Меню

праздник маккавеев 6 букв сканворд

Православная Жизнь

1 августа по старому стилю (14 августа н. ст.) Церковь отмечает три праздника.

1237980861

Первый из них – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник является главной памятью дня. Он имеет византийские корни. История повествует о том, что в южной стране – Византийской империи (и особенно в многолюдном Константинополе) – как раз на август припадали вспышки холерных и других инфекционных эпидемий, от которых гибло множество людей. Верующий же человек всегда искал и ищет сегодня защиту в Боге. Потому 1 августа по старому стилю Патриарх Константинопольский вместе с клиром (священниками) и самим императором износили из царской сокровищницы Честное Древо Животворящего Креста Господня (именно того Креста, на Котором был распят Спаситель). И совершали крестный ход по городу, чтобы Господь своим Крестом спас люди Своя и благословил достояние Свое. Крестные хода с Древом продолжались почти две недели – до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Параллельно служились водосвятные молебны, и святой водой щедро окроплялись жители, улицы и дома Константинополя для изгнания всякой нечистоты и хвори.

Из Византии вместе с греческим духовенством, которое долгое время возглавляло церковную иерархию на Руси, праздник перешел и к нам.
Отсюда же происходит и обычай совершать на утрене праздника изнесение из алтаря креста, украшенного цветами, и поклонение перед ним. Потому в этот день совершаются водосвятные молебны и крестные хода по городам и весям.

Интересным является и тот факт, что, согласно некоторым источникам, Киевская Русь была крещена по указанию святого равноапостольного князя Владимира также 1 августа. Потому фактически в этот день вспоминается и Крещение Руси. Но по сложившейся современной церковной традиции сегодня День Крещения Руси празднуется 15 июля по старому стилю (28 июля н. ст.) в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.

Также 1 (14) августа происходит Празднество всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в честь небесного знамения икон Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Девы Марии и

И, наконец, в этот день вспоминается день памяти семи мучеников Маккавеев Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима, Маркелла, матери их Соломонии и учителя Елеазара. Подробно об их подвиге можно прочитать в Ветхом Завете, во Второй Книге Маккавейской, в шестой и седьмой главах.
Напомним историю вкратце.

В 168 году до Рождества Христова Иерусалим был захвачен сирийским греческим правителем Антиохом IV Эпифаном, имевшем своей столицей Антиохию Сирийскую, названную так в честь династии Антиохов. Антиох Эпифан не просто захватил иудейскую столицу, он развязал религиозную войну, так как захотел эллинизировать край, навязав евреям языческую религию. За исповедание веры в истинного Бога полагалась смертная казнь. В то время вырезались целые населенные пункты и еврейские племена, оставшиеся верными религии предков. Последней точкой, вызвавшей иудейский бунт против нечестивого царя, стало осквернение Иерусалимского храма. Антиох превратил его в капище Зевса и на жертвеннике лично заколол жертвенную свинью. Не нужно пояснять, что это было особенное оскорбление для евреев.

Среди евреев организовалось сопротивление, в первую очередь религиозному гнету. Иудеи защищали веру в истинного Бога. Борцы за ветхозаветную веру и освобождение еврейского народа от тяжкого эллинского ярма стали называться Маккавеями. Это не фамилия, а скорее прозвище. В переводе с арамейского языка слово обозначает «молот на врагов», имея в корне своем слово «маккаба» – «молот». Принято считать, что первым такое прозвище получил вождь еврейского народа Иуда из династии Хасмонеев. В истории известен как Иуда Маккавей.

Дорогие братья и сестры, хочется призвать всех нас более углубленно изучать умственно, сердечно, молитвенно, духовно историю православных праздников, чтобы не пасть жертвой суеверий, которые возникают по двум причинам – из-за невежества и нежелания сердечно и духовно жить церковной жизнью, преображая с Божьей помощью себя, из-за стремления лишь прийти за каким-то освященным церковным атрибутом (вербой, водой, маком, медом), не пропустив Христа через душу свою и забыв на период до следующего освящения о существовании Церкви Божией.

Мне кажется, таким образом происходит святотатство: освященная вещь участвует в действиях, фактически связанных с магией.

Мед же нового урожая освящается в 1 (14) августа. Это событие не связано с праздниками данного дня, а с естественным циклом природы и появлением меда именно в это время. Существует очень древняя ветхозаветная традиция в Церкви освящать начатки (то есть первые плоды земли) и приносить их в жертву Богу. В первую очередь из чувства благодарности за то, что Он их нам дал. Так об этом говорится в Ветхом Завете: «Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев… это жертва Господу» (Лев. 2:14, 16).

