Меню

праздник кузьминки что это такое

Кузьминки :: Общие сведения

521253 originalКузьминки (кузьмодемьянки) – праздник, отмечаемый девушками в осенний день памяти Космы и Дамиана (1/14 ноября), в народной традиции – Кузьмы и Демьяна. В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она угощала семью едой, приготовленной самостоятельно. Основными ритуальными блюдами на Кузьминках были кушанья, сделанные из курицы. С одной стороны, эта обрядовая трапеза воспринималась как жертва св. Кузьме и Демьяну, которые считались покровителями этих птиц, с другой стороны, в аграрных и семейных обрядах куры и яйца выполняли роль символов плодородия и брака, поэтому «допустимо предположить взаимную связь значения Кузьмы Демьяна как покровителей девушек, устроителей брака, пособников в женских работах и значения покровителей домашней птицы, всецело находящейся на попечении женщины – хозяйки дома».

Вечером (иногда в течение трёх дней) девушки собирались и справляли «кузьминскую вечеринку» («ссыпчину», братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты – картофель, масло, яйца, крупу, муку – и готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд которой была каша, варили также козьмодемьянское пиво. Часто девушки продавали кашу парням за небольшие деньги. Её раскладывали в чашки разных размеров, а полученные деньги делили между собой. Девушки подростки варили кашу в нескольких горшках, после чего её ели в определённом порядке: сначала блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце – блюдо каши со свиным салом.

В Спасском уезде Казанской губернии кузьминская братчина начиналась с того, что парни стояли у входа в избу, а девушки садились на лавки и пели:

Ух ты братчинка, солдатчинка,
Яровая, хмелевая, весёлая голова!
Не ходи мимо сада,
Не прокладывай следа.

Песни, исполняемые на Кузминках, были посиделочными и игровыми, исполнявшимися и в другие дни. Так, пели: «Как по ярмонке купчик едет»; «Верба, верба, вербица»; «Уж ты Семенька, Симеонушка»; «Распосей своё горе»; «Ты, поповна». Широко исполнялась песня:

На Кузьму, Кузьму Демьяна,
На девичий праздник,
Тут и девушки играли,
Ванюшку увидали.
Он не в шубе, не в кафтане,
В белом балахоне.

Две её первые строки часто присоединялись к различным песенным текстам, чтобы связать их с девичьими Кузьминками. Помимо песен ещё одним развлечением в этот день были игры. Среди них непременно присутствовали так называемые поцелуйные. В одной из них парни и девушки, становясь в круг, исполняли песню: «Прялица кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя. » – в это время одна из пар кружилась, целовалась, а затем уступала место следующей.

В последний день Кузьминок в некоторых деревнях Пензенской губернии и в ряде других мест проводили обряд «свадьба и похороны Кузьмы Демьяна», во время которого девушки изготавливали соломенное чучело и одевали его в мужскую рубаху, штаны, «чапан» (верхнюю одежду из сукна), подпоясывали кушаком, обували в старые лапти. «Потешное венчание» состояло в том, что «Кузьку женили» на одной из девушек. Затем происходили «похороны»: поместив чучело на носилки, девушки уносили его в лес, за территорию деревни или села, раздевали, разрывали на части, плясали на соломе, оставшейся от чучела, а потом сжигали его. Первоначально этот обычай имел магическую символику. Солома олицетворяла зрелый злак будущего урожая, а чучело – растительную силу земли, поэтому его уничтожение возвращало эту силу обратно. А веселье, смех, пляска девушек на «соломенном теле Кузьмы Демьяна» символизировали стремление человека к плодородию и новой жизни.

