Меню

праздник марены у славян

Путаница вокруг праздника День Мары. Когда его отмечать?

Вот уже который год в нашем магазине проходит распродажа под названием «Марьина Седьмица». И многие думают, что название мы взяли «с потолка», дабы оно походило на «Чёрную Пятницу».5017.970

Мы признаёмся, они отчасти правы — наша первая распродажа тоже называлась «Чёрная Пятница», но такое название не понравилось покупателям. Мы поняли и приняли это, и быстро нашли другое, более родное и верное.

Ведь именно в последних числах ноября (обычно — 21 ноября) и проходит настоящий праздник для Мары. И каждый год в честь данного праздника мы устраиваем невиданную распродажу, имея на то обрядовые причины. Иронично, но другие магазины, по сути, также присоединяются к празднованию, не ведая этого.

Так, скажете вы, а как же 1 марта? Ведь на других сайтах пишут про 1 марта! Ребята, вы серьёзно называете днём богини тот день, когда её прогоняют со своих владений? Да это самый плохой день в её календаре! 1 марта — это Навий День. Только отдельные колдуны и ведуны, а также люди, имеющие в своей божнице кумиры Мары по тем или иным причинам, провожают её, ласково просят уйти быстрее, дабы она уступила место весне и теплу. А большая часть люда настроена в этот день к богине достаточно враждебно. Мы не виним их за это, мы просто объясняем, почему 1 марта — это Навий День, но не День Мары.

Логично, что праздником для Мары является, наоборот, день, когда она воцаряется над миром. Мара-девица, Мара-юница или Мара Осенняя — так называли в разных местах время года, когда устанавливается снежный покров, начинаются первые заморозки и вьюги. Мара набирает силу, открываются врата в Навь, начинаются зимние чудеса.

В различных славянских племенах из-за вполне логичных отличий в климатических условиях и даты отличались. Разброс состоял от 7 до 25 ноября. Но наиболее часто упоминаемая в источниках дата — 21 ноября. Это косвенно доказывает тот факт, что после насильственной христианизации праздничного календаря славян этот день стал «Введением во храм Пресвятой Богородицы». Заметим, что Богородица — это Мария. А введение во храм — есть вступление в должность, так сказать. Параллели очевидны.

В эти дни люди обращались к богине с многочисленными требами и проводили обряды в её честь. Просили тёплой зимы, защиты для скота и съестных припасов, просто жизни (ведь Мара, как-никак, и богиня Смерти). Гадали на зиму. Неспроста именно с 21 ноября связано множество народных примет.

Но основной смысл праздника был не только в приходе Морены-зимы, но и в начале общения с Навьим миром. Как известно, Мара является проводницей в мир Нави, и в её время граница наших миров становится наиболее тонкой. Другой известный факт состоит в том, что большинство Навьих существ нейтрально или даже доброжелательно настроено к людям, особенно если их задабривать.

Поэтому в дни Мары изготавливали или приобретали различные обереги от «злой» нечисти и атрибуты для общения с «доброй». Также обращались к светлым богам за помощью, устанавливая в домах кумиры. Ну и, наконец, это был последний день заготовок вообще для любых вещей — люди успевали находить всё, что могло пригодиться долгой зимой.

В целом, то же, что и написано здесь ранее. Но чтобы было проще, разделим наших читателей по группам.

Но не для всех Мара Зимняя — это повод запечатать дом и ждать нового дня. И не обязательно для этого называть себя тёмным магом и совершать какие-либо зловещие обряды. Думается, эти люди и без нас знают, что им надо делать. Остановимся на других наших читателях, снова разделив их по группам.

Надеюсь, мы внесли ясность в путаницу вокруг дня Мары и помогли вам ценными советами. И помните — Мара не зла к людям, она справедлива!