По этому установлению, которое преподано было Господом святому пророку Моисею на горе Синай, и появилась в Церкви традиция освящать начатки плодов земных, не только пшеницы, но и меда, винограда и всего остального.

Также существует благочестивая традиция до освящения 1 (14) августа не вкушать меда нового урожая. Мне кажется, это просто логично: сначала освятить, получив благословение Божие на продукт, а потом уже кушать его. Только бы все эти предписания служили нам средством приближения к Богу и возделывания в душе любви к Нему и ближнему. А не наоборот.

С 1 (14) августа начинается Успенский пост. Что же послужило для его установления? Вот как об этом пишет святитель Симеон Солунский:

«Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

Успенский пост самый короткий из всех годичных постов. Он начинается 1 (14) августа, а заканчивается в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 (28) августа. Пост этот строгий. То есть пища животного происхождение не вкушается вообще. Рыбку можно есть только один раз в продолжение Успенского поста в праздник Преображения Господня – 6 (19) августа.
Монастырский Устав предписывает по понедельникам, средам, пятницам сухоядение, по вторникам и четвергам – вареную пищу без подсолнечного масла, по субботам и воскресеньям – с подсолнечным маслом.

Но нужно, дорогие братья и сестры, каждому из нас с Божьей помощью избирать свою меру поста. Кто-то может поститься по монастырскому Уставу, а для кого-то достаточно воздержаться от пищи животного происхождения.

В молитве на благословение меда, читаемой священником, есть такие хорошие стихи: «Необыменный в милости и неизреченный во щедротах, Господи Иисусе Христе, дивен Сый во славе и творяй чудеса. Ты, действом Святаго Духа иногда благословивый Израиля и его медом насытивый от камене…» Здесь имеется в виду событие из Священной истории, когда народ Израильский, водимый святым пророком Моисеем, по пустыне дошел до места, называемого Мерра (в переводе – «Горечь»), и там была горькая вода. Народ начал роптать. Тогда Бог приказал Моисею положить дерево в воду – и вода стала сладкой, пригодной для питья (Ис. 15:22–26). Может быть, не случайно 1 (14) августа мы в праздник Древа (Креста) получаем сладость меда.

Будем же, дорогие братья и сестры, помнить о главной нашей сладости, которая вкуснее любого земного меда – о Господе нашем Иисусе Христе. Он есть путь и истина и жизнь. И наши души, если они уподобляются душам народа Израильского, который с помощью святого пророка Моисея искал Бога, тоже ищут Господа в пустыне житейских треволнений и обязательно найдут животворный родник, освященный Крестом и сладостной благодатью Святого Духа. Лишь бы было желание искать этот небесный мед…

Источник

Православная Жизнь

Объясняет протоиерей Андрей Ухтомский.

makoweja 01

Праздник мучеников Маккавеев получил свое название за стойкость как молот (евр. маккава) семи братьев, их матери, учителя Елеазара и Иуды Хасмонея, поднявшего восстание иудеев в 160 г. до Р. Х. против греческого владычества. Мученики Маккавеи – семь братьев: Авим, Гурий, Евсевон, Елеазар, Антонин, Маркелл и Алим, их мать Соломония и учитель Елеазар – выступили против эллинизации, навязанной правителем Сирии Антиохом Эпифаном, поставившем в 166 г. до Р. Х. в Иерусалиме статую Зевса Олимпийского. Может, и не было никакой реакции среди иудеев, если бы эта статуя была единым вмешательством сирийского владыки в иудейский менталитет. Однако Антиох вводил греческие языческие обычаи во всей Иудее, и эта статуя была поставлена для того, чтобы ей поклонялись иудеи. Последнее обстоятельство и возмутило монотеистическое мировоззрение иудеев, несмотря на то, что они привыкли к обособлению и охранению своей религии, ввиду плена, под которым находились уже более как 4 столетия.

Нам, православным христианам, знающим об умерщвлении языческой императорской властью мучеников-христиан за христианскую веру, что явилось, к сожалению, бесповоротным следованием Господу (ведь дарование жизни предполагалось только через принесение языческих жертв и уклонение от Христа), понятны страдания именно за Христа. Однако мученики Маккавеи пострадали за свои убеждения, веру в истинного Бога до пришествия Иисуса Христа и его воплощения. Это важно отметить, поскольку действительно этими убеждениями человек и жил, верой и благодарностью Богу, которого не видел.