Девичий праздник, отмечаемый в день Космы и Дамиана, включался в осенний свадебный период вместе с праздниками Покрова Богородицы и св. Параскевы, когда происходили смотрины невест, завязывались знакомства среди молодёжи, совместные игры и ухаживания и вследствие этого был окрашен в свадебные тона. Недаром среди главного угощения Кузьминок – свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша; кроме того, это день «свадебных кузнецов» – Кузьмы и Демьяна, одновременно являвшихся покровителями брака, семьи и домашнего очага. По народным представлениям, они выковывают свадьбу, свадебные венцы и брачные узы (цепи). Не зря их именовали «матушка Кузьма Демьян», превращая в женское божество, ведь эти святые особенно почитались девушками и женщинами, которым они покровительствовали не только в праздничное время, но и во время работы. Женщины обращались к ним за помощью в летнее время, когда начинали жатву, и в осеннее, собираясь прясть. Кроме осеннего праздника, отмечаемого девушками, существовали летние Кузьминки, приуроченные к летнему дню памяти Космы и Дамиана (1/14 июля), который особо праздновали женщины.

История праздника Кузьминки

Когда на Руси начали праздновать Кузьминки?

Почему праздник Кузьминки назвали Курьими именинами? Этимология слова «Кузьминки».

Как выглядит праздник Кузьминки? Фото празднования Осенних Кузьминок.

Описание празднование Кузьминок (не из википедии).

Источник

Приметы на 14 ноября: почему нельзя стирать и зачем в этот день готовить курицу

ea14ed8b6bcfa09beca51b3ad9de478f

По народному календарю, 14 ноября отмечается праздник Кузьминки. Православная церковь в этот день почитает память святых Космы и Дамиана. На Руси их считали покровителями брака, ремесел и домашней птицы, поэтому 14 ноября было принято дарить близким кур.

Кроме того, этот день считался девичьим праздником, в честь чего устраивались пышные гулянья. Какие еще традиции и запреты связаны с этой датой?

Приметы на 14 ноября: традиции и обряды

6913 13112021

14 ноября было принято устраивать пышные гулянья в честь Кузьминок и девичьего праздника. Крестьяне собирались в одной избе, накрывали на стол, пели, танцевали и могли веселиться до самого утра.

На хозяйстве была девушка на выданье. Ей предстояло готовить яства на всех гостей.

Накрытый стол определял, выйдет ли она замуж в ближайшее время или нет. Если он оказывался небогатым, а блюда невкусными, свадьбу в ближайшем будущем ждать не стоит.

Обязательно в этот день на столе должны были быть блюда из курицы.

Праздник Кузьминки осенние по другому называют курьи именины. На Руси в этот день провожали осень и встречали зиму.

Богатые люди в этот день дарили домашних кур родным и близким, а женщины несли птиц в церковь и собирались с ними вокруг храмов. 14 ноября также было принято резать кур, чтобы на протяжении всего года в хозяйстве водилась птица.

Что нельзя делать 14 ноября

8005 13112021

Нельзя 14 ноября водить в баню детей. Считалось, что если вылить на землю воду, в которой мылся ребенок, он лишится защиты и начнет часто болеть.

14 ноября работа на кузнях являлась большим грехом.

Запрещено было в этот день выкидывать куриные потроха. Наши предки верили, что чтобы не болеть весь год, нужно съесть целую курицу.

Если 14 ноября подавали кому-либо милостыню, старались не смотреть просящему в глаза. Можно было навлечь неприятности.

Крупные покупки и траты лучше перенести на другой день.

Нельзя 14 ноября вязать и шить. По поверью, могут возникнуть проблемы со зрением.

Крестьяне верили, что если в этот день затеять стирку, вам могут начать «перемывать кости». Если же вы сами в этот день будете о ком-то сплетничать, то все плохое, что вы скажете, вернется бумерангом.

Приметы о погоде на 14 ноября

По некоторым приметам на Кузьминки осенние наши предки определяли погоду:

Если 14 ноября тепло – зима будет холодно

Если к вечеру в этот день потеплеет — следующий день будет пасмурным

Источник

Кузьминки осенние: что можно и что нельзя делать 14 ноября

Православные верующие вспоминают святых Кузьму и Демьяна.

