Меню

праздник на границе три сестры

Великий славянский трипойнт. История «Трех сестер» — тройной границы России, Беларуси и Украины

main %D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B %D1%82%D1%80%D0%B8 %D1%81%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8B

thumb %D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B8%CC%86 %D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE 2

Во многих местах мира существуют стыки границ трех государств (в английском варианте такие точки называют tripoint, и для простоты я эти стыки так и буду называть: трипойнт), которые часто становятся объектом интереса путешественников и географов. Многие из них находятся в труднодоступных местах (в горах или пустынях, а иногда и на воде), иные — в закрытых для посещения пограничных зонах, а многие просто не определены из-за спора стран-соседок (как, например, стык границ Индии, Пакистана и Китая находится в трех разных местах в зависимости от позиции каждой из трех стран, а фактически вообще в четвертом месте). Проще всего побывать в тех трипойнтах, которые расположены в Шенгенской зоне, ведь по факту на местности никаких границ нет, а сами стыки обозначены символическими столбами или обелисками.

«Границы, которые я полюбил» — рубрика, в которой мы рассказываем о необычных государственных границах. Одна из наших любимых рубрик на сайте.

Куда более редкий случай — стык границ сразу четырех государств, так называемый квадрипойнт. На данный момент существует только одна такая точка. Она находится в южной Африке, где сходятся границы четырех стран: Ботсваны, Замбии, Зимбабве и Намибии. Стык границ даже имеет свое название — Казунгула, по имени небольшого городка, около которого сходятся четыре границы. Однако в последнее время из-за меняющихся русел реки Замбези принято считать, что здесь не квадрипойнт, а два отстоящих друг от друга на 150 метров трипойнта.

medium zimbabwe kazungula namibia botswana quadripoint

Но есть куда более близкая и не менее интересная точка — это трипойнт Беларуси, России и Украины, неформально называемый «Три сестры». Это и стык границ государств всех трех восточнославянских народов, и довольно необычное пограничное явление. Здесь сходятся Гомельская область Беларуси, Черниговская область Украины и Брянская область России, образуя восточную часть Полесья.

История великого славянского трипойнта

Граница восточнославянских стран появилась на этом месте относительно недавно, 94 года назад, а до этого восточное Полесье было на протяжении веков польско-литовско-российским пограничьем, постоянно переходившим из рук в руки.

Со времен Киевской Руси все окрестные земли принадлежали Черниговскому княжеству, территория которого вошла в состав Великого княжества Литовского в середине XIV века, а потом, в 1503 году, была завоевана Московским государством. Первое разделение этой приграничной территории произошло в 1537 году, когда будущий белорусский Гомель и окрестности надолго отошли польско-литовскому государству. После Смутного времени Московское царство потеряло и остальную Черниговщину.

Нужно заметить, что ранее запад нынешней Брянской области с центром в Стародубе относился к части Черниговского региона Украины под названием Стародубщина. Эти земли с XVII века были в составе Войска Запорожского, казацкого государства, которое получило фактическую независимость от Речи Посполитой в результате восстания Богдана Хмельницкого в 1649 году. В 1654 году территория Войска Запорожского, или, как его еще называли, Гетманщина, вошла в состав Московского царства в качестве протектората на условиях широкой автономии. Это событие в советской и российской историографии называют воссоединением Украины и России, в Украине же отношение к этому событию гораздо менее однозначное. Гомель с окрестностями в 1772 году вошел в состав Российской империи после первого раздела Речи Посполитой, и славянское пограничье снова оказалось в пределах одного государства.

Одним из определяющих для этих мест событий стал Раскол. Русская православная церковь в 1667 году одобрила реформы патриарха Никона, а всех несогласных предала анафеме как еретиков. Несогласных, которых стали называть старообрядцами, оказалось немало, и они, спасаясь от репрессий и гонений, хлынули на окраины русского государства. Таким местом была и Стародубщина, города которой — Стародуб, Новозыбков и Клинцы — образовали один из крупнейших центров старообрядчества в России.

medium %D0%B3%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0

После ликвидации Гетманщины в 1781 году Стародубщина была включена в состав Черниговской губернии, в которой и оставалась аж до 1919 года, когда Восточная Украина была захвачена большевиками и включена в новосозданную Украинскую ССР. Тогда большое количество старообрядцев, вернее их русское происхождение, стало поводом для присоединения Стародубщины к РСФСР, где она позднее вошла в состав современной Брянской области. Окончательно нынешние границы между тремя союзными республиками — БССР, УССР и РСФСР — в этом регионе сформировались в 1926 году, а с распадом Союза стали государственными границами трех славянских государств.

Пограничные казусы: как пройти в нужную страну?

Уникальность этой приграничной территории в том, что это единственный в мире трипойнт, где расположены сразу три пропускных пункта: и со стороны Беларуси, и со стороны России, и со стороны Украины. Здесь путешественник сталкивается с давней былинной проблемой: в какую сторону пойти?

Если выходить с Украины, то налево будет Беларусь, а направо Россия; ежели выходить из России, то слева Украина, справа Беларусь; если из Беларуси, то налево Россия, направо Украина. В любом случае путник оказывается на развилке. И хотя никакой нейтральной зоны между Беларусью, Россией и Украиной юридически не существует, проходя границу на выход из одной из трех стран, путешественник фактически попадает на ничейную землю площадью примерно 10 тысяч квадратных метров.

Посередине нейтральной территории возвышается Монумент дружбы, о котором речь пойдет несколько позднее. Кроме него на нейтралке постоянно присутствуют фуры турецких дальнобойщиков и остовы брошенных машин. Дальнобойщики часто проводят здесь больше суток, стоя в очереди и просто отдыхая, а вот откуда здесь обглоданные до голого кузова автомобили, неясно.

medium %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82 %D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B1%D1%8B

До семидесятых годов прошлого века это был обычный внутригосударственный стык административных границ СССР и ни о каких пунктах пропуска, естественно, речи не шло. Но потом Советского Союза не стало, и в 1992 году здесь возникло подобие границы. Почему подобие? Все просто: вплоть до середины девяностых никакого паспортного контроля между тремя странами не было, а основные дороги через границу контролировали только милиционеры, задачей которых было пресечение контрабанды. За менее значимыми дорогами, а тем более лесными тропинками никто, естественно, не следил.