А где же здесь национально-освободительная борьба и при чем тут вера и страдание семи человек? События казни были публичными, и поэтому стойкость, мужество, бесстрашие и вера в Бога, которая вплелась в иудейский менталитет и выразилась в мученической смерти Маккавеев, воодушевили на восстание против Антиоха Епифана Иуду Маккавея, сына ревностного священника Маттафии Хасмонея. Последний, приняв предсмертную волю отца, возглавил восстание и после нескольких поражений, нанесенных войску Антиоха Епифана, восстановил чистоту поклонения в Иерусалимском храме. «Маккавеи разрушили греческие алтари в деревнях, обрезали мальчиков и вынудили эллинизированных евреев объявить вне закона»[1]. В начале восстания Иуда получил прозвище Маккавей, что в переводе с арамейского означает «молот» (или «кузнечный молот») в ознаменование той отваги и мужества, которую он имел в битвах. По другой версии слово «маккавей» является акронимом полного имени отца Иуды (Маттитьягу Коген Бен Йоханан).
В память обновления и освящения Иудейского храма был установлен праздник Ханука. «Согласно раввинистической традиции, победившие Маккавеи смогли найти только небольшой кувшин с маслом, который оставался чистым и незагрязненным благодаря печати, и хотя в нем было достаточно масла, чтобы оставлять зажженной Менору в течение одного дня, оно чудесным образом не иссякало на протяжении восемь дней, время за которое можно было пополнить запасы масла»[2].

Иуда Маккавей погиб в одном из сражений. Его дело было продолжено его братьями – Ионафаном и Симоном, которых также стали называть Маккавеями.
Восстание Иуды Маккавея положило начало серии национально-освободительных войн иудеев против греческого Селевкидского царства (166–142 гг. до Р. Х.), которые закончились независимостью иудеев, большинство из них поддержали в свое время Иуду, были преданы своей культуре, религии и традициям.

Примечания:

1. Nicholas de Lange. The Illustrated History of the Jewish People. London: «Aurum Press», 1997. Р. 56.
2. Талмуд. Трактат Шаббат.

Источник

Когда Медовый Спас 2020 – традиции, состав букета и запреты

Приметы на Медовый Спас, что святят на Маковея, каков у букета на Маковея состав и зачем он нужен – в материале Главреда.

1595940400 7821

Спасы в августе начинаются с праздника меда и мака: 14 августа проходит Медовый Спас. В 2020 году это пятница, канун выходных.

Медовый Спас еще называют Маковей или Мокрый Спас. С Маковея у православных стартует Успенский пост 2020. То есть уже на Медовый Спас нельзя есть мясо и жирную пищу, пить алкоголь.

Медовый Спас – история

Празднуется этот Спас в день значительного церковного праздника Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Это очень актуальный праздник в условиях нынешнего карантина из-за коровируса.

Считается, что частичку креста, на котором распяли Иисуса Христа, вынесли из храма Софии в Стамбуле во время великой эпидемии. Кусочком креста осветили местные водоемы – и мор отступил.

Еще в этот день почитается память семерых братьев-мучеников Маккавеев – и им праздник обязан своим народным названием Маковей и «маковыми» традициями.

Медовый Спас – традиции, что святят на Маковея

Так как история праздника связана с освящением водоемов, то с водой связаны и главные традиции Маковея.

На праздничный стол подают постные блюда с маком. В десерты щедро добавляют мед – после того, как освятили его в храме.

Считается, что если начать трапезу с ложки освященного меда, то можно смело загадывать любое праведное желание – непременно сбудется.

Букет на Маковея – состав

Особая традиция праздника – освящать в церкви букет на Маковея. Состав у него особый – лечебные травы, свойства которых, по поверью, определяют судьбу девушки, что принесла его в храм.

Все цветы и травы должны быть с родной земли – то есть экзотические растения в состав букета на Маковея не входят. Главный и обязательный атрибут – головки мака, непременно спелого.

Иногда еще в маковейчики добавляют овощи или зелень – как благодарность Богу за богатый урожай.

Что делать с букетом на Маковея после праздника

Освященные в церкви маковейчики выкидывать нельзя. Их хранят дома до следующей весны – как оберег.

После чего пускают в дело: заваривают чай или отвар для купания (чтоб добавить телу красоты и здоровья), кто-то – скармливает домашнему скоту. В некоторых регионах – пускают по реке после того, как сошел лед.

Медовый Спас – что нельзя делать

► На Маковея нельзя вести себя громко и разгульно. Этого требуют и церковные каноны (ведь идет Успенский пост), и народные поверья: шум в этот день, по примете, может напугать пчел, и на следующий год не удастся собрать хороший урожай меда.

Чем тише и спокойнее проведешь этот день – тем быстрее очистится душа.

► Нельзя есть не скоромную пищу.

► В Медовый Спас нельзя работать – исключение делается лишь для уборки меда.

