Меню

праздник непослушания читательский дневник главная мысль

Праздник непослушания: главные герои. Какова главная мысль повести?

Смешная и поучительная сказочная повесть Сергея Михалкова “Праздник непослушания” обращена не только к детям, но и к взрослым. В ней нет отрицательных или положительных героев, нет правых и виноватых, а есть конфликт поколений, изображенный писателем с присущим ему добродушным юмором.

Дети в повести Михалкова ведут себя отвратительно, не слушают родителей, балуются и проказничают. Но и родители поступают ничуть не лучше. Они стараются управлять детьми одними запретами, и хотят видеть идеально послушных детей.

Герои повести прежде всего дети, которые остались без родителей, но первое время были очень счастливы этим обстоятельством. Но свобода оказалась палкой о двух концах, дети могли делать все что угодно, но и заботиться о себе им пришлось самим. И дети с этим не справились, что говорит о том, что без родителей дети не должны оставаться.

Родители тоже изводили себя, переживая за детей. И их поступок оправдать очень сложно. Каким бы не был ребенок, забота о нем святой долг родителей. А бросать детей могут только очень плохие и безответственные взрослые.

Главные герои сказки:

Главная мысль сказки:

Невозможно добиться от детей абсолютного послушания, поэтому взрослым и детям нужно уметь находить компромиссы.

Полный список произведений для читательского дневника для 2 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.) можно посмотреть здесь.

Источник

«Праздник непослушания» — читательский дневник по сказке С. Михалкова

sinyaya i belaya spokojnaya obrazovanie youtube miniatyura 30

Повесть-сказка Сергея Михалкова «Праздник непослушания» впервые была опубликована в 1971 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Сергей Владимирович Михалков
Название произведения: «Праздник непослушания»
Жанр: сказка
Год написания: 1971
Издательство: АСТ
Год издания: 2015
Количество страниц: 80

Главные герои и их краткая характеристика

Репка. Мальчик. Ужасный и непослушный.
Турнепка. Девочка. Его сестра. Добрая и умная.
Фантик. Лилипут из цирка. Добрый, внимательный.
Ухогорлоносики. Дети доктора Ухогорлоноса числом 13. Старший — Пистолетик.
Таракашки. Друзья мальчика Таракана.
Косточка. Девочка.
Малыш. Ужасный ребенок, который хотел мороженого.

Краткое содержание и сюжет

Сказка начинается с того, как идя по улице, мальчик требует, самым безобразным образом, маму купить ему мороженое. Придя домой, мальчик был наказан и поставлен в угол. Там он должен был обдумать свое поведение. Однако вместо того, чтобы думать о своем поведении малыш думал о том морожено, которое ему не купили. Он думал о том, как плохо жить, подчиняясь родителям.

Как вдруг его размышления прервал большой Бумажный Змей за окном. Это был не простой змей – сказочный, он умел разговаривать. Малыш рассказал ему о своем желании избавиться родительских ограничений. Змей предложил малышу переправить его в то загадочное место, где не будет взрослых. В этом городе родители устали от непослушания своих детей и покинули его. И именно в этом городе дети могут делать все, что хотят. Мальчики курят папины трубки, девочки красятся маминой помадой. Они без ограничений могут кушать мороженое, пить лимонад и газировку, рисовать на заборах. О чем еще может мечтать ребенок? Конечно же, малыш соглашается туда лететь.

Но летя в этот чудесный город, Малыш еще не знает о том, что дела в этом городе не совсем хороши. Оказывается, кушая много мороженого можно заболеть ангиной, получить боль в животе. А от курения папиной трубки дети теряли сознание. Прожив пару дней в городе, где царит непослушание, как не удивительно, но уже никто не хочет сладостей. Тут дети начали тосковать по школе.

Вот настал тот долгожданный момент, когда Малыш прилетел в город своей мечты. Однако увидев тех девочек и мальчиков, которые уже успели почувствовать на себе свободу во всем. Он увидел, как эти дети хотели возвращения своих родителей.

Глядя на все это Малыш попросил Змея отвезти его домой. Но перед тем как доставить малыша домой, змей должен был доставить письма от детей сказочного города их родственникам. Пока змей доставлял письма, дети готовились к встрече самых родных им людей. Они наводили кругом порядок.

Родители появились на центральной площади города в полдень. Дети были очень рады возвращению взрослых. Родители были удивлены, увидев своих детей опрятными и аккуратно одетыми. Хотя через несколько минут дети снова стали обыкновенными детьми, такими как раньше. Но все были счастливы. Город стал жить своей жизнью.

Мальчик, вернувшись, домой пообещал исправиться. Он больше не мечтал о том, что бы ему все позволяли.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Родители решили проучить непослушных детей и ночью покинули город. Дети начали громить магазины, объедаться мороженым и рисовать на стенах домов. Лилипут Фантик остался в городе, и стал присматривать за детьми. Он лечил их и умывал, а потом отправил змея к родителям с письмом, в котором дети просили их вернуться. Родители вернулись в город и он зажил прежней жизнью. Дети снова стали безобразничать и проказничать.

План пересказа

Основная мысль

Дети должны слушаться родителей, но всегда оставаться детьми.

Чему учит

Сказка учит родителей лучше понимать своих детей. Малышам показывает, что прежде чем что-то поменять, нужно хорошо подумать.

Отзыв и что понравилось

Мне очень понравилась эта веселая сказка. Дети в ней были ужасными безобразниками, но таковы все дети с точки зрения взрослых. На самом деле, никакие родители не захотят променять своих маленьких и любимых шалунов, на образцово-показательных детей. Ведь дети должны оставаться детьми, а не быть маленькими старичками.

Вывод и мое мнение

Это, на мой взгляд, очень полезная книга, которую должны читать и взрослые, и дети. Она – очень смешная и интересная, но о многом заставляет задуматься.

Источник

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

пятница, 19 июля 2019 г.

Михалков С. «Праздник непослушания»

Жанр: сказочная повесть

Главные герои сказки «Праздник непослушания» и их характеристика

Чему учит сказка «Праздник непослушания»
Сказка учит слушаться старших, быть послушными, не капризничать, и не хулиганить. Учит играть, веселиться, шалить, но знать меру. Учит тому, что родители любят своих детей, какими бы они не были. Учит тому, что дети любят своих родителей, даже если те их наказывают.

Отзыв на сказку «Праздник непослушания»
Мне очень понравилась эта веселая сказка. Дети в ней были ужасными безобразниками, но таковы все дети с точки зрения взрослых. На самом деле, никакие родители не захотят променять своих маленьких и любимых шалунов, на образцово-показательных детей. Ведь дети должны оставаться детьми, а не быть маленькими старичками.

Пословицы к сказке «Праздник непослушания»
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
Шалость шалости рознь, иную хоть брось.
Родители и дети учат друг друга.
У кого детки, у того и заботы.
Цирк уехал, а клоуны остались.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Праздник непослушания»
Упиравшийся и вопивший Малыш требовал мороженого, но мама твердо отвечала, что больше не купит. Она привела Малыша домой и поставила в угол, думать о том, что он ужасный ребенок.
Он думал о том, что надо скорее вырасти, когда увидел, что за окно зацепился бумажный змей. Бумажный змей рассказал Малышу, что он летит в страну, где никого не наказывают и предложил лететь с ним. Малыш уцепился за змея и они полетели.

