Меню

праздник лексическое значение слова

Толковый словарь Ожегова

Смотреть значение ПРАЗДНИК в других словарях

Праздник — Бесподобный, большой, великий, великолепный, веселый, вечный, волнующий, восхитительный, всемирный, всенародный, всеобщий, выдающийся, высокий, высокоторжественный.
Словарь эпитетов

Праздник М. — 1. День или дни торжества, установленные в честь или в память какого-л. события (исторического, гражданского или религиозного). 2. Официально установленный общий день.
Толковый словарь Ефремовой

Праздник — Это существительное заимствовано из старославянского, где образовано суффиксальным способом от праздьнъ – «праздный», то есть «свободный от работы».
Этимологический словарь Крылова

Праздник Победы — День Победы, праздник, отмечается ежегодно 9 мая.Установлен в ознаменование победы над фашистской Германией в ВеликойОтечественной войне 1941-45.
Большой энциклопедический словарь

Медвежий Праздник — обряды, связанные с охотой на медведя и поеданием его мяса, у народов лесной зоны Азии и Северной Америки. На Дальнем Востоке для МЕДВЕЖЬИХ ПРАЗДНИКОВ специально выкармливали.
Исторический словарь

Обновления Праздник — (Ин 10.22)-праздник, установленный Иудой Макковеем в 164 г. до РХ в честь освобождения и очищения храма от идольского служения, осущест­влявшегося в нем в течение трех лет.
Исторический словарь

Праздник Начатков Жатвы Пшеницы — (Исх 34.22)-в оригинале: «при созревании жатвы пшеницы». (См. Пятидесятница)
Исторический словарь

Праздник Опресноков — (Исх 23.15; 34.18; Лев 23,6; Вт 16.16; 2Пар 30.21; 35.17; Езд 6.22)-семидневный праздник, соединенный с Пасхой и называемый также «опресноки» (Лев 12.15-18). В 15й и 21й день месяца Авив собирались.
Исторический словарь

Праздник Седмиц — — евр. Шавуот. (Исх. 34:22), названный также «праздником жатвы» (Исх. 23:16), и «днем первых плодов» (Чис. 28:26), праздновался через семь недель после начала жатвы (Втор. 16: 9 и дал.).
Исторический словарь

Праздник Труб — (Лев 23.24)-особенно торжественно отмечаемое седьмое новомесячие. Хотя и в каждое новомесячие полагалось трубить трубами (Чис 10.10), в первый день месяца Афаним кроме того.
Исторический словарь

Труб Праздник — (Лев 23.24)-см. праздник труб.
Исторический словарь

Праздник — в архаичной мифопоэтической и религиозной традиции временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к.
Энциклопедия мифологии

Источник

Значение слова «праздник»

android bar znachenije

2. Веселье, торжество, устраиваемое кем-л. по какому-л. поводу. Семейный праздник. Праздник по случаю дня рождения.[Ибрагим] не пропускал ни одного бала, ни одного праздника, ни одного первого представления, и предавался общему вихрю со всею пылкостию своих лет и своей породы. Пушкин, Арап Петра Великого. Неизменное участие принимал ежегодно Аркадий Николаевич и в елке. Этот детский праздник почему-то доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие. Куприн, Тапер. Сегодня праздник в колхозе. Урожай нынешний отмечают и пуск тепловой станции. Тендряков, Не ко двору. || чего или какой. День игр, развлечений и т. п. Спортивный праздник. Студенческий праздник. Праздник песни.

3. О дне, ознаменованном каким-л. важным, приятным событием, а также о самом таком радостном событии. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. Тургенев, Бежин луг. Седьмой месяц я сижу безвыходно дома. Тот день, в который навестит меня кто-нибудь, для меня праздник. А. Островский, Письмо Н. И. Шаповалову, 1 февр. 1857.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Слово также употребляется в иных, близких по смыслу, значениях:

официальный день отдыха, установленный в связи с календарным событием, противоположность будням;

массовые развлекательные мероприятия, весёлое препровождение свободного времени;

день какого-либо радостного события;

общее состояние душевного подъёма (обычно в словосочетаниях: «праздник жизни» и т. п.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

пра́здник

1. торжественное, радостное событие ◆ У нас в доме праздник.

2. официально отмечаемый торжественный день, связанный с годовщиной радостного события или церковной традицией ◆ Праздник Победы.

3. увеселительное, развлекательное или торжественное мероприятие ◆ Детский праздник.

