Меню

праздник навруз байрам в дагестане

Жители Дагестана готовятся к празднованию Навруз-Байрама

21 марта ряд народов Дагестана будет отмечать день весеннего равноденствия – Навруз-Байрам, или, как его еще называют, Праздник весны, Праздник первой борозды или Персидский Новый год. Однако есть и те, кто называет Навруз праздником, противоречащим нормам ислама, и не советует отмечать его правоверным мусульманам.

Сапижат Омарова: «Навруз – один из самых любимых праздников»

Навруз-Байрам до сих пор широко отмечается в южном Дагестане, особенно у лезгин, табасаранцев, азербайджанцев, татов, рассказали корреспонденту «Кавказского узла» в республиканском Доме народного творчества.

Также Праздник первой борозды, который означает начало земледельческого сезона, отмечается среди лакцев, аварцев и даргинцев: «после окончания празднования сельские жители начинали пахоту и сев».

Навруз (пишется также как Навруз или Ноуруз, в зависимости от региона празднования) – это древний зороастрийский обряд встречи нового года, обряд обновления природы, который у кавказских горцев ассоциируется с весной. Как государственный праздник он отмечается 21 марта в Иране, Азербайджане, Албании, Афганистане, Грузии, Иракском Курдистане, Индии, Кыргызстане, Македонии, Турции, Туркменистане, Узбекистане, Казахстане и 21-23 марта в Таджикистане. Навруз также празднуется на местном уровне в Татарстане, Башкортостане, Дагестане и ряде других регионов РФ.

По словам представителя Дома творчества, у каждого из народов Дагестана есть свое название Навруз-Байрама. «Лезгины называют праздник Яран-Сувар, лакцы – Инт дайдиху, кумыки – Шатман и т.д. У каждого из народов есть свои особенности празднования Навруза, но присутствуют и общие черты», – говорит собеседник корреспондента «Кавказского узла».

«Навруз – один из самых любимых праздников жителей района», – рассказала корреспонденту «Кавказского узла» жительница Лакского района Дагестана, работник культуры Сапижат Омарова.

«Как мне рассказывала моя бабушка, считалось, что каким будет первый день года, таким и будет весь год. Причем, говоря о новом годе, она подразумевала его наступление в ночь с 20 на 21 марта. Подготовка к празднику начинается задолго до него: молодежь начинает готовить топливо для костров, женщины готовят к празднику жилище и заготавливают продукты для ритуальных кушаний», – рассказала Омарова.

По словам женщины, в дни праздника принято готовить лучшие национальные блюда. Причем, по словам Сапижат Омаровой, на праздничном столе должно быть не менее семи блюд, среди которых яичные курзе, плов, курзе из крапивы, голубцы, хлеб, испеченный в национальной печи.

«На праздник выпекают и особый хлеб, по форме напоминающий фигурки животных, птиц и людей. В готовую фигурку из теста втыкают грецкие орехи, изюм, курагу, а вместо глаз и рта – абрикосовые косточки и черные бобы. В таком виде и отправляют хлеб в печь. Такие куклы у лакцев называют «Барта», – рассказала местная жительница.

В день праздника принято, по словам Сапижат Омаровой, ходить друг к другу в гости, петь песни и прыгать через разведенные костры. «Девушки с песнями хороводами ходят в гости к соседям и родственникам. А в центре села в эту ночь горит костер, через который прыгает молодежь. Каждый перепрыгнувший через костер считается очищенным. Считается, что огонь очищает людей от болезней и всех других неприятностей», – говорит Омарова.

«Навруз отмечается более 3 тысяч лет»

Жительница Табасаранского района Дагестана Мунира Гаджиева отметила, что непременным атрибутом Навруза является наличие на каждом праздничном столе проросшей пшеницы, символизирующей начало новой жизни.

«Есть древняя традиция начала праздника, когда на площади села появляется молодая девушка с факелом огня. Пройдя круг, она передает факел мужчине-старцу. Самому уважаемому аксакалу и дается право зажечь костер. Самые смелые начинают перепрыгивать через костер, у которого и проходят все праздничные мероприятия, продолжающиеся до раннего утра», – рассказывает Гаджиева.

Происхождение праздника уходит в доисламский период – в зороастрийские верования. Как рассказал корреспонденту «Кавказского узла» преподаватель истории Хабиб Магомедов, практически все народы Дагестана были огнепоклонниками.

«Известно несколько теорий происхождения праздника – это неудивительно, ведь Навруз отмечается уже более 3 тысяч лет. Согласно древней зороастрийской традиции, пришедшей из Ирана, Навруз был когда-то главным праздником – ночь весеннего солнцестояния проводили с большим количеством огня и веселья. Сам праздник ознаменовывал переход из одного календарного сезона в другой. Для сельских жителей наступление Навруза, который в переводе с персидского языка означает «новый день», ознаменовывается началом полевых работ», – рассказал Хабиб Магомедов.