Источник

Кто такая Марена и что нельзя делать 25 ноября

maxresdefault 6

День Марены, называемый также Навиим днем, каждый год отмечается 25 ноября. В преддверии праздника пора вспомнить, что нельзя делать, и какие ранее проводились древние обряды. Наверняка, неспроста однокоренными словами имени являются «Кикимора», «мрак», «морока». Славяне верили, что к 25 ноября Марена изгоняет Ярилу, божество Солнца, и начинаются морозы, снег.

Кто такая богиня Марена

marena

Древние славяне боялись зимы, приравнивая ее к смерти. С наступлением лютых морозов и ледяных ветров, с образованием снежных сугробов, с появлением в лесах стай голодных волков сложно было выживать. Чтобы пережить зиму, предки старались правильно ее встретить.

Богиней зимы и смерти была Марена. Первые упоминания о ней есть в новгородских берестяных грамотах 12 столетия. В сведениях сказано, что Марена стужей защищала русские земли, владения и народ от врагов.

Праздник 25 ноября иначе называется Навиим днем. В легендах и мифах сказано, что Марена обитала в Нави и дружила с Ягой, супругом Велеса. Вместе они колдовали, подчиняли себе всякую нечисть.

Обряды в День Марены 25 ноября

obryad

В День Марены проводили сезонные ритуальные обряды на последующее воскресение природы. Чтобы показать богине, что ни у кого нет перед ней странах, славяне собирались группами и шли на болото с горящими факелами, тушили их в воде. Вернувшись домой, впервые за день ели. Первым делом вкушали морковку с репой, оладушки. Еду запивали киселём.

У славян было поверье, что со Дня Марены ее приспешники ночью ходят под домами людей и выкрикивают их имена. Было запрещено отзываться, иначе богиня заберет в царство Смерти, подрезав Нити Жизни. Впрочем, смерти никто не боялся: ее считали новой жизнью.

Что нельзя делать 25 ноября

В праздник 25 ноября нельзя:

— приносить требы и воздавать почести Марене;

— восхвалять иных божеств;

— разводить большие костры;

— предаваться любовным утехам;

— тратить время на уборку и стирку;

Поскольку зиму было сложно пережить маленьким детям и старым людям, в День Марены читали молитвы о здравии и благополучии.

Приметы на День Марены, Навий день

sneg

С Днем Марены, Навиим днем, связаны народные приметы:

— снега нет, а на деревьях еще остались листочки – ждать короткую и теплую зиму;

— если снег есть, его надо собрать. Когда он растает, станет чудотворным;

— в ночь на 25 ноября снятся вещие сны;

— в полдень светит солнце, погода оказалась ясной – весна наступит рано;

— облака плывут против ветра – начнутся сильные снегопады.

Источник

userinfo v8alexeyskydan

Алексей Скидан

Приход Зимы. День Богини Мары.

Приход Зимы. День Богини Мары.

13992 900
Наши предки, не имея возможности получать «научные» прогнозы погоды от синоптиков, освоили искусство предугадывать грядущие погодные перемены по целой системе различных примет, которые учитывали и поведение животных, и цвет неба, и древние поверья.
21 ноября считался днем Мары-Марены — Зимней Владычицы, Ночи Хозяюшки.
Ноябрь — месяц особенный: по календарным датам еще осень, а по погоде — самая настоящая зима (ведь по-хорошему снег выпадал еще в начале октября, а не как теперь) — и по народному календарю именно в ноябре и наступала зима. Недавно только прошел костюмированный праздник «Велесова Ночь», которая органично «наложилась» на кельтский Самайн, символизирующий возвращение зимы — времени, когда темные, враждебные человеку силы вновь получают власть над миром, заставляя людей жаться к теплым огням очагов, отпугивая гостей из мрака веселым смехом и громкими разговорами.

У славян таким переломным днем было 21 ноября, который почитался днем Мары-Марены (она же Морана, Морена, Маржана, Маржёна и т.д.). Считалось, что в этот день всегда стоит отвратительная погода — дождь, снег, ветер.

