праздник новомучеников и исповедников российских 2021

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

flag ruflag uaflag mdflag grflag en

sobor

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Тверской области И.М. Руденей

Святейший Патриарх Кирилл провел очередное заседание Архиерейского совета Московской митрополии

Святейший Патриарх Кирилл принял заместителя председателя ОВЦС архиепископа Ереванского Леонида

Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с 75-летием со дня рождения

Председатель Государственной Думы РФ В.В. Володин поздравил Предстоятеля Русской Церкви с 75-летием со дня рождения

Архив

8 февраля ― Собор новомучеников и исповедников Российских

mar ic1

Собор новомучеников и исповедников Российских ― празднуется 7 февраля (25 января), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает ― то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов.

Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.

Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).

Среди пострадавших за веру в ХХ веке ― святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и целый сонм святых явленных и неявленных.

Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Состоит образ из средника, деисиса и 15 клейм, размер иконы 167х135 см. Описание иконы издано отдельной брошюрой: «Икона Собора новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе» (49 страниц).

Икона «Собор святых, прославленных в лето двухтысячное от Рождества Христова» была создана в Иконописной школе при Московской духовной академии. Размер иконы 95х71 см. На ней изображены 57 подвижников.

Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!

Источник

Праздник новомучеников и исповедников российских 2021

is37 is23 is2546

ss
25 Month1
Day7 ns
7 Month2
Неделя 35-я по Пятидесятнице. Глас 2.

FAll

Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали»LI (принесена в Москву в 1640 г.).

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Евангельские Чтения

Службы в честь свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского, и сщмч. Владимира, митр. Киевского могут быть перенесены на 26 января(8 февраля)

Молитвы

Чистоты ради жития твоего, пощения же и молитв и трудов сосуд благопотребен был еси Владыце Христу, иже дарова тя стаду твоему, яко сокровище неотъемлемо, чудесы всех обогащающа. Тем и мы, сошедшеся к раце мощей твоих, верою и любовию вопием: моли о нас, пречестный архиерею Моисее, отче наш.

Яко венцем пресветлым украсився днесь, Великий Новград ликует в память пастыря своего и учителя, и, яко диадиму царскую возложивши, честная она обитель светло радуется: прослави бо тя Бог, угодника Своего, и прояви последнему роду нашему цельбоносныя мощи твоя, святителю Моисее, Церковь же Божия веселится, созывающи инок сословие велегласно вопити: радуйся, граду твоему и обители похвало и всея Российския страны пресветлый светильниче.

Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

Цвети Российскаго луга духовнаго/ в годину лютых гонений дивно процветшии/ новомученицы и исповедницы безчисленнии:/ святителие, царственнии страстотерпцы и пастырие,/ монаси и мирстии, мужие, жены же и дети,/ добрый плод в терпении Христу принесшии,/ молитеся Ему, яко насадителю вашему,/ да избавит люди Своя от безбожных и злых,/ да утверждается же Церковь Русская/ кровьми и страдании вашими/ во спасение душ наших.

Источник

Священный Синод установил ежегодный день заупокойных богослужений о безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении

Москва, 25 сентября 2021 г.

369896.p

23-24 сентября в Москве 2021 года остоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, в ходе которого был заслушан доклад председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополита Крутицкого и Коломенского Павла с предложением установить ежегодный день совершения заупокойных богослужений о безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении (журнал № 70), сообщает Патриархия.ru.

Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. определил ежегодно совершать 25 января или в следующий за ним воскресный день молитвенное поминовение «усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и новомучеников». 25 марта 1991 года это поминовение «исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову» было возобновлено Священным Синодом, который определил: «Заупокойное поминовение сих мучеников и исповедников творить 25 января старого стиля — в случае совпадения сего дня с воскресеньем или в ближайшее воскресенье после 25 января». Архиерейский Собор 1992 года определил в тот же день совершать празднование Собору новомучеников и исповедников Российских. Архиерейский Собор 2013 года внес уточнение в дату празднования, с учетом практики Русской Зарубежной Церкви (Постановления Архиерейского Собора 2013 года, пункт 30). В этот день также совершается заупокойное поминовение «всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову».

В документе Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» подчеркивается, что Русская Православная Церковь, почитая святость новомучеников и исповедников ХХ века и утверждая их особый вклад во вселенское Православие, «помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории».

Священный Синод в заседании от 13 июня 2016 года (журнал № 44) установил особенные молитвенные прошения о безвинно убиенных в годы репрессий.

В ряде стран канонической ответственности Русской Православной Церкви ежегодно отмечается День памяти жертв политических репрессий: в России это 30 октября (установлен в 1991 году); на Украине — третье воскресенье мая (установлен в 2007 году); в Казахстане — 31 мая (установлен в 1997 году).

Члены Священного Синода на заседании 23-24 сентября 2021 года, заслушав доклад председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополита Крутицкого и Коломенского Павла, подчеркнули, что Русская Православная Церковь «помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории» (документ Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших»).

Священный Синод в дополнение к ежегодному поминовению пострадавших в годы гонений за веру Христову благословил на территории России 30 октября совершать заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.

Синодам Самоуправляемых Церквей, экзархатов, митрополичьих округов, а в епархиях, расположенных за пределами России вне перечисленных частей Русской Православной Церкви, — епархиальным архиереям вместе с епархиальными собраниями, предложено определить, исходя из местных потребностей и условий, день совершения особенных заупокойных богослужений о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.

Священный Синод определил в упомянутый день следующий порядок совершения богослужений:

а) в Патриаршем кафедральном соборном храме Христа Спасителя — Божественная литургия и панихида архиерейским чином;
б) во всех епархиях, по возможности на местах страдания безвинно убиенных — заупокойные богослужения архиерейским чином;
в) в храме на Бутовском полигоне, являющемся одним из центров хранения памяти как Новомучеников и исповедников Церкви Русской, так и всех, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении, — Божественная литургия и панихида (с сохранением сложившейся традиции внебогослужебной практики чтения на полигоне имен здесь убиенных);
г) в духовных академиях и семинариях при участии учащихся — заупокойные богослужения;
д) в приходских храмах и в монастырях — заупокойные богослужения.