1 998990

Фото: pravmir.ru, ТАСС /Couple having argument, /Ben Birchall, /Данилюшин Александр

Православные христиане отмечают 14 ноября день Кузьмы и Демьяна. В народе этот день также получил название Кузьминки. Бог даровал братьям возможность избавлять других от болезней, и они посвятили исцелению ближних всю свою жизнь. За помощь в обретении здоровья товарищи ничего не брали с пациентов. Кузьма и Демьян строго следовали принципу Иисуса Христа «даром получили, даром давайте». За это святых прозвали в народе бессребрениками.

Традиции и обычаи:

На Руси 14 ноября — особенно важная дата для незамужних девушек, пишет ytro.news. В этот день они становились главными в доме — на их плечи ложилась забота о пышном обеде. Если кушанья выходили невкусными и бедными, это значило, что в ближайшее время о замужестве не стоит и мечтать. А вот если удастся закатить пир горой, то вскоре в жизнь девушки придет любовь.

Что нельзя делать 14 ноября:

В этот праздник принято подавать милостыню. Однако ни в коем случае нельзя заглядывать в глаза тому, кому даете деньги. Иначе — быть беде.

Стоит оставить ссоры с ближними. Пригласите родственников, с которыми находитесь в затяжном конфликте, к себе домой на ужин. Кузьма и Демьян оценят ваши старания и даруют вам крепкий брак, где муж — верный семьянин, а жена — добрая хозяйка.

Что можно делать 14 ноября:

В день Кузьмы и Демьяна принято ставить на стол блюда из курицы. Обычно праздник отмечали с размахом. Стол ломился от вкусных яств и пива. В древние времена люди сами варили хмельной напиток.

Важное поверье для страдающих от недуга людей: нужно съесть в этот день куриное сердце и помолиться о здоровье святым. Заболевание оставит вас после искренней просьбы Кузьмы и Демьяна.

Известно, что идеи, которые приходят в этот день в голову, посланы свыше. Любой, даже самый невероятный замысел, который вы сегодня задумали, при должной работе и усердии — сбудется.

Приметы:

Днем тепло — зима будет такой же;

На деревьях остались листья — зима будет долгой и суровой;

На дорогах грязно и сыро — настоящие холода придут только в конце января.

Именины у Елизаветы, Ульяны, Александра, Давида, Дениса, Ивана Петра, Сергея, Федора и Якова.

Источник

Кузьма и Демьян: традиции и приметы на 14 ноября

В этот день верующие люди чтят память бессребреников Кузьмы и Демьяна. Восточные славяне провожали осень и встречали зиму. В некоторых русских губерниях к празднику готовились заранее. Другие названия дня:

1 24

Косма и Дамиан Асийские, известные нам как Кузьма и Демьян, жили во второй половине III-начале IV веков. Они были чудотворцами и врачевателями, жили на территории Малой Азии. Точные даты рождения и смерти неизвестны.

Их отец был язычником. Он рано ушел из жизни. Воспитанием мальчиков в христианской вере занималась мать. Позже они начали изучать врачебную науку. Господь даровал им искусство исцелять людей. Слух об их способностях быстро разносился, что приводило к ним ежедневно всё больше и больше больных пациентов. Они никогда не взимали с людей плату, за что и прозвали их бессребрениками.

Однажды братья исцелили безнадёжно больную женщину, которая в знак благодарности принесла Дамиану три яйца и попросила взять их во имя Святой Троицы. Он не смог ей отказать и взял подношение. Косма, узнав об этом, сильно расстроился, решив, что брат нарушил их обет. Перед своей кончиной Косма просил людей не хоронить брата рядом с ним.

Дамиан ненамного пережил брата. Когда он умер, то люди не знали, как поступить с его телом и где его похоронить. Но тут к ним явился верблюд, которого братья когда-то излечили от бешенства. Он заговорил людским голосом и сказал, чтобы братьев хоронили в одном месте, так как Дамиан принял дар не ради мзды, а ради Господа. Именно так люди и сделали.