Не все жители Махачкалы намерены праздновать Навруз

Многие жители столицы Дагестана Махачкалы также отмечают Навруз, разводя в центре дворов многоэтажек костры.

«Через костры, как в селах, мы, конечно, не прыгаем, но праздничный обед обязательно приготовлю. Обязательное блюдо на столе – это курзе из зелени и яиц», – рассказала корреспонденту «Кавказского узла» махачкалинка Эльмира Магадова.

«Обычно в этот день ходят в гости к самым старшим представителям рода. Но в смысл праздника я никогда не вникала», – сказала Магадова.

Житель Махачкалы Гадис Асхабов отметил, что в городе этот праздник утратил смысл и многие из его знакомых и родственников никак не отмечают Навруз.

«В селах Навруз обычно связывают с началом полевых работ. Таких праздников в сельской местности, где все население занято земледелием, – много. Есть День уборки урожая, День чабана и другие. Просто эти праздники в рамках жизни в городе утрачивают свой смысл», – говорит Асхабов.

«Этот праздник не имеет к исламу никакого отношения»

Между тем религиозные деятели республики не разделяют мнение о том, что Навруз –следует отмечать мусульманам, которыми является большинство жителей республики. Они отмечают, что этот праздник не имеет к исламу никакого отношения.

Как рассказал корреспонденту «Кавказского узла» имам одной из мечетей Махачкалы, который не захотел раскрывать своего имени, Навруз, или Персидский Новый год, уходит корнями в доисламский период – огнепоклонничество.

«Так называемый праздник пропагандирует суеверие и пережитки многобожия. С точки зрения Шариата, праздником может называться только тот день, когда Аллах проявляет к нему милость за богослужения», – отметил имам.

По его словам, у мусульман есть всего два праздника – Ураза-Байрам и Курбан-Байрам, которые «наступают после больших богослужений в виде месячного поста и хаджа к мусульманским святыням».

«Также в исламе разрешено отмечать всякого рода торжественные события: свадьба, рождение ребенка, обрезание, спасение от какой-либо беды, новоселье и другие. Но еще раз подчеркну, что не стоит придавать Наврузу мусульманскую окраску. Я не советую мусульманам отходить от религии в огнепоклонничество», – отметил имам мечети, добавив, что ближайшая проповедь в мечети, где он работает, будет посвящена этой теме.

Напомним, что в 2009 году этот праздник был включен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества, а с 2010 года Навруз-Байрам отмечается на уровне ООН.

Автор: Карина Гаджиева источник: корреспондент «Кавказского узла»

Источник

Жители Дагестана отмечают праздник Навруз-байрам

Как рассказала «Кавказскому узлу» директор республиканского Дома народного творчества Марита Мугадова, Навруз-байрам до сих пор широко отмечается в южном Дагестане, особенно у лезгин, табасаранцев, азербайджанцев, татов.

Происхождение праздника Навруз-байрам, который отмечают преимущественно народы южного Дагестана, связывают с зороастризмом, так как практически все народы, проживающие на нынешней территории республики, ранее поклонялись огню.

novruzeНавруз-байрам совпадает с днем весеннего равноденствия и символизирует обновление и пробуждение природы. По обычаю перед наступлением праздника необходимо навести порядок в доме и приготовить праздничную пищу и сладости. В день Новруза принято ходить друг другу с поздравлениями в гости.

Навруз-байрам называется еще «праздником весны» или «праздником первой борозды». Кульминация праздника наступает вечером, когда начинается древний обряд очищения огнем: люди разжигают костры, и прыгают через пламя, оставляя, по преданию, все болезни и беды в прошлом году. По народному поверью, ритуальный огонь Навруза очищал тело и душу от болезней, сглаза и скверных мыслей. Причем костры жгут не только в селах. Во многих городах Дагестана, в том числе и в Махачкале, в этот день дети с утра собирают доски и ветки, чтобы вечером разжечь у себя во дворе костры.

Сегодня с праздником Навруз-байрам всех дагестанцев поздравил глава республики Магомедсалам Магомедов. Он пожелал, что бы «этот светлый день, знаменующий начало весны, принес в каждую семью мир и благополучие» и подарил Дагестану «надежду на обновление и процветание».

В Азербайджане в эти дни также отмечают Новруз байрам. В этом году, по данным Шемахинской астрофизической обсерватории, на территории Азербайджана весна вступила в свои права 20 марта в 21:31. 20-28 марта в республике в этом году объявлены праздничными нерабочими днями по случаю Новруз байрама. В память об усопших и как дань уважения к прежним поколениям в праздник Новруза зажигают свечи. В некоторых районах Азербайджана до сих пор сохранился обычай зажигать свечи на могилах умерших, хотя в исламе это не принято.

С этого года Навруз объявлен общенациональным праздником и в Грузии. В этот день президент Грузии Михаил Саакашвили поздравил этнических азербайджанцев, компактно проживающих в грузинском регионе Квемо Картли.