4. перен. испытываемое от чего-либо наслаждение, источник наслаждения

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: енот — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

ПРАЗДНИК

Полезное

Смотреть что такое «ПРАЗДНИК» в других словарях:

ПРАЗДНИК — [зн] праздника, м. 1. В религиозном обиходе день (или несколько дней подряд), посвященный памяти какого–н. религиозного (исторического или легендарного) события или так наз. святого (церк.). Праздник пасхи. Праздник кущей. 2. День торжества в… … Толковый словарь Ушакова

ПРАЗДНИК — противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в… … Энциклопедия культурологии

Праздник — П. Господня существовал уже в IV в., что указывает на ещеболее раннее его происхождение. Св. Елена, мать Константина Вел.,построила на горе Фаворе храм в честь П. господня, разрушенный Саладиномв XIII в. В VIII в. св. Иоанн Дамаскин и Козьма… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ПРАЗДНИК — в архаичной мифопоэтической и религиозной традиции временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в П. и отмечаемый как некое институциализированное (даже… … Энциклопедия мифологии

Праздник — Праздник ♦ Fête Особый момент, часто заранее вписанный в календарь в память о другом, который принято отмечать; первоначально – повод к благоговению, затем – к радостному времяпрепровождению. В наше время последний повод все заметнее… … Философский словарь Спонвиля

Праздник — см. Торжество (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

праздник — праздник. Произносится [празник] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

праздник — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? праздника, чему? празднику, (вижу) что? праздник, чем? праздником, о чём? о празднике; мн. что? праздники, (нет) чего? праздников, чему? праздникам, (вижу) что? праздники, чем? праздниками, о чём? о… … Толковый словарь Дмитриева

Источник

Значение слова праздник

Словарь Ушакова

пр а здник [зн], праздника, муж.

2. День торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т.п. Революционные праздники.

3. Официально установленный общий день отдыха по таким дням ***** повидаться с родными.

5. День массовых игр, развлечений и т.п. Спортивный праздник. Зимний праздник. Военный праздник. Детский праздник.

Культурология. Словарь-справочник

☼ противопоставленный будням (повседневности – см. Повседневность) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в культурной или религ. традиции как институционализированное действо, к-рое обеспечивает его участникам макс. причастность к этой сфере. П. обычно противопостоит не просто будням, но нек-рым «неудачным» отрезкам времени. Цель П. — не только достижение опр. оптимального душевного состояния участвующих в нем людей, но и восстановление опр. среднего уровня этого состояния, сниженного разл. ситуациями, к-рые квалифицируются как отрицательные. Противопоставление П. повседневности довольно точно повторяет противопоставление сакрального профанному; характернейшей чертой всякого П. является именно его связь со сферой сакрального (см. Сакральное). Существование светских П. возможно только в период кризиса веры, и в качестве прообраза такие П. все же всегда имеют соотнесение с сакральной сферой. В любом случае в основе П. лежит некий прецедент, к-рый может подвергаться или не подвергаться сакрализации. Поэтому всякий П. так или иначе соотнесен со временем и, более того, участвует в конституировании самого феномена времени. П. играет важную роль и в конституировании совместного пространства, поскольку Пространство культуры, как и ее время, не дано, а создается усилиями особого рода.

Характерная черта П. — его незанятость, «пустота» в смысле отсутствия дел (в рус. и ряде др. языков это выражено особенно отчетливо; ср.: «не-деля», «П.» как нечто «порожнее»). Вместе с тем, эти незанятость и пустота осмысляются как разрывы в течении времени, и в П. времени просто нет, поскольку оно и создается П. Точно так же в П. творится пространство. Такое единое для данной общности пространство-время, однажды созданное, подвержено закону культурной энтропии и требует возобновления создавших его усилий. Этим объясняется значение прецедента для формирования подлинного П. Поэтому П. не может быть создан искусственно. П. всегда повторяет преодоление нек-рой опасности, он всегда сопряжен с риском, с опасением, что повторно овладеть экстремальной ситуацией не удастся.

Без этого осн. переживания содержание П. выхолащивается, и он превращается в обряд, условность по поводу к-рой можно рефлектировать и иронизировать. С др. стороны, отмена того или иного П. всегда сопряжена с опр. условиями. В языч. культурах ни один П. не может быть произвольно отменен по той простой причине, что язычники подвержены страху перед многими богами, с каждым из к-рых связан хотя бы один П. И действительно, ни один языч. праздник не был отменен просто потому, что не мог быть отменен. Это стало возможным лишь тогда, когда на смену страху перед богами пришел страх Божий, а языч. времена и пространства превратились в pax Christi.