Традиции и обряды

Кузьма и Демьян – покровители ремесел, домашней птицы и брака. Им молятся об исцелении от душевных и телесных болезней, о помощи в трудном учении и просвещении разума, о мире в семье и любви между супругами.

В народе отмечали Летние Кузьминки (14 июля) и Осенние (14 ноября). В день Осенних Кузьминок справляли курьи именины. Богатые люди рассылали в подарок домашнюю птицу родственникам и друзьям. В селах женщины подносили курочек своей боярыне. «Челобитных кур» не резали, кормили ячменём и овсом. Яйца, которые они несли, считались целебными.

Также было принято убивать петуха (кочета). Хозяин сам выбирал самца курицы и рубил ему голову. Лапы птицы забрасывали на крышу избы. Считалось, что благодаря этому куры будут всегда водиться в доме. Самого петуха готовили на обед.

В некоторых губерниях (например, в Ярославской) курятники окропляли святой водой и служили там молебен.

День Кузьмы и Демьяна считали девичьим праздником, который отмечали с размахом. На день снимали избу, где и справляли кузьминскую вечеринку. Девушки днем варили пиво, а также ходили по домам и собирали продукты. Если среди собравшихся была невеста, то она считалась хозяйкой дома. К вечеру приглашали музыкантов и парней, и начиналось настоящее веселье. Молодые люди играли, пели и танцевали. Иногда веселье затягивалось до самого утра. Если еда заканчивалась, то парни шли на промысел. Они могли «добыть» курицу из чужого двора. К таким кражам односельчане относились спокойно.

Обязательно на столе была куриная лапша и другие блюда из курятины. Девушки на выданье готовили кушанья из птицы и угощали ими всех пришедших в дома.

В некоторых областях чествовали дворового, младшего брата широко всем известного домового. Ему варили ритуальную кашу из пшена. Верили, что если этого не сделать, то приусадебный дух может разозлиться и сломать садовую утварь или навредить скотине. Иногда, чтобы проучить домашнего духа, метлу опускали в деготь и оставляли на улице. Считали, что дворовой возьмёт её, чтобы двор подмести, измажется и задумается над своим поведением.

Сны с 13 на 14 ноября обязательно запоминайте, потому что они являются вещими.

Обычаи и приметы

Источник

Кузьминки

6788Лист, оставшийся на дереве до Кузьминок, предвещал мороз следующей зимой (Фото: Maxim Petrichuk, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 1 ноября.

«Кузьминки — осени поминки», — говорили в народе и в очередной раз отмечали встречу зимы. В некоторых районах осени по традиции отводится время от второго Спаса до Кузьминок.

На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы — ковали счастье молодых. Кстати, святых почитали одновременно как хранителей семейного очага и как покровителей всех ремесленников и ремесел — главным образом, кузнечного искусства и женского рукоделия. С Кузьминок женщины садились за прядение шерсти, чтобы после связать из нее зимние вещи или наткать теплых тканей.

Кузьминки были еще и молодежным праздником. Девушки собирались вместе в свободной избе, накрывали на стол (обязательным блюдом считалась каша) и приглашали холостых парней. Посиделки нередко продолжались до рассвета, а после молодые люди, расправившись с угощением, отправлялись воровать соседских кур.

4536

В день Кузьмы и Демьяна обращали внимание на приметы погоды. Если день выдавался снежным — следовало ждать весной большого разлива рек. Лист, оставшийся на дереве до Кузьминок, предвещал мороз следующей зимой.

Источник

Кузьма и Демьян: традиции и приметы на 14 ноября

В этот день верующие люди чтят память бессребреников Кузьмы и Демьяна. Восточные славяне провожали осень и встречали зиму. В некоторых русских губерниях к празднику готовились заранее. Другие названия дня:

1 24

Косма и Дамиан Асийские, известные нам как Кузьма и Демьян, жили во второй половине III-начале IV веков. Они были чудотворцами и врачевателями, жили на территории Малой Азии. Точные даты рождения и смерти неизвестны.

