Меню

праздник колесниц ратха ятра

Праздник колесниц Ратха-Ятра

Праздник Ратха-Ятра — это праздник колесниц, один из праздников в индуизме, связан он с божеством Джаганнатха — одной из форм Кришны. Для Ратха-Ятра характерно шествие колесниц с деревянными божествами Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Таким образом, празднуется возвращение Кришны к себе домой во Вриндавану.

ratha yatra 23

Главный праздник проводится в индийском городе Пури в штате Орисса. Если верить легенде, то в этом городе поклоняются Джаганнатхе уже несколько миллионов лет. Большая часть населения города Пури идет в храм, который является важным местом паломничества в Индии.
Начиная с 1960 года, праздник Ратха-Ятра начинают проводить не только в Индии, но и в других странах мира. Всё это благодаря проповеди Бхактиведанты Свами Прабхупады, который основал общество «Международное общество сознания Кришны».

В воскресенье 15 июля на площади Ovocný trh в Праге состоялось празднование Ратха-Ятра. На само шествие колесницы я не попала, но на небольшом рынке и концерте побывать удалось.

На сцене выступали музыканты, танцовщицы индийского танца в стиле Бхаратнатьям, зрителям рассказывали о празднике. Возле сцены продавали индийскую одежду, украшения и другие интересные вещицы. Рядом стояла палатка, где можно было купить печенье и лепешки с приправами. Также была палатка, где можно было бесплатно попробовать вегетарианские блюда.

Источник

Ратха-ятра

50px HinduSwastika.svg

Ра́тха-я́тра ( Ratha-yātrā IAST «праздник колесниц») — один из главных праздников в индуизме, связанный с одной из форм Кришны — божеством Джаганнатха. Центральным элементом фестиваля является шествие колесниц с деревянными божествами Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Фестиваль Ратха-ятры отмечает возвращение Кришны к себе домой во Вриндавану после длительного периода разлуки со своими возлюбленными пасту́шками-гопи.

Основной фестиваль проводится ежегодно в июне или июле месяце в городе Пури штата Орисса. Значительная часть населения Пури тем или иным образом задействована в поклонении Джаганнатхе в древнем храме, который является одним из самых важных мест паломничества в Индии. Согласно легенде, поклонение Джаганнатхе в Пури ведётся уже несколько миллионов лет (с прошлой Кали-юги).

Ратха-ятра регулярно проходит также и в других городах Индии, где есть храмы Джаганнатхи. Начиная с 1960-х годов, благодаря проповеди Бхактиведанты Свами Прабхупады и основанной им индуистской вайшнавской организации «Международное общество сознания Кришны», фестивали Ратха-ятра стали проводиться во многих городах мира за пределами Индии, в том числе в России и на Украине.

240px Rathajatrawpuri

magnify clip

Содержание

Этимология

Слово ратха — означает «колесница»; слово ятра — «паломничество» или «процессия». Соответственно «ратха-ятра» означает «процессия из колесниц» или «фестиваль колесниц». В литературе индуизма слово «ратха» используется в разных контекстах — например в эпических войнах «Махабхараты» ратхи были основным средством передвижения для воинов.

Фестиваль в Пури

220px Rath Yatra Puri 2007 11071 crop

magnify clip

Самый крупный фестиваль Ратха-ятры ежегодно проводится в городе Пури, индийского штата Орисса, где находится древний храм Джаганнатхи, являющийся одним из важнейших мест паломничества в индуизме. Обычно деревянные божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры поклоняются внутри храма, но один раз в год, в день фестиваля Ратха-ятры, их провозят по улице чтобы дать возможность увидеть божества всем желающим. Три огромных, богато разукрашенных колесницы, по своей форме напоминающих храмы, проезжают по улицам Пури. Таким образом ежегодно празднуется возвращение Джаганнатхи, Баладевы и их сестры Субхадры во Вриндаван, который олицетворяет храм Гундича, расположенный в двух километрах от обычного местопребывания божеств — храма Джаганнатхи.

Каждый год для проведения фестиваля строят новые колесницы из особого дерева. После фестиваля колесницы разрушают и раздают щепки в качестве сувениров. Главная колесница Джаганнатхи достигает 13 метров в высоту и имеет 16 колёс диаметром в 2 метра.

Фестиваль начинается с того что раджа города Пури подметает золотым веником дорогу перед колесницами, после чего начинается процессия в которой около 4000 человек тянут каждую колесницу на канатах. Затем на неделю божества оставляют в храме Гундича, где их ежедневно одевают в новые одежды и кормят особыми рисовыми пирогами которые называются падапитха, после чего в подобной же процессии божества перевозят обратно в храм Джаганнатхи.

Каждый год на фестиваль съезжаются около 500 000 паломников со всего мира. Крупнейшие каналы индийского телевидения проводят прямую трансляцию происходящего на фестивале.

В прошлом индусы часто бросались под колёса колесниц, так как считается, что тот кто погибает таким образом — получает освобождение и возвращается в духовный мир.

День фестиваля Ратха-ятры является единственной возможностью для не-индусов и последователей индуизма неиндийского происхождения, которых не пускают внутрь храма, увидеть Джаганнатха.

Значение Ратха-ятры в гаудия-вайшнавизме

Для кришнаитов праздник Ратха-ятры имеет особенное значение, потому что в нём в своё время принимал участие основатель этого движения — Чайтанья Махапрабху. Кришнаиты верят в то, что Чайтанья — это совместная аватара Радхи и Кришны. Чайтанья пришёл в нынешний космический цикл Кали-югу для распространения любви к Богу. Любовь к Богу возможна в состоянии единения с Ним и в состоянии разлуки. Чайтанья пребывает в умонастроении Радхи, которая постоянно чувствует разлуку с Кришной (Джаганнатхой). В этом умонастроении Чайтанья принимал участие в шествии колесниц и танцевал перед божествами на фестивале Ратха-ятры в Пури ежегодно в период с 1516 по 1533 год.