Для совр. сознания наиболее характерно отождествление П. с «досугом» или «свободным временем». Разумеется, эти понятия имеют между собой нечто общее, но между ними не меньше и различий. Хотя П. и не занят повседневными делами, он отнюдь не сводится к свободному времени в качестве времени, принадлежащего человеку. Свободным временем человек может распорядиться по своему усмотрению, со временем П. так поступить нельзя. Досуг представляет собой некую добавку к повседневности, он, вообще говоря, является излишеством и даже может быть устранен с не слишком значит. потерями для будней. В сущности, свободное время дает возможность расслабиться и заняться такими делами, делать к-рые нет необходимости, но к-рые доставляют опр. удовольствие. Будучи восприняты слишком серьезно, занятия досуга утрачивают свою прелесть и способность вызывать расслабление. Суть досуга и состоит в удалении от центра существования в качестве центра экзистенциального напряжения личности. Удаленность от этого центра делает досуг «эксцентричным», произвольной игрой, и именно игра является тем, что обще свободному времени и П.

П., хотя его сердцевину также образует игра, не «эксцентричен», он непосредственно соотнесен с центром существования. Досуг разъединяет, а П., напротив, соединяет, исцеляет, т.е. делает «целой» раздираемую конфликтами человеч. общность. Именно поэтому П. соотнесен со сферой сакрального, тогда как досуг может быть только светским. П. — это примирение противоположностей, и поэтому он создает Хронотоп свободы, в границах к-рого люди освобождаются от принадлежности к одной из односторонних обществ. тенденций. П. позволяет посмотреть на противоположности как на нечто внешнее, и хронотоп, раздробленный столкновением полов, возрастов, личных интересов, языков, рас, богатства и бедности и т.д. исцеляется, т.е. становится единым. В жерновах П. перемалывается все социокультурные различия и противоположности. Поэтому именно П. создает и поддерживает общность. Если даже его целью провозглашается досуг как «праздность», то это всегда совместная праздность.

Гл. задача любого П. — создание и поддержание нек-рого совместного ритма. Благодаря П. люди способны выйти из-под власти слепых стихий и бессознат. природных ритмов. Всякий ритм порождает противоположности, но, с другой стороны, примирение противоположностей возможно также только благодаря ритму, к-рый лишает их самостоятельности и превращает в моменты нек-рого целого. Ритм и П. в качестве узловых моментов времени образуют основу календаря. Если досуг — нек-рое необязат. добавление к будням, то П. — основа существования культуры вообще и, прежде всего, самой повседневности. Календарные ритмы бросают вызов природным ритмам, хотя и могут использовать их в качестве основы. Такое использование всегда означает переосмысление и наполнение новым содержанием. Скажем, в 365 днях календарного года, с которыми соотнесен церковный год, «спрессовано» все время от сотворения мира до его конца.

Поэтому речь должна идти не о П. вообще, а о системе П. Прежде всего, выделяют нек-рый гл. П., к-рому присуща наибольшая сакральная сила, а затем П., соотнесенные с различ. временными циклами, минимальными из к-рых являются сутки. При этом именно гл. П. рассматривается в качестве критического, и именно он понимается как овладение катастрофич. ситуацией. Поэтому гл. П. обычно предшествуют дни печали, траура, поста, дополнит. испытаний. Собственно П. моделирует новое творение, новый хронотоп. «Перемена знаков» во время П., превращения «верха» — в «низ», раба — в господина и т.д. символизируют собой усиление власти хаоса, предшествующее новому творению, и сопряжены с крайним нервным напряжением, находящим разрядку в собственно П. Такая карнавализация довершает дело хаоса и позволяет понять новое творение как чудо. Но чудо всегда сопряжено с отказом и запретом. Эти отказ и запрет не только предшествуют всякому П., но и являются условием его возможности. Описанный тип П. — прообраз всякого перехода к «новому году» в качестве исходной точки нового временного цикла. Это — «день всех дней» в том смысле, что каждый момент созданного т.о. циклич. времени получает свой смысл только благодаря соотнесению с «нулевым» моментом. Совершенно иной смысл приобретает празднование субботы в др.-евр. культуре, что привело к новому пониманию семидневной недели, дни к-рой, в конечном счете, освободились от связи с языч. богами. Но смысл субботы, как П. вообще — также в новом творении. В христианстве седьмым днем недели становится воскресенье, а сам семидневный цикл вписывается в финалистски понимаемое линейное время.