Их отец был язычником. Он рано ушел из жизни. Воспитанием мальчиков в христианской вере занималась мать. Позже они начали изучать врачебную науку. Господь даровал им искусство исцелять людей. Слух об их способностях быстро разносился, что приводило к ним ежедневно всё больше и больше больных пациентов. Они никогда не взимали с людей плату, за что и прозвали их бессребрениками.

Однажды братья исцелили безнадёжно больную женщину, которая в знак благодарности принесла Дамиану три яйца и попросила взять их во имя Святой Троицы. Он не смог ей отказать и взял подношение. Косма, узнав об этом, сильно расстроился, решив, что брат нарушил их обет. Перед своей кончиной Косма просил людей не хоронить брата рядом с ним.

Дамиан ненамного пережил брата. Когда он умер, то люди не знали, как поступить с его телом и где его похоронить. Но тут к ним явился верблюд, которого братья когда-то излечили от бешенства. Он заговорил людским голосом и сказал, чтобы братьев хоронили в одном месте, так как Дамиан принял дар не ради мзды, а ради Господа. Именно так люди и сделали.

Традиции и обряды

Кузьма и Демьян – покровители ремесел, домашней птицы и брака. Им молятся об исцелении от душевных и телесных болезней, о помощи в трудном учении и просвещении разума, о мире в семье и любви между супругами.

В народе отмечали Летние Кузьминки (14 июля) и Осенние (14 ноября). В день Осенних Кузьминок справляли курьи именины. Богатые люди рассылали в подарок домашнюю птицу родственникам и друзьям. В селах женщины подносили курочек своей боярыне. «Челобитных кур» не резали, кормили ячменём и овсом. Яйца, которые они несли, считались целебными.

Также было принято убивать петуха (кочета). Хозяин сам выбирал самца курицы и рубил ему голову. Лапы птицы забрасывали на крышу избы. Считалось, что благодаря этому куры будут всегда водиться в доме. Самого петуха готовили на обед.

В некоторых губерниях (например, в Ярославской) курятники окропляли святой водой и служили там молебен.

День Кузьмы и Демьяна считали девичьим праздником, который отмечали с размахом. На день снимали избу, где и справляли кузьминскую вечеринку. Девушки днем варили пиво, а также ходили по домам и собирали продукты. Если среди собравшихся была невеста, то она считалась хозяйкой дома. К вечеру приглашали музыкантов и парней, и начиналось настоящее веселье. Молодые люди играли, пели и танцевали. Иногда веселье затягивалось до самого утра. Если еда заканчивалась, то парни шли на промысел. Они могли «добыть» курицу из чужого двора. К таким кражам односельчане относились спокойно.

Обязательно на столе была куриная лапша и другие блюда из курятины. Девушки на выданье готовили кушанья из птицы и угощали ими всех пришедших в дома.

В некоторых областях чествовали дворового, младшего брата широко всем известного домового. Ему варили ритуальную кашу из пшена. Верили, что если этого не сделать, то приусадебный дух может разозлиться и сломать садовую утварь или навредить скотине. Иногда, чтобы проучить домашнего духа, метлу опускали в деготь и оставляли на улице. Считали, что дворовой возьмёт её, чтобы двор подмести, измажется и задумается над своим поведением.

Сны с 13 на 14 ноября обязательно запоминайте, потому что они являются вещими.

Обычаи и приметы

Источник

Приметы на 14 ноября: почему нельзя стирать и зачем в этот день готовить курицу

ea14ed8b6bcfa09beca51b3ad9de478f

По народному календарю, 14 ноября отмечается праздник Кузьминки. Православная церковь в этот день почитает память святых Космы и Дамиана. На Руси их считали покровителями брака, ремесел и домашней птицы, поэтому 14 ноября было принято дарить близким кур.

Кроме того, этот день считался девичьим праздником, в честь чего устраивались пышные гулянья. Какие еще традиции и запреты связаны с этой датой?