Автор: Тимур Исаев источник: собственный корреспондент «Кавказского узла»

Источник

Тысячелетний Навруз,

или Как отпраздновать, чтобы всё очистилось и сбылось

Костер надо разжечь так, чтобы обязательно виднелся из соседних аулов и чтобы дым от него разнесся по всем уголкам Дагестана. Пусть горит ясно и не гаснет. Пусть все видят и знают: пришла весна – пора обновления и очищения.

Тысячи дагестанцев отмечают весенний Новый год, который символизирует обновление природы и очищение души. Отмечать его начали еще в языческую доисламскую древность, и он до сих пор остаётся одним из самых любимых. Мы его ждем, готовимся и всегда празднуем с размахом три дня и три ночи. Во всяком случае так было раньше. По древним поверьям, в день Весеннего равноденствия идет борьба между добром и злом. И каждое действо на празднике не случайно. До сих пор мы можем видеть обряды, которые проводились тысячелетия назад нашими прапрапрадедами.

В празднике Навруз-байрам заметная роль отводилась не взрослым, а детям и подросткам. Например, у лакцев неженатые юноши и подростки за неделю до Навруза лепили шарики (тIурщи) из глины, в которые с двух сторон втыкались стебельки бурьяна. Во время празднования подсохшие концы поджигали и с помощью пращи, изготовленной из шерстяных ниток, бросали в воздух. Летящие огненные шары падали на землю и с треском лопались. С нетерпением ждали этот праздник маленькие дети, которые рано утром получали от родителей хлеб, украшенный орехами, финиками, изюмом.

Еще в начале прошлого столетия Навруз-байрам у кумыков был одним из самых любимых народных праздников. Готовились к нему задолго. Начиналась подготовка с уборки дома, все негодное выносили и обязательно сжигали. Этот обычай назывался «сжигание зимы» (къыш гюйдюрюв). Вечером по домам ходили ряженые молодые люди – «доммай». И ни один праздничный стол не обходился без повидла – «Семене», приготовленного из проросших зерен пшеницы (солода), обязательные напитки «боза», «жаба», «муселлес» и много-много крашеных яиц – за ними приходили дети.

novruz v Tabasaranskom rajone 14

– У рутульцев было принято одаривать детей баранками (кулук) из сдобного теста. Практически у всех народов дети развлекались битьем или катанием вареных, часто окрашенных в желтый или красный цвет яиц, которые они собирали, обходя с поздравлениями родственников и соседей.

— Табасаранские и лакские мальчики в первую ночь Навруза бросали мешок в какой-нибудь дом. Хозяин заполнял его угощениями до возвращения подростков, – рассказывает ученый-этнограф Майсарат Мусаева. – Ногайские мальчишки, прихватив зеленые ветки облепихи и подснежники, распевая песни с добрыми пожеланиями, обходили каждый дом в ауле: «Наврузкелди. Байрамынъызбанкутлаймыз!» (Навруз пришел. С праздником поздравляем!)

Идущий впереди нес палку. Детям давали сладости и привязывали к палке платок. Считалось, чем щедрее хозяева, тем обильнее будет урожай в предстоящем году. Обойдя всех жителей, процессия направлялась к месту массовых гуляний. Все обряды сопровождались молитвами. Важно было освятить коллективную трапезу. После начинались развлечения: песни, танцы, игры.

В городах и сёлах Дагестана в эти дни проходят народные гуляния с песнями, танцами, костюмированными представлениями, спортивными состязаниями.

У дагестанских азербайджанцев Навруз символизирует начало новой жизни. И потому один из главных атрибутов праздника – семя сэмэни – знак плодородия. Если сэмэни хорошо проросло, то урожай можно ожидать хороший. Согласно обычаю, каждая семья накрывает стол семью блюдами, название которых начинается с буквы «с»: сумах – приправа, сюд – молоко, сирке – уксус, сэмэни – проросшая пшеница, сабзи – зелень… Кроме блюд, на стол ставятся предметы-символы: свеча – свет, огонь, оберегающий человека от злых духов, зеркало – знак установления времени наступления Нового года – Навруз-байрама. По древней традиции, чтобы установить окончание старого года и наступление первого дня нового, крашеное яйцо – символ возрождения жизни – ставят на зеркало. Сидим и ждем, пока «качнется символ жизни», и как только – значит, бык «перебросил» земной шар на другой рог и пришел Новый год. Начинаются поздравления и веселье.

Праздник не считается состоявшимся, если не будет огня. Только в пламени наврузовского костра сгорают все болезни и беды. А тот, кто перепрыгнет через него, очистится от сглаза и плохих помыслов, оставит все плохое в уходящем году. Ритуал нужно проделать семь раз! Говорят, помогает.

Есть мнение!

У нас ко всем праздникам готовились основательно, за неделю вперед. Весь соседский хлам копился во дворе дядюшки Халимбека – он отвечал за Навруз-байрам. Из раздобытого нами барахла устраивал такое пожарище, что с соседних улиц сбегались. А мы ждали… час, второй, третий, пока огнище станет костром и нам посчастливится хотя бы разочек через него перепрыгнуть.