Процесс определения и обустройства границ между странами постепенно набирал ход. Тут нужно сделать лирическое отступление для небольшого пояснения. Когда страны договариваются о границе между ними, они сначала проводят делимитацию, а потом демаркацию границ. Делимитация — определение границы на карте, а демаркация — обозначение границы на местности.

Беларусь и Украина делимитировали свою границу еще в 1997 году, но договор о демаркации никак не одобрял парламент Беларуси (украинская Верховная рада одобрила его в том же 1997-м), пока не началась война на Донбассе. Тут уж Беларусь поняла, что дело пахнет керосином, и процесс наконец был запущен.

Граница Украины и России была делимитирована в 2004 году, но первые два столба (украинский и российский) для ее демаркации были установлены только в 2012-м как раз у подножия Монумента дружбы. Эта пара столбов до сих пор остается единственной на всем протяжении границы между двумя странами.

medium %D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0 13

Самая странная ситуация с границей Беларуси и России. Она вроде бы даже возникла и как-то обустраивалась в самом начале девяностых годов, но потом, в начале 1995-го, Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали соглашение о создании Таможенного союза. На границу даже специально приехали Лукашенко и Черномырдин и торжественно выкопали пограничный столб. Как он там возник, никто не знает, злые языки говорили, что его там вкопали специально предыдущей ночью.

Тем не менее граница была ликвидирована, и на ней вроде как отсутствует пограничный и таможенный контроль. По факту же российская сторона осуществляет и то, и другое, но выборочно и без проставления штампов. Кроме того, иностранец пересечь границу двух стран по земле не может, единственный способ сделать это законно — ехать на «Три сестры». Здесь и только здесь можно пройти все процедуры и получить штампы о пересечении наземной беларуско-российской границы. Этим пользуются в основном не коллекционеры штампов, а трудовые мигранты из Средней Азии, которым нужно обновить срок пребывания в России.

Тот самый монумент

В какой-то момент по официально одобряемой в СССР политике братских народов на богом забытом стыке границ БССР, РСФСР и УССР решили установить памятник единству трех народов. Приурочили это событие к еще одной знаменательной дате: 30-летию победы в войне. Памятник решили делать символично: три колонны, символизирующие республики, изваяли в Гомеле, облицовка на них крымская, а кольцо единства отлили в Брянской области.

medium bStSIFIovLY

Поставили памятник и стали ежегодно проводить фестиваль дружбы славянских народов и устраивать молодежный лагерь, хотя со стороны РСФСР к «Трем сестрам» даже нормальную дорогу не подвели. Когда Союз распался, фестиваль стал международным, причем на время его проведения открывали границы и окрестный народ устраивал здесь большую ярмарку. Таможня не работала, и можно было основательно закупиться нужными товарами. В 2004 году фестиваль посетили президенты трех стран, и к этому знаменательному событию со всех трех сторон сюда проложили нормальные дороги.

medium %D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C

Все прекратилось в 2014 году после всем известных событий. Погранпосты обложили мешками с песком, вырыли противотанковые траншеи, а у дорог поставили дежурить танки и БТР. Фестивали на этом месте больше не проводили, никому не нужный монумент постепенно ветшал, площадка перед ним заросла травой и сорняками, и все вместе это имело весьма печальный вид. Но тут на спасение пришел батька Лукашенко. С 2014 года он настолько вжился в роль примирителя славянских народов, что по его указанию за счет бюджета Гомельской области монумент полностью отреставрировали, и теперь он стоит как новенький. Не вернулся только фестиваль, с 2014 года он проходит в сильно урезанном формате без участия украинцев и в другом месте. Местные жители сожалеют и говорят, что праздник был хороший, с традициями: каждый год закапывали в землю бутылку водки, чтобы на следующий год ее откопать и совместно распить.

medium %D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0 2

Что посмотреть вокруг «Трех сестер»

Окрестности «Трех сестер» весьма любопытные и разнообразные. С белорусской стороны любопытен Гомель с красивым обширным парком и огромный Полесский радиационно-экологический заповедник, который с недавних пор открыт для посещения. Белорусская часть Чернобыльской зоны отчуждения намного менее популярна, чем украинская, и этим грех не воспользоваться.

В России интересным будет изучение наследия Гетманщины и местных старообрядческих общин. В Стародубе сохранился роскошный Рождественский собор XVII века в стиле казацкого, или украинского, барокко, а в селах Старый Ропск и Новый Ропск — фантастические деревянные храмы. Старообрядцы не отставали: от них остались Преображенский и Рождественско-Никольский соборы в столице местных старообрядцев Новозыбкове. Что характерно, церкви тоже деревянные, ведь запад Брянской области — настоящий заповедник деревянного зодчества.

medium %D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B8%CC%86 %D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B8%CC%86 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80

medium 1920px %D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C %D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B8%CC%86 %D0%A0%D0%BE%D0%BF%D1%81%D0%BA

На украинской стороне можно посетить древний Чернигов, где сохранилось аж шесть памятников домонгольской эпохи, включая старейшие храмы времен Киевской Руси. А на западе от Чернигова, ближе к Чернобылю, есть любопытнейший городок Славутич, построенный с помощью всех союзных республик после катастрофы на Чернобыльской АЭС для сотрудников станции, ведь она продолжала функционировать еще долгие годы после катастрофы. Каждый квартал города построен с уклоном в национальные мотивы одной из республик, но наиболее интересны кварталы закавказских и балтийских домов.

Источник

Праздник на границе три сестры

43

Три сестры

В нынешнем году в странах Русского мира с особой торжественностью отмечается 1025-летие Крещения Руси. Брянская епархия расположена возле российско-украинско-белорусской границы. Планируется ли совместное с епархиями в соседних государствах празднование этой знаменательной даты?