Приметы на 14 ноября: традиции и обряды

6913 13112021

14 ноября было принято устраивать пышные гулянья в честь Кузьминок и девичьего праздника. Крестьяне собирались в одной избе, накрывали на стол, пели, танцевали и могли веселиться до самого утра.

На хозяйстве была девушка на выданье. Ей предстояло готовить яства на всех гостей.

Накрытый стол определял, выйдет ли она замуж в ближайшее время или нет. Если он оказывался небогатым, а блюда невкусными, свадьбу в ближайшем будущем ждать не стоит.

Обязательно в этот день на столе должны были быть блюда из курицы.

Праздник Кузьминки осенние по другому называют курьи именины. На Руси в этот день провожали осень и встречали зиму.

Богатые люди в этот день дарили домашних кур родным и близким, а женщины несли птиц в церковь и собирались с ними вокруг храмов. 14 ноября также было принято резать кур, чтобы на протяжении всего года в хозяйстве водилась птица.

Что нельзя делать 14 ноября

8005 13112021

Нельзя 14 ноября водить в баню детей. Считалось, что если вылить на землю воду, в которой мылся ребенок, он лишится защиты и начнет часто болеть.

14 ноября работа на кузнях являлась большим грехом.

Запрещено было в этот день выкидывать куриные потроха. Наши предки верили, что чтобы не болеть весь год, нужно съесть целую курицу.

Если 14 ноября подавали кому-либо милостыню, старались не смотреть просящему в глаза. Можно было навлечь неприятности.

Крупные покупки и траты лучше перенести на другой день.

Нельзя 14 ноября вязать и шить. По поверью, могут возникнуть проблемы со зрением.

Крестьяне верили, что если в этот день затеять стирку, вам могут начать «перемывать кости». Если же вы сами в этот день будете о ком-то сплетничать, то все плохое, что вы скажете, вернется бумерангом.

Приметы о погоде на 14 ноября

По некоторым приметам на Кузьминки осенние наши предки определяли погоду:

Если 14 ноября тепло – зима будет холодно

Если к вечеру в этот день потеплеет — следующий день будет пасмурным

Источник

Кузьминки

6788Лист, оставшийся на дереве до Кузьминок, предвещал мороз следующей зимой (Фото: Maxim Petrichuk, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 1 ноября.

«Кузьминки — осени поминки», — говорили в народе и в очередной раз отмечали встречу зимы. В некоторых районах осени по традиции отводится время от второго Спаса до Кузьминок.

На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы — ковали счастье молодых. Кстати, святых почитали одновременно как хранителей семейного очага и как покровителей всех ремесленников и ремесел — главным образом, кузнечного искусства и женского рукоделия. С Кузьминок женщины садились за прядение шерсти, чтобы после связать из нее зимние вещи или наткать теплых тканей.

Кузьминки были еще и молодежным праздником. Девушки собирались вместе в свободной избе, накрывали на стол (обязательным блюдом считалась каша) и приглашали холостых парней. Посиделки нередко продолжались до рассвета, а после молодые люди, расправившись с угощением, отправлялись воровать соседских кур.

4536

В день Кузьмы и Демьяна обращали внимание на приметы погоды. Если день выдавался снежным — следовало ждать весной большого разлива рек. Лист, оставшийся на дереве до Кузьминок, предвещал мороз следующей зимой.

Источник

Народный календарь: традиции празднования Осенних Кузьминок

Кузьминки — ноября сердцевина

697fd442cf81cf31f9c6af2fa40b8838

В первый день предстоящей недели озера и реки, по наблюдениям наших предков, могут покрыться льдом, наступят первые морозы. 9 ноября, в день, когда православные чтут память Нестора Летописца, монаха Киево‑Печерского монастыря, уже готовились ездить на санях. Нередко в это время случались первые снегопады. По приметам, если снег выпал в сырую землю, то следовало ждать ранней весны и много подснежников. Если утром туман, то вскоре наступит оттепель.