Координация деятельности по сохранению церковной памяти о всех, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении, возложена на Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Источник

Проповедь в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

7 февраля 2021 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель произнес проповедь.

355687.p

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Лк. 18:35-43) мы встречаемся с удивительной человеческой трагедией, которая была разрешена силой Божией. Некто слепой неотступно следовал за Спасителем, зная о Его чудодейственной силе, и кричал: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!» Он просил Господа об исцелении от страшного недуга; и можно себе представить, какой силы была эта мольба, когда слепой точно знал, что перед ним Тот, Кто может его исцелить. И слепой сознавал: если он упустит эту великую для себя возможность, то уже никогда не увидит Божий свет. Тогда Господь говорит ему: «Прозри! вера твоя спасла тебя».

Эти слова доносят до нас величайший смысл того, что есть вера в Бога, какой огромной силой исполняется человек, который верит в Бога. А почему? А потому что вместе с верой открывается и ведение; вера вводит человека в живое соприкосновение с Господом, и каждый, кто обращается к Богу с верой, обретает особый жизненный опыт.

Вся атеистическая работа с верующими людьми, направленная на то, чтобы разрушить их веру, сводилась в нашей стране к тому, чтобы рационально, опираясь якобы на некие научные достижения, доказать, что Бога нет. Несчастные пропагандисты просто не понимали, что используют совершенно иной способ убеждения, чем тот, через который люди приходят к вере в Бога. Ссылаясь на некие достижения науки, на некие логические рассуждения, атеисты стремились убедить верующих в том, что вера в Бога ничтожна, потому что Бога нет.

Почему же все это не достигло цели? Да потому что вера людей основывается не на человеческих знаниях, но на реальном духовном опыте — опыте соприкосновения с Божественной силой. И это не самовнушение, ведь никакое самовнушение не могло дать людям силу идти навстречу мучениям, смерти, вставать у расстрельной стены. Им надлежало ответить на вопрос, быть или не быть: если ты остаешься верующим — не быть, или сохранить жизнь, если отрекаешься от веры. Какое здесь могло быть самовнушение? Все отходит на второй план, наступает момент истины, главный момент человеческой жизни, — и в этот главный момент люди не через логические доказательства, а через реальный опыт общения с Богом заявляли о своей вере и не предавали Господа.

Вера не только соединяет человека с Богом. Вера возвышает человека, вера дает ему некие крылья, помогающие взлететь над обыденностью, над человеческими предрассудками и предубеждениями, над некими штампами мыслей и слова, над всякой модой — имеется в виду не мода одеваться, а мода на мысли, на политику, на определенные образцы поведения. Вера вооружает человека таким знанием, что он воспаряет над всякой повседневностью и становится неуязвимым. Все, что легко порабощает человека, все, что вводит его в плен чужих мыслей или чужих действий, искренне верующего человека поработить не может.

Вот почему всякие революции, которые стремились поставить человека в центр бытия, всегда были связаны, так или иначе, с отрицанием Бога и в первую очередь направляли острие своей борьбы против веры. Взять хотя бы наши революционные события начала XX века. Вроде как борьба была направлена против эксплуататоров — помещиков, капиталистов, но когда после 1920 года помещиков и капиталистов уже и в помине не было, борьба с верой и Церковью только нарастала. И даже в 50-е и в начале 60-х годов — какие уж тогда эксплуататоры, какие классовые враги? Никого не осталось, все позади, — а война с верой продолжалась.

И возникает вопрос: а почему так? А потому что вера приносит подлинную свободу от всякого плена человеческого, будь то плен идеологический, политический или какой-либо другой. Вера возвышает нас, приближает к Богу и помогает оценить с Божественной высоты все то, что происходит в человеческой жизни, увидеть суету этой жизни, — особенно тогда, когда в очередной раз кто-то призывает к великим героическим свершениям во имя справедливости, во имя благополучия, во имя человеческого счастья. Но мы, взирая на происходящее с остротой зрения верующего человека, должны не терять способность различать духов и оставаться свободными от всякого приражения чужими мыслями и идеями, от всякого плена идеологий и политических концепций, потому что мы пребываем только в одном плену — в плену Божественной благодати.

Сегодня мы вспоминаем новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сравнительно недавно был учрежден этот замечательный праздник: в связи с том, что первой жертвой безбожного террора стал владыка митрополит Киевский Владимир, погибший у стен Киево-Печерской лавры, было принято решение поминать в этот день всех убиенных Христа ради, всех святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Предыдущие героические поколения русских православных людей не убоялись страданий и смерти, сохранили верность Христу, а вместе с этой верностью — и способность различать духов. Вот и мы должны, обращаясь к нашим новомученикам и исповедникам, просить у них помощи, чтобы не терять способность различать духов. Помолимся и о том, чтобы Отечество наше никогда более не проходило через бунты, междоусобные брани, через страшные перемены, подобные тем, что отбрасывали страну и народ наш на десятилетия назад и мешали мирному поступательному совершенствованию всех сторон общественной жизни.

Молитвами святых новомучеников и исповедников Российских да хранит Господь страну нашу от всякой междоусобной брани, да хранит народ наш от всяких соблазнов, могущих поколебать веру, а значит, привести к утрате жизненных ориентиров. Пусть Господь укрепляет нас в вере православной, которая действительно дает возможность воспарить над повседневностью и, взирая с небесной высоты на происходящее в нашей личной или общественной жизни, сохранить правильную систему ценностей, которую мы воспринимаем через слово Божие и подлинный религиозный опыт людей, живущих в Церкви. Аминь.