– Брянская епархия граничит одновременно с несколькими епархиями Украины и Беларуси, но лишь в одном месте сходятся границы этих трех государств. Это место так и называется – стык трех границ или, более ласково, – «Три сестры». Знаменательно, не правда ли, что в самом названии наши народы отразили символизм этого места – места, которое нам являет общность российского, украинского и белорусского народов?

На «Трех сестрах» уже более 40 лет в последнюю субботу июня организуется праздник Единства славянских народов. В этот день как бы отменяются государственные границы, и люди могут беспрепятственно переходить из государства в государство. Это, кстати, сделать очень просто – надо сделать всего лишь шаг, и ты оказываешься в другом государстве.

На праздник организуются торговые ряды, праздничные представления, хороводы, песни. Надо отметить, что торжество Единства славянских народов не есть политический шаг, но выражает подлинное стремление трех братских народов к плотному взаимному общению. Подтверждением тому может стать один интересный факт. В начале 90-х годов, когда были сложности в межгосударственных отношениях, приняли решение не проводить праздник. Но сердцу человека не нужны указания сверху – и вот тысячи и тысячи людей пришли в тот год на «Три сестры».

Последние два года праздничные торжества посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который отмечал высокую значимость мероприятия.

В этом юбилейном году на «Трех сестрах» будет совершено богослужение, которое возглавит Блаженнейший митрополит Киевский Владимир. В богослужении примут участие все архиереи приграничных епархий, духовенство, миряне. Так что это будет по-настоящему праздник единства.

От празднования 1000-летия Крещения Руси принято вести отсчет возрождению нашей Церкви после десятилетий атеистических гонений. Не могли бы Вы рассказать, какие изменения произошли за эти 25 лет на Брянской земле?

– Брянская епархия фактически воссоздана в 1994 году, поэтому говорить о самостоятельных изменениях, происшедших в ней, можно лишь за этот период.

Учреждение новой епархии – это мощный стимул к развитию церковной жизни в данном месте. Поэтому плоды такого развития можно увидеть воочию: это и возрожденные монастыри, и восстановленные храмы, но, конечно, самое главное – это люди, которые потихоньку оттаивают и поворачивают свое сердце к Богу. Люди все разные. Тем, которые попроще, легче прийти к Богу, они верой воспринимают истины Православия. Тем, которые более интеллектуально развиты – несколько сложнее, их головы загружены большим количеством информации, часто неправильной информации, в том числе и о Церкви. Но все же с Божией помощью, без спешки, чтобы не оттолкнуть кого-нибудь, удается просвещать людей. С этой целью созданы «Епархиальные ведомости», больше года выпускается интересный журнал «Брянские миряне», освещающий жизнь православных брянцев, их дела милосердия и то, как в их жизни преломляется свет Православия. По областному телевидению еженедельно выходит программа «Мир вашему дому», в которой священники рассказывают как о праздниках, постах, так и о епархиальных событиях. Батюшкам можно задать вопрос в прямом эфире. Результатом сотрудничества с радиостанцией «Чистые ключи» стала еженедельная десятиминутная передача «Религия и общество: открытый диалог».

Плоды оживления религиозной жизни можно видеть на примере молодежи, которая начинает активно включаться в церковную жизнь. Молодые люди участвуют в богослужениях, в социальном служении, посещают детские дома, кормят бездомных, участвуют в противоабортных акциях.

Также существенным достижением епархии является открытие Брянского духовного училища в 2003 году. Постепенно улучшается уровень преподавания, увеличивается число студентов. В прошедшем году проведен капитальный ремонт здания, переданного Церкви. Теперь в училище есть общежитие, студенты живут в комфортных двухместных комнатах. Мы прикладываем все усилия, чтобы молодые люди наряду с хорошими богословскими знаниями имели достойные условия проживания.

Кроме того, церковная жизнь Брянщины за прошедшие годы увенчалась еще одним событием – строительством Брянского кафедрального собора в честь Живоначальной Троицы, освящение которого в 2012 году возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Конечно, остаются проблемы церковной жизни, но мы движемся по пути их решения. Для этого мы просили Святейшего Патриарха выделить из состава Брянской самостоятельную епархию. Священный Синод удовлетворил прошение. И в настоящее время, Божией милостью, имеется еще один архиерей – епископ Клинцовский и Трубчевский Сергий, который будет также трудиться на Брянской земле. Уверен, что как в 1994 году Брянщина получила мощный стимул в развитии церковной жизни, так и ныне выделение самостоятельной епархии значительно увеличит воцерковленность наших людей.

Молебное пение у Монумента дружбы, места схождения трех границ, является самым главным, но заключительным мероприятием в праздновании единства славянских народов. На самом деле это целый блок мероприятий, которые начинаются со Дня славянской письменности и культуры. В этот день в городе Трубчевске проводится концерт с участием творческих коллективов России, Украины и Беларуси «Венок славянской дружбы» – очень любимый, надо сказать, брянцами. Затем даются порядка десяти концертов поочередно на Украине, в Беларуси и в России. Также более 30 лет к празднику Единства приурочены встречи библиотечных работников приграничных районов. Непосредственно на трех границах за неделю до праздника разворачивается молодежный лагерь, где, помимо культурных мероприятий, организуются различные дискуссионные площадки, на которых молодые люди представляют свои научные и культурные проекты. В последующем наиболее удачные из этих проектов получают поддержку со стороны области.

Кроме того, в течение года проводится не просто большое, а огромное количество культурных и духовно-просветительских мероприятий. Среди них я хотел бы отметить конкурс детского рисунка «Духовные сокровища твои», приуроченный к празднику Пасхи. Дети рисуют на тему любви к Родине, на различные духовные темы. Надо отметить, что на этот конкурс присылаются работы не только из воскресных и художественных школ приграничных областей трех государств, но и из 60 стран мира.

Дети участвуют и в других конкурсах рисунка, позволяющих объединить братские народы. Так, в приграничном городе Новозыбкове проходит конкурс детских творческих коллективов «Я рисую свой мир и дарю его вам».