В полночь родители, бабушка и дедушка стояли у кровати близнецов Репки и Турнепки и смотрели, как те улыбались во сне. Мама поцеловала близнецов и взрослые вышли. Они несли с собой тяжелые сумки.
Все взрослое население города собралось на площади Великого путешественника. К собравшимся обратился доктор Ухогорлонос. Он сказал, что это решение очень тяжелое, но вынужденное. Взрослым не остается ничего, кроме как сдать город ужасным, капризным детям и уйти.
В два часа ночи в городе не осталось ни одного взрослого.

Рано утром Репка проснулся и разбудил Турнепку. Дети хотели идти в школу, но вдруг увидели письмо. Папа писал, что они уходят и оставляют детей, потому что устали от их непослушания. Мама просила быть осторожными, а дедушка и бабушка просили поливать цветы.
Дети обрадовались и решили бежать в школу. Репка хотел нарисовать синего кота на уроке рисования.
На улицах было полно детей, которые ходили по дороге как хотели, и никто их не останавливал.
В школе на классной доске было написано, что все уроки отменяются, а учительская была пуста.
Репка понял, что взрослые сговорились и решили проучить детей.
На перевернутой бочке выступал мальчик Таракан, который объявил Праздник непослушания, и говорил, что теперь их никто не накажет.
Репка с Турнепкой выбросили портфели и выбежали из школы.

Дети пошли в кондитерскую и объелись мороженного и прочих сладостей до посинения. Потом в кондитерской началось сражение между Ухогорлоносиками и Таракашками, и Репка с Турнепкой ушли.

Лилипут Фантик жил на окраине города и работал в цирке. Он никогда не наказывал детей, а видел в них друзей, которые смеялись и хлопали ему на представлениях.
За несколько дней до описываемых событий цирк уехал на гастроли, а Фантик остался. И про него все забыли.
В то утро Фантик умылся, сделал гимнастику, сел на велосипед и поехал в центр. Он удивлялся, что вокруг него только дети, которые спокойно катались по дороге. Тут дорогу перебежали мальчики с краской. Фантик сделал им замечание, но Ухогорлоносики нагрубили ему, и сказали, что родители их бросили.

Ухогорлоносики захватили правую сторону улицы Мушкетеров, а Таракашки левую, и принялись рисовать на стенах все, что им пришло в голову. Пистолетик, один из сыновей Ухогорлоноса, изобразил на заборе настоящее сражение.
Репка и Турнепка попросили дать и им что-нибудь нарисовать, но Пистолетик прогнал их. Тогда они перешли улицу и Таракашки оказались более гостеприимными. Они дали им уголок витрины и Репка быстро нарисовал синего кота с зелеными глазами.
В это время Турнепка заметила Пупсика, их кота, которого они однажды раскрасили краской в синий цвет, и который теперь убегал от детей с кисточками.

Фантик тоже пришел на улицу Мушкетеров и замер. Он видел настоящую выставку детских рисунков. Девочка Косточка сказала, что мальчишки перешли на другую улицу и рисуют там. Она села на багажник к Фантику и они поехали.
На другой улице не было никого, и на следующей тоже. А третья была усыпана конфетными фантиками. Косточка предложила ехать к дому доктора Ухогорлоноса.
По дороге Фантик, поняв, что его никто не узнает и принимают за взрослого, решил разузнать подробности. Он стал спрашивать Косточку, а та удивилась, что Фантик ничего не знает. Она даже спросила, не сирота ли он, раз его никто не бросил.
Они подъехали к дому доктора, из которого валил дым. В квартире дети праздновали необычный урок рисования и курили. Таракан распределил между всеми найденный ящик сигар, а Пистолетик набил трубку своего отца. Дыма было так много, что дети с трудом различали друг друга.
Репка с отвращением докурил сигару и пошел к выходу, у него кружилась голова. Фантик увидел лежащую на полу без сознания Турнепку и вытащил ее из квартиры. Там Турнепка пришла в себя и сразу узнала Фантика. Она громко назвала его по имени и дети выбежали на лестничную площадку.
Фантика знали все и он единственный не бросил ужасных детей. Они даже хотели крикнуть ура, но не смогли. Их стошнило.
А Фантик сказал им свой адрес, и уехал. На его душе было тоскливо.

Под вечер дети разошлись по домам. Таракашки остались ночевать у Ухогорлоносиков, а Репка и Турнепка пошли домой. У них сильно болели голова и горло, и они решили лечиться разными лекарствами. Дети пожалели, что Фантик не доктор.

Фантик заснул под утро, ему снилось, как он спасал детей от пожара. Рано утром его разбудил Репка, который сказал, что Турнепке плохо и она умирает.
Фантик пришел к детям домой и потрогал лоб девочки. Он был горячим. Фантик решил дать Турнепке молока с медом, но девочка сказала, что не любит молока. Но Фантик потребовал, чтобы девочка стала послушной и она согласилась, потому что боялась, что Фантик уйдет.

Фантик искал молоко по всем магазинам, но его нигде не было. В молочном он нашел несколько бутылок, но молоко оказалось прокисшим.
Он вернулся к Турнепке, вскипятил ведро воды и заставил девочку дышать паром, накрыв ее полотенцем.
Турнепке стало лучше и она повеселела. А со двора уже кричали, звали Фантика.

На второй день Праздника непослушания весело не было никому. Дети болели и кашляли, канарейки в клетках перестали петь, а цветы завяли.
Между тем, взрослые разбили свой лагерь в тайном месте. Первый день они провели в воспоминаниях о дурных поступках своих детей. Ночью они стали переживать, как бы с детьми что-нибудь не случилось.

Бумажный змей с Малышом летел в небе. Он огибал грозовую тучу, а испуганный Малыш крепче вцепился в него.

Усталый Фантик вернулся домой. Весь день он лечил детей и оказывал им первую помощь. Чего он только не делал! Ставил грелки, примочки, раздевал и мыл детей, рассказывал им сказки.
Ночью малыши плакали и звали маму. Они надеялись, что утром их разбудить ласковая рука родителей.

Утром Репка и Турнепка отправились в школу. На дворе Ухогорлоносики разбирали свои вещи, в пустом классе сидел Таракан и смотрел на классную доску. Репка и Турнепка тоже сели за парту, и отправили Таракана в его класс. Они думали о том, что учителя могли бы и остаться.

На площади Великого путешественника приземлился бумажный змей. От него отцепился Малыш, который сказал, что он Ужасный ребенок. Дети рассказали, что родители их покинули, и Малыш обрадовался. Он сказал, что хочет мороженого, и многих детей начало тошнить.
Змей сказал, что полежит пока на крыше.

Репка познакомил Малыша с Турнепкой, и рассказал о бумажном змее. Малышу не понравилось в городе, и он собирался вернуться к маме. Но Репка попросил его одолжить бумажного змея.

Репка уговорил бумажного змея отыскать родителей детей и передать им письмо. Фантик сам написал письмо, а остальные дети подписали его даже не читая. Змей улетел, а дети стали с надеждой ждать его возвращения.