Символами Богини Марены являются: Чёрная Луна, череп, серп, чёрный лебедь, гриф, ворон. При помощи серпа она подрезает нити жизни, в результате чего человек умирает. Считается, что Марена способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала Богиня подземного мира. Её сакральные вещи – это коза, можжевельник, осина, ель и сосна. Её владения находятся за Рекой Смородиной, чтобы достичь их, нужно пересечь Калинов Мост, который соединяет Явь и Навь (мир живых и мёртвых).

МЕСТА ПОКЛОНЕНИЯ: В честь Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем.

ПОДНОШЕНИЯ И ТРЕБЫ:
в дар Богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря.

СПОСОБНОСТИ: Мара способна прекращать течение времени, как в глобальных масштабах, так и локально. Она управляет жизнью и смертью и способна забрать жизнь даже у бессмертных существ, в том числе и у Богов. С другой стороны, она так же способна даровать жизнь и бессмертие. Говорят, именно так она и продлевала, долгую жизнь своему сыну Богумиру, посылая ему змея с молодильными яблоками и живой водой.
Как и большинство Богов Мара — превосходная волшебница, способная полностью изменить окружающий мир, но лишь на время.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Большую часть времени Мара обитает в Нави, но, в отличие от Чернобога, она не является пленницей этого мира, и может свободно пересекать границу – реку Смородину, хотя чаще предпочитает отправлять своих посланниц. Влияние Мары распространяется на все три мира, но особенно Богиня сильна именно в Нави.

Легенды гласят, что у мира Мары есть два входа — один — через Калинов мост, а другие ворота — в горах великан Святогор стережет.

Обличье Мары и ее ипостаси.
Изображают славянскую Богиню смерти Марену по-разному. Это может быть девушка с чёрными волосами, которые разбросаны по плечам, в бархатном платье, вышитом драгоценностями. Это может быть величественная королева в белом одеянии (Снежная королева). Иногда её изображают в виде седой старухи, которая одета в чёрные нищенские одеяния. Такие разные изображения связаны со сменой времён года. Поздней осенью или в начале зимы, когда тёмная богиня приходит в мир и приносит с собой зиму, она ещё молода и полна сил, а вот на Масленицу Мара уже старая и беспомощная, и уступает своё место молодой Живе, которая приводит в мир весну. В её руках часто изображается серп или коса. Она даёт жизнь в явьем мире и забирает, по прошествии времени, душу в Навь, поэтому кумир (идол) Маре ставили возле поминальных курганов и на капищах с крадой (жертвенником).

С ликом Марены или её идолом славяне обходили селение, когда заболевал скот или люди. Так же делали, когда ожидалось нападение врага или наступление войны. В процессе этого обхода они просили Мару позволить присутствовать на поле битвы духам предков, которые могли бы помочь и оказать помощь своим потомкам.
Воплощений (ипостасей) у этой мрачной Богини тоже было несколько — к примеру, Моровая дева, Мара, и прочие темные женские Божества, олицетворявшие болезни, наваждения и гибель.

Ведь Марена, подобно многим Божествам, была всего лишь темной стороной Великой Матери, к которой восходят все женские Божества в верованиях наших предков. И если зимой Марья Моревна была холодной и злой смертью, то весной она же, возобновляя жизненный цикл, являлась в своей второй ипостаси — богини весны и молодости, красивой юной девушки, несущей свет и любовь. И все сказки и кончались победой царевича над силами тьмы и его свадьбой с прекрасной Марьей Моревной.

Богиня Мара в культуре народов мира.