► Под запретом ругань и всякий негатив.

► Также не принято уходить из церкви, не оставив подаяния – деньги или мед – иначе грехи не отпустятся.

Источник

День памяти семи мучеников Маккавеев или Медовый спас. 14 августа.

День памяти семи мучеников Маккавеев или Медовый спас. 14 августа.

Согласно церковному календарю 14 августа мы празднуем изнесение честных древ Животворящего Креста Господнего, а также память ветхозаветных мучеников за веру — Маккавеев. Но в сознании народном эти два праздника дивным образом соединились воедино. «На Маковея я была в храме», — скажет старушка, а за ней повторит её дочка и внучка, но кто такой этот «Макковей» они чаще всего не знают. Что ж, пора с ним, а точнее с ними, познакомиться по-ближе, так как этот важный праздник не имеет ничего общего с освящением меда, мака и цветов.

На службах в эти дни только освящают воду. Однако языческие традиции часто заменяют в сознании людей истинную суть происходящего.

Также с этого дня наступает строгий Успенский пост, который будет длится на протяжении двух недель. В этот период времени рекомендуется кушать невареную растительную пищу – сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, хлеб.

DSC00006

СЕМЬ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ

Память 1 / 14 августа

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан поработил еврейский народ и хотел заставить сынов Израиля принять языческие нравы, отвергнуть обычаи и правила, завещанные им от отцов, проводя политику эллинизации населения.

Он ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев. С этой целью он также распорядился, чтобы все ели свинину – мясо нечистого животного, запрещенного Законом (ср.: Лев. 11: 7–8).

Вначале к этому деянию решили принудить писца Елеазара, открыв ему рот силой. Но святой старец выплюнул пищу с презрением и отверг советы притвориться покоренным ради спасения жизни. Он сказал: «В нашем возрасте не стоит притворяться! Боюсь я, что многие молодые сойдут с пути из-за меня и моего утаивания мислей, видя, что Елеазар в свои 80 лет присоединился к чуждым обычаям, и все это из-за короткого отрезка жизни, оставшегося мне. Я могу запятнать и покрыть позором свою старость. И если сейчас я избегу наказания человеческого, то не скроюсь, живой или мертвый, от руки Всемогущего».

Говоря таким образом, он твердо принял истязания колесом. Под пытками он выказал мужество молодого воина, вызывая восхищение палачей. Умирая, Елеазар промолвил с улыбкой: «Господу, владеющему священным знанием, известно, что, имея возможность избежать смерти, я сейчас испытываю под бичом ужасные муки, но в душе я принимаю эту боль с радостью по причине трепета, который Господь мне внушает». И он предал душу Богу.

maccabees

Семь братьев, наставленные Елеазаром в обычаях израильского народа, были арестованы и предстали перед царем. Они казались слаженным хором, в центре которого находился головщик – их мать. Братья думали только об одном: этот священночисленный лик, благословенный Богом, не должен разрушиться отступничеством одного из них.

Поэтому они ободряли друг друга перед исповеданием веры следующими словами: «Если мы не погибнем сейчас, то так или иначе умрем однажды. Сделаем же из необходимости природы повод для торжества». Государь велел разложить перед ними инструменты для пыток и пытался устрашить Маккавеев, но, побеждая его доводы вдохновенным любомудрием, старший из них ответил: «Лучше умереть, чем преступить Закон наших отцов».

Преображенный огнем, он казался нетленным и исполнил сказанное, не испустив ни единого стона. В это время его мать и братья, ободренные происходящим, молили Бога оказать им милость умереть так же мужественно, как старший брат.

Затем подвергли пытке второго из Маккавеев. Ему разорвали плоть железными когтями, а потом растянули на катапульте. Готовый предать душу Господу, он воскликнул по-еврейски: «Нечестивец, ты лишил нас жизни земной, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его Закон, для вечной жизни».

Стремясь скорее получить награду, пятый сам предстал перед мучителями. Следующий брат был подвергнут пытке колесом, и когда ему пронзали внутренности, он вскричал: «Наше благочестивое знание непобедимо!»

Так эти мужественные люди один за другим посвятили свои жизни Богу, показав, что разум, просвещенный верой, может не только усмирять страсти души, но и торжествовать над мучениями и смертью, имея подтверждение жизни вечной и нетленной.

freska

Соломония присутствовала при пытках сыновей, но не была охвачена скорбью. Именно она призывала каждого из них на языке отцов мужественно сносить испытания во имя Господа и ради надежды на воскресение.