Родители прочитали письмо с большим волнением. Дети просили прощения и обещали исправиться, они писали, что им плохо одним и умоляли родителей вернуться.
Родители шумно возликовали. Змей понял, чем это закончится и, не дожидаясь ответа, полетел обратно.

Дети ждали возвращение змея на площади. Они несколько раз принимали за него ворон и галок. Но вот прилетел змей и крикнул, что родители возвращаются. Дети обрадовались.

Малыш снова уцепился за змея и полетел домой. Змей сказал, что ему тоже не понравилось в городе, ведь какой-то порядок должен быть всегда.

Дети готовились к встрече родителей. Они чистили, мыли, убирали, поливали цветы. В школе на доске появилась надпись «Добро пожаловать». Исчезли рисунки со стен домов. Всем распоряжался Фантик, и хотя детям было жаль уничтожать плоды своего труда, они доверились Фантику.

В полдень колонны родителей вступили в город. Их встречали ряды умытых и чистых образцово-показательных детей, похожих на маленьких старичков. Но вот ряды старичков рассыпались, и дети с визгом бросились разбирать своих взрослых. Довольные родители и дети разошлись по своим домам. Только Фантик вернулся домой один.

На следующее утро город зажил нормальной жизнью. Заработали магазины, дети сидели за партами на уроках.
В полдень мяч влетел в стекло, а Репка сказал, что нашел у дедушки тюбик с краской и предложил раскрасить кота Пупсика.
Все началось сначала.

Когда мама вернулась домой, Малыш все еще стоял в углу. Мама сказала, что прощает его, а Малыш обещал вести себя хорошо и попросил мороженого.
За окном парил красивый змей, которым управлял со двора мальчик с веревочкой.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Михалков Сергей “Праздник непослушания” Читательский дневник, краткое содержание

Михалков Сергей “Праздник непослушания” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Михалков Сергей.

Название: «Праздник непослушания».

Жанр: литературная сказка.

Тема произведения: дети и родители.

Число страниц: 120.

Главные герои и их характеристика

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Родители устали от того, что дети их не слушаются, и однажды ушли из города, оставив детей совсем одних. Только лилипут Фантик остался в городе и стал присматривать за детьми.

Сюжет – краткое содержание

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда Фантик проснулся, вышел на улицу и вдруг увидел, что город во власти детей. Что дети ходят по улицам, как хотят, что они разрисовали все стены домов, а девочка решила, что Фантик тоже ребёнок, потому что тот был маленького роста.

План произведения для пересказа

Главная мысль

Настоящие дети никогда не будут полностью послушными, иначе они бы не были детьми.

Чему учит эта книга

Сказка учит взрослых уважать своих детей и не наказывать их строго. Учит детей чаще слушать, что им говорят родители, и меньше баловаться.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта сказка, и особенно то, что дети, какими бы непослушными они ни были, не смогли жить без родителей. Но и родители не смогли без своих детей, которых они любили, несмотря на все их шалости.

Новые слова и выражения

Ультрамарин – яркая голубая краска.

Чистюля – аккуратно и чисто одетый человек.

Комендант – военный начальник города.

Пословицы к произведению

Шалость шалости рознь, иную хоть брось.

У кого детки, у того и заботы.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Родители и дети учат друг друга.

Детей учить – не лясы точить.

Источник

Сергей Михалков «Праздник непослушания» : как написать отзыв о сказке?

answer avatar

В городе царит хаос и творятся безобразия, но до определенного момента. Вскоре дети начинают болеть из-за переедания и курения: вот теперь они вспоминают о родителях. Ребята осознают, что вседозволенность не всегда хороша, а правила поведения устанавливаются не ради того, чтобы им навредить.

Сказочная повесть мне очень понравилась необычным сюжетом и она замечательно читается, поскольку изобилует забавными сценками. Мне понравился Малыш, который решил жить по правилам и слушаться родителей. Думаю, теперь в его семье не будет разногласий и все будут жить мирно.

Я поняла, что полная свобода не делает людей счастливыми, а за непродуманные действия придется отвечать. Нужно стараться понять взрослых, которые стремятся сделать нашу жизнь светлой и безопасной. И тогда между нами и родителями будет царить любовь и взаимопонимание.

XHLTIu0XSPF4tgugVn7WYuX3DbPFL0EE

answer avatar

Главным героем выступает Малыш, которому мама отказалась покупать мороженое, а тот в ответ капризничал, был поставлен в угол и мечтал, как хорошо бы поскорее стать взрослым, когда тебе никто не указ.

Тем временем в другом городе родители оставляют детей. И подробно показана ситуация, насколько быстро дети ощутили себя брошенными, предоставленными самим себе, но уже не желающими свободы такой ценой.

Произведение легко и быстро читается. Это сказка, поэтому присутствует волшебство: Бумажный змей разговаривает с ребенком и улетает с ним в другой город.

Запомнились пара крылатых выражений, которые отражает настроение сказки.

И вот еще небольшой отрывок о непослушании детей:

Все хорошо оборачивается: дети становятся умнее, а родители немного побыли, как дети, радовались и вспоминали последнюю фразу из письма:

eq4gM83RdgTJoAhwKU8ljnsvbNjkIG

Сказка добрая и поучительная, обязательно поможет иначе взглянуть на отношения родителей и детей.

answer avatar

Сергей Михалков в сказке «Праздник непослушания» воссоздает картину, о которой мечтает каждый ребенок – отсутствие запретов и наказаний. Главными героями произведения выступают дети, но книга с удовольствием читается не только детьми, но и взрослыми. В этом произведении автор доносит маленькому читателю простую истину, что родителей нужно слушаться. Поэтому сказку можно назвать поучительным произведением, целью которого изменить или повлиять на отношение детей к родителям и родителей к детям, научить обе стороны лучше понимать друг друга.

В сказке присутствует волшебство и интересные события, которые завлекают читателя и делает чтение увлекательным. Большим достижением писателя является его способность в простой, развлекательной форме донести глубокую мысль в доступной детям форме. Когда главный герой прибывает в страну, где нет запретов, и дети делают все, что им захочется, он начинает осознавать, что это не так уж и хорошо. Он видит последствия такого поведения и начинает задумываться. Запреты взрослых, с которыми он не хотел мириться, начинают вырисовываться перед ним в другом свете. Он начинает понимать, что запреты нужны детям, и что они придуманы взрослыми, чтобы их защитить. В конце книги, дети признают, что они не могут прожить без своих родителей и пишут им письмо, в котором они просят их вернуться и продолжить их воспитывать. Несмотря на то, что сказка была написана автором в 70-е годы, когда жизнь была другой, сказка «Праздник непослушания» является актуальной и в наши дни. Потому что проблемы воспитания взрослыми детей и отношение детей ко взрослым не изменилось, да и вряд ли измениться со временем. Поэтому можно сказать, что это произведение находится вне времени. Оно затрагивает и решает проблемы вечного характера – воспитание детей и сопряженные с этим трудности.

answer avatar

Сказка Сергея Михалкова «Праздник непослушания».