9 ноября белорусы вспоминали также святого Тодара. В этот день продолжали пополнять запасы на зиму и говорили: «На святога Тадора — поўна камора». А еще готовили овечью шерсть, чтобы изготавливать валенки, делать нитки, вязать из них варежки и носки. Расходуя «бавоўну», наши предки обращались к святым Анастасию и Авраамию (Настасей, Анастасiй) — заступникам и покровителям овчаров и пастухов. 11 ноября, в день их почитания, женщины пекли пироги. Считалось, если хозяин овечьего стада отблагодарит пастухов, то целый год его овцы будут целыми и невредимыми. Просили заступника овец: «Святы Настасей‑прэкрасны, саблюдзi авец нашых».

На Кузьму и Демьяна начиналось обучение детей грамоте. Отсюда и обычай молиться святым угодникам «о прозрении разума к учению грамоте».

Кузьма и Демьян, скуйте праздник нам! Так наши предки обращались к святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану в день их почитания — 14 ноября (Кузьма‑Земян, Касьма‑Дамiян, «Кузьмiнкi»). В календаре это была дата особая. Начинали чествовать кузнецов. Согласно народным представлениям, Кузьма и Демьян — Божьи «кавалi», которые способны не только украсить коваными звездами небо, но и сковать ледяную цепь для земли.

Это был праздник семейного очага и продолжения рода. Всего две недели осталось до Филиппового поста. Поэтому девушки, которые хотели выйти замуж до Рождества, обращались к святым с просьбой помочь найти суженого.

Кузьминки — пора веселья, которое продолжалось несколько дней. В это время хозяйкой дома становилась девушка‑невеста. Она готовила обрядовую еду для всей семьи. Утром на голодный желудок полагалось съесть вареное яйцо — символ плодородия. Другим ритуальным блюдом являлась каша. По преданию, Кузьма и Демьян были простыми работниками, никогда не требовали оплаты за труд, просили только каши.

Кашу на Кузьминки девушки варили сразу в нескольких горшках: в одних — с постным маслом, в других — со свиным салом, угощали ею деревенских парней и затем устраивали «вячорки» с веселыми играми, которые могли продолжаться до утра. Затем парни отправлялись воровать соседских кур для новых блюд. Такое озорство на Кузьминки не осуждалось. На следующий день веселье продолжалось. Молодежь наряжалась в одежду красного цвета, который символизировал солнце, жизнь и семейное счастье. Приговаривали: «Кузьма‑Демьян пришел — на свадьбу повел».

В некоторых районах Беларуси на Кузьминки праздновали первую встречу зимы. Говорили: «Не закаваць зiме раку да Кузьмы; калi Кузьма закуе, дык Мiхайла раскуе; на Кузьму лiсты на дрэвах трымаюцца — недарод наперадзе чакае».

Из Кузьмы‑Демьяновой кузницы мороз идет.

Кузьма‑Демьян из осеннего перепутья путь правят.

Если на Кузьму‑Демьяна на дорогах грязь, то до середины зимы продержится теплая погода.

Источник

Кузьминки :: Общие сведения

521253 originalКузьминки (кузьмодемьянки) – праздник, отмечаемый девушками в осенний день памяти Космы и Дамиана (1/14 ноября), в народной традиции – Кузьмы и Демьяна. В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она угощала семью едой, приготовленной самостоятельно. Основными ритуальными блюдами на Кузьминках были кушанья, сделанные из курицы. С одной стороны, эта обрядовая трапеза воспринималась как жертва св. Кузьме и Демьяну, которые считались покровителями этих птиц, с другой стороны, в аграрных и семейных обрядах куры и яйца выполняли роль символов плодородия и брака, поэтому «допустимо предположить взаимную связь значения Кузьмы Демьяна как покровителей девушек, устроителей брака, пособников в женских работах и значения покровителей домашней птицы, всецело находящейся на попечении женщины – хозяйки дома».