Т.о., в отличие от досуга, П. не является необязат. добавкой к повседневности, а необходимым условием самой возможности этой повседневности. Поэтому П. предшествует будням, а не наоборот. Если же учитывать органич. связь П. с игрой, то можно сказать, что П. — это такая игра, к-рая предшествует и определяет ее. Утрата этого смысла П. идет рука об руку с распадом или разрыхлением межчеловеч. связей и заменой П. произвольно установленными торжествами. Внутренне присущая тоталитарным режимам тенденция к установлению собственных П., гл. особенностью к-рых является вытеснение прежних, в первую очередь, христ. П., выявляет реальную конститутивную роль последних даже в секулярных об-вах. Формирование планетарного единства человечества ставит перед необходимостью новых подходов к созданию совместного хронотопа, к-рый не может обойтись без переосмысления соответствующих механизмов, созданных и отшлифованных в такой существенной институции культуры, как П.

Лит.: Календарные обычаи и обряды в странах зарубеж. Европы: XIX — начало XX века: Зимние праздники. М., 1973; То же: Конец XIX — начало XX века: Весенние праздники. М., 1978; То же: Летне-осенние праздники. М., 1978; Гуревич А.Я. Категории ср.-век. культуры. М., 1984; Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1986; Элиаде М. Космос и история. М., 1987. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура ср.-вековья и Ренессанса. М., 1990; Rosenstock-Huessy E. The Rhytm of Pease of Our «Today» // Rosenstock-Huessy E. The Christian Future, Or Modern Outrun. N.Y., 1966; Idem. Soziologie I: Die Ubermacht der Raume. Stutt. 1956; Caseneuve J. Les rites et la condition humaine. P., 1958.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник

Корень в слове «ПРАЗДНИК»

Чтобы опре­де­лить корень в сло­ве «празд­ник», под­бе­рем род­ствен­ные сло­ва и выде­лим в них общую часть, в кото­рой заклю­че­но их основ­ное лек­си­че­ское значение.

Чтобы понять, какой корень в сло­ве «празд­ник», выпол­ним мор­фем­ный раз­бор, но сна­ча­ла поин­те­ре­су­ем­ся зна­че­ни­ем и про­ис­хож­де­ни­ем слова.

Значение слова «праздник»

Слово «празд­ник» заим­ство­ва­но из ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка. Это суще­стви­тель­ное было когда-то давным-давно обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­са -ик- от при­ла­га­тель­но­го «празд­ный», то есть сво­бод­ный от рабо­ты. Но затем про­изо­шло сра­ще­ние суф­фик­са с кор­нем дан­но­го суще­стви­тель­но­го, и оно ста­ло обо­зна­чать не про­сто сво­бод­ный день от рабо­ты, а день, посвя­щен­ный какому-то событию:

Ефремова Т. Ф. Новый сло­варь рус­ско­го язы­ка. Толково-словообразовательный. М., Русский язык, 2000

Как видим, у это­го сло­ва сфор­ми­ро­ва­лись свое само­сто­я­тель­ное лек­си­че­ское зна­че­ние по срав­не­нию с исход­ным при­ла­га­тель­ным «празд­ный».

Морфемный состав слова «праздник»

Разбор сло­ва по соста­ву нач­нем с выде­ле­ния сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мы — окончания.

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке все сло­во пред­став­ля­ет собой корень с нуле­вым окон­ча­ни­ем, кото­рое име­ет любое суще­стви­тель­ное муж­ско­го рода вто­ро­го склонения.

Правильность выде­ле­ния нуле­во­го окон­ча­ния дока­жут падеж­ные фор­мы рас­смат­ри­ва­е­мо­го суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода. Сравним фор­мы это­го слова:

Окончание не вклю­ча­ем в осно­ву слова:

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке это сло­во боль­ше не делит­ся на зна­чи­мые части. Чтобы окон­ча­тель­но убе­дить­ся в этом и пра­виль­но опре­де­лить гра­ни­цы кор­ня ана­ли­зи­ру­е­мо­го суще­стви­тель­но­го, рас­смот­рим мор­фем­ный состав род­ствен­ных слов:

празд­нич н ый корень/суффикс/окончание;

пред празд­нич н ый — приставка/корень/суффикс/окончание;

празд­нич н ость корень/суффикс/суффикс/окончание;

празд­нич н о корень/суффикс/суффикс.

Как видим, общей частью, в кото­рой заклю­че­но лек­си­че­ское зна­че­ние род­ствен­ных слов, явля­ет­ся мор­фе­ма праздник-/празднич-, что и будет являть­ся их корнем.