Главные герои: капризный и непослушный маленький мальчик, и он же Малыш; Мама Малыша, которая вечно его ругает, многого не позволяет, и постоянно ставит в угол; Бумажный Змей, который предлагает Малышу улететь туда, где никогда не ругают.

Прочитав эту интересную сказку, она мне понравилась. Сказка написана для детей и родителей, чтобы они лучше друг друга понимали. Сказка, поможет Вам понять своих родителей, а родителям поможет быстрее понять своих детей. Это очень полезная сказка, которую должны читать взрослые, и дети. Она смешная и интересная. И самое главное, она заставляет задуматься над многими моментами. Прочитав её, каждый может сделать для себя какой-то вывод.

gHpHNvotIzqNOy8TsLZvvfUILrPENoBJ

answer avatar

Наверно нет такого ребенка, которому бы не нравилось остаться на какое-то время дома одному, чтобы взрослые не мешали ему что-то творить «эдакое»,- съесть побольше вкусненького, поиграть подольше в компьютер или сделать еще что-то «запретное».

Вот в таких случаях, когда есть желание что-то сотворить, и хочется чтобы родители куда ни будь ушли.

Вот такой праздник «непослушания», автор сказки и предоставляет всем детям города, которые в одночасье были предоставлены сами себе.

Дети «отрываются» по полной и им все нравиться, ведь им ничего не запрещается, но вся эта вседозволенность хороша до поры до времени, ведь оставшись одни, детям нужно тогда и все другое делать – готовить кушать, стирать и т.д., чего они не хотят и не умеют делать.

Эта сказка нравится тем, что там доходчиво объясняется, что такой праздник «непослушания» может вполне ребенок сделать себе сам, но только не на долго. Дети пока не стали взрослыми зависимы от родителей и им нужно всему еще научиться, чтобы все уметь делать.

answer avatar

В рассказе Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Вертел» главным героем является мальчик Прошка. Целыми днями он работает в самом сыром и темном углу мастерской, где вместе с другими он делает шлифовку и огранку драгоценных камней.

Их хозяин, Алексей Иванович Ухов, слывется как человек нечестный и несправедливый. Кормил он своих работников плохо и иногда крал камни, вместо них отдавая подделки.

И вот однажды, в мастерскую приехала барыня, взяв с собой туда двоих своих детей, чтобы взглянуть на работу огранщиков и показать им других детей, которые себе сами зарабатывают на пропитание.

Анна Ивановна не поверила ему. Она сказала хозяину, чтобы купленные ею камни им принес Прошка, а не кто другой. И назавтра Прошка пошел с барыне. Там его сытно накормили, а Володя, сын Анны Ивановны, показал ему свои игрушки. Когда он уходил, барыня пригласила его еще прийти, чтобы научить его письму и чтению.

Ее сын, Володя, тоже часто бывал в мастерской, превратившись из ленивого в трудолюбивого ребенка, и вскоре, Володя загорелся мечтой стать как Прошка- вертелом.

answer avatar

Если вы прочитали рассказ про «Лук в клетке» и хотите его пересказать, то можно составить коротенький план для пересказа примерно следующего содержания:

Теперь ответ для тех, кто решил заполнить свой читательский дневник и написать в нем отзыв по произведению. Пример.

Главная мысль? Ой, история такая потешная, что искать в ней особый смысл наверное не стоит. Но, когда я спросила у ребенка о том, чему эта история учит, то мне ответили: «надо было кошку лучше воспитывать или вместо лука, что-то вкусненькое для нее выращивать, тогда и огород был бы целым».

answer avatar

О чем сказка «Железное колечко», ее краткое содержание?

Как заполнить читательский дневник по сказке «Железное колечко» в виде отзыва?

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Михалков Сергей “Праздник непослушания” Читательский дневник, краткое содержание

Михалков Сергей “Праздник непослушания” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Михалков Сергей.

Название: «Праздник непослушания».

Жанр: литературная сказка.

Тема произведения: дети и родители.

Число страниц: 120.

Главные герои и их характеристика

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Родители устали от того, что дети их не слушаются, и однажды ушли из города, оставив детей совсем одних. Только лилипут Фантик остался в городе и стал присматривать за детьми.

Сюжет – краткое содержание

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда Фантик проснулся, вышел на улицу и вдруг увидел, что город во власти детей. Что дети ходят по улицам, как хотят, что они разрисовали все стены домов, а девочка решила, что Фантик тоже ребёнок, потому что тот был маленького роста.

План произведения для пересказа

Главная мысль

Настоящие дети никогда не будут полностью послушными, иначе они бы не были детьми.

Чему учит эта книга

Сказка учит взрослых уважать своих детей и не наказывать их строго. Учит детей чаще слушать, что им говорят родители, и меньше баловаться.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта сказка, и особенно то, что дети, какими бы непослушными они ни были, не смогли жить без родителей. Но и родители не смогли без своих детей, которых они любили, несмотря на все их шалости.

Новые слова и выражения

Ультрамарин – яркая голубая краска.

Чистюля – аккуратно и чисто одетый человек.

Комендант – военный начальник города.

Пословицы к произведению

Шалость шалости рознь, иную хоть брось.

У кого детки, у того и заботы.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Родители и дети учат друг друга.

Детей учить – не лясы точить.

Источник

«Праздник непослушания» — читательский дневник по сказке С. Михалкова

sinyaya i belaya spokojnaya obrazovanie youtube miniatyura 30

Повесть-сказка Сергея Михалкова «Праздник непослушания» впервые была опубликована в 1971 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Сергей Владимирович Михалков
Название произведения: «Праздник непослушания»
Жанр: сказка
Год написания: 1971
Издательство: АСТ
Год издания: 2015
Количество страниц: 80

Главные герои и их краткая характеристика

Репка. Мальчик. Ужасный и непослушный.
Турнепка. Девочка. Его сестра. Добрая и умная.
Фантик. Лилипут из цирка. Добрый, внимательный.
Ухогорлоносики. Дети доктора Ухогорлоноса числом 13. Старший — Пистолетик.
Таракашки. Друзья мальчика Таракана.
Косточка. Девочка.
Малыш. Ужасный ребенок, который хотел мороженого.

Краткое содержание и сюжет

Сказка начинается с того, как идя по улице, мальчик требует, самым безобразным образом, маму купить ему мороженое. Придя домой, мальчик был наказан и поставлен в угол. Там он должен был обдумать свое поведение. Однако вместо того, чтобы думать о своем поведении малыш думал о том морожено, которое ему не купили. Он думал о том, как плохо жить, подчиняясь родителям.

Как вдруг его размышления прервал большой Бумажный Змей за окном. Это был не простой змей – сказочный, он умел разговаривать. Малыш рассказал ему о своем желании избавиться родительских ограничений. Змей предложил малышу переправить его в то загадочное место, где не будет взрослых. В этом городе родители устали от непослушания своих детей и покинули его. И именно в этом городе дети могут делать все, что хотят. Мальчики курят папины трубки, девочки красятся маминой помадой. Они без ограничений могут кушать мороженое, пить лимонад и газировку, рисовать на заборах. О чем еще может мечтать ребенок? Конечно же, малыш соглашается туда лететь.