220px Rath Yatra russia winter

magnify clip

Ратха-ятра за пределами Индии

Начиная с 1960-х годов фестивали Ратха-ятры стали обычным явлением во многих крупных городах мира. Они проводятся Международным обществом сознания Кришны.

Первый фестиваль Ратха-ятры за пределами Индии был проведён 9 июля 1967 года в Сан-Франциско по инициативе основателя Международного общества сознания Кришны Бхактиведанты Свами Прабхупады. Спустя несколько лет мэрия города Сан-Франциско объявила Ратха-ятру одним из праздников города.

Фестиваль также ежегодно проводится кришнаитами в таких городах как Лондон, Париж, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Берлин и Амстердам. В России Ратха-ятра регулярно проходит в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. [1] [2] [3]

Иллюстрации

94px Ratha1967

Афиша Ратха-ятры Сан-Франциско 1967 года

94px Ratha1968

Афиша Ратха-ятры Сан-Франциско 1968 года

120px Ratha1969

Афиша Ратха-ятры Сан-Франциско 1969 года

90px Paris Ratha Yatra

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Ратха-ятра» в других словарях:

Ратха Ятра — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

Ратха-ятра — (санскр. Ratha yâtrâ) главный из двадцати четырех годовых праздников в честь индийского бога Джаганнатха (см.) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ратха-йатра — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

Ятра — (санскр. यात्रा, Yātrā IAST, «путешествие», «процессия») санскритский термин, которым в индуизме называют паломничество в святые места (такие как места слияния священных рек, святые места, ассоциируемые с «Махабхаратой» и «Рамаяной» и… … Википедия

РАТХА — 1) Колесница, на к рой едут боги во время специального храмового праздника ратха ятра ( путешествие на колеснице ). Ярко украшенную Р., на к рую водружены изображения богов (как правило, скульптурные), тянут за канаты многочисленные… … Словарь индуизма

Снана-ятра — Толпа индуистских паломников, собравшаяся в Пури для празднования Снана ятры. Снана ятра индуистский праздник, ежегодно отмечаемый в городе Пури в день полнолуни … Википедия

Чандан-ятра — Чандан ятра ежегодный фестиваль Джаганнатхи, проводимый в Акшая тритья в храме Джаганнатхи в Пури. Содержание 1 Время проведения 2 Внешний чандан … Википедия

Праздник колесниц — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

Ратхайатра — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

Ратхаятра — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

Источник

Ратха-ятра (Ratha Yathra)

1 358

Ратха-ятра, также называемый «Ратхатра» — это индуистский праздник колесниц, который ежегодно отмечается в индийском городе Пури, штат Одиша, и является там официальным государственным праздником. Гигантские толпы религиозных паломников прибывают, чтобы стать свидетелями путешествия трех колесниц из Шри Мандира до Шри Гундичи в Пури.

Год Дата День Праздник
2020 23 Июн Вт Ратха-ятра
2021 12 Июл Пн Ратха-ятра
2022 1 Июл Пт Ратха-ятра
2023 20 Июн Вт Ратха-ятра
2024 7 Июл Вс Ратха-ятра
2025 27 Июн Пт Ратха-ятра

Фестиваль проводится в соответствии с индуистским календарем, но по Григорианскому календарю он обычно приходится на июнь или июль.

2 17Господу Джаганнатхе поклоняются в основном в городе Пури в знаменитом храме Джаганнатхи. Господь Джаганнатха считается одной из форм Господа Вишну, а также почитается последователями вайшнавизма. Джаганнатха буквально означает Владыка Вселенной. Храм Джаганнатхи — один из четырех индуистских центров паломничества. Паломнический маршрут, известный как Чота-чардхам, должен совершить каждый индус в своей жизни. Господу Джаганнатхе поклоняются вместе с его братом Балабхадра и его сестрой Деви Субхадрой.

Ратха-ятра отмечает ежегодное посещение Господом Джаганнатхой Храма Гундичи. Говорят, что для того, чтобы почтить преданность царицы Гундичи, жены легендарного царя Индрадьюмны, построившей храм Пури Джаганнатхи, Господь Джаганнатха, Балабхадра и Субхадра покидают свою обитель в главном храме и проводят несколько дней в этом храме, построенном Гундичой в их честь.

2 18За день до Ратха-ятры преданные Господа Джаганнатхи очищают храм Гундичи. Ритуал очищения храма Гундичи известен как Гундича Марджана и проводится за один день до Ратха-ятры.

Четвертый день после Ратха-ятры празднуется как Гера панчами, когда богиня Лакшми, супруга Господа Джаганнатхи, посещает храм Гундичи в поисках Господа Джаганнатхи.

После восьмидневного отдыха в храме Гундичи Господь Джаганнатха возвращается в свою главную обитель. Этот день известен как Бахуда Ятра (Bahuda Yatra) или возвращение Ятры и наблюдается на восьмой день после Ратха-ятры. Во время Бахуда-ятры Господь делает короткую остановку в храме Мауси Маа, который расположен на полпути в Пури и посвящен богине Ардхашини.

Согласно мифологии Джаганнатхи, однажды богиня Лакшми Деви покинула Шри Мандиру, и, таким образом, Джаганнатха и Балабхадра стали бедными и вынуждены были пойти попрошайничать.

Следует отметить, что Господь Джаганнатха возвращается в свою главную обитель как раз перед Девшаяни экадаши, когда Господь Джаганнатха отходит ко сну на четыре месяца. Ратха-ятра также известен как фестиваль автомобилей Пури среди иностранных гостей.

2 19Следует отметить, что ритуалы Ратха-Ятры начинаются намного раньше дня Ратха-ятры. Примерно за 18 дней до Ратха-Ятры Господь Джаганнатха, его брат Балабхадра и его сестра Деви Субхадра совершают знаменитую церемониальную ванну, которая известна как Снана-Ятра. День Снана Ятра отмечается на Пурнима Титхи в месяце Джьештха, который в народе известен как Джьешта Пурнима.