А потом приближался другой праздник, перед которым до утра пекли, готовили халву, заворачивали голубцы, и первые дети стучались в шесть утра. Ураза-байрам! Двери не закрывались до поздней ночи.

После еще праздник, тот самый, когда все чинно садились за стол и ждали поздравления главы государства. Новый год: звон бокалов, горящее желание, записанное на маленьком клочке бумаги, под бой курантов. И какое счастье – гости до утра, несколько дней кряду накрытые столы, шоколадные Деды Морозы…

И снова весна, за ней лето… Родные будни, когда улица жила одной большой семьей. Шум, разговоры, смех, перебранки и задиристые шутки. Соседи громко переговаривались друг с другом, детвора разбивала коленки, носилась по крышам, а в воздухе витали запахи готовящихся обедов…

А в душе – ожидание очередного праздника.

Источник

Богатое застолье и канатоходцы: как в Дагестане празднуют Навруз

В Дагестане отмечают один из самых древних праздников на земле, который известен с 7-го века до нашей эры. Навруз-байрам символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни. Этот праздник в дагестанских селах отмечают уже много веков. Горцы давно перестали поклоняться огню и солнцу, но про древний праздник не забыли. В день весеннего равноденствия по-прежнему жгут костры. Так здесь встречают весну и провожают зиму.

Напевая старинную народную песню, горянки делают натуральные нити для шитья, тут же вяжут носочки. Сбивают сливочное масло в огромном глиняном сосуде. Внутри только вода и кефир. Главная традиция праздника — богатое застолье. Горянки спешно готовят любимые лакомства для мужчин. В частности, самое главное национальное блюдо лезгин — чуду афарар. В тонкое тесто заворачивают зелень с творогом.

Готовят и другие национальные блюда — чуду с тыквой, с мясом, хинкал, зерновые каши, напитки из проросшей пшеницы. А этот десерт горских кулинаров поразил даже нас, коренных дагестанцев. Пожалуй, самое удивительное блюдо праздника — сладкая каша с конопляными семенами. Говорят, семечки эти от дикой конопли и никакого наркотического эффекта от них нет.

Также селяне в Дагестане переживали за канатоходцев, которые выполняли опасные номера. Девочки и мальчики работали без страховки. Бесстрашно прошли по канату с закрытыми глазами, затем проехали на велосипеде. Все были в восторге.

Источник

Праздник навруз байрам в дагестане

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Навруз Байрам – это колорит старинных традиций и обрядов, почитаемых в Дагестане

В эти дни во многих странах отмечают день весеннего равноденствия, или праздник весны Навруз. В этот день принято прощать друг другу прошлые обиды, а праздничные столы ломятся от угощений. Но у каждого народа есть свои традиции празднования Навруза. Вот как его отмечают в Махачкале.

Навруз Байрам – это, пожалуй, единственный национальный праздник, который до сегодняшних дней сохранил весь колорит старинных традиций и обрядов, почитаемых в Дагестане. В дни празднования Навруза люди стараются простить друг другу обиды, жить в мире и согласии, и главное, объединяться для общих благородных целей.

В высокогорном лакском селе Чукна праздник первой борозды всегда считался большим событием. Ежегодно в канун народных гуляний аксакалы избирают так называемого «старшего пахаря». На празднике это собственно организатор и тамада, к тому же он лично готовит особый напиток «буза», в его компоненты входит солод – символ плодородия природы.

В доме пахаря уже с раннего утра собралась вся женская половина села. В четырех больших котлах варится праздничный обед-плов и главное угощение стола – традиционное яичное курзе, с добавлением различных пряностей и специй.

НАПИРАТ КУРУГЛИЕВА, жительница села Чукна Лакского района Дагестана:
«Это чисто национальное сушеное мясо, потом лук и специальная трава, вот такая вот, можете положить себе в карман».

Мужчины, в свою очередь, не упустили возможности посоревноваться в ловкости и умении держаться в седле. Самых сильных и смелых ждет особый лакомый приз – праздничный пирог «бартри». По своей форме он напоминает какое-то растение или даже лапу животного. Если верить старинным поверьям, пирог приносит удачу тому, кто его съест.
Под музыку и песни сельчане отправляются на поле. Здесь и состоится кульминация Навруз Байрама – земледельческий обряд. Лучший конь села пробороздит молодую землю, которую всего несколько минут назад «старший пахарь» засеял семенами пшеницы.

МАГОМЕД ОМАРОВ, житель села Чукна Лакского района Дагестана:
«Люди связывают этот праздник с надеждой на благополучный год, на обилие плодов, на урожайность, на погоду».

Заканчивает праздник первой борозды вечернее разжигание костров. Здесь уже важно суметь перепрыгнуть через огонь три раза. Тогда, говорят, исполнится любое, даже самое заветное желание.