Еще одно интересное мероприятие, проводимое в Брянске в течение уже 20 лет, – Славянские театральные встречи. Вначале приезжали коллективы из Брянска, Гомеля, Чернигова. Сейчас же есть участники и из отдаленных городов – Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы.

В Брянской области проходит всероссийское празднование Дня поэзии, посвященного памяти и творчеству Федора Тютчева. Это мероприятие позволяет объединить представителей культуры, интеллигенцию наших государств. Родина поэта стала своеобразной площадкой для обмена опытом между писателями и поэтами. В это время происходят встречи с писателями, поэтические вечера, презентации книг – так называемые Тютчевские чтения.

Одним из самых знаменательных событий в Брянске, в плане культурного объединения славянских народов, является Научно-практическая конференция, посвященная славянскому рушнику и костюму. Многочисленные доклады по новейшим исследованиям подтверждают интерес к общим славянским корням, которые таким вот своеобразным образом проявлялись в быте наших предков.

Одним из наиболее известных культурных мероприятий, проводимых представителями Беларуси, России и Украины, является фестиваль «Славянский базар». Участвует ли в его проведении Церковь, в частности, Брянская епархия?

– «Славянский базар» – это хорошо организованное мероприятие, проводимое на межгосударственном уровне и позволяющее собрать людей со многих славянских стран. На этот фестиваль мы, конечно же, направляем коллективы – как детские, так и взрослые.

Энергичное приграничное передвижение между странами обычно способствует развитию экономических, человеческих связей. А развивается ли между тремя приграничными епархиями «паломническое передвижение»? Есть ли программы развития паломничества к святыням епархий в соседних государствах и принесения святынь?

– Централизованная епархиальная паломническая служба в Брянской епархии была организована не так давно, и она уже активно развивается. Конечно, среди паломнических маршрутов, в первую очередь, мы стараемся определить посещение близлежащих святынь. Очень большой популярностью пользуется Почаевская Лавра. Но не все могут съездить в Почаев поклониться Матери Божией, поэтому в прошлом году состоялось принесение в Брянск Почаевской иконы Пресвятой Богородицы, перед которой смогли помолиться многие тысячи паломников со всех уголков области. Также люди чтят святителя Феодосия Черниговского, преподобного Лаврентия Черниговского. Многие люди ездят поклониться в Успенскую Киево-Печерскую лавру.

В Брянскую епархию множество паломников приезжает к мощам преподобного князя Олега Брянского, в Свенскую обитель, к Балыкинской, Севской и Чубковской иконам Божией Матери.

В прошлом году было положено начало еще одному культурному мостику между братскими странами. Так, Брянскую епархию посетили сестры Елисаветинского женского монастыря Минска, они представляли монастырь на специально организованной выставке-ярмарке «Из Беларуси с любовью», давали концерты духовных песнопений, проводили дискуссионные встречи с молодежью, военнослужащими. Поскольку мероприятие нашло большой отклик среди населения Брянска, с этого года решено сделать его регулярным.

Ведется ли между приграничными епархиями координация действий в сфере духовного образования, миссионерской и просветительской деятельности?

Да, в этом году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла учрежден Координационный комитет епархий российско-украинско-белорусского приграничья, который занимается этими вопросами.

Не могли бы Вы рассказать о задачах, которые стоят перед комитетом?

Основная задача комитета — организация полноценного приграничного сотрудничества как выражения единства славянских народов, о праздновании которого я уже упомянул. Комитетом будут выработаны стратегии приграничного сотрудничества, осуществлена их координация и реализация в жизни. Будут приложены все усилия, чтобы епархии смогли проводить больше совместных мероприятий, поскольку проводимый один раз в год праздник Единства славянских народов, конечно же, уже не отвечает растущим потребностям межнационального диалога. Необходимо более полное и тесное сотрудничество.

В первую очередь будут приложены усилия по содействию паломничеству. По мнению одного из архиереев, именно общие святые и общие святыни должны лечь в основу дальнейшего взаимодействия епархий в российско-украинско-белорусском приграничье.

Таким образом, образованный комитет будет содействовать укреплению единства братских народов.

Источник

Великий славянский трипойнт. История «Трех сестер» — тройной границы России, Беларуси и Украины

main %D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B %D1%82%D1%80%D0%B8 %D1%81%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8B

thumb %D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B8%CC%86 %D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE 2

Во многих местах мира существуют стыки границ трех государств (в английском варианте такие точки называют tripoint, и для простоты я эти стыки так и буду называть: трипойнт), которые часто становятся объектом интереса путешественников и географов. Многие из них находятся в труднодоступных местах (в горах или пустынях, а иногда и на воде), иные — в закрытых для посещения пограничных зонах, а многие просто не определены из-за спора стран-соседок (как, например, стык границ Индии, Пакистана и Китая находится в трех разных местах в зависимости от позиции каждой из трех стран, а фактически вообще в четвертом месте). Проще всего побывать в тех трипойнтах, которые расположены в Шенгенской зоне, ведь по факту на местности никаких границ нет, а сами стыки обозначены символическими столбами или обелисками.

«Границы, которые я полюбил» — рубрика, в которой мы рассказываем о необычных государственных границах. Одна из наших любимых рубрик на сайте.

Куда более редкий случай — стык границ сразу четырех государств, так называемый квадрипойнт. На данный момент существует только одна такая точка. Она находится в южной Африке, где сходятся границы четырех стран: Ботсваны, Замбии, Зимбабве и Намибии. Стык границ даже имеет свое название — Казунгула, по имени небольшого городка, около которого сходятся четыре границы. Однако в последнее время из-за меняющихся русел реки Замбези принято считать, что здесь не квадрипойнт, а два отстоящих друг от друга на 150 метров трипойнта.

medium zimbabwe kazungula namibia botswana quadripoint

Но есть куда более близкая и не менее интересная точка — это трипойнт Беларуси, России и Украины, неформально называемый «Три сестры». Это и стык границ государств всех трех восточнославянских народов, и довольно необычное пограничное явление. Здесь сходятся Гомельская область Беларуси, Черниговская область Украины и Брянская область России, образуя восточную часть Полесья.