Во время празднования Ратха-янтра за колесницами следуют паломники. Каждая колесница задумана как тело, в котором, как считается, едут души трех индуистских богов. Это сравнивается с идеей позволить своей мудрости управлять своим умом и мышлением в жизни. И те, кто совершает паломничество в Ратха-ятру, должны быть способны, благодаря своему присутствию на фестивале, найти свой путь на небеса после смерти.

1 359Колесницы проезжают около двух миль по определенной улице в Пури, остаются в храме в течение девяти дней, а затем возвращаются в Шри Мандир.

Празднование включает в себя церемонию «очищения дороги» — метлой с золотой ручкой подметается улица под бой барабанов и окропляют специальной святой водой. Ратха-ятра является одним из старейших фестивалей подобного рода во всей Индии и мире, и это событие, которое ожидают миллионы индусов.

Источник

Праздник колесниц ратха ятра

Ратха-Ятра, Фестиваль Колесниц Господа Джаганнатхи празднуется каждый год в Пури, храмовом городе в Ориссе, на восточном побережье Индии. Господствующие божества главного храма, Шри Мандира, Господь Джаганнатха, Господь Балабхадра и Богиня Субхадра, с божественным диском Сударшана выносятся с территории храма в сложной ритуальной процессии к их колесницам. Огромные, красочно украшенные колесницы, тянут сотни и тысячи приверженцев по Бада Данда, большой улице к храму Гундича, приблизительно на расстоянии в две мили на Север. После пребывания там в течение семи дней божество возвращается к их местожительству в Шри Мандир.

Ратха-Ятра является, возможно самым большим фестивалем на земле. Все в масштабах, приличествующих великому Богу. Полный зрелища, драмы и цвета, этот фестиваль — типичная индийская демонстрация огромных пропорций. Это — также живое воплощение синтеза племенного, народного, и коренного с классическим; разработаны строгие, замысловатые и сложные элементы социо-культурного религиозного идеала индийской цивилизации.

Священность и Значение Ратха Ятры

Фестиваль также известен как Гундича Ятра, Гхоша Ятра, Навадина Ятра, Дашаватара Ятра, и под множеством других названий. Для преданных и приверженцев, это считается самым благоприятным событием.

Ятра — важная часть ритуала индуистской системы поклонения. Ятра буквально означает путешествие или поездку. Обычно господствующие божества храмов, более известные как Утсава Мурти на юге и Чаланти Пратима или Бидже Пратима в Ориссе, принимают участие в этих поездках. Это редкость, когда господствующее божество покидает свой алтарь для таких ритуальных поездок.

Ятра для ритуальной поездки бывает двух видов — одна заключается в коротком обходе вокруг храма, и другая – это более длинная поездка от храма до некоторого другого пункта назначения. Ятру рассматривают как важную часть празднеств и церемоний каждого храма и считают особым священным событием.

Ратха-Ятра является уникальной среди всех Ятр, — это самый великий фестиваль верховного божества, которое проявилось в Кали Югу, чтобы освободить человечество и избавить людей от их страданий.

Господь Джаганнатха полностью идентичен Вишну и Кришне. В Его изначальном проявлении как Ниламадхаба Ему поклонялись в священном Ньягродха Брикша, или дереве баньяна. Ветви дерева распространились на нескольких миль, и любой, кто входил в это место под ними, немедленно обретал освобождение и избавление от тяжкого груза рождений и перевоплощений. Фактически, влияние Ямы, Бога Смерти, как полагается, было уменьшено в священном городе Пури — Шрикшетра — из-за присутствия Господа Джаганнатхи, и поэтому этот город также называют Яманика Тиртха.

Взгляд Господа Джаганнатхи, восседающего на своей колеснице, как полагают, очень благоприятен, и святые, поэты и священные писания неоднократно прославляли святость этого особого фестиваля. Священная сила фестиваля такова, что даже прикосновения к колеснице или к веревкам, с помощью которых ее тянут, считается достаточным, чтобы обрести результаты многих благочестивых деяний или целой вечности подвижничества. На самом деле, есть известная орийская песня, которая гласит, что в течение этого праздника колесница, колеса, большая улица, — все становится единым с самим Господом Джаганнатхой.

Каби Самрат Упендра Бханджа в его известной Вайдехиша Виласе упоминает, что Господь выезжает из своего храма для того, чтобы участвовать в Гундича Ятре (другое название Фестиваля Колесниц), только для того, чтобы спасти падших, патита джана, которые в этом случае получают возможность созерцать их самого дорогого Господа по соседству. Точно так же в стихах святого поэта Шаэлабеги, красноречивого в восхвалении его самого дорогого темного возлюбленного говорится, что Господь, колеблющийся и двигающийся как дикий слон, едет по большой улице на своей колеснице, и мгновенно разрушает все грехи своих преданных, даже если они могут быть тяжкими или непростительными.

postvenz1

ratha1

Колесницы

Три колесницы Балабхадры, Субхадры и Джаганнатхи, которые заново строятся каждый год из древесины особых деревьев, таких как пхасси, дхауша и т.д., обычно привозят из экс-королевского штата Дашапалла командой специальных плотников, которые издревле наследуют передающиеся из поколения в поколение права и привилегии для выполнения этого служения. Необработанная древесина традиционно переправляется на плотах по реке Маханади. Ее выгружают около Пури и затем транспортируют по дороге.

Эти три колесницы, заново сооружаемые каждый год и украшенные согласно уникальной схеме, предписанной и выполняемой в течение многих столетий, стоят на Бада Данда, большой улице. Покрытые яркими навесами, сделанными из полос красной ткани, в сочетании с полосками из черных, желтых и синих цветов, огромные колесницы выровнены посреди главной большой улицы прямо перед величественным храмом, близко к его восточному входу, также известному как Симхадвара или Ворота Льва.

