Меню

праздник марии египетской в 2021

День Марии Египетской или Марья — пустые щи 14 апреля 2021 года: традиции, приметы и поверья

unnamed 1 6

Согласно церковного календаря, 14 апреля 2021 года православные христиане отмечают день Марии Египетской, покровительницы всего женского рода. Святая провела в пустыне почти полвека, посвятив всё это время молитвам и посту, искореняя в себе греховные желания, которые присутствовали в её жизни до покаяния.

В этот день каждая женщина, пребывающая в браке, молится о счастье в семье и о нерушимости семейного очага. На Руси верили, что именно в день памяти святой молитва к ней обладает особой силой.

Какой народный праздник отмечается 14 апреля 2021 года

mariya egipetskaya

В народе этот день называют «пустые щи», так как к этому времени в семьях предков уже заканчивался запас капусты, что не позволяло им приготовить насыщенное блюдо, как раньше. Также, эта дата имела и второе название — «зажги снега» — что связано с погодой. Дело в том, что в этот период солнце «кидало» яркие блики на снег и в ручьи.

В этот день люди мыли входные двери, традиционно добавляя в воду мёд и вино – это помогало им защититься от нечисти и от тех несчастий, которые она способна принести, если проникнет в жилище.

Считается, что в эту ночь снятся вещие сны, но, если сновидец не желает осуществления приснившегося сюжета, ему стоит подробно рассказать сновидение бегущей воде. Для этого подойдет весенний ручеек, река или даже водопад – такая вода способна «унести» весь «наговоренный» негатив, «снимая» его с человека.

Что нельзя делать в этот день

i8bljoi04kw

В этот временной период сильно разливались реки, потому «местные» не ходили ни на рыбалку, ни в лес. Существуют и другие запреты этого дня:

Кроме того, предки опасались резать хлеб ножом в этот день – его следовало только ломать. В противном случае они рисковали «отрезать» от себя кого-то из близких людей.

Приметы 14 апреля 2021 года

img 20200419 wa0035

В этот день славяне обращали особое внимание на то, как с водоёмов сходит лед. Считалось, что быстрый и легкий ледоход предвещал хороший, не тяжёлый год. А ледяные заторы, напротив, «говорят» о грядущем тяжёлом времени с множеством проблем. Были и другие приметы:

В том случае, если пчелы вылетали из ульев и роились над ними в этот день, то ожидалось раннее потепление, а сильный разлив рек обещал хорошую летнюю рыбалку и щедрый клев.

Источник

День Марии Египетской или Марья — пустые щи 14 апреля 2021 года:традиции, обряды

37c633aa8318fcdb0e58385711e3ac88

Церковное название: День Марии Египетской

Значение: Пробуждение сил земли, окончательная победа весны над зимой; почтение памяти святой Марии Египетской

Другие названия: Пробуждение Домового, Пустые щи, Первая встреча пролетья, Марья — зажги снега, заиграй овражки

Традиции: Обман и хитрости в честь домового, жертва водяному, постный день

Марья – зажги снега – это славянский праздник, который так давно существует на стыке древних языческих и христианских традиций, что уже практически невозможно определить, к какому историческому периоду относится та или иная традиционная часть. Отмечают день Марьи Египетской 14 апреля (1 апреля по старому стилю). Праздник этот принято считать народно-христианским (наряду с Масленицей, Ильиным днем).

История праздника

История праздника лежит в двух культурных пластах – славянской языческой мифологии и христианских преданиях. Согласно славянской языческой традиции, 1 апреля (по старому стилю) к жизни возвращались уснувшие на зиму низшие божества и духи-хранители (домовой, водяной). Низшие божества и духи-хранители почитались славянами и как возможные помощники, и как потенциально опасные существа, которых нужно задабривать.

Также праздник, как народно-славянский праздник весенне-летнего цикла, тесно связан с урожаем. Одно из своих названий, «пустые щи», Марьин день получил потому, что в начале апреля люди переходили на «голодный режим». Продукты, в частности капуста, в погребах заканчивались, похлебка становилась менее питательной. Чтобы заменить капусту, ели щавель, крапиву.

b22e1dd99b63ba8ef79048470f741f69

1 апреля воспринимали как окончательную победу весны. Снег сходит окончательно, земля снова приносит свои первые дары.

Христианство принесло в праздник другую специфику. Первый день апреля у христиан – день почитания святой Марьи Египетской, покровительницы всех раскаявшихся. Символически, отпущение грехов и духовное обновление, связанное с христианским преданием о раскаявшейся и прощеной блуднице, ставшей святой, очень совпало по настроению с праздником «пролетья», окончательного триумфа весны и жизни над зимой и смертью у язычников. Христиане праздновали обновление, отречение от греха, постились.

История Марии Египетской, после раскаяния 50 лет прожившей в пустыне искупая грехи, хорошо гармонировала с необходимостью переживать трудные времена со скудными запасами. Так языческая и христианская основы праздников гармонично дополнили друг друга, стали сосуществовать как народно-христианское празднество.

Что нельзя делать 14 апреля

В этот временной период сильно разливались реки, потому «местные» не ходили ни на рыбалку, ни в лес;

Не следует убивать паука, который сплел паутину на входной двери;

Ссориться и ругаться 14 апреля не положено;

Пересаливать пищу не разрешается;

Резать хлеб ножом не годится;

Запрещено незамужним входить в дом, не закрыв за собой дверь;

Не стоит беременным употреблять в пищу яйца;

Не рекомендуется устраивать роскошный ужин.

Что можно делать 14 апреля

Следует ломать хлеб рукой;

Надо закончить стирку и глажку;

Положено быть воздержаннее в пище и поведении.

Традиции и обряды

Большая часть традиций и обрядов связана со славянско-языческой основой, поскольку язычество более склонно к ритуалам.

Два основных ритуальных действия связаны с задабриванием домового и жертвой водяному.

Согласно представлениям славян, домовой – это не только помощник, но и типичный трикстер, обманщик. Хитрость и изворотливость помогают ему вести хозяйство, поэтому 1 апреля эти качества восславлялись:

Девушки обманывали число людей, кратное 3 (3, 6,9), чтобы им повезло в браке;

Если обмануть 12 людей, по количеству месяцев в году, то все 12 месяцев хозяйство будет крепким;

Если тебя не сумели обмануть, то будешь успешен в торговле;

Кто из супругов первым успел обмануть второго, тот будет верховодить в семье весь год.

Водяному приносили в жертву коня, чтобы сильно не лютовал, а к воде в этот день подходить боялись.