Но летя в этот чудесный город, Малыш еще не знает о том, что дела в этом городе не совсем хороши. Оказывается, кушая много мороженого можно заболеть ангиной, получить боль в животе. А от курения папиной трубки дети теряли сознание. Прожив пару дней в городе, где царит непослушание, как не удивительно, но уже никто не хочет сладостей. Тут дети начали тосковать по школе.

Вот настал тот долгожданный момент, когда Малыш прилетел в город своей мечты. Однако увидев тех девочек и мальчиков, которые уже успели почувствовать на себе свободу во всем. Он увидел, как эти дети хотели возвращения своих родителей.

Глядя на все это Малыш попросил Змея отвезти его домой. Но перед тем как доставить малыша домой, змей должен был доставить письма от детей сказочного города их родственникам. Пока змей доставлял письма, дети готовились к встрече самых родных им людей. Они наводили кругом порядок.

Родители появились на центральной площади города в полдень. Дети были очень рады возвращению взрослых. Родители были удивлены, увидев своих детей опрятными и аккуратно одетыми. Хотя через несколько минут дети снова стали обыкновенными детьми, такими как раньше. Но все были счастливы. Город стал жить своей жизнью.

Мальчик, вернувшись, домой пообещал исправиться. Он больше не мечтал о том, что бы ему все позволяли.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Родители решили проучить непослушных детей и ночью покинули город. Дети начали громить магазины, объедаться мороженым и рисовать на стенах домов. Лилипут Фантик остался в городе, и стал присматривать за детьми. Он лечил их и умывал, а потом отправил змея к родителям с письмом, в котором дети просили их вернуться. Родители вернулись в город и он зажил прежней жизнью. Дети снова стали безобразничать и проказничать.

План пересказа

Основная мысль

Дети должны слушаться родителей, но всегда оставаться детьми.

Чему учит

Сказка учит родителей лучше понимать своих детей. Малышам показывает, что прежде чем что-то поменять, нужно хорошо подумать.

Отзыв и что понравилось

Мне очень понравилась эта веселая сказка. Дети в ней были ужасными безобразниками, но таковы все дети с точки зрения взрослых. На самом деле, никакие родители не захотят променять своих маленьких и любимых шалунов, на образцово-показательных детей. Ведь дети должны оставаться детьми, а не быть маленькими старичками.

Вывод и мое мнение

Это, на мой взгляд, очень полезная книга, которую должны читать и взрослые, и дети. Она – очень смешная и интересная, но о многом заставляет задуматься.

Источник

Праздник непослушания: главные герои. Какова главная мысль повести?

Смешная и поучительная сказочная повесть Сергея Михалкова “Праздник непослушания” обращена не только к детям, но и к взрослым. В ней нет отрицательных или положительных героев, нет правых и виноватых, а есть конфликт поколений, изображенный писателем с присущим ему добродушным юмором.

Дети в повести Михалкова ведут себя отвратительно, не слушают родителей, балуются и проказничают. Но и родители поступают ничуть не лучше. Они стараются управлять детьми одними запретами, и хотят видеть идеально послушных детей.

Герои повести прежде всего дети, которые остались без родителей, но первое время были очень счастливы этим обстоятельством. Но свобода оказалась палкой о двух концах, дети могли делать все что угодно, но и заботиться о себе им пришлось самим. И дети с этим не справились, что говорит о том, что без родителей дети не должны оставаться.

Родители тоже изводили себя, переживая за детей. И их поступок оправдать очень сложно. Каким бы не был ребенок, забота о нем святой долг родителей. А бросать детей могут только очень плохие и безответственные взрослые.

Главные герои сказки:

Главная мысль сказки:

Невозможно добиться от детей абсолютного послушания, поэтому взрослым и детям нужно уметь находить компромиссы.

Полный список произведений для читательского дневника для 2 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.) можно посмотреть здесь.

Источник

«Праздник непослушания» — читательский дневник по сказке С. Михалкова

Сюжет – краткое содержание

Уроков не будет!

Такое объявление увидели Репка и Турнепка, равно какие и другие дети, на дверях школы, после того как проснулись и узнали из родительского письма, что отныне они предоставлены самим себе. Что случится, если однажды исчезнут взрослые и на свете останутся лишь дети? Сергей Михалков изобразил подобную ситуацию в своей сказке, которую можно назвать утопией.

Дети покинули школу и направились в ближайшую кондитерскую. Отныне можно было есть сладости столько, сколько влезет. А влезло немало. Дети уничтожили почти все запасы мороженого в кондитерской. Многие охрипли. Затем бесконтрольные мальчики и девочки принялись за художественное творчество. Раньше рисовать можно было только на бумаге. Теперь – где угодно. Дети решили украсить своими художествами витрины магазинов, стены домов.

Закончился первый день непослушания выкуриванием сигарет, которые неосмотрительно оставили покинувшие город родители.

lazy placeholder

Пословицы к произведению

Шалость шалости рознь, иную хоть брось.

У кого детки, у того и заботы.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Родители и дети учат друг друга.

Детей учить – не лясы точить.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

«Праздник непослушания» — читательский дневник по сказке С. Михалкова

Повесть-сказка Сергея Михалкова «Праздник непослушания» впервые была опубликована в 1971 году.

Описание книги для читательского дневника

Сергей Владимирович Михалков
Название произведения:
«Праздник непослушания»
Жанр:
сказка
Год написания:
1971
Издательство:
АСТ
Год издания:
2015
Количество страниц:
80

Главные герои и их краткая характеристика

Репка. Мальчик. Ужасный и непослушный. Турнепка. Девочка. Его сестра. Добрая и умная. Фантик. Лилипут из цирка. Добрый, внимательный. Ухогорлоносики. Дети доктора Ухогорлоноса числом 13. Старший — Пистолетик. Таракашки. Друзья мальчика Таракана. Косточка. Девочка. Малыш. Ужасный ребенок, который хотел мороженого.

Краткое содержание и сюжет

Сказка начинается с того, как идя по улице, мальчик требует, самым безобразным образом, маму купить ему мороженое. Придя домой, мальчик был наказан и поставлен в угол. Там он должен был обдумать свое поведение. Однако вместо того, чтобы думать о своем поведении малыш думал о том морожено, которое ему не купили. Он думал о том, как плохо жить, подчиняясь родителям.

Как вдруг его размышления прервал большой Бумажный Змей за окном. Это был не простой змей – сказочный, он умел разговаривать. Малыш рассказал ему о своем желании избавиться родительских ограничений. Змей предложил малышу переправить его в то загадочное место, где не будет взрослых. В этом городе родители устали от непослушания своих детей и покинули его. И именно в этом городе дети могут делать все, что хотят. Мальчики курят папины трубки, девочки красятся маминой помадой. Они без ограничений могут кушать мороженое, пить лимонад и газировку, рисовать на заборах. О чем еще может мечтать ребенок? Конечно же, малыш соглашается туда лететь.

Но летя в этот чудесный город, Малыш еще не знает о том, что дела в этом городе не совсем хороши. Оказывается, кушая много мороженого можно заболеть ангиной, получить боль в животе. А от курения папиной трубки дети теряли сознание. Прожив пару дней в городе, где царит непослушание, как не удивительно, но уже никто не хочет сладостей. Тут дети начали тосковать по школе.