Колесницу Господа Джаганнатхи называют Нандигхоша. Она высотой в сорок пять футов и площадью сорок пять футовый на уровне колес. Она имеет шестнадцать колес, каждое из них по семь футов в диаметре, и украшена покрытием, сделанным из красно-желтой ткани. Господь Джаганнатха идентичен с Кришной, который также известен как Питамбара, — тот, кто одет в золотисто-желтые одежды и поэтому его отличают желтые полосы на навесе этой колесницы.

Колесница Господа Балабхадры, которого называют Таладхваджа, — носящий пальму на своем флаге, — имеет четырнадцать колес, каждый из которых по семь футов в диаметре, и покрыта красно-синей тканью. Его высота составляет сорок четыре фута.

Колесница Субхадры, известной как Дарпадалана, буквально « попирающая гордость », имеет сорок три фута высотой, с двенадцатью колесами, каждое по семь футов в диаметре. Эта Колесница украшена покрытием красно-черной ткани, — черный традиционно связан с Шакти и Богиней Матерью.

Вокруг каждой из колесниц девять Паршва девата, раскрашенные деревянные изображения, представляющие различные божества на различных сторонах колесниц. Каждая из колесниц имеет четырех лошадей. Они различных цветов — белые для Балабхадры, темные для Джаганнатхи, и рыжие для Субхадры. У каждой колесницы есть возничий, именуемый Шаратхи. Трое возничих на колесницах Джаганнатхи, Балабхадры и Субхадры — (соответственно) Матали, Дарука и Арджуна.

postvenz1

Чандан Ятра, Фестиваль пасты из Сандалового дерева

Сооружение колесниц начинается на Акшая Трития, третий день светлых двух недель Вайшакха, с ритуального огненного поклонения. Это происходит перед дворцом Короля Пури и напротив главного офиса храма Пури. В этот день начинается новый сельскохозяйственный сезон, и фермеры начинают пахать свои поля.

Этот день также знаменует начало летнего фестиваля божеств, также известного как фестиваль сандалового дерева или Чандан Ятра, который длится в течение трех недель. На этом фестивале фестивальные мурти, представляющие главных божеств, ежедневно вывозят в красочных процессиях и совершают церемониальную прогулку на лодках в храмовом пруду Нарендра. В необычной демонстрации, изображающей главных героев культа Джаганнатхи, Маданамохана и Рама Кришна, представляя Джаганнатху и Балабхадру, принимают участие в фестивале с мурти представителей главных божеств пяти главных храмов Шивы в Пури. Они известны как Панча Пандава, пять братьев из истории Махабхараты. Позже божества принимают ритуальное омовение в маленьком храме в середине водоема, в каменных бадьях, заполненных водой, пастой сандалового дерева, ароматами и цветами.

postvenz1

ratha3

Нава Йована – Возрождение Молодости

День, непосредственно предшествующий выходу божеств с территории храма, знаменует формальное окончание периода болезни. На божества накладывают новый слой краски и, наконец, согласно традициям изготовления божественных изображений, рисуют глаза во время ритуала, назваемого нетростава. Божества теперь полностью восстановлены, и их новое появление для созерцания на публике известно как Нава Йована Даршана, празднование Возрождения Молодости. Сотни тысяч преданных, лишенных возможности видеть их самого дорогого темного возлюбленного, заполняют храм, чтобы участвовать в этом фестивале, который обычно начинается днем и длится до поздней ночи.

postvenz1

Фестиваль и Путешествие

Наконец, наступил назначенный день для большого Фестиваля Колесниц. Это — Асадха Шукла Двития, второй день в светлые две недели первого месяца муссона индийского сезонного календаря. Обычно это бывает в конце июня в нормальные годы, но через каждые несколько лет, после регулирования солнечных и лунных календарей, с двойным Вайшакха, это происходит в июле. Главные божества храма, Господь Джаганнатха, Господь Балабхадра и Богиня Субхадра покидают пределы святилища храма, чтобы смешаться с миллионами их преданных.

postvenz1

ratha4

Паханди, Выход с территории храма

Поездка божества к миру снаружи, начинается со сложного королевского ритуала под названием Паханди — буквально, продвигаясь в шаг за шагом, движение в сопровождении нескольких преданных, играющих на гханта, кахали и телинги баджа.

Гханта — тип гонга, имеющего форму гладкой полой чаши, и сделанного из камса, колокольного металла, сплава латуни и цинка. Маленький жезл, сделанный из твердой, но гибкой части тростника, используется, чтобы ударять в этот простой музыкальный инструмент. Гханта создана традиционными группами ремесленников – каншари, которые живут в деревнях недалеко от Пури. Кахали — тип трубы, в то время как телинги баджа является простым барабаном, ударным инструментом, на котором играют с обеих сторон с помощью тростника.

Известный святой поэт Шалабега увековечил чувства преданных, поскольку они ждут каждый год исполнения их желания видеть их дорогого темного возлюбленного, Калия Дхана, восседающего на своей великолепной Колеснице – Нанди Гхоша. Шалабега пошел в паломничество и заболел. Он не мог возвратиться вовремя, чтобы увидеть его дорогого Господа на колесницах, и стал кричать в мучении, на расстоянии в 750 миль. Он молился Господу, чтобы тот остановился на некоторое время на Бада Данда, большой улице, пока он не смог вернуться, чтобы видеть Его. Сострадательный Господь остановился на своей колеснице, которую невозможно было продвинуть даже на дюйм, пока Шалабега не достиг Пури и присоединился к преданным в молитве.