Она говорила им: «Я не знаю, каким образом вы появились в моем чреве. Это не я наделила вас духом и жизнью. Это не я упорядочила элементы, составляющие каждого из вас. Создатель, Который сотворил род человеческий и Который является началом всех вещей, вернет вам, по Своему милосердию, дух и жизнь, потому что вы презрели самих себя ради Его Закона».

Одушевленный новым порывом, ее сын начал проклинать тирана, предсказывая ему скорое справедливое наказание за гордыню. Он скончался, молясь о том, чтобы его жертва, как и жертва братьев, смягчила гнев Божий против угнетенного израильского народа. Антиох, пораженный в самое сердце, проявил по отношению к святому мученику еще большую жестокость, чем по отношению к его братьям.

После того как последний торжественно предал душу Господу, Соломония, в свою очередь, принесла себя в жертву и присоединилась к сыновьям в сонме святых мучеников.

Действительно, хотя эти святые мученики свидетельствовали до воплощения Христа, они ничем не уступают тем, кто следовал за Господом, подражая Его животворящим Страстям. Именно вера во Христа уже жила в них через надежду на воскресение и помогла победить все земные привязанности.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря. Источник

Смерть мучеников Маккавеев принесла земные плоды

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его 5 сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Около них скоро собралось много ревнителей Божьего закона. Особенной храбростью из сыновей Маттафии отличался Иуда, названный в память мучеников Маккавеем. Иуда Маккавей с небольшим войском много раз побеждал сирийцев. Но раз его окружило многочисленное войско сирийское (22 тысячи), а у него было только 800 человек. Иуда погиб геройской смертью. Он не согласился бежать от врагов и тем помрачить свою славу.

Neun gute helden rathaus koeln

Брат его Симон окончательно разбил сирийские войска, очистив от них город Иерусалим с храмом, и освободил свой народ от владычества греческих царей, царствовавших в Сирии. В благодарность за это иудеи постановили, что на будущее время, до самого пришествия Спасителя, старший из рода Симонова должен быть у них первосвященником и правителем народа.

Освободившись от владычества греков, иудеи недолго пользовались свободой. Вскоре (64 год до Р.Х.) ими овладели римляне, и правителем над Палестиною был поставлен Ирод, прозванный Великим, в дни царствования которого родился Спаситель мира Иисус Христос.

Иудеи тоже установили празднование в честь этих событий

Важным результатом восстания под руководством Хасмонеев считается создание независимого иудейского государства с центром в Иерусалиме и восстановление храмового богослужения. В честь этого события был установлен восьмидневный праздник под названием Ханука (ивр. «освящение»). Династия Хасмонеев правила Иудеей (сначала под контролем Сирии, затем независимо) почти 120 лет (с 152 по 37 до н. э.).

ornament serdcze

Если вы хотите осознанно воцерковиться или вы уже участвуете в церковных обрядах, но мало что в них понимаете и хотите постичь невидимую суть и пользу для вашей души всех таинств и обрядов церкви, то получите Видеокурс «ОБРЯДЫ И ТАИНСТВА ЦЕРКВИ. Невидимая суть и форма», нажав на банер ниже

Источник

Православная Жизнь

Объясняет протоиерей Андрей Ухтомский.

makoweja 01

Праздник мучеников Маккавеев получил свое название за стойкость как молот (евр. маккава) семи братьев, их матери, учителя Елеазара и Иуды Хасмонея, поднявшего восстание иудеев в 160 г. до Р. Х. против греческого владычества. Мученики Маккавеи – семь братьев: Авим, Гурий, Евсевон, Елеазар, Антонин, Маркелл и Алим, их мать Соломония и учитель Елеазар – выступили против эллинизации, навязанной правителем Сирии Антиохом Эпифаном, поставившем в 166 г. до Р. Х. в Иерусалиме статую Зевса Олимпийского. Может, и не было никакой реакции среди иудеев, если бы эта статуя была единым вмешательством сирийского владыки в иудейский менталитет. Однако Антиох вводил греческие языческие обычаи во всей Иудее, и эта статуя была поставлена для того, чтобы ей поклонялись иудеи. Последнее обстоятельство и возмутило монотеистическое мировоззрение иудеев, несмотря на то, что они привыкли к обособлению и охранению своей религии, ввиду плена, под которым находились уже более как 4 столетия.

Нам, православным христианам, знающим об умерщвлении языческой императорской властью мучеников-христиан за христианскую веру, что явилось, к сожалению, бесповоротным следованием Господу (ведь дарование жизни предполагалось только через принесение языческих жертв и уклонение от Христа), понятны страдания именно за Христа. Однако мученики Маккавеи пострадали за свои убеждения, веру в истинного Бога до пришествия Иисуса Христа и его воплощения. Это важно отметить, поскольку действительно этими убеждениями человек и жил, верой и благодарностью Богу, которого не видел.