Народные приметы 14 апреля

Звезд не видать на небе, значит, будет тепло;

Солнечная погода в этот день продлится несколько месяцев;

Большое половодье сулит много травы и ранний покос;

Облака кажутся синими — к потеплению и дождю;

Сырость на Марию предвещает урожай грибов;

Если гремит гром, лето ожидается теплое и ясное, если только молния сверкает — засушливое.

Источник

15 апреля

Чтения Священного Писания

Богослужения

Тропари, кондаки, молитвы и величания

В четверг, св. апостолам

Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Апостолы святые, молите Милостивого Бога, да прегрешений прощение подаст душам нашим.

В четверг, святителю Николаю

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ Я́же веще́й И́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших.

В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́,/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти./ Сего́ ра́ди освяти́лся еси́,// я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.

Перевод: В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий, ибо Христово Евангелие исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных спас от смерти; потому был ты освящен, как великий служитель таинств Божией благодати.

Мысли свт. Феофана Затворника

feofan

Стало быть, не допускай мыслей злых, и не будет падений. Между тем, о чем больше всего небрегут? О мыслях. Им позволяют бурлить сколько и как угодно, и думать не думают когда-нибудь укрощать их или направлять к разумным занятиям.

А между тем, в этой суматохе внутренней подходит враг, влагает зло в сердце, обольщает его и склоняет на это зло. И человек, сам того не замечая, является готовым на зло. Остается ему или исполнять скованное сердцем зло, или бороться. Но то наше горе, что за последнее никто почти не берется, а все, как связанные, ведутся на зло.

Притча дня

Один монах спросил преподобного Гавриила (Ургебадзе), что такое пост.

— Сейчас объясню, — ответил он и рассказал монаху обо всех грехах, им совершенных.

От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он плакал. А старец с улыбкой сказал:

— А теперь иди — ешь обед.

— Нет, отче, спасибо, я не хочу, — ответил монах.

— Вот это и есть пост, когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде.

Проповедь дня

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

prp marija

Основы православия

Тема 105. Каковы признаки Священного Предания?

Наряду со Священным Преданием, хранимым Церковью, в ней циркулируют частные предания, не относящиеся к Священному. Частные предания относительно одних и тех же фактов могут разниться. К ним следует относиться с надлежащим рассуждением.

Признаками Священного Предания являются: древность (от апостолов), всеобщность, повсеместность, непрерывность, соответствие Священному Писанию (Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания).

Практические советы

Как избавиться от вредных привычек?

Избавиться от вредных привычек можно с Божьей помощью. Нужно искреннее в них раскаяние на Исповеди, твердая решимость исправиться и приложение усилий к исправлению. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).

Избавление от вредных привычек, зависимостей, не должно быть в духовной жизни самоцелью. Это должно стать средством приближения к Богу. Чтобы победить грех, нужно его искренне возненавидеть, осознать, что ты добровольно стал его рабом, что он тянет тебя в преисподнюю. И ежедневно молиться Спасителю о помощи в избавлении от ненавистного порока.

В качестве дополнительных средств рекомендуют пить с молитвой святую воду и читать Евангелие, когда страсть особенно обуревает.

Источник

Праздники Великого поста — 2021

Память великомученика Феодора Тирона — 20 марта

Неделя 1‑я Великого поста. Торжество Православия — 21 марта

Память 40 мучеников Севастийских — 22 марта

Неделя 2‑я Великого поста. Святителя Григория Паламы — 28 марта

Неделя 3‑я Великого поста. Крестопоклонная — 4 апреля

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля

Неделя 4‑я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника (VI в.) — 11 апреля

Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота Акафиста — 17 апреля

Неделя 5‑я Великого поста. Преподобной Марии Египетской (VI в.) — 18 апреля

Лазарева суббота — 24 апреля

Неделя 6‑я. Неделя ва́ий («пальмовых ветвей»), иначе — Неделя цветоносная, Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим — 25 апреля

Родительские субботы Великого Поста

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Память великомученика Феодора Тирона — 20 марта

Воин Феодор («Тирон» буквально — новобранец) — великомученик, память которого отмечается в субботу первой недели Великого поста.

Он жил в III веке при правлении императора Максимилиана. За то, что Феодор отказался принести жертву языческим богам и объявил себя христианином, воина бросили в тюрьму, жестоко пытали и, в конце концов, сожгли на костре. По преданию, огонь не повредил его останки. Их забрала христианка Евсевия и сохранила в своем доме. Позднее мощи святого были перенесены в Константинополь.

Накануне дня памяти святого Федора Тирона, в пятницу, после Литургии Преждеосвященных Даров, в храмах читают канон великомученику Феодору и раздают прихожанам коливо (вареные зерна пшеницы с медом). Это делается в память об одном удивительном событии. Дело в том, что в IV веке к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник. Он притеснял христиан разными способами. Однажды в первую седмицу Великого поста, он приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты, которые продавались в городе. В ближайшую ночь местному архиепископу во сне явился великомученик Феодор и рассказал о кознях императора. Мученик повелел христианам не покупать идоложертвенную пищу, а сварить коливо из домашних запасов зерна.

Неделя 1‑я Великого поста. Торжество Православия — 21 марта

В церковнославянском «неделя» значит «воскресенье», а неделя в современном смысле слова называется «седмица». Каждое воскресенье Великого поста имеет особое посвящение.

В первое воскресенье Великого называется Торжество Православия в честь события, которое произошло в 843 году в Константинополе. Тогда царица Феодора собрала иерархов Церкви, одобрявших иконопочитание, и низложила иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика. Так были воплощены решения VII Вселенского собора, который постановил почитать святые иконы.

Этот праздник решили сделать ежегодным, чтобы напоминать людям об опасности впадения в ересь. Отмечают Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на такой день. Тексты чина Торжества Православия говорят о победе Церкви над ересями и провозглашают постановления семи Вселенских соборов.

Память 40 мучеников Севастийских — 22 марта

Военачальник приказал им принести жертву языческим богам, но воины отказались. Тогда их раздели и оставили на ночь на замерзшем озере. Рядом поставили тёплую баню, чтобы соблазнить их отречься от Христа. Наутро один из воинов не выдержал испытаний и побежал в баню, однако там сразу же упал замертво. Зато один из стражников по имени Аглаий, видя стойкость духа мучеников, добровольно разделся и присоединился к ним. По преданию, мученики не замерзли, простояв много часов на льду. Тогда стража перебила им голени, а затем сожгла. Обугленные кости мучеников бросили в воду, чтобы христиане не могли захоронить их. Но, как говорит житие, через три дня мученики явились во сне епископу Севастийскому Петру и попросили похоронить свои останки. Епископ с несколькими помощниками пошел к озеру и увидел, что кости мучеников светятся под водой ярким светом. Он собрал их и с честью похоронил.