Поскольку Господь Джаганнатха и Господь Балабхадра весьма тяжелы, к их спинам приставляют деревянный крест, и толстые шелковистые веревки связывают их головы и талии для их церемониальной процессии — ритуал, известный как Сенапата лаги. Божества во время периода анасара на самом деле помещены в зале для даршана – Джагамохана, а не в алтаре – или « деул », на высокой площадке, на их обычных сиденьях. Оттуда божества перемещают сначала на сапта пахача или семь шагов, снаружи от северной двери натамандапа, или танцевального зала. Во время движения к выходу из храма до колесниц процессия божеств в ряд и известна как дхади паханди, или движение группы. Все божества перемещаются одновременно. Сначала Сударшана, божественный диск Вишну-Кришны, выносится и помещается на колеснице Субхадры, следом идут Балабхадра, Субхадра и, наконец, Джаганнатха.

Пение кахали, звон гханта, и бой телинги баджа в уникальном ритмичном движении, медленно повышаясь в бурном темпе, объявляют начало их движения.

Эти два брата, Балабхадра и Джаганнатха, украшены большими, сложными цветочными искуссными оформлениями, названными тахия. Они походят на огромные короны или диадемы, но установлены позади их голов. Они сделаны из множества белых, оранжевых цветов и цветов лотоса, листьев и кусочков пробкового дерева, прикрепленных к полукруглой сердцевине бамбукового каркаса. Два брата, украшенные тахия, продвигаются в медленном, колеблющемся движении, создавая иллюзию огромного, изящно и мягко выходящего слона. Привилегия изготовления этих тахия принадлежит Рагхавадаса матху – монастырю, связанному с храмом. Сотни и тысячи преданных нетерпеливо ждут взгляда божеств. Как только божества выходят из главных ворот храма, Симхадвара, Ворот Льва, огромная толпа преданных, бхакта, сходят с ума в экстазе, громко воспевая имя Бога. Скандирование « Харибол » — буквально означает произносить имя Хари, имя Бога.

Сначала прибывает Сударшана, который занимает свое место на колеснице Субхадры. За ним следует Господь Балабхадра. Намного меньше в размерах, Субхадра желто-золотого цвета, младшая сестра Джаганнатхи и Балабхадры, следует сразу за ним. Невысокую и тонкую, в отличие от ее двух братьев, и намного более легкую, Госпожу несут на плечах в лежащем на спине положении. Ее движение намного быстрее, и дайты несут ее почти прорываясь через процессию в бегущем движении. Наконец, прибывает Господь Джаганнатха, возлюбленный преданных, в королевской процессии. Танцовщицы исполняют традиционный танец Одисси в сопровождении мардал и мриданг, орисских традиционных ударных инструментов, по мере продвижения процессии. Преданные также исполняют санкиртан, ритуальное групповое пение имен Господ, в ритмичном танце.

postvenz1

ratha2

Чхера Паханра – Император, как подметальщик для Колесниц

Вторая фаза фестиваля – такой же красочный и сложный ритуал, известен как Чхера Паханра. Радже, Королю Пури, Гаджапати Дивья Сингха Деву сообщают о том, что божества заняли свои места на Колесницах, через посыльного, специально назначенного чиновниками храма. Молодой, красивый Король, одетый в безупречно белое, которого несут в покрытом серебром паланкине, покидает свой дворец и вступает в маленькую процессию на главной большой улице во главе с наряженным попоной слоном. Он поднимается на колесницы, на одну за другой. Сначала он возносит свои молитвы божеству, усаженному на колеснице. Затем чистит пьедестал золотой метлой, разбрасывая цветы и разбрызгивая ароматную воду на поверхности колесницы.

Ритуал повторяется несколько сотен лет и является символом покорения временного духовному. Императоры Ориссы, начиная с отважного Анантвармана Чодагангадева в 12-ом столетии, провозгласили себя как раута, — слуги Господа Джаганнатхи, — и управляли землей как Его представители. Данный ритуал — также публичная демонстрация уникальной философии интеграции и единства, символизируемой Господом Джаганнатхой. Нет никакого различия между кастами, убеждениями или любого другого барьера между людьми во время всех празднеств. После чистки колесниц Раджой и его отъездом во дворец, деревянные лошади, коричневые, черно и белые, прикрепляются к этим трем колесницам. Толстые веревки, сделанные из кокосового волокна и 250 футов длиной, привязаны к каждой колеснице.

postvenz1

ratha5

Процесс, когда тянут Колесницы

Заключительный ритуал на праздновании — процесс, когда тянут Колесницы. Колесницу Господа Балабхадры тянут первой, следом – Колесница Богини Субхадры. Наконец, наступает великий кульминационный момент празднования дня, когда колесница Господа Джаганнатхи, Нандигхоша начинает свое захватывающее путешествие к храму Гундича. Тысячи преданных, которые терпеливо ждут целый день этого счастливого момента, в экстазе, с радостью и с чувством удовлетворения тянут колесницы.

В древние времена Ратха Ятра в Пури использовала шесть колесниц, соответствующих трем в наше время. Раньше река протекала между Домом Гундича и храмом Джаганнатхи. Три приготовленные колесницы стояли в ожидании с другой стороны реки, чтобы принять божества с трех колесниц, которые везли их от главного храма.

postvenz1

ratha7

Бахуда, Фестиваль Возвращения

Однако, ворота храма закрыты для Господа Джаганнатхи его божественной супругой Лакшми. Ее гнев, ревность, разочарование и неудовлетворенность ясно сформулированы ее спутниками, представленными группой слуг изнутри храма. Другая группа, представляющая Господа Джаганнатха, отвечает мольбами и проявлениями нежной привязанности.

После воспроизведения этой драмы ежедневных внутренних размолвок простых смертных, божественная пара наконец мирится, двери храма открывают, и божества возвращаются к своим усыпанным драгоценностями тронам, ратна симхасанам.

postvenz1

Посмотрите также:

На этом видео под музыку Shabda Hari das (Джаганнатха-аштака) вы сможете посмотреть как преданные готовились к этому событию уже в 2010 году и как Господь Джаганнатха не перестает проливать свою.