А где же здесь национально-освободительная борьба и при чем тут вера и страдание семи человек? События казни были публичными, и поэтому стойкость, мужество, бесстрашие и вера в Бога, которая вплелась в иудейский менталитет и выразилась в мученической смерти Маккавеев, воодушевили на восстание против Антиоха Епифана Иуду Маккавея, сына ревностного священника Маттафии Хасмонея. Последний, приняв предсмертную волю отца, возглавил восстание и после нескольких поражений, нанесенных войску Антиоха Епифана, восстановил чистоту поклонения в Иерусалимском храме. «Маккавеи разрушили греческие алтари в деревнях, обрезали мальчиков и вынудили эллинизированных евреев объявить вне закона»[1]. В начале восстания Иуда получил прозвище Маккавей, что в переводе с арамейского означает «молот» (или «кузнечный молот») в ознаменование той отваги и мужества, которую он имел в битвах. По другой версии слово «маккавей» является акронимом полного имени отца Иуды (Маттитьягу Коген Бен Йоханан).
В память обновления и освящения Иудейского храма был установлен праздник Ханука. «Согласно раввинистической традиции, победившие Маккавеи смогли найти только небольшой кувшин с маслом, который оставался чистым и незагрязненным благодаря печати, и хотя в нем было достаточно масла, чтобы оставлять зажженной Менору в течение одного дня, оно чудесным образом не иссякало на протяжении восемь дней, время за которое можно было пополнить запасы масла»[2].

Иуда Маккавей погиб в одном из сражений. Его дело было продолжено его братьями – Ионафаном и Симоном, которых также стали называть Маккавеями.
Восстание Иуды Маккавея положило начало серии национально-освободительных войн иудеев против греческого Селевкидского царства (166–142 гг. до Р. Х.), которые закончились независимостью иудеев, большинство из них поддержали в свое время Иуду, были преданы своей культуре, религии и традициям.

Примечания:

1. Nicholas de Lange. The Illustrated History of the Jewish People. London: «Aurum Press», 1997. Р. 56.
2. Талмуд. Трактат Шаббат.

Источник

Православная Жизнь

1 августа по старому стилю (14 августа н. ст.) Церковь отмечает три праздника.

1237980861

Первый из них – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник является главной памятью дня. Он имеет византийские корни. История повествует о том, что в южной стране – Византийской империи (и особенно в многолюдном Константинополе) – как раз на август припадали вспышки холерных и других инфекционных эпидемий, от которых гибло множество людей. Верующий же человек всегда искал и ищет сегодня защиту в Боге. Потому 1 августа по старому стилю Патриарх Константинопольский вместе с клиром (священниками) и самим императором износили из царской сокровищницы Честное Древо Животворящего Креста Господня (именно того Креста, на Котором был распят Спаситель). И совершали крестный ход по городу, чтобы Господь своим Крестом спас люди Своя и благословил достояние Свое. Крестные хода с Древом продолжались почти две недели – до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Параллельно служились водосвятные молебны, и святой водой щедро окроплялись жители, улицы и дома Константинополя для изгнания всякой нечистоты и хвори.

Из Византии вместе с греческим духовенством, которое долгое время возглавляло церковную иерархию на Руси, праздник перешел и к нам.
Отсюда же происходит и обычай совершать на утрене праздника изнесение из алтаря креста, украшенного цветами, и поклонение перед ним. Потому в этот день совершаются водосвятные молебны и крестные хода по городам и весям.

Интересным является и тот факт, что, согласно некоторым источникам, Киевская Русь была крещена по указанию святого равноапостольного князя Владимира также 1 августа. Потому фактически в этот день вспоминается и Крещение Руси. Но по сложившейся современной церковной традиции сегодня День Крещения Руси празднуется 15 июля по старому стилю (28 июля н. ст.) в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.

Также 1 (14) августа происходит Празднество всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в честь небесного знамения икон Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Девы Марии и

И, наконец, в этот день вспоминается день памяти семи мучеников Маккавеев Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима, Маркелла, матери их Соломонии и учителя Елеазара. Подробно об их подвиге можно прочитать в Ветхом Завете, во Второй Книге Маккавейской, в шестой и седьмой главах.
Напомним историю вкратце.