История великого славянского трипойнта

Граница восточнославянских стран появилась на этом месте относительно недавно, 94 года назад, а до этого восточное Полесье было на протяжении веков польско-литовско-российским пограничьем, постоянно переходившим из рук в руки.

Со времен Киевской Руси все окрестные земли принадлежали Черниговскому княжеству, территория которого вошла в состав Великого княжества Литовского в середине XIV века, а потом, в 1503 году, была завоевана Московским государством. Первое разделение этой приграничной территории произошло в 1537 году, когда будущий белорусский Гомель и окрестности надолго отошли польско-литовскому государству. После Смутного времени Московское царство потеряло и остальную Черниговщину.

Нужно заметить, что ранее запад нынешней Брянской области с центром в Стародубе относился к части Черниговского региона Украины под названием Стародубщина. Эти земли с XVII века были в составе Войска Запорожского, казацкого государства, которое получило фактическую независимость от Речи Посполитой в результате восстания Богдана Хмельницкого в 1649 году. В 1654 году территория Войска Запорожского, или, как его еще называли, Гетманщина, вошла в состав Московского царства в качестве протектората на условиях широкой автономии. Это событие в советской и российской историографии называют воссоединением Украины и России, в Украине же отношение к этому событию гораздо менее однозначное. Гомель с окрестностями в 1772 году вошел в состав Российской империи после первого раздела Речи Посполитой, и славянское пограничье снова оказалось в пределах одного государства.

Одним из определяющих для этих мест событий стал Раскол. Русская православная церковь в 1667 году одобрила реформы патриарха Никона, а всех несогласных предала анафеме как еретиков. Несогласных, которых стали называть старообрядцами, оказалось немало, и они, спасаясь от репрессий и гонений, хлынули на окраины русского государства. Таким местом была и Стародубщина, города которой — Стародуб, Новозыбков и Клинцы — образовали один из крупнейших центров старообрядчества в России.

medium %D0%B3%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0

После ликвидации Гетманщины в 1781 году Стародубщина была включена в состав Черниговской губернии, в которой и оставалась аж до 1919 года, когда Восточная Украина была захвачена большевиками и включена в новосозданную Украинскую ССР. Тогда большое количество старообрядцев, вернее их русское происхождение, стало поводом для присоединения Стародубщины к РСФСР, где она позднее вошла в состав современной Брянской области. Окончательно нынешние границы между тремя союзными республиками — БССР, УССР и РСФСР — в этом регионе сформировались в 1926 году, а с распадом Союза стали государственными границами трех славянских государств.

Пограничные казусы: как пройти в нужную страну?

Уникальность этой приграничной территории в том, что это единственный в мире трипойнт, где расположены сразу три пропускных пункта: и со стороны Беларуси, и со стороны России, и со стороны Украины. Здесь путешественник сталкивается с давней былинной проблемой: в какую сторону пойти?

Если выходить с Украины, то налево будет Беларусь, а направо Россия; ежели выходить из России, то слева Украина, справа Беларусь; если из Беларуси, то налево Россия, направо Украина. В любом случае путник оказывается на развилке. И хотя никакой нейтральной зоны между Беларусью, Россией и Украиной юридически не существует, проходя границу на выход из одной из трех стран, путешественник фактически попадает на ничейную землю площадью примерно 10 тысяч квадратных метров.

Посередине нейтральной территории возвышается Монумент дружбы, о котором речь пойдет несколько позднее. Кроме него на нейтралке постоянно присутствуют фуры турецких дальнобойщиков и остовы брошенных машин. Дальнобойщики часто проводят здесь больше суток, стоя в очереди и просто отдыхая, а вот откуда здесь обглоданные до голого кузова автомобили, неясно.

medium %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82 %D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B1%D1%8B

До семидесятых годов прошлого века это был обычный внутригосударственный стык административных границ СССР и ни о каких пунктах пропуска, естественно, речи не шло. Но потом Советского Союза не стало, и в 1992 году здесь возникло подобие границы. Почему подобие? Все просто: вплоть до середины девяностых никакого паспортного контроля между тремя странами не было, а основные дороги через границу контролировали только милиционеры, задачей которых было пресечение контрабанды. За менее значимыми дорогами, а тем более лесными тропинками никто, естественно, не следил.

Процесс определения и обустройства границ между странами постепенно набирал ход. Тут нужно сделать лирическое отступление для небольшого пояснения. Когда страны договариваются о границе между ними, они сначала проводят делимитацию, а потом демаркацию границ. Делимитация — определение границы на карте, а демаркация — обозначение границы на местности.

Беларусь и Украина делимитировали свою границу еще в 1997 году, но договор о демаркации никак не одобрял парламент Беларуси (украинская Верховная рада одобрила его в том же 1997-м), пока не началась война на Донбассе. Тут уж Беларусь поняла, что дело пахнет керосином, и процесс наконец был запущен.

Граница Украины и России была делимитирована в 2004 году, но первые два столба (украинский и российский) для ее демаркации были установлены только в 2012-м как раз у подножия Монумента дружбы. Эта пара столбов до сих пор остается единственной на всем протяжении границы между двумя странами.

medium %D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0 13

Самая странная ситуация с границей Беларуси и России. Она вроде бы даже возникла и как-то обустраивалась в самом начале девяностых годов, но потом, в начале 1995-го, Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали соглашение о создании Таможенного союза. На границу даже специально приехали Лукашенко и Черномырдин и торжественно выкопали пограничный столб. Как он там возник, никто не знает, злые языки говорили, что его там вкопали специально предыдущей ночью.

Тем не менее граница была ликвидирована, и на ней вроде как отсутствует пограничный и таможенный контроль. По факту же российская сторона осуществляет и то, и другое, но выборочно и без проставления штампов. Кроме того, иностранец пересечь границу двух стран по земле не может, единственный способ сделать это законно — ехать на «Три сестры». Здесь и только здесь можно пройти все процедуры и получить штампы о пересечении наземной беларуско-российской границы. Этим пользуются в основном не коллекционеры штампов, а трудовые мигранты из Средней Азии, которым нужно обновить срок пребывания в России.