Продолжение поэмы о Кришне по мотивам 10 песни Шримад Бхагаватам.

В январском выпуске я подготовил для вас подборку удивительных историй, записанных в разное время служителями храма Джаганнатха в Пури, Орисса. В древние века и поныне история всего штата Орисса и.

Опубликовал: Крышень. Время публикации: 19.06.2012 в 15:50 в рубрике Хари-катха, а также в темах: Баладева, Джаганнатха, Колесо времени, Орисса, Пури, Ратха-ятра, Субхадра Вы можете комментировать эту запись.

2 комментария на “Праздник колесниц (Ратха-Ятра)”

Спасибо за подробное объяснение праздника Ратха-ятра.
В этот день я находился на площади и принимал участие в празднике! Харе Кришна!

Есть огромное желание принять участие в празднике Колесниц в июне 2014 года!

Источник

Ратха Ятра в Индии

884Колесница Бога Джаганнатха

Ратха Ятра (Ratha Yatra, буквально — «парад колесниц») — ежегодный религиозный праздник вывоза Бога Джаганнатха, одной из форм Кришны-Вишну, из храма на гигантской колеснице. Праздник отмечается в месяце Ашадха (июнь-июль). Главное место праздника — храм Джаганнатх (Jagannath) в городе Пура (Puri), расположенном недалеко от Бхубанешвара, столицы штата Орисса.

Ратха Ятра символизирует путешествие Бога Кришны из Гокуля в Матхуру.

Согласно легенде, однажды Бог Джаганнатх выразил свое желание посещать место своего рождения «Гундича Гхар» каждый год.

Согласно другой легенде, его сестра Субхадра хотела посетить Двараку, дом ее родителей, поэтому два ее брата Джаганнатх и Баларама отвезли ее туда в этот день. Согласно «Бхагавата-пуране», в этот день Кришна и Баларама отправились в Матхуру по приглашению царя Кансы, чтобы участвовать в состязании.

В день празднования три огромные колесницы, одна из которых желтого цвета, а две — синего, останавливаются перед храмом, и тогда статуи Джаганнатха, его брата Баларамы и сестры Субхадры размещают в соответствующих им колесницах. Сотни людей запрягаются в колесницы и везут их через весь город.

За колесницами божеств следуют колесницы поменьше, специальные платформы с паломниками, акробатами и гимнастами. На праздник обычно собирается более 200 тысяч человек.

Другие праздники в разделе «Праздники Индии» 41

Источник

Ратха-Ятра – как проходит Фестиваль колесниц в Индии?

Праздник Ратха-Ятра в Индии называют Фестивалем колесниц, однако такое именование не в полной мере отражает суть торжества. Как и многие другие праздники индийского народа, Ратха-Ятра насыщен старинными ритуалами, имеет древнюю историю и связан с важными символами и обрядами.

Более того, его суть понимают далеко не все туристы, ведь для многих из них Фестиваль колесниц видится просто красочным впечатляющим действом. Чтобы прочувствовать в полной мере атмосферу Ратха-Ятра, нужно постараться максимально близко познакомиться с особенностями верований индийцев и ритуалами праздника. Какой же он – Фестиваль колесниц в прошлом и в наше время?

Происхождение Ратха-Ятры

Фестиваль колесниц – название праздника Ратха-Ятра, причём в нём используется практически дословный перевод с санскрита. Дело в том, что “ратха” на древнем языке означает “колесница”, а “ятра” – “двигаться”.

Когда же впервые стали отмечать Ратха-Ятру, трудно точно сказать. Ведь уже в древнейших текстах Брахма-пураны появляются упоминания о торжестве, шествии колесниц, что проходило на улицах крупных индийских городов.

ratha yatra masshtabnyy i yarkiy prazdnik indiiРатха-Ятра – масштабный и яркий праздник Индии

Но если история из-за давности времён скрыла от нас особенности первого празднования и его возникновения, то легенды сохранили версии об этом. Согласно одному из преданий, великий правитель Джаганнатха, что являлся одним из воплощений Вишну, решил ежегодно посещать священное место Мандир Гундича.

Вместе со своими родственниками он каждый год отправлялся в долгий путь. Народ, что обожал Джаганнатху, присоединялся к этому шествию.

В итоге парад колесниц стал проводиться регулярно. Несмотря на то, что эту версию происхождения праздника считают лишь одной из легенд о Ратха-Ятре, мне кажется, что так могло быть и в действительности.

Особенности празднования

У Ратха-Ятры нет строго зафиксированной даты. Приверженцы индуизма отмечают праздник согласно собственному календарю и лунному циклу. Обычно Ратха-Ятра попадает на конец июня-начало июля.

Центром празднования уже несколько веков становится город Пури, расположенный в индийском штате Орисса. Именно там расположен крупнейший храм Джаганнатхи. Его статую вместе с идолами прочих божеств находятся внутри храма, однако в день Фестиваля колесниц их можно увидеть на улицах города.

Деревянные скульптуры провозят по улицам. Неслучайно главные колесницы Ратха-Ятры напоминают по своей формы индуистские святилища. По сути, так оно и есть. Каждая колесница – маленький храм, в котором находится свой бог.

Ежегодно множество мастеров трудится над созданием колесниц для празднования Ратха-Ятры. Согласно индийским традициям, после шествия колесницы разбирают, а щепки раздают людям в качестве сувениров.

Индийцы верят, что такой кусочек дерева является крайне ценной вещью, могущественным оберегом. Только представьте: во время Фестиваля колесниц сооружения с богами могут достигать в высоту 13 метров.

raha yatra hranit massu starinnyh obychaevРаха-Ятра хранит массу старинных обычаев

Само шествие также предусматривает проведение определённых ритуалов. Например, перед появлением колесниц раджа города Пури должен подмести золотым веником путь, по которому пройдут “храмы на колёсах”. Каждую колесницу тянут несколько тысяч человек, держась за канаты.