Вот настал тот долгожданный момент, когда Малыш прилетел в город своей мечты. Однако увидев тех девочек и мальчиков, которые уже успели почувствовать на себе свободу во всем. Он увидел, как эти дети хотели возвращения своих родителей.

Глядя на все это Малыш попросил Змея отвезти его домой. Но перед тем как доставить малыша домой, змей должен был доставить письма от детей сказочного города их родственникам. Пока змей доставлял письма, дети готовились к встрече самых родных им людей. Они наводили кругом порядок.

Родители появились на центральной площади города в полдень. Дети были очень рады возвращению взрослых. Родители были удивлены, увидев своих детей опрятными и аккуратно одетыми. Хотя через несколько минут дети снова стали обыкновенными детьми, такими как раньше. Но все были счастливы. Город стал жить своей жизнью.

Мальчик, вернувшись, домой пообещал исправиться. Он больше не мечтал о том, что бы ему все позволяли.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Родители решили проучить непослушных детей и ночью покинули город. Дети начали громить магазины, объедаться мороженым и рисовать на стенах домов. Лилипут Фантик остался в городе, и стал присматривать за детьми. Он лечил их и умывал, а потом отправил змея к родителям с письмом, в котором дети просили их вернуться. Родители вернулись в город и он зажил прежней жизнью. Дети снова стали безобразничать и проказничать.

План пересказа

Основная мысль

Дети должны слушаться родителей, но всегда оставаться детьми.

Чему учит

Сказка учит родителей лучше понимать своих детей. Малышам показывает, что прежде чем что-то поменять, нужно хорошо подумать.

Отзыв и что понравилось

Мне очень понравилась эта веселая сказка. Дети в ней были ужасными безобразниками, но таковы все дети с точки зрения взрослых. На самом деле, никакие родители не захотят променять своих маленьких и любимых шалунов, на образцово-показательных детей. Ведь дети должны оставаться детьми, а не быть маленькими старичками.

Вывод и мое мнение

Это, на мой взгляд, очень полезная книга, которую должны читать и взрослые, и дети. Она – очень смешная и интересная, но о многом заставляет задуматься.

Пословицы

Завязка

После вышеописанного эпизода сказка «Праздник непослушания», краткое содержание для читательского дневника которой включает пересказ ее ключевых моментов, переносит читателя в тот самый город, куда направляется Малыш.

lazy placeholder

Писатель повествует о том, что все родители, устав от строптивости своих детей, решили оставить их одних в надежде, что те опомнятся и перестанут себя плохо вести. Автор концентрирует внимание читателя как на всех жителях, так и на отдельно взятой семье, где живут главные действующие лица, брат и сестра, Репка и Турепка. Оставшись одни, они принялись делать то, что им прежде запрещалось. Точно так же повели себя и остальные дети города.

Взрослые покинули город

В сюжете появляются новые герои — Репка и Турнепка. Они брат и сестра. За день, как и все нормальные дети, они много шалили: съели запрещенную банку варенья и использовали не по назначению краску. И вот, когда они заснули, родители, поцеловав их, покинули город. Так поступили все взрослые. На общем собрании родителей, которое состоялось на центральной городской площади, постановили: детей следует оставить без родительского внимания. Хотя бы на время. Ведь только так непослушные мальчики и девочки смогут понять, что скверное поведение не ведет ни к чему хорошему.

Авторская идея

Автор всем своим произведением аккуратно доказывал, что люди не могут жить друг без друга и без определенных устоявшихся правил поведения. Причем он показывает это на примере не только детей, но и самих взрослых.

Так, ближе к концу повествования есть довольно забавный эпизод, когда родители, получив письмо от детей с просьбой вернуться, принялись вести себя как Ужасные дети. Они принялись в беспорядке бегать по лугу и толкаться. Также в сказке есть сцена, в которой они вспоминают свое прошлое, и оказалось, что все они в свое время вели себя как нехорошие дети.

Таким образом, и поведение взрослых очень остроумно высмеял Михалков. «Праздник непослушания» (анализ данного произведения позволяет понять смысл повествования о том, что главное в отношениях людей – их умение договориться между собой) – это книга, которая выгодно отличается от детских произведений советской литературы тем, что в ней нет ни правых, ни виноватых.

Развитие действия

В очень доступной форме изложил свою мысль о необходимости порядка в обществе С. Михалков. «Праздник непослушания» — это книга, которая показывает непростые отношения между взрослыми и детьми. После ухода всех родителей в городе остался только один взрослый – цирковой артист Фантик.

lazy placeholder

Когда дети заболели от переедания, именно он стал заботиться о них. Как раз в это время в город прилетел на Бумажном змее Малыш, однако когда он увидел царивший вокруг беспорядок, больных детей, оставшихся без ухода родителей, то сразу захотел обратно домой. А между тем дети захотели возвращения домой всех взрослых и написали им письмо с просьбой прийти обратно к ним. Письмо взялся передать Бумажный змей. Он успешно справился со своей задачей, и обрадованные взрослые поспешили в город.

Задумка и публикация

Повесть «Праздник непослушания», краткое содержание для читательского дневника которой является предметом настоящего обзора, была задумана Михалковым как произведение не только для детей, но и для взрослых. Пожалуй, именно в этом состоит отличие сказки от других аналогичных сочинений.

Показателен тот факт, что текст, несмотря на присутствие юмора и большого количества забавных сцен, довольно серьезен и даже содержит некоторые элементы философии.

Впервые повесть была опубликована в 1971 году в популярном журнале «Новый мир». Произведение приобрело такую широкую популярность, что впоследствии не раз ставилось на театральных сценах, а также дважды было экранизировано. Кроме того, повесть была переведена на многие европейские языки, что также является показателем успеха.

Кульминация

Очень трогательно и вместе с тем комично изобразил встречу детей с их родителями С. Михалков. «Праздник непослушания» — поучительная повесть о том, что каждый из них был по-своему неправ.

Дети тщательно готовились к приему взрослых. На некоторое время они стали очень послушными, старательными и дисциплинированными, так что родители даже едва их узнали при встрече. Подготовкой праздника руководил цирковой артист, превратившись, по сути, в коменданта города.

lazy placeholder

Однако очень тонко провел мысль о том, что через некоторое время жизнь снова вернулась в прежнее русло С. Михалков. «Праздник непослушания» (краткое содержание, читательский дневник показывают всю глубину данного произведения) – это книга, в которой в конце звучит идея о том, что бегством от неприятностей невозможно избавиться.

Источник

Краткое содержание Михалков — Праздник непослушания

Автор произведения: Михалков Сергей Владимирович

Дата публикации: 1971 год

Главные герои: Дети и Малыш; работник цирка Фантик

Литературный жанр: сказочная история

Сюжет:

В обычном городе проживали избалованные, упрямые и капризные дети. Они не слушались родителей, при встрече на них все обращали внимание и тоже говорили о том, что какие они непослушные ребята. Детям казалось, что родители плохо к ним относятся и не выполняют их капризы. И вот все бабушки дедушки, а также родители всех профессий ушли от них, когда они спали в кроватях. Собрание всех взрослых было на площади Отважного Путешественника. Один из отцов сказал пламенную речь, что всем не легко, но нужно оставить детей одних в городе. В толпе многие мамы всхлипывали.