Источник

Жители Дагестана отмечают праздник Навруз-байрам

Как рассказала «Кавказскому узлу» директор республиканского Дома народного творчества Марита Мугадова, Навруз-байрам до сих пор широко отмечается в южном Дагестане, особенно у лезгин, табасаранцев, азербайджанцев, татов.

Происхождение праздника Навруз-байрам, который отмечают преимущественно народы южного Дагестана, связывают с зороастризмом, так как практически все народы, проживающие на нынешней территории республики, ранее поклонялись огню.

novruzeНавруз-байрам совпадает с днем весеннего равноденствия и символизирует обновление и пробуждение природы. По обычаю перед наступлением праздника необходимо навести порядок в доме и приготовить праздничную пищу и сладости. В день Новруза принято ходить друг другу с поздравлениями в гости.

Навруз-байрам называется еще «праздником весны» или «праздником первой борозды». Кульминация праздника наступает вечером, когда начинается древний обряд очищения огнем: люди разжигают костры, и прыгают через пламя, оставляя, по преданию, все болезни и беды в прошлом году. По народному поверью, ритуальный огонь Навруза очищал тело и душу от болезней, сглаза и скверных мыслей. Причем костры жгут не только в селах. Во многих городах Дагестана, в том числе и в Махачкале, в этот день дети с утра собирают доски и ветки, чтобы вечером разжечь у себя во дворе костры.

Сегодня с праздником Навруз-байрам всех дагестанцев поздравил глава республики Магомедсалам Магомедов. Он пожелал, что бы «этот светлый день, знаменующий начало весны, принес в каждую семью мир и благополучие» и подарил Дагестану «надежду на обновление и процветание».

В Азербайджане в эти дни также отмечают Новруз байрам. В этом году, по данным Шемахинской астрофизической обсерватории, на территории Азербайджана весна вступила в свои права 20 марта в 21:31. 20-28 марта в республике в этом году объявлены праздничными нерабочими днями по случаю Новруз байрама. В память об усопших и как дань уважения к прежним поколениям в праздник Новруза зажигают свечи. В некоторых районах Азербайджана до сих пор сохранился обычай зажигать свечи на могилах умерших, хотя в исламе это не принято.

С этого года Навруз объявлен общенациональным праздником и в Грузии. В этот день президент Грузии Михаил Саакашвили поздравил этнических азербайджанцев, компактно проживающих в грузинском регионе Квемо Картли.

Автор: Тимур Исаев источник: собственный корреспондент «Кавказского узла»

Источник

Богатое застолье и канатоходцы: как в Дагестане празднуют Навруз

В Дагестане отмечают один из самых древних праздников на земле, который известен с 7-го века до нашей эры. Навруз-байрам символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни. Этот праздник в дагестанских селах отмечают уже много веков. Горцы давно перестали поклоняться огню и солнцу, но про древний праздник не забыли. В день весеннего равноденствия по-прежнему жгут костры. Так здесь встречают весну и провожают зиму.

Напевая старинную народную песню, горянки делают натуральные нити для шитья, тут же вяжут носочки. Сбивают сливочное масло в огромном глиняном сосуде. Внутри только вода и кефир. Главная традиция праздника — богатое застолье. Горянки спешно готовят любимые лакомства для мужчин. В частности, самое главное национальное блюдо лезгин — чуду афарар. В тонкое тесто заворачивают зелень с творогом.

Готовят и другие национальные блюда — чуду с тыквой, с мясом, хинкал, зерновые каши, напитки из проросшей пшеницы. А этот десерт горских кулинаров поразил даже нас, коренных дагестанцев. Пожалуй, самое удивительное блюдо праздника — сладкая каша с конопляными семенами. Говорят, семечки эти от дикой конопли и никакого наркотического эффекта от них нет.

Также селяне в Дагестане переживали за канатоходцев, которые выполняли опасные номера. Девочки и мальчики работали без страховки. Бесстрашно прошли по канату с закрытыми глазами, затем проехали на велосипеде. Все были в восторге.

Источник

Тысячелетний Навруз,

или Как отпраздновать, чтобы всё очистилось и сбылось

Костер надо разжечь так, чтобы обязательно виднелся из соседних аулов и чтобы дым от него разнесся по всем уголкам Дагестана. Пусть горит ясно и не гаснет. Пусть все видят и знают: пришла весна – пора обновления и очищения.

Тысячи дагестанцев отмечают весенний Новый год, который символизирует обновление природы и очищение души. Отмечать его начали еще в языческую доисламскую древность, и он до сих пор остаётся одним из самых любимых. Мы его ждем, готовимся и всегда празднуем с размахом три дня и три ночи. Во всяком случае так было раньше. По древним поверьям, в день Весеннего равноденствия идет борьба между добром и злом. И каждое действо на празднике не случайно. До сих пор мы можем видеть обряды, которые проводились тысячелетия назад нашими прапрапрадедами.