Когда божества прибывают в назначенное место, их оставляют в храме Гундича. Там им меняют одежды, подносят всевозможные дары. По прошествии срока колесницы вновь отправляются в путь – теперь уже обратно в Пури.

Традиции Ратха-Ятры

В наше время считается добрым знаком увидеть скульптуры Джаганнатхи и его соратников. Более того, Ратха-Ятра – единственная возможность осуществить это для тех, кто не исповедует индуизм или не является индусом. Ежегодно на праздник съезжается около полумиллиона паломников из разных уголков Индии и самых разных стран мира.

У каждого дня Ратха-Ятры есть своё символическое значение, с каждым из них связаны особые ритуалы. Например, день, предшествующий выходу божеств их храма для возвращения в родное святилище, считается периодом молодости и обновления.

ratha yatra za predelami indii v permiРатха-Ятра за пределами Индии – в Перми

Индийцы считают, что так же, как Джаганнатха меняет свой наряд и преображается, могут меняться и люди. Этот день связан с переосмыслением, новыми планами и возрождением.Ратха-Ятра является одним из самых значимых и любимых фестивалей для кришнаитов. Сторонники этого направления индуизма устраивают празднование не только в Пури, но и других индийских городах.

А с середины прошлого века Ратха-Ятра стал проводиться в разных странах Международным обществом сознания Кришны. Сегодня стать участником Ратха-Ятры можно в Америке, Европе, ряде городов России.

Ратха-Ятра – грандиозный фестиваль Индии, что посвящён господу Джаганнатхе и богу Кришне. С этим праздником связано немало интересных обрядов, но даже одно участие в нём в качестве зрителя уже приносит счастье человеку. Ратха-Ятра – торжество, посвящённое силам добра и света. Народ Индии верит, что необыкновенные дни фестиваля наполнены мистической силой и истинным волшебством, что даруют боги нам, людям.

Источник

Значение Ратха-ятры

Фестиваль колесниц Радхики

Каково значение Ратха-ятры? Это не фестиваль колесниц Джаганнатхи, это фестиваль колесниц Шримати Радхики. В этом праздновании Радхарани приходит, чтобы вернуть Кришну обратно в Шри Вриндаван.

Не побывав на Ратха-ятре, мы не сможем получить благосклонный взгляд Джаганнатхи. Мы будем обездолены в этом мире страданий. Он благословляет всех, кто попадает под Его взор. Благодаря этому благословению в наших сердцах проявится враджа-раса.

Шримати Радхика пришла вернуть Своего прананатху обратно во Вриндаван. Когда Махапрабху танцевал перед колесницей Джаганнатхи, она медленно двигалась вперед. Когда Махапрабху уходил танцевать позади нее, колесница останавливалась.

Это не праздник Джаганнатхи, это праздник Шримати Радхарани. Это особый секрет, но кто может понять это?

На протяжении Ратха-ятры Шримати Радхарани наблюдает: «Кто присоединяется к этому Моему празднику? У кого есть желание враджа-бхакти? Кто следует Мне?»

сеи та парана-натха паину

яха лаги’ мадана-дахане джхури’ гену

«Наконец Я обрела Властителя Моей жизни, в разлуке с которым Я увядала, сжигаемая Купидоном, богом любви».

Шримати Радхика говорит: «Я с нетерпением жду встречи с Моим возлюбленным. Я зову Его и тяну обратно во Враджа-бхуми, но какие манджари и гопи пришли помочь мне?»

Если мы не идем помогать на этом празднике, Шримати предположит, что мы из Двараки, и поместит нас туда. Она не разрешит нам прийти во Вриндаван.

Этот день – это очень особенное празднование. На него собираются Шримати Радхарани и все Ее последователи, чтобы вернуть Кришну во Вриндаван. Если вы не принимаете участие в этом праздновании, вы станете камнями, как брахмавади. Вы можете достичь Харидвара, но вы никогда не войдете в Шри Враджа-мандалу. Вы можете подойти к дверям Хари, но не сможете войти внутрь.

У Джаганнатха Пури с Враджа-бхуми очень хорошие отношения…

Махапрабху во время Ратха-ятры

Махапрабху посещал Ратха-ятру в обществе Адвайты Ачарьи, Гададхары Пандита, Сварупы Дамодары, Райя Рамананды, Санджая, Мукунды, Васу-гхоша, Сикхи Махити, Мадхави-деви и Харидаса Тхакура. И теперь все гаудии приходят на эту киртану, которую начал Махапрабху. Это не обычная программа киртаны. Линия, в которой мы находимся, не обычная! Мы не простые просители милостыни!

ях каумара-харах са ева хи варас та ева чаитра-кшапас

те конмилита-малати-сурабхаях праудхах кадамбанилах

са чаивасми татхапи татра сурата-вьяпара-лила-видхау

рева-родхаси ветаси-тару-тале четах самуткантхате

«Тот, кто украл мое сердце в юности, теперь снова мой господин. Те же самые лунные ночи месяца Чайтра, то же благоухание цветов малати и тот же сладкий нежный ветерок дует из кадамбовой рощи. В наших близких отношениях я Та же самая Твоя возлюбленная, но все же Я не чувствую здесь счастья. Я жажду вернуться на то место на берегу Ревы, под дерево ветаси. Таково Мое желание».

Понимая сердце Махапрабху, Шрила Рупа Госвами выразил точное значение этого стиха следующим образом:

приях со ‘ям кришнах саха-чари куру-кшетра-милитас

татхахам са радха тад идам убхайох сангама-сукхам

мано ме калинди-пулина-випиная сприхаяти

[Этот стих произносит Шримати Радхарани:] «Моя дорогая подруга, теперь, на поле Курукшетры, я встретила Своего очень старого и дорогого друга Кришну. Я все та же Радхарани, и сейчас Мы снова встречаемся вместе. Эта встреча очень приятна, но все равно Я хотела бы отправиться на берег Ямуны, под сень деревьев. Я хочу услышать вибрацию Его сладкой флейты, играющей пятую ноту в том самом лесу Вриндавана».