В цикле легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола важное место занимает образ Морганы ле Фэй, сводной сестры Артура. Во всех британских вариантах мифов о легендарных рыцарях она представлена заклятым врагом Артура, часто виновницей его гибели. Однако после кровавой битвы под Солсбери, стоившей жизни большинству рыцарей Круглого Стола, когда король и его мятежный племянник Мордред поразили друг друга, Моргана была одной из трех женщин, которые на черном корабле увезли смертельно раненного Артура в Аваллон (ее спутницами были королева Северных Штормов и королева Потерянных Земель). Некоторые варианты мифов гласят, что Моргана ле Фэй (держащая в руке яблоневую ветвь — символ изобилия) является владычецей Аваллона («Яблоневого Острова» – остров Буян).

Помимо этого, она также водила дружбу с женой Велеса – Ягой (воплощение Макоши). Их дружба была не совсем обычной. Мара отдавала Яге человеческие души, а Яга в ответ разрешала Маре спуститься в Навий мир, в который вход был строго запрещен как людям, так и Богам. Вместе с Ягой Мара часто практиковала чародейство, и они также учились управлять стихиями и различными энергиями.
Мара и Даждьбог.
Марена вначале была женой Даждьбога, сына Перуна и русалки Рось, но впоследствии стала известна под именем Василисы Прекрасной, жены Кощея (аналога бога-трикстера Локки в ирландских и скандинавских мифах). А женой Даждьбога стала Жива.
Именно Даждьбог чаще всего ассоциируется в сказках как Иванушка Царевич.
Первая жена Даждьбога Майя Златогорка после смерти ушла в Навь, где дух ее слился с духом богини Смерти – Мары-Марены, после чего, видимо и приглянулся Марене Даждьбог. Тогда Марена приворожила Даждьбога и в его сердце поселилась любовная тоска.
В то время к Марене сватался Кащей, но Даждьбог так распалился страстью, что решил отбить у соперника прелестницу. Однако Марена не собиралась становиться женой Даждьбога. Замуж она хотела только за Кащея, ибо он был знатного рода — шутка ли, сын Вия и Матери Сырой Земли, внук самого Черного Змея. А Даждьбог всего-то сын русалки.
Когда Даждьбог стал слишком уж ее донимать, она предложила ему выпить заговоренный мед. Только Даждьбог его выпил, у него на голове заветвились рога — и Даждьбог обратился в Златорогого Оленя (об этом событии люди вспоминают в середине лета, в день Медового Спаса).
Вновь обратила Марена Златорогого Оленя в Дажьбога только после того, как Перун пригрозил испепелить ее молнией. Не смогла устоять перед влюбленным Даждьбогом Марена и вышла за него замуж. Но после свадьбы Марену похитил у Даждьбога оскорбленный соперник Кащей. Даждьбог пустился в погоню за похитителем, но Марена и Кащей всякий раз обманывали его — сбрасывали в Пекло, обращали в Камень.

Богиня Мара и Кащей.
Мара богиня славян часто была связана так или иначе с владыкой нижнего Нави – Кащеем. По одной из версий она была его дочерью, а по другой версии его женой. Славянская богиня была обольстительной и обладала весьма хитрим и острым умом. Ей удалось буквально напроситься Кащею в жены. Как у неё это получилось? Все оказалось довольно неожиданно. Марена пообещала Кащею, если тот возьмет её в жены, жизни трех Небесных Дев, а также жизни трех Ирийских богатырей. Но Кащей так и не получил эти жизни, так как Мара после замужества сковала его своими чародейскими цепями в казематах кащейского дворца.
После этого хитрая Богиня снова не раз пыталась повторить свою попытку еще раз выйти замуж за Бога Дажьбога. После нескольких её попыток ей все же удалось получить заветное семейное счастье, но продлилось оно недолго. Даждьбог ушел от Морены, и она осталась одна со своей силой наедине. Несмотря на неудачные отношения, Мара не потеряла себя, и продолжала выполнять свои функции: летом она посылала людям урожай, а зимой давала волю своим чувствам и лютовала.
В славянских мифах и легендах часто встречаются персонажи, носящие такие имена, как Мара, Маря, Маруха, Мора (и близкое к нему Кикимора), Марена, Морена, Марана, Маржана, Маржена и т.п., связанные (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с олицетворениями смерти, а также с сезонными ритуалами умирания (а затем восресения) природы.