Запишем мор­фем­ный состав рас­смат­ри­ва­е­мо­го суще­стви­тель­но­го в виде сле­ду­ю­щей схемы:

Источник

Значение слова «праздник»

android bar znachenije

2. Веселье, торжество, устраиваемое кем-л. по какому-л. поводу. Семейный праздник. Праздник по случаю дня рождения.[Ибрагим] не пропускал ни одного бала, ни одного праздника, ни одного первого представления, и предавался общему вихрю со всею пылкостию своих лет и своей породы. Пушкин, Арап Петра Великого. Неизменное участие принимал ежегодно Аркадий Николаевич и в елке. Этот детский праздник почему-то доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие. Куприн, Тапер. Сегодня праздник в колхозе. Урожай нынешний отмечают и пуск тепловой станции. Тендряков, Не ко двору. || чего или какой. День игр, развлечений и т. п. Спортивный праздник. Студенческий праздник. Праздник песни.

3. О дне, ознаменованном каким-л. важным, приятным событием, а также о самом таком радостном событии. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. Тургенев, Бежин луг. Седьмой месяц я сижу безвыходно дома. Тот день, в который навестит меня кто-нибудь, для меня праздник. А. Островский, Письмо Н. И. Шаповалову, 1 февр. 1857.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Слово также употребляется в иных, близких по смыслу, значениях:

официальный день отдыха, установленный в связи с календарным событием, противоположность будням;

массовые развлекательные мероприятия, весёлое препровождение свободного времени;

день какого-либо радостного события;

общее состояние душевного подъёма (обычно в словосочетаниях: «праздник жизни» и т. п.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

пра́здник

1. торжественное, радостное событие ◆ У нас в доме праздник.

2. официально отмечаемый торжественный день, связанный с годовщиной радостного события или церковной традицией ◆ Праздник Победы.

3. увеселительное, развлекательное или торжественное мероприятие ◆ Детский праздник.

4. перен. испытываемое от чего-либо наслаждение, источник наслаждения

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: вотчина — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

ПРАЗДНИК

Полезное

Смотреть что такое «ПРАЗДНИК» в других словарях:

ПРАЗДНИК — [зн] праздника, м. 1. В религиозном обиходе день (или несколько дней подряд), посвященный памяти какого–н. религиозного (исторического или легендарного) события или так наз. святого (церк.). Праздник пасхи. Праздник кущей. 2. День торжества в… … Толковый словарь Ушакова

ПРАЗДНИК — противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в… … Энциклопедия культурологии

Праздник — П. Господня существовал уже в IV в., что указывает на ещеболее раннее его происхождение. Св. Елена, мать Константина Вел.,построила на горе Фаворе храм в честь П. господня, разрушенный Саладиномв XIII в. В VIII в. св. Иоанн Дамаскин и Козьма… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ПРАЗДНИК — в архаичной мифопоэтической и религиозной традиции временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в П. и отмечаемый как некое институциализированное (даже… … Энциклопедия мифологии

Праздник — Праздник ♦ Fête Особый момент, часто заранее вписанный в календарь в память о другом, который принято отмечать; первоначально – повод к благоговению, затем – к радостному времяпрепровождению. В наше время последний повод все заметнее… … Философский словарь Спонвиля

Праздник — см. Торжество (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

праздник — праздник. Произносится [празник] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

праздник — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? праздника, чему? празднику, (вижу) что? праздник, чем? праздником, о чём? о празднике; мн. что? праздники, (нет) чего? праздников, чему? праздникам, (вижу) что? праздники, чем? праздниками, о чём? о… … Толковый словарь Дмитриева

Источник

Значение слова праздник

Словарь Ушакова

пр а здник [зн], праздника, муж.

2. День торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т.п. Революционные праздники.

3. Официально установленный общий день отдыха по таким дням ***** повидаться с родными.

5. День массовых игр, развлечений и т.п. Спортивный праздник. Зимний праздник. Военный праздник. Детский праздник.

Культурология. Словарь-справочник

☼ противопоставленный будням (повседневности – см. Повседневность) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в культурной или религ. традиции как институционализированное действо, к-рое обеспечивает его участникам макс. причастность к этой сфере. П. обычно противопостоит не просто будням, но нек-рым «неудачным» отрезкам времени. Цель П. — не только достижение опр. оптимального душевного состояния участвующих в нем людей, но и восстановление опр. среднего уровня этого состояния, сниженного разл. ситуациями, к-рые квалифицируются как отрицательные. Противопоставление П. повседневности довольно точно повторяет противопоставление сакрального профанному; характернейшей чертой всякого П. является именно его связь со сферой сакрального (см. Сакральное). Существование светских П. возможно только в период кризиса веры, и в качестве прообраза такие П. все же всегда имеют соотнесение с сакральной сферой. В любом случае в основе П. лежит некий прецедент, к-рый может подвергаться или не подвергаться сакрализации. Поэтому всякий П. так или иначе соотнесен со временем и, более того, участвует в конституировании самого феномена времени. П. играет важную роль и в конституировании совместного пространства, поскольку Пространство культуры, как и ее время, не дано, а создается усилиями особого рода.