Память Сорока мучеников относится числу наиболее чтимых праздников, поэтому в этот день облегчается строгость Великого поста и совершается литургия преждеосвященных Даров.

Существует также народная традиция готовить на праздник Сорока мучеников «жаворонки» — фигурки птиц из постного теста с глазами-изюминками. Эти птички символизируют улетающие к Богу души мучеников.

Неделя 2‑я Великого поста. Святителя Григория Паламы — 28 марта

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, — один из величайших богословов и учителей Церкви. Его главный вклад — учение о непрестанной молитве, исихии (молчания), нетварных энергиях и Фаворском свете. Святитель писал, что верующий человек способен (с Божией помощью) удалиться от греха настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом еще при жизни, увидеть нетварный фаворский свет, который был открыт апостолам на горе Преображения.

Преображение — одно из важнейших событий евангельской истории (праздник в честь него отмечается Церковью 19 августа). Однажды Христос, взяв с Собой учеников Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. Во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. Ученики увидели, что с Ним беседуют пророки Моисей и Илья. Это поразило апостолов. Долгое время не только простой народ, но и ученики Христа считали Его прежде всего земным царем. В день Преображения Господь приоткрыл им завесу будущего и показал, что Он — Сын Божий. На иконах праздника Христа обычно изображают в ореоле «фаворского света» — необычайного сияния, которое увидели апостолы.

Пост — лучшее время для упражнений в воздержании и молитве, поэтому на второй неделе мы вспоминаем святителя Григория Паламу, который учил, что внутреннее преображение доступно каждому из нас.

Неделя 3‑я Великого поста. Крестопоклонная — 4 апреля

Великий пост подходит к своей середине, и верующие начинаютуставать от ограничений и напряженной духовной жизни. Чтобы ободрить их, Церковь предлагает вспомнить о цели постного подвига. Мы постимся, чтобы разделить с Христом Его страдания, а затем глубже прочувствовать радость Пасхи. В центре внимания в этот день — крест, главный христианский символ.

На воскресной всенощной Животворящий Крест Господень выносится в центр храма и остается там до пятницы. Под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» верующие совершают перед крестом поклоны. Крест напоминает нам о страданиях Спасителя, укрепляет в намерении духовно трудиться в ожидании Пасхи. Митрополит Антоний Сурожский говорил об этом так: «Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно».

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля

В этот день Дева Мария услышала радостную (благую) весть о том, что Она станет Матерью Спасителя мира.

Об событии Благовещения рассказывает Евангелие от Луки. Там говорится, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи Бог послал архангела Гавриила в город Назарет к Деве Марии с вестью о том, что она родит Спасителя мира.

Войдя к Марии, ангел произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Он также добавил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». (Лк. 1:28-33) Слова архангела — первая добра весть от Бога для человечества после грехопадения. Теперь связь человека и Бога, прерванная грехом Адама и Евы, восстановлена, а значит, начинается новая страница истории человеческого рода.

Благовещение ежегодно отмечается 7 апреля — за девять месяцев до Рождества.

Неделя 4‑я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника (VI в.) — 11 апреля

Преподобный Иоанн — подвижник шестого века, который сорок лет провёл в подвиге молчания и молитвы. Он написал духовное сочинение «Лествица» — наставление и руководство к духовной жизни. В этой книге путь христианина представлен как постепенное восхождение по лестнице (лествице).

«Настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви», — говорится в «Лествице».

Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота Акафиста — 17 апреля

Суббота пятой седмицы Великого поста называется Субботой акафиста (иначе — Похвалой Пресвятой Богородицы).

Акафист Пресвятой Богородице — хвалебный гимн Пресвятой Деве Марии, составленный в Византии между V и VII вв. Греческое слово «акафистос» означает «неседален», т. е. песнь, во время которой нельзя сидеть. Акафист Богородице долгое время был единственным в своем роде, но постепенно стали появляться другие богослужебные гимны, повторяющие его структуру. Сейчас есть множество акафистов — Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, акафисты святым. Однако византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать исключительное положение: это единственный акафист, исполнение которого предписано богослужебным уставом. Он поется на утрене субботы пятой седмицы Великого поста (фактически — в пятницу вечером).

Есть несколько версий о причинах появления праздника. С одной стороны, благодаря заступничеству Богородицы, по преданию, удалось избавить Константинополь от нашествия арабов и персов в VII веке. Также празднование связано с Благовещением Пресвятой Богородицы (до того, как датой празднования назначили 7 апреля, его совершали в пятую субботу Великого поста).

Неделя 5‑я Великого поста. Преподобной Марии Египетской (VI в.) — 18 апреля

В конце Великого поста мы вспоминаем святую, которая прошла долгий путь покаяния. Пре­подобная Мария родилась в Александрии в середине V века. В двенадцать лет она ушла из дома, влекомая порочной жизнью. Долго Мария жила в грехе: «Семнадцать лет, и даже больше, я совершала блуд со всеми, не ради подарка или платы, так как ничего ни от кого я не хотела брать, но я так рассудила, что даром больше будут приходить ко мне и удовлетворять мою похоть». Но внезапно Господь обратил ее к покаянию.

Это случилось, когда Мария случайно попала в Иерусалим и оказалась у храма Воскресения Христова. Все люди свободно входили в храм, а Марию останавливала невидимая сила. Так она поняла, что Господь не допускает ее войти в святое место.

Марию охватили страх и раскаяние. После этого она зашла внутрь. Молитва у Гроба Господня изменила грешницу: Мария оставила свою прошлую жизнь и ушла в Иорданскую пустыню. Там она провела почти пятьдесят лет в одиночестве, молясь и постясь. В пустыне ее встретил старец Зосима из Иорданского монастыря. Он беседовал с преподобной и был поражен ее праведностью. Также он видел, как во время молитвы она приподнималась над землей и переходила Иордан по воде как по суше. Год спустя старец причастил святую, а еще через год — нашел в пустыне ее тело и похоронил. По преданию, могилу ему помог выкопать лев.

Святой Серафим Саровский говорил, что разница между погибающим грешником и грешником, который находит путь к спасению, — в решимости. Примером такой решимости служит Мария Египетская.

Житие Марии Египетской читается за богослужением на пятой неделе Великого поста, в среду вечером, когда в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской (Мариино стояние).