В весенних обрядах славян Мареной называлось соломенное чучело — воплощение смерти и зимы, которое топили (разрывали, сжигали), что призвано было обеспечить хороший урожай. В русских деревнях в Купальскую ночь сжигали на костре чучело Мары-Марены [это символично тому, как происходит в природе: из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь (весна)]. Есть также и версия, что имя Мары в купальских обрядовых песнях впоследствии было частично вытеснено именем Марьи (Марии)…

В день Богини Мары можно ставить особо сильные защиты например
Обряд «Волки Мары».

Источник

Родноверческий «День Марены»

21 ноября в родноверии отмечается День Марены. «Эта дата взята из церковного календаря — 21 ноября по старому стилю (4 декабря — по новому) отмечается Введение во храм Пресвятой Богородицы. Михайлов День (8 ноября по юлианскому календарю / 21 ноября — по григорианскому календарю) «слывёт в народе за первый шаг необлыжной зимы», а временем, когда зима входит в полную силу, считается праздник Введения: «В народе говорили: «На Введение зима вводится», «Введение — ворота зимы», «Введение пришло — зиму привело», ибо верили, что в этот день зима окончательно вступает в свои права» […] Нам неизвестны сведения, на основании которых можно с уверенностью предполагать существование у наших Предков языческого праздника во время вхождения зимы в полную силу. Процитируем здесь текст календаря СО «Велесов Круг»: «21 груденя / ноября — Марин день. В пору двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю. Примечали: «На Матрёну иней на деревьях — к морозам», «Коли на Матрёну туман — к оттепели», «Если в этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде».

По поверьям, приходит Морена-Зима не позднее 21 груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение Марии Богородицы во храм. В народе говорили: «На Введение зима вводится», «Введение — ворота зимы», «Введение пришло — зиму привело», ибо верили, что в этот день зима окончательно вступает в свои права.

За день до Введения отмечали Прокла (20 груденя/ноября) — день, когда творили обереги от всякой нечисти: «На Прокла всякую нечисть проклинают». Сразу после Введения отмечали Прокопьев день (22 груденя/ноября) — день, начиная с которого устанавливался первый санный путь: «Введение идёт — за собой Прокопа ведёт», «Прокоп по снегу ступает — дорогу копает», «Прокопий дороги прокапывает», «Где Прокоп прокопал, там и зимний путь стал»».

В этом описании нет никаких языческих обрядов, только погодные приметы и упоминание о проклинании нечисти, явно связанное с именем христианского святого Прокла.

На сайте Российского Этнографического Музея есть следующие сведения об обрядности Введения: «(…) на Введенье начинались зимние гуляния — совершались катанья на санях. (…) Первые санные выезды взрослых сопровождались особой торжественностью. К их началу приурочивался обряд «казать молодую». Родные и знакомые собирались в доме, где были молодожены, чтобы «смотреть как поедет молодой князь со своею княгинюшкой», т.е. на выезд молодых. Перед выездом новобрачных происходило небольшое «столованье» — угощение пришедших гостей, которое прерывалось «на полустоле», чтобы завершиться при возвращении молодоженов. Отправляясь на гулянье, молодые переступали порог своего дома по вывороченной шерстью вверх шубе. Таким образом они защищались от неожиданных бед и напастей, которые могли повстречаться им во время санного катания. Свекор со свекровью, провожая невестку с молодым мужем на гулянье, просили «остальных поезжан-провожатых уберечь ее от беды встречной и поперечной», «от глаза лихого» (…) Для подобного выезда подбирались легкие сани, украшенные резьбой и росписью (их называли «княжеские» или «с выводами»). Если молодые были из богатой семьи, то они сидели на медвежьей шубе, одетые в самую нарядную одежду. За санями молодых ехали гости в празднично украшенных санях, составляющих «санный поезд». Молодожены кланялись по сторонам, «показывая себя». При этом пелись песни, пился мед и выкрикивались здравицы в честь молодых. Возвратившихся с гулянья встречали свекор со свекровью, принимали невестку из рук молодого и кланялись поезжанам за то, что уберегли ее «ото всякого глаза, ото всякой притки, ото всякой напасти». Заходили молодые в дом также наступая на шубу, положенную на пороге дома, где продолжалось праздничное угощение»» (цит. по: Светозар Озёрский (Шурыгин В.А.), Мирослав Курганский (Власкин Е.А.), Будай (Новиков А.В.). Годовое Коло славянских святодней (опыт реконструкции), 2015.).