В 168 году до Рождества Христова Иерусалим был захвачен сирийским греческим правителем Антиохом IV Эпифаном, имевшем своей столицей Антиохию Сирийскую, названную так в честь династии Антиохов. Антиох Эпифан не просто захватил иудейскую столицу, он развязал религиозную войну, так как захотел эллинизировать край, навязав евреям языческую религию. За исповедание веры в истинного Бога полагалась смертная казнь. В то время вырезались целые населенные пункты и еврейские племена, оставшиеся верными религии предков. Последней точкой, вызвавшей иудейский бунт против нечестивого царя, стало осквернение Иерусалимского храма. Антиох превратил его в капище Зевса и на жертвеннике лично заколол жертвенную свинью. Не нужно пояснять, что это было особенное оскорбление для евреев.

Среди евреев организовалось сопротивление, в первую очередь религиозному гнету. Иудеи защищали веру в истинного Бога. Борцы за ветхозаветную веру и освобождение еврейского народа от тяжкого эллинского ярма стали называться Маккавеями. Это не фамилия, а скорее прозвище. В переводе с арамейского языка слово обозначает «молот на врагов», имея в корне своем слово «маккаба» – «молот». Принято считать, что первым такое прозвище получил вождь еврейского народа Иуда из династии Хасмонеев. В истории известен как Иуда Маккавей.

Дорогие братья и сестры, хочется призвать всех нас более углубленно изучать умственно, сердечно, молитвенно, духовно историю православных праздников, чтобы не пасть жертвой суеверий, которые возникают по двум причинам – из-за невежества и нежелания сердечно и духовно жить церковной жизнью, преображая с Божьей помощью себя, из-за стремления лишь прийти за каким-то освященным церковным атрибутом (вербой, водой, маком, медом), не пропустив Христа через душу свою и забыв на период до следующего освящения о существовании Церкви Божией.

Мне кажется, таким образом происходит святотатство: освященная вещь участвует в действиях, фактически связанных с магией.

Мед же нового урожая освящается в 1 (14) августа. Это событие не связано с праздниками данного дня, а с естественным циклом природы и появлением меда именно в это время. Существует очень древняя ветхозаветная традиция в Церкви освящать начатки (то есть первые плоды земли) и приносить их в жертву Богу. В первую очередь из чувства благодарности за то, что Он их нам дал. Так об этом говорится в Ветхом Завете: «Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев… это жертва Господу» (Лев. 2:14, 16).

По этому установлению, которое преподано было Господом святому пророку Моисею на горе Синай, и появилась в Церкви традиция освящать начатки плодов земных, не только пшеницы, но и меда, винограда и всего остального.

Также существует благочестивая традиция до освящения 1 (14) августа не вкушать меда нового урожая. Мне кажется, это просто логично: сначала освятить, получив благословение Божие на продукт, а потом уже кушать его. Только бы все эти предписания служили нам средством приближения к Богу и возделывания в душе любви к Нему и ближнему. А не наоборот.

С 1 (14) августа начинается Успенский пост. Что же послужило для его установления? Вот как об этом пишет святитель Симеон Солунский:

«Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

Успенский пост самый короткий из всех годичных постов. Он начинается 1 (14) августа, а заканчивается в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 (28) августа. Пост этот строгий. То есть пища животного происхождение не вкушается вообще. Рыбку можно есть только один раз в продолжение Успенского поста в праздник Преображения Господня – 6 (19) августа.
Монастырский Устав предписывает по понедельникам, средам, пятницам сухоядение, по вторникам и четвергам – вареную пищу без подсолнечного масла, по субботам и воскресеньям – с подсолнечным маслом.

Но нужно, дорогие братья и сестры, каждому из нас с Божьей помощью избирать свою меру поста. Кто-то может поститься по монастырскому Уставу, а для кого-то достаточно воздержаться от пищи животного происхождения.

В молитве на благословение меда, читаемой священником, есть такие хорошие стихи: «Необыменный в милости и неизреченный во щедротах, Господи Иисусе Христе, дивен Сый во славе и творяй чудеса. Ты, действом Святаго Духа иногда благословивый Израиля и его медом насытивый от камене…» Здесь имеется в виду событие из Священной истории, когда народ Израильский, водимый святым пророком Моисеем, по пустыне дошел до места, называемого Мерра (в переводе – «Горечь»), и там была горькая вода. Народ начал роптать. Тогда Бог приказал Моисею положить дерево в воду – и вода стала сладкой, пригодной для питья (Ис. 15:22–26). Может быть, не случайно 1 (14) августа мы в праздник Древа (Креста) получаем сладость меда.