В празднике Навруз-байрам заметная роль отводилась не взрослым, а детям и подросткам. Например, у лакцев неженатые юноши и подростки за неделю до Навруза лепили шарики (тIурщи) из глины, в которые с двух сторон втыкались стебельки бурьяна. Во время празднования подсохшие концы поджигали и с помощью пращи, изготовленной из шерстяных ниток, бросали в воздух. Летящие огненные шары падали на землю и с треском лопались. С нетерпением ждали этот праздник маленькие дети, которые рано утром получали от родителей хлеб, украшенный орехами, финиками, изюмом.

Еще в начале прошлого столетия Навруз-байрам у кумыков был одним из самых любимых народных праздников. Готовились к нему задолго. Начиналась подготовка с уборки дома, все негодное выносили и обязательно сжигали. Этот обычай назывался «сжигание зимы» (къыш гюйдюрюв). Вечером по домам ходили ряженые молодые люди – «доммай». И ни один праздничный стол не обходился без повидла – «Семене», приготовленного из проросших зерен пшеницы (солода), обязательные напитки «боза», «жаба», «муселлес» и много-много крашеных яиц – за ними приходили дети.

novruz v Tabasaranskom rajone 14

– У рутульцев было принято одаривать детей баранками (кулук) из сдобного теста. Практически у всех народов дети развлекались битьем или катанием вареных, часто окрашенных в желтый или красный цвет яиц, которые они собирали, обходя с поздравлениями родственников и соседей.

— Табасаранские и лакские мальчики в первую ночь Навруза бросали мешок в какой-нибудь дом. Хозяин заполнял его угощениями до возвращения подростков, – рассказывает ученый-этнограф Майсарат Мусаева. – Ногайские мальчишки, прихватив зеленые ветки облепихи и подснежники, распевая песни с добрыми пожеланиями, обходили каждый дом в ауле: «Наврузкелди. Байрамынъызбанкутлаймыз!» (Навруз пришел. С праздником поздравляем!)

Идущий впереди нес палку. Детям давали сладости и привязывали к палке платок. Считалось, чем щедрее хозяева, тем обильнее будет урожай в предстоящем году. Обойдя всех жителей, процессия направлялась к месту массовых гуляний. Все обряды сопровождались молитвами. Важно было освятить коллективную трапезу. После начинались развлечения: песни, танцы, игры.

В городах и сёлах Дагестана в эти дни проходят народные гуляния с песнями, танцами, костюмированными представлениями, спортивными состязаниями.

У дагестанских азербайджанцев Навруз символизирует начало новой жизни. И потому один из главных атрибутов праздника – семя сэмэни – знак плодородия. Если сэмэни хорошо проросло, то урожай можно ожидать хороший. Согласно обычаю, каждая семья накрывает стол семью блюдами, название которых начинается с буквы «с»: сумах – приправа, сюд – молоко, сирке – уксус, сэмэни – проросшая пшеница, сабзи – зелень… Кроме блюд, на стол ставятся предметы-символы: свеча – свет, огонь, оберегающий человека от злых духов, зеркало – знак установления времени наступления Нового года – Навруз-байрама. По древней традиции, чтобы установить окончание старого года и наступление первого дня нового, крашеное яйцо – символ возрождения жизни – ставят на зеркало. Сидим и ждем, пока «качнется символ жизни», и как только – значит, бык «перебросил» земной шар на другой рог и пришел Новый год. Начинаются поздравления и веселье.

Праздник не считается состоявшимся, если не будет огня. Только в пламени наврузовского костра сгорают все болезни и беды. А тот, кто перепрыгнет через него, очистится от сглаза и плохих помыслов, оставит все плохое в уходящем году. Ритуал нужно проделать семь раз! Говорят, помогает.

Есть мнение!

У нас ко всем праздникам готовились основательно, за неделю вперед. Весь соседский хлам копился во дворе дядюшки Халимбека – он отвечал за Навруз-байрам. Из раздобытого нами барахла устраивал такое пожарище, что с соседних улиц сбегались. А мы ждали… час, второй, третий, пока огнище станет костром и нам посчастливится хотя бы разочек через него перепрыгнуть.

А потом приближался другой праздник, перед которым до утра пекли, готовили халву, заворачивали голубцы, и первые дети стучались в шесть утра. Ураза-байрам! Двери не закрывались до поздней ночи.

После еще праздник, тот самый, когда все чинно садились за стол и ждали поздравления главы государства. Новый год: звон бокалов, горящее желание, записанное на маленьком клочке бумаги, под бой курантов. И какое счастье – гости до утра, несколько дней кряду накрытые столы, шоколадные Деды Морозы…

И снова весна, за ней лето… Родные будни, когда улица жила одной большой семьей. Шум, разговоры, смех, перебранки и задиристые шутки. Соседи громко переговаривались друг с другом, детвора разбивала коленки, носилась по крышам, а в воздухе витали запахи готовящихся обедов…

А в душе – ожидание очередного праздника.