Источник

Когда Собор новомучеников и исповедников Российских в 2021 году

Когда Собор новомучеников и исповедников Российских. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову в 2021 году

Novomucheniki Rossiyskiye Собор новомучеников и исповедников Российских

В 2021 году Собор новомучеников и исповедников Российских отмечается 7 февраля 2021 года, в воскресенье

Собор новомучеников и исповедников Российских празднуется 7 февраля в слу­чае сов­па­де­ния это­го чис­ла с вос­крес­ным днём

Если 7 февраля не является воскресным днём — то Собор новомучеников и исповедников Российских отмечается в пред­ше­ству­ю­щий этой да­те вос­крес­ный день (ес­ли 7 фев­ра­ля при­хо­дит­ся на дни от по­не­дель­ни­ка до сре­ды); либо в по­сле­ду­ю­щий этой да­те вос­крес­ный день (ес­ли 7 фев­ра­ля при­хо­дит­ся на дни от чет­вер­га до суб­бо­ты)

Так как 7 февраля 2021 года – воскресенье, то Собор новомучеников и исповедников Российских отмечается именно 7 февраля 2021 года, в воскресенье

Когда Собор новомучеников и исповедников Российских. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову в 2021 году; в 2022 году; в 2023 году; в 2024 году; в 2025 году; в 2026 году; в 2027 году; в 2028 году; в 2029 году; в 2030 году

Источник

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

flag ruflag uaflag mdflag grflag en

sobor

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с трагедией на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Сената Парламента Республики Казахстан М.С. Ашимбаевым

Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Тверской области И.М. Руденей

Святейший Патриарх Кирилл провел очередное заседание Архиерейского совета Московской митрополии

Святейший Патриарх Кирилл принял заместителя председателя ОВЦС архиепископа Ереванского Леонида

Архив

8 февраля ― Собор новомучеников и исповедников Российских

mar ic1

Собор новомучеников и исповедников Российских ― празднуется 7 февраля (25 января), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает ― то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов.

Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.

Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).

Среди пострадавших за веру в ХХ веке ― святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и целый сонм святых явленных и неявленных.

Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Состоит образ из средника, деисиса и 15 клейм, размер иконы 167х135 см. Описание иконы издано отдельной брошюрой: «Икона Собора новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе» (49 страниц).

Икона «Собор святых, прославленных в лето двухтысячное от Рождества Христова» была создана в Иконописной школе при Московской духовной академии. Размер иконы 95х71 см. На ней изображены 57 подвижников.

Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!

Источник

Когда Собор новомучеников и исповедников Российских в 2021 году

Когда Собор новомучеников и исповедников Российских. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову в 2021 году

Novomucheniki Rossiyskiye Собор новомучеников и исповедников Российских

В 2021 году Собор новомучеников и исповедников Российских отмечается 7 февраля 2021 года, в воскресенье

Собор новомучеников и исповедников Российских празднуется 7 февраля в слу­чае сов­па­де­ния это­го чис­ла с вос­крес­ным днём

Если 7 февраля не является воскресным днём — то Собор новомучеников и исповедников Российских отмечается в пред­ше­ству­ю­щий этой да­те вос­крес­ный день (ес­ли 7 фев­ра­ля при­хо­дит­ся на дни от по­не­дель­ни­ка до сре­ды); либо в по­сле­ду­ю­щий этой да­те вос­крес­ный день (ес­ли 7 фев­ра­ля при­хо­дит­ся на дни от чет­вер­га до суб­бо­ты)

Так как 7 февраля 2021 года – воскресенье, то Собор новомучеников и исповедников Российских отмечается именно 7 февраля 2021 года, в воскресенье

Когда Собор новомучеников и исповедников Российских. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову в 2021 году; в 2022 году; в 2023 году; в 2024 году; в 2025 году; в 2026 году; в 2027 году; в 2028 году; в 2029 году; в 2030 году

Источник

7 февраля 2021 г. – Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви

5da2e3b0e6678b720f8d20c9ed887c39

Рассказываем о празднике и святых, чья жизнь и служение были связаны с Марфо-Мариинской обителью милосердия и чью память мы чтим в этот день.

7 февраля празднуется Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви. В этот день совершается поминовение всех усопших, пострадавших в годы гонений за веру Христову.

Празднование было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором в 1918 г.

Дата 25 января (7 февраля – по новому стилю) была выбрана, потому что в этот день был расстрелян митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Собор также выработал механизм фиксации случаев насилия по отношению к Церкви и верующим, установил дни крестных ходов в приходах, где были новомученики. Но в последующие годы советской власти эти даты возможно было отмечать лишь тайно.

Спустя почти 75 лет, в 1991 г., Священный синод Русской Православной Церкви официально возобновил поминовение исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову. В этот день служатся панихиды о неизвестных пострадавших за веру в годы гонений, а также молебны новомученикам с величанием и молитвой к ним.

ccf09053fb413c9d1a8050ebbbd59857

Икона «Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных» была написана к прославлению их на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 г. Перед иконописцами стояла задача создать собирательный образ подвига, совершенного Русской Церковью в 20 веке.

Икона состоит из трех частей: центральной, на которой на фоне московского храма Христа Спасителя изображены 128 фигур самых почитаемых новомучеников; деисусного чина в верхнем ряду и боковых клейм с изображениями мученических подвигов.

В центре иконы — Крест как символ подвига всех святых мучеников.

ea8b1b513425e34718e89abb7028f04a

На сегодняшний день в составе Собора более 1700 имен.

Среди них – имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

На иконе она изображена рядом со своей келейницей преподобномученицей Варварой Яковлевой. Сестра Варвара добровольно отправилась за Матушкой в Алапаевск, поддерживая ее и помогая во всем. Она была рядом в последние минуты жизни Великой княгини и разделила с ней мученический подвиг.

На иконе новомучеников показан трагический конец их земного пути – убиение и сбрасывание в шахту.

12c3037cd934796d382e512a4b8ac4e3

В числе новомучеников – Царственные страстотерпцы и ближайшие родственники Великой княгини Елизаветы Феодоровны.

Это ее родная сестра императрица Александра Феодоровна, император Николай II, племянники – цесаревич Алексей и Великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия.

Известно, что император Николай II с семьей неоднократно бывал в Марфо-Мариинской обители милосердия.