Будем же, дорогие братья и сестры, помнить о главной нашей сладости, которая вкуснее любого земного меда – о Господе нашем Иисусе Христе. Он есть путь и истина и жизнь. И наши души, если они уподобляются душам народа Израильского, который с помощью святого пророка Моисея искал Бога, тоже ищут Господа в пустыне житейских треволнений и обязательно найдут животворный родник, освященный Крестом и сладостной благодатью Святого Духа. Лишь бы было желание искать этот небесный мед…

Источник

Когда Медовый Спас 2020 – традиции, состав букета и запреты

Приметы на Медовый Спас, что святят на Маковея, каков у букета на Маковея состав и зачем он нужен – в материале Главреда.

1595940400 7821

Спасы в августе начинаются с праздника меда и мака: 14 августа проходит Медовый Спас. В 2020 году это пятница, канун выходных.

Медовый Спас еще называют Маковей или Мокрый Спас. С Маковея у православных стартует Успенский пост 2020. То есть уже на Медовый Спас нельзя есть мясо и жирную пищу, пить алкоголь.

Медовый Спас – история

Празднуется этот Спас в день значительного церковного праздника Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Это очень актуальный праздник в условиях нынешнего карантина из-за коровируса.

Считается, что частичку креста, на котором распяли Иисуса Христа, вынесли из храма Софии в Стамбуле во время великой эпидемии. Кусочком креста осветили местные водоемы – и мор отступил.

Еще в этот день почитается память семерых братьев-мучеников Маккавеев – и им праздник обязан своим народным названием Маковей и «маковыми» традициями.

Медовый Спас – традиции, что святят на Маковея

Так как история праздника связана с освящением водоемов, то с водой связаны и главные традиции Маковея.

На праздничный стол подают постные блюда с маком. В десерты щедро добавляют мед – после того, как освятили его в храме.

Считается, что если начать трапезу с ложки освященного меда, то можно смело загадывать любое праведное желание – непременно сбудется.

Букет на Маковея – состав

Особая традиция праздника – освящать в церкви букет на Маковея. Состав у него особый – лечебные травы, свойства которых, по поверью, определяют судьбу девушки, что принесла его в храм.

Все цветы и травы должны быть с родной земли – то есть экзотические растения в состав букета на Маковея не входят. Главный и обязательный атрибут – головки мака, непременно спелого.

Иногда еще в маковейчики добавляют овощи или зелень – как благодарность Богу за богатый урожай.

Что делать с букетом на Маковея после праздника

Освященные в церкви маковейчики выкидывать нельзя. Их хранят дома до следующей весны – как оберег.

После чего пускают в дело: заваривают чай или отвар для купания (чтоб добавить телу красоты и здоровья), кто-то – скармливает домашнему скоту. В некоторых регионах – пускают по реке после того, как сошел лед.

Медовый Спас – что нельзя делать

► На Маковея нельзя вести себя громко и разгульно. Этого требуют и церковные каноны (ведь идет Успенский пост), и народные поверья: шум в этот день, по примете, может напугать пчел, и на следующий год не удастся собрать хороший урожай меда.

Чем тише и спокойнее проведешь этот день – тем быстрее очистится душа.

► Нельзя есть не скоромную пищу.

► В Медовый Спас нельзя работать – исключение делается лишь для уборки меда.

► Под запретом ругань и всякий негатив.

► Также не принято уходить из церкви, не оставив подаяния – деньги или мед – иначе грехи не отпустятся.

Источник

Период сдачи экзаменов в вузах, техникумах, 6 букв, 6 буква «Я», сканворд

Отгадайте загадку:

Она есть в каждом углу, но сама без углов. Показать ответ>>

Она красива и мила, А имя ей от слова «зола». Показать ответ>>

Она людям доставляет мучения, если её не разделят. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

Он висит на видном месте, Круглый год глотает вести.

Случайный анекдот:

Еще из эстонских новостей:
— Вчера по всей Эстонии отключилась электроэнергия. Тысячи жителей Таллина были вынуждены несколько часов простоять в метро на эскалаторах.

Знаете ли Вы?

Кровь составляет приблизительно 1/13 веса человека. Это будет примерно 5 л у взрослого и 3 л у подростка. Но не вся кровь, а только половина ее циркулирует по организму в кровеносных сосудах. Другая половина находится в запасе, в так называемых *кровяных депо*. Такие *депо* крови — печень, селезенка и кожа. Печень содержит до 20%, селезенка — 16% и подкожные сосуды — 10% общего количества крови. Таким образом, в *кровяных депо* находится около 46% крови. Когда возникает необходимость в пополнении крови, что бывает при усиленной мышечной работе или кровопотере, кровь выбрасывается из *депо* в кровеносные сосуды и нормальная деятельность организма продолжается. Когда же тяжелая работа прекращается, часть крови вновь заполняет сосуды печени, селезенки и кожи.

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Источник

Adblock
detector