Характерная черта П. — его незанятость, «пустота» в смысле отсутствия дел (в рус. и ряде др. языков это выражено особенно отчетливо; ср.: «не-деля», «П.» как нечто «порожнее»). Вместе с тем, эти незанятость и пустота осмысляются как разрывы в течении времени, и в П. времени просто нет, поскольку оно и создается П. Точно так же в П. творится пространство. Такое единое для данной общности пространство-время, однажды созданное, подвержено закону культурной энтропии и требует возобновления создавших его усилий. Этим объясняется значение прецедента для формирования подлинного П. Поэтому П. не может быть создан искусственно. П. всегда повторяет преодоление нек-рой опасности, он всегда сопряжен с риском, с опасением, что повторно овладеть экстремальной ситуацией не удастся.

Без этого осн. переживания содержание П. выхолащивается, и он превращается в обряд, условность по поводу к-рой можно рефлектировать и иронизировать. С др. стороны, отмена того или иного П. всегда сопряжена с опр. условиями. В языч. культурах ни один П. не может быть произвольно отменен по той простой причине, что язычники подвержены страху перед многими богами, с каждым из к-рых связан хотя бы один П. И действительно, ни один языч. праздник не был отменен просто потому, что не мог быть отменен. Это стало возможным лишь тогда, когда на смену страху перед богами пришел страх Божий, а языч. времена и пространства превратились в pax Christi.

Для совр. сознания наиболее характерно отождествление П. с «досугом» или «свободным временем». Разумеется, эти понятия имеют между собой нечто общее, но между ними не меньше и различий. Хотя П. и не занят повседневными делами, он отнюдь не сводится к свободному времени в качестве времени, принадлежащего человеку. Свободным временем человек может распорядиться по своему усмотрению, со временем П. так поступить нельзя. Досуг представляет собой некую добавку к повседневности, он, вообще говоря, является излишеством и даже может быть устранен с не слишком значит. потерями для будней. В сущности, свободное время дает возможность расслабиться и заняться такими делами, делать к-рые нет необходимости, но к-рые доставляют опр. удовольствие. Будучи восприняты слишком серьезно, занятия досуга утрачивают свою прелесть и способность вызывать расслабление. Суть досуга и состоит в удалении от центра существования в качестве центра экзистенциального напряжения личности. Удаленность от этого центра делает досуг «эксцентричным», произвольной игрой, и именно игра является тем, что обще свободному времени и П.

П., хотя его сердцевину также образует игра, не «эксцентричен», он непосредственно соотнесен с центром существования. Досуг разъединяет, а П., напротив, соединяет, исцеляет, т.е. делает «целой» раздираемую конфликтами человеч. общность. Именно поэтому П. соотнесен со сферой сакрального, тогда как досуг может быть только светским. П. — это примирение противоположностей, и поэтому он создает Хронотоп свободы, в границах к-рого люди освобождаются от принадлежности к одной из односторонних обществ. тенденций. П. позволяет посмотреть на противоположности как на нечто внешнее, и хронотоп, раздробленный столкновением полов, возрастов, личных интересов, языков, рас, богатства и бедности и т.д. исцеляется, т.е. становится единым. В жерновах П. перемалывается все социокультурные различия и противоположности. Поэтому именно П. создает и поддерживает общность. Если даже его целью провозглашается досуг как «праздность», то это всегда совместная праздность.

Гл. задача любого П. — создание и поддержание нек-рого совместного ритма. Благодаря П. люди способны выйти из-под власти слепых стихий и бессознат. природных ритмов. Всякий ритм порождает противоположности, но, с другой стороны, примирение противоположностей возможно также только благодаря ритму, к-рый лишает их самостоятельности и превращает в моменты нек-рого целого. Ритм и П. в качестве узловых моментов времени образуют основу календаря. Если досуг — нек-рое необязат. добавление к будням, то П. — основа существования культуры вообще и, прежде всего, самой повседневности. Календарные ритмы бросают вызов природным ритмам, хотя и могут использовать их в качестве основы. Такое использование всегда означает переосмысление и наполнение новым содержанием. Скажем, в 365 днях календарного года, с которыми соотнесен церковный год, «спрессовано» все время от сотворения мира до его конца.