Тот самый монумент

В какой-то момент по официально одобряемой в СССР политике братских народов на богом забытом стыке границ БССР, РСФСР и УССР решили установить памятник единству трех народов. Приурочили это событие к еще одной знаменательной дате: 30-летию победы в войне. Памятник решили делать символично: три колонны, символизирующие республики, изваяли в Гомеле, облицовка на них крымская, а кольцо единства отлили в Брянской области.

medium bStSIFIovLY

Поставили памятник и стали ежегодно проводить фестиваль дружбы славянских народов и устраивать молодежный лагерь, хотя со стороны РСФСР к «Трем сестрам» даже нормальную дорогу не подвели. Когда Союз распался, фестиваль стал международным, причем на время его проведения открывали границы и окрестный народ устраивал здесь большую ярмарку. Таможня не работала, и можно было основательно закупиться нужными товарами. В 2004 году фестиваль посетили президенты трех стран, и к этому знаменательному событию со всех трех сторон сюда проложили нормальные дороги.

medium %D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C

Все прекратилось в 2014 году после всем известных событий. Погранпосты обложили мешками с песком, вырыли противотанковые траншеи, а у дорог поставили дежурить танки и БТР. Фестивали на этом месте больше не проводили, никому не нужный монумент постепенно ветшал, площадка перед ним заросла травой и сорняками, и все вместе это имело весьма печальный вид. Но тут на спасение пришел батька Лукашенко. С 2014 года он настолько вжился в роль примирителя славянских народов, что по его указанию за счет бюджета Гомельской области монумент полностью отреставрировали, и теперь он стоит как новенький. Не вернулся только фестиваль, с 2014 года он проходит в сильно урезанном формате без участия украинцев и в другом месте. Местные жители сожалеют и говорят, что праздник был хороший, с традициями: каждый год закапывали в землю бутылку водки, чтобы на следующий год ее откопать и совместно распить.

medium %D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0 2

Что посмотреть вокруг «Трех сестер»

Окрестности «Трех сестер» весьма любопытные и разнообразные. С белорусской стороны любопытен Гомель с красивым обширным парком и огромный Полесский радиационно-экологический заповедник, который с недавних пор открыт для посещения. Белорусская часть Чернобыльской зоны отчуждения намного менее популярна, чем украинская, и этим грех не воспользоваться.

В России интересным будет изучение наследия Гетманщины и местных старообрядческих общин. В Стародубе сохранился роскошный Рождественский собор XVII века в стиле казацкого, или украинского, барокко, а в селах Старый Ропск и Новый Ропск — фантастические деревянные храмы. Старообрядцы не отставали: от них остались Преображенский и Рождественско-Никольский соборы в столице местных старообрядцев Новозыбкове. Что характерно, церкви тоже деревянные, ведь запад Брянской области — настоящий заповедник деревянного зодчества.

medium %D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B8%CC%86 %D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B8%CC%86 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80

medium 1920px %D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C %D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B8%CC%86 %D0%A0%D0%BE%D0%BF%D1%81%D0%BA

На украинской стороне можно посетить древний Чернигов, где сохранилось аж шесть памятников домонгольской эпохи, включая старейшие храмы времен Киевской Руси. А на западе от Чернигова, ближе к Чернобылю, есть любопытнейший городок Славутич, построенный с помощью всех союзных республик после катастрофы на Чернобыльской АЭС для сотрудников станции, ведь она продолжала функционировать еще долгие годы после катастрофы. Каждый квартал города построен с уклоном в национальные мотивы одной из республик, но наиболее интересны кварталы закавказских и балтийских домов.

Источник

Путешествия от А до Я

Монумент Дружбы, прозванный в простонародье «Три сестры», — это памятник, посвященный сплоченности трех восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского. Монумент располагается в точке стыка границ трех государств (Россия, Украина, Беларусь). В подобных точках стыка границ разных государств довольно часто устанавливают монументы или памятные знаки, описывающие уникальность данной локации. Монумент «Три сестры» появился в 1975 году, тогда его местоположение было стыком границ трех союзных республик одного государства — СССР. После распада СССР монумент оказался на стыке трех стран, так это место теперь и называют: «стык».

Монумент «Три сестры» на карте

Именно здесь, «на стыке», зародился фестиваль братских народов «Славянское единство». Фестиваль «Славянское единство» — это международное мероприятие, которое приобрело широкую популярность далеко за пределами приграничных районов. Впервые подобное событие состоялось в 1969 году и проходило как встреча делегаций приграничных областей: Брянской, Черниговской и Гомельской. В 1975 году, в дни празднования тридцатилетия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, на месте пересечения границ трех братских республик установили Монумент Дружбы. С тех пор монумент стал ежегодным местом встречи участников международного фестиваля «Славянское единство». В форуме принимают участие тысячи гостей из трех государств: деятели культуры и искусства, представители общественных и политических организаций и представители важнейших отраслей экономики.

Monument of Friendship

Монумент Дружбы «Три сестры» — это три белоснежные стелы, на каждой из которых изображен герб одной из трех союзных республик, связанные одним большим кольцом. На барельефах кольца изображены вехи общей истории трех братских народов.

Monument Three sisters

Весьма примечательно, что Монумент Дружбы «Три сестры» стал плодом совместных усилий представителей трех соседних областей. В межобластном конкурсе, цель которого заключалась в выявлении лучшего проекта памятника, победил Стукачев Л. А. из Гомельской области. Гомельский инженер Максимович В. Г. и черниговский архитектор Меженный А. Г. участвовали в разработке окончательного варианта монумента. Киевские скульпторы Климушко Б. Е. и Горбань Е. Е. выполнили барельефы. Также в истории создания памятника принимали участие представители Брянского машиностроительного завода.

Монумент Дружбы установлен на высоком холме в центре кольцевого перекрестка, дороги от которого расходятся к трем пограничным пунктам пропуска:
— российский пункт пропуска «Новые Юрковичи»,
— белорусский пункт пропуска «Веселовка»,
— украинский пункт пропуска «Сеньковка».