Источник

Праздник навруз байрам в дагестане

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Навруз Байрам – это колорит старинных традиций и обрядов, почитаемых в Дагестане

В эти дни во многих странах отмечают день весеннего равноденствия, или праздник весны Навруз. В этот день принято прощать друг другу прошлые обиды, а праздничные столы ломятся от угощений. Но у каждого народа есть свои традиции празднования Навруза. Вот как его отмечают в Махачкале.

Навруз Байрам – это, пожалуй, единственный национальный праздник, который до сегодняшних дней сохранил весь колорит старинных традиций и обрядов, почитаемых в Дагестане. В дни празднования Навруза люди стараются простить друг другу обиды, жить в мире и согласии, и главное, объединяться для общих благородных целей.

В высокогорном лакском селе Чукна праздник первой борозды всегда считался большим событием. Ежегодно в канун народных гуляний аксакалы избирают так называемого «старшего пахаря». На празднике это собственно организатор и тамада, к тому же он лично готовит особый напиток «буза», в его компоненты входит солод – символ плодородия природы.

В доме пахаря уже с раннего утра собралась вся женская половина села. В четырех больших котлах варится праздничный обед-плов и главное угощение стола – традиционное яичное курзе, с добавлением различных пряностей и специй.

НАПИРАТ КУРУГЛИЕВА, жительница села Чукна Лакского района Дагестана:
«Это чисто национальное сушеное мясо, потом лук и специальная трава, вот такая вот, можете положить себе в карман».

Мужчины, в свою очередь, не упустили возможности посоревноваться в ловкости и умении держаться в седле. Самых сильных и смелых ждет особый лакомый приз – праздничный пирог «бартри». По своей форме он напоминает какое-то растение или даже лапу животного. Если верить старинным поверьям, пирог приносит удачу тому, кто его съест.
Под музыку и песни сельчане отправляются на поле. Здесь и состоится кульминация Навруз Байрама – земледельческий обряд. Лучший конь села пробороздит молодую землю, которую всего несколько минут назад «старший пахарь» засеял семенами пшеницы.

МАГОМЕД ОМАРОВ, житель села Чукна Лакского района Дагестана:
«Люди связывают этот праздник с надеждой на благополучный год, на обилие плодов, на урожайность, на погоду».

Заканчивает праздник первой борозды вечернее разжигание костров. Здесь уже важно суметь перепрыгнуть через огонь три раза. Тогда, говорят, исполнится любое, даже самое заветное желание.

Источник

Жители Дагестана готовятся к празднованию Навруз-Байрама

21 марта ряд народов Дагестана будет отмечать день весеннего равноденствия – Навруз-Байрам, или, как его еще называют, Праздник весны, Праздник первой борозды или Персидский Новый год. Однако есть и те, кто называет Навруз праздником, противоречащим нормам ислама, и не советует отмечать его правоверным мусульманам.

Сапижат Омарова: «Навруз – один из самых любимых праздников»

Навруз-Байрам до сих пор широко отмечается в южном Дагестане, особенно у лезгин, табасаранцев, азербайджанцев, татов, рассказали корреспонденту «Кавказского узла» в республиканском Доме народного творчества.

Также Праздник первой борозды, который означает начало земледельческого сезона, отмечается среди лакцев, аварцев и даргинцев: «после окончания празднования сельские жители начинали пахоту и сев».

Навруз (пишется также как Навруз или Ноуруз, в зависимости от региона празднования) – это древний зороастрийский обряд встречи нового года, обряд обновления природы, который у кавказских горцев ассоциируется с весной. Как государственный праздник он отмечается 21 марта в Иране, Азербайджане, Албании, Афганистане, Грузии, Иракском Курдистане, Индии, Кыргызстане, Македонии, Турции, Туркменистане, Узбекистане, Казахстане и 21-23 марта в Таджикистане. Навруз также празднуется на местном уровне в Татарстане, Башкортостане, Дагестане и ряде других регионов РФ.

По словам представителя Дома творчества, у каждого из народов Дагестана есть свое название Навруз-Байрама. «Лезгины называют праздник Яран-Сувар, лакцы – Инт дайдиху, кумыки – Шатман и т.д. У каждого из народов есть свои особенности празднования Навруза, но присутствуют и общие черты», – говорит собеседник корреспондента «Кавказского узла».

«Навруз – один из самых любимых праздников жителей района», – рассказала корреспонденту «Кавказского узла» жительница Лакского района Дагестана, работник культуры Сапижат Омарова.

«Как мне рассказывала моя бабушка, считалось, что каким будет первый день года, таким и будет весь год. Причем, говоря о новом годе, она подразумевала его наступление в ночь с 20 на 21 марта. Подготовка к празднику начинается задолго до него: молодежь начинает готовить топливо для костров, женщины готовят к празднику жилище и заготавливают продукты для ритуальных кушаний», – рассказала Омарова.