8fcca69e788dcb742adbafcb9e1da454

Среди пострадавших за веру в XX веке – и первый духовник Марфо-Мариинской обители милосердия преподобноисповедник Сергий (Сребрянский), молитвенник и человек святой жизни.

Он написал первый Устав обители милосердия, духовно окормлял сестер и настоятельницу Великую княгиню Елизавету Феодоровну, проводил просветительские беседы.

После закрытия Обители архимандрит Сергий 16 лет провел в лагерях и ссылках.
В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения.

da41433ef4d8d0866d97330ea850bcd1

Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) с 1898 г. 14 лет возглавлял московскую кафедру, активно занимался просвещением и миссионерской деятельностью. Он стал одной из первых жертв революционно настроенных масс и был расстрелян в Киево-Печерской лавре 25 января (7 февраля) 1918 г., перед смертью благословив убийц. Участники проходившего в тот период Поместного Собора приурочили ко дню его убийства день памяти всех новомучеников.

Именно митрополит Владимир в 1910 г. возвел Великую княгиню Елисавету Феодоровну в сан настоятельницы Марфо-Мариинской обители милосердия.

b0dffb65ac39538e1f835054506a29d2

Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея Руси, стал первым избранным патриархом в 1917 г. после восстановления патриаршества в России.

С патриархом Тихоном у Великой княгини были теплые отношения, они состояли в переписке. Патриарх неоднократно служил в Марфо-Мариинской обители милосердия, оставался после службы и подолгу беседовал с Великой Матушкой.

В 1918 г. в день празднования Иверской иконы Божией Матери, после молебна, отслуженного патриархом Тихоном в Марфо-Мариинской обители, Великая княгиня Елизавета Феодоровна была арестована.

Известно, что в тот день у них состоялся теплый разговор с патриархом, об этом написал игумен Серафим (Кузнецов): «…он ободрил в скорбях Августейшую настоятельницу и сестер, обещал со своей стороны отеческое попечение и защиту. Пробыл Его Святейшество в обители до 4-го часа дня, ведя себя как чадолюбивый отец среди скорбных детей».

После ареста Великой княгини Елизаветы Феодоровны патриарх Тихон хлопотал об ее освобождении.

0f03d17b72f89c1c49bd40cc511195b6

Еще одно имя в числе новомучеников, связанных с Марфо-Мариинской обителью милосердия, – преподобноисповедник Гавриил Мелекесский (Игошкин). С 1922 г. он служил клириком Обители до самого ее закрытия. Провел в тюрьмах и лагерях 17 лет.

В Покровском соборе Марфо-Мариинской обители, справа от алтаря, находятся ковчежцы с частицами мощей преподобномученицы Варвары, преподобноисповедника Сергия, преподобноисповедника Гавриила и рака с частью мощей преподобномученицы Елисаветы.

Поклониться святыням можно ежедневно в часы работы Покровского собора Марфо-Мариинской обители.

Текст и фото подготовлены совместно с Домом-музеем Великой княгини Елизаветы Феодоровны.

Источник

От Рождества до Рождества

16p rozhdestvo 1000 d 850

Январь

8p usa centr

8p usa centr

6 января, среда. Рождественский сочельник. Строгий пост.

7 января, четверг. Рождество Христово, праздник Боговоплощения, рождения Бога во плоти от Пресвятой Девы Марии.

14 января, четверг. Праздник Обрезания Господня и день в честь святителя Василия Великого (IV в.), составителя Божественной Литургии. Новый год по старому стилю.

15 января, пятница. Церковь чтит память* преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1833 г.). **

18 января, понедельник. Крещенский сочельник. Строгий пост. Как и на Крещение, в сочельник происходит Великое освящение воды.

19 января, вторник. Крещение Господне, или Богоявление. В честь Крещения Христа пророком Иоанном Предтечей. На Крещение освящается все водное естество, в храмах освящают воду.

25 января, понедельник. Раннехристианской мученицы Татьяны (начало III в.). Татьянин день.

27 января, среда. Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (336 г.).

Февраль

MK.16.23 fevral 850

6 февраля, суббота. Блаженной Ксении Петербургской (XIX в.), юродивой Христа ради.

7 февраля, воскресенье. Собор новомучеников и исповедников Российских, поминают погибших за веру.

15 февраля, понедельник. Сретенье Господне. Праздник в честь встречи («сретения») Младенца Иисуса старцем Симеоном. На Сретение поминают воинов, погибших в Афганистане.

25 февраля, четверг. Иверской иконы Божьей Матери.

16p mart newp 850

6 марта, суббота. Вселенская родительская мясопустная суббота. Поминают усопших за всю историю человечества.

14 марта, воскресенье. Прощеное воскресенье. В последний день перед Великим постом просят прощения у тех, перед кем виноваты.

15 марта, понедельник. Чистый понедельник. Первый, самый строгий день Великого поста.

27 марта, суббота. Родительская суббота, поминают усопших.

Апрель

16p aprel new 850

3 апреля, суббота. Родительская суббота, поминают усопших.

4 апреля, воскресенье. Крестопоклонная неделя. Половина Великого поста позади, в центр храма выносят Крест.

7 апреля, среда. Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник в честь благой вести, которую Архангел Гавриил принес Богородице: о том, что она станет Божией Матерью. Пост отменяется.

10 апреля, суббота. Родительская суббота, поминают усопших.

24 апреля, суббота. Лазарева суббота. Вспоминают воскрешение Христом праведного Лазаря.

25 апреля, воскресенье. Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. В честь въезда Иисуса в Иерусалим незадолго до Его Распятия. В храм приносят ветки вербы, которую освящают накануне и потом хранят в доме весь год, как символ благословения жилища.

29 апреля, четверг. Великий четверг, Чистый четверг. Воспоминание Тайной Вечери.

16p mai new 850

1 мая, суббота. Великая суббота, день скорби, день, когда Иисус Христос Телом пребывал «во гробе». В храмах поют «Да молчит всякая плоть».

6 мая, четверг. Великомученика Георгия Победоносца (303 г.), Юрьев день.