Пограничные пункты пропуска названы по ближайшим населенным пунктам:
— со стороны России — село Новые Юрковичи Климовского района Брянской области,
— со стороны Белоруссии — деревня Веселовка Добрушского районa Гомельской области,
— со стороны Украины — село Сеньковка Городнянского района Черниговской области.

Красивую легенду рассказывают об этих населенных пунктах:

«Когда-то давным-давно рядом с тем местом, где теперь возвышается Монумент Дружбы, жил старый охотник. Было у него трое сыновей: Юрий, Сенька и Васелин. Выросли сыновья, каждый из них женился. Разошлись братья по трем сторонам, но поселились недалеко друг от друга. Жили они в ладу и согласии. В случае беды сходились братья вместе, чтобы легче было справиться с бедой. Там где обжились сыновья старого охотника, появились поселения, которые были названы их именами: Юрковичи, Сеньковка и Васеловка.»

Конечно, эта легенда — лишь выдумка, но как схожи три брата и три братских народа, которые сотни лет переживали все радости и невзгоды вместе.

В последнее время политические взаимоотношения между Россией и Украиной заметно ухудшились. Это повлияло и на фестиваль «Славянское единство», который больше не проводится на традиционном месте у Монумента Дружбы. А сам Монумент Дружбы, этот символ братства, за последние годы превратился в заброшенный неухоженный памятник. Остается только надеяться, что когда-нибудь отношения между братскими народами наладятся, фестиваль «Славянское единство» вернется на свою традиционную площадку, а Монумент Дружбы вновь станет символом единства братских народов.

Видео Славянское единство

Источник

Праздник на границе три сестры

43

Три сестры

В нынешнем году в странах Русского мира с особой торжественностью отмечается 1025-летие Крещения Руси. Брянская епархия расположена возле российско-украинско-белорусской границы. Планируется ли совместное с епархиями в соседних государствах празднование этой знаменательной даты?

– Брянская епархия граничит одновременно с несколькими епархиями Украины и Беларуси, но лишь в одном месте сходятся границы этих трех государств. Это место так и называется – стык трех границ или, более ласково, – «Три сестры». Знаменательно, не правда ли, что в самом названии наши народы отразили символизм этого места – места, которое нам являет общность российского, украинского и белорусского народов?

На «Трех сестрах» уже более 40 лет в последнюю субботу июня организуется праздник Единства славянских народов. В этот день как бы отменяются государственные границы, и люди могут беспрепятственно переходить из государства в государство. Это, кстати, сделать очень просто – надо сделать всего лишь шаг, и ты оказываешься в другом государстве.

На праздник организуются торговые ряды, праздничные представления, хороводы, песни. Надо отметить, что торжество Единства славянских народов не есть политический шаг, но выражает подлинное стремление трех братских народов к плотному взаимному общению. Подтверждением тому может стать один интересный факт. В начале 90-х годов, когда были сложности в межгосударственных отношениях, приняли решение не проводить праздник. Но сердцу человека не нужны указания сверху – и вот тысячи и тысячи людей пришли в тот год на «Три сестры».

Последние два года праздничные торжества посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который отмечал высокую значимость мероприятия.

В этом юбилейном году на «Трех сестрах» будет совершено богослужение, которое возглавит Блаженнейший митрополит Киевский Владимир. В богослужении примут участие все архиереи приграничных епархий, духовенство, миряне. Так что это будет по-настоящему праздник единства.

От празднования 1000-летия Крещения Руси принято вести отсчет возрождению нашей Церкви после десятилетий атеистических гонений. Не могли бы Вы рассказать, какие изменения произошли за эти 25 лет на Брянской земле?

– Брянская епархия фактически воссоздана в 1994 году, поэтому говорить о самостоятельных изменениях, происшедших в ней, можно лишь за этот период.

Учреждение новой епархии – это мощный стимул к развитию церковной жизни в данном месте. Поэтому плоды такого развития можно увидеть воочию: это и возрожденные монастыри, и восстановленные храмы, но, конечно, самое главное – это люди, которые потихоньку оттаивают и поворачивают свое сердце к Богу. Люди все разные. Тем, которые попроще, легче прийти к Богу, они верой воспринимают истины Православия. Тем, которые более интеллектуально развиты – несколько сложнее, их головы загружены большим количеством информации, часто неправильной информации, в том числе и о Церкви. Но все же с Божией помощью, без спешки, чтобы не оттолкнуть кого-нибудь, удается просвещать людей. С этой целью созданы «Епархиальные ведомости», больше года выпускается интересный журнал «Брянские миряне», освещающий жизнь православных брянцев, их дела милосердия и то, как в их жизни преломляется свет Православия. По областному телевидению еженедельно выходит программа «Мир вашему дому», в которой священники рассказывают как о праздниках, постах, так и о епархиальных событиях. Батюшкам можно задать вопрос в прямом эфире. Результатом сотрудничества с радиостанцией «Чистые ключи» стала еженедельная десятиминутная передача «Религия и общество: открытый диалог».

Плоды оживления религиозной жизни можно видеть на примере молодежи, которая начинает активно включаться в церковную жизнь. Молодые люди участвуют в богослужениях, в социальном служении, посещают детские дома, кормят бездомных, участвуют в противоабортных акциях.

Также существенным достижением епархии является открытие Брянского духовного училища в 2003 году. Постепенно улучшается уровень преподавания, увеличивается число студентов. В прошедшем году проведен капитальный ремонт здания, переданного Церкви. Теперь в училище есть общежитие, студенты живут в комфортных двухместных комнатах. Мы прикладываем все усилия, чтобы молодые люди наряду с хорошими богословскими знаниями имели достойные условия проживания.