Лазарева суббота — 24 апреля

В этот день мы вспоминаем невероятное чудо — воскрешение Христом праведного Лазаря, который четыре дня был мертв.

По преданию, после Воскресения Христа Лазарь из-за гонений покинул Иудею. Он поселился на Кипре и впоследствии стал епископом. После своего воскресения Лазарь прожил еще около 30 лет.

Неделя 6‑я. Неделя ва́ий («пальмовых ветвей»), иначе — Неделя цветоносная, Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим — 25 апреля

В этот праздник мы вспоминаем, как вскоре после воскрешения Лазаря Христос торжественно въехал в Иерусалим. Зная о совершённом чуде, горожане встречали Его как царя Иудеи и освободителя от римского владычества, кричали «Осанна сыну Давидову!» и бросали под ноги одежды и срезанные пальмовые ветви. Фарисеи призывали Иисуса запретить это делать, но Он отвечал: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40). В то же время Христос подчёркивает, что царство Его — не от мира сего. Он входит в Иерусалим не на коне, как все правители и полководцы, а на осле, символизирующем мир.

Тем не менее, народ приветствовал Христа как царя. Много веков иудеи ждали Мессию, о котором говорили пророки Ветхого завета. Кроме того, Иудея тогда находилась под римским владычеством, и многие воспринимали пророчества о Мессии как пророчество о великом земном царе.

До сих пор в Церкви сохраняется традиция встречать праздник с ветвями пальм в руках — они освящаются во время Всенощного бдения. Но поскольку в России и других северных странах пальмы не растут, верующие приносят в храм ветви вербы — первые весенние цветы.

Как и Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим отстоит особняком от Великого поста. Эти дни подводят нас к особому периоду — Страстной седмице, которая хотя и является постной, но уже вплотную приближает нас ко дню Воскресения Христова. Страстная седмица (26 апреля — 1 мая) — особая неделя в церковном году, когда мы переживаем пребывание Христа в Иерусалиме, Его предательство Иудой, Тайную вечерю, Распятие и положение во гроб. Каждый день седмицы, ввиду важности вспоминаемых событий, называется «великим».

Родительские субботы Великого Поста

Родительские субботы — дни, когда мы особенно глубоко, вместе со всей Церковью, молимся за умерших родных и близких. В календаре Русской Православной Церкви восемь родительских суббот, и целых три из них приходятся на Великий пост. Дело в том, что во время Великого поста полная Литургия в будние дни не совершается, а значит — нет и поминовения усопших на проскомидии (первая часть Литургии, когда готовятся хлеб и вино для Причастия). Три великопостные родительские субботы призваны восполнить этот «пробел» — дать верующим возможность собраться для заупокойной молитвы.

Название «родительская», скорее всего, произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия — «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Суббота 2-й седмицы Великого поста — 27 марта 2021 года.

Суббота 3-й седмицы Великого поста — 3 апреля марта 2021 года.

Суббота 4-й седмицы Великого поста — 10 апреля 2021 года.

Источник

День Марии Египетской или Марья — пустые щи 14 апреля 2021 года:традиции, обряды

37c633aa8318fcdb0e58385711e3ac88

Церковное название: День Марии Египетской

Значение: Пробуждение сил земли, окончательная победа весны над зимой; почтение памяти святой Марии Египетской

Другие названия: Пробуждение Домового, Пустые щи, Первая встреча пролетья, Марья — зажги снега, заиграй овражки

Традиции: Обман и хитрости в честь домового, жертва водяному, постный день

Марья – зажги снега – это славянский праздник, который так давно существует на стыке древних языческих и христианских традиций, что уже практически невозможно определить, к какому историческому периоду относится та или иная традиционная часть. Отмечают день Марьи Египетской 14 апреля (1 апреля по старому стилю). Праздник этот принято считать народно-христианским (наряду с Масленицей, Ильиным днем).

История праздника

История праздника лежит в двух культурных пластах – славянской языческой мифологии и христианских преданиях. Согласно славянской языческой традиции, 1 апреля (по старому стилю) к жизни возвращались уснувшие на зиму низшие божества и духи-хранители (домовой, водяной). Низшие божества и духи-хранители почитались славянами и как возможные помощники, и как потенциально опасные существа, которых нужно задабривать.

Также праздник, как народно-славянский праздник весенне-летнего цикла, тесно связан с урожаем. Одно из своих названий, «пустые щи», Марьин день получил потому, что в начале апреля люди переходили на «голодный режим». Продукты, в частности капуста, в погребах заканчивались, похлебка становилась менее питательной. Чтобы заменить капусту, ели щавель, крапиву.

b22e1dd99b63ba8ef79048470f741f69

1 апреля воспринимали как окончательную победу весны. Снег сходит окончательно, земля снова приносит свои первые дары.

Христианство принесло в праздник другую специфику. Первый день апреля у христиан – день почитания святой Марьи Египетской, покровительницы всех раскаявшихся. Символически, отпущение грехов и духовное обновление, связанное с христианским преданием о раскаявшейся и прощеной блуднице, ставшей святой, очень совпало по настроению с праздником «пролетья», окончательного триумфа весны и жизни над зимой и смертью у язычников. Христиане праздновали обновление, отречение от греха, постились.

История Марии Египетской, после раскаяния 50 лет прожившей в пустыне искупая грехи, хорошо гармонировала с необходимостью переживать трудные времена со скудными запасами. Так языческая и христианская основы праздников гармонично дополнили друг друга, стали сосуществовать как народно-христианское празднество.

Что нельзя делать 14 апреля

В этот временной период сильно разливались реки, потому «местные» не ходили ни на рыбалку, ни в лес;

Не следует убивать паука, который сплел паутину на входной двери;

Ссориться и ругаться 14 апреля не положено;

Пересаливать пищу не разрешается;

Резать хлеб ножом не годится;

Запрещено незамужним входить в дом, не закрыв за собой дверь;

Не стоит беременным употреблять в пищу яйца;

Не рекомендуется устраивать роскошный ужин.

Что можно делать 14 апреля

Следует ломать хлеб рукой;

Надо закончить стирку и глажку;

Положено быть воздержаннее в пище и поведении.

Традиции и обряды

Большая часть традиций и обрядов связана со славянско-языческой основой, поскольку язычество более склонно к ритуалам.

Два основных ритуальных действия связаны с задабриванием домового и жертвой водяному.