И вот настало утро, когда дети проснулись одни. Это был особенный понедельник. Все ученики шли без родителей в школу. Во всех классах стоял шум. Все кричали и радовались, что теперь можно делать, что они хотят. Все кричали: «Ура! Наступил Праздник Непослушания!». Все кинулись в кондитерскую и накинулись на мороженное. Вместе с детьми в городе остался человек маленького роста Фантик. Он почти выздоровел (у него была подвёрнута голень). Остальные цирковые работники уехали на гастроли. Он вышел на улицу и чуть не сбил детей. Фантик пытался образумить ребят. В результате на него стали кричать дети, что их бросили взрослые. От обиды Фантик расстроился. Раньше дети в цирке не обижали его, а своих у него не было. Они подошли к дому Турнепки из окна которого валил дым. В квартире все курили, детям стало плохо. Фантик спас девочку, и она узнала его. Закричала ребятам, что Фантик остался с ними. Уставший карлик отправился домой, сказав детям свой адрес. Утром его разбудили ребята и он пошёл лечить заболевшую девочку. Молока в магазине не осталось, а на молочную кухню пришлось пролезть через окно. Раньше Фантик так не сделал, но надо было спасать детей. Молоко скисло. Он подогрел воду и дал подышать над паром больному ребёнку. На второй день город было не узнать, и дети приуныли. У кого болело горло, кто лежал с больным животом. В этот город прилетел волшебный змей и принёс малыша, который захотел бросить родителей. Дети услышали его историю и решили отправить змея к родителям. Они попросили передать письмо. Летающий змей отнёс письмо родителям. Родители очень обрадовались им понравились стихи, которые дети сочинили. Змей вернулся с добрыми новостями. Дети стали наводить порядок: поливать цветы, подметать улицы, смывать из шлангов рисунки на стенах.

На третий день наконец-то дети встретились с родителями.

Вывод: надо слушать старших, иначе наступит беда. Если всё детям позволять, то они заболеют. Родителей надо слушаться, иначе они могут уйти.

Сюжет – краткое содержание

Интересные темы

Пословицы к произведению

Шалость шалости рознь, иную хоть брось.

У кого детки, у того и заботы.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Родители и дети учат друг друга.

Детей учить – не лясы точить.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

История написания и отзывы

О чем написал Сергей Михалков «Праздник непослушания»? Главные герои – дети. Взрослые в сказке появляются ненадолго: в первой и заключительной главах. Тем не менее не только юным читателям посвятил Михалков «Праздник непослушания». Главная мысль повести, по словам самого автора: «Полная свобода переходит в анархию». Позже, спустя двадцать лет после публикации повести, отвечая на вопросы журналистов, касающихся политики, писатель привел в качестве примера сюжет этой сказки.

Сказка Михалкова «Праздник Непослушания» была издана в 1971 году, в журнале «Новый мир». Название этого произведения сегодня широко используется в публицистике. Более того, для обозначения некоторых исторических событий стало использоваться словосочетание, которое когда-то придумал писатель Сергей Михалков.

«Праздник непослушания», отзывы о котором положительные не только в силу художественной ценности, упоминается в книгах современных психологов и педагогов. Один из них – Андрей Курпатов – утверждает, что в основе повести не авторский вымысел, а всем известное явление, именуемое в науке детским негативизмом.

lazy placeholder

Сергей Михалков: праздник непослушания, который всегда с тобой

На самом деле, история великана имела и лирическое продолжение – так, в стихотворном цикле «Дядя Степа и Егор» у милиционера Степанова рождался 8-килограммовый сын (о не менее героической матери история умалчивает). Однако третьей экранизации от «Союзмульфильма» уже не последовало – тем более, что в творчестве Михалкова и без того хватало материала для работы аниматоров.

Фома неверующий и пионер Николай

15-минутная лента 1974 года «Шел трамвай десятый номер» от Натальи Головановой и Вячеслава Наумова также была снята по мотивам детских стихов Михалкова. В ее основу легли три произведения, в числе которых одноименная история про «трамвай десятый номер», где «сидело и стояло 115 человек», и, хотя «пионеру Николаю ехать очень хорошо», под строгим взглядом милиционера мальчику пришлось оторваться от перелистывания альбома с марками и уступить-таки место бабушке (потому что «Старость нужно уважать!»).

Кадр из мультфильма «Шел трамвай 10-ый номер»

Следующая уморительная история по мотивам стихотворения «Всадник» — про пионера, который «приехал на Кавказ, сел на лошадь первый раз» и в итоге слетел из седла прямиком в канаву.

А завершал трилогию всем с детства знакомый стишок «Про Фому» — весьма неожиданное прочтение библейского мифа об апостоле, не поверившем в воскрешение Христа. Вот и у Михалкова: «Ни дома, ни в школе, нигде, никому — не верил упрямый Фома ничему».

Ну а чем все закончилось, мы помним:

Трусы и рубашка лежат на песке, Никто не плывет по опасной реке…

Кадр из мультфильма «Шел трамвай 10-ый номер» («Про Фому»)

Не бойтесь, товарищи, весь эпизод с аллигаторами и купанием в Конго – всего лишь сон Фомы, так что при съемках ни одного пионера не пострадало.

«Один дома» по-советски и грамотный пиар

«Работая в поэзии для детей, я всегда мечтал о том, чтобы написать повесть-сказку, которая была бы понятна и интересна детям всего мира, составляющим, на мой взгляд, лучшую часть человечества, которую нельзя не любить. Хотелось написать сказку, в которой происходили бы самые невероятные и фантастические приключения. И была бы она — волшебной и вполне современной историей», — вспоминал Сергей Владимирович.

Однако наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями: детская проза давалась поэту не так легко – сюжет фантастической сказки, для которой долгое время не находилось даже подходящего названия, Михалков, по собственному признанию, вынашивал годами.

Произведение нельзя сочинить. Оно должно родиться. Однажды, когда я проводил отпуск в Карловых Варах, как-то само собой возниклои название заветной сказки — «Праздник непослушания». Рука сама потянулась к перу и бумаге. Написалась первая фраза, которую я так мучительно искал столько лет: «Этого никогда не было, хотя могло бы и быть, но если бы это на самом деле было, то…»

Сказка рассказывала о некоем вымышленном городе, который в один прекрасный день покинули все взрослые, чтобы их непослушные и вообще «ужасные» дети поняли, какого это – быть одним. Разумеется, наевшись мороженого до тошноты, перемерив мамины наряды и выкурив папины папиросы, в лучших традициях фильма «Один дома», дети начинают скучать по своим родителям (а заодно болеть и голодать). Впрочем, заканчивается все хеппи-эндом – тронутые письмом «Мамы! Папы! Нам без вас — Все равно, что вам без нас!», взрослые возвращаются.