9 мая, воскресенье. Антипасха (т.е. «вместо Пасхи»), или Фомино воскресенье. С Фомина воскресенья в Церкви начинают венчания (их не совершали с Великого поста).

25p podval 2k 850

18 мая, вторник. Иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша».

22 мая, суббота. День святителя Николая Чудотворца (ок. 335 г.). Никола летний.

24 мая, понедельник. Равноапостольных Мефодия (885 г.) и Кирилла (869 г.), первоучителей и просветителей славянских.

16p iyun new 850

1 июня, вторник. Благоверного князя Димитрия Донского (1389 г.) и преподобной Ефросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской (1407 г.).

3 июня, четверг. Владимирской иконы Божьей Матери.

10 июня, четверг. Вознесение Господне. На сороковой день после Пасхи Христос собрал Своих учеников, привел их на Елеонскую гору и вознесся на Небо.

11 июня, пятница. Святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа Симферопольского и Крымского, хирурга (1961 г.).

19 июня, суббота. Троицкая родительская суббота, поминовение усопших накануне Троицы, особо поминают неполучивших христианского погребения.

MK.25.23 iiul 850

12 июля, понедельник. Апостолов Петра и Павла.

17 июля, суббота. Преподобного Андрея Рублева, иконописца (XV в). Страстотерпцев императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного врача Евгения (1918 г.).

18 июля, воскресенье. Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1422 г.). Преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918 г.).

21 июля, среда. Казанской иконы Божьей Матери.

24 июля, суббота. Равноапостольной Ольги, великой княгини, в крещении Елены (969 г.).

28 июля, среда. Равноапостольного великого князя Владимира, в крещении Василия (1015 г.).

Август

25p avgust new 850

1 августа, воскресенье. Преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1833 г.).

2 августа, понедельник. Пророка Илии (IX в. до Р.Х.), Ильин день. Воздушно-десантные войска России считают пророка Илию своим покровителем.

10 августа, вторник. Смоленской иконы Божьей Матери.

31 августа, вторник. Иконы Божьей Матери «Всецарица».

Сентябрь

25p sentyabr new 850

1 сентября, среда. Донской иконы Божьей Матери.

11 сентября, суббота. Усекновение главы Иоанна Предтечи. В честь пророка Иоанна Предтечи, не побоявшегося обличать сильных мира сего. Строгий пост как выражение скорби.

14 сентября, вторник. Церковное новолетие. Новый год по церковному календарю начинается с 1 сентября (ст. ст.), что по новому стилю 14 сентября.

21 сентября, вторник. Рождество Пресвятой Богородицы.

27 сентября, понедельник. Воздвижение Креста Господня. Вспоминают, как царица Елена, разрушив языческое капище, обнаружила три креста и узнала тот, на котором был распят Христос.

30 сентября, четверг. Мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софьи (ок. 137 г.).

Октябрь

25p oktyabr new 850

14 октября, четверг. Покров Пресвятой Богородицы.

23 октября, суббота. Преподобного Амвросия Оптинского (1891 г.).

24 октября, воскресенье. Собор святых, в Оптиной пустыни просиявших.

Ноябрь

MK.25.23 noiabr 850

4 ноября, четверг. Казанской иконы Божьей Матери, День народного единства.

6 ноября, суббота. Димитриевская родительская суббота, поминовение усопших.

21 ноября, воскресенье. Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (т.е. ангелов). Михайлов день.

Декабрь

25p dekabr new 850

4 декабря, суббота. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

6 декабря, понедельник. Благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263 г.).

13 декабря, понедельник. Апостола Андрея Первозванного (ок. 62 г.).

19 декабря, воскресенье. Святителя Николая Чудотворца (около 335 г.). Никола зимний.

Источник

Воскресенье, 7 февраля 2021 года: что будет в храме?

Приблизительное время чтения: 18 мин.

Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 7 февраля.

Воскресенье, 7 февраля 2021 года, новомучеников и исповедников российских

На сегодняшний день список новомучеников и исповедников Российских насчитывает более 1700 имён и число это постоянно растёт. Хотя после принятия в 2006 году закона «О персональных данных» доступ к судебно-следственным делам, содержащимся в российских архивах, усложнился. Всего за годы большевистского террора было убито около 130 тысяч священнослужителей. В их числе за веру во Христа в ХХ веке пострадали:

• святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси,
• священномученик Петр, митрополит Крутицкий,
• священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий,
• Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский,
• священномученик Серафим (Чичагов),
• царственные страстотерпцы, а также неявленные святые.

Подробнее о гонениях на Церковь в ХХ веке читайте в наших материалах:

• История новомучеников — не о сопротивлении, а о любви. Феликс Разумовский о цикле «Русская голгофа»
• «Прошлое, которое надо ворошить». Интервью с протоиереем Кириллом Каледой, настоятелем Храма Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове
• Чего мы не знаем о местах массового захоронения?
• Пустошь. Место, где хочется встать на колени
• Жития святых. Новомученики

Novomucheniki

Тропарь Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской:

Днесь радостно ликует Церковь Русская, / яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: / святители и иереи, / царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, / преподобныя мужи и жены / и вся православныя христианы, / во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия / и кровьми Истину соблюдшия. / Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, / страну нашу в Православии сохрани / до скончания века.

Перевод: Сегодня радостно торжествует Церковь Русская, как матерь прославляя своих чад — новомучеников и исповедников: святителей и иереев, царственных страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, преподобных мужей и жен и всех православных христиан, во дни гонений безбожных жизнь свою за веру во Христа отдавших и кровью истину сохранивших. Их защитой, долготерпеливый Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания времен.

Кондак Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской

Днесь новомученицы Российстии/ в ризах белых предстоят Агнцу Божию/ и со Ангелы песнь победную воспевают Богу:/ благословение, и слава, и премудрость,/ и хвала, и честь,/ и сила, и крепость/ нашему Богу// во веки веков. Аминь.