Согласно представлениям славян, домовой – это не только помощник, но и типичный трикстер, обманщик. Хитрость и изворотливость помогают ему вести хозяйство, поэтому 1 апреля эти качества восславлялись:

Девушки обманывали число людей, кратное 3 (3, 6,9), чтобы им повезло в браке;

Если обмануть 12 людей, по количеству месяцев в году, то все 12 месяцев хозяйство будет крепким;

Если тебя не сумели обмануть, то будешь успешен в торговле;

Кто из супругов первым успел обмануть второго, тот будет верховодить в семье весь год.

Водяному приносили в жертву коня, чтобы сильно не лютовал, а к воде в этот день подходить боялись.

Народные приметы 14 апреля

Звезд не видать на небе, значит, будет тепло;

Солнечная погода в этот день продлится несколько месяцев;

Большое половодье сулит много травы и ранний покос;

Облака кажутся синими — к потеплению и дождю;

Сырость на Марию предвещает урожай грибов;

Если гремит гром, лето ожидается теплое и ясное, если только молния сверкает — засушливое.

Источник

Праздники Великого поста — 2021

Память великомученика Феодора Тирона — 20 марта

Неделя 1‑я Великого поста. Торжество Православия — 21 марта

Память 40 мучеников Севастийских — 22 марта

Неделя 2‑я Великого поста. Святителя Григория Паламы — 28 марта

Неделя 3‑я Великого поста. Крестопоклонная — 4 апреля

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля

Неделя 4‑я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника (VI в.) — 11 апреля

Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота Акафиста — 17 апреля

Неделя 5‑я Великого поста. Преподобной Марии Египетской (VI в.) — 18 апреля

Лазарева суббота — 24 апреля

Неделя 6‑я. Неделя ва́ий («пальмовых ветвей»), иначе — Неделя цветоносная, Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим — 25 апреля

Родительские субботы Великого Поста

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Память великомученика Феодора Тирона — 20 марта

Воин Феодор («Тирон» буквально — новобранец) — великомученик, память которого отмечается в субботу первой недели Великого поста.

Он жил в III веке при правлении императора Максимилиана. За то, что Феодор отказался принести жертву языческим богам и объявил себя христианином, воина бросили в тюрьму, жестоко пытали и, в конце концов, сожгли на костре. По преданию, огонь не повредил его останки. Их забрала христианка Евсевия и сохранила в своем доме. Позднее мощи святого были перенесены в Константинополь.

Накануне дня памяти святого Федора Тирона, в пятницу, после Литургии Преждеосвященных Даров, в храмах читают канон великомученику Феодору и раздают прихожанам коливо (вареные зерна пшеницы с медом). Это делается в память об одном удивительном событии. Дело в том, что в IV веке к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник. Он притеснял христиан разными способами. Однажды в первую седмицу Великого поста, он приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты, которые продавались в городе. В ближайшую ночь местному архиепископу во сне явился великомученик Феодор и рассказал о кознях императора. Мученик повелел христианам не покупать идоложертвенную пищу, а сварить коливо из домашних запасов зерна.

Неделя 1‑я Великого поста. Торжество Православия — 21 марта

В церковнославянском «неделя» значит «воскресенье», а неделя в современном смысле слова называется «седмица». Каждое воскресенье Великого поста имеет особое посвящение.

В первое воскресенье Великого называется Торжество Православия в честь события, которое произошло в 843 году в Константинополе. Тогда царица Феодора собрала иерархов Церкви, одобрявших иконопочитание, и низложила иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика. Так были воплощены решения VII Вселенского собора, который постановил почитать святые иконы.

Этот праздник решили сделать ежегодным, чтобы напоминать людям об опасности впадения в ересь. Отмечают Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на такой день. Тексты чина Торжества Православия говорят о победе Церкви над ересями и провозглашают постановления семи Вселенских соборов.

Память 40 мучеников Севастийских — 22 марта

Военачальник приказал им принести жертву языческим богам, но воины отказались. Тогда их раздели и оставили на ночь на замерзшем озере. Рядом поставили тёплую баню, чтобы соблазнить их отречься от Христа. Наутро один из воинов не выдержал испытаний и побежал в баню, однако там сразу же упал замертво. Зато один из стражников по имени Аглаий, видя стойкость духа мучеников, добровольно разделся и присоединился к ним. По преданию, мученики не замерзли, простояв много часов на льду. Тогда стража перебила им голени, а затем сожгла. Обугленные кости мучеников бросили в воду, чтобы христиане не могли захоронить их. Но, как говорит житие, через три дня мученики явились во сне епископу Севастийскому Петру и попросили похоронить свои останки. Епископ с несколькими помощниками пошел к озеру и увидел, что кости мучеников светятся под водой ярким светом. Он собрал их и с честью похоронил.

Память Сорока мучеников относится числу наиболее чтимых праздников, поэтому в этот день облегчается строгость Великого поста и совершается литургия преждеосвященных Даров.

Существует также народная традиция готовить на праздник Сорока мучеников «жаворонки» — фигурки птиц из постного теста с глазами-изюминками. Эти птички символизируют улетающие к Богу души мучеников.

Неделя 2‑я Великого поста. Святителя Григория Паламы — 28 марта

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, — один из величайших богословов и учителей Церкви. Его главный вклад — учение о непрестанной молитве, исихии (молчания), нетварных энергиях и Фаворском свете. Святитель писал, что верующий человек способен (с Божией помощью) удалиться от греха настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом еще при жизни, увидеть нетварный фаворский свет, который был открыт апостолам на горе Преображения.

Преображение — одно из важнейших событий евангельской истории (праздник в честь него отмечается Церковью 19 августа). Однажды Христос, взяв с Собой учеников Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. Во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. Ученики увидели, что с Ним беседуют пророки Моисей и Илья. Это поразило апостолов. Долгое время не только простой народ, но и ученики Христа считали Его прежде всего земным царем. В день Преображения Господь приоткрыл им завесу будущего и показал, что Он — Сын Божий. На иконах праздника Христа обычно изображают в ореоле «фаворского света» — необычайного сияния, которое увидели апостолы.

Пост — лучшее время для упражнений в воздержании и молитве, поэтому на второй неделе мы вспоминаем святителя Григория Паламу, который учил, что внутреннее преображение доступно каждому из нас.

Неделя 3‑я Великого поста. Крестопоклонная — 4 апреля

Великий пост подходит к своей середине, и верующие начинаютуставать от ограничений и напряженной духовной жизни. Чтобы ободрить их, Церковь предлагает вспомнить о цели постного подвига. Мы постимся, чтобы разделить с Христом Его страдания, а затем глубже прочувствовать радость Пасхи. В центре внимания в этот день — крест, главный христианский символ.