Мы должны попытаться понять эти настроения. Гаудии следуют лотосным стопам Шримати Радхарани. Они зовут Ее: «Хе Радхе, Вришабхану-нандини! О, я не могу терпеть разлуку, которую испытываешь Ты!»

Бхактивинода Тхакур поет:

шри кришна-вирахе, радхикара даса, амии то’сахите нари

югала-милана, сукхера карана, дживана чхадите пари

«Мне невыносимо больно видеть несчастное состояние Шри Радхики, когда Она страдает в разлуке со Шри Кришной, и я готов оставить свою жизнь, лишь бы Они снова были вместе».

Шримати Радхика бежит на поиски Кришны. «Где Мой возлюбленный? – восклицает Она. – Как же Мне привести Его обратно во Вриндаван?»

Манджари и сакхи сопровождают Ее, чтобы помочь Ей в этом. Они тянут Кришну во Вриндаван и прячут там, говоря: «Мы не позволим Ему когда-нибудь еще вернуться в Двараку!» Это философия Чайтаньи Махапрабху. Это настроение тех, кто находится в Его линии. Это и есть Ратха-ятра.

Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж распространил фестиваль колесниц по всему миру. Это фестиваль Шримати Радхики. Любой, кто участвует в нем, может обрести враджа-прему и поселиться во Враджа-бхуми. Ни один другой процесс не сделает это возможным.

Враджаваси так долго ждали возвращения Кришны. Кришна послал Уддхаву и Баладеву Прабху в Шри Враджа-мандалу с сообщением, что Он скоро вернется. Но Он так никогда и не сделал этого. Тогда Шримати Радхика решила: «Я сама верну Кришну обратно!» Она отправилась на Курукшетру во время солнечного затмения и, увидев Кришну, сказала Ему: «Мы встретились здесь, но Ты несчастлив, и мы тоже несчастливы. Если Ты хочешь быть счастливым, пойдем во Вриндаван».

Борьба с Лакшми-деви

Дайиты – это группа Радхарани. Они приходят, чтобы взять на себя служение Джаганнатхе во время Снана-ятры. Они купают Джаганнатху, приговаривая: «Весь год Тебя не мыли как следует! Маха-лакшми очень ленивая. Она просто выливает один кувшин воды на Твою голову. Пойдем с нами! Мы будем купать Тебя из сотен кувшинов. Потом полубоги будут мыть Тебя с неба».

После омовения Джаганнатхи враджадеви (Дайиты) заводят Его вовнутрь. Джаганнатха говорит Лакшми-деви: «Теперь Я болен и нуждаюсь в лечении». Затем Джаганнатха отправляется в отдельную комнату, где принимает особые лекарства от враджадеви. Лакшми-деви дают образец горького лекарства, чтобы она ничего не заподозрила, но в действительности Джаганнатха вкушает много сладостей и изысканных блюд Враджа. Это продолжается пятнадцать дней.

Спустя пятнадцать дней Джаганнатха обманывает Лакшми-деви: «Теперь Мне нужно на свежий воздух. Пойду-ка я ненадолго в прекрасный сад поблизости». Враджадеви действуют осторожно, чтобы тайно забрать Джаганнатху в Шри Вриндаван. Их имя – дайита-пати, они очень сильные, и внешне кажется, что у них пуленепробиваемые тела, но внутри они очень мягкие и сладкие. Они говорят: «Если Лакшми-деви не дает нам разрешение взять Джаганнатху, мы Его силой заберем, сделав свои сердца колесницами. Как тогда Лакшми удержит нас?»

Субхадра – это Йогамайя. Находясь посередине, она все устраивает. Субхадра, или Йогамайя, дает нам отношения с Господом. Баладева Прабху едет впереди. Он желает всех предложить Джаганнатхе. Он делает всех квалифицированными и посылает их к Субхадре, Йогамайе, а она дает квалификацию для кришна-севы. Поэтому колесниц три. Жизнь того, кто следует враджадеви и празднует Ратха-ятру, понимая все эти сокровенные истины, будет успешна.

Гуру-варга распространяет все это тайное учение.

Источник

Праздник колесниц Ратха-Ятра

Праздник Ратха-Ятра — это праздник колесниц, один из праздников в индуизме, связан он с божеством Джаганнатха — одной из форм Кришны. Для Ратха-Ятра характерно шествие колесниц с деревянными божествами Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Таким образом, празднуется возвращение Кришны к себе домой во Вриндавану.

ratha yatra 23

Главный праздник проводится в индийском городе Пури в штате Орисса. Если верить легенде, то в этом городе поклоняются Джаганнатхе уже несколько миллионов лет. Большая часть населения города Пури идет в храм, который является важным местом паломничества в Индии.
Начиная с 1960 года, праздник Ратха-Ятра начинают проводить не только в Индии, но и в других странах мира. Всё это благодаря проповеди Бхактиведанты Свами Прабхупады, который основал общество «Международное общество сознания Кришны».

В воскресенье 15 июля на площади Ovocný trh в Праге состоялось празднование Ратха-Ятра. На само шествие колесницы я не попала, но на небольшом рынке и концерте побывать удалось.

На сцене выступали музыканты, танцовщицы индийского танца в стиле Бхаратнатьям, зрителям рассказывали о празднике. Возле сцены продавали индийскую одежду, украшения и другие интересные вещицы. Рядом стояла палатка, где можно было купить печенье и лепешки с приправами. Также была палатка, где можно было бесплатно попробовать вегетарианские блюда.

Источник

Adblock
detector