Поэтому речь должна идти не о П. вообще, а о системе П. Прежде всего, выделяют нек-рый гл. П., к-рому присуща наибольшая сакральная сила, а затем П., соотнесенные с различ. временными циклами, минимальными из к-рых являются сутки. При этом именно гл. П. рассматривается в качестве критического, и именно он понимается как овладение катастрофич. ситуацией. Поэтому гл. П. обычно предшествуют дни печали, траура, поста, дополнит. испытаний. Собственно П. моделирует новое творение, новый хронотоп. «Перемена знаков» во время П., превращения «верха» — в «низ», раба — в господина и т.д. символизируют собой усиление власти хаоса, предшествующее новому творению, и сопряжены с крайним нервным напряжением, находящим разрядку в собственно П. Такая карнавализация довершает дело хаоса и позволяет понять новое творение как чудо. Но чудо всегда сопряжено с отказом и запретом. Эти отказ и запрет не только предшествуют всякому П., но и являются условием его возможности. Описанный тип П. — прообраз всякого перехода к «новому году» в качестве исходной точки нового временного цикла. Это — «день всех дней» в том смысле, что каждый момент созданного т.о. циклич. времени получает свой смысл только благодаря соотнесению с «нулевым» моментом. Совершенно иной смысл приобретает празднование субботы в др.-евр. культуре, что привело к новому пониманию семидневной недели, дни к-рой, в конечном счете, освободились от связи с языч. богами. Но смысл субботы, как П. вообще — также в новом творении. В христианстве седьмым днем недели становится воскресенье, а сам семидневный цикл вписывается в финалистски понимаемое линейное время.

Т.о., в отличие от досуга, П. не является необязат. добавкой к повседневности, а необходимым условием самой возможности этой повседневности. Поэтому П. предшествует будням, а не наоборот. Если же учитывать органич. связь П. с игрой, то можно сказать, что П. — это такая игра, к-рая предшествует и определяет ее. Утрата этого смысла П. идет рука об руку с распадом или разрыхлением межчеловеч. связей и заменой П. произвольно установленными торжествами. Внутренне присущая тоталитарным режимам тенденция к установлению собственных П., гл. особенностью к-рых является вытеснение прежних, в первую очередь, христ. П., выявляет реальную конститутивную роль последних даже в секулярных об-вах. Формирование планетарного единства человечества ставит перед необходимостью новых подходов к созданию совместного хронотопа, к-рый не может обойтись без переосмысления соответствующих механизмов, созданных и отшлифованных в такой существенной институции культуры, как П.

Лит.: Календарные обычаи и обряды в странах зарубеж. Европы: XIX — начало XX века: Зимние праздники. М., 1973; То же: Конец XIX — начало XX века: Весенние праздники. М., 1978; То же: Летне-осенние праздники. М., 1978; Гуревич А.Я. Категории ср.-век. культуры. М., 1984; Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1986; Элиаде М. Космос и история. М., 1987. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура ср.-вековья и Ренессанса. М., 1990; Rosenstock-Huessy E. The Rhytm of Pease of Our «Today» // Rosenstock-Huessy E. The Christian Future, Or Modern Outrun. N.Y., 1966; Idem. Soziologie I: Die Ubermacht der Raume. Stutt. 1956; Caseneuve J. Les rites et la condition humaine. P., 1958.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник

Толковый словарь Ожегова

Смотреть значение ПРАЗДНИК в других словарях

Праздник — Бесподобный, большой, великий, великолепный, веселый, вечный, волнующий, восхитительный, всемирный, всенародный, всеобщий, выдающийся, высокий, высокоторжественный.
Словарь эпитетов

Праздник М. — 1. День или дни торжества, установленные в честь или в память какого-л. события (исторического, гражданского или религиозного). 2. Официально установленный общий день.
Толковый словарь Ефремовой

Праздник — Это существительное заимствовано из старославянского, где образовано суффиксальным способом от праздьнъ – «праздный», то есть «свободный от работы».
Этимологический словарь Крылова

Праздник Победы — День Победы, праздник, отмечается ежегодно 9 мая.Установлен в ознаменование победы над фашистской Германией в ВеликойОтечественной войне 1941-45.
Большой энциклопедический словарь

Медвежий Праздник — обряды, связанные с охотой на медведя и поеданием его мяса, у народов лесной зоны Азии и Северной Америки. На Дальнем Востоке для МЕДВЕЖЬИХ ПРАЗДНИКОВ специально выкармливали.
Исторический словарь