На воскресной всенощной Животворящий Крест Господень выносится в центр храма и остается там до пятницы. Под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» верующие совершают перед крестом поклоны. Крест напоминает нам о страданиях Спасителя, укрепляет в намерении духовно трудиться в ожидании Пасхи. Митрополит Антоний Сурожский говорил об этом так: «Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно».

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля

В этот день Дева Мария услышала радостную (благую) весть о том, что Она станет Матерью Спасителя мира.

Об событии Благовещения рассказывает Евангелие от Луки. Там говорится, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи Бог послал архангела Гавриила в город Назарет к Деве Марии с вестью о том, что она родит Спасителя мира.

Войдя к Марии, ангел произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Он также добавил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». (Лк. 1:28-33) Слова архангела — первая добра весть от Бога для человечества после грехопадения. Теперь связь человека и Бога, прерванная грехом Адама и Евы, восстановлена, а значит, начинается новая страница истории человеческого рода.

Благовещение ежегодно отмечается 7 апреля — за девять месяцев до Рождества.

Неделя 4‑я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника (VI в.) — 11 апреля

Преподобный Иоанн — подвижник шестого века, который сорок лет провёл в подвиге молчания и молитвы. Он написал духовное сочинение «Лествица» — наставление и руководство к духовной жизни. В этой книге путь христианина представлен как постепенное восхождение по лестнице (лествице).

«Настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви», — говорится в «Лествице».

Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота Акафиста — 17 апреля

Суббота пятой седмицы Великого поста называется Субботой акафиста (иначе — Похвалой Пресвятой Богородицы).

Акафист Пресвятой Богородице — хвалебный гимн Пресвятой Деве Марии, составленный в Византии между V и VII вв. Греческое слово «акафистос» означает «неседален», т. е. песнь, во время которой нельзя сидеть. Акафист Богородице долгое время был единственным в своем роде, но постепенно стали появляться другие богослужебные гимны, повторяющие его структуру. Сейчас есть множество акафистов — Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, акафисты святым. Однако византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать исключительное положение: это единственный акафист, исполнение которого предписано богослужебным уставом. Он поется на утрене субботы пятой седмицы Великого поста (фактически — в пятницу вечером).

Есть несколько версий о причинах появления праздника. С одной стороны, благодаря заступничеству Богородицы, по преданию, удалось избавить Константинополь от нашествия арабов и персов в VII веке. Также празднование связано с Благовещением Пресвятой Богородицы (до того, как датой празднования назначили 7 апреля, его совершали в пятую субботу Великого поста).

Неделя 5‑я Великого поста. Преподобной Марии Египетской (VI в.) — 18 апреля

В конце Великого поста мы вспоминаем святую, которая прошла долгий путь покаяния. Пре­подобная Мария родилась в Александрии в середине V века. В двенадцать лет она ушла из дома, влекомая порочной жизнью. Долго Мария жила в грехе: «Семнадцать лет, и даже больше, я совершала блуд со всеми, не ради подарка или платы, так как ничего ни от кого я не хотела брать, но я так рассудила, что даром больше будут приходить ко мне и удовлетворять мою похоть». Но внезапно Господь обратил ее к покаянию.

Это случилось, когда Мария случайно попала в Иерусалим и оказалась у храма Воскресения Христова. Все люди свободно входили в храм, а Марию останавливала невидимая сила. Так она поняла, что Господь не допускает ее войти в святое место.

Марию охватили страх и раскаяние. После этого она зашла внутрь. Молитва у Гроба Господня изменила грешницу: Мария оставила свою прошлую жизнь и ушла в Иорданскую пустыню. Там она провела почти пятьдесят лет в одиночестве, молясь и постясь. В пустыне ее встретил старец Зосима из Иорданского монастыря. Он беседовал с преподобной и был поражен ее праведностью. Также он видел, как во время молитвы она приподнималась над землей и переходила Иордан по воде как по суше. Год спустя старец причастил святую, а еще через год — нашел в пустыне ее тело и похоронил. По преданию, могилу ему помог выкопать лев.

Святой Серафим Саровский говорил, что разница между погибающим грешником и грешником, который находит путь к спасению, — в решимости. Примером такой решимости служит Мария Египетская.

Житие Марии Египетской читается за богослужением на пятой неделе Великого поста, в среду вечером, когда в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской (Мариино стояние).

Лазарева суббота — 24 апреля

В этот день мы вспоминаем невероятное чудо — воскрешение Христом праведного Лазаря, который четыре дня был мертв.

По преданию, после Воскресения Христа Лазарь из-за гонений покинул Иудею. Он поселился на Кипре и впоследствии стал епископом. После своего воскресения Лазарь прожил еще около 30 лет.

Неделя 6‑я. Неделя ва́ий («пальмовых ветвей»), иначе — Неделя цветоносная, Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим — 25 апреля

В этот праздник мы вспоминаем, как вскоре после воскрешения Лазаря Христос торжественно въехал в Иерусалим. Зная о совершённом чуде, горожане встречали Его как царя Иудеи и освободителя от римского владычества, кричали «Осанна сыну Давидову!» и бросали под ноги одежды и срезанные пальмовые ветви. Фарисеи призывали Иисуса запретить это делать, но Он отвечал: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40). В то же время Христос подчёркивает, что царство Его — не от мира сего. Он входит в Иерусалим не на коне, как все правители и полководцы, а на осле, символизирующем мир.

Тем не менее, народ приветствовал Христа как царя. Много веков иудеи ждали Мессию, о котором говорили пророки Ветхого завета. Кроме того, Иудея тогда находилась под римским владычеством, и многие воспринимали пророчества о Мессии как пророчество о великом земном царе.

До сих пор в Церкви сохраняется традиция встречать праздник с ветвями пальм в руках — они освящаются во время Всенощного бдения. Но поскольку в России и других северных странах пальмы не растут, верующие приносят в храм ветви вербы — первые весенние цветы.

Как и Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим отстоит особняком от Великого поста. Эти дни подводят нас к особому периоду — Страстной седмице, которая хотя и является постной, но уже вплотную приближает нас ко дню Воскресения Христова. Страстная седмица (26 апреля — 1 мая) — особая неделя в церковном году, когда мы переживаем пребывание Христа в Иерусалиме, Его предательство Иудой, Тайную вечерю, Распятие и положение во гроб. Каждый день седмицы, ввиду важности вспоминаемых событий, называется «великим».