Кроме того, церковная жизнь Брянщины за прошедшие годы увенчалась еще одним событием – строительством Брянского кафедрального собора в честь Живоначальной Троицы, освящение которого в 2012 году возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Конечно, остаются проблемы церковной жизни, но мы движемся по пути их решения. Для этого мы просили Святейшего Патриарха выделить из состава Брянской самостоятельную епархию. Священный Синод удовлетворил прошение. И в настоящее время, Божией милостью, имеется еще один архиерей – епископ Клинцовский и Трубчевский Сергий, который будет также трудиться на Брянской земле. Уверен, что как в 1994 году Брянщина получила мощный стимул в развитии церковной жизни, так и ныне выделение самостоятельной епархии значительно увеличит воцерковленность наших людей.

Молебное пение у Монумента дружбы, места схождения трех границ, является самым главным, но заключительным мероприятием в праздновании единства славянских народов. На самом деле это целый блок мероприятий, которые начинаются со Дня славянской письменности и культуры. В этот день в городе Трубчевске проводится концерт с участием творческих коллективов России, Украины и Беларуси «Венок славянской дружбы» – очень любимый, надо сказать, брянцами. Затем даются порядка десяти концертов поочередно на Украине, в Беларуси и в России. Также более 30 лет к празднику Единства приурочены встречи библиотечных работников приграничных районов. Непосредственно на трех границах за неделю до праздника разворачивается молодежный лагерь, где, помимо культурных мероприятий, организуются различные дискуссионные площадки, на которых молодые люди представляют свои научные и культурные проекты. В последующем наиболее удачные из этих проектов получают поддержку со стороны области.

Кроме того, в течение года проводится не просто большое, а огромное количество культурных и духовно-просветительских мероприятий. Среди них я хотел бы отметить конкурс детского рисунка «Духовные сокровища твои», приуроченный к празднику Пасхи. Дети рисуют на тему любви к Родине, на различные духовные темы. Надо отметить, что на этот конкурс присылаются работы не только из воскресных и художественных школ приграничных областей трех государств, но и из 60 стран мира.

Дети участвуют и в других конкурсах рисунка, позволяющих объединить братские народы. Так, в приграничном городе Новозыбкове проходит конкурс детских творческих коллективов «Я рисую свой мир и дарю его вам».

Еще одно интересное мероприятие, проводимое в Брянске в течение уже 20 лет, – Славянские театральные встречи. Вначале приезжали коллективы из Брянска, Гомеля, Чернигова. Сейчас же есть участники и из отдаленных городов – Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы.

В Брянской области проходит всероссийское празднование Дня поэзии, посвященного памяти и творчеству Федора Тютчева. Это мероприятие позволяет объединить представителей культуры, интеллигенцию наших государств. Родина поэта стала своеобразной площадкой для обмена опытом между писателями и поэтами. В это время происходят встречи с писателями, поэтические вечера, презентации книг – так называемые Тютчевские чтения.

Одним из самых знаменательных событий в Брянске, в плане культурного объединения славянских народов, является Научно-практическая конференция, посвященная славянскому рушнику и костюму. Многочисленные доклады по новейшим исследованиям подтверждают интерес к общим славянским корням, которые таким вот своеобразным образом проявлялись в быте наших предков.

Одним из наиболее известных культурных мероприятий, проводимых представителями Беларуси, России и Украины, является фестиваль «Славянский базар». Участвует ли в его проведении Церковь, в частности, Брянская епархия?

– «Славянский базар» – это хорошо организованное мероприятие, проводимое на межгосударственном уровне и позволяющее собрать людей со многих славянских стран. На этот фестиваль мы, конечно же, направляем коллективы – как детские, так и взрослые.

Энергичное приграничное передвижение между странами обычно способствует развитию экономических, человеческих связей. А развивается ли между тремя приграничными епархиями «паломническое передвижение»? Есть ли программы развития паломничества к святыням епархий в соседних государствах и принесения святынь?

– Централизованная епархиальная паломническая служба в Брянской епархии была организована не так давно, и она уже активно развивается. Конечно, среди паломнических маршрутов, в первую очередь, мы стараемся определить посещение близлежащих святынь. Очень большой популярностью пользуется Почаевская Лавра. Но не все могут съездить в Почаев поклониться Матери Божией, поэтому в прошлом году состоялось принесение в Брянск Почаевской иконы Пресвятой Богородицы, перед которой смогли помолиться многие тысячи паломников со всех уголков области. Также люди чтят святителя Феодосия Черниговского, преподобного Лаврентия Черниговского. Многие люди ездят поклониться в Успенскую Киево-Печерскую лавру.

В Брянскую епархию множество паломников приезжает к мощам преподобного князя Олега Брянского, в Свенскую обитель, к Балыкинской, Севской и Чубковской иконам Божией Матери.

В прошлом году было положено начало еще одному культурному мостику между братскими странами. Так, Брянскую епархию посетили сестры Елисаветинского женского монастыря Минска, они представляли монастырь на специально организованной выставке-ярмарке «Из Беларуси с любовью», давали концерты духовных песнопений, проводили дискуссионные встречи с молодежью, военнослужащими. Поскольку мероприятие нашло большой отклик среди населения Брянска, с этого года решено сделать его регулярным.

Ведется ли между приграничными епархиями координация действий в сфере духовного образования, миссионерской и просветительской деятельности?

Да, в этом году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла учрежден Координационный комитет епархий российско-украинско-белорусского приграничья, который занимается этими вопросами.

Не могли бы Вы рассказать о задачах, которые стоят перед комитетом?

Основная задача комитета — организация полноценного приграничного сотрудничества как выражения единства славянских народов, о праздновании которого я уже упомянул. Комитетом будут выработаны стратегии приграничного сотрудничества, осуществлена их координация и реализация в жизни. Будут приложены все усилия, чтобы епархии смогли проводить больше совместных мероприятий, поскольку проводимый один раз в год праздник Единства славянских народов, конечно же, уже не отвечает растущим потребностям межнационального диалога. Необходимо более полное и тесное сотрудничество.

В первую очередь будут приложены усилия по содействию паломничеству. По мнению одного из архиереев, именно общие святые и общие святыни должны лечь в основу дальнейшего взаимодействия епархий в российско-украинско-белорусском приграничье.

Таким образом, образованный комитет будет содействовать укреплению единства братских народов.

Источник

Adblock
detector