Ниже мы приводим сведения о праздновании Дня Марены в ССО СРВ, СО «Велесов Круг» и Общине (жреческом круге) «ЗЕМЛЕпоклонники».

%D0%9E%D0%B6%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2

ССО СРВ

Вариант 1 (по материалам волхва Вадима (Казакова В.С.):
«21 листопада (ноября) — день Богини Смерти Марены, день наступления ночной тьмы и прихода зимы. Устанавливается премерзкая погода: моросит дождь, идёт мокрый снег, дует холодный ветер, слякоть.

Богиня смерти Марена играет важную роль в мировоззрении славян. Именно она обрезает нить человеческих судеб и губит всё живое в природе. Но без смерти не будет новых рождений, поэтому необратимой эта гибель не является. На смену предкам придут новые славные поколения потомков, на смену ночному мраку — светлый день, на смену лютой зиме — теплая ласковая весна.

Во многих славянских обрядах и празднествах прослеживается упоминание Марены, хотя сам День Марены праздником не считается, и приглашать на него, также как и на похороны, никого не принято. На зачине не произносят никаких славлений. Обавница провозглашает: «А ни Мара, ни морока не смиемо славити». После этого люди, чтобы показать, что не боятся Марены, идут на болото, где тушат горящие головни в болотной елани (незамёрзшей трясине).

Обрядовая пища: кисель, оладьи, морковь, репа»;

Обряд пройдёт в лесу примерно в 16:00, как стемнеет. Сбор на капище в 14:00 (подготовка к обряду).

На зачине не произносят славлений, жрецы величают Великую Тёмную Мать и обращаются к Ней. На обряд никто не приглашается. Кому требуется участие в обряде — все приходят сами.

Треба для обряда: сырое мясо, кисель, оладьи, морковь, репа.

Кто придёт — не забудьте прихватить с собой свою старую вещь (майку, рубаху и т.д. — ношеную, нестиранную). А также подготовиться заранее и навязать на чёрную нить наузы, наговаривая на каждый из них то, от чего избавится нужно (недуги, ситуации, отношения, состояния души и т.д.). Нить крепится к ивовому или ореховому прутику».

%D0%93%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2

СО «Велесов Круг»

«ДЕНЬ МОРЕНЫ (МАРИН ДЕНЬ) — отмечается 21 груденя/ноября-месяца (либо 9 груденя/ноября), в пору прихода Морены-Зимы.

В некоторых современных Родноверческих Общинах МАРИН ДЕНЬ отмечается лишь после того, как снег покроет землю. Марин день в Кологоде — встреча зимы. В эпоху двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю.