Вечером (иногда в течение трёх дней) девушки собирались и справляли «кузьминскую вечеринку» («ссыпчину», братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты – картофель, масло, яйца, крупу, муку – и готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд которой была каша, варили также козьмодемьянское пиво. Часто девушки продавали кашу парням за небольшие деньги. Её раскладывали в чашки разных размеров, а полученные деньги делили между собой. Девушки подростки варили кашу в нескольких горшках, после чего её ели в определённом порядке: сначала блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце – блюдо каши со свиным салом.

В Спасском уезде Казанской губернии кузьминская братчина начиналась с того, что парни стояли у входа в избу, а девушки садились на лавки и пели:

Ух ты братчинка, солдатчинка,
Яровая, хмелевая, весёлая голова!
Не ходи мимо сада,
Не прокладывай следа.

Песни, исполняемые на Кузминках, были посиделочными и игровыми, исполнявшимися и в другие дни. Так, пели: «Как по ярмонке купчик едет»; «Верба, верба, вербица»; «Уж ты Семенька, Симеонушка»; «Распосей своё горе»; «Ты, поповна». Широко исполнялась песня:

На Кузьму, Кузьму Демьяна,
На девичий праздник,
Тут и девушки играли,
Ванюшку увидали.
Он не в шубе, не в кафтане,
В белом балахоне.

Две её первые строки часто присоединялись к различным песенным текстам, чтобы связать их с девичьими Кузьминками. Помимо песен ещё одним развлечением в этот день были игры. Среди них непременно присутствовали так называемые поцелуйные. В одной из них парни и девушки, становясь в круг, исполняли песню: «Прялица кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя. » – в это время одна из пар кружилась, целовалась, а затем уступала место следующей.

В последний день Кузьминок в некоторых деревнях Пензенской губернии и в ряде других мест проводили обряд «свадьба и похороны Кузьмы Демьяна», во время которого девушки изготавливали соломенное чучело и одевали его в мужскую рубаху, штаны, «чапан» (верхнюю одежду из сукна), подпоясывали кушаком, обували в старые лапти. «Потешное венчание» состояло в том, что «Кузьку женили» на одной из девушек. Затем происходили «похороны»: поместив чучело на носилки, девушки уносили его в лес, за территорию деревни или села, раздевали, разрывали на части, плясали на соломе, оставшейся от чучела, а потом сжигали его. Первоначально этот обычай имел магическую символику. Солома олицетворяла зрелый злак будущего урожая, а чучело – растительную силу земли, поэтому его уничтожение возвращало эту силу обратно. А веселье, смех, пляска девушек на «соломенном теле Кузьмы Демьяна» символизировали стремление человека к плодородию и новой жизни.

Девичий праздник, отмечаемый в день Космы и Дамиана, включался в осенний свадебный период вместе с праздниками Покрова Богородицы и св. Параскевы, когда происходили смотрины невест, завязывались знакомства среди молодёжи, совместные игры и ухаживания и вследствие этого был окрашен в свадебные тона. Недаром среди главного угощения Кузьминок – свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша; кроме того, это день «свадебных кузнецов» – Кузьмы и Демьяна, одновременно являвшихся покровителями брака, семьи и домашнего очага. По народным представлениям, они выковывают свадьбу, свадебные венцы и брачные узы (цепи). Не зря их именовали «матушка Кузьма Демьян», превращая в женское божество, ведь эти святые особенно почитались девушками и женщинами, которым они покровительствовали не только в праздничное время, но и во время работы. Женщины обращались к ним за помощью в летнее время, когда начинали жатву, и в осеннее, собираясь прясть. Кроме осеннего праздника, отмечаемого девушками, существовали летние Кузьминки, приуроченные к летнему дню памяти Космы и Дамиана (1/14 июля), который особо праздновали женщины.

История праздника Кузьминки

Когда на Руси начали праздновать Кузьминки?

Почему праздник Кузьминки назвали Курьими именинами? Этимология слова «Кузьминки».

Как выглядит праздник Кузьминки? Фото празднования Осенних Кузьминок.

Описание празднование Кузьминок (не из википедии).

Источник

Adblock
detector