Перевод: Сегодня новомученики Российские в белых одеждах предстоят Агнцу Божию и с ангелами воспевают победную песнь Богу: «Благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Аминь».

Молитва новомученикам и исповедникам Церкви Русской

О, святии Новомученицы и Исповедницы Российстии: Святителие и пастырие Церкве Христовы, Царственнии Страстотерпцы, благовернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приявшии! Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите. Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом каинова братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. Умолите Господа Сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; да возродит в земли нашей дух братолюбия и мира; да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

День памяти святых

Мученица Филицата Римская и сыновья ее, мученики Ианнуарий, Феликс, Филипп, Сильван, Александр, Виталий и Марциал (около 164)

p1dqlonppf4i012n23c8i4c3kf3

Святая мученица Филицата была родом из богатой римской семьи. У нее было 7 сыновей: Ианнуарий, Феликс, Филипп, Сильван, Александр, Виталий и Марциал. Жрецы обвинили ее в оскорблении богов через распространение христианской веры. Святая Филицата раздала всё свое имение и вместе с сыновьями открыто исповедала веру во Христа. Всех их предали мучениям. Святая Филицата, видя страдания своих сыновей, молила Бога, чтобы они устояли в подвиге и прежде нее вошли в Царство Небесное. Все сыновья мученически скончались на глазах матери. После них и сама святая Филицата претерпела мученическую кончину. Святая семья пострадала в Риме около 164 года. Мученице Филицате святитель Григорий Двоеслов посвятил похвальное слово в третьей беседе, произнесенной в храме ее имени.

Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский (329 — 389)

p1b81k7v2c10lf1edqj8v8cc1hju6

Краткое житие епископа, отказавшегося от патриаршества, слушайте на радио «Вера».

Преподобный Поплий Сирийский (около 380)

16f84fec7f0af07aa1722797fbf18c59

Принадлежал к сословию сенаторов (высшего государственного учреждения в Римской империи) и происходил из города Зевгма (Сирия). На высокой горе в тридцати верстах от города построил небольшую хижину и затем раздал все полученное от родителей имущество нищим. К преподобному начали стекаться во множестве желавшие разделять его подвиги. Он приказывал устраивать тесные келии, в которых посещал своих учеников очень часто, строго наблюдая, чтобы у них не было ничего, кроме самого необходимого. Хлеб, который оказывался у монахов, преподобный Поплий взвешивал на весах и, если у кого находилось более определенного количества хлеба, того называл чревоугодником, чрезмерно заботящимся о своем теле. Тех, у кого находил приготовленное кушанье, называл вкушающими скверну. По ночам святой обходил келии учеников, останавливаясь снаружи у дверей каждого. Если же кто спал, святой Поплий ударял рукою в дверь и сурово укорял леностного инока. Благодаря постоянному общению преподобного с учениками многие из них уподобились святому в подвижничестве: двое из них, Феотекн и Авфоний, по преставлении преподобного Поплия, несли на себе попечение о братии и настоятельство в обители, им основанной.

Преподобный Мар Певец (около 430)

p18ecviqm21e36kvd14pu1jsonao3

Преподобный Мар в юности отличался красивой наружностью и обладал хорошим голосом. Во время праздников в честь святых мучеников он в совершенстве исполнял обязанности певца. Больше всего возлюбил он Бога и свято соблюдал его заповеди. Окруженный многими искушениями, святой Мар сохранил тело свое в девственной невинности, а душу – в непорочности и чистоте.

Удалился в селение Омиру (недалеко от города Кира, в сирийской провинции) и устроил себе небольшую хижину, в которой провел 37 лет. Много страдал в этой хижине преподобный от сырости, которая вредно действовала на его здоровье, но не хотел оставить своей хижины и прожил в ней до конца своей жизни. Отличался простотою и не терпел лукавства, а бедность считал за величайшее благополучие. Прожив 90 лет, он довольствовался одеждами из козьей шерсти, а для подкрепления телесных сил употреблял немного хлеба с солью.

Долго питал святой в своей душе горячее желание присутствовать при совершении Божественной литургии. Когда же священник совершил у него сие великое и спасительное Тайнодействие, преподобный Мар говорил, что душа его была исполнена неизреченной сладости, и он долго предавался размышлению, в глубоком смущении не дерзая взирать на небо.

Святитель Моисей, архиепископ Новгородский (1362)

p1b81kiahg15b91ri513ip1272mpi3

Краткий рассказ о святом, с юности желавшего уединения для общения с Богом, слушайте на радио «Вера».

Преподобный Анатолий I Оптинский (Зерцалов) (1824 — 1894)

p1b81iim6rk7513i51f6u95moph4

Краткое житие ученика преподобного Амвросия Оптинского, слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (1848 — 7 февраля 1918)

full 1218735209

Рассказ о первом среди новомучеников, гонения на которого начались еще до революции 1917 года, читайте в нашем материале.

Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (18 февраля 1878 — 7 февраля 1929)

full 1218739546

Рассказ о молодом епископе, которого безбожники ненавидели за отказ сотрудничать, которому мстили за верность Христу и Церкви, читайте в нашем материале.

Священномученик Василий (Зеленцов), епископ Прилукский (8 марта 1876 — 7 февраля 1930)

full 1218740118

Краткий рассказ о епископе-новомученике слушайте на радио «Вера».

Священномученик Стефан Грачев (30 декабря 1886 — 7 февраля 1938)

full 1520797378

Вы крестьянский сын, мы Вам предложим любую работу, нам нужны образованные люди.

Не могу я этого сделать.

Вы служили в царской армии, Вам предлагали там остаться?

Это не мое призвание. Я вернулся в монастырь.

А Вы знаете, что с Вами будет в будущем, и Вы с этим согласны?

Да, я свой Крест буду нести до конца.

5 сентября 1937 года, в половине второго часа ночи пришли за священником Стефаном Грачевым. Семью в это время заперли на засов. Сотрудники НКВД забрали из дома абсолютно все, оставив семью без средств к существованию. Утром пришли односельчане, открыли матушку и детей, принесли, кто что мог. Семью отца Стефана выселили из церковной сторожки, а храм закрыли окончательно. Приют родным священника на Хуторе Холмецком дал один военный, которого перевели служить в Белоруссию. Семья Грачевых жила в этом доме до лета 1943 года.