Примечали: «На Матрёну иней на деревьях — к морозам», «Коли на Матрёну туман — к оттепели», «Если в этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде». По поверьям, приходит Морена-Зима не позднее 21 груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение Богородицы во храм. В народе говорили: «На Введение зима вводится», «Введение — ворота зимы», «Введение пришло — зиму привело», — ибо верили, что в этот день зима окончательно вступает в свои права. За день до Введения отмечали Прокла (20 груденя/ноября) — день, когда творили обереги от всякой нечисти: «На Прокла всякую нечисть проклинают». Сразу после Введения отмечали Прокопьев день (22 груденя/ноября) — день, начиная с которого устанавливался первый санный путь: «Введение идёт — за собой Прокопа ведёт», «Прокоп по снегу ступает — дорогу копает», «Прокопий дороги прокапывает», «Где Прокоп прокопал, там и зимний путь стал».

Обряд дня Марина волхва Богумила Мурина (Гасанова Б.А.):

1. Творить обрядиво надлежит во темени, ближе ко ночи, ибо то пора Мары-Мороки.

2. А идти во глухомань какую, где выискать для обряда древо, пред коим славить надлежит — елину вековую или осинину великую.

3. Костерок творить невелик, ибо света надо малость лишь.

5. Поклоняться Маре должно во Капи или во Образе узорошитом, или черепие коровьем, или ино.

6. Близ кута, у подножия древа, навострить «навиих костей» — прутов, и во снеги их воткнуть, как колие.

7. Во начало — о Маре что сказать, и о ходе обрядном, и о том, что кажен делать может и не может, и почто так.

8. Место то и люд весь очистить чураньями, а тако же и кругом заградить, опахав ли по снегам, просыпав ли угольем, насекши ли топорьем, или всё то кряду сотворив.

9. Положить зачин и затем речь до Мары словеса непраздные, прославляя Её и отваживая Её.

10. Речи же словеса, что на ум идут, или те, что уже изречены были прежде и рекутся ныне.

11. Бо почните, сестры, брате // Восславите Мару-Мати // Мара-Марена Велика // Не отврати Сваго лика // Яви явися до ныне // И очи Свои воздыме // Дажди лепоту и благо // Чтущим Тебя многовсяко // Пресвята, пречиста, чудна // В ночи, в пещерах, подспудно // Чтись моленьями людскими // Прийди за словами сими // Не худмя приди, а лепо // Возьме требу нашу крепку // В неге, в небе, всюду стати // Славься много, Мара-Мати!

12. Мара, Мара // Мара-Мати // Николи Тебя не знати // Мара-Мати // Худым звати // Смерти стати // Мимо гряди // Ходи, мори // На погорьи // Люд не трони // Оборони // Свята чара // Мати Мара!

13. Свята черна Матушка Мара // Со Сваго полнощного двора // На нас да возрадуйся // На нас да умилостивися // Прийдь да не с хворями // Прийдь да не с горями // Прийдь и честна и добра // Прийдь и блага и лепа // Сниди, красота черновласа // Твои брови — черны соболя // Твоё лице — млеко белое // Восславися мила да кротка // Восславися тиха да мягка // Ко нам снидь да требы примай // Требы примай да нас не замай // Славися, Мара нощная-полнощная // Западна-северна, годовая-зимняя!

14. Карься, Мара! Колотися, Мара! // Человечей житью, гробовою рытью // Полной мерой каждому отмери // Младу младеню, стару стареню // Благу — тиха, поконе живихом // Иншу — лиха воздай за гриха // Навьей костью, прахом погостья // Явися во красе али во страсе // Мора-глади, боли-лихоради // Люду не покини, Роду не отрини // Песком засевано, кругом обрывано // Нас обыди, от сего изыди // За черные мори, ледяные горы // Днесь прославима, лютость утолила!

15. Мара Маревна // Матушка гневна // Матушка Мара // Во Небеси стала // Мара Чернава // Шита, вита, брана // Мара Молода // Тёмная вода // Мара Хвороба // Земельна утроба // Мара Морока // Ходи от порога // Мара Хмуряна // Костями убрана // Мара ненастна // Ходи, да не часто // Мара румяна // Свята, окаянна // Мара Маранье // Встани на росстанье // Мара Недоля // До Тебя довольне!