© Творческое обьединение «Экран»

Кадр из мультфильма «Праздник непослушания»

Кукольный анимационный фильм по мотивам сказки вышел в 1977 году. Рассказчиком в ней выступил Бумажный Змей, который вкрадчивым голосом повествовал обыкновенному избалованному мальчику о судьбе волшебного города, оказавшегося во власти детей. И, признаем откровенно, его рассказ, сверхзадачей которого, по словам самого Михалкова, было «утверждать право общества на разумный порядок, выступать против анархии в любом ее проявлении» – уже достаточное наказание для любого «ужасного ребенка».

Кукольная, песочная, пластилиновая: история и секреты анимации >>

Куда веселее обстояло дело с другим кукольным мультиком по сказке Сергея Михалкова – историей о том, «Как старик корову продавал» 1980 года.

«А много ль корова дает молока? — Да мы молока не видали пока…» — чистосердечно признает на рынке не обученный основам маркетинга дед. Ему берется помочь молодой паренек, наблюдавший за душераздирающими торгами со стороны, и на аналогичный вопрос отвечает покупателю: «Не выдоишь за день — устанет рука». Пиар-ход оказывается настолько грамотным, что старик решает отказаться от сделки. Ну а фраза «Корову свою не продам никому — такая скотина нужна самому!», первоначально произнесенная голосом Вячеслава Невинного, тут же стала крылатой.

Хвастливый Заяц с голосом Вицина

Еще одним жанром в профессиональном арсенале Михалкова стали басни.

— Тебе лучше всего удаются стихи, в которых ты идешь от фольклора, от народного юмора. Не начать ли тебе писать басни? — посоветовал мне Толстой. Честно говоря, аллегорическая поэзия представлялась мне чем-то в достаточной степени архаичным. Затем произошло следующее. Страна отмечала юбилей Крылова. По радио, с подмостков эстрады, с газетных страниц звучали гениальные крыловские творения. Они заражали людей смехом, рождая в сердцах радость, гнев, иронию, сарказм […] Меня поддержала газета «Правда»: она стала публиковать мои басни, как бы открывая дорогу этому жанру. Басня звучала по радио и с эстрады в исполнении Игоря Ильинского и других артистов — мастеров художественного слова.

Говорить об острой политической сатире или бичевании пороков современного общества в баснях Михалкова, человека весьма гибкого в своих взаимоотношениях с властями, не приходится. Зато, вслед за редакцией «Правды», новое направление в творчестве писателя поддержал и «Союзмульфильм». В 1967 году на экраны вышла лента Леонида Амальрика «Сказки для больших и маленьких», в основу которой легли три басни Сергея Михалкова. Центральный персонаж новелл – хвастливый Заяц в модных джинсах – был озвучен Георгием Вициным.

Кадр из мультфильма «Сказки для больших и маленьких» («Волшебное слово»)

В первом эпизоде «Волшебное слово» он похваляется перед своей зайчихой силой и мужеством. «Хочешь я сейчас Кабану пинка дам?» — предлагает Заяц, уверяя, что ему ничего не грозит – ведь он знает «волшебное слово». Вооружившись этим тайным знанием, Заяц раздает пинки кабану, лисе и волку – а в момент опасности падает на спину и кричит: «Признаю свою ошибку! Лежачего не бьют!» Только с медведем такой трюк не проходит – тот невозмутимо отвечает, что и не собирался бить косого — он его просто высечет. И устраивает Зайцу «а-та-та».

Кадр из мультфильма «Сказки для больших и маленьких» («Заяц-симулянт»)

Однако уже во втором эпизоде – «Заяц-симулянт» — герою Вицина удается сквитаться с Мишей. Заяц живет у него и гоняет за каждой прихотью – ведь медведь наступил Зайцу на лапу, и теперь чувствует себя обязанным заботиться о «калеке». Помогает выйти из-под гнета косого только «скорая медицинская помощь» — Лиса: «Заберу-ка я его к себе в больницу – у меня волк по ножным болезням большой специалист, мы зайца вместе лечить будем!» — громко заявляет она на «осмотре», и больной выскакивает вон из мишкиной избы.

Кадр из мультфильма «Сказки для больших и маленьких» («Два толстяка и заяц»)

Ну а третья сказка по мотивам басни «Два толстяка и заяц» рассказывает о том, как Слон с Бегемотом нашли в кювете автомобиль. Взявшийся из ниоткуда Заяц, как идеал руководителя, ничего не делал, пока машину доставали, чинили и мыли – только раздавал команды и жал на клаксон. В итоге именно он первым решает прокатиться на «прокачанной тачке» и тут же попадает в ДТП – правда, отделывается легким ушибом, но все равно приятно, и Слон с Бегемотом в обнимку поют: «Мы работали-трудились, но зато мы не разбились!»

Три «дикаря» vs две «милиционерши»

«Басни — значительная полоса в моей литературной биографии. Они дали мне возможность выхода ко взрослому читателю», — признавал Михалков. Таким «выходом» для писателя стала драматургия.

Театр я полюбил с детства. Еще в 1925 году в подмосковном поселке Дарьино группа детей решила своими силами поставить спектакль. Для постановки выбрали театральную сказку «Любовь к трем апельсинам» Карло Гоцци. Ребятам выпало редкое счастье: в этом же дачном поселке отдыхал тогда величайший мастер русского театра Константин Сергеевич Станиславский. Его заинтересовал детский спектакль; он пришел на репетицию, дал нам много полезных советов. Спектакль получился веселый, интересный. Ставил спектакль старший из ребят Гриша Кристи (впоследствии ближайший помощник и ученик К.С. Станиславского, доктор искусствоведческих наук профессор Г.В. Кристи). А злую ведьму в спектакле пришлось играть мне.

Первую пьесу «Том Кенти» по мотивам повести Марка Твена «Принц и нищий» Сергей Михалков написал еще в 1938 году, ну а самой известной стала его комедия «Дикари». В 1958 году она была поставлена на сцене Театра Ермоловой, а пять лет спустя вышла на советские экраны – в виде успешной ленты Генриха Оганесяна «Три плюс два» с Мироновым, Жариковым, Ниловым, Фатеевой и Кустинской.

Посмотрите фотоленту: «Человек счастливой судьбы» Сергей Михалков >>

С небольшими изменениям (так, дипломата Владлена из пьесы переименовали в «нейтрального» Вадима, а героиня Кустинской получила имя Наташа вместо экзотичного «Сильва») фильм воспроизводил первоначальный авторский текст. Комедия, привлекшая в год выпуска в кинотеатры свыше 35 миллионов зрителей, снималась с августа по ноябрь 1962 года в Крыму, а аранжировщиком картины выступил Раймонд Паулс – тогда еще малоизвестный ресторанный музыкант.

Однако не только история трех «дикарей» и двух «милиционерш» связывала Сергея Михалкова с кинематографом – так, с 1962 года мэтр возглавлял Всесоюзный сатирический киножурнал «Фитиль».

Кроме того, «Сам о себе» автор упоминал: «Работа в кинематографии увлекла не только меня, но стала основной профессией моих сыновей, кинорежиссеров Андрея Михалкова-Кончаловского и Никиты Михалкова», — но это уже совсем другая история.

Источник

Adblock
detector