Родился в деревне Тростная Севского уезда (ныне Комаричский район Брянской области) в крестьянской семье. Федор Иванович и Елизавета Прохоровна Грачевы имели четырех сыновей и четырех дочерей. Семья проводила на богослужениях в Богородицкой Площанской Пустыни, в пяти верстах от дома. Троих детей Грачевы отдали на воспитание в монастыри: дочь Елена была послушницей Брянского Петро-Павловского девичьего монастыря, дочь Пелагия — в Севском Троицком девичьем монастыре, а сын Стефан — в Площанской Пустыни. В обитель он поступил в 10 лет, воспитывался в строгости и благочестии у монастырских старцев, помогал отцу на сельских работах, а при достижении совершеннолетия в 1904 году был зачислен в братию монастыря послушником. В 1914 году был призван в армию, участвовал в боях под Вильно и Гродно. Получил младший офицерский чин, и за заслуги перед Родиной и беспримерную храбрость был удостоен двух Георгиевских крестов. После демобилизации из армии в 1918 году вновь поступил в родной монастырь, и нес там послушание вплоть до закрытия обители в 1921 году. Поскольку послушники в монастырях не дают иноческих обетов, через некоторое время Стефан Грачев женился на Анастасии Сергеевне Кириленковой, родом из деревни Гаврилова Гута, которая ухаживала в Пустыни за скотом.

С 1924 года Стефан стал служить псаломщиком. В марте 1929 года был рукоположен во диакона, а 23 марта 1930 года — в сан иерея.

2 июня 1930 года иерей Стефан был переведен в село Холмецкий Хутор Брасовского района. Храм села был построен помещиком Степаном Степановичем Апраксиным в 1797 году для жителей села Крупец. Центральный алтарь храма был освящен во имя Преподобного Макария Египетского, северный придел во имя Святых безсребренников Косьмы и Дамиана, а южный — во имя Мучеников Адриана и Наталии. Каменный храм был покрыт листовым железом, главы и кресты вызолочены, интерьер хорошо украшен. Помещик Апраксин подарил приходу старинную Тихвинскую икону Божией Матери. Народ почитал эту икону как чудотворную, и с нею ходили Крестным ходом по всем соседним селам и деревням.

Батюшка ел вместе с нами. Молились мы перед едой все вместе, а когда надо было — и на коленях. А вот на сон грядущий мы молились только с матушкой, а батюшка молился уже поздно отдельно, когда мы все засыпали. По характеру он был очень сдержанный и немногословный. знал хорошо нотную грамоту, перекладывал на ноты церковные песнопения. И что ему нужно было написать и разучить, пробовал пропеть это с нами, с детьми. Бывало, возьмет скрипку, проиграет мотив, и заставит нас пропеть его. И мы пели под скрипку.

Жил отец Стефан сначала не очень бедно, еда была самая обычная, деревенская, каша, картошка, молоко, яички, сало. Семья отца Стефана жила в приходской сторожке. Хозяйства не было, держали только корову, но из-за нее наложили непосильный налог на сдачу молока, а через некоторое время корову забрали. Тогда стали жить беднее, а в гонения жили и вовсе одним подаянием. Но во все времена матушка кормила всех нищих, отец Стефан говорил, чтобы никому не отказывала. Она вела нищих в дом, и угощала их.

Одна из жительниц села Холмецкий Хутор вспоминает: «Батюшка был хороший, следил за всем, чисто было, хорошо. Все прихожане очень любили его, нравился он всем. Караулка, в которой жила семья отца Стефана, была совсем тесная. Там стояла купель, в которой он крестил детей. Помню хорошо, что купель была желтая. Мы, дети, говорили, что она золотая. Приход был большой, детей крестили много. Четыре деревни: Холмечь, Хутор, Крупец, Гавриловка с тремя поселками: Яшкина Пасека, Соколы, Добровольский – несколько тысяч человек. В праздники народ едва помещался в храме, а на Пасху не помещался даже в ограде. Больше женщины стояли в храме, но и мужчины тоже, детей приводили много. Хор был большой. После ареста семью священника выгнали, а храм закрыли».

В ноябре 1935 года стало известно, что с храма, в котором служил о. Стефан, собираются снять колокола. Его вызвали в правление колхоза, где объявили постановление правительства о снятии колоколов с храмов. Предложили дать подписку об ответственности за возможные волнения в церковном приходе. Отец Стефан ответил, что лучше ему быть арестованным, чем призывать прихожан снять колокола по приказу власти. На требование отдать ключи от храма он сказал, что ключи не у него, а у председателя ревизионной комиссии, который вскоре пришел в храм, но отдать ключи отказался. Тогда представители власти взломали замок в храме и вывезли колокола. Несколько месяцев спустя Священномученик Архиепископ Смоленский Серафим (Остроумов), в ведении которого с 30 декабря 1935 года находилась Брянская Епархия, направил приходским священникам через благочинных циркулярное письмо, в котором убеждал не противодействовать представителям власти при снятии колоколов, так как важнее было не дать повода к закрытию храма, чем сохранить колокольный звон.

26 августа 1936 года священник Стефан был арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в тюрьму города Брянск. «Когда отца Стефана посадили в тюрьму в первый раз, — вспоминает Пелагея Егоровна Митина, — мы с дедушкой Федором Ивановичем ходили повидать его. Мы подали записку, что разыскиваем Степана Грачева, и можно ли ему передать посылку. Этого не разрешили. Мы решили передать ему посылку на улице. Когда заключенных в тюрьме выводили на работу, а это было очень рано, в пять часов утра, их ставили по двенадцать рядов и выводили на реку Десну, там разгружали товарные поезда. Тогда там была отводная от станции ветка. Был камень, дрова для города. А мы стояли на высоком месте, чтобы было всех видно. Бывало, кричали в толпе: «Дочка, бросай хлеб, мы отцу Стефану передадим». А отец Стефан нас увидит, кашлянет (а по кашлю мы его всегда узнавали) и говорит нам: «Мы идем на работу». А самого его мы не видели, но слышали, что он идет в этой толпе. Я бросала в толпу заключенных хлеб. В свертке были обычно кусок хлеба и кусок сала. А в другой раз он попросил передать портянки. Так мы передавали ему посылки несколько раз».