Обновления Праздник — (Ин 10.22)-праздник, установленный Иудой Макковеем в 164 г. до РХ в честь освобождения и очищения храма от идольского служения, осущест­влявшегося в нем в течение трех лет.
Исторический словарь

Праздник Начатков Жатвы Пшеницы — (Исх 34.22)-в оригинале: «при созревании жатвы пшеницы». (См. Пятидесятница)
Исторический словарь

Праздник Опресноков — (Исх 23.15; 34.18; Лев 23,6; Вт 16.16; 2Пар 30.21; 35.17; Езд 6.22)-семидневный праздник, соединенный с Пасхой и называемый также «опресноки» (Лев 12.15-18). В 15й и 21й день месяца Авив собирались.
Исторический словарь

Праздник Седмиц — — евр. Шавуот. (Исх. 34:22), названный также «праздником жатвы» (Исх. 23:16), и «днем первых плодов» (Чис. 28:26), праздновался через семь недель после начала жатвы (Втор. 16: 9 и дал.).
Исторический словарь

Праздник Труб — (Лев 23.24)-особенно торжественно отмечаемое седьмое новомесячие. Хотя и в каждое новомесячие полагалось трубить трубами (Чис 10.10), в первый день месяца Афаним кроме того.
Исторический словарь

Труб Праздник — (Лев 23.24)-см. праздник труб.
Исторический словарь

Праздник — в архаичной мифопоэтической и религиозной традиции временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к.
Энциклопедия мифологии

Источник

Корень в слове «ПРАЗДНИК»

Чтобы опре­де­лить корень в сло­ве «празд­ник», под­бе­рем род­ствен­ные сло­ва и выде­лим в них общую часть, в кото­рой заклю­че­но их основ­ное лек­си­че­ское значение.

Чтобы понять, какой корень в сло­ве «празд­ник», выпол­ним мор­фем­ный раз­бор, но сна­ча­ла поин­те­ре­су­ем­ся зна­че­ни­ем и про­ис­хож­де­ни­ем слова.

Значение слова «праздник»

Слово «празд­ник» заим­ство­ва­но из ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка. Это суще­стви­тель­ное было когда-то давным-давно обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­са -ик- от при­ла­га­тель­но­го «празд­ный», то есть сво­бод­ный от рабо­ты. Но затем про­изо­шло сра­ще­ние суф­фик­са с кор­нем дан­но­го суще­стви­тель­но­го, и оно ста­ло обо­зна­чать не про­сто сво­бод­ный день от рабо­ты, а день, посвя­щен­ный какому-то событию:

Ефремова Т. Ф. Новый сло­варь рус­ско­го язы­ка. Толково-словообразовательный. М., Русский язык, 2000

Как видим, у это­го сло­ва сфор­ми­ро­ва­лись свое само­сто­я­тель­ное лек­си­че­ское зна­че­ние по срав­не­нию с исход­ным при­ла­га­тель­ным «празд­ный».

Морфемный состав слова «праздник»

Разбор сло­ва по соста­ву нач­нем с выде­ле­ния сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мы — окончания.

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке все сло­во пред­став­ля­ет собой корень с нуле­вым окон­ча­ни­ем, кото­рое име­ет любое суще­стви­тель­ное муж­ско­го рода вто­ро­го склонения.

Правильность выде­ле­ния нуле­во­го окон­ча­ния дока­жут падеж­ные фор­мы рас­смат­ри­ва­е­мо­го суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода. Сравним фор­мы это­го слова:

Окончание не вклю­ча­ем в осно­ву слова:

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке это сло­во боль­ше не делит­ся на зна­чи­мые части. Чтобы окон­ча­тель­но убе­дить­ся в этом и пра­виль­но опре­де­лить гра­ни­цы кор­ня ана­ли­зи­ру­е­мо­го суще­стви­тель­но­го, рас­смот­рим мор­фем­ный состав род­ствен­ных слов:

празд­нич н ый корень/суффикс/окончание;

пред празд­нич н ый — приставка/корень/суффикс/окончание;

празд­нич н ость корень/суффикс/суффикс/окончание;

празд­нич н о корень/суффикс/суффикс.

Как видим, общей частью, в кото­рой заклю­че­но лек­си­че­ское зна­че­ние род­ствен­ных слов, явля­ет­ся мор­фе­ма праздник-/празднич-, что и будет являть­ся их корнем.

Запишем мор­фем­ный состав рас­смат­ри­ва­е­мо­го суще­стви­тель­но­го в виде сле­ду­ю­щей схемы:

Источник

Adblock
detector