Родительские субботы Великого Поста

Родительские субботы — дни, когда мы особенно глубоко, вместе со всей Церковью, молимся за умерших родных и близких. В календаре Русской Православной Церкви восемь родительских суббот, и целых три из них приходятся на Великий пост. Дело в том, что во время Великого поста полная Литургия в будние дни не совершается, а значит — нет и поминовения усопших на проскомидии (первая часть Литургии, когда готовятся хлеб и вино для Причастия). Три великопостные родительские субботы призваны восполнить этот «пробел» — дать верующим возможность собраться для заупокойной молитвы.

Название «родительская», скорее всего, произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия — «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Суббота 2-й седмицы Великого поста — 27 марта 2021 года.

Суббота 3-й седмицы Великого поста — 3 апреля марта 2021 года.

Суббота 4-й седмицы Великого поста — 10 апреля 2021 года.

Источник

15 апреля

Чтения Священного Писания

Богослужения

Тропари, кондаки, молитвы и величания

В четверг, св. апостолам

Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Апостолы святые, молите Милостивого Бога, да прегрешений прощение подаст душам нашим.

В четверг, святителю Николаю

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ Я́же веще́й И́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших.

В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́,/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти./ Сего́ ра́ди освяти́лся еси́,// я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.

Перевод: В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий, ибо Христово Евангелие исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных спас от смерти; потому был ты освящен, как великий служитель таинств Божией благодати.

Мысли свт. Феофана Затворника

feofan

Стало быть, не допускай мыслей злых, и не будет падений. Между тем, о чем больше всего небрегут? О мыслях. Им позволяют бурлить сколько и как угодно, и думать не думают когда-нибудь укрощать их или направлять к разумным занятиям.

А между тем, в этой суматохе внутренней подходит враг, влагает зло в сердце, обольщает его и склоняет на это зло. И человек, сам того не замечая, является готовым на зло. Остается ему или исполнять скованное сердцем зло, или бороться. Но то наше горе, что за последнее никто почти не берется, а все, как связанные, ведутся на зло.

Притча дня

Один монах спросил преподобного Гавриила (Ургебадзе), что такое пост.

— Сейчас объясню, — ответил он и рассказал монаху обо всех грехах, им совершенных.

От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он плакал. А старец с улыбкой сказал:

— А теперь иди — ешь обед.

— Нет, отче, спасибо, я не хочу, — ответил монах.

— Вот это и есть пост, когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде.

Проповедь дня

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

prp marija

Основы православия

Тема 105. Каковы признаки Священного Предания?

Наряду со Священным Преданием, хранимым Церковью, в ней циркулируют частные предания, не относящиеся к Священному. Частные предания относительно одних и тех же фактов могут разниться. К ним следует относиться с надлежащим рассуждением.

Признаками Священного Предания являются: древность (от апостолов), всеобщность, повсеместность, непрерывность, соответствие Священному Писанию (Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания).

Практические советы

Как избавиться от вредных привычек?

Избавиться от вредных привычек можно с Божьей помощью. Нужно искреннее в них раскаяние на Исповеди, твердая решимость исправиться и приложение усилий к исправлению. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).

Избавление от вредных привычек, зависимостей, не должно быть в духовной жизни самоцелью. Это должно стать средством приближения к Богу. Чтобы победить грех, нужно его искренне возненавидеть, осознать, что ты добровольно стал его рабом, что он тянет тебя в преисподнюю. И ежедневно молиться Спасителю о помощи в избавлении от ненавистного порока.

В качестве дополнительных средств рекомендуют пить с молитвой святую воду и читать Евангелие, когда страсть особенно обуревает.

Источник

Воскресенье, 18 апреля 2021 года: что будет в храме?

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Последняя неделя Великого поста посвящена женщине, жизнь которой стала примером покаяния для многих поколений христиан.

Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в пятое воскресенье Великого поста — 18 апреля.

Воскресенье, 18 апреля 2021 года, преподобной Марии Египетской

Чем может быть полезен рассказ о похождениях девушки в Александрии в середине V века, добровольно избравшей разврат в 12-летнем возрасте и предававшейся ему не менее 17 лет?

Преподобная Мария Египетская решилась однажды не грешить. Она приняла Евангелие не как собрание трудновыполнимых правил или перечисление обстоятельств жизни Спасителя, а сердцем прилепилась ко Христу. Подвиг преподобной Марии Египетской долгое время был достоянием иноков Иорданского монастыря, но однажды записанное патриархом Иерусалима Софронием житие стало доступно всем верующим.

Подробнее о преподобной Марии Египетской читайте в наших материалах:

0 7bde0 88b0eb78 orig 1024x679 1

Кондак преподобной Марии Египетской

Блуда́ми пе́рвее преиспо́лнена вся́ческими,/ Христо́ва неве́ста днесь покая́нием яви́ся,/ а́нгельское жи́тельство подража́ющи,/ де́мона креста́ ору́жием погубля́ет.// Сего́ ра́ди Ца́рствия неве́ста яви́лася еси́, Мари́е пресла́вная.

Тропарь преподобной Марии Египетской

В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Мари́е, дух твой.

Перевод: В тебе, о мать, достоверно спаслось то, что в нас по образу [Божию]: ибо, приняв крест, ты пошла за Христом и делами своими учила презирать плоть, ибо она прейдет, усердствовать же о душе, вещи бессмертной. Потому и радуется вместе с ангелами, Преподобная Мария, дух твой.

Молитва преподобной Марии Египетской

О, вели́кая Христо́ва уго́днице преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющыя. Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щым утеше́ние, неду́гующым — исцеле́ние, па́дшим — возста́ние, заблу́ждшим — укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам — заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ — ве́чное упокое́ние, всем же нам в день Стра́шного Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ Моего́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.

День памяти святых

Мученики диакон Агафопод, чтец Феодул и иже с ними (около 303)

Слушайте житие святых мучеников на радио «Вера».

Преподобный Пуплий Египетский (IV)

Пре­по­доб­ный Пуп­лий под­ви­зал­ся в Еги­пет­ской пу­стыне во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Юли­а­на От­ступ­ни­ка (361–363). По преданию, пе­ред во­ен­ным по­хо­дом им­пе­ра­тор по­слал бе­са про­ве­рить путь, по ко­то­ро­му ему над­ле­жа­ло ид­ти с вой­ском. Пре­по­доб­ный Пуп­лий про­ви­дел ду­хом за­мы­сел им­пе­ра­то­ра. Он встал на мо­лит­ву с воз­де­ты­ми ру­ка­ми и, мо­лясь так, пре­гра­дил путь диа­во­лу. Де­сять дней злой дух ждал, ко­гда пре­по­доб­ный за­кон­чит мо­лит­ву. Не до­ждав­шись, он вер­нул­ся к им­пе­ра­то­ру и до­ло­жил о сво­ем по­ра­же­нии. В гне­ве на пре­по­доб­но­го Пуп­лия Юли­ан От­ступ­ник дал клят­ву по воз­вра­ще­нии из по­хо­да ото­мстить свя­то­му. Од­на­ко он не успел вы­пол­нить сво­ей клят­вы, так как вско­ре по­гиб.