Через три месяца допросов обвиняемый отец Стефан Грачев был освобожден за недоказанностью обвинения.

По воспоминаниям Пелагии Егоровны, отец Стефан после освобождения из заключения пришел к своему брату Егору, который жил в Брянске. Он рассказал, что в тюрьме его принуждали отречься от веры, но он ответил, что будет нести свой Крест до конца. Родные предлагали ему оставить приход и уехать к брату Егору в Брянск, но отец Стефан отказался, повторив, что Крест свой будет нести до конца.

4 сентября 1937 года был арестован протоиерей Алексий Соколов. Узнав об этом, отец Стефан сказал своей супруге, чтобы она готовилась к его аресту и сушила сухари для него. Перед этим, предчувствуя арест, он советовал иеромонаху Анатолию (Даньшину), который служил на его приходе псаломщиком, собрать вещи и пробираться к Москве, к Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Однако того арестовали раньше, 20 июля. Приходил батюшка и к своему отцу Федору Ивановичу в деревню попрощаться.

Как рассказывает Пелагея Егоровна, в день перед арестом в храме, где служил иерей Стефан, явно слышался человеческий плач. Люди прибежали в церковную ограду, зашли в дом к матушке и сказали: «Батюшка закрыл кого-то в церкви, там кто-то плачет». Отец Стефан сам пошел открывать храм вместе с народом. Они обошли все внутри, и никого не нашли.

Отец Стефан отрицал обвинение в контрреволюционной деятельности. Постановлением Особой тройки при Управлении НКВД по Орловской области от 29-30 ноября 1937 он был приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. Принял мученическую кончину 7 февраля 1938 года в городе Брянск.

Мученик Борис Заварин (23 апреля 1910 — 7 февраля 1938)

preview 1551296470

Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности. Дайте исчерпывающие показания следствию по данному вопросу, – потребовал следователь от Бориса Сергеевича.

Контрреволюционной деятельности я не проводил и виновным в этом себя не считаю, ответил псаломщик.

Скажите следствию, каково ваше социальное происхождение?

Сын священника.

Родился в селе Копыри Ростовского уезда Ярославской губернии в семье священника Сергия и его супруги Александры. По окончании, уже в советское время, семилетней школы Борис поступил в храм псаломщиком и служил в Воскресенской церкви погоста Раслово Грязовецкого района Вологодской области.

17 января Борис Сергеевич вместе с тремя священниками, служившими в соседних селах и тоже арестованными, был доставлен в тюрьму в городе Вологде и в тот же день допрошен. Священники оговорили себя, признав себя виновными.

18 января следствие по делу арестованных священников и псаломщика было завершено. 21 января состоялось заседание тройки, которая приговорила Бориса Сергеевича к расстрелу. Псаломщик Борис Заварин был расстрелян 7 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

Икона Божией Матери «Утоли моя печали» (1640)

56c229ade2959fb91ae682df8f13b5f0

Празднование чудотворной иконе, совершаемое ежегодно 25 января, было установлено в 1760 году в память исцеления больной женщины, удостоившейся видения этого святого образа и исцелившейся после молебна перед ним 25 января в церкви Святителя Николая на Пупышах (в Садовниках) в Москве. К этому же времени относятся составленные ей службы и акафист. Чтимые списки с иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», находятся во многих храмах Москвы и других городов. Отличительная особенность образа: Богомладенец держит в руках развёрнутый свиток, Божия Матерь одной рукой подпирает щёку.

Прославилась в Москве многими чудесами со второй половины XVIII века, а особенно во время чумы в 1771 году, хотя принесли ее в Москву казаки еще в 1640 году.

После разрушения богоборческой властью в 30-е годы прошлого века Никольского храма в Садовниках образ перенесли в московский храм во имя Святителя Николая в Кузнецкой слободе, где он находится и ныне.

Рассказ о чудотворной иконе слушайте на радио «Вера».

Особенности православного богослужения

С какими просьбами обращаются к новомученикам и исповедникам Российским?

Первая половина двадцатого века была страшным периодом для нашей Церкви — верующие не желали отрекаться от Христа, как требовала власть, и принимали за это страдания до смерти. Их чаще всего просят об укреплении веры. А ещё о том, чтобы стойко и без ропота выдерживать испытания.

Более 100 лет, с 1918 года совершается поминовение невинно пострадавших от рук безбожников, после издания Поместным собором в Москве определения «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь». Определением устанавливалась единая дата молитвенного поминовения — 7 февраля по новому стилю, если этот день совпадал с воскресным днём, а если не совпадал — то в ближайшее воскресенье после указанной даты. Несколько позже профессором Борисом Тураевым и иеромонахом Афанасием (Сахаровым) была составлена «Служба всех святых в земле Русской просиявших».

Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 18, стихи 35 — 43

35 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, 36 и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? 37 Ему сказали, что Иисус Назорей идет. 38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. 39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. 40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: 41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. 42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. 43 И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

Апостольское чтение:

Первое Послание Апостола Павла к Тимофею, глава 1, стих 15 — 17

15 Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. 16 Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. 17 Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

В день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской совершается память святых из числа новомучеников, дата смерти которых неизвестна. По информации регионального общественного фонда «Памяти мучеников и исповедников Русской православной церкви», среди них несколько десятков священников, монахов и мирян, как мужчин, так и женщин. На иконе «без подписи» изображены в том числе и они:

В сегодняшний воскресный день редакция «Фомы» вместе с читателями обращается к ним: молите Бога о нас!

Источник

VisaComTour © 2022
Все права защищены

Adblock
detector