По словам женщины, в дни праздника принято готовить лучшие национальные блюда. Причем, по словам Сапижат Омаровой, на праздничном столе должно быть не менее семи блюд, среди которых яичные курзе, плов, курзе из крапивы, голубцы, хлеб, испеченный в национальной печи.

«На праздник выпекают и особый хлеб, по форме напоминающий фигурки животных, птиц и людей. В готовую фигурку из теста втыкают грецкие орехи, изюм, курагу, а вместо глаз и рта – абрикосовые косточки и черные бобы. В таком виде и отправляют хлеб в печь. Такие куклы у лакцев называют «Барта», – рассказала местная жительница.

В день праздника принято, по словам Сапижат Омаровой, ходить друг к другу в гости, петь песни и прыгать через разведенные костры. «Девушки с песнями хороводами ходят в гости к соседям и родственникам. А в центре села в эту ночь горит костер, через который прыгает молодежь. Каждый перепрыгнувший через костер считается очищенным. Считается, что огонь очищает людей от болезней и всех других неприятностей», – говорит Омарова.

«Навруз отмечается более 3 тысяч лет»

Жительница Табасаранского района Дагестана Мунира Гаджиева отметила, что непременным атрибутом Навруза является наличие на каждом праздничном столе проросшей пшеницы, символизирующей начало новой жизни.

«Есть древняя традиция начала праздника, когда на площади села появляется молодая девушка с факелом огня. Пройдя круг, она передает факел мужчине-старцу. Самому уважаемому аксакалу и дается право зажечь костер. Самые смелые начинают перепрыгивать через костер, у которого и проходят все праздничные мероприятия, продолжающиеся до раннего утра», – рассказывает Гаджиева.

Происхождение праздника уходит в доисламский период – в зороастрийские верования. Как рассказал корреспонденту «Кавказского узла» преподаватель истории Хабиб Магомедов, практически все народы Дагестана были огнепоклонниками.

«Известно несколько теорий происхождения праздника – это неудивительно, ведь Навруз отмечается уже более 3 тысяч лет. Согласно древней зороастрийской традиции, пришедшей из Ирана, Навруз был когда-то главным праздником – ночь весеннего солнцестояния проводили с большим количеством огня и веселья. Сам праздник ознаменовывал переход из одного календарного сезона в другой. Для сельских жителей наступление Навруза, который в переводе с персидского языка означает «новый день», ознаменовывается началом полевых работ», – рассказал Хабиб Магомедов.

Не все жители Махачкалы намерены праздновать Навруз

Многие жители столицы Дагестана Махачкалы также отмечают Навруз, разводя в центре дворов многоэтажек костры.

«Через костры, как в селах, мы, конечно, не прыгаем, но праздничный обед обязательно приготовлю. Обязательное блюдо на столе – это курзе из зелени и яиц», – рассказала корреспонденту «Кавказского узла» махачкалинка Эльмира Магадова.

«Обычно в этот день ходят в гости к самым старшим представителям рода. Но в смысл праздника я никогда не вникала», – сказала Магадова.

Житель Махачкалы Гадис Асхабов отметил, что в городе этот праздник утратил смысл и многие из его знакомых и родственников никак не отмечают Навруз.

«В селах Навруз обычно связывают с началом полевых работ. Таких праздников в сельской местности, где все население занято земледелием, – много. Есть День уборки урожая, День чабана и другие. Просто эти праздники в рамках жизни в городе утрачивают свой смысл», – говорит Асхабов.

«Этот праздник не имеет к исламу никакого отношения»

Между тем религиозные деятели республики не разделяют мнение о том, что Навруз –следует отмечать мусульманам, которыми является большинство жителей республики. Они отмечают, что этот праздник не имеет к исламу никакого отношения.

Как рассказал корреспонденту «Кавказского узла» имам одной из мечетей Махачкалы, который не захотел раскрывать своего имени, Навруз, или Персидский Новый год, уходит корнями в доисламский период – огнепоклонничество.

«Так называемый праздник пропагандирует суеверие и пережитки многобожия. С точки зрения Шариата, праздником может называться только тот день, когда Аллах проявляет к нему милость за богослужения», – отметил имам.

По его словам, у мусульман есть всего два праздника – Ураза-Байрам и Курбан-Байрам, которые «наступают после больших богослужений в виде месячного поста и хаджа к мусульманским святыням».

«Также в исламе разрешено отмечать всякого рода торжественные события: свадьба, рождение ребенка, обрезание, спасение от какой-либо беды, новоселье и другие. Но еще раз подчеркну, что не стоит придавать Наврузу мусульманскую окраску. Я не советую мусульманам отходить от религии в огнепоклонничество», – отметил имам мечети, добавив, что ближайшая проповедь в мечети, где он работает, будет посвящена этой теме.

Напомним, что в 2009 году этот праздник был включен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества, а с 2010 года Навруз-Байрам отмечается на уровне ООН.

Автор: Карина Гаджиева источник: корреспондент «Кавказского узла»

Источник

Adblock
detector