16. Мара, Мара // Мати, Мати // Николи Тебя не знати // Сухи хворостья // Ходи до погостья // Мара люба // Ступа ступай // Наше люди
не загуби // Люты холоды // Изведи невзгоды // Славься, Мати Мара // Днесе Твоя пора!

17. Ходи, води // Мара стужа // Ходи, води // Нас не недужи // Ходи, води // Мара Хвороба // Ходи, води // Несыта утроба // Ходи, води // В зиме сумеречной // Ходи, води // Да не суперечно // Ходи, води // Да на перепутьи // Ходи, води // А про нас забуди // Ходи, води // Всё без упокою // Ходи, води // От нас стороною!

18. Во требу Маре полагаемы: мясо сырое и мясо готовленное, сало, пиво, молоко и сытое, и кислое, хлеб и чёрен, и бел, и подгорелый, моркови и редьки.

19. Требой не обносить, но от всех собрати и, очистив, до Мары её вести. Не во огонь требу, а на костье насадить, а питья долу возлить, ко подножию древа.

20. Во огонь же покидать старые и порченные вещи тех, кто здесь, дабы погорели все невзгоды и хвори.

21. Запалить же от огнища ещё сук со тряпьём и им пред ликом Мариным провесть несколькожды, сии словеса при том возрекая раз за разом: «Маре-Матушке во честь да во славу, а нам Марой не поятыми быти, и да от хворей-невзгод очиститься!» А вслед, речи продолжая, пройти до каждого Родовича, что в обряде стоит, и провесть тем огнём близ лица и дланей его, також и себе содеяв прежде, абы спалить всяку недобрость. Сук же заворотить во огонь. Или иначе всё: запалить светоч и по ряду пустить, абы каждый сам над огнём руку подержал.

22. Во хвост обряду речь о Маре-Матушке сказания, о силушке Её, о деяниях, кому да в чём помогла, кого да как наказала.

23. А далее уж сами судите-рядите как делать — тихо обряд блюсти, во беседах и со думами, иль рядиться в саже сваляться, да игры в беса заводить, да колобродить со смехами многими.

24. Блага нам всем! Маре-Матушке — прославление!
Гой, Черна Мати! Гой-Ма!

%D0%95. %D0%97%D1%83%D0%B1%D0%BA%D0%BE%D0%B2 %D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B0

Община (жреческий круг) «ЗЕМЛЕпоклонники»

Обряд дня Марены от Бахаря (Блинова А.):

«В конце Ноября – Груденя (так же сей месяц звался среди Славян — Листопад, Листогной и т д ) встречают Марену, Богиню Смерти, срок её — Зима время её — Ночь. Приносили Марене жертву и требы, прося о том, что бы не была Зима суровой сверх меры, чтоб накрыла МАТЬ ЗЕМЛЮ добрым снежным одеялом. Чествовали её и кланялись ей, как владычице Мира, вошедшей в свой срок на престол. Без смерти нет жизни, без ночи нет дня, а за Зимой всегда приходит Весна, всему свой срок и своё время.

Обращаясь на запад солнца, жрец говорит:

День года прожит, приходит Ночь…
Опало пламя, приходит тьма
И даже Боги уходят прочь,
И Мир в остывший идёт ЗИМА…
Так было, так будет от века до века и до конца веков…

Дева белая, яко снег – ледяная пыль
Дева чёрная, яко Ночь – тьма беззвездная.
Очи твои — лёд хладный
Думы твои – зверь гладный
Время твоё да воля твоя,
Срок твой да власть твоя.

Быть холоду до поры,
Лежать снегу до Весны,
Спать ЗЕМЛЕ, да сном тем живиться,
В колыбели ледяной
Быть до времени одной.
Ты пой, пой, Маренушка, песнь свою,
Завывай в метели,
Запевай в пурге,
Пой ЗЕМЛЕ песнь колыбельную,
Пой.

Источник

Adblock
detector