Преподобные Феона, Симеон и Форвин (IV)

Пре­по­доб­ный Фео­на-за­твор­ник под­ви­зал­ся с учениками в Егип­те, в пу­стыне Фива­ид­ской. Они жили в Ок­си­рин­хе (ныне Эль-Ба­на­за). О его ученике Форвине известно, что он провел в молчании тридцать лет.

Преподобный Марк Афинский, Фраческий (около 400)

p1dsuroibp3qr3kisn71bfl1rl23

Краткое житие отшельника Марка, десятки лет жившего в пещере, слушайте на радио «Вера».

Преподобный Платон, исповедник Студийский (814)

p1bdtq1ssiel1d0f1r0n1jn6ai35

Краткое житие святого родного дяди знаменитого Феодора Студита слушайте на радио «Вера».

Преподобная Феодора Солунская (Фессалоникийская) (812 — 892)

p1ag7o3mtrd18dqd1di31ft71n273

Житие святой матери, единственная дочь которой стала настоятельницей монастыря, слушайте на радио «Вера».

Перенесение мощей святителя Иова, патриарха Московского и всея России (1652)

p1e644gfje34eo8o1os9rq41st3

Житие святителя Иова слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Алексий Кротенков (1878 — 1930)

010621

В Никольский храме села Ницинское Уральской области он был назначен в 1929 году, но отстаивать храм пришлось сразу же. 9 января отец Алексий, члены церковного совета и прихожане, всего около 50 человек, остались ночевать в храме. В одной из бесед он сказал: «Сейчас многие священники бросают церкви, снимают сан, я же ни одного волоса со своей головы не продам и за тысячу рублей, умру за церковь».

Во время служб перед праздником Рождества Христова в 1930 отец Алексий стал просить верующих, чтобы они пришли на общее собрание, так как решается судьба их приходского храма. 8 января 1930 года на собрание в храм пришли 525 человек. Староста сообщил, что в церкви был произведен ремонт, два раза была выплачена страховка, потом от храма потребовали уплаты третьей страховки в 524 рубля, но сегодня председатель сельсовета объявил ему, что платить нужно не 524, а 1196 рублей. Собрание проголосовало единогласно против выплаты. Сразу же после голосования отец Алексий, обратившись с амвона к прихожанам, сказал: «Братья и сестры, завтра будет служба, приходите все обязательно» и вместе с частью прихожан остался на ночь в храме.

Утром председатель сельсовета и милиционер пришли в храм. В это время заканчивалась утреня и в храме было около 200 человек, преимущественно женщин. Перед началом литургии милиционер громко всем объявил, что поскольку группа верующих отказалась от уплаты налога, церковь до выяснения вопроса будет закрыта на два замка: один от сельсовета, а другой от верующих, и запечатана печатями. Присутствующие, услышав это сообщение, заволновались, и тогда староста, выйдя на амвон, сказал: «Братья и сестры, простите меня, меня вчера арестовали. Вы слышали — церковь отбирают. Прощайте, простите меня».

В церкви поднялся крик: «Старосту не отдадим и церковь не отдадим». Женщины окружили старосту и ухватили его за пояс, и милиционер тогда заявил: «Мы церковь не отбираем и старосту не берем», — и вместе с председателем сельсовета удалился из храма.

После их ухода отец Алексий, выйдя на амвон, сказал: «Православные, вы сами были сейчас свидетелями гонений. Безбожники и богохульники сейчас хотели закрыть храм, но им не удастся отторгнуть нас от веры. Мы должны тверже верить. быть готовыми умереть за веру православную. Не допустим хулиганов осквернять храмы. Сейчас везде, где есть колхозы, идет закрытие церквей, богохульники, богоотступники, забравшиеся туда, склоняют верующих на закрытие церкви. Верующий, истинный христианин, никогда не пойдет в коммуну и не согласится с закрытием церкви. Православные, я предлагаю всем верующим, кто свободен, остаться в церкви на ночь. Церковь запрем изнутри и никого пускать не будем, пока не убедимся, что от закрытия церкви откажется местная и центральная советская власть. До этого момента мы готовы умереть за веру Христову. Я лично из храма никуда не уйду — умру здесь».

Так и случилось. Его обманом выманили из храма, арестовали и приговорили к расстрелу.

Священномученик Николай Симо, пресвитер Кронштадтский (1875 — 1931)

nikolaj kronshtadtskij simo

Краткое житие настоятеля Андреевского собора в Кронштадте, объединившего вокруг себя общину православных эстонцев, слушайте на радио «Вера».

Особенности православного богослужения

18 апреля служится литургия Василия Великого, как и в другие воскресные дни Великого поста. Несмотря на то, что конкретно в этот день никаких ярких особенностей в богослужении нет, нельзя забывать, что вся эта неделя была полна особенных богослужений.

Чтение Евангелия:

Евангелие от Марка, глава 10, стихи 32 — 45

35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. 36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? 37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. 38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? 39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. 41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. 42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. 43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; 44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. 45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Евангелие от Луки, глава 7, стихи 36 — 50

36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. 37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром 38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. 39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. 40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. 41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, 42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? 43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. 44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; 45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; 46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. 47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. 48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи. 49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? 50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Апостольское чтение:

Послание святого апостола Павла к Евреям, глава 9, стихи 11 14

11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. 13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

Послание святого апостола Павла к Галатам, глава 3, стихи 23 29

23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.

26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

Жизнь любого христианина может стать подобной житию святой Марии Египетской в желании внутренних перемен, в жажде покаяния, в переходе через Иордан в пустыню ради борьбы с грехом. 47 лет провела она одна в Иорданской пустыне – в посте и молитве, достигнув прозорливости и знания Священного Писания (будучи безграмотной), способности ходить по воде и молиться на воздухе. Знакомство с ее житием не может оставить равнодушным современного человека и дает силы на борьбу с одним из самых распространенных сегодня грехов — блудом.

Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!

Источник

Adblock
detector